Библия онлайн. Библия онлайн Доброхотно дающего любит бог толкование

Здравствуйте! А можно у вас спросить?

Вот я читаю Библию, и там уже с самого начала прослеживается ниточка, что вначале Бог создал человека по образу и подобию Своему. Все было хорошо, пока змей не соблазнил Еву. Но ведь Бог всегда наказывает человека за его проступки, а тут Он его просто выгоняет из Рая, как бы от Себя подальше. Вместе с тем сокращает дни жизни человека до 120 лет.

Потом, когда было велико развращение человеков на земле- Господь раскаялся, что создал человека, и сказал, что истребит всех людей на земле — и произошел потоп.

Когда Он истребил Содом и Гоморру — получается, Бог гневался на всех людей за их поступки? Но помните, как написано, что нужно прощать всех людей….

Получается, что Бог нас не прощает?

И еще, смотрите: когда читаешь Библию, например, Бытие — там написано о том, что Авраам был очень богат и скотом, и серебром, и золотом, и Бог любил этого человека.

А в Новом Завете повествуется о богатом юноше (может быть, помните, когда он подошел и спросил: чего ему еще не хватает, что он с самого детства соблюдал весь закон), тогда Иисус сказал ему: «пойди, продай свое имение, и возвращайся к нам». Это смутило юношу.

Почему в Библии такой противовес? Одного Бог любит, а другого…

Кого же любит Бог?

Меня зовут Станислав, я постараюсь вам помочь.

  • В книге Бытие в 3 главе показано наказание Адама и Евы. Я бы не назвал это простым «выгнал из сада». Грех имел значительные последствия не только для человека, но и для мира. Человек умер духовно, на мир распространился грех.
  • 120 лет упоминается на момент потопа, и может относиться как ко времени строительства ковчега, так и к будущему ограничению срока жизни людей — после потопа.
  • Содом и Гоморра — были уничтожены не все, остаток сохранился: Лот и его семья.
  • Богатством и отношением к нему был испытан Иов. В книге Иова есть исследование вопроса о наличии любви к Богу через благословения (деньги, статус, друзья). Сатане было разрешено проверить человека. Можно дополнительно ознакомиться с темой тут: Благодать и богатство — .

Мы с вами подходим к самому важному вопросу: кого любит Бог?

Вот логика наказания, и тут же логика спасения:

23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
(Рим.6:23)

Если через Адама пришло наказание, то через Иисуса — спасение:

22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
(1Кор.15:22)

По этой же логике, мы можем примириться с Богом:

17 Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
(2Кор.5:17-21)

Противовес, когда Бог любит одного, а другого не признает- выражен в Новом Завете так:

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
(Матф.7:21-24)

Для размышления советую изучить место (1-е Иоанна 4:7-21).

Прочитать место из Писания: 1Иоан.4:7-21

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
(1Иоан.4:7-21)

В послании Коринфянам апостол Павел призывает коринфян к великому делу милостыни. Он ставит им в пример македонян, которые были глубоко бедны, были нищи и тем не менее уделяли от нищеты своей помощь нуждающимся христианам в Палестине.

И говорит св. апостол коринфянам: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6).

Не о жатве, не о сеянии хлеба говорит Он, а о сеянии милостыни. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет».

Так бывает в делах Божьих, а в делах земных бывает иначе: бывает, что земледелец посеет мало, скупо, а Сам Бог пошлет высокий урожай, и посеявший мало пожнет много.

Бывает и наоборот, что посеявший щедро, щедро не соберет: побьет град посеянное, и ничего не соберет земледелец.

А в делах Божьих так не может быть: всегда и неизменно тот, кто сеет скупо, скупо и пожинает, а кто сеет щедро, щедро и пожинает.

Сеять много велит нам святой апостол. К милостыне призывал нас не раз Сам Господь Иисус Христос, и послушайте, какое огромное значение придавал Он милостыне — совершенно исключительное значение. В своей речи, обличающей книжников и фарисеев, которые считали весьма важным делом омовение чаш, кружек и скамеек, Он так говорил: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто» (Лк. 11:41).

Эти слова относятся не к одним книжникам и фарисеям, мы должны относить их и к себе. Если будем подавать милостыню, то, по слову Христову, все будет у нас чисто.

О книжниках и фарисеях Он говорил, что внутренность их исполнена хищения и лукавства, но что если будут они подавать милостыню, то внутренность их, исполненная хищения и лукавства, станет чистой.

Так должны помышлять и мы о себе. И у нас внутренность наша, сердца наши часто нечисты, весьма нечисты, полны беззаконий. Надо, надо очистить нам внутренность нашу, сердца наши, и вот Господь указывает необыкновенно простое средство к этому: только подавайте милостыню, и тогда все будет чисто, вся внутренность ваша будет чиста.

Запомните это, запомните, что сила милостыни безмерно велика.

Св. Иоанн Златоуст называет милостыню царицей всех добродетелей. Он говорит, что милостыня открывает нам самые небеса. Он говорит, что силой данной нами милостыни можем мы невозбранно и неостанавливаемые ни на каких мытарствах, беспрепятственно вознестись к самому престолу Божию. Он напоминает нам о сотнике Корнилии, язычнике, который был весьма милосерд, творил много милостыни и постоянно молился. И послал к нему Бог ангела Своего, который сказал Корнилию: «Молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Богом» (Деян. 10:4). Взошли к Богу...

Слышите вы, прямо к Богу восходят, восходят к Божию престолу, безостановочно проходят небеса, проходят мимо всех светил небесных, мимо полков ангельских, мимо серафимов и херувимов, и, нигде не останавливаясь, милостыни наши дерзновенно и быстро возносятся к самому Богу.

Знаете вы, не раз говорил я вам об этом, как и за что будет судить человечество Господь наш Иисус Христос, когда придет день Страшного Суда. Он не спросит никого из нас, ходил ли ты на богомолье, не спросит, поклонялся ли ты во Иерусалиме гробу Моему? Был ли ты девственником? Этого не спросит, спросит только одно: творил ли ты милостыню? Творил ли ты дела милосердия?

И при этом скажет удивительные слова: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» (Мф. 25:40).

Все добро, что делаем мы для нищих, несчастных братий наших, принимает Он как делаемое для Него Самого. Всякую милостыню, которую опускаем мы в руку бедного, принимает Сам в руки Свои.

О Господи, Господи наш! Как это велико: Ты Сам принимаешь милостыню нашу. Тебе, Богу нашему, должны мы подавать милостыню. А слово Божие истинно и неизменно, и всякая милостыня, которую творим нашим несчастным, обездоленным братьям, есть милостыня, подаваемая Самому Господу Иисусу Христу.

О как же это велико, и как надо нам призадуматься над словами апостола о том, что нельзя творить милостыню скупо, ибо скупо и пожнем Божию благодать за нее.

Надо творить ее всегда, неустанно, не только по временам. Надо сделать милостыню своей постоянной спутницей, надо милосердием обвязать сердце свое.

И если будем не скупо, а щедро творить милостыню, то пожнем и великую благодать, ибо так говорит Сам Господь Иисус Христос: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше» (Лк. 6:38).

Видите, за кусок хлеба, за чашу холодной воды, которую подаем мы нищему, Господь воздаст нам необычайной мерой, мерой доброй, утрясенной, нагнетенной, воздаст неизмеримо более того, что было дано Ему в лице нищих братьев наших.

А как много среди нас таких, которые подают с огорчением, с неохотой, как будто по принуждению. И как бесконечно далеки мы от того духовного состояния, в котором пребывали великие милостивцы, как, например, святой Иоанн, Патриарх Александрийский.

Он был живым олицетворением милосердия. Все силы ума своего напрягал он, чтобы помогать всем и всюду. Вступив на патриарший престол, он велел своим сослужителям обойти весь огромный город Александрию и переписать всех его благодетелей.

С удивлением спросили его подчиненные: «Владыко, каких же благодетелей должны мы переписать?». Он сказал: «Нищих, нищих, голодных, холодных, раздетых».

И переписали семь тысяч человек, и кормил их каждый день и одевал святой Иоанн.

Тот день, который проходил без дел милосердия, оплакивал он горькими слезами и считал пропавшим, ничего не стоящим днем жизни. Он благотворил «не с огорчением не с принуждением», он был доброхотным даятелем, которого любит Бог.

Никогда не думал он о том, что могут оскудеть средства его, он без оглядки раздавал все имение свое. И апостол Павел говорит: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело».

И как много, много раз эти слова сбывались на добрых, милосердных, святых людях.

И как часто читаем в житиях святых, что раздавали они без остатка все имевшееся в монастыре для питания сотен странников, и приходил эконом монастыря, и говорил святому игумену: что будем делать? Все роздано, все закрома пусты, братии есть нечего.

Но святые не смущались, возлагали всю надежду на Бога, и Бог не оставлял их: всегда в таких случаях наполнялись амбары монастырские, или иным чудесным неожиданным образом посылалось то, в чем нуждались.

Так было с преподобным отцом нашим Сергием Радонежским, так было с Евфимием Великим, с Саввой Освященным и со многими другими святыми.

Господь никого не оставлял и всегда помогал тем, кто был всецело милостив.

«Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век».

Все расточал, все раздавал нищим, казалось, ничего не оставалось у него больше, но оставалась правда его, правда которая пребывает вовеки, которая вознесется к престолу Божию.

«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей».

Мы должны сеять, сеять милостыню, сеять правду, а посеянное нами возрастит Сам Бог, и возрастит иногда в тридцать крат, иногда в шестьдесят крат, а иногда и в сто.

«Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9:11).

Но чрезвычайно важно, как подаем мы милостыню, как творим дела милосердия, ибо если мы с искренней любовью утоляем нужды несчастных, то творим и другое великое дело: вселяем в сердца их благодарность Богу. Милосердие имеет такую силу, что может обратить к Богу даже сердца нищих, живущих без Бога, ибо есть и такие.

Милостыня имеет огромную, бесконечную силу, и вот пример: в конце IV и начале V века жил в Италии епископ Павлин Милостивый. Он происходил из весьма знатного, высокого рода; в двадцатилетнем возрасте он был назначен сенатором, потом консулом — это крупные, важные должности — потом губернатором важнейшей Римской области Кампании.

И все презрел он, все оставил, раздал имение свое нуждающимся и стал иноком. Он испытал немало поношений, издевательств, насмешек даже от прежних слуг своих, но ничем не смущался. Сделавшись епископом, он стал щедро раздавать нищим церковное имущество.

В его время произошло нашествие на Италию вандалов, дикого и жестокого народа. Вандалы покорили римлян и увели в плен множество людей, а епископ Павлин, сколько хватало денег, выкупал пленников. Пришла к нему бедная вдова, плача и прося выкупить ее единственного сына, взятого в плен вандалами. Он сказал: «Милая моя, денег у меня больше не осталось, но сделаем вот как: отведи меня в стан вандалов, пусть возьмут меня вместо сына твоего, а его отпустят». И сам предался в плен вандалам.

Вандальский князь, этот дикий, жестокий человек, был поражен кротостью и благородством нового раба своего: он наблюдал за ним и изумлялся тому, какое сердце билось в груди Павлина. И случайно он узнал, что это епископ. Он был поражен и проникся таким благоговением к этому благородному человеку, что не только отпустил его самого, но вместе с ним отпустил и всех пленных римлян.

Так самим собою выкупил из плена святой Павлин много несчастных пленных римлян. Так сбылись вот эти слова Павловы — «чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».

Милосердие наше производит великую благодарность Богу в людях, далеких от Него.

Что может быть сильнее милосердия? Очевидно, ничто.

Эту добродетель ставил Господь Иисус Христос превыше всех добродетелей; к этой добродетели призывал апостол коринфян.

К этой же добродетели призываю и я, призываю вас к тому, чтобы вы были постоянны и усердны в милостыне, чтобы понимали, какая безмерная сила в ней.

Творите милостыню каждый по силам своим. Не требуется, чтобы вы отдавали все, а надо только, чтобы уделяли ближним своим часть из имения своего, хотя бы и скудного.

А в словах Христовых о вдове, положившей в сокровищницу только две лепты — два гроша — сказано, что положила она гораздо больше, чем все те, которые клали серебро и золото в корзину, ибо она отдала все, что имела, все свое пропитание.

Господь человеколюбив, Господь не требует подвига чрезмерного.

Говорит Он в притче о сеятеле, что если доброе слово его, слово проповеди падет на добрую землю, то возрастет и даст плод или в тридцать крат, или в шестьдесят, или во сто крат.

Знайте, знайте, что так глубоко ценит Господь нашу любовь к ближним, наше милосердие и наши милостыни, что если даже наши добрые дела дадут плод лишь в тридцать крат, примет и это, с благословением примет, как бы мало ни сделали добра, как бы мало ни помогли нищим братьям Его, — все примет с благословением. И услышите от Него на Страшном Суде: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

Да будет же для всех вас это обетование истинным и святым обетованием.

Да возрастут плоды добрых дел ваших хотя бы в тридцать крат. И тогда не останется без воздаяния даже кусок хлеба, даже чаша воды, только бы подали это с любовью, с лаской, с приветом. Аминь.

Комментарии к главе 9

ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ

Смотрите Введение к Первому посланию к Коринфянам.

ДАЮЩИЙ ДОБРООХОТНО (2 Кор. 9,1-5)

Как отмечали многие отцы раннехристианской церкви, на фоне этого отрывка мы видим чудесные человеческие черты Павлова характера. Павел говорит о сборе пожертвований для святых в Иерусалиме, и побуждал коринфян к щедрости, ставя им в пример македонян (8,1-5); но одновременно он побуждал македонян к щедрости, ставя им в пример коринфян! И вот Павел несколько опасается, как бы коринфяне не подвели его! Это типично для Павла и для величия его сердца. Ведь он никогда не осуждал одну церковь в глазах другой, а хвалил их. Неплохим определением характера человека является критерий, показывающий, какое наслаждение доставляют ему сообщения о лучшем и худшем в других людях.

Свой дар человек может принести по крайней мере четырьмя способами:

1) Как выполнение обязанности. Человек может уплатить дань по общепринятым нормам щедрости, делая это так, будто он оплачивает счет, либо переводит деньги для уплаты налогов. Но тот же дар может быть сделан и как выполнение неприятного долга и с таким выражением лица, что лучше было бы не делать его вовсе.

2) Для самоудовлетворения дающего. Человек много больше думает о чувстве удовлетворения, которое доставит ему сам факт преподнесения дара, нежели о чувствах, которые дар вызовет у принимающего. Некоторые подают свой грош нищему скорее из чувства самодовольства, нежели из желания помочь. Такой дар, в своей сущности, чисто эгоистический акт; люди, дающие так, дают скорее себе, нежели принимающему.

3) Из престижа. Побудительным стимулом такого дара является не любовь, а гордость. Дар делается не для того, чтобы помочь людям, а чтобы прославиться. Собственно говоря, дар не был бы сделан вообще, если бы на это не было обращено особого внимания и не вознесена хвала. Такое даяние даже может быть сделано с целью заслужить доверие Бога, как будто можно сделать Бога своим должником.

4) Однако, нельзя сказать, что эти дары носят исключительно негативный характер: ведь дар все же сделан. Но единственно достойным является лишь дар, сделанный человеком из чувства любви. Такой человек просто не способен не дать при виде нуждающейся души, которая будит в нем чувство сострадания. Это и значит - дать по Божьи; именно потому, что Он так любил мир, что отдал Сына Своего.

Павел очень хотел, чтобы коринфяне заранее приготовили свой дар, чтобы его не пришлось собирать в последний момент. Старая латинская поговорка гласит: "Кто дает быстро, дает вдвое". Это всегда так. Самый приятный дар - дар, сделанный без какого-либо напоминания. Ибо, когда мы еще были немощны, Христос умер за нас. Бог внемлет нашим молитвам прежде нашего прошения у Него. Мы должны сделать для братьев то же, что Бог сделал для нас.

ПРИЗНАКИ ЩЕДРОСТИ (2 Кор. 9,6-15)

Здесь приведены характерные признаки щедрости.

1) Павел утверждает, что ни один человек никогда еще не разорился из-за своей щедрости. Давать - все равно что сеять. Кто сеет скупо, тот скупо пожнет; сеющий же щедрой рукой, получит в свое время в изобилии. Новый Завет является крайне практической книгой, и одной из его важных особенностей является непременное указание на вознаграждение. В нем нет и мысли о том, что добродетель совершенно тщетна, Евангелие никогда не забывает напоминать человеку, принявшему заветы Божий, что жизнь его наполняется новым и чудесным содержанием. Но вознаграждение, предлагаемое Новым Заветом человеку, никогда не носит материального характера. Новый Завет предлагает человеку не материальные блага, но блага духовные и душевные. Какое же вознаграждение ожидает великодушного и щедрого человека?

а) Он будет любим. К этому вопросу мы еще вернемся. Никто не любит скупого человека, но щедрость может искупать его многие грехи. Человек всегда предпочтет горячее сердце, даже если эта горячность может привести к крайностям, в глазах холодной нравственности расчетливого ума.

б) У него будет много друзей. "Человек, у которого много друзей, должен быть дружелюбным". Неприятный человек не может рассчитывать на любовь людей. Человек, сердце которого открыто для других, всегда может рассчитывать на то, что сердца людей будут открыты для него.

в) Ему окажут помощь. Всегда приходит такой день, когда нам нужна помощь; и если мы будем неохотно помогать людям в беде, то и они не будут спешить нам на помощь. Нас мерят той же мерой, которой мы мерим других.

г) Они будут щедрыми к Богу. Иисус учил, что все, что мы делаем для других, мы делаем для Бога; и придет день, когда наша душевная и материальная щедрость зачтутся нам, а наша черствость будет свидетельствовать против нас.

2) Павел говорит, что Бог любит щедрого и великодушного. Во Втор. 15,7-11 говорится о щедрости по отношению к бедному брату, и особенно важный стих 10. "Когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое". Раввинская поговорка гласит: лучше принять друга с радостным лицом, и ничего не дать ему, нежели дать ему все с мрачным видом лица. Сенека говорил, что лучше не дать ничего, нежели дать колеблясь и с запозданием.

И далее Павел цитирует из Пс. 111,3.9, где, по его мнению, дано описание блаженного и великодушного человека. Он сеет не скупо, а щедро, тот подает бедному; и его деяния будут вечно во благо и в радость его. Карлейль пишет, как в детстве в дом пришел нищий, когда его родителей не было дома. В детском порыве он бросился к своей копилке и отдал нищему все, что в ней было; и, по его словам, он испытал такое чистое счастье, какого он не испытывал никогда больше в жизни. И действительно, доброохотно дающий счастлив.

3) Павел заявляет, что Бог наделяет человека и расположением сердца, и достатком. В стихе 8 сказано, что Бог дает нам во всем всякое довольство. При этом Павел употребляет греческое слово автаркия, любимое слово стоиков. Оно не означает довольство человека, обладающего в избытке материальными благами. Оно означает независимость. Оно характерно для человека, целью которого является не увеличение своего богатства, а устранение нищеты. Это слово обозначает человека, приучившего себя довольствоваться немногим. Ясно, что такой человек может дать другим намного больше, потому что ему нужно так мало для себя. Ведь правда же, мы часто так много хотим для себя, что у нас ничего не остается для других.

Но не только это дает нам Бог. Он может наделять нас даром, как делать добрые дела. Слуги Роберта Луиса Стивенсона очень любили его. Его мальчик-слуга каждое утро будил его и приносил ему чашку чая. Однажды, вместо него, его разбудил другой слуга. Но, кроме чашки чая, он принес еще и прекрасный омлет. "Велика твоя предусмотрительность", - сказал Стивенсон. "Нет, - ответил этот слуга, - велика моя любовь".

Лишь Бог может вложить нам в сердце любовь, являющуюся основой щедрости и великодушия.

Но Павел говорит нечто большее. Вчитываясь в содержание его мысли, мы видим, что дар является чудесным деянием для трех:

1) Дар дает что-то другим.

а) Он облегчает их нужду. Неоднократно человеку, находившемуся в крайне безвыходном положении, дар, полученный от другого человека, казался даром неба.

б) Он возрождает в них веру в человека, в братьев. Ведь часто человек, находящийся в крайней нужде, огорчен, разочарован, чувствует себя заброшенным. Получив дар от своих собратьев, он понимает, что любовь и доброта не умерли в людях.

в) Он вызывает в их душе благодарность к Богу. Ведь дар, полученный в трудную минуту, дает людям не только нашу любовь, но и любовь Божию.

2) Дар дает нечто и нам самим.

а) Он подтверждает наше христианское вероисповедание. Это было особенно важным для коринфян. Вне всякого сомнения, Иерусалимская христианская церковь, состоявшая почти исключительно из иудеев, которые относились подозрительно к язычникам, в глубине своего сердца сомневались в том, существенно ли вообще христианство для язычников. Сам факт такого дара должен был подтвердить им реальность христианства для язычников. Щедрость и великодушие человека показывают другим, что он воплощает свое христианство не только в слова, но и в действия.

б) Этот дар вызывает любовь и молитвы других людей. Самым важным в жизни является связь человека с его собратьями. Нет ничего более дорогого и важного, чем братство и дружба, а щедрость и великодушие являются существенным шагом на пути от человека к человеку.

3) Этот дар дает нечто Богу. Молитвы благодарности за дар восходят к Нему. Люди, видящие наши добрые дела, прославляют не нас, а Бога. Ведь это же великолепно: мы можем сделать что-то, обращающее сердца человеческие к Богу, и это доставляет Ему радость.

И, наконец, Павел обращает внимание коринфян на дар Бога в Иисусе Христе; дар, чудо которого не померкнет никогда и который никогда не может быть передан словами; и при этом Павел, якобы, говорит коринфянам: "Разве можете вы, вкусившие столь от щедрот Божиих, не быть щедрыми к своим братьям"?

Прежде чем обратиться к изучению глав 10-13 настоящего послания, вспомним, что мы видели уже во вступлении. Мы видим удивительный переход от главы 9 к главе 10. До главы 9 все, кажется, прекрасным. Разрыв залечен, ссора улажена. Главы 8 и 9 затрагивают сбор пожертвований для Иерусалимской церкви, и после того, как он рассмотрел этот практический вопрос, можно было бы ожидать, что Павел закончит послание. Однако, вместо этого, перед нами еще четыре главы, которые можно назвать самыми печальными и болезненными главами, когда-либо написанными Павлом. Вызывает удивление, как они туда попали.

Во 2 Кор. Павел дважды говорит о написанном им строгом письме, письме настолько суровом, что однажды он почти пожалел, что вообще написал его (2 Кор. 2,4; 7,8). Такое описание совершенно не подходит к 1 Кор. Следовательно, нам остается принять одно из двух заключений - либо это послание было полностью утеряно, либо же хотя бы часть его сохранилась во 2 Кор. 10-13. Похоже на то, что главы 10-13 и представляют собой это строгое письмо, и что, когда собирали послания Павла, его по ошибке поместили сюда. Дабы правильно представить себе положение вещей, нам следовало бы сначала читать главы 10-13, а потом главы 1-9. Вероятно, что здесь мы читаем послание Павла, написание которого причинило ему самые большие страдания, которое было написано для исправления крайне болезненного для него положения.

Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»

Комментарии к главе 9

Прозрачность откровения Павла (в 2 Коринфянам) для меня не имеет равных во всей священной литературе. Сэдлер

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ Если Первое послание к Коринфянам часто изучают и используют в проповедях, то Вторым посланием к Коринфянам часто пренебрегают. И тем не менее это очень важное послание. Несомненно, такое пренебрежение в значительной мере вызвано его труднопереводимым ироническим стилем.

В наших переводах множество слов выделено курсивом, а это показывает, как много пришлось восполнить для того, чтобы передать это эмоциональное письмо языком, приемлемым для нас.

Это Послание трудное . Значение многих слов, по меньшей мере, не ясно. Этому есть несколько объяснений:

(1) о многом Павел пишет сатирически, и иногда трудно быть уверенным в том, когда именно он это делает;

(2)для того чтобы полностью понять некоторые стихи, нужна дополнительная точная информация о путешествиях Павла, путешествиях его сотрудников и о письмах, им написанных;

(3) письмо глубоко личное, и слова его часто идут от сердца, а такие слова - не самые легкие для понимания.

Но трудности не должны нас обескураживать. К счастью, они касаются только деталей и не затрагивают основных истин Послания. Наконец, Второе послание к Коринфянам очень любят и часто цитируют. Изучив его, вы лучше поймете почему.

II. АВТОРСТВО Почти никто не отрицает, что 2 Коринфянам написано Павлом, хотя существуют теории "вставок" в некоторых местах. Однако целостность этого письма (с типичными для Павла отклонениями от темы!) очевидна.

Внешнее свидетельство о 2 Коринфянам сильно, хотя относится к несколько более позднему времени, чем свидетельство о 1 Коринфянам. Как ни странно, Климент Римский его не цитирует, зато цитируют Поликарп, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Киприан. Маркион упоминает его третьим в числе признанных им десяти посланий Павла. Оно включено и в канон Муратори. Начиная с 175 г. н. э., свидетельств в пользу 2 Коринфянам более чем достаточно.

Внутренних свидетельств авторства Павла не перечесть. За исключением Послания к Филимону, это письмо Павла наиболее личное и содержит мало доктрин. Частые ссылки на себя - отличительная черта апостола - и явно тесная связь с 1 Коринфянам, Галатам, Римлянам, Деяниями - все это подтверждает традиционный взглядписьмо написано Павлом. Тот же автор и та же община, что и в общепризнанном Первом послании, ясно это подтверждают.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

По-видимому, Второе послание к Коринфянам было написано менее чем год спустя после написания 1 Коринфянам из Македонии (некоторые приписки к ранним переводам уточняют: из Филипп). Общепринята датировка Послания 57 г. н. э., но многие предпочитают 55 г. или 56 г., а Харнак называет даже 53 г.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Одна из причин нашей любви к Второму посланию к Коринфянам в том, что оно такое личное. Кажется, оно приближает нас к Павлу гораздо больше, чем все остальное, им написанное. Мы в какой-то мере чувствуем, с каким великим воодушевлением он трудился для Господа. Мы можем уловить величественность этого величайшего жизненного призвания. В немом изумлении мы читаем перечень перенесенных им страданий. Мы ощущаем тот горячий прилив негодования, с каким он отвечал своим неразборчивым в средствах критикам. Короче говоря, Павел, кажется, открывает нам все тайники своей души.

О первом визите Павла в Коринф говорится в главе 18 Деяний. Это произошло во время его второго миссионерского путешествия, сразу после того как он произнес свою знаменитую речь в афинском ареопаге.

В Коринфе Павел делал палатки вместе с Акилой и Прискиллой и проповедовал Евангелие в синагогах. Затем из Македонии пришли Сила и Тит, чтобы присоединиться к нему в благовествовании, которое продолжалось как минимум восемнадцать месяцев (Деян. 18,11).

Когда большинство иудеев отвергло проповедь Павла, он обратился к язычникам. Когда к Богу обратились души - и иудеи, и язычники,- иудейские начальники привели апостола к проконсулу Галлиону. Но тот прогнал их из суда, сказав, что это дело не подпадает под его юрисдикцию.

После суда Павел еще много дней оставался в Коринфе, а затем отправился в Кенхреи, Ефес, а потом в долгий путь обратно в Кесарию и Антиохию.

Во время третьего миссионерского путешествия он вернулся в Ефес и оставался там два года. В это время Павла посетила делегация из Коринфа, прося совета по многим вопросам. В ответ на заданные вопросы и было написано 1 Коринфянам. Позже апостол был очень обеспокоен тем, как коринфяне отреагировали на его письмо, в особенности на ту часть, где говорится о наказании согрешившего брата. Поэтому он отправился из Ефеса в Троаду, где надеялся встретить Тита. Однако встреча не состоялась, и он направился в Македонию. Сюда и пришел Тит с новостями - и хорошими, и плохими. Христиане наказали согрешившего святого - и наказание привело к его духовному выздоровлению. Это была добрая весть . Но христиане так и не послали денег нуждающимся святым в Иерусалиме, хотя и намеревались сделать это. Данная новость была уже хуже. И, наконец, Тит рассказал, что в Коринфе очень активно действовали лжеучителя, которые подрывали работу апостола и оспаривали его авторитет как служителя Христова. И это была дурная весть.

Таковы были обстоятельства, вызвавшие к жизни Второе послание к Коринфянам, написанное из Македонии.

В Первом послании Павел выступает в основном как учитель, тогда как во Втором он принимает роль пастыря. Если вы вслушаетесь внимательно, то услышите биение сердца того, кто любил народ Божий и отдавал всего себя ради их благополучия.

Итак, давайте теперь отправимся в это великое путешествие. Изучая "мысли, что дышат, и слова, что горят", будем делать это с молитвой о том, чтобы Бог просветил нас Духом Своим Святым.

План

I. ПАВЕЛ ОБЪЯСНЯЕТ СЛУЖЕНИЕ (Гл. 1 - 7)

А. Приветствие (1,1-2)

Б. Служение утешения в страданиях (1,3-11)

В. Объяснение перемены планов (1,12 - 2,17)

Г. Верительные письма Павла для служения (3,1-5)

Д. Противопоставление Ветхого и Нового Заветов (3,6-18)

Е. Обязательство ясно проповедовать Евангелие (4,1-6)

Ж. Земной сосуд с небесной судьбой (4,7-18)

З. Жизнь в свете судилища Христова (5,1-10)

И. Совесть Павла в служении чиста (5,11 - 6,2)

К. Поведение Павла в служении (6,3-10)

Л. Павел призывает к открытости и любви (6,11-13)

М. Павел призывает к отделению на основании Писания (6,14 - 7,1)

Н. Павел радуется добрым вестям из Коринфа (7,2-16)

II. ПАВЕЛ УВЕЩАЕТ ЗАВЕРШИТЬ СБОР ДЛЯ СВЯТЫХ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 8 - 9)

А. Хорошие примеры щедрости (8,1-9)

Б. Добрый совет завершить сборы (8,10-11)

В. Три хороших принципа щедрости (8,12-15)

Г. Три добрых брата, посланных подготовить сборы (8,16-24)

Д. Павел призывает коринфян оправдать похвалу (9,1-5)

Е. Хорошая награда за щедрость (9,6-15)

III. ПАВЕЛ ДОКАЗЫВАЕТ СВОЕ АПОСТОЛЬСТВО (Гл. 10 - 13)

А. Павел отвечает своим обвинителям (10,1-12)

Б. Принцип Павла: вспахивать для Христа целину (10,13-16)

В. Высшая цель Павла - восхваление Господа (10,17-18)

Г. Павел утверждает свое апостольство (11,1-15)

Д. Страдания Павла ради Христа подтверждают его апостольство (11,16-32)

Е. Откровения Павла подтверждают его апостольство (12,1-10)

Ж. Знамения Павла подтверждают его апостольство (12,11-13)

З. Павел скоро посетит Коринф (12,14 - 13,1)

И. Апостольство Павла подтверждают сами коринфяне (13,2-6)

К. Желание Павла делать коринфянам добро (13,7-10)

Л. Прощание Павла, полное благодати и освященное верой в Триединого Бога (13,11-13)

Д. Павел призывает коринфян оправдать похвалу (9,1-5)

9,1 Павлу не было необходимости писать коринфянам об оказании финансовой помощи нуждающимся святым, и все же он продолжал это делать. Возможно, в этом стихе заключена некоторая ирония. Действительно, в некотором смысле ему и не нужно было писать им. Они с самого начала проявили готовность участвовать в сборах для Иерусалима. В том, что касается их желания, они достойны похвалы. Но они не выполнили свои изначальные намерения. Вот почему он считает необходимым распространяться об излишнем.

9,2 В их усердии он не сомневается. С того времени, как впервые был поднят этот вопрос, они проявили ревность и серьезность. В действительности Павел хвалился ими перед христианами Македонии. Он говорил им, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года. Ахаия, южная часть Греции, используется здесь для обозначения Коринфа, поскольку Коринф располагался в этой области. Когда македоняне услышали, что христиане Коринфа готовы еще с прошлого года, многих из них (македонян) это поощрило; они заразились духом христианского жертвования и решили отдать ему себя от чистого сердца.

9,3 Когда Павел говорит здесь, что послал братьев, он действительно имеет в виду, что посылает их. Это событие описано в прошедшем времени с точки зрения читателя, а не писателя. Братья - это три человека, упомянутые в предыдущей главе: Тит и два неназванных христианина. Они посланы, чтобы хвалебный отзыв Павла о коринфянах в том, что касается сборов, не оказался напрасным. Миссия трех братьев заключалась в следующем: убедиться, что ко времени прихода Павла сбор пожертвований окончится.

9,4 Когда апостол отправится из Македонии на юг, в Коринф, возможно, в пути его будет сопровождать один из македонских верующих. Как стыдно будет апостолу Павлу, если после того как он хвалился коринфянами, он приведет одного из македонян и найдет, что коринфяне на самом деле ничего не сделали для дара Иерусалиму!

В таком случае уверенность Павла в коринфянах будет опозорена, не говоря уже о том, каким позором станет нерадивость коринфян для них самих.

Филлипс так переводит этот стих: "И чтобы, между нами, не случилось так, что кто-то из македонян, сопровождая меня к вам, обнаружит, что вы не готовы проявить щедрость! Нам (не говоря уже о вас) будет ужасно стыдно именно потому, что мы были так горды и уверены в вас".

9,5 Именно поэтому Павел почел за нужное упросить этих трех братьев пойти в Коринф до того, как пойдет он сам. Они предварительно подготовят возвещенное уже благословение для иерусалимских святых.

Дабы возвещенное уже благословение ваше было готово как благословение, а не как побор. Не допускается даже мысли о том, что эти средства у них будут вымогать; напротив, сбор должен стать проявлением их щедрости, благословения, пожертвования по их собственной доброй воле.

Е. Хорошая награда за щедрость (9,6-15)

9,6 В стихах 6-15 апостол Павел перечисляет некоторые чудесные награды и привилегии за христианскую щедрость. Во-первых, он излагает закон урожая. В сельском хозяйстве хорошо известно, что для того чтобы снять щедрый урожай, надо щедро сеять семена. Возможно, земледелец готов опустить семя в землю. Должен ли он сеять обильно или же часть семенного зерна использовать в пищу в предстоящие месяцы? Мысль здесь такая: если он сеет щедро, то пожнет соответственно тому, как сеет.

Говоря о сельском хозяйстве, мы должны помнить, что земледелец пожинает не ровно то количество зерна, которое посеял, а во много раз больше.

Точно так же и с христианским даянием: назад получаешь не то, что отдал, а гораздо больше отданного. Конечно же, взамен получаешь не столько деньги, сколько духовные блага.

9,7 Каждый должен уделять по расположению сердца. Человек должен обдумать, что в данный момент необходимо для его собственных потребностей. Ему нужно подумать о юридических обязательствах, которые он должен исполнять в ходе обыденной жизни. Но, помимо этого, он должен подумать о нуждах его братьев-христиан и о правах Христа на него самого. Принимая все это во внимание, он должен отдавать не с огорчением и не с принуждением. Можно давать и при этом жалеть.

Можно давать под давлением эмоциональных призывов или публичного порицания. Ничто из этого не годится.

Доброхотно дающего любит Бог, потому что, как говорит Джоветт, "добровольное даяние рождается от любви, а потому это значит, что любящий любит любящего и радуется общению. Отдавать - вот язык любви; по сути, у нее нет другого языка. "Бог так возлюбил мир, что отдал!" Сама жизнь любви заключается в том, чтобы отдавать себя. Ее единственная гордость обладания - это радость капитуляции. Если у любви есть все, она все же не обладает ничем". (Jowett, Life in the Heights , p. 78.)

9,8 Здесь обещано, что если человек действительно хочет быть щедрым, Бог даст ему для этого возможность.

Благодать здесь используется как синоним слова "средства". Бог же силен дать нам средства для того, чтобы не только мы сами имели довольство, но и могли делиться тем, что имеем, с другими и таким образом были богаты на всякое доброе дело.

Обратите внимание на то, сколько раз здесь говорится "всякое" , "все": всякая благодать всегда (то есть во всякое время ), во всем, всякое довольство, всякое доброе дело.

9,9 Здесь апостол цитирует Псалом 111,9. Выражение "расточил" относится к сеянию семян. Стих описывает человека, который был щедр, сея семена, или, говоря точнее, в добрых делах. Конкретным проявлением его доброты было то, что он подавал нищим. Проиграл ли он, делая это? Нет! Правда его пребывает в век. То есть, если мы будем сеять доброту так, как сеятель разбрасывает семена, мы будем собирать для себя сокровище на небесах. Результаты нашей доброты пребудут вовек.

9,10 Параллель с сеющим продолжается. Тот же Бог, Который дает семя сеющему и хлеб в пищу, сделает так, что проявивший к другим доброту пожнет какую-то награду. Некоторые из наград перечисляются. Прежде всего, Он подаст обилие посеянному вами. То есть Он даст Своим детям бульшую возможность и более обильный результат проявления доброты. Далее, Он умножит плоды правды вашей. Коринфяне поступали праведно, жертвуя святым в Иерусалиме. В результате такой жертвы они получат плоды вечной награды. Если Бог умножил их способность отдавать и они умножили свою щедрость, то и награда соответственно увеличится.

9,11 Из этого стиха совершенно ясно следует, что человек никогда не обедняет себя, отдавая Господу. Скорее, каждое доброе дело сопровождается обратным действием, а награда неизмеримо превышает размеры дара. Таким образом, Павел говорит здесь, что христиане, отдавая, будут всем богаты на всякую щедрость, чтобы проявлять ее и в дальнейшем. Наблюдая за коринфянами и видя, что они возрастают в благодати жертвования, апостолы возблагодарят Бога.

9,12 Когда дар из Коринфа будет пущен в дело в Иерусалиме, он не только восполнит скудость святых, но и приведет к тому, что многие люди возблагодарят Бога. Мы уже много раз замечали, как особо подчеркивает Павел благодарение. Все, что приводит к вознесению благодарения Господу, имеет в глазах Павла большую важность.

9,13 Дар коринфян принесет и другие блага. Для иудейских христиан он будет ясным доказательством того, что в жизни обращенных язычников действительно проявилась работа Христа.

Какое-то время христиане-евреи и в самом деле сомневались в таких обращенных, как коринфяне. Возможно, они не считали их полноценными христианами. Но эта доброта явила бы им великий опыт, стала бы доказательством реальности веры коринфян, и они бы прославили Бога за то, что Евангелие Христово сделало в Ахаие, и за тот искренний щедрый дар, который они получили.

9,14 Но и это не все! Есть еще два блага. Получив коринфский дар, христиане-евреи в Иерусалиме будут впредь усердно молиться за коринфских святых, а это будет способствовать укреплению привязанности. Благодаря преизбыточествующей благодати Божьей, проявленной коринфянами, иерусалимские святые будут к ним расположены.

9,15 Здесь у Павла просто вырывается восклицание! Этот стих загадочен для многих исследователей Библии.

Они не видят тесной связи между ним и тем, о чем шла речь ранее. Им непонятно, что имеется в виду под неизреченным даром Его.

Но нам кажется, что когда апостол Павел заканчивает рассуждения, посвященные христианскому даянию, он не может не подумать о величайшем из всех дающих - о Самом Боге.

Он думает и о величайшем из всех даров - Господе Иисусе Христе. А потому он оставляет своих братьев-коринфян на этой высокой ноте. Они - дети Божьи и последователи Христа. Пусть же они следуют этим достойным примерам!

9:1,2 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих
Павел знает по прошлым сборам для Ахайи, что в Коринфе не должно было быть проблем со сборами для помощи святым - и на этот раз.

9:3,4 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены ,
однако перед тем, как ему самому прийти с Македонянами к ним - он послал братьев, чтобы к их приходу помощь была уже собрана:
[и] чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, - не говорю "вы", - похвалившись с такою уверенностью

9:5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор В противном случае может получиться конфуз от того, что уверенность Павла в их готовности - не оправдается, и Македоняне могут подумать, что из собрания Коринфа Павлу приходится личным авторитетом помощь для святых - как побор выколачивать, а не их милостью эту помощь в дар получать:

9:6,7 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет . Скупость или жадность – не христианское качество

7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; Однако и при щедром дарении важны внутренние побуждения: лучше мало, но с радостью, чем много, но скрепя сердце. Бог любит не просто дающего что-нибудь, лишь бы отделались, а доброхотно дающего любит Бог.
Бог никого не принуждает ничего давать, всего лишь просит научиться понимать нужды других и помогать им в том, в чём помочь возможно.

9:8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело
Христианина должно больше интересовать богатство, состоящее из добрых дел, а не из денег.

9:9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. (Псал.111:9)
Неплохо, если христиане поступают по примеру Бога и Христа Его, которые не поскупились для «нищего» человечества и отдали самое дорогое, что было у каждого из них: Бог - сына, сын - жизнь. В результате человечество обогатилось надеждой на спасение.

9:10,11 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу
Сеют – святые, а чтобы они могли сеять - Бог их обеспечивают семенем (словом Своим) и хлебом в пищу (побуждает собирать пожертвования, например)

подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
Бог, поддерживающий сеятелей духовного, поддержит и их «всходы» (учеников) - умножением праведности в учениках, которая проявляется и в том, чтобы делиться своим с нуждающимися

так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Щедрость - это часть праведности христианина. Появление христиан, способных не скупиться и щедро помогать друг другу в деле Божьем - это проявление благодарности Богу, а Бога есть, за что благодарить.

9:12,13 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
Восполнение скудости святых – это не только доброе дело для жертвующего христианина и для получающих пожертвования, но и для тех, кто наблюдает за христианскими собраниями и видит желание помогать друг другу:
подобные примеры дел побуждают всех обильно прославлять Бога и благодарить Его за то, что Он помогает всем покоряться слову Его и изменяться в лучшую сторону, а это значит, что христиане - находятся в единстве общения с Ним и сыном Его Иисусом Христом и друг с другом:
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми ,

9:14,15 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию . Общение христиан друг с другом - не обязательно должно быть буквальным, можно молиться друг за друга и благодарить Бога за то, что так обильно одаривает всех христиан дарами щедрости и взаимовыручки.

. Для меня, впрочем, излишне писать вам о вспоможении святым,

Столь долго рассуждал об этой службе прежде и, снова намереваясь беседовать о ней же, говорит, что для него излишне писать о ней. А делает это мудро, чтобы более привлечь их. Ибо, когда Павел имеет такое мнение о них, что для них не нужен совет касательно милостыни, то им стыдно было бы оказаться впоследствии ниже доброго мнения о них.

. ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена, еще с прошедшего года,

Я и сам знаю, говорит, усердие ваше, и не только знаю это, но хвалюсь пред другими, что готова вся Ахаия, а не один Коринф, и что ничего не остается, как только чтобы пришли к вам собирающие милостыню. Итак, мне стыдно будет, если похвалы мои окажутся напрасными и ложными.

и ревность ваша поощрила многих.

Выше говорит: македоняне доброхотны и просили нас. Как же теперь говорит: «И ревность ваша поощрила многих?» Не сказал: всех, но многих. Одни доброхотны и просили нас, а другие были возбуждены вашей ревностью; ибо многие нуждаются в побуждении. Иначе: мы не советовали им, не убеждали их, а только вас хвалили, и этого достаточно было к их убеждению. Смотри, как побуждает и коринфян примером македонян, и македонян примером коринфян. Вы, говорит, сделались учителями для них; не окажитесь же, учителя, хуже учеников.

. Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены.

Себя самого делает как бы членом коринфской церкви и беспокоится о ней. Ибо говорит: поскольку я похвалился вами, то убоялся, чтобы не посрамиться мне, и потому послал братьев, «чтобы похвала моя не оказалась тщетною» , то есть да не изобличится похвала моя вами, как пустая и напрасная. Ибо я, говорит, восхищаясь вами, пред всеми хвалился и пред ними. Итак, если покажете себя не такими, стыд будет общий; впрочем, не во всем, а только «в сем случае» , то есть да не посрамлюсь в одном предположении моем касательно милостыни; но «чтобы вы были приготовлены» , как сказал я и македонянам, что в Ахаии уже все готовы и ни в чем у них нет недостатка.

. И чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью.

Снова обращается к тому же и с большей силой выражает беспокойство, убеждая их человеческими соображениями. Ибо больше стыда, когда кто срамится пред чужими лицами. Может быть, говорит, вы рассчитываете на меня, как знакомого вам; но подумайте о македонянах, которые, быть может, придут со мной, что вероятно. «И найдут вас» , не сказал: нежелающими, но: «неготовыми» . Ибо и то стыдно, если вы не готовы и скоро не можете собрать; тем более стыда, если вы ничего не собрали, или собрали менее надлежащего. Но говоря: «чтобы не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью» , смягчает речь свою, – не во всем то есть постыдимся, но только в хвалении относительно милостыни; ибо прочее, касающееся вас, безукоризненно. Говорит же это не для того, чтобы польстить им, но скорее с тем, чтобы сделать их более усердными, дабы похваляемые во всем и в этом не оказались недостойными похвалы и ниже самих себя. Словами: «не говорю «вы» показывает, что они больше будут посрамлены, нежели он; ибо это их . Под «частию» же разумеет основание, или самое дело, или существо похваления.

. Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.

Дабы не показалось, будто противоречит сказанному выше: «для меня излишне писать вам» , между тем как теперь опять говорит о том же, рассуждает уже о щедрости и о совершении дела с радушием, для чего, говорит, и послал я братьев. Побуждая к двум противоположным делам, именно, чтобы подали в изобилии и с радушием, весьма мудро переходит к тому и другому. Ибо сначала говорит о радушии при подаянии, а потом о другой статье. Подаяние, говорит, есть «благословение» ; ибо никто не дает благословения с огорчением. Показывает и плод, непосредственно из сего произрастающий: подающие исполняются благословения. Впрочем, и этим не ограничился, но присовокупил: «а не как побор» . Не думайте, говорит, будто берем это у вас из корыстолюбия, напротив, желаем доставить вам благословение. Итак, подающий милостыню по принуждению как бы заражен корыстолюбием.

. При сем скажу: кто сеет скупо :(φειδομένως ) , тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

Переходит к другой статье, что нужно подавать с щедростью, и говорит: «при сем скажу» , то есть присовокупляю к сказанному, что не должно подавать с бережливостью. Не сказал «скупо», но употребил благороднейшее наименование бережливости . Самое же дело назвал сеянием, чтобы ты тотчас обратил взор на воздаяние, и понял, что более получаешь, нежели даешь. После речи о подаянии с щедростью опять напоминает о подаянии с радушием: это показывают, как и выше сказано, слова: «сеет щедро» .

. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит .

Останавливается на речи о подаянии с радушием, зная, что пример македонян достаточен, чтобы побудить их к большему подаянию и пристыдить их, если окажутся ниже тех. Врачует же ум их, чтобы совершаемое ими дело было добродетелью; ибо вынужденное не есть добродетель. Поэтому, как истинный учитель, хочет, чтобы ученики его, делая что-нибудь, делали то так, как требует добродетель, и притом добровольно, чтобы и награда им была полная; ибо сделанное по принуждению теряет свою награду. Поэтому говорит: каждый подавай по расположению, а не с огорчением и не с принуждением. Приводит и свидетельство из Соломона. Хотя в изречении Премудрого говорится о щедрости, но он относит оное и к подаянию с радушием, или, если хочешь, – к той и другому вместе.

. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью,

Этими словами опровергает умствование, которое имеют многие, когда говорят: если подам много, то боюсь, чтобы самому не сделаться бедным. Бог, говорит, может обогатить вас столько, что с избытком можете совершить всякую благодать, то есть всякую милостыню. Итак, подавайте щедро, чтобы милостыня ваша всегда и всегда приумножалась.

чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,

Видишь ли? Не богатства просит им, но довольства. Говоря же это, показывает, что не принуждает и не приневоливает их подавать от недостатка, чтобы потом не имели довольства. Вместе с тем, научая, как должно пользоваться дарами Божиими, говорит: «чтобы вы были богаты на всякое доброе дело» . В благах телесных, говорит, желаю вам довольства, а в благах духовных (ибо это значат слова: «всякое доброе дело» ) – избытка, чтобы не только с избытком были милосердны, но чтобы усердно делали всякое богоугодное дело.

. как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.

Выше сказал: «изобилуйте» . В подтверждение сего приводит свидетельство из пророка: "расточил" , ибо слово это указывает на щедрость и избыток. И хотя поданного нет уже более, но " правда" , то есть человеколюбие (называет его так потому, что оно оправдывает человека и разрешает грехи), пребывает вечно, – и здесь, и там. Вот почему милостивый бывает любим всеми, а потомки его бывают любимы грядущими племенами.

. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,

Этими словами просит им и плотских, и духовных благ и подтверждает слово свое наглядным примером земледелия. Ибо, если засевающим землю Бог подает семя, и питающим тело доставляет пищу, то тем более – возделывающим небо и питающим душу. В словах «да подаст обилие посеянному вами» говорит о чувственном богатстве, которое, чтобы сделалось сеянием духовным, советует подавать бедным. Ибо чрез это возрастает в нас всякое доброе дело и обилие правды. Почему и говорит: «и умножит плоды правды вашей» . Заметь здесь, что он вводит Бога дающим нам не суетные наслаждения, но пищу, ибо говорит: «и хлеб в пищу» . То же находится у Исаии (см. ).

. так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Снова показывает, как должно пользоваться богатством, и говорит, что не должно зарывать его в землю, но иметь «на всякую щедрость» , то есть делиться им щедро. Но так как многие находят щедрость в блудницах и лицедеях, то говорит: я разумею ту щедрость, которая приносит Богу «благодарение» , и не только благодарение, но многое другое, о чем говорит далее, чтобы, показав многие добрые последствия щедрости, сделать их более усердными к ней.

. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;

. ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,

. молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.

«Дело служения сего» , говорит, то есть помощь имением, делает многое, ибо не только восполняет нужду братии, но и «избыточествует», то есть доставляет им более нужного; и много благодарений вызывает служение это и свидетельство о служении человеколюбия. Они прославляют Бога за то, что вы так покорны Евангелию, что исполняете повеления его с щедростью; ибо Евангелие учит милостыне. И иначе прославляют они Бога, – за простоту и доброту вашу, изливаемые не только к ним, но и ко всем верным бедным. Ибо они не завидуют, подобно другим нищим, но благодарят, что подаете и другим, что служит признаком великой добродетели их. Поэтому столь независтливым и столь добродетельным должно подавать с большей щедростью. Кроме того, еще молятся о вас, как бы удостоиться видеть вас, не ради имений, но ради благодати Божией, с изобилием данной вам. Опять дело милостыни называет благодатью, приписывая все Богу, чтобы они не возгордились. Словами «преизбыточествующую благодать Божию» побуждает их сделать щедрость свою более обильной, чтобы не превзошли и не победили их другие.

. Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

Даром называет блага, бывающие от милостыни как подающим, так и принимающим. Или: напоминает о благах, которых мы удостоились чрез воплощение Христа, говоря как бы так: не думайте, что вы делаете великое дело. Блага, полученные нами от Бога, неизреченны. Что же великого в том, что мы подаем малое и бренное?