Что является постоянным дефицитом в командной. Товарный дефицит в командной экономике. Средства производства - это

Смешанная система – система большинства развитых стран мира.

Смешанная экономика – это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

Место государство в смешанной экономике сведено к следующим моментам :

1. Государство вырабатывает «правила игры» (т.е. правовую основу). Государственные органы должны:

а) пресекать злоупотребления монопольным положением на рынке крупнейшими фирмами;

б) вести борьбу с недобросовестной конкуренцией;

в) обеспечивать защиту прав собственности и т.д.

2. Для стабилизации экономики:

Обеспечить полную занятость;

Максимально возможное сглаживание циклических колебаний;

Создание устойчивой денежной системы;

Регулирование платежного баланса;

Не допускать гиперинфляцию.

3. Необходимость вмешательство государства:

Некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т.д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

Оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб окружающей среде от деятельности коммерческих фирм).

Сложным в теоретическом и практическом плане является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику т.к. социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства.

Например: желание обеспечить в Швеции достойный уровень жизни всем членам общества, заставило правительство Швеции повысить уровень налогообложения с наиболее высоких индивидуальных доходов, что подорвало у высокооплачиваемой части населения стимулы к овладению сложными специальностями. В то же время у получателей социальных пособий появилась возможность жить хорошо, не работая, это тоже не способствовало укреплению семьи, т.к. пособие получали только одинокие матери.

Кроме того, - чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации.

Вывод : государство должно вмешиваться в тех случаях, когда рыночный механизм не может обеспечить решение проблем стоящих перед обществом, или когда действие рыночного механизма порождает негативные явления, противоречащие интересам общества.

В заключение необходимо отметить, что какова бы ни была экономическая система, она никогда не может быть совершенной. Важно, является ли экономическая система жизнеспособной и несет ли она прогресс.

Контрольные вопросы:

1. Назовите известные вам экономические системы и укажите, какие критерии используются при их классификации.



2. Укажите, каким образом и кем принимаются экономические решения в традиционной, плановой и рыночной экономике.

3. Что представляет собой административно-плановая система общества, какие черты характеризуют эту систему.

4. Краткая характеристика смешанной системы.

5. Почему командная или рыночная экономика в чистом виде не реализованы сегодня нигде в мире, и каждая реальная экономическая система является смешанной.

6. Приведите примеры того, как экономические системы влияют на стимулы и поведение людей.

Тесты (Выберите правильный ответ):

1. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика:

а) традиционная;

б) командная;

в) рыночная;

г) смешанная.

2. Какие черты характерны для административно – командной системы:

а) конкуренция производителей;

б) дефицит потребительских товаров;

в) цены на подавляющее большинство товаров назначаются государством;

г) верно а и б;

д) верно б и в.

3. В административно – командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:

а) потребители;

б) государство;

в) зарубежные инвесторы.

г) запрет или ограничение частного предпринимательства.

5. Какой из ниже перечисленных элементов является наиболее важным для рыночной экономики:

а) эффективные профсоюзы;

б) всеобщее государственное регулирование;

в) взвешенные действия предпринимателей;

г) активная конкуренция на рынке?

6. Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике:

а) социальные гарантии;

б) деньги;

в) услуги специалистов мирового уровня;

г) интеллектуальные товары?

Основные понятия:

Экономическая система. Традиционная экономи­ка. Командная экономика. Смешанная экономика Модель экономической системы.


Раздел 3. Товарно-денежные отношения

Тема: Натуральное хозяйство и товарное производство

Сущность товарного дефицита в командной экономике

Определение 1

Товарный дефицит - это недостаток отдельных видов товаров и услуг, которые потребители не могут приобрести даже при наличии необходимых денежных средств.

Товарный дефицит является симптомом того, что спрос не соответствует предложению в условиях отсутствия уравновешивающей цены.

Следует отметить, что товарный дефицит может появиться как в плановой (командной), так и в рыночной экономике. Однако если для рыночной экономики, характеризующейся плавающими ценами, торговый дефицит - это неравно веское состояние, которое можно оперативно скорректировать с помощью увеличения цен, роста объемов производства и сокращения спроса на товары.

Вместе с тем, командная экономика , предусматривающая государственное регулирование цен, такого естественного корректирующего механизма лишена, следовательно довольно вероятна ситуация долговременного или перманентного товарного дефицита.

Оборотной стороной торгового дефицита в командной экономике считается появление таких товаров, на которые регулирующим органом установлена завышенная цена или завышенная квота производства. Такой товар может скапливаться на полках магазинов или на товарных складах. Данная ситуация получила название затоваривание.

Замечание 1

Сосуществование товарного дефицита и затоваривания может привести к возникновению феномена «нагрузки», связанного с тем, что дефицитные товары разрешено будет покупать лишь в комплекте с неликвидными.

Причины появления товарного дефицита

Так или иначе, товарный дефицит связан с проблемой рационального управления ресурсами в экономике. Рыночная экономика решает эту проблему с помощью механизмов спроса и предложения, когда люди сами могут возможность выбирать, как будут распределены товары и услуги в зависимости от их готовности платить за них деньги.

Иными словами, в самой цене товара содержится вся необходимая информация относительно баланса спроса и предложения. Многие исследователи сходятся во мнении, что данный механизм - единственно возможный, поскольку по причине недостатка информации в ситуации отсутствия рыночных цен, командная экономика не в состоянии рационально распределять ресурсы.

В частности, Л. фон Мизесом была обоснована идея, что товарный дефицит - это непременная особенность любой командной экономики, поскольку, когда государство распоряжается всеми средствами производства, нет способов получить рациональную цену для средств производства, так как цена на них, в отличие от цены потребительских товаров, является попросту характеристикой внутренней передачи данных средств, а не итогом сознательного обмена. В результате оценить средства производства становится невозможно, следовательно, планирующие органы будут лишены возможности рационально распределять ресурсы.

Критику централизованного метода экономического планирования выдвигал также и Л. Троцкий. По его мнению, централизованное планирование командной экономики не способно давать эффективную реакцию на локальные перемены в экономике, поскольку система будет лишена важного отклика от множества участников экономической деятельности. Поэтому централизованное планирование - это неэффективный механизм координации экономических процессов.

Нобелевский лауреат Ф. А. Хайек полагал, что:

  • без регулирующего воздействия рынка неизбежно возникнет диктат производителя;
  • в командной экономике производство вообще не будет иметь какой-либо конкретной цели: государство производит хоть что-то, а потребители берут то, что произведено.

По мнению исследователя М. С. Восленского, товарный дефицит является закономерным явлением для командной экономики и связан с недостатком финансирования легкой промышленности из-за огромных расходов на военную и тяжелую промышленность.

Тест по экономике

Вариант №1 (второе полугодие).

1.На современном этапе экономического развития основным измерителем экономике страны является:

а) доход бюджета; б) производительность труда; в) размер дохода на душу населения;

г) внутренний валовый продукт на душу населения.

2.Постоянный дефицит в командной экономике составляют (ет):

а) товары и услуги; б) рабочая сила; в) деньги; г) сырье.

3. Важная задача финансовой политики государства:

а) стимулирование развития производства;

б) финансирование убыточных предприятий;

в) финансирование благотворительных акций;

г) установление минимального размера потребительской корзины.

7. Что из ниже перечисленного составляет заинтересованность потребителя в рыночной экономике? а) обеспечение взаимовыгодного обмена;

б) монополизация экономики;

в) увеличение налогов на производителя;

г) фиксированные цены на товары.

Верны ли суждения? Для рыночной экономической системы характерен:

А. диктат потребителя над производителем.


Б. постоянный рост цен на все товары и услуги.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.

Понятие «экономика как наука» предполагает изучение:

а) объективных законов развития природы;

б) способов распределения материальных благ;

в) системы признаков, определяющих структуру общества;

г) принципов и норм осуществления государственной власти.

Верны ли суждения? Центральный банк имеет целью:

А. осуществление кредитования правительства.

Б. поддержание устойчивости национальной денежной единицы .

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.

Тест по экономике

Государственный бюджет отражает расчеты государства о (об):

в)курсах иностранных валют;

2. Что из ниже перечисленного может являться причиной снижения потребительского

спроса? а) неограниченный срок использование товара;

б) дефицит товаров;

в) постоянство цен на все услуги и товары;

г) невозможность приобретения товара в кредит.

3. Верны ли суждения? В условия рынка.

А. государство призвано формировать цены на продукцию фирм монополистов;

1) верно только А; 2) верно только Б;3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4.Что составляет предмет изучения экономике как области знаний?

а) принципы изменения форм правления;

б) последствия изменений климатических условий;

в) анализ общественного мнения о проблемах бюджета;

г) критерии распределения производимых материальных благ.

5. Присвоение в интересах всего общества может происходить в рамках форм

собственности: а) кооперативной; б) партнерской; в)муниципальной; г)частной.

6. Стоимость денег определяется:

10. Недостатки действия рыночного механизма проявляются в:

а) распределении ограниченных ресурсов;

б) повышении эффективности производства;

г) распределении доходов;

Тест по экономике

Вариант №1 (второе полугодие).

1 – г; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – 2; 6 – в; 7 – а; 8 – а; 9 – б; 10 – 2.

Тест по экономике

Вариант №2 (второе полугодие).

ОТВЕТЫ:

1 – б; 2 – г; 3 – а; 4 –г; 5 – в; 6 – в; 7 – 2; 8 – б; 9 – в; 10 – г.

0, 5б. – 0,6б. - оценка 2.

0, 7б. – оценка – 3.

0,8б. – 0,9б. – оценка 4.

Что собой представляет рыночный (товарный) дефицит? Когда он появляется? Возможен ли товарный дефицит в рыночной экономике? На эти, а также на ряд других вопросов будет дан ответ в рамках статьи.

Общая информация

Давайте для начала определимся, что собой представляет рыночный дефицит. Так называют ситуацию, когда количественно спрос превышает предложение при заданном уровне цены. Фраза может показаться сложной для понимания, поэтому давайте её разберём.

На рынке на каждый продукт устанавливается определённая цена, по которой он реализуется. Когда спрос превышает предложение, товар раскупают быстро, и он пропадает с прилавков. И продавцы обычно пользуются ситуацией, увеличивая цену. Производители, стимулированные ростом доходов, начинают производить больше дефицитного товара. В таком случае со временем установится рыночное равновесие.

Далее возможны два варианта развития событий. При сохранении тенденции ситуация может стать опять проблемной, и потребители снова будут страдать от нехватки указанного товара, цена на него будет расти. Либо рынок насытится, ажиотажный спрос на товар исчезнет, что приведет к падению стоимости и сокращению ассортимента продукта на рынке. Потенциально данная ситуация может привести к возникновению «кризиса перепроизводства».

Таким образом, продавцы могут реализовывать свои интересы в получении прибыли только ограниченное время. Считается, что для экономики оптимальным является рыночное равновесие. Затем в списке желаемых состояний рынка идут избыток и дефицит. Основное внимание в рамках статьи будет уделено только последнему из них, но для полноты изложения информации мы затронем и другие темы. Ведь что такое рыночное равновесие, избыток и дефицит, проще всего понять, когда между ними проведена связь.

Временные рамки

Возможен ли постоянный дефицит в рыночной экономике? Нет, это исключено самими принципами построения системы. Но он может сохраняться длительное время при условии, что рост цены ограничен определёнными факторами. В качестве таковых можно назвать государственное регулирование или отсутствие физических возможностей увеличить выпуск товаров. Кстати, если наблюдается хронический рыночный дефицит, то это говорит о том, что у предприятий нет стимулов исправлять ситуацию или государство не желает им помочь в этом. В таком случае можно наблюдать снижение уровня жизни, поскольку люди больше не могут полностью удовлетворять свои потребности с помощью товаров.

Следствие дефицитов

Когда наступает такая ситуация и за товаром начинают выстраиваться очереди, то даже при наличии конкуренции продавец не заинтересован в том, чтобы улучшать качество производимого им продукта и уровень сервисного обслуживания. Например, можно рассмотреть ситуацию с Советским Союзом в последние годы его существования. Магазины начинали работать поздно, а заканчивали относительно рано. При этом в них постоянно были огромные очереди, несмотря на которые продавцы не торопились обслуживать покупателя. Это вызывало раздражение у покупателей, результатом чего были постоянные конфликты. Ещё одно следствие, которое имеет рыночный дефицит, – это возникновение теневого сектора. Когда товар нельзя приобрести по официальным ценам, то всегда найдутся предприимчивые люди, которые будут искать пути для продажи продукции по значительно завышенной стоимости.

Теневой рынок

Мы уже выяснили, что такое дефицит. Сейчас давайте уделим внимание теневому рынку. Он возникает в том случае, если есть неудовлетворенный спрос. В таких условиях всегда находятся желающие удовлетворить его, но по завышенным ценам, не имеющими ничего общего с официально заявленными. Но и здесь есть свои рамки – ведь чем выше будет стоимость, тем меньше людей смогут позволить себе определённый товар или услугу.

Избыток

Так называют ситуацию на рынке, для которой характерно превышение предложения над спросом. Избыток может возникать в тех случаях, когда существует кризис перепроизводства или товар (услуга) предлагается по цене, которую не может заплатить среднестатистический гражданин. Возникновение подобной ситуации возможно из-за государственного регулирования (например, установления минимальной стоимости продукта).

Здесь тоже, как бы это парадоксально на первый взгляд ни звучало, может возникнуть теневой рынок. Все, что для этого нужно, чтобы часть продавцов обладала стимулами реализовывать свою продукцию по меньшей цене, нежели установлено официально. В таком случае нижний потолок может устанавливаться на уровне себестоимости плюс минимальной рентабельности, при которой производитель согласен изготавливать товар или оказывать услугу.

Рыночное равновесие

Дефицит и избыток имеют свои плюсы и минусы. Оптимальной же считается ситуация, когда возникает равновесная цена. При ней количественно предложение равняется спросу. Определённые сложности возникают тогда, когда один из этих параметров изменяется. В таких случаях существует высокая вероятность потери рыночного равновесия. Еще более рискованной является ситуация, когда они меняются одновременно. При этом необходимо учитывать и то, что рыночное равновесие, дефицит и избыток могут быстро возникать или исчезать. Так, когда увеличивается спрос, он ведёт к тому, что цену буквально «толкают» в сторону роста. Значительное в количественном выражении предложение, в свою очередь, давит сверху на стоимость. Таким образом и возникает рыночное равновесие. Дефицит/излишек в данном случае отсутствует.

Особенности

Вот мы и выяснили, что является дефицитом в рыночной экономике. Теперь давайте рассмотрим ситуации, когда он может возникать.

В первую очередь необходимо отметить неэффективное использование государственного механизма регулирования. В частности, потолки цен. Мы уже рассмотрели минимальную стоимость, но наиболее популярным всё же является установление верхней границы. Подобный механизм является популярным элементом социальной политики. Чаще всего он используется по отношению к товарам первой необходимости. С этим все понятно. А вот когда можно увидеть в действии предел (минимальный уровень) цены?

Государство прибегает к использованию данного механизма в тех случаях, когда необходимо избежать кризиса перепроизводства и следующего за ним обвала. Также он может использоваться для стимулирования отдельных видов товаров. В качестве дополнения все излишки, которые не были куплены людьми на рынке, приобретаются самим государством. Из них формируется резерв, который будет направляться на регулирование ситуации при наступлении дефицита. В качестве примера можно привести кризисные ситуации с продовольствием.

Механизм возникновения дефицита

Давайте рассмотрим ситуацию, как возникает нехватка предложения товаров и услуг. Можно выделить несколько самых распространённых схем:

  1. Вследствие экономических процессов. Итак, есть предприятие, которое успешно вышло на рынок. Оно предлагает хороший и качественный продукт, который хочет купить много людей. Но первоначально оно не может всех обеспечить, и существует определённый дефицит товара или услуги. Со временем его смогут ликвидировать и даже создать избыток. Но разработка новых предложений поставит под вопрос его дальнейший выпуск. Поэтому если кто-то захочет купить устаревший образец данной продукции, то он столкнётся с дефицитом. Его характерной особенностью будет то, что он не будет большим.
  2. Вследствие смены форм собственности. В качестве примера можно привести ситуацию, возникшую при распаде Советского Союза. После создания новых государств старые экономические связи разрушились. Производство при этом в значительной мере зависело от предприятий, размещенных на другой территории. Как результат – простаивали заводы, фабрики и так далее. Поскольку не изготавливалась в необходимом количестве необходимая продукция, её постепенно становилось меньше на рынке. Возник дефицит.
  3. «Предусмотренная» недостача. Возникает в случаях, когда заранее определено, сколько чего будет выпущено, и больше не планируется. В качестве примера можно привести «юбилейные» книги или дорогие автомобили. В случае с последними можно привести "Ламборджини", отдельные модели которых выпускают партиями в несколько штук и только раз.

Заключение

Рыночный дефицит не является желанным гостем ни в одном государстве. Ведь лучше жить во времена изобилия. Но увы, пока ещё человечество до него не доросло. Лучшее, чем мы можем «похвастаться», – это равновесие цен. К тому же сложно бывает избежать кратковременных дефицитов во время обострений кризисов. Если внимательно посмотреть на сложившееся положение дел, то можно уверенно сказать, что нам ещё есть куда развиваться. Построение экономической системы, которая бы не знала негативных моментов, таких как кризисы и дефициты, является заветной мечтой многих людей. Попытки очертить путь предпринимались Карлом Марксом, можно встретить много и современных доктрин, которые предлагают различные механизмы, потенциально способные помочь человечеству на его пути к изобилию.

Сторонники командно-административной системы утверждают, что она обеспечивает устойчивое развитие без экономических кризисов (что опровергнуто состоянием советской экономики 70-80-х гг.), низкие цены, отсутствие безработицы, гарантированные (хоть и невысокие) заработки.

Ее же критики выделяют следующие негативные черты: отсутствие экономических стимулов у человека к трудовой деятельности (зарплата не служит стимулом к труду); формирование у большинства населения такого общества социального иждивенчества; постоянный дефицит товаров; низкое качество производственной продукции; расточительное отношение к ресурсам; утопические проекты, приносящие вред как природе, так и в целом всему обществу.

Рыночная экономика характеризуется такими признаками, как нерегулируемое предложение, т.е. производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве производить; нерегулируемый спрос (покупатель в зависимости от наличия собственных средств самостоятельно определяет, сколько и что ему купить); нерегулируемая цена, уравновешивающая спрос и предложение. При таких условиях происходит самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.

В рыночном механизме действуют два закона: закон стоимости и закон спроса и предложения, из которых первый формирует уровень средних цен, а второй определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке. Суть закона стоимости - товары на рынке обмениваются в соответствии с их стоимостью, т.е. затраченным на их производство общественно необходимым временем, а также их товарно-рыночной ценностью, которая определяется спросом на рынке. Исходя из этого, становится понятен и закон спроса и предложения, под влиянием которого товар приобретает рыночную цену, имеющую денежное выражение стоимости товара.

Командная - это система в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства.

Коллективное принятие экономических решений.

Централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса, закономерно рождают экономику дефицита.

Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей.

В условиях командной экономики причастность к власти означает и причастность к распределению.

Государство в командной экономике должно решать, что, как и для кого должно производиться. Оно должно распределять ресурсы между отраслями, указывая тем самым, в чьем подчинении находятся отрасли, точный объем производства, способ, которым осуществляется работа, и способ определения количества каждого товара и вида услуг, которые необходимо потреблять каждому члену общества.

Чтобы понять, что означает данная характеристика, подумайте, как бы вы стали управлять хозяйством города, в котором живете. Как бы вы решили вопрос о том, где каждый человек должен жить, какую одежду носить и что он должен есть? Как бы вы решали вопрос о том, как именно каждый житель должен проводить каждую минуту в течение дня? Кто должен распределять бакалейные товары, кто создавать программные продукты и кто посещать школу? Сколько и каких зданий должно быть построено, какие материалы использовать и как управлять каждой конкретной стройкой? Конечно, все эти и другие решения принимаются каждый день, главным образом через взаимодействие индивидуальных решений, осуществляемое при помощи рынков.

Даже используя лучшие компьютеры, государство в. командной экономике оказалось бы перед лицом неразрешимой задачи. Трудно себе вообразить, что такая экономика могла бы породить что-либо близкое к эффективному распределению ресурсов.

Неудивительно, что таких экономик не существует. Тем не менее, в некоторых странах государство владеет всеми фабриками, землей и жильем и принимает большинство основополагающих решений о том, где живут люди, какую работу выполняют, какие товары и услуги они потребляют.

Суть этой системы состоит в том, что ответы на главные вопросы экономики должны даваться на основе директивного народнохозяйственного плана, разрабатываемого центральными органами управления страной.

Директивный народнохозяйственный план - способ распределения ограниченных ресурсов на основе государственных заданий, обязательных для исполнения всеми предприятиями страны.

Сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы - там, где план:

Составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за успех выполнения плана;
- реализуется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделке и согласования с ними цены продажи;
- вся существенная экономическая информация может быть собрана и осмыслена именно тем, кто принимает решения и отвечает за них;
- проверяется спросом покупателей, то есть именно их поведение, в конечном счете, определяет насколько вообще разумен был этот план.

Планирование в масштабах страны бывает порой полезным в условиях военного времени, когда рыночные механизмы не позволяют быстро сосредоточить все ресурсы страны ради защиты от внешнего врага. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время - особенно, если государство превращает план не в рекомендацию для участников хозяйственной жизни, а пытается добиться его неукоснительного исполнения, заставляя людей и хозяйственные организации действовать строго в соответствии с плановыми заданиями.

На протяжении всего ХХ века ученые и политики всего мира внимательно изучали опыт планирования в социалистических странах: те успехи, которые оно, как казалось поначалу, обеспечивало и те провалы, к которым оно привело в конечном итоге.

Эти исследования показали, что попытка добиться строгого выполнения единого директивного плана для целой страны, как правило, ведет к таким негативным последствиям как:

Запаздывание с принятием решений в сфере экономики. Ни один директор фабрики или магазина в социалистической стране не волен самостоятельно изменить структуры выпуска или продажи, либо их цены - даже, если видит, что это необходимо. Однако такие решения вправе были принимать только высшие органы управления экономикой: Государственный плановый комитет, Государственный комитет по ценам, Государственный комитет по материально-техническому снабжению, Министерство торговли и т. д. Естественно, что в такой системе решения принимались всегда очень медленно;
- снижение личной заинтересованности людей в сфере экономики и соответственно низкой продуктивности и качеству их труда. Это являлось следствием того, что, во-первых, государство запретило частную собственность, а значит, исчезла и частная инициатива.

Во-вторых, жесткое государственное регулирование заработной платы породило обстановку, когда особенно стараться не имело смысла и более того - это осуждалось окружающими. Именно поэтому, например, в СССР так не любили всякого рода изобретателей и рационализаторов - их деятельность вела к росту производительности труда, и лично эти люди поначалу начинали получать много больше остальных работников. Но государство тут же корректировало нормы выработки, то есть повышало объем продукции, который должен был изготовить каждый работник (а не только рационализатор).

В итоге зарплата вновь выравнивалась на прежнем уровне, но коллегам рационализаторов теперь за те же деньги приходилось работать куда интенсивнее, что вызывало у них ненависть к «этим выскочкам». Из-за этого, например, выдающийся питерский изобретатель и рационализатор Михаил Алексеев регулярно изгонялся с тех предприятий, где он пытался что-то внедрить для повышения производительности труда.

В конце концов, ни одно предприятие города просто не хотело брать его на работу и чтобы не остаться безработным, ему пришлось из рабочего переквалифицироваться в социолога:

Ослабление восприимчивости экономики к научно-техническому - прогрессу. Государственные предприятия в командной экономике не заинтересованы в использовании разработок ученых и конструкторов - ведь их продукции и так гарантирован сбыт в соответствии с планами. Так зачем было тратить время, усилия и нервы на освоение новых технологий и товаров?

Подавление свобод граждан и гибели демократии. Невысокая результативность работы командной экономики порождает недовольство граждан низким уровнем своей жизни. Чтобы это недовольство не выливалось в открытый протест граждан, создается система запугивания населения и террора против тех, кого запугать не удается. В СССР во времена правления Сталина это привело к отправке миллионов невинных людей в сталинские концлагеря и массовым расстрелам граждан по совершенно липовым обвинениям. Но тот же подход еще долго сохранялся в командной системе СССР и после смерти Сталина. Например, в 1962 году в Новочеркасске стихийная демонстрация горожан, недовольных повышением государственных розничных цен на мясомолочные продукты, была жестоко расстреляна солдатами Советской Армии прямо на площади перед зданием горкома КПСС - от разрывных пуль погибло более ста человек, включая детей.

Но никакой террор не способен заставить людей трудиться столь производительно и изобретательно, как они делают это, работая на себя или получая вознаграждение, сформированное в рыночным условиях. Именно в силу этих особенностей и дефектов командной системы даже такая богатейшая природными и людскими ресурсами страна как Россия к концу XX века пришла с уровнем жизни граждан куда более низким, чем у соседних европейских и некоторых азиатских стран (сравним, скажем, уровень жизни в России и в Финляндии - некогда бывшей одной из самых нищих провинций царской империи). А ведь эти страны не наделены были такими ресурсами, как СССР (в Японии, скажем, вообще нет никаких полезных ископаемых). Но зато они прожили ХХ век в рамках иной экономической системы - рыночной, то есть в условиях свободного экономического выбора. И это оказалось лучше, чем владение природными богатствами, но использование их в рамках командной системы.

В чем же порок идеи единого директивного плана, почему он не позволяет находить ответы на главные экономические вопросы лучше, чем при рыночной организации хозяйственной жизни?

Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

Но если никто ничем не владеет, если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу.

Куда важнее становятся другие критерии:

А) для предприятий - степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это директоров предприятий награждали орденами и назначали министрами. И совсем неважно, что эти товары и в рамках плановых заданий и у тем более - сверх их - могли быть совсем неинтересны для покупателей, которые - будь у них свобода выбора - предпочли бы совсем иные блага. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорог. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать этот уродливый мебельный гарнитур или этот безумно тяжелый станок. У людей не было альтернативы - другую мебель найти было просто невозможно. А предприятиям приобретение, например, такого станка прямо предписывалось планом и на это выделялись деньги;
б) для людей - характер взаимоотношений с начальством, которое распределяет наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, туристские путевки за границу и т. д.), или занятие должности, на которой тебя начинают пускать в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы сложилась ситуация, когда:

Даже самые простейшие из необходимых людям благ было невозможно свободно купить, так как они были «дефицитом».

Например, в 80-х годах в крупнейших городах России привычным видом стали «парашютисты». Так прозвали жителей маленьких городов и деревень, которые приезжали в большие города с большими рюкзаками (похожими на ранцы с парашютами) за спиной, чтобы купить продукты питания на несколько недель. Ведь в их населенных пунктах в продовольственных магазинах просто ничего не было.

Сходные последствия дефицита были свойственны экономикам всех социалистических стран. Именно поэтому известный венгерский экономист Янош Корнаи в своей книге под названием Дефицит писал: Венграм и советским людям, китайцам и румынам, кубинцам и полякам в равной мере известно, что, значит отстоять в очереди за мясом или обувью, а вместо покупки услышать грубость от продавца, им приходится годами ожидать ордера на квартиру, сталкиваться с остановками производства на предприятии из-за отсутствия материалов или комплектующих изделий;

Масса предприятий постоянно несли убытки, а многие из них были официально отнесены к такой поразительной категории как «планово-убыточные предприятия». При этом работники этих предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

Самой большой удачей для граждан и для предприятий было «достать» (по блату или по благосклонности начальства) какой-то импортный товар или оборудование. В России покупатели записывались в очередь за югославскими женскими сапогами с вечера, а югославы, в свою очередь, давали взятки за то, чтобы купить в магазинах своей страны обувь из Италии.

Именно поэтому в начале 90-х годов, когда СССР и страны Восточной Европы стали подводить итоги десятилетий «планового развития», картина вырисовалась крайне грустная.

Выяснилось, что подавляющее большинство производимой в этих странах продукции не только низкого качества и устаревшей конструкции, но и производится с непомерно высокими затратами. А потому она не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынках. А те новейшие технологические процессы (например, непрерывная разливка стали), которые были созданы учеными СССР и могли улучшить ситуацию, десятилетиями не использовались, тогда, как в государствах с рыночной экономикой их освоили очень быстро и в огромных масштабах.

Особенно явно слабости планово-командной системы проявляются при решении вопроса ДЛЯ КОГО производить блага, то есть при определении тех граждан, которые вправе получить те или иные произведенные страной блага.

Начав с реализации идей утопистов об уравнительном распределении «в меру разумных потребностей и трудового вклада», планово-командная экономика пришла, в конце концов, к тому, что главными критериями распределения здесь стали послушность системе власти и служебное положение. При этом наиболее ценные блага получали в первую очередь разнообразные начальники (в России это получило название «системы закрытых распределителей»).

Подавляющая же часть населения должна была «выслуживать» дефицитные блага годами послушного труда, независимо от того, насколько производителен и реально полезен был этот труд. Например, для получения талона на право покупки мебельного гарнитура надо было отработать без конфликтов с начальством 5 лет, а талона на покупку легкового автомобиля или ордера на бесплатную квартиру - 15-20 лет.

Поэтому, уверения идеологов социализма о том, что плановое ведение хозяйства будет куда более рациональным, чем «стихия рынка» и обеспечит невиданный в истории рост благосостояния граждан оказались абсолютно ложными.

Страны с планово-командной экономикой в ХХ веке полностью проиграли экономическое соревнование странам с рыночной экономикой. Именно поэтому в конце 80-начале 90-х годов этого века почти все бывшие социалистические страны встали на путь коренного преобразования своих экономических систем, воссоздавая частную собственность и рыночные механизмы.