История песни "До свидания, мальчики" (Б. Окуджава). Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы "Ах, война, что ты сделала, подлая…" Эссе ах война ты сделала подлая

«Ах, война, что ты сделала?..»

(сочинение)

Ивахно Елена Николаевна

Память - это самое ценное, что есть у каждого из нас. Даже спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной войны мы продолжаем помнить о том, что случилось в 1941 - 1945 годах. Боль, слезы, смерть родных и близких - всё это запечатлелось в памяти людей, живших в то время. Каждый день на фронте погибали солдаты, которые ценой собственной жизни старались защитить то, что было им так дорого. Мы должны быть благодарны нашим предкам.

Долгих четыре года советский народ терпел боль и унижения немецких оккупантов. Превозмогая страдания, простые солдаты шли к победе, защищая самое ценное, что есть на земле, - жизнь. И вот в долгожданную весну 1945 года все, наконец, почувствовали свободу. Люди плакали, и это были слезы радости. В день 9 мая на землю советскую пришла победа над фашизмом, а вместе с ней и вера в лучшее будущее.

Многим так и не удалось вернуться к своим семьям. Но они не забыты. Мы с гордостью вспоминаем о тех, кто ковал победу на фронтах во время Великой Отечественной войны. Я горжусь своим прадедушкой Ольховым Николаем Филипповичем, который вместе с другими солдатами защищал свою Родину от фашизма. Он родился 19 декабря 1914 года. Вместе с тремя братьями и сестрой жил и рос в Ставропольском крае в городе Железноводск. Мама сама заботилась о своих детях. Из-за трудностей в семье мой прадедушка окончил лишь два класса. И в девять лет пошел работать в колхоз. Когда повзрослел, то решил обзавестись семьей. Но война спутала все планы, и молодому отцу пришлось оставить жену и троих детей и в 1941 году уйти на фронт. Прадедушка попал в артиллерийские войска II Украинского фронта. Вспоминая о сражениях с неприятелем, мой прадедушка невольно закрывал глаза, чтобы забыть тот ужас, который окружал его на поле боя. Многие солдаты просили о помощи, но никто не был в силах остановить всё это. И вот однажды Николай Филиппович сам был тяжело ранен и доставлен в госпиталь. Едва подлечился и снова в бой. С 1943 года прадедушке пришлось воевать на территории Белоруссии. В одном из архивных документов говорится о том, что он совершил подвиг: «Наводчик орудия сержант товарищ Ольховой в боях с немецкими захватчиками показал себя храбрым, выдержанным воином Красной Армии. В последнем бое при прорыве сильно укрепленной обороны противника в районе села Красногоры Витебской области. 22 июня 1944 года прямой наводкой своего орудия, под сильным артиллерийско-минометным огнем противника уничтожил 2 пулемёта, разрушил до 100 метров проволочного заграждения и уничтожил до 10 немецких солдат и офицеров». Немецких оккупантов «гнал» до самого Берлина вместе с остальными солдатами и День Победы встретил в Германии. Ольховой Николай Филиппович дослужил до звания сержант и получил такие награды, как Орден Отечественной войны I степени,три Ордена Славы III степени. В этой войне прадедушка защищал не только себя, Родину, но и семью, которой дорожил и о которой постоянно вспоминал. За время войны он потерял многое. Двое его детей не сумели выжить из-за страшного голода.

Когда закончилась война, мой прадедушка вернулся домой в Кисловодск. До самой смерти он работал на заводе, растил троих детей. Всё то, что испытал мой прадедушка на войне, нельзя просто забыть. Это нужно пронести сквозь время, чтобы будущие поколения не совершали ошибок прошлого. Нам нужно гордиться нашими дедами и прадедами, защитившими наше будущее.

Что отличает гражданина страны от временного поселенца? Конечно, не только паспорт, но и глубокое знание истории и уважение к делам предков.

Я поразилась результату, который у меня получился, - слезы на глазах взволнованных подростков. Поэтому сценарий этого урока я посылаю на конкурс методических разработок «Сто друзей». Надеюсь, этот материал будет интересен и моим коллегам.

Тема урока: «Образ фашистского нашествия в I части симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича».

1. Воспитание чувства патриотизма.

2. Создать условия, при которых учащиеся смогут самостоятельно определить муз.образ произведения, используя примеры молодежной музыкальной субкультуры.

Методические материалы:

1. Репродукция портрета певицы Иветт Гильбер Тулуз-Лотрека.

2. Фрагменты популярных молодежных песен по выбору учителя.

3. Портрет Шостаковича.

4. Фотографии блокадного Ленинграда.

Ход урока.

Музыкальные образы - это мысли и чувства композитора, выраженные музыкой. Сегодня нам предстоит понять и прочувствовать один из ярчайших музыкальных рассказов. В этом нам поможет... песня. А что такое хорошая песня?

(Учащиеся дают различные ответы, то сходятся в том, что в хорошей песне должны быть умные слова и красивая мелодия. Песня должна затрагивать душу).

Учитель предлагает исполнить несколько любимых ребятами песен из школьного репертуара.

Но все ли современные песни можно назвать хорошими? Когда-то, совсем недавно, 1-е места в хит-парадах занимали эти «шедевры»...

Предлагается послушать фрагменты эстрадных песен, как-то «Убили негра», «Мы-насосы».

Чем же эти песенки привлекали внимание слушателей? Может быть, яркой мелодией? (Наиграть интонацию одной из песен, а она, как правило, повторяется до 10, а то и более раз!). Ничего красивого и интересного.

Наверное, убогую мелодию заменит умное содержание? Но, кроме глупостей, в тексте ничего нет.

«Сочинители» решили удивить слушателей развязными, пошлыми словами. И удивили - на 2 недели. Теперь эти песни никто и не вспоминает.

На Западе такие «произведения» называют «песнями для ног», а в России есть емкое слово - «пустышка».

Посмотрите на портрет певицы Иветт Гильбер художника Тулуз-Лотрека, столетие назад исполнявшая подобные песенки. Что можно сказать о лице этой героини? Белая маска. Глаз, зеркал души, не видно - одни узкие щелочки. Руки, уродливо выделяются черными перчатками, а вместо тела - силуэт, наполненный пустотой.

Портрет этой женщины - словно символ песенки-«пустышки».

Станет ли серьезный композитор тратить свой талант на песенки-«пустышки»?

Давайте попробуем сейчас определить по моему напеву, что за песня прозвучит, хорошая или «пустышка»?

Исполнение вокально № 1.

Учащиеся доказывают, что это «пустышка», так как бессмысленная механическая интонация повторяется много раз.

Учитель соглашается, но просит исполнить эту мелодию вместе.

Мы запомним данную «пустышку», т.к. сочинил ее гениальный композитор XX века - Д.Д.Шостакович, сделав ее одной из главных тем своей могучей 7 симфонии.

Давайте проследим за развитием этой темы. Какой вы ее восприняли?

Уч-ся: Глупая, легкомысленная.

Исполнение на фортепиано № 2.

Что появилось с добавлением к мелодии 2 басовых звуков?

Уч-ся: Опасность, страх.

Исполнение № 3.

Усилилась или исчезла опасность?

Уч-ся: Музыка стала зловещей.

Исполнение № 4.

В какой из «3 китов» (песня, танец, марш) превратилась легкомысленная песенка?

Уч-ся: В марш.

Может ли такой марш стать символом добра, справедливости?

Уч-ся: Нет, это символ зла, жестокости. Послушайте, сколько наглости и беспощадности в следующем исполнении.

Исполнение № 5.

Дайте самостоятельную оценку последнего звучания.

Исполнение № 6.

Уч-ся: Похоже на завывание злобного зверя, все сметающего на своем пути.

Мне остается написать год создания 7 симфонии - 1941. О чем же эта музыка?

Уч-ся: о Великой Отечественной войне.

Сейчас вы будете слушать эпизод I части 7 симфонии Д.Д.Шостаковича. Ваши впечатления и будут муз.образом этого фрагмента.

Прослушивание эпизода нашествия.

Уч-ся: Это образ фашистов. Сначала их никто не боялся, люди не верили в фашистскую угрозу, но те поработили весь мир, уничтожая всех сопротивляющихся.

Да, всю ненависть к фашизму вложил Шостакович в этот эпизод, который назвал эпизодом нашествия.

Этого нашествия испугались многие люди, это и понятно. Даже некоторые знаменитые артисты Ленинграда отказались выступить по радио в поддержку русских людей, чтобы не оказаться личными врагами фюрера.

Не побоялись несколько выдающихся талантов, среди которых была Анна Ахматова, выступившая со своей «Клятвой».

И та, что сегодня прощается

Пусть боль свою в силу она

переплавит.

Мы детям клянемся,

клянемся могилам,

Что нас покориться никто

не заставит.

И Шостакович, сообщивший, что сочиняет новую симфонию, которую назовет Ленинградской.

Знаменитая Ленинградка, начатая в блокадном городе, была закончена в эвакуации в Куйбышеве, куда композитора, по приказу правительства, эвакуировали, как национальное достояние. Там симфонию исполнили в 1-й раз, затем ее слушали в Москве.

Но все ждали главного исполнения - в осажденном Ленинграде.

Этот день премьеры, 9 августа 1942 г., был самым тихим блокадным днем. Артиллеристы провели огневую операцию «Шквал», уничтожив фашистские укрепления. Это было сделано для того, чтобы музыка ни разу не была прервана сигналами военной тревоги.

После концерта ленинградцы укрепились в надежде на победу. Воплощением этой победы была и Дорога жизни, прошедшая по Ладожскому озеру.

Демонстрируются фотографии Ладоги, блокадного Ленинграда.

Эта дорога спасла жизнь многим ленинградцам. Многие прожили потом недолго - блокада оставила свой след. В память этих людей мы исполним «Балладу о Тане Савичевой» Е.Доги - стоя.

Другая песня нашего замечательного поэта Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!» пусть станет предостережением. Пусть никогда вам не скажут ваши матери: «Постарайтесь вернуться назад!», провожая сыновей на войну. Пусть девочкам никогда не придется носить военных сапог и шинелей.

Пусть над нашей землей будет только мирное небо.

Разучивание «До свидания, мальчики!».

Сегодня мы услышали 2 разных произведения: 7 симфония Шостаковича и песня Окуджавы «До свидания, мальчики!» Что же их объединяет?

Уч-ся: Правдиво, искренне, талантливо показанные образы войны.

В 7 симфонии музыка рассказала, как пустота души обернулась страшной жестокостью, поэтому я прошу вас задуматься о том, какая культура вас окружает. Выбирайте самое лучшее, чтобы жестокость никогда не стала символом вашей жизни.

Елена ЧУХОНЦЕВА, учитель музыки болоховской основной школы № 3, Тульская область, участник конкурса «Сто друзей-2004»

« В ПОДДЕРЖКУ ПРОЕКТА ВИКТОРА ПАНОВА К ДНЮ ПОБЕДЫ: https://www.сайт/work/1306690/
Ах, война, что же ты, подлая, сделала?»(Б. Окуджава)

Война… Это слово черного цвета. Она перечеркивает планы: «Раз война - обо всем забудь и пенять не вправе. Собирался в долгий путь, дан приказ: - Отставить!»
И отставили. Выпускники школ пошли на фронт, а не в студенческие аудитории. Невесты «платьица белые раздарили сестренкам своим». Студенты и преподаватели стали в один строй - солдатский. Разлученные семьи до сих пор ищут друг друга. Дети выросли без родителей. На женские плечи легла мужская работа: «Рубила, возила, копала - разве же все перечислишь? А в письмах на фронт уверяла, что будто отлично живешь». А машина войны делала свое черное дело; в ее огне гибли мужчины, оставляя вдов и сирот, гибли юноши, оставляя девушек без будущих мужей, а нацию - без родившихся детей. Вот что она, подлая, сделала. И это не так уж давно было. Живут еще ветераны Второй мировой. Живут те, кто не воевал, но помнят войну. Стали бабушками и дедушками дети той страшной войны.
Живет с нами моя бабушка Люба, которая видела своего отца в июне 1941-го, когда ей было всего четыре года. Его лицо она не помнит, знает по фотографиям. Помнит лишь отдельные эпизоды. Как выбегала в длинный коммунальный коридор и неслась ему навстречу, когда он возвращался домой. Как когда-то принес отец редчайшие для тех времен фрукты - два апельсина - и сказал: «Это тебе и маме. Свой я по дороге съел». Святая неправда!
Мой прадед Сергей был кадровым офицером. Ему было 28 лет, а прабабушке Шуре 24 года, когда началась война. Бабушка Люба была у них единственным ребенком. Так она и осталась без сестер и братьев. И без отца. Прадед прошел почти всю войну. Почти, так как погиб он в апреле 1945-го. Не дожил до победы 23 дня. Моя мама, его внучка, сегодня уже старше его. Она никогда не знала, как чудесно иметь деда. Ей даже назвать дедушкой было никого. «Что же ты, подлая, сделала?»
Бабушка как-то сказала мне: «Знаешь, Ира, я часто думаю: какой бы была наша семья, если бы не было той страшной войны? У меня точно были бы братья и сестры. Т.е. и у тебя было бы больше родных. А большая семья, если она и вдобавок дружная, это огромное счастье. Вот видишь, как долго откликается гибель людей. Все можно построить сызнова, только не возвратить…» Бабушка, не закончив, замолчала. И я поняла, что почти полвека прошло, а рана не заживает.
9 Мая, в День Победы, у моей бабушки и дедушки всегда гости. Они поминают тех, кто не возвратился с той войны, вспоминают свое военное детство, поют песен тех лет. И плачут во время телевизионной Минуты молчания. Сидят за столом люди преклонного возраста, почти все они предвоенные дети. Их сохранили, вырастили матери, а их родители спасли всех нас, весь мир.
Заканчивая, расскажу такую историю. Когда-то бабушка Люба то ли услышала, то ли прочитала «Песню летчика» В. Высоцкого. Она сказала: «Это о моем отце». Сначала я старалась ей возразить, что нет, не может быть. Он погиб в конце войны, когда уже такого «расписания перед боем» не могло быть:
Их восемь - нас двое,
- расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Сережа, держись!
Нам не светит с тобой,
Но козыри надо равнять!
Я уверяла, что совпадение имени и военной профессии прадеда не основание, чтобы…, потом вспомнила бабушкин рассказ об апельсинах и подумала: а зачем я это делаю? Святая неправда имеет право на существование. Моя любимая бабушка так любит песни Высоцкого о войне. Пусть эта песня будет песней о ее отце, моем прадеде. Думаю, поэт не осудил бы нас.

« Ах,война, что ты сделала»

Булат Шалвович ОКУДЖАВА
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!

Фонограмма “Бой колоколов”

Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучат,- помните!
Какою ценою завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!

Отрывок из “Реквиема” Р. Рождественского

Вальс (танцуют две пары старшеклассников). Неожиданно раздаётся звук воздушной тревоги, танцующие замирают и девочки, наклонив головы, накидывают черные шарфы.

Песня: “До свидания, мальчики”
/Булат Окуджава/

Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте не пуль, не гранат,
И себя не щадите, но все-таки,
Постарайтесь вернуться назад!

(девочки медленно уходят, прощаясь)
Слайд (Родина-мать зовёт)

Война! Жесточе нету слова!
Война! Страшнее нету слова!
И на устах у всех иного
Уже не может быть и нет!

А. Твардовский

Ведущий: 1941 год. Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены каземата. С потолка посыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.

Война! – крикнул кто-то
- Война это, товарищи, война!

…Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые всполохи пожаров.

Тяжко вздрагивает каземат. Все вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени”.

Б. Васильев. “В списках не значился”.

Чтецы 1 и 2 (поочерёдно):

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она
И счастье разбивает у людей,
Любимых, разлучая и друзей

Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их разрушает яростно, не ведая сама,
Ч то веру в разум убивает
И души пламенем отчаянья сжигает.

Чем оправдать детей невинных муки,
Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,
Надежд, ласкавших жизнь, крушенье
И мира варварское разрушенье?

А сколько в том огне жестокости,
Не избежав безжалостного рока,
Сердец сгорело молодых,
Мечтавших заглянуть в глаза родных!

Хор (исполнение песни М.Исаковского “Огонёк”)

Чтец 3 / В.Соловьёв. “Полустанок”. / Слайд (Женщина с девочкой …)

Вокзал был тихим, маленьким и грустным.
Жевали с хрустом лошади овес.
Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,
И задрожали рельсы от колес.

И к полустанку выплыли теплушки.
Березы у перрона встали в строй.
И запоздало охнула частушка,
Наполненная болью и тоской

И лопнуло мгновенно напряженье,
Хлестнуло в сердце жарким и тугим,
И с дрожью взвился женский голос:
- Женя! А как же мы… Себя побереги! –

А он пошел, уже солдат России,
К теплушкам, к погрустневшим землянкам,
И сыновья с ним рядышком босые
По взрослому шагали по бокам.

А женщина осталась не большая, -
С нее печаль бы русскую писать!
Она в карманах суетливо шарит
И все платка не может отыскать.

И в толкотне ей удалось всмотреться –
Целует муж заплаканных ребят…
И сквозь поселок, словно через сердце,
Ушел состав в пылающий закат.

Хор мальчиков исполняет песню на стихи Льва Ошанина, музыка А.Новикова “Эх, дороги”.

Ведущий: (на фоне музыки читает…)

Старшина рванул скособоченную дверь, прыжками влетел в избу. – Хенде Хох!...

Немцы спали. Они отсыпались перед последним броском к железке. Старшина забыл вдруг все немецкие слова и только хрипло кричал…

Лягайт!.. Лягайт!.. Лягайт!..

И ругался черными словами! Самыми черными, какие знал.

Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина. Просто подумать не могли, что один он, на много верст один - одинешенек.

Все четверо легли мордами вниз, как велел Васков. Пятый, прыткий самый, уж на том свете числился.

Повязала они друг друга ремнями, а последнего Федот Евграфыч лично связал. И заплакал. Слезы текли по грязному, небритому лицу. Он трясся в злобе, и смеялся сквозь эти слезы, и кричал:

Что, взяли? Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохните здесь, все сдохните!... Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!

Б. Васильев “А зори здесь тихие”.

Чтец 4 / инсценированное стихотворение И. Уткина “Бабы”./

Прибегают к штабу бабы,
Говорят: - Начальник штаба,
Высылай скорей отряд.
За селом у нас в овине
Люди видели живыми
Трех фашистов, - говорят.

Командир суров и бледен
- Я людьми сегодня беден.
Все в расходе… Как мне быть
Одному?.. Вот если, кабы
Подсобили вы мне, бабы.
Бабы: - Рады подсобить!

Ну, тогда, - сказал он, - нате. –
Выдал бабе по гранате
И повел их за собой.
И пошёл начальник штаба,
Объявляя вкратце бабам
Как ведут гранатный бой.

За селом овин душистый.
Прикорнули три фашиста,
Крепко в сене спят… И вот
Рвется первая граната,
И гремит приказ раскатом:
- По врагу… Гранаты! Взвод!

Дрогнули враги спросонок –
Под огнем не до фасона! –
Поднимают руки враз,
Подтянули только брюки,
Но когда подняли руки,
Поразились: “Вас ист дас?!

Взвод… Гранаты… А на деле”
А на деле погляди:
Вот так штука, черт возьми!
Впереди начальник штаба,
А вокруг овина … бабы!
И не более восьми!

Звучит мелодия песни “В лесу прифронтовом”. Идут слайды о войне.

Чтец 5. /Р.Рождественский “В сорок третьем ”/

Везет на фронт мальчика
Товарищ военный врач…
“Мама моя, мамочка,
Не гладь меня и не плачь!
На мне военная форма,
Не гладь меня при других!”
На мне военная форма,
На мне твои сапоги.
Не плачь!
Мне уже двенадцать,
Я взрослый почти…
Двоятся, двоятся, двоятся
Рельсовые пути.,.
В кармане моем документы,
Печать войсковая строга.
В кармане моем документы,
По которым я - сын полка.
Прославленного, гвардейского,
Проверенного в огне..;
Я еду на фронт, я надеюсь,
Что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке не струшу,
Что время мое пришло...
Завидев меня, старухи
Охают тяжело:
“Сыночек, солдатик маленький...
Вот ведь настали дни... “
Мама моя, мамочка!
Скорей им все объясни!
Скажи, чего это ради
Они надо мной ревут?
Зачем они меня гладят?
Зачем сыночком зовут?
И что-то шепчут невнятно,
И теплый суют калач..,
Россия моя, не надо!
Не гладь меня! И не плачь!
Не гладь меня!
Я просто будущий сын полка,
И никакого геройства
Я не свершил пока!”

Вокальная группа исполняет песню “Им нет двадцати пяти”.

Осенью 1942 года Сталинградскому, Донскому, Юга – Западному фронтам было отправлено:

валенок – 41 тыс. пар
полушубков – 19 тыс.
стеганых фуфаек и шаровар – 112 тыс.
рукавиц и шерстяных носков – 52 тыс. пар
шапок – ушанок – 42 тыс.

Все для фронта – порой ценой жизни.

Чтец 6 /А. Суриков “Однажды ночью ”/

Вся ночь пролетела, как страшный бред.
Расстрел назначили рано.
А было ему шестнадцать лет,
Разведчику – партизану.
В сенях умирал заколотый дед.
Сестренке ломали руки.
А он все твердил упрямое “Нет!” –
И стоном не выдал муки.
Вдоль сонной деревни его вели
В пустое мертвое поле.
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.
Мать вскрикнула тонко, бела, как мел,
И в поле вдруг стало тесно.
А он подобрался и запел
Свою любимую песню.
На залп он качнулся лицом вперед
И рухнул в холодный пепел.
Ты понимаешь – такой народ
Нельзя заковать в цепи.

Ведущий: (рассказ о Люсе Герасименко из рубрики “Пионеры герои”). /Слайд/

Тихой и доверчивой, скромной и ласковой девочке Люсе не было ещё и одиннадцати лет, когда столицу Белоруссии – её родной город Минск – захватили фашисты. С первых дней оккупации, в Минске начала действовать подпольная организация. Руководителем одной из групп был отец Люси – Николай Алексеевич Герасименко. Пионерка Люся стала активно помогать отцу. Когда у них на квартире шло совещание подпольщиков, Люся дежурила во дворе. Давали девочке и серьёзные поручения: - она доставляла важные донесения в партизанский отряд; расклеивала листовки на стенах домов, приносила их на завод, где работал отец, тщательно пряча на дно кастрюльки, в которой несла ему обед.

Её отвага, выдержка, смелость поражали даже взрослых. Но фашисты выследили Люсю. Её схватили. Два месяца держали в гестапо. Каждый день водили на допрос девочку, зверски избивали, пытали, мучили. Но ни одного имени не назвала отважная пионерка, ни слова не сказала врагу.

Озверев, они выкололи ей глаза и повели на расстрел. Шла она по родной земле, высоко подняв голову, слушая пение птиц. Вот и опушка, а там – лес, рукой подать, но раздался выстрел.

Люся успела повернуть лицо к солнышку. Тёплые лучи коснулись её лица, нежная детская улыбка застыла на её губах. Навечно.

Вокальная группа исполняет песню “Москвичи”. / Слайд: с памятниками-монументами/.

Чтец 7 Л. Забошта “Мать”

Пошли на смертный бой с врагами
Ее орлы, ее сыны.
Мать ожидает их годами:
Быть может, все ж придут с войны…
Спит у Мамаева кургана,
Под Сталинградом, сын один,
Другой – средь моря – океана,
Средь хмурой Балтики глубин.
А самый младший у Дуная:
Медали говорят о том…
А мать все верит, ожидая,
Что возвратятся дети в дом.
Сидит недвижно у дороги
С застывшим каменным лицом…
А может, это профиль строгий
На камне вырезан резцом?

Хор мальчиков исполняет (1-куплет) песни “Соловьи”, музыка В.Соловьёва-Седова.

Чтец 8 / Михаил Дудин. “Соловьи”/

Еще рассвет по листьям не дрожал,
И для острастки били пулеметы…
Вот это место. Здесь он умирал –
Товарищ мой из пулеметной роты.

Тут бесполезно было звать врачей,
Не дотянул бы он и до рассвета.
Он не нуждался в помощи ничьей.
Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас, и молча ждал конца.
И кто-то улыбнулся неумело.
Загар сначала отошел с лица,
Потом оно, темнея, каменело.

Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней.
Запри все чувства сразу на защелку.
Вот тут и появился соловей,
Несмело и томительно защелкал…

Как время по траншеям тек песок.
К воде тянулись корни у обрыва.
И ландыш, приподнявшись на носок,
Заглядывал в воронку от разрыва.

Еще минута – задымит сирень
Клубами фиолетового дыма.
Она пришла обескуражить день.
Она везде. Она непроходима.

Еще мгновенье. Перекосит рот
От сердца раздирающего крика,
Но успокойся, посмотри: цветет,
Цветет на минном поле земляника…

Нелепа смерть. Она глупа. Тем более
Когда он руки разбросав свои,
Сказал: ”Ребята, напишите Поле:
У нас сегодня пели соловьи”.

Он не дожил, не долюбил, не допил,
Не доучился, книг не дочитал.
Я был с ним рядом. Я в одном окопе,
Как он о Поле, о тебе мечтал…

Пусть даже так. Потом родятся дети
Для подвигов, для песен, для любви,
Пусть их разбудят рано на рассвете
Томительные наши соловьи.

Песня “Соловьи” исполняется до конца.

Сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошел через ад войны и сохранил лучшие человеческие качества – доброту, сострадание и милосердие.

Ведущий 1 / Н.Шумаков “Ветеранам” часть-1/

Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дороге войны.
Пусть болят у них старые раны,
Но духом они, как и прежде, сильны.
Ветеранам нельзя на покой уходить.
Когда мир вновь тревогой объят.
Люди новой войны не должны допустить
Оттого по ночам ветераны не спят.
Им погибших друзей не забыть никогда,
Хотя в этом и нет их вины.
Но в душе рядом с ними они навсегда
И не могут уйти от войны.
Потому ветераны себя не щадят.
Жизнь без волнений совсем не для них.
Пламенем ярко сердца их горят,
На борьбу вдохновляя других.

Ведущий 2 / Н. Шумаков “Ветеранам ” часть-2 /

Война сердца вам опалила
Разлукой и безжалостным огнем,
Но все ж она в вас не убила
Того, что добротою мы зовем.
Нет никого на свете человечней
Людей, прошедших через ад войны,
Ведь им запомнилась навечно
Цена той ранней седины,
Что словно пеплом осыпала
Совсем еще мальчишечьи виски.
Хоть времени с тех пор прошло немало,
Но разве же уйдешь от той тоски,
Которая в сухих глазах стояла
Мальчишек, поседевших от беды.
Ведь и доныне жизнь не заровняла
Войны жестокие следы.
Вот почему чужая боль вас так тревожит
И по ночам уснуть вам не дает.
С жестокостью мириться тот не может,
Кто ради счастия других живет!

На фоне мелодии песни “Журавли”. /Слайд/

Чтец 9 С. Кочурова “Давно закончилась война ”.

Давно закончилась война,
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, -
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.

А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И “мессеры” строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный...
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной.

В один и тот же день и час
На встречу вы к друзьям спешите,
Но с каждым годом меньше вас,
И нас за это вы простите,
Что не сумели вас сберечь,
Не залечили ваши раны.
И вот на место этих встреч
Приходят внуки ветеранов.

Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну -
В тылу иль на полях сражений, -
Принес победную весну, -
Поклон и память поколений.

(Вручение цветов ветеранам)

Слово – ветеранам (их рассказы о боях, товарищах…)

Пусть светит солнце, поют птицы, цветут сады и зеленеют поля, но никогда – никогда не свистят пули. Ведь все мы приходим в этот мир, чтобы жить, и никто не смеет распоряжаться нашей жизнью. Никакая, даже самая высокая цель не может быть оправдана, если пролилась хотя бы одна капелька невинной крови.

Чтение стихотворения “Плач неизвестного солдата ” на фоне “Реквиема” В.А.Моцарта.

“Реквием” В. А. Моцарта звучит громче.

Ведущий №1

Мир!
Это слово, как набат,
Планету нашу будит.
Пусть пламенем войны объят
Мир никогда не будет.

Ведущий №2

Земля к тебе взывает, человек,
Чтоб ты ее от бури атомной сберег.
И величавую красу ее лесов и рек
Ты для потомков сохранить помог!

Звучит песня “Моя Россия” в исполнении Малинина.

Обычное письмо военных лет порой может рассказать о войне больше, чем целая энциклопедия...

Это письмо написала 13 января 1943 года из Липецка двоюродная сестра моей мамы своему дяде – моему дедушке Давыдову Ивану Григорьевичу, который после ранения находился в госпитале города Котельнич. И можно почувствовать, как жил Липецк в страшные военные годы, хотя сам город не переживал ужасов оккупации – враг сюда не дошёл, но на подступах к городу шли жестокие бои.

13/ I-1943 года Липецк

Здравствуйте, дорогой дядя

Иван Григорьевич!

Шлём Вам большой привет и желаем скоро выздоравливать – чтобы были здоровы и счастливы.

Сегодня папе передали Ваше письмо. Как раз он теперь и работает в Горисполкоме. Все мы живы, но не совсем здоровы мои старички – а папа так всё болеет. Напишу коротко о нашей жизни. 11 октября 1941 года мы с мамой эвакуировались из города(1), а папа оставался в городе.

Я и мама жили в Узбекистане – это очень далеко отсюда – дальше за Ташкент – нас привезли. И вот жили там с мамой – я работала в госпитале – мама не работала. Жилось трудно, не знали, где папа, живой он или уже нет в живых его – всё передумали, писали письма оттуда в Липецк, а ответа нет, и так мы ничего не знали целых три месяца. Потом в начале января 1942 года – нежданно-негаданно нас папа нашёл, и вот мы встретились и все плакали от радости. Уж мы думали, что и никогда не увидимся. Папа долго ехал. В дороге заболел дизентерией, приехал совсем больной, худой – и не узнаешь.

А потом случилось ещё несчастье – я и папа заболели сыпным тифом. Нас обоих отвезли в больницу – за 15 км от того места, где мы жили, а мама осталась одна. Я болела трудно, ну а папа так совсем думали, что не выживет. Как-то ночью меня сестра и санитарка разбудили и говорят: «Надя, с папой плохо, он уже не дышит – иди к нему». А я и ходить-то ещё не могла. Ну кое-как меня довели к нему. А он уже и меня не видит и не слышит, и язык не работает. И глаза уже закатились. Я заплакала, зову его – папа, папа – а он и не слышит и ничего не чувствует. Потом доктор пришла, сделали папе уколы, горячие грелки на ноги – а меня увели от него. И вот я всю ночь плакала и ждала, что будет, но к утру мне сказали, что теперь опасность прошла и мой дедушка будет живой.

Очень долго он поправлялся, ну а когда поправился – немного – решили ехать домой, потому что там – в Узбекистане – очень жарко, а у папы сердце совсем больное. Продали кое-какие вещи, а остальные запаковали и сдали в багаж и поехали домой. Доехали хорошо и быстро – и 22го июня 1942 года мы приехали(2). Папа и сейчас ещё болеет – ноги не ходят, и сейчас его совсем не узнать – очень похудел – наполовину не стало его – и, в общем, худой, старый, согнутый – дедушка.

Сейчас вот уже январь месяц – морозы, а багаж наш ещё в пути – зимнее пальто, валенки, шапки и другие вещи: туфли, галоши, платья – всё в багаже, а мы замерзаем, раздетые и разутые, а купить на базаре – нет средств…

Я работаю – получаю 209 рубл., папа – бухгалтер, а сил-то уже и не хватает – отдохнуть бы – да жить средств нет, продать – нечего, а купить на базаре – не на что. В общем, очень плохо сейчас(3), главное, морозы, а мы разуты и раздеты – багаж, наверное, в пути, ещё не дошёл, а уже 7 месяцев прошло. Я писала в Богатырёво Симе – письмо моё пришло обратно и написано «доставки нет»(4). Пишите подробное письмо о своей жизни, очень ждём, отвечайте скорее.

Пишите, какие у вас сведения – где ваша семья.

Цены у нас вот – молоко 35р.-40 руб.литр, мука – 1000 руб.пуд, масло 600 руб.кило,

картошка 230 руб. мера, ну и т.д.

Пишите скоро ответ. Остаюсь.

С приветом, Надежда (5) .

…Письмо поражает ещё и тем, как стремились люди, разбросанные войной на тысячи километров от своих родных мест, найти друг друга, преодолеть трудности, поддержать своих близких, вселить в них надежду на лучшее.

И эти чувства, объединяющие людей, дающие им силы жить и бороться с жестоким и коварным врагом, тоже приближали Великую Победу…

Примечания

1. В начале октября 1941 года фронт приближался к Липецку (в тот период это территория Воронежской области). Советские войска вели упорные оборонительные бои против наступавших гитлеровских полчищ. После захвата города Ефремова (Тульская область) немцы повели наступление на Лебедянь, Елец, Задонск и Касторное.

Наиболее кровопролитным было сражение за Елецкий железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение на дальних подступах к Москве. На узком участке фронта противник сосредоточил три пехотные дивизии. Два дня шли ожесточённые бои, но в ночь с 3 на 4 декабря враг захватил город – наши войска вынуждены были отступить. Однако уже 9 декабря 148-я стрелковая дивизия в результате стремительных наступательных боёв полностью освободила Елец.

7 июля 1941 года при Липецком горотделе НКВД был организован истребительный батальон. Город объявляется на военном положении. Отряды батальона несли охрану заводов, учреждений; вылавливали шпионов и диверсантов. В 1941 году в Липецке формируется ещё и 591-й авиационный истребительный полк.

2. Поэтому, наверное, этот день запомнился, что ровно год с начала войны – скорбная дата…

3. Липецк в годы Великой Отечественной войны не пережил ужасов оккупации: война, как говорят, остановилась у его порога, но жителям города досталось сполна хлебнуть горя и тягот.