Как понять выражение не от мира сего. Странные люди, не от мира сего - кто они

Но этим мы несколько искажаем изначальный смысл фразы. Ведь впервые ее произнес Иисус Христос, когда пытался объяснить людям, Кто Он такой.

«Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» – говорил им Иисус.

Его современники никак не могли понять, Кто находится перед ними, и к чему Он пытается их призвать.

Когда Иисус говорил, что недолго будет с ними, и уйдет туда, куда они не смогут прийти, люди пожимали плечами и думали, что Он собирается пойти проповедовать в Грецию. Он же говорил о Своей скорой смерти, последующем Воскресении и о Небесном Царстве. Когда Иисус говорил, что пришел освободить их, то они думали, что Он пришел поднять восстание и освободить евреев от римского владычества. Он же имел в виду свободу от рабства греху. Когда Иисус говорил им о приблизившемся Небесном Царстве, они думали, что Он говорит о земном царстве Иудеев, которое восторжествует после победы над Римом.

Позже, когда Христа привели на суд к римскому наместнику Понтию Пилату, то помимо прочего, Иисус был обвинен в призыве к мятежу. На вопрос Пилата действительно ли Он провозглашает Себя Царем Иудейским, Иисус ответил: «Царство Мое не от мира сего». Услышав такой ответ, Пилат не увидел в личности Христа никакой опасности для Рима. Военного чиновника не интересовали предметы, не имеющие отношения к реальной жизни. Ведь он занимался серьезными делами и у него были проблемы совсем другого рода.

Лишь под давлением иудейских первосвященников, Пилат принял решение казнить Христа. Сам же он не видел в Нем никакой опасности.

Глубокий смысл сказанной Спасителем фразы состоит в том, что слишком глубоко погружаясь в повседневный мир, мы можем оказаться на обочине по-настоящему реальной жизни. Той, что «не от мира сего».


«Я научилась просто, мудро жить. Смотреть на небо и молиться Богу…», - Я начала читать Ахматову по заданию учительницы прочесть любимое стихотворение. И услышала полную тишину в классе. Почувствовала, как класс вместе с учительницей погрузились в состояние удивления, граничащего с легким шоком.

Сборник «Антология русской поэзии первой половины ХХ века», изданный небольшим тиражом, открыл мне новые миры и удивительные, захватывающие и пьянящие состояния, которые не выразить словом. Это произошло в 13 лет. Гумилев, Бальмонт, Мандельштам, Хлебников, Цветаева… Я переписывала стихи в тетрадку, они звучали в моей голове… В 14 лет мне дали почитать другую редкую книжку - «Мастер и Маргарита». Я была настолько потрясена романом, что пыталась переписать его от руки.

Я хотела быть нормальной, но чувствовала, что со мной что-то не так. Что другие люди воспринимают как мои «странности»? Я не могла ответить на этот вопрос. Наверное, просто я очень умная и очень много знаю. Самая умная. От этого другим меня не понять. Поэтому даже и не стоит с ними разговаривать.

Теперь я вижу, что моя «странность» была в отстраненности от жизни класса, коллектива, в отсутствии желания общаться, дружить с одноклассниками. Я даже не очень различала, кто есть кто: в классе были два брата-погодка и я их постоянно путала. Наверное, странно и непонятно выглядело мое высокомерие при средней успеваемости в учебе - я не стремилась к высокой успеваемости - ведь то, что я читала по собственному выбору и что звучало в моей голове - было гораздо интереснее!

В университете я тоже училась средне. Удивляюсь, как один молодой человек увидел во мне незаурядный ум, ведь я не очень-то открывала рот. Он сказал: «Мне бы твой ум, я бы многого достиг». Я почувствовала к нему легкое презрение и подумала: «А я ничего не хочу достигать». Я имела ввиду построение карьеры, достижение материальных благ. Да, я об этом не думала. Но чего-то ведь, наверное, я хотела? Я не знала. Были какие-то смутные мысли-ощущения, что страну нашу ждут большие перемены, что наступит время, когда я пригожусь людям как журналист. То есть мизантропом я не была, хотела приносить пользу обществу.


«Не надо печалиться! Вся жизнь впереди!» (Р. Рождественский)


Я почему-то рано начала печалиться. Я и сама писала стихи, но настолько мрачные, что не хочу их здесь приводить. Ну, одну только строчку: «Как темно за окном, как темно! Впрочем, мне уже всё равно.» Это мое состояние в 20 лет. Я чувствовала себя старой и усталой. Внешне - все благополучно. Я - студентка МГУ. И вот тогда я впервые поняла, что такое депрессия .

То есть я, видимо, страдала депрессией с детства, но в 20 лет ощутила ее явно. Я не чувствовала смысла жизни, цели. Раньше у меня были как-бы вынужденные, обязательные и ясные цели - надо куда-то поступить учиться. Три раза пыталась поступить в художественное училище, но не получилось. Решила поступать на факультет журналистики - поступила со второй попытки. И что дальше? Предстоящие 5 лет учебы казались вечностью. И чувство пустоты. Я пошла к психиатру. Было такое впечатление, что он меня просто не понял: «Как это, нет цели? Учись, да и всё!»

Я училась, но учеба слабо наполняла, хотя мы изучали произведения мировой литературной классики и у нас были потрясающие, блестящие преподаватели. Узнала о КСП - Клубе самодеятельной песни, который проводил свои слеты в подмосковных лесах. Обзавелась туристическим снаряжением, стала ездить на слеты - эти выходные в лесах облегчали мое состояние. Там увидела довольно много людей, несколько мне подобных, «странных» и даже еще страннее.

Странным людям зачем-то надо было сидеть по ночам у костра и петь или слушать странные песни - Окуджавы, Галича, собственного сочинения, на стихи Мандельштама, Бродского. Я очень полюбила Бродского: «Мне говорят, что надо уезжать. Да-да, благодарю, я собираюсь…»

Больше всего я любила стихи с трагичным оттенком, с философским звучанием. Но у меня так и не складывалось представления о своем будущем, о том, чего я хочу в жизни - не виделось цели. От этого был страх перед будущим и я старалась о нем не думать.


«Вся жизнь впереди - надейся и жди!» (Р. Рождественский)


На что надеяться, чего ждать - я не знала и не представляла. «Странные» товарищи по КСП бросали ВУЗы из идейных соображений и устраивались сторожами и истопниками. Я, слава Богу, доучилась. Пошла работать в редакцию - первое время, когда надо было срочно научиться писать, работала по 12 часов в сутки и забывалась в работе. Потом опять пришли пустота и непонимание, зачем жить. Наступил разгар Перестройки и мнезахотелось сбежать от всего этого безумия. В красивую и спокойную страну. У меня была мысль: «Россия - кончилась». (И как я рада, что ошиблась).

Мнехотелось, главным образом - покоя! Казалось, эмиграция решит все мои проблемы разом. Когда увидела средний уровень жизни в Финляндии, мне впервые захотелось материальных благ. Но вскоре они перестали радовать. А от «покоя» просто хотелось выть по-волчьи. Одиночество я здесь испытала по полной программе. И мучительные депрессии. Попытки найти смысл жизни в мистике и в браке провалились. Будущее без смысла и без цели продолжало представляться сплошной чернотой, куда невыносимо было смотреть.

Я сознавала, что у меня не получается жить. Жить среди людей и в согласии с собой. Кажется, неосознанно я всю жизнь ждала, что кто-то придет и всё в моей жизни изменит, исправит. Но каждый раз этот «кто-то» разочаровывал, не оправдывал ожиданий. Кто бы мог подумать, что свет в конце туннеля забрезжит нежданно с монитора компьютера в процессе знакомства с системно-векторной психологией Юрия Бурлана. Помощь пришла, когда, казалось, все было совсем мрачно, беспросветно, безнадежно!

А теперь - жизнь в реальности


Три года назад я начала читать статьи на портале системно-векторной психологии Ю. Бурлана. В ней есть четкое понимание людей со звуковым вектором в разных состояниях развитости и реализованности. Звуковику свойственно ощущать внешний мир иллюзорным, а себя - единственным в мире. Он выглядит странным в глазах других людей.


Только звуковики задумываются о смысле жизни, им сложнее, чем другим, найти свое место в мире. Таких людей не много - около пяти процентов. Реально их еще меньше, так как многие уходят из жизни преждевременно - от наркотиков, алкоголя, суицида.

Статьи вызвали узнавание, чувство, что кто-то меня понимает. А этого чувства у меня не было никогда в жизни. Я прошла бесплатный курс, затем - полный курс СВП. Продолжаю посещать бесплатные занятия. Каждый раз на них открывается что-то новое. У меня усиливается и углубляется осознание того, что окружающий мир - реален. Реальны люди и я сама.

Поэзия - конечно же, хорошая вещь. Но она больше не уносит меня в измененные состояния сознания, фантасмагорические и печальные. Я с радостью учусь жить в реальном мире и чувствую твердую почву под ногами. В наше время ни музыка, ни поэзия, ни философия с эзотерикой ненаполняют нехватки человека со звуковым вектором. Звуковая жажда познания себя и окружающего мира наполняется только системно-векторной психологией. Я в этом убедилась.

В 50 лет я почувствовала себя несравнимо лучше, чем в 20. До 50-ти лет я проходила всевозможные плохие состояния звукового вектора, а после - потрясающе радостные состояния, которых у меня не было ни в детстве, ни в молодости. И я знаю, что это еще не предел -в потенциале звуковики могут наслаждаться жизнью больше, чем все остальные, ведь у них самый высокий уровень желания.

Я действительно теперь ощущаю - «жизнь впереди», что я стою в начале новой, приносящей ранее не ведомые радости жизни. Появилось осознание ее цели и смысла. Знаю, зачем живу и чем хочу заниматься. Знаю, что у меня есть возможности для осуществления своих желаний. Слова Чацкого: «Я странен. А не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож…» - уже не греют мне душу.


Благодаря системно-векторной психологии Юрия Бурланая примирилась с людьми, я понимаю, что другие люди - не глупцы, как мне когда-то казалось, в каждом векторе - свой ум и все вектора имеют свое назначение в этом мире. Появилось чувство благодарности людям и глубокого к ним уважения за их труд на общее благо. Из «странного» человека я превращаюсь во всё более адекватного современной реальности.

Епископ Таврический Михаил (Грибановский; 1856-1898) - архипастырь, просветитель, духовный писатель. Его книга «Над Евангелием» (первое издание - СПб., 1896; впоследствии не раз переиздавалась) - сборник эссе-размышлений о Священном Писании. Это не богословские толкования текста, епископ Михаил пишет о том, как сопрягаются евангельские слова с нашей жизнью - обыденной жизнью каждого человека, - побуждая строить ее по Христовым заветам, «творя добро в себе и других». Написанные в конце XIX века, более ста лет назад, эти размышления удивительно современны и актуальны для нас, христиан века XXI.

Предлагаем читателям одну из глав книги «Над Евангелием» епископа Михаила (Грибановского).

Наше призвание не здесь, на земле, наша родина и наша цель там, в том мире, к которому призвал нас Господь. Этой мыслью мы бываем иногда склонны оправдывать наше невнимательное отношение к тому, что нас окружает, и нашу холодность к тем людям, с которыми мы живем. Ею мы воспитываем в себе и то мечтательно-беспредметное настроение, при котором мы помещаем наше небо где-то в пространственно-недосягаемой дали и совершенно оторванно во всех отношениях от нашей земной жизни. Мы готовы чуть не с телескопом в руках отыскивать тот мир, куда мы вдруг будем перенесены по таинственному мановению свыше. С высоты далеких небесных перспектив, в мнимом величии как бы обитателя имеющей в будущем появиться отдаленной планеты, мы в самом лучшем случае лишь снисходительно смотрим на ту маленькую сферу деятельности и на тот уголок природы, которые предстоят нам в нашей наличной жизни. Люди, не сочувствующие Церкви, пользуются этим, чтобы указать на церковное учение о той жизни как на какой-то темный и беспредметный мистицизм.

Так ли это? И правы ли мы?

Мы, христиане, не от мира сего. Но это не значит, что наш мир где-то отсюда за миллиарды верст, где-то за бесконечными звездными мирами. Совсем нет. Он внутри нас же самих, в окружающей нас природе, на всяком месте, в каждой душе. Он отделяется от нас не внешними далекими пространствами, а лишь поверхностью той же самой жизни, которая на этой же земле со всех сторон охватывает нас. Его свет и дыхание непосредственно близки нам; они обвевают меня из внутренней глубины духа сию минуту, вот здесь, на этом месте, где я пишу, в моей же собственной душе, которую я сейчас чувствую, из-за этой же вот природы и обстановки, которая в настоящий момент окружает меня.

Одухотворять и просветлять каждое свое жизненное движение - это и значит идти в царство не от мира сего

Стремиться из этого мира в тот не значит нестись и рваться куда-то в беспредельную звездную даль, в неизвестные пространства солнц и созвездий. Нет, это значит просто войти внутрь того, что находится в нас самих и кругом нас. В моей душе, какова бы она сейчас ни была, все же просвечивает нечто высшее, благороднейшее и святое, хорошие мысли, чувства и желания, та же душа, но только в более совершенной и прекрасной форме бытия. Идти туда, к тому просвету, осваиваться с тем, что открывается через него, вживаться в его атмосферу, ткать из нее свои жизненные нити - это и значит идти в тот небесный мир, к которому мы призваны Господом. В моем теле много дурного, но и в нем, в его Богом созданной форме, в волнах его жизненной энергии, чувствуется высшая красота, высшее благо бытия, отблеск чистого счастья жизни. Низводить свой дух и свое сердце в эту благороднейшую стихию своего собственного тела, в это совершенство его идеальных форм, заключенных в нас же, вдыхать в себя только чистейший аромат жизни, веющий в ее гармонических проявлениях; напрягать и собирать свое жизненное внимание только в эту утонченную светлую область своего же телесного самоощущения, никак не распуская себя и не давая разливаться грубым волнам похоти, не поддаваясь внешним и внутренним дисгармоническим влияниям, одухотворяя и просветляя каждое свое жизненное движение, - все это и значит идти в царство не от мира сего.

Кругом меня природа, вот на этом клочке пространства, который обнимает мой глаз. Если я небрежно пробегаю по ней своим сознанием или грубо внешне отношусь к ней, то она ничего особенного для меня не представляет: я или прохожу мимо нее, или внешне пользуюсь ею, или истребляю ее. Но стоит мне с любовью, с цельным чувством и сознанием, по-детски, по-Божьи, не разбегаясь во все стороны, а всецело отдаваясь ей, вглядеться в нее - и каждый листок деревца, каждый крохотный цветочек, каждая былинка, травка вдруг засияет для меня такой лучезарной райской красотой, обдаст меня таким теплом и светом жизни, таким изяществом каждого изгиба и каждого тона, что мне откроется воочию рай… Что это значит? Откуда такое чудное превращение? Очень просто: мы проникли внутрь того, что ежедневно видели извне; мы своим цельным чувством ощутили ту цельную жизнь природы, которую постоянно дробим своим рассеянным внешним сознанием; мы в созерцании любви отдались на миг беззаветно вот этому деревцу, этому цветку, вместо того чтобы эгоистически думать, нельзя ли срубить одно и сорвать другой. Одним словом, в этот чудный миг природа осталась та же, но мы вошли в тот просветленный божественный мир ее бытия и ее форм, который заключен в ней же, но которого мы, по рассеянности и грубости, доселе не замечали… Стараться отдавать свое глубокое и цельное внимание всему окружающему нас живому, всему около нас существующему, всякой былинке и вещи, входить своим умиротворенным сердцем в то светлое и прекрасное бытие, которое проникает во все и отражается во всем, - созерцать все в Боге, отказавшись от себя, - это значит идти в царство не от мира сего.

Мы не от мира сего; но это не значит, что мы отвернулись от этой природы, глядим в какую-то пустоту, во что-то темное и совершенно неизвестное. Нет, тот мир есть лишь просветление, утончение и одухотворенный расцвет этого. Мы смотрим на то же, на что смотрят и другие, но видим в нем тот мир, который для других пока остается скрытым. По видимому в мертвом - для нас трепещет внутренняя духовная жизнь; в немом - для нас звучат небесные глаголы; в случайном и механическом - нам открывается чудный смысл и высшая разумная красота. Можем ли представить себе, что говорил незаметный цветок - лилия - сердцу и очам Господа, когда Он всю славу Соломона повергал пред нею ниц?

И этот открывающийся духовно мир красоты и высшей жизни - не иллюзия, не фантазия поэта. Он есть, он реально существует за теми же формами, за той же природой, которая окружает нас. То, что для поэтов мира сего только идея, мечта, то, в еще более просветленном виде, для христианина не от мира сего - высшая реальная действительность, в которой он живет, которая скрыта для телесных очей и нечистых сердец, которая не выразима грубым человеческим языком и не представима бледными земными красками.

Этот «иной мир» - в той же самой среде и в тех же самых людях, среди которых мы живем

Мы не от мира сего. Это, однако, не значит, что мы должны внутренне чуждаться тех людей, с которыми сводит нас действительная жизнь, и мечтать о других существах, которые более подходили бы к нашему идеалу. Да, мы должны быть как можно дальше от всего худого и в нас, и в других; наш долг - бороться с этим неустанно и беспощадно. Но ведь это худое и есть то, что отчуждает людей друг от друга и производит между ними вражду и нестроения. Удаляясь этого, христианин именно уходит из этого стихийного мира, где люди - взаимные враги, в тот мир, где они могут быть друзьями и братьями. Но этот мир не в мечтательной выси фантазии, а как раз в той же самой среде и в тех же самых людях, среди которых мы живем. Как бы они ни враждовали меж собой, они все же чувствуют, что в них есть некоторый высший мир добрых чувств: любви, истины, благожелания и самопожертвования. Извне и по инерции страстей они ведут жестокую взаимную борьбу, но внутри они не могут не чтить общей единой святыни всех, которая невидимо и неслышимо проникает самую глубину их грешных душ. Вот в этой-то действительной святыне действительных окружающих нас людей и есть «тот» мир, в котором мы должны жить как христиане.

Люди мира сего думают, что эта святыня - только одна мечта, только несуществующий идеал: что она только в личной фантазии и в благих порывах каждого и ничего действительно властного и сущего из себя не представляет. Она скрашивает эту тяжелую и прозаичную жизнь своими грезами, но сама только греза и не более. Умер человек, развеется тело - и греза исчезает как туман.

Христианин своим духом непосредственно переживает реальность этой святыни. Он чувствует, что этот мир любви и гармонии уже существует, уже есть в глубине духа в каждом из окружающих, только нужно захотеть и суметь войти в него. Он сознает, что это не его только создание, не его только благой порыв, а более, гораздо более объективная и вечная действительность, чем все другое, видимо предстоящее нам. Он проникает до той внутренней глубины, где враждующие вокруг него люди сошлись им самим неведомыми корнями своего духовного бытия и погружены в благодатный мир Небесного Царствия. Этот мир внутри их, но только так глубоко и за столькими, сотканными часто ими же самими, покровами и масками, что они не знают его хорошо и не чувствуют всей красоты и силы его вполне реальной жизни. Христианин видит его и идет к нему.

Открывать в ближних небо, которое открылось в нас, - самый верный и надлежащий путь к царству не от мира сего

Христианин должен всецело жаждать этого внутреннего царства. Но это не значит, что он должен быть поэтому косно недеятельным или праздно мечтающим в этом мире. Благодатная жизнь неба открывается для нас по мере свободного просветления земли. Делать душу и тело свои чистыми и святыми, возводить окружающую нас природу к ее совершеннейшим формам; просветлять всю сферу данной нам конкретной жизни, животворить ближних тем дыханием, которое мы сами получаем свыше; передавать им ту радость, ту благодать, которая охватывает нас; открывать в них небо, которое открылось в нас; отдавать им свою жизнь, чтобы она возродилась и зацвела в них - короче, подражать Христу, апостолам, святителям и мученикам - вот самый верный и надлежащий путь к царству не от мира сего.

Таким образом, верующий в «то» царство входит в самое внутреннейшее общение с окружающими его людьми, хотя часто и неведомо для них. Не помимо их он ищет того неба, к которому призван, а в них же и через них же. Он идет к тому миру через деятельное общение с ближними этого мира, будь оно в сфере мысли, дела или невидимой молитвы и любви. То, что может казаться уединением христианина, только видимость. Он ближе к своим ближним, чем сами ближние между собой и к самим себе. Он не мечтает, а реально живет в том действительном мире, который скрывают от нашего духа наши земные мечтания. Его царство «не от мира сего» - не в туманной дали времен и пространств, не в отвлеченной пустоте измышлений и призраков, как у земных поэтов и мыслителей, а сейчас, в этот миг, на этом небольшом пространстве, в этой среде, между этими ближними. Он сквозь них же, в их собственной глубине, видит просветленный чудный мир того царства всякой красоты, жизни и гармонии, который всегда обнимает их, но в который они никак войти не могут, неудержимо скользя по блестящей поверхности этого мира в развертывающийся пред ними ряд грандиозных внешних перспектив. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21).

Отрывок из первой главы книги А. Х. Алмааса « Elements of the Real in Man » («Элементы настоящего в человеке»). Перевод с английского Елены Сенькиной под ред. Марины Калдиной . Публикуется впервые в журнале «Эрос и Космос».

Суфии говорят: «быть в миру, будучи не от мира сего ». Эта фраза может иметь много значений. Значение зависит от ситуации и от вашего собственного развития и способности понимать. Быть «в мире, будучи не от мира сего» - вопрос ориентации. Я буду говорить о некоторых значениях этой фразы и вы получите лучшее понимание того, что мы делаем здесь.

Когда ребенок рождается, он почти Сущность или чистое Бытие. Его сущность не такая же, конечно, как у развитого или реализованного взрослого. Это детская сущность - неразделенная, как бы свернутая. Когда ребенок растет, личность начинает развиваться через взаимодействие с окружением, особенно с родителями. Так как многие родители идентифицированы (то есть отождествлены) со своей личностью, а не со своей Сущностью, они не могут распознать или поощрять Сущность ребенка. После нескольких лет Сущность забывается, и вместо Сущности теперь здесь личность. Сущность замещена различными идентификациями. Ребенок идентифицируется с одним или с другим родителем, с тем или иным переживанием и с различного рода представлениями о себе самом. Эти идентификации, переживания и представления начинают объединяться и структурироваться как личность. Ребенок, и, затем, взрослый верит, что эта структура и есть его истинное Я.

Сущность была с самого начала и до сих пор здесь. Хотя мы ее не видели, не признавали и даже отвергали и ранили различными способами, она все еще здесь. Для того, чтобы защитить саму себя, она ушла в подполье, прикрылась. Прикрытие и есть личность.

Нет ничего плохого в том, чтобы иметь личность. Вы должны иметь ее. Вы не можете выжить без нее. Однако, если вы принимаете личность за то, кем вы в действительности являетесь, тогда вы искажаете реальность, потому что вы - не личность. Личность создается из прошлого опыта, идей, представлений и идентификаций, или отождествлений. У вас есть потенциал, чтобы развить настоящую индивидуальность, Личную Сущность (которая отличается от личности, которая прикрывает потерю Сущности), но этот потенциал блокируется тем, что мы называем нашим эго, нашим приобретенным чувством идентичности.

Если человек думает, что он есть эго, то есть результат идентификаций, идей, прошлых опытов, тогда о нем говорят, что он «не в мире, но мотивирован им» (not in the world, but of it ). Он не осознает, кто он действительно есть, - свою сущность. Это трудно понять до тех пор, пока вы не начнете осознавать вашу собственную сущность, по крайней мере, время от времени.

Эго, или чувство эго-идентичности, замещает то, что мы называем истинной идентичностью, и личностью в целом, замещает нашу Сущность. Личность - это заместитель, самозванец. Мир является одинаковым и для Сущности, и для личности, но способ, которым видится мир - разный. Человек, который «не в мире, но мотивирован им», ориентирован на личность, а не на Сущность.

Давайте приведем несколько примеров того, как идентификация с вашей личностью искажает реальность и приводит к страданию. Давайте возьмем тему утверждения себя в мире как независимого, самостоятельного человека, сильного, успешного, занимающего свое собственное место под солнцем. Это то, что сильно беспокоит многих. Почти каждый хочет быть таким. Это может быть целью, которая исходит из сущностной ориентации или же личностной ориентации. И это большая, большая разница.

Самоутверждение в мире и стремление быть независимым означает выстраивание своего персонального аспекта Сущности. Это внутреннее достижение. Это приходит из очень глубокого желания реализовать то, кто вы действительно есть. Быть тем, кто вы действительно есть, означает быть свободным от всех идентификаций из прошлого, которые создали ваше ложное чувство идентичности; это не зависит от того, что вы делаете в мире. То, что вы делаете в мире, может быть выражением того, кто вы есть, но это не определяет вас. Когда вы есть ваша Личная Сущность, вы имеете истинное чувство идентичности, и чтобы вы ни делали, это будет иметь сущностную ориентацию. Вы обычно думаете, что работа, которую вы выбираете, какую бы то ни было - садовника, психиатра, мамы - дает вам ощущение того, кто вы в действительности есть. Но это означает, что вы идентифицируетесь с тем, что вы являетесь частью мира. И это означает искажение реальности.

Обычно, когда человек начинает работать над собой, у него нет представления о том, в чем разница между выборами, которые мотивированы личностью, и выборами, которые мотивированы Сущностью. Он может думать, что когда он делает одно, а не другое, он может лучше оставаться собой, но у него нет ясного руководства, понимания того, что есть что. Человеку не только не хватает этого руководства, но более того, в результате эго-идентификации он верит в то, что его личность побуждает его делать, и страстно защищает свой выбор. «Это я. Это то, кто я есть. Это лучшее из того, что нужно делать». Каждый раз, когда вы спрашиваете у него про планы на будущее или про его представления о том, кем он, по его мнению, является, он чувствует угрозу. И любое сомнение насчет этих структур означает возможность разрушения всех его верований.

В нашей работе, которая называется (Diamond approach ), мы говорим, что стремление личности к независимости и идентичности в действительности является искаженным отражением желания получить или почувствовать определенный аспект Сущности - то, что мы называем личным аспектом. Это часто описывается в суфийских сказках, таких как «Принцесса Драгоценная Жемчужина» или «Бесценная Жемчужина». Многие сказки - это сказки про то, как принцесса - Личная Сущность - освободилась из тюрьмы, что, конечно, означает освобождение из тюрьмы личности, от того, что является ложным в нас. В других сказках разыскиваются бесценные драгоценности, что означает поиск Личной Сущности.

Как применить фразу «в мире, будучи не от мира сего» к этой ситуации? «Быть в мире, будучи не от мира сего» означает, что вы продолжаете делать то, что вы делаете. Вы продолжаете заниматься своей карьерой психиатра, садовника, мамы и так далее, но вы всё время помните, что это только отражение чего-то ещё, и что на самом деле ваше самое глубинное желание - это проявить некую часть себя. Таким образом, основное усилие направляется на понимание этой части себя и проявление ее. Если вы живете таким образом, это правда, что вы живете в мире, но ваша мотивация иная. Вы не мотивированы миром. Ваша цель не в том, чтобы быть психиатром, мамой или садовником. Ваша цель - найти бесценную жемчужину, вашу Личную Сущность. Если вы психиатр, вы можете быть награждены одной наградой за другой, если вы юрист, вы можете стать прокурором. Тем не менее, вы по-прежнему будете чувствовать нереализованность, если вы не найдете жемчужину. Вы будете вынуждены делать больше, пробовать больше, доказывать больше. Вы можете потратить свою жизнь, прилагая усилия для достижения больших и лучших результатов.

Постарайтесь правильно понять, о чем я говорю. Я не говорю, что вы не должны заниматься тем, чем вы занимаетесь. Я не говорю, что вы должны сидеть дома и думать о том, что же это за бесценная жемчужина. Я говорю о том, что что бы вы ни делали - это искажение реальности до тех пор, пока вы не ориентированы к Сущности и не реализовываете Личную сущность. В связи с тем, что ваша личность искажает реальность, это и может указывать на то, что же является реальностью. Чтобы понимать это, вы можете начать видеть, какую правду в вас это отражает.

Правильно говорить «в мире, будучи не от мира сего», а не жить «не в миру». Когда вы «в мире», вы не медитируете на какой-то горе, не живете в монастыре. Вы действительно живете тем, чем живет мир. Ваша жизнь - это приключение, и что бы вы ни делали в мире, это не является сутью вашей жизни, а просто является котлом для переплавки руды в золото. Когда вы ощутите самого себя как Личную Сущность, для вас перестанет иметь значение то, что вы делаете. Вы станете выбирать то, что будет увеличивать и усиливать ваше реальное я. Вы не сможете испытать чувство окончательной наполненности до тех пор, пока вы не соединитесь с этой сущностной частью себя. Ничто другое не может занять это место.

Давайте возьмем другой пример: вопрос того, как быть с кем-то, оставаясь при этом независимым. Часто вам кажется, что для того, чтобы быть в отношениях, вы должны жертвовать частью себя, искать компромисс. А что, если вы не хотите этого делать? Что, если вы хотите иметь близкие или интимные отношения, любить и быть любимым, и продолжать оставаться самим собой без компромиссов? Как вы можете быть «в мире, будучи не от мира сего» в этом примере? Чтобы ответить, нам сначала нужно понять кое-что о природе взаимоотношений.

Ключевая потребность иметь интимные любовные отношениях - это желание повторить определенные взаимоотношения, которые у вас были в раннем детстве с вашей матерью. Когда вы были ребенком 4 – 5 месяцев от роду, вы были в состоянии, которое называется «симбиотический союз». В этом состоянии вы были в сущностном слиянии с вашей мамой. Там не было чувства «я есть я» и «ты - это кто-то другой». Там было тотальное, неразделенное соединение с прекрасными, приятными, теплыми, растворяющими ощущениями.

Когда вы думаете о том, что вы хотите в отношениях, вы обычно считаете, что хотите быть так близко, чтобы как бы не было уже двух отдельных личностей. Вы ощущаете настолько глубокое желание раствориться в другом человеке, без границ, что здесь уже не стоит вопрос о двух любящих друг друга людях, существует только состояние любви. Это состояние напоминает пруд - прекрасный, золотой пруд - он как мёд, через который светит солнце. Это золотая матка. Вы чувствуете безопасность, защиту, растворение. Ваше тело - это само удовольствие, ваших мыслей не существует. Так как у нас был аналогичный опыт с нашей мамой в нашем младенчестве, мы верим очень глубоко внутри, что для того, чтобы получить это состояние снова, мы должны быть с другим человеком. Для этого мы ищем подходящего человека. Но то, что мы на самом деле ищем - это то ощущение слияния, то золотое, растворяющее чувство.

Как мы можем иметь это и не мотивироваться миром? Необходимо понимать, что состояние полного слияния, полного исчезновения в растворяющем удовольствии - это состояние Сущности. Вам не нужно быть с кем-то ещё, чтобы иметь это. Вы можете проживать этот аспект Сущности сами или с вашим котом, с пледом, с вашей машиной, с другим человеком - со всем, чем угодно. Наше убеждение, что нам нужен кто-то ещё для того, чтобы испытывать чувство золотого слияния, очень сильное. «Если бы я только мог раствориться в твоих руках, если бы ты просто любил меня, все было бы прекрасно». Вы считаете, что найдя другого человека, вы это получите. Для большинства людей легче испытывать состояние слияния с кем-то ещё, потому что они убеждены, что наличие кого-то ещё является условием, чтобы почувствовать это состояние в себе. Но на самом деле мы просто ищем определенный аспект Сущности. Итак, в этом случае, быть «в мире, но не от него» не означает, что вы должны забыть об отношениях, удалиться в пещеру или на Северный полюс и сливаться там с айсбергами. Если вы не хотите этого делать - прекрасно, в действительности это не имеет значения. Что имеет значение? Что бы вы ни делали (не важно, в отношениях вы или нет), вам нужно смотреть внутрь себя и выяснять, что мешает вам прожить ту часть вас, которая может чувствовать слияние и растворение независимо от того, с кем вы или где вы.

Желание этого сущностного состояния относится не только к взаимоотношениям с партнером, но также и к желанию иметь детей; люди хотят этого состояния слияния с ребенком. Также, когда люди ищут прекрасные ландшафты или что-то подобное, то что они в действительности хотят, так это чувствовать слияние с тем, что вокруг них, и они считают, что для этого они должны выполнить те или иные условия. Итак, отношения могут быть котлом для обнаружения определенной золотой сущностной субстанции внутри.

Я привел два примера, которые очень тесно взаимосвязаны. Первый пример имеет дело с независимостью, желанием быть самим собой, и рассматривает вопрос идентичности - личного аспекта Сущности. Другой пример имеет дело с отношениями, и обычно рассматривает конфликт между желанием быть независимым и испытывать слияние, которое часто заставляет вас чувствовать так, как если бы вы потеряли свою идентичность.

Если вы обратите внимание на то, что происходит в вашем мире, что является искаженной версией истинного состояния дел, вы сможете понять, что на самом деле здесь есть. Ваша карьера, интересы и отношения важны, но они важны постольку, поскольку они ведут вас к глубокому пониманию самого себя. В противном случае, они не имеют значения.

Ничего нет более важного, чем то, кто вы есть, и это демонстрирует следующая история.

Мастер дзэн Хакуин был известен в округе своей праведной жизнью.

Неподалеку от него жила красивая девушка, родители которой держали продуктовую лавку. И вдруг родители узнали, что их дочь беременна.

Они очень рассердились. Дочь сначала не хотела называть отца будущего ребенка, но, устав от расспросов, наконец назвала имя Хакуина. Кипя от ярости, родители пошли к мастеру.

Неужели? - только и сказал он.

Когда ребенок родился, его принесли к Хакуину. К тому времени мастер уже потерял свою репутацию праведника, но это его не беспокоило. Он с большим старанием принялся ухаживать за младенцем. Молоко и все, что было нужно малютке, он брал у соседей.

Прошел год, и тут молодая мать призналась родителям, что отцом ребенка был молодой человек, работавший на рыбном рынке.

Мать с отцом бросились к Хакуину молить его о прощении. Они долго извинялись и попросили вернуть ребенка.

Хакуин внял их просьбам. Возвращая ребенка, он лишь сказал.