Конспект занятия с региональным компонентом подготовительной группе. Конспект интегрированной образовательной деятельности с региональным компонентом в подготовительной группе. Когда с воды подняли

Конспект НОД в подготовительной группе

с использованием ИКТ

"Экскурсия по родному краю"

Белавина Марина Анатольевна

воспитатель МАДОУ "ЦРР -детский сад №152"

г.Пермь

Цель:

Способствовать расширению представлений дошкольников о родном крае.

Задачи:

Образовательные:

1. Обобщить и систематизировать представления детей о родном крае

Развивающие:

1. Развивать у детей интерес к изучению родного края, умение делать выводы

Воспитательные :

1. Воспитывать уважительное отношение к истории Пермского края, чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней

Предварительная работа:

Экскурсии с родителями по достопримечательностям Пермского края;

Рассматривание коллекции фотографий о Кунгурской Ледяной пещере, Хохловке и Музее ложек;

Оформление фотоэкспозиции "Мой Пермский край"

Дидактические и развивающие игры "Природа Урала", "Лесные жители", "Достопримечательности Перми и Пермского края" (по типу мемори)

Оформление в группе выставки "Изделия народных умельцев"

Составление картотеки "Подвижные игры народов Урала", изучение игр с детьми

Чтение книг и рассматривание иллюстраций о городе Перми

Оборудование:

Карта Пермского края

Медиапроектор

Презентация "Мой любимый край"

Магнитная доска, магнитики-флажки

Надувные шары количеству детей

Изделия народных умельцев (изделия из камня, бересты, лозы, дерева и т.д.)

Ложки из разных материалов

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель вносит в группу карту Пермского края, дети заинтересовываются картой, рассматривают.

Воспитатель :

Покажите, где мы с вами живем? (на Урале)

Ребята, как называется наш край? (Пермский край)

Как называется город, в котором мы живем? (Пермь)

Посмотрите, какой большой наш Пермский край, в нем очень много городов и деревень, сколько неизведанных мест он таит в себе, хотите отправится на экскурсию по Пермскому краю?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, на чем мы можем отправиться на экскурсию (варианты ответов детей). Помните, что наш край очень большой и нам надо успеть вернуться в детский сад...

Я предлагаю один из самых быстрых видов транспорта - пассажирский вертолет

Слайд №1 - изображение вертолета

Занимайте места в нашем вертолете (стульчики стоят полукругом перед экраном)Карту мы возьмем с собой, чтобы отследить наш маршрут движения.

Карта крепится на магнитную доску, один из детей отмечает флажком город Пермь

Итак, отправляемся...

Слайд №2 - изображение города Перми сверху

Воспитатель: Мы пролетаем с вами над нашим городом, посмотрите, какой он красивый!

Я люблю родной свой город.

Он всегда красив и молод.

Не найти таких прекрасных

Улиц, парков, площадей.

И живет здесь очень много

замечательных людей.

Слайд №3 - изображение города Кунгура сверху (фото сделано во время фестиваля воздушных шаров, ежегодно проходящем в городе Кунгуре нашего края)

Посмотрите, к какому городу нашего Пермского края мы подлетаем?

Ответы детей.

Какие молодцы! Как вы догадались?

Дети рассказывают о фестивале, так как многие ездили туда с родителями. Давайте, посмотрим, а вы справитесь с воздушными шарами?

Разминка "Шарик"

Дети берут надувные шарики и стараются удержать их в воздухе с помощью воздушной струи, не задевая шарик руками.

После разминки садятся на места.

А какая еще достопримечательность есть в городе Кунгуре, о которой знают не только в России, но и за границей?

Ответы детей (Кунгурская ледяная пещера)

Слайд №4 - изображение Кунгурской ледяной пещеры

Слайд №5 - фото из Кунгурской ледяной пещеры

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, это настоящее подземное царство. Как сказочно и красиво в этом царстве. Очень многие люди приезжают издалека, чтобы посмотреть на это чудо. Пещеру называют жемчужиной Урала. Кто из вас уже побывал в Кунгурской ледяной пещере?

Дети делятся своими впечатлениями. Отмечают на карте город Кунгур флажком.

Слайд №6 - изображение смешанного леса сверху

Воспитатель:

Посмотрите, под нами простираются бескрайние леса. Скажите, какой это лес?

Дети рассматривают картинку, обсуждают. Подводится итог, что лес смешанный.

Какие деревья могут расти в уральских лесах7

Какие животные обитают здесь?

Отмечаются дети, которые наиболее активные.

Слайд №7 - изображение деревни сверху

Воспитатель:

Смотрите, впереди виднеется деревня, нам надо сделать остановку и отдохнуть.

Дети встают со стульев.

Слайд №8 - фото Музея под открытым небом - Хохловка

Воспитатель:

Эта деревня называется Хохловка, она очень старинная. Посмотрите, какие здесь красивые, старые дома, в них когда-то жили люди. А сейчас это музей под открытым небом, сюда тоже приезжает много людей, чтобы посмотреть на эту красоту. Люди в старину занимались различными ремеслами. Какие народные ремесла вы знаете?

Дети подходят к стенду с различными изделиями народных ремесел, выбирают изделие и рассказывают о нем(в группе работает выставка изделий народных умельцев)

Воспитатель:

А после работы люди всегда отдыхали- они пели песни, плясали и, конечно, играли.

Слайд №9 - изображение народных игр

Вот и мы с вами поиграем в народную игру "Липкие пеньки"

Игра "Липкие пеньки"

Выбираются 4-5 "пеньков", они присаживаются на корточки на площадке в разных местах, широко расставив руки в стороны. Игроки стоят на одной стороне площадки, их задача - по сигналу ведущего, перебежать на другую сторону площадки. "Пеньки" не дают это сделать, осаливая руками игроков. Передвигаться пенькам нельзя, а руками крутить в разные стороны можно. Осаленные игроки становятся "пеньками".

Воспитатель:

Дети отмечают флажком на карте Хохловку и садятся на места.

Слайд №10 - изображение поселка Нытва сверху.

Мы подлетаем с вами к поселку Нытва. Этот поселок знаменит тем, что здесь изготавливают ложки. Ложки обычные и необычные, деревянные и металлические, простые и резные.

Посмотрите сами.

Слайд №11 - фото из Музея ложки п. Нытва

Дети рассматривают коллекцию фотографий различных ложек из Музея.

Детям демонстрируются ложки, изготовленные из разных материалов(деревянные, металлические, алюминиевые и т.д.)

Воспитатель:

Время уже много и нам пора отправляться в детский сад.

Дети отмечают флажком поселок на карте.

Слайд №12 - фото реки Кама

Воспитатель:

Ребята, мы возвращаемся в детский сад и летим через большую и красивую реку, кто помнит, как называется эта река? (река Кама)

Ответы детей. Один или два ребенка рассказывают о реке.

Слайд №13- изображение вертолета

Воспитатель:

Вам понравилась экскурсия на вертолете по Пермскому краю? Что больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель благодарит детей за активность, проявленное дружелюбие.

Литература:

Стихотворение взято с сайта maam . ru сайт для воспитателей

Игра "Липкие пеньки" - http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/podvizhnie-igri-dlya-detei-.html

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Краснодарский край-это край,в котором мы живем

Автор: Захарова Елена Викторовна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МО г.Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка» структурное подразделение №159
г. Краснодар, Краснодарский край

Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет.Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы (региональный компонент) г.Краснодара и городов Краснодарского края

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное слово»

Цель : познакомить детей с названием Кубань, довести до их понимания, что живут они на кубанской земле; рассказать, кто живет на Кубани; дать понятия «казаки» и «казачки»; выделить столицу Кубани Краснодар,его основные достопримечательности; закрепить в речи новые слова; вызвать интерес к казачьим песням,воспитывать любовь к родному краю.

Задачи :
Образовательная.
Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению. Расширить знания и представления детей об искусстве и этнографии Кубанского края. Продолжать знакомить детей с фольклором и играми казаков Кубани.
Способствовать возрождению обычаев и обрядов казаков. Вызвать интерес и эмоциональный отклик к народному творчеству.
Развивающая. Оформлять речевое высказывание,используя словарь,накопленный по теме.Анализировать предложенный взрослым материал,сравнивать признаки,выделять главные.Высказывать суждение по теме,используя личный опыт,впечатления.Развивать память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности. Развивать мелкую моторику, творческую активность.

Воспитательная. Воспитывать любовь к родной земле, чувство взаимопомощи, сплоченности, умение действовать согласованно, сообща.

Материалы Наборы открыток,глобус,наглядный мтериал,стихи,фонограмма песен,речевой материал по теме,разрезные картинки,мягкая игрушка Лунтик,конверт с письмом.Рассада цветов,леечки,лопатки и грабельки.
Методы и приемы : беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, пояснения, обращение к личному опыту, рассматривание цветных иллюстраций, физминутка,продуктивная деятельность детей,подведение итогов

Словарная работа : Активизировать речь детей, обучая использовать слова: Кубань, кубанская земля, Краснодарский край, Краснодар,Родина,казак,казачка,краснодарец,подворье,плетень
Правильное применение детьми пословиц и поговорок:
Родина любимая, что мать родимая.
Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
На родной сторонке и камешек знаком.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родину мать ничем не заменишь

Предварительная работа :
Экскурсии,целевые прогулки по улицам города(с родителями); рассматривание альбома «Достопримечательности города Краснодара», «Растительный мир Краснодарского края», «Животный мир края», наборов открыток с памятными местами; знакомство с символикой города Краснодара и Краснодарского края; познавательные занятия по темам:
«Краснодарский край на карте Родины», «История города Краснодара»,разучивание кубанских песен,слушание песен Кубанского казачьего хора
Дидактические игры «Собери картинку», «Так или не так» и др.
Знакомство с пословицами и поговорками о Родине.
Рассматривание архитектуры зданий города

Основной игровой персонаж Лунтик

Ход НОД

1 часть.
Организационный момент.
Все на месте?
Все в порядке?
Тогда начинаем!

Работа с глобусом, картой .
Воспитатель :
-Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники) .
-Давайте мы с вами представим, что мы путешественники.

Игра «Кто я? » (воспитатель показывает схемы-карточки)
Я--- земля---? Я живу на земле - значит я землянин
Я--- флаг---? Я живу в России - значит я россиянин
Я---снежинка---? Я живу на Севере - значит я северянин
Я--- ---? Я живу в Краснодаре - значит я краснодарец(краснодарка,житель города Краснодара,горожанин)

Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран(демонстрация глобуса). Но есть на нём лишь одна страна, которую мы любим, которую зовём своей Родиной.
Ребята, как эта страна называется? (Ответы детей.)
Нужно найти нашу страну и Краснодарский край на глобусе.

Воспитатель . Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу почтальон принес конверт с письмом. Кто прочитает нам, что там написано.
Конверт: Ребятам от Лунтика Отправлено вчера.

Письмо: «Дорогие ребята! Меня зовут Лунтик. ..Я живу на луне.Один мальчик из вашего детского сада..........прислал мне приглашение в гости,он предложил мне узнать узнать все о том,что за люди живут на Кубани.
Чтобы я прилетел к вам закройте глаза и произнесите вместе 3 раза крибли – крабли - бумс.
Появляется мягкая игрушка-Лунтик

Лунтик . Здравствуйте ребята! Я очень хочу узнать как вы любите свой край родную Кубань. Расскажите мне о своем родном городе и крае,о своей Родине...

Ребенок
Кубань – земля такая,
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает
И песню запевает,
Прозрачную до дна.
-Замечательные слова поэта К.Обойщикова

II часть

Основная
Ребенок.
Зеленые улицы,
Парки и скверы.
Высокое небо,
Кубани прибой.
Цветущие клумбы,
Улыбки, веселье –
Это мой край родной.
В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она –
Вишня у окна.
Здесь моя судьба,
Радость и борьба.
Видно так и быть
Здесь мне век прожить.
До конца дружить,
До конца любить.
Здесь мои друзья,
Здесь моя семья.
Большего не скажешь,
Здесь земля моя.

Что такое Родина?
«Пословицы и поговорки о Родине»
Родина – это- то место, где человек родился и вырос. Где живут его родные и друзья. Много о Родине написано стихотворений, пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки знаете вы?
Сейчас дети по очереди расскажут, какие пословицы, поговорки знают.

«С любовью к городу»
Лунтик Я вижу, что ребята знают пословицы и поговорки о Родине, а значит, любят свой город и родной край.
Я сейчас начну предложение, а вы его продолжите.
Я люблю свой родной Краснодарский край, потому что он... (большой, красивый...)
Я люблю свой город Краснодар потому что...
Молодцы! Какие красивые, удивительные слова вы посвятили своим родным городу и краю

Звучит фонограмма песни "Распрягайте,хлопци...."
Воспитатель : Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети : казаки.
Ребенок :
На краю Руси обширной
Вдоль кубанских берегов
Проживает тихо, мирно
Войско кровных казаков
Много лет войску Кубанскому,
Много лет и казакам,
Атаману войсковому
И станицам, городам.

Воспитатель : Знаешь,Лунтик
«Казак» – означает «вольный человек».
Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.
Воспитатель : Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Как вы думаете, для чего царица подарила казакам землю?
Дети: за верную службу и для охраны южных границ.
Ребенок :
«Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».

Снежана прочитала стихотворение Ивана Вараввы
для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?

Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель : Чем покрывали крышу?
Дети : Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель : Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. : Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель : Что находилось в каждом дворе?
Дети : В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети : Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель : Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети : Они охраняли южные границы России от врагов.
Воспитатель : Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и

Поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).
Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.
Воспитатель : У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

Воспитатель : Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе устраивали общий праздник. вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали. Казаки и казачки умели хорошо работать и хорошо отдыхать. После трудового дня, с наступлением вечера, собирались хлопцы и девчата у плетня, чтобы отдохнуть. - Ребята, на Кубани есть много разных хороших традиций: петь песни, встречать гостей хлебом – солью, уважать стариков, слушать их советы, устраивать скачки на казачьих праздниках.
- А какой отдых без задорных песен, танцев и забавных игр
Я предлагаю вам исполнить песню «Мы с тобой казаки»
. Послушай,Лунтик,как мы умеем петь!
Лунтик :Ну и молодцы, просто здорово, как хорошо вы спели!

Воспитатель : Переселенцам здесь очень понравилось, особенно плодородная земля – чернозем. Они защищали эту землю от врагов, строили жилища, обзаводились хозяйством, сеяли пшеницу и ячмень, сажали огороды и сады. Так появились станицы, а потом и города.
В каждой станице были свои песни, танцы, обычаи.
Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар.
В честь кого был назван! Он был так назван в честь царицы, подарившей эти земли казакам.
Когда закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.
А вскоре его переименовали в Краснодар.

«Фотоконкурс о достопримечательностях города»
Ребята, мы с вам недавно побывали на экскурсии по городу Краснодару. Вы увидели, какой наш город большой, красивый, сколько много в нем достопримечательностей, мест отдыха
Внимание знатоки! Перед вами фотооткрытки. Рассмотрите их и выберите только те, где изображены достопримечательности нашего родного города
(подмешаны открытки с видами других городов Москвы,Санкт-Петербурга,Волгограда)
Показывают Лунтику,объясняют.

Игра «Собери картинку».
Участникам игры необходимо собрать разрезанную картинку и рассказать, какое памятное место в городе на ней изображено
1 подгруппа собирает картинку с Триумфальной аркой и памятником Екатерине
2 подгруппа собирает картинку с видом Театральной площади
3 подгруппа собирает картинку с видом Соборной площади).

Лунтик рассматривает,ребята поясняют.
Проверим:
Какую картинку собрали команды?
На какой площади находится фонтан?
Какие памятники мы можем увидеть на иллюстрациях

Послушайте кубанскую песню «Ой, чия ж цэ хатынька…». Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной (музыкальная физминутка)

Игра «Так или не так»
Поиграем в игру «Так или не так».
Кто вспомнит правила игры?
Если вы со мной согласны хлопайте в ладоши, если нет, то поднимайте руку.
Итак, внимание!
1. В нашем городе есть красивый собор. (так)
2. На гербе г.Краснодара нет желтого цвета (не так)
3. Главная река нашего края называется Кубань. (так)
4. Краснодарский край находится в России. (так)
5. В нашем городе одна улица (не так)
6. Главная улица г.Краснодара-ул.Красная (так)
7. В нашем городе Чистяковская роща-любимое место отдыха горожан (так)

Труд на участке "Украсим участок,как часть родного города"
Воспитатель : Скажите, дети, а как вы можете украсить и благоустроить свой город? (ответы детей) Не будем откладывать, я предлагаю вам посадить цветы на клумбу, каждый, кто посадит цветочек, скажет пожелание своему городу.
(дети садят цветы и говорят пожелания, звучит музыка «Вальс цветов»)
Воспитатель: Красивая клумба у нас получилась?

III. Заключительная часть
Лунтик
Молодцы ребята! Вы помогли мне поверить, что вы хорошо знаете и любите свой край родной. Ваши добрые сердца и улыбки я запомню надолго!!А сейчас мне пора возвращаться домой!!! Прилетайте в следующий раз ко мне в гости,на луну!
Воспитатель :
Ну что,ребята,понравилось вам наше занятие?
Что вы запомнили?
Что нового узнали?


Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделяется должного внимания национально-региональному компоненту.


Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения происходят и в дошкольном образовании: вводится региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.


Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края; Познакомить детей с культурой и традициями родного края; Формировать представления о родном крае: истории, городах, улицах, профессиях; Познакомить с именами знаменитых земляков; Сформировать знания о живой и неживой природе родного края; Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал. 2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно- историческим фактам.) 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).


Реализация регионального компонента в ДОУ в настоящий момент происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников о родном крае. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национально- культурной направленности регионального компонента путем апробации выявленных педагогических условий. Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы ДОУ заключается в том, что в этот процесс должны быть включены педагоги, дети и родители.


Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия; сотворчество воспитателя с детьми и родителями(совместная деятельность); самостоятельная деятельность; работа с родителями.


Знакомство детей с особенностями края включает в себя интеграцию в образовательной деятельности. Должны быть разработаны конспекты НОД, в соответствии с общей темой недели. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями. При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил: события местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей; факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными; предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия». Специально организованные занятия(НОД).


Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, уголках родного края, рассматривание альбомов, фотографий и т.д., но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района. Самостоятельная деятельность


Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении должна проводиться работа с родителями. Формы работы: творческие гостиные; Консультации; папки-передвижки; проектная деятельность: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и т. д. конкурсы и выставки; совместные экскурсии т.д. Работа с родителями


Одним из методов интеграции регионального компонента в образовательную деятельность ДОУ может быть включение разнообразных форм организации работы с детьми в годовое календарно-тематическое планирование. Охватывая весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ, уже на самом раннем этапе дошкольного детства, мы начинаем формировать у детей целостное представление о регионе, климатических условиях, коренном населении и окружающем нас мире природы.


Тема недели.Мероприятия. Моя страна. (Мой край. От Кенингсберга до Калининграда). НОД: художественное творчество «Герб нашей области и города». (рисование). Беседы с детьми:«Что-же это такое «Малая Родина», «История моего города», «Достопримечательности города Калининграда»., «Назови свои любимые места Калининградской обл. Где ты любишь гулять с родителями?». «Символика нашей обл. и города». Дидактические игры: «Достопримечательности Калининградской обл», «Разрезные картинки». дидактическая игра «Узнай и назови», », « Какие памятники Калининграда ты знаешь?» и т. д. Экскурсия « Город Калининград». Животные, растения. (Калининградской обл.) НОД Национальный парк «Куршская коса» «Животные Калининградской обл.» ; «Растения Калининградской обл.». Экскурсия в «Ботанический сад», Калининградский зоопарк Рассматривание альбомов, презентаций про животный и растительный мир Калининградской области, фотовыставка «Живой уголок Калининграда», и т.д. Лиственные и хвойные деревья. (Калининградский лес). НОД: Национальный парк «Куршская коса». Экскурсия на Куршскую косу, в парк, к озеру Зимующие птицы. (Птицы Калининградской обл). НОД: «Птицы Калининградской обл.» Экскурсия на Куршскую косу (орнитологическая станция, музейный центр), прогулка к озеру. Выставки, конкурсы «Домик для птиц», фотовыставкиа «Поможем птицам», рассматривание альбомов, фотографий. Д/и «Какая птица живет в наших лесах, в городе, у водоемов» и т.д. День защитника отечества. (Доблестная армия и флот Калининградской обл). Беседы по теме «Мой папа-военный»., «Моряки Балтийского флота» и т.д., художественное творчество «Балтийский флот»). Экскурсия в музей океана (экспозиция кораблей) и т.д.


Тема недели.Мероприятия. Народная культура и традиции. (Лавка ремёсел. Солнечный камень). Беседа: «Янтарь-солнечный камень». Экскурсии на хутор в п. Разино, п.Янтарный (карьер по добычи янтаря), музей янтаря. Просмотр мультимедийных презентаций «История янтаря», «Изделия из янтаря» и т.д., опытно-экспериментальная деятельность с янтарем, конкурс-выставка: изделия из янтаря своими руками и т.д. Космос. (Великие космонавты Калининградской обл). Беседы по теме. Рассматривание альбомов, презентаций о космосе и космонавтах- знаменитых земляках. Правила дорожного движения. (Прогулки по улицам нашего города). НОД: «Прогулка по Калининграду»,»Мы путешествуем на автобусе по родному Калининграду», художественное творчество «Улицы родного города». Экскурсия « Город Калининград»., экскурсия в автогородок парка «Юность» Люди. Взрослые и дети. (Знаменитые земляки). Беседы о знаменитых людях, родившихся или живших в Калининградской обл. День победы. (Память героев ВОВ увековечены в названиях городов и улиц. Памятные места). Беседы:« Страницы памяти», «По местам боевой славы», «Памятники героям». Просмотр презентаций. Экскурсия «Памятники ВОВ город Калининград». НОД «Штурм Кенигсберга» и т.д. Цветущие растения леса, сада, луга. (Наш « Город сад»). НОД: «Природа родного края». Просмотр презентации: «Растения Калининградской области» Прогулка в «Ботанический сад». Д/и. по теме. Стройка.НОД: художественное творчество: «Разные дома моего города», «Построим разные дома», «Город» (Дидактическая игра «Узнай и назови», Беседа: « Достопримечательности города Калининград».


Изучение родного края позволит нынешним дошколятам расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим.


«Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания». В. А. Сухомлинский

Лесовая Нина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский Сад "Ручеёк""
Населённый пункт: КЧР.ст.Сторожевая
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Календарно – тематический план по Региональному компоненту в подготовительной группе
Дата публикации: 13.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Календарно – тематический план

по Региональному компоненту

в подготовительной группе

Составила: Воспитатель:Лесовая.Н.И.

Образовательная

область

Формы работы

Сентябрь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры организация этнографического уголка в ДОУ, встречи с родителями: посиделки, дегустация национальной кухни; с/игра «Филя и Уля»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Беседа о первом осеннем месяце, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, животном и растительном мире КЧР, с народными приметами, народный календарь;
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Повторение заклички «Восенушка-осень», знакомство с русской народной сказкой «Про Филю», драматизация сказки «Лиса и кувшин»,чтение карачаевской сказки «Нартский кузнец Дебет»
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы -музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, хороводный),НОД «Кукла в национальном костюме», знакомство с русской балалайкой, пение частушек.
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Беседы о спорте, русская народная игра «Водяной», просмотр фильмов о спорте и спортсменах, карачаевская народная игра «Звук копыт».

Образовательная

область

Формы работы

Октябрь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, с/р игра «Фотоателье», беседа «Традиции в моей семье», рассматривание альбома «Сотрудники д.сада»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Народный календарь беседа о народном празднике Покрове, экспериментирование «Летающие семена», НОД «Хлеб всему голова», видео экскурсия об историческом прошлом КЧР,
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки народные сказки КЧР, пальчиковый театр «Лиса и заяц». просмотр мультфильма по русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ,разучивание стихов о б осени
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы знакомство с творчеством композиторов КЧР. знакомство с предметами обихода ухват, слушание казачьих песен, знакомство с шумовыми инструментами
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье рассматривание альбома «Спортсмены КЧР», карачаевская народная игра «Тегерек». беседа «Режим дня». русская народная игра «Жмурки »

Образовательная

область

Формы работы

Ноябрь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры беседа по ознакомлению с традициями на Руси, беседа «С кем я живу», с/р игра «Библиотека». беседа «Я живу в станице Сторожевой»,
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь
о
пытническая и экспериментальная работа «Песок научный фильтрат», рассматривание картин художников КЧР, экскурсия в школьную библиотеку
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Чтение стихов поэтов КЧР, заучивание считалок, литературная викторина по произведениям К.И.Чуковского, чтение отрывков наизусть
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы Рассматривание альбома «Орнаменты и узоры КЧР», развлечение ко Дню матери,слушание песен о Кавказе, знакомство с карачаевским народным инструментом «Гармошка»
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье просмотр мультфильмов спортивной тематики, спортивный праздник «Мой весёлый звонкий мяч», разучивание утренней гимнастики, карачаевская народная игра «Плоский камень»

Образовательная

область

Формы работы

Декабрь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры Рассматривание альбома «Моя станица», с/р игра «Моя семья», видео презентация «Знаменитые люди КЧР», д/ига «Чудесный сундучок»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Проектная деятельность «моя малая Родина», экскурсия по улицам станицы, д/игра «Угадай где я живу». народный календарь «Гуляй, да присматривайся»
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки игры-инсценировки «Мороз Иванович», загадывание загадок о зиме, НОД «Зимние традиции», чтение карачаевской народной сказки «Волшебный конь»
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы НОД знакомство с хохломой «Где живёт перо Жар-птицы», знакомство с карачаевским предметом обихода ручная маслобойка, слушание фрагментов оперы Н.А.Римского- Корсакова «Снегурочка», новогодний утренник. -
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Беседа «Осторожно грипп». видео презентация «Зимние виды спорта», развлечение «Кругосветное путешествие», карачаевская народная игра «Альчики»

Образовательная

область

Формы работы

Январь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры д/игра «Кому что нужно для работы», просмотр презентации «Архыз», работа по заучиванию домашних адресов, с/р. игра «Аптека»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь мини-походы в лесную прилегающую к ДОУ зону, беседа о рождественских праздниках, народный календарь Крещение, экспериментирование «Зависимость состояния воды от температуры воздуха»
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки драматизация сказки «Золушка», кукольный театр по сказке «Волк и лиса», повторение пословиц о труде и мастерстве, заучивание колядок и щедровок.
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы Развлечение «Новогодняя дискотека» пение рождественских песен, НОД «зимние узоры» гжель, рассматривание карачаевского головного убора папаха,
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Развлечение «Весёлые старты», п/игра «Джигитовка». беседа «Здоровье –мудрых гонорар» ,настольная игра «хоккей»

Образовательная

область

Формы работы

Февраль

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры Рассматривание символики России и КЧР. оформление уголка краеведения, НОД «На героя и слава бежит» беседа о папе с/р.игра «Мы военные»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Беседа «Наша республика», беседа «Есть такая профессия Родину защищать», рассматривание альбома «Военная техника»
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Чтение былин о русских богатырях, инсценировка сказки «Теремок» на новый лад, заучивание стихов к 23 февраля, загадывание карачаевских загадок.
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы оформление музыкального уголка; беседа о национальном костюме народов КЧР, слушание гимна КЧР, НОД «Наша Армия родная» выставка детских рисунков «Мой край родной»,
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье беседы о здоровье «Я и моё тело», «Уроки Мойдодыра», спортивный праздник с участием пап, карачаевская народная игра «Попадание»

Образовательная

область

Формы работы

Март

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры Беседа о маме, фотовыставка «Наши мамы», просмотр презентации «Наша родина Россия». НОД «Сердце матери лучше солнца греет»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Видео экскурсия «Природа КЧР» ,народный календарь беседа «Масленица», экспериментирование «Вода и снег». проект «Первоцветы гор»
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный театр игрушек),инсценировка сказки «Царевна-лягушка». заучивание стихов о маме, чтение легенд об Эльбрусе
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы НОД «Декоративная пластина», пение русских народных песен, знакомство с карачаевским предметом быта люлькой, праздник ко дню 8 Марта.
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Беседа «Чистые руки», русская народная игра «Ловишки». карачаевская народная игра «Кедима»,игры-соревнования.

Образовательная

область

Формы работы

Апрель

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры Рассматривание иллюстраций ко дню космонавтики, с/р.игра «Фокусники». знакомство с достопримечательностью станицы, д/игра «Встреча с хорошими и добрыми людьми»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Презентации «Сердце гор – Домбай», « «Тебердинский заповедник», НОД «Полёт на луну», экскурсия в школьный музей, народный календарь.
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Заучивание пословиц и поговорок о весне, чтение карачаевской сказки «Чёрный орёл», повторение считалок и дразнилок, знакомство со сказкой «Семь Семионов»
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы оформление в ДОУ художественной галереи творчества художников КЧР, оформление уголка ряженья, знакомство с матрёшкой,НОД «знакомство с городецкой росписью»
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Утренняя гимнастика под русскую народную мелодию, карачаевская народная игра «Скворец». знакомство с игрой «Бадминтон» .беседа «Спорт –это жизнь»

Образовательная

Формы работы

область

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры - встречи с ветеранами ВОВ, рассказывание о героическом прошлом республики, портреты руководителей республики и станицы, с/р игра «Школа»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь экскурсии к памятникам погибшим героям ВОВ, просмотр фрагментов фильмов о войне, НОД «Родная страна», народный календарь. видео экскурсия «Курорты КЧР» ;
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Литературная викторина по р.н.сказкам. заучивание стихов о войне, загадывание загадок,чтение былин об Илье Муромце
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы НОД «Дымковская игрушка». пение песен о времах года, концерт на народных инструментах,рассматривание изделий хохломы народно –прикладного искусства.развлечение «Праздник цветов»
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Русские народные игры на свежем воздухе. встреча с спортсменом КЧР по вольной борьбе, беседа «Солнце. воздух и вода наши лучшие друзья». НОД «Наш друг –спорт»