Краткое содержание произведения сын полка. Валентин петрович катаев сын полка повесть

По осеннему лесу среди ночи с задания возвращались три разведчика, проведшие более суток в тылу у немцев. Услышав подозрительный шорох, сержант Егоров пополз на звук и вскоре вместе с помощниками обнаружил в заброшенном мокром окопчике спящего тяжелым сном, совсем одичавшего мальчика.

рассказывает о том, как решалась судьба Вани Солнцева, найденного нашими солдатами. Полк, в котором они служили, должен был, руководствуясь данными разведчиков, срочно наступать. И куда в такой момент девать мальчишку, никто не мог придумать.

То, что у капитана Енакиева, командира взвода, в начале войны погибли во время бомбежки жена и сын, долго не давало ему возможности позволить Ване остаться при взводе. Он не мог разрешить маленькому двенадцатилетнему мальчику участвовать в страшных боевых операциях и приказал отправить его в детский дом.

Сидя в палатке у кормивших его «великанов», разведчиков Биденко и Горбунова, Ваня даже не верил, что еще вчера (как говорится в произведении «Сын полка», краткое содержаниекоторого вы читаете) он, больной и затравленный как волчонок, пробирался совсем один по холодному лесу. Ведь за три года, что он скитался, это были первые люди, которых не нужно опасаться.

Поэтому услышав, что его отправляют в тыл, он был поражен и расстроен. «Я все равно убегу!» - пообещал Ваня. «Ничего, от меня не убежишь», - отвечал Биденко, которому поручили сопровождать найденыша. Хотя ему этого тоже не особо хотелось. Очень уж приглянулся ефрейтору смышленый «пастушок», как его назвали разведчики.

И, к изумлению ефрейтора Биденко, Ваня выпрыгнул на ходу из грузовика и затерялся в лесу, а бойцу пришлось возвращаться с невыполненным заданием в часть. Он, опытный разведчик, не смог найти мальчика и был очень сконфужен.

Как дальше рассказывает повесть «Сын полка», краткое содержание который вы читаете, Ваня во что бы то ни стало решил вернуться к полюбившимся ему Биденко и Горбунову. Во время своих поисков он встретил «удивительного, прекрасного мальчика» - сына который предположил, что пастушок просто не приглянулся бойцам. Но Ваня не поверил в это и твердо решил тоже стать «сыном».

Он все-таки нашел капитана Енакиева и убедил его в том, что сможет стать отличным помощником разведчикам. Капитан, сраженный находчивостью и настырностью паренька, ввел его в состав части.

А вскоре Ваня уже побывал на боевом задании. Под видом деревенского пастушка он
провел за собой разведчиков в тыл немцев, но, желая отличиться и помочь нашим, он совершил промах, взяв с собою в пастушечью сумку компас и химический карандаш. За тем, как он наносит в старом букваре знаки, и застали его немцы. Спас Ваню ефрейтор Горбунов. О том, как это происходило, можно подробно прочесть в повести «Сын полка», краткое содержание которой мы предлагаем в статье.

Заинтересовавшись судьбой мальчика, его взял к себе в блиндаж капитан Енакиев,

решив его усыновить и сделать настоящим артиллеристом. В подробностях все этапы Ваниного обучения боевому искусству не может передать краткое содержание. «Сын полка» же подробно описывает, как становился мальчик дисциплинированным бойцом и толковым помощником командира.

Но в одном из боев при наступлении на Германию Енакиев был убит, и вновь осиротевшего Ваню отправили в суворовское училище.

Название произведения: Сын полка
Валентин Петрович Катаев
Год написания: 1945
Жанр: повесть
Главные герои: Ваня Солнцев , капитан Енакиев , ефрейтор Биденко

Сюжет

Деревенский мальчик во время войны остался сиротой, он сумел перейти линию фронта, чтобы разыскать «наших» и воевать в Красной Армии. В лесу его и отыскали разведчики. Капитан Енакиев, потерявший свою семью, видит в ребенке своего сына, но требует, чтобы мальчика отвезли в тыл и отдали в детский дом. Умный подросток несколько раз сбегал от бывалых разведчиков и вновь возвращался в часть.

В конце концов ему выдали военную форму, сапожки, прикрепили к артиллеристскому орудию и Ваня стал «сыном полка».

Во время наступления капитан, желая спасти мальчика, дал ему приказ идти с запиской в штаб. Там ребенок узнал, что вся его часть погибла, а в записке военный просил позаботиться о Ване. По его просьбе мальчика определили в суворовское училище.

Вывод (мое мнение)

Когда наступает трудное время, мы испытываем себя на прочность. Что мы готовы сделать для своей Родины, своих близких, своей семьи? И в годы ВОВ тысячи мальчишек и девчонок вставали рядом со взрослыми, чтобы защищать страну. Они не думали о том, что могут погибнуть. Они мечтали лишь о том, чтобы освободить свою страну. И сегодня мы не имеем права забывать о их высоком подвиге.

Ребенок, живший при военном подразделении, назывался сыном полка, он мог быть поставлен на довольствие, но мог содержаться и за счет основного армейского состава. Эта традиция жила в русском войске с древних времен. Еще в восемнадцатом веке к каждой части войска был прикомандирован мальчишка-барабанщик, а на военном корабле существовал институт юнг, уходивший корнями еще во времена гардемаринов. Ниже следует краткое содержание «Сын полка», повести В.Катаева, посвященной жизни детей во время Великой Отечественной войны.Три солдата-артиллериста возвращались из разведки вражеских тылов. Старший, двадцатидвухлетний сержант Егоров, услышав странные звуки, решил узнать, кто их издает. Выяснилось, что в неглубоком окопчике, в зеленой вонючей луже бредил во сне грязный, оборванный, давно не мытый и не стриженый десятилетний с виду мальчик. Из-за света фонарика под пристальными взглядами разведчиков мальчик проснулся, но, узнав советскую форму и русские лица, потерял сознание. Капитан Енакиев, командир артиллерийской батареи, хотя и готовился к бою, но нашел время расспросить сержанта Егорова о найденном мальчике, которого временно поселили у разведчиков. Мальчик рассказал о погибшем на фронте отце, убитой немцами матери, не хотела отдать им кормилицы-коровы. Без молока умерли с голоду сестричка и бабушка. Мальчишку подкармливали какое-то время деревенские жители, но потом он попался полевым жандармам и был помещен в жуткий изолятор для детей, где его чуть не скосил сыпной тиф и чесотка. Немного окрепнув, убежал, больше двух лет шатался по лесам, мечтая перейти фронт и попасть к своим. В его холщовой сумке разведчики обнаружили огромный заточенный гвоздь, основное средство защиты, потрепанный старый букварь. Слушая рассказ сержанта, Енакиев вспоминал о своем семилетнем сыне, жене и матери, погибших в сорок первом от немецкой бомбежки. Найденыш назвался Ваней Солнцевым, просил оставить его в батарее и научить разведке. Но у капитана Енакиева на сей счет была своя точка зрения, и он приказал отправить Ваню в тыл. А в это самое время костистый великан ефрейтор Биденко и румяный круглолицый богатырь ефрейтор Горбунов кормили изголодавшегося худого и слабенького своего пастушка, как они называли Ваню. На первое у него была крошенка из картофеля с луком, щедро приправленная пряной свиной тушенкой с длинными ржаными ломтями хлеба. Потом ему налили в жестяную кружку горячего чаю из медного чайника с тремя грудками сахару! Мальчик был счастлив! И показалось ему, что он давно живет в этой палатке у двух сказочных богатырей и это вовсе не он еще вчера блуждал в страшно холодном лесу один ночью, больной, затравленный и голодный, как звереныш. Пришел сержант Егоров и сообщил о решении капитана отправить Ваню в тыл. Биденко, несмотря на его сопротивление, упрямо повел мальчика, выполняя приказ. Ефрейтора не было целые сутки. Хмурый и расстроенный, разведчик лег спать, сообщив, что Ваня сбежал. Сначала пастушок убежал от Биденко, выпрыгнув через борт грузовика в мягкий мох. Разведчик нашел его поздно вечером благодаря тому, что из сумки сидящего высоко на дереве мальчика, на голову разведчика выпал букварь. Поймав очередную попутку, Биденко привязал Ваню за руку, другим концом веревки крепко обмотав свою руку. Но к утру оказалось, что на другом конце не мальчишка, а пожилая попутчица. Ваня двое суток пытался найти палатку разведчиков, где его так хорошо принимали. Он уже совсем подумывал сдаться в какой-нибудь тыловой детский дом, если бы не встретил удивительного мальчика, одетого в полную походную форму гвардейского кавалериста. Роскошный мальчик рассказал Ване, что он круглый сирота, и майор Вознесенский записал его под своей фамилией в кавалерийский полк, как сына полка. Ему выдали полную форму, шашку и поставил на все виды довольствия, и теперь, он как ефрейтор Вознесенский, служит при майоре. Ваня почувствовал, что у него могла бы быть подобная судьба, если бы не вредный капитан Енакиев, на которого нужно пожаловаться. И Мальчик встретил такого, как ему казалось, самого главного командира и пожаловался. Оказалось, что это сам Енакиев, он и привез пастушка обратно к разведчикам. Однажды Горбунов и Биденко взяли мальчика с собой в разведку. Ваня проявил рискованную инициативу и был пойман немцами во время рисования карты. Спасло мальчика только наступление наших войск.

Раскрытие понятия "сын полка"

Ребенок, живший при военном подразделении, назывался сыном полка, он мог быть поставлен на довольствие, но мог содержаться и за счет основного армейского состава. Эта традиция жила в русском войске с древних времен. Еще в восемнадцатом веке к каждой части войска был прикомандирован мальчишка-барабанщик, а на военном корабле существовал институт юнг, уходивший корнями еще во времена гардемаринов. Ниже следует краткое содержание «Сын полка», повести В.Катаева, посвященной жизни детей во время Великой Отечественной войны.

«Сын полка» (краткое содержание главы 1-4)

Три солдата-артиллериста возвращались из разведки вражеских тылов. Старший, двадцатидвухлетний сержант Егоров, услышав странные звуки, решил узнать, кто их издает. Выяснилось, что в неглубоком окопчике, в зеленой вонючей луже бредил во сне грязный, оборванный, давно не мытый и не стриженый десятилетний с виду мальчик. Из-за света фонарика под пристальными взглядами разведчиков мальчик проснулся, но, узнав советскую форму и русские лица, потерял сознание. Капитан Енакиев, командир артиллерийской батареи, хотя и готовился к бою, но нашел время расспросить сержанта Егорова о найденном мальчике, которого временно поселили у разведчиков. Мальчик рассказал о погибшем на фронте отце, убитой немцами матери, не хотела отдать им кормилицы-коровы. Без молока умерли с голоду сестричка и бабушка. Мальчишку подкармливали какое-то время деревенские жители, но потом он попался полевым жандармам и был помещен в жуткий изолятор для детей, где его чуть не скосил сыпной тиф и чесотка. Немного окрепнув, убежал, больше двух лет шатался по лесам, мечтая перейти фронт и попасть к своим. В его холщовой сумке разведчики обнаружили огромный заточенный гвоздь, основное средство защиты, потрепанный старый букварь. Слушая рассказ сержанта, Енакиев вспоминал о своем семилетнем сыне, жене и матери, погибших в сорок первом от немецкой бомбежки. Найденыш назвался Ваней Солнцевым, просил оставить его в батарее и научить разведке. Но у капитана Енакиева на сей счет была своя точка зрения, и он приказал отправить Ваню в тыл. А в это самое время костистый великан ефрейтор Биденко и румяный круглолицый богатырь ефрейтор Горбунов кормили изголодавшегося худого и слабенького своего пастушка, как они называли Ваню. На первое у него была крошенка из картофеля с луком, щедро приправленная пряной свиной тушенкой с длинными ржаными ломтями хлеба. Потом ему налили в жестяную кружку горячего чаю из медного чайника с тремя грудками сахару! Мальчик был счастлив! И показалось ему, что он давно живет в этой палатке у двух сказочных богатырей и это вовсе не он еще вчера блуждал в страшно холодном лесу один ночью, больной, затравленный и голодный, как звереныш. Пришел сержант Егоров и сообщил о решении капитана отправить Ваню в тыл. Биденко, несмотря на его сопротивление, упрямо повел мальчика, выполняя приказ.

«Сын полка» (краткое содержание глава 5-6)

Ефрейтора не было целые сутки. Хмурый и расстроенный, разведчик лег спать, сообщив, что Ваня сбежал. Сначала пастушок убежал от Биденко, выпрыгнув через борт грузовика в мягкий мох. Разведчик нашел его поздно вечером благодаря тому, что из сумки сидящего высоко на дереве мальчика, на голову разведчика выпал букварь. Поймав очередную попутку, Биденко привязал Ваню за руку, другим концом веревки крепко обмотав свою руку. Но к утру оказалось, что на другом конце не мальчишка, а пожилая попутчица.

«Сын полка» (краткое содержание главы 7-15)

Ваня двое суток пытался найти палатку разведчиков, где его так хорошо принимали. Он уже совсем подумывал сдаться в какой-нибудь тыловой детский дом, если бы не встретил удивительного мальчика, одетого в полную походную форму гвардейского кавалериста. Роскошный мальчик рассказал Ване, что он круглый сирота, и майор Вознесенский записал его под своей фамилией в кавалерийский полк, как сына полка. Ему выдали полную форму, шашку и поставил на все виды довольствия, и теперь, он как ефрейтор Вознесенский, служит при майоре. Ваня почувствовал, что у него могла бы быть подобная судьба, если бы не вредный капитан Енакиев, на которого нужно пожаловаться. И Мальчик встретил такого, как ему казалось, самого главного командира и пожаловался. Оказалось, что это сам Енакиев, он и привез пастушка обратно к разведчикам. Однажды Горбунов и Биденко взяли мальчика с собой в разведку. Ваня проявил рискованную инициативу и был пойман немцами во время рисования карты. Спасло мальчика только наступление наших войск.

«Сын полка» (краткое содержание главы 16-27)

После возвращения к своим Ваню вымыли, подстригли, поставили на довольствие и выдали полное обмундирование. Он стал сыном полка официально. Капитан Енакиев относился к Ване не так легкомысленно, как молодые разведчики, он назначает его своим связным для воспитания согласно составленному плану, собираясь усыновить мальчика. Одним из элементов плана воспитания было прикомандирование Вани в первый взвод к первому орудию запасным номером. Во время боя первый взвод оказался в центре боевых действий. Чтобы спасти мальчику жизнь, капитан Енакиев отправил его в штаб с пакетом. Вернувшись, Ваня узнал, что весь расчет и капитан Енакиев погибли. У капитана нашли письмо, в котором он прощался со всеми и просил воспитать из Вани хорошего солдата и отличного офицера. В сопровождении ефрейтора Биденко Ваня Солнцев отбыл на учебу в Суворовское училище.

Заключение

Свое произведение «Сын полка» Катаев, краткое содержание ее представлено выше, написал для маленьких читателей в 1944 году, во время страшной и тяжелой войны. Особенно интересна она, вероятно, мальчикам, которым может показаться, что воевать - это увлекательное приключение. Но война - это опасность и смерть. Детям, согласно конвенции, подписанной в 1949 году в Женеве, там находиться запрещено. Они должны учиться и жить под мирным небом. Хочется надеяться, что взрослые смогут им это обеспечить.

Есть хорошее русское слово – «сочинение». Нынешний школьник не всегда правильно понимает это слово: ему думается, что сочинение – это что-то школьное, заданное. И он, к сожалению, не без помощи учителей, в чём-то прав, ибо всем школьникам приходится писать на уроках сочинения, то есть заниматься не всегда приятным, но обязательным делом, да ещё получать за это дело отметки.

Мне хочется напомнить, что словом «сочинение» назывались и называются до сих пор произведения Пушкина и Байрона, Лермонтова и Джека Лондона, Некрасова и Марка Твена, Тургенева и Жюля Верна, Толстого и Конан Дойла, Чехова и Киплинга, Горького, Роллана, Маяковского, Есенина, Хемингуэя и многих других отечественных и зарубежных писателей. И не случайно, когда выходит наиболее полное издание книг того или иного писателя, на них пишут слова: «Полное собрание сочинений».

Сочинять или сочинить, говорил когда-то наш соотечественник, знаток русского языка Владимир Иванович Даль, – это изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения.

Это очень точные слова, и их можно отнести к работе каждого настоящего писателя, художника, композитора, учёного, когда он изобретает, творит, создаёт, и мы верим в это созданное, ибо так бывает, так могло или может быть в жизни.

Таким писателем, таким художником всегда был и остаётся для меня Валентин Петрович Катаев. Я знал и принял его таким, когда ещё мальчишкой прочитал «Белеет парус одинокий» и «Я, сын трудового народа…», а чуть позже (уж так случилось!) – ранее написанный роман его «Время, вперёд!». И потом, когда в годы Отечественной войны появилась повесть «Сын полка» – одна из лучших книг в советской литературе для детей, – для меня было естественно, что её написал Валентин Катаев.

Продолжением читательской дружбы с писателем в послевоенные годы стало знакомство с книгами «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов», которые вместе с повестью «Белеет парус одинокий» вошли потом в эпопею «Волны Чёрного моря», и, наконец, с книгой В. Катаева «Маленькая железная дверь в стене», книгой необычной, но очень интересной для читателя и творчества самого писателя.

Сочинения Валентина Катаева стали добрыми спутниками людей всех возрастов – больших и маленьких. Они волнуют читателя, они раскрывают перед ним большой и сложный мир жизни. Они порой, к примеру, как «взрослая» повесть В. Катаева «Святой колодец», вызывают горячие споры. А ведь люди и спорят о том, что им небезразлично…

Прежде чем говорить о повести «Сын полка», которую вы прочитаете в этой книге, мне хочется немного рассказать oб её авторе. Я знаю, что детей, и не только детей, интересует жизнь каждого полюбившегося писателя, его биография: когда и где он родился, как вёл себя в детстве и как учился, ну и, естественно, как стал писателем.

Для начала приведу слова самого В. Катаева:

«Я родился на Украине. Там протекли моё детство, отрочество и юность. Мой отец был коренной русский. Мать – коренная украинка. В моей душе с самых ранних лет сплетено „украинское“ и „русское“. Вернее, даже не сплетено, а совершенно слито».

Валентин Петрович Катаев родился в Одессе 28 января 1897 года. Он рано научился читать. Шевченко, Пушкин, Гоголь, Никитин, Кольцов, Толстой стали первыми его любимыми писателями и учителями. Это произошло естественно и просто, может быть, даже незаметно для будущего писателя: он рос в семье, где по-настоящему знали и любили классическую литературу. В тринадцать лет Валя Катаев напечатал своё стихотворение «Осень» в газете. Так же страстно тянулся к литературе его брат Женя (впоследствии замечательный советский писатель Евгений Петров – один из создателей романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»).

Валентин Катаев рос и мужал как человек, гражданин и писатель в бурную историческую эпоху. Революция 1905 года, начало и крах Первой мировой войны, Великая Октябрьская революция, годы социалистического строительства и первых пятилеток – вот события, свидетелем или участником которых он был и которые легли потом в основу многих его книг.

Большую роль в творческой биографии Валентина Катаева сыграли такие выдающиеся мастера нашей культуры, как Владимир Маяковский, Иван Бунин, Демьян Бедный, Максим Горький, Алексей Толстой, Константин Станиславский, Сергей Прокофьев, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, с которыми в разные годы сталкивала писателя жизнь. Они были верными друзьями В. Катаева, его добрыми советчиками и учителями.

Повесть «Сын полка» Валентин Катаев написал в 1944 году, в дни Отечественной войны нашего народа с гитлеровскими захватчиками. Вспоминая это время, Валентин Петрович говорил: «Всегда и везде, в самые критические минуты советские писатели были с народом. Они делили с миллионами советских людей невзгоды и лишения трудных военных лет».

Военный корреспондент газет «Правда» и «Красная звезда», писатель Валентин Катаев сам прошёл и проехал тысячи километров фронтовых дорог.

Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сёл. Она принесла страшные жертвы: двадцать миллионов советских людей, больше чем население иных государств, погибло в ту войну. Война лишила тысячи ребят отцов и матерей, дедов и старших братьев. Но наш народ победил в этой войне, победил потому, что проявил величайшую выдержку, мужество и отвагу. Победил потому, что не мог не победить. «Победа или смерть!» – говорили наши люди в те годы. И шли на смерть, чтобы другие, оставшиеся в живых, победили. Это была справедливая борьба за счастье и мир на земле.

Повесть «Сын полка» возвращает читателя к трудным, героическим событиям военных лет, о которых сегодняшние ребята знают лишь по учебникам да рассказам старших. Но учебники не всегда интересно говорят об этом, а старшие не всегда любят вспоминать войну: уж слишком горестны эти воспоминания…

Прочитав эту повесть, вы узнаете о судьбе простого деревенского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Вы узнаете, как, став смелым разведчиком, Ваня мстил фашистам за своё и народное горе. Вместе с Ваней Солнцевым вы пройдёте через многие испытания и познаете радость подвига во имя победы над врагом. Вы познакомитесь с замечательными людьми, воинами нашей армии, – сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком орудия Ковалёвым и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека. И, прочитав повесть «Сын полка», вы, конечно, поймёте, что подвиг – это не просто смелость и героизм, а большой, великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и, самое главное, огромная любовь к своей Родине…

Повести Валентина Катаева живут на свете уже многие десятки лет. За эти годы их прочитали и полюбили миллионы читателей не только у нас в стране, но и за рубежом. Полюбили, как и многие другие книги Валентина Катаева – большого писателя, художника, мастера слова. И если вы не всё еще прочитали из сочинений Катаева, то вам можно только позавидовать: у вас много хорошего и радостного впереди.