Кто по национальности древние римляне. От кого произошли древние римляне. Формирование римского этноса

По приблизительным подсчетам численность населения Римской империи в это время 50-60 миллионов человек. Римские граждане составляли примерно 10 процентов всего населения и жили главным образом на территории Италии. Неграждане назывались в Риме чужеземцами (перегринами).

Спустя два столетия в начале III в. н.э. по указу императора Каракаллы все свободные подданные империи получили права римского гражданства, то есть из перегринов стали римлянами. Таким образом, римлянин это понятие не этническое, а юридическое.

Вместе с тем даже после распространения римского гражданства на всю территорию империи античные писатели нередко называют римлянами жителей самого Рима и Италии, чей родной язык был латинским. Даже получив римское гражданство, греки долгое время считали себя не римлянами, а эллинами, и только в эпоху Поздней империи жители восточных грекоязычных областей империи начинают осознавать себя римлянами (по-гречески ромеями).

Официальным государственным языком империи был латинский. В первые века нашей эры он широко распространяется за пределами Италии в западных провинциях не только как язык администрации и армии, но и как разговорный язык образованных представителей местных городских элит, а в некоторых прибрежных областях также и значительной части рядового населения.

Ко времени падения Западной Римской империи на всей ее территории латынь в значительной мере вытеснила местные разговорные языки. Большинство жителей римского Запада считали ее родным языком, а себя самих римлянами. Собственно римская аристократия, а также значительная часть аристократии западных провинций была двуязычной, свободно объясняясь и на латинском, и на греческом языках. Многие римские аристократы владели греческим языком едва ли не лучше, чем родным латинским и имели обыкновение называть их двумя своими родными языками. Император Тиберий, выступая в сенате, всегда говорил по-латыни, но, уходя, бормотал сквозь зубы ругательства по адресу омерзительно угодливых сенаторов на своем любимом греческом.

В восточных грекоязычных провинциях Римской империи латинский язык не получил сколько-нибудь значительного распространения. Он был языком римской армии и римского права. Греческий же был не только самым распространенным разговорным языком, но и вторым государственным, которым римские администраторы на Востоке пользовались значительно чаще, чем первым.

Греческий язык имел на римском Востоке такое же привилегированное положение, как латинский на Западе. В городах, а во многих районах и в деревнях он вытеснял местные разговорные языки. В Малой Азии сельское население говорило на греческом, в Сирии и Палестине на греческом и арамейском (или на греческом и арабском), в Египте на греческом и египетском.


Греческие аристократы и писатели были уверены в своем культурном превосходстве над всеми остальными народами. Лишь для римлян некоторые из них делали исключение, называя их младшими братьями греков, а латынь испорченным вариантом греческого языка. Кое-кто из греческих философов считал, что даже боги говорят между собой по-гречески. Ни латинского, ни каких-либо других иностранных языков образованные греки, как правило, не знали и не испытывали из-за этого никаких трудностей, куда бы их ни забросила судьба. С людьми своего круга они могли объясниться по-гречески в любом крупном городе Римской державы.

Ситуация кардинально меняется в эпоху Поздней империи. На римском Западе зона распространения греческого языка резко сужается. Кроме жителей старинных греческих колоний, по-гречески теперь могут объясняться только люди, принадлежащие к узкому слою высшей римской знати. Некоторые римские писатели начинают утверждать в это время, что латинский язык во всех отношениях богаче и выше греческого. Отдельные писатели греческого происхождения даже стали писать свои сочинения по-латыни.

Большинство жителей западных провинций Римской империи, расположенных в Европе, были кельтами (галлами) и говорили на своем родном языке, немало слов из которого было заимствовано латынью. Однако постепенное превращение кельтов в римлян в конечном счете привело к исчезновению их родного языка. Кельтский язык и старинная кельтская культура сохранились только в современной Ирландии, едва ли не единственной, населенной кельтами стране, которая никогда не была завоевана Римом.

За пределами империи к северу от Рейна и Дуная жили племена германцев. Они испытывали воздействие латинского языка и античной культуры, но, благодаря независимости от Рима сумели сохранить родной язык и свои традиции и обычаи.

В римской Африке основным языком долгое время был пунийский, на котором первоначально говорили жители колоний, основанных в Африке финикийцами (в первую очередь Карфагена), а затем им стали пользоваться окружавшие эти колонии местные племена. В эпоху империи пунийский язык долгое время функционировал параллельно с латинским и был вытеснен им (и то не полностью) лишь накануне падения Западной Римской империи.

Таким образом, значительная часть населения римских провинций была двуязычной. На Западе, кроме родного языка, люди в той или иной мере объяснялись по-латыни, на Востоке по-гречески.

Почти все языки Римской империи принадлежат к двум крупным языковым семьям: распространенные тогда в Европе и в Малой Азии латинский, греческий, кельтский (галльский) и германский языки относятся к индоевропейской семье, а распространенные в Восточном Средиземноморье и Африке арамейский, арабский, египетский и пунийский к семито-хамитской (афразийской).

Население империи представляло собой богатый сплав народов, языков, культур и традиций. Длительное пребывание под римской властью вело в конечном счете к ассимиляции и исчезновению неантичных культур, к превращению всех в греков или римлян. Те же, кто стремился сохранить свои традиции, религию и культуру, как, например, евреи и египтяне, в представлении центральной власти и широких слоев населения, становились изгоями. Их терпели, но не любили.

Многие современные ученые склоняются к миграционной теории происхождения римлян, согласно которой галлы, италики и этруски пришли на территорию Апеннин извне. Эти более сильные племена согнали с земель местное население и заняли его территорию.

Например, родственное грекам племя "италики" считается одним из индо-европейских племен, которые пришли на Апеннины во II веке до н.э. и вытеснили автохтонное население Италии.

В I веке до н.э италики распались на две группы: латино-сикульскую (область Лаций) и умбро-сабельскую (предгорья Апеннин). Кроме италиков, на территории полуострова в Этрурии проживало таинственное племя этрусков, о происхождении которых ученые спорят столетиями. Одна из самых современных теорий их происхождения гласит, что этруски произошли от племен, проникших сюда из Малой Азии, и смешались с народами, мигрировавшими из-за Альп. Об этом говорит схожесть культур. Другие утверждают, что этруски были коренным народом Греции, изгнанным из родных мест эллинами.

Еще одной группой племен были иллирийцы: венеты (Венеция) и япиги (Южная Италия), родственные народам Балкан. Жили на Апеннинах и греки, которые в VIII - VI веках до н.э. освоили Сицилию, Кампанию и южное побережье Италии.
Таким образом, римляне возникли в результате смешения и взаимообогащения народов и к концу I века оформились в единый народ со своей культурой, языком и письменностью.

Божественная теория происхождения

Эту вполне официальную легенду об основании Рима все знают по школьной программе.
Согласно ей, в латинском городе Альба-Лонга (Лация) правил царь Нумитор, который был смещен с престола своим коварным братом. Сильвия, дочь опального царя Рея, вынужденно стала весталкой - жрицей богини Весты и должна была оставаться безбрачной.

У бога Марса очевидно были на Рею свои планы, и она родила от него близнецов: Ромула и Рема. Дядя повелел бросить младенцев в Тибр, но те выплыли в плетеной корзине на берег, где их вскормила волчица, а потом подобрал и воспитал пастух Фаустул. Братья выросли, вернулись в Альбу-Лонгу, узнали о себе всю правду, убили коварного дядю, восстановили на престоле отца, а потом отправились искать место для нового поселения.

Поссорившись с братом из-за того, где надо строить новый город, Ромул убил Рема, затем на Палатинском холме основал город, которому и дал свое имя.

Чтобы увеличить население Рима, Ромул предоставил пришлым людям такие же права, как и первопоселенцам. В город стали стекаться беглые рабы, авантюристы и изгнанники.
Согласно преданиям, изначально в Риме не хватало женщин, и горожане вынуждены были пойти на хитрость. Они заманили к себе на праздник соседей-сабинян (одно из племен италиков) с женами, перебили мужчин и захватили женщин. Правда, после этого римлянам пришлось отбиваться от недовольных соседей, но войско Ромула справилось с этим. Военная слава Рима привлекла в город этрусков, которые заняли соседний холм. Когда же на Рим двинулось все войско сабинян, на выручку коварным горожанам пришли их новые жены-сабинянки. Женщины показывали своим братьям и отцам младенцев и умолили сабинян пощадить Рим.
Вскоре хитрый Ромул стал царем объединенных народов. Таким образом, происхождение римлян от смешения народов, заселивших холмы будущего великого города, подтверждается.

Троянская теория

Того, что в истории основания Римской империи свою роль сыграли жители Трои, не отрицают даже ученые. Они ссылаются на легенды, которые, по идее, могли появится позже: как обоснование божественной власти римских императоров. В пользу этой теории говорят и литературные источники.
Согласно им, троянец Эней, сын героя Анхиса и богини Афродиты, после того, как греки ворвались в город, сумел спастись, выведя из полыхающей Трои юного сына и вынеся на плечах престарелого отца. Под его руководством троянцы построили корабли и пустились по морю к Италии, которая была обещана Энею богами, как земля, где его народ сможет жить дальше. Много приключений ждало Энея: и чума на Крите, и бури в море, и влюбленная царица Карфагена Дидона, не желавшая отпускать троянца, и извержение Этны, и даже посещение Энеем Аида, пока наконец корабли троянцев не прибыли на Апеннины и, пройдя вверх по Тибру, не остановились в области Лация.

Здесь Эней женился на дочери местного царя Латина, был вынужден сразиться с ее бывшим женихом и победить его. Затем Эней основал город Лавнии.

После смерти Латина, он возглавил его царство под именем Юла, спустя годы пал в бою с могущественными этрусками и стал почитаем под именем Юпитера.

А его сын Асканий основал город Альбу-Лонгу, который и был родным городом основателя Рима Ромула.
В другой версии этой легенды сына Энея зовут Юл, и именно ему дается видение о том, что Италия станет новой родиной троянцев, а направление молний с небес показывают троянцам путь.

Откуда взялись латиняне

Однако божественные версии происхождения римлян не объясняют, откуда, собственно, взялись те самые латиняне, встретившие Энея в Лации. Историк Дионисий Галикарнасский в труде «Римские древности» пишет о том, что латинянами племя стало называться только при царе Латине, а до этого его именовали не иначе как аборигины, которые «остались обитать на одном и том же месте, никем более не изгнанные». То есть речь, скорее всего, идет о народе, который обитал на Апеннинах издревле.
Катон Старший говорил о происхождении аборигинов, что это были «сами эллины, населявшие некогда Ахайю и переселившиеся оттуда за много поколений до Троянской войны». Таким образом, мы приходим к ахейцам - древнегреческому племени, которое когда-то обитало в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, а потом перебралось в Фессалию и позже - в Пелопонес. Они же могли во время колонизации Апеннин оказаться в Лации.

Ри́мляне (самоназвание - романи (лат. romani ) и, реже употребляемое, квириты (лат. Quirites ); также римский народ - лат. Populus Romanus ) - народ , зародившийся на территории Апеннинского полуострова , в регионе Лациум , в пределах города Рим . Вследствие завоеваний, активной колонизации и политики ассимиляции покорённых народностей, римляне стали основным населением европейской части Римской империи . Римское население провинции Италия стало основой формирования современной итальянской нации .

Значительная часть римских граждан жила вне Апеннинского полуострова и прилегающих островов: к 28 году до н. э. было около 100 колоний и муниципий вне современной Италии .

Наука, изучающая римский язык и культуру, называется романистика .

Численность и расселение

Согласно цензам число римских граждан с 70-69 года до нашей эры по 28 год до нашей эры увеличилась с 900 тысяч до 4 миллионов, а к 14 году нашей эры до 4,9 миллиона . Такой рост в 4,5 раза нельзя объяснить естественным приростом, поэтому по мнению некоторых ученых в перепись стали включать женщин и детей, но самая распространенная точка зрения, что в ту эпоху римское гражданство было даровано всем италикам . Стоит отметить, что рост числа римских граждан по цензам не противоречит данным о депопуляции древних римлян, так как увеличение числа римских граждан помимо естественного прироста происходило за счет предоставления гражданства новым группам населения. Например, при реформе Гракха в ценз вошло большое количество неимущих людей. Законы 90 и 89 года до нашей эры предоставили римское гражданство всем италикам, но процесс практического получения ими гражданства затянулся. В 49 году до нашей эры Цезарь даровал римское гражданство жителям Цизальпинской Галлии, а при Августе продолжилась политика предоставления римского гражданства романизированным провинциям (юг Испании, Сицилия, Нарбонская Галлия) .

Распределение римских граждан по территории государства в точности неизвестно, но Белох приводит такой расчет по Италии уже для 14 года нашей эры: при общем населении в 6-7 миллионов было 2 миллиона рабов и примерно 250 тысяч иностранных граждан . Б. Ц. Урланис пишет о значительном количестве римских граждан, проживающих вне Италии: к 28 году до нашей эры было около 100 колоний и муниципий вне территории современной Италии . Питер Брант оценивает число римских граждан в провинциях примерно в 375 тысяч человек к 28 году до нашей эры . По другим оценкам число римских граждан в провинции колебалось около отметки в 300 тысяч человек в 28-8 году до нашей эры . Точных данных о числе римских граждан в самом Риме тоже нет, но по данным Белоха в Риме было 1 790 особняков римской знати со средним числом жителей в 50 человек и 46 600 инсул со средним числом жителей в 15 человек .

Истоки римского этноса

Известно, что на территории Италии проживало несколько различных народностей - племена италиков , этрусков , лигуров , греки и галльские племена на севере. На территории Лациума , к югу от реки Тибр , проживало одно из крупных племен италиков - латины , к северу от Тибра располагались города этрусков, а к востоку ряд других племен италиков - сабины , умбры , эквы , вольски и другие. Первым, кто основательно попытался изучить вопрос корней римского народа, можно считать Б. Г. Нибура , хотя его теория и имеет весьма специфический характер - так, этрусками он считает пеласгов , латинов считает альбанцами и т. п. Однако он и не отбрасывает возможность троянского происхождения римлян, хотя и не считает возможным это доказать.

Теория о «троянском происхождении» римлян берёт начало в легенде, повествующей о том, что Эней в XII веке до н. э. , после разгрома Трои в результате Троянской войны , прибыл на берег Лациума с остатками своего народа и, объединившись с местным племенем, создал новый народ - Латинов, названый по имени их царя, на дочери которого Эней женился, а также основал город Лавиниум , названый в честь его жены. Энея римляне считали безусловным прародителем своего народа, что отражалось во всех их верованиях. Эта легенда воспроизведена в народно-историческом произведении Тита Ливия «История от основания города » и затем была изложена Вергилием в национальной римской поэме «Энеида ». О троянском происхождении римлян говорит Тацит , называя Трою «памятником нашего происхождения» . Впоследствии, после захвата римлянами Троады , римский сенат освободил жителей Илиона от налогов, полагая их «родственниками римского народа».

Формирование римского этноса

Возникновение римского народа уходит корнями в VIII-V века до н. э. Стратиграфические раскопки на Форуме и Священной дороге , а также на Палатине дали примерное подтверждение традиционной дате основания Рима (753 г. до н. э.) . Археологический материал позволяет также решить вопрос о том, развивался ли город из единого центра, как утверждает легенда. Большинство археологов в наше время склоняется к точке зрения, признающей возникновение Рима результатом длительного и сложного процесса слияния (синойкизма) отдельных изолированных общин - поселений на римских холмах .

Согласно легенде, из рода царей, основанного в Лациуме Энеем, происходит «основатель Рима» и собственно римского народа - Ромул . Момент основания им Рима древнеримские историки «вычислили» с большой точностью: они датируют его 21 апреля 753 г. до н. э. Разумеется, дата эта совершенно искусственная, и может быть принята лишь весьма условно. Однако день 21 апреля - древнейший пастушеский праздник Парилии - важен в том плане, что подтверждает приоритет скотоводства над земледелием по отношению к догородскому, «доримскому» населению долины Тибра.

По той же легенде, население Рима формировалось из рабов и беглецов Центральной Италии. Это же обстоятельство подвигло царя Ромула начать войну и захватить женщин соседнего племени Сабинов , поскольку мизерное число новоиспечённых жителей имело жен, а война укрепила бы и сплотила население.

Братья стояли перед выбором: либо распустить беглых рабов, во множестве собравшихся вокруг них и тем самым потерять все своё могущество, либо основать вместе с ними новое поселение. А что жители Альбы не желали ни смешиваться с беглыми рабами, ни предоставлять им права гражданства, с полной очевидностью явствует уже из похищения женщин: люди Ромула отважились на него не из дерзкого озорства, но лишь по необходимости, ибо доброю волей замуж за них никто не шёл. Недаром они с таким необыкновенным уважением относились к своим силою взятым женам.

- Плутарх . Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24

Расширение границ римского государства характеризуется одной особенностью: римляне, захватывая поверженный город Лациума переселяли половину его жителей в свой город, а часть коренных римлян во вновь захваченный. Таким образом происходило смешение и ассимиляция жителей соседних городков с римлянами . Об этом упоминает и Тацит . Такая участь постигла Фидены , Вейи , Альба-Лонгу и другие города. Крюков и Нибур в своих работах приводят теорию смешанного этнического характера первоначальных римлян, причем обоих сословий, так что патриции - латины с незначительной примесью сабинов , а плебс - латины с сильной примесью этрусков . Если обобщить весь «царский период » римской истории, когда происходило возникновение римского этноса, можно сказать, что в результате ассимиляции римский народ сформировался из трех основных составляющих - латинов, этрусков и племен, родственных латинам и проживавших к востоку от Тибра, основным из которых были сабины - как об этом пишет Моммзен . Согласно легенде, древнейшее население Рима делилось на три трибы - Рамны (латины), Тиции (сабины) и Луцеры (этруски).

Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний , Сервий Туллий , Тарквиний Гордый , что было следствием активной этрусской экспансии на юг. Имела место этрусская иммиграция, приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (лат. vicus Tuscus ), и значительное культурное влияние этрусков на римское население. Однако, как указывает Ковалев в своей «Истории Рима», этрусский элемент по сравнению с латинско-сабинским был не столь значителен.

Римский народ во времена Республики

Дальнейшее развитие римский народ получил во времена Республики . После свержения царской власти в государстве, два социально обозначившихся класса, патрицианские роды и плебеи, оказались лицом к лицу и начали между собой активную борьбу. Патриции - по-видимому, коренное население города - обладало преимуществом перед плебеями не столько в имущественном, сколько в правовом смысле, поскольку плебеи, по сути пополнявшиеся за счет пришлых элементов-иммигрантов, вольноотпущенников и т. п. - были полностью лишены политических прав, однако после реформ Сервия Туллия составляли основу римской армии. Постепенно в результате борьбы между сенатом и плебсом, плебеи добились равных прав с патрициями и богатые плебейские роды влились в римскую аристократию, сформировав нобилитет .

Римская аристократия продолжила активную внешнюю политику царей. Постоянные войны с соседями привели Рим к подчинению им всей Италии. Подчиняя соседние народы, римляне регулировали взаимоотношения с ними с помощью права гражданства .

Римский сенат с неохотой раздавал гражданство и старался законсервировать уже существующий статус-кво. Члены Латинского союза получили гражданство после Латинских войн , а большая часть остальных италиков - только после Союзнической войны по закону Луция Юлия Цезаря 90 г. до н. э, и то римляне даровали права гражданства всем италикам, но приписали их лишь к 8 (либо к 10) новым трибам, а не ко всем 35, что не давало им практически никакого социально-политического влияния.

После подчинения Апеннинского полуострова, римляне стали активно набирать в армию италиков. Население города Рима также росло за счет прибывавшей массы италиков. Этому способствовал процесс разорения и обезземеливания италийского крестьянства. Для ветеранов и части жителей Рима основывались колонии по всей Италии.

Через систему гражданства, военную службу а также сеть римских колоний , раскинувшихся на Апеннинском полуострове, римляне постепенно ассимилировали многочисленные племена и народности, проживавшие в Италии. Латинский язык стал доминирующим и постепенно вытеснил все другие языки. Аристократия италиков постепенно влилась в римскую.

Кроме того, в результате римских завоеваний за пределами Италии, в римский народ постепенно начинают проникать неиталийские народности - главным образом в виде рабов и вольноотпущенников, а также переселенцев в г. Рим из провинций. Эти инородные элементы характеризуются пестротой этнического состава - греки, финикийцы, сирийцы, галлы, германцы и т. п. Все они постепенно вливались в римский плебс.

В результате гражданских войн погибло очень много представителей старой римской аристократии. Из известных 56 патрицианских родов, к началу III века до н. э. остается лишь 18. Их место постепенно занимают выходцы из регионов. Плебс в это время активно постоянно пополняется пришельцами из завоёванных областей и вольноотпущенниками.

Трансформация римского этноса во времена Империи

В I-II вв. н. э. происходит постепенное растворение римского этноса в ассимилированном им и вновь формирующемся более многочисленном италийском (итало-римском) этносе. Этот процесс усугубляется ещё больше во времена Империи . В связи с тем, что римский народ образовался из италиков , получал из них постоянную подпитку в виде переселенцев, стекавшихся со всей Италии и вливавшихся в плебс, само понятие римский гражданин подразумевало определенную преемственность - как фамильную, так и культурно-этническую.

Во времена империи ситуация начала меняться. Уже не сенат, а император определял, кому даровать гражданство, руководствуясь личными мотивами. Старая римская аристократия исчезала. Её место занимала новая, формирующаяся по принципу богатства, и этническое происхождение её в большинстве случаев было не италийским, а восточным.

Кроме того, средством ассимиляции покоренных неиталийских народностей была служба в римской армии , получившая особую интенсивность после реформы, проведенной Гаем Марием (реформа римской армии 107 г. до н. э.). Перегрины , отслужив во вспомогательных войсках , а впоследствии и в легионах , получали право гражданства. В период империи легионы, располагавшиеся на границах, стали комплектоваться по месту дислокации, что привело к активной романизации близлежащего населения.

Тем не менее, несмотря на то, что собственно римский народ «утонул в массе италиков», римская культура и латинский язык стали доминирующими в западной части империи. Императоры раздавали гражданство жителям империи и вводили в сенат аристократию из провинций. Этот процесс был юридически оформлен эдиктом императора Каракаллы 212 года , предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи (Эдикт Каракаллы). Через систему гражданства, колонии и службу в армии к III веку н. э. неиталийские народности, проживавшие в Галлии, Испании, Северо-западной Африке и Балканах постепенно ассимилировались и стали считать себя римлянами - так называемый «процесс романизации », а эти территории стали называться «Старая Романия ». Этот процесс лишь поверхностно затронул Римскую Британию , в связи с её отдаленностью от центра, и практически не затронул восточные провинции, так как их культура, в основном эллинская , ни в чём не уступала римской. Таким образом, в Галлии возникла народность, называемая галло-римляне , в Испании - иберо-римляне , в Италии - итало-римляне , на Балканах - иллиро-римляне, в Дакии - дако-римляне , в Римской Африке - афро-римляне, в Реции - рето-римляне . Всех их объединяла общая культура - римская, единый язык - народная латынь , принадлежность к одному государству, общие законы, и ещё более консолидировало этносы появление единой религии - христианства .

Трансформация римского народа в современные романские народы

После утраты римлянами государственности римский народ продолжил своё существование под управлением германских королей. Характерной этнической особенностью римлян в этот период была неоднократно отмечаемая историками политическая и военная пассивность, а также интенсивная деятельность на религиозном поприще. Во время распада Западной Империи , формально завершившегося в 476 г. , а фактически в 480 г. , после смерти последнего законного императора Юлия Непота , была нарушена целостность средиземноморских коммуникаций, а римские провинции попали под власть германцев, и каждый из романских регионов бывшей империи начал развиваться самостоятельно на основе автохтонного элемента, римской культуры и пришлых варварских племен.

Прокопий Кесарийский обозначил Аэция Флавия как «последнего римлянина» - последнего выдающегося римского полководца, прославившегося победами. Последним национальным государством римлян считается

Из предисловия: Данная книга написана с тем намерением, чтобы даже несведущий в области истории и расологии читатель мог получить максимально ясное и полное представление о тех биологических процессах, которые скрываются за известной нам греческой и римской историей.

Кречмер считает прародиной италиков область между низовьями Дуная и восточными Альпами, другие - Чехию и Западную Венгрию. Лингвистика доказала, что в рамках группы «кентум» италийские, кельтские и германские языки особенно близки друг к другу, так что эти народы первоначально должны были быть соседями, а италики и германцы долго ими оставались.

Миграция италийских племен в Италию началась около 2000 г. до н.э. К 1500 г. до н.э. они создали т.н. культуру террамар. Они практиковали трупосожжение, поэтому их черепа не сохранились, а покоренное ими туземное население представляло собой смесь альпийской и средиземноморской рас. Многие из террамар (свайных построек) имели такую же форму, как позже римские военные лагеря и город Рим. Богослужение, возможно, совершалось на мостах, отсюда название верховных римских жрецов - «pontifex». Древнейшие поселения в районе Болоньи, возможно, принадлежали умбрам.

Вторая волна с Дуная была более мощной, чем первая. Она принесла с собой т.н. культуру Вилланова (около 1100 г. до н.э.).

Геродот упоминает еще в V веке до н.э. царство умбров в устье реки По. Но умбры и сабеллы за несколько столетий до этого уже продвинулись к Апеннинам. Культура Вилланова между По и Апеннинами была создана ими.

То место, где позже был основан Рим, заняли латинские племена и фалиски. Латинский диалект очень отличен от умбрского, поэтому их носители должны были разделиться уже давно. У италийских племен не было воспоминаний об общем происхождении, они враждовали друг с другом.

Туземное население Италии стояло на более низком уровне, чем италики. Те уже знали бронзу и железо, а в Италии они нашли каменный век. Туземное население отличалось низким ростом и хоронило своих покойников.

О древнейшей истории Рима известно мало, об истории других италийских племен еще меньше. У римлян с их трезвым умом не сохранилось героических песен о старых временах.

В середине IV века до н.э. вся Южная Италия была еще под властью умбро-сабелльских племен. Язык одного из них, оскский, был общим здесь наряду с греческим. Союзническая война 90-825 г. до н.э. была последней попыткой этой области вернуть себе самостоятельность. Лишь после этой войны латинский язык вытеснил здесь оскский. Ясно, что в ходе всех этих войн происходило взаимоистребление родов нордического происхождения.

Рим, согласно преданию, был основан 21 апреля 753 г. до н.э. Его основали крестьяне, потомки которых стали патрициями. Одни эти крестьянские роды и составляли первоначально народ (populus). Сами себя они называли квиритами, от слова, обозначающего бронзовое копье. Для защиты они использовали круглые щиты (parma) центрально-европейского происхождения. Роды будущих патрициев принадлежали, в основном, к нордической расе.

Кто были плебеи, не совсем ясно. Частично это могли быть пришлые торговцы и ремесленники, частично покоренное туземное население. Первоначально патриции и плебеи, очевидно, различались по расе: первые были потомками нордических завоевателей, а плебеи - потомками туземного населения, преимущественно средиземноморского, а в Северной Италии - с примесью альпийской расы.

Нибур первым высказала мысль, что сословия патрициев и плебеев образовались на расовой основе. Однако и патрициев не следует изображать чисто нордическими людьми. Вероятно, многие италийские племена еще во время перехода через восточные Альпы восприняли небольшую альпийскую примесь. Римские патриции, наряду с нордическими чертами, отличались также фальской тяжеловесностью и такими альпийскими чертами, как усердие, трудолюбие и бездушие. У нордических эллинов сказывалось влияние доисторической примеси динарской крови, что стимулировало нордическую смелость, а у древних римлян отклонение от нордической сути шло в сторону упорства и сухой рассудочности у правящего слоя, а у тех, кем правили - в сторону узкого простодушия и мелочности; и в том, и в другом случае речь шла о чертах альпийской расы. Влияние переднеазиатской расы начало сказываться лишь позже. Произведения искусства, изображающие исторических римлян, появляются лишь во II веке до н.э.: они свидетельствуют о заметной альпийской и менее заметной фальской примеси.

Переднеазиатскую примесь патриции могли получить, приняв в свою среду знатные этрусские роды, имевшие более или менее сильную примесь этой расы, такие как Тарквинии, Волтурнии, Волумнии, Папирии, Коминии, Юнии и, может быть, Горации.

Следует напомнить, что Этрурия в VI веке до н.э. была сильным союзом городов-государств, и Рим попал в зависимость он нее. Этрусское влияние заметно сказалось на верованиях римлян. Три последних римских царя, очевидно, были этрусками, и царскую власть в Риме свергли вследствие их чужеродности.

Но расовое влияние этрусков не было глубоким, особенно в кругу римских родов нордического происхождения, и латинский язык был мало затронут этим влиянием. Можно предположить, что у высшего слоя этрусков тоже была нордическая примесь, поэтому для старых римских родов они не казались столь же расово чуждыми, как плебеи.

Происхождение плебса или его основной массы от доиталийского населения, преимущественно средиземноморской расы, подтверждается тем, что плебеи хоронили своих покойников, а патриции сжигали. Среди плебеев господствовали матриархальные отношения. У патрициев основой веры был культ предков. С их точки зрения, у плебеев не было отцов, а патриции - это те, кто может назвать своего отца. Так объяснял слово «патриций» Тит Ливий. Это было лингвистически неверно, но он хотел подчеркнуть матриархат плебеев в противоположность патриархату патрициев.

Разным было у патрициев и плебеев также отношение к браку. У патрициев заключение брака было священным актом, у плебеев же было две формы брака и обе чисто светские. Патриции считали, что плебеи живут «как дикие животные». Богиней плебеев была Церера. Кюнаст указывает на ненордическую суть ее культа и аналогичных культов Деметры, Исиды и Кибелы.

При переходе к республике власть сосредоточилась в сенате, который первоначально был собранием родовых старейшин. «Народ» сначала составляли только патриции, только они служили в войске, и слово «populus» первоначально обозначало «войско».

Римская республика имела ярко выраженный аристократический характер, но патрициям пришлось пойти на уступки плебеям, чтобы те не поддержали изгнанного царя. Постепенно плебеи добились полного равноправия. Но в ранний период республики еще сохранялся один, но очень эффективный барьер против расового смешения: браки между патрициями и плебеями были невозможны. Их разрешил только закон Канулея в 445 году до н.э., принятию которого патриции яростно сопротивлялись.

Моммзен, который, в отличие от Нибура, не видел расовую подоплеку конфликта между римскими сословиями, считал это сопротивление одним лишь проявлением сословной спеси. Он вообще враждебно относился к патрициям и был не в состоянии понять, как глубоко уходили в доисторическое прошлое индоевропейских народов корни неосознанного расового восприятия.

Но расовый состав самого плебса постепенно менялся вследствие причисления к нему италийских родов, имевших те же физические и психические черты, которые раньше были представлены только среди патрициев. Эти италики в своих родных местах сами были патрициями, а в плебеи их записали в Риме. Еще в республиканское время был известен плебейский род Флавиев, от слова «flavus» - «светловолосый», значит, светлые волосы были не только у патрициев. Из патрициев и благородных плебейских родов образовалась новая знать - нобилитет. Плебейские роды Катуллов и Метеллов ничем не уступали патрициям в рамках этого нового правящего слоя.

Образованием нобилитета в III веке до н.э. заканчивается ранний период расовой истории Рима, а с истребления этого нобилитета начинается ее последний период. В нобилитете еще преобладала нордическая кровь. Это сословие поставляло сенаторов. Аристократическую республику римского типа следует рассматривать как самую естественную форму государства, когда немногочисленный нордический слой властвует над ненордическим населением. Аналогичная форма в истории Англии имеет такую же расовую подоплеку.

Сенаторские семьи стремились воплощать в жизнь идеал настоящего римлянина. Рим возник на базе таких нордических ценностей, как мужество, смелость, рассудительность, самодисциплина, достойное поведение и благочестие, и погиб с их утратой.

Сенаторские семьи продолжали мыслить по-крестьянски, хотя и принадлежали к благородной расе. Отсюда презрение патрициев, а позже нобилей к торгашам. Сенат ранней республики Куленбек называет «собранием царей», «самой блестящей аристократией в мировой истории, если не считать Великий совет Венеции».

В Риме, как и в Элладе, нордическая раса проявила себя как раса, привносящая в мир порядок, но греки умели придавать законченную форму мрамору, а римляне - государству…

В постоянных войнах высший слой Рима нес потери, но пока римский народ оставался, в основном, крестьянским, эти потери быстро компенсировались. Так произошло после нашествия галлов в IV веке до н.э.

Сила Рима была в многодетных семьях. Римские крестьяне давали собственные имена лишь первым четырем детям, а последующим - порядковые номера: Квинт, Секст, Децим, причем имя «Децим» («десятый») не было редкостью.

В основе римского права лежало семейное право. Завещание с регулированием порядка наследования - чисто римское изобретение. Римляне осуждали браки между близкими родственниками. Законы 12 таблиц предписывали уничтожение новорожденных уродов. Еще Сенека писал об этом, как о разумной мере.

Если покоренные римлянами италийские племена обогатили нобилитет нордической кровью, то об этрусках этого сказать нельзя. Среди этрусков, похоже, все более преобладали переднеазиатская и альпийская расы. Римляне называли поздних этрусков «откормленными и жирными».

Но потери после Пунических войн возместить уже не удалось. Из старых патрицианских родов осталось не более двадцати. Тяжелые потери во время нашествия Ганнибала понесло и крестьянство.

Полибий называл победу над Ганнибалом кульминацией римской истории, но с нее же начался и внутренний упадок Рима, за которым последовал и внешний.

После этой победы Рим стал финансовым центром и потому притягательным для людей переднеазиатской расы. Быстро растущее богатство похоронило под собой древнеримские нравы. Люди стали более претенциозными. Поскольку все государственные должности были почетными и не оплачивались, на них стали претендовать одни богачи, которые покупали голоса избирателей, все более многочисленной городской массы. Эти расходы потом покрывались за счет ограбления провинций.

Началось сокращение числа крестьян и падение рождаемости. В крестьянской среде сохранялось больше всего нордической крови, особенно среди умбро-сабелльских племен, меньше пострадавших от войн, чем сам Рим и латинское племя.

Ввозилось много дешевого зерна и из-за этого разорялось крестьянство Италии. Оторванные от земли крестьяне уходили в Рим и становились платными избирателями, быстро поддаваясь разлагающему духу большого города. А владельцы латифундий все чаще заменяли труд местных крестьян трудом привозных рабов.

Хотя Рим победил Карфаген, но карфагенский торгашеский дух победил Рим. Римляне изучали карфагенский опыт управления латифундиями с работающими на них рабами. Привозные рабы стали в конечном счете предками большей части населения Италии. Изменялся не только расовый состав населения; происходило постепенное обезлюдивание даже самых плодородных областей…

Со II века до н.э. стало заметным и нравственное разложение в Риме и в его высшем слое. Брак перестал быть священным, увеличилось число разводов.

Однополая любовь распространялась из стран преимущественно переднеазиатской расы и из Египта. В Этрурии она давно уже была обычным делом, а в древнем Риме считалась преступлением. Но позже эта зараза захватила и Рим - настолько, что Марциал открыто этим хвастался, императоры Калигула и Комод содержали гаремы мальчиков, а император Вителлий сам вышел из таковых мальчиков.

Орудием духовного разложения стало и эллинистическое образование.

Старые нравы пытался возродить Катон, потомок крестьянского рода из Сабинских гор. Как пишет Плутарх, у него были рыжеватые волосы и голубые глаза. Столь же нордическими были и его душевные качества. Он презирал эллинистическое образование и боролся против него как против поверхностного дилетантства.

Сам Катон в юности занимался земледельческими работами вместе со своими рабами, но в старости он стал уже крупным землевладельцем и жил большей частью в Риме. Он уже не был человеком древнего Рима.

Данные о цвете волос и глаз Катона - первые сведения такого рода в римской истории. Когда Вергилий награждает светлыми волосами своих героев, в этом скорее видится влияние Гомера. У Овидия оно несомненно.

Римские скульптуры, изображающие реальных людей, показывают, однако, что во времена Катона в римском народе еще была заметная нордическая примесь. Сам Катон с неодобрением писал о том, что римлянки делают свои волосы светлыми. Это означает, что тогда уже произошло потемнение, но светлые волосы все еще считались признаком благородного происхождения. Когда Гораций писал: «Бойся черных, римлянин!», он вряд ли сам понимал расовый смысл этого выражения, восходящего к временам противостояния нордической и средиземноморской или альпийской рас. Древнеримские имена, указывающие на нордическую светловолосость, такие как Флав, Фульвий, Руф, Руфул, Руфин, а позже также Рутилий, равно как и родовые имена Флавий и Аганобард (рыжебородый), встречаются в большом количестве. Имена Альб и Альбин, как и греческие Левкий и Сулевк, указывают на очень светлые волосы или на очень светлую кожу ил на то и другое вместе, а имя Равилла - на серый цвет глаз. Имя Кассий Лонгин Равилла содержит также указание на высокий рост. Во многих областях Италии встречается имя Цезий. Римские поэты использовали этот эпитет при описании лучистых, прежде всего, голубых глаз с острым взглядом, отмеченным Цезарем у германцев.

Но позже все чаще встречаются случаи, когда один из родственников носит дополнительное имя «темный» («niger»), а другой - «светлый». Такие имена как Красс (толстый), Крисп (курчавый), Нигелл и Нигрин указывают на низкорослых людей с темными, курчавыми волосами. Из того, что римляне, познакомившись с населением Северной Африки, дали ему имя «мавров» (греч. маурос - темный), следует, что тогда они были гораздо светлей северных африканцев и светлей современных южных итальянцев, которые мало отличаются от них по пигментации, а северные африканцы это смесь средиземноморской, ориентальной и негроидной рас. В тех случаях, когда имена указывают на светлую пигментацию, речь идет, конечно, о нордической, а не о восточно-балтийской расе.

После эпохи Катона доля нордической крови постепенно убывала по мере превращения Рима в Мировую империю. Такова судьба всех мировых держав. С Римской империей случилось то же, что и с Персидской. Как сказал Монтескье: «Римляне, обрекая на гибель все народы, обрекли на гибель и самих себя». Любой империализм означает с расовой точки зрения истончение руководящего слоя и в итоге его разрыв. До сих пор ни одна мировая держава не могла руководствоваться расовой и расово-гигиенической точкой зрения.

Браки с «варварскими» женщинами были запрещены до IV века н.э. но сожительство с ними приводило к расовому смешению.

Братья Гракхи попытались возродить крестьянство в Италии, но не смогли этого сделать: они пришли слишком поздно. Новые крестьяне разорились, когда была объявлена свободная продажа земли. Гай Гракх работал к тому же против собственных планов, когда он ввел в Риме продажу беднякам дешевого хлеба. Он этим уменьшил чисто тех, кто вообще хотел заниматься сельским хозяйством.

Позже сенат освободил все государственные земли Италии от налогов, но это не усилило, а еще более ослабило крестьянство. Латифундисты стали превращать свои земли в пустоши и парки, так как никакие налоги не заставляли их делать свои имения прибыльными. Многие крестьяне уезжали из Италии в провинции, где для крестьян были созданы более благоприятные условия.

Со времен Гая Гракха стало укрепляться новое сословие - всадники. Когда-то так назывались люди, которые шли на войну со своим конем, но таких после Пунических войн почти не осталось. Новое сословие всадников составили богатые выдвиженцы из низших слоев.

Гай Марий, представитель этого сословия, ненавидел аристократию и устроил ей кровавую баню, когда пришел к власти в Риме. Так был уничтожен невосполнимый генофонд. Судя по бюсту Мария, в этом человеке перемешивались черты фальской и альпийской рас.

Его противник Сулла принадлежал к старой аристократии. Согласно описанию Плутарха, у него были необыкновенно синие глаза и золотистые волосы. Тип Суллы - преимущественно нордический. Он отличался большой силой воли, решительностью и неразборчивостью в средствах. Подобные люди часто встречаются среди англосаксов. На террор Сулла ответил террором и опять к ущербу для собственного народа. Сулла мог ввести монархию, но он предпочитал аристократическую республику. Ему удалось восстановить относительный порядок.

В Сулле можно видеть тип, характерный для поздних периодов жизни народов нордической расы.

В результате гражданских войн в Риме был почти полностью уничтожен древнеримский тип. Он стал редкостью, исключением, а римский дух - духом вырождения и расового смешения. Нобилитет вымер или выродился, новым высшим слоем стали всадники. На место старого разделения, возникшего на расовой основе, пришло новое разделение на богатых и бедных.

Столетие до и после начала нашей эры можно считать эпохой угасания последних руководящих родов нордического происхождения. После правления Тиберия оставалось лишь патрицианских родов. Образ жизни всадников был одной из главных причин морального разложения. Пришло время, когда все в Риме стало продаваться. Как пишет Моммзен, государственные деятели продавали государство, граждане - свою свободу, женщины - свою честь. Страна пустела, а население Рима росло. Сюда стягивался сброд со всего Средиземноморья, привлеченный бесплатными раздачами хлеба, сомнительными возможностями обогащения и зрелищами. «Основная масса государственных попрошаек… состояла из вольноотпущенников и бастардов всех рас» (Куленбек).

Опустошенные гражданской войной области снова заселялись, хотя не так плотно, как раньше, и не прежними жителями, а за счет ввоза рабов, который резко увеличился после Пунических войн. Число рабов у богатых землевладельцев доходило до 10000. Число рабов увеличивалось не вследствие их размножения, а вследствие ввоза новых рабов. Рабы доставлялись, в основном, с восточного побережья Средиземного моря, которое из-за этого совсем обезлюдело. Еще в 135 г. до н.э. сирийский раб Евн поднял большое восстание рабов на Сицилии.

В конечном счете римляне в их основной массе стали потомками ввезенных рабов. Отпуск рабов на волю практиковался столь широко, что в 8 г. н.э. его пришлось ограничивать законом. Поскольку численность населении сокращалась, его пополняли за счет потомства рабов. Рабынь, родивших трех детей, отпускали за это на волю. Часто бывало так, что дед был вольноотпущенником, нажившим состояние торговлей, отец становился всадником, а сын - сенатором.

Рыбы восточного происхождения особенно хорошо умели подольститься к своим господам, уловить их настроение, обделывать за них выгодные дела, за что их отпускали на волю. Типично восточное пресмыкательство перед власть имущими и жестокость дорвавшихся до власти выскочек, а также роскошества нуворишей, характерные черты переднеазиатской расы, чуждые самим римлянам, стали определять жизнь «римлян», пришедших к власти в Римской империи после исчезновения нобилитета. Раболепие сената перед выродками самых разных рас, ставшими императорами, сами эти императоры и их роскошества имеют прообразы на Востоке. Ко временам Нерона очень многие сенаторы и всадники, как пишет Тацит, были потомками рабов.

С притоком восточной крови менялись все воззрения и нравы. Тацит предвидел грядущую гибель денордизированной и выродившейся мировой империи.

Никаких препятствий на пути к расовому смешению больше не было. Аристократические семьи почти все вымерли, перестали быть примером в государственной жизни или сами стали больными и ущербными. Общество разделилось на горстку безродных богачей и массу таких же безродных бедняков. В городах росло число «пролетариев», т.е. неимущих, с которых государство не брало налогов, а ожидало от них лишь того, что они произведут «потомство» (proles). При Марии войско военнообязанных римских граждан превратилось в войско профессиональных наемников, что означало разрыв с римской традицией. Наемники были, большей частью, выходцами из пролетарских слоев, т.е. из самых разных народов. Расовые метаморфозы превратили римлян в падких до наслаждений трусов. В Риме роскошествовали, а наемникам предоставляли защищать границы империи.

С исчезновением родов, способных управлять государством, аристократическая республика утратила свою опору. Ей на смену пришла «демократическая» империя.

Старая аристократия потерпела окончательное поражение в битве при Фарсале в 48 г. до н.э. Цезарь, ставший единовластным правителем, сам был из патрицианского рода. По описанию, он был высокий, худой, с очень светлой кожей и темными волосами и глазами. У него преобладали нордические черты. Он старался привлечь на свою сторону аристократию и миловал своих врагов. Но те оставались непримиримыми и убили его.

Его преемник Август был среднего роста, светловолосый, с серо-голубыми глазами. Но Римская империя постепенно выродилась в восточную деспотию.

Аристократия почти полностью исчезла. Уже в начале I века н.э. угасли роды Юлиев, Эмплиев, Клавдиев, Валериев, Корнелиев, Фабиев, Манлиев, Сульпициев, Юниев, Ливиев, Фульвиев, Лициниев, Пизонов и Темеллов, и Гортензии обнищали настолько, что их исключили из сословия. Дольше других сохранились Кальпурнии.

Цезарь ввел закон о назначении патрициев, но и эту новую аристократию истребили последующие императоры.

В Империи не осталось ни благородных родов, ни благородных семей - только благородные одиночки, которые нашли для себя прибежище в стоицизме. Стоицизм, по крайней мере, в его римской форме, можно считать духовной позицией нордического человека в условиях распада. Благородные люди могли только сохранять самообладание, хладнокровие («ничему не удивляться») и достоинство. Время всех других устремлений прошло. Стоицизм учил быть непоколебимым, что бы ни послала Судьба, и эта чисто нордическая черта в ту позднюю эпоху привлекала именно нордических людей. Это настроение выражено и в трактате Цицерона «Об обязанностях».

Ленц и Шеман считают, что стоицизм играл вредную с расовой точки зрения роль в римской истории, поскольку он проповедовал индивидуализм и космополитизм. Они говорят, что человек стоиков это человек без рода и племени, без народа и расы, но они забывают при этом, что эпоха Римской империи была уже не тем временем, когда еще можно было делать упор на роде и племени, на народе и расе. Это была поздняя эпоха, когда отдельные люди с возвышенным образом мыслей не имели уже живой связи со своим народом, а во многих случаях даже со своими ближайшими кровными родственниками. Любовь к отечеству Тацита, предвидевшего его гибель, это выражение утратившего надежды чувства долга. Можно представить себе, что так же любил свое отечество Гобино. Там, где народ и раса разлагаются, где границы между расами стираются, естественно появление таких учений, как стоицизм, стремящихся к объединению последних благородных людей, не думая о том, что они наносят этим последний удар по связям отдельного человека с народом и расой. Позднеримский стоицизм был образом мыслей людей, которые без надежд ожидали гибели. Поэтому они были и против брака, против того, чтобы иметь детей.

Возродить крестьянство в Италии не удалось. Пролетарии и отставные солдаты предпочитали жить в городах, получать милостыню и продавать свои голоса. Ввоз рабов стал сокращаться. Место крестьян заняли мелкие арендаторы, за счет которых жили городские собственники земель. Высший слой представлял собой такую же смесь многих рас, что и низший, только в нем преобладали более расчетливые, хитрые и успешные в денежных делах элементы.

Американец Франк в своей большой работе «Расовое смешение в Римской империи» (1916) показал, что в начале эпохи императоров 90% нижних слоев были восточного происхождения, а весь высший слой заполнялся потомками вольноотпущенников. Не случайно, полагает Зеек («История гибели античного мира», 1922), почти все народы Римской империи имели «семитские черты», т.е. примесь народов, говорящих на семитских языках, смеси ориентальной и переднеазиатской рас. В надгробных надписях эпохи императоров все чаще встречаются неримские имена. Ежегодно получали римское гражданство 3-4 тысячи наемников самого разного происхождения.

Франк подчеркивает, что в эпоху Империи восточные культы распространялись вместе с восточной кровью.

Последние барьеры на пути к смешению народов и рас пали в 212 г. когда римское гражданство было предоставлено всем свободным жителям государства. Этот закон издал Каракалла, сын африканца Септимия Севера и сирийки, по описанию, маленький человек с курчавыми волосами, жестокий и трусливый. Он окружил себя германской стражей и сам ходил в германском платье и носил светлый парик.

Были многочисленны и имели большое влияние во всей империи, особенно в Александрии и Риме, также иудеи, смесь переднеазиатской и ориентальной рас. Об их влиянии писал еще Цицерон. Иудеи и сирийцы, принадлежавшие к одному расовому типу, разлагали империю. Многие императоры особенно к ним благоволили. Люди переднеазиатской расы - хорошие психологи, они умеют подлаживаться к власть имущим и давно научились ими управлять. Высказывается даже мнение, что Римскую империю разрушили не германцы, а иудеи.

Август пытался предотвратить сокращение населения с помощью законов об укреплении семьи, но разложение нравов оказалось сильнее законов. Нерва и Траян еще основывали учреждения для воспитания детей неимущих, но и это не помогло.

При заключении браков больше не обращали внимания на происхождение - играли роль только деньги. Август запретил сенаторам и их детям жениться на вольноотпущенницах, но Юстин (518-527) отменил этот закон в Восточной Римской империи.

Сокращение численности населения сказывалось и на политике. Преемники Траяна уже не могли вести завоевательные войны… Около 200 года население Рима несмотря на постоянный приток иноземцев уменьшилось наполовину по сравнению с эпохой Августа, а около 400 г. составляло 1/12 от достигнутого некогда максимума и продолжало уменьшаться.

К вымиранию нордической расы в эпоху Империи добавилось вырождение, т.е. увеличение количества неполноценных наследственных задатков во всех расах. Люди стали безобразными, что бывает при сочетании наследственных задатков сильно удаленных друг от друга рас. Об этом свидетельствуют скульптуры и описания.

Зеек отмечает, что с I века н.э. ни в одной сфере деятельности не возникло ни одной сколько-нибудь значительной новой идеи. Литература и искусство были бесплодно подражательными. Исключение составляла лишь одна сфера, религиозная, где как язычники, так и христиане смогли создать что-то новое. Но это новое было проникнуто не нордическим римским, а восточным духом. Тот процесс, который Кюнаст проследил у денордизированных эллинов, происходил и среди денордизированных римлян. В обоих случаях это было проявлением расовой души переднеазиатской расы. Наибольше влияние приобрели те языческие и христианские формы веры, которые проповедовали чуждые индоевропейцам восточные идеи бегства от мира и умерщвления плоти. Ясно, что этим идеям могли следовать лишь немногие. Самые стойкие из них принимали мученическую смерть, трусы отрекались и продолжали жить и плодиться. Наследственная трусость стала признаком римлян времен упадка.

Но до полного вымирания нордической расы даже в эпоху Империи дело еще не дошло. Еще до появления германцев встречаются императоры и полководцы с нордическими чертами. Нордической считает Хис форму головы Марка Антония, Цезаря, Гальбы, Веспасиана и Траяна. О Цезаре и Августе мы уже говорили. Форма головы Гальбы скорее нордически-динарская, он был среднего роста, но с голубыми глазами. Калигула был человеком высокого роста, со светлой кожей, Нерон - среднего роста, блондин с голубыми глазами, как и его жена Поппея. Луций Вер, судя по бюстам, гибрид нордической и переднеазиатской рас, был блондином высокого роста, у Комода (такого же гибрида) были курчавые светлые волосы.

До II века н.э. римляне окрашивали статуи, но не следует думать, что эти краски соответствовали пигментации оригинала - их могли выбирать в соответствии с представлениями о благородном происхождении. Большинство населения уже во времена Цезаря представляло собой, в основном, смесь средиземноморской, переднеазиатской и альпийской рас, в Северной Италии - с динарской примесью. Цезарь отмечает, что римляне меньше ростом, чем галлы. Люди, изображения которых сохранились в Помпее, похожи на современных южных итальянцев.

Высокий рост и светлые волосы могли сохраняться среди аристократии. Черных волос стыдились - мы уже говорили о парике Каракаллы. Богатые выскочки покупали для себя и своих семей светлые волосы из Германии, чтобы иметь «благородную внешность». Другим средством была окраска волос.

Идеал красоты у поэтов отличался нордическими чертами. Гораций изображал богов и героев блондинами, хотя он сам, по собственному описанию, был маленьким, толстым, черноволосым и темноглазым, с низким лбом. Таким же было изображение богов и героев у Вергилия, человека высокого роста, с темной кожей, у смуглого Овидия (его второе имя Назон указывает на большой нос), у Ювенала, Катулла, Тибулла, Сенеки, Стация и Клавдиана. Но в этом они следовали эллинским образцам, чего нельзя сказать о тех случаях, когда описывались черты реальных лиц. Постоянный эпитет девушек почти у всех римских поэтов - «розово-белая» (candida), а такой цвет кожи характерен для нордической расы…

Эллинам и индийцам не нравились сросшиеся брови; римляне считали их, как и темный пушок на верхней губе у женщин (эта черта нередко встречается у средиземноморской и динарской рас) признаком страстности…

К тому времени, когда германцы начали служить в римской армии, светлые волосы и голубые глаза могли уже восприниматься как германские, а не римские, но поэты тем не менее продолжали их воспевать, как темноволосый Тибулл - свою светловолосую возлюбленную Делию. Апулей, будучи африканского происхождения, описывает сам себя как блондина высокого роста. Лица римских скульптур обычно имеют нордические черты: четкие контуры, выступающий подбородок, «римский нос», жесткое или смелое выражение.

Корреспондент одной мюнхенской газеты Альберт Капп после посещения неапольского музея в 1924 году с удивлением отметил «прусский характер» римских портретных бюстов. Нашел он среди них и пару «англичан».

Нордическая примесь прослеживается до самого конца римской истории. Погибший в борьбе за власть в 197 г. Альбин был человеком высокого роста с очень светлой кожей и курчавыми волосами, Диоклетиан - худым человеком высокого роста со светлой кожей и голубыми глазами. Галлиен был маленький, курносый и темноволосый, но он посыпал свои волосы золотой пудрой. У Юлиана «Отступника» были голубые глаза. Блондином был и один из последних римских императоров Майориан (457-461гг.).

Два римских императора сохранили и черты древнеримского характера - Траян и Деций. Не случайно у них обоих преобладает нордический тип.

У Траяна была и небольшая динарская примесь. Его называют «последним великим представителем древнеримского духа». Это был один из самых способных правителей Рима. Но уже при его преемниках выяснилось, что этот древнеримский дух был присущ только одному человеку, императору, а не народу.

В последний раз древнеримский дух проявился в Деци (249-251гг.). Он видел в христианстве угрозу государству и устроил первые гонения на христиан.

Первым германцем на троне Цезарей можно считать Максимина Фракийца (235-236гг.), сына гота и аланки, очень сильного человека огромного роста. Это был первый император не из сенаторов, а из крестьян. Чистыми германцами были франки, братья Магненций и Деценций (350-353гг.).

Но в императоры попадали и люди иного происхождения. Об африканце Септимии Севере, которые превратил Рим в восточную деспотию, Домашевский пишет, что «в нем пробудилась демоническая ненависть пунийцев, к которым он принадлежал по крови, не ослабевшая за несколько столетий, и он увенчал уничтожение римской власти в Империи восстановлением гробницы своего кумира Ганнибала в Вифинии. Он хотел натравить провинции на ненавистный Рим». Он преследовал во всей Империи тех, кто выделялся образованием и богатством, ибо «глубоко была заложена в нем ненависть семита, который не знает ни жалости, ни пощады». Это его сын Каракалла сделал римскими гражданами всех свободных жителей Империи и уничтожил остатки старой и новой аристократии.

Свершено восточным по духу было правление императора Гелогабала (218-222гг.), который кроме переднеазиатской и ориентальной имел и негроидную примесь. Но необходимо учитывать, что это был выродок. Признаки вырождения проявлялись тогда в семьях римских императоров не меньше, чем в народе. Эрнст Мюллер, как психиатр, изучил сохранившиеся бюсты императоров и исторические источники. Он поставил диагноз «юношеское слабоумие» Тиберию и его внучатому племяннику Калигуле, просто слабоумие - его дяде Клавдию. У Нерона, внучатого племянника Клавдия, юношеское слабоумие возможно сочеталось с манией преследования. Домициан был сумасшедший, у Комода были симптомы юношеского слабоумия, у Гелиогабала - явные психические нарушения, Каракалла тоже был сумасшедший.

Республиканские декорации при всех императорах более или менее сохранялись. Август и Траян пытались даже привлечь сенат к более активному сотрудничеству и расширить его полномочия, но сенаторы были слишком трусливы. Диоклетиан первый законодательно оформил фактическое единоличное правление императора. Сенат был низведен до роли римского горсовета.

Было произведено также разделение военных и гражданских властей. Зеек обратил внимание на то, что гражданские посты занимали «кроткие римляне», а военные - «сильные варвары».

Этими «варварами» были, большей частью, германцы или их потомки, люди вроде Максимина Фракийца. Удивительно, что внутреннее разложение Рима, начавшееся после Пунических войн, не привело к быстрому краху, а длилось так долго - Империя проскрипела до середины V века. Историки приписывают это притоку германской силы в разлагающуюся Римскую империю.

Историю германцев в Римской империи изложил с расовой точки зрения Вольтман в книге «Германцы и Ренессанс в Италии» (1905). Цезарю помогли победить в гражданской войне германские вспомогательные войска: он первым отметил их боевые качества. К началу эпохи императоров рост в войсках снизился до 1,48 м, а к IV веку снова увеличился до 1,65 м, в гвардии даже до 1,72 м благодаря германским наемникам…

В IV веке начались миграции целых германских племен вместе с женщинами и детьми в пределы Империи. В 395-408 гг. германец, вандал Стилихон фактически правил Империей, пока не был убит по приказу императора Гонория. После его смерти вестготы захватили Рим. Позже Римом правил князь свевов Рикимер, а в 476 г. германец Одоакр сверг последнего римского императора.

Христианство тоже не могло спасти разлагающуюся Римскую империю. Первоначально оно было верой ее самых низших слоев, которым государственных образ мыслей свободных римлян был столь же чужд и ненавистен, как свободомыслие и творчество эллинов. Степень этой ненависти показал фон Пёльман в своей брошюре «Мировоззрение Тацита» (1914). Ранним христианам вследствие их расового состава были более близки переднеазиатские и ориентальные воззрения, идеи бегства от мира и аскетизма. Характерно, что, когда христианство стало государственной религией, был отменен закон времен Августа, каравший за безбрачие, - теперь безбрачие стало достоинством. Были устранены также препятствия для вступления в браки между христианами и иудеями, но при тогдашней расовой мешанине христианское население мало отличалось от еврейского народа…

…Значение расы и здоровой наследственности, значение направления отбора видны на примере римской истории столь же ясно, как на примере эллинов. Судьба обоих народов служит пояснением к словам английского государственного деятеля Дизраэли (лорда Биконсфильда), гордого своей расовой принадлежностью еврея: «Расовый вопрос - ключ к мировой истории» и «Раса это все»; нет иной истины, и обречена на гибель любая раса, которая беззаботно допускает смешение своей крови». Первым примером расологического, биологического подхода к истории можно назвать «Историю гибели античного мира» Зеека (1910г.), где объяснены причины этой «гибели». По мнению Зеека, главная причина - «духовный и физический упадок расы». Правильней сказать: физическое и духовное вырождение населения при одновременном вымирании нордической расы.

Слово «римляне» у германцев эпохи Великого переселения народов не случайно было ругательным; германцы презирали римлян так же, как римляне во II веке до н.э. презирали эллинов. Но ни германцы, ни римляне тех времен не могли знать, что те эллины и те римляне не были наследниками по крови тех, кто создал Элладу и Рим; они унаследовали от них лишь язык. Когда Кола ди Риенци (1313-54) выступил в роли «римского трибуна» и попытался возродить древний Рим, он забыл, как забывают и современные итальянцы, что происхождение и наследование языка это две разных вещи. Заблуждаются и те немцы, которые видят в нынешнем населении Германии в целом «германцев» в смысле физических и психических наследственных задатков. Но расовое различие между нынешними итальянцами и римлянами все же гораздо больше, чем расовое различие между современными немцами и германцами эпохи Великого переселения народов.

«Гибель» эллинско-римской цивилизации была не только результатом истощения всех творческих сил уже в начале эпохи Империи; исчезла даже способность к сохранению уже созданных ранее культурных ценностей. В эпоху денордизации и вырождения было невозможно сохранить то, что было создано в творческую эпоху. Германскому миру средневекового Запад пришлось почти что заново создавать культуру в противовес гниющему расовому болоту Средиземноморья.

Ганс Ф. К. Гюнтер
Леманс Ферлаг. Мюнхен, 1929 г.


Как только не трактовалась историография румын. В разные эпохи им то приписывали римские корни, то настаивали на огромном влиянии других племен, обитавших на территории современной Румынии. При Чаушеску отвергались оба утверждения. Политик пропагандировал этническую чистоту народа, подвергая сомнению любое генетическое и культурное влияние иных племен и народностей.

Тем не менее, во втором куплете государственного гимна Румынии есть явная отсылка к происхождению ее жителей:

«Сейчас или никогда докажем миру,
Что в этих руках еще течет римская кровь
И в нашей груди мы храним с гордостью имя
Победителя в битвах, имя Траяна.»

В гимне идет речь о римском императоре Траяне, известном своими военными подвигами. Это при нем войско легионеров завоевало румынские территории, и фракийские даки, проживающие на них, были вынуждены стать римскими подданными.


Даки - воинственные предки румын

В писаниях древнегреческого историка Геродота даки упомянуты как самый многочисленный народ после индийцев. Они проживали на территории нынешней Румынии и всего Балканского полуострова. Если бы не территориальная разрозненность, фракийские даки стали бы опасной военной силой тех времен.

Но даже в разобщенном состоянии они представляли серьезную угрозу. Описывая дакийских воинов, Геродот рассказывал об их безграничной отваге. Воины считали себя бессмертными, поэтому умирали с улыбкой на губах. Даки радовались возможности погибнуть в бою, ведь это даровало им возможность после смерти отправиться к своему богу Залмоксису.


Расцвет дакийцев пришелся на царствование Буребисты, современника Цезаря. Племя занимало территорию от Северных Карпат до Балканских гор, от Среднего Дуная до Черного Моря. Объединенные воинственным царем, даки неоднократно вмешивались в дела соседних народов. Они уничтожили посягнувших на их территории кельтов, подчинили себе часть греческих городов и даже пытались повлиять на исход войны между Помпеем и Цезарем.

Завоевание Дакии римскими легионами

После свержения Буребисты, дакийское царство распалось на пять частей, однако все так же продолжало угрожать римлянам. Под предводительством опытного полководца Децебала воинствующие племена время от времени нападали на владения Римской Империи, чем вынудили заключить с ними мир. Договор с даками был крайне невыгоден римлянам, несмотря на то, что по его условиям Децебал признал себя поверженным.


Молодой император Траян не мог мириться с подобным положением дел. Он решил завоевать Дакию. Полностью истощив военную мощь противников в изнуряющих битвах, Траян добился капитуляции Децебала. Как результат, даки лишились большей части своих территорий, которые стали римскими провинциями. Именно это и стало отправной точкой в постепенном слиянии местных и римлян.

Генетическая связь румын с римлянами

На протяжении полутора столетий в Дакию на поселение направляли римских легионеров. Лишь малая часть из них приезжали с семьями, большинство же вступало в отношения с фракийскими женщинами.


Осевшие легионеры остались в Дакии даже после того, как она утратила свою стратегическую значимость для Римской Империи, и оттуда была отозвана вся военная знать. Это не прибавило региону стабильности: вскоре через территорию современной Румынии началась миграция воинственных народов. В разное время по Дакии проходили славяне, гунны, вестготы, авары, гепиды. Несмотря на это, ее продолжали считать римской провинцией.

Происхождение румынского языка

Полуторавековая колонизация существенно повлияла на даков. Римляне сделали латинский официальным языком захваченных территорий, навязывая его местному населению на всех уровнях. Стараясь адаптироваться, даки модернизировали латынь настолько, что в некоторых провинциях ее невозможно было узнать. Однако языковая политика дала свои результаты: все коренные жители на том или ином уровне овладели латинским.


Что интересно, славяне и другие этнические группы, которые совершали набеги на даков уже после римлян, значительного влияния на их язык не оказали. Коренные жители продолжали оставаться преимущественно латиноязычными. Со временем латинский получил столь широкое распространение, что многие румыны стали считать его родным.

Современный румынский язык не утратил своих римских корней. Он входит в балкано-романскую подгруппу, и, более того, является в ней одним из самых распространенных. Сложившись на основе разговорной латыни колонистов и диалекта древних даков, румынский стал государственным и основным разговорным языком всей страны.

Румыны - прямые потомки древних римлян

Период римского господства над Дакией был не очень длительным, однако его влияние на будущий румынский народ оказалось колоссальным. Какие племена не приходили бы впоследствии к фракийским дакам - они попадали под остаточное влияние Римской империи и романизировались.


Об этом красноречиво говорит название, которое получила современная Румыния. Оставаясь окраиной Римской Империи на протяжении почти двух столетий, а впоследствии пережив изнуряющие войны и многочисленные нападения разных народов, в конце XIX века государство стало Romania (на русском: Румыния). Примерный перевод термина звучит как «страна римлян». Он был преобразован из латинского слова romanus («римский»), - именно так называли коренное население, которое в период правления римлян смешалось с легионерами-переселенцами.

Всём, кто интересуется историей, будет интересно знать,
- «палец вверх» и «палец вниз».