Прилагательное с мягким знаком на конце после шипящих. Мягкий знак на конце слов после шипящих

Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме "Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

Учить планировать и оценивать свою работу

Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

Как вы понимаете её?

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

1)Минутка чистописания

Жж Шш Чч Щщ ьь

Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

2)Фиксирование затруднения.

Назовите одним словом данные определения:

Футбольное соревнование (матч)

Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

Маленький ребёнок (Малыш)

Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

матч, полночь, мякиш, дичь

Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется)

Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

Составляется следующий алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

(Проверяем и сравниваем)

Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

– А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

В чём ловушка?

(Это совсем другая орфограмма).

4.Включение в систему знаний и повторение.

1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

5.Физминутка

Мы задания выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

6. Самостоятельная работа

1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

2)Игра «Четвёртый лишний»

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

Туш… ключ….вещ…. печ….

Грач….помощ…. палач….калач….

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

Продолжите фразы:

До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю….

Могу…

Результатом своей работы на уроке я …..

На уроке я работал(а)…

Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!


Мягкий знак - одна из тех букв, которые нередко заставляют пишущего испытывать затруднения в выборе правильного варианта написания. Тем более что с ним связано несколько видов орфограмм. Попробуем разобраться с одной из них.

Зачем нужен мягкий знак?

Мягкий знак не обозначает никакого звука. Тем не менее он достаточно часто используется нами на письме.

Мягкий знак в русском языке никогда не используется после гласной, Й или в начале слова.

Мягкий знак выполняет три основные функции :

  • обозначает мягкость согласных в середине перед согласными и на конце слова (смягчающий знак ).
  • указывает на то, что Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают два звука; также «разделяет» согласный и следующий за ним И, иногда О (разделительный знак ).
  • помогает определить грамматические признаки слова (после шипящих на конце слова - грамматический знак ).

Именно о правописании мягкого знака после шипящих мы сейчас и поговорим.

Зачем нужен мягкий знак после шипящих?

Так зачем же мы пишем мягкий знак поле шипящих на конце слов? Ведь разделять он ничего не может (после него нет гласной).

Не может он выполнять и смягчающую функцию: все шипящие либо всегда мягкие (зачем им еще и мягкий знак?), либо всегда твердые (и мягкий знак изменить это положение не в силах).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем за словами.

Предположим, существуют такие слова: чучь, мяш и пинь . Это существительные. Можем ли мы определить их род и склонение?

Мы можем с уверенностью сказать, что слово «чучь» женского рода 3 склонения, а «мяш» – мужского рода 2 склонения. Про «пинь» же сказать ничего невозможно. Почему? Потому что мы знаем: только в существительных женского рода 3 склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. А после других букв - не шипящих - он может писаться и в 3-м склонении (степь), и во 2-м (конь). И это объяснимо: после других, парных по твердости - мягкости, согласных мягкий знак обозначает мягкость, а не грамматическую категорию.

Мягкий знак сам по себе не может являться окончанием слова, хотя и стоит на конце; он может входить в состав окончания (-ешь, -ишь) или корня (мышь, запечь, отрежь, настежь).

Правила

Правописание мягкого знака после шипящих на конце зависит от части речи. Поэтому прежде чем писать или не писать Ь, надо определить, какая часть речи перед нами. Часть правил, связанных с этим вопросом, изучается в начальной школе (мягкий знак на конце существительных и в глаголах 2 лица единственного числа), часть - в 5 классе (написание кратких прилагательных), часть - в 6 классе (глаголы повелительного наклонения) и, наконец, наречия и частицы рассматриваются в 7 классе.

Итак, мягкий знак на конце после шипящих пишется :

  • В существительных 3 склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
  • В глаголах 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределенной форме - то есть везде, где мягкий знак может оказаться на конце слова после шипящей: прилечь, узнаешь, назначь.
  • В наречиях (исключения: Уж замуж невтерпёж): навзничь, наотмашь, прочь.
  • В некоторых частицах: лишь, вишь, бишь.

Мягкий знак в глаголах сохраняется перед -ся или -те: назначьте, испечься, расстанешься .

Мягкий знак не пишется :

  • В существительных 2 склонения: малыш, плащ, плач.
  • В существительных 1 и 2 склонения во множественном числе родительном падеже: туч, плеч, рощ.
  • В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.
  • В наречиях, являющихся исключениями: уж замуж невтерпеж.

Цель урока : вспомнить правила написания мягкого знака у глаголов и существительных на шипящий, уметь отличать существительные 3-го склонения от существительных 2-го склонения и существительных мн. ч. 1-го склонения в р.п.; повторить словарные слова; уметь составлять словосочетания по заданной схеме.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Словарная работа.

Я буду называть вам слова, а вы составьте с ними словосочетания по схеме «глагол + сущ. с предлогом».

Один ученик работает у доски, остальные – в тетради.

Подчеркните орфограммы.

3. Работа по поиску закономерностей.

На доске записаны слова:

режь, передач, кирпич, спишь, речь, беречь, дочь, гараж, спрячь, жечь, стелешь .

1. Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. На какие группы можно их разделить? Какой принцип классификации вы применили?

Слова можно разделить по-разному:

– на части речи: глаголы и существительные;

– по принципу: с мягким знаком и без.

2. Давайте объединим обе классификации. Что у нас получится?

4. Упражнение на закрепление (работа у доски, каждый ученик пишет по 5 слов).

Запишите слова, устно объясните условия написания мягкого знака или его отсутствие, пользуясь составленной выше схемой.

5. Мои загадки – ваши отгадки.

Я загадаю вам загадки. Отгадки записывайте в тетрадь. Кто отгадает все 5 загадок, получит 5.

1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

2. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет. (Мяч.)

3. Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь черным пером. (Ночь.)

4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

5. Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом. (Мышь.)

Запасная:

6. Дитя отца и матери, а никому не сын. (Дочь.)

6. Перфокарта (для быстрого контроля).

Слова для работы:

пляж, стричь, дремлешь,

вещь, лыж, печь,

луч, пейзаж, рощ,

тысяч, не бережешь, репортаж.

7. Самостоятельная работа.

Распределите слова по принципу «с мягким знаком на конце после шипящих» и «слова без мягкого знака на конце».

Тиш_, камыш_, хвалиш_ся, плющ_, еш_те, ветош_, намаж_, брош_, мыш_, телепередач_, обрадуеш_ся, рож_, горяч_, сжеч_, меч_, спряч_, нож_, свеч_, калач_, реж_те, смерч_, леч_, пресеч_, плеч_, плач_.

8. Итоги урока, объяснение домашнего задания.

9. Домашнее задание. Подберите 20 своих примеров по теме сегодняшнего урока.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Мягкий знак на конце слов после шипящих

  1. в глаголах после шипящих всегда пишется мягкий знак,
    еще у существительных женского рода 3 склонения
  2. Существительное: И. п. женского рода: И. п. мужского рода:
    тишь, рожь, ночь.. . грош, муж, врач.. .
    Р. п. мн. числа: туч, рощ.. .

    Прилагательное: (нет) Краткая форма: жгуч, кипящ.. .

    Глагол: Неопр. форма: беречь.. . (нет)
    Второе лицо ед. число: можешь.. .
    Повелит. наклонение: намажь.. .

    Наречие: Везде, кроме исключений Искл: уж, замуж, невтерпеж.

  3. если слово в ж р ед ч то пишется Ь знак, в остальных родах после шипящих не пишется
  4. В русском языке мягкий знак используется:
    после большинства согласных для обозначения их мягкости (граб грабь, кров кровь, лад ладь, вяз вязь, мол моль, лом ломь, кон конь, цеп цепь, жар жарь, вес весь, бит бить, граф графь) ;
    перед гласными, сверх того, выступает как разделительный знак; при этом е, ю, я (факультативно и и) читаются йотированно; иногда йотируются и другие гласные (каньон ка нjо н) ;
    после шипящих мягкость не обозначает (она либо есть, либо нет в зависимости от самой буквы) , но, даже если не имеет разделительного значения, по традиции используется в известных категориях слов:
    им. и вин. пад. ед. ч. существительных женского рода: рожь, тушь, кручь, вещь и т. п. ,
    повелительное наклонение некоторых глаголов: режь, разрушь, прячь, морщь (также во множ. ч. : режьте и др. ; в возвратной форме: режься, режьтесь и др.) ;
    в некоторых наречиях: настежь, наотмашь, прочь;
    2-е лицо глаголов имеет окончание -шь: дашь, скажешь, бершь, злишь и др. , в том числе и в возвратной форме (дашься и т. п.) ;
    неопределенная форма части глаголов оканчивается на -чь: печь, беречь, стричь и т. п. (также в возвр. форме: беречься и др.) ;
    после гортанных г, к, х встречается только в заимствованиях (Алигьери, кьянти, Донахью) , в собственно же русских словах невозможен (поэтому повелительное наклонение глагола лечь ляг является словом-исключением, не оканчивающимся по общему правилу на -ь) ;
    после ц мягкость не обозначает и также бывает лишь в заимствованиях (Замосць) , иногда соответствует выпавшему в разговорном произношении и в иностранных словах (революцьонный) ;
    После й и гласных, а также в начале слова употребление мягкого знака невозможно в принципе.
  5. Cущ. женского рода - ставится (рожь, тишь) , мужского - нет (грач, камыш)
  6. Мужской род пишется без "ь" а женский с "ь" Например: Врач м. р мягкий знак не пишите, А вот дочь с мягким знаком.Ну надо просто учебников побольше читать, и будешь вс знать! Удачи в учбе.
  7. 1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ) . Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ) . Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
    2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ) .
    3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени) , РЕЖЬ (в повелительном наклонении) , ЖЕЧЬ (в неопределенной форме) . Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
    4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ) , кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
    5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
    6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
  8. например печь женский род пишется после шипящих с мягким знаком. Мужской род пишется без мягкого знака например меч луч ключ.
  9. 75. После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

    1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч. , например: рожь, ночь, мышь.

    2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несешь несешься, носишь носишься, примешь примешься.

    3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь мажься; спрячь спрячься; ешь.

    4. Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: мажьте мажьтесь; спрячьте спрячьтесь; ешьте.

    5. На конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.

    6. Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.

    7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.

  10. В существительных женского рода 3-го склонения пишется (рожь, дочь, вошь, вещь) , в сущ-х мужского рода 2-го склонения не пишется (плащ, нож, меч, патронташ)
  11. ь после шипящих на конце слова пишется:
    1) у существительных женского рода в им. п. ед. ч.
    2) у глаголов во всех формах; при этом ь сохраняется и перед ся, те
    3)у наречий на ш, ч и в одном слоые после ж настежь.
  12. муж. род - без "Ь", жен. с "Ь"
  13. муж. род - без "Ь", жен. с "Ь"
  14. слова женского рода-мышь, ночь -ставим а мужского рода не ставим -камыш, кирпич
  15. Зайди на www.gramota.ru
    Там полно всяких правил! И сейчас, и в будущем пригодится!
  16. Какие существительные пишутся с мягким знаком
  17. Да вс верно, Мужской род пишется без,ь.. а женский род с,ь.. Например ржаной- подбераем вопрос оно средний род, она женский род, он мужской род, ржаной она моя рожь и + правила,Чтобы определить имене существительного которое стоит во множествинном млм в единствинном числе, но не в начальной форме, надо поставить это имя существительное в ЕАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ" значит однокоренное рожь пишите рожЬ с,ь"
  18. Печь, степь, речь, тишь, дочь

После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

- ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

3. В в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

Существительные «много»,

Существительные «мой» -

Знак не ставим никакой!

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!