Приставки пре- и при-. Закрепление пройденного (6 класс). Упражнения на закрепление. пре- и при- в разных по значению словах Упражнения по теме приставки пре и при

Тест 1 «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

1 вариант

    Укажите неправильное объяснение значения

приставки .

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕкрасный – «неполнота действия»

1)пре..милый, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…следовать, пр…одолеть, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

Тест 1 по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4.

приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют

приставку ПРЕ -.

1)пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Тест 1 по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Ответы:

I вариант : 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант : 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

Тест 2 «Приставки ПРЕ-и ПРИ»

1. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр_брежный;
2) пр_остановиться;
3) пр_прятать;
4) пр_увеличить.

2. В каком слове пишется приставка при-?

1) Пр_успеть;
2) пр_вращать;
3) пр…жать;
4) пр_провождать.

3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.

1) Президент

2) презирать

3) преоритет

4) президиум

4. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…морский

2) пр…землиться

3) пр…пятствие

4) пр…сесть

5. В каком слове пишется приставка при-?

1) Пр…умолкла

2) пр…рвали

3) пр…лестный

4) пр…клонить колени

6. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…бирать

2) пр…растать

3) пр…влекательный

4) пр…большой

7. В каком слове пишется приставка при-?

1) пр…возносить

2) пр…вратиться

3) пр…сесть

4) пр…уменьшить

8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

1) Пр…хорошенький

2) пр…брежный

3) пр…стегнуть

4) пр…открыть

9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

1) Пр…хлынут

2) пр…лечь

3) пр..милый

4) пр…пятствие

10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?

1) Пр…слушиваться

2) пр…нахмурилась

3) пр…давать

4) пр…летел

Тест 2 по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

    - 4)
    2. - 3)
    3. - 3)
    4. - 3)
    5. - 1)
    6. - 4)
    7. - 3)
    8. - 4)
    9. - 1)
    10. - 3)

Доп задание

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.

е или и.

Спишите, вставляя пропущенные гласные е или и.

1) пр..мьер-министр, 2) пр..твориться непонимающим, 3) пр..зрительный взгляд, 4) пр..бить доску, 5) пр..ступить к работе, 6) поехать в Пр..балтику, 7) пр..старелая пара, 8) пр..открыть глаза, 9) чудесное пр..вращение, 10) пр..менять силу, 11) пр..пухшая щека, 12) надолго пр..смиреть, 13) отвергнуть пр..тязания, 14) визит пр..зидента, 15) пр..образованное хозяйство.

1) пр..терпеться к неудобствам, 2) пр..уменьшить расходы, 3) пр..жизненное пр..знание, 4) пр..одолеть пр..пятствие, 5) пр..даное невесты, 6) пр..пираться со старшими, 7) пр..терпеть лишения, 8) пр..открывать завесу, 9) непр..рывные исследования, 10) пр..клониться перед гением, 11) пр..творить планы в жизнь, 12) непр..рывный процесс, 13) пр..восходный коммерсант, 14) пр..рвать отношения.

1) У меня с собой оказался бинокль. Пр..красный морской бинокль с двенадцатикратным пр..ближением. 2) Когда я готовил поход, то специально пр..обрел пр..красный ручной хронометр. Пр..обрел и положил в каюте. Пользоваться им не приходилось: шли все время вблизи берегов. 3) Я пр..встал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы. 4) Все яростнее разливалась огненная река, пр..вращая труды рук людских в прах. 5) Если улыбка пр..бавляет пр..лести лицу, то оно пр..красно. 6) Я хлопотал за него и пр..зрел его, помог ему. 7) В моем взоре Швабрин мог прочесть пр..зрение. 8) На холмах пушки, пр..смирев, пр..рвали свой голодный рев.

Приставки пре и при

Упражнение № 1

Вставьте буквы.

Пр...седание, пр...вращение, пр...писка, пр...говор, пр...имущество, пр...ставала, пр…ступление, пр...вычка, пр...ображение, пр...ближение, пр...сутствие, пр…ход; пр...встать, пр...высить, пр...открыть, пр...шить, пр...поднять; пр...мчаться, пр...смешной, пр...цепить.

Упражнение № 2

Вставьте буквы.

Пр...дорожный, пр...вязывать, пр...озёрный, пр...пугнуть, пр...вокзальный, пр...скакать, пр...морский, пр...клеить, пр...гореть, пр...интересный, пр...поднять, пр...бежать, пр...брежный, пр...плыть, пр...скучный, пр...ехать, пр...городный, пр...быть, пр...дворный, пр...кусить.

Упражнение № 3

Вставьте буквы.

Пр...неприятный, пр...йти, пр...забавный; пр...соединиться к друзьям, пр...сесть на краешек стула, пр...быть вовремя, пр...бежать мгновенно, пр...едет на днях, неожиданно пр...умолк, пр...увеличить значение события, пр...лечь на четверть часа, пр...клеить аппликацию, пр...морский город, пр...подаватель университета, пр...поднять голову, пр...забавное происшествие, пр...мчаться сразу, пр...колоть брошку, пр...городная электричка.

Упражнение № 4

Вставьте буквы.

Пр...мудрый старик, пр...землиться на поле, пр...брежная улица, пр...опасный зверь, пр...держать дверь, оперная пр...мьера, пр...вокзальное кафе, пр...косновение к руке, пр...скакать на коне, пр...неприятное событие, пр...двинуть поближе, пр...седать от боли, пр...бить к стенке, пр...плыть на корабле, пр...скучный рассказ, пр...красный собеседник, пр...близиться незаметно, плотно пр...жать, пр...кусить щеку.

Упражнение № 5

Вставьте буквы.

Русский человек пр...даёт особое значение слову "семья". Пр...дать семью означает пр...дать самого себя. И подобное пр...дательство не прощается ни людьми, ни Богом. Если русские гости обещают пр...быть минут через пять, то иностранцы ближайшие полчаса-час пр...бывают в недоумении: где же их носит. Пр...ступая к работе, не пр...ступайте закон!

Упражнение № 6

Замените слова одним словом, пользуясь словами для справок.

Слова для справок:
прелюдия, прискорбный, преследовать, премьера, примитивный, приятель, преступник, презентовать, преувеличить, предание, президент, превосходить, препятствие, привилегия, примадонна, привередливый, преступить.

    Глава государства.

    Подарить что–либо.

    Оперная певица, исполняющая главные роли.

    Вступление к музыкальному произведению.

    Помеха, то, что преграждает путь или мешает совершению чего–либо.

    Первое представление пьесы, оперы, балета, фильма.

    Человек с прихотями, капризами.

    Печальный, горестный.

    Простейший, несложный по устройству.

    История, передающаяся из поколения в поколение.

    Исключительное право, предоставляемое кому–либо в отличие от других.

    Представить в больших размерах, чем есть на самом деле, придать чему–либо очень важное значение.

    Оказаться выше, сильнее.

    Близкий знакомый.

    Гнаться, следовать за кем-нибудь.

    Нарушить правила.

    Тот, кто нарушает правила.

Чтобы не ошибиться в правописании приставок пре-, при - необходимо, во-первых, уметь выделять в словах такие приставки, во-вторых, иметь в виду те значения, которые они придают словам.

Кроме того, надо учитывать, что значение приставки не всегда можно легко определить. В одних словах в современном русском языке эти приставки не выделяются (престол, привет), в других значение приставки не вполне ясно (преследовать), в иноязычных словах они могут иметь иное значение (президент – сидящий во главе, впереди).

Приставки пре-, при - следует различать по значениям.

Значение приставки при- Примеры
Присоединение Привинтить, пришить
Приближение, прибавление Приписать, придвинуть, пристроить
Территориальная близость Пришкольный, приморский
Неполнота действия, ограниченность Приглушить, приоткрыть
Исчерпанность и конечность результата Приговорить, придумать, приготовить
Пре- Примеры
Видоизмененное значение приставки пере- Прервать (переговоры), преградить (дорогу)
Сходно со значением очень Преумный, премудрый, премилый

В тех случаях, когда, пользуясь правилом, трудно определить, какую приставку нужно писать, можно воспользоваться следующими сведениями. Так, следует помнить, что слова с приставкой при- со значением приближения и присоединения требуют пояснительных слов с предлогами в или к и отвечающих на вопрос куда?, к чему? – прибыть – куда? – на заседание, призвание – к чему? – к филологии.

Однако правописание значительного количества слов проверить указанными правилами нельзя (знаки препинания, презентовать, приют и т.д.), их правописание следует запомнить или проверить по словарю.

Упражнение 14. Распределите слова по группам, учитывая их значение.

Пригородный поезд, превышение скорости, преодоление препятствия, пригвоздить к стулу, престарелая бабушка, пренебрегать опасностями, придвинуть кресло, пришкольный участок, приударить за девушкой, придумать ситуацию, пришить пуговицу, пригладить волосы, превозносить до небес, прикрепить значок, посетить Приднестровье, пренеприятное известие, преломление лучей, приподнять завесу, прислушаться к шороху, приложить руку, прерывистая линия, приступит к работе.

Упражнение 15. Выделите в словах, где возможно, приставки. Подберите к каждому слову по два родственных, составьте словосочетания. Перепишите, вставив пропущенные буквы.

Пр_влекательность, пр_вязанность, пр_винтить, пр_дательство, пр_морье, пр_строить, пр_жать, пр_ломление, пр_ображать, пр_задуматься, пр_успевать, пр_творяться, пр_надлежность., пр_лестный, пр_смыкаться, пр_дел, пр_ятный.

Тесты

1.Буква и пишется в словах:

пр_клонный пр_права

пр_сутствовать пр_поднести

пр_шептывать пр_щемить

пр_пираться пр_провождать

пр_манка пр_менить

пр_людия пр_звание

2. Буква е пишется в словах:

пр_смыкающийся пр_бой

пр_близительно пр_следовать

пр_мирить пр_щепка

пр_кословить пр_емник (наследник)

пр_подаватель пр_страстный

пр_стань пр_стиж

Упражнение 16. Объясните значения слов, составьте словосочетания.

Претворить - притворить, пребывать - прибывать, преемник - приемник, преходящий - приходящий, предать – придать, преступить – приступить, преуменьшить - приуменьшить.

Упражнение 17. Замените данные словосочетания словами с приставкой пре- или при -.

Придать иной вид, перевести в другое состояние; внимательно разглядеть что-нибудь, освоиться с чем- нибудь; не допускать чего-нибудь; совершенно переделать,. изменить к лучшему; дать приют, пропитание; не уважать, смотреть свысока на кого-нибудь; торжественно подарить; воплотить в каком-нибудь виде, осуществить; занимать господствующее положение; возражать, говорить наперекор; перестать делать что-нибудь; осуществить на деле; гнаться за кем-нибудь, не оставлять в покое.

Упражнение 18. Перепишите, вставив пропущенные буквы.

1.Вынослив тот, кто способен, пр…одолевая чувство усталости, непр_рывно и долго работать. 2.Пришлось поковылять по кочкам, чтобы установить пр_близительное место сторожки. 3.Резкий стук маятника пугал своей настойчивостью и неумолимой непр_рывностью. 4.Пчела намокла, полезла по стебельку вниз и пр_таилась под зеленым листочком. 5.Море шумно дышало, каждый вздох пр_носил прохладу. 6.Сообщение часто пр_рывалось вопросами слушателей. 7.Мой собеседник явно пр_уменьшал опасности предстоящего восхождения на вершину. 8.Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пр_неприятное известие: к нам едет ревизор. 9.Дорога пр_вратилась после дождя в глиняную кашу, пр_пятствовала нашему передвижению. 10.За пр_дорожным кустарником поднимался смешанный лес. 11.В Мезенском заливе, где пр_лив достигает шестиметровой высоты, нельзя построить мостки и пр_стань, как это делается на беспр_ливных морях - Черном и Балтийском.

Упражнение 19. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1) Ревела буря дождь шумел.

Во мраке молнии бл_стали.

И беспр_рывно гром гремел

И ветры в дебрях бушевали. (К. Рылеев)

2) Пр_ветствую тебя пустынный уголок

Пр_ют спокойствия трудов и вдохновенья… (А.Пушкин)

3) На холмах пушки пр_смирев

Пр_рвали свой голодный рев. (А.Пушкин)

4) Пр_ми с улыбкою мой друг

Свободной музы пр_ношенье. (А.Пушкин)

5) Кудесник ты лживый безумный старик

Пр_зреть бы твое пр_дсказанье. (А.Пушкин)

6) Здесь барство дикое без чувства без закона

Пр_своило себе насильственной лозой

И труд и собственность и время земледельца. (А.Пушкин)

7) Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты пр_возмочь

Не хочет воздух. (А.Пушкин)

Упражнение 20. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Въехав в Пр_вольный, грузовик пр_тормозил, замедлил бег, я на ходу выпрыгнул из кузова и зашагал по хутору с чемоданом в руке. Я хочу пожить на хуторе. Там моя пр_старелая бабушка, тянет меня туда. Пр_волье там такое – дух захватывает. Хуторок степной, чабанский, но красивый. Вокруг него раскинулось такое р_здолье, что и словами не передать.

В Пр_вольном я вырос, окончил десятилетку, о_туда пр_ехал в Москву учиться. Пожалуй, ничто нас так не радует и ничто так не волнует, как встреча с отчим краем. Вот он весь перед тобой, раскинулся во все стороны, от одного г_ризонта до другого, смотри на него и радуйся, радуйся и смотри. И сколько я ни ехал (в)глубь степи, сколько ни всматривался в распахнутую настежь даль, а насмотреться так и не мог, и странное чувство тр_воги не покидало меня. Да и что может быть пр…краснее вас, родные весенние поля под высоким южным небом.

Тут, на хуторе, мне удалось установить некоторые подробности о первых поселенцах Пр_вольного. Это были мои далекие пре_ки, скотоводы из Таврии. Пр_ехали они сюда еще в середине прошлого века на мажарах в бычьей упря_ке. Мажары, а по-нашему арбы, имели высокие боковые гряды и были доверху загружены д_машним скарбом. Пр_ехало всего восемь семей. Один из братьев Чазовых, Антип, самый младший из братьев, является моим пр_пр_дедом. Вместе с п_житками пр_везли сюда ораву детишек, пр_гнали стадо коров с телятами, на тех же мажарах пр_везли с десяток, на р_звод, грубошерстных овец…

Не долго думая, братья Никита, Федор и Антип вырыли три з_млянки, _глянулись, п_смотрели вокруг во все стороны – а была пора ранней весны, степь не только цвела и зеленела, и нап_лнялась птичьими голосами – и сказали:” Пр_волье! Лучшего места и желать не надо!”

(По С.П. Бабаевскому)


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

ПИШЕТСЯ Ё ПИШЕТСЯ О
1)В корнях слов, если Ё чередуется с Е в родственных словах: шёл-шедший , чёрт-черти 1) В корнях слов, если отсутствует чередование Ё и Е: шорох, крыжовник
2) В окончании глаголов: течёт, течём 3) В окончании имён существительных, прилагательных и на конце наречий: гаражом, блиндажом, большого, горячо, свежо
4) В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных: напряжённый , кипячёный 5) В суффиксах существительных – ок, -онк, -онок, и суффиксах прилагательных –оф, -он (с беглым о): медвежонок, сучок, парчовый, смешон
4)В суффиксах глаголов и существительных, образованных от этих глаголов: затушевывать , затушёвка 6) В некоторых иноязычных словах: шоколад, жокей, шоссе

Упражнение 21. Объясните правописание о, е в следующих словах, используя образец:

а) имеется однокоренное слово - дешевый – дешевле ;

б) однокоренного проверочного слова нет – шорох ;

в) в заимствованном слове – шоколад ;

г) служит для разграничения грамматических форм – ожёг руку – ожог руки.

Шепот, бечевка, желоб, печенка, жокей, жердочка, капюшон, трущоба, прожорливый, чопорный, черствый, поджег сарай, танцор, расческа, кошелка, пчелы, расчет, защелка, жернов, дирижер, тяжелый.

Упражнение 22. Вставьте пропущенные буквы.

а) Ч_рное море, упавшие ж_луди, удивительная ш_велюра, ржавый ш_мпол, подж_г солому, новые ш_рты, плюшевый медвеж_нок, ш_коладное мороженое, расч_ты батареи, ш_лковый платок, ж_лтый песок, модная прич_ска, отплясывать чеч_тку, сладкий крюш_н, румяные щ_ки, вкусный пирож_к.

б) Где ч_рт не скакал, там и сеять не станет. У кого ж_лчь во рту, тому все горько. Пожалеешь лычка, отдашь ремеш_к. Вьется уж_м, топорщится

еж_м. Уч_ный водит, а неуч сзади ходит. В чуж_м доме не будь приметлив, а будь приветлив. Клевета что уголь: не обожж_т, так замарает. Хорош садовник – крупен крыж_вник. (Пословицы)

Тест

Буква о пишется в словах:

Трусливая собач_нка чуж_й дом

ч_рная тушь мальчик-пастуш_к

взглянуть угрожающ_ печ_ные яблоки

на улице свеж_ спелый крыж_вник

чугунная реш_тка кусоч_к счастья

ударить в плеч_ крепкий ореш_к

возвращ_нный на Родину перц_вый пластырь

ситц_вый платок парч_вая скатерть

Упражнение 23. Образуйте от данных существительных однокоренные слова с гласными о, е, ё после шипящих.

Дочка, червяк, одежда, овраг, сук, медведь, бечева, печенье, петух, подушка, рубашка, луч, грач, замок, круг, горох, шапка, человек, мышь, старик, холст.

Упражнение 24. Образуйте от данных глаголов формы 2 лица единственного и множественного числа по следующему образцу: печь – печешь, печете.

Течь, стеречь, беречь, стричь, сечь, завлечь, уберечь.

Упражнение 25. Вставьте в предложения подходящие по смыслу антонимы (в 1 части) и синонимы (во 2 части), употребив в одном из них гласные о, е, ё после шипящих и ц.

1.Параллельно___________ миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует _________ мир с маленькими людьми и маленькими вещами. Земелька __________, а хлебец родит. Но вот, оказывается, есть человек, который сочувствует не ________ , а _________ , не убитому, а убийце. Роман Сергеевич покупает два самых _________ билета, но сам садится с Андреем на самые _________ места. Вот толпа расходится с лестниц по квартирам, ахают. Спорят, перекликаются, то возвышая речь до _________ , то понижая до ________. Кожа на его лице постепенно превратилась из _______ в ________ . __________ хлеб сытнее ________ , в нем меньше влаги. Или тебе ничто не мило на _________ стороне; видно, на ________ милей. А кому ________ жить, всем ________ .

Слова для справок:

Ж_сткий – мягкий; больш_й – маленький; деш_вый – дорогой; ч_рный – белый; безоружный – вооруженный; ч_рствый – свежий; хорош_ - плохо; родной – чуж_й; крик – ш_пот.

2. И смоляные пряди густых волос спадали на глаза. Раздался далекий, но ясный звук колокола. Церемонная Прасковья решилась, наконец, напиться у него чаю. Мотыльки с беспокойным шелестением носились по комнате. Стукнула калитка и звякнула щеколда. Лязгая зубами, я вылез на берег и стал растирать онемевшие икры. Вечерами свет скрадывал желтизну его лица. Запомнил Коля и городского сумасшедшего, молодого парня по прозвищу Цапля. Гордей Евстратыч приехал уже совсем модником: в длинном сюртуке, в крахмальной сорочке. В комнате прохладно.

Упражнение 26. С данными фразеологизмами составьте предложения. Выпишите из фразеологического словаря 10 фразеологизмов, в состав которых входят слова с гласными о, е после шипящих.

Вновь испеченный, болеть душой, в ежовых рукавицах, держать в черном теле, брать в шоры, огнем и мечом, золотой мешок.

Упражнение 27. Дополните пословицы, употребив слова с гласными о, е после шипящих.

Был бы _________ , так скатаем комок. Каково________ ,таково и съешь. Без матки- ________ пропащие детки. Прожил век ни за _________ мешок. _________ тонка, да козочка прытка. Всяк ________ знай свой шесток. Мягко стелет, да ________ спать. Бегает от дому, будто ________ от грому.

Слова для справок:

Сверч_к, ч_рт, снеж_к, пч_лка, испечь, ж_рдочка, холщ_вый.

Упражнение 28. Перепишите. Объясните правописание и, ы после ц , составьте словосочетания.

Аукц_он, на ц_почках, ц_вилизация, экспедиц_я, ц_гейка, панц_рь, ц_гане, ц_кады, ц_новка, ц_линдр, ц_пленок, ц_корий, ц_мбалы, ц_ничный, ц_стерна, ц_тадель, ц_тата, станиц_, электростанц_я, спец_фический, учительниц_н, сестриц_н, мультипликац_я, круглолиц_й, знаменосц_, офиц_альный.

Упражнение 29. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, ответьте на вопросы, данные в конце текста.

Суворов был ниже среднего роста, сухощ_в, немного сутуловат.

Лиц_ его отлич_лось чрезвыч_йной выразительностью Лоб – высокий, глаза – большие, г_лубые, искрившиеся умом и энергией. Вся фигура, взгляд, сл_ва, дв_жения – все отличалось ж_востью и проворством; не было той солидности и важности, которые его современники пр_выкли считать об_зательным признаком крупного деятеля.

Во всех своих пр_вычках Суворов был необыкновенно скромен. Не говоря уже о предметах роскоши – к_ртинах, д_рогих с_рвизах, н_рядах, он лишал себя даже элементарного к_мфорта. Спал он на покрытой простыней охапке сена, укрываясь вместо одеяла плащ_м. Вставал в четыре часа утра, пр_чем слуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. Шубы, п_рчаток никогда не носил. Ездил он всегда в простой таратайке, пользовался самой простой мебелью. Пуще всего боялся изнеженности. «Чем больше удобства, тем меньше храбрости, г_варивал Суворов. Он считал необходимым поддерж_вать физическую и духовную стороны ч_ловека в п_стоянной готовности к л_шениям и опасности.

Суворов был одним из самых обр_зованных русских людей своего времени…Он изучил мат_матику, историю, географию; владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким и финским языками, был осн_вательно знаком с древней и новой л_тературой. Военная эрудиц_я его изумит_льна. Он пр_штудировал все в_жнейшие военные книги, нач_ная с древних авторов вплоть до своих с_временников. Ум Суворова не знал о_дыха.. Страс_ная любознат_льность соч_талась в нем с огромной жажд_й деятельности. “ Ист_нно не могу ут_лить пожара в душе моей, -“ воскликнул однажды Суворов.

Военное д_рование – та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его инт_ллектуальная и в_левая мощь. Суворов еще при ж_зни стал л_гендой. Он со своими “ч_до – б_гатырями” не знал поражений. Его имя и сегодня хр_нится в памяти каждого русского человека

(По К.Осипову)

1) К какому стилю можно отнести данный текст?

2) Каков его жанр?

3) Какова композиция текста?

4) Как можно озаглавить текст?

5) Дополните текст небольшим вступлением.


В безударном положении в приставках пре- и при- как правило слышится гласный звук и .

Например: при крутить, пре забавный и т.д.

Как же не ошибиться в написании слов с этими приставками?

Для того, чтобы правильно писать слова с приставками пре- и при- , нужно понимать различия их значений:

Значения приставок при- и пре-

Приставка при- обозначает:

  • Присоединение
  • Приближение
  • Близость к чему- либо
  • Неполное действие

Приставка пре- обозначает:

  • Высшую степень действия или качества (по значению близко к слову очень )
  • Совпадает по значению с приставкой пере-

Рассмотрите таблицу с примерами:

при- Присоединение
  • приделать
  • пристроить
Приближение
  • приехать
  • приплыть
Близость
  • приморский
  • пригород
Неполное действие
  • приоткрыть
  • притворить (окно)
пре- Высшая степень действия или качества (сходно по смыслу со словом очень )
  • пресытиться
  • преувеличение
  • предлинный
Сходно по смыслу с приставкой пере-
  • преградить (перегородить)
  • прервать (перервать)

Словарные слова с приставками при- и пре-

В некоторых случаях невозможно определить значение приставок при- и пре-, и такие слова нужно запомнить. Их мы проверяем по словарю (словарные слова). Вот некоторые словарные слова:

Особые случаи написания слов с приставками при- и пре-

В русском языке есть слова с приставками при- и пре- , которые слышатся одинаково, но пишутся по разному в зависимости от их значения. Вот некоторые пары таких слов:

  • Презирать (неуважать) — призирать (заботиться о ком-либо, давать приют)
  • Предать (изменить кому-либо, выдать кого-нибудь) — придать оттенок (добавить)
  • Преступить закон (нарушить) -приступить к делу (начать)
  • Преемник (человек, продолжатель дела) — приёмник (прибор)
  • Преклоняться (уважать) — приклоняться (нагибаться)
  • Претворить в жизнь (воплотить, осуществить) — притворить дверь (прикрыть)

И, наконец, нужно запомнить некоторые слова иностранного происхождения,

Например:

президиум, президент, привилегия, приоритет.

Для закрепления темы приставок при- и пре- предлагаем вам два онлайн тренажера: в первом тренажере, включающем 60 слов, нужно выбрать и нажать букву е или и. При правильном ответе произойдет переход к следующему слову. Если вы ответили неправильно, вам покажут верное написание и значение приставки. Для продолжения нажмите «Дальше». Имеется счетчик правильных ответов.

Онлайн тренажер по русскому языку Правописание приставок пре- и при-

Второй тренажер больше похож на онлайн игру. На поле — более 40 словосочетаний, в некоторых из них слова написаны с ошибками в приставках пре- или при-. В основном это словарные слова. Нужно найти все слова с ошибками и нажать их. Тогда они исчезнут. Имейте ввиду, игра считает правильные и неправильные ответы.