Речь и ее функции. Определение личных качеств человека по признакам устной речи


Как речь человека помогает нам понять его характер? Суть именно этой проблемы раскрывает нам Д.С. Лихачев в своем тексте.

Говоря об этом, он сравнивает язык с одеждой, которую мы носим, указывая на то, что наша речь – очень важная составляющая нашей повседневной жизни, нашего имиджа. Кроме того, автор утверждает, что бранные и некрасивые слова в своей речи используют только неуверенные в себе люди, старающиеся защититься от угроз и давления внешнего мира, посредством ответных нападок. Грубость – не признак силы. По-настоящему же сильный духом человек никогда не будет себя так вести, говорит Лихачев, ведь он и так уверен в себе и знает цену своему слову. Исходя из этих пунктов, автор отмечает, что при диалоге мы с легкостью можем, по речи собеседника, определить хотя бы его уровень развития.

Лихачев побуждает нас учиться говорить правильно и красиво. Да, это сложно, но, в конечном счете, наша речь формирует нашу личность, мысли, способность не поддаваться влиянию среды.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что, то, как и что говорит человек, полностью создает его психологический и моральный облик. Поэтому очень важно следить за своей речью, как и за своим внешним видом, уважительно относиться к каждому произнесенному слову. Мне кажется, проблема эта очень актуальна особенно для нашей современной жизни. Сейчас большую часть времени нынешнее поколение проводит в Интернете; слова все упрощаются или даже заменяются картинками.

Люди стали разговаривать обрывками фраз, забывая о красоте и возможностях русского языка. А вместе с языком сужается и наше сознание.

Во многих произведениях речь героя и ее стилистические особенности помогают нам глубже понять характер персонажа. Например, в комедии «Недоросль» Фонвизина, главная героиня, госпожа Простакова, бранными выражениями и грубостью создает себе образ безграмотного самодура, который никого, кроме себя, не уважает. Речь же Стародума отличается мудростью, она богато наполнена, правильна и интересна, что сразу подсказывает: это человек - образованный, воспитанный. умный.

Другим примером является Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Этот герой с легкостью создал себе образ светского интеллигента при помощи опрятного внешнего вида и своих речей. Будучи в какой-то мере начитанный личностью, Евгений мог поддержать любой разговор и блеснуть строками из известных произведений. Именно поэтому герой долгое время без труда пользовался успехом у дам. Однако, мы знаем, что на деле Онегин более глубокий персонаж, просто использующий маски, для простоты и удобства.

Таким образом, мы приходим к выводу, что наша речь – наше орудие и действительно является важной частью нашей жизни, рисующей наш портрет для других людей. И это орудие нужно или можно умело использовать, производя должное впечатление на людей.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Николай Тимченко, психолог
Источник: Elitarium.ru

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая проявляется в выборе слов и стиле построения фраз.

Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи и предполагает прежде всего наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Отметим, что речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.

Можно сделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения.

В состоянии эмоциональной напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают слова. В частности, по сравнению с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т. д.

В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется шаблонностью: говорящий главным образом употребляет те слова, которые наиболее типичны для него, активно пользуется речевыми штампами.

Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи - грамматическая незавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности, нарушении логической связи, последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить, обычно еще больше путается. Следует отметить, что важнейшим индикатором психического здоровья человека является речь, по ней четко фиксируются практически все психические отклонения.

Интонации голоса являются также тонкими сигнализаторами не только состояний, но и глубинных личностных параметров человека. Можно менять тембр голоса, пребывать в разном настроении, но при этом лишь 20% ваших характеристик будут новыми - остальные 80% постоянны. Учет голосовых признаков в изучении собеседника дает очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя говорящий может только при соответствующей специальной тренировке.

Известный отечественный лингвист A.M. Пешковский писал о связи эмоций и интонации: «...выражение эмоциональной стороны речи - основная и, надо думать, исконная функция. В то время как в значениях собственно звуковой стороны речи эмоциональная сторона почти не отражается, значения интонационной стороны на 0,9 заполнены ею. Стоит только вспомнить обилие восклицательных высказываний в нашей повседневной речи и их интонационное, особенно тембровое (а тембр, конечно, тоже часть интонации) многообразие, чтобы признать, что чувства наши мы выражаем не столько словами, сколько интонацией». Интонация, тембр составляют тот фонд значимых фонации, которыми мы широко пользуемся в общении. И здесь опять-таки вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностных отношений. В одной из газет читаем: «В самом деле, печаль, радость, фальшь, триумф - сотни нюансов настроения и внутреннего состояния собеседника распознаем мы безотчетно, не успев вдуматься в смысл. Интонации, нужно отметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата». Как часто писатель обозначает именно голосовое сопровождений произносимых персонажами высказываний: сказал он - мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, с улыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно. И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношения персонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного, голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.

В ситуациях общения голос человека является весьма характерной чертой, позволяющей составить общее впечатление о нем. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, подвижности внутреннего состояния и возраста, опираясь только на голос и на манеру говорить.

  • оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;
  • спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;
  • заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;
  • сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;
  • ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
  • нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Говоря о личностных характеристиках голоса, нельзя не сказать о смехе. Смех - одна из выразительнейших особенностей личности. Наиболее ярко свое отношение к нему выразил еще в XVIII столетии известный немецкий врач Кристоф Гуфеланд: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех - есть самое здоровое». Человек распознает множество оттенков смеха: радостный, веселый, беззаботный, звонкий, грохочущий, блеющий, горький или сладкий, грязный (сальный), ядовитый, ненавидящий, издевательский, злорадный, степенный, уютный, смущенный, скрытый, деланный, искусственный, вымученный и т.д. Рассмотрим несколько вариантов смеха:

  • на «а» (ха-ха): совершенно открытый, идущий от сердца. Свидетельствует о неомраченной радости, беззаботности, наивно-веселом нраве человека;
  • на «э» (хе-хе): не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, хамства, презрения он выражает;
  • на «и» (хи-хи): хихиканье, уходящее вглубь себя. Свидетельствует о скрытности, хитрости, иронии и злорадстве (типичен для молодых девушек);
  • на «о» (хо-хо): звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым критическим удивлением, протестом, в своей основе - издевательский и протестующий;
  • на «у» (ху-ху): указывает на скрытый страх, робость, боязливость натуры.

В исследовании П.М. Ершова особо подчеркивается полная непроизвольность смеха, хотя в перечне его нюансов далеко не все они рождаются без участия сознания. Напротив, иронический, ехидный, покровительственный, саркастический и другие оттенки его хоть и воспроизводятся с использованием одних и тех же механизмов, но мимика, сопровождающая их, все же искусственная. Поэтому целесообразно различать: а) истинно непроизвольный смех; б) произвольный демонстративный; в) непроизвольный, но контролируемый.

Таким образом, не только речевые, но и экстралингвистические, паралингвистические особенности произношения, с одной стороны, дают нам возможность судить о партнере и, с другой, характеризуют каждого из нас.

Встретив человека по одежке, следующую оценку мы даем ему по его словам. Речь о многом может рассказать и помогает определить характер человека. Умение говорить и слушать изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы жить «по понятиям», нужно уметь контролировать свою речь. Там очень трепетно относятся к высказыванию Будды о том, что слово может убить.

Но не все в нашей речи подвластно контролю. Язык, порой, как помело, выдает наружу то, что мы даже не успеваем прежде обдумать. В такие моменты одна реплика, совершенно безобидная, иногда даже ничего не значащая, может рассказать о характере человека очень много.

Но зачастую мы пропускаем мимо ушей такой полезный для изучения характеров наших партнеров материал. Поэтому, продолжая делиться с вами знаниями о разных типах человеческих характеров, сегодня мы расскажем об особенностях речи каждого из десяти эннеатипов.

Напомним, что таких типов существует десять, они называются эннеатипами. И любой человек обладает качествами и талантами одного из них. Эти качества проявляются в нас неосознанно, как бы сами по себе. В речи - это скорость, громкость и способ изложения мысли, а также некие речевые обороты, по которым мы можем прочитать скрытую сущность человека.

Эти обороты принимают форму емких риторических фраз или шуток. Не замечая этого, человек по привычке, не осознанно, очень часто их использует в своей речи. И всего за несколько секунд, если мы обратим на них внимание, они расскажут нам о партнере больше, чем психологические тесты, анкеты, и даже годы совместной жизни или работы.

Первый эннеатип. Вообще Единицы любят уединение и разговоры для них - это целое испытание. Поэтому их речь, интонации и жесты - сухи и скупы. Но разговаривают Единицы быстро. Складывается впечатление, что они сразу желают рассказать все самое важное, чтобы быстрей замолчать и больше не привлекать к себе внимания. Поэтому и мысль Единицы излагают лаконично и четко, избегая лирики, передавая только суть.

Они лучше других знают, как не должно быть, поэтому, выражая свои мысли, в речи часто используют частицу «не». Врожденный негативизм Единиц усугубляется их любовью к английскому юмору и сарказму. Вот фразы, по которым вы можете понять, что имеете дело с Единицей:

- У меня день рождения, слава Богу, никто не пришел.

- Хотите сделать меня счастливым - оставьте в покое.

- Лучшая в мире компания - это я сам.

- Он молчит. Я молчу. Нам хорошо вместе. Мы понимаем друг друга.

- Давайте перейдем к делу.

- Все и так понятно.

- Краткость - сестра таланта.

- Молчание - золото.

- Суета нужна только при ловле блох.

- К сожалению, я перфекционист.

Второй эннеатип. Двойки любят поговорить. О чем? Да хотя бы и о себе! Если на стандартном уровне мышления это будет пустая болтовня и сплетни, то на индивидуальном и гениальном, можно рассчитывать на высокохудожественные импровизации.

Скорость их речи - очень быстрая, темп - энергичный, громкость - высокая, поэтому часто Двоек называют болтунами и болтушками. В диалоге с вами 90% информации будет поступать именно от Двойки. Вам остается просто молчать, поддакивать и изредка задавать вопросы. Вот типичные фразы, которые можно услышать от представителя второго эннеатипа:

- У меня есть еще и такой вариант.

- Давайте набросаем несколько идей и выберем лучшую.

- Послушай, что я придумал.

- Посмотри, как я умею.

- Ты меня любишь? Я тебя люблю.

- Выбери, что тебе больше нравится.

- Я нашел лучшее решение.

- Давай быстро пробежимся по тем вариантам, которые придумали.

- Что я могу для тебя сделать?

- Я здесь нужен?

- Спасибо, я справлюсь сам.

- У меня все в порядке! Лучше всех!

Третий эннеатип. Особенностью Троек является их врожденное стремление изображать других. Поэтому, копируя тот или иной образ, они в точности будут передавать жесты, мимику, стиль одежды, и особенности речи «оригинала».

Но именно в речи они себя ведут как истинные Тройки, когда прямо или косвенно говорят лишь о себе. Даже если Тройка научится прятать выпирающее слово «я» и начнет говорить о деле своей жизни, то будьте уверены: это дело является частью его «я». Стив Джобс, классическая Тройка, вряд ли случайно назвал свои творения iPhone и iPad.

И еще Тройки часто говорят о том, как важно выглядеть на все сто. Для них образ - это все. Вот типичные фразы, которые можно услышать от Троек, в каком бы образе они в данный момент не находились:

- Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?

- Я - само совершенство.

- Лучше купить одну пару хороших туфель, чем три пары плохих.

- Встречают по одежке.

- Они не достойны меня и не способны оценить меня по достоинству.

- Я достоин лучшего.

- У меня все прекрасно. Что нужно сделать, чтобы было еще лучше?

- Как я сейчас выгляжу?

- Я выбираю только лучшее.

- Главное, чтобы костюмчик сидел.

- Самое важное в обществе - это правильно себя подать.

Четвертый эннеатип. При общении с Четверками у вас может возникнуть ощущение, что они как бы находятся не здесь, хотя сидят напротив вас и выглядят так, будто внимательно слушают. Заметив это, попытайтесь предположить и почувствовать, где находится в этот момент их внимание.

Если оно в процессе наблюдения за тенью, войдите в эту игру. Например, протяните руку их тени и поздоровайтесь. Или сделайте необычный жест, который изменит фигуру вашей тени, после чего на мгновение остановитесь, обратив внимание на собственную тень. Четверка обязательно оценит ваш ход. Это произойдет потому, что вы заговорили с ней на ее языке.

Своего собеседника Четверки обезоруживают интонациями своего голоса. Их бархатный тон как бы обволакивает вас изнутри и пронзает в самое сердце искренностью и естественностью. Говорят Четверки не торопясь, мысли излагают путанно, перескакивают с одного на другое, теряют нить, начинают все сначала. Вот стандартные реплики, по которым вы можете узнать в человеке Четверку:

- Все, что ни случается - к лучшему.

- У меня тоже получится!

- А что?

- Все гениальное просто. Но просто - не значит примитивно.

- Обыденное мне чуждо.

- Бог дал - Бог взял.

- Почему бы не попробовать это?

- У него это получилось, потому что он умнее, смелее, красивее, удачливее.

- Как бы я хотел быть таким, как ты! Я тоже буду таким и даже лучше!

- Я всех люблю.

- Эврика!

Пятый эннеатип. Пятерки разговаривают, как и ходят, четко, громко и ритмично, помогая себе всем телом. Смотреть предпочитают прямо собеседнику в глаза, чтобы, в случае чего, уличить его в неискренности или обмане. Мысли и чувства обычно выражают просто и прямо, говорят, что думают.

Имеют своеобразное чувство юмора, как бы с задержкой: смеются над шуткой обычно последними, иногда на следующий день. Вот обычные фразы, по которым вы можете узнать классическую Пятерку:

- Давайте взвесим все варианты.

- Решения не должны основываться на голом энтузиазме.

- Я знаю, что ничего не знаю.

- Семь раз отмерь, один отрежь.

- Доверяю только серьезным, вдумчивым и глубоко мыслящим людям.

- Почему?

- Возможно ли это? Конечно, возможно, если не исключено.

- Сравните и взвесьте все «за» и «против».

- Быть или не быть?

Шестой эннеатип. Главное отличие Шестерок - упор на логику. Поэтому свои мысли Шестерки излагают четко, внятно, логично и лаконично, без лишней лирики и эмоций.

Шестерки раскладывают окружающий мир по принципу «причина-следствие» и способны создавать длинные и разветвленные цепочки умозаключений, что, отражается и в их способе излагать. Логики умеют думать, рассуждать и говорить последовательно и непротиворечиво. Очень часто от классической Шестерки вы можете услышать такие выражения:

- Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? Зачем?

- Исключения нарушают правила .

- Чтобы быть незаменимым, нужно все время меняться.

- Во всем надо искать логику. Где ее недостает, надо подозревать обман.

- Эмоции - ложка дегтя, пустяк, который все портит!

- Чем труднее, тем интересней.

- К вершине - шаг за шагом, или «Как съесть слона?»

- Если меч тебе понадобится всего раз, носи его всегда.

- Я уважаю ваше мнение обо мне. Но мне на него наплевать.

- Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений.

Седьмой эннеатип. Вальяжные, спокойные и неторопливые, Семерки всегда видны и слышны, даже в огромной и шумной компании. Они громко произносят все: спичи, тосты, шутки, комплименты. При этом могут нагрубить и нахамить, если социальный статус собеседника ниже «королевского», к которому Семерки относят, конечно же, себя.

Зачастую в их интонациях вы услышите покровительствующие или снисходительные нотки. Вот реплики, по которым вы легко в человеке узнаете Семерку:

- Приятно познакомиться. Царь.

- Гулять, так гулять!

- Жизнь должна приносить удовольствие, только тогда она имеет смысл.

- Делу - время, потехе я посвятил последние полгода!

- Покажите мне проблему, я найду в ней возможность.

- Меня не обязательно любить. Достаточно просто кланяться при встрече.

- Быстрей под папочкино крылышко!

- Я памятник воздвиг себе!

- Слово дал, слово забрал.

- Лень - двигатель прогресса.

- Все, что ты можешь вообразить, реально.

- Ложь успевает обойти полмира, пока правда надевает штаны.

- Ситуацию мало уметь использовать, ее надо уметь создавать.

Восьмой эннеатип. Говорят Восьмерки громко, мысль излагают кратко и четко, как будто руководят вами, даже если вы познакомились всего пару минут назад. Стиль их общения сухой и лаконичный. Их речь структурирована и напоминает пункты плана. А если все идет не так, как хотят Восьмерки, ждите придирок, провокаций и раздражения.

Восьмерки не боятся открытых споров и конфликтов. При этом с ними можно договориться: поспорить и отстоять свою позицию, что делает общение с ними продуктивным и конструктивным. Но никакой романтики, чувств и слез в общении с Восьмерками вы не заметите. Чувства - признак слабости, а хороший босс не может быть слабым. Часто Восьмерки выдают себя следующими репликами:

- Если не я, то кто же?

- Не существует неспособных людей.

- Мистер Фикс, у вас есть план?

- Я знаю, чем все это закончится.

- Должно быть все сделано, как я решил.

- Отдыхать будем на кладбище.

- На войне все средства хороши.

- В споре рождается истина.

- Докажи, что ты сильный.

- Я всегда контролирую все.

- Строг, но справедлив.

Девятый эннеатип. Девятки созерцательны, медлительны и ленивы, не терпят суеты, болтливости и торопливости. Поэтому и сами говорят мало и медленно, негромко, как бы, не желая сильно напрягаться. При этом часто забывают упомянуть, казалось бы, важные подробности, детали, нюансы. Но это лишь особенность их способа мыслить абстрактно. Им нужна общая картина, общее впечатление. Детали для Девяток - неважны.

Им проще понять и сформулировать, чего они не хотят, с чем они не согласны. Поэтому отрицательная частица «не» их постоянный спутник в способе выразить свои мысли. Подчёркивает негативизм натуры Девяток и их склонность к черному юмору и сарказму. А вот и фразы, которые могли бы стать девизом на гербе любой Девятки:

- Бесит, когда ты лежишь на софе и занимаешься созерцанием окружающего мира, а тебя называют бездельником.

- Что мне нужно сделать сейчас, чтобы потом я мог спокойно расслабиться?

- Ребята, давайте жить дружно!

- Вам что-то не нравится? Это ваша проблема.

- Весь мир - спектакль, а я в нем - зритель.

- Всегда оставайся собой!

- Я плыву по течению.

- Все считают меня неконфликтным человеком. Но они не знают, что мне просто лень отвечать на тупость некоторых людей.

- Упрямство - дорога к успеху.

- Главное - не выдохнуться на разминке.

- Мне ничего не надо.

- Не сейчас. Потом как-нибудь.

- Мне все равно.

Десятый эннеатип. Десятки знают, что не бытие определяет сознание, а наоборот. Поэтому на первом месте у них всегда чувства, идеи, мысли и энергии. Десятки говорят энергично и быстро, как бы желая не отстать от своих идей и фантазий, излагают мысли путанно и эмоционально, те кажутся невероятными или непонятными.

Тем не менее, они, как магниты, притягивают к себе других людей. Реплики и фразы, по которым вы безошибочно узнаете в человеке Девятку:

- Я не такой, как все!

- У меня хотя бы была мечта.

- Вы никогда не угадаете, сколько мне лет!

- Мир прекрасен! О Боже! Какая красота!

- Интуиция - наше всё!

- Делать нужно только то, что приносит счастье.

- Эпатаж - это я.

- Взрослые не умеют радоваться жизни. Поэтому я - большой ребенок.

- Что угодно, только не рамки.

- Я не боюсь ничего, кроме предательства.

- Я верю в чудеса, магию и волшебство.

- У меня табу на грустных и скучных.

- Перепады настроения - это так гадко… это так здорово… это так ужасно… это так забавно!

И помните, что приведенные фразы - всего лишь обобщения. В каждом конкретном случае они могут быть выражены другими словами. Но смысл останется тот же.

Приятных вам открытий после внимательного «прислушивания»!



РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА - великое чудо. Попробуй чему-нибудь выучиться без языка, не умея говорить... Ты убедишься, что это невозможно. Без языка человек перестаёт быть человеком.

Люди научились говорить тогда, когда они стали вместе трудиться, помогать друг другу. Пчёлы или муравьи тоже помогают один другому, но они каждый день, каждый год по велению инстинкта делают одно и то же, выполняют одну работу. А люди способны каждый день выполнять самые разные дела: плести сети, как пауки, копать подземелье, подобно кротам, плавать лучше рыб, строить дома из глины, куда более сложные, чем гнездо ласточек или жилище термитов. Всё это делать позволяет людям разум, а разум пользуется для своих целей языком. Можно сказать, что труд и речь создали теперешнего разумного человека.

Главное в нашей речи-это слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на земле. Когда ты сфотографируешь своего друга, на фото получится, конечно, человек. Но это будет именно этот человек, именно Вова Чайкин или Женя Лапина.

А когда я скажу слово «человек», в этом слове будет всё: и «вот этот человек» (если я сказал «смотри, по дороге идёт человек»), и «любой человек мира» (если я произнесу слова «человек нам дороже всего»).

Если ты нарисуешь воду, ты можешь нарисовать её только какую-нибудь: бегучую или стоячую, льющуюся водопадом или капающую мелким дождиком. Ты не можешь нарисовать «воду вообще», всякую воду. А произнеся слово «вода», ты назвал именно любую воду, какая есть в мире: солёную и синюю в океане, холодную и чистую, текущую на кухне из крана, ту, которую дворник пускает вдоль улицы из шланга, и ту, особо чистую, что продают в аптеках... Слово - самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать о чём угодно.

Речь человека прежде всего основное и главное орудие для обмена мыслями, для связи между людьми. Если тебе надо попросить позволения пойти в кино, ты начинаешь говорить. И если Главный конструктор космических ракет должен дать задание строителям звёздного корабля, он не может обойтись без слов, без речи. Вот видишь, речь - это важнейшее, самое первое, необходимое средство связи людей между собой, или, как говорят учёные, средство коммуникации.

Но есть у человеческой речи и другое, ничуть не менее важное назначение: она служит людям на протяжении всей жизни человечества в области .

Когда тебе весело, ты запеваешь песенку. А ведь песня - это особая, связанная с музыкой речь. И когда человеку тяжко, он тоже выражает свои чувства в песне, в её словах. Поэт пишет стихи, где рифмы играют, переливаясь и звеня. Стихи то забавные и остроумные, то глубокие, как море, и могучие, как ураган. А любые стихи, даже самые гениальные,- речь.

Математическая формула, открывающая нам самые главные законы мира,- речь. Лукавая эпиграмма - словесная , от которой плохо приходится недругу,- речь. Колыбельная песня, под которую ты засыпал в детстве,- речь, и великие сочинения лучших людей мира, что учат нас правде и добру,- ,