Российские десантные корабли нового поколения. Новый большой десантный корабль россии учтет опыт "сирийского экспресса". Морпехи с доставкой

Вопрос с поставками в Россию двух десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» обернулся интересом к отечественным разработкам в этой области. В настоящее время практически со 100%-ной вероятностью можно говорить о том, что Франция не передаст России уже построенные «Мистрали». В этих условиях Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) создало проект десантного корабля, который сможет стать альтернативой французским кораблям. В частности, на стенде главного командования ВМФ России в рамках проводимого в стране форума «Армия-2015» в виде макета был представлен новый универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разработанного специалистами Невского ПКБ.

Данный корабль обладает водоизмещением около 14 тысяч тонн при осадке 5 метров и в состоянии нести на борту до 8 вертолетов Ка-52К и Ка-27(29). Десантный корабль сможет развивать скорость до 20 узлов, а дальность его плавания составит 6 тысяч миль, автономность похода - 60 суток. Длина корабля составит 165 метров, ширина - 25 метров. Универсальный десантный корабль проекта «Прибой» сможет перевозить на борту до 40-60 единиц различной техники и до 500 десантников. УДК сможет взять на борт четыре десантных катера проекта 11770М или два катера проекта 12061М. При этом его противовоздушная оборона будет построена на базе ЗРПК морского базирования «Панцирь-М».


Строительство первого корабля серии планируется начать уже в 2016 году, сообщает РИА « » со ссылкой на свой источник. В то же время ранее появлялась информация о том, что российский флот получит новый десантный корабль нового поколения к 2020 году. Об этом в июне 2015 года говорил Владимир Тряпичников, начальник управления кораблестроения ВМФ России. По его словам, новый корабль в разы превзойдет по водоизмещению БДК «Иван Грен» (водоизмещение около 5 тысяч тонн), по всей видимости, Тряпичников говорил тогда именно об УДК проекта «Прибой». Предположительно для нужд ВМФ России будет построено 4 корабля данного типа.

Макет УДК "Прибой".

Стоит отметить, что УДК проекта «Прибой» вполне вписывается в облик современного десантного судна. По своим основным характеристикам он будет приблизительно соответствовать основным параметрам универсальных десантных кораблей Голландии типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», которые и были выбраны в качестве образцов. Данные боевые корабли также обладают водоизмещением 14-16 тысяч тонн, в состоянии перевозить до 500-600 морских пехотинцев и несут на своем борту 6 вертолетов и необходимый набор плавучих десантно-высадочных средств.

Однако корабль проекта «Прибой» - это будущее российского флота, данный проект дошел лишь до стадии макета и до момента его постройки и принятия на вооружение может пройти достаточно долгое время. Ниже мы рассмотрим большие десантные корабли, которыми реально располагает или совсем скоро будет располагать (БДК «Иван Грен» должны принять до конца 2015 года) российский военно-морской флот.

БДК проекта 1171 «Тапир»

Большой десантный корабль (БДК) океанской зоны проекта 1171 (шифр «Тапир», по натовской кодификации «Alligator») предназначен для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна, а также переброски морем грузов и войск. Корабль в состоянии производить высадку десантных подразделений непосредственно на берег, а плавающую технику может спустить на воду. Головной корабль данного проекта «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года на стапеле Прибалтийского судостроительного завода №820 «Янтарь» в Калининграде. Корабль был спущен на воду 1 июля 1964 года. При всех своих недостатках это был первый в Советском Союзе БДК, который мог с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту некоторое время нести службу в удаленных районах мирового океана. За десять лет с 1964 по 1974 год в СССР было построено 14 кораблей данного проекта, которые выпускались в четырех разных вариантах. В течение почти 20 лет корабли проекта 1171 составляли основу стратегических десантных сил СССР.

Корабль обладал полным водоизмещением 4650 тонн, осадка составляла 4,5 метра, длина - 113,1 метра, ширина - 15,6 метра. Скорость полного хода БДК проекта «Тапир» составляла 16,5 узлов. Дальность плавания равнялась 4,8 тысячам миль (примерно 8,9 тысяч километров). Автономность плавания большого десантного корабля по запасам провизии и топлива (без их пополнения в походе) у первых кораблей серии составляла 10 суток, у последующих кораблей - 20 суток.

Высадочное устройство корабля включает в себя носовые ворота с аппарелью, а также откидной герметичный лацпорт, расположенный на корме. Погрузка на корабль техники может производиться своим ходом через кормовое или носовое высадочное устройство. Для погрузки грузов на верхней палубе либо через люки в твиндек на корабле имеются специальные краны. Высадка десанта с корабля может осуществлять на плаву, а неплавающая техника высаживается непосредственно на побережье, при этом минимальный уклон дна должен составлять 2-3 градуса (в зависимости от массы принятых на борт корабля грузов). Помимо всего прочего БДК проекта 1171 могли использоваться для транспортировки боеприпасов, а также для перевозки ракет в контейнерах.

Силовая установка корабля дизельная, представляет собой два силовых агрегата мощностью по 4,5 тысячи лошадиных сил каждый (модели двигателей отличались в зависимости от модификации корабля). Вооружение также могло быть различным и состояло из спаренной универсальной корабельной артиллерийской установки ЗИФ-31Б калибра 57-мм и двух спаренных 25-мм орудий 2М-3. Также на корабле были смонтированы две установки реактивной системы залпового огня «Град-М», предназначенные для поддержки десанта. Для противовоздушной обороны должны были использоваться ПЗРК «Стрела-3».

БДК проекта 1171 мог взять на борт до 20 основных боевых танков, около 45 БТРов, либо 50 грузовых машин и от 300 до 400 человек десанта. Члены десанта размещались в двух кубриках под первым и четвертым твиндеками. Помимо этого корабль мог использоваться для транспортировки грузов, взяв на борт до 1000 тонн различных грузов. В носовой части корабля располагался отсек для бронетехники, здесь же имелась аппарель, закрытая раздвижными воротами. В корме корабля для погрузочно-разгрузочных операций был оборудован откидной лацпорт. Экипаж корабля состоял из 69 человек, в том числе 5 офицеров (Экипаж 83 человека из них 7 офицеров и 11 мичманов для БДК "Николай Вилков", ТОФ, 1990-е годы). По информации из открытых источников, в настоящее время в строю ВМФ России находятся 4 БДК проекта 1171: 3 корабля в составе Черноморского флота и один корабль на Тихоокеанском флоте.

БДК проекта 1174 «Носорог»

БДК океанской зоны проекта 1174 (шифр «Носорог», по натовской кодификации Ivan Rogov) был предназначен для транспортировки и высадки сил десанта и боевой техники как на оборудованное, так и на необорудованное побережье с малым уклоном дна. Корабль в состоянии осуществлять высадку войск непосредственно на побережье, плавающую технику - на воду, неплавающую военную технику - при помощи специальных десантно-высадочных плавательных средств, личный состав десанта с носимым также может десантироваться на берег на вертолетах.

В процессе работ по проектированию корабля по указанию Главкома ВМФ Советского Союза С. Г. Горшкова в проект вносились изменения, которые в конечном итоге привели к созданию весьма оригинального универсального десантного корабля, обладающего сравнительно небольшим водоизмещением. В результате внесения изменений в проект на корабле появилась доковая камера, а состав размещенной на борту авиагруппы был увеличен. Изменения в проект по ходу работ вносились под впечатлением от идущей полным ходом программы ВМС США по постройке УДК типа «Тарава». В ходе всех улучшений доступность берегов для БДК проекта 1174 стала: для носовой сходни - 17%, для десантных катеров - более 40%, для вертолетов - 100%.

Корабли данного проекта строились в СССР с 1973 по 1988 годы, всего было построено три таких корабля. Корабли были заложены и построены в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе №820 «Янтарь». По причине постоянных изменений проекта головной корабль серии «Иван Рогов» был готов только в 1978 году, через 14 лет после выдачи технического задания на его проектирование. Всего в Калининграде построили три таких судна: «Иван Рогов» (1978 год), «Александр Николаев» (1982 год) и «Мтрофан Москаленко» (1990 год). Первый корабль был списан из состава флота в 1996 году. Два других были отправлены в резерв в 1997 и 2002 годах соответственно. После с «Мистралями» в пресс появилась информация о проработке вопроса восстановления кораблей и возвращения их в состав ВМФ России.

Длина корабля проекта 1174 шифра «Носорог» составляла 157,5 метра, ширина - 23,8 метра, осадка - 5 метров. Полное водоизмещение корабля составляло 14 060 тонн. Скорость полного хода - 21 узел, дальность плавания при скорости 18 узлов и нормальном запасе топлива 4 тысячи миль, при максимальном запасе топлива 7500 миль. Силовая установка корабля была газотурбинной и включала в себя два силовых агрегата мощностью по 18 тысяч л.с. каждый. Автономность плавания по запасам провизии составляла 15 суток при нахождении на борту 500 десантников или 30 суток при нахождении на борту 250 человек десанта. Экипаж корабля составлял 239 человек, в том числе 37 офицеров. Для приема в море жидких и твердых грузов корабль был оснащен специальными системами.

Вооружение кораблей изменялось в зависимости от модификации и состояло из артиллерийской установки АК-726 калибра 76,2-мм, двух артустановок АК-630 6х30-мм, двух установок реактивных систем залпового огня «Град-М», одного ЗРК «Оса-М» (боезапас 20 ракет) и четырех ПЗРК «Стрела-3». На борту корабля могли базироваться до 4-х транспортно-боевых вертолетов Ка-29.

В танковый трюм БДК и доковую камеру при отсутствии в ней плавательных средств можно было погрузить до 50 танков ПТ-76, 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. При этом техника могла быть погружена на борт в различных сочетаниях. Также на борту можно было разместить до 500 человек десанта в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах, либо разместить 1700 тонн различных грузов. Для выгрузки на берег неплавающей боевой техники в доковую камеру корабля можно было принять до 6 десантных катеров проекта 1785 или проекта 1176. Либо три десантных судна на воздушной подушке проекта 1206 или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна».

БДК проекта 775

БДК проекта 775 для нужд советского флота строились в Польше на судостроительной верфи Stocznia Polnocna (Сточня Полночна), в городе Гданьске. Корабли строились с 1974 по 1991 годы, всего здесь было построено 28 кораблей данного проекта в трех различных модификациях. Изначально они классифицировались, как средние десантные корабли (СДК), но в 1977 году их переквалифицировали в БДК. В настоящее время корабли этого проекта являются самыми массовыми БДК российского флота, составляя основу российского десантного флота. На вооружении остается 15 кораблей данного типа, а с учетом захваченного в 2014 году российскими военнослужащими украинского БДК «Константин Ольшанский» - 16.

Десантные корабли проекта 775 создавались для замены БДК проекта 1171. Новый корабль должен был получить более мощное вооружение и улучшенную живучесть в отличие от проекта 1171, который был сделан на основе сухогруза. Корабли проекта 775 изначально проектировались, как специально предназначенные для десантных операций судно. Они должны были занять промежуточное положение между «Носорогами» и СДК. БДК проекта 775 имеют длину 112,5 метра, ширину - 15 метров, осадку - 4,26 метра, полное водоизмещение корабля составляет 4400 тонн. Скорость полного хода - 17,6 узлов, дальность плавания до 4 тысяч миль (около 7,4 тысяч километров), автономность плавания - до 30 суток. В качестве силовой установки использовались два дизельных двигателя Zgoda-Sulzer, развивающие мощность по 9,6 тыс. л.с. каждый.

Вооружение кораблей данного проекта было различным в зависимости от модификаций. Изначально предусматривалась установка двух спаренных артиллерийских установок калибра 57-мм АК-725 с дистанционным наведением. Для повышения огневой мощи и средств ПВО на корабли проекта 775М устанавливалась 76,2-мм артиллерийская установка АК-176 и две АК-630М 6х30-мм. Для подавления береговой обороны противника и уничтожения его живой силы на десантные корабли проекта 775 устанавливались две пусковых установки РСЗО «Град-М». В качестве средств ПВО могли использоваться ПЗРК «Стрела-3» и «Игла».

Корабли проекта 775 изначально рассчитывались на перевозку морем усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 10 танков. Размеры грузового отсека 95х4,5х4,5 метра, также корабль мог взять на борт до 480 тонн различных грузов. Десантники размещались в нескольких кубриках, а офицеры в четырехместных каютах. Экипаж корабля составлял 98 человек, в том числе 8 офицеров.

БДК проекта 11711 «Иван Грен»

Большие десантные корабли проекта 11711 (по натовской кодификации Ivan Gren) - это проект новых БДК российского флота, предназначенных для высадки десанта, перевозки грузов, боевой техники и оборудования. Данный десантный корабль является дальнейшим развитием кораблей проекта 1171 «Тапир», при этом большая часть конструкции корабля претерпела серьезные изменения. 11 июня 2015 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась церемония закладки второго БДК проекта 11711 «Пётр Моргунов». Головной корабль серии «Иван Грен» был заложен на калининградском заводе в декабре 2004 года, корабль был спущен на воду в мае 2012 года, передача корабля военным запланирована на 2015 год. Всего до 2020 года ВМФ России должны были получить 6 кораблей данного типа.

При создании корабля большое внимание уделялось условиям обитания на нем экипажа и десанта. Погрузка боевой техники на корабль возможна двумя способами: самостоятельно при помощи аппарелей, либо при помощи портовых или палубных грузовых кранов через четырехстворчатый грузовой люк, расположенный в верхней палубе. Данные люки позволяют также вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед высадкой десанта боевые машины запускают двигатели, работающие на холостых оборотах, что приводит к заполнению десантного пространства выхлопными газами. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ в районе грузового люка на судне имеется кран грузоподъемностью 16 тонн и два шлюпочных крана, предназначенных для работы с моторными лодками и шлюпками.

Полное водоизмещение БДК «Иван Грен» составляет 5000 тонн, что делает его крупнейшим среди всех БДК российского флота, находящихся в строю на данный момент времени. Скорость полного хода составляет 18 узлов, дальность плавания - до 3500 морских миль при скорости хода 16 узлов. Автономность плавания - до 30 суток. Экипаж корабля состоит из 100 человек. Боевая техника располагается на танковой палубе внутри БДК, это могут быть как основные боевые танки массой до 60 тонн (13 танков), так и БМП и БТР (до 36 единиц), либо 300 человек десанта.

Из оружия на борту корабля установлены две пусковых установки РСЗО «Град-М», две артиллерийских установки АК-630М 6х30-мм, а также универсальная артиллерийская установка АК-176 калибра 76,2 мм. Помимо этого, на корабле предусмотрено базирование одного транспортно-боевого вертолета Ка-29. По некоторой информации, в качестве средства ПВО может использоваться комплекс «Игла-В».

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/2028399
http://lenta.ru/news/2015/06/16/priboy
http://www.rg.ru/2015/06/16/analog-site.html
http://navalcadet.narod.ru
http://www.shipyard-yantar.ru/ru/press/265-zalozhitbdk.html

Российский флот собрался заполучить десантные корабли, аналогов которых у него не было еще никогда. А новые корабли — это новые возможности. «Защищать Россию» разбирается в том, что именно заказали военные и что они могут получить.

В последние месяцы неожиданная активность стала наблюдаться в тихом омуте отечественного военного кораблестроения, занятого созданием десантных кораблей. Этот сектор годами считался крайне запущенным, эксплуатирующим только старое советское наследие и нуждающимся в радикальной встряске с заменой техники.

Но, как выяснилось, менять флот собрался не только технику, но и саму концепцию ее применения.

На глаза начала показываться новая доктрина применения морских десантных сил.

Скажем, ранее считалось, что на замену устаревшим (в наиболее молодой части — стремительно устаревающим) большим десантным кораблям (БДК) советского времени (проекты 775 и 1171) будет построена крупная серия кораблей проекта 11711.

Был заложен в 2004 году и долгие годы стоял на верфи (постройка практически не велась). Появлялись даже сообщения о том, что военные недовольны этим проектом (косвенно это подтверждается постоянными правками, вносимыми флотскими в проект уже после начала строительства) и готовы отказаться от серии, достроив головной корабль как транспортный.

Однако, в последние годы скорость работ резко ускорилась, а потом был заложен второй корабль проекта («Петр Моргунов»). Все шло к тому, что проект 11711 все-таки получит свою серию.

Однако летом 2015 года все опять поменялось. . После него, в 2016 году, начнут строить совершенно другие корабли — десантные вертолетоносные корабли-доки (ДВКД), известные сейчас под шифром «Прибой». Это корабли со стандартным водоизмещением около 14 тысяч тонн, дальностью плавания 6000 миль, вместимостью до 500 морских пехотинцев и 40−60 единиц боевой техники, несущие до 6−8 ударных и транспортно-боевых вертолетов, а также четыре десантных катера проекта 11770 («Серна») или два катера проекта 12061 («Мурена»).

Это корабль совершенно иного класса. Пятитысячетонные «Грены», по сути, являются развитием концепции классического советского БДК: с носовой аппарелью для высадки техники. «Прибой», представляющие собой функциональное повторение голландских ДВКД типа «Роттердам» или «Ян де Витт», больше ориентирован на обеспечение загоризонтной высадки батальона морской пехоты (с использованием бортовых вертолетов и десантных катеров).

Корабль по концепции применения абсолютно новый для отечественного флота. Обычно десантные силы ВМФ считались вспомогательными, и основной задачей, которая им ставилась, была ограниченная по глубине тактическая поддержка сухопутных операций на приморских флангах.

Здесь впервые возникает полноценный инструмент, который позволяет применять так называемые «экспедиционные силы» в отрыве от каких бы то ни было сухопутных фронтов.

Прежние же задачи, как утверждают военные, будут решаться малыми десантными силами, включая корабли на воздушной подушке. Кстати, в конце 2014 года появилось сообщение о возможном возобновление строительства малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Эти корабли строились в советское время в Крыму, в Феодосии.

Но дальше — больше. О том, что флот хочет корабли, похожие на «Роттердамы», сообщалось еще в 2009 году. Но после этого вопрос несколько отошел в тень на фоне грандиозного контракта на куда более крупные боевые единицы — французские вертолетоносцы типа «Мистраль». Корабли-то для России построили точно в срок, . И тут возникла альтернатива.

Одновременно с «Прибоем» был обнародован факт существования еще одного технического задания на десантный корабль. Еще более крупный. Один из вариантов проработки, за авторством Крыловского государственного научного центра, другой, насколько можно судить по отчетам судостроителей, создается в Невском ПКБ под шифром «Кашалот».

Это уже полноценные аналоги «Мистралей», о которых раньше говорили только в сослагательном наклонении.

На борт они будут брать до 500 морских пехотинцев и до 80 единиц боевой техники, а также нести до 16 вертолетов. Водоизмещение составит не менее 24 тысяч тонн. Один из вариантов предусматривает комплектацию шестью десантными катерами типа «Серна».

«Лавина». Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Подобные корабли еще дальше отходят от прежней концепции десантных сил флота. Это уже не БДК, а полноценные УДК (универсальные десантные корабли), со сплошной палубой и крупной авиагруппой. Как утверждается, флот закажет в идеале не менее четырех таких единиц с передачей головного не ранее 2020 года.

В 1980-е годы СССР проектировал подобный УДК проекта 11780, однако до постройки дело так и не дошло. Сейчас планы выглядят и интереснее, и полнее, чем в советское время.

Флот по сформировавшейся за последние годы привычке растет снизу вверх, от «Гренов» в 5 тысяч тонн до «Прибоев» в 14 тысяч и далее к «Лавине» (или «Кашалоту»?) в 24 тысячи тонн.

Выглядит эта картинка, конечно, несколько фантастично. Во многом еще и потому, что появление кораблей подобного функционального назначения в нашем ВМФ произойдет впервые. Тем интереснее будет посмотреть, как они впишутся в новый облик флота.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711 (по кодификации НАТО Ivan Gren) в скором времени станет самым современным БДК в составе российского флота. БДК «Иван Грен» предназначен для высадки десанта, перевозки боевой техники, а также различного оборудования и грузов. Всего для ВМФ России было заложено два корабля данного проекта. Головной корабль «Иван Грен» проходит завершающую стадию государственных испытаний, второй БДК «Пётр Моргунов» готовится к спуску на воду. От дальнейшей постройки кораблей данного проекта российские военные отказались в пользу создания еще более крупных и вместительных судов данного класса.

В конце декабря 2017 года генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов рассказал журналистам о том, что большой десантный корабль «Иван Грен» вышел на завершающую стадию государственных испытаний. Незадолго до этого новейший российский корабль провел свои первые стрельбы и проверил корабельную артиллерию в Балтийском море. Стоит отметить, что «Иван Грен» корабль с очень трудной судьбой, он был заложен в Калининграде еще 23 декабря 2004 года, но был спущен на воду лишь 18 мая 2012 года и до сих пор не включен в состав флота. На начальном этапе сборку корабля серьезно осложняли нестабильное финансирование и проблемы на самом предприятии.

При этом новый корабль на флоте без сомнения ждут. Ввод его в состав флота существенно расширить возможности ВМФ России на море и в отдаленных регионах планеты. Десантный корабль океанской зоны «Иван Грен» проекта 11711 сможет брать на борт до 300 морских пехотинцев, а также 13 основных боевых танков (массой до 60 тонн) либо на выбор до – 36 БТР/БМП, боевая техника располагается на танковой палубе . Также на борту корабля имеется крытый ангар и взлетная площадка для вертолетной техники. Он может принять на борт до двух транспортно-боевых вертолетов Ка-29, либо поисково-спасательных вертолетов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и ударный вертолет .

Большие десантные корабли проекта 11711 являются дальнейшим развитием советских БДК проекта 1171 «Тапир». Проектированием кораблей нового проекта занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Корпус кораблей проекта 1171 был взят за основу не случайно, он отлично зарекомендовал себя за десятилетия службы в составе советского, а затем и российского флота. При этом большая часть конструкций в рамках реализации нового проекта претерпела значительные изменения. Главным образом были переработаны надстройки и внутренние помещения десантного корабля.

При строительстве БДК «Иван Грен» были использованы самые современные технологии, в особенности, направленные на снижение заметности за счет использования современных технических решений и материалов. Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников. На борту БДК появились тренажерный зал, столовая, а также более комфортабельные кубрики и каюты.

Погрузка боевой техники на корабль может выполняться либо самостоятельно по аппарелям, либо при помощи кранов. Погрузка грузов и техники в десантное отделение может осуществляться через грузовой четырехстворчатый люк, расположенный в верхней палубе при помощи крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки на борт моторных лодок, шлюпок и техники на борту имеются также два шлюпочных крана.

Помимо всего прочего грузовой люк корабля может использоваться для вентиляции, выводя выхлопные газы, работающей техники с подпалубного пространства (десантного отделения). Вентиляция десантного отделения очень важна, так как позволяет перевозимой технике прогревать двигатели, что очень важно в условиях низких температур воздуха. Выхлопные газы работающей на холостом ходу техники довольно быстро заполняют десантный трюм, поэтому вентиляция через верхний грузовой люк просто необходима, благодаря этому десантники не отравятся выхлопными газами.

Главной особенностью или «фишкой» кораблей проекта 11711 является так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье.

Для этого из распахнутых носовых створок могут выталкиваться на воду инженерные понтоны, которые в сцепленном виде формируют мост на берег. Данный понтонный мост стыкуется с берегом, на который производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники и морских пехотинцев. Данная схема десантирования позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, серьезно снижая риск сесть на мель.

Возможности БДК «Иван Грен» позволяют ему перевозить морем танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояние до 3,5 тысяч морских миль (на скорости хода 16 узлов) . Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе. Технику на борт можно загружать разными способами: палубным или портальным краном, также она может заехать на борт судна своим ходом через кормовую аппарель.

Помимо боевой техники БДК может перевозить различные грузы, в том числе стандартные 20-футовые морские контейнеры. В стандартных 20-футовых морских контейнерах среди прочего может размещаться и ракетный комплекс Club-K, являющийся модификацией ракетной системы «Калибр». При этом вряд ли на борту БДК «Иван Грен» появятся какие-либо ракетные комплексы, так как противодействие кораблям противника не входит в его прямые задачи.

Легкие плавающие БТР, БМП и БМД могут выпускаться в море прямо с кормы и носа корабля, они в состоянии добраться до берега самостоятельно. Высадка десанта возможна при волнении моря до 4-х баллов . Благодаря дальности хода «Иван Грен» обладает возможностью отдаленного десантирования, он в состоянии патрулировать определенный регион на протяжении месяца, автономность плавания составляет именно 30 дней.

Полное водоизмещение десантного корабля составляет 5 000 тонн, длина – 120 метров, ширина – 16,5 метра, осадка – 3,6 метра . Сердцем БДК «Иван Грен» являются два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 л.с. Возможности силовой установки позволяют разгонять корабль до максимальной скорости 18 узлов. Экипаж корабля состоит из 100 человек.

Наиболее современными БДК в составе российского флота до появления кораблей проект 11711 были БДК проекта 755 польской постройки. «Иван Грен» превосходит их по водоизмещению – 5000 тонн против 4080 тонн у кораблей проекта 755, помимо этого новый российский десантный корабль на 8 метров длиннее, на 1,5 метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Соответственно выше и его десантные возможности.

В рамках работы над проектом и постройкой корабля его вооружение претерпело изменения. Согласно первоначальному проекту на борту БДК должна была появиться одна 76-мм артиллерийская установка АК-176М, два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш» и две пусковых установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». Однако в связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 претерпела изменения, а также для экономии денежных средств и времени постройки корабля в 2010 году было принято решение об изменении состава вооружения, которое сегодня носит сугубо оборонительный характер.

Вооружение БДК «Иван Грен» представлено одной двухавтоматной корабельной 30-мм автоматической артиллерийской установкой АК-630М-2, двух установок АК-630 с радиолокационной системой управления огнем 5П-10-03 «Ласка», двух 14,5-мм установок МТПУ «Жало», а также комплекса выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М», данный комплекс защищает корабль от ракет противника .

АК-630М-2 «Дуэт» – это современная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка, которая обеспечивает огромную скорострельность – до 10 000 выстрелов в минуту. Основное ее предназначение – это обеспечение противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне. В первую очередь она предназначена для поражения противокорабельных ракет и иных видов управляемого оружия. Также установка может решать задачи по поражению самолетов, вертолетов и БПЛА противника, малоразмерных надводных и береговых целей. Эффективная дальность стрельбы составляет 4000 метров.

Установки АК-630М-2 и АК-630 построены по схеме многоствольного оружия (по 6 стволов) с вращающимся блоком стволом (так называемая схема Гатлинга). Автоматика российских установок такого типа работает за счет энергии пороховых газов и в отличие от иностранных аналогов (Phalanx CIWS и Goalkeeper) не требует наличия внешних источников энергии для вращения блока стволов. Установленная на десантном корабле «Иван Грен» установка АК-630М-2 «Дуэт» стала дальнейшей модернизацией комплекса АК-630М1-2, от которого визуально отличается башней, получившей меньшую радиолокационную заметность.

Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеются два крупнокалиберных пулемета. Это МТПУ «Жало» – 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки , которые предназначены для борьбы с воздушными, надводными и береговыми легкобронированными целями. Крупнокалиберные пулеметы позволяют эффективно поражать легкобронированные объекты на дальности до 2000 метров и 1500 метров по высоте. Для ведения огня по воздушным, надводным и береговым целям используются патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32, бронебойно-трассирующей пулей БЗТ, а также зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ.

В интернете и различных СМИ можно было встретить утверждения о том, что новые российские БДК проекта 11711 якобы являются своеобразной заменой построенным во Франции, но так и не переданным Российской Федерации – универсальным десантным кораблям-докам типа «Мистраль», но это абсолютно неверно. Во-первых, постройка БДК «Иван Грен» началась задолго до решения Минобороны приобрести во Франции «Мистрали», во-вторых, корабли трудно сопоставить даже по своим техническим возможностям, главным образом размерам. Сравнивать их некорректно из-за огромной разницы в водоизмещении (более чем в 4 раза), а также размерах авиационной группы (Мистрали могут нести на борту до 16 легких вертолетов).

АК-630М-2 «Дуэт» - российская корабельная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка

Более корректным является сравнение новых российских БДК проекта 11711 с китайскими кораблями Тип 072-III (класс Yuting-II), которые представляют собой большие танкодесантные суда, являющиеся основными десантными средствами в составе военно-морских сил КНР. При близких характеристиках и размерах, российский проект в выгодную сторону отличается наличием на борту полноценного вертолетного ангара.

Несмотря на то, что российские военные моряки не заинтересованы в дальнейшем приобретении БДК проекта 11711 (информация об этом появилась в 2015 году), отказавшись от них в пользу более крупных кораблей нового поколения, ставить крест на дальнейших перспективах БДК проекта 11711 пока что рано. В настоящее время корабль уже обладает паспортом экспортного облика, поэтому может продвигаться Россией на экспорт. Об этом сообщал телеканал «Звезда» со ссылкой на Сергея Власова, являющегося генеральным директором Невского проектно-конструкторского бюро. Судя по официальному каталогу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), речь идет о проекте 11711Э, который получил увеличенное до 6600 тонн водоизмещение.

К более крупным десантным судам, которые в будущем могут появиться в составе российского флота, можно отнести . В рамках работы форума «Армия-2015» был впервые представлен макет универсальных десантных кораблей проекта «Прибой» с водоизмещением более 14 тысяч тонн и вместимостью до 500 десантников, 20-30 танков или 60 единиц различной военной техники. Помимо всего прочего данные кораблей смогут взять на борт до 8 вертолетов Ка-27 или Ка-52К.

Вопрос с поставками в Россию двух десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» обернулся интересом к отечественным разработкам в этой области. В настоящее время практически со 100%-ной вероятностью можно говорить о том, что Франция не передаст России уже построенные «Мистрали». В этих условиях Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) создало проект десантного корабля, который сможет стать альтернативой французским кораблям. В частности, на стенде главного командования ВМФ России в рамках проводимого в стране форума «Армия-2015» в виде макета был представлен новый универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разработанного специалистами Невского ПКБ.

Данный корабль обладает водоизмещением около 14 тысяч тонн при осадке 5 метров и в состоянии нести на борту до 8 вертолетов Ка-52К и Ка-27(29). Десантный корабль сможет развивать скорость до 20 узлов, а дальность его плавания составит 6 тысяч миль, автономность похода — 60 суток. Длина корабля составит 165 метров, ширина — 25 метров. Универсальный десантный корабль проекта «Прибой» сможет перевозить на борту до 40-60 единиц различной техники и до 500 десантников. УДК сможет взять на борт четыре десантных катера проекта 11770М или два катера проекта 12061М.

ДК пр. 12061М “ Мурена “

ХАРАКТЕРИСТИКИ : Водоизмещение: - стандартное - 104,0 т - полное - 148,0 т Длина, м 31,3 Ширина, м 12,9 Осадка:, м 1,0 Главная энергетическая установка: - тип - газотурбинная; - количество х тип ГТД - суммарная мощность - 2 х М-70 - 20 000 л.с.; - количество х тип движителей - 2 X ВВ; - количество X тип - мощность источников тока ЭЭС - 2 х ГТГ - по 70 кВт; Скорость, уз 55 Дальность плавания, миль 200 скоростью 50 уз. Десантовместимость 2 боевые машины пехоты или 2 бронетранспортера, или 3 бронемашины, или 2 плавающих танка, или 1 средний танк, или 130 человек, Экипаж 12 ВООРУЖЕНИЕ 1х4 ПУ ЗРК 9К310 «Игла-1» (ЗУР 9М313) 2х6 30 мм АК-306 - 1000 выстрелов 2х1 30 мм гранатомета БП-30 «Пламя» (нет на пр.12061Э) 10-24 мин НРЛС «Лазурь», «Экран-1″

ДК пр. 11770М “ Серна “

Водоизмещение, т: — порожнем 53,0 — полное 105,0

Длина, м: — наибольшая 26,65

— ширина корпуса наибольшая 5,8

— осадка при полном водоизмещении на стопе 1,52

— осадка при полном водоизмещении на ходу 1,3

— размеры грузовой платформы 13,9 х 4,0

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 4 (-)

Главная энергетическая установка:

— тип дизельная

— количество х тип ГТД — суммарная мощность, л. с 2 х М-503А-3 — 6600

— количество х тип движителей 2 х ВФШ в полутонеле

— количество х тип — мощность источников тока ЭЭС, кВт 2 х ДГ — по 16

Скорость хода, уз: — наибольшая 30

Дальность плавания ходом 30 уз, мили: 100 или 600 (с нагрузкой 37 т и дополнительными запасами топлива)

Автономность по запасам провизии с десантом, сут 1

Вооружение:

Десантовместимость: — количество единиц бронетанковой техники 1 средний танк Т-80У или 60 морских пехотинцев с полным снаряжением, возможны варианты (общая грузоподъемность до 45 т)

Переносной зенитный ракетный комплекс:

— наименование «Игла*»

— количество ПУ х направляющих 1x2

— боезапас ЗР 6

Радиоэлектронное:

— РЛС общего обнаружения «Миус»

При этом его противовоздушная оборона будет построена на базе ЗРПК морского базирования «Панцирь-М».

Строительство первого корабля серии планируется начать уже в 2016 году, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на свой источник. В то же время ранее появлялась информация о том, что российский флот получит новый десантный корабль нового поколения к 2020 году. Об этом в июне 2015 года говорил Владимир Тряпичников, начальник управления кораблестроения ВМФ России. По его словам, новый корабль в разы превзойдет по водоизмещению БДК «Иван Грен» (водоизмещение около 5 тысяч тонн), по всей видимости, Тряпичников говорил тогда именно об УДК проекта «Прибой». Предположительно для нужд ВМФ России будет построено 4 корабля данного типа.

Макет УДК "Прибой".

Стоит отметить, что УДК проекта «Прибой» вполне вписывается в облик современного десантного судна. По своим основным характеристикам он будет приблизительно соответствовать основным параметрам универсальных десантных кораблей Голландии типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», которые и были выбраны в качестве образцов. Данные боевые корабли также обладают водоизмещением 14-16 тысяч тонн, в состоянии перевозить до 500-600 морских пехотинцев и несут на своем борту 6 вертолетов и необходимый набор плавучих десантно-высадочных средств.

Однако корабль проекта «Прибой» — это будущее российского флота, данный проект дошел лишь до стадии макета и до момента его постройки и принятия на вооружение может пройти достаточно долгое время. Ниже мы рассмотрим большие десантные корабли, которыми реально располагает или совсем скоро будет располагать (БДК «Иван Грен» должны принять до конца 2015 года) российский военно-морской флот.

БДК проекта 1171 «Тапир»

Большой десантный корабль (БДК) океанской зоны проекта 1171 (шифр «Тапир», по натовской кодификации «Alligator») предназначен для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна, а также переброски морем грузов и войск. Корабль в состоянии производить высадку десантных подразделений непосредственно на берег, а плавающую технику может спустить на воду. Головной корабль данного проекта «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года на стапеле Прибалтийского судостроительного завода №820 «Янтарь» в Калининграде. Корабль был спущен на воду 1 июля 1964 года. При всех своих недостатках это был первый в Советском Союзе БДК, который мог с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту некоторое время нести службу в удаленных районах мирового океана. За десять лет с 1964 по 1974 год в СССР было построено 14 кораблей данного проекта, которые выпускались в четырех разных вариантах. В течение почти 20 лет корабли проекта 1171 составляли основу стратегических десантных сил СССР.

Корабль обладал полным водоизмещением 4650 тонн, осадка составляла 4,5 метра, длина — 113,1 метра, ширина — 15,6 метра. Скорость полного хода БДК проекта «Тапир» составляла 16,5 узлов. Дальность плавания равнялась 4,8 тысячам миль (примерно 8,9 тысяч километров). Автономность плавания большого десантного корабля по запасам провизии и топлива (без их пополнения в походе) у первых кораблей серии составляла 10 суток, у последующих кораблей — 20 суток.

Высадочное устройство корабля включает в себя носовые ворота с аппарелью, а также откидной герметичный лацпорт, расположенный на корме. Погрузка на корабль техники может производиться своим ходом через кормовое или носовое высадочное устройство. Для погрузки грузов на верхней палубе либо через люки в твиндек на корабле имеются специальные краны. Высадка десанта с корабля может осуществлять на плаву, а неплавающая техника высаживается непосредственно на побережье, при этом минимальный уклон дна должен составлять 2-3 градуса (в зависимости от массы принятых на борт корабля грузов). Помимо всего прочего БДК проекта 1171 могли использоваться для транспортировки боеприпасов, а также для перевозки ракет в контейнерах.

Силовая установка корабля дизельная, представляет собой два силовых агрегата мощностью по 4,5 тысячи лошадиных сил каждый (модели двигателей отличались в зависимости от модификации корабля). Вооружение также могло быть различным и состояло из спаренной универсальной корабельной артиллерийской установки ЗИФ-31Б калибра 57-мм и двух спаренных 25-мм орудий 2М-3. Также на корабле были смонтированы две установки реактивной системы залпового огня «Град-М», предназначенные для поддержки десанта. Для противовоздушной обороны должны были использоваться ПЗРК «Стрела-3».

БДК проекта 1171 мог взять на борт до 20 основных боевых танков, около 45 БТРов, либо 50 грузовых машин и от 300 до 400 человек десанта. Члены десанта размещались в двух кубриках под первым и четвертым твиндеками. Помимо этого корабль мог использоваться для транспортировки грузов, взяв на борт до 1000 тонн различных грузов. В носовой части корабля располагался отсек для бронетехники, здесь же имелась аппарель, закрытая раздвижными воротами. В корме корабля для погрузочно-разгрузочных операций был оборудован откидной лццпорт. Экипаж корабля состоял из 69 человек, в том числе 5 офицеров. По информации из открытых источников, в настоящее время в строю ВМФ России находятся 4 БДК проекта 1171: 3 корабля в составе Черноморского флота и один корабль на Тихоокеанском флоте.

БДК проекта 1174 «Носорог»

БДК океанской зоны проекта 1174 (шифр «Носорог», по натовской кодификации Ivan Rogov) был предназначен для транспортировки и высадки сил десанта и боевой техники как на оборудованное, так и на необорудованное побережье с малым уклоном дна. Корабль в состоянии осуществлять высадку войск непосредственно на побережье, плавающую технику — на воду, неплавающую военную технику — при помощи специальных десантно-высадочных плавательных средств, личный состав десанта с носимым оружием также может десантироваться на берег на вертолетах.

В процессе работ по проектированию корабля по указанию Главкома ВМФ Советского Союза С. Г. Горшкова в проект вносились изменения, которые в конечном итоге привели к созданию весьма оригинального универсального десантного корабля, обладающего сравнительно небольшим водоизмещением. В результате внесения изменений в проект на корабле появилась доковая камера, а состав размещенной на борту авиагруппы был увеличен. Изменения в проект по ходу работ вносились под впечатлением от идущей полным ходом программы ВМС США по постройке УДК типа «Тарава». В ходе всех улучшений доступность берегов для БДК проекта 1174 стала: для носовой сходни — 17%, для десантных катеров — более 40%, для вертолетов — 100%.

Корабли данного проекта строились в СССР с 1973 по 1988 годы, всего было построено три таких корабля. Корабли были заложены и построены в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе №820 «Янтарь». По причине постоянных изменений проекта головной корабль серии «Иван Рогов» был готов только в 1978 году, через 14 лет после выдачи технического задания на его проектирование. Всего в Калининграде построили три таких судна: «Иван Рогов» (1978 год), «Александр Николаев» (1982 год) и «Мтрофан Москаленко» (1990 год). Первый корабль был списан из состава флота в 1996 году. Два других были отправлены в резерв в 1997 и 2002 годах соответственно. После истории с «Мистралями» в пресс появилась информация о проработке вопроса восстановления кораблей и возвращения их в состав ВМФ России.

Длина корабля проекта 1174 шифра «Носорог» составляла 157,5 метра, ширина — 23,8 метра, осадка — 5 метров. Полное водоизмещение корабля составляло 14 060 тонн. Скорость полного хода — 21 узел, дальность плавания при скорости 18 узлов и нормальном запасе топлива 4 тысячи миль, при максимальном запасе топлива 7500 миль. Силовая установка корабля была газотурбинной и включала в себя два силовых агрегата мощностью по 18 тысяч л.с. каждый. Автономность плавания по запасам провизии составляла 15 суток при нахождении на борту 500 десантников или 30 суток при нахождении на борту 250 человек десанта. Экипаж корабля составлял 239 человек, в том числе 37 офицеров. Для приема в море жидких и твердых грузов корабль был оснащен специальными системами.

Вооружение кораблей изменялось в зависимости от модификации и состояло из артиллерийской установки АК-726 калибра 76,2-мм, двух артустановок АК-630 4х30-мм, двух установок реактивных систем залпового огня «Град-М», одного ЗРК «Оса-М» (боезапас 20 ракет) и четырех ПЗРК «Стрела-3». На борту корабля могли базироваться до 4-х транспортно-боевых вертолетов Ка-29.

В танковый трюм БДК и доковую камеру при отсутствии в ней плавательных средств можно было погрузить до 50 танков ПТ-76, 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. При этом техника могла быть погружена на борт в различных сочетаниях. Также на борту можно было разместить до 500 человек десанта в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах, либо разместить 1700 тонн различных грузов. Для выгрузки на берег неплавающей боевой техники в доковую камеру корабля можно было принять до 6 десантных катеров проекта 1785 или проекта 1176. Либо три десантных судна на воздушной подушке проекта 1206 или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна».

БДК проекта 775

БДК проекта 775 для нужд советского флота строились в Польше на судостроительной верфи Stocznia Polnocna (Сточня Полночна), в городе Гданьске. Корабли строились с 1974 по 1991 годы, всего здесь было построено 28 кораблей данного проекта в трех различных модификациях. Изначально они классифицировались, как средние десантные корабли (СДК), но в 1977 году их переквалифицировали в БДК. В настоящее время корабли этого проекта являются самыми массовыми БДК российского флота, составляя основу российского десантного флота. На вооружении остается 15 кораблей данного типа, а с учетом захваченного в 2014 году российскими военнослужащими украинского БДК «Константин Ольшанский» — 16.

Десантные корабли проекта 775 создавались для замены БДК проекта 1171. Новый корабль должен был получить более мощное вооружение и улучшенную живучесть в отличие от проекта 1171, который был сделан на основе сухогруза. Корабли проекта 775 изначально проектировались, как специально предназначенные для десантных операций судно. Они должны были занять промежуточное положение между «Носорогами» и СДК. БДК проекта 775 имеют длину 112,5 метра, ширину — 15 метров, осадку — 4,26 метра, полное водоизмещение корабля составляет 4400 тонн. Скорость полного хода — 17,6 узлов, дальность плавания до 4 тысяч миль (около 7,4 тысяч километров), автономность плавания — до 30 суток. В качестве силовой установки использовались два дизельных двигателя Zgoda-Sulzer, развивающие мощность по 9,6 тыс. л.с. каждый.

Вооружение кораблей данного проекта было различным в зависимости от модификаций. Изначально предусматривалась установка двух спаренных артиллерийских установок калибра 57-мм АК-725 с дистанционным наведением. Для повышения огневой мощи и средств ПВО на корабли проекта 775М устанавливалась 76,2-мм артиллерийская установка АК-176 и две АК-630М 4х30-мм. Для подавления береговой обороны противника и уничтожения его живой силы на десантные корабли проекта 775 устанавливались две пусковых установки РСЗО «Град-М». В качестве средств ПВО могли использоваться ПЗРК «Стрела-3» и «Игла».

Корабли проекта 775 изначально рассчитывались на перевозку морем усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 10 танков. Размеры грузового отсека 95х4,5х4,5 метра, также корабль мог взять на борт до 480 тонн различных грузов. Десантники размещались в нескольких кубриках, а офицеры в четырехместных каютах. Экипаж корабля составлял 98 человек, в том числе 8 офицеров.

БДК проекта 11711 «Иван Грен»

Большие десантные корабли проекта 11711 (по натовской кодификации Ivan Gren) — это проект новых БДК российского флота, предназначенных для высадки десанта, перевозки грузов, боевой техники и оборудования. Данный десантный корабль является дальнейшим развитием кораблей проекта 1171 «Тапир», при этом большая часть конструкции корабля претерпела серьезные изменения. 11 июня 2015 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась церемония закладки второго БДК проекта 11711 «Пётр Моргунов». Головной корабль серии «Иван Грен» был заложен на калининградском заводе в декабре 2004 года, корабль был спущен на воду в мае 2012 года, передача корабля военным запланирована на 2015 год. Всего до 2020 года ВМФ России должны были получить 6 кораблей данного типа.

При создании корабля большое внимание уделялось условиям обитания на нем экипажа и десанта. Погрузка боевой техники на корабль возможна двумя способами: самостоятельно при помощи аппарелей, либо при помощи портовых или палубных грузовых кранов через четырехстворчатый грузовой люк, расположенный в верхней палубе. Данные люки позволяют также вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед высадкой десанта боевые машины запускают двигатели, работающие на холостых оборотах, что приводит к заполнению десантного пространства выхлопными газами. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ в районе грузового люка на судне имеется кран грузоподъемностью 16 тонн и два шлюпочных крана, предназначенных для работы с моторными лодками и шлюпками.

Полное водоизмещение БДК «Иван Грен» составляет 5000 тонн, что делает его крупнейшим среди всех БДК российского флота, находящихся в строю на данный момент времени. Скорость полного хода составляет 18 узлов, дальность плавания — до 3500 морских миль при скорости хода 16 узлов. Автономность плавания — до 30 суток. Экипаж корабля состоит из 100 человек. Боевая техника располагается на танковой палубе внутри БДК, это могут быть как основные боевые танки массой до 60 тонн (13 танков), так и БМП и БТР (до 36 единиц), либо 300 человек десанта.

Из оружия на борту корабля установлены две пусковых установки РСЗО «Град-М», две артиллерийских установки АК-630М 4х30-мм, а также универсальная артиллерийская установка АК-176 калибра 76,2 мм. Помимо этого, на корабле предусмотрено базирование одного транспортно-боевого вертолета Ка-29. По некоторой информации, в качестве средства ПВО может использоваться комплекс «Игла-В».

Военно-морской флот России пополнился большим десантным кораблём (БДК) «Иван Грен». Торжественная церемония вхождения корабля в состав ВМФ России прошла на заводе «Янтарь» в Калининграде. В скором времени судно поступит в распоряжение Северного флота. «Иван Грен» стал крупнейшим десантным кораблём страны. Судно может перебрасывать на театр военных действий целый батальон морской пехоты с танками и бронетехникой. О боевых возможностях новейшего российского БДК - в материале RT.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • Игорь Зарембо / РИА Новости

На судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась торжественная церемония поднятия Андреевского флага на большом десантном корабле (БДК) проекта 11711 . Ожидается, что в ближайшее время судно будет передано .

На церемонии присутствовали представители командования Балтийского флота, заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, топ-менеджеры Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).

Детище «Янтаря»

«Иван Грен» — головной корабль проекта 11711 разработки ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». На текущий момент это самый крупный БДК ВМФ России. Водоизмещение гиганта — 5 тыс. т, длина — 120 м, ширина — 16,5 м, осадка — 3,6 м.

«Проект 11711 значительно отличается от советских предшественников. «Грен» и «Моргунов» обладают большим водоизмещением и вместимостью. Также на российских БДК установлены новые дизельные двигатели, бортовая электроника, более мощная гидравлика. Потребность в таких кораблях у нашего флота огромная», — отметил в беседе с RT полковник в отставке Михаил Тимошенко.

Главная особенность проекта 11711 — способность перебрасывать батальон морской пехоты (порядка 400 человек) вместе с техникой. «Иван Грен» может взять на борт 13 танков или более 30 единиц бронетехники (БТР и БМП). На палубе БДК помещаются транспортно-боевой вертолёт и два многоцелевых Ка-27.

  • Проект БДК «Пётр Моргунов»
  • Изображение: пресс-служба Минобороны РФ

Дальность действия новейшего корабля составляет 4 тыс. миль (около 6 тыс. км). Как уточняет Минобороны, на испытаниях «Иван Грен» показал «хорошие мореходные качества и безупречную работу всех систем жизнеобеспечения».

Вооружение БДК включает реактивную систему залпового огня «Град-М», 57-миллиметровую спаренную зенитную артиллерийскую установку ЗИФ-31Б, две 30-миллиметровые шестиствольные автоматические пушки АК-630 и одну модернизированную артустановку АК-630М-2 «Дуэт» с радиолокационной системой управления огнём 5П-10-03.

Проектирование «Ивана Грена» началось в 1998 году. Корабль был заложен в 2004 году, но его строительство затянулась из-за нехватки финансов и постоянных изменений технического задания, которые вносил заказчик.

«Первоначально техническое задание было выдано на корабль, который ходил бы по внутренним водным путям — рекам и каналам. Соответственно поставленной задаче были заложены его ширина, высота и осадка. Затем нам пришлось переделывать его в морской корабль — изменять высоту надстройки и вносить ещё кое-какие изменения в проект», — пояснил в интервью ТАСС гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов.

В результате БДК был спущен на воду в мае 2012 года. В октябре 2015 года стартовали швартовные испытания корабля, позже — ходовые. С ноября 2017 года по май 2018 года проходил .

Как сообщили СМИ, военные выявили проблемы с задним ходом корабля. В конце декабря 2017 года госиспытания были приостановлены, а 3 апреля, после устранения недочётов, — возобновлены. 2 июня «Янтарь» подписал с Минобороны приёмный акт госиспытаний.

Необходимость обновления

Обновление десантного флота — одна из приоритетных задач Военно-морского флота России. В июне 2015 году главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков (с 2016 года эту должность занимает Владимир Королёв) заявил, что состав десантных судов будет практически полностью заменён к 2050 году.

«Необходимость обновления состава десантных кораблей на всех флотах давно назрела. Это учтено кораблестроительной программой. Главное командование разработало и разрабатывает технические требования… по большинству проектов десантных кораблей — от десантного катера до большого десантного корабля», — сказал Чирков.

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов (сейчас — вице-премьер) сообщил, что в Госпрограмму вооружения до 2025—2027 годов включена постройка двух универсальных десантных кораблей (УДК). Позже в Объединённой судостроительной корпорации уточнили, что речь идёт о вертолётоносцах типа «Прибой».

  • Морские пехотинцы Тихоокеанского флота РФ и военнослужащие специального подразделения Вооруженных Сил Индии производят высадку на берег
  • Виталий Аньков / РИА Новости

18 июня 2018 года агентство ТАСС сообщило, что АО «Северное проектно-конструкторское бюро», находящееся в Санкт-Петербурге, работает над созданием принципиально нового БДК водоизмещением около 8 тыс. т. Как уточнили в ОСК, инженеры ведут разработку эскиза будущего корабля.

Невское ПКБ готово предложить Минобороны модернизированный вариант проекта 11711. В обновлённой версии БДК будут улучшены «обитаемость» и ходовые качества. Как заявил ранее Власов, предприятие способно удовлетворить любые требования заказчика.

«Иван Грен» — прекрасный корабль, способный выполнять те задачи, для которых он разрабатывался, но назвать его принципиально новым нельзя, так его слишком долго проектировали. Поэтому мы слышим заявления о необходимости модернизации проекта 11711. Учитывая, что проблемы были только с головным кораблём, остальные БДК будут строиться намного быстрее», — заключил Тимошенко.