Служба надзора за судебными приставами. Кто осуществляет надзор за работой судебных приставов. В чем выражается надзор за исполнением законов судебными приставами

Фото Право.Ru

Судебный департамент при ВС РФ поставил перед Советом судей РФ вопрос о законности прокурорских проверок, проводящихся в системе Суддепартамента. В частности, прокуроры проверяют сотрудников региональных управлений СД на соблюдение ими антикоррупционного законодательства. По мнению СД, надзор над его работой вообще не входит в компетенцию прокуратуры.

Как говорится в представленной Совету судей справке, руководители региональных управлений Суддепартамента докладывают в Москву о проводящихся у них прокурорских проверках. Чаще всего прокуроры проверяют, исполняется ли законодательство о противодействии коррупции, а также правила содержания подсудимых в камерах временного содержания в судах.

Как указано в справке, "в ходе проведения вышеуказанных проверок в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента имеются случаи дополнительной проверки органами прокуратуры вопросов организации прохождения государственной гражданской службы с доступом к личным делам… и другим документам, содержащим персональные данные".

По мнению СД, проводя подобные проверки, прокуратура превышает свои законные полномочия. Так, в ст. 21 закона "О прокуратуре РФ" (см. ) приводится исчерпывающий список объектов прокурорского надзора, в который Судебный департамент не входит. В законе говорится, что прокуратура, в частности, надзирает за соблюдением закона в федеральных органах исполнительной власти. Однако, по мнению Суддепартамента, эта норма не распространяется на СД и его территориальные органы, поскольку они "не являются государственными органами исполнительной власти".

В подтверждение своей позиции СД ссылается на п.1 ст.1 закона "О Судебном департаменте при ВС РФ" (см. ), где СД назван "федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности… судов, органов судебного сообщества, а также финансирование мировых судей". При этом все органы Суддепартамента, говорится в справке, "призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей".

Из всего вышесказанного Судебный департамент делает заключение, что прокуратура не уполномочена осуществлять надзор за соблюдением законодательства в Суддепартаменте, а равно и в судах общей юрисдикции.

Напомним, что прокуроры не только проводят "антикоррупционные" проверки в учреждениях Суддепартамента и судах, но и порой отчитываются об их результатах в прессе. Например, в августе 2010 года мы рассказывали о том, что подобные проверки были проведены в управлении СД и администрациях судов в Тюменской области. Тогда прокуроры уличили ряд сотрудников местного суддепартамента и администраторов судов в подаче недостоверных сведений о своих доходах и других нарушениях, в результате чего были наказаны 11 человек.

О решении Совета судей по этому вопросу пока не сообщалось. Однако в четверг, общаясь с прессой после очередного заседания Совета, тему прокурорских проверок прокомментировали председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев и директор Судебного департамента при ВС РФ Александр Гусев.

На вопрос, имеет ли прокуратура право проверять органы Судебного департамента, Вячеслав Лебедев ответил, что "сотрудник СД - не судья, у него нет статуса и специального порядка его привлечения к ответственности, в том числе и к уголовной. Ну, что будет спорить сотрудник Суддепартамента, если у прокурора есть повод и основание для того, чтобы проверять - возбудить уголовное дело или нет?"

После этого глава Верховного суда подозвал Александра Гусева и попросил его дать свой комментарий. "Речь шла о том, — заявил Гусев, — что прокуратура проверяет состояние конвойных помещений, помещений для хранения вещественных доказательств. Собственно, шла речь о порядке совместных проверок Генеральной прокуратуры и Судебного департамента. Мы хотели бы подкрепиться позицией Совета судей, как эти проверки проводить, не более того. Это - право Генеральной прокуратуры, мы к ней относимся с огромным уважением и ни о чем не спорим".

Если граждане интересуются, кому подчиняются судебные приставы, значит, им пришлось встретиться с сотрудниками из этого ведомства. Так уж повелось, что по приятным причинам они не появляются в жизни. Порядок на судебных заседаниях обеспечивают эти специалисты. Без них не исполнялись бы многие судебные решения. Кому подчиняются судебные приставы? Обычно старшему служащему в подразделении. Многие положения для их правомочного поведения в 1997 году установлены Федеральным законом № 118-ФЗ. В законодательном акте распределена иерархическая служебная лестница, где указана подчиненность по старшинству как внутри структуры, так и по отношению к вышестоящим инстанциям.

Кто занимается принудительным исполнением?

В России действует сотрудники которой уполномочены осуществлять принудительное исполнение актов, исходящих из судов и различных правомочных органов. Если встает вопрос, кому подчиняются судебные приставы, то ответ на него прост. Деятельность службы контролирует и координирует Министерство юстиции РФ. Как и любая часть правовой системы, состоит она из различных иерархических ветвей, нижние из которых подчинены высшим инстанциям, где территориальные органы соединены в единую систему центральным аппаратом. К примеру, кому подчиняются судебные приставы отдельно взятого подразделения? Однозначно, старшему по чину, то есть человеку, назначенному высшим руководством для управления в конкретном подразделении.

Функции центрального органа

Центральный аппарат руководит всеми службами, распределенными по территории РФ, но во главе ведомства стоят следующие должностные лица:

  • директор ФССП, он же - главный судебный пристав;
  • первый заместитель;
  • заместители;
  • помощники и советники.

Внутри центрального аппарата созданы управленческие отделы, отвечающие за работу структурных подразделений по каждому направлению. Они состоят из управлений, которые тоже поделены на отделы.

Обязанности директора

На директоре ФССП лежит ответственность за руководство сложной и многофункциональной системой. В период управления главный судебный пристав обязан:

  • распределить обязанности;
  • установить полномочия;
  • организовать деятельность в центральном аппарате.

От директора в Министерство юстиции поступают сведения об оплате и численности работников структуры, о состоянии территориальных органов, с которыми он тесно взаимодействует.

Актуальность проблемы

Каким бы ни было ведомство по уровню статуса, там работают люди, которым свойственны ошибки, возможны злоупотребления своей властью. Поэтому так остро в последнее время встал вопрос о том, кому подчиняется служба судебных приставов. Некоторые граждане ищут ответ на него, чтобы получить помощь и защититься от самоуправства сотрудников при исполнении профессиональных обязанностей. Прежде всего любая деятельность подчинена закону, а реализатором его являются судебные инстанции.

Подавать жалобы - это право гражданина, но сразу начинать с высшего руководства не стоит, да и оно обязательно поинтересуется, какие стадии пройдены и совершена ли попытка урегулировать спор мирным способом.

Порядок формирования

В каждом субъекте сформировано свое территориальное подразделение ФССП. В крае или области оно тоже состоит из своего аппарата, который управляет районами. На местах отделы имеют начальника, заместителя. Здесь находится подразделение из восьми человек и старший, кому подчиняются судебные приставы-исполнители. В одной связке с ними работают:

  • сотрудники по обеспечению порядка в судах;
  • специалисты по проведению экспертиз;
  • следователи по депозитным счетам;
  • дознаватели и делопроизводители.

В Конституции РФ для каждой государственной структуры, частной организации или простого обывателя описаны главные принципах и порядок деятельности.

Как происходит реализация судебных решений?

Кому подчиняются судебные приставы района? Своему непосредственному начальнику. Он выполняет распоряжения краевого или областного руководства ФССП. Когда в службу поступает документация из суда для принудительного исполнения по вынесенному решению, у приставов начинается работа в рамках их полномочий:

  • сотрудники исполнительной структуры обязаны по долгу службы организовать своевременное, полное и правильное выполнение требований;
  • предоставить каждой стороне в исполнительном производстве материалы для ознакомления с постановлением, дать возможность выписать важные для них моменты, снять копию с документов;
  • рассмотреть поданные заявления с различными ходатайствами от участников, вынести свое решение, разъяснить, кому подчиняются судебные приставы города, в каком порядке происходит обжалование постановлений в данной сфере;
  • получить и обработать персональную информацию, если она необходима для производства;
  • объявить розыск лиц, указанных в исполнительной документации в рамках своих правомочий и в соответствии с законодательными установками;
  • осуществить розыскную деятельность по судебным актам, когда этого требует федеральный исполнительный орган при осуществлении функций нормативно-правового регулирования, чтобы обеспечить установленный порядок в судебной деятельности для исполнения правовых решений.

В данном случае описаны обязанности общего порядка, которые выполняют приставы-исполнители.

Как работает отдельно взятое подразделение?

Кому подчиняются судебные приставы в России? В системе исполнительной власти существует строгое распределение, где город подчиняется районному начальству, тот в свою очередь области, а завершается все в Центральном аппарате. Регламентируют их полномочия положения о судебных приставах согласно действующему на всей территории РФ Федеральному закону № 118-ФЗ. Работники подразделений, которые следят за безопасностью в судах, принадлежат к гражданским служащим, их отдел скрыт под аббревиатурой ОУПДС (обеспечение установленного порядка деятельности судов). Но организация труда по строгости приравнена к военизированным структурам. Весь персонал подчинен своему руководителю и выполняет беспрекословно его приказания:

  • принудительно приводит на судебные заседания лиц, игнорирующих повестки и явки;
  • охраняет судебные здания;
  • выезжает на аресты имущества.

Сотрудникам приходится во время выполнения служебного долга:

  • наблюдать скандалы;
  • отражать попытки к нападениям со стороны должников;
  • испытывать эмоциональное напряжение;
  • переживать нервные потрясения.

Прежде чем включить в штат специалиста, его направляют для прохождения специального обучения, после чего он работает под контролем старших наставников, чтобы его руководство было уверено в моральных качествах пристава.

Трудности ОУПДС

Во время работы происходит арест собственности, с которой не все граждане расстаются мирным способом. Для пресечения драк, безопасности окружающих и собственной жизни приставам разрешено применять физическую силу, а в крайне сложных ситуациях - огнестрельное оружие. В этой сфере работают образованные люди со знанием нормативных актов, так как превышение полномочий или бездействие наказуемо. Профессионалу сразу становится сразу понятно, кому подчиняется служба судебных приставов РФ. В первую очередь закону, по которому их может ожидать уголовная ответственность.

Права судебного исполнителя

На основании актов судебным приставам дано право на:

  • получение объяснений, справок в рамках исполнительного дела;
  • свободный вход в здания, которые занимает должник, он может вскрыть помещение или хранилище;
  • арест, изъятие, передачу для хранение в специально отведенные места имущества;
  • блокировку денежных средств и ценностей.

Структура подчинения судебных приставов позволяет самостоятельно совершать те действия на объекте, которые предусмотрены законом для исполнительного производства. Гражданин может обжаловать их поступки, обратившись в вышестоящие органы.

Какие знания не помешают никому?

Когда возникает проблема с ФССП, никто не имеет права препятствовать подаче жалобы на несоответствующее поведение должностных лиц. Следует узнать иерархию подчинения судебных приставов. В каждом подразделении есть старший, к нему необходимо обратиться в первую очередь. Возможно, достаточно будет устного заявления, при сомнении можно подать письменное. Отказать в принятии жалобы они не могут, дальнейшие действия проходят в установленном порядке:

  • заявление регистрируют как входящий документ;
  • старший пристав инициирует проверку деятельности своих подчиненных;
  • проводит беседы, при необходимости исправляет нарушения.

Кому можно подать жалобу?

Если ходатайство игнорируют, его прилагают к поданной претензии в вышестоящую структуру - районную или областную. Когда непосредственное руководство не предпринимает никаких шагов, что происходит в редких случаях, значит, поможет обращение к прокурору. Прокуратура, выявив достоверность фактов, станет инициатором для дальнейшего устранения нарушений в судебной инстанции. Уголовное судопроизводство располагает сведениями относительно полномочий ФССП. Положения подробно описаны в статье 40 УПК РФ.

Должностные обязанности

Статья 151 УПК РФ утверждает права должностных лиц со стороны ФССП на проведение дознаний с перечнем преступных деяний, которые включены в деятельность судебных приставов. Приступить к деятельности может каждый гражданин, утвержденный в должности, если он достиг 20-летнего возраста и не имеет судимости. Кроме того, специалист должен обладать крепким здоровьем и быть образованным. Сотрудники могут выполнять процедуру дознания относительно лиц, которые:

  • уклоняются от алиментов и погашения кредитов;
  • препятствуют правосудию;
  • неуважительно относятся к суду;
  • разглашают сведения по судебным процессам, судьям, участникам;
  • совершают действия с описанным или арестованным имуществом;
  • не исполняют судебных приговоров.

При этом АПК РФ в статьях 17.3, 17.8 установил ответственность для граждан, если они препятствуют работе приставов, которые сами обязаны соблюдать законодательные положения и ни на шаг не отступать от нормативов. Наказание последует за неисполнение распоряжений судей и судебных исполнителей, а также любого правонарушения, затрагивающего деятельность ФССП РФ.

Итог

Работа у приставов трудная и ответственная. Поэтому к судебным исполнителям строгое отношение как начальства, так и контролирующих и правовых органов. Прежде чем приступить к своим должностным обязанностям, соискатель проходит двухмесячную стажировку. Затем его проверяет специальная профессиональная комиссия, по решению которой он поступает в резервную команду. Когда сотрудника зачисляют в команду, на протяжении всей своей деятельности ему предстоит доказывать свою порядочность.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

12.05.2009 № 155/7

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

О Б Я З Ы В А Ю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.

1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;

возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.

1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства - в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

на Главное управление по надзору за следствием - в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью - в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

на управление по надзору за расследованием особо важных дел - в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами».

4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник

Нередко граждане остаются недовольны принятыми судебными мерами в отношении их личных вопросов. В связи с этим возникает вопрос о том, куда жаловаться на судью. О том, куда можно обратиться с подобной жалобой, а также о структуре судебной системы и о Высшей квалификационной комиссии расскажем в этой статье.

Куда следует обращаться с жалобой на судью?

С точки зрения закона любые действия судьи должны быть добросовестными и соответствовать принятым нормам. Таким образом, судебная компетентность наряду с добросовестностью служат необходимыми условиями исполнения обязанностей по осуществлению правосудия. Так что прежде чем пробовать писать жалобу Президенту на судью, следует воспользоваться другими инструментами.

Согласно Кодексу этики, в своей деятельности судьи обязаны соблюдать общепринятые нормы нравственности и морали, неукоснительно следуя присяге. Судейский корпус объединяет в себе всех профессиональных судей. Сегодня главным органом, который обладает полномочиями для привлечения граждан, занимающих судебную должность, к дисциплинарной ответственности, выступает Высшая квалификационная комиссия. Она призвана контролировать следующие ступени судейства:

  • Судьи Верховного суда Российской Федерации (ВС РФ).
  • Федеральный арбитражный суд того или иного округа.
  • Арбитражная апелляционная инстанция.
  • Военные суды.
  • Члены совета судей.

Квалификационной комиссией рассматриваются дела по несоблюдению законов, которые носят названия «О статусе судей в России» и «Кодекс судейской этики».

Вот и вопрос о том, куда жаловаться на судью, немного проясняется. Пожаловаться можно как на действие, так и на бездействие во время выполнения служебных обязанностей. Причем проступком можно считать не только нарушение представленных законов, но и несоблюдение принятых норм и морали в рамках осуществления правосудия.

Прежде чем думать о том, куда жаловаться на судью, важно понимать существующие различия между незаконными процессуальными мерами и некорректным поведением этого лица. Действия должны обладать какой-либо процессуальной формой (к примеру, акт либо запись в протоколе для предоставления возможности обжалования их в вышестоящем органе власти).

Некорректное поведение относится в первую очередь к нарушению нравственных и этических требований. Примером в этом случае можно считать грубое и нетерпимое, а также нетактичное либо неуважительное отношение к действующим участникам судебного разбирательства, и тогда у лиц процесса невольно возникнет вопрос о том, куда жаловаться на судью.

В качестве ненадлежащего отношения также выступают предубеждения гендерного, расового и религиозного характера. Причиной обвинения может стать и разглашение информации, которая была получена в рамках исполнения обязанностей, и тому подобное.

Виды дисциплинарной ответственности

Итак, к судьям могут применять два варианта дисциплинарной ответственности:

  • Предупреждение либо замечание.
  • Преждевременное прекращение полномочий.

Непосредственно жалобу на судебные действия граждане могут подавать в Квалификационную комиссию самостоятельно либо через председателя для приостановления полномочий судьи. Комиссия судей, в свою очередь, рассматривает жалобу самостоятельно либо направляет ее для проверки председателю соответствующей вышестоящей инстанции. Чаще всего направляют в целях проверки жалобу председателю суда.

В том случае, если гражданин имеет претензии к судье касательно организационных вопросов работы, лучше всего будет обратиться к председателю данного органа власти, так как именно он организует всю деятельность инстанции, устанавливая правила внутреннего распорядка, а кроме того, контролируя их выполнение. Председатель суда также занимается распределением обязанностей между своими заместителями и судьями.

Любое решение комиссии можно оспорить в специализированном судебном органе. Важно отметить, что поступающие жалобы должны рассматриваться не позднее одного месяца с момента их получения.

Какую информацию следует указывать при составлении жалобы на судью?

Заявитель при подаче данного документа должен указать следующие сведения:

  • Свои личные данные, а именно Ф.И.О. и место жительства. Следует подчеркнуть, что если эта информация будет отсутствовать, то жалобу признают анонимной, и она не будет рассмотрена.
  • Требуется также указать Ф.И.О. судьи, действия которого подлежат обжалованию.
  • Название суда, в котором обвиняемое служебное лицо ведет свою деятельность.
  • Подробное и обоснованное описание сути претензий к данному судье.

В каких случаях жалоба может быть отклонена?

Жалобу могут отклонить в том случае, если не будут указаны все вышеприведенные сведения, а кроме того, в следующих ситуациях:

  • Обжалование судебного акта.
  • Наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных фраз наряду с угрозами.
  • В том случае, если прежде по жалобе уже давался ответ и претензия не содержит каких-либо новых фактов и доводов.
  • В ситуациях, когда жалоба имеет отношение к охраняемой федеральным законом тайне.
  • Отсутствие информации о совершении судьей дисциплинарного проступка.

Жалоба на решение судьи должна быть направлена через экспедицию, в которой работает судья, либо напрямую в Квалификационную комиссию по почте. Председатель суда, а также комиссия должны отреагировать на такие обращения и, как следствие, поставить вопрос о привлечении того или иного должностного лица к ответственности при наличии состава дисциплинарного нарушения.

Следует отметить, что сама процедура привлечения судей к ответственности зафиксирована в законодательстве и не требует со стороны граждан каких-либо материальных затрат в форме оплаты государственных пошлин, взносов и тому подобного.

Верховный суд России

Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) в нашей стране выступает органом, который занимается гражданскими делами, разрешает экономические, уголовные, административные и прочие споры. Таким образом, этот орган власти осуществляет в предусмотренных законом формах судебный надзор за выполнением деятельности нижестоящих инстанций, а кроме того, проводит процедуры в рамках своей компетенции в роли апелляционного и кассационного органа.

Высшая судейская комиссия

Высшая квалификационная комиссия судей состоит из двадцати девяти членов.
Начиная с 2002 года треть ее состава - это представители общественности. Данная инстанция призвана решать следующие вопросы:

  • Привлечение судей, которые находятся в отставке, к исполнению своих обязанностей.
  • Проведение аттестации судей наряду с присваиванием им квалификационных классов.
  • Предоставление согласия на назначение того или иного служебного лица на судейскую должность.
  • Приостановление либо возобновление полномочий судей.
  • Осуществление отбора кандидатов на судебную должность.
  • Наложение на судей дисциплинарных взысканий.
  • Осуществление иных полномочий.
  • Прекращение судебных полномочий.
  • Прекращение отставки судей.

Структура судебной системы

В нашей стране все судебные органы формируют суды федерального уровня и субъектов. Такое разделение объясняется необходимостью предоставления субъектам некоторых полномочий, касающихся создания органов правосудия.
Федеральными судами в России являются следующие инстанции:

  • Конституционный суд.
  • Верховный суд.
  • Суды субъектов России.
  • Районные суды.
  • Военные суды, которые составляют систему федеральных инстанций общей юрисдикции.
  • Высший арбитражный суд.
  • Федеральные арбитражные суды.
  • Кассационные инстанции.
  • Апелляционные инстанции.

К судам субъектов РФ относят:

  • Конституционные, или уставные суды субъектов страны.
  • Мировые судьи.

Конституционный суд считается высшим органом по уголовным, гражданским и прочим делам. Он осуществляет процессуальный надзор за их деятельностью, давая разъяснения по вопросам судебных практик. Высший арбитражный суд разрешает экономические споры и прочие дела, осуществляя в предусмотренных формах надзор за ходом их деятельности по вопросам судебной практики.

Необходимо отметить, что высшие судебные органы не имеют по отношению к другим судам властных полномочий. В рамках производства по гражданским и уголовным делам установлен свой порядок взаимодействия между инстанциями разных уровней. Конституционный суд и уставные органы субъектов России тоже не находятся в отношениях власти и подчинения между собой. Они выполняют свою деятельность в рамках имеющихся полномочий, при этом друг с другом они никак не связаны.

Суды, которые входят в единую систему, различаются по объему своих компетенций. Выделяют звенья судебной системы, то есть совокупность органов, которые наделены полномочиями, выделяющими их среди прочих, по которым они параллельно могут совпадать по отношению друг к другу.

Учитывая то, что Конституционный суд и уставные инстанции субъектов между собой функционально никак не связаны, различных звеньев они тоже не образуют.

Составляющие судебной структуры можно выделить в органах общей юрисдикции, например, на фоне рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также они прослеживаются в арбитражных инстанциях.

Судебная система: органы общей юрисдикции

В судах общей юрисдикции все органы можно подразделить на следующие звенья:

  • Районные, а кроме того, межрайонные суды, образующие основное звено.
  • Гарнизонные военные суды.
  • Мировые судьи.
  • Суды субъектов России, которые образуют среднее звено.
  • Военные суды.
  • Верховный суд как представитель высшего звена.

Арбитражные суды

В арбитражных судах также имеются свои подразделения:

  • Основным звеном считается арбитражный суд субъектов.
  • Средним звеном выступают апелляционные и кассационные инстанции.
  • Высшее звено представлено Высшим арбитражным судом.

Судебные инстанции

Суды, помимо всего прочего, подразделяют по инстанционному признаку, что зависит от того, какой вид деятельности они осуществляют. Итак, в рамках рассмотрения уголовных и гражданских процессов, а также дел об административных нарушениях выделяют судебную инстанцию. Такой суд выполняет определенную функцию, которая связана с рассмотрением и с разрешением дел. В рамках работы этого органа происходит рассмотрение дел по существу, а также проводится проверка законности наряду с обоснованностью принятых решений, которые выносятся другими судебными органами.
Процессуальное законодательство выделяет суды первой и второй инстанции:

  • Судом первой инстанции считается орган власти, принимающий решения по существу дел, которые находятся в его производстве. В роли судов этой инстанции в зависимости от групп гражданских либо уголовных процессов выступают, как правило, районные и военные. Дела по административным правонарушениям в рамках первой инстанции рассматривают мировые судьи.
  • Суды второй инстанции занимаются проверкой жалоб заинтересованных граждан либо, опираясь на представление прокурора, устанавливают обоснованность и законность решений, которые не успели вступить в силу. В органах общей юрисдикции, которые действуют в роли судов второй инстанции, выполняется апелляционное наряду с кассационным производством.

В апелляционном порядке рассматривают и гражданские, и уголовные дела в том случае, если решения, которые вынесены по ним судом первой инстанции, не успели еще вступить в законную силу. Смысл апелляционного производства заключается в том, что выполняется повторное исследование и анализ доказательств, а новое принятое решение по тому или иному делу может значительно отличаться от первоначального. Жалоба на мирового судью подается в вышестоящую инстанцию.

В отличие от апелляционных действий, кассационные меры подразумевают пересмотр решений по делам, вступившим в законную силу. В роли судов кассационных инстанций выступают органы, являющиеся вышестоящими по отношению к апелляционным. К примеру, в том случае, если уголовное дело было рассмотрено в первой инстанции, то в роли апелляционного органа станет выступать судебная коллегия, занимающаяся уголовными делами. В качестве кассационной инстанции будет выступать президиум суда субъекта России.

Касательно арбитражного процесса, апелляционные суды выступают органами по проверке законности и обоснованности судебных актов, которые принимаются в первой инстанции. Всего в России на сегодняшний день образовано двадцать апелляционных арбитражных судов. Каждый из них осуществляет проверку актов, которые были приняты арбитражными органами нескольких субъектов России. На вопрос о том, куда жаловаться на районного судью, ответ такой: в вышестоящую инстанцию в установленном законом порядке.

Надзорная инстанция образуется высшими судебными органами, которые представлены Верховным и Высшим арбитражным судами. Президиумы обоих приведенных инстанций занимаются осуществлением проверки в рамках надзора вступивших в законную силу актов и решений всех остальных органов.