Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. Благодарность за оказанную помощь — образцы, примеры. Нарушение лексической сочетаемости

Тема: «Лексические нормы - нормы словоупотребления»

2 часа

План

    Проблема нормы в лексике.

    Наиболее характерные стилистически маркированные лексические средства научного, официально-делового, публицистического, разговорного стилей. Случаи смешения стилей: прием и ошибка. Соотношение функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной окраски слов.

    Речевые ошибки в сфере лексики; их предупреждение.

Список литературы

    Введенская Л. А. Культура речи. – Ростов-н/Д., 2002. -С. 267-270.

    Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988. -С. 207-227.

    Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. -С. 57-75.

    Горбачевич К.С. Нормы русского литературного языка. - М.. 1978. –С. 40-83.

    Крылова О. А. Основы функциональной стилистики русского языка. – М., 1979. –С. 67-85.

    Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993.

    Нормы современного русского литературного словоупотребления. - М., 1986.

    Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. С. 75-111.

    Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. - М., 1979.

    Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.

Задания

    Проанализируйте речь окружающих вас людей и составьте небольшое сообщение на тему: «Реализация лексических средств языка в прагматиконе личности». Обратите особое внимание на ошибки при использовании лексических средств языка или, наоборот, - на особое соблюдение лексических норм. Объясните, какими экстралингвистическими и собственно лингвистическими факторами это вызвано.

    Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления:

1. Линяют лисицы, и у куниц скоро появится наследство.

2. После приезда Хлестакова в городе начался полный адюльтер.

3. Коростов, ты обратно опаздываешь на лекцию.

4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.

6. Стоят дальневосточные березки в подвенечном саване.

7. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

    Найдите ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости и выбором слова. Исправьте предложения:

1. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

2. Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу.

3. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.

4. Представленные хозяйственными службами мероприятия нуждаются в дополнительных обоснованиях и рабочей силе.

5. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».

6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях.

7. Первая трудность произошла со стройматериалами.

8. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

9. Премьер-министр дает глубокую оценку экономической ситуации в стране.

10. Ты всю жизнь строишь себе идеалы.

11. Наша новая встреча состоялась только глубокой весной.

12. В этих соревнованиях Сергей Бубка одержал поражение.

13. Буду в районе двух часов.

14. Вдали охотники заприметили стаю уток и зайцев.

4. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России.

3. В отличие от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 столетия являет более пеструю картину.

4. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ .

5. Нас на занятиях учат высказывать свое мнение по поводу высказываний всемирно известных личностей.

6. Роль ваших примеров очень важна. К примеру, без них бы я не понял темы лекции.

7. Они думают, что о них можно подумать что-то плохое.

4. Объясните разницу в значении словосочетаний:

опасный человек – опасливый человек, освоить прочитанное – усвоить прочитанное, осудить действия – обсудить действия, представить возможность – предоставить возможность, техническое исполнение – техничное исполнение, фактический материал - фактичный материал .

В процессе литературного редактирования рукописи редактору часто приходится отмечать ошибки в словоупотреблении. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания: Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство (имеется в виду потомство); Я хочу продолжить семейную династию и потому решил стать офицером (вместо традицию). В таких случаях говорят об использовании слова без учета его семантики. Подобные лексические ошибки возникают в результате стилистической небрежности автора, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка. Так, в газетной статье читаем: Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах. Слово «возникнуть» означает «появиться, начаться, образоваться, зародиться», оно не подходит для наименования действия, которое требует значительных усилий. Возникнуть могут подозрение, тревога, сомнение (состояния самопроизвольные), возникают трудности, препятствия... Железные дороги не могут возникнуть, их прокладывают люди.

Употребление слов без учета их семантики меняет значение высказывания: Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий - метелями, резким понижением температуры. Автор имел в виду, конечно, погодные условия (плохую погоду), климат не мог измениться за один год.

При чтении рукописи редактору приходится взвешивать каждое слово, устраняя подобные ошибки. Стилистическая правка в таких случаях часто сводится к простой лексической замене:

1. Минеральные и витаминные добавки, введенные в рацион, очень калорийны. - Минеральные и витаминные добавки, введенные в рацион, очень полезны.

2. Платиновые термометры сопротивления работают в сложных условиях. - Платиновые термометры сопротивления применяются в сложных условиях.

3. Мы обращаем главное внимание на развитие качества продукции. - Мы заботимся об улучшении качества продукции.

Однако иногда, добиваясь точности и ясности, приходится прибегать к более сложным видам правки, обновляя лексический состав предложения, изменяя формулировки, перестраивая конструкцию. Рассмотрим примеры такой стилистической правки:

1. После звонка людям трудно пробраться в зал, приходится долго стоять в очереди из-за узкой двери. - После звонка люди толпятся возле узкой двери и долго не могут войти в зал.

2. Сферой формирования общественного сознания человека, его нравственных качеств, духовной жизни является художественная литература. - На формирование общественного сознания человека, его нравственных принципов, на его духовную жизнь огромное влияние оказывает художественная литература.

Употребление слов без учета их семантики может стать причиной алогичности и даже абсурдности высказывания.

В одном очерке было написано: «...И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване» (автор перепутал саван и фату).

Подобные ошибки возникают под влиянием ложных ассоциаций. На вступительном экзамене в Академию печати юноша написал в сочинении: «Я знаю, что еще живы предки А.С. Пушкина» (конечно, он имел в виду потомков поэта). Абсурдность высказывания в подобных случаях придает фразе комическое звучание.

Неточность словоупотребления объясняется не только низкой речевой культурой автора; иногда сознательно не хотят употребить то или иное слово, чтобы завуалировать отрицательный смысл высказывания. Пишут: фантазирует вместо врет, принимал подарки вместо брал взятки и т.д. Вспомним эпизод из рассказа А.И. Куприна «Дознание»: «Спроси его, взял он у Есипаки голенища?

Подпоручик опять убедился в своей неопытности и малодушии, потому что из какого-то стыдливого и деликатного чувства не мог выговорить настоящее слово «украл». Слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи, называются эвфемизмами (от гр. eu - хорошо, phēmi - говорю). Эвфемистичность речи нередко объясняется стремлением автора притупить критическую остроту высказывания при описании негативных явлений нашей жизни. Например, в местной газете корреспондент сообщал: Правление колхоза уделяло мало внимания охране общественной собственности, в то время как следовало бы признать, что правление колхоза безответственно отнеслось к охране общественной собственности (или закрывало глаза на расхищение общественной собственности). Неточность речи в подобных случаях уводит читателя от истины, искажает смысл.

Неправильный выбор слова может стать причиной различных речевых ошибок. Так, из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой): В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги (слово «митинг» появилось значительно позднее, причем в Англии); В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий (название города на Неве, которое употребил автор, было неизвестно в XVIII веке, следовало написать: в Петербурге).

Неправильное словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам. В числе их назовем алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Получается, что синтаксис сравнивается с научными статьями. Устраняя алогизм, можно написать: Синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных статей, или: Синтаксис энциклопедических статей имеет ряд особенностей, несвойственных синтаксису других научных статей. Часто выявление алогизма не вызывает затруднений, стилистическая правка в этих случаях проста:1. Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. - Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика.

2. Композиция туркменских сказок имеет много общего со сказками европейскими. - Композиция туркменских сказок имеет много общего с композицией европейских сказок.

3. Поломку в машине можно сравнить с нездоровым человеком, а слесаря - с врачом. - Поломку в машине можно сравнить с заболеванием человека, а слесаря - с врачом.

Однако иногда алогизмы не столь очевидны, и, чтобы устранить их, приходится значительно изменять авторский текст. Например: Наши знания о богатствах недр земли являются лишь незначительной частью скрытых, еще больших богатств. Можно предложить такие варианты стилистической правки этой фразы: Мы еще так мало знаем о богатейших залежах полезных ископаемых, тайну которых хранят недра земли; В недрах земли скрыты огромные богатства, о которых мы еще так мало знаем; Наши знания о полезных ископаемых еще так неполны! Мы знаем лишь о незначительной части богатств, скрытых в недрах земли.

Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Конечно, демонстрируется фильм, а не его название. Можно было написать: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм. Подобные ошибки в речи возникают и вследствие недостаточно четкой дифференциации понятий, например: Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а когда состоится премьера).

В случае подмены понятия стилистическая правка может быть различной: иногда достаточно заменить неудачно употребленное слово, в других случаях лексическая замена сочетается с использованием новых, уточняющих слов, наконец, порой необходимо переделать предложение, чтобы верно передать авторскую мысль.1. Радушные хозяева потчуют гостей разнообразным подбором национальных блюд. - Радушные хозяева потчуют гостей разнообразными национальными блюдами. 2. Фильм завершается театральным занавесом с эмблемой «Чайки». - В конце фильма мы видим на экране театральный занавес с эмблемой «Чайки». 3. Мороз, а работа кипит, потому что работники аэропорта устали от такого продолжительного времени нелетной погоды. - Мороз, а люди трудятся, потому что работникам аэропорта надоело вынужденное бездействие во время нелетной погоды.

Нелогичной нашу речь делает и неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения родовых и видовых категорий: При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 л молока (следовало употребить не родовое наименование -животное, а видовое - корова); В любое время суток медицина должна прийти на помощь ребенку. Надо было написать: В любое время суток медицина должна прийти на помощь больному (ведь в медицинской помощи нуждаются не только дети).

Особенно часто приходится наблюдать употребление родового наименования вместо видового, и это не только лишает речь точности, приводит к утрате тех конкретных сведений, которые составляют живую ткань повествования, но и придает стилю официальную, подчас канцелярскую, окраску. Родовые наименования нередко представляются говорящим более значительными, создают впечатление «важности» высказывания. Поэтому, как заметил писатель П. Нилин, «человек, желающий высказаться «некультурнее», не решается порой назвать шапку шапкой, а пиджак пиджаком. И произносит вместо этого строгие слова: головной убор или верхняя одежда» (Нилин П. Опасность не там // Новый мир. - 1958. - № 4.). К.И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» вспоминал, как при подготовке радиопередачи «отредактировали» выступление молодого литератора, который собирался сказать: «Прошли сильные дожди». «Заведующий клубом поморщился:

Так не годится. Надо бы литературнее. Напишите-ка лучше вот этак: «Выпали обильные осадки».

К сожалению, это необоснованное пристрастие к родовым наименованиям становится своеобразным трафаретом: некоторые авторы, не задумываясь, отдают предпочтение атмосферным осадкам перед дождями, ливнями, изморосью, снегом, метелью; зеленым насаждениям - перед сиренью, жасмином, рябиной, черемухой; водоемам - перед озерами, прудами, реками, ручьями... Замена видовых категорий родовыми делает нашу речь бесцветной, казенной. Не случайно большой художник слова С.Я. Маршак обращался к своим современникам с горьким упреком: «...Обеды, ужины мы называли пищей, а комната для нас жилплощадью была».

Причина нелогичности высказывания, искажения его смысла иногда кроется и в нечетком разграничении конкретных и отвлеченных понятий, например: Нужно подумать о кормах на зиму для общественного животноводства (имеются в виду, конечно, корма для животных, скота).

Рассмотрим примеры стилистической правки предложений, в которых нелогичность высказывания является следствием неоправданного расширения понятия или его сужения, замены конкретного понятия отвлеченным:

1. Нам рассказали о писателе и прочитали отрывки из его творчества. - Нам рассказали о писателе и прочитали отрывки из его произведений.

2. Три часа продолжался темпераментный ритм народной бразильской музыки. - Три часа продолжалась темпераментная бразильская народная музыка.

Новогодняя елка стала любимым праздником нашего детства. - Новогодняя елка стала любимым праздником наших детей.

Искажение смысла и даже абсурдность высказывания возникают в результате несоответствия посылки и следствия, например: Быстрота размножения вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба. Получается, что чем больше борются с вредителями, тем быстрее они размножаются. В этом случае следовало бы писать не о размножении вредителей, а об уничтожении, тогда мысль была бы сформулирована правильно. Приемлемы различные варианты стилистической правки предложения: Быстрота уничтожения вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба; Настойчивая борьба с вредителями ведет к более быстрому их уничтожению; Чтобы быстрее уничтожить вредителей, надо вести с ними упорную и планомерную борьбу; При упорной борьбе с вредителями можно быстрее добиться их уничтожения и т.д.

Логические ошибки в речи - большое зло: они не только порождают неясность высказывания, искажают его смысл, но и ведут к абсурдности, неуместному комизму речи. Пародийное звучание тех или иных утверждений в подобных случаях сводит на нет их информативную ценность. Одна реклама, расхваливая таблетки для тех, кто хочет похудеть, утверждает: Фирма гарантирует уменьшение веса на сто процентов.

Еще пример. Работая над рукописью статьи «Физкультура и здоровье», редактор находит в ней рассуждение:

Страшна не старость, а дряхлость, поэтому лучше умереть молодым и здоровым. Так думают многие.

Абсурдность высказывания в этом случае возникла из-за того, что автор не заметил подмены понятия, употребив слово умереть, а следовало написать: Хорошо бы остаться до конца жизни молодым и здоровым или: Сохранить бы до глубокой старости бодрость и здоровье. Внимательное отношение к лексике, правильный выбор слова, вдумчивый анализ логической стороны речи помогут автору и редактору избежать подобных ошибок.

Голуб И.Б.

Стилистика русского языка

Не хватит слов благодарности, чтобы выразить всю признательность вам, как учителю с большой буквы! Спасибо большое за то что вы делаете и как вы это делаете! Не всем везет иметь такого чудесного и компетентного учителя, который делает свою работу с душой!

От чистого сердца я хочу сказать Вам «большое спасибо» за Ваш труд, за Ваше терпение, за Ваше умение находить в каждом ребёнке талант, за Ваши старания, за Вашу поддержку. Я искренне желаю Вам здоровья, благополучия, крепких сил и замечательного настроения. Пусть каждый день открывает что-то новое и доброе не только для Ваших учеников, но и для Вас, пусть и летом, и зимой, и весной, и осенью Ваша жизнь будет яркой, весёлой и интересной.

Хотим выразить слова огромной благодарности. Спасибо Вам, за Ваш труд. За то, что изо дня в день, Вы каждому из своих учеников дарите частичку себя. Вы даете знания, делитесь своим опытом, уделяете свое внимание и, в конце концов, дарите частичку своего сердца. Спасибо за Ваш профессионализм, уникальный подход к каждому ребенку, Ваше исполинское терпение и ответственность. Желаем Вам здоровья, удачи и благополучия.

Дорогой учитель, от чистого сердца хочу сказать большое спасибо за Ваш бесценный труд и верные старания, за Ваше доброе сердце и искренность души, за Вашу упорную борьбу с дремучим лесом незнаний и за Ваш оптимизм. Вы помогаете не только узнавать что-то новое и важное, Вы вселяете крепкую веру и светлую надежду, Вы всегда можете дать верный совет и поддержать добрым словом. Желаю Вам долгих лет успешной деятельности, благополучия в жизни и прочного здоровья.

Дорогой мой учитель, спасибо Вам за то, что были для меня не просто преподавателем, а ещё и мудрым советчиком, верной поддержкой, хорошим другом. Я искренне благодарю Вас за всё, что Вы сумели сделать для меня, за Вашу отзывчивость и честность, справедливость и настойчивость. Спасибо. Желаю Вам всегда оставаться таким открытым, талантливым, разносторонним, добрым человеком. Также желаю успехов в деятельности и исполнения всех мечтаний жизни.

Большое спасибо Вам, добрый учитель. Спасибо за поддержку и понимание, спасибо за чуткость и отзывчивость, спасибо за верные знания и веру в меня, спасибо за светлые напутствия и добрые советы, спасибо за помощь и вдохновение. Я Вам желаю браво продолжать свой путь успешной и важной деятельности, желаю с крепким здоровьем и бодростью духа встречать каждый день.

Спасибо Вам, дорогой учитель, спасибо за знания, за добрые советы, за верные ответы на все мои вопросы, за понимание и теплоту души, за искренность и честность. Благодаря Вам я верю в себя и неутомимо стремлюсь к мечте, я преодолеваю преграды на пути к образованности и знаю, что меня ждёт успех. Спасибо Вам, желаю Вам огромнейших возможностей и удач в жизни, здоровья, личного блага и счастья.

Любимый наш педагог хотим сказать Вам огромное спасибо за заботу, наставления, навыки и нелегкий педагогический труд! Более тактичного, вежливого, умного, справедливого, мудрого и доброго учителя не сыскать. Нам с Вами очень повезло, спасибо за усилия и попытки научить и воспитать, за любовь к детям и преданность работе! Желаем Вам смышленых учеников и хороших родителей!

Учитель - это маяк в бурном потоке знаний. И пройдя общий путь, хочу сказать слова благодарности за каждое напутственное слово, поддержку, понимание и человеческое участие. Вы вложили в каждого ученика часть своей души, надеюсь, мы оправдаем ваши надежды! Спасибо вам за все, что вы для нас сделали!

От всего сердца хочется поблагодарить Вас за нелегкий, но такой благородный труд, терпение, умение выслушать! Ваш талант ладить с учениками и заинтересовывать их восхищает! Спасибо за знания и ежедневную самоотдачу!

Готовые тексты (23 образца) полноценного благодарственного письма за оказанную помощь.

Все имена, фамилии, наименования организаций, городов и адресов – использованы исключительно для удобства изложения. Не забудьте вставить на их место свои данные.

Вариант №1

Генеральному директору

Благотворительного

фонда «Атлантида» О. И. Апкину

Уважаемый Олег Ильич!

Выражаю Вам сердечную благодарность за благотворительную помощь и оказанную поддержку воспитанникам приюта.

Искренне желаю реализации всех Ваших добрых замыслов, крепкого здоровья, благополучия и счастья Вам, Вашим близким и родным.

Директор ГБУ СПДП «Скворец»

в Алтайском муниципальном

М. И. Зуева

Вариант №2

Генеральному директору

«Копилка Интернешнл»

А. С. Горбунову

Администрация ГБОУ Школа №123 и дошкольное подразделение №3 выражает искреннюю благодарность «Копилка Интернешнл» в лице генерального директора А.С. Горбунова за оказанную помощь в приобретении детских предметов гигиены для самых маленьких воспитанников детского сада.

Меценатство на Руси всегда считалось почетным занятием. Так пусть Ваше благородство и участие в жизни дошкольного отделения вернутся к вам сторицей.

Вы дарите не просто материальные ценности, Вы дарите счастливое детство нашим малышам.

Спасибо большое! Всех Вам благ и процветания!

Директор ГБОУ «Школа №123»

О. С. Мурлыкина

Вариант №3

Каширину Юрию Михайловичу!

Депутату городской Думы

города Липецка

Уважаемый Юрий Михайлович!

Администрация центрального района города Липецка выражает вам благодарность за оказание помощи в организации учебно-воспитательного процесса, укреплении материально-технической базы, подготовке образовательных учреждений района к новому 2018-2019 учебному году и плодотворное социальное партнерство.

Желаем Вам благополучия, процветания, здоровья и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Глава администрации

В. И. Гончаров

Вариант №4

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Сухумская детская школа искусств выражает огромную благодарность

Пчелиной Ольге Сергеевне, президенту «Корпорации риэлторов Мера сервис» за оказанную спонсорскую помощь.

Желаем Вам счастья, здоровья, новых побед, финансового благополучия и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Директор

И. В. Смирнов

Вариант №5

Уважаемый Максим Юрьевич!

Правление общественной организации инвалидов «Жизнелюб» выражает Вам сердечную благодарность за внимательное отношение к нам – людям с ограниченными физическими и материальными возможностями, за оказанную благотворительную помощь в организации праздничного мероприятия, посвященного Дню Инвалида 2019 г.

Желаем Вам и Вашему коллективу крепкого здоровья, энергии, оптимизма, успехов в труде, счастья, финансового благополучия и удачи во всем.

С уважением,

Председатель правления

В. В. Слепцов

Вариант №6

Муниципальное учреждение культуры «Библиотечная система»

Чапаевского района г. Елец

выражает благодарность

Гончаровой Елене Викторовне

депутату городской Думы г. Елец

за оказание финансовой помощи в проведении текущего ремонта филиала библиотеки им. М. Горького (ул. Троекуровская д.1)

Директор МУК БС

Чапаевского района г.Елец

Т.И. Смирнов

Вариант №7

Выражаем искреннюю благодарность

Индивидуальному предпринимателю Попову Максиму Юрьевичу

за помощь оказанную детям Дома ребенка, за щедрость и широту души!

Пусть отданное детям сегодня вернется к Вам завтра многократно приумноженным.

Главный врач

И. В. Самойлова

Вариант №8

Благодарность

Смирнову Илье Владимировичу,

Генеральному директору ООО «Woman-guru»,

за оказанную спонсорскую помощь МОУ Лебедянской средней образовательной школе.

Директор школы

С. К. Степанова

Вариант №9

Общественное Объединение Союз Ветеранов С-Петербурга «Блокадники»

Выражает благодарность Васильевой Анастасии Владимировне

директору АО «Баланс» за оказанную гуманитарную помощь для нуждающихся ветеранов.

Примите наши самые добрые и искренние пожелания мира, тепла, здоровья, радости и успехов.

Надеемся на наше дальнейшее сотрудничество и Ваше активное участие!

Председатель Общественного

объединения «Блокадники»

Л. Ю. Белова

Вариант № 10

Сельскохозяйственное управление администрации ЛО «Волосовский район» благодарит ООО «Кот в мешке» за оказанную спонсорскую помощь.

Своей поддержкой Вы вносите неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства Волосовского района, сохраняете традиции меценатства.

Пусть слова благодарности сельских тружеников служат Вам наградой за Ваше благородное дело».

Начальник сельскохозяйственного

управления администрации ЛО

«Волосовский район»

А. Н. Удачкин

Вариант №11

Общественное педагогическое детско-юношеское движение Калининского края «Прозрение»

выражает искреннюю благодарность и признательность Савеловой Антонине Павловне, воспитателю ДОУ «Детский сад №35» г. Калинин за оказание благотворительной помощи детям, которые по воле рока получили тяжелые онкологические заболевания.

Ваше деятельное участие в подготовке Благотворительного аукциона помогает не только облегчить состояние тяжелобольных детей, но и изменить их судьбу в лучшую сторону, дать возможность радоваться без боли и страданий!

Пусть Ваши добрые дела вернутся к Вам удачей, успехом и процветанием, и всегда в Вашей жизни будут здоровье, радость и счастье!

Председатель ОД «Прозрение»

З. М. Белоусова

Вариант №12

Уважаемая Татьяна Иннокентиевна!

Выражаем признательность Вам и Вашему коллективу за оказываемую помощь и желаем душевного мира, сердечной радости, достижения всех целей и удачи во всех делах и начинаниях.

Глава общества «Мир»

П. А. Зарубин

Вариант №13

Председателю благотворительного

фонда «Помощь»,

Петрову Ивану Сидоровичу

Выражаем Вам слова искренней благодарности за оказанную спонсорскую помощь в реализации проекта «Прикосновение к мечте».

Пусть Ваши доброта и щедрость будут вдвойне вознаграждены.

Мы верим, что всякий совершающий дела милосердия непременно получает доброе воздаяние в своей жизни.

С уважением,

Директор

О. Г. Муралов

Вариант №14

Уважаемая Анна Васильевна!

Выражаем Вам, коллективу Вашей школы, учащимся и их родителям искреннюю, глубокую благодарность за оказанную благотворительную помощь детям-сиротам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Очень приятно осознавать, что в наше непростое время есть люди, готовые помочь и протянуть руку помощи.

С Наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым!

Директор школы-интерната

А. Ю. Заботина

Вариант №15

Директору ООО «СтройФасадРемонт»

Савельевой И.В.

Уважаемая Изабелла Васильевна!

Сердечно благодарим Вас за оказанную помощь в строительстве храма святителя Аврамия Смоленского.

Молитвами святителя Аврамия Господь благословит и помилует Вас и Ваших родных, дарует мир Вашему дому и душам Вашим. Да не оскудеет рука дающего. Милость Божья всегда да пребывает на Вас и Ваших родных.

Клирик храма во имя святителя

Аврамия Смоленского,

священник

Афанасий Иванов

Вариант №16

Уважаемый Егор Егорович!

Министерство здравоохранения республики Адыгея выражает благодарность Вам и Вашему коллективу за оказание медицинской помощи населению Республики Адыгея и предоставленную спонсорскую помощь в организации торжественного мероприятия, посвященного празднованию Дня медицинского работника.

Желаем вашему коллективу здоровья, интересных идей и их реализации, громких успехов, надежных партнеров и процветания бизнеса.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

С уважением,

С. К Сидоров

Вариант №17

Уважаемый Павел Павлович!

От имени многотысячного населения Вагоностроительного района г. Разметелево и от себя лично позвольте выразить Вам сердечную благодарность за оказание финансовой и организационной помощи в проведении мероприятий по празднованию юбилея района и Дня вагоностроителя.

Желаем коллективу Вашего предприятия здоровья, счастья, удачи, финансового благополучия и надеемся на дальнейшее взаимопонимание и плодотворное сотрудничество.

С уважением,

Глава администрации

К. А. Кузьмин

Вариант №18

Кемеровская районная профсоюзная организация работников образования и науки РФ выражает искреннюю признательность профсоюзной организации МОБУ «СОШ №194 им. Н. Некрасова» за оказанную помощь пострадавшим членам профсоюза впоследствии наводнения в Потемкинском районе.

Желаем Вам успехов в труде и активной профсоюзной деятельности.

Председатель районной

Профорганизации

А. Н. Копейкина

Вариант №19

ЦТ «Центр творчества» благодарит Симонова Эдуарда Петровича – председателя жюри конкурса «Юные Художники» за оказанную помощь в организации и проведении конкурса.

Желаем Вам творческого вдохновения, новых прекрасных замыслов и достижения новых вершин.

Директор ЦТ «Центр творчества»

Р. Р. Кузина

Вариант №20

Управление спорта города Тамбова выражает благодарность Ларионовой Галине Геннадьевне, учителю технологии «Лицея №3 г. Тамбова» за оказанную помощь в создании кукольного театра для городской библиотеки №8 «Библиотечная система г. Тамбова»

Начальник управления спорта

города Тамбова

А. К. Анисимова

Вариант №21

Уважаемая Антонина Вячеславовна!

Творческий коллектив «Мурзинки» от чистого сердца выражает Вам свою искреннюю благодарность за помощь в обеспечении коллектива концертными костюмами для участия в соревнованиях по спортивным танцам «Новые таланты», а также за помощь в подготовке участников к соревнованиям.

Спасибо Вам за отзывчивость, за доброе сердце, за креативность и целеустремленность, с которой вы помогали нам решить поставленные задачи. Пусть все ваши мечты сбываются, планы реализуются, цели достигаются. Желаем всех благ Вам и Вашим близким.

С уважением,

руководитель творческой группы

Р. О. Воронова

Вариант №22

Уважаемый Илья Борисович!

Примите нашу искреннюю благодарность за Вашу помощь и оказанное содействие в приобретении сантехники и услуг по ремонту помещений интерната для детей с ограниченными возможностями «Вера».

Благодаря Вам наш интернат преобразился, качество жизни детей несомненно повысилось, а уход за самыми маленькими стал ощутимо легче для персонала.

Мы от всей души желаем Вам всего самого светлого что только может предложить этот мир.

С уважением,

Директор школы-интерната «Вера»

О. Л. Агибалова

Вариант №23

Уважаемый Иван Прохорович!

Директор, педагоги, ученики школы №1155 г. Тверь искренне благодарны издательству «Радуга» и Вам лично за оказание помощи в распространении информации и изготовлении рекламных плакатов для акции «Защити животных нашего двора».

Благодаря Вам об акции узнало очень много людей, и мы смогли реализовать задуманное. Эффект от акции превзошел все наши ожидания и мы потрясены профессионализмом Вашей работы и креативностью Вашей команды.

Желаем Вам взять все запланированные высоты, решить все задачи, процветать и восхищать жителей нашего города замечательными результатами своего труда.

С искренней надеждой на дальнейшее сотрудничество

и уважением,

Директор школы №1155 г. Тверь

Ф. З. Табуреткина

  • В шапке (верхняя часть страницы) каждого письма, до основного текста должно быть указано – «Благодарственное письмо»
  • Сделать письмо более душевным можно, добавив в текст теплые слова пожеланий и (здоровья, счастья, благополучия, процветания, успехов и т.д.)
  • При оформлении, текст письма раскладывают по центру страницы
  • Наименование организации и должность ответственного лица размещают слева внизу страницы (после текста)
  • Инициалы и саму фамилию размещают по правому краю внизу страницы (подпись и печать – посередине внизу)
  • Самой последней на странице (в самом низу) должны быть: наименование города и дата (можно оставить только год, а можно указать дату целиком)

Блок информации

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении:

- незнание значения слова.

Он сунул ноги в удила и поскакал рысью .

Удила – приспособление из железных стержней, прикрепляемых к узде и вкладываемых в рот лошади. Надо было употребить слово стремя .

- смешение паронимов . Сравните: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.

Праздничный – прилагательное к слову «праздник»

Праздный – не заполненный, не занятый делом.

Нарушение лексической сочетаемости.

Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что

Слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня

Одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников

Разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню

Несовместимы по традиции: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.

Употребление лишних слов.

Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший;вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Тавтология и неуместное повторение слов.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».

Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

Ошибки в употреблении местоимений.

Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь» можно понять в 4 вариантах.

Использование клише и штампов.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. 2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. 3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь. 4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. 5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию. 6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

  1. Они работали как самые отъявленные специалисты.
  2. Наши воины совершили много геройских подвигов.
  3. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.
  4. Шолохов изобразил образы трех коммунистов.
  5. Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.
  6. Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.
  7. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
  8. Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.
  9. Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.
  10. За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

  1. В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
  2. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
  3. Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.
  4. Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»
  5. Вся публика была уже в триумфе.
  6. На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.
  7. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.
  8. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.
  9. наконец-то обнаружены остатки царской семьи.
  10. Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Тестовые задания

Вариант 1

  1. Паронимами не являются слова

а) идеалистический – идеалистичный

б) умственный – интеллектуальный

в) романтический – романтичный

г) криминальный – криминогенный

2. Правильно построены словосочетания

а) продвигать кого-либо по должности

б) повышать в должности

в) ввести деятельность

г) убедиться о достоинствах работы

3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

а) нестерпимый

б) удачливый

в) терпеливый

г) терпимый

4. Правильно построено словосочетание

а) свободная вакансия

б) монументальный памятник

в) хронометраж времени

г) обыкновенное чудо

5. Правильно построено предложение

а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

в) Они сыграли главную роль в этой истории.

г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

6. Правильно построены предложения

а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

в) Мы получили неожиданные результаты.

г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

а) самоотверженный проступок

б) главный приоритет

в) презентовать ценный подарок

г) тактический ход

9. Правильными являются сочетания слов

а) дельный взор

б) деловой вид

в) националистический бюджет

г) сатиричное произведение

10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) шумовой

б) экономичный

в) шумный

г) громкий

Вариант 2

1. Лишним в синонимическом ряду является слово

б) невежа

в) профан

г) невежда

2. Синоним к слову плеоназм

а) избыточность

б) тавтология

в) образность

г) красочность

3. Правильно построены словосочетания

а) прыгать с парашюта

б) предпринять меры

в) заслужил известность

г) приобрел известность

4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) маломощный

б) экономичный

в) экономный

г) задушевный

5. Правильно построено словосочетания

а) выдающийся виртуоз

в) одеть пальто

г) заразная инфекция

6. Правильно построено предложение

а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

в) Это не играет никакого значения.

г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

7. Правильно построены предложения

а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г) Командированные шумели в кабинете администратора

8. Правильными являются сочетания слов

а) главная суть

б) очевидный факт

в) памятный сувенир

г) тактическое обращение

9. Правильно построены словосочетания

а) гостиничный номер

б) лесистая река

в) предварительный аванс

г) практический цвет

10. Правильно построены словосочетания

а) скоропостижное решение

б) уменьшение стоимости

в) прыгать с парашюта

г) подорожание цен

Раздел 3. Фразеологизмы

Блок информации

В русском языке существуют два вида словосочетаний: свободные и несвободные (устойчивые). Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами, а раздел лингвистики, изучающий их, называетсяфразеологией. В отличие от свободных словосочетаний у фразеологизмов лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все словосочетание в целом, поэтому в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения. Одной из характерных черт фразеологических единиц, отличающих их от свободных сочетаний слов, является переносный смысл. Фразеологизмы могут иметь омонимы, синонимы, антонимы, различаются стилистической окраской, различны по происхождению. В частности, много фразеологизмов перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий: попасть в тон, играть первую скрипку – из речи музыкантов; разделать под орех, без сучка, без задоринки – из речи столяров; позолотить пилюлю, через час по чайной ложке, в здоровом теле здоровый дух – из речи медработников.

В основе некоторых фразеологических оборотов лежат факты русской истории: отложить дело в долгий ящик, кричать во всю ивановскую .

Происхождение других фразеологизмов связано с легендами и фактами античной истории: со щитом или на щите, прокрустово ложе, вычистить авгиевы конюшни . Часть перешла к нам из религиозных книг: беречь как зеницу ока, вавилонское столпотворение .

Фразеологические обороты являются устойчивыми сочетаниями, поэтому произвольное изменение их свойств, замена одного слова другим нарушает целостность фразеологизма, ведет к речевым ошибкам. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:

Замена компонентов (перебирать из пустого в порожнее, львиная часть );

Сокращение или расширение состава фразеологического оборота (оставлять желать много лучшего – вместооставлять желать лучшего ; ну хоть бейся об стенку – вместо бейся головой об стенку )

Незнание значения фразеологизма (Хлестаков мечет бисер перед свиньями, а ему все верят);

Грамматическое видоизменение (ругали на чем свет стоял, сидит сложив руки, надела на босую ногу).

Тренировочные упражнения

Задание 1. Продолжите фразеологизмы, объясните значение.

1. Невзирая … 2. Буря в … 3. За семь верст … 4. Кисейная … 5. Голод … 6. Танцевать от … 7. Ждать у … 8. Волчий … 9. Имеющий уши … 10. Не видеть дальше …

Задание 2. Замените одним словом.

Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.

Задание 3. Замените свободное сочетание фразеологизмом.

1. Овладевать собой, успокаиваться. 2. Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным. 3. Временно, незаконно. 4. Поступать так, как прежде, в молодости. 5. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе. 6. Усиленно думать над трудным вопросом. 7. Вдоволь, без ограничения. 8. Бесконечное повторение одного и того же. 9. Хорошенько запомнить. 10. Все нипочем, ничего не страшно.

Задание 4. Найдите в предложенных текстах ошибки и исправьте их.

  1. Ткнул пальцами в небо.
  2. Сосед из него все жилы сосет
  3. Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.
  4. Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.
  5. Эта проблема гроша выеденного не стоит.
  6. Наши родители работали не покладая сил.
  7. На уроке он изложил главную суть книги.
  8. Маршрут движения автоколонны определяется заранее.
  9. Через час он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.
  10. Картина вызывает жалкое настроение.
  11. Пациент отвечает на вопросы с виновным видом.
  12. Слово представляется декану.
  13. Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.

Задание 5.


Похожая информация.