Тестовая проверка знаний.docx - Методика преподавания информатики. Компьютерные формы проверки знаний. Преимущества и недостатки. Понятие информации. Информатика На что делятся средства контроля в информатике

Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми умениями и навыками.

Различают следующие методы контроля:

1. Устный опрос. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальный возможностей усвоения учащимися учебного материала.

По формам организации устного опроса различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с классом. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность класса к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связанные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся. Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, анализировать сущность явлений, подбирать убедительные примеры, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся. Вопрос обычно задают всей группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного учащегося.

Заключительная часть устного опроса - подробный анализ ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал.

  • 2. Письменная проверка является важнейшим методом проверки знаний, умений и навыков учащихся. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися класса, определить направления для индивидуальной работы с каждым. После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении учащимися того или иного раздела (темы), на занятиях следует провести разбор плохо усвоенного материала. Однако анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания учащихся имеет анализ контрольных работ, выполненных на «4» и «5», с точки зрения полноты и оригинальности предложенного решения или ответа.
  • 3. Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, невелики по объему, содержат задание в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случаи тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени ее выполнения.
  • 4. Практическая проверка. Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения заданий учащийся обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, то есть одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний. Практическая проверка - это ведущий метод контроля в период проверки практических умений практики, часто применяется на уроках информатики. Проверка и оценка знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения учащимися конкретной практической деятельности, так и по ее результатам.
  • 5. Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала. Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля. Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущей проверки и оценки знаний учащихся.
  • 6. Самоконтроль и взаимоконтроль. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования. Самопроверка - это деятельность, в ходе которой учащиеся проверяют друг у друга выполнения задания.
  • 7. Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотненного контроля. Обычно это сочетание устного и письменного контроля. Достоинства этого метода в том, что он дает возможность основательной проверки нескольких учащихся за небольшой промежуток времени; применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

Таким образом, суть проверки оценки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки обучающихся. Для правильной организации проверки и оценки знаний учителям необходимо использовать всевозможные формы и методы контроля

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тюменское президентское кадетское училище»

Применение различных

форм контроля знаний

на уроках информатики

Составитель: О. А. Снегирёва, преподаватель информатики

Методическое пособие

рассмотрено на заседании ПМК математики и информатики

протокол № 3

от 27. 11. 2013 г

Тюмень

Структура методической разработки «Применение различных форм контроля знаний на уроках информатики» раскрывает основные содержательные стороны заявленной проблемы. В ней освещены вопросы теории и практики технологии организации различных форм контроля. Все формы контроля апробированы на занятиях информатики. Эффективны формы взаимного контроля, группового контроля с элементами самоуправления, самоконтроль, позволяющие учащимся работать в режиме мыслительной деятельности, добывая знания самостоятельно, трансформировать их, обобщать и делать выводы. Пособие разработано для преподавателей.

Формы контроля знаний

Методическая разработка урока по теме «Архитектура ПК»

Приложения к уроку «Архитектура ПК»

Приложение 1. Лист контроля

Приложение 2. Вопросы к разминке

Приложение 3. Дидактическая игра «Счастливая лотерея»

Приложение 3. Информационный диктант

Приложение 4. Вопросы к тестированию

Применение различных форм контроля знаний на уроках информатики

Снегирева Ольга Анатольевна , учитель математики и информатики

Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики - адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса.

Рано или поздно перед каждым преподавателем встает проблема: как добиться объективности и положительного воспитательного эффекта оценки? Эту проблему мы решаем путем использования разнообразных форм контроля на уроках, классификация которых приведена в таблице № 1.

Таблица № 1. “Формы контроля знаний”

Индивидуальный контроль (контроль учителем)

Взаимоконтроль

Самоконтроль

1. Устный опрос.

2. Зачет (устный, письменный).

3. Домашняя работа (контрольная, творческая).

4. Самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая)

5. Диктант (компьютерный, цифровой).

6. Контрольная работа, лабораторная работа, контролирующая программа.

7. Тесты (на бумаге, на ПК).

1. Устный опрос (в парах, в группах).

2. Проверка самостоятельной работы по эталону (образцу), четкие критерии оценок.

1. Используя эталон или опорный конспект, справочный материал.

2. Тестирование.

Наличие класса ПЭВМ предоставляет широкие средства и возможности для разноуровневой дифференциации и индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь, наравне с общеизвестными методами, учитель встречается с нетрадиционными средствами, с системами, реализуемыми через ЭВМ. Речь идет о материалах для формирования умений работы на ЭВМ и о системах контроля, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру.

Формы контроля результатов обучения, используемые нами в работе, можно разделить на два типа: "проверка за столом" и "проверка за компьютером".

"Проверка за столом" включает формы, используемые учителями по другим предметам, а также специфические формы контроля. Например, устный опрос: фронтальный и индивидуальный (позволяет акцентировать внимание ребят на основных положениях пройденной темы).

Устный и письменный зачет в конце каждой глобальной темы позволяет проверить знания ребят в целом, в системе. Только сдав зачет, ученики могут приступить к работе на ЭВМ. Это является сильнейшим побудительным стимулом у ребят.

Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, мы даем одну - две домашних контрольных работы в течение учебного года (каждому ученику дается свой вариант). Для формирования разносторонне развитой личности необходим такой вид работы, как творческое домашнее задание. Здесь с успехом может быть использован метод проектов, широко применяющийся в наше время.

Использование различных видов самостоятельных работ разнообразит урок. На первом этапе формирования знаний используется воспроизводящая самостоятельная работа - "решение по аналогии". Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения.

На следующем этапе формирования знаний можно применить реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. Например, определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний.

Задания на составление алгоритма: поиск решения этой задачи развивает у учеников логический, конструкторско-аналитический и абстрактный способы мышления.

Предложение идеи поиска решения задачи на оценку в группах - вызывает целый всплеск рассуждений, приводящий к нужному результату. Если вдруг не получилось у одного, то вместе проблема - задача решается достаточно быстро. На этом этапе очень хорошо реализуются межпредметные связи путем решения задач с различным содержанием, где каждому может быть предоставлена возможность проявить свои знания и способности.

Решение задачи на сообразительность и скорость - позволяет проверить помимо знаний и пользовательские умения работы на ЭВМ.

Творческая самостоятельная работа не только проверит определенные знания, умения работы в некоторой области, но и разовьет творческие способности ребят, так необходимые в современной жизни (например, создание кроссвордов в графическом редакторе).

Компьютерный диктант даст возможность проверить одновременно: знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться клавишами редактирования; знание операторов и команд языка программирования.

Особый вид контроля – цифровой диктант, который позволяет не только проверить уровень усвоения темы, а также способствует развитию логического мышления, внимания. В ходе такого диктанта учитель читает высказывание, если кадет считает его истинным, он ставит в карточке 1, если нет - 0. Ответы группируются тройками чисел, например, 110, которые можно быстро проверить.

Контрольные и самостоятельные работы можно проводить как в безмашинном варианте, так и с использованием вычислительной техники. Различные виды лабораторных работ формируют компьютерную грамотность у кадет.

Планируемые нами результаты обучения, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям обучающихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы кадет в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений обучающихся в баллах по единым для всех учеников критериям.

Тестовый опрос можно проводить в разных формах. Например, не имея достаточного количества компьютеров, распечатать тест с вариантами ответов на бумаге. Наиболее интересный вариант – создание тестов на языке программирования силами самих учеников.

Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, мы разрабатываем большую часть своих уроков именно таким образом, примером этому может служить урок-зачет по теме "Архитектура ПК". Урок был построен на основе адаптивной системы обучения, с помощью которой можно удачно реализовать все формы контроля знаний на уроке.

Методическая разработка урока по теме «Архитектура ПК»

Урок по теме: Архитектура ПК

Цели:

1. Проверить качество и прочность знаний кадет по теме, а именно: знание магистрально-модульного принципа построения компьютера, основных и дополнительных устройств ПК, их важнейших характеристик.

2. Развивать компьютерную грамотность, устойчивый интерес к ВТ, познавательную активность кадет, умение проводить самоанализ и самоконтроль.

3. Воспитание внимания, аккуратности и усидчивости, формирование этических норм общения.

Время: 45 мин

Материальное обеспечение:

Класс IBM PC, контролирующая программа, листы контроля, программа-презентация по истории ВТ, набор карточек с вопросами по теме, лотерея.

Литература:

1. О. Ефимова и др. “Курс компьютерной технологии с основами информатики”. Учебное пособие для старших классов.

2. И. Семакин и др. “Информатика”. Задачник-практикум.

4. Журнал “Мир ПК” № 8,9, 2000 год.

Тип урока: урок проверки и оценки знаний.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль, взаимоконтроль, работа в парах, тестирование на ПК.

Методическая цель: показать применение различных форм контроля знаний на уроках информатики.

п/п

Этапы урока

Форма организации учебной деятельности

Время

Организационная часть

Внешний вид, приветствие, дежурство, готовность взвода и оборудования, цели занятия, мотивация учебной деятельности, правила заполнения листа контроля

Фронтальная работа

3 мин

Основная часть

1. Этап актуализации знаний

Цель : психологически подготовить кадет к сдаче зачета.

Самооценка своих знаний (см. приложение № 1).

Самоконтроль

5 мин

Разминка (см. приложение № 2, на ПК использовать презентацию ..

Фронтальная работа

2. Контроль знаний

Цель : проверить, систематизировать и закрепить знания учащихся.

30 мин

Дидактическая игра “Счастливая лотерея” (см. приложение № 3):

2. Защита.

Работа в группах

Информационный диктант “Чёрный ящик” (см. приложение № 4).

Работа в парах

Тестовый контроль (см. приложение № 5).

Тестирование на ПК

3. Задание на самоподготовку.

Найти ответы на вопросы (см. приложение № 6).

Заключительная часть

Рефлексия. Подвести итоги занятия, выставить оценки в соответствии с критериями, сравнить уровень самооценки и реально полученный результат на занятии, отметить наиболее отличившихся кадетов.

5 мин

Приложения к уроку «Архитектура ПК»

Приложение № 1. Лист контроля

Ф. И.________________________________

Уровни усвоения:

Знать основные этапы развития ВТ.

Знать назначение основных устройств компьютера и его структурную схему, виды памяти ПК.

Знать назначение и основные типы дополнительных устройств ПК.

Уметь проследить смену поколений ЭВМ в связи со сменой физических принципов работы.

Знать магистрально-модульный принцип работы ПК, назначение ОЗУ, ПЗУ, КЭШ-памяти, внешней памяти ПК.

Знать принцип действия дополнительных устройств ПК.

Приводить примеры применения ЭВМ в различных областях человеческой деятельности.

Знать основные принципы работы компьютера, специфику основных видов памяти

Знать преимущества и недостатки основных типов дополнительных устройств.

Самооценка______(указать уровень)

Результаты работы на занятии заносятся в таблицу:

Учебные вопросы

Основные устройства ПК, их характеристика.

Дополнительные устройства ПК, их характе-ристика.

Магистрально-модульный принцип построения ЭВМ.

Дополнительные вопросы в течение урока

Итог

Вид контроля

Дидактическая игра

Информационный диктант

Тестирование на компьютере

Ответы с места

3 ответа=1 балл

Сумма баллов

Подведение итогов (критерии оценки):

“5” - 15 и более баллов;

“4” - 12 – 14 баллов;

“3” - 9 – 11 баллов;

“2” - менее 9 баллов.

Приложение № 2. Вопросы к разминке. В ходе разминки – демонстрация презентации:

1. Создатель первой модели вычислительной машины, выполнявшей только сложение и вычитание.

2. Единица измерения количества информации.

3. Учёный, создавший в 1670 году первую счётную машину, выполнявшую 4 арифметических действия.

4. Какая связь между городом в Англии, ружьём калибра 30*30 и одним из элементов компьютера?

5. Создатель “Аналитической машины”.

6. Операция логического сложения.

7. Американский учёный, давший математическое обоснование принципов устройства ЭВМ.

8. Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: “По порядку номеров рассчитайся”.

9. Как называлась первая ЭВМ?

10. Создатель первой ЭВМ в нашей стране.

11. Когда появился манипулятор типа “Мышь”, то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя персонажа.

12. Это звучит гордо.

Приложение № 3. Дидактическая игра “Счастливая лотерея”:

Класс разбивается на группы по 4-5 человек. В группах в течение 10 минут кадеты опрашивают друг друга по контрольным вопросам, выясняя уровень знаний каждого (здесь можно работать в вариативных или динамических парах). Опрашивающие могут пользоваться опорным конспектом. В лист контроля выставляется количество заработанных баллов. Оценка знаний должна быть максимально объективной, т.к. если член группы в ходе игры не подтвердит свою оценку, то всей группе снижаются баллы. Листы сдаются учителю, и разыгрывается лотерея.

Начинается игра.В ходе игры соперники задают вопросы, анализируют ответы и оценивают знания. Роль учителя – наблюдать.

Один в поле не воин”. К доске выходит вся команда и защищает набранные баллы.

Один за всех” . К доске идет один человек из группы и защищает всю группу. Если знания не подтверждаются, всем участникам команды снижаются баллы.

Верю” Это – “счастливчики”, но и группа экспертов. Они в основном, задают вопросы, контролируя ход игры.

Выбор”. К доске идет тот, кого выберет группа “Верю” и защищает набранные баллы.

Подводятся итоги игры, в листы контроля каждому проставляется заработанное количество баллов. Если группе не удалось защитить свои баллы, их количество может быть снижено.

Контрольные вопросы к дидактической игре “Счастливая лотерея”:

1. Назовите основные блоки ПК.

2. В чём заключается магистрально - модульный принцип построения компьютера?

3. Из чего состоит магистраль?

4. Что входит в состав системного блока?

5. Какие устройства компьютера находятся на материнской плате?

6. Что называется контроллером?

7. Что называется слотом?

8. Что такое порт. Какие бывают порты? Для чего они предназначены?

9. Что такое процессор? Его роль?

10. От чего зависит производительность процессора?

11. С какими видами памяти работает компьютер?

12. Что такое ПЗУ, какие функции выполняет?

13. Какие существуют виды внешней памяти, чем они отличаются?

14. Оперативная память компьютера. Её функция.

15. Какие существуют типы модулей оперативной памяти?

16. В каких единицах измеряют объём оперативной памяти?

Приложение № 4. Информационный диктант:

Названия устройств находятся в черном ящике. После проведения диктанта открывается черный ящик, идет взаимопроверка, выставляются баллы в листы контроля.

I Вариант

1. Устройство в ЭВМ, служащее для изображения текстовой и графической информации (Монитор).

2. Оптическое устройство ввода графической информации (Сканер).

3. Устройство ввода информации, позволяющее получать видеоизображение в цифровом формате (Цифровая камера).

4. Игровой манипулятор (Джойстик).

5. Сенсорная панель (Тачпад).

6. Устройство вывода информации на бумагу (Принтер).

II Вариант

1. Устройство для ввода числовой и текстовой информации (Клавиатура).

2. Устройство ввода звуковой информации (Микрофон).

3. Устройство для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (Плоттер).

4. Устройство для связи с другими компьютерами через телефонную сеть (Модем).

5. Координатное устройство ввода информации (Мышь или трекбол).

6. Устройства для хранения информации на магнитной ленте (Стример).

Приложение № 5. Вопросы к тестированию:

Вопрос № 1. Что такое архитектура ЭВМ?

1. Внутренняя организация ЭВМ.

2. Это технические средства преобразования информации.

3. Это технические средства для преобразования электрических сигналов.

Вопрос № 2. ОЗУ - это память, в которой:

1. Хранится исполняемая в данный момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает.

2. Хранится информация, присутствие которой постоянно необходимо в компьютере.

3. Хранится информация, независимо от того работает ЭВМ или нет.

4. Хранятся программы, предназначенные для обеспечения диалога пользователя с ЭВМ.

Вопрос № 3. Компьютер - это:

1. Устройство для хранения и выдачи информации.

2. Устройство для обработки информации.

3. Универсальное, электронное, программно - управляемое устройство для хранения, обработки и передачи информации.

4. Универсальное устройство для передачи информации.

Вопрос № 4. Информационная магистраль - это:

1. Набор команд, предназначенный для управления процессом обработки данных на ЭВМ.

2. Система параллельных проводников, связывающих воедино все электронные компоненты ПК.

3. Количество одновременно передаваемых по шине бит.

4. Быстрая, полупроводниковая, энергонезависимая память.

Вопрос № 5. Внешняя память служит:

1. Для хранения оперативной, часто изменяющейся информации в процессе решения задачи.

2. Для долговременного хранения информации независимо от того работает ЭВМ или нет.

3. Для хранения информации внутри ЭВМ

4. Для обработки информации в данный момент времени.

Вопрос № 6. Что такое КЭШ - память?

1. Память, в которой обрабатывается одна программа в данный момент времени.

2. Память, предназначенная для долговременного хранения информации, независимо от того работает ЭВМ или нет.

3. Это сверхоперативная память, в которой хранятся наиболее часто используемые участки оперативной памяти.

4. Память, в которой хранятся системные файлы операционной системы.

Вопрос № 7. Какую функцию выполняют периферийные устройства?

1. Хранение информации.

2. Обработку информации.

3. Ввод и выдачу информации.

4. Управление работой ЭВМ по заданной программе.

Вопрос № 8. От чего берёт начало магистрально - модульный принцип устройства компьютера?

1. От мини-ЭВМ третьего поколения.

2. От ЭВМ второго поколения.

3. От персональных компьютеров.

Вопрос № 9. Назначение процессора?

1. Обрабатывать одну программу в данный момент времени.

2. Управлять ходом вычислительного процесса и выполнять арифметические и логические действия.

3. Осуществлять подключение периферийных устройств к магистрали.

4. Руководить работой вычислительной машины с помощью электрических импульсов.

Вопрос № 10. Укажите минимально необходимый набор устройств, предназначенный для работы компьютера.

1. Принтер, системный блок, клавиатура.

2. Системный блок, монитор, клавиатура.

3. Процессор, стример, винчестер.

4. Монитор, винчестер, клавиатура, процессор.

Приложение № 6. Задание на самоподготовку (найти ответы на вопросы):

1. Что такое Абак, для чего он использовался? 2. Где появилась БЭСМ, её основные характеристики? 3. PDP – 8 –что это? 4. DVD-ROM и DVD-RAM, их отличие, технические характеристики 5. Новые субблокноты, их технические характеристики 6. Интерактивная доска SMART .


Вариант 2

1.Что изучает наука информатика?

2.Назовите три основные сущности окружающего нас мира.

3.Назовите какой-нибудь известный вам факт из физики.

4.Назовите какое-нибудь известное вам правило русского языка.

5.Какие свойства информации вам известны?

6.Приведите пример своевременного сообщения.

7.От чего зависит, будет ли для вас информативным принимаемое вами сообщение?

8.Приведите пример информационной деятельности людей.

9.Какие виды образной информации получает человек с помощью органов чувств?

10.Какие информационные процессы вам известны?

11.Кому человек может передать информацию?

12.Приведите пример хранения информации на внешнем носителе в образной форме.

13.Приведите примеры современных информационных носителей.

14.Чем является телефонная линия связи при разговоре по телефону?

15.Что является результатом обработки информации?

16.Что является универсальным устройством для обработки информации?

17.Приведите пример обработки информации в вашей деятельности.

18.Приведите пример хранения информации в живой природе.

Самостоятельная работа

Система самостоятельных работ должна обеспечивать усвоение необходимых знаний и навыков и их проверку; отражать все основные понятия, предусмотренные программой; формировать приемы учебной работы; подводить учащихся к самостоятельному нахождению приемов; обеспечивать повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях .

Большую роль в развитии самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа.

По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида:

обучающие (цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства)

контролирующие (цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания)

ОБУЧАЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
АЛГОРИТМЫ, ИХ ВИДЫ, СВОЙСТВА И СПОСОБЫ ЗАПИСИ.

С-1
ВАРИАНТ 1

1.Сформулируйте определение алгоритма.
2.Как вы понимаете термины: а) «конечный набор действий»; б) « из класса однотипных»? Приведите поясняющие примеры.
3.Перечислите свойства алгоритма.
4.Объясните суть любого (на ваш выбор) свойства алгоритма.
5.Перечислите виды алгоритмов.

ВАРИАНТ 2

1.Объясните суть свойства « определенность».


2.Объяснит суть свойства « однозначность».
3.Объясните суть свойства « результативность».
4.Объясните суть свойства « массовость».
5.Объясните суть свойства « конечность».

ВАРИАНТ 3

1.Как бы вы доказали, что предложенная вам последовательность действий является алгоритмом?
2.Докажите, что практическое применение теоремы Пифагора – это алгоритм.
3.Можно ли известное вам явление « круговорот воды в природе» считать алгоритмом? Поясните.
4.Можно ли данную последовательность действий считать алгоритмом?
Достать ключ.
Вставить его в замочную скважину.
Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
Вынуть ключ.
Открыть дверь.
5.В одной из русских сказок герою дается поручение: « Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Можно ли набор действий считать алгоритмом? Обоснуйте свой ответ, пользуясь свойствами алгоритма.

ВАРИАНТ 4

1.Сформулируйте определения алгоритмов:
а)линейного, б)разветвляющегося, в)циклического.
2.Приведите пример конкретной задачи, которая бы решалась помощью алгоритма: а)линейного, б)разветвляющегося, в)циклического.
3.Перечислите способы записи алгоритмов.
4.Запишите алгоритм решения задачи в виде блок – схемы: y = √a + 2b.
5.Определите вид алгоритма из п.4

КОНТРОЛИРУЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


С-1
ВАРИАНТ 1

1.Запишите определение алгоритма. Подчеркните в определении слова, в которых отражаются основные свойства алгоритма.


2.Объясните суть свойства « однозначность». Что произойдет, если нарушить это свойство?
3.Назовите исполнителя следующих видов работы: а) приготовление торта; б) пошив одежды.
4.Что такое полный набор исходных данных для решения задачи?
5.Определите и запишите полный набор исходных данных для решения задачи: « Определите площадь круга»

ВАРИАНТ 2

1.Запишите определение программы. Чем программа отличается от алгоритма? Приведите пример, по которому это отличие можно увидеть.


2.Объясните суть свойства « результативность». Что произойдет, если нарушить это свойство?
3.Назовите исполнителя следующих видов работы: а)ремонт обуви; б)пломбирование зуба.
4.Что такое полный набор исходных данных для решения задачи?
5.Определите и запишите полный набор исходных данных для решения задачи: « Вычислите катет прямоугольного треугольника».

С-2
ВАРИАНТ 1

1.Составьте алгоритм вычисления площади треугольника по формуле Герона (алгоритм запишите в виде блок – схемы). Определите вид алгоритма.


2.Запишите в виде блок – схемы алгоритм решения следующей задачи: "Определите, принадлежит ли точка С(х,у) отрезку АВ, если известны координаты концов отрезка"

ВАРИАНТ 2

1.Ссоставьте алгоритм для нахождения площади и гипотенузы прямоугольного треугольника (алгоритм запишите в виде блок – схемы). Определите вид алгоритма.


2.Запишите в виде блок – схемы алгоритм решения следующей задачи: « Меньшее из двух данных чисел возведите в квадрат, а большее уменьшите в 2 раза. Если числа равны, то найдите их сумму».

Тест

В школу стала внедряться на качественно новом уровне такая форма проверки знаний как тестирование.

Тест представляет собой системы небольших по объему заданий, охватывающих в совокупности большой круг вопросов отдельных глав учебника информатики и курса в целом.

Тесты представлены тремя видами в двух вариантах:

Первый вид тестов (предполагает заполнение пропусков таким образом, чтобы получилось истинное высказывание. Учащиеся ограничиваются тем, что вместо многоточий они указывают одно – два слова, которые считают необходимо недостающими);

Второй вид тестов (учащиеся должны установить, истинно или ложно каждое из предложенных высказываний. Учащиеся должны не просто дать ответ или, а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, распознавать верно сформулированное математическое предложение от неверного);

Третий вид тестов (предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания. Количество ответов ограничено тремя наиболее значимыми, так как набор ответов должен быть легко обозримом для учащихся).


Тест 1. ЭВМ и информация


  1. Устройство, обрабатывающее информацию – это

  2. а) оперативная память; г)монитор;
    б)внешняя память; д) клавиатура.
    в)процессор;

  3. Дисковод – это устройство для
    а) обработки информации;
    б) чтения и записи информации;
    в) хранения оперативной информации;
    г)долговременного хранения информации;
    д)только чтения информации.

  4. Буфер принтера – это
    а)устройство для подключения принтера к компьютеру;
    б)часть внешней памяти, куда поступает печатаемый текст;
    в)часть оперативной памяти, куда поступает печатаемый текст; г)программа, связывающая принтер с процессором;
    д)программа, связывающая принтер с оперативной памятью.

  5. Для хранения слова «ИНФОРМАЦИЯ» в памяти компьютера требуется
    а)10 байтов; б)5 байтов; в)20 байтов; г)1 байт; д)9 байтов.

  6. Вставьте вместо многоточия нужные слова: «Магнитные диски – устройства для …».
    а)обработки информации;
    б)долговременного хранения информации;
    в)ввода информации;
    г)вывода информации;
    д)обмена информацией.

  7. Адреса машинных слов меняются с шагом 4.Компьютер имеет объем оперативной памяти, равной 0,5Кбайт. Сколько машинных слов составляет оперативную память компьютера?
    а)64; б)256; в)128; г)32; д)16.

  8. Наименьшая адресуемая часть оперативной памяти – это
    а)байт; б)бит; в)машинное слово; г)килобайт; д)файл.

  9. Вы работаете на компьютере с четырехбайтовым машинным кодом , значит, адреса машинных слов меняются с шагом
    а)16; б)2; в)8; г)4; д)1.

  10. Вставьте вместо многоточия нужные слова: "... памяти означает, что любая информация заноситься в память и извлекается из нее по...".
    а)Дискретность, адресам; г)Адресуемость, байта;
    б)Адресуемость, значениям; д)Адресуемость, адресам.
    в)Дискретность, битам
Контрольная работа

Письменную проверку знаний и умений учащихся необходимо проводить на различных этапах усвоения изученного, что даст возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала. С этой целью целесообразно проводить различного рода контрольные работы, которые можно разделить на два вида:

1.проверочные контрольные работы – предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы;

2.итоговые контрольные работы – являются завершающим моментом повторения в конце года. Необходимым компонентом этих работ служат задания на повторение основных теоретических вопросов.

Контрольная работа является составной частью процесса обучения и несет на себе образовательную, воспитательную и развивающую функции.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ.

ВАРИАНТ 1

1.Представьте в развернутой форме: а) 4563; б) 100101 2 ; в) АС6 16 .


2.Переведите число 74 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;
3.Выполните действия:
1) в двоичной системе счисления : а)11001101011+1110000101;б) 101011-10011; в) 1011х101.
2) в восьмеричной системе счисления: а)564+234; б) 652-465.
3) в шестнадцатеричной: а)DF45+128A; б)92D4-11AЕ.
4.Используя кодировочную таблицу ASCII, определите код буквы Y и изобразите его в восьмиразрядном формате.

ВАРИАНТ 2

1.Представьте в позиционном виде: а) 7045; б) 110101 2 ; в) 1D5 16 .


2.Переведите число 83 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;
3.Выполните действия:
1) в двоичной системе счисления: а) 1110101011 + 1110110101; 1011 – 1100011; в) 10101x 111.
2) в восьмеричной системе счисления : а) 641 + 427; б) 254 – 125.
3) в шестнадцатеричной: а)F154+12DA; б)12С4-9Е1.
4.Используя кодировочную таблицу ASCII, определите код буквы Z и изобразите его в восьмиразрядном формате.

ЗАЧЕТ

Это одна из форм наиболее успешного закрепления знаний по пройденному материалу.

Открытые зачеты. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а так же дополнительными вопросами и задачами. Ученик самостоятельно выбирает уровень зачета и решают предложенные задачи. Зачет считается сданным только в том случае, если ученик выполнил все предложенные задания.

При изучении некоторых разделов, также учитывая особенности учебной группы, иногда целесообразно проводить закрытые зачеты. В этом случае учащиеся не знакомятся предварительно с вопросами и заданиями по теме, а получают их во время поведения зачета. При этом возможно использование карточек – инструкций в том случае, если учащийся не может справиться с заданием, но это отражается на оценке или ученик выполняет дополнительное задание.

Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы или курса, обязательно должны быть дифференцированными или разноуровневыми, многовариантными.

Общедидактические методы обучения информатике. Классификация методов обучения. Методы контроля в обучении информатике (их роль, функции в процессе обучения). Оценочная деятельность учителя (психологические и другие аспекты). ЕГЭ по информатике (цель, тематика, типы заданий). Частные методы обучения информатике (метод проектов, метод программированного обучения)

Общедидактические методы обучения информатике

При обучении информатике применяются, в основном, такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфику. Метод обучения – это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения. Методический прием (синонимы: педагогический прием, дидактический прием) – это составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. Каждый метод обучения реализуется через сочетание определенных дидактических приемов. Многообразие методических приемов не позволяет их классифицировать, однако можно выделить приемы, которые достаточно часто используются в работе учителя информатики и ИКТ. Например:

  • показ (наглядного объекта в натуре, на плакате или экране компьютера, практического действия, умственного действия и т.п.);
  • постановка вопроса;
  • выдача задания;
  • инструктаж.

Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь какие‐то одни определенные задачи обучения, а другие – менее успешно. Универсальных методов не существует, поэтому на уроке должны применяться разнообразные методы и их сочетание.

В структуре метода обучения выделяют целевую составляющую, деятельную составляющую и средства обучения. Методы обучения выполняют важные функции процесса обучения: мотивационную , организующую , обучающую , развивающую и воспитывающую . Эти функции взаимосвязаны. Выбор метода обучения определяется следующими факторами:

  • дидактическими целями;
  • содержанием обучения;
  • уровнем развития учащихся и сформированности учебных навыков;
  • опытом и уровнем подготовки учителя.

По дидактическим целям методы обучения делятся на методы приобретения новых знаний методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике методы контроля и оценки знаний, умений и навыков .

Классификация методов обучения

Классификацию методов обучения проводят по различным основаниям: по дидактическим целям ; по характеру познавательной деятельности ; на основе кибернетического подхода Ю.К.Бабанского.

По характеру познавательной деятельности методы обучения делятся на объяснительно‐иллюстративные ; репродуктивные ; проблемные ; эвристические ; исследовательские .

Классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К.Бабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов: методы организации и осуществления учебно‐познавательной деятельности ; методы стимулирования и мотивации учебно‐познавательной деятельности ; методы контроля и самоконтроля эффективности учебно‐познавательной деятельности . Каждая из этих групп состоит из подгрупп, в которые входят методы обучения по иным классификациям. Классификация по Ю.К.Бабанскому рассматривает в единстве методы организации учебной деятельности, стимуляции и контроля. Такой подход позволяет целостно учитывать все взаимосвязанные компоненты деятельности учителя и учащихся.

Приведем краткую характеристику основных методов обучения.

Объяснительно‐иллюстративные , или информационно‐рецептивные методы обучения , состоят в передаче учебной информации в готовом виде и восприятии (рецепции) ее учениками. Учитель не только передает информацию, но и организует ее восприятие.

Репродуктивные методы отличаются от объяснительно‐иллюстративных наличием объяснения знаний, запоминания их учениками и последующим воспроизведением (репродукцией) их. Прочность усвоения достигается многократным повторением. Эти методы важны при выработке навыков владения клавиатурой и мышью, а также при обучении программированию.

При эвристическом методе организуется поиск новых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть ученики добывают сами в процессе решения познавательных задач. Это метод еще называют частично‐поисковым .

Исследовательский метод обучения состоит в том, что учитель формулирует задачу, иногда в общем виде, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в ходе ее решения. При этом они овладевают методами научного познания и опытом исследовательской деятельности.

Проблемное обучение является очень эффективным методом для развития мышления школьников. Проблема возникает лишь тогда, когда есть противоречие. Именно наличие противоречия создает проблему. Если противоречие не возникает, то тогда это не проблема, а просто задача. Если учитель на учебных занятиях будет показывать, создавать противоречия, то он будет применять метод проблемного обучения .


Рассказ
– это последовательное изложение учебного материала вописательного характера. Обычно учитель рассказывает историю создания ЭВМ и персональных компьютеров, и т.п.

Объяснение – это изложение материала с использованием доказательств, анализа, пояснения, повтора. Этот метод применяют при изучении сложного теоретического материала, используя средства наглядности. Например, учитель объясняет устройство компьютера, работу процессора, организацию памяти.

Беседа – это метод обучения в форме вопросов и ответов. Беседы бывают: вводные, заключительные, индивидуальные, групповые, катехизические (с целью проверить усвоение учебного материала) и эвристические (поисковые). Например, метод беседы используется при изучении такого важного понятия, как информация. Однако, применение этого метода требует больших затрат времени и высокого уровня педагогического мастерства учителя.

Лекция – устное изложение учебного материала в логической последовательности. Обычно применяется лишь в старших классах.

Наглядные методы обеспечивают всестороннее, образное, чувственное восприятие учебного материала. Практические методы формируют практические умения и навыки, имеют высокую эффективность. К ним относятся: упражнения, лабораторные и практические работы, выполнение проектов.

Дидактическая игра – это вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Ее цель – стимулирование познавательного интереса и активности. Игра готовит ребенка к труду и учению. Развивающие игры создают игровую ситуацию для развития творческой стороны интеллекта и широко применяются в обучении, как младших, так и старших школьников.

Блочно‐модульное обучение – это метод обучения, когда содержание учебного материала и его изучение оформляется в виде самостоятельных законченных блоков или модулей, подлежащих изучению за определенное время. Обычно его применяют в вузах совместно с рейтинговой системой контроля знаний. В старших классах модульное обучение позволяет выстраивать для учащихся индивидуальную траекторию освоения информационных технологий путем комплектования профильных курсов из набора модулей.
Методы контроля в обучении информатике (их роль, функции в процессе обучения)

Методы контроля в обучении информатике (их роль, функции в процессе обучения)

Методы контроля являются обязательными для процесса обучения, так как обеспечивают обратную связь, являются средством его корректировки и регулировки. Функции контроля:
  1. Воспитательная : это показ каждому ученику его достижений в работе; побуждение ответственно относиться к учению; воспитание трудолюбия, понимания необходимости систематически трудиться и выполнять все виды учебных заданий. Особое значение эта функция имеет для младших школьников, у которых еще не сформированы навыки регулярного учебного труда.
  2. Обучающая : углубление, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний в ходе контроля; выявление искажений в понимании материала; активизация мыслительной деятельности учащихся.
  3. Развивающая : развитие логического мышления в ходе контроля, когда требуется умение распознать вопрос, определить, что является причиной и следствием; развитие умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и делать выводы; развитие умений и навыков при решении практических заданий.
  4. Диагностическая : показ результатов обучения и воспитания школьников, уровня сформированности умений и навыков; выявление уровня соответствия знаний учащихся образовательному стандарту; установление пробелов в обучении, характера ошибок, объема необходимой коррекции процесса обучения; определение наиболее рациональных методов обучения и направлений дальнейшего совершенствования учебного процесса; отражение результатов труда учителя, выявление недочетов в его работе, что способствует совершенствованию педагогического мастерства учителя.

В школе применяются следующие виды контроля: предварительный , текущий , периодический и итоговый . Методы контроля: устный опрос , письменный опрос , контрольная работа , проверка домашнего задания , тестовый контроль , рейтинговый контроль .

Оценочная деятельность учителя (психологические и другие аспекты)

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными, зафиксированными в учебной программе. Оценка происходит в ходе процедуры контроля. Отметка – это условная количественная мера оценки, обычно выраженная в баллах. В широком обиходе часто оценки и отметки не разделяют. Педагоги обычно еще используют различные формальные и неформальные способы оценки тех или иных действий ученика, например, замечание, похвала, восклицание, мимика, жесты. В то же время отметка всегда выставляется в баллах.

В отечественной школе практически принята четырехбалльная шкала отметок, хотя по инерции ее все еще называют пятибалльной. За рубежом широко применяются и другие шкалы отметок.

Функции оценки:

  • уведомление ученика об уровне его знаний и степени соответствия нормативу;
  • информирование об успехах и неудачах в учебе;
  • выражение общего суждения учителя об ученике;
  • стимулирование активной учебной деятельности.
Проводя оценку действий ученика, мы воздействуем на его интеллектуальную и волевую сферы, формируем качества личности. Важным результатом оценивания является формирование того или иного уровня притязаний школьника. Успех или неуспех учебной деятельности определяется не столько самооценкой ребенка, сколько оценочным воздействием учителя, учеников в классе, родителей. Всё это влияет на формирование уровня притязаний ребенка.

Способы оценки:

  1. Нормативный – исходя из требований образовательного стандарта и программных требований. Этим способом обычно пользуются ученые‐дидакты, и только в последние годы он начинает применяться в школе.
  2. Сопоставительный – сопоставляя с действиями, знаниями, умениями и навыками других учеников, т.е. в сравнении. Им чаще всего пользуются учителя и родители.
  3. Личностный – сравнивая с прошлыми действиями, знаниями, умениями и навыками этого же ученика в прошлом. Этим способом в нашей школе пользуются редко.

Исходя из требований современной гуманистической педагогики, учителю в текущей работе нужно использовать личностный способ оценивания. Такой способ позволяет контролировать продвижение каждого ученика в его развитии.

Нормативный способ оценивания необходим для ориентирования учащихся в своих достижениях и показа эталонных образцов учебной работы.

Правила выставления оценок и отметок:

  1. Контроль и оценка должны быть систематическими и охватывающими все важнейшие элементы знаний, умений и навыков.
  2. Оценка должна проводиться в сочетании личностного и нормативного способов. Применение контролирующих компьютерных программ не исключает оценки работы ученика со стороны учителя.
  3. Оценка и отметка должны быть гласными.
  4. Проводя контроль и оценку знаний, учитель должен стремиться к тому, чтобы его контроль постепенно заменялся взаимо‐ и самоконтролем, самооценкой. Для этого следует обучать учащихся такой форме учебной работы, указывать способы контроля и оценивания.
  5. Учитель должен давать возможность ученикам неоднократно пересдавать задания с целью повышения оценки.
  6. Учитель должен сочетать разнообразные методы, формы и средства контроля, гибко меняйте тактику при выставлении отметок.

ЕГЭ по информатике (цель, тематика, типы заданий)

Термин "единый" применительно к единому государственному экзамену (ЕГЭ ) характеризуется двумя качествами: единый по содержанию, технологиям проведения и оценки для выпускников школ всей страны и единый, как объединенный выпускной для школы и вступительный для вуза, экзамен.

ЕГЭ по замыслу разработчиков, должен выполнять две функции: аттестовать выпускников школы по результатам обучения и ранжировать их по рейтингу учебных достижений, что необходимо для поступления в другие учебные заведения (ссузы и вузы).

Целью ЕГЭ является установление уровня освоения выпускниками федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по предмету. Результаты единого государственного экзамена по информатике и ИКТ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по информатике и ИКТ. Используемые при этом контрольные измерительные материалы (КИМ ) позволяют соотнести результаты, показанные отдельными экзаменующимися, путем выставления за работу количественной оценки по стобалльной шкале. Таким образом, становится возможным использовать результаты ЕГЭ для дифференциации выпускников по уровню подготовки с целью конкурсного отбора абитуриентов вузов и ссузов.

Согласно приказу Минобрнауки (от 28.10.2009 № 505), ЕГЭ по информатике является обязательным для ряда технических специальностей, не только непосредственно связанных с ИКТ и вычислительной техникой, но и многих общеинженерных, технологических специальностей, а также для физико-математических специальностей классических и педагогических университетов. Единый государственный экзамен проверяет знания и умения выпускников по предмету "Информатика" за все время школьного обучения. Структура и объем учебного плана по информатике в образовательных учреждениях разных типов и видов сильно варьируется: от 240 часов в старших классах информационно-технологического профиля до 70 часов базового курса в классах гуманитарных профилей.

Контрольные измерительные материалы содержат задания, рассчитанные как на выпускников профильных классов, так и на тех, кто прослушал только базовый курс для старшей школы. Минимальная граница первичных баллов, позволяющая получить сертификат ЕГЭ по предмету, определяется исходя из содержания базового стандарта. В то же время КИМ должны обеспечивать адекватную оценку компетентностей выпускников с высоким уровнем подготовки, поэтому каждый вариант КИМ содержит задания высокого уровня сложности, требующие применения знаний и умений в новой для экзаменующегося ситуации.

Содержание экзамена составлено таким образом, чтобы на результат не влияло то, по какой программе или учебно-методическому комплекту велось преподавание в конкретном образовательном учреждении, какое программное обеспечение использовалось в процессе обучения. Естественно, что полностью исключить влияние компьютеризации учебного процесса в образовательном учреждении на результаты ЕГЭ по информатике невозможно, но содержание экзаменационной работы позволяло выпускникам, изучавшим информатику в «безмашинном» варианте, преодолеть минимальную границу и получить балл, достаточный для поступления на непрофильную техническую спе-
циальность.

Экзаменационная работа 2009 и 2010 годов содержала 32 задания и состояла из трех частей. В каждой из частей были сгруппированы задания одного типа. Первая часть работы (А) включала 18 заданий с выбором ответа из четырех предложенных; вторая часть (B) – 10 заданий с краткой формой ответа, предполагающих самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Третья часть (С) содержала 4 задания, требующие запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке. Разбиение заданий на группы определялось только формой записи ответа и было вызвано технологической особенностью экзамена: использованием различных бланков для разных типов заданий.

Общее время, отводимое на выполнение работы, как и сейчас, составляло 4 часа, из которых полтора часа рекомендовалось потратить на задания первой и второй части, а оставшиеся 2,5 часа – на задания с развернутым ответом.

В работе содержались задания по 10 темам курса информатики, представляющим основное содержание предмета, хотя удельный вес заданий по определенным темам отличался от доли часов, отводимых на эти темы в учебных программах. Это было связано в первую очередь с тем, что существующая форма экзамена (бумажные бланки ответов, невозможность использования компьютера при выполнении заданий) более подходит для проверки знаний и умений по теоретическим разделам информатики, чем для проверки практических умений и навыков работы с прикладным программным обеспечением.

ЭГЭ проверял знания и умения выпускников с использованием заданий различного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня содержались только в первых двух частях работы (среди заданий, предполагающих развернутый ответ, нет заданий базового уровня сложности), задания повышенного и высокого уровня содержались во всех трех частях экзаменационной работы. При этом задания базового уровня были ориентированы на проверку знаний и умений инвариантной составляющей курса информатики, преподающегося в классах и учебных заведениях всех профилей.

Заданий базового уровня сложности в работе было 17, то есть более половины заданий, но их правильное решение позволяло получить только 42,5% первичных баллов (17 из 40), то есть недостаточно высокий для поступления в профильные вузы результат. Верное выполнение экзаменуемым немногим более половины заданий базового уровня позволяло получить минимальное количество баллов ЕГЭ и использовать сертификат о сдаче ЕГЭ для поступления в вузы и ссузы, где требования к уровню освоения информатики невысоки.

Задания повышенного уровня проверяли содержание профильного стандарта по информатике, и в силу этого, были ориентированы на оценку подготовки выпускников, изучавших предмет по углубленной программе (их в работе 10 из 32 и содержались они во всех трех частях экзаменационной работы). Правильное решение этих заданий позволяло выпускнику получить еще 30% первичных баллов.

Пять заданий высокого уровня сложности были призваны выделить участников ЕГЭ, хорошо овладевших содержанием учебного предмета, ориентированных на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой. Выполнение этих заданий могло дать до 27,5% первичных баллов, так как из пяти заданий три относились к третьей (С) группе и за полное и правильное их решение экзаменуемый мог получить два, три или четыре первичных балла соответственно.

Контрольные измерительные материалы проверяли знания и умения в трех видах ситуаций: воспроизведения, применения знаний в стандартной либо новой ситуации. В КИМ по информатике сознательно не были включены задания, проверяющие средствами простого воспроизведения знание терминов, понятий, значений величин, формулировок правил. При выполнении любого из заданий КИМ от выпускника требовалось решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящие и применить их в известной либо новой ситуации.

Заданий первого вида (требующих воспроизведения знаний) в работе было 6 (из общего количества 32 задания), они входили в первую и вторую часть работы. Эти задания решались в одно-два действия и предполагали формальное выполнение изученного алгоритма или применение правила. Примером задания этого уровня является задание А15 по теме «Технология обработки графической информации», предполагающее определение цвета Web-страницы в 24-битной RGB модели по значениям интенсивности пучков. Задания первого уровня могли быть как базового, так и повышенного уровня сложности.

Задания второго вида (требующие умений применять свои знания в стандартной ситуации), входящие во все три части экзаменационной работы, предусматривали использование комбинации правил или алгоритмов, совершение последовательных действий, однозначно приводящих к верному результату. Предполагалось, что экзаменуемые в процессе изучения школьного курса информатики приобрели достаточный опыт в решении подобных задач. К этому виду, в частности, относилось задание базового уровня сложности А14 по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», которое требовало от участника ЕГЭ моделирования результата сортировки или фильтрации базы данных по указанной совокупности признаков. Заданием такого вида являлось и одно из заданий третьей части работы (задание С2), требующее формальной записи изученного в школе алгоритма обработки массива на языке программирования либо естественном языке. Это задание относилось к высокому уровню сложности. Большая часть заданий экзаменационной работы (17 из 32) отностилась ко второму виду; правильное их выполнение позволяло получить 18 из 40 первичных баллов.

Задания третьего вида , проверяющие умения применять свои знания в новой ситуации, входили во вторую и третью часть работы (всего 9 заданий из 32, верное выполнение их давало максимально 16 первичных баллов из 40). Они предполагали решение выпускниками творческой задачи: какие изученные правила и алгоритмы следует применить, в какой последовательности это следует сделать, какие данные использовать. К этому типу относись текстовые логические задачи, задания на поиск и устранение ошибок в алгоритмах, на самостоятельное написание программ.

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ в 2012 году усовершенствованы в сравнении с 2011 годом по всем предметам (наиболее существенно – по информатике и ИКТ, истории и литературе). Изменения по информатике и ИКТ следующие:

  1. Изменено соотношение частей 1 и 2 работы (количество заданий в первой части сокращено с 18 до 13, во второй части – увеличено с 10 до 15).
  2. Изменено распределение заданий по разделам курса информатики: увеличилось количество заданий по разделам "Элементы теории алгоритмов" и "Моделирование и компьютерный эксперимент", уменьшено количество заданий по разделам "Системы счисления" и "Основы логики".
  3. Вместо задания на обработку графической информации вошло задание на обработку звука.

Частные методы обучения информатике (метод проектов, метод программированного обучения)

Программированное обучение – это обучение по специально составленной программе, которая записана в программированном учебнике или в обучающей машине (в памяти компьютера). Обучение идет по следующей схеме: материал делится на порции (дозы), составляющие последовательные шаги (этапы обучения); в конце шага проводится контроль усвоения; при правильном ответе выдается новая порция материала; при неправильном ответе обучаемый получает указание или помощь. На таком принципе построены компьютерные обучающие программы.

Под методом проектов понимают такой способ осуществления учебной деятельности, при котором учащиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбора, планирования и выполнения специальных практических заданий, называемых проектами.

В зависимости от различных оснований деления можно говорить о различных подходах у указанию видов контроля.

Например: 1) Если в процессе контроля основное внимание уде­лять деятельности контролируемого объекта, то выделяются: конт­роль по конечному результату (обращаем большое внимание не на ход, состав деятельности, а на ее результат); пошаговый контроль (следим за выполнением отдельных операций, которые определяют то или иное действие); контроль, связанный с установлением опреде­ленных параметров деятельности. Очевидно, с точки зрения обучаю­щего эффекта предпочтительнее пошаговый контроль, так как в его процессе ученик осознает сущность и характер деятельности. 2) По месту в процессе обучения можно выделить следующие виды контроля знаний и умений учащихся: текущий (осуществляется в ходе процесса учения школьников); итоговый по теме (тематический); итоговый по курсу обучения. Иногда текущий контроль подразделяют на предварительный (его цель - установить готовность учащихся к изучению нового материала), ежедневный, периодический. Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соот­ветствии с формами обучения: массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной.

Можно указать и конкретные формы, используемые в практике работы школы, которые могут быть отнесены как к массовой, так и к индивидуальной. Это зачет, фронтальный, индивидуальный опрос, контрольные работы, сочинения, диктанты.

Выделяют различные способы контроля знаний и умений школьников: письменный, устный, практический (связан с выполнением раз­личного рода лабораторных и практических работ).

Говоря о средствах контроля знаний и умений, чаще всего имеют в виду задание или несколько заданий, которые предлагаются уча­щимся с целью выявления соответствующих поставленным целям ре­зультатов обучения.

В основу классификации таких средств может быть положена фор­ма ввода ответа на контролирующее задание.



В этом случае выделяются:

- задания свободного выбора ответа и

- тесты (ввод ответа определенным образом ограничивается).

Рассмотрим каждую из этих групп.

Задания свободного выбора предусматривают свободное конструи­рование ответа учащихся. Такие задания в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности учащихся при их выполнении мо­гут быть разделены на вопросы (в основе - деятельность воспроизведения);

задачи (выполнение этих заданий предполагает сформированность действий, составляющих основу деятельности по решению задачи).

Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и дополне­ние, избирательные.

Тесты первого вида представляют собой задания учащимся запол­нить пропуски в предложенном им связном тексте (например, тетрадьс печатной основой).

Избирательные тесты делятся на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора.

Альтернативный тест - это задание, выполнив которое ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению правильный).

Тест перекрестного выбора (соответствия) представляет собой несколько заданий, после выполнения которых ученик устанавливает соответствие полученных им результатов предполагаемым результа­там, записанным в произвольном порядке (число заданий и число предлагаемых учащимся ответов совпадают).

Что следует иметь в виду учителю, осуществляющему отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся?

Каждый ученик должен принимать задание однозначно. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их по­мощью получить максимум информации об объекте контроля. Нужно также заметить, что средства контроля целесообразно снабжать инс­трукцией, которая позволила бы любому осуществляющему контроль однозначно оценивать выполнение учеником каждого задания.

Оценка и отметка.

В настоящее время проводится эксперимент по введению 10 – балльной системы оценки: 5, 5-, 4, 4+, 4-, 3+, 3, 3-, 2, 1.

5 выставляется, если материал изложен в полном объёме, предусмотренном программой или учебником, правильно использованы служебные слова, терминология, продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов и устойчивые умения и навыки при ответе.

5- , если есть 1 – 2 мелкие погрешности.

4+ - Умение выделять основное, свободное применение знаний на практике в стандартной ситуации, малозначимые и легкоустранимые ошибки.

4 - Знание учебного материала, понимание стандартных вопросов и правильные на них ответы, применение знаний в стандартных ситуациях, ошибки в ответах, которые самостоятельно устраняются учеником при их фиксировании учителем.

4- - Знание учебного материала, затруднение при ответах на стандартные вопросы, применение знаний на практике при дополнительном пояснении ошибки, которая устраняется при разъяснении, неаккуратность.

3+ - Знание учебного материала, неточные ответы на стандартные вопросы, ошибки в устных и письменных ответах.

3 - Неполное знание основного материала, затруднения при ответах на стандартные вопросы, более 3 ошибок, неаккуратность.

3- - Имеются отдельные представления об изучаемом материале, ошибки, включая грубые.

2 - Незнание основной части учебного материала, преобладание грубых ошибок.


Информатика в младших классах

I. Информатика (1-6 классы) А.В. Горячев, А.С. Лесневский.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Рассматриваются два аспекта изучения информатики.

Технологический

Информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные.

Общеобразовательный

Информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы

Выделим два основных направления обучения информатике. Первое - это обучение конкретным информационным технологиям. Второе направление обучения информатике - это изучение информатики как науки, обучать детей в этом на­правлении целесообразно с начальной школы.

Цели и задачи курса

Главная цель курса - дать ученикам фундаментальные знания в связанных с информатикой областях, которые выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача курса - развить умение проводить анализ действительно­сти для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.