Удивительный Афон: жизнь и чудеса на Святой горе

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Архистратиг Михаил является не только предводителем Небесных сил, но и покровителем всего человечества. Так, в Ветхозаветные времена, когда Моисей выводил еврейский народ из Египта, именно Архистратиг Михаил помогал ему вести народ в Израильскую землю.

И в Новозаветные времена Архангел Михаил ведет по жизненному пути весь христианский народ, творя при этом дивные чудеса.

Одно из таких чудес было явлено на Афоне.

Во времена благочестивых болгарских царей жил один богатый и знатный человек, по имени Дохиар. Некогда он, желая благоугодить Богу, пожелал быть иноком. Взяв много золота, пошел он на святую гору посетить тамошние монастыри и поискать себе удобного для поселения места. Обойдя многие монастыри и раздав много милостыни, он вышел из лавры блаженного Афанасия и направился от Солуни по берегу моря.

Здесь он нашел очень красивое место с вкусной водой и богатой растительностью; жителей на этом месте еще никого не было. Место сие ему очень понравилось, и он задумал здесь поселиться и выстроить монастырь. Усердно взявшись за дело, он вскоре привел в исполнение свое желание. Сначала он выстроил прекрасную церковь во имя святителя Николая, а потом устроил монастырь и оградил его каменными стенами. Приведя всё сие в надлежащий порядок, сам он принял в том монастыре иноческий образ. Но при множестве построек, золота его оказалось недостаточно, так что он не мог украсить церковь с подобающим благолепием. Возложив надежду на помощь Божию, он говорил:

– Если Господь Бог захочет прославить сие место, то Сам Он промыслит об украшении церкви; да будет Его воля!

Против святой горы есть остров, называемый Луг, находящийся на расстоянии одного дня морского пути; там жили пастухи и пасли скот, ибо то место было очень удобно для пастбищ. На этом острове был поставлен в необитаемом месте высокий каменный столб; на столбе стоял каменный идол, на котором было написано по-гречески:

«Всякий ударивший меня вверх найдет множество золота».

Многие пытались узнавать: правда ли это, – и били по голове идола, но ничего не находили.

Случилось же в то время одному юноше, близ означенного столба, пасти волов; юноша был очень разумен и грамотен. Прочитав надпись, сделанную на столбе, он ударил идола по голове, как то делали и другие, чтобы найти золото, – однако ничего не нашел. Потом он подумал, что, быть может, золото зарыто в земле и, при захождении солнца, заметил, где кончается на земле тень от этого столба и в том месте, где кончалась тень от головы идола, он начал копать землю, ища сокровища, но и здесь ничего не нашел. Когда же взошло солнце, он опять стал смотреть, где кончается тень от столба, и там стал копать. Когда он копал, то услыхал на том месте какой-то звук и, поняв, что на этом месте скрыто сокровище, стал еще усерднее копать и дорылся до жерновного камня, настолько большого, что ему невозможно было и поднять его. Протянув руку сквозь скважину камня, он нашел там много золота и в раздумье не знал, что ему с ним делать.

– Если я кому-нибудь расскажу о золоте, – думал он, – то как бы меня не убили из-за него.

Бог же, внимая молитвам вышеупомянутого старца, заботившегося об украшении святого храма, внушил юноше, чтобы он шел на святую гору в одни из монастырей и рассказал бы игумену о найденном сокровище. Юноша так и сделал. Взяв несколько золотых монет в удостоверение своей находки, он пришел в селение, лежавшее близ моря и нанял там человека, который бы перевез его к святой горе.

По усмотрению Божию, он остановился в пристани вышеупомянутого, вновь выстроенного монастыря, названного по имени его строителя Дохиар. Перевозчик возвратился в свое селение, а юноша пошел в тот монастырь. Увидав там игумена, он рассказал ему подробно о найденном им сокровище. Игумен уразумел в этом дело Божие; он позвал трех иноков и, передав им слышанное от юноши, послал их вместе с ним, чтобы они принесли найденное золото в монастырь. Иноки поспешно отправились на лодке и приплыв к острову, дошли до того столба, около которого было зарыто золото. Когда они отвалили жерновный камень, то под ним нашли котел, полный золота, и весьма обрадовались. Но исконный враг рода человеческого, ненавистник всего доброго, диавол, вложил одному из этих иноков неприязненную мысль, и тот сказал другому иноку:

– Брат, какая нужда нам нести сие золото к игумену! Бог послал его нам: на это золото мы сами построим себе жилища и воздвигнем монастырь.

Когда же другой возразил ему: «Как мы скроем это золото?» – то он отвечал:

– Всё это в нашей воле: мы можем бросить сего юношу в море, и тогда против нас не будет никаких свидетелей.

Сговорившись так, они сказали о том третьему иноку; но тот, будучи богобоязненным, сказал:

– Нет, братия, не смейте этого делать: не губите отрока, а вместе и свои души из-за золота.

Но они, не слушая его увещания, стали принуждать его быть единомысленным с ними, и наконец сказали:

– Если ты не будешь с нами заодно, то мы и тебя погубим вместе с отроком.

Брат, видя их непреодолимое злое намерение, устрашился, чтобы они и его не погубили, и сказал:

– Если вы так решили, то делайте, как хотите; я же клянусь именем Божиим, что никому о сем не расскажу и не потребую от вас золота.

Итак, утвердив свое слово клятвою, он молчал. Они же, взяв золото и тот камень, которым золото было прикрыто, внесли его в лодку и, сев в нее вместе с отроком, поплыли к монастырю. Когда они были на глубоком месте, то напали на отрока и начали привязывать ему на шею камень. Отрок, поняв, что они хотят с ним делать, начал с плачем и рыдание умолять их, чтобы они не губили его, но безуспешно: нечестивые те черноризцы, имея окаменелое сердце и златолюбивую душу, не убоялись Бога, не умилились слезами отрока и не послушали его смиренной мольбы; схватив отрока, они бросили его с камнем в глубину моря, и он тотчас же пошел ко дну.

Была же ночь, когда происходило это злодеяние. Милосердый Бог, взиравший с высоты на горькое рыдание отрока и видевший неповинное его утопление, послал хранителя рода человеческого святого архистратига Михаила, чтобы он взял утопленного со дна моря и принес бы его живым в церковь. Так сие и совершилось. Внезапно отрок оказался близ св. трапезы с камнем, повешенным на его шее. Когда наступило время служения утрени, то екклисиарх вошел в церковь, чтобы зажечь свечи и начать звонить к утреннему богослужению. В сие время он услыхал в алтаре человеческий голос и стон; он очень испугался и пошел рассказать о сем игумену. Игумен назвал его трусливым и малодушным и велел ему опять идти в церковь. Придя туда вторично, он опять услыхал тот же голос и снова возвратился к игумену. Тогда игумен сам пошел с ним в церковь и, услыхав голос, вошел в алтарь; там он нашел отрока, лежавшего близ св. трапезы с привязанным к его шее камнем; с одежды же его текла морская вода. Игумен узнал отрока и спросил:

– Что случилось с тобою, сын мой, и как ты попал сюда?

Отрок как бы пробудился от сна и сказал:

– Те лукавые иноки, которых ты послал со мною за найденным золотом, привязав этот камень на мою шею, выбросили меня в море. Погрузившись на дно, я увидал двух мужей, сиявших как солнце, и услыхал их беседу между собою; один говорил другому:

«Архангел Михаил! принеси сего отрока в монастырь Дохиар!»

Выслушав сие, я пришел в беспамятство, и не знаю, как очутился здесь.

Услыхав рассказ отрока, игумен удивился и прославил Бога, творящего дивные и преславные чудеса. Потом он сказал отроку:

– Останься, сын мой, на этом месте до утра, пока не будет обличена злоба.

Затем вышел оттуда и, затворив церковь, наказал екклисиарху, чтобы он никому не рассказывал о сем, утреню же игумен велел служить в притворе. При сем он прибавил екклисиарху:

– Если кто скажет: почему не в церкви, а в притворе поется утреня? – то отвечай, что так велел настоятель.

С наступлением утра, убийцы те подошли к монастырю, а золото они спрятали в другом месте. Увидав их, игумен вместе с прочими братиями, вышел к ним навстречу и спросил:

– Посему вчера вы пошли четверо, а теперь возвращаетесь трое? – где же четвертый?

Они на это с гневом отвечали:

– Отче, отрок обманул и тебя и нас, сказав, что нашел золото; ничего он не мог показать нам, ибо и сам ничего не знает и со стыда куда-то скрылся; мы долго искали его, но не могли найти и одни возвратились к тебе.

Игумен, сказав на это: «Да будет воля Божия», – пошел с ними в монастырь. Приведя их в церковь, где лежал юноша, с одежды которого еще текла вода, он показал им его и спросил:

– А сей кто такой?

Увидав юношу, они пришли в ужас, и стояли, как окаменелые: долго они не могли ничего ответить, но наконец, хотя и против воли, признались в своем злодеянии и рассказали, где они скрыли найденное золото. Тогда игумен послал более верных братий, и они принесли найденное золото в монастырь.

Слух о чудесном сем событии прошел по всей святой горе: иноки изо всех монастырей сошлись, чтобы видеть сие преславное чудо. Составив собор, они переименовали ту церковь во имя святого архистратига Михаила, а во имя святителя Николая Чудотворца выстроили другую церковь. Тех двух лукавых убийц прокляли и выгнали из обители, третьего же инока, который не соглашался на потопление отрока и отказался от злодеяния, признали невиновным. Избавленный от потопления отрок облекся в иноческий образ и стал добрым подвижником и строгим иноком.

После сего игумен на принесенное ему золото благолепно украсил церковь и выстроил вновь весьма красивый притвор; камень же, с которым было известно всем явленное чудо. Когда игумен преставился, то вместо него был поставлен игуменом избавившийся от потопления инок. Прожив богоугодно, и он перешел ко Господу, носимый руками св. архистратига Михаила, как прежде перенесен был им же из моря в церковь.

За всё сие прославим Отца, Сына и Святого Духа, и возвеличим во веки св. архистратига Михаила.

... В этой единственной в мире православной монашеской республике словно остановилось время . Географически Святая гора Афон находится в восточной части греческого полуострова Халкидики, высотой 2033 метра над уровнем моря. Но высота для ее жителей - понятие не так физическое, как духовное. Для них оно означает подняться над греховной жизнью. Да и сами расстояния здесь измеряют молитвами, а не метрами.

Нога земной женщины на территорию Афона не ступала полторы тысячи лет , а все монахи почитают только Небесную Мать - Богородицу. Афон считают ее земным уделом. Чудеса здесь происходят на каждом шагу, а слова молитвы льются так легко, как нигде в мире. Именно поэтому здесь всегда море паломников. Больше всего их приезжает на Афон во времена постов. На Святой горе чувствуешь, что не ты выбираешь дорогу, а она тебя.

Молитва за весь мир - круглосуточно

... По церковному преданию, около двух тысяч лет назад на Афоне поклонялись Аполлону . В 44 году от Рождества Христова, вскоре после Вознесения Спасителя, буря пригнала сюда корабль, где находилась Пресвятая Дева. Судно, на котором Богоматерь вместе с апостолами направлялась на Кипр, из-за непогоды причалило к берегу Афона. Богородица сошла на землю полуострова и благословила его. Золотой идол Аполлона не выдержал благодатного присутствия Пресвятой Девы, при ее приближении застонал и упал в море. Пораженное увиденным, под влиянием необычной силы проповеди Христа все население острова приняло христианство.

Первые аскеты - монахи пришли сюда в VII веке . С тех пор женщинам на острове появляться запрещено (даже вьючные животные здесь - только мужского пола). По преданию, так повелела сама Богородица, которая взяла Афон под свое покровительство. Она время от времени являлась монахам и помогала им в строительстве монастырей. С тех пор Пресвятую Деву считают игуменьей Святой горы. Ее незримое присутствие здесь чувствуется везде. Как свидетельство этого - облачко, неизменно стоит над вершиной Афона. Это действительно чудо! Представьте себе, все облака движутся, а оно стоит на месте. Это облачко бывает больше, меньше, светлее, темнее, почти черное, но оно постоянно над Афоном! Даже раз увидеть его - благословение Божие.

Сейчас Афон - самостоятельная монашеская республика с местным правительством и особыми законами . На ее территории - 20 монастырей и более десятка скитов. Некоторые монахи селятся в отдельных кельях или в труднодоступных пещерах. На Афоне живут по византийскому времени. Новая эпоха здесь наступает с заходом солнца. В два часа ночи, когда весь суетный мир спит, здесь начинается первая утренняя служба. Всего на острове одновременно отправляется до трех сотен литургий.

Из монастырского колодца, который здесь всего в 20 метрах от моря, паломники пьют вкусную родниковую воду . К тому же выдолбили этот глубокий колодец в каменной скале. Паломники недоумевают, как можно было определить, что здесь бьет источник. Местные монахи отвечают: они молились и просили Бога указать место, где есть пресная вода. И Господь услышал их молитвы.

Чудес здесь больше всего в мире

... Дары волхвов Богомладенцу Иисусу, сохранившиеся до наших дней , 700-летняя виноградная лоза, одна ягодка которой исцеляет бесплодие, храм, построенный за один день. Вряд ли есть хоть одно место в мире, где можно увидеть столько чудес и священных реликвий. В каждой афонской обители - мощи святых и чудотворные иконы.

Монастырь с тысячелетней историей Ватопед - один из тех, которые больше всего посещают паломники. Здесь хранятся: часть Животворящего Креста Господня, честный Пояс Пресвятой Богородицы, частицы мощей 14 святых и великомучеников, среди них - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Пантелеймон, Димитрий Солунский.

Среди Богородичных икон обители восемь считаются чудотворными , самые известные из них - «Отрада и утешение» и «Пантанасса», или «Всецарица». В намоленных храмах всегда людно. Здесь царит особая благодать. Монахи утверждают, что сама Пресвятая Дева помогает всем, кто с верой просит у нее помощи в болезнях телесных и душевных. Как свидетельство этого - многочисленные драгоценности, которыми в благодарность чтят верующие чудотворные образы.

С молитвой - на кухню, на огород и в мастерскую

... Молитва и пост, пост и молитва . Так проходят на Афоне месяцы, годы, десятилетия. Еда в монастырях простая - овощи, фрукты, каши. Блюда из рыбы на монастырской кухне готовят только по большим праздникам. Хлеб монахи пекут сами по старинным рецептам. В Ватопеда даже процесс его приготовления - священнодействие. На праздник Воздвижения Животворящего Креста и в какой-то из дней Крестопоклонной недели в Великий пост в маленькую мисочку перед службой кладут муку, сыплют соль и заливают водой. К концу литургии тесто подходит само, без дрожжей. Эту чудо-опару хранят целый год, маленькую частичку из нее добавляют каждый раз, когда пекут хлеб. И всегда тесто подходит само, без дрожжей.

Приютить и накормить всех путников независимо от их вероисповедания монахи считают почетной обязанностью. Именно поэтому трапезная Ватопед, например, вмещает до полутысячи человек.

- Кормили нас постной пищей раз в день , - вспоминает один из паломников. - С собой можно было взять яблоко, мандарин или апельсин. Впрочем, как ни странно, на таких продуктах у нас хватало сил целыми днями путешествовать Афоном. За стол садились вместе и вместе вставали. При выходе наместник всех благословлял. Что особенно поразило - после каждой трапезы монахи - повара смиренно склонялись перед нами в низком поклоне. Так они на всякий случай просили прощения, если их блюда кому-то не понравились. Окончания трапезы под стенами монастырской столовой обычно ждали полсотни котов. Каждый раз кто-то из монахов выносил им два ведра остатков обеда.

Монахи на Афоне трудятся не только на кухне . У каждого свое послушание. Кто-то ухаживает за овощами на грядках, кто-то - за садами и виноградниками. Есть и такие, которые вяжут кресты на продажу, изготавливают лампадки, рисуют иконы.

Труд, молитвы и пост - рецепт долголетия афонских монахов . Обычно они доживают до глубокой старости. И до конца своих дней придерживаются ревности в молитвах и сохраняют бодрость духа. Единицы из них достигают высшего совершенства в познании Бога. Таких Богородица наделяет даром провидения.

Здесь говорят не уста, а сердце

... Афон - это нечто глубокое, личное, и словами такие ощущения передать трудно . Так убеждают те счастливцы, кому хоть раз удалось побывать на Святой горе. Все паломники единодушно утверждают, что домой возвращаются другими людьми, причем у каждого своя миссия посещения святыни. Афон - действительно святое место, где ничто тебя не отвлекает от главного. Здесь слезы - только от радости, а душа поет.

Летом 1999 года мы с 11-летним сыном отправились в паломничество на Святую Гору Афон. Наконец мы оказались в Греции. На Афоне…
Переночевав в Пантелеимоновом монастыре и получив благословение от настоятеля на подъем к вершине Святой Горы и паломничество, мы направились в монастырь святого Павла. Провели ночь там, пришли в скит Святой Анны.
Дорога проходила не на большой высоте, но при сильной жаре. После скита тропинка круто пошла вверх. Пройдя несколько метров при таком подъеме, сын попросил отдохнуть и попить воды.

Удивительный Афон: жизнь и чудеса на Святой горе.

Через пару минут мы продолжили подъем, но длилось это совсем недолго. Артем вновь попросил отдыха. Я с грустью посмотрел на пики гор с правой и левой стороны: они по-прежнему маячили вдали. На третьем привале, сидя в теньке (кстати, после посещения Афона мы поняли, что значат для человека вода и тень) и обхватив голову руками, я с отчаянием думал, что сейчас придется спускаться в скит, а затем - на пристань Дафни и в монастырь святого Пантелеимона.
Со всех сторон жужжали слепни и оводы, иногда садились и жалили, отчаяние усугублялось. Вдруг мое внимание привлекло мощное гудение постороннего насекомого, краем глаза я увидел крупную ярко-желто-полосатую осу-матку. Далее происходило невероятное: как в воздушном бою сходилась наша защитница с оводом или слепнем; секундное сражение - и враг отлетал в сторону. Затаив дыхание, едва слышно я позвал утомленного сына. Он осторожно приблизился ко мне. Несколько минут мы не могли прийти в себя, затем осторожно двинулись в путь. Точно не помню, как долго сопровождала нас эта Божия тварь, - может, двадцать минут, может, час. Но когда ее не стало рядом с нами, слепни хоть и кружили рядом, но особо не причиняли вреда, только при подъеме на саму Святую Гору пару раз укусили меня - видимо, чтобы не возгордился.

Раб Божий Сергий , г. Калининград

См. также:

Пока ни одного комментария, будьте первым!

Афонское чудо

Летом 1999 года мы с 11-летним сыном отправились в паломничество на Святую Гору Афон. Наконец мы оказались в Греции. Переночевав в Пантелеимоновом монастыре и получив благословение от настоятеля на подъем к вершине Святой Горы и паломничество, мы направились в монастырь святого Павла.

Паломничество на Святую Гору. Часть I

Провели ночь там, пришли в скит святой Анны.

Дорога проходила не на большой высоте, но при сильной жаре. После скита тропинка круто пошла вверх. Пройдя несколько метров при таком подъеме, сын попросил отдохнуть и попить воды. Через пару минут мы продолжили подъем, но длилось это совсем недолго. Артем вновь попросил отдыха. Я с грустью посмотрел на пики гор с правой и левой стороны: они по-прежнему маячили вдали. На третьем привале, сидя в теньке (кстати, после посещения Афона мы поняли, что значат для человека вода и тень) и обхватив голову руками, я с отчаянием думал, что сейчас придется спускаться в скит, а затем — на пристань Дафнии и в монастырь святого Пантелеимона.

Со всех сторон жужжали слепни и оводы, иногда садились и жалили, отчаяние усугублялось. Вдруг мое внимание привлекло мощное гудение постороннего насекомого, краем глаза я увидел крупную ярко-желто-полосатую осу-матку. Далее происходило невероятное: как в воздушном бою сходилась наша защитница с оводом или слепнем; секундное сражение — и враг отлетал в сторону. Затаив дыхание, едва слышно я позвал утомленного сына. Он осторожно приблизился ко мне. Несколько минут мы не могли прийти в себя, затем осторожно двинулись в путь. Точно не помню, как долго сопровождала нас эта Божия тварь, — может, двадцать минут, может, час. Но когда ее не стало рядом с нами, слепни хоть и кружили рядом, но особо не причиняли вреда, только при подъеме на саму Святую Гору пару раз укусили меня — видимо, чтобы не возгордился.

Поднявшись на Панагию вечером, мы ночью встретились с тремя монахами из Пантелеимонова монастыря. А рано утром с Божией помощью поднялись на вершину, где в храме Преображения Господня была отслужена Литургия, во время которой мы причастились Святых Таин.

Места:
Афон
Пантелеимонов монастырь на Афоне
Монастырь святого Павла на Афоне
Скит Святой Анны на Афоне

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Святая гора Афон

Это единственная православная монашеская обитель с тысячелетней историей. Место настолько свято, что для человека, оказавшегося здесь, все сложные вопросы вдруг становятся понятными, а жизнь - легкой. Святая гора Афон - одно из чудес света.

«На Афон нас переправили на большом пароме, вмещающем более тысячи человек. Окружающую нас красоту и атмосферу просто невозможно сразу описать. Все цветет, благоухает… Воздух очень чистый, морская вода прозрачная, горная водичка чистая и полезная, ее можно пить из любой реки», - рассказывает отец Иоанн.

Группа паломников из Донецка, Киева и других городов остановливалась в бесплатной гостинице, расположенной на территории известного русского монастыря св. Пантелеймона, основанного в конце XVIII ст. Здесь находится самый большой на Афоне колокол. Монастырь хранит главу великомученика Пантелеймона Целителя, святые мощи, чудотворные иконы, редкие книги…

Святая гора Афон - удел Пресвятой Богородицы. Здесь разместились более 20 монастырей. Но посещать гору могут только православные крещеные мужчины, а женщины, ввиду издавна существующего запрета, могут приобщиться к Афонской святыне издалека, совершая плавание вокруг полуострова.

Многие люди едут на Афон за советом к афонским старцам. Однако пообщаться с ними, ввиду плотного графика, удается не всем. По словам отца Иоанна, на Афоне находятся православные монастыри. Монахи живут там по византийскому времени. Службы у них могут начинаться и в 4 часа утра, и в полночь. Питаются монахи в пост один раз в день, а живут они в кельях. Постоянно трудятся, занимаются хозяйством, держат скот, пасеки; выращивают фрукты, овощи и при этом неустанно молятся.

За неделю пребывания на святой горе Афоне отец Иоанн посетил 15 монастырей и увидел многие святыни, в том числе Пояс Богородицы, мощи святых, чудотворные иконы Богоматери «Скоропослушница», Святителя Николая, Пантелеймона Целителя, также икону Иверской Божией Матери, которая согласно преданию хранилась у благочестивой вдовы, жившей близ древнего города Никеи. Однажды в ее дом пришли иконоборцы, и один из воинов копьем пронзил образ Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Боясь за святыню, вдова попросила императорских воинов не трогать икону, а взамен пообещала им деньги. Когда же нечистивцы ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) опустила икону в море.

Документально подтвержденные явления Божией Матери в XX веке

Спустя время, икона приплыла к Афону, где ее обнаружили иноки…

Святая гора Афон славится многими чудесами. Вот, например, случай. Однажды тяжело больной человек попил из здешнего источника воды и исцелился. Когда он вернулся домой, и врачи провели обследование, то были просто изумлены: «Не может быть!..». Как говорится в слове Божием: «По вере вашей да будет вам!»

Необычные торты

Традиции огромного Китая

Как только мы думаем о Китае, сразу же вспоминается его густонаселённость. Еще бы! Ведь Китай является самым первым среди всех стран …

Суперкомпьютеры России и Китая

Похоже, что Китай намерен уменьшить свою зависимость от западных компаний в области суперкомпьютеров. В пользу этого предположения говорит то, что установленный …

Секретные лаборатории Гитлера

Некогда скрытый под детской площадкой, под стоянкой для машин и все еще окруженный многоквартирными домами бункер фюрера перестал быть таинственным …

Растения-хищники

Те, кто считает, что растения-хищники - фантастика, глубоко ошибаются. Это настоящая реальность. Растения, растущие в пустыне или на бедной почве, имеют …

Настоящий костюм железного человека

Если ты вдруг не знаешь, кто такой Железный Человек, поясняем. Это один из немногих комиксовых супергероев, у которого нет никаких …

Схватка МиГ-29 с F16

В Воронежской области на аэродроме Бутурлиновка началось летно-тактическое учение ВВС России с участием истребителей МиГ-29СМТ. В ходе учения летчики Курской …

Магнитный конструктор

Не так давно среди большого выбора развивающих игрушек появились магнитные конструкторы. Их необычные свойства позволяют создавать трехмерные модели разнообразнейших форм. …

Сад «Эрмитаж»

Территория Сада Эрмитаж, одного из старейших мест отдыха в Москве, не очень велика, и как там умещается столько всего? …

* Решение мое было окончательно, и я тайно отправился на Афон. Добрался благополучно. Путешествуя и останавливаясь в различных монастырях и скитах, я тщательно изучал их уклад. И, в конце концов, получив достаточное количество нужной информации, я решил поселиться в киновии Преподобного Григория.

Прежде чем войти в монастырь, я, уставший, пошел ночевать в обрывистой и труднопроходимой местности, немного выше Гифтария, где можно было найти тень. Но мои попытки уснуть оказались тщетны. Сон не шел. Думы и помыслы сменяли друг друга и тревожили меня. Движимые сатаной искушения предпринимали все возможные попытки, чтобы помешать мне. Наконец, измученный душевной борьбой, я подумал, что ко мне приходит сон. И что же я увидел? Надо мной стоял некий престарелый монах почтенного, величественного, даже библейского вида, с бородой до колен и мягким взором. Он сказал мне: “Зачем ты сидишь здесь снаружи, дитя мое, и мучаешься помыслами и размышлениями? Вставай и иди в монастырь”. Услышав этот приказ, я тотчас поднялся, собираясь попросить монаха проводить меня. Но где же старец? Он исчез!

Это происшествие поразило меня. Я стал размышлять, кем мог быть этот загадочный старец, который в столь почтенном возрасте смог подняться в такие дикие места, куда и я с трудом смог пройти. С этими мыслями (прошлые мои бесовские помыслы развеялись, словно дым) я побежал в монастырь, зашел туда и сразу направился к преподобному кафигумену, рассказал ему о своем желании и намерении, упомянув и о недавней встрече с почтенным старцем.

Тогда кафигумен с нескрываемым умилением подвел меня к иконе и спросил: “Этот ли старец явился тебе?” “Да, это был он!” – ответил я в изумлении. Это оказался старец Иоаким, новый ктитор монастыря с удивительно длинной бородой, которую он получил чудесным образом, так как по природе своей был безбородым.

* Когда спустя несколько месяцев совершился мой постриг, сильно утомленный и встревоженный, я захотел немного поспать. Но не успел я уснуть, как кто-то открыл дверь моей кельи совершенно необычным образом, опустив традиционное “Молитвами святых отец наших…” Мысли внезапно охватили меня, и я почувствовал ужасное, невыносимое зловоние. И тогда я увидел стоящего надо мной незваного гостя. Какое это было пугающее и ужасающее зрелище! Передо мной стоял сам сатана. Похожий на чудовище, рогатый, с огненным дыханием и огненными глазами, мохнатый, с длинными когтями. Он посмотрел на меня зловещим и гневным взглядом и саркастично рассмеялся: “Эй! Зачем и ты пришел сюда? Сейчас я покажу тебе!” И тотчас он протянул ко мне руку и схватил меня, издавая ужасный вой: “Ааа!” Но тут случайно он коснулся честного креста, висящего на моей груди. Он сразу же исчез, оставив после себя нестерпимое зловоние.

* Однажды на монастырь обрушилась эпидемия гриппа. Болезнь затронула самых молодых и самых сильных, одних незначительно, других – серьезно. Я переболел быстро. И, когда заболел повар, мне было поручено его заменить. Совершенно не умея готовить, я взялся за это послушание под руководством повара, отца Ипатия. К счастью, при мне находился и опытный помощник повара, очень кроткий и простой, словно агнец, послушник.

Однажды я послал его в сад, чтобы собрать овощи для готовки. Но спустя недолгое время, почти сразу, он прибежал, тяжело дыша, с испуганным видом и без овощей. Когда я спросил его, что произошло, он ответил, что на тропинке, ведущей в сад, лежит огромная и страшная змея. И он, перепугавшись, прибежал назад, обливаясь потом и задыхаясь.

Тем не менее, поступок его противоречил канону “слепого послушания”. Я рассказал об этом старцу. Старец же побеседовал с послушником, ободрил его, дал ему свое благословение и велел исполнить свое послушание без колебаний и страхов. Исполненный мужества, он побежал в сад, собрал овощи и вернулся радостный. Когда я поинтересовался, в чем дело, он объяснил, что змея все еще лежала там, но была мертва.

* Незадолго до ухода в армию я заболел острым ишиасом. Боль была периодическая, но невыносимая. Когда она настигала меня, я не мог устоять на ногах и падал на землю, где бы ни находился. Никакие врачи и медикаменты, ни теплые ванны, ни армия не смогли излечить меня. Это было постоянное и мучительное состояние.

Однажды в нашу гавань привезли пшеницу, и все мы, по обыкновению, должны были разгружать ее. И когда разгрузка началась, у меня внезапно случился мучительный приступ. Я упал наземь, скрученный судорогой и стонущий от боли. Прибежали два-три отца и один почтенный добродетельный старец. Арсений, Артемий… Имени его я не помню. Они спросили меня, в чем дело. И когда я рассказал им о своем недуге, об этом узнали все вокруг и начались пересуды. Многие посочувствовали мне, другие усомнились в правдивости моих слов, третьи и вовсе не поверили. Некоторые подумали, что я сказал об этом, чтобы освободиться от работы. Другие преувеличенно сочли меня “пройдохой из Пирея”.

Я терпел все это. И лишь мой старец утешал меня: “Не плачь, мой мальчик. Не отчаивайся. Я верю тебе. И других отцов смогу убедить в твоей искренности. Но я дам тебе один совет и прошу тебя меня послушаться. Мы здесь имеем своего собственного врача: святую Анастасию Римскую. Мощи ее находятся в часовне. С самого вечера бодрствуй и молись ей от всего сердца и со слезами. А когда утром закончится литургия, помажь маслом от ее лампады место, которое у тебя болит, слезно прося святую исцелить тебя. После этого приходи навестить меня”.

Я в точности исполнил сказанное. И, помазавшись маслом, – о чудо! – я внезапно стал двигаться свободно, без малейшего намека на боль.

С того дня прошло шестьдесят лет. Болезнь ко мне более не возвращалась.

* В городе Веррия в Македонии существует подворье Григориата. Один-два раза в год, каждый раз летом, мы ездим туда по морю на маленьком монастырском корабле.

Однажды я с двумя братьями отправился на подворье. Но между Кассандрой и Пилио царил непривычный штиль, хотя мы усердно гребли. И это, я бы сказал, раздражающее безветрие, заставило меня думать, что быть беде. Это было нескрываемое волнение без видимых на то причин, нечто вроде предчувствия. И хотя братья просили меня ненадолго перестать грести и отдохнуть, я приказал им быстрее работать веслами, словно что-то предупреждало меня о надвигающейся опасности. Мы должны были как можно скорее добраться до берега между Пилио и Олимпом. Легкий морской бриз очень помог нам: мы причалили к берегу, спустились и привязали корабль. Между тем, маленькое облако на Пилио становилось все больше и чернее, предвещая страшное ненастье. И какой ужас последовал после! Разразилась редкой силы буря, шторм, шквал, как говорят.

Когда мы прибыли, все жители подворья выбежали нам на встречу, пораженные и недоуменные. Они смотрели на нас, крестились и уверяли, что нас спас святой Николай.

Мы пробыли там несколько дней, после чего, снарядившись и собрав припасы, поплыли назад. И какое мрачное зрелище ждало нас по дороге! Где бы мы ни проплывали, везде встречали потерпевшие крушение корабли. Все корабли, стоявшие на якорях в пострадавших портах от Ливы до Гарби, были выброшены на берег или потоплены. Вся юго-западная часть Кассандры, Сифонии и Афона пострадали от этого шторма.

И когда мы добрались до монастыря, нас ждало еще более печальное зрелище: корабль из Литохоро, нагруженный древесиной, был потоплен. Здесь наше волнение достигло своего апогея.

Опуская рассуждения, я хочу обратить внимание лишь на свою беспричинную тревогу, которую я испытывал в пути. Не было ли это очевидным и несомненным вмешательством святого?

* Каждый год 6 декабря наш монастырь совершает праздник по случаю дня памяти святого Николая, запасаясь рыбой из Палиури в Кассандре, где рыбаки постоянно ловят рыбу.

За несколько дней до праздника монастырский корабль был послан туда, чтобы забрать рыбу. Кормчим был опытный монах, благочестивый и простой, привыкший к морю, еще когда он жил в миру.

Но прежде чем он вернулся, подул сильный юго-западный ветер и значительно задержал отправление. Время шло, близился праздник, а ветер все усиливался. Монах беспокоился: “Неужели праздник начнется без рыбы?” А это, по его мнению, было немыслимо. И он решил отплыть в штормовую погоду. Другие рыбаки тщетно пытались убедить его отказаться от этой безумной затеи. Но монах был непоколебим.

Он отплыл, перекрестившись, поставив на штурвал икону святого Николая и сказав: “Святой Николай, ты видишь, какая сейчас погода. Распорядись же, чтобы праздник в твою честь не начался без рыбы. Отправляемся!”

И святой, действительно, именно так и “распорядился”. Когда монах подошел близко к монастырю, отцы издалека заметили его и вышли на берег. Корабль парил по волнам, словно чайка. Отцы взяли с собой икону святого Николая и стали молиться, чтобы корабль без труда смог причалить. Однако в таких условиях это было совершенно невозможно.

Но только не для святого Николая. Огромная волна подхватила корабль и, высоко подняв его, опустила прямо на пристань, на место, где он стоял, после чего мирно отошла, исполнив свой долг. Это событие было торжественно отпраздновано. Поразительны вера этого благочестивого монаха и помощь святого.

* Ужасный пожар обрушился летом на монастырские леса. Дул ветер, и пламя быстро распространялось. Вскоре оно должно было уничтожить все каштаны, главный источник монастырских доходов. Страшное зрелище. Я был его очевидцем и слышал лесных змей, которые, сгорая, шипели.

Когда весть о пожаре дошла до монастыря, отцы и старец вынесли святые мощи. И тогда одно из облаков повисло над лесом, и начался такой сильный ливень, что страшный пожар мгновенно был потушен.

Афонский монах отец Иаков, главный певчий соборного храма, приехал в Ригу, чтобы спеть в Домском соборе вместе с хором Московского патриархата, и привёз нам благословение афонских старцев. «Субботе» посчастливилось побеседовать с ним.

Монах Иаков - главный протопсалт Карейского соборного храма Успения Пресвятой Богородицы Святой горы Афон. Он родился в городе Салоники. С детства изучал византийскую музыку и имеет степень и диплом в этой области. Был певчим хора «Иоанн Дамаскин». В 1993 году поступил в монастырь Каракал на Святой горе Афон. Он обучал византийской музыке младших монахов и организовал монастырский хор. С 1996 года монах Иаков живёт в столице Святой горы - Карее, в восстанавливаемой им келье. Сегодня он служит протопсалтом (главным певчим) соборного храма Успения Пресвятой Богородицы.

Словами не описать

На улочках Старой Риги его можно было заметить очень издалека: высокий стройный грек в чёрной монашеской рясе, карие глаза смотрят серьёзно и внимательно. А когда начинает говорить - хочется молча слушать, даже не понимая по-гречески. Голос у отца Иакова удивительный.

В Латвии афонский монах Иаков не первый раз. В январе вместе с камерным хором Московского патриархата он исполнял рождественские песнопения. И вот сейчас, как и тогда, в Домском соборе прозвучала музыка, которую легко охарактеризовать одним словом - божественная. Во всех смыслах.

Мы попросили разрешения его сфотографировать. Он согласился и терпеливо ждал, пока фотограф устанавливал свет и аппаратуру. Но удивительное дело - десятки кадров оказались засвеченными будто изнутри. И только два снимка наконец получились. Один из них вы видите. Наверное, главное в нём - глаза. И тот внутренний свет, который ни с каким освещением не сравнится. Потому что он из души.

Перед тем как задавать вопросы, я вспомнила давнюю поездку в Грецию: тогда мы с друзьями проплыли на кораблике вокруг Святой горы Афон, вдоль величественных монастырей, крыши и купола которых тонули в зелени. Как жаль, думали мы, что нельзя увидеть это вблизи: с древних времён женщин на Афон не пускают. А на кораблике в это время звучали записи песнопений афонского монашеского хора.

А потом ночью в маленьком греческом городке я сидела на балконе гостиницы, смотрела на море и думала, что Святая гора круглые сутки не спит - днём и ночью люди, ушедшие туда от мира, молятся за весь мир. И за каждого из нас. Многие монахи, рассказали нам, живут в аскезе и вообще спят по два-три часа, не больше… В это время кто-то опять включил записи афонских песнопений. До сих пор помню - ощущения были потрясающие.

Простите за длинное вступление, просто хотелось передать настроение, с которым мы начали разговор с отцом Иаковом. Вместе с ним к рижанам прибыла музыка Афона.

Особый образ жизни

- Отец Иаков, вы сказали, что приехали петь с благословением афонских старцев…

Всегда, когда кто-то из монахов куда-то уезжает, он согласовывает свои действия и с монастырём, к которому духовно принадлежит, и со своим духовником, чтобы совершить это путешествие.

- Как часто вы покидаете монастырь?

Не особенно часто. Последние разы были связаны с концертами в Риге, Москве и Петербурге.

- Как давно вы живёте на Афоне?

20 лет. Меня часто спрашивают, как я туда попал. Это не так просто объяснить в двух словах, потому что и сам человек с трудом понимает такие серьёзные вещи. Естественно, помогает Господь, но и воля человеческая содействует.

- Действительно ли на горе Афон есть монахи, которые пришли туда в возрасте 12 лет?

Это раньше, 40-50 лет назад, такое часто было. Сейчас этим монахам по 60-70 лет… Последние 30 лет такого не происходит. И запрещается, и нет такой традиции. По закону человеку, который уходит в монастырь, должно быть 18 лет. Обычно приходят люди в возрасте 20-30 лет. Раньше, после Второй мировой войны, экономические условия были трудные, и родственники привозили маленьких детей на Афон, чтобы выжить. А потом им там нравилось, и они оставались на Афоне навсегда.

- А что надо для того, чтобы остаться?

Естественно, есть испытательный срок в один-два года. И дальше игумен и духовники монастыря судят, может ли он остаться и продолжить духовный подвиг в этот промежуток времени, может ли он жить этим образом жизни…

Сокровища Афона

- Музыкальной традиции Афона более тысячи лет. Она связана с византийскими традициями…

Византийская музыка - это что-то особенное. И Афон - особое место для византийской музыкальной традиции. Византийский певческий стиль взращивается непрестанно в течение тысячи лет. Что касается меня - это благословение для меня, что в течение всего времени на Святом Афоне я был сопричастен этой традиции. И сейчас я пою в главном храме столицы Афона - Протате. И таким образом продолжаю эту музыкальную традицию и вношу в неё свой вклад.

В афонских монастырях хранятся настоящие сокровища: реликвии, древние рукописи, книги… Вы имеете возможность их читать?

Кроме духовной Святая гора несёт и культурную миссию. Афон хранит огромное количество рукописей, также есть записи, которые появились в последние годы. А когда мы говорим о сокровищах, которым свыше 800 лет, это, конечно, множество древних икон, реликвий, и монахи в их хранении превосходят хранителей музеев.

Как-то я пошёл в византийский музей в Салониках, недавно открытый. И там почувствовал большую гордость за Святую гору, потому что то, что я видел в Салониках, нельзя сравнить с тем, что я видел на Афоне, - Афон превосходит, конечно, любой музей. И это мы говорим о Салониках - византийском городе.

Паломники Святой горы

- Как складывается ваш день на Афоне?

20 лет я живу на Афоне. 16 лет жил в одном из 20 монастырей - это монастырь Каракалы - и создал там хор, с которым мы выступали на различных празднованиях. Конечно, помогали мне и другие афонские отцы. Последние четыре года я живу в келье - это как скит, и я там сейчас один. Выполняю послушание - пою в храме Протата, где находится совет Святой горы.

У монаха очень много разных дел. Главное значение имеют духовные вещи. Ежедневные службы длятся намного дольше, чем в миру. Есть занятия ручным трудом. Каждый занимается тем, что ему установлено. В монастыре это обычно послушание, а в скиту - различные работы по дому. Также я занимаюсь музыкой, по нескольку часов каждый день.

- Очень много паломников приходят на Афон. Как там их встречают?

Есть такое послушание монашеское - принимать паломников, а есть гостиничное. Есть специальный монах, который встречает паломников, угощает их, даёт им комнату, если они хотят остаться. Паломники могут ходить везде, заходить в любой монастырь.

Прекрасно на Афоне именно это, и это отличает его от других мест: когда ты приходишь в храм, там не как в музее, где ты видишь мёртвое пространство, - на Афоне, в монастырях, каждый, кто заходит, видит как бы живой музей с огромным числом бесценных экспонатов, но при этом везде жизнь. Паломники видят всё - службы, послушания монахов: как они молятся, гуляют, общаются. Это производит впечатление на людей.

- Они не мешают монахам?

Всё-таки не так всё неуправляемо, у монахов есть места, где они могут уединиться, есть часы, когда они свободны. Это считается благим делом, любовью к ближнему со стороны монахов - помочь паломнику. Гостеприимство - это добродетель, и на Афоне оно имеет особую ценность.

- Были случаи, когда паломники оставались?

Конечно, были люди, которые приезжали паломничать и потом становились монахами. Но сразу приехать и остаться - это редко. Сейчас всё строже. Игумену и духовнику нужно быть более внимательными, и самому человеку нужно очень серьёзно подумать, прежде чем причислиться к братии, монастырю, скиту.

- Есть общие праздники, когда все 20 монастырей объединяются?

Каждый монастырь имеет свой престольный праздник. Есть традиция, чтобы монахи со всех монастырей собирались вместе и молились на этих престольных праздниках. Кроме монастырей есть также скиты и кельи, и там тоже такая традиция. Самые большие престольные праздники проходят в Великой лавре, в Иверском и Ватопедском монастырях. Это самые большие монастыри, и в них собирается очень много народа.

Пасха на Афоне

Ваше рижское выступление перед Страстной неделей и накануне Великой Пасхи - это специально по времени задумано, такое подкрепление духовное?

Этот концерт духовной музыки мы проводим вместе с Анатолием Гринденко и московским хором, которым он руководит. Мы выбрали темой страсти Господни. И это совпало с подготовкой к Пасхе, которую мы будем скоро праздновать. Поэтому песнопения связаны с событиями Страстной седмицы. Мы хотели помочь тем, кто желает подготовиться к этим дням.

- Как проходит Пасха на Афоне?

Отпраздновать на Афоне Пасху, эти святые дни, - совершенно уникальный опыт. Пережить это могут только мужчины, так как женщинам не разрешено приезжать на Афон. Паломники уезжают домой очарованными и восхищёнными, и это остаётся с ними на всю жизнь. Во время Пасхи службы длятся очень долго, но люди, которые приходят (хотя в миру, возможно, и не ходят на службы), у нас присутствуют до последней минуты и совершенно не утомляются. Особенно те, которым удаётся остаться на сам пасхальный день. Это что-то особое, это не описать словами, а надо пережить.

Это было, есть и будет

В храме, где вы поёте, хранится чудотворная икона Богоматери «Достойно есть»… Пресвятая Богородица считается покровительницей Афона…

Афон считается земным уделом Богородицы. Когда святой Пётр Афонский впервые попал сюда, по преданию, Богородица сопроводила его и обещала, что того, кто приедет жить в это место, она обеспечит всем необходимым в этой и будущей жизни, если он посвятит себя духовному спасению. Все мы, святогорцы, живём там, поэтому у нас особые любовь и благоговение перед Пресвятой Девой. Множество чудотворных икон находится на Афоне, практически во всех монастырях. Это наша покровительница, предстательница.

По преданию, сто лет назад на Афоне было явление Богородицы, сохранились воспоминания об этом событии. В наше время бывали явления?

Конечно, могут быть явления, но откуда нам знать об этом? Если бы я увидел Богородицу, я никому не рассказывал бы. Важно не настолько её явление воочию, важно то, что мы чувствуем там. Мы её чувствуем как путеводительницу в нашей жизни. А явления зрительные - это то, что случается в особых ситуациях с определёнными людьми, когда есть на это причина. Мне не нравится доказывать, что это есть. Я абсолютно убеждён, что явления Пресвятой Богородицы были, что они сейчас происходят и будут происходить в будущем.

Важно, что мы чувствуем в своей душе уверенность, которую Богоматерь даёт, ежедневное удостоверение Её обещаний, и это подтверждается каждый день в нашей жизни. И я думаю, что это непрерывное чудо, ежедневное чудо. Любой монах на Афоне скажет то же самое. Её присутствие явно и точно, несомненно.

Паломники, которые приезжают на Афон, говорят, что когда они спускаются с корабля и ступают на эту землю, то чувствуют что-то особое. Но мы не можем объяснить, что именно. И я им говорю: «Вы чувствуете благодать Богородицы, которая присутствует в этом месте».

- Считается, что гора Афон - одно из немногих мест на Земле, которое как столп света связывает землю с небом…

Истина состоит в том, что это место 24 часа в сутки наполнено молитвами - молитва там не прекращается.

- Мир жив, пока вы молитесь за нас?

Мир жив, потому что Бог нас любит и постоянно пытается найти способы, чтобы нас помиловать. И если мы за вас будем молиться, это не значит, что вы обязаны нашим молитвам. Но Господь находит повод в каждом человеке, чтобы помочь ему.

- Отец Иаков, скажите, пожалуйста, несколько пожеланий для наших читателей. Накануне Пасхи это очень важно.

Наши дни трудные, наше время трудное, во всём мире постоянно происходят кризисы, поэтому люди потеряли ориентиры. Слишком много разной информации идёт с разных сторон. Я желаю вам, чтобы как можно больше людей в мире попробовали православную традицию и стали жить по ней. Жить согласно учению церкви. И я верю, что тогда будет какая-то перемена в жизни, очень значительная. Думаю, это основное в наши дни - найти свой путь.

Я прошу и желаю всем попробовать этот путь. И думаю, что через некоторое время душа сама удостоверит их, что это путь верный…