В. Берестов «Как найти дорожку» Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения на тему В.Берестов "Как найти дорожку" Как найти дорожку герои

Сказка Валентина Берестова «Как найти дорожку» о том, как заблудившимся детям помогали найти дорогу к дедушке в сторожку жители леса.

Валентин Берестов. Как найти дорожку

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята — к ней:

Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Очень просто, — отвечает Белка. — Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той — на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

— Спасибо, Белка! — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:

Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом — заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

— Спасибо, Зайка, — говорят ребята. — Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придется ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.

Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

— Спасибо, Улитка! — говорят ребята. — Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

На цветке сидит Пчела. Ребята к ней:

Пчёлка, Пчёлка, расскажи

Пчёлка, Пчёлка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Покажжжу... Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж...

И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

Сценарий урока учителя Майбороды Татьяны Николаевны.

1.Дидактическое обоснование

Тема урока: « В. Берестов «Как найти дорожку»

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Цель: познакомить с особенностями художественного слова В. Берестова и способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения, дать детям представления о многообразии точек зрения на мир:

Задачи урока: (Предметные)

● содействовать формированию и развитию учебно – информационных умений и навыков учащихся, бегло, сознательно и правильно читать, про себя, вслух, создать условия для формирования выразительного чтения; ясного, чёткого произношения слов, соблюдение пауз, логических ударений, соблюдение интонаций;

● содействовать развитию коммуникативной культуры речи;

● развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;

● содействовать воспитанию в детях нравственности через анализ содержания художественного произведения, способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: Учебник, Хрестоматия, презентация, мультипроектор, смайлики, песня «Приходи сказка».

2.Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Настрой на работу в стихотворной форме

Встали ровно, повернулись

И друг другу улыбнулись.

С настроением хорошим

Заниматься мы продолжим.

Повернитесь к гостям и подарите им свою улыбку.

Чтобы работа наша спорилась, начнём урок с дыхательной гимнастики.

Упражнение «Задуй свечу.

Сделайте глубокий вздох и разом выдохните весь воздух.Задули одну свечу.

А теперь представьте, что перед вами стоят три свечи. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечу.

Подготовка класса к работе

Включаются в учебную деятельность.

Дети получают эмоциональный настрой.

Подготовка дыхательного аппарата к чтению.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Какова тема раздела, над которой мы сейчас работаем?

Как вы понимаете выражение «точка зрения»?

Мы сегодня продолжим выяснять,

какие бывают точки зрения, чтобы смотреть на окружающий мир.

Давайте вспомним, с какими способами мы уже познакомились

Проверка домашнего задания.

Чтение стихов наизусть (по рядам).

1 - О.Дриз «Стёклышки».

2 – В. Берестов «Картинки в лужах».

3- А. Ахундова «Окно»

Какие способы увидеть мир по- новому мы сейчас услышали?

(Точка зрения)

(Варианты ответов детей)

Дети рассказывают стихи, оценивают выразительность, делают замечания.

Смотрим через цветное стекло, смотрим в лужу, смотрим в окно.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: формирование умений слушать друг друга.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

3.Постановка учебной задачи.

Активизация знаний учащихся на восприятие нового материала

Целеполагание.

А теперь догадайтесь, чем мы будем заниматься на уроке?

Сказки, сказки – ярмарка чудес,

Мир волшебный, разноцветный лес,

Крылья сказок тихо шелестят,

Значит, в гости к нам они летят.

(Варианты ответов детей).

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические) : анализ с целью выделения признаков

4. Подготовка к восприятию новой темы.

Просмотр презентации.

Словарная работа.

5 . Открытие новых знаний.

6. Первичное закрепление.

Правильно. Мы сегодня познакомимся с произведением

В. Д. Берестова «Как найти дорожку».

И сейчас познакомимся с его творчеством. (Показ презентации).

Речевая гимнастика.(на доске).

Что объединяет эти слова?

Кто сможет объяснить значение слова сторожка?

Чтение сказки в хрестоматии стр. 131.

Читает цепочкой, 1ряд, по абзацам.

Громко, чётко проговаривая слова, выразительно, соблюдая логические паузы, интонацию.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Организует беседу.

К какому литературному жанру относится данное произведение?

Как догадались, что это сказка?

Всё ли здесь сказочно?

Как называются такие сказки, в которых есть не только сказка, но и правда?

Почему дети сами не смогли найти дорожку?

Все ли животные знают, где находится сторожка дедушки?

(Все слова – названия предметов.)

Сторожка – помещение для сторожа, жильё для сторожа.

Чтение сказки по цепочке учащимися.

(Животные разговаривают).

(Нет, прогулка детей, повадки животных).

(Сказка - несказка).

(Они заблудились, пропала тропинка).

(Да, они все указывают путь).

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: участие в продуктивном диалоге.

Физминутка

7.Самостоятельная работа (вторичное чтение текста)

Проверка самостоятельной работы.

Вы, наверное устали?

Что ж, давайте отдыхать.

Предлагаю вам усталость

Физминуткой сейчас снять.

Организация деятельности по применению новых знаний

Самостоятельное чтение с заданием:

Отметить советы каждого животного.

Кто первым встретился ребятам.

Найдите и прочитайте её совет.

Почему её совет не пригодился?

Прочитайте его совет.

Как вы думаете, почему его совет не пригодился?

Назовите следующее животное?

Прочитайте её совет.

Подойдёт ли помощь улитки?

А теперь прочитайте совет последнего животного.

1, 2, 3, 4, 5.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Выборочное чтение учащихся:

(Белочка). Слайд

Она предлагает прыгать, т.е. рассуждает со своей точки зрения.

(Заяц). Слайд.

(Он предлагает всё обнюхивать, т.е. найти по запаху).

Улитка – слайд.

(Она предлагает ползти).

Пчёлка – слайд.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:

Установление причинно- следственных связей.

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

9. Итог урока.

Почему же дети воспользовались только советом пчёлки?

И белочка, и заяц, и улитка, и пчёлы говорят об одном и том же?

Можно ли животных назвать помощниками наших героев?

А волшебными помощниками?

Прочитайте подсказку на плакатике Летучей мыши на стр. 135.

Чем в сказках простые помощники отличаются от волшебных?

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Кто является героем данной сказки?

Что вы можете сказать о ребятах?

Какова её главная мысль этой сказки?

Какими ещё способами можно посмотреть на мир, по- новому.

Пчела предложила идти за ними, дала совет с точки зрения человека).

(Да, все они говорили о дорожке).

Да они хотели помочь, но каждый со своей точки зрения.

(Волшебные помощники помогают, используя волшебную силу).

(Со сказкой В. Берестова «Как найти дорожку»).

(Ребята и животные).

Они были вежливы.)

Каждый может дать совет, но не всегда им можно воспользоваться. Так как каждое животное по - своему смотрит на мир.

((С помощью движения, органов чувств)

Личностные: высказывание своего отношения к героям.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Познавательные: контроль и оценка процесса результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

10. Рефлексия деятельности

(итог урока)

11Домашнее задание.

Организация рефлексии

Поднимите ладошку.

Анализирует предлагаемые на выбор уч-ся домашнего задания.

Закончить урок, мне захотелось такими словами:

Мы со сказкой не простимся.

К ней мы снова возвратимся.

Сказки рядышком живут,

Они встречи снами ждут.

И подарить вам песню «Приходи сказка»

в исполнении Н. Рождественской.

По смайликам оценивают свою работу

1 – отлично

2– могу лучше.

Выбирают дом. задание.

Познавательные: рефлексия;

Личностные: Самооценка осознанности учения.

Познавательные: учёт разных мыслей и умение обосновывать собственное.

Анализ произведения Валентина Берестова «Как найти дорожку»

Сказка Валентина Дмитриевича Берестова «Как найти дорожку» /Приложение 5/ из серии «Мои первые книжки» для дошкольного возраста. Сказка небольшая, для маленьких детей. В ней рассказывается о том, как можно заблудиться и не испугаться. Это рассказ о доброте, доверительности и разумности. Он учит наблюдательности и внимательности к окружающему миру. Сюжет простой и динамичный. Действие происходит в лесу, ребята ищут дорогу и за помощью обращаются к жителям леса. Герои разумны, воспитаны, приветливы, и благодарят каждого жителя леса, рассуждают. Жители леса очень отзывчивы, они по-своему, кто как умеет, хотят помочь им. Не беда, что герои не могут воспользоваться всеми советами. Зато как много они и вместе с ними читатели узнают «про белку, зайку, пчелку и даже про улитку». Для каждого жителя леса автор использует свою разговорную особенность, которая помогает детям наиболее ярко представить себе героев.

Использование произведений современных детских писателей в воспитательной работе в ДОУ

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге.

Чтение -- сложный процесс не только сложения букв в слоги, но и акт, требующий интенсивной интеллектуальной работы (к которой у ребенка должна быть привычка), в отличие от компьютерных игр и мультфильмов, которые стали альтернативой чтению. Чтение книг дает простор для фантазий и, читая, ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения. Грэм Грин писал: «Только в детстве, может быть, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ей, получаем от нее удовольствие, возможно, меняем, благодаря ей, некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено». И именно это, «что уже в нас заложено», в дошкольном детстве дают нам родители и воспитатели в ДОУ.

Сегодня перед педагогами и родителями стоит выбор, использовать для чтения классические произведения или обратиться к современным. Есть признанные мэтры современной детской литературы: Эдуард Успенский, Корней Чуковский, Валентин Берестов, Борис Заходер, Сергей Михалков, Григорий Остер. Без их произведений трудно представить круг чтения сегодняшнего ребенка. Их произведения используют в программах дошкольного и школьного образования. По их стихам готовят детские утренники, викторины, праздники. Отчетливость и понятность слов, комические гиперболы легко воспринимаются ребенком. Малыши вместе с современными авторами открывают и осваивают меняющийся мир, фантазируют, играют.

Валентин Берестов

Как найти дорожку


Детская сказка

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились.
Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево, с дерева на дерево. Ребята - к ней:

- Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.

Очень просто, - отвечает Белка. - Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той - на кривую берёзку. С кривой берёзы виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка... Ну что же вы? Прыгайте!


Спасибо, Белка! - говорят ребята. - Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:

- Зайка, Зайка, расскажи.
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.

В сторожку? - переспросил Заяц. - Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом - заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так?
Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма.

Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка лесник самовар ставит.



Спасибо, Зайка! - говорят ребята. - Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.

- Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.



Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. - Луу- учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

Спасибо, Улитка! - говорят ребята. - Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.


На цветке сидит Пчела. Ребята - к ней:

- Пчёлка, Пчёлка, расскажи,
Пчёлка, Пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.

Ж-ж-ж, - говорит Пчела.- Покажжжу.. . Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания!
Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж...

И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать.

Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

Детская сказка

Змей-Хвастунишка



Однажды ВИТЯ сделал Змея. День был пасмурный", и мальчик нарисовал на Змее солнце.
Витя отпустил нитку. Змей стал подниматься всё выше и выше, мотая длинным хвостом и напевая песенку:

- Я лечу
И рею,
Я свечу
И грею!

Ты кто такой? - спросили птицы.

Разве не видите? - ответил Змей.- Я - солнце!

Неправда! Неправда! - закричали птицы. - Солнце · за тучами.

За какими такими тучами? - разозлился 3мей. - Солнце - это я! Никакого другого солнца не было, нет, не будет и не надо! Ясно?

Неправда! Неправда! - всполошились птицы.

Что-о-о? Цыц, короткохвостые! - рявкнул Змей, сер дито мотая своим длинным хвостом.

Птицы в испуге разлетелись.

Но тут выглянуло солнце.

Заклевать хвастунишку! Выщипать хвост обманщику!- закричали птицы и набросились на Змея.

Витя начал бьiстро сматывать нитку, и Змей упал в траву.

Что ты там натворил? - спросил мальчик.

А что? - обиделся Змей. - И пошутить нельзя?

Шутить шути, - сказал Витя, - но зачем же врать и хвастаться? Ты должен исправиться.

Вот ещё новое дело! - проворчал Змей. - И не по думаю! Пускай птицы сами исправляются!

Ах так! - возмутился Витя.- Ну хорошо! Тогда я сам тебя исправлю. Теперь уж ты никого не обманешь и не напугаешь, хоть лопни от злости!

Мальчик взял кисть и краски и превратил нарисованное солнце в смешную рожицу.



Змей опять полетел в небо, распевая песенку:

Я лечу,
Я парю,
Что хочу,
То творю!

Он и дразнился, и врал, и хвастался. Но теперь все видели его смешную рожицу и думали, что он шутит. А он и не думал шутить.

Я - солнце! Слышите? Я - солнце! - кричал Змей.

Ха-ха-ха! - смеялись птицы. - Ох и насмешил! Ох и уморил! С тобой, брат, не соскучишься!

Цыц, короткохвостые! - ворчал Змей, сердито мотая своим длинным хвостом.

Но птицы смеялись ещё громче, кружились рядом со Змеем и дёргали его за хвост.


Детские книги и сказки

ЧЕСТНОЕ ГУСЕНИЧНОЕ

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.

До чего ж я хороша! - радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски.

Жаль, что никто-никто этого не замечает.


Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:

Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!

Ах так! - рассердил ась Гусеница. - Тогда я даю чест ное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах
больше меня не увидит!


Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница.

И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею
обматываться.

Трудилась она долго и наконец сделала кокон.

Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась.

В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.



Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина.

Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх.

И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.



«Какой ужас! - подумала Гусеница.- Пусть я не краси ва, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не
увидит, и не сдержала его. Позор!»

И Гусеница упала в траву.

А девочка увидела её и сказала:

Какая красивая!

Вот и верь людям,- ворчала Гусеница. - Сегодня они говорят одно, а завтра - совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней - незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела,
что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.

Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.


Валентин Берестов. Детские сказки

Иллюстрации А.Коровина

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс

Тема: «В. Берестов ""Как найти дорожку»

Тип урока: открытие новых знаний

(с использованием элементов технологии продуктивного чтения)

Цели: формирование учебно-познавательного интереса к сказкам посредством анализа текста и выявление новых способов, благодаря которым можно увидеть мир по – новому в ходе совместной и групповой деятельности под руководством учителя

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник русского языка 2часть, учебник-хрестоматия по литературному чтению, индивидуальные карточки.

Регулятивные действия .

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке.

Смыслообразование (что дал урок)

Познавательные УУД

Построение речевого высказывания в устной форме.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Смысловое чтение, анализ текста, поиск информации, обобщение.

Коммуникативные УУД

Умение договариваться, контролировать действия партнёра, высказывать свое мнение.

Личностные УУД

Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно отправиться в лес-

На мир по-новому посмотреть.

Вы готовы? Тогда начинаем.

2. Актуализация опорных знаний.

А взять с собой можем предметы, изображённые на экране.

Назовите их.

(Лупа, бинокль, рамочка, цветное стекло.)

Как вы думаете, для чего они нам нужны?

( С помощью этих предметов можно смотреть на мир по-новому.)

С какими ещё способами видеть мир по-новому вы знакомы?

(Смотреть в окно, смотреть в лужу, прищуриваться.)

3.Постановка цели урока.

Итак, чему будем учиться на уроке?

(Смотреть на мир по-новому.)

А чтобы мир открыл нам свои тайны и секреты, что мы должны уметь?

(Воображать, фантазировать, наблюдать.)

Над каким разделом мы продолжаем работать?

(«Точка зрения»)

Что такое точка зрения?

(Свой, особый взгляд на мир.)

Итак, сегодня на уроке мы продолжим выяснять, благодаря чему можно увидеть мир по-новому.

А поможет нам в этом произведение на с. 131 (хрестоматия)

Найдите и прочитайте.

(«Как найти дорожку» Валентин Берестов»)

4. Предъявление нового материала.

Как называется произведение? Кто его автор?

Какова тема урока? (знакомство с произведением Валентина Берестова

«Как найти дорожку»)

О чём ещё это произведение? (о детях и животных – по картинкам догадываемся)

Знакомство с творчеством В. Берестова

-Валентин Дмитриевич Берестов - известный детский поэт и писатель, переводчик.

Родился 1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя. Читать будущий поэт научился в 4 года. Стихи писал с детства. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был наказан. Другие стихотворения он уже сочинял в тайне и записывал в тетрадь.

Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.

После ВОВ их семья переехала в Москву, где он поступил в университет на исторический факультет.

Когда у Берестова появилась дочка Маришка, он стал сочинять детские стихотворения и сказки, которые мы читаем до сих пор.

Берестов за свою жизнь написал много замечательных произведений для детей. Вот некоторые из них на нашей выставке.

Работа с учебником .

Знакомство с планом работы над произведением.

1)Определить жанр произведения.

2)Выделить главных героев произведения.

3) Составить «словарик» непонятных слов.

4) Узнать, как найти дорожку.

5) Выявить новые способы, благодаря которым можно познавать мир, смотреть на него по-новому.

6) Определить основную мысль произведения.

Чтение произведения хорошо читающими детьми. Ознакомительное чтение.

С каким жанром произведения мы познакомились? (Сказка.)

Как догадались, что это сказка? (Животные разговаривают.)

А всё ли здесь сказочно? (Нет. Прогулка детей. Повадки животных.)

Как называются такие сказки, в которых есть не только олицетворение, но и правда?

(Сказка – несказка.)

Элементы какого вида сказок сочетает в себе эта сказка? (Сказка – цепочка. Дети встречают разных животных.)

Назовите главных героев произведения.

(Ребята, Белка, Заяц, Улитка, Пчела)

Словарик. Какие слова вам были непонятны?

Лесник, сторожка, носы чуткие, пасека

Физкультминутка

Изучающее чтение.

Куда отправились ребята? (к деду-леснику)

Почему ребятам пришлось искать дорожку? Прочитайте. (Пошли и заблудились)

К кому дети обращались за помощью? (К белке, зайцу, улитке, пчеле )

Все ли животные знают, где находится сторожка лесника? (Все очень хорошо представляют, как найти дорожку.)

Все они готовы помочь ребятам добраться до неё? (Да.) Подтвердите свой ответ.

( Очень просто – Белка, Нет ничего проще – Заяц, «Я вас туда провожу-у-у-у» - Улитка, «Ж-ж-ж-говорит Пчела. – Покажжжу.)

И Белка, и Заяц, и Улитка, и Пчела говорят об одном и том же месте? (Да.)

Итак, мы выяснили, что все животные готовы помочь ребятам и говорят об одном и том же месте.

А что же они предлагают сделать ребятам, чтобы найти дорожку к дедушке в сторожку?

Работа в парах.

Возьмите карточку с красным кружочком. Прочитайте слова. К каждому слову из первого столбика подберите слово из второго столбика. Покажите стрелками, что предлагают сделать животные, чтобы найти дорожку к дедушке в сторожку. Устно докажите примером из текста.

Белка нюхать

Заяц прыгать

Улитка идти

Пчела ползти

Читает одна пара, остальные поднимают руку, если по - другому выполнили задание.

Они советуют идти разными путями или нет? (Одинаковыми)

Их советы совпадают? (Их советы отличаются.) Почему?

(С точки зрения Белки, удобнее всего передвигаться, прыгая по веткам. С точки зрения Зайца, очень удобно ориентироваться по запаху. Улитка думает, что быстрее всего будет, если она доползёт до сторожки. А Пчела считает, что если дети проследят за полётом пчёл, то они легко найдут сторожку.)

Т.е. для каждого из них его путь привычный и удобный.

Чьим советом воспользовался бы каждый из вас?

Индивидуальная работа по карточкам.

Возьмите карточку с синим кружочком и отметьте галочкой, чьим советом воспользовались бы вы, чтобы найти дорогу к сторожке лесника.

Отметьте ˅. (галочкой в рамке)

Белки □

Зайца □

Улитки □

Пчелы □

Проверка ответов учащихся.

А чьим советом воспользовались дети? Прочитайте. (Дети воспользовались советом Пчелы.) Почему?

(Дали совет с точки зрения человека – идти за ними.)

Чьи советы животных не подходят героям?

(Не подходят героям советы Зайца, Белки, Улитки.)

Почему?

(Ребята не умеют передвигаться как Белка и Улитка. У них не такой чуткий нос, как у Зайца.)

Таким образом, какими ещё способами можно посмотреть на мир по – новому?

(С помощью движений и органов чувств.) Достигли ли мы цели урока? (Да, т.к. узнали новые способы познания мира)

Можно ли назвать животных волшебными помощниками героев? (Нет, т.к. звери стараются помочь не прибегая к волшебству, своим опытом, своими силами)

А просто помощниками героев ? (Да. Все они хотели помочь, но каждый со своей точки зрения. Другое дело, что эта помощь не всегда может пригодиться ребятам. Каждый может выбрать свой способ познания мира, который наиболее приемлем для него. Каждый смотрит на мир по-своему, исходя из условий жизни, опыта, возраста, увлечений, возможностей и т.п.)

- Так какова основная мысль этого произведения? Чему учит?

Сравните, как ребята реагировали пусть даже на неподходящие им советы животных. (Всегда благодарили. Уважали.) (Чужое мнение надо уважать)

5. Домашнее задание на выбор:

6. Рефлексия деятельности.

Если во время путешествия по сказочному лесу вы узнали новые способы видеть мир по-новом, активно принимали участие в поиске ответов на вопросы, возьмите цветочек синего цвета. Если работали, но испытывали трудности, многого не поняли – красного цвета. А если ничему не научились, не работали – жёлтого цвета. Украсьте цветочками лесную дорожку.

Выскажи мнение:

Сказка мне помогла понять…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Литература

Образовательные технологии: сб. мат. М. : Баласс, 2012.