Железная гвардия румыния. Румынская «Железная гвардия. Железная гвардия капитана Кодряну

Возникновение

В 1920-х годах в Румынии действовало студенческое антисемитское движение, которое финансировалось Министерством внутренних дел. Лидер движения К. З. Кодряну был одновременно секретарем профашистской Лиги национальной христианской защиты.

В 1927 г. К. З. Кодряну основал и возглавил Союз Михаила Архангела (с 1929 г. - Железная гвардия), ставший основной фашистской организацией Румынии.

9 декабря 1927 г. студенты - члены Союза Михаила Архангела, проводившие свой конгресс в городе Орадя-Маре в Трансильвании, устроили погром , во время которого было сожжено пять синагог; вслед за этим антиеврейские беспорядки вспыхнули по всей стране.

В начале декабря 1933 г. премьер-министр Й. Дука запретил Железную гвардию (за что 29 декабря он был убит ее сторонниками), но в 1935 г. она возобновила свою деятельность под видом партии «Все для страны» ("Totul Pentru Тара") и укрепила связи с германскими национал-социалистами . Она стала третьей по величине партией страны.

Установилось тесное сотрудничество между «Железной гвардией» и некоторыми церковными лидерами, например, митрополитом Виссарионом Пиу. «Железная гвардия» практиковала церковные ритуалы: обязательный молебен перед собраниями, поклонение мощам и т. д.

Печатный орган Железной гвардии, "Buna Vestire" («Благовещение»), и находившаяся под ее влиянием газета "Porunca Vremii" ("Команда нашего времени»), возбуждали антисемитизм в духе "Дер Штюрмер".

Железная Гвардия проводила конференции и студенческие митинги, которые часто сопровождались еврейскими погромами с уничтожением синагог, еврейских газет и магазинов, как в Тимишоаре в 1938 году.

Приход к власти

Усиление Железной гвардии вызвало опасения у короля Румынии Кароля II, и чтобы создать ей противовес, он поддержал другие правые антисемитские партии. В 1938 году король распустил партию Totul Pentru Тара.

Во время Второй мировой войны

В 1939 году, после установления курса на союз с нацистской Германией, было сформировано правительство с участием Железной Гвардии. Оно немедленно лишило евреев румынского гражданства. Начались повсеместные погромы и репрессии против евреев, особенно в Молдове (июнь-сентябрь 1940).

6 сентября 1940 г. фактическим диктатором Румынии стал маршал Й. Антонеску, возглавивший правительство, которое состояло в основном из членов Железной гвардии. Румыния была провозглашена государством национал-легионеров. Были приняты законы, устранявшие евреев из всех областей общественной жизни.

Под давлением Германии и Железной гвардии в сентябре 1940 г. Кароль II был вынужден отречься от престола.

8 ноября 1940 г., через два дня после официального прихода маршала Й. Антонеску к власти, Яссы были объявлены «столицей «Железной гвардии»«. Сразу после этого усилилось преследование еврейского населения. Лидерам общины города удалось заключить соглашение с руководством «Железной гвардии», по которому еврейская община выплатила фашистам шесть миллионов лей в обмен на прекращение репрессий. Поэтому во время погрома , который члены «Железной гвардии» организовали в Бухаресте, в Яссах не было нападений на евреев.

Железная гвардия настояла на принятии правительством Румынии решения о закрытии 600 синагог и передаче их зданий румынской православной церкви, но оно было отменено через три дня, после того, как глава еврейской общины В. Филдерман добился встречи с Й. Антонеску и рассказал ему об ущербе, нанесенном экономике страны, о незаконных арестах и других проявлениях произвола Железной гвардии.

Диктатор использовал эти сведения в борьбе с Железной гвардией, которая в ответ арестовала ряд еврейских лидеров, а 21 января 1941 г. предприняла попытку государственного переворота. В то время как одни отряды Железной гвардии вели бои с частями румынской армии за контроль над Бухарестом , другие нападали на евреев столицы. Было убито около 120 евреев в Бухаресте и 30 в провинции (особенно в Плоешти и Констанце), разрушено несколько синагог, в том числе Большая сефардская синагога .

Восстание было подавлено Антонеску; Хория Сима и другие руководители восстания бежали из страны.

После начала войны против Советского Союза (июнь 1941 г.) немецкие войска и полицейские Антонеску, к которым присоединились элементы Железной гвардии, предприняли антиеврейские акции, в том числе погром в Яссах (29 июня 1941 г.) и «поезд смерти», и других подобных нападений в Молдавии с тысячами жертв.

После второй мировой войны

После антнацистской революции 1944 года Железная Гвардия была разогнана, её членов посадили в тюрьмы. Нацисты в 1944 году учредили в Вене "румынское правительство в изгнании" во главе с Симом, которое просуществовало до конца войны.

В 1964 году в Румынии была объявлена всеобщая амнистия, и всех фашистов выпустили.

В официальных литературных журналах министерства культуры и министерства образования одобрялись официальные выступления румынских нацистов 1930-х гг. Например, в журнале «Рамурь» в декабре 1967 г. появилась статья, положительно оценивающая орган железногвардейцев «Сфарма пьятра».

В 1970-х годах в разных западных странах существовали эмигрантские группы Железной Гвардии.

После революции 1990 года, свергнувшей коммунистический режим в Румынии, среди возрожденных довоенных политических партий была и Железная гвардия.

Библиография

  • E. Weber, "The Man of the Archangel," in: G.L. Mosse (ed.), International Fascism (1979); * Z. Barbu, in: S.J. Woolf (ed.), Fascism in Europe (1981);
  • A.Heinen, Die Legion " Erzengel Michael" in Rumänien (1986);
  • F. Veiga, La mistica del ultranacionalismo. Historia de la Guardia de Hierro (1989);
  • R. Ioanid, The Sword of the Archangel: Fascist Ideology in Romania (1990);
  • L.Volovici, Nationalist Ideology and Antisemitism (1991).

Источник: "Searchlight Magazine", Великобритания,
Дата публикации: июль 2004 года

ЖЕЛЕЗHАЯ ГВАРДИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ! В МОЛДОВУ.

Прикрываясь тонкими демократическими лозунгами, право-центристские политики проводят довольно опасную политику.

Hа первый взгляд молдавская политика достаточно проста. Прозападные христиан-демократы (хорошие ребята) выступают против Партии коммунистов авторитарной, старого стиля партии (плохие ребята), а международные СМИ в своих редких статьях об этой пост-советской республике, расположенной между Украиной и Румынией, часто прибегают к этому легкому объяснению положения вещей. Действительность, однако, намного сложнее и при более внимательном взгляде чемпионы демократии и человеческих прав оказываются прямыми потомками фашистского режима, ответственного за уничтожение 300 000 евреев и цыган на территории Бессарабии (тогдашнее название) во время второй мировой войны.

Христианско-демократическая народная партия во главе с харизматическим Юрием Рошкой имеет 9% парламентских мандатов. Часто организуя уличные демонстрации и другие зрелищные действия, эта партия считается главной оппозицией коммунистам, которые на выборах 2001 года получили абсолютное большинство мест в парламенте.

ФРОHТИСТЫ

ХДHП очень далека от настоящей европейской христианской демократии. Hа самом деле это марка политического движения, возникшего в начале 90-х годов под названием Hародный фронт, что можно перевести как "фронт народа" или "национальный". Движение появилось в результате политической либерализации во время славных дней перестройки Горбачева и быстро превратилось в радикал-националистическую организацию, которая с большим удовольствием использовала насилие против политических оппонентов и национальных меньшинств.

Одной из основных целей фронтистов является объединение Молдовы с соседней страной Румынией. Молдавский язык почти идентичен с румынским, а большая часть территории Молдовы в прошлом находилась в составе Румынии.

Около трети населения Молдовы не говорит на молдавском языке (это украинцы, русские, гагаузы - православные христиане тюркского происхождения, болгары, поляки, евреи, цыгане, армяне и многие другие национальности), их пугает мысль о том, что они вынуждены будут жить при румынской администрации.

Еще очень сильны воспоминания об оккупации Молдовы румынскими фашистами с 1941 по 1944 гг. Бухарестский режим Иона Антонеску был верным союзником Гитлера в войне против Советского Союза и в его плане об истреблении евреев и цыган.

Глава пропагандистского аппарата нацистской Германии Йозеф Геббельс писал в своем дневнике, что нацисты намного уступали Антонеску в его антисемитском, необыкновенно кровавом рвении. "Когда идет речь об еврейском вопросе надо сказать, что Антонеску действует намного радикальнее нас", - писал Геббельс.

Лидеры фронтистов и пресса неоднократно восхваляли режим Антонеску. Hа вершине фронтистского влияния на государственную образователную политику в середине 90-х годов в вузах и школах в приказном порядке было введено преподавание истории румын на базе учебника, изданного Петре Панаитеску в 1942 году. В фронтистских кругах активно выступают за реабилитацию Антонеску путем пересмотра истории.

АHТИСЕМИТИЗМ И АHТОHЕСКУ

Антисемитизм режима Антонеску оправдывал себя, потому как, по словам профессора Анатола Петренку, "многие румынские граждане еврейского происхождения защищали чужие, большевистские интересы" и "это предопределило румынские власти и общественность предпринять соответствующие меры".

Когда Петренку пишет о румынских университетах конца 30-х годов он подчеркивает, что "число студентов-евреев было (пропорционально) намного больше числа румынских студентов", что привело к "определенному недовольству среди молодых румын, которые позже вступили в движение легионеров". Это движение было фашистской организацией, известной как Легион святого Михаила или Железная гвардия, которой руководил фанатичный зачинщик погромов Корнелиу Кодряну, являющийся и идолом некоторых европейских фашистов наших дней.

Говоря о войне и участии евреев в коммунистичеком движении, Петренку утверждает, что "были причины для негативного отношения руководителей армии Антонеску к евреям Бессарабии". Это "негативное отношение" было не что иное как безжалостное истребление еврейского населения румынскими фашистами, сразу после начала нацистской операции Барбаросса в июне 1941 года.

Hа титульном листе ревизионистской книги Петренку (Бессарабия во второй мировой войне 1940-1944 гг), опубликованной в 1997 году, стоит штамп Молдавского государственного университета, указывающий, что эта работа была обсуждена и одобрена департаментом истории этого учебного заведения.

Вызывает недоумение тот факт, что спонсором этой книги и других исторических ревизионистских изданий является молдавский филиал фонда Сороса. Сегодня Петренку является председателем Ассоциации историков Молдовы.

Газета фронтистов "Цара" выступает с призывом назвать одну из центральных улиц молдавской столицы именем Антонеску и воздвигнуть монумент в его память. Павел Морару в статье, написанной в газете "Цара" 1999 года прославляет "смелость" и "ответственную политику" Антонеску. Он пишет, что "режим Антонеску был современной диктатурой, толерантной по отношению к демократии (обмен мнениями с демократической оппозицией, борьба с политической преступностью, введение всеобщей автономии, организация референдумов)".

Hе удивительно, что такие заявления вводят в шоковое состояние национальные меньшинства Молдовы, которые ежедневно запугивались вооруженными отрядами фронтистов, "волонтеров" 90-х годов.

ПРИДHЕСТРОВЬЕ

Межнациональное напряжение и разногласия, вызванные принятием нового закона о государственном языке привели к развязыванию гражданской войны в восточном регионе Приднестровья в 1992 году. В этой войне активно участвовали вооруженные отряды фронтистов и в ней погибло около 1000 человек. В настоящее время Приднестровье де-факто сепаратистская республика с сильным присутствием российской армии, которая в последнем десятилетии поддержала перемирие в регионе. Это дает России повод для сохранения в Приднестровье своих стратегических вооруженных сил.

Приднестровье является также магнитом для российских экстремистов. Впечатляет число российских фашистов, национал-экстремистов и национал-большевиков, посетивших регион чтобы поддержать это маленькое самопровозглашенное государство: от Владимира Жириновского до Виктора Ампилова и Эдуарда Лимонова.

Hа противоположном берегу Днестра ветераны приднестровской гражданской войны самые горячие сторонники ХДHП партии, которая возобновила пропагандистские кампании, призывающие к вооруженному решению конфликта.

"Hужна война", - сказал молодой националист, который сопровождал по Молдове корреспондента "Searchlight Magazine". "Другого выхода нет. Все не являющиеся настоящими румынами должны покинуть страну. Каждая страна должна принадлежать одной нации, как в Голландии, например". Возможно он имел в виду анти-имиграционную политику, унаследованную от Пима Фортуина.

HАЦИОHАЛИЗМ И HЕТОЛЕРАHТHОСТЬ

Международное сообщество, в частности ОБСЕ, прилагает большие усилия для мирного объединения Молдовы с Приднестровьем. Возвращение к конфронтации без сомнения привело бы к новой войне.

Hаше общество традиционно многокультурное, многонациональное, толерантное, но 90-е годы были периодом повышенного напряжения", вспоминает Илья Тромбицкий, один из учредителей Хельсинкской ассамблеи граждан, бывший депутат парламента и один из самых известных поборников прав нацменьшинств. Тромбицкий и его коллеги неоднократно подвергались нападениям и избиениям со стороны национал-экстремистов.

Следует отметить, что в Кишиневе есть особое место, символичное в истории европейского антисемитизма. В 1903 году здесь был совершен погром. "Hесомненно, в рядах фронтистов антисемитизм сильнее чем их руссофобные чувства", - утверждает П.М. Шорников, известный историк Холокоста и один из лидеров Социалистической партии. Он описывает ужасную историю одной ночи 1992 года, когда несколько десятков политических оппонентов Фронта, в составе которых не менее трети были евреи, подверглись физическому нападению.

ХДHП предрасположена и к другим формам нетолерантности. Hемного спустя после 11 сентября 2001 года эта партия задумала воспользоваться международным климатом исламофобии, в результате чего ее члены парламентарии заполонили парламент информациями о предполагаемом присутствии "террористов" среди арабских студентов, обучающихся в Междунарадном свободном университете Молдовы (УЛИМ).

РУМЫHИЗАЦИЯ

Культурная гомогенизация и насильственная румынизация страны - заявленные цели фронтистов. Хорошо известен документ под названием "Десять заповедей бессарабского румына", в котором вкратце излагается эта тенденция. Документ опубликован в газете "Цара" 4 февраля 1992 года.

Статья не подписана, но воспринимается как заявление об издательской политики "Цары". В ней говорится: "Великая Румыния - вот условие для вашего будущего существования. Поэтому вы ее должны любить так же сильно как самих себя". В заявлении содержатся рекомендации относительно семейной жизни, в частности такие: "Hе спешите связать себя брачными узами с представителями другой нации. Смешение хорошо для животных, но отнюдь не для людей".

Hеприязнь к смешанным бракам, которые широко распространены в Молдове, является скрытой, но сильной тенденцией в фронтистской пропаганде. В апреле 2004 года видный интеллигент националист Hиколае Дабижа опубликовал в своей газете "Литература ши арта" статью, в которой он заявляет, что дети, рожденные от смешанных браков "в лучшем случае посредственные личности и, как правило, не имеют никаких способностей, они становятся преступниками и неудачниками" с естественной тенденцией к "психическим расстройствам, преступлениям и проституции".

Дабижа продолжил нападки и на многих уважаемых общественных деятелей, обвиняя их в том, что у них смешанные семьи. Газета Дабижы - печатный орган Союза писателей Молдовы, в котором преобладают сторонники фронтистской идеологии в литературных кругах. Политически Дабижа связан с антикоммунистом Серафимом Урекяном, примаром молдавской столицы, который может стать следующим президентом страны, если правые смогут обеспечить ему достаточной поддержки со стороны электората на предстоящих выборах.

Есть еще одна национальная газета "Флукс", получившая известность тем, что опубликовала "Тесты патриотизма", где подстрекает читателей к ксенофобным действиям в различных ситуациях. Hедавно "Флукс" опубликовала статью "Hадоели эти русские", в которой автор писал: "Ума не приложу как дальше быть? Нам негде жить, потому что они живут в наших домах. Hам негде работать, потому что они заняли наши места. Hе знаю куда деться от их наглости. Знаю, что нет смысла прятаться, но, Боже мой, они всегда суют свой нос и действуют мне на нервы. Hе хочу больше их видеть! "

ЗАКОH И БЮДЖЕТ

26 октября 1994 года Парламент Республики Молдова принял Закон о печати. Статья 4 закона запрещает опубликование "материалов, оспаривающих и опорочивающих государство и народ, содержащих призывы к агрессивной войне, национальной, расовой или религиозной розни, подстрекательство к дискриминации, территориальному сепаратизму, общественному насилию, а также другие проявления посягательства на конституционный режим."

Хотя законодательством республики предусмотрены санкции за подстрекательство к национальной вражде, никто никогда не был осужден за подобные правонарушения, сказал корреспонденту Searchlight председатель паламентской комиссии по правам человека Михаил Сидоров.

"Цара" и "Литература ши арта" годами финансируются из бюджета соседней страны Румынии. Hапример, в 2000 году "Литература ши арта" получила 0,75 миллиарда леев (13.000 фунтов стерлингов), такую же сумму получила и другая газета "Гласул нациуний". К 2000 году дотации на "Литература ши арта" выросли до 1,5 миллиарда леев (26.000 фунтов стерлингов), а на "Гласул нациуний" соответственно до 1,2 миллиарда леев (21.000 фунтов стерлингов). У Searchlight есть копии государственных документов Румынии, подтверждающие это.

Финансирование осуществляется вопреки того, что сегодня мало политических сил в Румынии, за исключением может быть крайне правой партии Ромыния Маре, верят о возможном объединении с соседним государством. Hаоборот, многие румыны считают что лучше эти огромные суммы расходовать на улушение социальных условий в их стране, которая еще довольно бедная, нежели набить карманы боссов национал-радикального движения в Молдове.

"Из-за отсутствия центристских сил в сегодняшней Молдове для многих людей, которые отвергают националистическую идеологию ХДHП и которые воспринимают ее как серьезную угрозу Партия коммунистов - единственная альтернатива", комментируют ситуацию представители кишиневской интеллигенции. "События в Молдове начала 2002 года привели к поляризации политического спектра и ослаблению умеренных социально-демократических партий", объясняет редактор молодежного антифашистского журнала "Коллаж" Hаталья Синяева.

Президент Владимир Воронин предпринял немалые усилия для расширения ареала поддержки и для создания более широкого лево-центристского альянса. Это объясняется и присутствием среди советников президента молодых интеллектуалов с демократическим мышлением Марка Ткачука и Александра Петкова.

Hачиная с 2002 года, ХДHП организовала многочисленные демонстрации, на которых демонстранты требовали отставки Воронина. Руководство этой партии в своих выступлениях все интенсивнее декларирует европейскую интеграцию, права человека, демократию и выступает за вступление Молдовы в HАТО. Hо экстремистская суть партии осталась неизменной. Как сообщают некоторые региональные информационные агентства, Transitions On-Line, за два года в Кишиневе посол США Памела Гайд Смит ни разу не пригласила в посольство лидеров ХДHП.

Она встретилась с ними в другом месте в феврале 2003 года и то, только после просьбы представителя Белого дома, находящегося с визитом в Молдове. В сентябре 2003 года Госдепартамент США организовал пресс-конференцию, на которой представил нового посла США в Молдове Хетер Ходжес. Там один чиновник из американского правительства открыто назвал председателя ХДHП Юрия Рошку "ужасным человеком". Другие официальные лица также заявили, что представители ХДHП "экстремисты". Посольство США в Кишиневе сообщило представителю американского правительства, что ХДHП "присущи определенные акции насилия".

В то время как ХДHП чуть смягчила свою ксенофобную пропаганду есть опасение, что может появляться новая националистическая группа правого толка. "Рошка не истинный патриот. Он марионетка КГБ", сказал молодой националист в автобусе, добавив, что "сейчас пора выйти на сцену настоящим патриотам".

По оценкам Ильи Тромбицкого число молодых радикалов, готовых действовать в организации с более жесткой националистической программой составляет около 500 человек. Hе исключено, что последует новая волна насильственной конфронтации.

Рафал Панковски

«Железная гвардия », известная также как «Легион Михаила Архангела » и «Легионерское движение », представляла собой румынское консервативно-революционное и религиозно-националистическое движение 1920-1940-х гг., основателем (в 1927 г.), вдохновителем и лидером которого был Корнелиу Зеля Кодряну (1899-1938). Спецификой Легиона и его идеологии, в сравнении с движениями Третьего пути, были его радикальный антимодернизм и религиозный, даже мистический, порыв. Мы здесь, по сути, встречаемся с реальной попыткой приложения традиционных принципов к политической сфере. Лично знакомый с Кодряну и восхищенный духовностью его движения Юлиус Эвола так отзывался о его личности:

…Корнелиу Кодряну кажется нам одной из самых светлых, самых верных, проникнутых глубиной идеализма и благородного безразличия к собственной личности фигур, которые мы имели возможность знать в аналогичных движениях других стран .

Движение и его лидер, которого называли «Капитан», имели огромную популярность, прежде всего, среди сельского населения, но также среди рабочих и интеллектуалов Румынии. Число его последователей достигало 600 тысяч. Так, «Железную гвардию » подержали историк религии и писатель Мичра Элиаде, писатель и философ Эмиль Чоран, мыслитель Нае Йонесу и др.

Эту организацию нельзя назвать в строго смысле политической, т.к. она скорее походила на средневековый орден, сочетавший в себе принципы монашества и рыцарства. В отличие от коммунистов и фашистов у легионеров не было никакой четкой политической программы. Корнелиу говорил: «…нам нужны не программы, а люди, новые люди». Идеологию «Железной гвардии » можно эксплицировать из главного труда Кодряну «Моим легионерам » (Pentru legionari , 1936). Основной деятельностью организации было воспитание привлеченных людей в представителей новой элиты Румынии. Согласно Кодряну,

Легион – в гораздо большей степени школа и армия, чем политическая партия. Все самое благородное, самое чистое, самое трудолюбивое и самое храброе, что сумела породить наша раса, самая прекрасная душа, которую может вообразить наше сознание – вот то, что должен создать легионер.

Духовная политика

Конечной целью Легиона было создание православного румынского государства, сущностью и целью которого станет примирение румынского народа с Богом. «Железную гвардию » с ее религиозным порывом можно сравнить разве что с «Испанской Фалангой ». Для Кодряну румынская национальная идея была неотделима от православия. Он заметил в разговоре с традиционалистом и консервативным революционером Юлиусом Эволой, что поскольку православию чужд дуализм веры и политики, оно дает движению необходимые этические и духовные принципы. При этом в книге «Моим Легионерам » Кодряну подчеркивает, что их взгляд серьезно отличается от православного, т.к. последний лежит значительно выше:

Мы не можем принизить эту линию, чтобы объяснить наши поступки.
Мы, через наши действия, через все действия и наши мысли, стремимся к этой линии, поднимаемся к ней настолько, насколько позволяет тяжесть грехов души и на осуждение которых мы были обречены через первородный грех.

В православии содержится вселенская идея, которая превосходит интернационализм и всякий абстрактный универсализм:

Вселенская идея это идея общества, понимаемого как жизненное единство, живой организм, как совместная жизнь не только с нашим народом, но и с Богом и нашими мертвыми .

Народ понимался Кодряну не как условная совокупность индивидов, но как единый организм, который существует в истории, сохраняя свои глубинные константы. Народ творится Богом. Бог вкладывает в него идею, которая определяет его судьбу и миссию. Народ не сводится к актуальному населению, он включает в себя умерших и еще не рожденных. Кроме того, народ неотделим от «почвы», от пространства:

Мы родились во тьме веков на этой земле вместе с её дубами и елями. С ней мы связаны не только хлебом и существованием, которое она нам даёт, обрабатывая её тяжелым трудом, но и костьми наших предков, что спят в этой земле. Все наши родители здесь. Вся наша память, вся наша военная слава, вся наша история здесь, в этой земле.

Таким образом, утверждается единство веры, народа, истории и земли. Ссылаясь на Откровение св. Иоанна Богослова, Кодряну утверждает, что народ не есть лишь историческая сущность, но и в ином, вечном мире, в Царствии Небесном, каждый народ займет свое место. Целью существования народа является не жизнь и не земное благо:

Заключительная цель не жизнь, а ВОСКРЕШЕНИЕ. Победа нации во имя Спасителя Иисуса Христа. … Каждый народ имеет своё место перед троном Господа. Этот финальный момент «воскрешения из мёртвых» – это самая высокая и возвышенная цель, которой может достичь нация.

Духовный национализм

Нужно сказать несколько слов о специфике национализма легионерского движения. Политический путь Кодряну начинается со вступления в националистическую организацию «Гвардия национального самосознания », которая боролась с влиянием коммунизма в Румынии. Также он выступал за национальную форму социализма, поэтому им был подписан документ «Кредо национал-христианского социализма », а в 1923 г. Кодряну создает вместе с Александром Кузой «Лигу национальной христианской обороны ». Однако вскоре Кодряну разорвал с ним связи из-за его грубого антисемитизма. У Кодряну критика еврейства опиралась на социально-экономическую основу, а не на расовую и биологическую. Кроме того, он считал, что проблемы Румынии не сводятся к еврейскому вопросу, но она требует обновления на православных и национальных началах. По мнению некоторых исследователей, легионерское движение не было националистической организацией в строгом смысле, поскольку его цели не совпадали ни с одним националистическим движением Европы того времени. Его целью было создание «нового человека» как идеологического фундамента нового румынского государства. Легион исходил «не из необходимости борьбы за интересы одного государства или одного народа, но от стремления создать моральную модель «политического солдата», которая бы стала краеугольным камнем «духовной революции». Эта идея является вполне приемлемой для любого народа. Национализм легионеров был во многом религиозным и культурным и, поэтому, этнически инклюзитивистским. В его рядах действовали русские, болгары, сербы, украинцы, греки, а у самого Кодряну были друзья среди евреев. Принадлежность румынскому народу определялась принадлежностью к православию. Кодряну писал, что «религия является для нас отправной точкой, а национализм – следствием».

Неприятие интернационализма и утверждение религиозных ценностей естественно делало легионеров антикоммунистами. Еще одной чертой коммунизма, отвергаемый Легионом , был его урбанизм. Легионерскую критику коммунизма можно сравнить с критикой марксизма со стороны русских народников. Если коммунисты ориентировались на городское население и вообще были сторонниками урбанизации, то Кодряну являлся сторонником культурных традиций Румынии, связанных в первую очередь с селом. Поэтому Кодряну впоследствии стремился проводить кампании своих партий в сельских областях. Хотя легионеры и были ярыми антикоммунистами, их идеи характеризовал также антикапитализм. Они боролись против спекулятивного капитала во имя человека труда и социальной справедливости. Кодряну писал: «Недостаточно лишь разгромить коммунизм. Мы должны также бороться за права трудящихся. Они имеют право на хлеб и достоинство». Легионеры создавали сотни трудовых лагерей, занимавшихся ремонтом деревенских мостов, дорог и церквей, строительством дамб, рытьем колодцев. Все это способствовало, как они полагали, коллективной и национальной солидарности.

Духовная революция

В отличие от иных консервативно-революционных движений, «Легион Михаила Архангела » отказывался от всякого компромисса с актуальной социальной действительностью. Кодряну не интересовали временные политические завоевание. При этом революция была важна не как инструмент, но как сама стихия, т.к. именно в ней должно происходить преображение человека в героя, в «нового человека». Революция, следовательно, имеет не сугубо политические и социальные, но духовные задачи. «Новый человек» и «новый мир», о которых твердил Кодряну, не есть результат революционного процесса, поскольку они имманентны самому революционному действию, процессу. Они не есть нечто внешнее, но выкристаллизовываются внутри самого революционера. Только реализовав «нового человека» и «новый мир» в себе, можно стать фундаментом нового общества и государства. Кодряну преследовал долговременную стратегию, желая создать сначала героический тип, который сможет стать фундаментом нового общества:

Сегодня румынский народ нуждается в великом воспитателе и в вожде, который преодолеет силы тьмы и разобьет исчадие ада! Чтобы быть способным к этому, он должен сначала победить и искоренить зло и мрак в своей собственной груди и в сердцах его товарищей. Из этого железного самовоспитания легионеров возникнет, сияя, новый человек, родится героический человек! Этот человек будет в нашей истории стоять как великан, который борется против всех врагов отечества и побеждает их. Однако его борьба и победа простираются также на тех невидимых врагов, которые находятся в союзе с силами тьмы.

Духовное значение легионерской консервативной революции прекрасно описано в М. Элиаде в статье «Почему я верю в победу легионерского движения ». Он называет ее ментальной, религиозной, христианской революцией, направленной против греха. Образ Архангела Михаила здесь не случаен, т.к. именно он стоит во главе ангельского воинства, которое в конце времен сокрушит дьявола. Этот образ, так же как образы «нового мира» и «нового человека», указывают на проникнутость легионерской идеологи мощными эсхатологическими чаяниями. Сам Легион являлся аллюзией страшного небесного воинства, сошедшего с небес, чтобы восстановить справедливость и привести все в соответствие с сакральным порядком вещей. Элиаде пишет, что «никогда еще целая нация не испытала христианскую революцию, никогда еще Спасение не понималось как революция силы Духа против Греха и слабого тела». Он замечает, что хотя сегодня весь мир существует под знаком революции, румынская революция совершенно иной природы, чем революции иных народов. Если коммунизм совершает революцию под знаменем классовой борьбы и экономики, фашизм – государства, национал-социализм – расы, «то легионерское движение возникло под знаком архангела Михаила и будет побеждать Божьей милостью».

Революция должна быть национальной, поскольку ее задача – пробудить национальный архетип румынского народа. Это пробуждение, в свою очередь, имеет духовную, религиозную цель – примирение народа с Богом. Пробуждение национального сознания Кодряну описывал так:

Это состояние внутреннего света. То, что до сих пор неосознанно и инстинктивно покоилось в душе народа, теперь входит в светлый свет сознания. Так вызывается состояние всеобщего душевного просветления, которое до сих пор было даровано только великому религиозному порыву. Но мы по праву можем назвать это состояние состоянием национальной, народной религиозности .

Смерть – Любовь — Свобода

Героическая смерть становится культом в «Железной гвардии ». На стене комнаты общежития, где поначалу собирались легионеры, было начертано «Тот, кто умеет умирать, никогда не будет рабом». Именно поэтому элитой Легиона становится именно «команда смерти», своего рода легионеры-смертники. Кодряну говорил: «С улыбкой на устах мы смотрим в лицо Смерти. Мы команда Смерти, которая победит или умрет».

Готовность умереть, отсутствие страха смерти означает преодоление жизненных интересов, инстинкта самосохранения. Это победа над детерминизмом жизни, а значит обретение подлинной тотальной свободы. Легионер разрывает цепи духовного, биологического и экономического рабства. Элиаде писал:

Тот, кто вступает в Легион, всегда будет носить рубашку смертника. Это означает, что легионер является настолько свободным, насколько смерть не может его устрашить.

Православное понимание смерти неотделимо от веры в воскресение. Поэтому смерть значила для легионеров преображение, становление «новым человеком» в «новом мире». Кодряну говорил: «Кто отказывается от смерти, отказывается от воскрешения!»

Любовь (к Богу, Родине, соратникам) понималась легионерами как путь победы над страхом смерти, над самой смертью. Любовь открывала иной, благостный аспект смерти, приводя легионера к своего рода «иерогамии» с ней. Именно поэтому легионеры пели: «Смерть, только смерть легионера, самая дорогая невеста среди невест». Смерть для легионера имела не только личное значение, но понималась как вклад в дело возрождения народа. Героическая смерть, с одной стороны, интерпретировалась как жертва, искупающая грехи народа, с другой – как толчок для пробуждения народной души. Она способна дать народу больше сил, чем любые другие политические методы.

Что касается войны, то она понималась Кодряну как, прежде сего, духовный конфликт, который предшествует борьбе вещественных сил. Следовательно, победа постигается сначала на «небесах», а затем уже на «земле». В «Руководстве для гнезд » сказано по этому поводу:

Войны выигрывают те, кто умели из дуновений, из неба, заклинать таинственные силы невидимого мира и обеспечивать себе их помощь. Эти таинственные силы – это души наших предков, которые когда-то, вцепившись в нашу землю, умерли ради ее защиты, и сейчас продолжают жить в нас, их детях, внуках и правнуках. Но над душами мертвых стоит Бог.

Рыцарско-монашеский орден

Жизнь легионеров можно уподобить жизни рыцарско-монашескому ордена. Нормы жизни Легиона описаны в тексте Кодряну «Руководство для гнезд » (1933). В Легионе царила жесткая дисциплина, религиозный дух (молитва и пост) и братство, где каждый легионер подчинялся кодексу чести. Руководителями отделений («гнезд») становились благодаря заслугам и возможностям. Гнезда управлялись шестью законами: законом дисциплины, законом работы, законом молчания, законом образования, законом взаимопомощи, законом чести. «Железная гвардия » делилась на пять организационных групп: «боевой крест» – молодежь в возрасте от 14 до 20 лет; «легионерский корпус» – молодежь от 21 до 28 лет; студенческая секция; женская секция; политическая секция – люди старшего возраста; «команда смерти» – особую группа легионеров, которые готовы убивать и умирать.

Кодряну понимал фундаментальное воспитательное значение ритуала и символов, поэтому стремился превратить быт легионеров в «господство ритуала». На их собраниях исполнялись гимны, наполненные религиозным смыслом. Песня была одним из четырех основных принципов организации, наряду с верой в Бога, верой в свою миссию и взаимной любовью. Песня скрепляла легионерское братство внутри и связывала его с подвигами предков. Песня к тому же имела духовное значение:

Если не сможете петь, знайте, что в глубине вашего душевного естества засела болезнь, или что время наложило грехи на вашу чистую душу, и если вы не сможете излечиться, отойдите в сторону, уступите место тем, кто сможет петь.

Все собрания легионеров начинались и заканчивались песней и танцем. Хоря Сима называл танец важнейшей вещью, завещанной Капитаном грядущим поколениям. Возможно, эта традиция уходит своими корнями в экстатические пляски предков румын – фракийского народа даков , которые, в свою очередь, восходят к культу Диониса, зародившегося во Фракии. Исследователи обращают внимание на присутствие во взглядах и ритуалах легионеров элементов «народного» христианства, базирующегося на полуязыческой крестьянской традиции, что М. Элиаде называл «космическим христианством».

Духовная жизнь легионеров включала в себя, кроме участия в обычных богослужениях, исихастские практики, пост, или «черный пост» (три дня в неделю они воздерживались от любой пищи). Для передового корпуса («команда смерти») действовало правило целибата. Аскетичность Легиона опиралась на православную антропологию. Поскольку человек, кроме духовной компоненты, имеет в себе плоть, его задача заключается в установлении господства духа над плотью. Если последняя побеждает, то такое состояние именуется адом. Господство же духа является предпосылкой подлинной силы и героизма.

В Легионе имели место своего рода инициатические ритуалы с использованием крови. Для Кодряну кровь являлась духовной ценность, священной жидкостью. Легионеры писали клятву собственной кровью, а члены «команды смерти» во время ритуала «давали немного собственной крови в стакан, из которого потом все пили то, что объединяло их друг с другом в жизни и смерти».

Ложность демократии

Кодряну, являясь элитаристом и сторонником монархии, в своей книге «Моим легионерам » указывает на ряд деструктивных черт парламентской демократии. По его словам, демократия опирается лишь на понятие индивида и его права, пренебрегая и населением и народом как исторической сущностью, что приводит к анархии и индивидуализму. Демократия раскалывает народ на партии. В связи с отсутствием преемственности власти демократия не дает возможности реализовать большую программу. При демократии политик не может служить народу, т.к. он находится в зависимости от своих «электоральных агентов» и однопартийцев, по этой же причине она не способна создавать реальный авторитет. Демократия находится на службе финансовой олигархии и крупного капитала.

По мнению Кодряну, народ не может управлять сам собой в принципе, поэтому само понятие демократии лживо. Массы не могут справиться с

…самыми тонкими и самыми непостижимыми нормами человеческого руководства, нормами, которые стоят выше нее и ее повседневных жизненных потребностей, нормами, которые не касаются ее непосредственно, а предназначены для более высокой реальности – для вечной нации!

Следовательно, народ не может управлять самим собой, им должна управлять элита, его лучшие представители. Однако масса не способна избрать достойную элиту, т.к. она капризна и непостоянна, ее поддержку может завоевать любой кандидат, особенно тот, кто будет апеллировать к ее наиболее приземленным потребностям.

Сама идея выборов ложна, т.к. правду нельзя установить с помощью голосования, она не зависит ни от большинства, ни от меньшинства, она несет свои вечные законы в себе и осуществляет их вопреки всем решениям. Руководящий слой должен опираться на принцип социального отбора:

Этот отбор происходит естественным путем из всего народного тела, то есть из больших здоровых масс крестьянства и рабочего класса, которые связаны неразделимо с землей своей родины. Из их среды прорастет слой людей, которые принесут с собой определенные руководящие качества, и обученные затем соответствующим образом, разовьют и углубят их в дальнейшем.

Национальная элита должна осуществлять следующие задачи: руководить нацией согласно вечным жизненным законам народа; заботиться о достойной смене, подрастающем поколении. Принципами выстраивания руководящего слоя являются: душевная чистота, способность к творчеству и труду, смелость, спартанская жизнь, бедность, «т.е. добровольный отказ от приобретения себе земных благ и от зависимости от них», вера в Бога, любовь.

Судьба Железной гвардии

После парламентских выборов 1937 года легионеры, объединенные в партию «Все для Родины », становятся реальной политической силой. Испугавшись роста легионерского движения, в 1938 г. король Румынии Карол II развернул против него репрессии. Был арестован Кодряну и многие другие легионеры (в том числе М. Элиаде и Н. Йонеску). Его осудили на десять лет каторжных работ, но в этом же году, вместе с тринадцатью соратниками, он был расстрелян. Согласно официальной версии, это произошло в результате попытки побега. По другой версии, они были задушены в Танкабештском лесу. За 1939 г. 1200 легионеров были арестованы, посажены в тюрьму и уничтожены.

21 сентября 1939 г. легионерам удалось отомстить премьер-министру Калинеску за убийство своего вождя. Это повлекло за собой казнь от 250 до 400 легионеров.

После свержения короля в 1940 г., когда Румынию возглавил генерал Йон Антонеску, представители «Железной гвардии » вошли в правительство, в том числе и новый лидер Легиона Хоря Сима, ставший вице-премьером. Румыния была провозглашена «Национальным легионерским государством», а Легион стал единственной легальной партией. Почувствовав власть, легионеры под руководством Симы, развязали волну убийств политических оппонентов, которых они обвиняли в расправах над их соратниками. Сима не следовал строгому православию Кодряну и, разделяя идеи Лиги Кузы, склонялся скорее в сторону германского нацизма. Он дошел даже до еврейских погромов, немыслимых при Кодряну.

Вскоре возник конфликт между Симой и Антонеску, в результате которого наиболее влиятельных легионеров сняли со всех государственных постов. В ответ на это в январе 1941 года легионеры подняли восстание с целью осуществления государственного переворот, но безуспешно. Антонеску с личного одобрения Гитлера жестоко подавил мятеж при поддержке румынской и немецкой армий. «Железная гвардия » оказалась вне закона, и 9 тыс. членов были арестованы. Нужно отметить, что отец Кодряну был резко против восстания. Во время этого кризиса был также спровоцирован еврейский погром в Бухаресте, в результате которого были жесткого убиты десятки евреев.

Сговор с Антонеску и последующий мятеж, которые привели Легион к краху, явно противоречили тому смыслу, который вкладывал в эту организацию Кодряну.

В качестве члена Малой Антанты и союзника Франции и Польши Румыния представляла собой в 20-е годы и еще в начале 30-х важный политический фактор в Юго-Восточной Европе.

Но эта видимая сила ставила ее в весьма опасное внешнеполитическое положение. Румыния была окружена государствами, которые, за исключением Польши, не были согласны с ее новыми границами и предъявляли к ней определенные территориальные претензии. Это касалось прежде всего Советского Союза и Венгрии. Венгрия, обосновывая свою реваншистскую политику, указывала на присутствие значительного венгерского меньшинства в Трансильвании, составлявшего, по румынским (вероятно, преуменьшенным) оценкам, 1,42 миллиона и 7,9% общего населения. Немецкое меньшинство, также населявшее преимущественно Трансильванию, насчитывало 750 000 человек, то есть 4,1% румынских граждан. По отношению к этим меньшинствам румынское государство с его централизованным управлением проводило подчеркнуто националистическую политику. Наиболее враждебной была установка правительств, и особенно значительной части румынского народа, по отношению к еврейскому меньшинству.

Румынские евреи, составлявшие, по оценкам, 5% общего населения, занимали, однако, нечто вроде монопольного положения в слабо развитых видах деятельности – торговле и промышленности, и притом в коренной румынской части страны. В то время как еврейские торговцы и ремесленники в деревнях и маленьких городах, преимущественно не ассимилированные, вызывали к себе ненависть и презрение крестьянского населения, считавшего их эксплуататорами, румынские преподаватели и студенты боялись конкуренции своих еврейских коллег, составлявших почти половину румынского студенчества. Антисемитизм, который уже в 19-м столетии приводил к погромам, неоднократно вызывавшим протесты и вмешательство великих держав, был широко распространен среди румынского населения. Наряду с религиозным и социальным компонентами он содержал также национальный, поскольку румынские националисты видели в еврейском меньшинстве, в значительной мере не ассимилированном и поддерживаемом из-за границы, инородное тело, нарушавшее национальную и социальную целостность румынского народа. Эту ситуацию могли использовать движения, основанные уже в 19-м веке Константином Стере и А. К. Кузой, выдвигавшие отчетливо выраженные националистические, антисемитские и социально-революционные популистские цели; эти движения оказывали все большее влияние на студентов и крестьян. В политико-идеологическом и даже в персональном отношении эти популистско-антисемитские организации были прямыми предшественниками румынского фашизма.

Впрочем, румынские фашисты могли использовать в своих целях не только вопрос о меньшинствах и еврейский вопрос, но также экономические, социальные, политические проблемы и кризисные явления. Междувоенная Румыния была во многих отношениях слаборазвитой страной, вдобавок сильно зависевшей от иностранного капитала. В 1930 году 80% общего населения все еще проживало в деревнях. Лишь 7,2% было занято в промышленности, часто принадлежавшей иностранным предпринимателям. Это прежде всего относилось к нефтепромыслам, более чем на 90% находившимся в иностранных руках. Несмотря на усилия румынских правительств, им не удалось сколько-нибудь справиться с отсталостью промышленности и устранить зависимость экономики от иностранного (особенно английского, французского и немецкого) капитала. Земельная реформа, проведенная в 1921 году, тоже не принесла желательных результатов. Она коснулась прежде всего крупных землевладельцев нерумынской национальности, тогда как румынские бояре, владевшие 60% земли в коренных румынских местностях, хотя и составлявшие всего 5% всех землевладельцев, были мало затронуты этой мерой. Все же в конечном счете почти 6 миллионов гектаров земли были разделены между 1,4 миллиона крестьян. Однако вновь возникшие крестьянские дворы часто оказывались слишком малыми и недостаточно сильными в денежном отношении, чтобы увеличить урожайность за счет использования машин и искусственных удобрений. Большей частью их производительность покрывала лишь их собственные потребности. Ввиду высокой рождаемости и недостатка рабочих мест в промышленности не удавалось также решить проблему перенаселения деревни. В такой аграрной стране, как Румыния, где особенно ощущалось влияние мирового экономического кризиса, в тридцатые годы произошло дополнительно обострение структурных экономических и социальных проблем, что привело к кризису и, в конце концов, к разрушению системы правления, и без того представлявшей лишь видимость парламентаризма.

По конституции 1923 года Румыния была парламентской монархией. При этом король мог не только использовать, но и расширять предоставленные ему конституцией права. Поскольку он мог в любое время распустить парламент, формирование правительства находилось фактически в его руках. Сверх того, не выборы определяли правительство, а, напротив, исход выборов зависел от того, каким было правительство. Это объяснялось, с одной стороны, незаконными фальсификациями, а с другой – конституционным законом, по которому партии, получившей свыше 40% поданных голосов, доставалось более 50% мест в парламенте, причем этот парламент, состоявший из 380 членов, выбирался непрямым путем. Такой порядок, единственный в Европе того времени, приводил к тому, что победившая партия, как правило, располагала 70% мест, что превращало всю эту парламентскую систему в фарс. Получалось так, что однажды пришедшая к власти партия предсказуемым образом выигрывала выборы, а затем, когда король распускал парламент и назначал новое правительство, столь же предсказуемо их проигрывала. Вследствие этого у власти сменялись партии, почти не отличавшиеся друг от друга ни социальным составом, ни даже программами. Исключение составляли в этом отношении партии национальных меньшинств и социалисты – коммунистическая партия была в 1924 году запрещена и на 20 лет загнана в подполье. Но эти партии оставались крайне слабыми и не могли повлиять на мнимо-парламентскую процедуру. Таким образом, Либеральная партия Иона Брэтиану сменялась в правительстве Национальной крестьянской партией, возникшей из слияния Национальной партии Юлиу Маниу и Крестьянской партии Михалаке, а эта, в свою очередь, сменялась Национальной народной партией Йорги и Авереску. После 1931 года либеральная и Национальная крестьянская партии неоднократно раскалывались, что делало румынскую парламентскую систему еще более необозримой. В то же время и без того небольшое влияние парламента еще более ограничил король Кароль II, вернувшийся в июне 1930 года из изгнания, вызванного его вторым браком с женщиной ненадлежащего сословного положения. Начиная с выборов 20 декабря 1937 года, он назначал только таких премьер-министров, которые имели слабую поддержку населения и поэтому полностью зависели от него. Затем в феврале 1938 года он отменил действовавшую до этого конституцию, еще более усилив позицию короля. Избирательный возраст был повышен до 30 лет, а гражданские права еще больше ограничены. После «референдума», завершившегося предсказуемым почти стопроцентным результатом, 30 марта 1938 года были распущены все политические партии. Введение этой абсолютной монархии, получившей у современников название «королевской диктатуры», не было реакцией на действия либеральных или левых сил. Деятельность нелегальной коммунистической партии ограничивалась организацией отдельных забастовок и демонстраций местного характера. Королевская диктатура была вполне однозначно направлена против подъема фашистской «Железной гвардии» Кодряну .

Кодряну родился в 1899 году. Он был сыном происходившего из Буковины румынского националиста, переделавшего свою настоящую фамилию Зелинский на румынский лад в Зеля и прибавившего к ней прозвище «Кодряну». Молодой Кодряну вначале примкнул, как и его отец, к уже упомянутой антисемитско-националистической организации Кузы, которую он, впрочем, покинул в 1926 году, так как она казалась ему недостаточно воинственной и дисциплинированной. В 1927 году он основал вместе с другими студентами «Легион архангела Михаила», позже названный «Железной гвардией».

Необычное для политического движения религиозное наименование, связанное с архангелом Михаилом, не было случайным. В самом деле, крайне националистические, антикоммунистические и прежде всего антисемитские цели этой партии сопровождались элементами туманной мистики, впрочем, никоим образом не стеснявшей ее агрессивность. Именно это подражание определенным религиозным символам и образцам доставило легионерам, часто называвшим себя также «крестоносцами», притягательную силу в глазах сельского населения. Активное ядро «Железной гвардии», состоявшее из студентов, преподавателей и небольшого числа рабочих, проводило интенсивную пропаганду среди крестьян, сближавшую эту партию с русскими народниками Но в методах борьбы они скорее напоминали анархистов. И в самом деле, жертвами террора «Железной гвардии» стали многие, решавшиеся преградить дорогу легионерам. Эти насильственные действия, почти не преследуемые правосудием, по-видимому, вызывали у многих румын скорее сочувствие, чем отталкивание. Во всяком случае, число сторонников «Железной гвардии» резко возросло, и легионеры проводили повсюду в стране свои пропагандистские мероприятия и совершали политические убийства.

После присоединения к «Железной гвардии» некоторых мелких праворадикальных и фашистских группировок она получила на выборах 1932 года 5 мест в парламенте, а в декабре 1937 года 16% голосов и 66 мест из общего числа 390. Этот успех был, во всяком случае, одной из причин диктаторского курса, принятого с этих пор королем Каролем II. Сюда относилось повышение избирательного возраста до 30 лет, поскольку легионеры – как и члены всех фашистских партий в их начальной стадии – были очень молоды, и в особенности запрет «Железной гвардии», еще до общего роспуска всех партий. 19 апреля 1938 года Кодряну вместе с другими лидерами «Железной гвардии» был арестован и осужден на десять лет принудительных работ. 30 ноября он был застрелен «при попытке к бегству». Но это политическое убийство не могло задержать дальнейший подъем «Железной гвардии», которую теперь возглавил Хориа Сима. При этом она получила поддержку фашистских режимов Германии и Италии, с которыми и раньше Кодряну поддерживал тесную связь. В первое время запрещенная, но вовсе не разбитая «Железная гвардия» могла извлекать пользу из своей приверженности фашистским образцам, неоднократно подчеркиваемую в выступлениях Кодряну. Это объяснялось внешнеполитической ситуацией, складывавшейся для Румынии все более неблагоприятно, поскольку она была связана союзными отношениями с Польшей, Чехословакией, Югославией и Францией.

Румыния должна была не только примириться с аннексией Судетской области, но и не пришла на помощь Польше, когда на нее напали Германия и Советский Союз, хотя по договору была обязана это сделать . 27 мая 1940 года был подписан так называемый «нефтяной пакт» с Германией, по которому Румыния обязывалась поставлять Германии всю добываемую нефть. Однако это сближение с Германией не помешало Советскому Союзу по соглашению с немцами оккупировать Бессарабию и Северную Буковину. Но когда король Кароль II согласно Второму Венскому арбитражу 30 августа 1940 года подчинился решению Гитлера, по которому Венгрии была возвращена значительная часть Трансильвании, приобретенной Румынией по Парижскому мирному договору, это вызвало в народе такую бурю негодования, что Кароль II вынужден был отречься от престола в пользу своего сына и удалиться в изгнание.

Этим и завершился период королевской диктатуры, поскольку с этого времени страной управлял не новый король Михай, а генерал Ион Антонеску, установивший в союзе с «Железной гвардией» террористический режим, жертвами которого были многие коммунисты, и прежде всего евреи. В середине января 1941 года возникла прямая борьба за власть между Антонеску и легионерами под руководством Хориа Сима, восстание которых было жестоко подавлено. Хориа Сима и другие лидеры «Железной гвардии» напрасно надеялись на поддержку Гитлера, который из политических соображений принял сторону Антонеску, считая его более надежным союзником, чем радикальных легионеров. Хориа Сима вместе с другими лидерами «Железной гвардии» удалось с помощью СД бежать в Германию, где они были интернированы. Так решилась судьба «Железной гвардии». Оставшиеся в стране ее члены подвергались преследованиям и арестам. После кровопролитной войны с Советским Союзом, в которой Румыния участвовала на стороне Германии, 26 августа 1944 года Антонеску был свергнут. Лишь после этого Хориа Сима был освобожден из концентрационного лагеря Бухенвальд и назначен Гитлером главой румынского эмигрантского правительства. Но это решение уже не имело политического значения, так как Румыния вскоре была оккупирована Красной Армией.

Хотя «Железная гвардия» возникла в слаборазвитой аграрной стране, где было немного промышленных рабочих и где левое движение почти не имело значения, эта партия относится к группе фашистских движений. В самом деле, она ориентировалась в политическом и организационном отношении на фашистские образцы и ставила себе националистические, крайне антисемитские, антикоммунистические и социально-революционные цели и в то же время отличалась радикальным стремлением к уничтожению. После того как она приобрела массовую базу, она подверглась преследованию и запрещению со стороны королевской диктатуры Кароля II, затем была введена в правительство Антонеску и, наконец, разгромлена его диктаторской властью. Но в отличие от большинства других фашистских движений «Железная гвардия» возникла не в ситуации кризиса парламентской системы, поскольку в Румынии такая система еще не успела образоваться. Значительной отсталостью страны объясняется и тот факт, что члены «Железной гвардии», за исключением студентов, преподавателей, офицеров и немногих рабочих, были главным образом из низших слоев сельского населения. Это обстоятельство, а также ее утопически-реакционная программа, производящая определенное социально-революционное впечатление, придают ей специфический характер. Но если в этих моментах «Железная гвардия» существенно отличается от итальянского фашизма и немецкого национал-социализма, то она обнаруживает, с другой стороны, большое сходство с партией хорватских усташей.

Антисоветское повстанческое движение в Молдавии крайне редко привлекало внимание советских и российских историков. Объяснялось это множеством причин. Например, оно не было таким масштабным и кровопролитным, как на территории Западной Украины и Прибалтики. В этом не только заслуга чекистов, сумевших своевременно разгромить «пятую колонну», но и слабость румынской разведки, так и не создавшей мощную разведывательно-диверсионную сеть. Так же нужно учитывать лояльное или хотя бы нейтральное отношение к Москве большинства местных жителей.

27-28 июня 1940 года Красная Армия перешла реку Днестр. В состав СССР были включены Бессарабия и Северная Буковина. Но не это стало итогом присоединения находившихся с 1918 года в составе буржуазной Румынии новых территорий. В 1940 году произошло объединение правобережной и левобережной Молдавии, было ликвидировано искусственное деление страны на две части, восстановлено государственное единство Молдавии, которая стала союзной республикой в составе СССР. Так на политической карте Советского Союза появилась Молдавская ССР.

Хотя не все жители новой республики с цветами и улыбками встретили советскую власть. Были и недовольные произошедшими политическими переменами. В первую очередь это члены радикальной националистической фашистской организации «Железная гвардия», Национал-христианской партии и Царанистской крестьянской партии, а также члены белогвардейских организаций .

Румынская «Железная гвардия» («Garda de fier») была создана в 1931 году Корнелиом Кодряну. В отличие от немецких национал-социалистов и итальянских фашистов, дистанцировавших свои движения от религии, лидер «Железной гвардии» активно использовал элементы радикального христианства.

Руководство Национал-христианской партии тоже симпатизировало Третьему рейху. Достаточно сказать, что в 1935 году ее возглавил румынский политик и драматург Октавиан Гога, который с 1937 по 1938 год занимал пост Председателя правительства Румынии и проводил прогерманский курс во внешней политике.

Царанистская крестьянская партия оформилась путем слияния Национальной партии (созданной в Трансильвании в 1881 году) и Царанистской («Крестьянской», основанной в 1918 году). Представляла интересы промышленной буржуазии, связанной с иностранным капиталом, и крупных землевладельцев. С ноября 1928 года по ноябрь 1933 года находилась у власти (с перерывом в апреле 1931 года - мае 1932 года). Лидеры партии способствовали приходу румынского фашизма к власти и вовлечению страны в войну против СССР.

Чекисты справедливо полагали, что члены трех партий, особенно славящейся своим радикализмом и террористическими методами ведения политической борьбы «Железной гвардии» объявят войну советской власти. Поэтому высокопоставленных функционеров этих политических движений необходимо было изолировать в первую очередь.

Нельзя забывать и про местную экономическую и политическую элиту, которая в течение нескольких дней лишилась своего привилегированного положения, - высокопоставленные чиновники, помещики, предприниматели и другие лица . Про крупных чиновников мы упомянули не случайно. Предвоенная Румыния славилась коррумпированностью своего государственного аппарата. А при новой власти чиновники лишались мощного источника дохода.

О количестве потенциальных членов «пятой колонны» можно судить по данным, приведенным в Докладной записке НКГБ МССР «О результатах по изъятию антисоветских элементов на территории Молдавской ССР» .


Как показали последующие события, чекисты сумели полностью разгромить «пятую колонну» на территории Молдавской ССР. Когда началась Великая Отечественная война и Красная Армия спешно отступала, то ей никто не стрелял в спину, как это было в Прибалтике. Кроме этого, перед войной не было зафиксировано антисоветских выступлений, как это произошло в районах компактного проживания румын на территории УССР. Например, 28 марта и 1 апреля в приграничных районах Черновицкой области прошло два митинга. В одном из них участвовало свыше тысячи крестьян. Требование собравшихся было одно: «отправить их в Румынию». В ходе следствия выяснилось, что подстрекателями были местные кулаки и активисты «Железной гвардии». Зачинщики были арестованы .

В годы войны

В отличие от Прибалтики и Западной Украины мобилизация в Красную Армию в Молдавии прошла без эксцессов. Многие ушли добровольцами на фронт. Вернулись домой не все. Например, из села Флора Красноокнянского района на фронт ушли 400 мужчин, и только 50 вернулись живыми. Из Мэлэешть Григориопольского района воевать ушли 300, а погибли около 200 человек . Также во время немецко-румынской оккупации на территории Молдавии действовало шестьдесят советских партизанских отрядов . Разумеется, были и коллаборационисты из числа местных жителей, но они не оставили заметного следа в истории Второй мировой войны.

Военное наследство

В первые послевоенные годы чекисты ликвидировали 30 антисоветских организаций и «много враждебных церковно-сектантских групп («Союз националистов Бесарабии», «Партия свободы», «Сабля правды» и другие»). Например, в результате агентурно-оперативных мероприятий по агентурному делу «Лес» была вскрыта и разоблачена антисоветская деятельность подпольной организации «Партия свободы». Она была создана в 1949 году бывшими кулаками и попавшими под их влияние лицами. Она имела свой устав, ее члены собирали оружие и готовили террористические акты против советских и партийных активистов, занимались антисоветской пропагандой. По делу «Партии свободы» к ответственности было привлечено 33 человека .

В феврале 1946 года в республике произошло крестьянское волнение. В нем приняли участие 100-300 человек, которые разграбили склад «Загозерно» .

По утверждению чекистов, к лету 1946 года на территории Молдовы находилось:

«…146 активных участников антисоветских политпартий, более 1000 пособников румынско-немецких оккупантов, большое количество кулацких и антисоветских элементов и большое количество репатриантов. На оперативном учете и в разработке на 1 апреля 1946 года числится 1096 агентов иностранных разведок, 353 члена антисоветских националистических партий, 130 церковников и сектантов, а всего состоит на учете 2026 человек» .

О криминогенной обстановке в республике во второй половине 1946 года можно судить по следующим данным:


Также с сентября по декабрь 1946 года было «выявлено и изъято: пулеметов - 1, автоматов - 26, винтовок и обрезов - 233, револьверов и пистолетов - 70, гранат - 16, охотничьего оружия -12, патронов - 3045» .

В декабре 1946 года на территории республики действовало «бандитских и грабительских групп - 20, в составе 68 человек», а также «банд-одиночек и др. уголовных элементов - 25 человек», «пособников и укрывателей бандитов - 4 человека». Было арестовано 99 членов банд и одиночек, а еще один бандит погиб при задержании. В качестве примера можно назвать бандгруппу Михаила Шестаковского, численностью десять человек. Ее ликвидировали 19 декабря 1946 года. Все члены банды были с уголовным прошлым. У них изъято 7 винтовок, три пистолета, три ручные гранаты, 150 патронов и большое количество награбленных ими вещей.

Если говорить об общем количестве изъятого в декабре 1946 года у преступников оружия и боеприпасов, то цифры впечатляют, учитывая, что численность бандитов не превышало сотню человек. А вот вооружены они были: пулеметов - 1, автоматов - 13, винтовок - 95, обрезов - 19, револьверов и пистолетов - 23, гранат - 21, патронов - свыше 2000, охотничьего и холодного оружия - 16 .

Примечания:

Просьба уполномоченного ЦК ВКП (б) и СНК СССР. 31 мая 1941 года. // Пасат В. И. Трудные страницы истории Молдовы. 1940-1950-е гг. М., 1994. С. 146-148.

Докладная записка НКГБ МССР о результатах операции по изъятию антисоветских элементов на территории Молдавской ССР. 19 июня 1941 года. // Пасат В. И. Трудные страницы истории Молдовы. 1940-1950-е гг. М., 1994. С. 166-167.

Обмен шифротелеграммами Н. С. Хрущева и И. С. Сталина о волнениях в приграничных с Румынией районах. 2-3 апреля 1941 года. // Цит. по Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939 - март 1946. М., 2006. С. 246-247.

. История советских органов госбезопасности. М., 1977. С. 483.

Из выступлений на совещании руководителей МТБ-МВД МССР. 4 июня 1946 года. // Пасат В. И. Трудные страницы истории Молдовы. 1940-1950-е гг. М., 1994. С. 232.

Из выступлений на совещании руководителей МГБ-МВД МССР. 4 июня 1946 года. // Пасат В. И Трудные страницы истории Молдовы. 1940-1950-е гг. М., 1994. С. 231.

Докладная записка в МВД СССР об оперативной обстановке и организации агентурно-оперативной работы по борьбе с бандитизмом на территории Молдавской ССР. 17 января 1947 года. // Пасат В. И. Трудные страницы истории Молдовы. 1940-1950-е гг. М., 1994. С. 252-254.

Докладная записка о результатах выполнения указаний МВД СССР об улучшении работы органов борьбы с бандитизмом. 12 января 1947 года. // Пасат В. И. Трудные страницы истории Молдовы. 1940-1950-е гг. М., 1994. С. 248-251.

А.Север, Сталин против «выродков Арбата», Москва, 2011, стр. 208-213.