Знаменитые сады. Три знаменитых сада японии. Ботанический сад Кирстенбош, Южная Африка

Парк в Богородицке под Тулой занимает особое место в истории русского садово-паркового искусства. Во-первых, из-за того, что создавался в тот переломный период, когда новый пейзажный стиль паркостроения только начинал свое победное шествие по многочисленным усадьбам, разбросанным по центральным и отдаленным провинциям России. В этот момент решался вопрос о том, будут ли они следовать зарубежным образцам или пойдут своими собственными путями, исходя прежде всего из местных природно-климатических условий, сложившихся национальных культурных традиций, богатого отечественного опыта садового зодчества.

Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде. Никольский A.С.

«Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде». Никольский A.С. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. История ленинградского Центрального парка культуры и отдыха начинается с 3 декабря 1931 г., когда ЦК ВКП(б) и СНК СССР в своем историческом решении о социалистической реконструкции Ленинграда решили создать на Елагином и Крестовском островах парк культуры и отдыха с большим спортивным стадионом. В 1932 г. ленинградский ЦПКиО развернул свою работу только на Елагином острове с его чудесным, хорошо сохранившимся парком. Крестовский же остров, эта голая, заболоченная, обдуваемая ветрами низменность, должен был еще получить свой парк.

Парк им. Кирова в Баку. Ильин Л.А.

«Парк им. Кирова в Баку». Ильин Л.А. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. Резко выраженные особенности географического положения Баку, сухие припустынные условия, трудные для паркового строительства, делают этот опыт не только интересным с точки зрения преодоления природы и одновременного ее использования, но и поучительным для практики парковой композиции в аналогичных и близких условиях. Парк расположен на склонах холмов и плато - наиболее высоких в пределах города отрогах Кавказского хребта при его выходе к Каспию. На всем побережьи к югу от Махач-Кала нет ни одной точки, где горы так близко и так рельефно подошли бы к морю.

Ансамбль Екатерининского парка Царского Села

Ансамбль Екатерининского парка: Регулярная часть Екатерининского парка (Старый сад). Садовая скульптура. Эрмитаж. Грот. Зал на острове Большого пруда. Гранитная терраса. Верхняя ванна. Нижняя ванна. Эрмитажная кухня. Адмиралтейство. Садовая набережная и Нижние пруды. Пейзажная часть Екатерининского парка. Башня-руина. Чесменская колонна. Кагульскнй обелиск. Морейская колонна. Крымская колонна. Турецкая баня. Палладиев мост. Горка из «дикого камня», «Пудостский мост» и Красный каскад. Гатчинские ворота. Пирамида. Памятник А.Д. Ланскому. Концертный зал. Кухня-руина. Малый каприз. Вечерний зал. Чугунная беседка. Готические ворота. Ворота «Любезным моим сослуживцам». Кадетские ворота. Фонтан «Молочница».

Ансамбль Александровского парка Царского Села

Ансамбль Александровского парка: Регулярная часть Александровского парка (Новый сад). Китайская деревня. Большой каприз. Китайский театр. Крестовый мост. Скрипучая беседка. Китайские мосты. Александровский дворец. Пейзажная часть Александровского парка. Шапель. Белая башня. Ферма. Пенсионерские конюшни. Ламский павильон. Арсенал. Федоровский городок. Египетские ворота. Баболовский дворец и парк. Александровский парк, в силу различия природных ресурсов и исторических особенностей формирования, значительно отличается по своему характеру от Екатерининского парка. Старейшая часть Александровского парка - Новый сад - распланирована в регулярном стиле. Разбивка пейзажной части парка осуществлена лишь в начале XIX столетия.

Летний сад в Санкт-Петербурге

Место для своей летней резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы, в устье р. Ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Сад был заложен в 1704-1706 гг. и занял поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определились основные контуры той системы прямых перпендикулярных друг к другу аллей, которая в общих чертах дошла до нашего времени. Некоторые исследователи полагают, что владелец сада сам наметил направление аллей, положение первых цветников и фонтанов, но первый известный нам план Летнего сада составлен Я. Роозеном. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини дворец, занявший не центральное положение на участке, а его северо-восточный угол рядом с маленькой гаванью на Фонтанке...

Исторический очерк развития дворцово-парковых ансамблей Царского Села

Ансамбли дворцов и парков Царского Села складывались на протяжении полутора столетий. В их формировании прослеживаются четыре этапа. Первый из них - 1710-1720 гг. Это время возникновения загородной царской резиденции - Сарской мызы, с небольшим каменным дворцом Екатерины I и регулярным садом. В середине XVIII в., после перестройки дворца, перепланировки и расширения парков, Сарская мыза превратилась в грандиозный ансамбль, превзошедший по своим размерам все другие дворцовые резиденции в России. Следующий период начался в 1760-1770-х гг., одновременно с возникновением в русской архитектуре нового стиля - классицизма. Осуществлявшиеся на этом этапе работы по созданию пейзажных парков на территории, прилегающей к старым регулярным садам, не были полностью закончены в конце XVIII столетия. Они продолжались и в первой половине XIX века.

Фонтаны Петергофа

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный в 29 км от Ленинграда и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов - все это выражает идею торжества России, «пирующей на морском просторе». Начало строительства Петергофа датируется 1714-м годом. Замысел создания ансамбля (основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота с каскадом и канала) принадлежит Петру I. Нередко, упоминая о желании Петра I видеть здесь в Петергофе резиденцию, которая «первейшим государям приличествует»...

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково является одним из замечательных памятников русского искусства. Созданный в XVIII в., он в полной мере вобрал в себя достижения усадебного строительства эпохи. Своеобразные архитектурные ансамбли под Москвой получают распространение в конце первой трети XVIII в., когда в древние родовые вотчины возвращается знатное дворянство. Из уцелевших подмосковных усадеб Кусково наиболее ранняя, дающая представление о типе елизаветинских усадеб. Она находилась в 7 верстах от Москвы, между Владимирской и Рязанской дорогами. С 1715 г. эти земли принадлежали сподвижнику Петра I - видному военачальнику, герою Полтавской битвы фельдмаршалу Б.П. Шереметеву. Ансамбль Кусково создавался на протяжении нескольких десятилетий. В 1755 г. здесь был вырыт большой пруд, который позволил осушить низменное и болотистое место...

Усадьба Останкино

Древняя подмосковная усадьба Останкино представляет для нас особый интерес тем, что ее ансамбль сложился в основном за очень короткий срок - 10 лет, хотя существует она с XVI в. Другая особенность - это ее «увеселительное» назначение, что отразилось на специфическом характере садовых композиций. Останкино - уникальный памятник русской культуры XVIII в., удивительный по своему совершенству пример творческого синтеза архитектуры, садово-паркового искусства, театра, живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладных ремесел, которые слились в единое художественное целое. Усадьба, дворец, парк и все, что в них находится, созданы талантом и трудом сотен крестьян, ремесленников и умельцев. Сады Останкина являются неотъемлемой составной частью этого единственного в своем роде ансамбля...

Павловский парк

Когда в Царском Селе уже сиял своим великолепием Большой Екатерининский дворец, на месте будущего Павловска еще стояли глухие леса, тишину которых изредка нарушали лишь придворные охоты. Павловский парк моложе царскосельского и других императорских резиденций в окрестностях Петербурга, он лучше сохранился. В нем в наиболее чистом виде отразился период расцвета русского классицизма, он был создан за довольно короткий срок - 50 лет - и отличается особой художественной цельностью своего ансамбля - садов, архитектуры, скульптуры. Это единственный в своем роде образец русского пейзажного зодчества, прославленный шедевр, в котором нашли самое полное выражение новые направления в садово-парковом искусстве...

Дворцово-парковый комплекс Царского Села

Загородная резиденция жены Петра I Екатерины Алексеевны Царское Село была основана в 1708 г., через 6 лет после освобождения Копорья от шведских войск. Она располагалась на месте бывшей шведской «Сарской мызы» в живописной и обширной местности, на пологом холме, у небольшой речки Вангази. Старые деревянные постройки, плодовый сад, пруд стали на первых порах ядром будущей усадьбы. После 1716 г., когда здесь была построена деревянная Успенская церковь, Сарская мыза («Остров-мыза») получила наименование Царского Села. К этому времени относится и создание здесь первых каменных палат, расширение хозяйственных построек. В отличие от дворцово-парковых комплексов Петра I имение Екатерины долго сохраняло вид русской усадьбы и отражало в своем облике традиционный и простой уклад жизни...

Мемориальный комплекс «Курган Славы» в Минске

Курган Славы увековечил ратный подвиг Советской Армии и партизан. Заложен он 30 сентября 1966 года. Земля Белоруссии смешалась в нем с землей городов-героев, других мест, прославивших себя боевыми и трудовыми свершениями. Воздвигнут мемориал к 25-летию освобождения Белоруссии от гитлеровцев. Торжественное открытие состоялось 5 июля 1969 года. Его авторы - скульпторы А. Бембель, А. Артимович, архитекторы О. Стахович, Л. Мицкевич и инженер В. Лапцевич. Курган высотой 70 метров 60 сантиметров венчают четыре штыка, символизирующие четыре фронта, освобождавшие Белоруссию. У основания штыков, которые скрепляет лента-пояс двухметровой высоты,- мозаичные ордена Славы и Отечественной войны.

Сады Гранады. Альгамбра и Генералиф. Alhambra & Generalife

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м²) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом. Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650 X 200 м) и Генералифе (площадь 80X100 м). В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47 Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом.

Версаль. Parc de Versailles

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк - 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории - осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить.

Во-ле-Виконт. Château de Vaux-le-Vicomte

Во-ле-Виконт - (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) - классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки. Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов.

Парк Стоу. Stowe Landscape Gardens

Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens) находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.- У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд - его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма, стилистически связанными с архитектурой дворца.

Вилла Ланте. Villa Lante

Строительство виллы Ланте (Villa Lante) осуществлялось также по проекту арх. Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяйя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто, Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75X75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль.

Вилла д"Эсте. Вилла Тиволи. Villa d"Este

Вилла д"Эсте, Вилла Тиволи (итал. “villa d"Este”) находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д"Эсте. Построена в 40-х годах XVI в. Автор - арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты.

Сефтон-парк в Ливерпуле. Sefton Park. Liverpool

Сефтон-парк в Ливерпуле (Sefton Park. Liverpool). Автор - арх. Э. Андре. Строительство парка начато в 1867 г. на площади 156 га. Местность ранее использовалась под хозяйственные угодья и была окружена частной застройкой. С севера на юг она пересекалась протокой, превращенной затем в серию искусственных прудов и ручьев. Парк имеет четкое функциональное зонирование и включает лужайки для спорта, сад, Парк оленей, ресторан, музыкальный павильон и ботанический сад, выделенный в отдельный участок со своей планировкой. Сеть дорог образует в плане эллипсы, круги и плавные кривые, ограничивая контуры открытых пространств. Благодаря крупному масштабу линии дорог не воспринимаются в натуре как геометрические кривые. По периферии проложена дорога для верховой езды и устроены домики-приюты для отдыха.

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе (итал. Villa Farnese), известная также как замок Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов.

Ансамбль императорской виллы Сюгакуин в Киото

На северо-восточной окраине Киото удалившимся от дел императором Гомицуно был распланирован ансамбль Сюгакуин с обширным садом-парком. Первая часть работ была закончена между 1656 и 1659 годами, но затем с перерывом работы продолжались еще несколько лет. Уникальность композиции Сюгакуин среди японских садовых ансамблей связана с его расположением на трех уровнях - террасах, поднимающихся друг над другом по склону горы. Именно это определило общее пространственное построение ансамбля и конкретное решение каждой его части. В отличие от Кацура основной масштаб и основной эмоциональный тонус Сюгакуин был задан дальним планом - видом далеких силуэтов гор и деревьев (что носит название «саккэи»), а все искусственно построенные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

Мемориальный парк Мира в Хиросиме

Один из первых общественных ансамблей послевоенной Японии - Парк Мира в Хиросиме (архитектор Кэндзо Тангэ, 1949-1956), задуманный и осуществленный как синтез национальных и современных пространственных и конструктивно-пластических идей. Парк расположен на территории бывшего округа Накадзима, целиком уничтоженного в результате атомной бомбардировки японского города Хиросимы в 1945 году. На территории в 12,2 гектара находятся Мемориальный музей Мира, множество памятников, ритуальный колокол и кенотаф. Ансамбль состоит из обширной площади для манифестаций (она засыпана белой галькой) с лаконичным и скорбным памятником-аркой (Монумент «Пламя Мира»), легких, поднятых на столбах зданий музея, административного корпуса и библиотеки. Виднеющийся на заднем плане остов одного из немногих строений, уцелевших во время атомной бомбардировки, также визуально включается в ансамбль.

о Сады монастыря Мёсиндзи в Киото

Сады Боболи. Giardino di Boboli

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) - знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город.

Сад монастыря Дзёруридзи в Киото

Сад монастыря Дзёруридзи в предместьях Киото относится к редчайшему типу садов хэйаньской эпохи амидийского типа. Здание храма было построено в 1107 году, на нынешнее место было установлено в 1157 году. Оно считается одним из лучших образцов архитектуры буддистских храмов позднего периода Хэйана. На восточном берегу пруда среди деревьев высится изящная пагода, первоначально возведенная в Киото, и перемещенная сюда в 1178 году. Храм и пагода расположены друг напротив друга, символизируя восточный и западный буддистский рай. Планировка сада у храма - попытка найти и выразить в компонентах живой природы символическое выражение миропорядка, высшая точка которого - «Западный рай Будды Амиды». Подобно тому как не было принципиального различия религиозной и светской архитектуры, так близки по своим особенностям амидийские храмовые сады и сады дворцовые.

Сад храма Кинкакудзи (Золотой павильон) в Киото

Довольно значительные по размеру дзэнские пейзажные сады нередко возникали из дворцовых садов типа синдэн. Так, дворец Китаяма, построенный сегуном Асикага Ёсимицу в 1397 году, был затем переделан в храм Рокуондзи (Храм оленьего сада), или Кинкакудзи (Золотой павильон), а сад реконструирован в соответствии с эстетическими канонами дзэн школы риндзай. В отличие от более ранней японской архитектуры смысл такого произведения, как Золотой павильон, его содержательность раскрываются лишь в сопоставлении с природой, единстве с ней. Архитектура и природа становятся равнозначными частями художественного образа. Но природа естественная, художественно не организованная не могла войти в это единство, она должна была быть преобразована в соответствии с теми же принципами, которыми руководствовался и архитектор-строитель.

Сад храма Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото

Серебряный павильон - Гинкакудзи (или Хигасияма-дэн, официальное название храма - Дзисё-дзи), построенный в 1489 году сёгуном Асикагой Ёсимасой под впечатлением Золотого павильона Кинкаку-дзи, который построил его дед Асикага Ёсимицу и позже ставший буддийским храмом. В истории японской архитектуры Серебряный павильон - явление переходное, он соединяет в себе черты стиля синдэн с новыми элементами жилой архитектуры так называемого стиля сёин. Как и Золотой павильон, он стоит на берегу озера, и раздвигающиеся стены (новая деталь стиля сёин) непосредственно отделяют интерьер от пространства сада. Когда стены раздвинуты, это разделение исчезает и природа как бы входит внутрь дома. Такое слияние с природным окружением отразилось на пространственном решении интерьера и более того - на всей концепции архитектуры, ее новой связи с окружающей средой.

Сады монастыря Тофукудзи в Киото

Тофукудзи - буддийский храмовый комплекс на юго-востоке Киото. Ворота храма саммон - самые древние из ворот дзэнских храмов в Японии и являются национальным достоянием. Высота сооружения составляет 22 метра. На территории храмового комплекса расположены множество садов, самые крупные из которых Северный, Южный, Западный, Восточный и сад Ходзё. Мирэи Сигэмори, автор одного из самых известных современных храмовых ансамблей Комё-ин в монастыре Тофукудзи в Киото (1939). Вся «лексика» искусства Мирэи Сигэмори восходит еще к дзэнским символическим садам (типа карэ сан-суй), но само применение общеизвестных символов, их сочетание и контраст в одной композиции отмечают мастера с новым видением и ощущением. Сигэмори, прежде чем стать садовым дизайнером, старательно изучил историю садового дела, провел обмеры и сделал планы более 500 садов.

Экология

Каждый сад можно назвать по-своему удивительным и красивым. Пусть это крошечный сад, разбитый у вас на подоконнике, или же огромный ухоженный ботанический сад, (некоторые из которых будут перечислены ниже). Любой сад или парк помогает нам ценить красоту природы, удивляет нас своим разнообразием красочного растительного мира.

Наш мир был бы грустным местом без красивых ботанических садов, разбитых, чтобы быть символами величия лидера или памятниками любви человека к растениям или же просто коллекциями редких и красивых растений. Предлагаем вам познакомиться с одними из самых красивых и удивительных садов и парков планеты.


1) Вертикальный сад Музея на набережной Бранли, Париж, Франция


Улицы в этом районе Парижа имитируют извилистую реку Сену. На одной из них расположен Музей на набережной Бранли. Здания музея имеют необычные архитектурные формы, но больше всего внимания привлекает административное крыло. Это четырехэтажное здание с немного изогнутой внешней стороной покрыто от основания до крыши самыми разнообразными растениями.

Созданный ботаником и ландшафтным дизайнером Патриком Бланком, этот сад включает в себя 15 тысяч растений, а также тут можно найти 170 разных видов. Сад представляет собой удивительный по красоте пример урбанистического вертикального сада, который позволяет в рамках тесного города представить поразительное биоразнообразие. Среди растений, которые растут на здании музея следующие: папоротники, плющи, осока, мхи, печеночники, бадан, травы и гейхера.

Запатентованная система, которую разработал Бланк для того, чтобы удерживать сад в вертикальном положении, состоит из сверхпрочного кровельного картона, который удерживается на пластиковых подпорках. Пластик и картон поддерживают корни растений, позволяя воде свободно добираться до них. Вся конструкция поддерживается металлическим каркасом, который позволяет держать "полки" с растениями на фасаде здания, снижая вероятность того, что корни могут повредить здание. Система капельного орошения на самом верху стены работает непрерывно, снабжая растения и их корни необходимой влагой и питательными веществами.

2) Ботанический сад "Потерянные сады Хелиган", Корнуолл, Великобритания


С середины 18-го и до начала 20-го веков семья Тремейн из графства Корнуолл создавала и поддерживала большой сад, расположенный в их поместье. После потери большей части садовников после Первой Мировой Войны, сад был запущен, причем продолжал разрушаться во время и после Второй Мировой Войны. Сад был заброшен, растения в нем сильно разрослись, а былая красота канула в Лету. Однако ситуация изменилась в конце 20-го века, когда один из потомков семьи Тремейн получил по наследству эти земли вместе с заброшенным садом. Оглянувшись вокруг, семья поняла, что среди царящего тут хаоса еще имеются остатки былой красоты и если приложить усилия, можно восстановить его.

Чарующий сад Хелиган был воссоздан в стиле "гарденеск", это значит, что различные части сада имеют совершенно разные настроения и привлекают внимание к разным вещам. В саду можно найти несколько очень старых рододендронов и камелий, единственные в Европе плодоносящие ананасы, "джунгли" с субтропическими древовидными папоротниками и многие другие растения. Сегодня сад открыт для посещений, а необычные скульптуры в парке привлекают множество туристов.

3) Тропический парк Нонг Нуч, Тайланд


Этот удивительный парк, занимающий площадь 200 гектаров, первоначально должен был стать фруктовыми плантациями. Вместо этого владельцы парка решили посадить тут тропические растения и цветы. Результат превзошел все ожидания.

Вся площадь парка разделена на несколько тематических и выставочных садов, включая кактусовые и суккулентные сады, Французский сад, сад, в стиле Стойнхендж, сады-экспозиции красочных цветов, орхидей и бромелиевых растений, "Холм бабочки", который включает тропические растения, привлекающие бабочек. Нонг Нуч также является домом огромной коллекции саговниковых растений, в которой можно найти минимум одного представителя всех саговников планеты.

4) Арктико-альпийский ботанический сад, Тромсё, Норвегия


Являясь самым северным ботаническим садом, этот сад может похвастаться богатой коллекцией арктических и альпийских растений со всего Северного полушария.

Сад разбит в таком месте, где арктические и альпийские растения могут существовать по соседству. В саду представлены 20 различных коллекций. Посетителям рассказывают о растениях и альпийских регионах. "Геологическая прогулка" поможет больше узнать о породах Норвегии.

5) Сад Рикугиэн, Токио, Япония


Слово "рикугиэн" переводится с японского, как "сад шести видов поэзии" . Этот красивейший сад в Токио включает 88 пейзажей, которые представляют известные места Японии и Китая, ссылаются на исторические события, на языке природы передают поэзию.

Сад Рикугиэн был разбит еще в конце 17-го - начале 18-го века Янагисавой Ёсиясу, который получил земли в подарок от пятого сегуна Токугавы Цунаёси. Одними из достопримечательностей сада являются тихий пруд и острова, чайные домики, участки, покрытые лесом. Сад приютил более 600 видов деревьев, включая клены, камелии, магнолии и азалии.

Сады подобного типа являются удивительными не только потому, что дарят удовольствие тем, кто гуляет по ним, они также вдохновляют на создание своих собственных садов. Тут можно найти огромное разнообразие растений, приятных глазу пейзажей, тут царит спокойствие и умиротворение.

6) Парк Лас-Позас, Мексика


Работа художника-сюрриалиста, эксцентричного поэта Эдварда Джеймса, сад Лас-Позас может посоперничать с Эдемским садом. Необычные скульптуры, водопады и экзотические тропические растения занимают территорию около 40 гектаров в субтропическом мексиканском лесу.

Джеймс задумал создание необычного райского сада еще в 1940-м году и решил, что идеальным местом для этого может стать Мексика. В ноябре 1945 года он с помощью гида нашел подходящую территорию недалеко от поселка Ксилитла. Более 30 лет Джеймс строил сюрреалистические бетонные структуры и скульптуры для парка, которые сегодня утопают в тропической зелени.

7) Ботанический сад Жардин-Канарио, Канарские острова


Эта небольшая группа испанских островов, расположенных в Атлантическом океане, недалеко от северо-западного побережья Африки, приютила огромное количество удивительных по красоте растений, а в ботаническом саду Жардин-Канарио можно встретить многие из них. В саду находится одна из богатейших коллекций кактусов и суккулентов, которая насчитывает свыше 10 тысяч видов.

Строительство парка началось в 1952 году, а официально сад был открыт для посещений в 1959 году. Сегодня в саду работает большое количество научных сотрудников и биологов, которые помогают находить новые виды, а также проводят различные программы по охране окружающей среды. Тут находится библиотека, богатые гербарии и научные лаборатории. Также сад выпускает свой собственный журнал.

8) Сады императорской виллы Катсура, Япония


Сады вокруг императорской виллы Катсура являются одними из красивейших образцов японского садоводства. Разбитые еще в начале 17-го века императорской династией Катсура, сады включают красивый пруд с несколькими мостами, вишневые деревья и многое другое.

9) Сад у дворца Версаль, Франция


Сады Версаля когда-то были созданы, как часть дворцово-комплексного ансамбля, и окружают красивейший дворец - бывшую резиденцию французских королей. Сады действительно можно назвать королевскими, так как они были разбиты под руководством короля Людовика XIV. Парк имеет огромное туристическое значение, как и весь комплекс, сюда ежегодно приезжают миллионы туристов со всего света. Также парк считается одним из самых крупных в Европе.

10) Ботанический сад Кирстенбош, Кейптаун, ЮАР


Расположенный у подножья Столовой горы, красивый сад Кирстенбош известен благодаря своим захватывающим дух видам и большой коллекции различных растений. Главное внимание тут уделяется не развлечениям, а сохранению местных растений, что делает сад особенно необычным, поэтому сюда стекается множество посетителей. Кирстенбош посвящен редким, находящимся на грани исчезновения растениям этого региона. Сотрудники сада работают над размножением этих растений и восстановлением естественных популяций в родной среде.

11) Сад Лингеринг, Китай


Отличный образец классического китайского сада, сад Лингеринг ("Тягучий") был разбит еще в 16-м столетии. Сегодня он включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО и с 1930-х годов открыт для посещений.

12) Сад на острове Майнау, Германия


Остров Майнау, расположенный на Боденском озере, которое лежит между Германией, Австрией и Швейцарией, приютил один из красивейших парков Европы. Благодаря чудесному парку остров получил название "остров цветов", так как практически круглый год на нем расцветают самые разнообразные цветы.

Великий герцог Баденский Фредерик I заложил на острове парк еще в 19-м веке. Сегодня тут растут около 500 видов лиственных и хвойных деревьев, среди которых много экзотических и редких. Также в саду можно встретить около 200 разновидностей рододендронов и азалий.

Итальянский розовый сад включает 500 разновидностей роз, а средиземноморские террасы содержат экзотические цветы, включая пальмы, агавы, кактусы и бугенвилии. В саду около 30 тысяч розовых кустов и примерно 250 разновидностей георгин.

Tim Richardson / The Telegraph, Jan. 2012 / UK



12 января 2012 года

Кто есть кто в английском ландшафтном дизайне? Кто правит балом и определяет моду и тенденции будущего сезона? Своим мнением о наиболее влиятельных британских садовниках 2011 года делится Тим Ричардсон - известный журналист британского издания "The Daily Telegraph", в прошлом - редактор садового раздела в журналах "Country Life", "Wallpaper", и в журнале о современном садоводстве "New Eden". Тим считается экспертом во многих вопросах, касающихся садоводства и ландшафтного дизайна, регулярно публикует актуальные статьи и жестко отстаивает свою точку зрения по многим вопросам.

1. Алан Тичмарш (Alan Titchmarsh) (на фото выше) - дизайнер, садовник и телеведущий - бесспорно остается самым дружественным "лицом" британского садоводства, несмотря на его недавние резкие выступления в телевизионных ток-шоу и многих публичным местах. Так, в одной из программ на Radio Times, 62-летний Тичмарш посетовал, что люди больше не в состоянии чувствовать природу, потому что они стали "приклеены к экрану". Садоводство всегда было делом жизни для многих поколений людей, но сегодняшнее поколение проводят всё свое время перед телевизорами и компьютерами. Он также утверждал, что садоводство имеет более важное значение для человечества, чем политика, и это его стойкая точка зрения.

Попросите любого человека в Великобритании назвать имя известного ему садовника, и он наверняка упомянет великого Тичмарша. Такой статус обеспечивает ему огромное влияние - неслучайно компания B&Q (сеть супермаркетов) наняла его в качестве своего представителя в 2010 г.


2. Сью Биггс (Sue Biggs)

Королевское Садоводческое Общество (RHS) до сих пор находится в состоянии некоторого потрясения. Несмотря на то, что членов Общества с каждым годом становится всё больше, оно продолжает бороться с внутренними проблемами, связанными с чрезмерной коммерциализацией RHS на нужды благотворительности и управления. Сью Биггс, генеральный директор Общества, заняла эту должность в августе 2010 года после внезапного ухода со своего поста предыдущего директора. Сью успешно взялась за дело, и решила многие проблемы, с которыми сталкивалось в последнее время Общество, однако проблемы с чрезмерной коммерциализацией RHS пока остаются. Обществу даже пришлось продать за 18 млн. фунтов стерлингов принадлежащий ему Лоуренс-Холл в Лондоне.

Исполнительные директора компаний B&Q (Мартин Филипс) и Homebase (Терри Дадди) занимают в списке 3 и 4 места соответственно, поскольку их компании постоянно соперничают друг с другом и в общей сложности имеют сегодня в Великобритании около 330 супермаркетов. Садовые центры и питомники также пользуются большой популярностью у садоводов, но обороты супермаркетов этих двух компаний значительно выше. Предпочтения покупателей этих магазинов могут даже оказывать влияние на садовые тенденции Британии. B&Q является серьезным игроком на садовом рынке и обладает 14,8% общей доли рынка, но Homebase, возможно, сделал лучший стратегический выбор с помощью Джейми Оливера в качестве своего основного представителя, так как Оливер - убежденный сторонник того, чтобы сделать супермаркеты более привлекательными для садоводов, чем садовые центры.


5. Монти Дон (Monty Don)

Вернувшись на второй срок в качестве главного ведущего канала для садоводов BBC Gardener’s World, аристократический, неугасающий Монти Дон вернул на телевидение ряд программ, связанных как с историческими аспектами садоводства, так и поднимающих вопросы практического решения многих насущных проблем. Превратив "канал для домохозяек" в нечто гораздо большее, Дон получил большую армию поклонников, и упрочил свое влияние, выпустив серию фильмов и книг о садах мира.

6. Марк Фэйн (Mark Fane)

Онлайн-магазин по продаже посадочного материала Crocus стал поставщиком растений для многих ведущих дизайнеров, принимающих участие в выставках цветочного и ландшафтного дизайна, в том числе, и в Chelsea Flower Show. Огромное количество садов, созданных с использованием растений питомника, получили золотые медали этих престижных выставок, поэтому питомник пользуется заслуженной славой к кругах садоводов.

Содиректор магазина Марк Фэйн, и без того широко известная личность, в последнее время усилил свое влияние, согласившись стать членом совета Королевского Общества Садоводов (RHS) и директором Музея Садоводства.


7. Элисон Киркхем (Alison Kirkham)

Телевидение остается самой мощной силой в садоводческом мире Великобритании. На плечах Элисон Киркхем - выпускающего редактора BBC - лежит большой груз ответственности, ведь именно от ее мнения во многом зависит, кто станет ведущим программы Gardener’s World, кого на этот раз изберут "лицом британского садоводства" и какой стратегии будет следовать направленность ведущих садовых программ канала. Среди последних спорных решений, принятых на BBC - бесцеремонное увольнение основного ведущего Тоби Баклэнда (Toby Buckland) в 2010 г. и одновременная потеря восходящей звезды канала Эллис Фоулер (Alys Fowler).

8. Саймон Дженкинс (Simon Jenkins )

Будучи председателем Национального Фонда (National Trust) с 2008 года - Дженкинс (в тандеме с генеральным директором Фионой Рейнольдс (Fiona Reynolds)) целиком и полностью курировал процесс глобальной реорганизации этого общества. Решение пересмотреть традиционную структуру консультантов (советников), которые до настоящего времени имели значительное влияние на принятие решений по управлению садами Фонда, и заменить их консультантами, чьи мнения скорее стоит рассматривать как аргументированные рекомендации, должно было сыграть свою роль. Дженкинс, при поддержке Рейнольдс, вел от имени Фонда агитационную кампанию,по совершенствованию системы планирования, используя свое значительное влияние в СМИ - как бывший редактор издания The Times.

9. Кристофер Вудворд (Christopher Woodward )

Директор Музея Садоводства (Garden Museum) занял этот пост в 2006 году и достаточно быстро восстановил его. На тот момент музей находился в плачевном состоянии и нуждался в срочной реконструкции. Вудворд привнес культуру проведения выставок, и что более важно, организовал постоянную программу мероприятий (лекции, образовательные дни, круглые столы), которые превратили музей в настоящий центр мирового садоводства. Вудворд является также членом правления Фонда Культурно-исторического наследия (Heritage Lottery Fund), который выделяет средства на развитие общественных парков и ландшафтных проектов.

10. Кристина Уолкден (Christine Walkden )

Практические садовые консультации с деловым подходом по-прежнему занимают ведущие позиции в печати и на телевидении, а Кристина Уолкден в настоящее время - основной "поставщик" пользующейся спросом информации. Она может похвастаться верной аудиторией благодаря двум сериям о ее собственном саде, а сейчас выступает и как эксперт по садам на канале BBC в программе "The One Show". Стиль Уолкден наследует традиции Джеффа Хэмилтона (Geoff Hamilton) и Перси Троуэр (Percy Thrower), поэтому мы склонны верить в то, что она говорит.


11. Его Королевское Высочество Принц Уэльский (HRH Prince of Wales)

Сомнительное для многих увлечение Принца в 1980-е гг. принципами органики сейчас доказывает, что на самом деле он тогда опередил своё время... Впоследствии он сконцентрировался на законах возобновления и самовосстановления, которых придерживалось садоводческое общество. В свой собственный сад, в Хайгруве (Highgrove) Принц пригласил ведущих дизайнеров, включая Розмари Верей (Rosemary Verey) и Роя Стронга (Roy Strong). Сад продолжает обновляться ежегодно.

12. Пит Удольф (Piet Oudolf )

Влиятельный датский садовник, лидер движения "Новые многолетники" , стал законодателем моды на травы и злаки, подчеркивая в большей степени формы и контуры растений, а не их цвета. Британия долгое время была для него вторым домом, равно как и стартовой площадкой для его дальнейшего профессионального роста в Америке, где хорошо известны его работы в High Line (Хай-Лайн, парк в Манхэттене) и в Парке Миллениум (Millennium Park) в Чикаго. В Великобритании его проекты можно увидеть и в Скэмпстон Холле (Scampston Hall) и в Трентэме (Trentham), где Удольф работал в соавторстве с Томом Стюартом-Смитом (Tom Stuart-Smith) и Доминик Коул (Dominic Cole). Удольф только что получил заказ на восстановление посадок в Олимпийском Парке.

13. Доминик Коул (Dominic Cole )

Доминик Коул - енсьма знакомое имя для многих садоводов, хотя этот человек больше находится за кадром, чем у всех на виду. Он уверенно и не торопясь, в течение последнего десятилетия распространял свое влияние в качестве председателя Совета Национального Фонда и Общества Истории Садов (Garden History Society). Коулу приписывают спасение Общества в период больших финансовых трудностей. Он является сторонником идеи повышения оплаты труда садовникам в рамках Национального Фонда. Ежедневная работа Коула - это внушительные и профессиональные консультации по истории садов Британии.


14. Пенелопа Хобхауз (Penelope Hobhouse )

Сегодня Пенелопу Хобхауз можно без преувеличения назвать "царствующей особой" на английской садовой сцене. Об этой женщине с солидной репутацией говорят почтительно, с большим уважением не только поклонники, но и коллеги. Пенелопа - автор многочисленных бестселлеров по ландшафтному дизайну и истории садоводства, а уж если она начинает говорить, то садовый мир внемлет каждому ее слову.

15. Кэрол Клейн (Carol Klein )

На сегодняшний день - главное женское лицо и второй по значимости человек на телевизионном канале для садоводов BBC Gardener’s World. Многие полагают, что в дальнейшем именно она займет главенствующий пост на этом канале. В прошлом году одним из ее достижений стала серия фильмов о частных садах.

16. Джульет Робертс (Juliet Roberts)

Gardens Illustrated - по-прежнему одно из самых влиятельных английских изданий в области садового и ландшафтного дизайна, которое формирует чувство стиля и прививает вкус к деталям. Последние 7 лет оказались для журнала и его редактора Джульет Робертс весьма непростыми: сменился владелец (журнал уже больше не принадлежит BBC), а само издательство переехало из Лондона в Бристоль. Однако, тираж журнала даже вырос - он не стал менее интересным из-за того, что Робертс сократила количество репортажей о зарубежных садах.


17. Робин Лейн - Фокс (Robin Lane-Fox)

Лейн-Фокс - автор рубрики "Сады" в газете The Financial Times и член совета колледжа New College в Оксфорде. Бывали времена, когда он дискутировал с великим Кристофером Ллойдом на страницах газеты, а сейчас Лейн-Фокса заслуженно считают его последователем. Он способен откровенно и беспристрастно писать на любые, даже не очень увлекательные темы, например, о том, как бороться с кротами, и с удовольствием делится с читателем своим богатым внутренним миром.

18. Джон Уоткинс (John Watkins)

Общественная организация Английское Наследие (English Heritage) заведует всего несколькими знаменитыми английскими садами и не имеет таких масштабов деятельности, как Национальный Фонд (National Trust). Однако, в последние годы эта организация развивалась более динамично за счет реализации таких крупных проектов, как Замок Kenilworth и Дом Chiswick. Английское Наследие также ведет перепись, присваивая садам, представляющим историческое наследие, категории I, II* или II, что в дальнейшем должно оградить их от неприятных планировочных реорганизаций. Управляющий организацией Джон Уоткинс также во многом усовершенствовал ставшую привычной работу по управлению историческими садами.

19. Рой Стронг (Sir Roy Strong)

Сэр Рой Стронг - наиболее именитый историк Британии, в прошлом директор музея V&A (Музей Виктории и Альберта). Его уважают за обширные знания в области искусств. Он сделал многое в направлении признания истории садов в качестве независимой дисциплины и дважды избирался президентом Общества Истории Садов (Garden History Society). Книги Роя Стронга о садах эпохи Ренессанса - образовательная база в области садово-паркового искусства, в то время как его собственный, весьма неплохой сад The Laskett, по-прежнему подпитывает буйные дискуссии и ожесточенные споры.


20. Дэвид Джеральд Хессайон (David Gerald Hessayon)

Его имя всегда значится в списках садовых бестселлеров. Избегающий публичности, доктор Дэвид Джеральд Хессайон завоевал популярность благодаря старомодно оформленной серии книг под маркой "Expert", основанной еще в 1958 году. Во всем мире проданы десятки миллионов копий его бестселлеров, и, хотя бы одну из его книг наверняка можно найти на полке почти каждого английского садовника. Издания хорошо иллюстрированы и всегда готовы предложить безупречный и неоспоримый совет.

21. Марк Диаконо (Mark Diacono)

Эта яркая звезда в мире садоводства зажглась в 2011 году. Диаконо достиг таких вершин благодаря проекту Hugh Fearnley-Whittingstall’s River Cottage. Он пишет книги, он делает классные фотографии, он стал все чаще появляться на телевидении. Гений Диаконо однозначно набирает высоту, стремясь все выше и выше…

22. Том Стюарт - Смит (Tom Stuart-Smith)

Том Стюарт-Смит сегодня, пожалуй, наиболее влиятельный и формирующий вкус дизайнер Англии. Стиль Стюарта-Смита раскрывает суть самой природы. Он неоднократно становился победителем в номинации "Best in Show" на выставке цветочного и ландшафтного дизайна в Челси - чаще чем кто-либо из его современников. Его везде и всегда рады видеть. Стюарт-Смит также был избран Королевой и вскоре будет создавать новый сад при Виндзорском замке (Windsor Castle).


23. Джейми Оливер (Jamie Oliver)

Являясь директором телевизионной программы, Оливер, следуя примеру своих коллег, в последнее время увлекся садовой тематикой. Он также привыкает к своей новой роли представителя Homebase (британский садовый центр). Как он любит говорить: "Одна из самых увлекательных вещей в жизни - это посадить что-то своими руками, вырастить и собрать урожай". Оливер много путешествует. На его сайте есть целый раздел, посвященный садоводству. В 2012 году Оливер также планирует открыть собственную торговую марку "Jamie".

24. Ричард Рейнольдс (Richard Reynolds)

Садовый "диверсант" Ричард Рейнольдс живет в деловом квартале в центре Лондона на главном перекрестке "Слон и Замок", который дал имя площади по соседству. За последнее десятилетие Рейнольдс завоевал международное признание. "Диверсантом" или "партизаном" его называют за ночные вылазки - это работа с заброшенными городскими участками по всему миру, которая вдохновляет новое поколение дизайнеров.

25. Рой Ланкастер (Roy Lancaster)

Этот человек - настоящее национальное достояние Британии. Ланкастера любят, им восхищаются тысячи садовников, за глубину и широкий охват его знаний, опыт, накопленный в зарубежных экспедициях и подкрепленный врожденным талантом. Ланкастер - голос нации (смелый и откровенный), к которому всегда будут прислушиваться.


26. Джордж Пламптре (George Plumptre)

Он пишет о садах (в прошлом для издания The Times). В настоящее время - исполнительный директор National Gardens Scheme (NGS) - благотворительного общества, известного своим изданием Yellow Book. Этот ежегодный справочник содержит информацию о 3700 (главным образом частных) садах, открытых для посещения. Пламптре отдают свой голос тысячи лучших садовников страны - в 2012 году будет праздноваться 85-тилетний юбилей NGS.

27. Бледдин и Сью Винн-Джонс (Bleddyn & Sue Wynn-Jones)

Владельцы Crüg Farm Plants, известного питомника Соединенного Королевства, супруги Винн-Джонс известны своей страстью к путешествиям (в последнее время Корея и Япония) в поисках новых растений, без которых они домой не возвращаются. Супруги называют свой питомник Меккой для садовых энтузиастов - и это действительно так!

28. Энн Вэйхэм (Anne Wareham)

Книга "Садовник, не привыкший сражаться" (The Bad Tempered Gardener, 2011 год) - истинная панацея от скуки и заурядности в садовом дизайне.


Являясь главной движущей силой проекта thinkingardens.co.uk, Вэехэм вызвала настоящую бурю своими нападками на сад Сэра Роя Стронга The Laskett (о Рое Стронге мы рассказывали выше). У Энн есть и свой собственный, экспериментальный сад The Veddw в Уэльсе.

29. Джеймс Хитчмоу и Найджел Даннетт (James Hitchmough & Nigel Dunnett)

Не будучи широко известной в кругу садовников, эта семейная пара ученых академиков взлетела в списке наиболее влиятельных дизайнеров 2012 года благодаря своей работе в Олимпийском Парке, в восточной части Лондона. Растения их "Школы Шеффилд" (Sheffield School) в основной своей массе - многолетники и однолетники, которые с успехом используются как в корпоративных и муниципальных, так и в городских, парковых посадках.

30. Тим Ричардсон (Tim Richardson)

Обычно, он никогда не упоминает свое имя… Автор статьи, которую вы читаете достаточно влиятелен: журналист, критик, автор 10 книг, директор фестиваля Chelsea Fringe (Окраина Челси, событие 2012 года), член совета Общества Истории Садов, член Национального Садового Фонда, лектор Оксфодрского Университета (ведущий курса по истории сада).



Из семи чудес света древнего мира живыми и невредимыми до нас дошли только пирамиды. Надо восполнить этот пробел и выбрать новые чудеса взамен старых, как считаете? мы с вами выбирали в прошлый раз, давайте переключимся на сады. Висячие сады Семирамиды, созданные деспотом Навуходоносором, находились в Вавилоне, и они были посвящены ассирийской царице. Сады, представленные в обзоре, не были созданы во имя любви, но поспорить за звание чуда света вполне могут.

1. The Abraham Lincoln Memorial Garden(Спрингфилд, Иллинойс, США)



Наверняка Барт Симпсон не раз прогуливал уроки в саду-мемориале шестнадцатому президенту США. Открытие сада произошло в 1936-м году благодаря миссис Хэррит Кнадсон(Harriet Knudson). Все растения, которые вы найдете в этом саду, можно встретить в трех штатах, где жил Линкольн: Кентукки, Иллинойс и Индиана. А дизайнером сада стала Дженс Дженсен(Jens Jensen), лучший ландшафтный дизайнер в Америке. Площадь для сада была выкуплена на берегу Спрингфилдовского озера и составила около 63-х акров.
Сегодня сад занимает площадь более сотни акров. Благодаря сотрудничеству с правительством Спрингфилда и департаменту Иллинойса в саду появилась парковка для автомобилей, уборные и всевозможные удобства для инвалидов.




Сады Boboli Gardens во Флоренции - самые красивые сады во всей Италии, полные статуй, фонтанов и амфитеатров, и находящиеся на верху холма, с которого открывается живописный вид на всю Флоренцию. Сады Boboli были созданы после того, как семья Медичи переехала в дворец Pitty в 1550-м году.



Начинаются они с Амфитеатра и античного обелиска позади дворца, а слева от дворца находится La Grotta Grande(Большая пещера) с «Четырьмя заключенными», которые создал Микеланджело прямо в стенах этой пещеры.
Сады спускаются вниз с холма к небольшому искусственному озеру с островом посередине. Вокруг него находится множество статуй и клумб. И скамеек, если вы устанете от длинной прогулки по саду. А она будет очень длинной, если вы решите осмотреть все.




Главный ботанический сад Бухареста сейчас носит имя их создателя Димитрия Брандза(Dimitrie Brandza). Площадь садов составляет 17,5 гектаров, включая 4 тысячи квадратных метров, отведенных зеленым домам. Что интересно, первый ботанический сад Бухареста был основан в 1860-м году, но совсем в другом месте - рядом с факультетом медицины Каролем Давилой(Carol Davila), однако позже, в 1884-м году, эти сады были перемещены на их нынешнее место бельгийским ландшафтным дизайнером Димитрием Барандзой, и их открытие состоялось уже в 1891-м.



Во время первой и второй мировых войн сады подвергались бомбардировкам, причем как со стороны немецких, так и со стороны американо-английских войск. Но каждый раз румынские садовники воссоздавали их вновь.
Сейчас на территории действует ботанический музей, где находится более тысячи редчайших растений.




Сады Yuyuan были открыты в 1577-м году государственным служащим династии Мин, которого звали Пэн Юньдуань(Pan Yunduan). «Yu» в китайском языке означает расслабление и удовлетворение, а сады были построены для родителей Пэна, чтобы они наслаждались временем, проведенным вместе в преклонном возрасте.



Спустя более чем четыреста лет сады очень изменились. Во время правления династии Мин это был просто садик для родителей, а в 1760-м году его купили богатые меценаты, которые потратили 20 лет на восстановление зданий. Сады были разрушены во время Опиумной войны в 19-м веке, и лишь в 1956-м году их решили отреставрировать. Новые сады Yu были открыты в сентябре 1961-го года и занимают 20 тысяч квадратных метров. Хотя эта цифра не передает того обилия павильонов, садов камней, водоемов и монастырей, которые есть в этом парке.



Сам сад делится на шесть частей - Зал Sansui, Палата Wanhua, Зал Dianchun, Зал Huijing, Зал Yuhua и Внутренний Сад, и каждый зал демонстрирует какую-то отдельную завершенную сцену.
Рассказ о парке может быть очень долгим - его история насчитывает немало интересных моментов, а содержимое заставит вас потратить несколько дней на осмотр.



Решение о создании садов Exbury принял небезызвестный Лионель Натан Ротшильд. Его влияния и средств хватило, чтобы начать строительство одного из самых чудесных садов не только в Англии, но и во всем мире.
Он купил деревушку Exbury Estate в 1919-м году, которая, по описанию бывшего владельца этой деревни, была настоящим раем на земле. В самом деле, благоприятный теплый климат и кислая почва были идеальны для выращивания рододендронов, которые так любил Ротшильд.



Сегодня сады занимают площадь в 200 акров(80 гектаров), на которых расположена всемирно известная Ротшильдская коллекция рододендронов, азалий, камелий и редких деревьев и растений. Сад красив во все времена года, но сезон для посетителей открывается лишь 8-го марта. Именно тогда откроются ворота для всех гостей, которые смогут поблуждать по многочисленным тропинкам или возьмут 20-минутную обзорную экскурсию на местной железной дороге. А особо любопытные заберутся в самую чащобу, невзирая на клопов, и именно им откроется вся красота этих чудесных садов.



Сады Клода Моне, известного французского художника, делятся на две части: сад цветов, который находится перед домом, и Японский водный сад, который находится на другой стороне дороги. Эти части контрастируют и отлично дополняют друг друга.
Когда Клод Моне переехал с семьей в Живерни в 1883-м году, кусок земли между дорогой и домом был засажен орхидеями, которые упирались в высокие каменные стены. Вскоре на этом месте(около одного гектара площадью) Моне создал чудеснейший парк, полный красок, симметрии и перспективы.



Конечно, у парка были и тяжелые времена, когда Моне умер в 1926-м году; дом оказался заброшен, и лишь в 1977-м Херальд Ван ден Кемп решил восстановить былое великолепие парка. Ему и его коллегам понадобилось десять лет, чтобы сад снова засиял своими красками. К сожалению, японский мост, построенный одним из местных мастеров, оказался разрушен настолько, что его пришлось перестраивать заново. Но большинство из того, что делал Моне, удалось оставить в первозданном виде.



Сейчас парк ежегодно посещают более полумиллиона человек за те семь месяцев, что сад открыт для всеобщего просмотра. Но только для пеших прогулок - пикники и выгул собак запрещены. Слишком дорого далось восстановление этого великолепного места.



Национальный ботанический сад Kirstenbosch всемирно известен своей красотой и разнообразием южноафриканской флоры. Расположен он на восточном склоне горы Table. В этом саду вы найдете только южноафриканскую флору и никакую больше. Сад располагается на 528-ми гектарах, большую часть которых занимают естественные леса и поля. Лишь малая часть (36 гектар) занимает окультуренная площадь, на которой представлены все остальные южноафриканские растения, в основном из северной части страны.



Парк был открыт в 1913-м году, и с тех пор никакие войны и катастрофы не прерывали его работу. 365 дней в году, с восьми утра и до семи вечера(или до шести вечера с апреля по август) он открыт для посетителей.
Идеальное место для любителей экзотических растений - ведь другой такой коллекции африканских растений, собранной в одном месте, вы просто не найдете.




Там, где сегодня располагается парк, в пятнадцатом веке были охотничьи зоны. Пряные травы для кухни замка Якоба Ван Бейерена тоже собирали здесь. Отсюда появилось название Keukenhof (Keuken c голландского - кухня).
После смерти барона Якоба Ван Бейерена(Jacoba van Beieren) парк Keukenhof был отдан богатым торговым семьям. Барон и баронесса Ван Паландт пригласили знаменитых ландшафтных дизайнеров J.D. и L.F. Zocher, которые проектировали Амстердамский «Vondelpark», чтобы те создали сады вокруг замка. Дизайн в Английском стиле, созданный этими архитекторами, и стал основой будущего парка Keukenhof.



Сейчас парк принадлежит большой корпорации. По инициативе мэра Лиссе в 1949-м году в саду Keukenhof собралась первая цветочная выставка, которая собрала ведущих флористов, экспертов и садовников со всей Голландии. С тех пор выставка проводится ежегодно и привлекает посетителей со всех континентов.



В противовес прошлому парку, этот открыт всего лишь с 20-го марта по 18-е мая. Поэтому его посещение стоит спланировать заранее.



Всемирно известные сады «Мирабель» протянуты с севера на юг, рядом с крепостью «Hohensalzburg Fortress» и собором «Salzburger Dom Cathedral». Оригинальные сады, находившиеся на этом месте, были переделаны согласно планам Johann Bernhard Fischer von Erlach под руководством архиепискова Йохана Эрнста Туна в 1689-м году. А через несколько десятилетий, в 1730-м году они снова подверглись реконструкции и стали, как многие считают, одними из самых причудливых и красивых садов Европы. В 19-м веке произошли последние изменения в облике садов - некоторые их части, такие как карликовый сад «Zwergerlgarten», несколько галерей перед площадью «Мирабель» и так называемая «Sala terena», были разрушены.



Старейшая часть парка называется «Grand Parterre», если вы войдете в нее со стороны Markartplatz (места, где жил Моцарт и родился Доплер), вы увидите внутреннюю и внешнюю балюстраду, на которой изображены два фехотвальщика конца 17-го столетия. Кроме того, на балюстраде вы увидите статуи римских богов, сделанные в 1689-м году: Дианы, Флоры, Минервы, Помоны, Венеры, Юнону, Хроноса, Марса, Геркулеса, Гермеса и других - выполненные скульптором В. van Opstal.




Версаль - одна из главных достопримечательностей Парижа, наряду с Эйфелевой башней и Лувром. Луи Четырнадцатый, желая отдохнуть от городской жизни, велел построить себе дворец, где он смог бы расположиться и разместить правительство. Строительство началось в 1664-м году и продолжалось вплоть до самой смерти Луи. Но нас больше интересует не сам дворец, а те сады, которые были посажены вокруг него.



Парк вокруг Версаля - один из крупнейших образцов английских садов в Европе, спроектированный Andre Le Notre. Le Notre изменил оригинальные сады, расширив их и придав им открытости и масштаба, построив их вокруг центральной оси Великого Канала. Множество фонтанов, расположенных в садах, изображают различные истории. Фонтан Latona символизирует Метморфозы Овидия, а Фонтан Апполона говорит о режими Луи Четырнадцатого, Короля-солнца.
Сады упираются в плотные леса, которые были охотничьими угодьями Короля.