Артикуляционная гимнастика. Почему это важно? Упражнения для рта и щек - упражнения для укрепления круговой мышцы рта и щечной области

Во всех упражнениях исходное положение - сидя на кровати по-турецки, плечи опущены, спина прямая.

Упражнение 1. Втягивайте губы трубочкой, надувайте щеки и перемещайте воздух попеременно из одной щеки в другую. При этом произносите гласные «о», «а», «у». Повторите упражнение 3-4 раза.


Упражнение 2. Сделайте вдох через нос, выдох через рот. При этом губы должны быть расслаблены. Затем повторите упражнение, но только вытянув губы трубочкой, как в поцелуе. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 3. Вдохните через рот сквозь сжатые зубы и задержите дыхание. Выдохните через левый угол рта, а затем через правый. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 4. Сожмите губы, но не поджимайте их. Напрягите уголки рта, будто засасываете два кусочка лимона к задним зубам. Зубы не сжимайте. Попробуйте приподнять уголки рта в едва заметной улыбке. Теперь, наоборот, слегка опустите. Подвигайте пальцы в уголках рта крохотными пульсирующими движениями вверх-вниз до счета 30. Расслабьтесь.

Упражнение 5. Сожмите губы (но не поджимайте), зубы не стискивайте. Постукивайте указательным пальцем по середине губ. Медленно отнимайте палец от губ (но не до конца), пока не почувствуете жжение. После этого делайте пальцем быстрое пульсирующее движение вверх-вниз до счета 30. Расслабьтесь.

Эффект: исчезает возрастная «печальная маска» - опущение губ; увеличиваются губы и убираются морщинки вокруг них.

Упражнения для рта - комплекс упражнений "между делом"

Данный комплекс упражнений для укрепления круговой мышцы рта особенно рекомендуется для офисных работников

Во всех упражнениях исходное положение - сидя, упор спиной в спинку стула, руки расслабленно лежат на коленях.

Упражнение 1. Расширив ноздри, глубоко вдохните через нос, надуйте щеки и с силой толчками выдыхайте воздух через сомкнутые губы. Повторяйте это упражнение 3-4 раза.


Упражнение 2. Произносите звуки «а», «и», «у», «о», «ы», повторяя их 5-6 раз.

Упражнение 3. Сделайте вдох через нос, пытаясь вытянуть губы вперед трубочкой. Тремя пальцами удерживайте уголки рта. Спокойный выдох через рот. Выполните упражнение 4 раза. Движение должно быть энергичным.

Упражнение 4. Медленно открывайте и закрывайте рот, задерживаясь в положении с открытым ртом.


Упражнение 5. Приоткройте рот наполовину, втяните губы внутрь. Напрягитесь и задержите положение на несколько секунд, затем расслабьтесь и повторите все это 5 раз.

Упражнение 6. Поднимайте каждый угол рта отдельно, затем вместе.

Упражнение 7. Сжав губы, заверните их внутрь, пока они не исчезнут.

Упражнение 8. Поочередно опускайте углы губ, удерживая это положение несколько секунд.

Упражнение 9. Указательные пальцы поместите на углы рта и попытайтесь улыбнуться. Пальцами создавайте напряжение. Затем расслабьтесь. Повторите 20 раз.

Упражнение 10. Опускайте оба угла губ вместе, удерживая это положение несколько секунд.

Упражнение 11. Поднимайте правую сторону губ вверх, затем опускайте вниз; то же - левой стороной.


Упражнение 12. Двигайте обеими сторонами губ вверх и вниз.

Упражнение 13. Поместите пальцы рук над губами и начинайте постепенно их сводить вместе. Пространство между ними должно потеплеть и стать мягче. Медленно расслабьте мышцы рта.

Эффект: укрепление всех мышц вокруг рта, расправление вертикальных складок у рта, разглаживание морщин на верхней губе.

Упражнения для щек - комплекс упражнений "утренний"

Этот комплекс упражнений для щек выполняется сразу после пробуждения.

При выполнении этих упражнений исходное положение - сидя на кровати по-турецки, плечи опущены, спина прямая.

Упражнение 1. Спокойно и глубоко вдохните через нос - крылья носа напрягаются. Медленно, равномерно до конца выдохните через рот 2-3 раза с интервалом 3-4 с.

Упражнение 2. Глубоко вдохните через нос. Задержите дыхание - внутренние мышцы лица напрягаются, к лицу приливает кровь. Не вдыхая, при сомкнутых губах, надувайте щеки. Через 2-3 с с силой и напряжением толчками выпустите воздух через рот. Повторите 2-3 раза.

Упражнение 3. Глубоко вдохните через нос, одновременно втягивая щеки. После небольшой, на секунду, задержки дыхания сделайте выдох через рот (медленный, равномерный) при слегка сомкнутых губах, щеки надуты. Повто¬рите 2 раза.

Упражнение 4. Наберите воздух в рот и «покатайте шарик» вверх, вниз, вправо, влево.


Упражнение 5. Прижмите указательные пальцы к верхней части щек. Откройте рот и медленно раздвиньте губы так, чтобы они образовали овал. Улыбнитесь и почувствуйте, как напрягаются мышцы под пальцами. Повторите 10 раз.

Упражнение 6. Сожмите губы и надуйте щеки. Приложите пальцы к щекам и нажмите, держа губы сомкнутыми и не выпуская воздух. Сосчитайте до 10, затем расслабьтесь и повторите упражнение 10 раз. Постепенно доведите счет до 30.

Упражнение 7. Левой рукой захватите правую щеку таким образом, чтобы большой палец попадал на внутреннюю со стороны рта часть щеки, а остальные плотно прилегали к коже, идущей от крыльев носа к уголкам губ. Вдыхая через нос, попытайтесь улыбнуться. Мышцы щеки сократятся, а пальцы рук будут им противодействовать. Во время отдыха пальцы разжимаются. Сделайте по 2 раза для правой и левой сторон.

Упражнение 8. Надуйте левую щеку и выдохните через левый уголок рта. Затем надуйте правую щеку и выдыхайте через правый уголок рта. Повторите 3-4 раза.

Упражнение 9. Правой рукой фиксируйте левую половину шеи. Три пальца левой руки - на левом углу рта. Делайте вдох через рот, сокращенные мышцы оттягивают вниз левый угол рта, рука удерживает его на месте. Во время выдоха мышцы расслабляются.

Упражнение 10. Представьте две точки: одну посередине верхней, другую посередине нижней губы. Откройте рот и растягивайте обе точки так, чтобы образовался правильный овал (верхняя губа при этом прижата к зубам). Пальцы поместите, не надавливая, на верхнюю часть щек. Удерживая «овал», улыбнитесь уголками рта. Теперь опустите уголки. Быстро повторите.

Упражнение 11. Откройте рот и закатите нижнюю губу внутрь, устроив ее на нижних зубах. Оттяните уголки рта к задним зубам и плотно закатите их внутрь рта. Верхняя губа прижата к зубам. Указательный палец - на подбородке, чтобы обеспечить легкое сопротивление. Открывайте и закрывайте челюсть медленным черпающим движением. Выдвигайте подбородок на 1 см после каждого движения. Когда подбородок будет смотреть в потолок, задержитесь и сосчитайте до 30. Расслабьтесь.

Упражнение 12. Выдвиньте нижнюю губу вперед как можно дальше. Затем резко втяните ее внутрь и накройте ее напряженной верхней губой. При правильном выполнении вы ощутите напряжение мышц в области щек.


Упражнение 13. Попробуйте мигнуть одним глазом, не закрывая его. Вы должны почувствовать, как приподнимаются мышцы щек. Повторите 10 раз, а затем сделайте то же с другой щекой.

Эффект: укрепляются мышцы щек и шеи, поднимается обвисшая кожа щек, исчезает эффект «запавших» глаз, улучшается овал лица.

Содержание:

Что и для чего нужны упражнения на артикуляцию?

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует артикуляционная гимнастика.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься упражнениями на артикуляцию как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика в картинках поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей

  1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

  2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз.

  3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.

  4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

  5. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть не напрягаемыми.

  6. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.

  7. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.

  8. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным

  9. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление. Для это лучше проводить ее эмоционально, в игровой форме.

  10. Упражнения выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  11. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

  12. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Как организовать ее проведение?

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Приступаем к занятиям!

Упражнения для губ

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны (можно без помощи рук =))

2. Хоботок (Трубочка)


Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.

3. Улыбка (Заборчик)

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

4. Бублик (Рупор)


Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок
Чередование положений губ.

6. Кролик
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

7. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

8. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

9. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

10. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

11. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

12. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

13. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

14. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Для щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка

Статические:

1. Птенчики
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало)

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится)

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические:

1. Часики (Маятник)

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку)

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

7. Лошадка
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы
На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Сердитый лев
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. Силач
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

10. Дразнилки
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).

13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

14. Произнесите пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:
Мал, да удал.
Два сапога — пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Подражать:
— стону,
— мычанию,
— свисту.

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления.

Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «P»

1. Чьи зубы чище?

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!

2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

4. Вкусное варенье

Внимание!

5. Индюк
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!

2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

6. Барабанщики
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Выработка правильного произношения звука «Л»

Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Внимание!

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).

Внимание!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «л» с гласными «а»,»ы», «о», «у».

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. Лошадка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7. Лошадка едет тихо

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука « «.

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

8. Дует ветерок
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Внимание!
Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения
шипящих звуков («Ш», «Ж», «Щ», «Ч»)

1. Наказать непослушный язычок
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. Сделать язык широким
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. Приклей конфетку
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

4. Грибок
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Внимание!
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

6. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

7. Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание!
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8. Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям мы предлагаем нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык — «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10 — 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»).



Эффект

Это упражнение помогает поднять вверх опустившиеся из-за ослабления мышц уголки рта, придающие лицу хмурое и недовольное выражение.

Описание

Откройте рот, растянув губы так, словно вы собираетесь произнести букву «э». Прижмите подушечками указательных пальцев уголки глаз, а подушечками больших пальцев – кожу около уголков рта.
Медленно вдохните и выдохните, «промывая» энергией область рта.
Поднимите вверх уголки рта и задержите их в этом положении на 5-6 секунд.

Уберите руки, полностью расслабьте лицевые мышцы и выполните 3 расслабляющих проглаживания лица

Повторите цикл напряжение-расслабление - 3 расслабляющих проглаживания столько раз, сколько это необходимо.

Примечание

Данный комплекс упражнений для укрепления круговой мышцы рта особенно рекомендуется для офисных работников.
Во всех упражнениях исходное положение - сидя, упор спиной в спинку стула, руки расслабленно лежат на коленях.
Упражнение 1. Расширив ноздри, глубоко вдохните через нос, надуйте щеки и с силой толчками выдыхайте воздух через сомкнутые губы. Повторяйте это упражнение 3-4 раза.
Упражнение 2. Произносите звуки «а», «и», «у», «о», «ы», повторяя их 5-6 раз.
Упражнение 3. Сделайте вдох через нос, пытаясь вытянуть губы вперед трубочкой. Тремя пальцами удерживайте уголки рта. Спокойный выдох через рот. Выполните упражнение 4 раза. Движение должно быть энергичным.
Упражнение 4. Медленно открывайте и закрывайте рот, задерживаясь в положении с открытым ртом.
Упражнение 5. Приоткройте рот наполовину, втяните губы внутрь. Напрягитесь и задержите положение на несколько секунд, затем расслабьтесь и повторите все это 5 раз.
Упражнение 6. Поднимайте каждый угол рта отдельно, затем вместе.
Упражнение 7. Сжав губы, заверните их внутрь, пока они не исчезнут.
Упражнение 8. Поочередно опускайте углы губ, удерживая это положение несколько секунд.
Упражнение 9. Указательные пальцы поместите на углы рта и попытайтесь улыбнуться. Пальцами создавайте напряжение. Затем расслабьтесь. Повторите 20 раз.
Упражнение 10. Опускайте оба угла губ вместе, удерживая это положение несколько секунд.
Упражнение 11. Поднимайте правую сторону губ вверх, затем опускайте вниз; то же - левой стороной.
Упражнение 12. Двигайте обеими сторонами губ вверх и вниз.
Упражнение 13. Поместите пальцы рук над губами и начинайте постепенно их сводить вместе.

Пространство между ними должно потеплеть и стать мягче. Медленно расслабьте мышцы рта.

Эффект: укрепление всех мышц вокруг рта, расправление вертикальных складок у рта, разглаживание морщин на верхней губе.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

Зачем нужна гимнастика

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
  • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
  • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
  • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
  • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
  • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Похожий материал:

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка» . Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек» . Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок» . Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики» . Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели» . Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка» . Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка» . Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик» . Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка» . Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик» . Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота» . Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Материал по теме:

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье» . Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка» . Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки» . Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши» . Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

«Замени звук» . Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

Как это было:

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

Лучше один раз посмотреть…

Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».

Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.

Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.
Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.

С ребенком младшего и среднего дошкольного возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи. Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения. В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2-3 упражнения.

Вот простые упражнения, которые вы с ребенком можете начать делать уже сейчас. А позже, когда дети усвоят эти упражнения, мы вместе с вами научим их более сложным упражнениям.

Обратите внимание, что некоторые упражнения имеют несколько названий, но способ выполнения и цель у них одна.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

1. «Бегемотик», «Окошко» или «Птенчик»

Цель: Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удер- живать губы и язык в заданном положении.

Как делать: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик язы-ка у передних зубов. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» - губы и язык примут нужное положение.

«Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

«Окошко»

Широко открыть рот - "жарко", закрыть рот - "холодно"

«Птенчик»

Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд. Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай -

Кушай, птенчик, не зевай!

2. «Улыбка», «Заборчик» или «Лягушка»

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передниезубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Как делать: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и ниж ние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

«Улыбка»

Улыбается щенок, зубки напоказ.

Я бы точно так же смог. Вот смотри. Сейчас.

«Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губки прямо к ушкам.

Улыбнулись губки

Вот и наши зубки.

«Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «иииии» скажи,

свой заборчик покажи.

3. «Хоботок» или «Дудочка»

Цель: Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Как делать: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком поло- жении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите емудотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто силь- нее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - игубы примут положение трубочки.

«Хоботок»

Хоботок слоненок тянет

И вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

«Дудочка»

Мои губы-трубочка-
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

4.«Хомячок» или «Шарик»

Предложите малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторите упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.

«Хомячок»

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

«Шарик»

Ребенок надувает щеки, затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение:

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

5. «Колечко»

как делать: Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесений звука О). Удержите губы в таком положении 2-5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.

Расскажите стихотворение:

Губки круглые сложи

и колечко покажи.

6. «Малыш плачет»

Как делать: Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА! », а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2-5 раз подряд.

7. «Веселый - грустный»

Цель: вырабатывать навык быстрого изменения положения губ.

Как делать: Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2-5 раз.

8. «Поцелуй»

Как делать: Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2-5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2-5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:

Губки в трубочку сложу я.

Потом маму поцелую.

9. «Рыбка»

Цель: подготовить губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б,

Как делать: Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Ротик открывает,

Что сказать, не знает!

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:

Рыбка ротик открывает -

Пузыри она пускает.

10. «Тигр»

Цель: развивать подвижность губ, подготавливать их к произнесению звуков О, Н. ,

Как делать: Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы. Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти, для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Злого тигра всякий знает

Тигр всех вокруг пугает.

11. Чередование«Хоботок» -«Улыбка» - «Бегемотик»

Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Как делать: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и по-втори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый вы-полняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Обратите внимание! Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.

Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.