Время противоречий. Петр I и его окружение в портретах. Тюменская областная научная библиотека имени дмитрия ивановича менделеева Книжная выставка о петре 1

С 17 декабря в Инженерном замке Русского музея представлена экспозиция «Петр I. Время и окружение». Выставка расположилась в парадном Георгиевском зале и является, пожалуй, одним из важнейших мероприятий культурно-исторического цикла «Сага о Романовых».

Впервые за почти три десятилетия Русский музей представляет столь масштабный проект, посвященный Петру Великому и людям его эпохи: окружению и семье первого императора, скрытым противникам и соратникам, государственным деятелям и современникам, не столь хорошо известным широкой общественности.

Личность самодержца, как и эпоха, им порожденная, не находят однозначного отражения ни в трудах историков, ни в воспоминаниях современников. Время Петра - период становления национальной культуры, переломный момент на границе XVII и XVIII веков. Корабль России решительно развернулся в сторону Европы, что стало решающим для развития и становления отечественного искусства и живописи. Светскость постепенно вытесняла традиционализм - религиозные сюжеты и условность изображения, им на смену приходили новые цвета и интерес к личности, характеру модели.

Экспозиция выставки включает в себя миниатюры, гравюры, костюмы и элементы декора петровского времени, архивные материалы и скульптуры, а также многочисленные портреты, так как этот жанр стал определяющим для начала XVIII века. Иван Никитин и Андрей Матвеев - первые отечественные портретисты творили именно в эпоху Петра. Портрет стал наибольшим достижением искусства первой четверти XVIIIвека, в нем наиболее остро и явно воплотилось новое видение ценности личности, потребности меняющегося государства. В работах мастеров портретного жанра ясно видится дух «обновленной эпохи».

Художники начала века постепенно преодолевают примитивизм парсуны - разновидности портретного жанра. Несмотря на статичность композиции и плоскость изображения, государственные деятели, сподвижники Петра и его современники, которых мы можем видеть на полотнах, исполнены решимости, целеустремленности и индивидуальности.

На выставке в Русском музее можно видеть действительные шедевры отечественного искусства петровской эпохи. Среди них известные изображения Петра I под авторством Никитина, в которых без прикрас видна личность первого российского императора. Работы западноевропейских мастеров, творивших по заказам императорского двора портреты членов семьи самодержца - Анны Петровны, Елизаветы Петровны, царевича Алексея.

Выставка «Петр I. Время и окружение» включила в себя полотна из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа и частных собраний, как отечественных, так и зарубежных, и может с уверенностью стать одним из самых значимых историко-культурных событий года.

Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Система»

Иллюстрации к тексту: Ольга Толстых

Сразу две книжных выставки представлены для читателей в Библиотеке Автограда. Юбилейная 8.

В зале литературы по искусству:

Нет, наверное, более противоречивой фигуры в русской истории, чем Петр Алексеевич Романов. В этом году исполняется 340 лет со дня рождения последнего русского царя «Всея Руси » из династии Романовых (1682 г.) и первого императора Всероссийского (1721 г) , решительно повернувшего развитие страны в сторону Европы. Еще при жизни, современники осознавали, насколько деятельность Петра не укладывалась в рамки представлений о монаршей особе.

Внешность: Петр отличался большим ростом 2 м 04 см, при этом небольшой размер ноги, примерно 38. Современники отмечали непропорционально маленькую голову, сравнительно узкие плечи. Вопреки многочисленным портретам - стригся наголо. Практически никогда не носил лат и кирас, как его любили изображать на парадных портретах.

Образование: Отличали Петра неуемная жажда нового во всех сферах человеческой деятельности. Формально, Петр учился четыре года. Учился письму, чтению, арифметике. Образование Петра - это плод практических занятий и самообразования, До конца жизни, у Петра Алексеевича, были проблемы с грамотным письмом. Правда, во времена Петра не было выдающихся знатоков орфографии и пунктуации. Это как раз заслуга самого Петра в развитии массового образования в среде дворянства, купечества и других сословий.

Хобби: Если бы приблизительно рассмотреть те нововведения и реформы, которые провел Петр – можно сразу определить, что Петр не отделял хобби от государственных дел. Он любил военное дело, кораблестроение и кораблевождение, стрельбу из орудий и пуск фейерверков, резьбу на токарном станке, черчение карт. Были, среди любимых занятий, и увлечение «зеленым змием», игра в карты, любование живописью, вырывание больных и здоровых зубов у придворных…

Характер: Петра отличала огромная сила воли и стремление подчинить этой воле пространство, людей и природные силы… Правда такие претензии известны в истории. Вспомним персидского царя Кира, высекшего непокорное море. Характер Петра - это сочетание личностного эгоизма и служения идеалу, стране. Причем служения, беззаветного, невзирая на жертвы

Степень сравнения: Петр был государем, с которым не выдерживают сравнения венценосцы ни до него не после. Соответственно и отношение к личности, деяниям и поступкам – диаметрально противоположные у историков, политиков, анархистов и монархистов. Тут, шкала: от «антихриста» до «

Самодержавною рукой, Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А.С. Пушкин Из стихотворения «Стансы» (1826)

9 июня (30 мая) 2012 года исполняется 340 лет со дня рождения Пeтра Первого – русского царя, первого российского императора, выдающегося государственного деятеля, дипломата и полководца.

Петр Первый – ключевая фигура отечественной истории, вся деятельность которого связана с реформами России.

Родился Петр в 1672 году в Москве. Физически крепкий, активный, любознательный, Петр Алексеевич освоил при участии дворцовых мастеров оружейное, столярное, кузнечное, часовое, типографское ремесла. Большое влияние на формирование его увлечений и интересов оказали иностранцы (Я.В. Брюс, П.И. Гордон, Ф.Я. Лефорт) – поначалу учителя в различных областях, а в дальнейшем – его сподвижники. Царь Алексей Михайлович возлагал на своего младшего сына Петра большие надежды.

Во время своего царствования Пётр I проявил глубокое понимание государственных задач, стоявших перед Россией, и провёл крупные реформы, направленные на преодоление отставания России от Европы. Проведенные им преобразования сделали Россию сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав, превратили в величайшее государство мира.

«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы», – говорил сам Петр.

По воспоминаниям современников и оценке историков, император, как многие умные, волевые, решительные, талантливые люди, не жалеющие своих сил во имя заветной цели, был строг не только к себе, но и к другим. Порой царь Петр был жесток и безжалостен, не считался с интересами и жизнью тех, кто был слабее его. Энергичный, целеустремленный, жадный до новых знаний, царь Петр Великий при всей своей противоречивости, вошел в историю императором, сумевшим кардинально изменить облик России и ход истории на долгие века.

Август Стриндберг так охарактеризовал Петра: «Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу - его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась».

К юбилейной дате сотрудниками читального зала гуманитарных наук подготовлена книжно-иллюстративная выставка «Могучий властелин судьбы». На витринах выставки представлена литература, посвященная жизни и деятельности Петра I, уникальные дореволюционные издания из отдела редких книг нашей библиотеки. На выставке также можно познакомиться с художественными произведениями различных авторов, героем которых является Петр Великий. Отдельная подборка выставки озаглавлена «Петра творенье» и посвящена Санкт-Петербургу.

Приглашаем ознакомиться с выставкой в часы работы библиотеки с 1 по 30 июня по адресу: ул. К. Маркса, 14, 2 этаж.

Выставка, проходящая в рамках проекта «Сага о Романовых», посвящена эпохе, решающей для становления национальной культуры Нового времени и связанной с возникновением и развитием русской школы живописи. Именно на Петровскую эпоху приходится расцвет творчества первых отечественных живописцев Ивана Никитина и Андрея Матвеева, а также выдающихся мастеров «россики» Георга Гзеля, Луи Каравака, Иоганна Таннауэра и других художников.

Наиболее распространенным в живописи Петровского времени был портретный жанр. Благодаря деятельности русских и зарубежных мастеров была выработана многообразная и развитая иконография государевой семьи, соратников и сподвижников Петра Великого. Ни в один из последующих периодов развития русского искусства живописный портрет не свидетельствовал о времени и его героях с такой силой и глубиной, без приукрашивания и идеализации.

В экспозицию вошли подлинные шедевры отечественного искусства той эпохи (в их числе - «Петр Первый на смертном одре» и «Портрет барона С. Г. Строганова» И.Никитина, «Портрет дочерей Петра I Анны Петровны и Елизаветы Петровны» Л.Каравака,) и другие произведения из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, петербургских и московских пригородов, а также из зарубежных музеев и частных собраний.

Генеральный партнер выставки - Благотворительный фонд "Система"