Борьба за внимание аудитории. Как удерживать интерес слушателей с первой и до последней минуты вебинара? Как привлечь внимание аудитории во время речи

Когда люди готовятся к выступлению, их чаще всего беспокоят две вещи: как заинтересовать аудиторию и как перестать бояться. И то и другое решаемо.

Вы сможете покорить публику с первых минут, если будете готовы к выступлению и… будете говорить о том, в чём являетесь экспертом. Всегда очень хорошо видно, когда спикер "плавает" в теме и не уверен в том, о чём говорит. Поэтому, говорите только то, что знаете и что уже принесло успех вам или вашим клиентам. Опять же готовиться к выступлению станет гораздо проще, ведь вы очень хорошо знакомы с темой.

При этом важно соблюсти некоторые требования и правила, чтобы ваша презентация имела логичную композицию. Чтобы люди в аудитории воспринимали её нормально без сопротивления и противостояния. Чтобы презентация ложилась хорошо и у людей остались хорошие впечатления после вашего публичного выступления.

Поэтому проработайте основные моменты До выступления. Ведь до выступления происходит всё самое главное, если вы подготовились правильно, то вы гарантированно заинтересуете людей.

  • Определите тему и цель выступления. Что хотите донести своим выступлением? Для чего выступаете? Чего хотите достичь? Что хотите, чтобы произошло в итоге выступления? Что должно произойти с аудиторией или что она должна сделать?

Если цель поставлена правильно, то по действиям аудитории вы поймёте, достигнута ли цель. Например, если вы собираетесь провести презентацию товара или идеи — ваша цель продать товар или идею, чтобы их захотели, купили, внедрили, выделили деньги на реализацию и т.п.

  • Учтите аудиторию. Посмотрите на то, кто будет находиться в аудитории, перед кем вы будете выступать — мужчины, женщины, возрастная категория. Будут это профессионалы, которым придётся подтвердить и свой профессионализм. Или начинающие специалисты, которым нужно все детально рассказывать. Исходя из этого — сможете решить, чем будете наполнять свою презентацию, как должны выглядеть и какие элементы обязательно должны присутствовать.
  • Учтите время презентации. Разделите всё время выступления на несколько частей. В начале — вступление и представление, когда вы оговариваете правила и договариваетесь с аудиторией, рассказываете, что будет происходить, задаёте цель мероприятия. Потом основная часть, а в конце вам будет нужно время, чтобы успеть ответить на вопросы, сделать привязку к будущим контактам, призвать к действиям, оставить свои координаты и собрать отзывы.
  • Составьте план выступления. Разделите основную часть на 3 этапа .
  1. Открытие позволяет собрать внимание аудитории. Поэтому не начинайте сразу говорить, а для начала выдержите паузу, окиньте всех взглядом и только потом начинайте говорить. Все должны понять, что именно вы будете сейчас выступать. После этого представьтесь, почему вы здесь, почему именно вы (ваши регалии, достоинства) проводите презентацию и почему это важно. Потом поставьте перед людьми в аудитории задачу, т.е. скажите, для чего они здесь сегодня собрались. Например, "Для того, чтобы вы приняли решение купить этот товар, я сейчас проведу вам презентацию ". "Для того, чтобы вы приняли решение внедрить этот проект, реализовать эту идею, я… " Эта часть напрямую связана с целью выступления.
  2. Основная часть должна содержать не больше 3-5 блоков. Это основные ключевые точки — моменты, вокруг которых будет построена всё выступление, речь, презентация. Такие блоки уже во время выступления удобно выносить на флип-чарт, чтобы можно было периодически к ним возвращаться. Они же лягут в основу слайд-шоу, если таковое вы собираетесь использовать. Для того, чтобы определить эти блоки, ответьте себе на несколько вопросов. Что должно произойти во время выступления? О чём никак нельзя забыть? На чём обязательно нужно сделать акцент? На какие основные возражения и вопросы важно ответить, даже на те, которые не зададут? Что обязательно нужно сказать? О чем точно не нужно говорить? Ведь есть моменты, которые лучше не освещать, чтобы это не помешало достичь цели вашего выступления.
  3. Закрытие — это обзор пройденного материала, когда удобно ответить на вопросы, которые собрали за время презентации. Договоритесь об этом заранее, чтобы вопросы вам задавали в письменном виде. Это позволит не прерываться и ответить на вопросы в конце, или не ответить на те, на которые вы не хотите отвечать.

Также именно здесь происходит подстройка к будущим контактам, когда вы говорите, куда людям можно обратиться, т.е. даёте телефон, ФИО человека, адрес — чтобы люди смогли реализовать то, о чём вы сегодня рассказывали.

Подготовка даёт очень многое — уверенность в своих силах, опору и возможности. И всё же это лишь теоретическая часть выступления.

Чтобы заинтересовать и потом удержать этот интерес у аудитории очень важно уделить внимание телу или скорее тому, как оно будет вести себя во время выступления. Глаза, руки, ноги — беспорядочные телодвижения часто мешают выступающему, а могли бы гарантировать успех. Также нужно уметь работать с голосом, создавать определённую динамику выступления, дополняя его историями, движениями и примерами.

Поэтому, если Вы хотите перейти от теории и научиться выступать на практике, узнать, какие слова и движения вызывают интерес у разных групп людей и освоить алгоритм построения беспроигрышной презентации, то пройдите тренинг "Мастерство презентаций и публичных выступлений" .

Многие лекторы имеют превосходные ораторские способности, которые позволяют им прекрасно удерживать внимание аудитории. Однако случаются ситуации, когда нам нужно выступать с докладом перед большой аудиторией. Понятно, что страх перед публичным выступлением может убить все наши старания и подготовку. Так что каждому выступающему необходимо знать основные приемы овладения вниманием всей аудитории и верить в свои силы.

Итак, в первую очередь надо создать первоначальное впечатление оратора. Это можно сделать путем непосредственного обращения к слушателю. Не нужно придумывать сложное и заумное обращение. Вы будете лучше восприниматься, если оно будет более простым и понятным.

Выступление должно отвечать таким требованиям:

  • Содержательность. Информация должна быть интересной слушателям, иметь для них определенную ценность. Важно также необычное объяснение уже известных фактов или же разбор ранее неизвестного.
  • Подача материала должна быть максимально доступной. Всегда надо учитывать культурный и образовательный уровень слушателей.
  • Все события надо описывать захватывающе, затрагивая эмоции и интересы слушателей, удерживая внимание аудитории и подогревая интересы слушателей.
  • Манера изложения материала должна быть непринужденной

На манеру изложения влияет следующее:

  • жесты (они должны «идти от сердца», спокойная и уместная жестикуляция усиливает значимость сказанного);
  • почти все жесты надо производить выше пояса;
  • локти надо располагать свободно;
  • жестикулировать надо двумя руками.

Как удержать внимание аудитории при научных выступлениях?

Внимание легко удержать, если рассказываешь о чем-то интересном? Но как же быть, если предстоит научных доклад, полный сухих фактов, цифр? Оратору нужно говорить убедительно и эмоционально. Все это удержит внимание слушателей на той или иной проблеме. Надо делать уместные паузы, достаточные для того, чтобы осмыслить сказанное или дать возможность слушателям задать вопрос. Очень важно донести слушателям основную идею сказанного. При объяснении тех или иных научных терминов, важно уметь приводить наглядные и понятные примеры. Для этого можно эмоционально и наглядно показать какой-либо факт, использовать повторы, цитирование (обращение на авторитетные источники).

Великий оратор Демосфен не был сразу же таким. В свое первое выступление на людях он претерпел крах. Публика освистала его и забросала разными предметами. Оратор заикался, шепелявил. Но он не стал останавливаться на этом, а уединился и обрил свою голову, тренировался, набирая в рот мелких камешков, и декламировал наизусть стихи. Всего за несколько месяцев Демосфен избавился от дефектов речи и стал одним из самых известных ораторов древности. Это пример того, каких высот можно добиться только, если захотеть.

Снять напряженность и скуку при научном выступлении поможет уместный юмор. Однако им не надо злоупотреблять, особенно анекдотами, которые могут быть неправильно истолкованы. Многие ораторы используют различные поговорки, крылатые фразы и прочее. Они делают речь краше и помогают передать даже самый трудно воспринимаемый материал.

Избавиться от чувства неуверенности помогут наши .

Как обрести уверенность и удержать внимание аудитории при публичных выступлениях?

Перед выступлением, особенно если это впервые, каждый испытывает неловкость и волнение Порой бывает даже сложно удержать микрофон, так как руки дрожат, а заготовленные карточки со словами предательски могут выпасть.

Что может почувствовать при этом основная масса выступающих? Наверняка – свою неспособность противостоять слабостями, обиду на самого себя и горечь, что показал окружающим свой неуверенный профессионализм.

Но как спасти ситуацию? Оказывается, достаточно быть искренним! С самим собой, с окружающими людьми, со своими слушателями, прежде всего.

В ораторском искусстве очень важно любить свою аудиторию, своих слушателей. Но любить на самом деле, а не отыгрывать свою роль.

Следующий важный нюанс – искренность. Не стоит напыщенно уверять аудиторию, что вы – настоящий профессионал. Доказывайте это делами. Если вы переживаете и не можете справиться с волнением, не бойтесь признаться в этом слушателям. Они оценят вашу искренность и доверие к ним. И вам станет гораздо спокойней. Ведь вы открыли все карты, не нужно больше пытаться показаться уверенным в себе человеком. Можно сосредоточиться на самом выступлении!

И, наконец, верьте в себя! Это чувство обязательно появиться, если подготовите свой монолог заранее. Воспользуйтесь рекомендациями по тренировке устной речи от команды BrainApps и вам обеспечен успех при выступлении.

Хороший вариант репетиции – выступление перед зеркалом или родственниками. Таким образом, вы сможете заметить ошибки, что-то переделать или дописать.

Помните эти три важных правила и будьте успешными ораторами!

Если ваш бизнес хоть немного представлен в Интернете, у вас наверняка есть список рассылки или группа подписчиков. Это ― ваш бесценный актив, основа доходности и хорошего аппетита по вечерам. Но можете ли вы быть уверены, что эти подписчики будут покупать именно ваши товары и услуги, а не водить носом в сторону конкурентов? Люди ведь тянутся к тем, кому они доверяют, кого они знают и любят...

Но для паники нет причин: вот 5 проверенных способов заслужить такое доверие

1. Укрепляйте доверие, соответствуя ожиданиям других

Первый способ построить доверительные отношения с вашими подписчиками ― это последовательное поведение.

У каждого из нас есть друзья, через край полные замечательных идей. Такие люди немного похожи на сумасшедших: энергия не даёт им остановиться на одном месте. Каждый день они ищут новых впечатлений и стремглав бросаются от одной цели к другой. Для бизнеса это не очень-то хорошо. С такими друзьями может быть безумно весело, но надёжностью от них, прямо скажем, не веет. Мы предпочитаем людей, прямых как стрела в своих поступках. Доверие всегда растёт из предсказуемости.

2. Больше правды ― больше доверия

Следующая ступенька, ведущая в райское царство очарованных клиентов ― правдивость. Старайтесь никогда не обманывать: сегодня мало кто воспринимает утверждения на веру, чаще сразу перепроверяет в гугле 🙂 Кроме того, люди, узнавшие о чём-либо впервые, всё равно не поверят вам: первая реакция на что-то новое ― это почти всегда скепсис. Достоверность вырастает из подробных рассудительных объяснений. Убеждаете ― так не частите и не навешивайте собеседнику на уши лапшу.

3. Дайте клиенту качество, и вы получите ещё больше доверия

Еще один способ заполучить побольше доверия ― поднять качество своих услуг на максимальную высоту. Убедитесь, что ваши конкуренты в чём-либо отстают ― и наглядно продемонстрируйте свои преимущества клиентуре. В сочетании с двумя предыдущими ― правдивостью и последовательностью ― это железный способ завоевать доверие целевой аудитории.

4. Объективный обзор рынка ― проверенный путь к клиентскому доверию

Еще один путь укрепить доверие ― опубликовать экспертное мнение о популярном продукте. Но надо сохранять невозмутимость. Это не экстренная распродажа, цель которой ― продать гору уценённого барахла за 15 минут. Не торопитесь, сделайте объективный и рассудительный обзор, помогите людям выбрать действительно то, в чём они нуждаются. Доверие, завоёванное таким способом ― самое надёжное в долгосрочной перспективе. Только не уподобляйтесь пользователю, публикующему платный отзыв о вещи, которую он даже не держал в руках. Пара обличительных камментов ― и индекс доверия моментально утечёт в канализацию. 😉

5. Продемонстрируйте своё знакомство с влиятельными людьми!

Чтобы приобрести ещё немного доверия в дополнение к предыдущим четырём пунктам, нелишне показать, что в ваш ближний круг общения входит какая-нибудь известная персона. Весь секрет в том, чтобы не кричать об этом на всех углах, а упомянуть нужное имя всего один раз, точно рассчитав нужный момент, и быть при этом абсолютно естественным. Но здесь есть свой «подводный камень»: этот приём сработает только в том случае, если ваша аудитория также считает эту персону достойной восхищений и уважения. Убедитесь заранее, что вас поймут правильно!

С.Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно читать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного Предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей становится невозможным.

Именно поэтому встает проблема "образа оратора". Много пишут и говорят о "личности оратора", о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей.

Он может выступать и в роли лидера или трибуна, и в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.

В стратегии ораторского искусства начало выступления имеет чрезвычайно важно значение.

Так, Гораций, знаменитый римский поэт, высказал такую мудрую мысль: "Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину ".

Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет зря потеряно. В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Так, можно начать с яркого эпизода, нарисовать картину, дать афоризм, цитату, начать с парадокса. Однако несомненно, что они не являются характеристиками вступления. Образное описание ценно как в главной части, так и может успешно применяться в любой части речи.

Так, Аристотель в "Риторике", как бы предвидя современные споры, писал: "Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежит одинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех других частях скорее, чем в начале. Поэтому смешно помещать (это старание) в начале, когда все слушают с наибольшим вниманием ".

Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен увеличиваться, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным - с эффектным, поражающим воображение началом, и "серым" продолжением. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.

Выделим основные правила, с помощью которых можно привлечь внимание слушателей:

"разбудите" своих слушателей;

заинтересуйте слушателей, покажите с самого начала, что ваша речь не будет похожа ни на что из того, что они слышали ранее;

дайте понять, что те факты, которые вы собираетесь предложить, легко уяснимы и интересны.

С чего следует начать? Новички склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно подобная попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того, чтобы доставить ей удовольствие. Рассказы должны быть к месту, а не приводиться только лишь для того, чтобы их рассказать. Никогда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет ваших слушателей и раздражает их.

Не начинайте говорить сразу, как только подниметесь на трибуну. Вы хорошо сделаете, если обведете всех слушателей дружеским, но уверенным взглядом. Этот прием окидывания взглядом является первым возможным контактом оратора со слушателем. Первое позитивное впечатление, которое слушатели получат от вас, часто является решающим.

Некоторые ораторы начинают речь подчеркнуто тихо, для того чтобы заставить слушателей быть внимательными. В древности учителя ораторского мастерства рекомендовали даже произносить первые предложения как бы колеблясь и с мнимой неуверенностью, чтобы таким способом достичь напряжения и благодаря этому - сосредоточенности.

Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловитым.

Обращение к слушателю - это первый шаг к сближению с ним.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. В большинстве случаев используются нейтральные обращения, но они бесцветны. Обращение по возможности учитывает состав слушателей, например: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение используется необязательно в начале речи, его можно вставлять в любую ее часть. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Если отношения со слушателями стали более теплыми, то больше не требуется употреблять слишком дистанционированное обращение, однако оно должно быть без неуместной близости. Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни их недооценки, ни их переоценки.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее.

Нелегко одновременно говорить правильно по отношению как к специалистам, так и к дилетантам (слишком велика разница в образовании). К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Так, Гамильтон говорил: "Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают ".

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его. Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?

Поучителен анекдот о добропорядочном гражданине, который однажды захотел почитать умную книгу. И попала ему в руки книга И. Канта "Критика чистого разума". Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой:

"Дружище Кант, мне бы твои заботы!" Оратор тоже может оказаться в положении Канта.

Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

Но вот внимание слушателей завоевано. Как его удержать и усилить? Для этого существует довольно много средств. Кратко перечислим некоторые средства и их воздействие на слушателя.

Пример. Подробность. Сравнение. Важнейшее правило гласит: все абстрактное следует представлять наглядно, с помощью метких сравнений и примеров, а также образов и включаемых в речь коротких рассказов. Если уровень образного мышления слушателей низок, то речь должна быть особенно наглядной. Отыскивайте хорошие примеры и сравнения: они создают ясность, так как связаны с известным, а это известное служит мостиком, помогающим пониманию. Сравнение редко обладает доказательной силой. Однако благодаря наглядности, а часто и остроумию, оно охотно используется. Особенно хорошо запоминаются смешные сравнения.

Образ (метафора), образный ряд. Образ - особая форма сравнения. Конечно, образы не создаются искусственно. Они приходят, когда мы зорко наблюдаем жизнь - людей и предметы, и обдумываем их в образах. Яркий образ остается в памяти людей, а абстрактные рассуждения, как правило, не остаются. С помощью образов все можно представить нагляднее, но нельзя ничего доказать. Точный образ действенен, но следует избегать его искажения. От разрушения образа никто не застрахован. И если это случается, то вред для речи уже неустраним.

Короткие рассказы. Небольшие воспоминания о пережитом, вставленные в речь анекдоты, - все это разнообразит речь. Хорошо действуют подробности и прямая речь. Память слушателей долго удерживает увлекательное описание события.

Повтор. Он вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор ("Никто, абсолютно никто не имеет на это права!"); частичный повтор ("Я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз"); расширенный повтор:

Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: "Все ненавидят тебя, Пизо ". Он продолжает далее, детализируя: "Сенат ненавидит тебя... римские всадники не выносят твоего вида... римский народ желает твоей гибели - вся Италия проклинает тебя... "

Приведем еще один пример расширенного повтора:

"Пожалуйста, примите всерьез нашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение ".

Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая - усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился.

К расширенному повтору также относится разъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют. Приведем пример:

"Я попросил Иванова поискать необходимые документы; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести наконец необходимые документы..."

г Призыв (восклицание). Им охотно пользуются в речах, в которых необходимо выразить определенное мнение. Призыв - это настойчивое обращение к слушателям (в большинстве случаев краткое и точное): "Подумаем об этом!"; "Этого мы не можем допустить!". Восклицание не употребляют часто, так как его действие притупляется.

Восклицание должно быть убедительным и неназойливым. Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они необходимы в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателей.

Например, Б. Шоу однажды слушал пространный доклад профессора истории. Ученый приводил множество цитат, бесчисленное количество справок и не замечал, что слушателей просто одолевает скука. Когда у Б. Шоу спросили его мнение о докладе, он ответил с едкой усмешкой: "Странно, очень странно - так много источников! И, тем не менее, так сухо..."

Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.

Например, американский политик Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: "Хрущев крикнул американцам: "Ваши внуки будут коммунистами!" Мы на это отвечаем: "Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!"

Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание.

Например: "Я хочу вам подробно объяснить"; "Я хочу это четко показать на примере"; "...Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания...".

Игра слов. Она остроумна и смешна. Игра слов с "подтекстом" охотно воспринимается слушателями. Любая игра слов основана на богатстве связей языка.

Например, американский президент Кеннеди однажды закончил свою речь так: "Мы не боимся никаких переговоров, но мы никогда не станем вести переговоры из страха ".

Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт.

Например: "Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие... "; "Вы уже знаете, к чему я клоню ".

При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению. Приведем еще один пример.

Ирландский проповедник Джонатан Свифт был кафедральным оратором, внушавшим страх язвительными намеками. "Возлюбленные прихожане, - начал он однажды, - есть три вида порочной гордыни, именуемые гордыней рождения, гордыней богатства и гордыней таланта. О третьем грехе я распространяться не буду, так как среди вас нет никого, у кого он на совести".

Вставка. Вставкой мы называем замечание, которое делается мимоходом. Ее функция - приобщить слушателя к моменту высказывания ("...но, возможно, вы еще не полностью разделяете мой взгляд, поэтому я хочу привести вам дальнейшие доказательства...").

Все перечисленные здесь средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем, подчас одно средство "встроено" в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется. Многие из выступающих применяют эти средства не осознанно, но при подготовке речи нужно сознательно "встраивать" эти средства в ее структуру. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.

Кроме того, немаловажным является то, как закончить выступление. Это объясняется тем, что слушатели, скорее всего, будут дольше помнить заключительные фразы.

Никогда нельзя заканчивать выступление словами: "Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, на этом я закончу ".

Заканчивайте выступление, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Приведем некоторые варианты возможного завершения выступления:

1) сделайте краткое резюме высказанных вами положений;

2) сделайте слушателям подходящий комплимент;

3) вызовите улыбку или смех;

4) процитируйте подходящие поэтические строки;

5) создайте кульминацию.

Подготовьте хорошее начало и хорошее окончание выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда заканчивайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого.