Какой был флаг до петра 1. Какой он, настоящий русский флаг? бывших флага России

Традиционный для Руси стяг - красный.

Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами.

Многие века дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста.

Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».

Русский Стяг

На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т. к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри - стяговники. Издалека было видно - терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»).

По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.

Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов.

В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

Русская Хоругвь

В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени - хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.

Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.

В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»…

После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Русское знамя

Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов - Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами.

Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов - вполне светские символические знаки.

Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам - «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу.

Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.

Иисус Навин на знамени

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин.

Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. Оно прямоугольное, двустороннее: на одной стороне Вседержитель - Иисус Христос, правая рука которого в благословляющем жесте, левая держит Евангелие.

Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.

Великий Стяг Ивана Грозного

При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту - 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса - макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге - изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга - золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним - небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге - святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I - в Азовском походе и на войне со шведами. У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.
Стяги по чину святых икон

В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с ликом Иисуса Христа на нем. Знамя это - настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи.

Подобным знаменам воздавались большие почести. Они освящались патриархом по чину святых икон.

Первый государственный флаг

Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Флаги были государевы, даже князья и военные предводители (как Ермак) имели свои знамена, но они тоже считались государевыми и выдавались только на время участия в походе. Первый государственный флаг был создан по подобию стрелецких знамен. Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит Крест. Таким образом, этот флаг указывает на миссию России во вселенной, как на последнего носителя истинной веры - Православия.

Государство выбирает себе отличительные признаки. Собственный флаг, герб и гимн России являются неотъемлемыми атрибутами. На протяжении нескольких веков стяг видоизменялся.

Российский флаг бело-сине-красного цвета окончательно утвердили в 1991 году. Начиная с 1994 года, когда президент подписал соответствующий указ, ежегодно 22 августа традиционно отмечается день флага России.

История появления

Доподлинно не известно, когда появился и кто придумал стяг, используемый сегодня в качестве государственного в Российской Федерации. Существует огромное количество версий.

Историки полагают, что своему появлению современный флаг Российской Федерации обязан императору . Именно он впервые использовал триколор как символ флота. Император обозначил таким образом принадлежность корабля определенной державе.


О том, почему Петр I выбрал именно эту вариацию цветов для имперского флага, не известно. Историки предлагают множество разнообразных теорий. Некоторые полагают, что император так пожелал поддержать другие государства, имеющие на своих флагах аналогичные цвета. Другие говорят, что на складе оказалась только белая, красная и синяя ткани.

Несмотря на упоминания о символе в Древней Руси, он стал использоваться во времена правления Петра I. Император применял его в дипломатических миссиях, торговле и при боевых действиях.

Значение государственного флага для страны

Принадлежность торговых судов, войск армии или населенного пункта определенной державе было трудно определить. Для решения проблемы стали применять флаги. Яркие полотна, возносимые на видном месте, являлись средством идентификации.


В настоящее время символ государства способствует воспитанию патриотизма, уважения к родному краю, дает ощущение духовного и кровного единства. Государственный флаг имеет огромное значение в международных отношениях.

Значение цветов триколора

Существует много версий толкования используемых в государственном символе России оттенков. Согласно одной из неофициальных трактовок, значение цветов олицетворяет:

  • белый – чистоту, непорочность, невинность;
  • синий – веру и постоянство;
  • красный – кровь, которую пролили за суверенитет государства предки.

Учитывая то, что история появления символа насчитывает более трех веков, есть и историческая версия трактовки триколора. Древние славяне считали, что расположение полос на флаге и их цвет является отражением строения мира. В таком случае, верхняя полоса символизирует мир божественный, средняя – синяя – небесный мир, а нижняя – физический.

Еще одна версия – флаг отражает единство трех братских народов. Тогда красная полоса символ Великороссии, синяя – Малороссии, а белая – Белоруссии. Наиболее распространенным вариантом трактовки считается свобода, вера и державность соответственно расположению полос.

Символы войск российской армии

Кроме штандартов командиров и знамен каждый род войск Российской Федерации имеет отличительные символы - флаги. Современный вариант знамен утвержден президентом в ноябре 2003 года - о чем подписан соответствующий указ.

Флаги войск России

Министерство обороны – это двухстороннее прямоугольное полотно. Рисунок обоих частей идентичен. На флаге изображен расширяющийся к основанию крест, каждый луч которого разделен пополам и окрашен в синий и красный цвета. В центральной части полотнища размещена эмблема Министерства обороны России. Утвержден государственный символ указом президента в июле 2003 года.


Флаг ВВС России представляет собой двухстороннее полотно небесно-синего оттенка. В центральной части военной символики размещены перекрещенные между собой зенитная пушка и пропеллер серебряного цвета. Также на флаге находятся 14 желтых лучей, которые расширяются от центра полотнища к его краям. Военная символика утверждена в мае 2004 года Приказом Министра обороны.


Флаг МЧС России – военная символика представляет собой двухстороннее полотно, раскрашенное в цвета государственного триколора. В крыже символа Министерства размещен голубой квадрат. Его высота равна двум полосам флага России белой и синей. Красная полоса идет по ширине всего полотна. В квадрате размещена восьмиугольная звезда и четырьмя вытянутыми лучами. В центре звезды помещен оранжевый круг и голубым треугольником.


Андреевский флаг России является официальной военной символикой военно-морского флота. На белом полотнище изображены перекрещенные между собой диагональные линии, напоминающие большой синий крест. Утвержден военно-морской флаг России в 1992 году Указом президента.


Пограничный флаг России – существует несколько разновидностей знамени. Объединяет стяги одна деталь – зеленый расширяющийся к основанию крест. В центральной части помещен золотой орел с двумя головами.


Флаг Сухопутных войск России – представляет собой полотно красного цвета. В центр расположена эмблема сухопутного рода войск – гренада золотого оттенка находящаяся на фоне скрещенных между собой двух мечей. Утвержден символ Приказом Министра обороны в 2004 году.


Флаг Космических войск – двухстороннее полотно небесно-голубого оттенка. В центре полотнища помещена небольшая эмблема, которая представляет собой стилизованный рисунок ракеты, стартующей на фоне планеты Земля. Шар разделен горизонтальными полосами – темно-синего, синего, белого и красного цвета. Военная символика космических войск утверждена Приказом Министра обороны в июне 2004 года.


Герб Российской Федерации: его история и значение

Важные символы – флаг и герб России. Орел встречается на гербах большинства князей. Сегодня он является гербом государства. Впервые подобное изображение появилось при . Герб России – двуглавый орел, смотрящий в разные стороны, указывает на то, что страна является преемником Третьего Рима и Византии.


Прежде чем стать знаком государства, символ претерпел изменения. В его образ добавлялись разные элементы. Одна из самых сложных эмблем в мире просуществовала до 1917 года. Флаги с изображением орла использовались для обозначения государственных кампаний или служили личными штандартами государя.

Значение эмблемы Российской Федерации – направленность страны на Восток и Запад. Подразумевается, что государство не является элементом ни одной из сторон света. Россия – сочетание лучших качеств запада и востока.


Всадник на коне, расположенный в центральной части герба, который убивает змею, имеет богатую историю. В Древней Руси часто князьям использовался этот символ. Всадник – обличие князя. Император Петр I принял решение, что на гербе изображен Георгий Победоносец.

Расположенные в верхней части эмблемы три короны возникли не сразу. За время использования символа их количество менялось от одной к трем и обратно. Объяснил существование корон на эмблеме . Царь рассказал, что они символизируют Сибирское, Казанское и Астраханское царство. В настоящее время считается, что короны – эмблема независимой страны.


В лапах двуглавый орел держит скипетр и державу. В 1917 году элементы убрали с эмблемы. Традиционно держава и скипетр представляют собой символ государственной власти и единства. Золотой цвет птицы указывает на богатство страны, ее достаток и благодать.

7 бывших флага России

В Древние времена знамя носило название «стяг». Под ним собиралось войско государства. Традиционно цветом российского стяга считается красный. Под стягами этого оттенка вели в бои войска Иван Грозный и

Во времена Ивана Грозного использовалось знамя красного цвета с изображением . Русские войска под этим знаменем завоевали Казань. Полтора столетия стяг с Христом являлся официальным флагом царской России.


Времена правления Алексея Михайловича постоянного знамени не было. Войска выступали под разными стягами. Флаг этого царя символичен. Его основой является крест. Эмблема символизирует миссию государства в масштабах Вселенной.


При Петре Первом бы утвержден красный флаг с белой каймой. В центре стяга располагался летающий над морской водой орел. Такое знамя просуществовало до заинтересованность императора всем европейским.


Петр I ввел новый флаг. Внешне стяг напоминает современный триколор. Император самолично изобразил знамя, на котором красовались горизонтальные полосы белого, красного и синего цвета.

В России государственным символом в 1712 году стал Андреевский флаг. Сейчас знамя является военной символикой флота страны.


С приходом к власти династии Романовых изменился и стяг. Царь утвердил официальной символикой государства знамя бело-черно-желтого цвета. Знамя начали использовать после победы над армией . Черно-бело-желтый цвет выбран не случайно. Знамя основано на русской традиции. Белый оттенок символизирует Святого Георгия, черный – орла с двумя головами, желтый – золотое поле герба.

Бело-сине-красный стяг с орлом – этот вариант утвердили в 1914 году. Стяг не считался официальным. Символизировало знамя единение народ и правителя.


История Российской Федерации интересна и многогранна. Во все времена особое значение имело единение русского народа с правителем. Об этом символизировали бывшие флаги, использовавшиеся в России.

Белый цвет в триколоре символизирует откровенность и благородство, красный – любовь, смелость и мужество, а синий – верность и честность. Государственный стяг указывает на солидарность русских людей с братскими народами. Сила каждого человека заключается в знании истории страны – нельзя забывать об этом.

7 боевых знамен допетровской Руси

На Руси флаги и знамена называли стягами, поскольку к ним стягивалось войско. При Иване Грозном стяги могли достигать трех метров в длину. Вспоминаем знамена, под которыми ходили в бой в допетровские времена.

Традиционный для Руси стяг - красный. Многие века а дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами.

Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».

1. Русский Стяг

На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри — стяговники. Издалека было видно - терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.

Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

Илл. Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи

2. Русская Хоругвь


В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени - хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.

Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.

В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Илл. Борис идет на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV в.

3. Русское знамя

Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов - Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами. Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов - вполне светские символические знаки. Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам - «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу. Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.

Илл. Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI в.

4. Иисус Навин на знамени

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. Оно прямоугольное, двустороннее: на одной стороне Вседержитель - Иисус Христос, правая рука которого в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.

Илл. «Спас Нерукотворный». Икона-хоругвь. XIV в.

5. Великий Стяг Ивана Грозного

При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту - 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса - макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге - изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга - золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним - небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге - святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами.У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.

6. Стяги по чину святых икон

В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с ликом Иисуса Христа на нем. Знамя это - настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести. Они освящались патриархом по чину святых икон.

Илл. Невская битва. Фрагмент картины. Худ. А. Кившенко

7. Первый государственный флаг

Летопись флагов российских

С незапамятных времен обширные пространства Восточной и Центральной Европы заселяли славянские племена. Древние летописи и хроники называют славян храбрым, воинственным и свободолюбивым народом. К IX веку образовались славянские княжества. Их центрами были Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль и др. Крупнейшими городами считались Новгород и Киев. В ту далекую пору еще не существовало единого славянского государства, и, естественно, не следует отыскивать единого государственного знамени. Сохранились упоминания о первых русских флагах, или, как их называли, стягах. Стяг - значит рычаг, а также шест, жердь, древко. И действительно, древнейшими русскими стягами были длинные шесты, на вершинах которых укреплялись ветки деревьев, пучки травы, конские хвосты, так называемые стяговые челки. Позднее на стягах стали крепить куски тканей яркого цвета, придавая им форму клина. Часто ткань прикрепляли не к шесту, а к небольшой поперечине. Шест заканчивался навершием - острожеком.

В конце IX века новгородский князь Олег захватил Киев и остался здесь княжить, объявив город столицей - «матерью городов русских». Киевская Русь впервые объединила славянские княжества от Балтики до Черноморья, от Карпат до Дона, стала исторической колыбелью русского, украинского и белорусского народов. Флага государства еще не было. Имелись лишь княжеские стяги. Их почитали. Без стяга войско не отправлялось в походы и не вступало в сраженья. Княжеские стяги обычно имели почти квадратное полотнище с косицами - клинцами, яловцами. В 907 г. князь Олег дошел со своим стягом до Византии и прибил «щит на врата Цареграда». С введением христианства на Руси, после 988 г., на русских стягах появились изображения креста. Этот символ был широко распространен и в других европейских странах. Стяги приобрели значение святыни.

При Ярославе Мудром в начале XI века Киевская Русь объединила обширные земли, достигла большого расцвета и стала одним из крупнейших государств Европы. Описания стяга Ярослава Мудрого не сохранилось, но с его именем связан, можно сказать, главный символ России - изображение св. Георгия, которое позднее заняло почетное место и на гербе России, и на штандарте ее царей. Имя Ярослав было светским, княжеским, языческим, а крестили князя именем Георгия. По христианскому обычаю покровителем князя после крещения стал св. Георгий. Поскольку Ярослав Мудрый считался первым объединителем «всея Руси», его «патрона» - св. Георгия Победоносца - стали считать и покровителем всего государства Российского.

Объединение Руси еще не было прочным, и после смерти Ярослава держава была раздроблена - поделена между его сыновьями на уделы. Началась междоусобица. Князю Владимиру Мономаху, правившему с 1113 по 1125 г., удалось лишь на время восстановить единство Киевской Руси, но после его смерти государство вновь раздробилось на отдельные княжества.

Страшным врагом славян стали кочевники-половцы. Удельные князья под своими стягами ходили походами на врага. Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» повествует об одном из таких походов. В рукописи упоминается, что во главе боевых дружин князя в 1185 г. были «чрьлен стяг, бела хорогвь, чрьлена чолка», т. е. красный стяг, белая хоругвь, красная челка. Великий князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси в свой город Владимир. Появились стяги великих князей. Великокняжеские и княжеские стяги древней Руси были огромными, до 8 аршин (6 метров) в длину, и тяжелыми. В стяговники подбирали бога­тырей. Во время походов стяги, снятые с древка, находились в обозе вместе с доспехами и оружием. Лишь перед сражением давалась команда «взять оружие, одеть доспехи и водрузить стяги». Обычно стяги устанавливали в центре войска на возвышении. Во время битвы нападающие стремились пробиться к стягу, «подсечь» его и захватить. В большинстве случаев это решало исход сражения. Вот почему стяг постоянно находился в центре внимания всех бойцов, а летописцы сражений олицетворяли ход битвы состоянием стяга. Когда, например, писали, что «стяг простирался яко облацы», то битва развивалась благоприятно, «падоша стяги» - сражение было проиграно.

У рати князя был не один стяг. Войско делилось на полки: большой, правую руку, левую руку, сторожи. Во главе большого полка выставлялся великий стяг князя, в остальных полках - стяги поменьше. Каждая княжеская дружина удела, а также рати областей и городов имели свои стяги. Так, например, в 1216 г. в Липицкой битве князь Георгий Суздальский выставил 17 стягов, а Ярослав - 13. Феодальная раздробленность и междоусобицы ослабили Русь, и в XIII веке на ее земли с юга и востока вторглись татаро-монгольские полчища Чингисхана, а затем хана Батыя. Наступил тяжкий период для Руси. С севера на русские земли напали войска шведских и немецких феодалов. 15 июля 1240 г. дружины под стягами новгородского князя Александра разгромили шведов на берегу Невы. Князь Александр получил прозвание Невского. А 5 апреля 1242 г. произошло «Ледовое побоище» на льду Чудского озера. Войско князя Александра Невского разбило рыцарей Ливонского ордена.

Разгром шведов и немцев способствовал восстановлению единства Руси. Хотя столицей еще оставался город Владимир, быстро усиливалось влияние Москвы, основанной князем Юрием Долгоруким в 1147 г. Началось объединение русских земель вокруг Москвы. Татаро-монгольские завоеватели стремились помешать объединению. Хан Мамай с огромным войском вторгся в пределы Московского княжества. Ему навстречу выступил с боевыми дружинами московский князь Дмитрий. 8 сентября 1380 г. русские и татары сошлись на Куликовом поле за Доном. На холме в стане Мамая возвышался татарский стяг, в центре русских дружин - великокняжеский стяг. В древнейшем документе «Поведание и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» имеются такие строки: «Князь же Великий Дмитрий Иванович, видев полки свои достойно оуряжены, обвеселися сердцем, и сшед с коня, паде на колено прямо великому полку и черному знамению, на нем же бе воображен образ владыки нашего Иисуса Христа». Этот стяг впервые называется знамением, в отличие от других стягов без лика Христа. Следует признать, что вопрос о цвете стяга Дмитрия Донского не бесспорен. В одних рукописях он указан как «чермный» - красный, в других - как черный, но многие исследователи считают это опиской. Красный цвет был широко распространен на Руси, чего нельзя сказать о черном цвете. Однако аскетические начала древнерусской живописи позволяют думать, что и стяг, скоторым народ шел на сражение на «грозный суд божий», был суровым, грозным, черным.

Перед началом битвы Дмитрий приказал ближнему своему боярину Михаилу Бренку стать под великокняжеским знаменем. Летописец пишет, что странно было видеть «две силы великие сходящиеся на кровопролитие, на скорую смерть». Из татарских орд выехал богатырь Челубей, против него вышел русский богатырь Пересвет. В смертельной схватке оба богатыря пали мертвыми. Началась всеобщая ожесточенная и кровопролитная битва. «Татарове же начашо одолевати и великий стяг Великого князя подсекоша», пал под ним храбрый Бренок и многие бойцы его дружины. Но русские не сдались. Из засады вышел свежий полк Боброка. Татары дрогнули и побежали. Великая битва была выиграна русскими. Но дорогой ценой далась эта победа. К стягу вернулись немногие - из четырехсот тысяч русских уцелели лишь сорок тысяч. Татар было перебито великое множество. «Дон-река три дня кровью текла, восемь дней хоронили павших...».

После Куликовской битвы стяги с изображением лика Христа - знамения - получили большое распространение. В XV веке вошло в употребление слово «знамя», в XVI веке упоминались и стяги и знамена, к XVII веку слово «стяг» встречается все реже и реже и окончательно заменяется словом "знамя". В XV-XVIвеках при Иване Ш и Василии III великая Русь была объединена под «высокую руку Московскую». Иван IIIстал называться в актах как «Осподарь всея Руси», а Василий IIIуже как «Царь и государь всея Руси». Русское государство быстро росло и крепло. Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, стиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах».

В XVI веке на российских стягах вышивали лики Христа и Богородицы, образ св. Георгия Победоносца. На белом знамени Василия III было изображение Иисуса Навина, останавливающего Солнце. Сохранились полковые знамена. Во главе полка теперь стояло большое Царское знамя. В сотнях были меньшие знамена.

При Иване III на Руси появился символ двуглавого орла, ставшего позднее эмблемой России. Двуглавый орел издавна был гербом Римской империи. После распада империи ее преемником стала Византия, сохранив в гербе двуглавого орла. В 1497 г. состоялось бракосочетание Ивана III с византийской царевной Зоей Палеолог, более известной под именем Софья. Московские великие князья как бы стали наследниками христианской Византии и получили в подарок византийский трон с изображением двуглавого орла. Так двуглавый орел стал гербом России.

Русские знамена того времени кроились косынею, т. е. с одной стороны пришивался один или несколько косых клиньев. Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, ее длина была больше высоты; прямоугольный треугольник - откос - пришивался к полотнищу своей короткой стороной, тетивой вниз. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Изображения на знаменах сохраняли религиозный характер. Полотнища оставались громадных размеров, и для ношения знамени назначались два-три человека. Знаменам отдавали большие почести, они освящались патриархом по чину святых икон. В 1547 г. Иван IV короновался на престол как «Царь всея Руси». Этот титул стали чеканить на деньгах московских, и они получили значение всероссийских. Однако единодержавное государство Российское еще не имело единого государственного знамени. У князей были свои знамена, у царя - свой стяг. Знамя еще не стало символом государства, а оставалось символом личной власти.

Еще В. Даль в примечании к статье «флаг» в своем Словаре писал: «Все народы Европы знают цвета, масти, краски свои; мы их не знаем, и путаем, подымая разноцветные флаги невпопад. Народного цвета у нас нет; цвет армии: зеленый и алый; казенный цвет, военный, георгиевский: белый, жаркой, черный (серебро, золото, чернь), и это же цвет значков (кокард); знамена наши и крепостные флаги разноцветные; морской военный флаг белый, с Андреевским крестом; торговый: белый, синий, красный, вдоль; какие же цвета подымать и носить на себе, какими украшать здания и пр. при мирных народных торжествах?».

150 лет назад начались споры о том, какой же он - русский национальный флаг. В конце XIX - начале XX века на эту тему велись жаркие дискуссии, в результате которых русским национальным признавали то имперский флаг, то триколор, пока в 1914 г. их не совместили.

Но споры о русском национальном флаге не утихают до сих пор. Буквально несколько лет назад коллектив неоязыческого сайта АРИ.ру предложил в качестве русского флага желтое солнце на белом фоне, чем сей флаг заслужил прозвище «яичница». Коллектив сайта «Спутник и Погром» считает, что русским национальным флагом должен быть триколор. Большинство националистов выходят под имперками. В некоторых случаях националисты используют имперки перевернутые. Ряд активистов продвигает Ярое Око - лик Спаса на красном фоне. Неоязычники предлагают желтую свастику на красном фоне. Некоторые предлагают последний вариант триколора - с желтым кряжем и черным орлом. Другие убеждены, что только флаг с синим крестом на бело-красном фоне достоин называться русским. Это все, не беря всевозможных «православных сталинистов» и поклонников Рейха. Простым русским людям на флаги «все равно». Никакого энтузиазма нынешний триколор не вызывает. Из-за соседства со «знаменем победы» он растерял и протестный потенциал. Впрочем, и ненависти особой к триколору тоже нет. Имперка у большинства ассоциируется с чем-то немецким - уж не знаю, откуда они геральдику знают, но факт есть факт. Об остальных вариантах хорошо если знает 1% населения.

Не вдаваясь в споры о том, какой флаг считать русским национальным, я бы хотел коснуться того, каким был первый русский флаг. О нем точно известно, что он был сделан из белой, красной и синей тканей. Но, якобы, не сохранилось никаких изображений этого флага.

В результате чего можно часто услышать, мол, неизвестно, как выглядел первый флаг, да и скорее всего это был триколор, на худой конец перевернутый флаг Голландии, но уж врядли столь необычно и одновременно про-европейски составленный флаг.

Начну с истории.

1667 год. Русское Государство ведет борьбу за выход к морям. Нужен мощный флот. И потому в селе Дединово на реке Ока был заложен корабль, каких до того не строили на Руси - с 28 пушками и тремя мачтами, он не уступал бы лучшим европейским судам. Само имя судна было величественным и дерзким - «Орел». Один из организаторов стройки - голландец Бутлер сказал царю о необходимости создать государственный флаг - чтобы быть ничем не хуже англичан или голландцев. К делу решили подойти основательно, по-царски.

По этому случаю для царя Алексея Михайловича было подготовлено «Писание о зачинании знак и знамен или прапоров», где были приведены изображения знаки библейских 12 колен Израилевых, а также флаги морских держав того времени - Великобритании, Дании, Швеции и Нидерландов.

Для изготовления флагов 9 апреля 1668 года царём Сибирскому приказу было велено прислать из меновых товаров «триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт черчатых белых лазоревых, к корабельному делу на знамена и на яловчики». То есть флаг был из синей, белой и красной тканей.

К слову о том, почему именно синий, белый и красный. Традиционно национальный флаг получали из основных цветов герба. Не было исключением и Русское Государство. А незадолго до закладки «Орла» у Алексея Михайловича проснулся интерес к гербам.

В 1666 г. Алексей Михайлович приказал сделать в Оружейной палате знамя, на котором «написать живописцу Станиславу Лопуцкому разных государств 14 печатей в гербах». В 1669 г. живописцы Иван Мировский и С. Лопуцкий писали по повелению Алексея Михайловича для Коломенского дворца «гербы государево и всех вселенских сего света государств». В том же году Лопуцкий на хосте изобразил герб Московского государства «и иных окрестных государств и полдо всяким гербом планеты, под которым каковыя». А в 1672 г. был составлен первый русский гербовник. В нем изображены 33 герба царств, княжеств, земель, названия которых входили в царский титул. И если посмотреть в этот гербовник, то видно, какой герб был у столицы Русского Государства - Москвы. Ездец в красной и синей одежде на коне убивает змея - и все это на белом фоне. Но, поскольку коричневый в геральдистике почти не используется, то оставались только белый, красный и синий.

Дьяки Посольского приказа и Оружейной палаты должны были «сочинить знамя» для корабля «Орел» и других таких же, «что будут еще заложены».

Но придумывали они все это, руководствуясь своим предыдущим опытом. Тогда в основных боевых единицах - стрелецких полках использовались флаги крестового образца (см. рис. Полемквиста). Крест придавал знамени значение святыни, за которую нужно сражаться. Крестовые флаги встречались в Европе повсеместно, а у северных стран и вовсе стали национальными флагами.

Рисунок Полемквиста, разукрашенный в соответствии с описаниями.

Перед дьяком-геральдистом встала трудная задача - совместить крестовый рисунок, предполагающий два цвета с необходимостью вместить три цвета на государственном знамени. И пришло гениальное решение - синий крест с белыми крыжами в левом верхнем и правом нижнем кряже и белые кряжи в правом верхнем углу и левом нижнем. Ничего подобного никто нигде до того и после не делал.

По некоторым сведениям, современники, голландские мореходы, это знамя описывали так: «…флаг Московский, определен синим крестом, первой и четвертой квартиер белой, второй и третий красной».

А первый корабль с русским флагом был спущен на воду в мае 1669 года, сам царь присутствовал при этом.

Исследователь А. А. Усачёв считал, что именно этот флаг чисто физически дал жизнь первому российскому триколору (бело-сине-красному флагу): По его предположению, Петр I в 1693 году из сохранившегося большого флага, сшитого для «Орла», вырезал подходящий по размеру «флаг царя Московского» для своей яхты «Святой Петр», на которой ходил по Белому морю. По сведениям Усачёва, сохранившийся в Морском музее (г. Санкт-Петербург) «флаг царя Московского» имеет размеры 4,6 метра в ширину и лишь только 4,3 метра в длину, что наводит на мысль о вторичном происхождении его: он сделан из части флага 1667 года, который был слишком велик для яхты «Св. Пётр». Несложным расчетом можно определить длину корабельного флага, из которой мог быть вырезан штандарт для яхты: ширина средней синей полосы равна трети ширины штандарта или примерно 1,5 метрам. Тогда полная длина корабельного флага определится двумя длинами штандарта и шириной вертикальной полосы-крестовины креста. В сумме это составит приблизительно 10 метров, то есть как раз ту длину, которую имели флаги больших линейных кораблей, каким и был трёхмачтовый 28-пушечный «Орёл», и изготовленные для которого флаги могли сохраниться в Оружейной палате до петровских времен.

Можно предположить, что эта находка не могла не понравиться Петру I: Быть России похожей своим флотом, вплоть до флага, на первую морскую державу - Нидерланды, соответствовало его сокровенным чаяниям и мечтам. Кроме того, Петру I мог такой флаг понравиться и отсутствием на нем креста, напоминавшего ненавистные ему знамена стрелецких полков, защищавших старых, «неевропейский» мир православных священников и бояр.

Стоит отметить, что идеи о происхождении триколора из «крестовки» высказывались еще с 50-х годов, но не имели документального подтверждения.

Теперь пора отметить реальные артефакты, подтверждающие версию о том, что первым русским флагом была именно крестовка.

Таблицы флагов

Пожалуй, самый достоверный источник - флажные таблицы (специальные таблицы, на которых были отмечены все флаги государств).

1) Раскрашенное в соответствии с геральдическими нормами изображение из книги Алярда:

2) Возможно, одни из первых таблиц с изображением русских флагов. Pavillon du Grad Seign, de Moscovie et de Coerland // Флаги Московии (музей Роттердама, Нидерланды, примерно 1700 г.):

Но тут следует понимать, что здесь флаг изображен с нетрадиционным положением флагштока, а если все вернуть на место - то получится уже знакомая «крестовка».

3) Вексиллограмма Мерса 1712 года:

4) Таблица флагов 1714 года из Амстердама:

5) Таблица флагов Хоманна, не позднее 1724 года (Johann Baptist Homann /1663–1724/ - Flaggen alle seefahrenden Potenzen und Nationen in der gantzen Weldt):

6) Таблица морских флагов в черно-белом виде 1730 года:

7) Неопознанная таблица флагов:

Ее черно-белая версия:

8) Таблица морских флагов из Амстердама:

9) Черно-белая таблица морских флагов:

10) Таблица морских флагов 1756 года:

11) Таблица морских флагов 1783 года - последняя, где первый русский флаг изображен в правильном виде:

12) Таблица морских флагов за 1781 год. Со временем вексиллографы стали забывать, как выглядел первый русский флаг, но еще осталась память о том, что на русских кораблях некогда было знамя с синим прямым крестом:

13) Французская таблица флагов 1796 года:

Отчетливо виден флаг с прямым крестом и подписью «Russia(e?)n» под ним:

Награды

В 1713 году по случаю постройки Кроншлодта (ныне Кронштадт) петровским сподвижником Брюсом был отдан приказ изготовить серию наградных монет чеканщику московского двора Мюллеру. Были изготовлены монеты в нескольких вариантах.

В первом на лицевой стороне портрет Петра I. На оборотной - Кронштадская крепость с крестовым флагом над ней:

Во втором варианте на лицевой море, солнце и надпись по кругу: «Паллада о крепости, которую основала, сама заботится. Вергилий». В обрезе: «Кроншлот среди зимы российским императором построен»:

Также стоит отметить, что некоторые монеты были изготовлены уже русским мастером - Осипом Калашниковым.

Даже коллекционеры в нашей стране, увы, не знают о первом русском флаге - и потому прямой флаг над крепостью называют «Андреевским», который имеет совсем другую форму.

Гравюра не имеет цветов. И потому, на первый взгляд, понять цвета русского флага невозможно. Но это только на первый, потому что гравировщики отображали цвета при помощи разной штриховки. Нет штриховки - значит белый. Горизонтальная - значит синий. Вертикальная - значит красный. И, зная это, и глядя на увеличенный фрагмент флага, нетрудно догадаться, что перед нами не Андреевский стяг, а та же самая «крестовка»!

К слову, это видно и на рисунке монеты, жаль качество рисунка невелико:

Гравюры

Менее достоверный источник - т. к., как правило, авторы гравюр не видели событий своими глазами, а многие вообще не бывали на русской земле. Потому в гравюрах много неточностей.

1) Гравюра западного автора о затоплении Петербурга. На вершине кронштадской крепости возвышается уже знакомый флаг с крестом. Но автор, судя по всему, не знал точного расположения цветов и потому нарисовал в привычном для себя виде:

2) Гравюра Шхохенебека «Взятие Азова»:

Фрагмент гравюры:

Увеличенный фрагмент гравюры с подкрашиванием, из записки Белавинца:

Использование в наше время

Но было бы неправильно писать, что «крестовка» ныне никому неизвестна. Я не смог найти ни одного свидетельства использования «крестовки» русскими националистами времен советской оккупации, но уже с середины нулевых, времени появления «нового» русского национализма, флаг постепенно завоевывает себе известность.

1) Белгородская область:

Первая отсылка к «крестовке» появилась, как ни странно, в кабинетах чиновников. 22 июня 2000 года был принят новый флаг Белгородской области - в основе его лежали флаги знамен красной и царской армий и «исторический (первоначальный крестовый) флаг России». Впрочем, вполне возможно, что это объясняется тем, что в белгородчине у власти сознательные русские люди, по крайней мере, ультралиберальные газеты выставляют белгородчину как место, где чуть ли не «православный шариат» творится.

2) РО «Стяг»:

Цель ратного объединения (Ассоциации) «Стяг», действующего с 2002 года и объединяющего в себе десятки военно-патриотических клубов от Белой Руси до Узбекистана - готовить молодежь к армии и просвещать в русском духе и православных ценностях. Движение регулярно проводит сборы, стрельбища, подготовку к выживанию.

Однако не только это - многие члены РО «Стяг» участвовали в «Русской весне» во время присоединения Крыма.

2) Герб района Измайлово:

27 декабря 2004 года появились новые флаг и герб и у московского района Измайлово - грифон на желтом фоне и ботик Петра с крестовкой на синем.

3) Организация «Русский порядок»:

В 2005 году после «Правого марша» была создана организация «Русский порядок». Цели и тактика были примерно такие же, как и у нынешнего «Реструкта». В свое время Владимир Тор был там одним из лидеров. На фотографии - одна из акций РП. Тогда же был создан и аналогичный ЖЖ русской национальной направленности.

5) Движение «Новая Сила»:

В начале 2012 года профессор МГИМО Валерий Соловей создал национал-демократическую партию «Новая сила». Партия собрала более 100 000 подписей за введение визового режима с государствами Средней Азии и регулярно проводит акции антисоветского характера.