«Каркассон. Средневековье. Средневековые настольные игры

Всем здравствуйте! После небольшого летнего перерыва продолжаю знакомить вас с историей и правилами настольных игр. Сегодня поговорим о «Каркассоне». В прошлом месяце в стенах библиотекинаш клуб «Лабиринт настольных игр» проводил турнир по этой игре. Это был первый турнир нашего клуба и для него была выбрана именно эта игра. Фото турнира по Каркассону и его победителя можете посмотреть . Также небольшой отчет о мероприятии с фотографиями можно прочитать в блоге клуба . Итак, давайте поближе познакомимся с историей игры и ее правилами.

Настольная игра Каркассон (Средневековье)

История

Каркассон, и это не новость, является небольшим городком на юге Франции , известным своей крепостью, которую отчего-то пощадило безжалостное время - башни и крепостные стены там выглядят как новенькие. «Каркассон » (реинкарнация в синей коробке) является игрой, за неполное десятилетие после своего появления ставшей классикой, получившей немало наград и признание по всему миру. Самой престижной премией в области настольных игр в мире является немецкая «Игра года», присуждаемая жюри. Вторая по значению - «Немецкая игровая премия» - избирается согласно голосованию игроков. Так вот, «Каркассон» на данный момент является последней бесспорной «Игрой года» - в 2001 году она завоевала сердца как профессионального жюри («Игра года»-2001), так и любителей настольных игр «Немецкая игровая премия»-2001 (Deutsche spiele preis-2001).

Таким образом «Каркассон» оказалась последней «любимой всеми игрой» новейшей эпохи и вот уже семь лет держит марку «червонца» в мире настольных развлечений. Феномен? Естественно! Культ? Возможно! Классика? А вот это не подлежит сомнению. Все «классические» игры принесли в игровую культуру что-то новое. «Колонизаторы», например, принесли «шестиугольник». Сейчас уже трудно себе представить, но в конце девяностых от обилия игровых элементов в форме шестиугольника глаза поневоле приобретали такую же форму. Вспомним, к примеру, прекрасные «Tikal » и «Java». «Каркассон» же вернул на свое законное место квадрат!Но это далеко не главное: истинным предметом культа стали «meeples» - фигурки человечков-коротышек. Ныне их используют, где ни попадя, так что, встретив их в какой-нибудь другой игре, даже не узнаешь, откуда они берут свое начало. А они, что ни говори, настоящие французы.

Но вернемся к Каркассону-городу: легенда гласит, что приехавший сюда в отпуск учитель гимназии из Кельна Клаус-Юрген Вреде наткнулся на идею игры, озирая знаменитые крепостные стены с высокой башни. Маленький Каркассон (в два раза меньше какой-нибудь Гатчины) является родиной двух лауреатов Нобелевской премии (по физике и химии).

«Изюминкой» игры стала не последовательность выкладывания красивых картинок (это есть и в паззлах) , а оригинальная система подсчета очков плюс свободное решение игрока относительно использования того или иного миплса - разброс карьеры от разбойника до монаха. Сама нехватка фигурок (их просто не удастся поставить всюду, куда захочется) превратилась в тактический элемент - честь и хвала автору. А если к этому прибавить то, что система подсчета очков по сути «разборная», то есть состоит из отдельных компонентов, а значит а) может быть изменена по своему усмотрению (отсюда небывалое количество «домашних правил» игры) и б) появляется пространство для бесконечных дополнений. Игра приглашает игрока к сотворчеству - комбинируй, придумывай, не нравится тебе «правило крестьянина» - гони его прочь. Если выражаться на языке программистов, это софт с открытым исходным кодом - и в этом прелесть игры. К тому же Клаус-Юрген Вреде показал себя настоящим мастером в изготовлении дополнений и вариаций «Каркассона» - причем большинство признаны очень удачными. Семь официальных дополнений (исключая мини-дополнения) и семь отдельных игр (в России выпущено уже четыре игры: Каркассон , Каркассон. Охотники и Собиратели , Каркассон. Новые земли и Каркассон. Замок), вариаций на тему «Каркассона».

Правила

Вы - феодальный правитель одной из провинций средневековой Франции. Вам предстоит расширять свои владения, строить города и монастыри, прокладывать дороги и не забывать мудро управлять своими подданными, ведь именно они приносят вам успех в соперничестве с соседями.

В ходе игры вы постепенно составляете из квадратов земли карту средневековой страны с городами, полями, дорогами и монастырями, при этом принцип немного напоминает домино (или пазл). На каждый выложенный им квадрат земли игрок может поместить своего поданного. В зависимости от того, где он будет выставлен, поданный становится или рыцарем в городе, или крестьянином в поле, или разбойником на дороге, или монахом в монастыре. За каждый достроенный город, окружённый землями монастырь или законченную дорогу, игрок получает очки. В конце игры очки также начисляются за недостроенные объекты. Тогда же приходит и пора собрать урожай выставленным за игру крестьянам - чем больше городов они снабжали провизией, тем больше очков они принесут своему патрону. Из-за этой особенности соотношение сил может здорово измениться в конце игры и участники вынуждены вдумчиво использовать ограниченное количество поданных - ведь рыцарь может успеть поучаствовать в строительстве нескольких городов, а крестьяне принесут доход только в конце игры (зато возможно куда как больший).

А чтобы лучше разобраться в правилах и научиться играть, приходите в библиотеку в зал технической литературы 18 сентября в ауд. 3-38. Мы ждем Вас с 12.00 до 18.00!

Средневековье – один из самых таинственных и красивых исторических периодов существования человечества. В это время совершались великие открытия, на картах постоянно изменялись границы владений, могущественные правители плели интриги и шли войной на соседние государства. То было время великих свершений, жестоких войн, коварных предательств и безудержной роскоши. Средневековье оставило неизгладимый след в истории человечества и оказало влияние на современную культуру. В этой статье Игровед расскажет вам о стратегических настольных играх, посвящённых Средневековью: Каркассоне, Доминионе, Колонизаторах и Игре престолов.

Настольная игра Каркассон – по тропинке среди крепостей

Путь к замку Каркассон тернист и полон трудностей. В этой увлекательной игре вам необходимо проложить сеть дорог через поля и отправить на работу крестьян, которые снабдят горожан провизией. На пути вам повстречаются разбойники, вы услышите звон колоколов старинных аббатств, а монахи благословят жителей Каркассона на доблестный труд. Вам предстоит создать неповторимый мир из множества квадратных тайлов, а затем заселить его деревянными человечками.

На освоенной территории мы, конечно же, построим крепость! Да не одну, а несколько оборонительных позиций, окружённых высокими каменными стенами. В этих крепостях будут нести службу достойные рыцари, готовые со щитом и мечом встать на защиту Каркассона и принести своему господину славу и... победные очки. Ведь при итоговом подсчёте каждый житель маленького государства принесёт несколько очков славы, которые в сумме приведут вас к победе.

К настольной игре Каркассон существует большое количество расширений, которые существенно преображают игру. Соперникам предстоит посетить предместья славного города и познакомиться с его обитателями, сразиться с драконом и спасти принцессу, покрутить колесо Фортуны, прогуляться по крепостной стене и понаблюдать с высоты за игрой детей Каркассона. Это целый мир, который доставит вам множество удовольствия. Игра Каркассон – это классика, неподвластная времени!

Кстати, Дама Каркасс бесстрашно выступила против превосходящих сил противника и обратила неприятеля в бегство. Прекрасные леди Франции страшны в своём гневе...

Настольная игра Колонизаторы – будни поселенца на острове

Перед тем, как приступить к правлению, соперникам необходимо создать своё королевство. Сделать это можно при помощи карт, которых в Доминионе около пятисот! Изначально каждый игрок получает стартовый комплект, который впоследствии расширяет под свои нужды. Несмотря на разнообразие, существует всего три типа карт: королевства, сокровища и победные очки. Каждый тип даёт владельцу определённые бонусы, но также обладает некоторыми отрицательными моментами.

Карты победных очков дадут возможность игроку одержать верх над соперниками, но практически бесполезны во время партии. Сокровища принесут деньги на покупку новых карт, но не добавят победных очков, а также не позволят выполнять действия. При помощи карт королевств можно бесплатно пополнять колоду картами или мешать соперникам, но... они не дают своему владельцу ни денег, ни победных очков. На протяжении всей партии хозяин колоды должен соблюдать баланс и гармонично развивать её, стараясь набрать максимальное количество победных очков.

Настольная игра Доминион – это своеобразный коллективный «пасьянс». Соперники создают индивидуальные колоды, изредка взаимодействуя с оппонентами. При этом у игроков есть время подумать, взвесить все «за и против» и принять мудрое решение. Именно так и поступают настоящие короли...

Механика сбора колод, а также оригинальные правила игры Доминион были высоко оценены как миллионами поклонников игры, так и членами жюри престижных выставок. Список наград, полученных игрой Доминион, впечатляет: только в 2009 году Доминион занял первое место по выбору Vuoden Perhepeli (Финляндия), Spiel des Jahres (Германия) и Hra Roku (Чехия), а также получил «золото» от мирового портала о настольных играх BoardGameGeek. Согласитесь, такими заслугами может похвастаться далеко не каждая настольная игра.

Заказать игру Доминион, а также купить множество интересных дополнений вы можете в магазине Игровед. Создайте своё карточное королевство!

Игра престолов – коварство и холодный расчёт в борьбе за власть

Соперникам предстоит нелёгкая задача: захватить контроль над Вестеросом. Каждый из оппонентов выступит на стороне одного из Великих домов – займите позиции на границах своих владений и готовьтесь к кровопролитной и беспощадной битве! Пока пехота, осадные башни, корабли и рыцари замерли в ожидании приказов, главнокомандующие совещаются и заключают союзы для уничтожения более сильного противника.

В настольной Игре престолов оппоненты могут объединять усилия и нападать на более успешных игроков. При этом приветствуется подкуп, невыполнение своих обещаний и удары в спину доверившимся вам соседям. Различные события в любой момент могут как сыграть вам на пользу, так и привести к краху вашего Дома. «Ничего нельзя гарантировать» – вот главное правило главнокомандующих на переговорах и во время проведения совместных боевых операций. В Игре престолов интриги и заговоры порой могут гораздо быстрее приблизить вас к победе, нежели искусно проведённые сражения.

Стратегические настольные игры Доминион и Игра престолов можно рекомендовать взрослым поклонникам настольных игр. Особенно это касается «Игры престолов» – достаточно агрессивной по отношению к соперникам игры, требующей большого количества времени.

Как всегда, выбор остаётся за вами, а Игровед всегда поможет вам принять верное решение! Купить настольные игры Каркассон, Колонизаторы, Доминион и игру Престолов можно в любом магазине Игровед.

Шахматы на классическом (для современного человека) поле, но со средневековыми правилами. Современные правила игры в шахматы утвердились в XVI в. Мы же предлагаем сыграть в шахматы по правилам распространенным в XIV-XV вв. Ферзь уже далеко не одна из самых мощных фигур. Игра становится более медленной, но не теряет своей тактической изюминки.

Средневековые правила игры в шахматы на доске 8 х 8 приведены в специализированной статье на нашем сайте.

Манускрипт «Pelerinage de la vie humaine». Франция, вторая пол. XIV в.

Реконструкция шахмат 8 х 8. Клуб Кемпен.

Шахматы 6 х 6

Упоминание об этой разновидности шахмат встречается в книге короля Альфонсо Х (XIII в.), а также на многочисленных изображениях преимущественно XIV-XV вв. Стоит также отметить, что размер доски не обязательно должен быть квадратным. Встречаются доски с полем 6 х 5, а также 6 х 7. Правила хода фигур и их расположение при этом строится по стороне с 6 клетками.

Особенностью этим шахмат является наличие у каждой стороны по две ладьи, в то время как остальных фигур всего по одной (кроме 6 пешек). Также важное отличие заключается в правилах хода фигуры епископа, который в отличие от «классических» средневековых шахмат может сделать ход как на одну клетку, так на две по желанию игрока. Остальные фигуры ходят также как и в средневековых шахматах 8 х 8.

По сравнению с шахматами 8 х 8 игра проходит заметно быстрее, но не менее интереснее. Уменьшение количества фигур заставляет принимать взвешенные решения. Есть возможность поставить мат в 2 хода. Пешки и епископ тут становятся действительной силой.

Подробнее о шахматах 6 х 6, правилах расстановки и хода фигур можно ознакомиться в специализированной статье на нашем сайте.

Шахматы 8 х 12 (Курьерские шахматы)

В этот тип шахмат играли в Европе с XII – XVIII вв. В игре добавлено 3 новых фигуры: курьер, мудрец и шут. Для остальных фигур правила те же, что и в средневековых шахматах 8 х 8.

Игра в большие шахматы требует много времени. В общем они и были придуманы для того, чтобы увеличить длительность партии, которая становится более стратегической, а поле мысленно делится на правый и левый фланг действий. Однако следует заметить, что это еще не самая большая доска для игры в шахматы.

Правила игры в курьерские шахматы приведены в специализированной статье на нашем сайте.

Lucas van Leyden. Partita a Scacch (Шахматная партия), 1508 г.

Реконструкция курьерских шахмат. Клуб Кемпен.

Четыре времени года (шахматы для четверых)

Игра описана в работе Альфонса X (король Кастилии и Леона в XIII в.). Она рассчитана на 4-х игроков, где каждый представляет одно время года. Игроки ходят по кругу (против часовой стрелки). Первый ход начинает зеленый и обязательно в сторону красных (весна уступает дорогу лету) и т.д. Фигуры ходят по правилам обычных средневековых шахмат.

Шахматы превращаются в настоящую политическую битву, в которой не исключены союзы между игроками.

Правила игры в «Четыре времени года» приведены в специализированной статье на нашем сайте.

Реконструкция шахмат «Четыре времени года». Клуб Кемпен.

Хнефатафл / Таблут

Игра для двоих.

Своими корнями игра уходит в Скандинавию X в., а пик популярности приобретает в эпоху Средневековья.

Игра отдаленно напоминает шашки. Фишки разделены на нападающих и защитников короля (во главе с королем). Фишку противника можно убрать с поля (кроме короля), если ее удается окружить с двух противоположных сторон. Нападающая сторона выигрывает если им удается заблокировать короля противников (с четырех сторон). Защитники короля побеждают в случае безопасного препровождения короля в один из четырех угловых выходов с поля.

Фрагмент доски из могильного кургана ярла Олафа Геирштат-Альфа на берегу норвежского Сандефьорда, IX в.

Фрагмент доски из раскопок средневекового города Тронхейм в Норвегии, датируемый 1100 г.

Реконструкция хнефатафал. Клуб Кемпен.

Ряды / Девять пляшущих мужчин

Игра для двоих.

Согласно исследованиям игра пришла в Европу из Востока и имеет упоминания относящиеся еще до Рождества Христова.

Игроки имеют по 9 фишек, которые в начале игры каждый должен по очереди расставить по точкам на поле (в виде паучьей сетки). Далее игроки начинают по очереди двигать фишки по линиям соединяющим точки (на свободные) так, чтобы получился ряд из трех своих фишек. При этом, собравший ряд, убирает одну фишку противника. Игра продолжается пока у одно из игроков не останется 2 фишки.

Манускрипт «Libro de acedrex, dados e tablas». Испания, 1288 г.

Реконструкция «Ряды». Клуб Кемпен.

Лиса и гуси

Игра для двоих.

Данная игра предположительно имеет скандинавское происхождение. Игра под названием «Hala-taft» упоминается в исландской саге «Grettis», в 1300 г. В Европу попала видимо раньше, во время набегов викингов.

Один играет лисой (1 фишка). Его цель съесть как можно больше гусей. Победа достигается после того как останется 10 гусей (однако это число может быть изменено играющими, но не менее 6). Другой играет гусями (13 фишек). Его цель зажать лису в угол и не дать ей двигаться. Фишки могут ходить только по линиям соединяющим точки. За один ход можно передвинуть одну фишку, на одну точку. Съедание гусей происходит путем перепрыгивания их лисой, причем этот процесс может повторяться (как в шашках).

«Роман об Александре» (MS Bodl. 264). Фландрия, 1338 г.

Реконструкция «Лиса и гуси». Клуб Кемпен.

Домик счастья

Старинная германская игра в кости. Количество игроков почти не ограничено (оптимальное 4-7).

Каждый игрок по очереди кидает кости (две). Выпавшее число соотносится с числом на поле:

  • если поле пусто, то кидающий кладет на него монету;
  • если поле занято, то он забирает с поля монетку себе;
  • если выпало число 7, то бросающий скидывается на свадьбу;
  • если выпало 4, то пропуск хода или монету хозяину поля;
  • если выпало 2 (счастливая свинья), то игрок забирает все монеты на поле, кроме свадьбы (свиней на свадьбу не зовут);
  • если выпало 12 (король), то игрок забирает все монеты на поле включая свадьбу.

«Роман об Александре» (MS Bodl. 264). Фландрия, 1338 г.

Реконструкция домика счастья. Клуб Кемпен.

Исторический клуб Кемпен 2017-2018, копирование или частичное использование материалов без ссылки на источник запрещено.

Наверное, каждый хотя бы краешком уха слышал об этой популярной во всём мире настольной игре. Вы не слышали? Значит вы ещё даже и не пытались познакомиться с миром настольных игр. Приглашаем вас в небольшое путешествие. Держитесь крепче!

Настольная игра каркассон

Краткие характеристики:

  • Тип: Стратегия, Тактика
  • Издатель: Мир Хобби (HobbyWorld)
  • Сложность правил: Простые
  • Время игры: от 20 до 30 минут
  • Количество игроков: от 2 до 5 игроков
  • Возраст игроков: от 8 лет
  • Язык: Знание иностранных языков не требуется!

Из истории создания.

Каркассон (нем. Carcassonne) — лучшая настольная стратегически-экономическая игра.

Разработана Клаусом-Юргеном Вреде (Klaus-Jürgen Wrede – знаменитый немецкий разработчик) в 2000 году и до сих пор является его лучшим творением. Издавалась Hans im Glück в Германии и Rio Grande Games в Великобритании. В 2001 году была удостоена награды «Игра года» в Германии (нем. Spiel des Jahres). Напомним, что это самая престижная премия в мире настольных игр. В России впервые была издана издательством Hobby World.

На данный момент в мире продано более 6 миллионов экземпляров, и игра по-прежнему продолжает набирать популярность, поскольку элементарные правила и огромное количество расширений и дополнений (а также независимых, но взаимозаменяемых версий) которые были изданы, никого не оставляют равнодушными. И скажем откровенно – эта игра идеальна как для человека, который только хочет познакомиться с миром настольных игр, так и для искушенных профессионалов.


Крепость Каркассон. Фото с сайта http://int.rendezvousenfrance.com/

Стоит также отметить, что на сегодняшний день существуют электронные варианты этой игры. Вы сможете найти Каркассон на мобильной платформе Windows Phone, версии для Андроид и iOS устройств. В 2007 году компания Sierra Online была выпущена даже версия для Xbox (Live). Конечно это не заменит шарма картонной коробки, но такое внимание к игре со стороны производителей компьютерных приложений, нельзя не заметить.

Предыстория.

«Каркассон — название старинной крепости, расположенной на юге Франции. Это величественное сооружение прославилось во времена Альбигойских войн (1209-1229 годы), когда замок Каркассон стал оплотом восставшего народа и выдерживал многомесячные осады рыцарского войска…» Так гласят в самом начале правила игры. А мировая легенда вообще гласит, что игра была придумана немецким учителем во время посещения данной крепости. Заинтригованы? Тогда вперёд!

Содержимое картонной коробки.

Приятная картонная коробка средних размеров (320 на 200 на 60 мм – оригинальная версия игры). Правда, как всегда у производителей настольных игр, коробка гораздо больше, чем она могла бы быть. Двойной картон, пустое воздушное пространство, несоразмерные габариты по сравнению с содержимым. Это никак не отражается на качестве игровых элементов и отличном дизайне, но остаётся только один вопрос – зачем?

Внутри вы найдете несколько планшетов с игровыми компонентами и правила игры на четырёх страницах. В отдельном полиэтиленовом пакетике деревянные игровые фигурки для пяти игроков (5 цветных наборов по 8 фишек в каждом). Фигурки приятные на ощупь и создают своего рода уют и особую атмосферу во время игрового процесса (мы вообще любители натуральных материалов).

В картонных планшетах 72 качественных игровых квадрата (тайла), с изображениями городов, дорог, монастырей и полей. Именно из них вы и будете создавать игровую систему. А один игровой планшет будет служить отдельным полем для подсчёта очков.

Механика игры.

Играть в эту игру можно практически везде (предпочтительнее на ровных широких поверхностях). Привычное игровое поле отсутствует. Игроки должны собирать его сами (каждый новый ход игрок выкладывает очередную карточку-тайл на стол по определенным правилам). А учитывая большое разнообразие тайлов, из которых оно собирается, каждая партия становится уникальной и незабываемой.

В начале игры мы выкладываем в центр стола (или иного импровизированного пространства) начальный квадрат. Этот момент можно считать моментом основания нового государства, которое мы начинаем с вами развивать и пытаться занять в нем господствующее положение. В вашем распоряжении несколько подданных, которые в процессе игры будут исполнять разнообразные роли. Здесь будут и разбойники, собирающие дань на дороге, держащие в страхе соседние города, и крестьяне, возделывающие поля, снабжающие продовольствием короля и его подданных, и рыцари, встающие на защиту короны и даже монахи, поддерживающие религиозные убеждения целого государства. Только в ваших руках будет судьба того или иного подданного. Только вы сможете определить дальнейшую судьбу того или иного города. Но не стоит забывать, что в каждой игре у вас будет противник, с которым вы будете вести постоянную борьбу за влияние.

Цель игры, вкратце.

Захватывайте господство на вновь открывающихся территориях, становитесь монополистом в сельскохозяйственной сфере, снабжайте города продовольствием, захватывайте крупные замки и собирайте налоги с жителей деревень, получайте дань на дорогах и принимайте пожертвования прихожан в монастырях. Вы становитесь настоящим феодалом и процветающая жизнь местных обитателей в ваших руках.

За каждое успешное действие и захват влияния над одной из территорий вы зарабатываете игровые очки. Очки начисляются как во время игры, так и при финальном подсчёте. Поэтому стратегическая и тактическая составляющие здесь крайне важны. Победителем становится тот игрок, который наберёт в конце игры больше всех очков.

Награды и номинации :

  • 2000 Meeples’ Choice Award
  • 2001 Deutscher Spiele Preis Best Family/Adult Game Winner
  • 2001 International Gamers Awards — General Strategy; Multi-player Nominee
  • 2001 Nederlandse Spellenprijs Nominee
  • 2001 Spiel der Spiele Hit mit Freunden Recommended
  • 2001 Spiel des Jahres Winner
  • 2002 Årets Spel Best Family Game Winner
  • 2004 Hra roku Nominee
  • 2004 Vuoden Peli Family Game of the Year Winner
  • 2012 Ludo Award Best Board Game Editor’s Choice Winner

Наше независимое мнение об игре.

Великолепная и оригинальная идея, очень хорошо прижившаяся в игровом мире. Элементарные правила, которые осваиваются за несколько минут и шикарная игровая механика ставят игру на самые высокие позиции всех рейтингов любителей «настолок».

Настоящим открытием же в данной игре является всё-таки не последовательность выкладывания тайлов на игровом поле, не система градостроения и уникальность каждой партии (нам, скажем честно, зачастую хочется сделать памятный снимок завершённой карты), а оригинальная система подсчёта очков. Невероятно гибкая и логичная. Вы можете не привязываться строго к правилам игры. Меняйте их в своё удовольствие, подключайте маленьких любителей настольных игр, делайте игру проще и интуитивно понятнее. Не хотите использовать в игре крестьян? Пожалуйста. Просто данное правило оказывается неприменимо к вашей партии. Захватывайте только города и дороги. Или наоборот. Хотите играть кооперативно против соперника? Тоже не вопрос. Объединяйтесь в команды и действуйте сообща. Вы не поверите, сколько на сегодняшний день, существует вариантов «домашних правил» Каркассона.

Другими словами, правила игры очень похожи на конструкцию немецкого языка. Их можно разобрать и собрать заново. Можно заменить какие-то элементы, но суть останется прежняя. Игра не потеряет в динамике и вам по-прежнему будет интересна каждая новая партия.

Качество игровых компонентов и иллюстрации художницы Дорис Маттеус выше всяких похвал. Идеальные деревянные фишки, хороший износостойкий картон квадратов местности (за несколько сот партий, игра выглядит практически как новая, лишь лёгкие потёртости на рубашках). И самое главное – цена. Вы же знаете,как немцы относятся к деньгам? Так вот, игра доступна абсолютно каждому! Стоимость коробки не превышает одной тысячи рублей. Если же вы хотите получить дополнения, то придётся немного раскошелиться. Но оно того стоит!

Но не будем откровенно льстить этому шедевру. Без недочётов не обошлось. Да и не бывает, наверное, идеальной игры. Хотя Каркассон невероятно близко подобрался к этому званию.

Что же нам не понравилось? Всё очень просто. Эту игру вряд ли можно назвать стратегической в прямом смысле этого слова. Не хватает ей этой глубины. Совсем немного, но не хватает! Скорее здесь речь идёт о тактической составляющей. Напомним, что в игре участвует 72 игровых тайла (мы рассматриваем базовую версию Каркассон Средневековье). После проведения нескольких партий, вы уже, как минимум интуитивно будете понимать, какие квадраты сейчас участвуют в игре, а какие ещё возможно вытянуть. Обладая данным знанием, будет крайне легко мешать своим соперникам завершать свои объекты и не позволять реализовывать тактические планы. А возможность общения с другими игроками даёт вам шанс договориться с соседями давить и ущемлять лидера.

Кто-то воскликнет – добавьте в игру разнообразия. Играйте смешанными наборами. Используйте квадраты местности из многочисленных расширений и дополнений. Играйте с независимыми версиями. Не вопрос. Но квадратов всё равно останется ограниченное количество. Любители настольных игр и не почувствуют разницы, а вот настоящие профессионалы будут чётко понимать и просчитывать каждый ход. Ведь количество тайлов определено в самом начале игры. И если вы сели играть с настоящим профи в Каркассоне – у вас нет не единого шанса. Чем-то напоминает покер. Придётся всё хорошенько просчитать!

К тому же, толи благодаря нашим производителям, толи в связи со сменой материала изготовления или другой краски на типографской машине, встречаются дополнения к игре, в которых цвет рубашек квадратов местности отличается на несколько тонов. А это создаёт определённый дискомфорт и даёт дополнительные шансы игроку, которыё знаком с этим недочётом игровых компонентов.

Но обратим ваше внимание — мы не считаем это большим недостатком. Игра действительно крайне интересна и реиграбельна. Это идеальный вариант для знакомства с миром настольных игр и чудесный тренажёр для мозга. Игра невероятно динамична, проста и подходит как для ребёнка, так и для бабушки, которая следит за своим внуком. Поверьте, вы будете играть с удовольствием…

Итоговая оценка:

  • Качество игровых компонентов – 9 из 10
  • Оригинальность каждой партии – 9 из 10
  • Взаимодействие между игроками — 8 из 10
  • Сбалансированность игры — 9 из 10
  • Рейтинг Boardgamegeek.com (107 место на 27.02.15) – 7.44 из 10
  • Рейтинг автора обзора FunMill – 9 из 10
  • Официальная страница игры на сайте издателя (нем.);
  • Официальные правила игры - скачать в формате *.pdf .

Пару сотен лет тому назад каждый уважающий себя рыцарь обязан был завоевать сердце прекрасной дамы, наблюдающей из окна башни за подвигами претендента на её руку и сердце. Чтобы «пустить пыль в глаза» венценосной особе, закованные в железо принцы протыкали друг друга копьями, десятками испепелялись огнедышащими драконами и полностью разорялись, закладывая имущество ради дорогих безделушек. Одним словом, соответствовать статусу рыцаря могли немногие, а выжить и сочетаться с дамой сердца – вообще единицы. Сегодня на Розовом диване – коварнодрафтовая настольная игра Средневековая Академия (Medieval Academy).

Как вы догадались, популяция рыцарей постепенно угасала, что совершенно не нравилось королям, которые десятилетиями не могли выдать дочерей замуж за достойнейших из достойных. Тогда, по распоряжению великого, но весьма коварного короля Драфта V повсеместно были созданы академии, в которых обучались все желающие посвятить свою недолгую жизнь ратным подвигам. Дожившие до выпуска сражались на турнире, победитель которого получал в жёны принцессу и скромную часть спорных земель на дальней границе королевства. Собственно, процессу обучения и посвящена сегодняшняя игра…

При входе в здание вы увидите торчащий из пня пудовый меч, который выдают для ежедневного ношения самому зазнавшемуся ученику академии. Памятка по распорядку дня одна на всех, поэтому изучите её внимательно. Полуистлевший манускрипт укажет направление посещения аудиторий и номер вашего курса.

Обучение проходит в семи локациях, представленных двусторонними картонными тайлами. Вам предстоит постичь премудрости становления обычного простолюдина в особы, приближённые к императору.

Чего вам только не предстоит сделать: поухаживать за принцессой, поджариться в пламени дракона, научиться тратить деньги, научить уму-разуму соратников по аудитории, в конце концов, выучить грамоту и попасть на приём к самому королю!

Опытные, прошедшие огонь и воду рыцари, могут усовершенствовать свои навыки и записаться на дополнительные этапы обучения, а также отточить мастерство в дуэльном классе.

Отмечать успехи на поприще рыцарства в академии принято цветными деревянными маркерами. На каждого из пяти претендентов приходится по десять кругляшков.

Каждый день – горячие отбивные (надпись над пещерой дракона)

Маркер раунда занимает стартовую позицию на манускрипте, колода перемешивается и кладётся неподалёку картинкой вниз. Соперники выбирают цвет и располагают по одной деревянной фишке на начальную отметку каждого из семи треков.

Вручите меч сами знаете кому. Этот счастливчик раздаёт всем по пять карт, а затем… Нет, не торопитесь! Изучите полученные картинки, выберите одну, а остальные передайте сопернику в направлении стрелочки, расположенной вокруг номера раунда. Соответственно, получите от другого игрока карты, снова оставьте себе одну и передайте стопку дальше. Так продолжается до тех пор, пока вы пять раз не отложите карты. Теперь самое время отправиться по аудиториям.

Начиная с владельца меча, соперники выкладывают одну карточку с руки и передвигают маркеры по трекам. Карточка позволяет переместить диск на количество делений, соответствующее числовому значению. Как вы догадались, цвет рисунка и цвет тайла должны совпадать. Если фишка пойдёт на второй круг, то используйте дополнительные маркеры, оставшиеся в резерве.

Каждый тип карт позволяет передвинуть диск только в определённой локации. Исключением является турнир и поединок: карточки для них одинаковые. Рыцарь может переместить маркер в одной из двух локаций по своему усмотрению, но при этом разделять количество очков на обе фишки нельзя.

Как только на руках у соперников останется по одной карточке, раунд немедленно завершается и начинается промежуточное подведение итогов. Первым делом смотрим на даму, с тоской взирающую на ваши достижения. Рыцарь, занявший первое место на треке, может передвинуть один из своих маркеров в любой локации на три деления, идущий за ним – на два, и третий – на одно. Далее переходим к победным очкам.

Принцип аналогичен: победитель получает максимальный приз, аутсайдер остаётся ни с чем. Хотя, существуют варианты, когда аутсайдеру полагается жетон со штрафными очками…

Обратите внимание на левый угол тайла – там указано, по окончании какого раунда происходит выдача призов в данной локации. Маленький манускрипт (справа от основного) информирует, что после третьего раунда достижения «обнуляются» и маркеры вновь стартуют с начального деления трека.

В особых локациях подсчёт ведётся достаточно редко, а королевские апартаменты так вообще отличаются от других принципом получения подарков с царского плеча.

После получения премий маркер раундов передвигается вперёд, меч передаётся следующему игроку и начинается новый этап обучения в академии. Шестой курс – последний, поле него подсчитываются полученные жетоны. Победителя заковывают в доспехи и запирают в одной комнате с драконом – поделом ему, пусть не задаётся…

Помимо стандартного обучения, существуют варианты дополнительных заданий. Для этого переворачиваем тайлы и видим некоторые изменения в облике аудиторий. Например: смертельный поединок между чёрным и белым рыцарем. Отныне игроки перетягивают маркер (чашу) в выгодную для себя сторону, чтобы получить как можно больше очков.

Либо делайте ставки на победу в определённой локации и дополнительно передвигайте свой маркер на количество делений по числу сыгранных карт аналогичного цвета.

Быть может, хотите испытать судьбу и пройти экзамен на знание французской грамматики? Тогда вам потребуется дополнительная карточка и обратная сторона тайла образования.

Свежие консервы от производителя (вывеска над логовом циклопа)

Отличная игра на драфт (передача карт по кругу) для игроков от восьми лет любого уровня подготовки. Дело в том, что в стандартном варианте нет никаких «скрытых нюансов» и всё достаточно «прозрачно». Вы можете разработать стратегию продвижения фишек по трекам в локациях и немедленно увидеть результаты своих трудов. Партии проходят достаточно быстро, и, что самое главное, после итогового подсчёта возникает стойкое желание сыграть снова (мозги не устают, хотя подумать есть над чем).

Оформление выполнено с большой долей юмора, а сочетание тем локаций с изображениями на картах создаёт приятную атмосферу рыцарских времён. Вы отправляетесь на ратные подвиги, побеждаете драконов, теряете деньги и покоряете сердце полусонной принцессы. И всё это менее чем за час! Кстати, поклонникам дуэльного времяпрепровождения будет интересен официальный вариант игры для двух игроков.

Во всех отношениях хорошая игра для поклонников карточных "настолок" с механикой драфта. Остальным, как всегда, настоятельно рекомендую перед покупкой попробовать «Средневековую академию» у друзей или на игротеке, так как личные предпочтения – дело сугубо индивидуальное…