Мотивы поведения человека. Мотивы поведения

В зависимости от мотивов личности, человек совершает те или иные действия. Поведение и деятельность подчиняются системе мотивов, которые в свою очередь подчиняются целям самого человека. Если у человека нет целей, тогда мотивы могут быть подчинены эмоциям, страхам, комплексам, возникающим в короткий промежуток времени. Другими словами, человек не действует просто так. У всего есть причины.

Многие читатели интернет-журнала сайт сталкивались с такими ситуациями, когда они не могли понять . В то же время другие люди не всегда понимают мотивы конкретного человека. Достаточно часто подобная ситуация разворачивается, когда личность, которая хочет понять, не желает принимать истинной причины поступков. К примеру, женщина может не понимать, почему мужчина с ней расстался, в то время как он сам аргументирует свое поведение угасанием чувств. Женщина пытается найти скрытый смысл его слов, найти истинную причину, хотя и угасания чувств достаточно для расставания.

Мотивы лежат во всех поступках человека. Другой вопрос: понимает ли человек мотивы своего поведения? Нередко люди сами не понимают, почему поступили тем или иным образом. Однако ничего просто так не случается. Поведение выступает следствием, а мотив – причиной. Если человек не видит никакого мотива, это еще не значит, что его нет.

Что такое мотивы личности?

У мотивов личности есть множество определений. Главное из них – внутренняя сила, которая побуждает человека на совершение конкретных действий с целью достижения определенного результата. Но что есть сам мотив?

  1. Одни видят его как идею, которую человек реализовывает.
  2. Другие представляют ее в виде неких убеждений, которыми руководствуется человек при совершении действий.
  3. Третьи подразумевают под ней некий всплеск энергии, который возникает при наличии определенной цели.

Мотивация толкает человека на совершение действий. Если есть мотив, тогда у человека возникает энергия, которая ему необходима для совершения действий и достижения определенных результатов. Достаточно часто мотивировать приходится сотрудников на фирме. Так, руководители создают внешние мотивационные блага, которые должны настолько заинтересовать их сотрудников, чтобы те начали совершать нужные руководителям действия. Этими внешними мотивами могут быть:

  • Награда в денежном эквиваленте.
  • Повышение по карьерной лестнице.
  • Повышение заработной платы. И пр.

Мотив – это словно морковка перед лицом осла, который должен идти в том направлении, в котором нужно тому, что держит эту морковку.

Однако есть такое понятие, как внутренняя . И в сравнение с внешней внутренняя является намного сильнее. Другими словами, человек должен «загореться» внутренне, чтобы у него появилось столько энергии, чтобы можно было «горы свернуть». А внешние мотиваторы обладают меньшей силой воздействия.

Мотивы поведения личности

Людей всегда интересовал вопрос «Почему?». Почему другой человек совершает то, а не иное действие? Как на него можно повлиять? Можно ли изменить поведение другого человека? Если поначалу человека воспитывают, отчего в нем закладываются определенные мотивы, убеждения, взгляды, то потом он сам может управлять своим поведением или подчиняться внутренним посылам, что и будет его мотивами личности.

До сих пор люди задаются вопросом «Почему?», ответ на который заключается в том, что мотивы личности зависят от ситуации, внешнего давления, внутренних желаний и целей, даже личных качеств характера человека.

Мотивы поведения не являются статичными. Есть мотивы, которые лежат глубоко в подсознании. Обычно человек на них не обращает внимания. Однако есть мотивы, которыми человек может управлять. Например, постановка цели – это мотив, который побуждает человека действовать в направлении достижения желаемого. Однако самой постановкой цели занимается тоже человек, другими словами, он сам себя мотивирует.

Глубинными мотивами поведения личности можно назвать базовые потребности, которые были рассмотрены Абрахамом Маслоу и представлены в виде таблицы:

  1. В первую очередь человек будет заботиться о своей жизни и физиологии. Он нуждается в еде, воде, воздухе, сексе, физическом здоровье и т. д.
  2. Если предыдущая потребность удовлетворена полностью, тогда человек может заниматься собственной безопасностью, которая включает создание семьи, благоустройство дома, устройство на работу, профилактика здоровья и пр.
  3. Уже на третьем этапе после удовлетворения предыдущих потребностей человек занимается межличностными отношениями, поскольку он является социальным существом, которому хочется любить, дружить, общаться, получать эмоции и самому их дарить.
  4. При нормализации предыдущих уровней потребностей человек начинает заниматься развитием определенного отношения к себе: , признание, одобрение и пр.
  5. Уже на последнем уровне потребностей лежат нравственное развитие, творчество, достижение собственного «Я» и пр., то есть духовное развитие. Однако оно постигается лишь тогда, когда человек доволен предыдущими 4-мя уровнями своей жизни.

Потребностями называются нужды, в которых человек нуждается в конкретный промежуток времени. Некоторые нужды являются временными, то есть их удовлетворение происходит достаточно быстро, другие – периодическими, то есть потребность в них возникает время от времени, третьи – постоянными, когда человек должен их постоянно удовлетворять.

Потребности могут касаться любого объекта. Также они делятся на индивидуальные и групповые. Обычно человек имеет желание удовлетворять сразу несколько потребностей. То есть он не удовлетворяет одну потребность за другой, а они в комплексе у него возникают, из-за чего нередко разрывается между необходимостью удовлетворить ту или иную нужду.

Исходя из пирамиды Маслоу, видно, что человек в первую очередь нуждается в физиологических потребностях. И лишь после их удовлетворения он может переходить к достижению более духовных нужд.

Мотивы деятельности

Человек совершает такие поступки, которые помогают ему достигать его потребностей и целей. Мотивация возникает на основе этих нужд и желаний. И чем сильнее потребность или цель, тем сильнее мотивация, которая дает энергии и сил.

Условно мотивы деятельности делят на:

  1. Физиологические – когда человек удовлетворяет потребности своего тела, например, утоляет голод.
  2. Функциональные – когда человек развивается, отдыхает, насыщается новыми эмоциями.
  3. Материальные – когда человек зарабатывает деньги, чтобы обладать определенными материальными благами.
  4. Социальные – потребность человека в одобрении и уважении со стороны окружающих.
  5. Духовные – когда человек саморазвивается, получает новые знания для обогащения внутреннего мира.

Почему в вашей жизни ситуации повторяются? Почему вы встречаете новых людей, а они оказываются такими же негодными и подлыми, как и ваши предыдущие знакомые? Почему вы периодически сталкиваетесь с одними и теми же проблемами? Думаете, это – рок, судьба, ваше предначертание? Вы ошибаетесь. На самом деле все эти события творите вы сами.

Человек сам является тем, кто решает, в каком направлении ему идти. Обращали внимание, что не все люди живут так, как вы? Другие люди живут по-другому, сталкиваются совершенно с другими проблемами, достигают иных успехов. В вашей жизни тоже есть успехи: вы это начинаете замечать, когда сравниваете себя с другими. Помимо того, что вы в чем-то несовершенны по сравнению с другими людьми, вы еще и в чем-то идеальны по сравнению с ними же. Обратите внимание на то, что при обсуждении чужих проблем, вы часто смотрите на них, как на ерундовые и мелочные ситуации, которые очень легко решить. Для вас чужие проблемы легко решаемы, поскольку вы уже научились их решать. Но вот ваши проблемы для вас трудны, а для других людей – легко решаемы.

Поймите мотивы своих поступков. Ту дорогу, по которой вы идете по жизни, вы сами выбираете. Почему вы создаете одни и те же проблемы? Почему постоянно обращаете свое внимание на одних и тех же людей? Не нужно огорчаться из-за того, что это происходит в вашей жизни. Лучше поймите мотивы, из-за которых вы провоцируете такие ситуации в своей жизни.

Внутри вас есть регулятор, который и определяет, в каком направлении вы будете идти. На что он настроен? Какие в него программы вложены? Вы делаете тот или иной выбор из самых лучших побуждений для самих себя. Вы создаете проблемы, исходя из лучших побуждений для самих себя. Парадоксально звучит, не так ли? А все дело в том, что у вас внутри может лежать страх, желание защитить себя или чувство разочарования, из-за чего теперь создаете те или иные ситуации. А вот эти ситуации порой доходят до критической точки, то есть проблемы.

Поймите мотивы своих поступков. Внутри вас находится регулятор, который направлен на реализацию ваших желаний и защиту вас от внешнего мира. Поймите мотивы, по которым вы создаете те или иные ситуации, выбираете тех или иных людей, ведете себя тем или иным образом. Ваш регулятор действует во благо вам самим. Но вы можете изменить его настройки, чтобы он не делал тот выбор, который привносит в вашу жизнь проблемы.

Вот так все просто. Попробуйте изменить свою жизнь всего лишь благодаря тому, что осознаете причины своего выбора, а не будете оценивать и страдать из-за выбранного пути.

Социальные мотивы личности

Личность является социальным существом, которое рождается среди людей и всю жизнь живет, окруженное людьми. У человека возникает естественная потребность иметь отношения с другими людьми, что позволяет ему чувствовать себя нужным, полезным, получать одобрение и уважение, а также уважать самого себя. Социальные мотивы, к сожалению, не так легко удовлетворить. Люди действительно идут на контакт друг с другом, однако нередкими становятся разногласия и конфликты, которые мешают в получении нужных ощущений и .

Человек, чтобы удовлетворять свои социальные мотивы, готов идти на компромисс, подчиняться, быть конформным, жить, как все, и быть частью общества. Это позволяет ему быть частью большого общества, в котором человек живет.

Также следует отметить политический устрой общества. Несмотря на то, что люди могут быть недовольными действиями политиков, они все же признают, что обществу нужен единый орган, который будет регулировать взаимоотношения между отдельными гражданами.

Система мотивов человека

Человек всегда движим мотивами. Причем мотивов у каждого человека много, что создает определенную систему. Ее развитием сначала занимаются родители, а затем и общество, формируя в голове каждого индивида определенные убеждения и установки, которые будут указывать направление, в котором он будет идти.

Также на направленность мотивов и движения человека по жизни влияют:

  • Влечения – потребность человека, которую он может не осознавать. Однако он испытывает необходимость ее удовлетворить (и, возможно, она после этого исчезнет).
  • Идеал – определенная картинка того, как должно быть (каким должен быть человек, как он должен жить и что должен делать в конкретной ситуации). Это влияет на то, что человек постоянно желает соответствовать данной идеальной картине.
  • Желания – влечения, которые человеком осознаются и становятся сознательными целями для достижения. Индивид сам начинает их хотеть и стремиться к их получению.
  • Интерес – повышенное внимание к определенным объектам окружающего мира, что влияет на формирование желаний.
  • Стремления – интерес + сила воли + сознательное совершение действий для получения определенного блага.
  • Склонность.
  • Мировоззрение и убеждения. Здесь подразумевается целостный взгляд на мир, каким его видит человек, что и определяет, в каком направлении он будет идти. Убеждениями называются определенные взгляды, которые являются нерушимыми и истинными в голове человека.

Итог

Каждый человек движим мотивами, которых в его голове существует достаточно много. Сначала удовлетворяются самые важные и значимые мотивы и потребности, затем достигаются менее значимые, но также необходимые желания. Однако есть мотивы, которые постоянно или периодически приходится реализовывать, поэтому человек всегда будет движим внутренней силой на достижение определенных благ.

Условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия ? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Потребность, мотив, цель

Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотивы: движущая сила поведения людей

Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

Мотив 2. Идентификация

Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

Мотив 3. Власть

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

Мотив 4. Процессуально-содержательный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

Мотив 5. Саморазвитие

Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

Мотив 6. Достижения

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Мотив 7. Просоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • придание фактам элементов новизны;
  • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
  • использование позитивной и негативной мотивации;
  • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из следующего набора элементов: мотив – намерение – цели и средства – решение – деяние – последствия – оценка (самооценка).

Поступок начинается с мотива , внутренне осознанного побуждения к действию . На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора, о которых шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснование тому, что произойдет. Мотив настолько важен, что часто считается определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали мною, какие ценности были избраны, и определяет смысл деяния. В отличие от мотива стимул – это внешний фактор, воздействующий на поведение.

Мотив плавно перетекает в намерение желание совершить действие для достижения некой нравственной цели . Мотив освящает содержание намерений, делает их добрыми или преступными. Если мотивация разворачивается в сознании как рассуждение, то намерение – это установка, направленность сознания на то, чтобы перевести духовные замыслы в жизнь.

Продумывать, как именно ты собираешься воплотить свои намерения, очень важно, иначе результат не совпадет с ожидаемым. («Хотели, как лучше, а получалось, как всегда».) Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок – это риск. Человек часто заблуждается в том, что хорошо, а что на самом деле плохо, а потому даже самые лучшие намерения подчас приводят к плачевным результатам. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад», – гласит библейская мудрость.

Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель , но и выбрать средства для ее достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, – в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас на значительные дела, но когда мы начинаем раздумывать, каким бы способом ее достичь, то часто возникает проблема: какими средствами добиться желаемого? Понятно, что средства должны быть эффективными, однако, в стремлении добиться своего любыми методами кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если дорога к справедливости пролегла через насилие и предательство, вряд ли наступившая справедливость кого-то устроит. И какое право рассуждать о справедливости имеют люди, способные на низкие и безнравственные поступки? Вот и оказывается, что нельзя «сначала» воровать и обманывать, а «потом» на полученные деньги помогать людям. Никакого «потом» не наступает, цель, достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью.


Решение акт воли, позволяющий перейти от моральных намерений к действиям , решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности. В экстремальной ситуации (на пожаре, в разведке, при освобождении заложников) намерения у всех очевидно нравственные: достичь цели при минимуме жертв. Успех такого предприятия зависит от способности участников принимать быстрые и определенные решения. В ненапряженной же ситуации этика рекомендует перед принятием решения подробно рассмотреть варианты поведения, чтобы учесть различные нравственные интересы участников. Недаром народная мудрость советует: «семь раз отмерь».

Итак, приняв решение, мы приводим замысел в исполнение, совершаем деяние (нравственное деяние может быть как действием, так и бездействием) и смотрим на последствия . Приходит черед оценки и самооценки произошедшего. Поскольку поступок – это целостный акт, то он оценивается в единстве всех своих элементов : намерения сравниваются с последствиями, проверяется нравственная чистота мотивов, адекватность избранных средств. Понятно, что если благородные мотивы человека переросли в прекрасные результаты, то такое поведение достойно восхищения.

Поскольку вся предварительная подготовка к поступку разворачивается в сознании личности, внешняя оценка ее деяний затруднена. Общественное мнение склонно оценивать последствия и может только предполагать мотивацию, которая за ними стоит. Самооценка поступка не менее важна для внутренней жизни, чем похвалы или порицания других, внутренний голос оценит не только действия, но и тебя самого. Конечная самооценка становится основанием для дальнейшей деятельности, ее опыт включается в мотивы следующего поступка.


1. Потребности

Потребности, это что?

Психолог: В жизни любого человека практически не бывает таких моментов, когда бы он не испытывал какой-нибудь потребности. То он хочет есть или пить, то желает приобрести какую-нибудь вещь (новую одежду, современный компьютер). Бывает, что человека угнетает страх перед ворами, и он, чтобы обеспечить свою безопасность, стремится обзавестись крепкой железной дверью. Большинство людей мечтает о дружбе и любви. Многие хотят добиться уважения в кругу своих знакомых или развить свои способности. Все это примеры многочисленных человеческих потребностей.
Потребность – это испытываемая человеком нужда или недостаток в чём-либо необходимом.

Бывает так, что человек не испытывает никаких потребностей?

Психолог: Потребности никогда не исчезают. Стоит исполнить одни желания, как немедленно возникают другие. Стремление удовлетворить свои потребности заставляет человека действовать, побуждает его к тем или иным поступкам.

А если испытываешь сразу несколько потребностей?

Психолог: Хотя в любой момент своей жизни человек испытывает не одну, а несколько потребностей, не все они равноценны. Какая-то потребность кажется более необходимой, более «насущной», удовлетворение другой потребности можно немного отложить, а третья вообще «может подождать» своего удовлетворения до лучших времён.

И какие потребности важнее?

Психолог: Уже давно отмечено, что на первом месте в «очереди» обычно стоят, так называемые, физиологические потребности. Каждый человек должен дышать, есть, пить, спать, согревать и укрывать от непогоды своё тело, где-то жить. Поэтому потребности в пище, воде, воздухе, сне, одежде, жилище являются самыми насущными из всех нужд. Ведь для человека, испытывающего чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи.

Что происходит с желаниями человека, когда физиологические потребности удовлетворены?

Психолог: Их место тотчас занимают другие, менее насущные. Считается, что это потребности в безопасности и защите. Подобно тому как сытый человек не испытывает голода, человек, находящийся в безопасности, не испытывает беспокойства.

А потом?

Психолог: Когда человек сыт, здоров, обеспечен одеждой, имеет кров над головой и чувствует себя в безопасности, приходит время других, более возвышенных духовных потребностей, составляющих основу его внутренней жизни. Это потребности в общении с людьми, в дружбе, любви, потребность в уважении других людей и самоуважении.
Самую высокую группу потребностей составляют те, которые направлены на развитие своих способностей и талантов.

2. Интересы
Что такое интерес?

Психолог: Довольно часто какая-то из потребностей человека перерастает в устойчивое стремление, которое волнует и увлекает его. Тогда речь идёт уже не просто о потребности, а об интересе. Это слово переводится с латинского как «важность», что совсем не случайно! Ведь фраза «Мне это интересно» почти всегда равнозначна фразе «Мне это важно».
Интересы у разных людей не совпадают. Кого-то увлекает наука, кого-то спорт, кого-то музыка или литература. Но можно сказать, что в самом общем смысле любой интерес – это желание узнать что-то новое в определённой области.

Откуда появляются интересы?

Психолог: Не всегда это можно понять. Порой интерес пробуждается неожиданно, словно сам по себе. Человек не знает, почему его заинтересовало именно это занятие, именно этот предмет. Бывает, что свою роль играет элемент новизны, но случается и так, что человек долгое время занимается чем-нибудь без интереса, по необходимости, а потом начинает испытывать к этому малопривлекательному делу интерес. Однако, как правило, интересы пробуждаются благодаря влиянию других людей. Тут может сыграть свою роль пример друзей, учителей или родителей.

Интересы одного человека как-то различаются?

Психолог: Несомненно. Если интерес проявился однажды, ещё не значит, что он будет длительным и стойким. Человек может увлекаться сегодня одним, а завтра – другим. Важное значение имеют устойчивые интересы, которые не угасают на протяжении многих лет, влияют на образ жизни человека, на его отношения с другими людьми. Подобные интересы, наряду с характером человека и его способностями, определяют его индивидуальность.
Надо так же различать глубокие и поверхностные интересы. Глубокий интерес – всегда интерес сознательный и продуманный.
Интересы могут быть широкими и узкими. Кто-то, к примеру, увлекается музыкой вообще, а кто-то является «фанатом» только одной определённой группы, а до другой музыки ему вообще нет никакого дела.

Интересы могут быть «хорошими» и «плохими»?

Психолог: Для многих людей их интересы становятся смыслом жизни. Длительные, широкие, глубокие интересы формируют характер человека, делают его ярче, способствуют развитию его способностей. Но порой какой-нибудь интерес (например, безудержное пристрастие к компьютерным играм) берёт над человеком такую власть, что его жизнь становится тусклой, однообразной, отнимает все его силы и не дает развиться индивидуальности.

Испытывать интерес это важно?

Психолог: Любое дело спорится в руках, если оно делается с интересом. Это всем известно. Учёба не является здесь исключением. Вероятно, вы согласитесь с тем, что учебный предмет, к которому вы проявляете больший интерес, вам даётся гораздо легче, чем тот, к которому интереса нет. Учёба без интереса превращается в принудительный труд, в надсадную повинность.

3. Выбор. Поступок и поведение

Когда у человека много потребностей и интересов, приходится выбирать.

Психолог: Без этого не обойтись. Каждый день человеку постоянно приходится делать тот или иной выбор. Пойти в школу пешком или поехать на трамвае? Купить в буфете салат или сладкий пирожок? После школы лучше сесть за уроки или за игровую приставку? И т.д. и т.п.

Кому-то выбор даётся легко, а кому-то с трудом!

Психолог: Верно подмечено. Некоторые люди испытывают трудности, принимая даже очень простые решения, например при покупке подарка. Они сомневаются, бесконечно взвешивают разнообразные варианты. Их постоянно тяготит груз прошлых неудач, о которых они никак не могут забыть. Если такие люди заняты каким-нибудь делом, их не перестают отвлекать мысли, вроде: «Кому всё это нужно?», «Зачем я это делаю?», «Имеет ли это смысл?». В результате они не могут сконцентрироваться на работе, окунуться в неё с головой, увлечься.
Другие люди, напротив, принимают решения быстро, не задумываясь. Взявшись за что-то, они не тратят времени на размышления о смысле, необходимости и ценности занятия.

И что лучше?

Психолог: Наверно, не следует слепо подражать ни тем, ни другим. Прежде чем заняться чем-нибудь, надо хорошо подумать, проанализировать прошлые ошибки, взвесить все «за» и «против», понять смысл предстоящей работы. Но когда решение принято, нужно уметь отвлечься от сомнений и перейти непосредственно к делу.

Сделав выбор, человек начинает действовать?

Психолог: Да. А выполняя какое-нибудь сознательное действие, мы совершаем поступок.
Поступок всегда связан с выбором и всегда имеет какие-то последствия. Если вы делаете осознанный выбор, то тем самым вы совершаете поступок и принимаете на себя ответственность за него.

Психолог: Один поступок обычно влечёт за собой другой. Эта связанная между собой последовательность действий и поступков называется поведением.

Каждый ведёт себя по-своему?

Психолог: Конечно. В поведении проявляются индивидуальность человека - особенности его характера, темперамента, его потребности и вкусы.

4. Мотивы

Почему человек ведёт себя так, а не иначе?

Психолог: Каждый, кто хочет понять поступки другого человека или свое собственное поведение, начинает с поиска их причин. Эти причины называются мотивами.
Мотив (слово происходит от латинского «мовео» - «двигаю», «толкаю») - это осознание человеком какой-то своей потребности.

Значит, причиной поступков являются мотивы, а мотивы создаются потребностями?

Психолог: Обычно так и происходит. Если у человека есть потребности, значит, он испытывает нужду в чем-то или в ком-то - во внешних предметах или в другом человеке. Вместе с тем, как уже говорилось, потребности человека являются исходными побуждениями к каким-то поступкам. Например, желая перекусить, мы отправляемся на кухню, достаем из холодильника продукты, ставим на плиту чайник, что-то разогреваем, что-то режем и т.п. Мотивом всех этих действий является чувство голода. Если у нас возникает потребность пообщаться с товарищем, мы звоним ему по телефону, договариваемся о встрече и т.п.

А бывает так, что человек действует без всяких мотивов?

Психолог: Все наши поступки, мысли, эмоции, чувства имеют свои мотивы. Правда порой мы не замечаем этого, потому что не имеем привычки обдумывать каждое своё действие или чувство. Но если ваше поведение вызывает нарекания окружающих, и не устраивает нас самих, очень полезно по нескольку раз в день задаваться вопросом: «Что двигало мной, когда я совершал тот или иной поступок? Что было его мотивом?» Попробуйте избегать ответа «не знаю». Тогда вы обязательно заметите, что мотивы ваших действий очень многообразны. Какие-то из них существенные и глубокие: сразу и не понять, что за этим стоит, другие – простые и поверхностные. Кроме того, вы увидите, что одно и то же действие может объясняться разными причинами. Бывает, что окружающие не замечают скрытых мотивов ваших поступков и объясняют их совсем не так, как объясняете вы.