Понятие формы государства и факторы влияющие на многообразие и эволюцию государства. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства

Формы государства.

1. Понятие формы государства и факторы, влияющие на многообразие форм государства;

2. Проблемы определения формы правления России;

3. Проблемы определения формы государственного устройства России;

4. Проблемы выделения типов политико-правового режима.

Единого подхода к пониманию формы государства не существует. В западной науке нет разграничения между формой правления и типом режима правления. Одни авторы берут за основу структурный подход. И определяют форму государства посредством перечисления её элементов. Традиционно говорят о 3х элементах (форма правления, государственный режим, территориальное устройство). Некоторые авторы говорят о том, что наряду с этими тремя элементами и в дополнение к режиму, необходимо выделять и четвертый самостоятельный элемент формы государства – политическую динамику (характер политического развития власти и общества). В современной литературе как правило определение формы государства происходит через содержательную характеристику этого явления. При таком подходе форму государства определяют как совокупность способов организации, распределения и осуществления государственной власти, определяющих степень участия народа в формировании и реализации государственной власти. Форма государства также показывает какими способами, какими методами, в чьих интересах осуществляется государственная власть, на сколько народ допущен к участию в формировании органов государственной власти и какова степень участия народа в осуществлении государственной власти, на сколько народ допущен к реализации власти.

От чего зависит форма конкретного государства? Что будет предопределять форму конкретного государства и её эволюцию?

1. Территориально-географические факторы:

Ø Размер территории государства;

Ø Наличие крупных географических объектов (например, крупных горных хребтов). Влияние на форму устройства. Например, Швейцария;

Ø Климатические условия предопределяемые географическим расположением государства. Еще Макиавелли связывал форму правления и географическим расположением государства. Сверенные государства – монархия, южные народы – республика;

Ø Расположение государства (наличие выхода к морю, наличие полезных ископаемых, островное/континентальное). Оказывает влияние на экономическое развитие государства è форма государства.

2. Внутренние факторы (находят своё проявление на территории самого государства):

ü Внутриэкономические факторы (тип экономики – распределительная или обменная; степень укладности экономики – одноукладная или многоукладная; уровень экономического развития общества; тип и характер производственных отношений – производящая экономика или ресурсная; степень экономической стабильности общества);

ü Социально-духовные факторы:

o Отношение государства к религии;

o Национальный состав населения;

o Историческое развитие, формирование ментальности общества (традиции, обычаи, культура);

o Характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и т.д.).

ü Внутриполитические факторы:

o Расстановка политических сил – какие существуют политические силы в обществе, чьи интересы эти политические силы выражают, как эти политические силы организованы, какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти;

o Уровень политического сознания и политической культуры общества;

o Степень политической активности населения;

o Степень политической стабильности общества (последовательное, поступательное развитие политических процессов).

3. Внешние факторы:

v Политическое окружение государства. Либо государство находится во враждебном окружении либо в дружественном. Это влияет на режим государственного устройства;

v Внешнеполитическое заимствование. Ни одно государство не может быть изолированным. Они взаимодействуют и воспринимают какие-либо элементы формы государства;

v Фактор внешнеполитического давления (фактор внешнеполитического навязывания). Одно государство (группа государств) путём экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы.

Форма государства – это совокупность основных способов организаций, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.

Государственная власть – общественная власть, которая осуществляется государством или проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Форма государства - это структура, модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.

Существуют в научной литературе различные точки зрения о форме государства.

В 60е годы категорию «форма государства» трактовали в узком и широком смысле. В узком смысле она включала в себя форму правления, в широком – форму государственного устройства и форму правления. А политический режим рассматривался как явление характеризующее сущность государства. Денисов «Сущность и формы государства».

1971 Киримов «Сущность общенародного государства». При рассмотрении формы государства следует выделять как внутреннюю, так и внешнюю форму. Внутренняя форма – политический режим (советская демократия), а внешняя – это конкретная организация политической власти.

В конце 90х годов Комаров считал, что государство следует рассматривать как функциональную, т.е. динамическую, так и организационную, т.е. статическую, систему, где динамическую систему представляет политический режим, а статическую систему представляют форма правления и форма государственного устройства.

Параллельно существовал и традиционный подход, в котором под формой государства понимается система из трех элементов – форма правления, форма государственного устройства, государственно-правовой или политический режим.

Форма правления – элемент формы государства, определяющий порядок организации высших органов государственной власти и их взаимодействие друг с другом.

Форма государственного устройства – элемент форма государства, определяющий территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части в пределах ее территории и взаимоотношения органов государственной власти и его частей между собой.

Политический или государственно-правовой режим – это элемент формы государства, определяющий способы и приемы осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

Факторы, влияющие на форму государства:

· Геополитический фактор (географическое положение страны, протяженность территории, специфическое расположение)

· Тип цивилизации

· Социально-культурные условия народа

· Образ жизни

· Самобытные национальные традиции

· Религиозный и идеологический фактор

· Национально-этнический фактор

· Демографический и экономический факторы

· Политический фактор (концентрированно выражен в политическом режиме)

На форму государства оказывают влияние огромное количество факторов. Форма конкретного государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному государству соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Соотношение политических сил в стране способно оказать серьезное влияние. Например, в Англии исторически, в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, природные, климатические условия, религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Небольшие по территории государства являются, чаще всего, унитарными.

Понятие и структура формы государства. Факторы, обусловливающие форму государства.

Понятие формы государства относится к важнейшим характеристикам государства. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Изучить государство с точки зрения его формы – значит рассмотреть его строение, основные составные части, внутреннюю структуру, методы осуществления государственной власти.

Традиционно под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и государственного (политического) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

a) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой – государства различного вида могут иметь одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления.

Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу – монарху и переходит, как правило, по наследству.

Монарх не несет юридической ответственности за свои деяния, управляет государством по собственному усмотрению, сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит высший суд.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

В литературе различают абсолютные (неограниченные) монархии и ограниченные.

При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Неограниченная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

Среди ограниченных монархий различают:

- дуалистическую;

- парламентарную.

Дуалистической называют монархию, в которой существует двойственность (дуализм) верховной власти: монарх, представляющий интересы феодалов, сохраняет всю полноту исполнительной власти. При этом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом представителей. Однако в ряде случаев парламент фактически подчиняется монарху, который обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними. Подобная форма государственного правления в настоящее время – в Марокко, Иордании и некоторых других странах арабского мира.

Парламентарная монархия отличается тем, что монарх как глава исполнительной власти в правах ограничен, и это юридически закреплено в Конституции. Поэтому в литературе такую монархию нередко называют конституционной.

В парламентарной монархии статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. При такой форме правления правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха в значительной степени символична. Примерами парламентарной монархии служит Англия, Дания, Испания и др.



В литературе иногда упоминается и теократическая монархия, когда монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной (например, в Ватикане религиозный лидер является главой государства).

Республика это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом.

Современные республики подразделяются на:

Парламентарные;

Президентские;

Смешанные.

Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Главными функциями парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. В таких республиках глава государства избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Известный российский исследователь Ю.А.Дмитриев пишет: «…положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства…».

Примером парламентских республик являются Германия, Италия, Венгрия, Чехия и др.

Президентская республика – форма правления, где президент, избираемый на определенный срок, является главой государства и главой исполнительной власти.

Характерными признаками президентской республики можно считать следующие:

Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента;

Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

Президент лишен права роспуска парламента;

Президент является верховным главнокомандующим.

Главный признак президентской республики – независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся, прежде всего, в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

При этом в различных странах президентская форма правления имеет свои особенности. В современных цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. В таких государствах в Конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов».

В качестве примера президентской республики можно назвать США, Мексику, Бразилию и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе основные черты парламентской и президентской форм правления, а также новые черты.

Для республики смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Президент избирается народом, но не возглавляет исполнительную власть, имеет право роспуска парламента или его нижней палаты в случае непреодолимого конфликта между ними (парламентом и исполнительной властью). Такое положение закреплено, например, во Франции.

Следует отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.

Социальный фактор. Здесь речь идет о социальной структуре общества, степени ее развитости, характере и содержании отношений между составляющими структуры. Например, структура рабовладельческого общества, упрощенно говоря, проста. Она сводится в целом к двум социальным классам (рабовладельцы и рабы), отношения между которыми, как свидетельствует история, напряженны. Разумеется, велика роль личности, межличностных отношений, индивидуальных и групповых интересов.

Экономический фактор. У общества есть и экономического свойства потребности в государстве как властвующего и управляющего института власти. Характер и содержание, мотивация индивидуального и общественного труда, формы собственности, степень научно-технической оснащенности общественного производства.

Политический фактор. Включает также политическое сознание, партии, политические процессы и ценности, нормы, политические идеологии, политические отношения.

Культурный фактор. Государство можно рассматривать и понимать как явление культуры в целом, а не только политической. При всей многозначности понятия культуры, ее деления на материальную и духовную она не может быть сведена к книгам, музеям, театрам и т.д. Одной из центральных идей культуры является идея достоинства личности, понимания человека как высшей ценности. Именно в этой своей части культура ориентирует государство в его формах, деятельности, принципах властвования и управления, организации государственного аппарата на человека, его материальное благополучие, безопасность, духовное развитие. Помимо названных факторов, естественно, существуют и другие. Например, моральный, национальный, религиозный.

Среди факторов, влияющих на форму государства дозволительно отметить: 1. особенности исторического развития государства; 2. исторические традиции; 3. различные политико-правовые идеи; 4. национальный состав населения; 5. внешние факторы (международное положение и т. д.). Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая соперничество и её результаты.

12) Функции государства: понятие и классификация. Формы и методы осуществления функций государства.

Функции гос-ва – основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение гос-ва, причем постоянные. От функций следует отличать задачи гос-ва – конкретные цели, которые стоят перед гос-вом. Признаки функций гос-ва (они конкретизируют цели гос-ного управления на каждом историческом этапе развития общества): 1.В функциях проявляется деятельность гос-ва, его управленческая природа.



2. Функции гос-ва – основные направления деятельности, без которых на данном историческом этапе развития не обойтись (например, функция охраны природы раньше не была основной).

3. Функция гос-ва – обобщенная хар-ка деятельности его органов. Функции гос-ва следует отличать от функций гос-ных органов. Гос-во – система органов, т.е. его деятельность осуществляется через гос-ные органы.

4. Функции выражают его сущность, его связь с обществом. Гос-во – аппарат органов, взаимодействующих с обществом. Цель состоит в стабилизации и оптимальности связей с населением, обществом.

5. Реализуются функции в определенных преимущественно правовых формах и особыми характерными для гос-ной власти методами.

Классификация функций гос-ва : по изменению сущности гос-ва, по причинам их возникновения (функции, вытекающие из классовых противоречий, и функции, вытекающие из потребности общества в целом – функция обороны), по времени действия (постоянные – экономическая функция, функция обороны; временные – функции периода неразвитого гос-ва), по направленности деятельности (внутренние, внешние). Внутренние функции гос-ва: функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан, экономическая (гос-во ведет денежное хоз-во, осуществляет бюджетную политику, кредитование, должно бороться с монополизмом, налоговая политика, охрана различных форм собственности), социальная (поддержание отдельных сфер жизнедеятельности: здравоохранение, образование, соц. обеспечение, сферы культуры, науки; поддержание отдельных соц. групп населения: пенсионеры, инвалиды, пострадавшие от техногенных катастроф), экологическая, информационно-идеологическая, функция сохранения и укрепления гос.власти. Внешние функции гос-ва: функция сотрудничества, мирного сосуществования с другими гос-вами, внешняя экономическая функция, функция обороны (организация военной промышленности и организация обучения армии, подготовка сил), функция захвата чужих территорий (у современных гос-в нет, есть у неразвитых), функция расширения сфер влияния (расширение экономического, культурного влияния).

Формы и методы осуществления функций гос-ва

Под формами осуществления понимаются специфические виды гос.деят-ти и деят-ть, посредством, которого реализуются функции гос-ва

По отраслевой специфике относят:

Законодательную(нормотворческая деят-ть)

Исполнительная(управленческая деят-ть)

Судебная(правосудие)

Контрольно-надзорная деят-ть за состоянием законности

По критерию однородности выделяют правовые и организационные формы

Правовые: 1. правотворческая деят-ть – это форма осуществления функций гос-ва путем издания нормативных актов, принятия новых юридических норм, изменений или отмены устаревших норм;

2. правоприменительная деят-ть – деят-ть органов гос-ва по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей.

Правоприменит.деят-ть включает в себя:

1. исполнительно-распорядительную функцию – управленческая деят-ть органов гос-ва, осуществляемая путем принятии правоприменит.актов распорядит.хар-ра;

2. правоохранит.деят-ть – деят-ть правоохранит.органов, осуществляемая путем принятия правоприменит.актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридич.лиц и общества в целом.

Организационные формы: 1. организационно-регламентирующая деят-ть – текущая работа организационно-технич.хар-ра,направленная на обеспечение деят-ть органов гос-ва(подготовка документов,организация различных мероприятий, подбр и растоновка кадров); 2. организационно-хозяйственная деят-ть – текущая работа хоз. хар-ра, направленная на материальное обеспечение выполнения функций гос-ва(сбыт,учет,статистика); 3. организационно-идеологическая деят-ть – повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения ф-ий гос-ва(разъяснение законов,формирование обществ.мнения и т.д.)

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1) социально‑экономические, культурные;

2) исторические, национальные и религиозные традиции;

3) природные и климатические условия;

4) расстановка политических сил и т.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико‑территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно‑правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно‑правовым режимом Российской Федерации является демократический режим. Среди причин и условий, определяющих форму государства, можно назвать:

сущность государства (его цели и задачи); характер отношений между

классами; внешнее влияние; состояние урегулированности, степень

стабильности существующих внутри страны отношений; культурные традиции

общества.

Еще по теме 10. Понятие формы государства, ее структура. Факторы, определяющие форму государства.:

  1. 20. Форма государства: понятие, элементы, Соотношение типа и формы государства.
  2. Тема 1. Понятие государства. Формы и функции государства
  3. 4.2. Механизм государства. Функции государства и механизм государства Механизм государства: понятие, задачи, структура
  4. 3.4.1. Структура механизма государства. Государственные органы, их виды 3.4.1.1. Механизм государства:понятие, признаки, принципы его построения и деятельности
  5. Понятие, признаки, функции государства Значение термина «государство» B понятие «государство» с момен­та его появления вкладывался различный смысл. Когда-то француз­ский король Людовик XIV