Правление Елизаветы Петровы (кратко). Правление Елизаветы I Английской Тюдор

Конспект урока

(Урок изучения нового материала)

«Елизавета I Тюдор: золотой век»

Предмет: история

Класс: 7

Коробова Ирина Владимировна

Учитель истории и обществознания

МАОУ «Лицей №6» г. Тамбова

«Елизавета I Тюдор: золотой век»

Цель урока:
определить, действительно, ли правление Елизаветы I можно назвать «золотым веком»?

Задачи урока:

    Рассмотреть внутреннюю политику Елизаветы

    Оценить ее внешнюю политику

    Сравнить правление Елизаветы I с предшественниками

УМК:

Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал, тематическая презентация

План урока

    Определение темы, цели, задач.

    Изучение нового материала

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Сравнение особенностей правления Елизаветы с политикой Генриха VIII

    Оценка политики современниками

    Рефлексия

    Подведение итогов. Домашнее задание

    Определение темы, цели, задач. (5 минуты) Слайд 2,3

На экране: портрет Елизаветы карта Англии

Учитель: ребята, вы знаете, карта какого государства здесь представлена, кто изображен на портрете и как это между собой связано? Правильно, это королева Англии Елизавета I Тюдор.

На экране появляется тема.

Тема сегодняшнего урока «Золотой век Елизаветы I Тюдор». Все ли вам понятно в теме? Что означает это выражение? (страна при данном правителе достигает наивысшего развития во всех сферах жизни)

На экране – цель урока.

Давайте попробуем с вами определить, справедливо ли царствование Елизаветы получило такую высокую оценку современников – это и будет нашей целью.

Как вы думаете, ребята, что мы должны с вами сделать, чтобы достигнуть нашей цели? (завоевания, политическая деятельность, военная деятельность и т.д.)

Рассмотреть ее внутреннюю и внешнюю политику, сравнить с предшественниками (Генрихом VIII ) – это будут нашими задачами на урок.

На экране – задачи.

    Изучение нового материала (25 минут)

    Внутренняя политика. Слайд 4, 5, 6

Учитель: оценим систему государственного управления и экономическое состояние государства при Елизавете. Для этого поработаем в парах. Каждый из вас получает задание, выполняет его, затем вы меняетесь и на основе проработанного материала даете определение двум понятиям: абсолютизм и протекционизм.

Задание 1. (Прил.1)

Протекционизм – покровительство национальной промышленности и торговли.

Абсолютизм – форма правления, при которой неограниченная власть принадлежит монарху.

На основе полученных знаний формулируется вывод об основных тенденциях политики Елизаветы I .

    Внешняя политика. Слайд 7

Правление Елизаветы отличается широкими международными связями и отношениями разного рода. Не исключением являлась и война. Напряженные отношения складывались у Англии с Испанией, причем вражда началась еще задолго до Елизаветы. Вспомните, с чем это было связано? (конфликт с Генрихом VIII из-за развода с Екатериной Арагонской).

О борьбе Англии с Испанией и ее результатах мы узнаем, ознакомившись с текстом учебника с. 122 – 123 и дополнительным источником. Бланк задания – у вас на парте.

Задание 2 (Прил.2)

Каков итог этого противоборства? (Испания теряет лидерство, Англия приобретает, что впоследствии сделает Англию величайшей державой)

    Сравним с Генрихом VIII . Слайд 8

Работа со слайдом в презентации на основе выводов о правлении Елизаветы.

Генрих VIII (справка):

В экономике – цеховые ограничения, затруднение с международной торговлей в виду отсутствия торгового флота; в политике – зачатки абсолютизма, пытался все ветви власти подчинить себе, однако парламент все еще имел большую власть. Генрих испортил отношения почти со всеми европейскими державами из-за создания англиканской церкви и отделения от Римского влияния, Елизавета же напротив увеличила влияние Англии на континенте и в море.

    Оценка современников. Слайд 9

Вам всем известный поэт Уильям Шекспир так писал о королеве:

Для счастия отчизны

Она до лет преклонных доживет,

И много дней над нею пронесется, и ни один не минет без того,

Чтоб подвигом благим не увенчаться.

Высокая оценка ее деятельности? Давайте обсудим.

ВЫВОД:

Можем ли мы назвать время правление Елизаветы Тюдор Золотым веком? (да можем, по всем статьям она превосходит своего отца и вывела Англию на лидирующие позиции, о ней высоко отзываются современники)

    Рефлексия (5 минут)

Учащиеся получают карточки с вопросами:

Что я узнал нового?

Чему я научился?

Что понравилось/не понравилось на уроке

    Подведение итогов (5минут). Слайд 10

Домашнее задание: п. 13, вопросы и задания после параграфа

Используемые материалы:

    Всеобщая история, История нового времени, 1800-1900, 8 класс, Юдовская А.Я. М.,2015.

    Глазова Е.В. История государства и права зарубежных стран. М., 1998.

    I Тюдор в Англии. М., 2001.

    Штокмар В.В. История Англии в Средние века. М., 1992.

Приложение 1.

Задание 1. Государственное управление

Часть 1. На основе документа заполните схему.

Глазова Е.В. История государства и права зарубежных стран.

Центральными органами власти и управления были король, Тайный Совет и Парламент. Верховное управление делами страны король Англии осуществлял через свой Тайный совет. Члены его назначались королем и только перед ним несли ответственность. В его состав входили представители феодальной знати, нового дворянства, буржуазии.

Высший церковный орган страны – Высокая комиссия, созданная при Елизавете, в состав которой наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и др. должностные лица. Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной.

При Тюдорах парламент использовался в качестве орудия усиления своей власти. Нижняя палата (Палата Общин) парламента беспрекословно утверждала законы, внесённые королём; верхняя же палата (Палата Лордов) состояла в своём большинстве из представителей аристократии, получившей от Тюдоров большие земельные пожалования и потому покорной им.

При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов. Важнейшими судебными инстанциями были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера, главы которых назначались от имени короля.

Часть 2. Дайте определение форме правления Елизаветы I .

Абсолютизм – форма правления, при которой __ _______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Экономическое развитие страны.

Часть 1. На основе документа заполните пропуски в тексте.

Карначук В.Н. Правление Елизаветы I Тюдор в Англии.

При Елизавете Англия получала хороший доход, участвуя в международной торговле шерстью и тканями. Королева поощряла купеческие компании, которые были основаны в этот период.

Компании, получившие королевские хартии на ведение торговли (только крупные): Англо-Русская (Московская) торговая компания; Балтийская компания (торговля с Россией и странами Скандинавии); Левантийская компания (торговля с Ближним Востоком); Гвинейская компания (торговля с Африкой, преимущественно – работорговля); Ост-Индская компания (торговля со странами Тихоокеанского бассейна)

«Новые ремесла» - те, что не были скованы цеховым производством. Изготовление часов и механизмов, отрасли стеклодувного дела, книгопечатание и т.п. За открытие и внедрение новых технологий выдавались лицензии и патенты.

Для поддержания своего престижа в глазах придворных она пришла к практике раздачи торговых монополий. Монопольное право на ввоз или вывоз определенной продукции (например, сладкого вина или стали) предоставлялось кому-то из придворных.

Эпоха Елизаветы – эра расцвета английского пиратства. Пираты действовали с согласия и одобрения королевы, она порой была в доле прибылей от их операций. Одновременно с грабежом испанских кораблей эти люди занимались порой торговлей, порой участвовали в правительственных военных операциях, и часто – играли роль первооткрывателей и исследователей новых земель и маршрутов. Самый известный из пиратов эпохи Елизаветы – Френсис Дрейк (1542-1596), которого лично Елизавета возвела в рыцари.

Торговля

При Елизавете I процветала торговля _________________ и __________________ на [внутреннем или внешнем] рынке. Торговлей занимались купцы, _____________________________, пираты, которых королева всецело поддерживала. Для обеспечения себе поддержки придворных она активно раздавала им торговые __________________________.

Промышленность

Так называемые «новые ремесла» отличались от старых тем, что они не были скованы ___________________ограничениями. Поощрялись лица, которые ___________________________.

Часть 2. Дайте определение политике Елизаветы в области экономики.

Протекционизм вид государственной политики в области экономики, при котором
осуществляется
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Дополнительный материал .

Штокмар В.В. История Англии в Средние века. М., 1992 .

В конце мая 1588 г. испанский флот вышел в море. Счастливейшая и непобедимая Армада», как ее называли в Испании, состояла из 134 кораблей с командой в 8766 моряков и 2088 галерных рабов. Помимо этого, на кораблях находились 21 855 солдат. К этим военным силам должны были присоединиться еще 17 тыс. солдат из состава испанских войск, находившихся тогда в Нидерландах. На кораблях ехали также 300 монахов, священников и инквизиторов, которые сразу же после вторжения должны были приступить к обращению англичан в католическую веру.

Английское правительство было плохо подготовлено к войне. На финансовую помощь Нидерландам, ведшим борьбу с Филиппом II, на войну в Ирландии и субсидии шотландскому королю Якову VI шли немалые суммы. Что касается английских купцов, то в ту пору они тоже несли большие потери и не могли дать достаточных субсидий.

В начале 1588 г. стало очевидно, что необходимо начать снаряжение флота и военных отрядов для отпора готовящемуся нападению испанской Армады. В королевском флоте было всего только 34 корабля с командой немногим более 6 тыс. человек и ощущался недостаток в провизии и порохе. Но английские новые дворяне и буржуазия превратили оборону Англии в общенациональное дело, снарядив за свой счет и послав на государственную службу большое число кораблей. Всего 197 небольших по размеру судов. Расчет испанского короля на противоречия внутри Англии не оправдался.

Задание: заполните таблицу

Борьба Англии с Испанией

Линии сравнения

Англия

Испания

Цели

Завоевание Англии, обращение ее в католичество

Силы сторон

197 небольших маневренных судов

Итог борьбы

Испания потеряла флот и мировое господство

Елизавета Петровна Романова, будущая русская императрица родилась восемнадцатого декабря 1709 года в незаконном браке между Екатериной Первой и Петром Первым. Уже в начале весны 1711 года Елизавету объявляют царевной.

Будущая правительница России отличалась находчивостью, пытливым умом и удивительной красотой. Кроме того, царевна посвящала много времени езде на лошадях и танцам, а образование Елизавета получила в Измайловском, а также Преображенском селе, изучая иностранные языки, географию и историю.

Множество попыток выдать дочь замуж за представителя какой-либо правящей династии не смогли принести положительных результатов.

После смерти Петра Алексеевича на русский престол восходит Анна Иоанновна, которая за период своего правления смогла существенно ослабить государственную мощь и опустошить казну. После её смерти и дворцового переворота Елизавета Петровна всё же становится единоличной правительницей России.

Стараясь всеми силами восстановить было состояние державы, первым действием внутренней политики новой императрицы была отмена смертной казни. А уже с 1741 года она начинает целый ряд внутриполитических преобразований. Формируется новый государственный орган под названием Сенат, которому было поручено разработать новые законы. Были значительно улучшены условия для дворянского сословия и отменены таможенные пошлины, что улучшило развитие торговли.

Также, с 1744 по 1747 годы осуществляется вторая официальная перепись населения. Императрица снижает так называемый подушный налог. В период правления Елизаветы активно развивается экономика государства, сельское хозяйство и промышленность. Начинается научный и культурный рост державы: появляются Академия художеств, Публичный первый театр, множество разнообразных гимназий, а также Академия наук и Московский университет.

Кроме вышеописанного, Елизавета Петровна проводила весьма активную политику. В эпоху своего правления Россия вела военные действия со Швецией, которая пыталась отомстить за своё поражение в результате Северной войны. Но и данная война оказалась крайне неудачной для Швеции. Россия же в итоге получает часть Финляндии. Кроме того, победа в этой войне послужила толчком для того, чтобы многие европейские государства захотели вступить с Россией в союз.

Елизавета Петровна была дочерью Петра I и Екатерины I. Родилась будущая императрица России, до вступления её родителей в церковный брак, поэтому считалась незаконнорожденной.

Она появилась на свет 18 декабря 1709 года. На этот день были намечены различные торжества, из-за успехов в русско-шведской войне.

Петр I торжественно въезжал в Москву, и тут же монарха известили о том, что у него родилась дочь. В итоге праздновали не военные успехи государства, а рождение дочери Петра I.

В марте 1711 года Елизавета была признана дочерью августейших родителей, и провозглашена царевной. Еще в детстве придворные, а так же иностранные послы подмечали удивительную красоту дочери русского монарха.

Она отлично танцевала, обладала живым умом, находчивостью и сообразительностью. Юная царевна жила в Преображенском и Измайловском селах, где получала свое образование.

Изучала иностранные языки, историю, географию. Много времени она уделяла охоте, верховой езде, гребле, а так же, как и все девушки, была очень озабочена своим внешним видом.

В езде на лошадях Елизавета Петровна преуспела, в седле она чувствовала себя очень уверено, и могла дать фору многим кавалеристам.

Петр мечтал выдать дочь замуж за представителя знатной правящей династии, однако ни один из проектов династического брака не вышел. При правлении Екатерины I, опять же стремились найти жениха, на этот раз из правящих династий «помельче», и опять не получилось.

При Петре II, найти мужа для Елизаветы пытался Меншиков, но также безрезультатно. Остерман предлагал женить Петра II на Елизавете, но царевна категорически была против.

В 1730 году совершенно неожиданно, от болезни умирает Петр Алексеевич. По завещанию Екатерины I, именно Елизавета Петровна должна была занять русский престол. Но этого не случилось.

Верховный тайный совет счел, что большими правами на престол обладает сестра Елизаветы - Анна Иоанновна. С Анной Иоанновной отношения у Елизаветы не сложились. Как не парадоксально, но с Бироном, фаворитом Анны Иоанновны, она была более менее дружна.

Новая императрица сократила ежегодные траты на содержание Елизаветы Петровны, выделяемые из казны со 100 тысяч рублей до 30тысяч. В 1740 году Анна Иоанновна умирает, оставляя наследником престола Ивана Антоновича, регентшей, при которой становится Анна Леопольдовна.

Правление Анны Иоанновны имело антирусские черты. Засилье иностранцев на важных государственных должностях не могло не нравиться представителям русского дворянства. Дворяне связывали с дочерью Петра I большие надежды, считали, что она сможет восстановить пошатнувшиеся могущество России, после смерти её отца. У Елизаветы Петровны было много сторонников, в том числе и гвардейские офицеры.

Ночью 25 ноября 1741 года вместе с Шуваловым, Воронцовым, и Лестоком, Елизавета Петровна пришла в казармы Преображенского полка. Она обратилась к солдатам и офицерам с речью: «Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мной!». Перед этим, взяла с солдат обещание не убивать неповинных людей.

Солдаты ринулись в Зимний дворец, куда внесли Елизавету Петровну на руках, и арестовали семью Анны Леопольдовны. Переворот прошел бескровно. Утром она обнародовала манифест, который утверждал её законные права на русский престол. Елизавета в форме Преображенского полка принимала присягу гвардейцев, и встречала одобрение и ликование толпы народа.

Воцарение её вызвало невиданный всплеск русского национального самосознания. Народ, оскорбленный засильем иноземцев, уронивших за более чем десятилетие престиж страны и разворовавших государственную казну, врывался к ним в дома. Досталось даже самим Остерману и Миниху.

Внутренняя политика Елизаветы Петровны

Внутренняя политика Елизаветы Петровны сводилась к тому, чтобы «восстановить начала Петра». После награждения сторонников переворота и наказания противников, надо было переходить к государственным делам. Первым делом в России была отменена смертная казнь.

Даже ярые противники государственного переворота в лице иностранных министров - были помилованы. В декабре 1741 года Елизавета Петровна начинает внутриполитические преобразования. Появился сенат, который при императрице стал высшим государственным органом, а кабинет министров был упразднен.

Новому сенату было поручено заняться составлением нового Уложения - свода законов. Елизавета всячески увеличивала привилегии дворян. Например, дворянских детей с рождения стали записывать в полки. Это позволяло начать реальную службу уже в чине офицера.

Были отменены таможенные пошлины, которые ускорили развитие рынка в России. В 11744 - 1747 годах прошла вторая ревизская перепись населения страны. Был снижен налог подушной подати.

Экономика, сельское хозяйство и промышленность двигались вперед. Развитие страны было неторопливым, но верным. Начался культурный рост и научный рост. Появилась Академия наук, Московский университет, первый публичный театр, различные крупные гимназии, Академия художеств в Санкт-Петербурге, даровавшая мировой культуре великих русских художников.

Внешняя политика Елизаветы Петровны
Внешняя политика Елизаветы Петровны была достаточно активной. В первые её годы правления, Российская Империя воевала со Швецией, жаждущей реванша за поражение в Северной войне. Новая война закончилась разгромом шведов, помимо подтверждения своих прав на завоевания Петра, России досталась часть Финляндии.

После этого, многие европейские державы, начали искать союза с России, чья армия опять стала представлять большую мощь. Также Россия поучаствовала в войне за Австрийское наследство. В 1756 году началась «Семилетняя война», в ходе которой, Российская Империя и её союзники почти разгромили Пруссию, но 15 декабря 1761 года императрицы не стало, а её приемник подписал «мирный договор».

Итоги правления

В целом правление Елизаветы Петровны, можно охарактеризовать как положительное. Россия восстановила свой подорванный авторитет в Европе, показав свою военную мощь. Русское государство развивалась во всех сферах общества.

Экономика, политика, культура, образование… Все пришло в движение. Динамика развития Российской Империи имела положительный характер, хотя и не имела высокого темпа.

Биография Елизаветы Петровны весьма интересна. Её личность в действительности весьма колоритна, она была ярким человеком, и большой исторической фигурой.

Содержание статьи

ЕЛИЗАВЕТА I (Elizabeth I) (1533–1603), королева Англии, способствовавшая созданию образа Золотого века, который, как принято считать, пришелся на ее правление. Елизавета родилась в Гринвичском дворце (ныне в Лондоне) 7 сентября 1533. Ее отцом был король Генрих VIII , а матерью – Анна Болейн, бывшая фрейлина первой жены Генриха, Екатерины Арагонской. Чтобы жениться на Анне, король развелся с Екатериной и вышел из подчинения папской власти, провозгласив себя в 1534 главой английской церкви. В мае 1536 Анна Болейн была казнена по обвинению в прелюбодеянии, хотя ее трагический конец объясняется главным образом тем, что она не смогла родить Генриху сына, который стал бы наследником престола.

Ранние годы.

В период между смертью отца в 1547 и собственным восшествием на престол в 1558 Елизавете пришлось претерпеть тяжкие испытания, наложившие отпечаток на ее характер. В правление своего единокровного брата Эдуарда VI (1547–1553) она была невольно вовлечена в заговор Томаса, лорда Сеймура, лорда-адмирала. Завидуя своему брату Эдуарду Сеймуру, герцогу Сомерсету, протектору королевства во время несовершеннолетия Эдуарда VI, Томас совершил ряд необдуманных поступков, заставившим предполагать, что он лелеет планы государственного переворота. Вершиной безрассудства был план женитьбы на Елизавете. В январе 1549 Томас был взят под стражу.