Причины раздробленности. Причины феодальной раздробленности на Руси

Древнерусское государство за свою историю не раз переживало периоды расцвета (централизации) и упадка (раздробленности). Эти периоды были вызваны неизбежным историческими процессами, связанными с развитием феодализма.

Очередной период раздробленности и упадка пришелся на конец XI – начало ХII вв. Великое наследие, оставленное Владимиром Мономахом, начинает растаскиваться его потомками и ближайшими подручными, которых начала тяготить власть великого князя. Центробежные процессы начинают набирать силу.

По мере становления феодальных общественных отношений, выравнивался уровень социально-политической, и военной организации русских земель, вследствие чего все более и более ослабевала власть политического центра - Киева. Усобицы между князьями за обладание новыми землями со второй половины XI в. обострялись. Особенно ускорил процесс «суверенизации» княжеств-отчин съезд князей в г. Любече (1097 г.), на котором решение: «Каждый да держит свою отчину» фактически устанавливало право князей на самостоятельную, независимую от Киева, власть. В результате на исходе столетия из-под власти Великого князя Киевского вышли Черниговское и Переяславльское княжества.

В первые десятилетия XII в. Киеву ещё удавалось поддерживать свой авторитет и влияние в восточнославянском мире. Но это достигалось путем максимального напряжения сил и незаурядных личных качеств Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и Мстислава Великого (1125-1132 гг.).

Со второй трети XII столетия процесс распада приобрел обвальный характер. В 1169 г. Киев был взят «на щит» объединенной ратью нескольких русских земель, возглавляемой двенадцатью князьями и подвергся страшному разорению. Этим была подведена символическая черта под свершившимся фактом распада Киевской Руси на ряд независимых земель.

Древнерусское централизованное государство расчленяется на множество удельных княжеств и возникают новые центры политической власти: Владимиро-Суздальское княжество в Северо-восточной Руси, Новгородская и Псковская феодальные республики в Северо-Западной Руси и Галицко-Волынское княжество в Южной и Юго-Западной Руси. Вместе с тем, идет дальнейшие развитие производительных сил, что подтверждается ростом городов, развитием внутренней и внешней торговли. В ХII в. на Руси возникло 119 новых городов, а к середине XIII в. насчитывалось уже более 350 городов.

«Землями» называли наиболее крупные из независимых княжеств. В те времена так обозначали суверенные государства: «Русская земля», «Лядская земля» (Польша), «Угорская земля» (Венгрия), «Греческая земля» (Византия) и т.д. Феодальные владения, входившие в состав земель, назывались «волостями». Волости складывались в Х в. как территории племён, входящих в племенные союзы, но теперь, к концу XII века их границы сильно изменились. Границы феодальных княжеств-земель чаще всего тоже не совпадали с границами славянских союзов племён догосударственного периода. Это говорит о завершении процесса формирования государственности на Руси к этому времени.

Причины, вызвавшие раздробление Киевского государства, были разнообразны. Среди экономических предпосылок главными можно назвать сложившуюся к этому времени систему натурального хозяйства, формирование и развитие вотчинной собственности, в первую очередь княжеских доменов. Отдельные хозяйственные единицы, такие, как община, волость, княжество, всё более отделялись друг от друга. Каждая из них обеспечивала себя необходимыми продуктами, потребляя при этом почти весь произведенный продукт. Вследствие этого товарное производство и обмен сокращались. К тому же, в связи с трудностями преодоления многочисленных новых границ, потерял своё значение торговый путь «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию).

Наряду с экономическими причинами феодального раздробления можно выделить и социально-политические. Бывшие дружинники, превратившись из военной элиты в землевладельцев, добивались политической независимости. Начался процесс оседания дружины на землю, князья и другие вотчинники постоянно соперничали друг с другом, добиваясь расширения своих владений. В этот период утверждается дворцово-вотчинная система государственного управления. Формируются два центра управления - великокняжеский дворец и вотчина, между которыми также возникают острые противоречия. Местные князья и бояре создавали свой аппарат управления и не нуждались в помощи великокняжеской власти.

В процессе усиления феодальной раздробленности и распада Киевского государства существенную роль играли внешнеполитические причины. Главными из них были постоянные набеги на русские земли кочевников с востока и литовцев с запада, с которыми многие русские князья заключали союзы в борьбе против других русских князей.

Феодальная раздробленность вызывалась также и духовными причинами. Христианство на Руси распространялось с огромными трудностями: оно пришло извне и было навязано языческой народной массе княжеской властью. Русская православная церковь только создавала свою организацию. После крещения жителей Киева за весь период существования Киевского княжества (более 200 лет) только два раза на митрополичий престол занимали русские епископы. Все остальные киевские митрополиты, как и большинство священников на Руси, были греками. Церковная служба проводилась на греческом языке и была непонятна большинству прихожан. Двоеверие сохранялось на протяжении столетий не только среди простых людей, но и многими представителями княжеской власти, а иногда и самими князьями. Княжеская власть была сильнее церковной, и князья часто не слушали священников, которые пытались унять княжеские «усобицы».

К началу XIII века сложился следующий конгломерат русских земель. Левобережье Днепра в бассейнах рек Десны и Сейма и верхнее течение Оки занимала Черниговская земля. Она располагалась на бывших землях северян, вятичей, частично радимичей и дреговичей. На Черниговщине княжили потомки Олега Святославича (ум. 1115 г.), внука Владимира Мономаха.

В Верхнем Поднепровье сложилась Смоленская земля (бывшие территории части кривичей, радимичей и вятичей). Здесь занимали стол Ростиславичи - потомки Ростислава Мстиславича (ум. 1167 г.), тоже внука Владимира Мономаха.

В Волго-Окском междуречье (область, колонизованная в Х-XI вв. словенами, кривичами и вятичами) возникла Ростово-Суздальская земля, где княжили потомки Юрия Долгорукого (ум. 1157 г.), сына Владимира Мономаха.

В Муромской и Рязанской землях (бывшие территории муромы и части вятичей) правили две разные линии потомков Ярослава Святославича (ум. 1129 г.), брата Олега Черниговского.

В верховьях Западной Двины (на бывших территориях части кривичей и дреговичей) сформировалась Полоцкая земля. Здесь еще с начала XI в. укрепились потомки одного из сыновей Владимира Святославича - Изяслава.

Южнее, в бассейне Припяти, на бывшей дреговичской территории, располагалось сравнительно малозначительное Турово-Пинское княжество, ставшее во второй половине XII в. «отчиной» потомков Святополка Изяславича (ум, 1113 г.).

На запад от него лежала Волынская земля (в основе бывшая территория волынян). Здесь княжили потомки Изяслава Мстиславича (ум. 1154 г.), внука Мономаха.

По соседству с Волынью, на крайнем юго-западе Руси (бывшая территория хорватов) расположилась Галицкая земля, в состав которой входили Перемышльская и Теребовльская волости. На столах здесь сидели потомки Ростислава Владимировича (ум. 1066 г.) и его сына Володаря (ум. 1124 г.). После прекращения этой княжеской ветви в 1199 г. Галицкое княжество стало предметом ожесточенной борьбы между волынскими Изяславичами, черниговскими Ольговичами и смоленскими Ростиславичами. К середине XIII в. победу в этой борьбе одержали представители Изяславичей - Даниил и Василько Романовичи.

Три земли в XII в. не закрепились за какой-либо княжеской ветвью: Киевское княжество, Новгородская земля и Переяславское княжество.

Киевское княжество («Русская земля») стало объектом коллективного сюзеренитета Рюриковичей: все сильнейшие князья имели право на «причастие» (владение частью территории) в «Русской земле». Номинально киевский стол продолжал считаться самым старшим. С середины XII в. до первой трети XIII в. в ходе междоусобной борьбы князьями на нем сидели представители многих княжеских ветвей.

Другим независимым государственным образованием стала Новгородская земля. Её социально-политическое развитие значительно отличалось от других русских земель. В Х- начале XI вв. геополитическое положение Новгорода как центра Северной Руси и крупного торгового узла на пути «из варяг в греки», ряд других факторов обусловили консолидацию новгородской знати и её обособление от княжеского двора с дружиной. В XII в. независимость новгородского боярства от княжеской власти усилилась. Оно стало оказывать решающее влияние на выбор князей, и ни одному из них не удавалось закрепиться в Новгороде. Это смогли сделать только Владимиро-Суздальские князья в 30-40-е годы XIII в. в связи с нашествиями немцев и монголов.

На Переяславском княжеском столе на протяжении XII столетия сидели потомки Мономаха, но из разных ветвей (его сыновья - Ярополк и Андрей). Переяславль находился по соседству и тяготел к Ростово-Суздальскому княжеству.

По своему общественному и государственному строю русские земли-княжества существенно отличались друг от друга. Мы рассмотрим лишь наиболее значимые из них.

Ростово-Суздальское княжество вышло из состава Киевской Руси в 30-е гг. XII в. и стало наиболее крупным и влиятельным центром государственной жизни на Руси. Владимиро-Суздальское княжество, занимало территорию между реками Ока и верхней Волгой. Древнейшими городами княжества были Ростов и Суздаль. Поэтому вначале эту часть Киевской Руси называли Ростово-Суздальской землей. Затем, с перемещением центра политической власти во Владимир-на-Клязьме, она получила название Владимиро-Суздальское княжество. По решению феодального съезда 1097 г.

Суздальская земля была отдана во владение Великому князю Владимиру Мономаху, который передал ее в управление своему сыну Юрию Долгорукому, чья деятельность приходится на 1125-1157 гг.

Юрий Долгорукий стал, по сути, первым независимым от Киева князем этой земли. Столицей княжества он сделал Суздаль. В годы своего правления он основал немало городов и монастырей. В 1147 г. летописец впервые упоминает основанную им Москву. В 1156 г. на месте современного кремлевского холма по его приказу были воздвигнуты деревянные укрепления и небольшой городок стал крепостью.

После смерти Юрия Долгорукого князем Ростово-Суздальской земли стал его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Он перенес столицу княжества во Владимир. Летописи характеризуют Андрея Боголюбского как «самовластца».

«Самовластие» Андрея Боголюбского основывалось не только на том, что он был крупнейшим феодалом-землевладельцем, но и на том, что он прогнал своих братьев, отстранил от себя наиболее авторитетных бояр, перестал считаться с вечевыми собраниями Ростова и Суздаля. Это привело к заговору против него бояр, закончившийся убийством князя.

После длительной междоусобицы князем Владимирской земли становится младший брат Андрея – Всеволод Юрьевич, впоследствии прозванный Большое Гнездо (1176-1212 гг.). Он полностью оправдал свое прозвище, т.к. при нем Владимирская земля достигла своего наибольшего расцвета и могущества. Продолжая политику брата, Всеволод всячески стремился укрепить свою личную власть и ослабить власть бояр, расправляясь в первую очередь с теми из них, кто участвовал в убийстве Андрея. Запуганные репрессиями Всеволода бояре вынуждены были отказаться от притязаний на политическую самостоятельность и признать власть великого князя.

В результате неоднократных походов против соседних народов Всеволоду удалось подчинить себе многие русские княжества, однако после его смерти все они и даже вотчины вновь начали борьбу за свою самостоятельность.

Значительная часть земель княжества была освоена в процессе колонизации, новые земли становились собственностью князя. Он не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны боярских семейств (в княжестве отсутствовала старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины). Основной формой феодального землевладения становилось поместное землевладение.

Характерными особенностями Владимиро-Суздальское княжества являлись сильная власть князя и маловлиятельное вече. Социальной опорой князя были вновь образованные города (Владимир, Переяславль, Ярославль, Москва, Дмитров и др.).

Перенос во Владимир из Киева великокняжеского престола, а также главы русской православной церкви киевского митрополита Максима (1299 г.) способствовал усилению влияния этого княжества на остальные русские земли. Владимиро-Суздальское княжество поддерживало и международные отношения, как со странами Запада, так и Востока. Во взаимоотношениях с русскими княжествами следует отметить тесные экономические и политические связи с Новгородом.

Наибольшего расцвета Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество достигло в XII - первой половине XIII в.

Общественный строй Ростово-Суздальского княжества был типичен для этого периода и почти не отличался от строя Киевской Руси.

Господствующим классом являлся класс феодалов, в который включались бояре, дети боярские и слуги вольные. Большую роль играло духовенство, имевшее крупные земельные владения. В документах XII в. упоминаются и дворяне, которыми назывались княжеские слуги, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования. Важное место занимала старшая княжеская дружина. Низшие дружинники занимали различные судебные и административные должности. Все феодалы, за исключением дворян, имели право поступать на службу к другим князьям.

Так как на территории княжества находилось много крупных городов, городское население (купцы и ремесленники) имело значительное политическое влияние.

Феодально-зависимое население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших князьям, боярам и другим феодалам. В отличие от Киевской Руси крестьяне-общинники назывались не смердами, а сиротами. Были в хозяйствах феодалов и холопы.

Политический строй Ростово-Суздальского княжества в XII-начале XIII века представлял собой типичную раннефеодальную (сеньориальную) монархию. Во главе её стоял великий князь, обладавший большой властью. В своей деятельности он опирался на совет, состоявший из бояр наиболее влиятельных дружинников и духовенства, княжескую дружину и феодальные съезды. Съезды феодальной знати решали наиболее важные вопросы государственного управления.

В городах функционировали народные вече. Особенностью народных вечевых собраний, которые иногда созывались для обсуждения важных экономических и политических вопросов, было то, что они на великокняжескую власть большого влияния не оказывали. Это объяснялось тем, что Ростово-Суздальские князья колонизировали большое количество земель на Северо-Востоке и помещали на них людей. Новые поселенцы таким образом становились зависимыми от княжеской власти и на вечевых собраниях полностью её поддерживали.

Система управления, как и в Киевской Руси, была Дворцово-вотчинная. Она характеризуется следующими чертами: во главе княжеского двора стоял дворецкий или дворский; Он был первым помощником великого князя не только по хозяйственным, но и по государственным делам. На второе месте стоял воевода, ведавший военными вопросами. Далее шли конюший, стольник и др. Им помогали тиуны. На местах представителями княжеской власти были посадники (наместники) и волостели, которые осуществляли функции управления и суда; вместо жалованья за службу они получали «корм» - часть собранных у населения продуктов.

Вооруженные силы княжества состояли из дружин великого князя, а в военное время к ней присоединялись отряды феодалов и народное ополчение. Часто на службу принимались наемники из мордвы, булгар и пр.

Во Владимирской земле действовали нормы «Русской Правды» и княжеские установления. В конце XIII-начале XIV вв. было составлено «Правосудие митрополичье», включавшее ряд норм «Русской Правды» и новые положения.

В XIII в. Владимиро-Суздальское княжество, как и большинство других русских княжеств, было завоевано Монголольской империей Чингизидов. Многие города, в том числе Владимир, захватчики разрушили. Но результаты экономического и политического развития русских земель в предшествующий период не пропали. Именно на земле Владимиро-Суздальского княжества возник новый политический центр - Москва, которая стала его столицей и выполнила ведущую роль в освобождении всех русских земель от монголо-татарского ига, в создании единого Русского государства.

Галицко-Волынское княжество – раннефеодальное государство на территории западных русских земель, объединившее в конце Х в. племена дулебов, тиверцев, хорватов, бужан, и вошедшее затем в состав Киевской Руси. Вначале возникли самостоятельные Галицкое и Волынское княжества.

Особенностью Галича было раннее и интенсивное развитие феодальных отношений, что вызывалось как географическими, так и общественно-политическими причинами. На галицких землях образовалась сильная боярская верхушка, сумевшая захватить обширные земли и крестьян. Бояре имели, кроме земель, свои торгово-ремесленные центры, замки. Большого княжеского домена там не возникло.

Волынский князь, напротив, обладая крупным доменом, сплотил вокруг себя бояр земельными пожалованиями. В 1199 г. произошло объединение в единое Галицко-Волынское княжество. Его столицей стал Галич, затем - Холм, а в конце XIII в. - Львов. Хотя расцвет этого русского государства приходится на вторую половину XII в., оно не было достаточно прочным. Боярство противопоставляло княжеской власти свои интересы, а иногда открыто выступало против великого князя, опираясь на соседние государства - Венгрию, Польшу. В 1214 г. венгерский король и польский князь заключили договор о разделе Галицко-Волынского княжества. В XIII в. Западная Русь попала под власть монгольских завоевателей. Позднее ее земли оказались поделенными между Венгрией, Польшей и Литвой.

Общественный строй Галицко-Волынского княжества характерен наличием крупных феодалов-бояр («мужей галицких»). Другую группу феодалов составляли служилые дворяне, чаще всего получавшие земли за службу и на время службы. Земельные владения имели и церковные приходы, монастыри. Крестьяне, жившие на землях светских и духовных феодалов, находились в различных формах зависимости. Важную роль играли города Галич, Львов, Холм, Луцк и др., но городское население было немногочисленным.

Фе­одальная раздробленность на Руси была с начала XII до конца XY вв. (350 лет).

Экономические причины:

1. Успехи земледелия

2. Рост городов как центров ремесла и торговли, как цен­тров отдельных территорий. Развитие ремесла. Более 60-ти ремес­ленных специальностей. 3. Господствовало натуральное хозяйство.

Политические причины:

1. Стремление передать богатства сыну. «Отчина» - наследие отца.

2. В результате процесса «оседания дружины на землю» военная элита превращает­ся в землевладельцев-бояр (феодалов) и стремится к расширению феодального землевладения и к самостоятельности.

3. Формируются иммунитеты. Киевский князь передает вассалам ряд прав: право суда, право сбора налогов.

4. Дань превращается в феод. ренту. Дань – князю за защиту, рента – собственнику земли.

5. Феодалы создают на местах дружину, свой аппарат власти.

6. Происходит рост могущества отд. феодалов и они не хотят подчиняться Киеву.

7. К сер. ХII в. теряет свое зн-е торг.путь «из варяг в греки» -> «янтарный путь».

8. В упадок пришло само Киевское княжество из-за набегов кочевников-половцев.

Немного замедлил процесс распада страны В. Мономах (1113-1125). Он был внуком византийского императора Константина Мономаха. В. Мономах стал князем в 60 лет. Его сыну Мстиславу Великому (1125-1132) удалось продолжить политику отца и сохранить достигнутое. Но сразу же после его смерти начинается раздел Руси. В начале феод. раздробленности насчитывалось 15 крупных и мелких княжеств, а в нач. XIX в. уже был пик феод. раздробленности - » 250 княжеств. Имелось 3 центра: Владимиро-Суздальское кн-во, Галицко-Волынское кн-во и Новгородская феод. республика.

8 Феодальная раздробленность на Руси: причины, сущность, этапы и последствия.

Позитивные: наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства, развивались старые города, образовались крупные и сильные княжества, в крупных русских княжествах создавались прочные княжеские династии, складывалась традиция передачи власти от отца к сыну, происходил бурный рост городов, шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли и лесные угодья. Там создавались замечательные памятники культуры. Там набирала силу Русская Православная Церковь. Негативные (которые, к сожалению более ощутимы, нежели позитивные): государство стало уязвимым, так как далеко не все образовавшиеся княжества были в хороших отношениях между собой, и не было той единости, которая спасала в последствии страну не раз, постоянные кровавые междоусобицы ослабляли военную и экономическую мощь страны, Киев - былая столица Древнерусского государства - утратил воспетое в легендах и былинах могущество и сам стал причиной раздоров, многие князья стремились занять великокняжеский стол в Киеве. Власть в городе часто менялась - одних князей изгоняли, другие погибали в сражениях, третьи - уходили, будучи не в силах противостоять новым претендентам. Что насчёт причин...Формальные: половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки» . Центры, через которые осуществлялись торговые связи Европы с Востоком, благодаря крестовым походам постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстро растущие североитальянские города, напор степных кочевников. Подлинные: политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и длительная ожесточённая междоусобная борьба среди Рюриковичей, усиление местных князей, бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, для которых доходы, получаемые от вотчин, становятся глав­ным средством существования. И ещё:упадок Киевского княжества (утрата центрального положения, перемещением мировых торговых путей вдаль от Киева), был связан с потерей значения торгового пути "из варяг в греки",Древняя Русь теряет роль участника и посредника в торговых отношениях между византийским, западноевропейским и восточным миром.

9 Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Новгородская боярская республика. А.Невский.

На пути к феодальной раздробленности. С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019-1054) и усиливается после его смерти. Этот процесс несколько приостанавливается при внуке Ярослава Мудрого - Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113-1125). Силой своего авторитета он удерживал единство Руси. По его инициативе в 1097 г. в г. Любече состоялся съезд русских князей. На нем было принято два важных решения. Во-первых, прекратить княжеские усобицы. Во-вторых, придерживаться принципа "Каждо да держит отчину свою". Тем самым, раздробленность русских земель была фактически узаконена. В сложившейся ситуации Киев терял свое былое руководящее значение, но оставался при этом стольным градом. Киевское государство, одно из самых могущественных, богатейших и блестящих по своей культуре во всей средневековой Европе, стремительно шло к гибели из-за внутренних феодальных усобиц, ослабленное постоянной борьбой со степью. Князья укрепляли свою личную феодальную власть, жертвуя единством своего Отечества. Киевская держава приходила в упадок. После смерти Владимира Мономаха Русь еще некоторое время существовала как единое государство. Сын Мономаха - Мстислав Великий (1125-1132) унаследовал от отца титул великого князя киевского. Мстислав Владимирович имел такой же твердый характер, как и у отца. Его кратковременное правление было ознаменовано великими военными победами. Под его командованием на южных рубежах государства были разбиты половецкие полчища. Победой закончились его походы против чуди и литовских племен, живших на северо-западных границах Руси. Он силой установил порядок по обширной земле Русской и пользовался непререкаемым авторитетом у всех удельных князей. Мстислав Великий умер в 1132 г., и Русь окончательно распадается на отдельные уделы или княжества, каждый со своим столом.

Время с начала XII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом . На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. - 50, в XIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей. Причины феодальной раздробленности. Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII - XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и функционировало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего политического и экономического развития общества, так называемого периода раннефеодальной монархии. Выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства. Главной причиной стала политическая. Огромные пространства Восточно-Европейской равнины, многочисленные племена, как славянского, так и неславянского происхождения, находящиеся на разной стадии развития - все это способствовало децентрализации государства. С течением времени удельные князья, а также местная феодальная знать в лице боярства, своими самостоятельными сепаратистскими действиями начали подрывать основу под государственным зданием. Только сильная власть, сосредоточенная в руках одного человека, князя, могла удержать государственный организм от распада. А великий киевский князь уже не мог полностью контролировать из центра политику местных князей, все больше князей уходили из - под его власти, и в 30-е гг. XII в. он контролировал только территорию вокруг Киева. Удельные князья, почувствовав слабость центра, теперь не желали делиться своими доходами с центром, а местные бояре активно поддерживали их в этом. Кроме того, местному боярству были нужны сильные и самостоятельные князья на местах, что также способствовало созданию собственной государственной структуры и отмиранию института центральной власти. Таким образом, действуя в корыстных интересах, местная знать пренебрегла единством и могуществом Руси. Следующей причиной феодальной раздробленности стала социальная. К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, городские низы. Это были новые, активно развивающиеся слои населения. К тому же зарождалось дворянство , служившее князю в обмен на земельное пожалование. Его социальная активность была очень высока. В каждом центре за удельными князьями стояла внушительная сила в лице бояр со своими вассалами , богатая верхушка городов, церковные иерархи. Усложняющаяся социальная структура общества также способствовала обособленности земель.

Существенную роль в распаде государства сыграла и экономическая причина. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения боярства, монастырей и церкви. Натуральный характер хозяйства предоставлял правителям каждого региона возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Во многом это происходило благодаря быстрому обогащению некоторой части населения, которая управляла данной землей. Ее стремление улучшить свое благосостояние также вело к феодальной раздробленности. В XII в. способствовала феодальной раздробленности и внешнеполитическая обстановка. Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ. Пройдет чуть меньше века, и Русь столкнется с грозным противником в лице монголо - татар, но процесс распада Руси к этому времени зайдет уже слишком далеко, организовывать сопротивление русских земель будет некому. Необходимо отметить важную особенность периода феодальной раздробленности на Руси. Период феодальной раздробленности переживали все крупные западноевропейские государства, но в Западной Европе двигателем раздробленности была экономика. На Руси в процессе феодальной раздробленности политическая составляющая была главенствующей. Для того, чтобы получить материальную выгоду, местной знати - князьям и боярству - нужно было обрести политическую самостоятельность и укрепиться в своем уделе, добиться суверенитета. Главной силой разъединительного процесса на Руси стало боярство.

Вначале феодальная раздробленность способствовала подъёму земледелия во всех русских землях, расцвету ремесла, росту городов, бурному развитию торговли. Но со временем постоянные усобицы между князьями стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Разобщенность и постоянная вражда друг с другом привели к исчезновению многих княжеств, но главное, - стали причиной необычайных тягот для народа в период монголо-татарского нашествия.

Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское , Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика . Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси, т.е. являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. У каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная политическая традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель в будущем была возможность стать центром объединения всех русских земель.

10 Культурное развитие средневековой Руси (X – XVI вв.).

Древнерусская мудрость как начальный этап развития отечественной мысли имеет ряд отличительных особенностей в качестве целостного культурно-исторического феномена. С одной стороны, она восприняла некоторые элементы восточнославянского языческого мировоззрения, многокомпонентного по своему составу, поскольку древнерусская народность формировалась с участием угрофинского, балтского, тюркского, нормандского, иранского этносов. По письменным, археологическим, этнографическим источникам специалисты (Б.А. Рыбаков, Н.Н. Велецкая, М.В. Попович) пытаются реконструировать дохристианскую картину мира и модель бытия.

С другой стороны, после принятия христианства в качестве официальной идеологии и вытеснения языческого типа мировидения на периферию сознания отечественная мысль интенсивно впитывала в себя и творчески перерабатывала через византийское и южнославянское посредничество теоретические положения, установки и концепции развитой восточно-христианской патристики.

От Византии, хранительницы античного наследия, самой развитой страны раннего средневековья, Русь получила немало имен, образов, понятий основополагающей для всей европейской культуры эллинской цивилизации, но не в чистом, а в христианизированном виде и не в полном, но в частичном варианте, поскольку греческим языком владели немногие, а имевшиеся переводы охватывали прежде всего массив святоотеческой литературы. Сочинения античных философов были известны фрагментарно, по пересказам, сборникам типа издававшейся в XIII в. «Пчелы», часто лишь по именам. Одним из исключений является наличие в древнерусской среде переведенного на Балканах сочинения Эпикте- та «Энхиридион» с комментариями Максима Исповедника. Под названием «Сотницы» оно было включено в многосторонний обиход как аскетическое наставление монашествующим }