Психологические проблемы мира примеры. Представления о том, кто вы, может мешать принятию. Виды психологических проблем

Психологические проблемы - это «внутренние» проблемы, которым человек не может дать объяснения с рациональной точки зрения.

А раз нет объяснения, то и решить такую проблему самостоятельно оказывается достаточно сложно.

Например, такая проблема как необоснованная ревность.

Часто человек понимает, что в данном случае для ревности нет причин, но ничего не может с собой поделать, его захлестывают эмоции и он устраивает скандал на пустом месте.

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Проблем, связанных с психологией неисчислимое множество, но есть и такие, которые в определенные моменты жизни, в той или иной форме, присутствуют почти у каждого:

  • недостаток уверенности в себе и низкая самооценка
  • тревожность, неконтролируемые навязчивые страхи и фобии
  • проблемы в общении и взаимоотношениях с окружающими
  • пагубные зависимости и больные привязанности
  • психологические комплексы
  • недовольство собой, своей внешностью или чертами характера

ЕСТЬ ЛИ ПРОБЛЕМА?

Бывает так, что психологическая проблема налицо, но человек ее в упор не замечает или, наоборот, видит там, где ее и в помине нет. В первом случае говорят, что проблемная ситуация носит скрытый характер.

С одной стороны, если ситуация не воспринимается как проблемная, то проблемы и нет вовсе.

С другой стороны, проблема хоть и не видна, но она все же есть. Такая проблема-невидимка может сильно осложнять жизнь, а также со временем превратиться в фундамент для других психологических проблем.

Второй случай еще более интересен. Проблемы как бы нет, но человек создает ее в своем сознании, а значит и в реальности. Придумывание проблем - само по себе может стать серьезной психологической проблемой.

А ВСЕ-ТАКИ, В ЧЕМ СУТЬ?

Большинство психологических проблем возникают из-за неудовлетворенных потребностей.

Психологическая проблема - это всегда конфликт желаемого и реального положения вещей.

Вы не имеете то, что хотели бы иметь или, наоборот, имеете то, что не желательно для Вас. Это может быть все, что угодно от какой-либо черты характера до вполне реальной вещи, например, автомобиля.

А вот и несколько примеров психологических проблем:

  • Дмитрий хочет легко заводить новые знакомства, а по факту он очень застенчивый, ему трудно начать и поддерживать беседу с незнакомым человеком. Постоянные мысли «Я не такой как все, во мне что-то не так!» не дают покоя и ситуация усугубляется с каждым днем
  • Александр мечтает иметь автомобиль определенной марки, но в реальности у него вообще нет машины и он считает себя полным неудачником, не способным добиться цели
  • Вероника всегда хотела быть хорошей женой и мамой, но у нее нервная работа и она, придя домой после трудного дня, часто срывает злость на близких, а потом без устали винит себя
  • Лидия считает себя некрасивой, поэтому комплименты она воспринимает как лесть или насмешку и, естественно, реагирует на них агрессивно, чем немало удивляет и отпугивает ухажеров

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ?

Первое, что можно посоветовать - это обратиться к специалисту. Вариант правильный, но, к сожалению, по разным причинам доступен не для всех. Грамотного психолога может не оказаться рядом, да и услуги подобного рода стоят не дешево.

Можно попытаться разрешить внутренний конфликт самостоятельно. Если Вы решили пойти этим путем, то следующие советы придутся как раз кстати:

- осознайте тот факт, что какая бы специфическая проблема у Вас не возникла - она не уникальна. В мире тысячи людей в такой же ситуации

Если Вы настроены пессимистично, то любая мелочь превращается в глобальную проблему, поэтому очень важно иметь позитивный настрой

Бороться нужно не с последствиями, а с причиной. В противном случае душевный конфликт со временем неизбежно возникнет вновь

Возможно Вы видите проблему не там, где она действительно есть! Например, если Вы часто конфликтуете с родственниками, то можете винить себя за несдержанность и плохой характер, а на самом деле Вам просто не хватает внимания, заботы, любви и пр.

Внутренние конфликты уходят корнями в область бессознательного. Подсознание руководит всеми нашими действиями, но мы этого даже не замечаем.

В течение жизни мы накапливаем в подсознании тонны негатива и этим даем толчок для развития серьезных психологических проблем.

Психологическая проблема всегда связана с невозможностью удовлетворения того или иного сильного желания (влечения, потребности, мотива) человека. В ином случае никакой проблемы и не может быть, любая задача существует только в том случае, если имеется мотивация для ее решения. Но в отличие от проблем экономических, научных, житейских и т.д., причина невозможности достижения желаемого и само его желание находятся в психике самого индивида , в его внутреннем мире. Поэтому экономические, научные и др. проблемы могут решаться внешними средствами, направленными на преодоление преград на пути удовлетворения желания, а психологическая проблема может быть решена только средствами внутренними, порой включающими в себя отказ от первичного желания. Именно желание является той иголкой, которая «прокалывает бабочку» (см. выше) и лишает ее субъектности. «Если к другому уходит невеста, то неизвестно кому повезло»,- так мог пропеть (это слова известной финской песенки) только тот, кто каким-то образом вынул «иголку» и избавился от проблемы и страданий, связанных с нею. «Так не доставайся же ты никому!» - слова человека, который не смог решить проблему, и не только испытывал мучительные страдания, но и совершил в аффекте безумный и жестокий поступок.

В качестве основного примера психологической проблемы можно использовать модель фрустрации. Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) возникает тогда, когда удовлетворение потребности, сильного стремления наталкивается на непреодолимую преграду. Состояние фрустрации сопровождается депрессией, апатией, раздражительностью, отчаянием и другими формами страданий. При фрустрации деятельность дезорганизуется, ее эффективность существенно снижается. В случае очень сильных и продолжительных фрустраций могут начаться психические «заболевания».

На рис.1 представлено схематическое изображение 4-х вариантов фрустрирующей ситуации, включающей человека, его стремление, преграду и цель. Во всех четырех случаях, кружок означает некоторый объект желаемый или отвергаемый индивидом, вертикальный прямоугольник - преграду, а стрелка - желание индивида. Рассматривается основная ситуация, когда человек стремится к достижению практически недостижимой цели, и такие ситуации, когда человек не стремится к чему-то, но отталкивает от себя нечто, или одновременно стремится к чему-то и отталкивает это, либо стремится к двум несовместимым целям.

Преграда может быть объективно непреодолимой, например, если фрустрация вызвана смертью любимого человека, или субъективно непреодолимой, подобно тому случаю, когда обезьянка запустила руку в ловушку, сделанную из выдолбленной тыквы, схватила приманку и не может уже вынуть ее оттуда, потому что кулачок шире отверстия, но разжать его она не догадывается. Независимо от этого, решение может быть только одно - «разжать кулачок», хотя для большинства «наивных» клиентов именно это представляется совершенно невозможным и нежелательным. Большинство считают, что необходимо каким-то образом преодолеть преграду на пути достижения желаемого, более того, к сожалению в большинстве школ терапии не осознается, что необходимо и возможно работать с исходным стремлением.



Такое состояние во всех случаях является тупиковым и при актуализации сильных чувств приводит к различным вторичным эффектам: построению системы психологических защит, невротическим реакциям, психосоматическим симптомам, развитию невроза и т.д.

Независимо от объективности или субъективности преграды, типа психологического страдания (депрессии, фобии, неврозов и т. д.) мы всегда имеем дело с сильным стремлением человека и непреодолимой для него преградой. Поэтому во всех случаях решение психологической проблемы имеет одну общую черту: необходимо ослабить (или вовсе устранить) то сильное стремление, которой держит человека в рабской зависимости , как говорилось выше, обезьянка должна разжать лапку. Только в этом случае могут быть найдены новые варианты поведения, приносящие успех в данной ситуации. Еще Будда говорил: «Не имей желаний - не будешь иметь страданий!»

Парадокс подобного решения (каждому ведь хотелось бы удовлетворения желания) основан на природе психологических проблем. Как говорилось выше, проблемы экономические, политические, научные решаются внешним (объективным) по отношению к личности способом, то психологические проблемы решаются только внутриличностным способом , поскольку причина психологической проблемы находится в психике самого человека. Эта причина коренится в психологической зависимости человека от объекта своего желания. В мире существуют миллиарды различных объектов, но только некоторые «заставляют» человека страдать, и только потому что он желает их достичь.

Поэтому задача психотерапии помочь клиенту измениться , а не помочь ему изменить внешний мир. Конечно, в каждом конкретном случае требуется решить: какое изменение будет наиболее адекватным, наиболее соответствующим экологии человеческой жизни, какая эмоциональная фиксация должна быть устранена. Например, если человек страдает из-за того, что не может пережить утрату, то необходимо помочь ему сказать «прощай», как это не трудно, своей потере. Если же он страдает потому что не может достичь счастья из-за убежденности в своей мнимой неполноценности (она в данном случае играет роль преграды), то следует избавлять его от чувства неполноценности. Например, преградой может выступать страх, препятствующий юноше объясниться с девушкой или успешно сдать экзамен. В этом случае, безусловно устранять необходимо не любовь к девушке или желание учиться, а страх, который и держит человека в психологическом рабстве. Субъективная преграда обычно тоже является результатом неадекватной эмоциональной фиксации. Поэтому цель, конечно, не во всеобщем и полном избавлении от желаний, а в избавлении от страданий. В результате правильно проведенной работы у человека всегда возникает чувство освобождения и возвращения в открытый мир новых возможностей, его способность удовлетворять свои разумные потребности только возрастает.

Повторим: суть психологической работы во всех случаях состоит в том, чтобы избавить индивида от причиняющей ему страдания зависимости от объекта или неадекватной преграды. В различных школах и традициях психотерапии эта цель достигается различными средствами. Но во всех случаях человек должен становиться более свободным, чем он был, становиться в большей степени субъектом своей жизни, чем он был.

Подчеркнем, что далеко не всегда надо устранять именно исходное стремление, во многих случаях необходимо помочь индивиду преодолеть преграду, которая может быть совершенно иллюзорной. Но и в этом случае основная задача состоит в том, чтобы он смог отпустить преграду, к которой эмоционально привязан, так сказать «разжать лапку».

Пример.

Мне пришлось весьма долго работать с одной девушкой, которая была в депрессии, поскольку считала, что ее личное счастье невозможно, поскольку ее тело очень некрасиво (что не соответствовало действительности). Субъективная преграда к близости создалась в детстве, когда отец отвергал ее попытки прикоснуться к себе и высказывал отрицательное мнение о ее телосложении. Для того, чтобы избавиться от депрессии, ей было необходимо разочароваться в подобном отцовском отношении, что было трудно сделать, поскольку она его любила. Однако, нам удалось этого добиться, депрессия прошла и она встретила своего молодого человека...

Кроме фрустрации можно выделить следующие варианты возникновения проблем: стресс, конфликт и кризис (см. Василюк. Ф.В., "Психология переживания", 1984), но они могут быть сведены к первичной модели. Просто при фрустрации проблема вызывается противоречием между желаемым и доступным, при стрессе - сильным неспецифическим воздействием, при конфликте - противоречием (межличностным или внутри личностным), при кризисе - резким изменением обстоятельств жизни. Все эти случаи имеют много общего и так или иначе приводят к одной из четырех моделей проблемы, приведенных выше.

Однако, очень часто вместо освобождения от зависимости и решения проблемы человек, находясь в одной из подобных ситуаций, демонстрирует какой-нибудь тип неконструктивного поведения. Можно перечислить восемь типов такого поведения, хотя их гораздо больше.

1. Первая к часто встречаемая реакция на фрустрацию - это агрессия . Агрессия может быть направлена на преграду, на цель, на самого себя, но очень часто на посторонних людей или предметы. Агрессия за редким исключением, не бывает конструктивной в смысле решения проблемы, чаще ока усугубляет ситуацию.

Но в некоторых случаях она может быть использована как метод снижения внутреннего напряжения. Так, на некоторых япон­ских предприятиях рабочий может поколотить палкой пластмассовую копию начальника и тем самым смягчить свою фрустрацию. Некоторые методы психотерапии (см. «Телесная терапия») специально провоцируют человека на высвобождение агрессии в безопасной форме.

2. Другой вариант - репрессия (или подавление), которая выражается в подавлении своих желаний, вытеснении их в область под­сознания, естественно, это не ведет к освобождению от зависимости. Наоборот, как отмечал Фрейд, подавленные желания становятся еще более сильными и вдобавок ускользают от сознательного контроля. В терапевтическом смысле в подавлении нет ничего позитивного, но в социальном отношении вряд ли возможно развитие такого об­щества и человека, когда не будет необходимости в подавлении или хотя бы сдерживании некоторых своих импульсов (агрессивных, сек­суальных и т. д.).

3. Эскапизм (или избегание) - это реакция избегания травмирующей ситуации, а иногда и других ситуаций, вызывающих ассоциации с основной проблемой. Этот тип поведения, конечно, «экономит нервы», но естественно не помогает найти решение, обрести подлинную самостоятельность и свободу, а порой создает и дополнительные трудности. Например, юноша или девушка, пережив неудачу в любви, иногда начинают избегать подобных отношений, что приводит к развитию комплекса других эмоциональных проблем.

4. Регрессия - это использование поведения, характерного для более ранних стадий развития, его примитивизация. Например, в стрессовой ситуации люди часто принимают утробную позу: подтя­нув колени к подбородку и обняв их руками. Тем самым они как бы возвращаются к той стадии развития, где чувствовали себя полностью защищенными и спокойными. Это помогает преодолевать трудный момент в жизни, ослабить воздействие стресса, но саму проблему не решает, более того, часто такое поведение позволяет человеку снять с себя ответственность за решение своих же проблем» благодаря привычной позиции " маленького".

5. Рационализация - это попытка объяснить, как-то оправдать свое поведение некоторым надуманным способом, подлинные мотивы при этом не осознаются. Рационализация также позволяет снять ответственность с себя, перенести ее на обстоятельства, других людей т. д. Люди всегда пытаются объяснить и оправдать свое поведе­ние, но редко, кто старается его изменить. Подлинное понимание истинных мотивов всегда приносит облегчение и ведет к позитивным изменениям в поведении, рационализация же всегда ведет к сохра­нению прежнего положения, служит сокрытием от себя подлинных при­чин своих действий.

6. Сублимация - переключение активности человека с первичной проблемы, где его постигла неудача, на деятельность другого рода, где достигается успех, хотя бы и мнимый. Например, проблема не решаемая реально, может решаться в фантазиях, мечтах. Человек "ищет не там, где потерял, а там, где светло". иногда сублимация служит мощным источником творчества, но чаще ведет к бесплодной растрате энергии, уводит от подлинного личностного роста.

7. Проекция - это перенос собственных неосознаваемых мотивов поведения на объяснения другого человека, так агрессивный человек склонен обвинить других людей в агрессивности по отношению к нему, то, что в быту называют "по себе о людях судит". Понятно, что проекция уводит от решения проблем,

8. Аутизм - это самозамыкание личности, ее отгораживание от общения и активной деятельности. Из этого состояния очень трудно вывести, поскольку человек не идет на контакт, особенно, если контакт затрагивает больную область. Это по сути дела, отказ вообще видеть, как обстоят дела, что-то предпринимать и т. д.

Итак, перечисленные выше восемь способов поведения позволяют "менять ситуацию, ничего не меняя", не ведут к решению проблемы и обретению субъектности, сохраняют главную привязанность, порождающую страдание и патологическое поведение.

Именно непреодолимая сила привязанности к цели (или стимулу) делает человека "де-факто" объектом по отношению к определенной ситуации, то есть детерминированным, не понимающим себя, не меняющимся, не творческим, не имеющим перспективы и монофункциональным.

Наоборот, ее ослабление позволяет проявиться субъектности человека, то есть его активности, пониманию себя (осознанности), способности изменяться, творчеству и самосовершенствованию, созиданию своей перспективы и многомерности,

Поэтому все методы, позволяющие ослабить рабскую, патологическую зависимость человека от некоторого объекта, мысли, образа или состояния, являются психотерапевтическими по своему действию и смыслу. Все методы, усиливающие зависимость или заменяющие одну зависимость другой, более сильной, следует признать вредными и антитерапевтическими. Например, столь распространенная практика «вшивания» алкоголику таблетки, которая может привести к летальному исходу при принятии алкоголя, по своей сути не является лечением, поскольку не избавляет человека от зависимости, но создает дополнительную зависимость - страх смерти. Это тем более антитерапевтично, что (как показывают новые данные) алкоголизм как правило вызван скрытым суицидальным намерением индивида, то есть вшитая таблетка дает ему шанс легко осуществить свое намерение, что часто и происходит. Однако, уровень развития нашей медицины, а также уровень интеллектуального и морального развития большинства алкоголиков в нашей стране, делают применение подобных методов пока что неизбежным.

То же самое можно сказать и о кодировании, когда человеку «вшивают в мозг гипнотическую формулу», действующую так же, как вышеописанное лекарство. Можно только порадоваться за тех, кому это помогло, но поясним данную мысль на примере.

Пример.

В Америке умерла женщина в весе 457 кг. Однажды ей удалось согнать 200 кг веса, но потом она не выдержала и снова стала постоянно жевать свои любимые бутерброды со свининой. Перед смертью она призналась, что постоянное жевание бутербродов спасало ее от воспоминаний как жестоко ее изнасиловали в юности.

Теперь предположим, что эта женщина прошла курс кодирования и ей внушили отвращение к жирной и калорийной пище. Что ей теперь делать?! Душевное страдание не исцелено, его надо забыть. Ясно, что выходом могут стать суицид, наркотики, алкоголь... Подлинная же терапия должна освободить человека от этой застарелой боли и тогда ей (или ему) не понадобиться губить себя ни перееданием, ни алкоголем, ни другим способом.

Поэтому основные методы, принятые в современной психотерапии, всегда направлены на раскрепощение того или иного качества субъектности. Поэтому в них используются те или иные методы пробуждения инициативы, способности принимать решения и реализовывать их, приемы расширения осознания проблемной ситуации и прежде всего своих собственных желаний, приемы изменения привычного способа поведения и мышления, приемы, стимулирующие творчество и саморазвитие, приемы созидания смысла жизни, приемы работы с целостным гештальтом человеческой жизни, методы развития аутентичности, субъектности так таковой.

Проблема может быть разного уровня сложности , который зависит прежде всего от интенсивности тех внутренних энергетических потоков (эмоций), которые «разбиваются» о внутренние преграды, а также разного типа - в зависимости от конкретных нереализованных стремлений и конкретных способов болезненной адаптации к такому положению.

В психиатрии существует подробная классификация различных психических нарушений (см. например ) и психотерапевт должен в определенной степени быть с ней знаком. Однако, эта классификация не рассматривает психические нарушения как проявления той или иной психологической проблемы и отделяет непроходимой стеной обычные психологические трудности от «заболеваний». Цель данной схемы: предложить некоторую «периодическую» таблицу психологических проблем, включая так называемые «заболевания».

Здесь будет предложена достаточно условная модель, позволяет объединить все психологические проблемы в одну общую схему с точки зрения их глубины и сложности. Заранее хочу извиниться перед специалистами за такую упрощенную модель, но она необходима для того, чтобы выделить некоторую общую тенденцию. Все проблемы расположены по этой модели на различных уровнях сложности с точки зрения трудности их решения и с точки зрения глубины укорененности их в личности. На каждом уровне встречаются свои типы психологических проблем, например, на уровне неврозов существуют самые разные типы неврозов (см. рис. 2), но уровень сложности их примерно одинаков, поскольку при неврозах нарушается та или иная сфера взаимодействия с миром, но не искажается структура личности как при психопатиях, и не нарушается адекватность восприятия реальности как при психозах.

Сверх-норма


Норма Поведенческая Эмоциональ- Неврозы Психопатии

дезадаптация ные нарушения


Первый уровень можно назвать уровнем сверхнормы.

Это тот уровень, который по А.Маслоу (см. «Гуманистическая психотерапия») достигают самоактуализирующиеся индивидуумы, как он считал, их не больше 1% от общего числа людей, но именно они являются ведущей силой человечества. «Обычные» люди также могут достигать этого уровня, но довольно быстро возвращаются в прежнее состояние. На этом уровне человек часто испытывает вдохновение, озарение, счастье. Сознание человека на этом уровне особенно ясное, к нему постоянно приходят творческие идеи. Эти люди действуют гибко, спонтанно, искренне и эффективно. Большинство людей, живших на таком уровне, проявили себя как подлинные гении в той или иной области, хотя временами они могли снижать свой уровень и проявлять себя не с лучшей стороны.

У таких людей не бывает неврозов и они очень легко переносят психологические травмы. Их характеризует легкость, отсутствие стереотипности, отсутствие эмоциональной и физической напряженности. Можно было бы сказать, что на этом уровне нет никаких проблем, но конечно это не так. По большей части это проблемы творческой реализации в мире, ведь это очень непросто, или проблемы постижения духовной стороны жизни. Для того, чтобы понять проблемы этих людей, надо самому хоть изредка находиться на этом уровне.

Второй уровень - уровень нормы .

Это тот уровень, на котором тоже все обстоит весьма благополучно. Так называемый «нормальный» человек хорошо адаптирован к социальной среде, достаточно успешно справляется с работой и семейными обязанностями, а также с трудностями и неприятностями. Сознание у него ясное, эмоциональное состояние по большей части комфортное, хотя такой уровень счастья и вдохновения, какой обычно испытывает человек на уровне сверхнормы здесь редко достижим (собственно в эти моменты он переходит на высший уровень). Достаточно гибко реагирует на изменение ситуаций, не напряжен, но нет постоянного чувства легкости, полета, вдохновения.

Типы проблем с которыми сталкивается «нормальный» человек также вполне нормальны: трудности адаптации к изменившимся ситуациям, трудности при обучении, при выполнении сложной работы, трудности в развитии творческого потенциала, развитии способностей и т.п.

Несколько слов о понятии нормы. Хотя определение нормы в науке до сих пор является весьма проблематичной задачей, можно выделить два основных подхода к этому определению. Первый состоит в том, что за норму признается все те свойства индивида, которые в среднем присущи данной популяции или группе. Индивид, у которого некоторое свойство слишком отклоняется от среднего, будет признан ненормальным.

Вторым подходом интуитивно пользуется психиатрия и обычные люди в быту. Нормой признается все то, что не является не нормой . То есть, если все убеждены, что дважды два - четыре, то человек, утверждающий, что дважды два это пять, будет признан ненормальным или не совсем нормальным.

Если человек осуществляет странное поведение, необъяснимое с точки зрения большинства, проявляет неадекватные эмоции, убеждения, не справляется с трудностями, с которыми справляются практически все, возникает подозрение, что он отклоняется от нормы. Все остальное признается нормой и считается свойствами и способностями подавляющего большинства. Поэтому ненормальным считается все, что не соответствует очевидному, тому, с чем согласны практически все, всеобщему. Последнее определение является наиболее просто употребляемым, то есть операциональным, и мы пользуемся в основном им. Однако, надо понимать, что оно заставляет иногда признать ненормальным гениального человека, который противоречит очевидности, но последний отличается мудростью, проницательностью, логичностью, его выводы подтверждаются практикой.

Третий уровень - уровень поведенческой дезадаптации.

На этом уровне, еще его можно назвать уровнем невротических реакций, человек не вполне хорошо адаптирован к тем или иным областям жизнедеятельности. Временами он не справляется с достаточно простыми жизненными ситуациями, неадекватно реагирует на трудности, имеет проблемы в общении. Его сознание менее ясное и более суженое, особенно в смысле самосознания, чем на предыдущем уровне, логика рассуждений иногда нарушается, часто переживает негативные эмоции, напряженность.

Проблемы с которыми он сталкивается касаются обычно отношений с другими людьми, трудностей на работе и в учебе, неуверенного поведения, вспышек неадекватных эмоциональных реакций и т.д. «Нормальные» люди временами могут переходить на этот уровень, как говорится каждый может «психануть», но это быстро проходит. Люди, которые живут на этом уровне постоянно, очень часто проявляют такие срывы.

Четвертый уровень - уровень эмоциональных нарушений.

На этом уровне индивид переживает временные, но весьма серьезные невротические состояния: это депрессивные состояния, вспышки гнева, отчаяние, чувство вины, печали и т.д. Все признаки, о которых шла речь выше усиливаются (во время таких состояний): сознание становится еще менее ясным и более суженым, утрачивается гибкость мышления, возрастает внутреннее и телесное напряжение и т.д.

Типы проблем характерные для этого уровня: потеря близкого человека, разочарование в любви, невозможность реализовать важные цели, тяжелые отношения в семье, потеря смысла жизни, последствия (не слишком тяжелого) стресса, испуга и т.п.

Пятый уровень - уровень невроза .

Этот уровень традиционно относится уже к уровню заболеваний, но при психологическом подходе мы всегда находим в основе этого заболевания нерешенную психологическую проблему. Впрочем и современная медицина считает неврозы психогенными, а также обратимыми заболеваниями.

На этом уровне невротические состояния и реакции становятся постоянными (или они периодически возвращаются). Сюда относятся такие типы проблем: навязчивые страхи (фобии), невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз), ипохондрия, истерия, невроз тревоги, анорексия, булимия и т.п. На этом же уровне сложности можно расположить психосоматические заболевания, к которым обычно относят: астму, гипертонию, язву желудка, аллергию, головные боли и многие другие. Также на этом уровне сложности следует расположить такие проблемы как алкоголизм и табакокурение. Сюда же следует отнести явление посттравматического стресса.

Во всех этих случаях в основе «заболеваний» лежат глубинно-психологические проблемы, связанные обычно с особенностями детского развития индивида (за исключением постравматического стресса). Это может быть комплекс кастрации (по З.Фрейду), комплекс неполноценности (по А.Адлеру), неадаптивный сценарий жизни (по Э.Берну) и другие психологические факторы.

Шестой уровень - уровень психопатий .

Сюда относятся различные болезненные искривления характера индивида, то есть здесь искажается уже сама личность. Выделяются шизоидная, истероидная, эпилептоидная, гипертимная и др. типы психопатий. Также к этому уровню относятся сексуальные извращения и маниакальные типы поведения. Существуют, например, патологические лгуны, игроки и т.д. На этом уровне сложности можно условно расположить и наркоманию.

Сознание таких индивидуумов не столько затуманено или сужено, сколько искажено. В их внутреннем мире доминируют отрицательные эмоции: гнев, страх, ненависть, отчаяние... Иногда это внешне не заметно, но в критической ситуации эти эмоции прорываются в патологической форме. Постоянное напряжение проявляется в специфическом мышечном панцире (см. «Телесная терапия»). Проблемы данного уровня медицина относит как к патологии нервной системы, так и к особенностям воспитания в детстве. Психологи конечно и здесь находят прежде всего психологические причины, коренящиеся обычно в самом раннем детстве или даже в пренатальном периоде.

Наркоманов характеризует то, что они вырываются из своего страдания с помощью наркотика, искусственно (как пассивные объекты) попадая в «сверхнормальное» состояние, но как только действие наркотика заканчивается, они как «чертик на резинке» отбрасываются в прежнее существование, которое теперь кажется им еще ужаснее.

Седьмой уровень - уровень психозов .

Сюда относятся: острое психотическое заболевание, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и другие психозы. На этот же уровень следует отнести эпилепсию, формально не относящуюся к психозам, а также множественное расщепление личности.

Психозы характеризуются прежде всего искаженным восприятием реальности, отсюда возникает бред и галлюцинации. Индивид в значительной степени перестает контролировать свое поведение с помощью сознания и не отдает себе отчет о своих действиях. Напряженность неимоверно возрастает, даже в отечественных психиатрических учебниках отмечается гипертензия (сверхнапряжение) мышц у шизофреников. Негативные чувства невероятной силы (ненависть, страх, отчаяние и т.д.) подавляются огромным усилием воли, что на поверхности может выглядеть как эмоциональная тупость.

Проблемы данного уровня медициной определяются исключительно как заболевания мозга. Однако, существует ряд доказательств психологической природы этих «заболеваний», а также описаны случаи их чисто психологического исцеления (см. например, К.Юнг , Гроф ). Однако, говорить о возможности психологической коррекции этих заболеваний пока рано, поскольку эти больные не могут адекватно воспринимать психологические воздействия. Некоторую надежду на психологическое исцеление подобных заболеваний дает метод маскотерапии нашего соотечественника Назлояна.

Итак, можно проследить как психологические проблемы в зависимости от степени их развития порождают все более тяжелые «заболевания», все более трудные для исцеления симптомы. При этом психологическая коррекция достаточно эффективна вплоть до уровня психопатий, начиная с этого уровня психологическая коррекция очень трудна, на уровне же психозов (за редкими исключениями) обычно осуществляется медикаментозное лечение.

Тем не менее, все перечисленные выше уровни человеческих проблем представляют собой ступени «падения» личности (это не означает, что личность может последовательно переходить с одной ступени на другую, как правило, такого не бывает), характеризующиеся ухудшением следующих жизненных параметров, если последовательно переходить от «сверхнормы» к нижним ступеням вплоть до уровня психозов:

1. сознание от полной ясности переходит ко все более суженным и затемненным состояниям;

2. степень самопонимания (осознанности) и саморегуляции также ухудшается с переходом на каждую следующую ступень;

3. эмоциональное состояние от самых радостных и прекрасных форм переходит к состояниям, которые можно охарактеризовать только как «адские», интенсивность негативных эмоций возрастает с переходом от одной ступени к другой;

4. гибкость мышления и поведения уменьшается с переходом со ступени на ступень вплоть до самых ригидных вариантов, снижается способность к творчеству;

5. с переходом со ступени на ступень увеличивается психологическое и мышечное напряжение от легкого и расслабленного состояния на уровне «сверхнормы» вплоть до постоянного мышечного перенапряжения и даже кататонии на уровне психозов;

6. чувство свободы и автономности личности от полной уверенности в себе, своих возможностях и правах снижается вплоть до убежденности, что тобой как роботом командуют какие-то чуждые силы.

Таким образом, все психологические проблемы можно выстроить в один ряд, для которого характерно ухудшение определенных параметров психического здоровья (это не касается конечно периода ремиссии), важнейшим из них с нашей точки зрения являются эмоции и чувства, поскольку они и являются системообразующим фактором психологических проблем, поскольку они соответствуют нереализованным стремлениям индивида (см. схему структуры психологических проблем). Гипотеза состоит в том, что все уровни проблем отличаются друг от друга прежде всего степенью фиксации индивида на той или иной нереализуемой цели. Именно эта фиксация порождает потерю свободы и автономности, сужение сознания, потерю гибкости мышления, негативные эмоции, зачастую направленные на самого себя, мышечное перенапряжение и т.д., то есть все большую потерю субъектности и обретение качеств «страдающего объекта».

Следует пояснить, что «больной» индивидуум не может вдруг перейти с одного уровня проблем на другой и от одного типа проблем к другим. Структура проблемы задает тот или иной уровень и тип «болезни», и в каждом конкретном случае в ходе психологического анализа эта структура может быть вскрыта, тогда психологическое воздействие терапевта будет адекватным и исцеляющим. Во всяком случае между «просто проблемами» и «болезнями» нет на самом деле непроходимой пропасти. «Болезни» - это всего лишь дошедшие до определенной ступени развития проблемы, в зависимости от этой ступени в том или ином масштабе страдает сознание и самосознание, мышление, поведение, эмоциональная сфера, способность к расслаблению, автономность личности и другие психологические качества личности.

Вопросы для контроля:

1. Какова структура психологических проблем?

2. В чем суть психотерапевтического решения проблемы?

3. Какие «решения» психологической проблемы следует считать не терапевтичными или даже антитерапевтичными?

4. Что происходит в случае адекватного терапевтического решения в субъективном мире клиента?

5. Как эти идеи связаны с принципом раскрепощения субъекта?

6. Какие уровни психологических проблем можно выделить?

7. Какие психологические качества ухудшаются при переходе от одного уровня к другому?

8. Какие типы психологических проблем на разных уровнях вы можете назвать?

Литература по данной теме:

1. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. - М., 1998.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М., 1984.

3. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. - М., 1994.

4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия (учебник).- С.-Пб., 2000.

5. Кёниг К. Когда нужен психотерапевт... М., 1996.

6. Гроф С. Путешествие в поисках себя. -М., 1994.

7. Перлз Ф. Гештальт-семинары. -М., 1998.

8. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. - М., 1999.

9. Свит К. Соскочить с крючка. - С.-Пб., 1997.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.

11. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - С.-Пб., 1994.

Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.

И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта. В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними. Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Возникновение психологических трудностей

Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого всего два вида желаний:

  • что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами "стремление к...";
  • от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами "стремление от...".

Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, - низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности - это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути - это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Исследование психоаналитика Адлера

Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности. По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это - не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности. Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.

Психологическая травма

Очень распространенная психологическая проблема - это последствия пережитых стрессовых ситуаций.

По своей природе это - разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний. Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое. Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология - это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:


Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка - очень хрупкая структура.

Пирамида потребностей Маслоу

С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время. Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе. По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность. Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других. В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований. Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, - настоящий бич современности, считают психологи.

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.

Добрый вечер. Вас мучает вопрос как определить психологическую проблему, которая судя по представленной вами психосоматике, имеет место быть. Пожалуйста, вот ответ на ваш вопрос, читайте и определяйте, при каких условиях у вас возникла психологическая проблема и какая она))) Маленький профессиональный совет - честно отвечайте сами себе на поставленные мною вопросы. Эти вопросы играют существенную роль в постановке вам правильного диагноза.

Немного методологии, для того, чтобы вы поняли о чем речь. Любое соматическое заболевание - «это процесс взаимодействия болезнетворного влияния с организмом, способным соответствующим образом воспринять это влияние». То бишь, каждый человек в том или ином случае имеет определенные предрасположенности к наследованию психосоматического заболевания, которое, в свою очередь, зависит от условий среды, в которой обитает человек. Причиной любого психосоматического заболевания явялются экзогенные и эндогенными условия, которые позволяют называть некоторые психологические заболевания - полиэтиологическими. И так.

1. Скажите, почему вы рассказали о ситиации в настоящем времени? Это сейчас у вас тишь, да гладь - Божья благодать, а ранее, что было ранее? Какая ситуация с вами была ранее? Психологические болезни, знаете ли, могли быть спровоцированы или психотравмирующей ситуацией, или соматическими заболеваниями и т.д.

2.Скажите, какой же у вас тип ВНД? Нам, чтобы ответить вам профессионально, надо его знать. Как пример, люди с сильным типом высшей нервной деятельности, стрессоустойчивые, после резкой встряски, могут запросто заболеть неврозами.

3.Скажите, насколько вы эмоциональны? Эмоциональность ваша, она - понижена или повышена, какова ее цикличность и обменные сдвиги и т.д.?

4. Скажите, почему вы не рассказали о том, как проходила конкурентно-карьерная борьба, как переживались эмоциональные перегрузки и т.д.? Это ведь тоже существенное условие возникновение психосоматики

5. Скажите, почему же вы не рассказали и об особенностях вашего здоровья? Например, может быть у вас имеется в наличии сосудистая патология или резидуальные последствия, перенесенной черепно-мозговой травмы, индивидуальная непереносимость метеотропного фактора и солнечных выплесков и т.д.

Помните, психоматика -это запрограммированный патогенетический процесс, который включает в себя: физиологические (в том числе рефлекторные), биохимические, электрофизиологические, психические реакции и структурные изменения органов и тканей. На большое многообразие различных болезнетворных причин организм отвечает ограниченным набором реакций. Выбор реакции, ее направленность, качество, мера - все это определяется возможностями самого организма личности.

И еще. Ознакомьтесь с основными периодами психосоматического заболевания: продромальный - период наиболее ранних симптомов, манифестный - период разгара заболевания, период обратного развития и редукции симптоматики и затухания активности болезненного процесса. Может пригодится.

И в заключении. Как наглядный пример, время появления психосоматики, при депрессии

Надеюсь вам стало все ясно и понятно- для того что дать вам профессионально -устраивающий вас ответ, нам надо знать, как минимум ответы на те вопросы, которые я вам задавала. Еще один вопрос, на засыпку. Как бы вы отреагировали на клиента, пришедшего к вам в кабинет и требующего от вас сиюсекундной продемонстрации вашего профессионализма и что сделаете вы в этой ситуации?

Мудрости вам. Лидия.

Р.S. Уважаемый клиент, наши эксперты потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваш вопрос. Пожалуйста, проявите свою воспитанность: выберите лучший ответ и отметьте ответы остальных экспертов.