Реформы хрущева и их результаты. Реформы хрущева

Никита Сергеевич Хрущев – тот советский лидер, который в массовом сознании ассоциируется с «оттепелью» и «хрущевками». Однако, далеко не все знают, что социальные и политические реформы этого советского лидера, фактически, заложили «бомбу» под весь советский строй и государственность.
Неспособность нашего государства и общества справиться с государственным переворотом 1991 года, ошибки Горбачёва в ходе «перестроенных реформ» и крайне слабая дееспособность позднесоветской власти в принципе – наследие именно Никиты Хрущева.

Даже то, что довольно быстро, через десять лет после прихода к власти, Хрущева свергли методом уже «тихого переворота» не помогло СССР оправиться от «реформ». Настолько глубокие изменения в обществе и системе власти они заложили.

Команда Хрущева

Придя к власти в 1954 году Никита Хрущёв начал весьма своеобразно формировать свою «команду». Нет, кадровое обновление было необходимо с политической точки зрения. Очень многие в тогдашней номенклатуре относились к новому генсеку весьма негативно.

Но подбирая «новые и лояльные кадры» Никита Сергеевич, в первую очередь, смотрел именно на лояльность, часто игнорируя такой критерий, как профессионализм.

Эту систему в свое время очень точно охарактеризовал советский экономист Дмитрий Шепилов: «Почему министр икс заменен игреком? Почему на этот важный пост поставлен такой совершенно неподходящий человек, как зет?» - следовали ответы: «С игреком Никита Сергеевич работал на Украине... зета Никита Сергеевич знает по совместной работе в МК партии».

Эти отношения и ставка на лояльность сразу стали характерной чертой всей политической системы до самого низового партийного и политического уровней. Тем более, что последовали и официальные реформы, которые по сути, нивелировали понятие «политического профессионализма».

Школьная реформа

Речь идет, например, о так называемой школьной реформе и о законе от 24 декабря 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

Этот закон предполагал упор на трудовое воспитание, а после школы выпускники обязаны были два года отработать на производстве и только потом могли продолжать учебу. Проблема была только в том, что зарплата даже неквалифицированного рабочего была выше, чем студенческая стипендия.

А потому новоиспечённые рабочие не горели желанием продолжать обучение. Правда, именно из этих кадров вследствие еще одной реформы и начали формироваться политические элиты хрущевского периода.

Доярки-рекордсмены

По инициативе Никиты Сергеевича, теперь, главными претендентами на социальные лифты стали выходцы из рабочей молодежи. Грубо говоря, доярка-рекордсмен, которая превышала норму надоев, могла запросто стать заместителем председателя колхоза и продвинуться по партийной линии. И таких доярок, трактористов, шахтеров и прочих молодых рабочих в Стране Советов были миллионы. В общем, было кому заместить «устаревшую» партийную элиту, которая по словам самого Хрущёва «задержалась на ярмарке».

В качестве повышения политических знаний ей, этой новой элите, предлагались партийные курсы, но никак не систематическое образование. И вот эти самые «доярки» в итоге и пришли к власти в СССР. Да, они были практиками, но теоретический багаж, знания о политике, у этих людей были минимальны.

Из комбайнеров в политики

Самый известный и печальный пример такого карьерного роста явил собой Михаил Сергеевич Горбачев, который был отличным комбайнером и попал под хрущевские кадровые и социальные реформы. И кто бы спорил, что с комбайном у него получалось отлично.

А поскольку это получалось отлично, то пошёл и партийный, и карьерный рост. Только не по специальности, а именно в политической сфере, который и привел в итоге Михаила Сергеевича к власти в СССР, в стране, о политическом устройстве которой он понимал крайне мало.Поэтому у него с ней как-то не задалось.

Необразованные элиты

В тот же период в СССР возникла своеобразная система «нравственных приоритетов». Теперь та самая «рабочая, трудовая молодежь» крайне негативно относилась к образованным специалистам и профессионалам. Потому что те были всего лишь «теоретиками», тогда как новые «элиты» стали сугубыми практиками социализма и коммунизма. Они его строили в буквальном смысле, своими руками. К политической грамотности это, впрочем не имело никакого отношения. Однако Никиту Сергеевича это интересовало в минимальной степени.

Фактически, именно при Хрущеве и сформировался механизм продвижения во власть самых наглых, напористых, но лояльных и необразованных, который в историографии принято называть «отрицательный отбор».

Уже после отстранения Хрущёва от власти, новый генсек, Леонид Ильич Брежнев столкнулся с острейшей кадровой проблемой. Профессионалов от политики, действительно образованных специалистов, было меньшинство. К тому же хрущевский фаворитизм продолжал превалировать в советской системе. А потому эти самые редкие специалисты и сформировали уже брежневскую геронтократию, а после и «застой». Адекватной смены попросту не было, да и не очень хотелось пускать её во власть.

Но в итоге эти самые «хрущевские кадры» ввязли свой реванш уже после смерти Брежнева, а потом и Андропова с Черненко. И чем этот реванш закончился мы все прекрасно помним. Это был грандиозный крах величайшей страны.

Стоит отметить, что этот крах устроило именно поколение «перспективных кадров» Хрущева. Ведь и Михаил Горбачёв, и Борис Ельцин – это люди, которые полностью сформировались именно в СССР. Они родились, выросли, обучились и воспитались только по советским лекалам.

Даже у Брежнева было три класса гимназии в Царской России. И он, надо сказать, не разрушил Советский Союз. Разрушили его полностью советские люди. И «спасибо» за это в первую очередь можно сказать Никите Сергеевичу Хрущеву.

Решение экономических проблем оставалось для советского общества важнейшей задачей. В организации хозяйственного развития данного периода отчетливо выделяются два периода, серьезно различавшиеся между собой по методам, целям и конечным результатам.

1953-1957 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики, что означало перенесение центра тяжести на развитие легкой, пищевой промышленности, а также сельского хозяйства.

Была предпринята попытка решения продовольственной проблемы и вывода сельского хозяйства из кризиса за счет повышения урожайности (т.е. интенсификации производства) и использования фактора личной заинтересованности колхозника. Для этого было намечено: снижение налогов на личное подсобное хозяйство, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, списание колхозам недоимок по сельхозналогу (1,5 млрд. пудов зерна), увеличение приусадебных участков. Это был один из вариантов нового аграрного курса.

Программа преобразований сельского хозяйства , осуществлявшаяся Н.С. Хрущевым , несколько отличалась от стратегического замысла Г.М.Маленкова. Кроме указанных мер, Хрущев намеревался обеспечить подъем сельского хозяйства путем быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства). Особое внимание он уделял также процессам механизации сельского хозяйства, для чего предполагалось в будущем превратить колхозы в крупные хозяйства индустриального типа.

В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном молодежи, было разработано 42 млн. га новых земель.

В два раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги колхозов по сельхозналогу прошлых лет(1,5 млрд пудов зерна), в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в пять раз. В 1958 г. были отменены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с приусадебного хозяйства, сокращены налоги с него.

По инициативе Н.С. Хрущева были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 1955 по 1962 гг. с 18 до 37млн. га.

Административно-экономическая реформа. В 1957 г.Н.С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу.

В целях ограничить возможности вмешательства местных партийных аппаратов в хозяйственную деятельность были созданы совнархозы , которые непосредственно подчинялись союзному министерству. Было упразднено 141 общесоюзное и республиканское министерство и вместо них создано 105 совнархозов.

Реорганизация системы управления дала определенные результаты: усилилась производственная специализация, межотраслевое кооперирование, происходил процесс технической реконструкции хозяйства. Расширились права и экономические полномочия союзных республик. Однако реформа в целом не только не внесла качественных изменений в условия хозяйствования, но и породила определенную разобщенность в отраслевом механизме советской экономики.

Социальная политика. Экономическая политика постсталинского руководства, несмотря на противоречия, носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения.

Регулярно повышались оклады работников в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90% (с 1956 г. колхозники были переведены на ежемесячное авансирование оплаты труда). Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих увеличил их размер вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя сократилась с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Большие права на производстве получили профсоюзы.

Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство. С 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 млн. человек. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры.

1958-1964 гг. В конце 50-х гг. был совершен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.). С этого времени начался процесс вытеснения экономических стимулов в развитии хозяйства административным принуждением. Всельском хозяйстве эта тенденция проявилась наиболее отчетливо.

Колхозная политика. Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжелый был кризис сельского хозяйства. Хозяйства испытывали постоянный недостаток электроэнергии, химических удобрениий, семян ценных культур.

В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась с 91 тыс. до 39 тыс.). В ходе развернутого коммунистического строительства с целью превращения всей собственности в общенародную происходило массовое преобразование колхозов в совхозы. Характерной чертой стало также укрупнение колхозов за счет так называемых неперспективных деревень. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп всей техники ликвидированных машинно-тракторных станций (МТС) колхозами, что подорвало финансовое положение сельских производителей, учитывая, что они к тому же не имели достаточного количества технических кадров.

Не дала позитивных результатов кукурузная эпопея, в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель.

В целях скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели наступление на личные подсобные хозяйства . У колхозников вновь были урезаны земельные участки (с 1,5 сотки в расчете на один колхозный двор в 1955-1956 гг. до одной сотки в 1959-1960 гг.; в 1950-1952 гг. приходилось 32 сотки), насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного осуждения торгашей и стяжателей, борьба против захватчиков колхозных земель. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства. Работники колхозов преращались в наемных рабочих.

В результате возникших трудностей семилетний план в части развития сельского хозяйства выполнен не был: вместо запланированных 70% прирост сельского хозяйства составил лишь 15%. Обострилась продовольственная проблема в стране. Возникший дифицит продовольствия вызвал рост цен, в частности на мясо на 25-30%. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12млн. т).

Промышленность . В целом в рассматриваемый период среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10%, что обеспечивалось исключительно благодаря жестким методам командной экономики. Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс.

Дальнейшее развитие административной системы. Наметился процесс развития вертикальной централизации совнархозов (СНХ). В июне 1960 г. были созданы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) . Последовательно усложнялась система общегосударственого планирования народного хозяйства.

Изменилась система органов управления аграрным сектором. С марта 1962г. создавались колхозно-совхозные управления (КСУ ).

Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций . С целью усиления роли партии в развитии сельского хозяйства в сельских районах были упразднены райкомы (их функции передавались парторганизациям КСУ, парторгам на производстве); обкомы были разделены по производственному принципу - на промышленные и сельскохозяйственные . В целом реформа по перестройке управления сохранила сущность административно-хозяйственного механизма, территориальная система управления привела к отраслевой несбалансированности и росту местнических тенденций совнархозов.

Реорганизация административной системы стала постоянным явлением. Непрерывные перетряски аппарата и персональные перемещения серьезно беспокоили партийных и государственных чиновников, стремившихся к стабильности своего личного положения. Н.С.Хрущев же заявлял о готовности расшвырять всех, как котят. Аппаратчикам казалось, что десталинизация не принесла желанной уверенности в завтрашнем дне. В бюрократических кругах нарастало недовольство Н.С.Хрущевым, желание подчинить его аппарату. Крупным шагом на этом пути стала кампания против творческой интеллигенции, в результате чего Хрущев-реформатор потерял прочную опору в ее среде.

Недовольство Хрущевым высказывали также представители всех звеньев партийного аппарата (после разделения его на две независимые системы и образования своеобразного двоевластия). Поэтому заговор против Н.С.Хрущева становился неизбежным.

Социальная политика. Поначалу в социальной сфере продолжались позитивные сдвиги . Улучшалось материальное положение населения, росли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Готовилось введение пенсионного обеспечения колхозников. Вырос жилой фонд (за 1959-1965 гг. - на 40%).

В условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных экономических явлений социальная политика не была последовательной . Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г.(с целью снижения бюджетного дефицита).К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно ударило снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в среднем на 28%).

Это вызвало стихийные выступления рабочих . В 1959 г. с помощью войск было подавлено полуторатысячное выступление рабочих - строителей Казахстанской магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 человека, 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли во многих промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

ИТОГИ. В период хрущевской оттепели была предпринята серьезная попытка модернизации . Н.С. Хрущев задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.

Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу. Курс Н.С. Хрущева характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. Положение усугублялось отсутствием каких бы то ни было научно-управленческих основ административных реформ, случайностью и субъективностью преобразований, проводимых в административно-хозяйственной системе.

Н.С.Хрущев и руководство партии, оставаясь на позициях коммунистической идеологии и сохраняя многие традиции сталинского руководства, не только оказались не готовы, но и не стремились к радикальным переменам .

После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С.Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни . В этот период на первое место в иерархии власти вышла жаждавшая стабильности партийно-государственная бюрократия, или номенклатура , которая сыграла решающую роль в смещении Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1 Путь к власти

2 Оценка реформаторской деятельности Н.С. Хрущева

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Никита Сергеевич Хрущев родился 4 (17) апреля 1894 года в Курской губернии, в селе Калиновка. Его родители были простыми крестьянами.

После Октябрьской революции Хрущев возглавил Совет руднично-заводских комитетов профсоюза металлистов горнорудной промышленности. В мае 1921 года он стал курсантом Донского техникума. Одновременно учился на рабочем факультете. За активный и неуемный характер, смелость и твердость его избрали секретарем партийной ячейки техникума. То был первый шаг на пути его восхождения к политическому руководству страной.

Впервые на общенациональном уровне он проявился в 1925 году, когда Хрущев был избран делегатом на XIV съезд партии. По рекомендации Кагановича в 1931 году был избран первым секретарем Бауманского райкома партии, затем секретарем Краснопресненского райкома, а уже в 1932 году - вторым секретарем МК и МГК партии. А уже в 1935 году Хрущев занимает пост первого секретаря МК и МГК.

Это было крупное назначение, поскольку в Московскую область входили территории нынешней Тульской, Калужской, Рязанской и Калининской областей. Со смертью Сталина в стране завершился период «чистого» тоталитарного режима, и началась «оттепель». Эпоха Хрущева и сам Никита Сергеевич - повод для серьезных размышлений. Сегодня во всеоружии собственного опыта мы проводим в жизнь те или иные преобразования неимоверным трудом.

Как же было сложно и трудно Хрущеву почти полвека назад? Сопоставляя сделанное нами и сделанное им, приходится скорее удивляться не тому, что он чего-то не сделал, а тому, как много он успел. Таким образом, деятельность Хрущева и оценка его реформ, является и в настоящее время достаточно актуальной.

Цель работы: всестороннее изучение и обобщение литературных источников по теме, на их основе характеристика и оценка реформаторской деятельности Хрущева.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 20 страниц.

1 ПУТЬ К ВЛАСТИ

Карьера Хрущева развивалась стремительно. Впервые на общенациональном уровне он проявился в 1925 году. Хрущев был избран делегатом на XIV съезд партии. На съезде, как известно, произошло резкое столкновение между Сталиным и «новой оппозицией», руководимой Зиновьевым и Каменевым. Хрущев решительно взял сторону Сталина. Вернувшись к себе на родину, говорил в докладе на пленуме окружкома партии: «Наша линия - это линия большинства, то есть съезда партии и ЦК».

Немалую роль в карьере Хрущева сыграл Л.М. Каганович, который в ту пору был членом Политбюро, секретарем ЦК ВКП(б) и первым секретарем Московского обкома. Именно ему принадлежала инициатива в первых крупных назначениях Хрущева. С его легкой руки началась большая карьера Никиты Сергеевича. Каганович показал 36-летнего функционера Сталину. «Вождь народов» сразил Хрущева своим обаянием и умом, и он стал самым верным, преданным и исполнительным коммунистом сталинского правления.

Хрущев так и не доучился в Промакадемии, и по рекомендации Кагановича в 1931 году был избран первым секретарем Бауманского райкома партии. Прошло всего несколько месяцев, и Хрущев стал секретарем Краснопресненского райкома, а уже в 1932 году он избирается вторым секретарем Московского горкома партии. На XVII съезде ВКП (б) 39-летний Хрущев становится членом ЦК ВКП(б). Вскоре он избирается первым секретарем горкома и вторым секретарем Московского обкома партии. А в 1935 году, едва достигнув сорока лет, Хрущев занимает пост первого секретаря МК и МГК. Это было крупное назначение, поскольку в Московскую область входили территории нынешней Тульской, Калужской, Рязанской и Калининской областей.

В сентябре 1953 стал первым секретарем ЦК, положив начало новому процессу жизни советского общества, названному писателем И.Г. Эренбургом «оттепелью». В 1956 на закрытом заседании XX съезда КПСС Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Хрущев понимал острую необходимость экономических и социальных реформ и стремился для этого к максимальной полноте власти.

2 ОЦЕНКА РЕФОРМАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.С. ХРУЩЕВА

Тема Хрущевских реформ - одна из самых популярных в публицистике и исторических исследованиях последних лет. Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинаниями и столь же оглушительными провалами, колоритная личность главного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью - все это питает научный и общественный интерес к проблемам «великого десятилетия».

Время Хрущева - один из наиболее значительных и непростых периодов нашей истории. Значительных - потому что множество великих событий произошло в тот период: это и амнистия заключённых в ГУЛАГе, и большое количество других реформ; в это время был впервые отправлен в космос человек и при Хрущеве же мир был поставлен на грань ядерной войны. Непростых - потому что касается десятилетия, которое поначалу называлось «славным», а потом осуждено как время «волюнтаризма» и «субъективизма». Долго, очень долго об этих бурных годах не принято было говорить. Почти 20 лет лежало табу на его имени.

Можно, конечно, по-разному относиться к Хрущеву, его проектам и идеям, по-разному оценивать накопленный в тот период опыт общественной модернизации. Однако при всех «плюсах» и «минусах» 50-е - начало 60-х годов интересны для современников уже тем, что именно тогда начинали формироваться элементы новой политической культуры, культуры реформаторства. Процесс этот так и остался незавершенным. О чем лучше всего свидетельствуют реалии дня сегодняшнего. Последнее обстоятельство - еще один повод, чтобы вновь вернуться к опыту сорокалетней давности.

Н.С. Хрущев, став секретарем ЦК КПСС, получил возможность через партийный аппарат реально влиять на ситуацию. Он по собственной инициативе поставил задачу разоблачить «культ личности», создать прочные гарантии против его повторения. Свое предназначение как лидера страны Хрущев видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу.

Решение отойти от идеологических догм и тоталитаризма создавало возможность что-то сделать и для простого человека.

Заслуга Хрущева в том, что он сумел превратить эту возможность в реальность.

Прекращение массовых репрессий освободило человека от ежеминутного страха за свою жизнь. Человек ощутил, что у него есть какие-то права и какие-то гарантии этих прав. Жители села впервые за годы советской власти получили паспорта и право, оставаясь крепостными государства избавиться от зависимости от конкретного колхоза. Рабочий получил реальное право увольняться, так как отменили выселение с ведомственной площади. Реабилитация целых народов позволила сотням тысяч людей начать новую жизнь. А реабилитация жертв репрессий освободила от двойной морали всех тех, кто скрывал судьбу деда, отца, брата, сестры. Принцип материальной заинтересованности позволил связывать свою жизнь с собственными усилиями, самому определять свою судьбу. Ценностью становилась не стандартность, а индивидуальность.

Узаконивалось право на индивидуальные вкусы, на « я » отличное от « мы » .

Хрущев сочетал черты вождя аппаратчиков с чертами искреннего популиста. Он сам как-то признался, что Сталин называл его народником. А в умении оценивать кадры Сталину не откажешь. Из всего сталинского окружения Хрущев в наибольшей степени знал реальную жизнь, был близок массам. И что еще важнее - он был воодушевлен идеей принести пользу народу. Он искренне верил, что аппарат государственного социализма не имеет иных целей, кроме забот о благе трудящихся.

Одним из ключевых пунктов новой экономической программы было решение продовольственной проблемы, а вместе с тем и решение вопроса о выводе сельского хозяйства из затяжного кризиса. “Если назвать самые трагические для советской деревни времена - по безнадежности и уже полному надругательству над всеми человеческими чувствами, - пишет А. Адамович, - так это, по моему убеждению, послевоенные, где-то с 1946 по 1953-й”. Исчерпав последние резервы энтузиазма, деревня могла подняться только с помощью полновесного материального стимула.

В 1959 году на XXV съезде КПСС Хрущёв выдумал самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США как в повышении промышленного производства, так и сельскохозяйственного на душу населения к 1970 г.

Пожалуй, наиболее острой среди проблем, вставших перед ним, была проблема сельского хозяйства . Его положение было таково, что в 1953 г. пришлось использовать часть продовольственных запасов из стратегического резерва. Н.С. Хрущев первым среди руководителей страны сказал правду о тяжелом положении российской деревни. Но его первые попытки еще при жизни Сталина несколько сгладить антикрестьянскую направленность аграрной политики успехом не увенчались.

В сентябре 1953 г. Хрущев выступил на Пленуме ЦК с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства. Была предпринята попытка перехода от административных к экономическим методам хозяйствования на селе: если стране необходимо продовольствие, то крестьянам надо платить. Комплекс намеченных мер был нацелен на решение двух взаимосвязанных задач: расширение самостоятельности колхозов и совхозов и усиление их экономической заинтересованности. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год). Начало несколько поощряться развитие крестьянами личного подсобного хозяйства.

Однако все эти решения могли дать отдачу лишь несколько лет спустя, а поправлять зерновое хозяйство требовалось немедленно. В связи с этим в начале 1954 г. принимается решение о массовом освоении целинных и залежных земель. Освоение целины велось штурмом, без серьезной научной проработки. На целину по комсомольским путевкам ехала в основном заводская и фабричная молодежь из крупных промышленных центров, зачастую не знавшая, как подступиться к трактору. Зимой в лютые морозы, при ледяном ветре в степи ставились палатки, вагончики, времянки, завозилась техника, топливо, начиналось освоение нетронутых плугом бескрайних полей.

На целину отправляли все, что имели. Все гусеничные тракторы направлялись только в Казахстан и Сибирь. К 1965 г. в колхозах и совхозах Северного Казахстана тракторов было почти в три раза больше, чем во всех северо-западных областях РСФСР, включая Карельскую АССР. За 1954-1961 гг. в освоение целинных земель было вложено более 20% всех государственных вложений в сельское хозяйство за эти годы. Позволило создать крупную базу производства сильных и твердых сортов пшеницы, крайне необходимых в хлебопечении.

Освоение целинных земель сыграло немаловажную роль в развитии сельского хозяйства Западной и Восточной Сибири, где посевные площади за 50-е годы увеличились почти на 10 млн. га. На целине были впервые освоены новые агротехнические и почвозащитные системы, такие, как применение плоскорезов для борьбы с ветровой эрозией почв. На алтайской целине была освоена склоновая система земледелия. Люди не останавливались ни перед чем, чтобы улучшить положение с продовольствием в стране.

Но это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Первое, но очень короткое время целина давала хороший урожай. Земля за счет своего векового плодородия, даже без внесения удобрений, неплохо родила. В 1954 г. целина дала свыше 40% валового сбора зерна. Это позволило улучшить продовольственное снабжение населения, но успехи были лишь в первые годы. Но потом начались засухи, пыльные бури и производство зерна на целине оказалось делом рискованным. До сих пор целина остается зоной весьма неустойчивых урожаев. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно-обоснованной системы земледелия. В то же время усилилось отставание старых сельскохозяйственных районов, т.к. 2/3 ресурсов, выделенных в это время на развитие сельского хозяйства, пошло на подъем целины.

Но целина не оправдала надежд на стабильные урожаи зерновых. В неурожайные годы в некоторых областях не собирали даже семян. Целина, безусловно, задержала перевод сельского хозяйства на интенсивный путь развития.

Далеко идущие последствия для всей страны имела ликвидация в марте 1958 г. МТС. Сложившаяся система технического обслуживания колхозного производства через МТС была далека от совершенства. Колхозы были единственными предприятиями в стране, которые сами не распоряжались машинами - своими основными орудиями труда. Это создавало большие неудобства. Опека со стороны МТС только связывала колхозы. 31 марта 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон о реорганизации МТС и продаже техники колхозам. Прогрессивная реформа не была хорошо продумана, что, в конечном счете, привело к резкому падению темпов производства сельскохозяйственной продукции. Вместо запланированных на семилетку (1959-1965 гг.) 70%, реальный рост валовой продукции составил всего 15%. Реформа подорвала экономику колхозов. Не имея выбора, колхозы выкупали машины немедленно и сразу оказывались в сложном финансовом положении. Большинство из них резко снизило оплату трудодня, экономические стимулы вновь перестали действовать.

Побывав в США, Хрущев уверовал в то, что, сделав упор на кукурузу, можно резко поднять продуктивность животноводства. Его борьба за внедрение кукурузы в стране в ряде случаев носила анекдотический характер. В соответствии с партийными директивами ее часто сеяли там, где не могло быть никакого положительного результата.

«Кукурузная кампания», силовыми методами насаждаемая там, где она и не могла давать урожай, не выручила Хрущева. А ведь на это ушло несколько, лет! Но неугомонный реформатор находит другое решение проблемы подъема животноводства. Он провел решение, согласно которому у колхозников скупили практически весь личный крупный рогатый скот. Хрущев надеялся, что если он будет находиться в общественном хозяйстве, в крупных животноводческих комплексах, то это даст резкий прирост продукции.

В конце 50 - начале 60-х годов началась незаконная ликвидация личного скота сельских жителей под предлогом отвлечения их от труда в общественном хозяйстве. Личный скот, главным образом коровы, в течение трех лет был частично сдан в общественные стада, а основная часть была крестьянами уничтожена. В результате страна потеряла миллионы голов скота.

Скупить-то скот скупили, но пришла зима, и выяснилось: нет кормов, нет помещений, начался массовый падеж скота. Кто-то подсказал советскому лидеру: несколько миллионов лошадей пожирают такие дефицитные корма. Извели большую часть лошадей... Стали по пустякам гонять мощные трактора...

Так же рухнула затея с агрогородами. Пустели села. Стали укрупнять колхозы в огромные хозяйства, но сразу же потерялся в этих сельских конурбациях человек, стало еще больше обезличенных хозяйств. Бесконечные постановления, решения, совещания, перетряски кадров не дали заметных позитивных результатов. Тогда еще не могли понять, что сама ленинская социально-экономическая система имеет очень ограниченный резерв своего реформирования. С середины 50-х годов начался новый этап укрупнения колхозов. В 1957-1966 гг. ежегодно ликвидировалось около 10 тыс. уже укрупненных ранее колхозов. Одновременно многие колхозы «для укрепления» были преобразованы в совхозы. К 1963 г. осталось лишь 39 тыс. колхозов вместо 91 тыс. в 1955 г.

Хрущев был непоследователен в преобразованиях, начатых после 1953 г. Вместо дальнейшего ослабления опеки над крестьянами, увеличения материальной заинтересованности колхозников следовали указания «сверху», которые носили характер все более жесткой регламентации. Крестьянам в приказном порядке навязывали посевы кукурузы и другие нововведения, что приводило к колоссальным потерям. Государственные капиталовложения постепенно были уменьшены. Село превратилось в полигон для разного рода скороспелых решений и преобразований.

Реформы встряхнули деревню, и, несмотря на всю непоследовательность, новый курс в деревне дал практические результаты.

Так, после длительного застоя начался значительный рост как в земледелии, так и в животноводстве. Среднегодовые темпы роста индустрии сблизились с темпами роста сельского хозяйства. Применение принципа материальной заинтересованности привело к росту жизненного уровня колхозников и работников совхозов. С 1954 по 1956 г. в СССР наблюдается прирост сельского населения - впервые за послевоенный период. Таким образом, даже частичное осуществление реформы обеспечило в 50-е годы самый высокий за все время после коллективизации рост сельскохозяйственного производства. К 1958 г. валовая продукция выросла более чем на треть.

В целом крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953-1958г., можно свести к следующему:

Резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными);

Списали долги прошлых лет;

В несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни;

Отменили налог на ЛПХ (личные подсобные хозяйства) и разрешили в 5 раз увеличить его размер;

Провозгласили принцип планирования снизу;

Стали вводить пенсии для колхозников;

Начали выдавать паспорта колхозникам;

Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий.

Однако приверженность руководства страны определенным стереотипам, идеологическим догмам, безграничная вера в возможности «колхозного строя», предубежденность против любой личной собственности не позволили эффективно реформировать сельское хозяйство. Поэтому итог аграрной реформы был неутешителен: кризис сельского хозяйства углубился, обострилась продовольственная проблема в стране. В 1963 году первые за всю историю СССР были произведены закупки зерна за рубежом.

Хрущёв стремился к децентрализации управления промышленностью , так как становилось всё труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами - совнархозами. Таким образом он надеялся рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры. В действительности же совнархозы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа в промышленности свелась к бюрократической реорганизации, гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве.

Реформа образования должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. В 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, согласно которому, осуществление всеобщего среднего образования (одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа приобрела «политехнический профиль». Была ликвидирована система «трудовых резервов», т.е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после 7-го класса. С самого начала осуществления реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Общий уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам. Итог реформы оказался также неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился, и с осени 1963 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере .

Обратной стороной успехов в послевоенном восстановлении хозяйства в Советском Союзе был низкий уровень жизни и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся. Чтобы создать видимость материального благополучия в Москве, Ленинграде, некоторых других крупных промышленных центрах, туда свозились товары и продукты, производимые в стране. Всевозможными способами деньги изымались из деревни. Росло число натуральных и денежных налогов с населения, принудительно размещаемых займов. В течение семи лет после денежной реформы 1947 г. проводились массовые снижения розничных цен на товары народного потребления. Их главная цель была чисто политической: наглядно подтвердить «заботу» партии и правительства о народе. И действительно, каждое новое снижение цен воспринималось в массах с чувством «глубокого удовлетворения». За семь лет для многих современников стала очевидна и другая закономерность: после очередного снижения цен неизменно увеличивалась сумма подписки на государственный заем, снижались расценки и зарплата рабочих и служащих.

Закономерным итогом такой социальной политики к 1953 г. стал всеобщий дефицит элементарных потребительских товаров, усиление социального неравенства.

Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлении жилищного строительства, которое развернулось со второй половины 50-х годов. В 1954 г. были решительно осуждены парадность и «украшательство» в архитектуре и начался переход к строительству домов индустриальным методом. Появились многочисленные панельные и блочные пятиэтажные дома, которые впоследствии получили название «хрущобы». Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, в коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих была почти не сбыточной мечтой. Эти дома и сейчас еще стоят. Конечно, с позиции сегодняшнего времени они неудобны. Смежные комнаты, маленькие кухни, узкий коридорчик, отсутствие в некоторых домах балконов. В Москве принято решение о сносе хрущевских пятиэтажек. Таких темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого периода.

На XX съезде была выдвинута широкая программа повышения жизненного уровня, включавшая в себя сокращение рабочего времени, массовое жилищное строительство, повышение заработной платы низкооплачиваемым работникам и целый ряд других важных преобразований. Их реализация в последующие годы не была последовательной и не носила комплексного характера.

Почему же потерпели неудачу реформы Н.С. Хрущев а?

В чем же значение деятельности Н.С. Хрущёва, который был ближайшим соратником Сталина, с одной стороны, и великим реформатором десятилетия «оттепели» - с другой стороны?

Поставленный вопрос в исторической литературе освещается часто слишком прямолинейно. Одни авторы подчеркивают, что реформы Хрущева дали немалые позитивные результаты в политической, экономической, социальной, духовной и других сферах. Другие делают акцент на невозможности реформирования социалистической системы и доказывают изначальную пагубность преобразований Хрущева.

С точки зрения развития государства период характеризуется обилием реформ, как разумных, так и надуманных. Общей чертой является стремление детализировать управление государством, что приводит к расширению прав союзных республик и местных органов власти и управления.

Главной заслугой Н.С. Хрущёв было то, что он со всей присущей ему кипучей энергией разрушил авторитарную систему управления, сложившуюся в СССР за тридцатилетнее правление Сталина. Он первым начал возврат к ленинским нормам партийной жизни. Это Н.С. Хрущёв начал демократизацию общества, привлекая к управлению страной широкие слои населения. Именно при нём начался и неустанно осуществлялся поиск оптимальной модели хозяйственного механизма. Советский Союз впервые приблизился к рыночным отношениям и начал осваивать первые из них. При Н.С. Хрущёве была во многом решена самая острая проблема - жилищная. Начался подъём сельского хозяйства, сделала мощный прорыв промышленность.

Большие изменения в рассматриваемом десятилетии были отмечены во внешней политике. Именно в это время начался развал колониальной системы. Вокруг КПСС стало сплачиваться международное коммунистическое и рабочее движение. Была снята напряженность в Европе. Укреплялась система социализма.

Правление Н.С. Хрущёва по праву называют эпохой «оттепели». Это справедливо не только для внешнеполитической деятельности Советского Союза, но и для внутренней жизни страны. В СССР складывались новые отношения между людьми. Было стремление Н.С. Хрущёва убедить сограждан жить в соответствии с принципами Морального Кодекса строителя коммунизма. Впервые советское общество осуществляло и политический плюрализм. Интенсивно развивалась культура. Появились новые блистательные писатели, поэты, скульпторы, музыканты.

За годы правления Н.С. Хрущёва космос стал советским. Первый спутник Земли был наш, первый человек в космосе - наш. И самое главное, в это время был достигнут ядерный паритет между СССР и США, что позволило последним признать силу Советского Союза и считаться с его мнением при решении всех важнейших мировых проблем.

В целом, заслуги Н.С. Хрущёва можно было бы перечислять долго. Здесь названы только важнейшие, однако столько же было и просчетов. Значительная их часть была обусловлена сложнейшим его окружением и чертами его характера.

В ходе начатой после XX съезда КПСС десталинизации страны тоталитаризм был поколеблен во всех сферах жизни, но не сокрушен. Оживление Советов, общественных организаций, прорыв в Космос и подъем целины, жилищное строительство, курс на мирное сосуществование с Западом и другие достижения сочетались с проявлениями посттоталитарной системы. Продолжал осуществляться всеобъемлющий контроль партийного аппарата за политической, хозяйственной, идеологической и культурной жизнью общества. Генеральный секретарь ЦК КПСС по-прежнему являлся «некоронованным самодержцем». В правящей партии, вопреки ее собственному уставу, вне критики снизу оставались ЦК, Политбюро ЦК, секретари ЦК. О возможности внутрипартийной оппозиции и, уж тем более, многопартийности никто не смел и заикнуться. В избирательной системе оставалась незыблемой практика выборов без выбора. В экономике безраздельно господствовали государственная и колхозная формы собственности, административно-командная система. В идеологии не допускались идеи, в чем-то отличающиеся от официальной марксистско-ленинской теории.

Это явилось главной причиной того, что в силе оставался старый экономический механизм, строжайшая централизация в управлении. Экономика страны развивалась по экстенсивному пути. С конца 50-х годов темпы экономического развития существенно замедлились. В конце 50-х - первой половине 60-х годов произошел ряд крупных провалов в сельском хозяйстве. Ситуация в экономике 1959-1964 годов во многом напоминала явления конца 40-х - начала 50-х годов. Это отрицательно сказалось и на уровне материального благосостояния народа, и на духовном развитии страны («оттепель» все чаще сменялась трескучими морозами).

Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства.

Главная причина поражения реформ состояла в том, что они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули основную - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.

Самое лучшее, что смог сделать Хрущев - это наступление на систему ГУЛАГа и освобождение политзаключенных. Важнейших событием является восстановление законности в деятельности органов государственной безопасности. Началась массовая реабилитация людей, необоснованно репрессированных в сталинские годы. Создаются условия, гарантирующие невозможность повторения беззакония.

В частности Данилов С.Ю. и Никитин В.М. дают следующую оценку хрущевским реформам:

1. В их основе лежал волюнтаризм первого лица страны.

2. По своим целям они были утопичны и не учитывали подлинного состояния экономики.

3. По избранным направлениям достижения целей экономическая политика была противоречива.

4. Методы проведения реформ были чисто командно-административными, антидемократическими. Мнение масс фактически не принималось во внимание.

Все это привело к провалу хрущёвских преобразований и к отставке самого Хрущёва.

К числу факторов, непосредственно обеспечивших переворот в октябре 1964 года, относятся следующие.

1. Хрущев лишился поддержки почти всех социальных слоев советского общества.

Рабочие негодовали в связи с повышением в 1962 году цен на мясо и масло и нехваткой товаров, что привело к новочеркасским трагическим событиям. Крестьянство и рабочие совхозов были крайне недовольны жесткими ограничениями на личное подсобное хозяйство, подрывом экономики колхозов в результате больших затрат на ускоренный выкуп техники МТС, линией на ликвидацию чистых паров и посевов многолетних трав, дефицитом промтоваров.

- У интеллигенции вызывали протест возобновившиеся гонения на видных писателей и художников, преимущества при поступлении в вузы для молодых производственников и снижение, в связи с этим, уровня подготовки специалистов, а также использование людей интеллектуального труда на физических работах.

- Дозированная либерализация вызвала возмущение и ортодоксов-консерваторов.

Партаппаратчики были недовольны, во-первых, разделением в 1962 году партийных организаций на промышленные и сельские, так как, по их мнению, это порождало путаницу и неразбериху, ослабляло связи промышленности с сельским хозяйством, а также могло привести к образованию крестьянской партии эсеровского типа. Во-вторых, партийной бюрократии представляли серьезную угрозу введенные в 1961 году на XXII съезде КПСС нормы систематического обновления всех органов партии. В-третьих, номенклатуру раздражали частые и резкие нападки на партийных чиновников.

- Руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий выступали против административного диктата и бесконечных реорганизаций.

- Кадровые военные не могли простить Хрущеву снятия с поста министра обороны Г.К.Жукова, резкого сокращения армии без создания необходимой бытовой базы для увольняемых в запас офицеров.

Наконец, у народа в целом с течением времени стали вызывать раздражение восхваление Хрущева, широковещательные декларации о скором пришествии коммунизма, призывы в ближайшие годы догнать США по производству молока, мяса, масла на душу населения, тем более, что все это в конце 50-х годов пришло в противоречие с общим ухудшением экономического положения.

2. Массы в духовном и психологическом отношении не были готовы к коренным преобразованиям в социально-политической, экономической и идеологической сферах.

3. Даже диссиденты в большинстве своем в то время не ориентировались на капитализм и, в основном, не ставили под сомнение коммунистическую перспективу. У многих трудящихся в связи с неудачами хрущевских реформ усилилась тяга к возвращению жестких порядков сталинского периода. Сказывались отсутствие у масс демократических традиций и взращивавшийся десятилетиями сталинского произвола конформизм.

4. Сам главный реформатор - Хрущев - при всей прогрессивности многих его шагов был сыном сталинской эпохи и не мог сразу отбросить её предрассудки, а частично и ее методы, приемы подхода к делу. Отсюда половинчатость, непоследовательность, зигзаги и колебания. К тому же, ему не хватало теоретической подготовки, общей культуры. Он уповал преимущественно на реорганизацию структур административного управления, на сохранение в неприкосновенности уже существовавших форм собственности, сложившихся экономического механизма и социально-политической системы.

И все-таки, несмотря на ошибки и просчёты Н.С. Хрущёв вошёл в историю как видный реформатор, сделавший для Советского Союза необычайно много добрых дел, отмеченных эпохальными событиями современности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы следует сделать следующие краткие выводы.

Период правления Н.С. Хрущева отмечается как недостатками, так и важными для страны событиями.

Им были задуманы огромные реформы, в которых, прежде всего, поражает их разнообразие и их противоречивость: забота о проведении принципа материальной заинтересованности и ликвидация личных хозяйств; реабилитация жертв культа личности и отказ от реабилитации руководителей оппозиции Сталину; возврат в родные места калмыков и отказ в этом немцам; возвращение из лагерей заключенных и отказ от суда над их палачами; укрепление зарплаты и курс на бесплатные общественные фонды потребления и борьба за мир и взрывы водородных бомб...

Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы.

Главная причина успеха в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством.

Заслуга Н.С. Хрущева заключается в том, что при всех своих недостатках, он оказался единственным человеком в окружении Сталина способным произвести коренной поворот в политике КПСС, Советского Союза. Только тот факт, что в годы власти Хрущева было реабилитировано, пусть в большинстве случаев посмертно, около 20 миллионов человек, лишь этот факт перевесит все его недостатки и ошибки. Главным результатом бурного и противоречивого десятилетия правления Хрущева была невозможность, немыслимость возврата к сталинизму. Именно в эти годы были брошены в землю семена нового социального и политического мышления.

Оценка хрущевского десятилетия.

Положительные факторы: разоблачение культа личности, реформаторская деятельность, социальная программа, либеральная культурная политика, новые тенденции во внешней политике.

Отрицательные факторы: непоследовательность в либерализации общества, непродуманность реформаторства, утопичность некоторых планов, собственный культ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Боханов А.Н. История России XX век: Учебное пособие / А.Н. Боханов, П.Н. Зырянов и др. - М.: КГУ, 1996.

2. Данилов С.Ю. Очерки истории Отечества: Учебное пособие / С.Ю. Данилов, В.М. Никитин. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000.

3. Емельянов Ю.В. Хрущев. Смутьян в Кремле / Ю.В. Емельянов. - М.: Дана, 2005.

4. Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история. - 2000. - №1.

5. История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Издательство БЕК, 2007.

6. История России IX-XX вв. Курс лекций / под ред. док. ист. наук, проф. Б.В. Леванова. - М.: ЗелО, 1996.

7. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: Политическая биография / Р.А. Медведев. - М.: Книга, 2000.

8. Наумов В.П. К истории секретного доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС // Новая и новейшая история. - 1999. - №4.

Подобные документы

    Основные этапы становления и развития уголовного права России в первой половине ХХ века. Развитие уголовного законодательства в годы правления Хрущева и Брежнева. Особенности протекания данного процесса в период перестройки и постперестроечного этапа.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2010

    Меры повышения и предложения по совершенствованию деятельности органов власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в администрации в муниципальном образовании сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области. Анализ развития системы ЖКХ.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2015

    Понятие и виды субъектов сельскохозяйственной деятельности. Коммерческая деятельность в сфере сельского хозяйства и агропромышленного производства Республики Беларусь. Правовой режим имущества и земельного участка личного подсобного хозяйства граждан.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2010

    Деятельность в сфере социального и пенсионного обеспечения. Деятельность в сфере здравоохранения. Подготовка медицинских кадров. Деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия. Комиссии при Министерстве здравоохранения, социальной защиты.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2011

    Характеристика организации и управления деятельностью Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. Изучение кадрового резерва и организационной структуры. Анализ финансирования деятельности и реализации программ Министерства.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Становление карьеры Михаила Михайловича Сперанского. Реформаторская деятельность Сперанского. План государственного преобразования России по Сперанскому. Роль и личный вклад Сперанского в развитие и усовершенствование российского государства и права.

    реферат , добавлен 29.07.2010

    Законность и правоохранительная деятельность ОВД. Соотношение законности и целесообразности в деятельности ОВД. Требования законности к правоприменительным актам.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2002

    Нормативная денежная оценка гектара пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в Украине. Общая характеристика сельского хозяйства в Республики Крым. Денежная оценка земель Черноморского района.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Функции государства как регулятора рыночной экономики, условия эффективности его реформаторской деятельности. Характер и пределы рыночных потенций российского чиновничества. Политико-властные и бюрократические механизмы торможения рыночных реформ.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2014

    Правовое регулирование государственной поддержки сельского хозяйства. Государственные программы, направленные на развитие агропромышленного комплекса, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. Повышение уровня благосостояния населения на селе.

Заявка на участие в конкурсе методических материалов

«Особенности освещения «Трудных вопросов истории России» в процессе реализации Историко-культурного стандарта»

1.Название работы

2. Автор (ФИО полностью) Соломонова Ольга Федоровна ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Образовательная организация МКОУ СОШ№7 _________________________________________________________________

4. Почтовый адрес учреждения, телефон с кодом района (города) п.Владимировка ул. Ленина №112 Туркменского района 86 565-3-65-39

5. Контактный телефон и e-mail

8 962 019 52 38 _ solomonova 1958@ inbox . ru

Название работы:

Причины, последствия и оценка реформ Н.С.Хрущёва

МКОУ СОШ №7

Туркменского района

П.Владимировка

учитель истории и обществознания

Тема: Причины, последствия и оценка реформ Н.С.Хрущёва

Цель: Создать условия для осуществления и развития самостоятельной исследовательской деятельности, дать оценку реформ Н.С. Хрущёва.

Задачи :формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники. Учить приёмам работы в группе, аргументировано защищать своё мнение.

Тип урока: систематизация знаний.

Формы организации: индивидуальная, групповая. коллективная.

Планируемые результаты Предметные: обучающиеся смогут:

Систематизировать материал по изученному периоду

Определять хронологические рамки «Оттепели»;

Давать оценку деятельности Н.Хрущёва,

Применять понятийный аппарат.

Метапредметные : обучающиеся смогут:

Проводить поиск необходимой информации в различных источниках;

Анализировать документы;

Систематизировать, доказывать, делать выводы

Личностные: обучающиеся смогут:

Уважительно относиться к мнению других людей;

Определять собственную позицию;

Проявлять терпимость к разным точкам зрения.

Основные понятия: . «оттепель», интенсивное и экстенсивное хозяйство, совнархозы,

мирное сосуществование.

Ход урока

1 Организационный этап

II Актуализация знаний.

Вызов: «И всё же история сделала правильный выбор. То был ответ на реальные проблемы нашей жизни. Всё более нищавшая.а по сути разрушенная деревня, технически отстававшая промышленность, острейший дефицит жилья, низкий жизненный уровень населения, миллионы заключённых в тюрьмах и лагерях, изолированность страны от внешнего мира- всё это требовало новой политики, радикальных перемен».(Ф.М.Бурлацкий)

“Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди. И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет. В нашей истории достаточно злодеев -ярких и сильных. Хрущев -та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому не грех поучиться всем нам.” М. Ромм

III Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проблема урока:
Однажды Н.С. Хрущев сказал: “Помру я,… положат люди на весы дела мои, на одну чашу – худые, на другую – добрые… И добро перетянет”.

I V Обобщение и систематизация знаний

Осмысление Решение экономических проблем оставалось для советского общества важнейшей задачей. В организации хозяйственного развития данного периода отчетливо выделяются два периода, серьезно различавшиеся между собой по методам, целям и конечным результатам.

1.Работа с документами в группах. «Из речи Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова на сессииВерховного Совета СССР 8 августа 1953г.».

Задание 1 группе: Прочитайте программу Маленкова Г.М. и выделите основные положения

Задание 2 группе Проанализируйте программу Маленкова Г.М. и составьте два вопроса по содержанию.

Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г.

Задание 3группе Прочитайте программу Н.С. Хрущёва и выделите основные положения.

Задание 4 группе Проанализируйте программу Н.С. Хрущёва и составьте два вопроса по содержанию.

2. Самостоятельная работа. Заполните таблицы.

ликвидация недоимки по сельхозналогу за прошлые годы;

-повышение урожайности;

-увеличение затрат для осуществления подъема сельского хозяйства;
-расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель;
-включение фактора личной заинтересованности колхозников:
– снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства;

увеличение личного подсобного хозяйства в 5 раз;

повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию;
-снижение норм обязательных поставок государству сельскохозяйственной продукции;

– уменьшение вдвое денежного налога с каждого колхоза;

повышение культуры земледелия

– Какой путь развития сельского хозяйства предложил Г.М.Маленков?
– Какой путь развития сельского хозяйства предложил Н.С.Хрущев?
Кто победил и почему?

--Подход Хрущева был гораздо более близок и понятен партийным кадрам, чем новации Маленкова и быстрее можно было получить результат--

3. Сообщение учащегося «Освоение целины» Чем вызван кризис освоения целинных земель?

4.Работа по учебнику. Развитие промышленности. Учебник: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов История России, XX-начало XXI века,11 кл. пар 33

Задание 1 группе: Каких успехов удалось добиться в промышленности? Ответ аргументируйте.

Задание 2 группе: В мае 1957г., а затем в 1959г. на XXI съезде выдвинут лозунг «Догнать и перегнать Америку»? Что он подразумевал?

Задание 3 группе: Работа с документом. Прочитайте и выделите основные направления в развитии промышленности.-Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг. XX съезд КПСС

Задание 4 группе: Реальной ли была поставленная задача в лозунге «Догнать и перегнать Америку». Свою точку зрения обоснуйте.

5. Работа с информационным текстом методом активного чтения («инсерт»)
Г.Маленков(позже Н.Хрущёв) считал, что в ядерный век мирное будущее народа зависит от отношений СССР с Западом. Что определило направленность СССР в постсталинский период?

С помощью маркировочных значков V – знаю, + «новое знание», ? – «непонятно», проанализируйте текст.

Дипломатия мирного сосуществования

Советские руководители после смерти Сталина подошли к сложным проблемам международного положения, опираясь на концепцию разрядки; она первой вошла в новый политический словарь. То, что они хотели перемирия с внешнем миром в момент, когда резко возросли внутренние трудности, было естественно, но недостаточно: противники не уступили бы Заслугой преемников Сталина, которые почти не расходились в этом пункте, было то, что они начали кропотливую работу по обезвреживанию механизма «холодной войны». Само слово «разрядка», которым они выражали эту идею, напоминает об операции, с помощью которой разряжают взрывной механизм. Это было их первым нововведением во внешней политике. Сталин не отвергал «холодной войны». Его преемники пытались выйти из нее, ничем не поступаясь, но проявляя инициативу, расширяя международные связи, прибегая к более гибкой дипломатии, как это ни парадоксально, меньше ориентированной на оборону, чем сталинская. Уже этот выбор означал решительный пересмотр методов, которыми Сталин боролся с «холодной войной». Однако американская сторона не сочувствовала новому направлению. Творцом американской внешней политики был Джон Ф. Даллес - ярый противник разрядки. Он провозгласил своей целью «освобождение» стран, «в которых господствует коммунизм». Он пытался вдохнуть жизнь не только в Атлантический пакт, но и в другие военные союзы в Азии и на Среднем Востоке вокруг Китая и СССР. Он стремился ослабить позиции советской стороны, заставить ее уступать на переговорах. Если необходимо, говорил Даллес, нужно толкать их до «грани войны». Тем более важной стала для СССР политика, способная предотвратить угрозу фронтального столкновения…. Д.Боффа

V . Рефлексия

Вернемся к нашей проблеме: Однажды Н.С. Хрущев сказал: “Помру я,… положат люди на весы дела мои, на одну чашу – худые, на другую – добрые… И добро перетянет”.
Прав ли оказался Н.С.Хрущёв или нет.. ?

Это демократизация или десталинизация?

я считаю-…

Потому, что…

Я могу это доказать на примере…

Исходя из этого. Я делаю вывод о том,что…

VI Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

--Значительные успехи достигались в отдельных сферах, куда направлялись основные средства при постоянном отставании остальных областей народного хозяйства…

Цитаты-Ф.Бурлацкий, М.Ромм.

Приложение 1.

V

Неотложная задача состоит в том, чтобы на основе общего подъема всего сельского хозяйства и дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления колхозов - в ближайшие два-три года добиться создания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности.

Не увеличивая розничных цен в торговле и неуклонно осуществляя полити­ку по дальнейшему их снижению, Правительство и Центральный Комитет партии решили уже в текущем году пойти на повышение заготовительных цен на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, сдаваемые колхозами и колхозниками госу­дарству в порядке обязательных поставок; организовать в широких размерах го­сударственные закупки излишков зерна, овощей, картофеля, мяса, молока, яиц и других продуктов сельского хозяйства по повышенным ценам у колхозов и кол­хозников, выполнивших обязательные поставки; широко развернуть колхозную торговлю, оказать помощь колхозам в организации сбыта излишков сельскохо­зяйственных продуктов на колхозных рынках и через потребительскую коопера­цию.

Одновременно с повышением материальной заинтересованности колхозни­ков в развитии общественного хозяйства колхозов Правительство и Централь­ный Комитет партии решили также серьезно поправить и изменить неправиль­ное отношение, сложившееся у нас к личному подсобному хозяйству колхозни­ка.

Известно, что наряду с общественным хозяйством, являющимся главной си­лой колхоза, каждый колхозник в соответствии с Уставом сельскохозяйственной артели имеет подсобное хозяйство для удовлетворения некоторых личных нужд колхозной семьи, поскольку эти нужды еще не в полной мере могут быть удов­летворены за счет артельного хозяйства.

Вследствие недостатков, имеющихся у нас в налоговой политике по отноше­нию к личному подсобному хозяйству колхозников… Правительство и Центральный Комитет партии сочли необхо­димым пойти на значительной снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, решили, как об этом доложил Министр фи­нансово Зверев, изменить систему обложения колхозников сельскохозяйствен­ным налогом, снизить денежный налог в среднем примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйствен­ному налогу прошлых лет. Пермь, ПТУ, 1993.) .

Приложение 2

Самая насущная и важнейшая народнохозяйственная задача состоит в том, чтобы добиться крутого подъема всех отраслей сельского хозяйства и в течение 2-3 лет резко повысить обеспеченность всего населения страны продовольственными товарами, обеспечить колхозному крестьянству высокий уровень материального благосостояния. …Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и колхозников в росте урожайности.

Важная проблема бедствий сельского хозяйства – длившееся десятилетиями изъятие из деревни не только всего прибавочного, но и части необходимого продукта с помощью системы обязательных поставок колхозами продуктов государству по крайне низким ценам, практически бесплатно.

… Совет Министров СССР и Президиум ЦК признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства, картофель, овощи. Признано…снизить нормы обязательных поставок государству колхозами продукции животноводства и поставок овощей.

Повышение урожайности – главная задача в земледелии. Нужно по- настоящему взяться за повышение культуры земледелия. Наряду с использованием местных удобрений необходимо резко увеличить производство минеральных удобрений.

Намечена большая программа выпуска тракторов и других машин.

…Предстоит укрепить колхозы и совхозы руководящими и массовыми кадрами. Только на основе мощного подъема сельскохозяйственного производства можно решить задачи в области благоустройства села и улучшения быта колхозников.

Советское государство дополнительно затратит для осуществления подъема сельского хозяйства на

1953г. свыше 15 млрд.руб. и на 1954г.- свыше 35 млрд.руб.

… Необходимо решительно преодолеть отставание в производстве зернофуражных культур. Для этого необходимо расширить посевные площади… (Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПТУ, 1993).

Приложение 3

хозяйства СССР на 1956-1960 гг. XX съезд КПСС 25.02.1956 г.

…XX съезд КПСС отмечает наличие существенных недостат­ков в отдельных областях хозяйственной деятельности. Развитие некоторых об­ластей промышленности отстает от растущих потребностей народного хозяйства. Недовыполнено задание пятилетнего плана по производству сельскохозяйствен­ной продукции, что сдерживало развитие отраслей легкой и пищевой промыш­ленности, выпуск товаров народного потребления.

По промышленности

1. Определить рост промышленной продукции за пятилетие примерно на 65процентов.

Считать первоочередными задачами шестой пятилетки в области промыш­ленности дальнейшее развитие черной и цветной металлургии, нефтяной, уголь­ной и химической промышленности, обеспечение опережающих темпов строи­тельства электростанций, быстрый рост машиностроения, особенно производ­ства технически совершенных станков, кузнечно-прессовых машин, средств ав­томатики и приборов. Увеличить производство средств производства (группа «А») за пятилетие примерно на 70 процентов.

Обеспечить дальнейшее значительное развитие промышленности, произво­дящей товары для населения. Установить рост производства предметов потреб­ления (группа «Б») за пятилетие примерно на 60 процентов.

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПТУ, 1993.

Приложение 4

«Догнать и перегнать»

Поскольку возможности командно-административных методов стимулирования развития экономики ослабевали, руководство страны искало новые подходы. Требовалось дать людям воодушевляющую идею, показать перспективы роста. В итоге в мае 1957 года, а затем в 1959 г. на XXI съезде КПСС Н.С. Хрущев выдвинул авантюрную идею: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 г.

Его расчет основывался на простом сравнении годовых темпов промышленного развития двух стран. Эти темпы в СССР были тогда намного выше американских. Но данные расчеты не учитывали, что при завершении индустриальной модернизации темпы промышленного роста неизбежно снижаются.

В конце 50-х гг. в СССР особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Быстрое развитие получили новые источники энергии. Самым крупным научно-техническим достижением стало создание ракетно-космической техники.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному пути. Объем производства увеличивался за счет строительства многих тысяч крупных заводов и фабрик, а не повышения эффективности использования имевшегося потенциала. В то же время страна нуждалась в товарах народного потребления, в продукции легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности.

А.И. Уткин История России, 1945-2008г

Список источников и использованной литературы, интернет-ресурсов.

Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПТУ, 1993. .

Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. - Москва, 1990.

Д.Боффа Научно-просветительский журнал СКЕПСИС Дипломатия мирного сосуществования.-сайт

История КПСС. (М., 1962, с. 626).

Международные отношения после второй мировой войны, т. 2, с. 55–56

Учебник А.И. Уткин История России, 1945-2008г

Учебник: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов История России, XX-начало XXI века,11 кл. пар 33

Приложение

Маленков Г.М. Из речи председателя Совета министров СССР на V сессии Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.

Н.С.Хрущев из доклада «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г

Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного

Весной 1953 г. были осуществлены из-менения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев - известный партий-ный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторгани-зациями страны. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства зани-мала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, по преодолению культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секрета-ря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И.В. Сталина. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в орга-нах внутренних дел и госбезопасности. Осуществлялась работа по реа-билитации невинных жертв репрессий. К началу 1956 г. были реабили-тированы около 16 тыс. человек.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-поли-тической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На закрытом заседании съезда выступил Н.С. Хрущев с докладом "О культе личности и его последст-виях". В докладе содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации наро-дов в 30-40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с куль-том личности И.В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочис-ленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И.В. Ста-лина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляе-мая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем, попыта-лась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов "коллективного руково-дства" и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Одна-ко открытое сопротивление части партийных и государственных руко-водителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н.С. Хру-щева.

Во второй половине 1953 г. нача-лись кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономиче-ского курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. Повышение бла-госостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйст-венного производства. Отныне государство определяло лишь объем за-готовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в аг-росферу средств составил 18% общего объема капиталовложений (в 1955 г. - лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую го-сударству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсоб-ных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению техни-ческой оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны - на Южный Урал, в Си-бирь, Казахстан - прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, кре-стьяне, специалисты).

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно-технические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, про-дажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтра-лизовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться опреде-ленных успехов в развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пя-тью годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяй-ства не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали эко-номику многих хозяйств.

Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укруп-нения колхозов и расселения неперспективных деревень. Осуществля-лись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохо-зяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение на-ходящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усили-лись волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам - по его на-стоянию - рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольствен-ной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

Переориентирование эко-номики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В начале 1955 г. восстанавли-вался принцип приоритетного развития производства средств производ-ства. На рубеже 50-60-х годов почти 3/4 общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы "А". Высокими тепами развивались машиностроение и приборо-строение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строи-тельство.

В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышлен-ностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства - совнархозы. В стране было создано 105 эконо-мических районов на базе существующего административного деления.

Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их тер-ритории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и рес-публик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хруще-вым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значи-тельной попыткой реформировать советское общество. Стремление ру-ководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политиче-ские и социальные структуры удалось лишьотчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором - Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.