Слово в день почаевской иконы божией матери. В украине отмечают день почаевской иконы божией матери

Праздничные торжества, посвященные Почаевской иконе Божией Матери, начались 4 августа с крестного хода после поздней литургии, во время которого Почаевская чудотворная икона была перенесена из Успенского собора Лавры в новый Преображенский собор, который вмещает в себя намного больше людей. В 14:00 по полудни в Преображенском соборе было совершено чтение малой вечерни, после которой начался соборный акафист перед чудотворной иконой, возглавляемый Местоблюстителем Киевской Митрополичьей кафедры - Высокопреосвященнейшим Онуфрием, в сослужении собора архипастырей и духовенства. Акафист пели на распев три лаврских хора: верхний мужской и два братских. После акафиста были прочитаны кафизмы.

Праздничное Всенощное бдение началось в 17:00. Во время пения величания чудотворная Почаевская икона была спущена со своего места над Царскими вратами и поставлена в центре храма для молитвенного поклонения. Сначала паломников помазывали святым елеем возле чудотворной иконы архиереи, а потом их сменили братия Лавры в священном сане. Богомольцы непрерывном потоком шли на поклонение к чудотворной иконе до самого утра. Священники сменяя друг друга служили молебны перед иконой.

Многие паломники для отдыха располагались на прямо на территории Лавры на траве под открытым небом. Также для ночлега были открыты несколько лаврских храмов, которые были переполнены паломниками.

В самый день праздника Божественную Литургию возглавил Высокопреосвященнейший Онуфрий, митрополит Черновицкий и Буковинский - Местоблюститель Киевской Митрополичьей кафедры. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Иов (на покое), митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим, митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, митрополит Винницкий и Барский Симеон, митрополит Почаевский Владимир - наместник Лавры, архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан, архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей, архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, архиепископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор, архиепископ Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, архиепископ Уманский и Звенигородский Пантелеимон, епископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, епископ Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон, епископ Антоний, епископ Северодонецкий и Старобельский Никодим, епископ Львовский и Галицкий Филарет, епископ Конотопский и Глуховский Роман, епископ Ирпенский Климент, братия Лавры в священном сане, а также священники, приехавшие на праздник.

После чтения Евангелия к богомольцам со словом назидания обратился Высокопреосвященейший митрополит Онуфрий. Во время Литургии была прочитана молитва о восстановлении мира в Украине.

По окончании литургии начался соборный молебен перед чудотворной Почаевской иконой, которая крестным ходом была перенесена обратно в Успенский собор на свое место. Там же была прочитана молитва Пресвятой Богородице. По окончании молебна было провозглашено Многолетие. Местоблюститель Киевской Митрополичьей кафедры, митрополит Онуфрий, поздравил с праздником всех паломников, прибывших на торжества, посвященные Почаевской иконы Божией Матери, и пожелал, чтобы христиане всегда обращались в своих молитвах к Божией Матери и Она никогда никого не оставит без заступления.

Все желающие имели возможность еще раз приложиться к чудотворной иконе, после чего она была поднята на свое место в иконостасе Успенского собора.

Для всех паломников был организован благотворительный обед.

5 августа православные верующие отмечают День Почаевской иконы Божией Матери. Эта икона принадлежит к числу самых почитаемых святынь Православной церкви.

5 августа: День Почаевской иконы Божией Матери

История Почаевской иконы

Чудотворная икона находится в стенах Успенской Почаевской лавры в Тернопольской области уже более 400 лет.

Празднование приурочено к избавлению Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 1675 года.

По легенде, Почаевской лавре икону подарила дворянка Анна Гойская. Но спустя несколько лет ее потомок Анджей Фирлей забрал изображение. После 20 лет икона вернулась в храм. По преданию, жена Анджея стала бесноватой и, чтобы вылечить ее, приняли решение вернуть священный образ обратно в церковь.

Чудеса, связанные с Почаевской иконой

По преданию, летом 1675 года татарские войска окружили Почаевскою лавру и хотели ее захватить. Игумен Иосиф Добромирский велел всем служителям церкви молиться Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому, чтобы заступники оградили храм от нашествия турков.

А утром 5 августа над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица с небесными ангелами.

Татарские войска стали стрелять в лик Божией Матери, но стрелы возвращали обратно и попадали в тех, кто их пускал. В ужасе войска стали убегать, а те, кого схватили, впоследствии приняли христианскую веру и остались служить в Лавре навсегда.

Еще одна легенда гласит, что в 1664 году в храм привезли слепого мальчика. Его омыли водой из отпечатка стопы Богородицы, и мальчик стал видеть. Но на следующий день он умер. Его бабушка продолжала молится у лика Богородицы и тогда через три дня мальчик ожил.

В 1950 году в монастыре исцелилась монахиня Варвара, у которой были парализованы ноги. Прислонившись к иконе, женщина отпусти костыли, которые стоят там и сегодня.

Традиции в День Почаевской иконы Божией Матери

В Почаевской лавре традиционно проводят торжественные литургии. А после с иконостаса спускается образ Божией Матери, которая находится над церковными вратами.

Во многих православных церквях проводят праздничные литургии, и даже устраиваются крестные ходы.

В этот день принято молится Святой Богородице:

  • о здоровье близких
  • благословении на новые свершения
  • о защите от невзгод.

Верующие верят, что именно в этот праздник Божья Матерь исполняет самые сокровенные желания и очищает человека от плохой энергии.

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий.

В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная Почаевская икона Божией Матери пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары (в миру Елена Константиновна Путятина), у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы Пресвятой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.

Тропарь, глас 5-й:
Пред святою Твоею иконою, Владычице, / молящиися исцелений сподобляются, / веры истинныя познание приемлют, / и агарянская нашествия отражают. / Темже и нам, к Тебе припадающим, / грехов оставление испроси, / помыслы благочестия сердца наша просвети, / и к Сыну Твоему молитву вознеси / о спасении душ наших.

Кондак, глас 1-й:
Источник исцелений и веры Православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися: тем же и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, Лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди, и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощещи, можеши.

Молитва Почаевской Божией Матери:

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших, прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша, и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да, за премногия неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отъимет. Ей, Владычице, буди спасению нашему ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди православную веру в стране нашей, во всем в мире, Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани, всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братии наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами Твоему чудотворному образу поклоняющеся Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пречистая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники почаевстии Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков. Аминь.

О чем молятся перед Почаевской иконой Божией Матери

Перед Почаевской иконой Божией Матери молятся о:

  • Укреплении веры;
  • Освобождении от дурных зависимостей;
  • Помощи в любых делах;
  • Исцелении от немощей;
  • Защите от врагов.

По молитвам перед Почаевской иконой Божией Матери не раз случались чудеса.

  1. Милость Пресвятой Богородицы не оставила верующих во время нахождения иконы во владении униатов.
  2. Прозрел слепорожденный мужчина.
  3. Исцеление монахини Варвары.


По материалам открытых источников интернета

Почаевская икона Божией Матери. Видео

Абсолютно каждая религия обладает собственными атрибутами, символами и знаками. Ну а так как различных вероисповедания существует довольно много, то вполне объяснимо, что количество религиозных атрибутов в мире крайне велико. Что примечательно, некоторые атрибуты присутствуют сразу в нескольких религиях. Так, например, четки распространены не только среди мусульман, как многие ошибочно полагают, но и среди приверженцев других религий, в том числе и христианства.

Само собой, четки являются далеко не самым главным атрибутом христианской веры. Более того, он распространен лишь среди католиков. Ну а основным символом христианского вероисповедания является распятие. Именно оно есть в каждой церкви и храме, но и у большинства христиан.

Еще одним по-настоящему распространенным символом христианства являются иконы. Они также присутствуют в домах многих христиан. Кроме того, они украшают стены большинства храмов и церквей по всему миру.

Некоторые иконы пользуются особой популярностью. К ним люди приезжает со всего мира, дабы помолиться. Более того, эти иконы возят по городам, чтобы люди, которые не имеют возможности добраться до места их постоянной дислокации, могли прикоснуться к ним.

К числу наиболее известных, популярных и почитаемых икон в христианстве по праву относится Почаевская икона Божией Матери. При этом ее чтят как в православной, так и в католической церкви, что встретишь не так часто. Более того, в честь этой иконы был учрежден специальный праздник. Это лишь подтверждает ее значимость для христиан.

История праздника

Несмотря на то, что о существовании Почаевской иконы Божией Матери знают практически все христиане, далеко не каждый человек догадывается о том, что в ее честь отмечается отдельный праздник. Более того, не все христиане знают историю появления этого праздника. Однако ознакомиться с ней нужно обязательно, чтобы понимать, почему Церковь так чтит эту икону.

На сегодняшний день Почаевская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых в православном мире. О ее существовании знают очень многие христиане. Особенно это касается приверженцев православия. Поэтому наибольшее количество почитателей этой иконы живет в России, Украине, Беларуси, Сербии, Болгарии и других странах, где преобладает православие. Именно здесь День Почаевской иконы Божией Матери отмечается наиболее празднично и широко. Хотя католики также знают о существовании этого праздника.

Когда именно была создана эта икона Божией Матери доподлинно неизвестно. Но при этом точно известно, что эта икона появилась раньше 1559 года, когда дама из дворянской семьи Анна Гойская получила ее в дар. Досталась она ей от митрополита Неофита, который в этом году проезжал мимо Почаева. Значимость этой иконы объясняется еще и тем, что впоследствии этот митрополит стал патриархом Константинополя.

Дворянка, в свою очередь, подарила эту икону Божией Матери инокам Успенской Почаевской Лавры, которая уже в то время была одним из крупнейших храмовых комплексов на Западной Украине. Однако здесь икона пробыла сравнительно недолго. Дело в том, что наследники дворянки Анны Гойской кальвинист, польский военный и государственный деятель, воевода и ротмистр королевский Анджей Фирлей решил забрать образ из лавры. Стоит отметить, что он не попросил вернуться икону наследнику, а ограбил лавру и унес образ с собой.

В доме Фирлея икона находилась всего 20 лет, после чего он вернул ее в Лавру. Дело в том, что у воеводы не было детей. Поэтому Иова Почаевский посоветовал Анджею вернуть икону в лавру, дабы с его жены спала порча. Поэтому в 1644 году каштелян белзский вернул икону в обитель. Но, стоит отметить, в итоге он так и не обзавелся потомством.

В начале 18 века Почаевский монастырь перешел во владения униатов. Вместе монастырем в их владения перешла и икона. Пребывая во владениях униатов, икона обзавелась короной из чистейшего золота. Соответствующий указ о короновании был издан Климентом XIV.

Спустя 100 лет Почаевский монастырь вновь стал православным. Вместе с монастырем, который после возвращения стал лаврой, в Православную Церковь вернулась знаменитая икона. С тех пор она находиться в Почаевской Лавре.

То, что эта икона обзавелась собственным праздником совсем неудивительно. Дело в том, что верующие считают эту икону чудотворной. Большинство из этих чудес связано с тем периодом, когда Почаевский монастырь был под влияние униатов. Так, например, возвращение монастыря под крыло Правосланой Церкви было ознаменовано исцелением маленькой девочки, которая была слепа. В честь этого знаменательного события начали еженедельно читать соборный акафист. Что примечательно, его читают и сейчас.

Ну а праздник в честь этой иконы был установлен в память о выходе Почаевского монастыря из турецкой осады. По преданию именно эта икона Божией Матери помогла выстоять эту осаду, которая длилась всего три дня.

Сегодня День Почаевской иконы Божией Матери отмечается три раза в год. Делают это 31 марта, 23 июля и 8 сентября.

Как отмечают праздник в России

Так как в нашей стране преобладает православие, то вполне объяснимо, что именно у нас этот праздник отмечают с особым размахом. Во многих храмах в эти дни проходит праздничная служба. Более того, некоторые люди едут в Почаев, чтобы отметить этот праздник там.

Как отмечают праздник в мире

Несмотря на то, что эту икону чтят не только православные, но и католики, День Почаевской иконы Божией Матери они практически не отмечают. Хотя, стоит отметить, что некоторые католики в эти дни приезжают в Почаев, дабы помолиться перед чудотворной иконой.

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.