Социальное поведение и его уровни. Социальный уровень

Еще не успев родиться, мы с вами вступаем в отношения с другими людьми. Помню, как мои дети, находясь еще в утробе, отвечали толчками и пинками на мои обращения к ним. Это был условный язык нашего общения. И каждый делал это по-своему, своим определенным способом. Это были первые шаги в трудной науке общения с другими людьми, которое начинается с родителей.

Просто потому, что они первые люди, с которыми встречается ребенок при появлении на свет. Чем дальше, тем народу больше: бабушки, дедушки, братья, сестры, родственники, соседи, приятели, одноклассники, учителя, супруги, собственные дети и внуки. Список можно дополнить самому. И все они могут стать друзьями или врагами, желанными или ненавистными, авторитетными или презираемыми. Все зависит от того, умеем ли мы строить взаимоотношения с ними.

Строить эти отношения приходится сразу и постоянно. Очень быстро ребенок понимает, что общение с мамой отличается от общения с бабушкой или папой. Нужны разные методы, ведь важен результат. Результатом любого общения является ПОНИМАНИЕ. Об этом написано во всех учебниках по психологии общения. Конечно, это открыли не психологи, даже если они на это претендуют. А вот как достичь понимания в сложных ситуациях психологи могут помочь.

Иногда моя работа очень напоминает работу переводчика. Мне приходится переводить маме то, о чем говорит ее дочь, жене ~ что имел в виду муж, говоря то-то и то-то. Мы так редко понимаем окружающих, еще реже, чем себя. Мы думаем за них, верим, обманываемся, разочаровываемся, не сомневаемся в выводах и т. д., и т. д., и т. д. Все, что угодно, кроме истинного понимания. То же самое по отношению к нам испытывают и они.

Не хочу повторяться, но придется. Общению нужно учиться. Если ваши родители это умели, то вам повезло больше, чем другим. Если вы выросли в более или менее здоровом обществе, то вам повезло еще больше. Если дворовая компания, одноклассники в школе и ровесники всегда относились к вам доброжелательно, принимали таким, какой вы есть, не старались переделать на свой лад, а общество помогало развиваться и защищало вас, то вы гений общения. Если такие есть - напишите мне, сочту за честь познакомиться.

Для остальных сообщаю: у человека с рождения имеются социальные потребности, такие как потребность в принятии, уважении, потребность быть частью коллектива, потребность в общении с себе подобными, в признании, в том, чтобы его принимали таким как он есть, в самореализации. Я перечислила лишь самые необходимые.

Подросток, попадая в компанию, удовлетворяет зачастую там свои социальные потребности чаще, чем дома, в семье. В компании его принимают таким, каков он есть, никто его не заставляет быть «послушным», «отличником», «аккуратным» и т. п. И дворовая компания становится ему ближе, чем семья. Она дает ему возможность удовлетворять эти потребности. А в подростковом возрасте это важнее, чем есть, спать и даже дышать.


Недаром выражение «не души меня» часто обращено к родителям, которые этого не понимают. Ну а если в компании дадут еще и какой-нибудь наркотик попробовать, то он сможет удовлетворить и физические потребности в удовольствии, и испытать «любовь» к себе или к окружающим. Потом, если приходится уходить из компании, наркотик он забирает с собой, как напоминание о счастливых мгновениях. Как аромат духов любимой женщины. Женщины давно уж и след простыл, а запах будит воспоминания.

Вот так, ненавязчиво, вещество помотает нам строить взаимоотношения с другими. Так знаменитая фраза «ты меня уважаешь, и я тебя уважаю» непосредственно связана с алкоголем. Познакомиться проще всего, попросив закурить, - опять наркотик помог. Чтобы не оплошать на первом свидании, можно прихватить алкоголь или пригласить выпить. Перед разговором с начальником справиться со страхом поможет опять-таки рюмочка коньяку. Один мой знакомый, чтобы не волноваться перед свадьбой, накурился анаши. Ведь известно, сколь «велико» желание мужчин связать себя узами брака.

В конце концов наступает момент, когда человек уже не может вступать в какие-либо отношения без спасительного вещества. Курильщик чувствует себя «голым» без пачки сигарет в кармане. Алкоголик в итоге общается только с алкоголиками. Наркоман же для здорового человека как инопланетянин. Со своими обычаями, традициями и своим языком. Длительное общение с химическим веществом приводит к изоляции от людей, которые живут в другом мире с другими правилами.

Так, бывшему заключенному трудно приспособиться к жизни вне тюрьмы, так как она становится вторым домом. Правила выживания там просты и понятны. Не то, что в жизни. Многие пациенты сравнивали употребление с тюрьмой. Каждый сам выбирает себе форму существования. Есть и те, кому в тюрьме спокойней, потому что привычней. Правил не много, они не меняются. Все просто и доступно. Другое дело в жизни, где все может измениться за считанные секунды. Все время надо приспосабливаться. И себя при этом не потерять. Очень трудная задача.

Можно бесконечно ругать алкоголь или наркотик. Но все это пустая трата времени. Правда же заключается в том, что человек - хозяин своей жизни. Он может поддаваться искушению, а может устоять перед ним. Может ошибиться и может исправить свою ошибку. Поэтому говорить о том, что алкоголь и наркотик «сломал волю» было бы неверным. Да, вещество парализует волю. Алкоголиками или наркоманами становятся не только люди со слабой волей, это миф. Для многих она становится испытанием воли. Возможно, самым трудным. Достаточно вспомнить, что вещество погубило многих сильных и умных людей. Врага нельзя недооценивать. Искушение всегда велико. Оно может быть сильнее человека. И он может ему поддаться и не справиться потому, что вещество сильнее человека. Сильнее сотни человек. Но не сильнее жизни.

Понятие «социальная иерархия»

Каждый человек в своей жизни ставит цель стремиться к определенным вершинам, то есть совершает движение «снизу-вверх», а не наоборот. Обгоняя друг друга, мы стремимся овладеть большим количеством ресурсов и власти, чтобы беспрепятственно удовлетворять свои потребности: в лучшей жизни, в ресурсах, в семье, карьере. Вся общая сфера, в которой совершается такое движение, носит название «социальная иерархия».

Исследователи представляют социальную иерархию в виде пирамиды , построение которой основывается на ряде законов. Один из ключевых законов – количество мест и вакансий, которые располагаются в нижней части пирамиды, всегда превышают по количеству вакансии, которые располагаются в верхней части иерархии. Таким образом, есть возможность сохранить некоторый социальный баланс, потому что в верхней части должны находиться только избранные по некоторым критериям люди: физически и интеллектуально более подкованные, способные принимать важные и ответственные решения, которые окажут влияние на все уровни социальной иерархии.

Определение 1

Таким образом, ученые под социальной иерархией понимают такую совокупность должностей и рабочих мест, а также позиций, которые выстраиваются в восходящим порядке: начиная от менее престижных и наименее вознаграждаемых и заканчивая более престижными и желаемыми. Наличие иерархии означает, что в социальной системе существует неравенство позиций и уровней управления.

С точки зрения социологической науки неравенство нельзя оценить в этических терминах, поскольку оно направлено на выполнение как негативных, так и позитивных функций.

Уровни социальной иерархии

Социальная иерархия напрямую связана с процессами социальной мобильности. Природа обоих явлений предполагает превосходство одних слоев и уровней иерархии над другими: то есть, всегда есть те, кто властвует, и те, кто подчиняется. Такой порядок носит соответственно название «иерархический». Любая иерархия может быть представлена как пирамида, которая состоит из трех наиболее часто встречающихся в различных социальных системах уровнях: верхний, средний и нижний. Отметим, что в управленческой иерархии эти уровни носят название «уровни управления», а в социальной – социальные классы.

Устройство социальной иерархии установилось таким образом, что в основании пирамиды, то есть на самом нижнем уровне расположилось большинство населения, а на верхнем уровне – наиболее привилегированный класс общества. Именно к ним стремятся люди, мотивируя себя возможностью обладать такими элементами жизни, как:

  • богатство,
  • власть,
  • влияние на других людей,
  • наличие разнообразных льгот,
  • престиж.

Социальные блага – это главное мотивирующее условие, которое заставляет человека усердно работать, стремиться к высшему уровню иерархии. Но в то же время социальные блага – это ресурс дефицитный, которые присутствует только на высшем уровне иерархии и доступен небольшому количеству людей.

Замечание 1

Перераспределение ресурсов и богатство представляется возможным лишь в случае продвижения вверх не группой людей, а именно в одиночку. Каждый человек сам выстраивает свою дорогу наверх, делает карьеру, улучшает свои профессиональные навыки, становится индивидуальностью. Такое продвижение наверх в научных кругах носит название «восходящая мобильность».

Социальные законы иерархии

Социальная иерархия не может строиться хаотично, поскольку это приведет к не состыковкам в системе. Именно поэтому ее построение происходит на основе ряда законов.

Первый закон – «Количество вакансий, расположенных снизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху». Под вакансиями исследователи понимают не только рабочие места и должности, но в целом позиции, которые располагаются на всех уровнях иерархии и в формальной структуре организации. Благодаря такому распределению возникает конкуренция: люди, относящиеся к нижнему уровню, стремятся завладеть вакансией на уровень выше, а участники высших уровней чувствуют необходимость отстаивать свое место. Принцип пирамиды предполагает отбор среди претендентов на высокий уровень наиболее подготовленных морально, интеллектуально и физически. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения и престижа.

Второй закон социальной иерархии – «Количество социальных благ, которые получают те кто находится наверху, всегда больше количества благ, получаемых теми, кто находится внизу». Таким образом мы можем видеть пирамиду в перевернутом виде. Если обычно мы трактуем ее как более суженную к верху, но более широкую внизу, то когда дело касается количества ресурсов и благ, то все наоборот. В этом проявляется закон некоторой несправедливости: наименьшее число участников пирамиды довольствуется всем, а участники нижнего уровня находятся в постоянной нужде. Но в этом и есть смысл конкуренции. Чувствуя недостаток ресурсов, благ и свобод, человек замотивирован на то, чтобы улучшать свои позиции. Поэтому он начинает работать над собой, чтобы преодолеть бедность и нищету и добиться максимальных высот.

Из второго закона о благах вытекает третий – «Закон социального неравенства». Если некоторых людей отсутствие благ мотивирует на деятельность, то есть и те, кто вступает в конфликт, пытаясь добиться лучшей жизни незаконным путем. Это приводит к усилению криминогенной ситуации, что говорит о негативной мотивации личности. Справиться с этим могут лишь органы, которые регулируют криминогенную ситуацию: полиция, государство. Такое поведение отмечают не только у тех, кто находится на нижних уровнях, но и у тех, кто находится наверху. Нередко мы сталкивается с явлениями негативной мотивации людей, которые не желают добровольно расстаться со своим положением и социальными возможностями. Поэтому они также пользуются различными манипуляциями и незаконными способами удержать блага при себе.

Личностный уровень

Следующий 6-й уровень проявления планетарных принципов назван личностным. Этот уровень определяет личностные особенности восприятия данным человеком различных раздражителей (каких-либо внешних обстоятельств или внутренних ощущений). Этот уровень характеризует умение оценить те или иные обстоятельства и выработать ту или иную личностную ответную реакцию по их усилению или ослаблению. При этом реакции различных людей на одно и то же воздействие могут отличаться в зависимости от уровня организации и степени развития сознания.

С функциями восприятия, оценки и ответной реакции наиболее сильно связаны планеты Венера, Меркурий и Марс, влияние которых наиболее эволюционно на тонком (астральном) космическом Плане. Этот уровень проявления человеческое царство разделяет с животными и растениями. Чувствительность и гибкость реакций растений сейчас не вызывают сомнений даже среди ученых.

Венера (начало Навь) связана с нашими чувствами, влечениями, желаниями, с внутренним принятием (нравится) или неприятием (не нравится) той или иной ситуации, того или иного человека. Наша чувственная избирательность определяется нашим прошлым опытом, тем, что мы уже пережили, с чем мы познакомились.

В настоящем , в повседневных событиях мы ориентируемся с помощью Меркурия (начало Правь), он помогает наилучшим образом отреагировать на постоянно изменяющийся рисунок внешних влияний, позволяет нам быть синхронными с нашим окружением, быть здесь и сейчас, извлекать максимум пользы из каждой возможности, предоставляемой жизнью.

Марс связан с нашим желанием, стремлением чего-то достичь, добиться. Марс (начало Явь) связан с нашим будущим , которое мы страстно желаем приблизить, с теми целями, которые мы перед собой ставим, или с неприятностями, затруднениями, которые мы хотим избежать. Марс связан с действием, плоды которого в полной мере могут проявиться в будущем.

Пятый уровень проявления связан с тем, как отдельный человек взаимодействует с другими людьми. В человеческой эволюции этот уровень до сих пор не является до конца проработанным. Интересы отдельной личности не очень гармонично сочетаются с интересами общества. Пока что мы с вами прикладываем все силы, чтобы проигнорировать интересы общества, мы очень неохотно выполняем общественные программы, так как это часто связано с некоторыми ограничениями - приходится жертвовать некоторыми личными программами, делать не только то, что нам хочется или приятно, но и то, что необходимо для поддержания здоровья социального организма. В свою очередь общество не удовлетворяет в полной мере наши личные запросы, не «замечает» нас, что мы воспринимаем как несовершенство государственной структуры, личную несвободу.



Астрологически это проявляется в том, что нарушена связь между Юпитером и Сатурном, нет планеты, которая могла бы выступить в роли посредника (возможно, раньше эту функцию выполнял Фаэтон). В настоящее время роль этого связующего звена, но пока еще далеко не в полной мере, выполняет Хирон. А пока что человечество в мучительных кровавых поисках ищет справедливое мировое устройство, тот общественный уклад, который наилучшим образом сочетал бы в себе интересы отдельного человека и общества в целом.

Социальный уровень проявления планетарных принципов наиболее тесно соприкасается с тематикой мира Мысли (Ментального). Этот уровень проявления мы разделяем с животным царством.

Сатурн (начало Навь) связан с нашими убеждениями, с нашей точкой зрения на жизнь, на взаимоотношения с людьми, обществом, это тот жизненный опыт, который мы приобрели в результате взаимодействия с другими людьми. Сатурн - это фундамент нашей социальной жизни, основанный на наших прошлых накоплениях, это то, что мы не хотим менять, так как доверяем этому. Сатурн - это система наших ценностей и приоритетов в жизни, на которую можно положиться, потому что мы не раз проверили на себе их надежность и пользу.

Хирон (начало Правь) помогает нам ориентироваться в культурной, политической, экономической и религиозной жизни общества, помогает наиболее гармонично вписаться в настоящую , существующую в данный момент, структуру взаимоотношений человека и общества и воспользоваться всем самым лучшим, что этот момент в себе несет.

Юпитер (начало Явь) связан с нашими стремлениями достичь определенного положения в социальной структуре общества, с нашими претензиями к людям, обществу, правящим структурам, государству, с нашим стремлением к более насыщенной, богатой, достойной жизни. Юпитер связан с нашим будущим , с направлением наших усилий, с приложением наших способностей в социальной сфере.

Сущность и уровни социального взаимодействия.

Соци­альные изменения - это совокупность многообразных перемен, про­исходящих в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных ста­тусах и ролях отдельных личностей и групп, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества.

Вся совокупность социальных изменений в зависимости от их содержания подразделяется на пять основных типов:

1. Структурные социальные изменения

2. Профессиональные социальные изменения

3. Функциональные социальные изменения происходят во функциях всех структурных компонентов

4. Мотивационные социальные изменения

5, Социокультурные изменения

В своей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодей­ствуют друг с другом. В процессе взаимодействия производится:

1) вос­приятие людьми друг друга;

2) взаимная оценка друг друга;

3) совме­стное действие - сотрудничество, соперничество, конфликт и т. п.

Определение: социаль­ное взаимодействие ~ это система социально обусловленных индиви­дуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников являет­ся одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Выделяются четыре основных признака взаимодействия:

1) Предметность - наличие цели, причины, предмета и т.п., которые побуждают их взаимодействовать.

2) Ситуативность - жесткая регламентация взаи­модействия с конкретными условиями той ситуации, в которой этот процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе, на загородном пикнике существенно отличается.

3) Эксплицирование - доступность для стороннего наблюдателя процесса взаимодействия, будь это работа на заводе, игра или танцы.

4) Рефлективная многозначность - возможность для взаимо­действия быть проявлением основных субъективных намерений и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в групповых видах деятель­ности (например, совместная работа).



Процесс взаимодействия имеет две стороны. Объективная сторона - это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на пред­приятии). Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на ожиданиях соответствующего поведения.

Социальный механизм и структура взаимодействия.

Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты:

I) индивиды (или их группы), совершающие определенные действия по отношению друг к другу;

2) изменения во внешнем мире, совер­шаемые этими действиями;

3) изменения во внутреннем мире участ­вующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оцен­ках, стремлениях и т.д.);

4) влияние этих изменений на других инди­видов;

5) обратная реакция последних на такое влияние.

В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разно­образие взаимодействий. Но в этом многообразии выделяются два основных типа взаимодействия:

1) сотрудничество, существующее в тех случаях, когда про­движение каждого из партнеров к своей цели способствует или, по крайней мере, не препятствует реализации целей остальных партне­ров;

2) соперничество, при котором достижение цели одним инди­видом затрудняет или исключает осуществление целей другими уча­стниками взаимодействия.

Всякое взаимодействие представляет собой действие одного субъекта (личности, группы, команды и т.п.), выполненное в отноше­нии к другому субъекту; следовательно оно неизбежно включает определенное отношение к нему - дружественное, нейтральное, враждебное и т.п.

Совокупность связей, возникающих между индивидами в процессе их взаимодействия, называют индивидуальными (или межличностными) отношениями.

Такие связи приобретают устойчивый и длительный характер в тех случаях, когда они обусловлены коренными интересами не только отдельных личностей, но и целых со­циальных групп (экономическими, политическими, культурными и т.д.), и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, кото­рые выполняют данные индивиды и группы в обществе.

Социаль­ные отношения - это совокупность многообразных связей, возни­кающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политиче­ской, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих соци­альных статусов и ролей.

Существует четыре основных отличия официальных отно­шений от неофициальных :

1) наличие у первых и отсутствие у вторых определенной нор­мативности, т.е. их регулирование определенными нормами - право­выми, нравственными и т.п.;

2) в отличие от неофициальных, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. остаются теми же самыми (покупатель - продавец, например), независимо от того, кто является их носителем;

3) в отличие от неофициальных, официальные отношения тре­буют обучения;

4) в официальных отношениях между людьми выбор осуществ­ляется редко, а в неофициальных отношениях именно личностный выбор играет решающую роль.

Широко распространенным типом социальных отношений являются субординационные отношения между руководителями и подчиненными. Они реализуются в нескольких разновидностях. Ос­новными типами таких отношений являются:

1) бюрократические (от франц. бюро - канцелярия и греч. кратос - власть) отношения, при которых начальники принимают реше­ния, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве рас­поряжений;

2) патерналистские (от лат. патер - отец) отношения, при ко­торых четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы; .

3) фратерналистские (от лат. фратер - брат) отношения, при которых иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается, господствует стремление принимать решения коллеги­ально, после их коллективного обсуждения;

4) партнерские (от франц. партнер - участник) отношения, при которых решения принимаются на основе совместного обсуждения, руководитель не приказывает, а координирует общие действия.

В процессе функционирования системы управления склады­ваются шесть основных типов социальных отношений. Они таковы:

1. Служебные отношения характеризуются несимметрично­стью, поскольку существует односторонняя зависимость подчинен­ного от начальника.

2. Функциональные отношения отличаются от первых тем, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект (например, дирек­тор учреждения и его юрисконсульт или советник),.

3. Информационные отношения связаны с односторонними или взаимными процессами информирования для осуществления должно­стных обязанностей.

4. Технические отношения заключаются в том, что каждый со­трудник должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться согласованной и эффективной деятельности.

5. Специализированные отношения складываются между управляющей подсистемой или ее отдельными звеньями со специали­зированными компонентами, звеньями, участками (например, секрет­ный отдел, спец. службы).

6. Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управляющей лестницы, при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.

Социальное поведение и его уровни.

Поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому является по существу социальным.

Определение: это - сово­купность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей, их определенная направленность, так или иначе затрагивающих ин­тересы других людей, групп, общностей или всего общества.

Социология исследует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности.

Если интегрировать все теоретические концепции социального поведения, то можно построить общую теоре­тическую модель социального поведения. Всякое поведение человек осуществляет под влиянием сделанного им выбора в определенной проблемной ситуации. Таким образом, создавшаяся проблемная ситуация диктует не­обходимость определенного выбора дальнейшего поведения. Поэтому в социальном поведении исходным звеном в цепи поступков является проблемная ситуация. За нею следует осуществляемый индивидом выбор. На содержание и направленность выбора влияют три ряда факторов:

I) объективные условия (место жительства, доход семьи и т.п.);

2) существующие в обществе нормы как регуляторы социально­го поведения;

3) субъективные особенности личности (мотивация, интересы, ценностные ориентации, знания и способности и т.п.). Со­вместное действие этих объективных и субъективных факторов при­водит индивида к определенному выбору, а на основании последнего принимается решение, какое поведение является наиболее адекват­ным в сложившейся ситуации.

В социологическом исследовании поведения первостепен­ное значение имеет определенная нормативность и ненорматив­ность (антинормативность) социального поведения.

Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуются как «нормальные», т.е. норма­тивные. Те же способы поведения, которые в той или иной мере рас­ходятся с ними, называют отклоняющимися (от норм), т.е. девиантным поведением.

Под ним понимается не только правонарушение, но и любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. К различным проявлениям девиации относятся алко­голизм, наркомания, проституция, рэкет, коррупция, подделка банкнот, вымогательство, измена Родине, убийство, самоубийство и многое дру­гое.

Девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением (например, взрыв чеченскими боевиками жилого дома в Москве или ином городе), другие - нормой, даже - героизмом. А это убеждает, что существует довольно трудная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту

Девиантное поведение может выражаться в трех различных формах:

а) поступка (ударил женщину);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством;

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафи­озной группы, грабительской шайки, сообщества фальшиво­монетчиков).

В социологии большое значение придается выявлению при­чин девиантного поведения. Согласно традиции, берущей начало"с классической работы Э. Дюркгейма «Самоубийство», продолженной в трудах Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других современных социоло­гов, основная причина отклоняющегося поведения коренится в спе­цифическом социальном явлении, называемой аномией, т.е. пренеб­режением или отрицанием существующих в обществе норм, стандар­тов поведения. Согласно этим концепциям девиантное поведение ощутимо возрастает в тех случаях, когда в обществе превыше всего ценятся определенные символы успеха, например, материальные, ли­бо общество оказывается в ситуации социально-экономического кри­зиса. Развивая теорию аномии, Р. Мертон подчеркивал, что основной причиной отклоняющегося поведения является конфликт между культурными целями, ценностями, нормами, с одной стороны, и со­циально одобряемыми средствами их достижения, с другой.

В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Блумер обращали внимание на необхо­димость приоритетного изучения коллективного поведения, посколь­ку именно в коллективном поведении формируются основные соци­альные качества личности, осуществляются социально важные функ­ции, формируются определенные социальные роли и статусы. Г. Блу­мер, в частности, подчеркивал, что при изучении коллективного по­ведения мы касаемся условий возникновения нового социального строя.