Состоялся любечский съезд русских князей. Княжеские съезды

Съезд русских князей под Киевом. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Осенью 1097 г . в городе Любеч на Днепре собрался съезд князей Киевской Руси. На нём присутствовали шесть самых влиятельных князей. Съездом руководили и . Было решено прекратить междоусобные войны и провозглашено, что каждый князь должен владеть землями, полученными в наследство от отца, и не имеет права претендовать на чужие территории, то есть был сформулирован принцип вотчинной собственности .
Таким образом, Киевская Русь была разделена на удельные княжества, которые закреплялись за определёнными ветвями династии Рюриковичей.
Князья провозгласили на съезде объединение сил против половецкой угрозы и решили организовать общий поход против половцев.
Но съезд не смог прекратить княжеские междоусобицы.
В том же году Волынский князь Давид Игоревич пленил и ослепил теребовлянского князя , требуя от него родительскую вотчину. В результате общего возмущения населения Давид был наказан. Его изгнали из Волыни.
После Любечского съезда состоялись еще несколько княжеских съездов, но полностью своей цели они так и не достигли. В Киевском государстве междоусобные войны утихли, но не прекратились.

Из “Повести Временных Лет”.

В год 6605 (1097) . Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир – Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав – Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси.

Состоялся Любечский съезд русских князей

В середине XI в., после смерти киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 г., Русская земля была поделена его сыновьями на отдельные княжества. Старший сын, Изяслав, получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество; Святослав - Черниговскую землю, земли вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; Всеволод - Переяславль Киевский, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье; Игорь - Владимир-на-Волыни; Вячеслав - Смоленск.

На Руси действовал «лествичный» порядок престолонаследия, в соответствии с которым киевский престол занимал старший из сыновей умершего великого князя. Далее престол передавался по старшинству от брата к брату, а после кончины самого младшего доставался старшему из следующего поколения князей. Князья-родичи не являлись постоянными владельцами областей, достававшихся им по разделу: с каждой переменой в наличном составе княжеской семьи шла передвижка, младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость, с младшего стола на старший, т. е. «поднимались по лестнице». Принцип очерёдности в отношениях между князьями по мере разрастания княжеского рода приводил к постепенному дроблению и измельчанию княжеских владений, а отношения между родственниками становились всё более запутанными. Возникавшие между князьями споры о старшинстве и порядке владения разрешались или договорами на съездах, или, если соглашение не удавалось, оружием.

19 октября 1097 г. в город Любеч (на Днепре) съехались 6 князей: Великий князь киевский Святополк Изяславич, черниговские князья Давыд и Олег Святославичи, переяславский князь Владимир Мономах, волынский князь Давыд Игоревич и теребовльский князь Василько Ростиславич. Инициатором съезда был Владимир Мономах.

Задача княжеского съезда состояла в том, чтобы закрепить «отчины» за князьями и объединиться в борьбе против половцев. Князья заключили между собой мир и постановили не допускать междоусобных распрей. По постановлению съезда каждому князю были отданы те земли, которые принадлежали его отцу. Таким образом, Русская земля перестала считаться единым владением всего княжеского дома, и стала совокупностью отдельных «отчин», наследственных владений ветвей княжеского дома.

Любечские решения не могли полностью предотвратить междоусобные столкновения, однако благодаря им удалось добиться важного перелома в борьбе с половецкими набегами. В 1103 г. объединённые дружины Святополка киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников. В 1111 г. в верховьях Северного Донца Владимир Мономах с союзниками нанёс новое тяжёлое поражение половцам.

Лит.: Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953; Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964.

См. также в Президентской библиотеке:

В середине XI в., после смерти киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054) Русская земля была поделена его сыновьями на отдельные княжества. Старший – Изяслав – получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество; Святослав – Черниговскую землю, земли вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; Всеволод – Переяславль Киевский, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье; Игорь – Владимир-на-Волыни; Вячеслав – Смоленск. Таким образом, Русское государство, считавшееся ранее единым, оказалось разделенным на «отчины», и каждый из князей самостоятельно владел доставшимся ему уделом. Ярослав завещал своим сыновьям любить друг друга и жить между собой в мире, сообща править государством. Однако вскоре сыновья забыли советы отца и начали вести междоусобные войны с целью расширения своих уделов, овладением великокняжеским столом или более богатым городом.

Внутренние противоречия создали тревожное, неустойчивое положение на Руси, усугублявшееся обострением внешней обстановки. В середине XI в. в южнорусские степи пришли грозные половцы, совершавшие опустошительные набеги. Постоянное половецкое присутствие вблизи русских границ особенно ощущалось в южных районах страны. Видя княжеские усобицы, половцы действовали активнее, нападая уже не только на пограничье, но и осуществляя походы далеко вглубь русских земель.

В связи с растущей половецкой опасностью возникла насущная необходимость объединить все силы Руси, любой ценой прекратив княжеские распри. Переяславский князь Владимир Мономах выступил с крайне важной в политическом отношении инициативой – собраться всем вместе с целью мирного устроения. Его поддержал Великий князь киевский Святополк Изяславич. В октябре 1097 г. шесть князей съехались в городе Любече (ныне Черниговская обл.) на свой первый съезд. Помимо киевского и переяславского князей, в нем приняли участие смоленский князь Давид Святославич, его брат черниговский князь Олег Святославич, владимир-волынский князь Давид Игоревич и теребовльский князь Василько Ростиславич вместе с малыми дружинами. Они признали, что усобицы идут на пользу только половцам: «Для чего губим русскую землю, сами между собой устраивая раздор? А половцы землю нашу раздирают на клочья и радуются тому, что мы войны ведем меж собой. Объединимся отныне единым сердцем и будем беречь и почитать землю русскую».

Участники любечского съезда договорились, кому какой «отчиной» владеть. Каждому князю были отданы те земли, которые принадлежали его отцу. Был провозглашен принцип: «Каждо да держит отчину свою». Князья целовали крест на том, что если кто заведет смуту, то идти на него всем князьям, всей землей.

Значение Любечского съезда 1097 г. заключалось в том, что это была первая в значительной степени удачная попытка прекратить процесс распада Руси на мелкие удельные княжества путем изменения принципов наследования. Перед князьями стояла общая цель – оказание совместного вооруженного отпора врагу. Первый Любечский съезд прекратил на время междоусобную борьбу и позволил объединить силы пограничных княжеств против половецкой угрозы.

Не один раз еще Любеч становился местом встречи враждующих сторон. Однако съезд 1097 г. по своей актуальности и значению принятых на нем решений историки считают самым важным.

Любечский съезд - собрание русских князей, основной целью которого было остановить междоусобную войну и создать единое государство для сопротивления иноземным захватчикам.

Первый съезд князей в Любече

Съезд русских князей состоялся в г. Любече (на р. Днепр) в 1097 г. Причинами для созыва съезда князей в Любече стали:

  • жестокая между князьями, которые воевали друг с другом за территории и влияние на Руси;
  • необходимость создать единую армию для сопротивления , чьи набеги наносили серьезный вред стране.

Съезд русских князей в Любече был провозглашен Владимиром Мономахом , который первым понял все печальные последствия междоусобицы.

Значение Любечского съезда

Киевская Русь в конце 11-го в. находилась в крайне сложном положении. С 1094 г. шла постоянная борьба за территории, которая сильно ослабляла страну и не позволяла собрать единую армию. Князья не хотели признавать авторитет друг друга и пытались захватить у противника все новые территории для получения прибыли и распространения своего влияния. Положение осложнялось половцев.

Владимир Мономах потерпел поражение в битве на Стугне в 1093 г., уступив часть территорий захватчикам. Позднее, в 1094 г., князь Олег Святославич заручился поддержкой половцев и выгнал Владимира из Чернигова. Заручившись поддержкой другого князя, Святополка Изяславича, Владимир хотел отвоевать обратно свои владения, но в это же время половцы совершили жестокий набег на южные территории. В течение двух лет Русь постоянно находилась в состоянии войны.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо было помирить князей - с этой целью Владимир Мономах и созвал Любечский съезд в первый раз.

Основные решения Любечского съезда князей

Во время собрания князья занимались в основном переделом территорий. После многочасовой дискуссии съезд князей в Любече провозгласил следующее: заключить мир между князьями и обязать их приходить на помощь друг другу в борьбе с половцами. Основной целью Любечского съезда было создание единого государства.

Территории были поделены следующим образом:

  • Василько Ростиславич (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль;
  • Владимир Мономах - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Давыд Игоревич - Владимир-Волынский с Луцком;
  • Олег и Давыд Святославичи - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Святополк Изяславич - Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя.

Съезд русских князей в Любече провозгласил новый принцип деления земель. Князья наследовали территории, принадлежавшие их отцам, - родовое распределение. Таким образом, удавалось избежать споров за владения, а Русь постепенно должна была превратиться в феодальное государство.

Последствия Любечского съезда князей

К несчастью, князь Давыд Игоревич был недоволен новым договором и сразу после собрания сообщил Святополку о том, что Владимир Мономах и Василько Ростиславич имели тайный сговор и хотели захватить единоличную власть на Руси. Святополк поверил и по настоянию Давыда пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен в измене и посажен в темницу.

Владимир Мономах, видя, что начался новый конфликт, созвал второй съезд князей (1110 г.), на котором удалось заключить окончательный мирный договор. Князь Давыд был прощен за свое предательство.

Итоги Любечского съезда князей

Благодаря тому, что князьям удалось договориться, междоусобица на Руси закончилась и государство постепенно объединялось, чтобы дать отпор половцам. Великие князья смогли объединить свои войска и противостоять захватчикам, а Русь перешла в новую эпоху с новым политическим строем.

Постоянные распри между князьями привели к экономическому и военному ослаблению русских городов. Этим обстоятельством пользовались половцы, устраивавшие регулярные набеги на русские земли. Они осадили город Торческ. Город более 3-х месяцев выдерживал осаду, пока была вода и пища. Но когда все закончилось, горожане решили сдаться. Неверные, в отместку за сопротивление, увели людей в плен, а город сожгли.

Потом половцы сожгли город Юрьев, а выбежавшие горожане отправились к Киеву. Святополк приказал строить город в Витичевском урочище на холме, который он назвал Святополческ. Новый город заселили бежавшие от половецких бесчинств юрьевчане.

Упомянутые злодейства — это только малая доля злодейств, учиненных половцами на русской земле.

Поняли князья, что не может так долго продолжаться. Если не найдут общего языка друг с другом половцы уничтожат все, что было создано, собрано и построено. Мужчин поработят или изведут, женщин сделают своими наложницами.

Священники и бояре тоже выражали недовольство княжескими распрями. Требовали объединиться ради борьбы с внешним врагом.

В 1097 году съехались Святополк, Владимир, Давид Игоревич, Василько Ростиславович, Давид Святославович и брат его Олег в городе Любече () на совет. По мнению Карамзина, вдохновителем этого любечцкого съезда был князь .

Правда, Олег приехал на съезд в большей степени по принуждению, чем по доброй воле.

Когда его первый раз звали на совет в Киев, он пообещал приехать вместе с братом, который княжил в Смоленске. А сам, набрав в Смоленске воинов, направился в Муром, где княжил Изяслав Владимирович. В битве с Олегом погиб князь Изяслав. Горожане приняли Олега, правившего в Муроме раньше. Вдохновленный победой Олег направился на Суздаль. Суздальцы тоже сдались ему. Потом Олег подчинил себе Ростов Великий.

Олег завоевывал города, заручившись военной поддержкой половцев. Удовлетворенный своими победами, он закрывал глаза на злодеяния, творимые нечестивцами. Это обстоятельство возбуждало ненависть к нему, как со стороны народа, так и со стороны князей. Олег догадывался об этом, стал осторожным и недоверчивым.

У Олега в руках был сын половского князя Итларя. Святополк и Владимир потребовали от Олега, чтобы он убил юношу. Но тот посчитал это ненужным кровопролитием и отказался.

В 1096 году Святополк и Владимир снова попытались вызвать Олега в Киев. «Приезжай в Киев, урядимся о Русской земле пред епископами, игуменами, мужами отцов наших и людьми городскими, чтобы после нам можно было сообща оборонять Русскую землю от поганых». Олег велел отвечать: «Не пойду на суд к епископам, игуменам да смердам»

Тогда Святополк и Владимир объявили Олегу: «Ты нейдешь с нами на поганых, -велели они сказать ему, — нейдешь к нам на совет – значит, мыслишь на нас недоброе, и поганым помогать хочешь; пусть же Бог рассудит нас!»

Братья решили идти на Олега войной. В конце концов, загнанный в угол князь Олег был вынужден встретиться со своими двоюродными братьями и племянниками.

И говорили князья друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей». По взаимному соглашению любечский съезд русских князей 1097 принял решение:

  • Святополк станет владеть Киевом, Изяславовой отчиной,
  • Владимиру Всеволодовичу, прозванному Мономахом, достались вотчины отца его: Белоозеро, Суздаль, Ростов, Смоленск, Переславль,
  • Давид Игоревич получил Владимир Волынский,
  • Братьям Олегу, Давиду и Ярославу Святославовичам достались Чернигов, Муром,
  • Володарь остается править в Перемышле,
  • Василько Ростиславович – в Теребовле.

Свое решение закрепили целованием святого креста. При этом было сказано: „Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: „Да будет против того крест честной и вся земля Русская». Порешив, таким образом, между собою, князья разошлись по домам.

Но одно дело решить, а другое – исполнить. Как следует из «Повести временных лет», «дьявол огорчен был их любовью. И влез сатана в сердце некоторым мужам». Распри не прекратились. Съезд князей в Любече в 1097 году, к сожалению, остановить их не смог. Наветы, разногласия, зависть еще долго сталкивали русских правителей, вынуждая их, поднимать оружие друг против друга. От вражды, бывшей между князьями, страдал простой народ.