Тема: Деловая графика в Excel. Деловая графика в Excel

Ряд значений осьОУ - мн-во знач., кот.надо нанести и отобразить на диаграмме. Категории (х) - задают положение конкретных значений в ряде(как правило это время,месяц,год).Легенда- набор меток,собр. в отдельные рамки и располож. рядом с диаграммой. Диагр. имеет блочную стр-ру,что позволяет редактировать в отдельности каждый её элемент:1 щелчок-выделение;2 щелчка-редактир-ние;щелчок вне диагр.выводит из поля действия диаг-мы.

Типы:Гистрограмм ы-для сравнения между собой отд-ных значений,можно задавать любое кол-во параметров.не включ.в одну гистрогр. текущие значения и итоговые. Линейчатые -перевернутые гистрограммы, использ. по таким же правилам. Круговые - демонстр.соотношения между целым и его част.и может иметь только 1 параметр. Колоновая - похожа на круговую и использ.в аналогичном случ. ,но имеет принцип. отличия: в ней можно задавать несколько параметров. Точечная - использ. для указания степени близости элементов данных со средним значением. Лепестковые - исп.редко,обычно в задачах администр-ого управ-я сложными проектами.

Поверхностные . выполн. те же ф-и,что и плоскостные ,но из-за объемности имеют более приятное визуальное восприятие.

7.7. Возможности Excel по работе со списком(базой данных): раб. с формой, сортировка, фильтрация, подведение итогов, создание сводных таблиц. Любая база данных позвол. быстро осущес-ть поиск в ней, внести измения, подвести итоги. Для этой цели созд. спец. прогр-ные ср-ва СУБД. Однако при польз. табл. процес., тоже имеются нек. возможности, реализ-ие ф-и СУБД, в т.ч. в Excel. Чтобы испол-ть её как табл, ее можно рассмат-ть как списки. Список - непрерывный прямоуг-ный диапазон ячеек,содержащий доп. опред. структур, спец. образом организован. табл. с помощью след. правил: 1)Любой столбец должен содержать инфо одного типа; 2)1-я верхняя строка должна содержать шапку, где каждая графа написана в 1 строку; 3)В список нельзя включать пустые строки и разделит. линии.Списки можно : сортировать, фильтровать, использ.формы для ввода и просмотра данных,подводить итоги,формиров.сводные таблицы.

При сор-ке строки табл. физически переставляются. Фильтрация предназначена для упрощ. поиска данных, записи физически не переупорядочиваются, происходит скрытие ненужных данных их можно восстановить, результат можно скопировать в отд-ную область как новую таб-цу.

Способы фил-ции: 1) Автофильтр (Данные-фильтр-автофильтр);2)Расширенный фильтр (данные-фильтр-расшир. фильтр)-можно создавать сложные условия, указывая их в дополнит.созданной табл.диапозон условий.

Форма позволяет работать с отд-ной записью (Данные-форма). Получ-е итогов предназн-но для получ частных и общих итогов.

Связная таблица -вспомогат-ая табл. для автоматич-го подвед-ия итогов и анализа списков, позвол. быстро изменять ст-ру отображ-я данных на экране и рассмат-ть их в динамике развития.

Сводная таблица - интерактивная табл. на рабочем листе, позвол. подытожить большие объемы данных, выбрав подходящий метод вычислений. Для построения СТ испол-ся запросы к внешним базам данных. СТ создается с помощ. Мастера сводных таблиц (команда меню Данные > СТ). Режим Мастера состоит из послед-ых этапов, в ходе кот. польз-ль задает параметры построения СТ: выбор источника данных, создание макета СТ,опред-е размещ. СТ.

8.1.Классификация компьютерной графики : 1) по способу формирования изображений: -растровая . Изобр-ние представ-тся множ-вом точек (пикселей), размещ-ых по фиксир-ным строкам (растрам). Каждом пикселю соответствет значение цвета, яркости, прозрачности. Параметры каждой точки описываются в файле, поэтому соотв-е файы имеют большие размеры. Она испол-ся при работе с картин-ми, получен-ми при фото-фии, сканир-ии. Пример: Adobe Photoshop, Paint. Для сканир-ных изобр-ний прим-ют формат.tiff, а для передачи растровых изобр-ний по сети – gif, jpg; недостаток: при трансформации граф-го изображения чёткость может пострадать. -векторная (предназ-на для создания изобр-ий в виде совок-ти точек, линий (векторов), окружностей, прямогольников и т.д.). любое векторное изобр-е можно представить в виде набора объектов, располож-х определ-м образом относ-но др др-а. Такие карт-ки испол-ся в редакц-ной, оформит-кой, чертежной работе. Дост-ва: масштабирование и трансф-я не отражаются на качестве, меньший V, чем аналог-е растровые, печать происходит быстрее. Напр: Adobe Illustrator, AutoCAD, CorelDraw. (eps, dcs,pdf,cmx). -Фрактальная . Основана на программир-ии изобр-ния, испол-ся для постор-ия графиков и диаграмм. Отлич. черты: изоб-ние формир-ся по уравн-ям, в памяти хранятся не объекты, а их уравнения. 2) по размерности получаемого изображения :-двухмерная;-трехмерная 3) по назначению: деловая, научная, иллюстративная, инженерная, компьютерная живопись, реклама.

Цели урока:

  1. Показать возможности MS Excel для наглядного (графического) представления числовых данных.
  2. Научить строить диаграммы различного вида.
  3. Развивать навыки работы на компьютере.
  4. Воспитывать аккуратность, точность, бережное отношение к природе.

Наглядные и технические средства обучения:

  • раздаточный материал с текстом для практической работы;
  • компьютеры, мультимедийный проектор;
  • стикеры (листочки с клейкой полосой) для подведения итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

В начале урока на экране демонстрируется 1 слайд (см. Приложение 1).

Учитель: Тема нашего урока: «Деловая графика в MS Excel» (2 слайд). Сегодня мы рассмотрим возможности MS Excel для наглядного (графического) представления числовых данных, научимся строить диаграммы различного вида. Эти навыки пригодятся вам в дальнейшей учёбе, а кому-то и в профессиональной деятельности.

Каждый из вас получит в течение урока несколько оценок, которые будут зафиксированы на оценочных листах (они лежат на ваших партах). Затем будет выставлена средняя оценка за урок с учетом оценки учителя в журнал.

Для построения диаграмм мы воспользуемся некоторыми данными об экологической обстановке в Свердловской области. Эти данные взяты из Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области» (сайт Министерства природных ресурсов Свердловской области – http://www.mprso.ru/ohrana_ap.htm).

А начать урок мне хочется с поэтического вступления (3 слайд):

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

(В. Шефнер.)

II. Актуализация знаний учащихся.

1) Учитель: Для того, чтобы вспомнить материал прошлых уроков проведём Блиц-опрос (4 слайд). Ученики отвечают на поставленные вопросы. По щелчку мыши открываются ответы.

  1. Основное назначение электронных таблиц? (Обработка числовых данных.)
  2. Что такое книга? (Документ, разработанный в среде ЭТ.)
  3. Что такое лист? (Отдельный элемент книги – таблица.)
  4. Что такое ячейка? (Отдельный минимальный элемент таблицы.)
  5. Что такое диапазон / блок ячеек? (Выделенная прямоугольная часть таблицы.)
  6. Основные типы расчётных решаемых в электронных таблицах? (Статистическая обработка данных; получение расчетных ведомостей; сортировка таблицы; построение графиков и диаграмм; табулирование функций.)
  7. Основные типы данных, содержащихся в ячейках ЭТ? (Текст, число, формула, логическое выражение, дата.)

2) Учитель: Назовите основные элементы Окна MS Excel, отмеченные цифрами на 5 слайде. Вызывается желающий ответить ученик.

3) Учитель: Выполните проверочную работу по парам, ответив на вопросы электронного теста. Один выполняет задание I варианта (см. Приложение 2), другой – задание II варианта (см. Приложение 3).

Проверочная работа предварительно должна быть скопирована на компьютеры учащихся. Сначала один отвечает, другой фиксирует его результат на оценочном листе, затем – наоборот.

Теоретический материал урока.

Учитель: При решении различного вида задач с помощью MS Excel очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение нагляднее, тем легче воспринимаются результаты человеком. Мы с вами знаем, что компьютерная графика подразделяется на несколько видов: иллюстративную, инженерную, научную, деловую. Деловая графика состоит в визуализации, то есть представлении в наглядной форме больших массивов числовой информации. Табличные процессоры содержат развитые средства деловой графики. С помощью Excel можно построить столбчатые диаграммы – гистограммы (одиночные и множественные), круговые диаграммы, графики и др.

Диаграммы в Excel строятся с помощью «Мастера диаграмм». Сначала в таблице выделяется блок данных, по которым необходимо построить диаграмму, а затем вызывается «Мастер диаграмм» с помощью команды >> Вставка >> Диаграмма.

Рассмотрим примеры различных диаграмм (слайды 6-10).

Практическая работа.

Учитель (слайд 11): Цель практической работ – освоить основные приёмы работы с «Мастером диаграмм» в MS Excel.

Ваша задача: используя таблицы, содержащие результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и поверхностных вод составить: одиночную гистограмму, множественную диаграмму и круговую диаграмму или график.

Учащиеся садятся за компьютеры, читают текст практической работы, и приступают к её выполнению, если нет вопросов. Работа дается в 2 вариантах.

I вариант.

Для выполнения задания откройте файл Загрязненность окружающей среды xls, находящийся на Рабочем столе. Откройте Лист 1.

Задание1. Постройте по приведенным данным одиночную гистограмму, отражающую загрязнение атмосферного воздуха пылью в г.Первоуральске в течение данного периода времени.

Задание 2. Постройте множественную диаграмму, отражающую загрязнение атмосферного воздуха в г.Первоуральске различными веществами в течение указанного периода.

Задание 3. Постройте по приведённым данным круговую диаграмму, отражающую загрязненность воздуха различными веществами в 2007 году.

Задание 4. В ячейку F2 введите формулу, вычисляющую среднее значение в строке. Используя копирование, заполните остальные ячейки. Постройте по полученным данным график, иллюстрирующий средние показатели загрязненности воздуха различными веществами.

II вариант.

Для выполнения задания откройте файл Загрязненность окружающей среды xls, находящийся на Рабочем столе. Откройте Лист 2.

Задание 1. Постройте по приведенным данным одиночную гистограмму, отражающую загрязнение поверхностных вод взвешенными веществами в различных реках в 2007 году.

Задание 2. Постройте множественную диаграмму, отражающую загрязнение поверхностных вод различными веществами в 2007 году.

Задание 3. Постройте круговую диаграмму, отражающую загрязнение реки Чусовой различными элементами в 2007 году.

Задание 4. В ячейку В10 введите формулу, вычисляющую сумму в столбце. Используя копирование, заполните остальные ячейки. Постройте по полученным данным график, иллюстрирующий общую загрязненность поверхностных вод.

Для выполнения практической работы в I варианте учащиеся открывают лист 1, во II варианте – лист 2 (см. Приложение 4).

III. Домашнее задание.

  • §20, §21.

IV. Итог урока.

Учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора диаграммы и графики, выполненные учащимися.

Учитель: Какого вида диаграммы мы сегодня научились строить? В каких случаях круговая диаграмма или график являются более целесообразными? Оцените урок, записав оценку на стикере (они лежат на столах). На слайде 12 на экране прикрепите свой стикер с оценкой в соответствующем секторе.

Учитель собирает заполненные оценочные листы учащихся с оценками за устную работу (блиц-опрос), за проверочную работу в виде электронного теста и самооценкой учащегося практической работы.

Использованная литература:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
  3. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

МБОУ Чалтырская СОШ №1

Мясниковского района Ростовской области

План урока информатики

в 9 классе.

«Деловая графика в электронных таблицах»

Разработала:

учитель ИиИКТ

Бешлиян О.В.

2016г

Тема урока: Деловая графика в электронных таблицах.

Цели урока:

Образовательные:

    Систематизация знаний по теме.

    Повторение, закрепление и приобретение новых знаний учащимися.

    Умение применять знания к решению задач.

    Познакомить учащихся с возможностями электронных таблиц Excel при создании элементов деловой графики – диаграмм;

    Рассмотреть виды диаграмм и их применение при решении задач;

Развивающие:

    Расширение кругозора учащихся.

    Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

    Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету информатика.

    Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.

    Развитие потребности к самообразованию.

Воспитательные:

    Воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в группе, в коллективе;

    Воспитание дисциплинированности;

    Воспитание уважения друг к другу.

Задачи урока:

    Создать условия для самовыражения и развития активности для каждого ученика через практическую деятельность;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: персональные компьютеры, проектор, учебник «Информатика 9», презентация «Деловая графика в ЭТ», раздаточный материал с заданиями, офисная программа Microsoft Office Excel 2007

Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: работа в группах, индивидуальная работа .

План урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний и умений. Тестирование

    Изучение нового материала

    Работа в группах- первичное закрепление

    Отчёт о проделанной работе и обобщение изученного материала

    Контроль за результатами учебной деятельности. Рефлексия.

    Подведение итогов.

Ход урока.

    Организационный момент

    Приветствие учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество.

    Слайд 1. Сообщение темы и целей урока.

Мы с вами продолжаем работать с электронными таблицами. Тема нашего урока «Деловая графика в электронных таблицах». Сегодня вы узнаете, что такое деловая графика, познакомитесь с основными видами диаграмм, узнаете их особенности.

    Актуализация знаний и умений

1). Слайд 2. Разминка

2). Слайд 3. Тестирование

Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшой тест, для того чтобы вспомнить основные понятия пройденных тем. Садитесь за компьютеры, зайдите на школьный сайт, страницу «Учащимся», раздел «Тесты по информатике». Перейдите по ссылке на тест «Основы работы в Excel » Пройдите тест и не забудьте отправить результаты, указав свою фамилию, имя и электронный ящик.

Учитель: Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!

    Изучение нового материала

Учитель: А сейчас переходим к изучению новой темы. По ходу моей лекции вам нужно будет заполнить следующую таблицу (раздать по группам).

Итак, начинаем.

Слайд 4. Под термином деловая графика понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие информацию о чем-либо.

Слайд 5. С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.

Слайд 6 . Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Слайд 7. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).

Слайд 8. Пример. В 9 «Б» классе обучается 11мальчиков и 15 девочек. Построить круговую диаграмму, показывающую соотношение полов.

Слайд 9 . Столбчатая диаграмма(гистограмма) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках.

Слайд 10 . Пример. Построить диаграмму, показывающую количество выпускников школы за последние 5 лет.

Высота столбиков определяется количеством выпускников в каждом году.

Слайд 11. Линейная диаграмма (график) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.

Слайд 12. Пример. Построить линейную диаграмму, отражающую изменение количества выпускников школы в течение последних пяти лет.

Учитель: это были основные виды диаграмм, с которыми мы будем работать.

    Слайд 13 Работа в группах - первичное закрепление

Наш урок продолжается.

Работать на уроке будем в группах. Прошу всех соблюдать правила работы в группе.

Сейчас мы будем выполнять практические задания из вариантов ГИА. У каждой группы по 2 задания. (раздать задания). На выполнение дается 10-15 мин. Разделите обязанности в группе.

Исходные числовые значения и результаты вычислений в таблицах воспринимаются довольно трудно, особенно если нужно определить какие-то соотношения, выявить тенденции и т. д. Чтобы сделать информацию более доступной и наглядной, используются различные типы графиков и диаграмм. Для выбора правильной формы диаграммы следует определить ее назначение и выяснить, какой ее тип и вид может лучше представить информацию, содержащуюся в таблице.

При помощи графиков можно наглядно отобразить взаимосвязь двух или нескольких цифровых величин. Графики обычно строятся в прямоугольной системе координат, где по координатным осям откладываются числовые данные.

ВОПРОС

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) - класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Существенно повышают производительность юристов, бухгалтеров, аудиторов, руководителей организаций при решении правовых вопросов.

Компьютерная справочная правовая система ГАРАНТ разрабатывается с 1990 года. … При этом справочные системы КонсультантПлюс не имеют принципиальных технологических ограничений на включение любого объема информации.

ВОПРОС

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА “ЮСИС”

Функциональное назначение СПС на базе ПЭВМ определяется острой потребностью современного динамично развивающегося общества в инструменте, помогающем ежедневно производить расчет и прогнозирование экономических и правовых последствий принимаемых решений, используя при этом действующую на текущий момент правовую информацию, причем, с учетом разумных затрат на подобную услугу. В первую очередь, эта проблема интересует руководителей государственных и коммерческих организаций, работников судебных и правоохранительных органов, бухгалтеров, аудиторов, представителей ряда других профессий. Такие инструменты сегодня есть - это справочные правовые системы на базе персональных компьютеров, в частности Программный комплекс Юридическая справочная информационная система (ПК “ЮСИС”), разработанная в Юридическом информационном агентстве INTRALEX в 1989 году.

Задавшись целью создать эффективную и в то же время простую в использовании правовую систему, разработчики ПК “ЮСИС” с самого начала идут по пути внедрения в свой продукт самых современных достижений в области математической лингвистики, в частности алгоритмов морфологического анализа текстов. Это позволяет эффективно решать проблему обеспечения высокой достоверности поиска информации и, кроме того, предлагает пользователю понятный принцип подбора документов для дальнейшей работы.

Реализация указанных свойств системы обеспечивается набором мощных и даже уникальных функций. Прежде всего, это: экспертиза запроса на поиск на этапе его формирования; отбор информации по сочетаниям слов в абзацах, предложениях или в тестах в целом и одновременно по реквизитам документов; лояльное принятие на обработку произвольно сформированного запроса; контроль взаимного соответствия всех условий запроса; контекстная подсказка верного пути поиска.

Более того, “ЮСИС” не ограничивает пользователя субъективным представлением разработчика системы о том, как нужно " правильно" искать необходимую информацию, что дает возможность свободного анализа исходного правового материала. В результате “ЮСИС” подключает к просмотру всю и только необходимую по запросу пользователя информацию.

Использование таких дополнительных функций, как " Синонимы" и " Определения" , повышает точность поиска и расширяет его поле. Имеется возможность вставлять в тексты " закладки" , подключать к текстам свои " аннотации" , формировать тематические " папки" . Новейшие возможности в технологии “папок” позволяют пользователю как создавать свои собственные базы данных по актуальной тематике, так и интегрировать все материалы по отдельным проектам. В частности, при использовании ПК ЮСИС в учебном процессе возможно введение в состав баз данных оригинальных учебных курсов и методических материалов.

Кроме поддержания в актуальном состоянии правовой информации агентство INTRALEX выпускает каждый месяц от 3 до 5 проблемно-ориентированных баз данных. Общее число документов в базах данных ПК “ЮСИС” превышает 54 тыс., из них собственно нормативные акты составляют более 25 тыс.

ПК “ЮСИС” работает в среде MS WINDOWS’95/NT/3.1, на локальном компьютере и в сети. Обновление баз данных в составе ПК “ЮСИС” производится с использованием современных информационных технологий ежедневно по сетям Internet и Relcom, еженедельно по сети Remart и на дискетах, ежемесячно - на CD-ROM дисках.

Государственные системы

К государственным справочно-правовым системам относятся :

· информационно-поисковая система «Закон» - база законодательства Государственной Думы РФ;

· научно-технический центр правовой информации «Система» - эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти.

· информационно-правовая система «Законодательство России» - ГСРПА России

· БД НЦПИ Минюста России;

· БД Министерства иностранных дел России.

ВОПРОС

Ба́за да́нных - представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ) (Гражданский кодекс РФ, ст. 1260).

База данных - организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

База данных - совокупность данных, хранимых в соответствии со схемой данных, манипулирование которыми выполняют в соответствии с правилами средств моделирования данных.

База данных - некоторый набор перманентных (постоянно хранимых) данных, используемых прикладными программными системами какого-либо предприятия.

База данных - совместно используемый набор логически связанных данных (и описание этих данных), предназначенный для удовлетворения информационных потребностей организации.

Фактографическая база данных - база данных, содержащая информацию, относящуюся непосредственно к предметной области.

Все определения, приведенные выше, относятся к фактографическим базам данных. Действительно, именно в фактографических БД регистрируются факты – конкретные значения данных (атрибутов) об объектах реального мира. Основная идея таких систем заключается в том, что все сведения об объектах (фамилии людей и названия предметов, числа, даты) сообщаются компьютеру в каком-то заранее обусловленном формате (например дата – в виде комбинации ДД.ММ.ГГГГ). Информация, с которой работает фактографическая информационная система, имеет внутреннюю структуру, что позволяет использовать ту или иную модель данных.

Но существует и другой класс задач – хранение и анализ неструктурированных текстовых документов (статьи, книги, рефераты и т.д.) и графических объектов. В этом случае цель системы, как правило, – выдать в ответ на запрос пользователя список документов или объектов, в какой-то мере удовлетворяющих сформулированным в запросе условиям. То есть система должна быть снабжена каким-либо формализованным аппаратом поиска. Для решения этих задач используются документальные базы данных, системы, основанные на других принципах. Некоторые аспекты работы с документальными базами данных будут рассмотрены в курсе «Основы искусственного интеллекта». Здесь же, под термином БД будут и далее предполагаться фактографические БД.


Информация воспринимается легче, если представлена наглядно. Один из способов презентации отчетов, планов, показателей и другого вида делового материала – графики и диаграммы. В аналитике это незаменимые инструменты.

Построить график в Excel по данным таблицы можно несколькими способами. Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками для конкретной ситуации. Рассмотрим все по порядку.

Простейший график изменений

График нужен тогда, когда необходимо показать изменения данных. Начнем с простейшей диаграммы для демонстрации событий в разные промежутки времени.

Допустим, у нас есть данные по чистой прибыли предприятия за 5 лет:

* Цифры условные, для учебных целей.

Заходим во вкладку «Вставка». Предлагается несколько типов диаграмм:

Выбираем «График». Во всплывающем окне – его вид. Когда наводишь курсор на тот или иной тип диаграммы, показывается подсказка: где лучше использовать этот график, для каких данных.


Выбрали – скопировали таблицу с данными – вставили в область диаграммы. Получается вот такой вариант:


Прямая горизонтальная (синяя) не нужна. Просто выделяем ее и удаляем. Так как у нас одна кривая – легенду (справа от графика) тоже убираем. Чтобы уточнить информацию, подписываем маркеры. На вкладке «Подписи данных» определяем местоположение цифр. В примере – справа.


Улучшим изображение – подпишем оси. «Макет» – «Название осей» – «Название основной горизонтальной (вертикальной) оси»:


Заголовок можно убрать, переместить в область графика, над ним. Изменить стиль, сделать заливку и т.д. Все манипуляции – на вкладке «Название диаграммы».


Вместо порядкового номера отчетного года нам нужен именно год. Выделяем значения горизонтальной оси. Правой кнопкой мыши – «Выбрать данные» - «Изменить подписи горизонтальной оси». В открывшейся вкладке выбрать диапазон. В таблице с данными – первый столбец. Как показано ниже на рисунке:


Можем оставить график в таком виде. А можем сделать заливку, поменять шрифт, переместить диаграмму на другой лист («Конструктор» - «Переместить диаграмму»).



График с двумя и более кривыми

Допустим, нам нужно показать не только чистую прибыль, но и стоимость активов. Данных стало больше:


Но принцип построения остался прежним. Только теперь есть смысл оставить легенду. Так как у нас 2 кривые.


Добавление второй оси

Как добавить вторую (дополнительную) ось? Когда единицы измерения одинаковы, пользуемся предложенной выше инструкцией. Если же нужно показать данные разных типов, понадобится вспомогательная ось.

Сначала строим график так, будто у нас одинаковые единицы измерения.


Выделяем ось, для которой хотим добавить вспомогательную. Правая кнопка мыши – «Формат ряда данных» – «Параметры ряда» - «По вспомогательной оси».


Нажимаем «Закрыть» - на графике появилась вторая ось, которая «подстроилась» под данные кривой.


Это один из способов. Есть и другой – изменение типа диаграммы.

Щелкаем правой кнопкой мыши по линии, для которой нужна дополнительная ось. Выбираем «Изменить тип диаграммы для ряда».


Определяемся с видом для второго ряда данных. В примере – линейчатая диаграмма.


Всего несколько нажатий – дополнительная ось для другого типа измерений готова.

Строим график функций в Excel

Вся работа состоит из двух этапов:

  1. Создание таблицы с данными.
  2. Построение графика.

Пример: y=x(√x – 2). Шаг – 0,3.

Составляем таблицу. Первый столбец – значения Х. Используем формулы. Значение первой ячейки – 1. Второй: = (имя первой ячейки) + 0,3. Выделяем правый нижний угол ячейки с формулой – тянем вниз столько, сколько нужно.

В столбце У прописываем формулу для расчета функции. В нашем примере: =A2*(КОРЕНЬ(A2)-2). Нажимаем «Ввод». Excel посчитал значение. «Размножаем» формулу по всему столбцу (потянув за правый нижний угол ячейки). Таблица с данными готова.

Переходим на новый лист (можно остаться и на этом – поставить курсор в свободную ячейку). «Вставка» - «Диаграмма» - «Точечная». Выбираем понравившийся тип. Щелкаем по области диаграммы правой кнопкой мыши – «Выбрать данные».

Выделяем значения Х (первый столбец). И нажимаем «Добавить». Открывается окно «Изменение ряда». Задаем имя ряда – функция. Значения Х – первый столбец таблицы с данными. Значения У – второй.


Жмем ОК и любуемся результатом.


С осью У все в порядке. На оси Х нет значений. Проставлены только номера точек. Это нужно исправить. Необходимо подписать оси графика в excel. Правая кнопка мыши – «Выбрать данные» - «Изменить подписи горизонтальной оси». И выделяем диапазон с нужными значениями (в таблице с данными). График становится таким, каким должен быть.


Наложение и комбинирование графиков

Построить два графика в Excel не представляет никакой сложности. Совместим на одном поле два графика функций в Excel. Добавим к предыдущей Z=X(√x – 3). Таблица с данными:


Выделяем данные и вставляем в поле диаграммы. Если что-то не так (не те названия рядов, неправильно отразились цифры на оси), редактируем через вкладку «Выбрать данные».

А вот наши 2 графика функций в одном поле.


Графики зависимости

Данные одного столбца (строки) зависят от данных другого столбца (строки).

Построить график зависимости одного столбца от другого в Excel можно так:

Условия: А = f (E); В = f (E); С = f (E); D = f (E).

Выбираем тип диаграммы. Точечная. С гладкими кривыми и маркерами.

Выбор данных – «Добавить». Имя ряда – А. Значения Х – значения А. Значения У – значения Е. Снова «Добавить». Имя ряда – В. Значения Х – данные в столбце В. Значения У – данные в столбце Е. И по такому принципу всю таблицу.


Точно так же можно строить кольцевые и линейчатые диаграммы, гистограммы, пузырьковые, биржевые и т.д. Возможности Excel разнообразны. Вполне достаточно, чтобы наглядно изобразить разные типы данных.