Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» с старшей группе детского сада. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Блокада Ленинграда» с использованием ЭОР

27 января – одна из самых значимых дат петербуржцев — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей.

Безусловно, нашим современным детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта память должна быть в каждом из нас, и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.

Мы составили подборку книг, которые можно почитать детям и с детьми о блокаде Ленинграда.

Г. Черкашин «Кукла»

Это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях — хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

Здесь нет описания ужасов военного времени: вражеских налётов, взрыва снарядов, голода… Но осязаемо встаёт перед глазами всё то большое несчастье, случившееся с нашей страной. В нехитром, незамысловатом сюжете передано размышление о семейных отношениях, о человеческих ценностях, о жителях города-героя Ленинграда и их подвиге.

Книга «Кукла» – это не только рассказ о девочке и её игрушках. Это рассказ о беспримерном подвиге жителей и защитников города на Неве, об истинных человеческих ценностях.

Ю. Герман «Вот как это было»

Детская повесть «Вот как это было» при жизни писателя не публиковалась. Она посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. В повести многое документально, основано на исторических фактах. Это не только памятные всем ленинградцам, пережившим блокаду, эпизоды с обстрелом зоопарка и пожаром в Народном доме, не только бомбёжка госпиталя… Так, например, стихи «Над Ленинградом нависла блокада», помещённые в главу «Школа в подвале», — это не стилизация, не подделка под детское творчество — это подлинное стихотворение одного ленинградского школьника тех суровых годов, подаренное писателю на встрече с юными читателями в одной из школ Ленинграда.

Повесть для детей дошкольного возраста.

Т. Цинберг «Седьмая симфония»

Блокада Ленинграда… Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше. Повесть Тамары Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную историю о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны.

В этой книге автор рассказывает о людях с чистой душой и совестью, о том, как, выполняя свой долг, они ежедневно совершали незаметные, но героические подвиги. И девушки-продавщицы из булочной, и управхоз, и врач из госпиталя, и девочка Катя - все они боролись за общее дело, за счастье народа.

Она - о любви, о человечности, о сострадании.

Е. Верейская «Три девочки»

Эта книга о дружбе трех девочек-школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки в “Соленой Католюандо”, и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда.

Повесть “Три девочки” – это трогательная история трёх девочек, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе, мужестве и искренней преданности, о нежданных потерях и приобретениях.

Э. Фонякова «Хлеб той зимы»

Автобиографическая повесть современной петербургской писательницы Эллы Фоняковой посвящена ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора. Написанный ярким, простым и сочным языком на основе собственных воспоминаний «Хлеб той зимы» - это честный рассказ без приукрашиваний и нагнетания кошмаров. Книга переведена на многие языки, в том числе вышла в Германии и США.

«Как это — война? Что это — война?» Немногим не понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень — из столярного клея.

«Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой — это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город.

Л. Пожедаева «Война, блокада, я и другие»

«Книга обжигает и потрясает… Горе и радость, мужество и трусость, верность и предательство, жизнь и смерть, голод, одиночество, жгучий холод были «блокадными подружками» маленькой девочки Милы…

…Она должна была погибнуть в той страшной бомбежке, ее должны были раздавить железные гусеницы прорвавшихся немецких танков, она должна была умереть еще много раз, потому что такого не может вынести даже взрослый и сильный человек. Но, наверное, души и судьбы маленьких, таких же, как она, девочек и мальчиков оставили ее жить, чтобы она могла нам сегодня рассказать о той страшной войне, которую вели блокадные дети, большие и маленькие, как могли… и часто без взрослых, закрывая и спасая своими худенькими тщедушными тельцами нас, сегодняшних…

Эта книга - укор о забытом долге перед ними, детьми Ленинградской блокады, умершими, замерзшими, раздавленными фашистской танковой атакой, разорванными самолетной бомбежкой… И нам нужно этот долг отдать и живым, и мертвым…» Александр Конюшин, директор «ДОМА сотрудничества с ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге и Ленинградской области»

М. Сухачев «Дети блокады»

Михаил Сухачев, автор книги «Дети блокады», двенадцатилетним мальчиком пережил много месяцев в трагической и героической блокаде Ленинграда в 1941–1944 годах. Эта книга не просто литературное произведение, она рассказывает о тяжелых и страшных воспоминаниях, о борьбе ленинградцев и их детей, оставшихся в городе, об их невыносимых страданиях от голода и холода. У многих ребят в блокаде умерли все родные.

Но это книга и о невероятном мужестве и стойкости ребят, не струсивших под бомбежками и обстрелами, а тушивших зажигательные бомбы на чердаках, помогавших женщинам и старикам и работавших на заводах наравне со взрослыми… Они быстро повзрослели и стремились сделать все, даже невозможное, для помощи городу, в котором ленинградцы умирали, но не сдавались.

Л. Никольская «Должна остаться живой»

Действие повести происходит на протяжении одного, самого страшного, месяца блокады Ленинграда — декабря 1941 года. Обыкновенная ленинградская девочка проявляет подлинное мужество, переживает трагические моменты, проходит настоящие приключения, помогая добру в его борьбе со злом. Несмотря на трагизм ситуации, повесть наполнена светлым оптимизмом. Книга рассчитана на детей и взрослых.

А. Крестинский «Мальчики из блокады»

Лирико-драматическое повествование о жизни ребят в осажденном фашистами Ленинграде.

Рассказы и повесть, вошедшие в сборник, автобиографические; и все же прежде всего они — художественные тексты, адресованные подростку. Правдиво и просто рассказывают они о понятных юному читателю вещах: о мальчишеской дружбе и первой любви, о родительском самопожертвовании — и сложности взаимопонимания, о силе и благородстве — и о слабости и низости; одним словом, о детстве и юности, пришедшихся на годы страшного бедствия, Ленинградской блокады.

В. Шефнер «Сестра печали»

Повесть «Сестра печали» — одно из самых значительных и глубоких произведений В. Шефнера. Она воспринимается как обобщенный портрет поколения. В ней говорится о Ленинграде, о неразрывной связи прошлого с настоящим, о мужестве, стойкости, трудовой и боевой дружбе, преодолевающих невзгоды войны, блокаду, потеря близких, о душевном здоровье, помогающем людям, пережив утраты, со светлой грустью думать о прошлом и уверенно смотреть в будущее. И еще это повесть о Любви, настоящей Любви с большой буквы, пронесенной через годы и не потерявшей силы и чистоты.

В. Семенцова «Лист фикуса»

Автор книги принадлежит к тому уже не многочисленному поколению людей, которых называют «Детьми блокады». В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке, и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

Избирательная память ребенка запечатлела то, что казалось важным и интересным для героини именно в этом возрасте. Эта особенность воспоминаний способствует тому, что книга воспринимается современными детьми актуально, так как соответствует их собственным чувствам и переживаниям. Рассказы помогают по-новому увидеть и прочувствовать военные события, жизнь и быт блокадного города. Книга адресована читателям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Н. Ходза «Дорога жизни»

Очень важная книга для дошкольников и младших школьников о блокаде Ленинграда. Без лишнего пафоса, без леденящих душу подробностей, простым и спокойным языком Нисон Ходза рассказывает маленькие истории — на страничку-две — о том, что это было такое — блокада Ленинграда, и что значила для людей Дорога жизни.

В. Воскобойников «Оружие для Победы»

Книга объединяет три документальные повести: «900 дней мужества», «Василий Васильевич» и «Оружие для победы».

«900 дней мужества» В этой повести показана блокада на примере жизни одной семьи — от первого дня войны до ленинградского салюта. В мирную жизнь, когда «в воскресенье 22 июня 1941 года Иван Семенович Пахомов пришел вместе с сыном Алешей и дочкой Дашей в зоосад», врывается известие о начале войны: «И вдруг по радио объявили, что началась война».

В ткань повествования органично вписываются документальные факты и истории. И про летчика Севостьянова, именем которого потом была названа улица, и про Таню Савичеву, и про Максима Твердохлеба.

Повести «Василий Васильевич» и «Оружие для победы» в чем-то очень похожи. Рассказывают они о судьбах подростков, которые все силы бросили в те тяжелые годы на помощь своему городу. Мальчишки трудились на заводах, старались изо всех сил. Это была их война, они сражались за Родину у станков. Сколько их было таких мальчишек? Василий Васильевич осиротел еще до войны, у Гриши родители погибли во время эвакуации, а сам он чудом остался жив, случайно отстав от поезда…

Интересен факт, что Василий Васильевич — реальный персонаж! И после войны он работал на том же заводе! Именно его рисовал во время войны художник Алексей Пахомов для известного плаката, именно его Пахомов рисовал через тридцать лет — лучшего рабочего! Об этом художник рассказал писателю Воскобойникову. Этот подвиг простого мальчишки стал достойным не только кисти художника, но и документальной повести.

В. Дубровин «Мальчишки в сорок первом»

Какой мальчишка не мечтает побывать на поле боя? Тем более, если вчера началась самая настоящая война! Вот и Вовка с Женькой совершенно серьёзно решили отправиться в армию. Кто бы мог подумать, что до настоящих бойцов им ещё расти и расти! И, конечно, друзья и представить себе не могли, что в Ленинграде, окружённом кольцом блокады, будет ничуть не легче, чем на передовой. Теперь на счету — каждый грамм хлеба, а совсем рядом, за озером, куда раньше по выходным ребята ходили купаться и загорать, — линия фронта. Так для мальчишек наступает время попрощаться с беззаботным детством, пережить совсем недетские трудности и — повзрослеть.

И. Миксон «Жила, была»

Документальная повесть о Тане Савичевой, основанная на ее дневнике.

Жизнь одного ребенка. Детство, погубленное под тяжелой канонадой, сломленное потерей родных. Возможно, самое шокирующее это то, что главная героиня это… девочка. Хрупкая, маленькая девочка 12-ти лет. Она должна была бы такой быть, хрупкой, веселой, жизнерадостной, если бы не ужасы, которые описывает нам история, книги и рассказы.

Имя Тани Савичевой известно всему миру. В её дневнике, предъявленном на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм, всего несколько листочков, на которых девочка неуверенным детским почерком фиксировала смерть своих родных. И нет равнодушных: так искренне, точно и предельно сжато сумела маленькая девочка рассказать о войне в своей маленькой записной книжке.

Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова»


В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942 годов. Вся тяжесть войны легла на плечи не только взрослых, но и детей.

Перед вами искренний и волнующий рассказ о девочке Тане, переживающей блокаду Ленинграда. Благодаря её дневнику ребята узнают о драматических событиях, происходящих в те нелёгкие времена. О голоде, из-за которого страдает семья девочки, о потере близких и родных. Но всегда существует дружба, которая может связывать людей, живущих в разное время.

Это рассказ о том, как война изменяла жизнь людей и прежде всего, детей, как повлияла на их внешний облик и внутреннее состояние. Речь в рассказе идет о шестилетней девочке Маринке из блокадного Ленинграда, которая жила с писателем в одном доме и по одной лестнице.

Юлия Короткова

За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – блокада.
Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке квартиры -
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром…

.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Откройте сегодня монографию «Рисуют дети блокады». Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего». Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же. Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. «К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».

Твоя душа взметнулась в небо,
Голодное покинув тело.
А мать несла краюшку хлеба
Тебе, сынок… Да не успела…
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… » Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Одна из учениц писала об этой новогодней елке: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти». Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».
Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо», в Большом драматическом – «Три мушкетера». В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод».

А весной у школьников началась «огородная жизнь». Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!»

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками», тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений.

Спит малыш, обняв игрушку -
Длинноухого щенка.
В мягком облаке – подушк
Сны спустились свысока.
Не буди его, не надо,-
Пусть продлится счастья миг.
О войне и о блокаде
Он узнает не из книг…
Спит ребёнок. Над Невою
Птицы белые кружат:
В путь далёкий за собою
Собирают журавлят…

В истории нашего города есть период, трагические события которого коснулись почти каждой живущей ныне семьи. Это блокада Ленинграда.

От нас с Вами это очень далеко, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для народа. Кто же напал на нашу страну?

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Город наш тогда назывался Ленинградом, а его жители - ленинградцами. В начале войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: « Вставай, страна огромная!» И весь русский народ встал на защиту своей Родины!

Очень скоро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Наш город оказался в блокадном кольце.

Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город.город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.

Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.

А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки)
Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода.
Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.
Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?
-ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было. Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе?
На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? (Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали.

Давайте, сейчас исполним песню о Ленинградских мальчишках в память об их героических делах, ведь многие из них не дожили до наших дней, но память о них жива в наших сердцах.

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.

Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской. » Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале Филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе Филармонии.

Зима голодно, холодно. Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» А почему она так называлась? К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…
звучит песня « Ладога»

В январе наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

900 дней и ночей боролся наш город и выстоял и победил.
Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге Ленинграда и Ленинградцев

Итак, дорогие друзья, мы немного с вами поговорили, вспомнили о тех страшных днях! А теперь, давайте представим, мы с вами, это те самые войска, которые не давали фашистам взять наш город Ленинград!

Посмотрите на игровое поле!

5 команд - Давайте представимся

Сейчас мы с вами все находимся на самой главное линии – на передовой! Каждая команда отмечена своим цветом (картинкой) И наша с вами задача – Не пустить врага к городу!

Как же мы будем это делать?

По очереди каждой команде я буду задавать вопросы. На первой линии – они самые самые сложные. . Если вы даете правильный ответ – то остаетесь на этой первой линии, если нет – то отходите назад. И на второй линии вопросы будут уже проще. И чем ближе вы к Ленинграду, тем меньше на вас будут нападать «Враги»

Если вдруг, вы уже оказались на последней 4 линии, и дальше отходить вам некуда, то это не страшно! Вы будете помогать тем войскам, которые еще держат оборону!

Готовы? Тогда В Бой!


Привет всем любителям фактов и событий. Сегодня мы кратко расскажем вам интересные факты о блокаде Ленинграда для детей и взрослых. Оборона блокадного Ленинграда - одна из самых трагических страниц нашей истории и одно из самых трудных событий . Беспрецедентный подвиг жителей и защитников этого города навсегда останется в памяти народа. Давайте мы кратко расскажем о некоторых необычных фактах, относящихся к тем событиям.

Самая суровая зима

Самое тяжелое время за все время осады – первая зима. Она выдалась очень суровой. Температура неоднократно снижалась вплоть до -32 °C. Морозы стояли затяжные, воздух оставался холодным подряд в течении многих дней. Также из-за природной аномалии в городе практически в течении всей первой зимы ни разу не было привычной для этой местности оттепели. Снег продолжал лежать долгое время, усложняя жизнь горожан. Даже к апрелю 1942 средняя толщина его покрова достигала 50 см. Температура воздуха ниже нуля держалась практически до мая.\

Блокада Ленинграда длилась 872 дня

Никто до сих пор не может поверить, что наш народ продержался столько времени, и это с учетом того, что к этому никто не был готов, так как в начале блокады не было достаточного количества еды и топлива, чтобы нормально продержаться. Многие не пережили голода и холода, но Ленинград не поддался. И через 872 он был полностью освобожден от фашистов. За это время погибло 630 тысяч ленинградцев.

Метроном – биение сердце города

Для своевременного оповещения всех жителей города об обстрелах и бомбежках на улицах Ленинграда власти установили 1500 громкоговорителей. Звук метронома стал настоящим символом живого города. Быстрый отчет ритма означал приближение вражеских самолетов и скорое начало бомбардировки.

Медленный ритм оповещал об окончании тревоги. Радио работало в круглосуточном режиме. По распоряжению руководства осажденного города жителям было запрещено отключать радио. Оно было главным источником информации. Когда дикторы прекращали трансляцию передача, метроном продолжал свой отсчет. Этот стук назвали биением сердца города.

Полтора миллиона эвакуированных жителей

За все время блокады было эвакуировано в тыл почти 1,5 миллиона людей. Это составляет около половины численности населения Ленинграда. Было проведено три крупных волны эвакуации. Примерно 400 тыс. детей вывезли в тыл за первый этап эвакуации до начала осады, однако многие потом вынуждены были вернуться назад, так как фашисты оккупировали эти места Ленинградской области, где они укрывались. После замыкания кольца блокады эвакуация продолжалась через Ладожское озеро.

Кто осаждал город

Кроме непосредственно немецких частей и войск , осуществлявших главные действия против советских войск, на стороне фашистов воевали и другие воинские формирования из других стран. С северной стороны город блокировался войсками Финляндии. Также на фронте присутствовали итальянские формирования.


Они обслуживали торпедные катера, действовавшие против наших войск на Ладожском озере. Однако, особой эффективность итальянские моряки не отличались. Кроме того, воевала на этом направлении и «Голубая дивизия» , сформированная из испанских фалангистов. Испания официально не воевала с Советским Союзом, и на фронте с ее стороны были только добровольческие части.

Коты, спасшие город от грызунов

Практически все домашние животные были съедены жителя осажденного Ленинграда уже в первую блокадную зимы. Из-за отсутствия кошек страшно расплодились крысы. Под угрозой оказались запасы продовольствия. Тогда было решено завести котов из других регионов страны. В 1943 году четыре вагона прибыли из Ярославля. Они были заполнены кошками дымчатой окраски – именно их считают лучшими крысоловами. Кошек раздали жителям и через короткое время крысы были побеждены.

125 граммов хлеба

Именно такой минимальный паек получали дети, служащие и иждивенцы в самый сложный период осады. На доля рабочих приходилось 250 граммов хлеба, по 300 грамм выдавали участникам пожарных бригад, тушивших пожары и бомбы-«зажилагки », учащимся училищ. 500 грамм получали бойцы на переднем края обороны.


Блокадный хлеб состоял в значительной степени из жмыха, солода, отрубей, ржаной и овсяной муки. Он был очень темного, почти черного цвета и сильно горчил. Его питательный свойств не хватало любому взрослому человеку. Люди не могли долго продержаться на таком рационе и массово умирали от истощения.

Потери во время блокады

Точных данных о погибших нет, однако, считается, что погибло не менее 630 тыс. человек. По некоторым оценкам число погибших доходит до 1,5 миллионов. Наибольшие потери пришлись на первую блокадную зиму. Только за этот промежуток времени от голода, болезней и других причин умерло более четверти миллиона человек. По статистики, женщины оказались выносливее мужчин. Доля мужского населения в общем числе погибших — 67%, а женщин 37%.


Трубопровод под водой

Известно что, для обеспечения снабжения города горючим по дну озера был проложен стальной трубопровод. В сложнейших условиях, при постоянных обстрелах и бомбежках всего за полтора месяца на глубине в 13 метров были смонтированы более 20 км труб, по которым затем стали перекачиваться нефтепродукты для снабжения горючим города и защищавших его войск.

«Седьмая симфония Шостаковича »

Прославленная «Ленинградская» симфония, первые прозвучала, вопреки расхожему мнению, не в осадном городе, а в Куйбышеве, где проживал в эвакуации Шостакович в марте 1942г... В самом Ленинграде жители смогли услышать ее в августе. Филармония была заполнена людьми. Одновременно музыку транслировали по радио и громкоговорителям, чтобы ее могли услышать все. Симфонию могли слышать как наши войска, так и фашисты, осаждавшие город.

Проблема с табаком

Кроме проблем с нехваткой продовольствия, была острая нехватка табака и махорки. При производстве в табак для объема стали добавлять самые разные наполнители – хмель, табачную пыль. Но даже это не могло полностью решить проблему. Было решено использовать для этих целей листья клена – они лучше всего подходили для этого. Сбором опавших листьев занимались школьники, которые собрали их более 80 тонн. Это помогло сделать необходимые запасы эрзац-табака.

Зоопарк пережил блокаду Ленинграда

Это было тяжелое время. Ленинградцы умирали буквально от голода и холода, помощи было ждать не откуда. Люди не могли позаботиться толком даже о себе и естественно, им было не до животных, которые в это время ждали своей участи в Ленинградском зоопарке.


Но даже в это нелегкое время нашлись люди, которые смогли спасти несчастных животных и не дать им умереть. На улице то и дело взрывались снаряды, водобровод и электричество были отключены, животных нечем было кормить и поить. Сотрудники зоосада в срочном порядке занялись перевозкой животных. Часть из них перевезли в Казань, а часть на территорию Белоруссии.


Естественно, далеко не всех животных удалось спасти, а некоторых хищников пришлось застрелить собственноручно, так как если бы они высвободились бы каким-нибудь образом из клеток, то стали бы представлять угрозу для жителей. Но тем не менее, этот подвиг никогда не будет забыт.

Обязательно посмотрите это документальное видео. После его просмотра вы не останитесь равнодушными.

Позор с песней

Довольно популярная видеоблогер Милена Чижова записывала песню про сюси-пуси и свои подростковые отношения и зачем-то вставила строчку «Между нами блокада Ленинграда». Этот акт настолько возмутил пользователей интернета, что они незамедлительно начали ставить дизлайки блогерше.

После того, как она поняла, какую глупость совершила, она немедленно удалила ролик ото всюду. Но тем не менее первоначальная версия все равно гуляет по сети, и вы можете послушать ее отрывок.

На сегодня это все интересные факты о блокаде Ленинграда для детей и не только. Мы постарались рассказать о них кратко, но это не так просто. Конечно же их намного больше, ведь данный период оставил важный исторических след на нашей страны. Подвиг героев не будет забыт никогда.


Ждем вас снова на нашем портале.

ГБДОУ д/с № 75 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Детям о блокаде Ленинграда

(для старших дошкольников)

Дети, вы любите праздники? Праздники обычно бывают шумные и радостные, с веселой музыкой, смехом, шутками. Но есть и такие, о которых говорят, что они «со слезами на глазах» - это памятные даты, о которых нельзя забывать.

В истории нашего города есть особая страница. Давным-давно (семьдесят лет тому назад) шла Великая Отечественная война. В опасности была вся наша страна (Родина, Отечество). Над нашим городом, тогда его называли Ленинградом, нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей.

Город, как живой организм, рождается, растет, развивается, иногда и умирает. Он может болеть, а может и хорошеть. Это зависит от людей, которые любят, берегут, защищают город. Послушайте, как бьется ваше сердце. Как вы думаете, есть ли сердце у города? (Ответы).

Пока в городе живы люди, которые его берегут и защищают, пока бьются их сердца, до тех пор стучит и сердце города, город жив. Сердце нашего Санкт-Петербурга бьется уже более 300 лет.

А в те горестные военные дни фашисты окружили наш любимый Ленинград кольцом блокады. Это было страшное время. Постоянные обстрелы города, голод, холод, смерть. Длилась блокада почти 900 дней (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года). Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели стереть Ленинград с лица земли – взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей.

Мы помним, как душило нас блокадное кольцо,

Как смерть пугала и не раз смотрела нам в лицо.

Да, были холод, голод, град снарядов, взрывов гул,

Пожаров дым. Но Ленинград стоял назло врагу.

В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды. Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку, чтобы он остался жив. Но в городе работали детские сады и школы, на заводах выпускали боевые снаряды и боевую технику. Рядом со взрослыми на военных заводах трудились подростки и дети, (иногда для них приходилось подставлять ящики, чтобы они могли дотянуться до станка), дежурили на крышах домов, предупреждая пожары от зажигательных бомб и взрывов.

Работало в городе ленинградское радио. Люди слушали по радио стук сердца города – это ленинградский метроном. Передавали сообщения с фронта, но еще звучали стихи и музыка, которые тоже помогали ленинградцам быть мужественными и стойкими.

В блокадные дни,

Под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался

Наш город врагу.

Военной зимой по льду Ладожского озера к Ленинграду шли машины с продуктами, топливом и одеждой, а обратно на Большую землю эти машин вывозили раненых. Это дорога помогла сохранить жизнь многим ленинградцам, поэтому ее так и назвали – Дорога жизни.

Сквозь бури, штормы, через все преграды

Ты песнь о Ладоге лети.

Дорога здесь проходит сквозь блокаду,

Другой дороги не найти.

Эх, Ладога, родная Ладога!

Метели, шторм и грозная волна…

Недаром Ладога родная

«Дорогой жизни» названа.

Ленинград выстоял, вражеское кольцо блокады было разорвано (18 января 1943 г.), а фашистский гад, душивший город, был побежден (полное снятие блокады – 27января 1944 г.).

Сегодня мы вспоминаем и празднуем это событие. Люди приходят к памятникам защитникам Ленинграда, местам захоронения погибших защитников города и возлагают цветы, молча склоняют голову перед вечным огнем, который горит и днем и ночью, как вечная память героям. Минута молчания – это святая минута, когда головы склоняются в почтении.

Здесь место вечной памяти и скорби.

В нашем городе много монументов и памятников защитникам Ленинграда. Память о войне и победе хранят и названия улиц, площадей, проспектов и парков.(проспект Славы, проспект Непокоренных, улица Стойкости, площадь Мужества, площадь Победы, Парк победы,…)

Наш город стал вольным над вольной Невой

И мы никогда не забудем с тобой

Трагических дней Ленинградской блокады.

Как стойко сражался наш город герой,

Как смог победить он фашистского гада.

Сегодня мы празднуем день полного снятия вражеской блокады. Говорим спасибо ветеранам войны, отстоявшим наш любимый город. Пусть будут здоровы, радостны и счастливы все жители Петербурга, и большие и маленькие. Помните этот день.

Красуйся, град Петров,

И стой неколебимо

Как Россия!

Использованы материалы:

Алифанова «Первые шаги»

Ермолаева, Гаврилова «Чудесный город» (2-е издание, часть –1)

Никонова ГДОУ ЦРР №29 Василеостровского района«Урок памяти»

Дошкольникам о блокаде (СТИХИ)

Е.Никонова

СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ

Хранятся в каждом доме

Семейные альбомы

В них снимки чёрно-белые,

Немного пожелтелые,

Картонные страницы…

И молодые лица

На нас из прошлого глядят

И, будто с нами говорят

Как жили, как любили

И как детей растили,

Как сберегли для нас с тобой

Прекрасный город над Невой.

СТИХИ БЛОКАДНЫХ ДЕТЕЙ В.Семенцова

Пароходик-пароход

Через Ладогу идет.

Отвези поскорей

Через Ладогу детей,

Где войны и горя нет,

Защити всех от бед.

ВЕТЕРАНЫ Е.Никонова

Смотрите, сидят ветераны,

Свидетели давней войны,

Медали надев и награды,

Они к нам на праздник пришли.

Знакомые, добрые лица,

Мы знаем их по именам,

Хранители славных традиций,

Навеки завещанных нам.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ БЛОКАДА Е.Никонова

Не знали мы блокадных дней

Далекой той войны,

Но подвиг Родины своей

Запомним свято мы.

Мы помним, как душило нас

Блокадное кольцо,

Как смерть пугала и не раз

Смотрела нам в лицо.

Да, были холод, голод, град

Снарядов, взрывов гул,

Пожаров дым. Но Ленинград

Стоял назло врагу.

Но ленинградский метроном

Звучал как сердца стук.

Он пробивался в каждый дом:

  • Живи, борись, мой друг!

С тобою вместе живы мы

И одолеем смерть,

И, не боясь могильной тьмы,

Прикажем ей: - Не сметь!

И ликовал и стар, и млад

Январским зимним днем:

  • Мы отстояли Ленинград!

Враг сломлен, побежден!

Душа навеки сохранит

Печать блокадных лет.

А наша память, как гранит –

Сильней и тверже нет.

Те отдаляются года,

Но повторим сто крат:

Мы не забудем никогда

Твой подвиг, Ленинград!

Дошкольникам о блокаде(СТИХИ)

ЮНГА Е.Никонова

Был чей-то дед артиллеристом,

Из пушки он стрелял.

А у кого-то был танкистом

И танком управлял.

А чей-то дед служил в пехоте,

В атаку он ходил.

Мой дед был юнгою на флоте,

Балтийцем дед мой был.

На крейсер он попал мальчишкой,

Почти таким, как я

Его звала «братком», «братишкой»

Матросская семья.

Он, юнга, вместе с экипажем

Ходил в поход морской.

В одном бою был ранен даже,

Но вновь вернулся в строй.

«За оборону Ленинграда»

Медаль он получил.

И эту славную награду

По праву заслужил.

***

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

***

Истории листай страницы,

Когда по городу идешь

Колонны, арки, обелиски

Ты на пути своем найдешь.

Ближайший к д/саду обелиск - «Ржевский коридор блокады – Дорога жизни» на пересечении улиц Коммуны и Красина.

Рассмотрите с детьми барельефы и побеседуйте об увиденном.

Дошкольникам о блокаде(СТИХИ)

О.Ф. Берггольц

Сестра моя, товарищ, друг и брат!

Ведь это мы, рожденные блокадой.

Нас вместе называют «Ленинград»,

И шар земной гордится Ленинградом!

***

… мы никогда не забудем с тобой

Трагических дней Ленинградской блокады,

Как стойко сражался наш город-герой,

Как смог победить он фашистского гада!

***

Здесь место вечной памяти и скорби

Давай сейчас немного помолчим.

Ты слышишь, сколько горечи и боли

В той музыке, которая звучит?

То плачет реквием по всем погибшим,

По тем, кто здесь в сырой земле лежит.

Пусть станет эта боль утраты ближе

(Песня Т. Игрицкой)

ТАНЕ САВИЧЕВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Была зима военная, блокадная зима.

На острове Васильевском та девочка жила.

От голода и холода погибла вся семья,

И написала девочка: «Осталась только я».

Припев: Танечка Савичева,

Нет тебя давно,

Но мы знаем номер дома

И твое окно.

Не поднялась, не выжила и на Большой земле.

Лишь записи печальные остались в девнике.

На Пискаревском кладбище сейчас и навсегда

Хранятся эти записи, чтоб помнила земля.

Припев.

Для Вас, родители!

ЛЕНИНГРАДСКАЯ БЛОКАДА

В жизни нашего города есть особая памятная страница. Шла Великая Отечественная война. Над нашим городом, тогда Ленинградом, нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей.

Блокада города длилась почти 900 дней:

Это было страшное время. Постоянные артиллерийские обстрелы города. Голод. Холод. Смерть. Но настоящие горожане с бедой справились достойно, проявили мужество, стойкость, героизм. И город был спасён.

Может быть, в вашей семье есть люди старшего поколения, которые помнят эти дни, пусть они расскажут детям о блокаде. Покажите детям памятники и памятные места в городе, напоминающие о блокаде. Пусть дети знают, какое тяжелое испытание выдержали жители нашего города.

Ближайший к нашему детскому саду обелиск - «Ржевский коридор блокады – Дорога жизни» на пересечении улиц Коммуны и Красина.

Рассмотрите с детьми барельефы и побеседуйте об увиденном, можно сделать фотоснимки, а дома предложить ребенку нарисовать или слепить то, что запомнилось.

ВСЕХ ЛЕНИНГРАДЦЕВ, ЗАЩИТНИКОВ И ЖИТЕЛЕЙ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

ПОЗДРАВЛЯЕМ

СО СВЯЩЕННЫМ ПРАЗДНИКОМ –

ДНЕМ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА!

День 27 января 1944 года навсегда вошёл в историю нашего города. В этот день Ленинград был полностью освобождён от вражеской блокады, закончились 900 страшных блокадных дней и ночей.

Низкий поклон всем защитникам Ленинграда, отстоявшим город в дни тяжёлых испытаний, этот подвиг останется для всего мира образцом беспримерного мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе. Пусть процветает спасенный Санкт-Петербург - город, поднявшийся из руин и сохранивший красоту и величие для будущих поколений.

Крепкого Вам здоровья, ленинградцы-блокадники, жители осаждённого города, воины, отстоявшие и освободившие город, счастья, благополучия и долгих лет жизни! Спасибо за все, что Вы сделали для страны, для нашего любимого города, для нынешних и будущих поколений петербуржцев!

Город потерял каждого второго жителя. В битве за Ленинград погибло около миллиона солдат, матросов, и офицеров.

«Нет в мире города, который столько жизней отдал ради победы. Его история – история всей отечественной войны: если мы вошли в Берлин, это и потому, что немцы не вошли в Ленинград», – писал И. Эренбург

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена.

И победили Человек и Город.

Людмил Попова 1953 год

Взорвется ярость города глухая –

И для врагов настанет Страшный суд,

И с мест дома сорвутся громыхая,

И в наступленье улицы пойдут.

И в бой всесокрушающе-победный,

Тяжелыми доспехами звеня,

За Пулково помчится Всадник Медный,

Пришпоривая гордого коня.

Вадим Шефнер, лейтенант,

Ленинградский фронт. 1943 год