В Основные принципы и ценности Консерватизма. Неоконсерватизм. Основные ценности консерватизма

Либерализм и неолиберализм. Определение, принципы, цели.

Либерализм (лат. свободный) – первая идеология, которая оформилась как современная идеология в новое время (17-18 вв) в борьбе буржуазии против феодальных порядков.

Изначально носителем либеральных идей было 3 сословие – буржуазия. Классики либерализма: Дж. Локк, А. Смит, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Т. Джеферсон, И. Бентом, А. де Токвиль.

Классическое изложение либеральной идеологии – Декларация независимости США 1786 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Фундаментальные принципы либеральной идеологии:

1. Индивидуализм (возможность предоставления человеку права самому устраивать свою собственную жизнь).

2. Свобода личности (свобода человека, а не группы, класса, нации, государства, от вторжения в его частную жизнь, от произвола властей).

3. Права человека (в первую очередь основные).

4. Принцип прогрессизма. Вера в прогресс.

5. Номократия – власть закона. Эгалитаризм – равенство всех перед законом.

6. Плюрализм мнений, взглядов и институтов.

7. Принцип частной собственности.

8. Принцип конкуренции.

Для классического либерализма характерно отрицание патернализма, т.е. опеки со стороны государства над подданными. А. Смит предлагал отвести государству роль «ночного сторожа», ограничив его деятельность выполнением 3 функций: содержание ВС и полиции, обеспечение правосудия, создание и содержание общественных учреждений.

Неолиберализм. Экономические кризисы 1929-1933 гг. и рабочие движения заставили либералов искать новые способы защиты индивидуальной свободы и пересмотреть взаимоотношения государства и общества.

Впервые модель неолиберализма была апробирована на практике в США во времена нового курса Рузвельта в 30-е гг. 20 века. Чтобы вывести страну из экономического кризиса, была предпринята попытка введения рычагов ГУ в экономику. Такая модель, основанная на гибком сочетании государственных и негосударственных методов управления, получила название «государство всеобщего благоденствия».



Отличительные черты неолиберализма:

1. Отказ от невмешательства государства в экономику.

2. Арбитраж государства. Активная социальная помощь незащищенным слоям населения.

3. Расширение функций государства.

В Беларуси либеральные идеи известны со времен статутов ВКЛ, где закладывались идеи правового государства, однако наибольшее развитие идеи либерализма получили в Беларуси только в конце 20 века. Современный либерализм отображает интересы среднего класса.

Консерватизм и неоконсерватизм. Определение, принципы, цели.

Консерватизм (лат. сохранять, охранять) возник в конце 18 века. Впервые термин употребил французский писатель де Шатобриан в журнале «Консерватор» (издавался 1818-1820 гг., выражал реакцию французской аристократии на ВФР).

Основоположники консерватизма: Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. де Бональт.

Существует точка зрения, что консерватизм возник как противопоставление либерализму. Поэтому его не считают «чистой» идеологией и рассматривают как придаток либерализма.

Фундаментальные принципы:

1. Нравственный абсолютизм – признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, которые должны «обуздывать несовершенно греховную природу человека».

2. Традиционализм.

3. Ориентация на локальные ценности. «Общество сосредоточено, прежде всего, на локальном уровне: в семье, в общении, в местных институтах власти, поэтому социальные «мы» на местном уровне – это источник стабильности и залог укрепления государства».

4. Политический реализм. Реформы, которые проводятся в обществе должны быть рассчитаны на реальных людей, образ жизни которых и привычки нельзя изменить без больших несчастий.

5. Принцип анти прогрессизма.

6. Анти эгалитаризм в социальной сфере. Недоверие к социальному равенству, обоснование иерархической структуры общества.

7. Недоверие к демократии. Она ведет к разрушению моральных принципов и к торжеству посредственностей.

8. Принцип элитарности и естественной аристократии. Политика – это сфера профессиональной деятельности, и заниматься политикой должны лучшие, то есть достойные люди, выходцы из различных слоев.

9. Осуждение вовлечения масс в политику. Частные интересы более важны для человека, чем политика. Участие масс в политике должно быть ограничено и находиться под контролем.

Неоконсерватизм. Как идеологическая доктрина окончательно оформился в 70-80-е гг. 20 века. После экономического кризиса 1973-1974 гг. именно неоконсерватизм стал действенной альтернативой социал-демократизму и либерализму. Это ознаменовалось приходом к власти консерваторов в США и ВБ. Неоконсерватизм сочетает в себе принципы классического либерализма и классического консерватизма. Из либерализма взяли принципы свободы и ответственности личности, а из консерватизма – приоритет локальных ценностей и нравственных норм.

Представители: Д. Белл, Кристолл, Юнгер, М. Тэтчер, Р. Рейган.

Основные признаки, установки:

1. В мировоззренческом плане. Приоритет принципа свободы над принципом равенства.

2. В экономическом плане. За ограничение вмешательства государства в рыночную экономику.

3. Социальная политика. Тесно связана с экономической. Базируется на следующих принципах: а) принцип солидарности. Представление о единстве труда и капитала. Дело фирмы – общее дело каждого. б) принцип справедливости. Справедливая з/п. в) принцип субсидиарности. Государства предоставляет социальные блага бесплатно только тем, кто в них нуждается и сам не в состоянии себя обеспечить.

4. В политической сфере. Старая консервативная традиция. Демократия должна быть вертикальной и элитарной. Демократия – «необходимое зло», т.к. человечество пока не придумало лучшего.

5. В сфере межличностных отношений. Стремятся привить традиционные буржуазные ценности: семья, дети, здоровый образ жизни, карьера, патриотизм.

В Беларуси консерватизм как идеология не имел условий для развития ввиду отсутствия социальной базы. Однако определенная доля консервативных идей есть в современной белорусской идеологии.

3. Социализм. Основные направления, принципы, цели.

Социалистическая идеология возникла в русле утопических представлений об обществе. Основана на коллективной собственности и социальном равенстве. Именно на этот идеал были ориентированы идеологи раннего (утопического) социализма Т. Мор, Кампанелла.

Термин «социализм» (лат. общественный) введен Пьером Леру, французским мыслителем в работе «О социализме и индивидуализме».

Основные принципы социалистических идеологий:

1. Оптимистический взгляд на природу человека (все человеческие пороки коренятся в социальной несправедливости).

2. Коллективизм и солидарность. Устранение эксплуатации человека человеком, помощь и сострадание обездоленным и эксплуатируемым.

3. Верховенство общественных интересов над частными.

4. Социальная справедливость (общественная собственность на средства производства, перераспределение доходов в пользу нуждающихся).

5. Прогрессизм.

Основные направления социалистической идеологии:

1. Ортодоксальный марксизм (Маркс, Энгельс, Плеханов).

2. Ревизионизм – социал-демократизм (Каутский и др.).

3. Радикальный марксизм – революционный большевизм (Ленин, Р. Люксембург, К. Цеткин и др.).

4. Анархизм (Штирнер, Прудон, Бакунин).

Коммунистические идеи зародились в древности. Термин «коммунизм» от лат. «общий, социальный». Теоретическое обоснование коммунистических идей в трудах Платона. Впервые термин «коммунизм» был использован Э. Кабе в работе под названием «Путешествие в Икарию» 1840 г.

Марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения возник в 40-е гг. 19 века. Коммунистическая идеология и марксизм стали синонимами. Разработка коммунистической идеологии в современном смысле слова связано с основоположниками марксизма.

Основные принципы классической коммунистической идеологии закреплены в Манифесте КП 1848 г. и включают: теорию общественных формаций, теорию классов и классовой борьбы, теория пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.

Социал-демократизм возник в конце 70-х гг. 19 века на почве рабочего движения, взявшего за основу идеологии марксизма. Отличительные черты социал-демократизма по сравнению с марксизмом:

1. Отказ от классовой борьбы.

2. Расширение социальной базы. Рабочий класс, интеллигенция, малый и средний бизнес.

3. Признание политического плюрализма, рыночной экономики, парламентской демократии.

Принципы социал-демократизма:

1. Политическая демократия. Свобода, равенство.

2. Экономическая демократия. Общественная собственность в рамках смешанной экономики и участие трудящихся в управлении фирмами.

3. Социальная демократия. Повышение качества жизни, гуманизация условий труда, охрана окружающей среды и т.д.

4. Международная демократия. Установление нового мирового порядка на принципах равноправия и учетов интересов друг друга.

В настоящее время в Беларуси социалистические ценности продолжают развиваться в ходе реализации политики социал-демократических партий.

Таким образом, ИБГ включает в себя элементы социалистической, консервативной и либеральной идеологий.

8. Понятие государственной идеологии, ее элементы, уровни и функции.

Государственная идеология – специфический тип идеологии, который обеспечивает большую или меньшую степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к единому сообществу.

В демократическом государстве наличие идеологии государства не ликвидирует идеологического плюрализма, различных идейно-политических течений.

Государственная идеология несет в себе центристскую программу и охватывает все основные сферы жизнедеятельности общества.

ИБГ – это целостная, относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых белорусский народ осознает себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения путем использования государственной власти.

ИБГ – это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития.

· культурно-историческая (цивилизационная) – совокупность устоявшихся идей и представления относительно происхождения и формирования белорусского народа, особенности развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности.

· правовая – Конституция РБ.

· политическая – белорусская политическая система.

· экономическая основа – белорусская экономическая модель.

· мировоззренческая основа – белорусская идеологическая доктрина, представленная в виде национальной идеи.

Уровни функционирования государственной идеологии:

1. Теоретико-концептуальный. Образует научные учебные работы, содержащие концептуальный системный анализ различных сторон жизнедеятельности белорусского общества.

2. Программно-политический. Государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности и идеалы белорусского народа и основные направления внутренней и внешней политики.

3. Обыденно-актуализированный. Различные средства и формы выражения и пропаганды содержания государственной идеологии. Политические символы – государственная символика, исторические даты, политические ритуалы, архитектурные комплексы и сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, памятные места, государственные знаки отличия, политическая топонимика, национальные и политические деятели, популярные книги, произведения искусства и т.д.

9. Понятие механизма государственной идеологии и его основные элементы.

Механизм функционирования государственной идеологии – совокупность лиц, институтов, организаций, учреждений, призванные заниматься формированием государственной идеологии, ее систематизации, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов общества.

Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в СССР. Идеологический аппарат создавался решением высших властей и фактически составлял часть системы ОГВ и управления. Орган, управляющий идеологической сферой, – ЦК КПСС. Специальный секретарь по идеологии, которому подчинялось несколько отделов: пропаганды, науки, культуры. Аналогичные подразделения существовали в союзе молодежи ВЛКСМ, армии, органов внутренних дел и государственной безопасности. Функционировала сеть идеологических учреждений (Институт марксизма-ленинизма, академия общественных наук при ЦК КПСС).

Механизм ГИ в западных странах складывался как составная функция определенных учреждений государства и институтов гражданского общества (например, профсоюзный аппарат, политический, образовательный, религиозный, коммуникационный, культурный, семейный).

Элементы механизма функционирования ГИ: выборы (референдумы), высшие лица государства, институты законодательной власти, Конституция, законы, другие НА, государственно-политические документы, ОИВ, ОМУиСУ, администрация трудовых коллективов, специализированные научно-исследовательские учреждения, учреждения национальной системы образования и культуры, СМИ, материальные и нематериальные проявления человеческого творчества.

Идеологическая работа – деятельность людей (умственная, физическая, руководящая, креативная и др.) содержанием которой является производство идей, учений, теорий, концепций, доктрин, нормативно-правовое закрепление, систематизация и доведение до сознания различных категорий граждан с помощью различных средств и форм.

Идеологи – лидеры национального движения, руководители государства, видные общественно-политические деятели.

10. Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология.

Для гражданского общества харак­терна разветвленная социальная структура, каждая из состав­ляющих которой является носителем специфического соци­ального интереса. Этим и предопределяется идейно-политическое многообразие, присущее гражданскому обществу. С другой стороны, очевидным является и тот факт, что лю­бое политически организованное сообщество людей, т.е. на­род как главный субъект политических отношений, также является носителем особых, затрагивающих его жизненные основания как целого, интересов, которые в равной мере относятся ко всем членам сообщества. Поскольку выразите­лем и основным орудием реализации конкретных интересов данного народа является его государство, то обслуживаю­щую эти интересы совокупность идей, представлений и убеждений с полным основанием можно назвать также госу­дарственной идеологией.

Народ Беларуси есть полноправный субъ­ект политических отношений. Он объективно является носи­телем определенных идейно-политических воззрений, в ко­торых нация осознает свою самобытность, свои интересы, свое положение в мировом сообществе, свои социально-по­литические устремления и действия. Выразителем и основ­ным инструментом реализации интересов белорусского на­рода является его государство. Основополагающие постула­ты национальной, государственной идеологии белорусов закреплены в Конституции Республики Беларусь. В числе важнейших положений государственной идеологии, кото­рые уже сегодня не оспариваются ни одной социально-поли­тической силой Беларуси, находятся, по крайней мере, сле­дующие: государственный суверенитет Беларуси; признание человека как высшей общественной ценности и цели госу­дарства; обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан; унитарный характер белорусского государства; принцип верховенства права; народовластие; социально ори­ентированный характер экономики страны; справедливость, солидарность и партнерство в отношениях между различны­ми социальными силами; веротерпимость и свобода совести. Разумеется, перечень социально-политических ценностей, по которым существует широкое согласие в белорусском обществе, далеко не полон и остается открытым.

Анализ соотношения мировоззренческо­го плюрализма и государственной идеологии в гражданском обществе подтверждает необходимость серьезного отноше­ния к формированию и развитию национально-государ­ственной идеологии Республики Беларусь как непременно­го условия эффективного функционирования белорусского общества.

11. Понятие государственности и ее теоретико-концептуальная интерпретация.

Понятие "государственность" значительно шире и глубже понятия "государство", но, безусловно, госу­дарственность включает в качестве своего компонента государство, связана с понятием "государственная власть", но не сводится к ней, к государственным органам, государственным структурам.

Государственность - сложнейший комплекс эле­ментов, структур, институтов публичной власти, а также компонентов неполитического характера, обу­словленных самобытностью (спецификой) социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества.

Государственность - это свойство, качество, состояние общества на конкретном историческом этапе, ка­чественная характеристика его элементов и институ­тов, составляющая основное содержание и определен­ную черту общества. При этом на состояние общества, строй общественных отношений оказывают влияние не только государственная власть, ее структуры, но и другие институты, в том числе неполитического характера, например, экономическая, социальная, духовная, ин­формационная и другие системы, а также международная обстановка.

Итак, во-первых , государственность представляет собой комплексное понятие, отражающее качествен­ное состояние государственно-организованного обще­ства. Такая характеристика государственности позволяет всесторонне и объективно осветить этапы и тенден­ции ее исторического развития, выявить институцио­нальную устойчивость важнейших процессов и закономерностей, прогнозировать дальнейшее движение, а в целом выработать единый взгляд на российскую госу­дарственность.

Во-вторых , государственность обладает националь­но-духовной природой, национально-культурной ори­ентированностью, так как отражает накопленные дан­ным народом духовные и иные социальные ценности. И в этом качестве государственность обладает типологическими особенностями, соответству­ющими этнокультурной уникальности Белпруси. Это в свою очередь требует обоснованной концепции ее государственно-правового развития с учетом националь­ного своеобразия страны. Забвение или игнорирование национально-культурных аспектов способно привести к неправильному выбору пути и средств преобразова­ния российского общества, к дезорганизации его жизнедеятельности.

В-третьих , государственность - явление конкрет­но-историческое, так как характеризует состояние об­щества на определенном этапе развития. Ю.А.Тихомиров справедливо считает, что индикаторами перемен в обществе являются не только смена власти, формы государства, его режима, иных государственно-право­вых институтов. "Меняются, - пишет он, - ценности, методы, отношения партий, процедуры и т.д. Даже в пределах определенного качественного состояния оче­видны перемены государственных состояний, дина­мизм которых нужно учитывать".

12. Формирование белорусской этнической общности и национальной идеи.

Каждый народ на определённой исторической ступени своего развития приходит к осознанию самого себя, как социальной целостности. На основе духовной целостности возникающей на общности экономики, социальный условий, языка, культуры и религии, у народа формируется этническая, позднее, национальное самосознание и самоназвание. Самосознание включает в себя само восприятие, само представление и само идентичность, центральным звеном самосознания является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта.

Национальная идея играет важнейшую созидательную роль в становлении национального самосознания народа, она становится воплощении его само бытности, она объединяет нас. Национальная идея белорусов выкристаллизовывалась на протяжении столетий по мере формирования белорусского этноса. Белорусская национальная идея начала складывалась в процессе формирования нации, которая не обладала в той период своей государственности, а входила в состав Российской империи (Северно-западный край).

Впервые представление о белорусах как об особой нации было заявлено народниками в 1884 году в журнале «Гомон». Белорусскому народу ощутившему на себе тяжесть национального, социального гнёта, предстояло осознать себя, национальной целостности, встать на одни уровень с другими народами и обрести национальную независимость, доказать, что мы не хуже др. народов. В первые национальная идея воплотилась в начале 20-го века в стихотворении Янки Купалы «А хто там идзе?» Поэт объявил о существовании белорусов, как самобытной общности, и заявил о их праве о уважительной отношения к себе.

Сформулированная Купалой идея самобытности белорусского народа получила дальнейшего развития в деятельности авторов газеты «Наша нива», представителей «Белорусского национального движения»: братья Луцкевичи, Купала, Колос, Богданович и т.д. Они выступали за Социально-политическое, экономическое и культурное возрождение. В начале 20-го века на передний план национально-освободительной движения появляется идея о приобретении национальной государственности.

Огромную роль в аргументации этого аспекта национальной идеи, сыграл поэт Максим Богданович. Он отмечал общность исторических корней, русского, украинского и белорусского народа, однако единство исторических корней не даёт основание считать белорусскую культуру, ответвление русской, а это есть самобытная. Он подчёркивал самостоятельность белорусской национальности и белорусской культуры.

Национальная белорусская идея получила реальные воплощения в приобретении государственности: БНР, БССР, РБ. Применительно к современности этот термин означает, гражданскую принадлежность человека к белорусскому государства как часть независимой стране, следовательно национальная идея сливается с идеей белорусской государственности.

13. Государственность на белорусских землях. Белорусская национальная государственность и альтернативы ее развития.

В обыденном сознании власть, государство и политика отождествляются. Как правило, в массовом сознании государство и власть приобретают образ символа высшего судьи, идеала национальной нравственности. Подобный синтез часто именуется термином «государственность». В современной научной литературе термин «государственность» употребляется в различных смыслах:

а) как синоним государства вообще, государства того или иного типа (буржуазное, социалистическое и т.д.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа;

б) для обозначения системы (механизма) диктатуры определенного класса или политической организации общества;

в) для обозначения государственного аппарата;

г) при объединении группы каких-либо общих черт или признаков государства (например, тоталитарного, демократического государства).

Понимание сути «государственности» в основном связано с теми или иными характеристиками государства. Но, хотя понятие «государственность» этимологически и связано с понятием «государство», но не тождественно его частичным характеристикам.

Смысловое поле понятия «государственность» достаточно велико. Оно охватывает проблему взаимоотношения государства как политической организации общества с самим обществом как совокупностью граждан, подчиненных определенным законам общественного бытия, понимаемого в рамках существующей системы ценностей определенной эпохи определенного общества. Государственность – это способность и потребность человека осознанно вмешиваться в систему существующей государственной организации с целью ее оптимизации.

Каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, понятий, принципов формирования своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни.

Эти идеи составляют основу построения народом своего государства.

Систематизированную сумму выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства можно назвать идеологией национальной государственности. Идеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности – это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

Центральным звеном самосознания народа, его духовной доминантой является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта (индивида, группы, народа), т. е. национальная идея. Национальная идея играет важнейшую роль в становлении национального самосознания народа, она способна консолидировать народ в единую социальную целостность.

Формирование белорусов как самобытной этнической общности начинается в эпоху раннего средневековья. С V-VI вв. на территорию Беларуси проникают славянские племена. Одним из первых крупных государственных образований славян была Киевская Русь (вторая половина IX - начало XII века). В составе Киевской Руси находились и земли кривичей, радимичей, дреговичей, населявших земли современной Беларуси. Это было не столь централизованное государство, сколь политическое объединение местных феодалов вокруг великого князя в Киеве. Наиболее значимым на территории Беларуси было Полоцкое княжество, которое и считается истоком белорусской государственности. Полоцкое княжество, как и другие государственные образования того периода на территории Беларуси было раннефеодальной монархией, во главе с князем, который осуществлял верховную власть. Ему были подчинены рада и управленческий аппарат, занимавшийся сбором дани, налогов, судопроизводством и т. д. Законодательную власть осуществляло вече.

Среди элементов политической системы важное место отводилось церкви, которая, по сути, была идеологическим центром. Высшее духовенство принимало активное участие в государственных и хозяйственных делах.

В этот период оформился раннефеодальный общественный строй. Жители княжеств называли себя по названию главного города земли.

Первые государственные образования, существовавшие в раннем средневековье на территории современной Беларуси, свидетельствовали о начале формировании белорусской государственности.

С середины XIII века начался процесс образования Великого княжества Литовского. Образование ВКЛ – результат естественного исторического процесса, который длился более ста лет. На основе анализа национального состава руководящего органа ВКЛ (в частности паны - рада) принято считать, что до середины XV века ВКЛ – государство литовско-белорусское (так в конце XIV века в Раде 81% литовцев, а в середине XVI века белорусские и украинские магнаты составляли большинство).

ВКЛ было феодальной монархией. На ранних этапах эта монархия приближалась к абсолютизму. В более поздний период княжество – парламентская представительная монархия. Языком общегосударственных документов ВКЛ был старобелорусский. На нем велось делопроизводство, заключались государственные договоры, издавались Статуты 1529, 1566, 1588 гг.

В Великом княжестве Литовском произошло формирования белорусской народности. Этническое самоназвание белорусов той эпохи – литвины, употреблявшееся в западной части белорусских земель, и русские, употреблявшееся в восточной части.

На формирование идеологии белорусской государственности оказал влияние факт существования в ВКЛ этносов разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской.

Принцип религиозно-этической толерантности сыграл важнейшую роль в процессе существования ВКЛ. Он способствовал сохранению в нем гражданского мира, созданию богатой культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе.

Следующий этап развития идеологии белорусской государственности связан с образованием в 1569г. Речи Посполитой в результате подписания Люблинской унии. Новое государство – Речь Посполитая – по сути своей представляла федерацию (с 1569 по 1588 г.); Конфедерацию (с 1588 г. – принят третий Статут ВКЛ, расширивший его права, по 1791 г.); унитарное государство (с 1791 г. – Конституция 1791г. отменила деление страны на Корону Польскую и ВКЛ – по 1795 г.)

Условия для развития белорусской культуры ухудшились, в 1696г. белорусский язык утратил статус официального в ВКЛ и его позиции занял польский. Шляхта ВКЛ в значительной степени впитала представление о своей принадлежности к единому народу – польской шляхте. Но параллельно закладывались тенденции к был позднему развитию идеологии «краевости». Причиной осозания своей особости следует считать федеративное строение Речи Посполитой, Проявление особости очевидно из статьи Статута ВКЛ 1588г. о монопольном праве местной шляхты на занятие государственных должностей и приобретение земли в княжестве. В ментальности жителей страны можно отметить трехуровневое национальное самосознание: наше польское дело; наше литвинское дело; моя малая родина.

После трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) Речь Посполитая перестала существовать. Белорусские земли включались в состав Российской империи по частям в течение 20 лет. Такое включение разрывало единую этническую общность белорусской народности. Политики не рассматривали эти территории как единое целое. Здесь, после ряда изменений, было образовано 5 губерний, которые составили административно-территориальную сущность, в дальнейшем называемую Северо-Западным краем и просуществовавшую до октября 1917г. Разделы Речи Посполитой ликвидировали и ВКЛ, что, в сочетании с поддержкой, оказываемой в первые десятилетия после включения царскими властями польской культуры на белорусских землях, привело к распространению в Беларуси политико-исторической концепции «общего» польского народа как многоэтнического образования, состоявшего не только из поляков, но и из белорусов, украинцев, литовцев. Именно в этот период происходит значительная полонизация белорусской шляхты, поэтому национально-освободительные восстания 1830-1831 и 1863-1864 гг. с их идей возрождения Речи Посполитой как польского государства имели достаточно мощную поддержку в Беларуси.

Вместе с тем уже в начале XIX века начинает оформляться идея возрождения ВКЛ и белорусского языка. Распространение научных знаний о Беларуси и белорусах развивалось профессорами Виленского университета М.Бобровским и И.Даниловичем, а также Т.Нарбутом и др.

Распространялась идея «краевости», т.е. идеологии местного патриотизма. Наиболее заметно это проявилось в деятельности «филоматов» и «филаретов» - А.Мицкевича, Я.Чечота и др. Руководитель «Демократического товарищества» Ф.Савич выступает с обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность.

Первым с национальным вопросом выступил К.Каликовский. К.Калиновский хотел, чтобы отношения между Беларусью, Литвой, Польшей и Россией строились на основе равноправия и суверенности. Он связывал национальное освобождение с социальным, т. е. с уничтожением помещичьего землевладения и самодержавия и наделения крестьян землей.

В конце XVIII- начале XIX в. название «Беларусь» закрепилось только за восточными губерниями – Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская губернии назывались «Литва».

На постепенное развитие этнического самосознания привело к тому, что к концу XIX –началу XX в. название «белорусы» закрепилось за всей территорией проживания белорусского этноса, произошло формирование белорусской нации.

Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая не обладала в то время своей государственностью, а ее территория была окраиной Российской империи. Ее суть изложена в знаменитом стихотворении Я.Купала «А хто там iдзе…»: белорусы – отдельный этнос, национальное самоопределение и освобождение осознаются в единстве с социальным освобождением. Дальнейшую конкретизацию идея национальной самобытности белорусов находит в публикациях авторов газеты «Наша нiва». Согласно оценке Л.М.Лыча в этот период во взглядах на белорусскую национальную идею явно преобладал ее культурно-языковой аспект.

Во втором десятилетии XX века в Беларуси на передний план в национально-возрожденческом движении выдвигается проблема осуществления национальной государственности. Огромную роль в ее аргументации сыграл М.Богданович, изложивший в публицистическом произведении «Хто мы такiя», написанном в 1915г., представление о самобытности белорусов и стремление к государственной самостоятельности Беларуси.

Стремление к воплощению национальной идеи в жизнь привело к провозглашению в 1918г. Белорусской Народной Республики (БНР). Хотя БНР провозглашалось в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории фактически не осуществляло, т. к. было создано на оккупированной германскими войсками территории.

Реальная белорусская государственность была создана на советской основе в январе 1919г. в форме Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР).

Итак, национальная белорусская идея в ХХ веке была реально воплощена. Белорусский народ завершил консолидацию в нацию, обрел государственность. БНР, БССР, Республика Беларусь – вот ступени создания белорусской государственности. На первой – декларировалась государственность, вторая – реализовала государственность в ограниченных масштабах (передав часть полномочий руководству СССР), третья – воплощение полной, общепризнанной мировым сообществом белорусской государственности.

В сегодняшнем восприятии национальная идея сливается с идеей белорусской государственности, гражданственности.

Ядро белорусской национальной идеи можно изложить следующим лозунгом: созидание сильной и процветающей Беларуси.

14. Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности.

Социокультурная самобытность каждого народа является результатом его становления, этногенеза и взаимодействия с другими окружающими его этническими общностями. Этнические общности, близкие по своей пространственной локализации и культуре образуют цивилизации.

Термин «цивилизация» (от лат.гражданский, государственно-правовой) ввели в научный оборот просветители 18 века. К концу 20 века утвердилось понимание цивилизации как сообщества людей, локализованных в пространстве и времени, которое характеризуется специфическими формами организации общественной жизни, своеобразием материально-духовной культуры и религии.

Существенный вклад в разработку цивилизационных концепций общественного развития внесли Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Хантингтон и др.

Консерватизм возник как антитеза либерализму, как реакция на идеи Просвещения и завоевания английской, американской и французской революций. Название происходит от латинского термина «conserve», что означает «сохранять». Одним из первых идеологов консерватизма был английский парламентарий и публицист Э. Берк (1729-1797). Он оспаривал теорию общественного договора и народного суверенитета. Всякий общественный порядок, утверждал Берк, возникает в результате постоянного исторического развития и базируется на обычаях, традициях и предрассудках. Сила государства и закона - в сохранении этого порядка. Отсюда отрицательное отношение Берка и всех консерваторов к революциям. В своем труде «Размышления о французской революции» Берк все теоретические представления либералов о свободе, власти и законе считает абстрактными, оторванными от жизни и ведущими к анархии, а затем и к тирании. Следовательно, попытка обеспечить политическое равенство и гражданские права - это фикция. Человеческое общество и государство создаются и развиваются по воле Бога и в результате действия естественных законов. Значит, они не могут и не должны перестраиваться людьми. Развитие общества Берк видит в покорном следовании ходу истории.

Во Франции большую известность получило учение Ж. де Местра (1753-1821). Революцию де Местр воспринимал, как кару божью за попытки человека все видоизменить и уничтожить религию. Революции, по утверждению де Местра, всегда производят большее зло, чем то, которое хотят исправить. Как и Берк, де Местр критиковал «умозрительные» законы, создаваемые для человека вообще. Но абстрактного человека не существует. Поэтому и законы следует выводить из конкретных условий существования общества (географическая среда, политические отношения, национальные качества, религия и т. д.). Отсюда следует, что подлинную конституцию можно создать в ходе длительного исторического развития, а не единым актом теоретиков. Очень похожие идеи высказывал другой французский идеолог консерватизма де Бональд (1754-1840). Он также ссылался на Бога и естественное монархическое устройство общества, основным элементом которого является семья. Монархическое государство и религия являются необходимыми уздами, которые сдерживают человеческие страсти. Учение де Боиальда противостоит индивидуалистическому подходу либералов, хотя и признает главной целью общества охрану личности и частной собственности.

Философия консерватизма противостоит либеральной теории в том, что она отрицает теорию естественных прав и общественного договора и опирается в своем подходе на теорию естественно-исторического развития. В соответствии с этой теорией цивилизованное общество, законы и государство возникают постепенно в ходе накопления традиций, знаний и опыта с учетом конкретной исторической среды. Причем право устанавливается не из человеческого разума, а закреплением и провозглашением в качестве законов норм человеческого общения, не противоречащих божественным установлениям. Важнейшим общественным институтом является семья, ибо именно там сохраняются и передаются традиции, религия и нормы поведения. В отличие от либералов консерваторы первичным считают не индивида, а общество как хранителя традиций.

Они также признают необходимость обеспечения безопасности и частной собственности.

Но в связи с этим, считают они, тем более повышается роль общества, церкви, государства и его институтов: суда, армии, полиции. Характерной особенностью консерватизма является отрицание какой бы то ни было революции (социальной, религиозной, нравственной) и даже глубоких общественных реформ. Консерваторы считают в принципе невозможными какие-либо социальные изменения по заранее намеченному плану на том основании, что они сталкивают общество с пути естественного развития.

Философию современного консерватизма (неоконсерватизма) можно выразить положениями, приведенными политологом Росситетом: «Существование универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией; безнадежно несовершенная природа человека, у которого под покровом цивилизованного человека всегда скрывается неразумение и греховность; естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития; необходимость общественных классов и групп и, следовательно, безрассудность попыток социального уравнительства с помощью силы закона; важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы, защиты социального порядка; ненадежность прогресса; признание того, что традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса, которого способно достичь общество; необходимость активного участия аристократии в государственном управлении; ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность традиций, инстинктов, символов, ритуалов и даже предрассудков; подверженность ошибкам и потенциальная тирания правления большинства и, следовательно, желательность рассредоточения, ограничения и сбалансированности политической власти...». Как видим, неоконсерватизм, сохраняя приверженность традиционным ценностям, тем не менее, воспринял от либерализма идею общественного развития, исторической и социальной активности человека, демократизации общественной жизни. В то же время он выступает против социалистических идей государственного регулирования экономики и национализации промышленности. Несмотря на приверженность общественным идеалам, неоконсерватизм выступает против коллективизма. От либеральной философии консерватизм отличает примат общественных ценностей над индивидуальными, а от социалистической - защита индивидуальной собственности. Идеал человека в консервативной философии - это индивид, достигающий своих целей на благо всего общества. Современный консерватизм не стремится повернуть общество назад. Не стоит отождествлять консерваторов с реакционерами. Они выступают за естественное движение общества с учетом развития цивилизации. Так, один из ведущих теоретиков неоконсерватизма в Германии Г. Рормозер считает основным недостатком современного общества ослабление моральных устоев, снижение действенности экономических регуляторов. Для преодоления этих негативных факторов неоконсерваторы предлагают модель «социального рыночного хозяйства», заключающуюся в усилении действия рыночных механизмов, уменьшении роли государства в экономике (при усилении ее в политике), сплочении нации на основе общественной (а не индивидуалистической) морали. Усиливающаяся роль государства должна проявляться в активной внешней политике, в самоутверждении нации в мире. В политической практике идеи неоконсерватизма лежат в основе программ Р. Рейгана, Дж. Буша (США), М. Тэтчер, Дж. Мэйджора (Великобритания), Ф. И. Штрауса и Г. Коля (Германия). Они оказали существенное влияние на развитие ведущих держав мира в 1980-1990 гг.

Консерватизм, так же как и либерализм, - развивающееся явление. При господстве частной собственности в условиях раннего капитализма он воспринял либеральные идеи свободного рынка и конкуренции, а после кризиса 1929-1933 гг. - и кейнсианские идеи умеренного социального реформаторства и государства благосостояния. После Второй мировой войны сложился либерально-консервативный консенсус по поводу основных ценностей. Современных консерваторов уже нельзя рассматривать как противников прогрессивных преобразований, антидемократов, выступающих против капитализма или свободного рынка. Наоборот, когда послевоенный «реформистский консерватизм» сменился в 70-80-е гг. современным типом консерватизма, то именно последний выступил зачинщиком перемен и решительно и эффективно провел те преобразования, на которые не отваживались западноевропейские демократы и социалисты.

В традиционном «лево-правом» измерении консерватизм ассоциируется с правым флангом, правее - только ультраправые экстремистские течения типа фашизма. В середине 70-х гг. на позиции консерватизма перешли многие интеллектуалы, сформировалась плеяда политиков, которые взяли на вооружение идеи консерватизма. Говоря о современном консерватизме, имеют в виду «новых правых», неоконсерваторов, консерваторов-традиционалистов и др.

Когда говорят о современном консерватизме на уровне партий, имеют в виду Консервативную партию Великобритании, Объединение в поддержку республики - голлистскую партию во Франции, партии христианско-демократической направленности в европейских странах и др. Современные консерваторы, так же как и представители других идеологических течений, образуют и международные организации, в рамках которых поддерживаются связи между родственными партиями. Так, например, христианско-демократические партии объединены в Европейский союз христианских демократов и Европейскую народную партию. Консервативные, христианско-демократические и неколлективистские партии объединены в Европейский демократический союз. В Международный демократический союз наряду с европейскими демократическими партиями из Европейского демократического союза входят такие крупные партии, как Республиканская партия США, консерваторы Канады, либеральные демократы Японии и консервативная партия Австралии и Новой Зеландии. Наконец, существует и такая организация, как Христианско-демократический Интернационал. В конце 70-х - начале 80-х гг. во многих странах эти партии пришли к власти.

Основной идеей неоконсерваторов, пришедших к власти в Великобритании (тэтчеризм) и США (рейганомика), стал антиэтатизм. С их точки зрения, государство в предшествующий период при власти либералов и социал-демократов оказалось «перегруженным» функциями экономического регулирования и социальной защиты, что привело к усилению бюрократизма в работе государственного аппарата, снизило роль личной инициативы и конкуренцию. Как говорил Р. Рейган, имея в виду в первую очередь ценность индивидуализма, рост социального иждивенчества (ожидание помощи от государства) подрывает традиционные ценности американского образа жизни. Неоконсерваторы превозносили капитализм эпохи свободной конкуренции, выступали за ограничение государственного вмешательства в экономику, поощряли частную инициативу. Также они выступили с концепцией демократического (народного) капитализма. Все эти идеи представляются чисто либеральными идеями прошлого. Вот почему так болезненно некоторые экономисты отнеслись к тому, что пресса представила их как консерваторов. Например, М. Фридман, получивший в 1976 г. Нобелевскую премию за разработку монетаристского курса, ставшего основой неоконсервативной экономической политики, сказал: «Слово “консерватизм” - это ничего не значащий термин. Я не являюсь и никогда не был консерватором. Я либерал в истинном смысле этого слова, приверженный свободе».

В практической политике неоконсерваторы сократили численность госаппарата, активно внедряли методы управления, показавшие свою эффективность в частном секторе, всемерно стимулировали мелкий бизнес, способствовали распространению систем участия в прибылях, приобретению акций предприятий широким кругом лиц, и в первую очередь работниками этих предприятий, переводу ряда предприятий из государственной собственности в собственность его работников. Они старались внедрять в производство различные системы участия персонала в повышении качества продукции (кружки качества, бригадный метод работы), что, с их точки зрения, так же как и отмеченные выше меры, должно было ослабить отчуждение как собственника, так и работника от средств производства и результатов труда. Вместе с тем, несмотря на первоначальную риторику неоконсерваторов по поводу чрезмерных социальных функций государства, они не сократили государственные ассигнования в этой жизненно важной сфере, что могло привести к широкому социальному недовольству. Столь радикальные преобразования неоконсерваторов позволили заключить, что неоконсерватор - это либерал, признающий значение традиций и социокультурных факторов общественного развития. Действительно, взгляды и политика современных консерваторов не ограничиваются неолиберальной экономической политикой.

По мнению немецкого консерватора либерального направления Г. Люббе, неоконсерватизм в ФРГ, в ряде важных аспектов аналогичный американскому, исходит прежде всего из определенной философии истории и захватывает взгляды вчерашних либералов. Для взглядов этого направления главной идеей и ценностью, по словам Г. Люббе, является уважение традиций как главного средства сохранения социального порядка и стабильности. Среди этих традиций приоритетными являются гражданские добродетели и общественная мораль. Таким образом, для неоконсерваторов либерального направления характерен традиционализм, который противопоставляется «прогрессизму» либералов. Но размежевание между ними не выводится прямо из прошлого. Сегодня, считает Люббе, не скорлупа традиций давит на нас, как это было в прошлом, когда либералы боролись с традициями феодального общества, а консерваторы им противостояли. Главный вопрос теории современного традиционализма - каким образом вообще формировать традиции, т.е. практически значимые и само собой разумеющиеся ориентиры культуры при динамично развивающейся цивилизации и нестабильности жизненных условий.

Политическая философия другого - правого - консерватизма строится не вокруг идеи стабильности, а вокруг идеи «охраны» общества от его врагов. Ее исходной концепцией стала политическая философия К. Шмитта, на основании которой сформулирована ключевая проблема политической философии правых - проблема противостояния «врагу». Главным врагом для них был коммунизм, а главной задачей - освобождение Европы от коммунизма. Согласно теоретикам этого направления, главная опасность современного политического сознания, взращенного либерализмом, - недооценка опасности и неспособность к враждебности: процесс морального упадка в западных обществах зашел так далеко, что борьба не на жизнь, а на смерть рассматривается как преступление, люди становятся ручными и мирными. «Неспособность к враждебности» есть болезнь западной демократии благосостояния, порождение идеологии социальной справедливости, ориентированной на равенство, материальные интересы и т.д.

Помимо «охранительной» идеи, правые консерваторы развивают традиционную для консерватизма в целом интегративную идею, в соответствии с которой индивид всегда выступает как представитель какой-либо общности, главным образом нации как высшей духовной общности. Западный либерализм, с точки зрения правых консерваторов ФРГ, развил в народе потребительство, озабоченность узкоматериальными интересами, групповой эгоизм. Свою задачу они видят в том, чтобы вернуть народу духовность, и прежде всего историческое сознание, позволяющее ощутить единство со всей историей Германии, включая период Третьего рейха, и таким путем постигнуть суть немецкой нации. Несмотря на то что ряд представителей ультраправого националистического консерватизма в ФРГ, таких как Г. Зудхольт, Б. Вильмс, А. Молер и др., смыкается с неофашизмом, в целом о консерваторах говорить как о расистах нельзя.

Идеологам консерватизма в отличие от радикал-экстремистов чуждо деление наций и рас на высшие и неполноценные. Так, идейные предшественники неоконсерватизма «новые правые» - узкая прослойка интеллектуалов середины 70-х гг., обвиненные в расизме, - на самом деле выступали за этноплюрализм, самобытность рас, народов и культур, которые, не смешиваясь, должны были мирно уживаться друг с другом. Они отвергали попытки достижения «расовой гармонии» за счет смешения рас, унификации условий жизни в рамках «индустриального общества». Теория этноплюрализма, или мультикультурности, была взята на вооружение неоконсервативными правительствами в США, Великобритании, Франции, Германии. Хотя на практике меры, которые они принимали в сфере межнациональных и расовых отношений, часто расходились с декларируемыми принципами «этнического плюрализма».

Согласно взглядам известных теоретиков неоконсерватизма, главным источником обострения расовых проблем и расизма вообще стала политика «равенства рас», или «расизма наоборот», в том виде как ее осуществляли либералы: в США, например, она означала введение квот для афро-американцев, поступающих в высшие учебные заведения, предоставление льгот при приеме на работу в госучреждения и др. Неоконсервативные теоретики настаивали, что вне зависимости от этнорасового положения все должны быть поставлены в одинаковые условия, но, учитывая, что у представителей меньшинств неравные с белыми исходные возможности, государство не должно отказываться от вмешательства в сферу межэтнических отношений. Однако это вмешательство не должно принимать форму правительственной опеки, а лишь косвенно содействовать развитию мелкого бизнеса в среде расовых меньшинств, чтобы для них было создано достаточное количество рабочих мест с такими формами и условиями занятости, которые отвечают возможностям и устремлениям меньшинств. В целом значение современного консерватизма в решении комплекса проблем, вставших перед западным обществом в конце XX в., можно сравнить с либеральным «новым курсом», разрешившим кризисную ситуацию в первой половине XX в.

Неоконсерватизм представляет собой идеологию консерваторов США, выступающих за использование военного и экономического превосходства страны для подчинения и установления демократии в странах с враждебными режимами.

Направление неоконсерватизма появилось в 1970-х годах 20 века. Появление данной идеологии связывают с недовольством демократов, выступающих против войны во Вьетнаме и скептически настроенных в отношении социальных программ. В целом, неоконсерватизм поддерживал теорию свободного рынка, но менее выражал недовольство государственным в жизнь общества, чем консерватизм. Например, неоконсерваторы выступали против увеличения налогов.

В 60-70 годах представители данной идеологии оставались по многим вопросам на левых позициях, но в отношении внешней политики часто придерживались правых взглядов. Первыми неоконсерваторами были небольшие группы, состоящие преимущественно из либералов. В 1980 годах большинство представителей данной идеологии оказались членами Республиканской партии, оказывающей поддержку Рейгану в вопросах продолжения жесткой конфронтации с СССР.

Основные принципы неоконсерватизма

Первый и основной принцип сводится к мнению неоконсерваторов, что внутренний режим страны оказывает непосредственное влияние на внешнюю политику. Именно поэтому социально-демократические государства должны оказывать давление и интересоваться внутренней политикой других государств.

Второй принцип заключается в убеждении США в своей мощи, в том числе и военной, которая должна использоваться в нравственных целях.

Скептицизм и недоверие к программам социального планирования и крупным социальным проектам – это третий принцип неоконсерватизма.

Недоверие к нормам международного права. Под сомнение ставится как их эффективность для обеспечения справедливости и безопасности, так и легитимность.

Таким образом, неоконсерватизма сводятся к гегемонии США и выполнении этой страной роли «мирового полицейского» на основе своего авторитета, военной и экономической мощи. Гарантом выполнения данных положений, по мнению неоконсерваторов, должно стать значительное увеличение расходов на вооружение, пропаганду патриотизма и вербовку большего числа добровольцев , распространение во всем мире своих главных принципов, какими являются свобода, демократия и рыночная экономика.

В начале ХХІ века идеология и идеологическая деятельность все определеннее превращаются из частного и личного в публичное и общественно значимое дело. Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные принципы политического участия, ориентированные на сохранение традиционных ценностей и преемственность во всех сферах жизни общества.

Консерватизм представляет совокупность социально-философских идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам.

Консервативная идеология противостоит идеалам либерализма и революционного радикализма в преобразовании общественных устоев. Основной смысл идеологии консерватизма состоит в оправдании традиций и социальных институтов (патриархальной семьи, церкви, аристократии и т.п.), которые считаются проявлением «естественного закона», вырастают естественным историческим путем из естественной природы человека и общества.

Консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы. Основными идеологами консерватизма являются: Э.Берк, Н.М.Карамзин, К.Н.Леонтьев и др.

Основными принципами и положениями идеологии консерватизма являются:

  1. принцип заведенного порядка вещей как «право давности». Согласно данному принципу, общество – продукт естественного исторического развития;
  2. основой гражданского общества является религия;
  3. основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории;
  4. общество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей;
  5. принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности;
  6. принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать;
  7. принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна.
  8. принцип «меритократии», где власть должна принадлежать «естественной аристократии», т.е. наиболее достойным людям, выходцам из различных социальных групп;
  9. принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, религиозные, национальные ценности и традиции. Актуальны и важны идеи местного самоуправления.

Важно отметить, что консерватизм выступает как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного строя. Она выступает лишь в защиту наличных, проверенных опытом и временем социальных институтов, когда они под угрозой. Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм – установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Наиболее эффективной основой управления государством является сочетание конституции с традицией. Идеологи-консерваторы отдают предпочтение идее практического действия, философии прагматизма, приспособлению обстоятельствам, т.е. оппортунизму. Прагматизм, оппортунизм, ориентация на компромиссы – важные установки консервативного мышления.

Консерватизм формируется в XVIII веке в Западной Европе. Представители консерватизма: Жозеф де Местр, Эдмунд Бёрк, Луи де Бональд.

Экономические идеи :

  • экономика должна строиться на основе частной собственности и свободного рынка;
  • государство не должно вмешиваться в экономические процессы.

Политические идеи :

  • понятие свободы чуждо человеку;
  • революции в обществе не имеют позитивного значения, нет необходимости осуществлять радикальные изменения;
  • демократия – наименее совершенная форма политической жизни;
  • обществом должна управлять аристократическая элита – наиболее одаренная часть, имеющая соответствующее образование и призвание;
  • государство должно иметь приоритет над обществом.

Социогуманитарные идеи :

  • важнейший фактор общественного порядкасоциальное неравенство. Общество невозможно без иерархии (антиэгалитаризм);
  • социальная структура общества признается неизменной, социальные перемещения (особенно вертикальные) нежелательны;
  • равенство может быть только в области морали и добродетелей;
  • индивид должен рассчитывать исключительно на собственные силы, не ожидая помощи со стороны государства.

Эдмунд Бёрк – идеолог консерватизма

Эдмунд Бёрк - англо-ирландский парламентарий, политический деятель, политические взгляды которого наиболее последовательно отразились в его памфлетах против Французской революции. Бёрк первым подверг идеологию французских революционеров систематической и безжалостной критике.

Корень зла он видел в пренебрежении традициями и ценностями, унаследованными от предков, в том, что революция бездумно уничтожает духовные ресурсы общества и накопившееся столетиями культурно-идеологическое наследие. Радикализму французских революционеров он противопоставлял неписаную британскую конституцию и её основные ценности: заботу о политической преемственности и естественном развитии, уважение к практической традиции и конкретным правам вместо абстрактной идеи закона, умозрительных построений и основанных на них нововведениях. Бёрк полагал, что общество должно принять за должное существование иерархической системы среди людей, что ввиду несовершенства любых человеческих ухищрений искусственное перераспределение собственности может обернуться для общества катастрофой.

В своей работе Э. Бёрк характеризует свое отношение к Французской революции, делает анализ ее причин и последствий, рассуждает о роли традиций в жизни общества, о взаимоотношении государства, общества и личности, о целях и принципах правления, а также выводит свою концепцию идеальной формы правления.

Для его взглядов характерно негативное отношение к Великой Французской революции, о революционерах он говорит как о “созидателях руин”. Революция, по его мнению, нанесла непоправимый ущерб правительственным институтам, промышленности, сельскому хозяйству, законодательству и церкви. Просветители же сыграли роль разжигателей революции. “Во многих случаях самые прекрасные идеи претворяютя в жизнь самыми абсурдными и возмутительными средствами,” - пишет он. Берк критикует представления о революции как о чем-то рационально организованном и спланированном в соответствии с абстрактыми принципами.

В споре с французским рационализмом Берк не только защищает институты и ценности своей страны, но отмечает и необходимость предрассудков, которые рождаютя в обществе и играют важную роль в жизни народов. Чем древнее предрассудок, говорит Берк, тем больше он доказывает свою необходимость. “Разум у отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленным в течение веков банком и капиталом народов.”

У каждого народа должны быть свои обычаи и нравы, и чтобы жители относились с любовью к своей стране, страна эта сама должна выглядеть достаточно привлекательно. Человек, по его мнению, - социальное существо, так что его счастье невозможно без гармонизации его отношений с обществом.

Равенства людей от природы быть не может, а потому абсурдом представляется теория естественного права. В определении прав индивида необходимо исходить из сложившихся устоев государства. Религию считает “базисом цивилизованного общества и источником всего хорошего и доброго”.

Выступая в общем противником реформ, разрешает лишь те, которые носят превентивный характер. Призывает исправлять построенное, а не уничтожать его.

Исторические трансформации идеологии консерватизма.

Во второй половине ХХ века консерватизм трансформировался в неоконсерватизм и выступал в значительной степени как реакция на распространение кейнсианства (неолиберализма).

Представители данного периода: Збигнев Бжезинский, Дениэл Белл, Раймон Арон.

Неоконсерваторы, признавая в целом необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику (этот процесс уже реализовывался на практике в западном мире), вместе с тем высказывались за ограничение этого вмешательства, так как оно сдерживает, по их мнению, процессы экономического роста.

Признавая также необходимость осуществления государством социальной политики, неоконсерваторы считали, что она должна строиться на таком оказании помощи слабым слоям общества, когда она повышает их экономическую активность. Если же индивиды не реагируют на эту помощь, не стремятся повысить свою квалификацию, получить новую профессию, найти работу, то эта помощь должна быть прекращена. Сохранение политической и социальной стабильности общества имеет приоритет по отношению к свободе личности.

Демократия возможна в обществе, но она должна быть элитарной – доступной лишь тем, кто имеет соответствующие способности, специальное образование и призвание. Научно-технический прогресс необходим, но должен осуществляться постепенно, носить организованный характер.

Неоконсерватизм возникает в 1970-е гг. на Западе, приставку «нео» («новый») консерватизм получил в результате некоего обновления после довольно долгого перерыва, когда он потерял популярность.

После Второй мировой войны, победы СССР, успехов восстановлении страны, запуска первого спутника и человека в космос, проведения фестивалей молодежи, успеха национально-освободительных движений, во всем мире победу одерживала левая идеология.

Обновленный консерватизм интегрировал в себе все, что противостояло левому, т. е. оказался смесью традиционного консерватизма (без крайностей антисемитизма, фашизма, традиционализма, клерикализма) и либерализма.

Чтобы сохранить ценности свободы и демократии в современном мире, надо иметь серьезный противовес в лице сильного государства, способного противостоять партикуляризму отдельных социальных групп. Такое государство призвано обеспечивать сохранение традиционных ценностей, поддержку семьи, религии, образования, культуры. В широком смысле неоконсерватизм представляет собой целый спектр очень разных идейно-политических течений.

Неоконсерватизм отличается тем, что интегрирует в качестве существенных многие либеральные ценности: например, уменьшение государственного регулирования; свободу частного предпринимательства. Если раньше консерваторы и либералы противопоставляли религию и свободу, то у неоконсерваторов сама свобода стала «религией», т. е. обязывающей нормой, со своим культом и жрецами, своими заклинаниями и формулами, внешними символами, которым поклоняются, ставят памятники, пропагандируют, насаждают.

В программе неоконсерваторов возрождение авторитета традиционных социальных институтов: семьи, школы, церкви, а также национального самосознания, индивидуальной свободы и единства нации, противостояние социальным программам, миграции, в интересах «коренных» наций, геополитический прагматизм во внешней политике.

Согласно одной типологизации неоконсерватизма, в нем выделяется 3 основных направления.

Во-первых, это либертаризм, как экономоцентрическое течение, представленное именами Ф. Хайека, М. Фридмана и всех, кто исповедует т. н. философию либертаризма. В ее основе лежит идея свободы индивида от всякого принуждения. Проблема справедливости и равенства рассматривается здесь через призму свободной конкуренции, в которую вступают свободные индивиды в условиях рыночной экономики: «Свободный рынок способен сам обеспечить каждому члену общества возможности для проявления своих способностей»; «Нет - социальной защите!».

Другое направление неоконсерватизма по сути является этноцентрическим. Наиболее яркое выражение оно находит в идеологии «новых правых» во Франции (прежде всего в лице их лидера А. де Бенуа) и ставит во главу угла проблемы культуры и этноса. С точки зрения «новых правых», европейская культура должна «вспомнить» о своих кельтско-германских корнях и освободиться от чуждого ей по духу влияния иудейско-христианской и арабской (исламской) традиции. В этом варианте неоконсерватизма ярко видно отличие от консерватизма старого, в котором к религии, особенно христианской, было позитивное отношение. Причем, чаще всего претензии предъявляются не религии как таковой, а христианству, которое, по мнению многих неоконсерваторов, породило в Европе XIX–XX вв. социализм и коммунизм.

В основе третьего и, очевидно, наиболее близкого к консерватизму ортодоксальному, течения остается верность традициям, вечным ценностям и институтам.

Неотрадиционалистам близки идеи, высказанные когда-то Э. Берком, Ж. де Местром и де Токвилем, однако они признают, что «каждое новое поколение нуждается в новом понимании консервативного», т. е. «того, как следует консервативно думать и действовать в данное время».

Значительную роль в т. н. «консервативном наступлении» 1970–80-х гг. сыграл австрийский политолог Г.К. Кальтенбруннер, занимавший антиклерикальную позицию. В работе «Трудный консерватизм» (1975) он сформулировал 6 основных принципов неоконсерватизма:

  1. Преемственность (верность традициям, создание материальных и духовных условий сохранения духовного наследия и идентичности общества);
  2. Стабильность (важнейшее условие сохранения ценностей в обществе все более нарастающих революционных изменений);
  3. Порядок (гарант стабильности и преемственности, обеспечивающийся такими общественными институтами как семья, профессия, право, государство);
  4. Государственный авторитет (сила, способная противостоять разрушительному влиянию групповых интересов и проводящая единую политическую линию);
  5. Свобода (возможность индивидуальной и общественной инициативы - в рамках «авторитета и порядка»;
  6. Пессимизм (недоверие к планам строительства рая на земле, неверие в абсолютную справедливость и гармонию: «определенная доля пессимизма предохранит от иллюзии о счастье для всех, о достижении такого счастья путем реформ»).

Большие место в неоконсервативной мысли занимает творчество немецкого философа Г. Рормозера, призывавшего к консервативному контрнаступлению на левую идеологию, разрушающую, по его мнению, идентичность немцев, и либерализм, приведший к абсолютизации индивидуализма и атомизации общества. В книге «Кризис либерализма» (1994) Г. Рормозер обращается к учению Г. Гегеля о нравственном государстве, функция которого состоит не только в упорядочивании отношений внутри общества согласно определенным формальным правилам, но и в наделении общества неким духовным смыслом.

Неоконсерваторами были американский президент Рональд Рейган (1981-1989), британский премьер-министр Маргарет Тэтчер (1979-1990), американский президент Джордж Буш-старший (1989-1993), американский президент Джордж Буш-младший (2001-2009) и др.

Теоретики неоконсерватизма - Лео Страус, Г.-К. Кальтенбруннер, Г. Рормозер, С. Хантингтон.