Виды психологической защиты. Психологические защиты. Отрицание

Закон отрицания или борьбы гораздо лучше знать, чем не знать. Его механизм следующий. Сначала происходит травмирующее событие, с которым у нас не получается психологически справиться — возникает отрицание: такое не должно происходить (либо вообще, либо со мной) — формулируется представление, почему это случается и как на самом деле должно быть — психика мобилизируется на защиту от возможного повторения ситуации, память хранит страх и боль, которые не удалось прожить и отпустить —> возникает акцентированное восприятие жизни через призму данной проблемы: человек начинает искать похожие болезненные ситуации, бессознательно их провоцировать и видеть их там, где их нет — происходит нарастание психического напряжения, негативных эмоций, человек начинает видеть вокруг всё больше того или тех, с чем или кем надо на его взгляд бороться — человек сам того не осознавая и имея множество самооправдательных концепций постепенно становится тем, что в самом начале отрицал, т.е. проявляет по отношению к другим то качество или поведение, от которого первоначально пострадал. Таким образом, постепенно происходи т очень глубокое погружение в страдание, хотя целью как раз было его избежать.

Теперь пара наглядных примеров отрицания. Первый — широко известный. Гитлер был умным, очень логичным, талантливым и активным человеком. Какая же логическая последовательность мыслей привела его к столь шокирующим последствиям? В своей книге "Моя борьба" он пишет, что с детства очень любил немцев и хотел, чтобы Австрия и Германия были объединены, дабы не разделять зачем-то одну нацию. И при этом он с удивлением относился к тем, кто выступал против евреев, т.к. на его взгляд немецких евреев от немцев отличало только вероисповедание, а дискриминация на основании веры казалась ему невежественной. Повзрослев и начав интересоваться политикой, он заметил, что люди у власти не блюдут интересы немецкого народа и выступают за всё большее отделение Австрии от Германии, при этом они ещё почему-то все евреи. В то время как раз начала набирать силу социал-демократическая партия, которая под громкими лозунгами, обещая рай народу, укрепляла свою власть и влияние самыми нечестными методами. Социал-демократическое руководство также состояло из евреев. Гитлер неоднократно вступал в дискуссию и полемику с активистами из этой партии. Он пытался логически им объяснить, что их действия не приведут к процветанию немецкого народа, как они постулируют, а как раз наоборот. Увидев, что большинство из них прикидываются дураками, когда их аргументами припираешь к стенке, он заподозрил заговор против любимых немчиков и занялся изучением еврейского вопроса. Познакомившись с идеей о богоизбранном народе, который везде всегда преследовали, но который в итоге будет во главе, ибо Бог же его для этого и избрал, Гитлер подумал: "Допустим, они действительно богоизбранная нация, и даже всё так и будет, как они говорят, но я за немцев всё равно готов бороться до конца. " И он постулировал чистоту немецкой нации и стал в полную силу использовать все приёмы социал-демократов: громкие обещания, бессовестный наговор на оппонентов, утверждение собственной власти путём запугивания и т.д. Мы все знаем, как он преуспел на этом пути. Немцы ещё долго будут помнить его любовь.

Теперь приведём другой пример, который часто встречается в обыденной жизни. У человека есть любовь, отношения. Вдруг партнёр ему изменяет и/или бросает. Возникает боль и типичный поиск виноватых. Формулируется причина возникшей ситуации: что-то не в порядке с партнёром (тогда гнев на "таких" людей) или что-то не в порядке во мне (чувство вины и необходимость изменить себя). В первом случае человек становится более непримирим и требователен в партнёрстве, во втором начинает вступать в отношения, играя какую-то роль. В любом случае, защищаясь от возможной боли, он делает невозможным достижение по-настоящему близких и открытых отношений. Идущие первым путём, путём требования к партнёру, приходят либо к одиночеству (часто под лозунгом духовного развития и отказа от бессмысленных материальных привязанностей) либо к религиозному браку, где отношения полностью подчинены нормам и правилам. Идущие вторым часто становятся соблазнителями, разбивающими сердца (они выбирают для себя эффектный притягательный имидж, но из-за его несоответствия истине не могут идти глубоко в отношения, поэтому часто меняют партнёров). Согласно действующим закономерностям, такие "праведник" и "соблазнитель" имеют много шансов влюбиться друг в друга необыкновенной и изматывающей любовью (смотрите статью Любовь). У них одно и то же отрицание боли и неудачи в отношениях, и при этом полярные пути, способные друг друга нейтрализовать. "Праведник" вынужден будет пересматривать требования к партнёру, а "соблазнитель" — свою роль в отношениях.

Несмотря на разные варианты развития событий при отрицании, для всех случаев характерно, что желаемое не достигается, а человек сам становится похожим на то, с чем боролся. И чем более масштабна ценность, за которую он боролся, тем более ужасающи последствия. То есть бояться и бороться за свой народ гораздо опаснее, чем за себя и свою семью. Таким образом, если вы боитесь за человечество и боретесь за то, чтобы оно прекратило свою саморазрушительную деятельность, в какой-то момент вы можете захотеть, чтобы оно уж как-нибудь побыстрее себя доконало и может даже подумаете, как помочь ему отмучаться.

Какие же ошибки совершаются при отрицании?

  1. Смещение акцента с любви на ненависть: с любви к немцам на ненависть к евреям, с любви к себе и партнёру на неприятие каких-то качеств (своих или партнёра), с любви к людям на ненависть к их неосознанному поведению и т.д. В итоге в сознании остаётся только ненависть.
  2. Формулируется причина, мешающая исполнению желаемого. Сама эта формулировка сужает восприятие и сознание, заставляя видеть всё многообразие жизни под одним углом. Не существует одной причины у какого-либо события. Способность видеть многофакторность и многопричинность в жизни помогает осознавать отсутствие виноватых и практическую невозможность претворения в жизнь политики их наказания.
  3. Борьба за что-то и защита чего-то подчёркивает и усиливает отделённость этого от всего остального. На примере организма: если клетка борется с организмом, очевидно, что это не является для неё благоприятным. Допустим, ей почему-то в этом организме некомфортно, но решить эту проблему она сможет только через поиск гармонии с целым, в противном случае она только усугубляет свои проблемы.

Итак, путь отрицания, такой простой и накатанный, характеризуется усилением негативных эмоций, чувством отделённости и сужением восприятия. Так что же нужно делать в случае болезненных и травмирующих событий в нашей жизни? Что нужно делать, чтобы справляться с болью и страхом? Чтобы сами эти болезненные события помогли нам в итоге найти своё счастье?

  1. Фокусироваться на чувстве любви (к немцам, к приятным нам качествам в партнёре и в себе, к миру и т.д.) Тут всё непросто. Сам факт того, что вы что-то или кого-то любите, даёт возможность причинить вам боль. Иногда ситуация бывает такой невыносимой, что человек вообще отказывается от чувства любви, чтобы больше никто не смог причинить ему боль. Это опасный путь, хотя поначалу приносит облегчение. Все маньяки, убийцы и тяжёлые извращенцы это люди, далеко зашедшие в своём отрицании и отказавшиеся от любви. На сильную боль стоит реагировать усилением чувства любви. Это сложно, но именно эта дорога ведёт к расширению сознания, к увеличению счастья и способности справляться с болью и страхом. Человек, сужающий своё сознание отрицанием, не только сам становится источником своих и чужих страданий, но и оказывается неспособным испытывать или выносить ощущение счастья, даже если ему исполнить все его желания.
  2. Осознать многопричинность произошедшего и невиновность "виновных". Сама сила страдания во многом зависит от узости восприятия ("Как они могли мне такое сделать? За что? Что это за люди такие? "). Если мы осознаем свою я-центрированную позицию и поймём, что каждый видит через призму Своей Боли и Своей Радости, нам станет легче, т.к. мы увидим относительность и их и своего видения.
  3. Не отделяться внутренне от того или тех, кто причинил боль. Понять, что немцы живут среди других национальностей, неприятные нам качества вместе с приятными составляют единство человеческой психики, осознанность не появляется без боли и страданий, а иначе зачем она вообще была бы нужна, если сплошное счастье. Чем меньше внутреннего отвержения мы чувствуем, тем легче нам найти решение и разобраться с реальной ситуацией.

Итак, всем нам стоит прислушаться к себе и осознать, с чем мы боремся. И если нам удастся прекратить внутреннюю войну, тогда откуда сможет взяться внешняя?

Рассмотрим, чем является отрицание в психологии общения. Отрицание - это нежелание мириться с реальностью. Почти 90 процентов обмана совершается именно в этом состоянии. Чтобы реакция была эффективной, человек должен убедить и себя, и всех окружающих в том, что истина или реальность - это всего лишь ошибочное восприятие. То, что все вокруг считают истиной, на самом деле неправильно, и человек начинает рассказывать всем, какова на самом деле ситуация.

Он думает: «Пока вы будете слушать меня и верить в то, что я говорю, все будет просто замечательно». Если отрицание срабатывает, обманщик выигрывает. Он должен попытаться убедить себя и всех вокруг в том, что на истину не следует обращать внимания, а верить нужно только его изложению фактов. В результате обманщик взваливает на себя огромную ношу, потому что отрицание нуждается в постоянной поддержке и внимании.

Отрицание - это нежелание мириться с реальностью.

Отрицание в психологии общения создает парадокс мысли. Чтобы отрицание было эффективно, человек повторяет все то, что его собеседники считают истиной, а потом пытается убедить их в том, что они заблуждаются. Чтобы найти доказательства фактов, которые он хочет опровергнуть, человеку приходится полностью сосредоточиваться на том, во что он призывает собеседников не верить.

Приведу пример. Солнце днем не светит. Оно не излучает яркий свет, в котором мы можем видеть все вокруг. Солнце не согревает ни нас, ни землю, ни растения в нашем саду, ни воздух, ни атмосферу. Не из-за солнца растут растения, цветут цветы, загорает моя кожа, высыхает грязь и выстиранная одежда, развешенная для сушки. Если вы считаете, что все это так, вы ошибаетесь. Послушайте меня, и я объясню вам, что на самом деле все происходит вовсе не из-за солнца.

Это довольно простой пример отрицания, но для опровержения реальности используется тот же самый механизм. Обратите внимание на то, что, пытаясь опровергнуть всеобщее представление о силе солнца, я привлекаю внимание к тем самым доказательствам, которые и говорят об этой силе.

Чтобы отрицание сработало, собеседники (и я сам в их числе) должны выслушать мою версию реальности и поверить в нее. Если вы выскажете малейшее сомнение в истинности моих слов, я чуть поднажму и сумею убедить вас в своей версии реальности. Как только я замечу, что вы начинаете склоняться на мою сторону, значит, обман удался, и вы поддались на мою ложь. Вы вселили в меня столь необходимую мне уверенность в том, что я смогу избежать последствий своих действий. Каждая маленькая победа еще более усиливает мое отрицание. Если кому-то удалось пробить брешь в созданной мной сложной системе отрицания, я начинаю упорнее трудиться в ослабевшей области, чтобы избавить себя от ответственности за собственное поведение. Однако при этом я должен четко представлять себе истинную реальность. Только тогда я смогу успешно ее отрицать. Человек должен сам верить в собственный обман, чтобы быть достаточно убедительным и упорствовать в своем заблуждении. Но лучики правды все же проскальзывают, выдавая моменты неуверенности, даже если обманщик чувствует себя вполне комфортно. Отрицание - очень шаткая основа и требует от обманщика постоянной и напряженной работы по ее поддержанию.

Еще один ранний способ справляться с неприятностями – отказ принять их существование. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: “Нет!”. Эта реакция – отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Подобные процессы вдохновили Сельму Фрайберг назвать свою классическую популярную книгу о раннем детстве “Волшебные годы”.

Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что “все прекрасно и все к лучшему”. Родители одного из моих пациентов продолжали рожать одного ребенка за другим, хотя уже трое из их отпрысков умерли от того, что любые другие родители, не находящиеся в состоянии отрицания, поняли бы как генетическое нарушение. Они отказывались оплакивать умерших детей, игнорировали страдания двух здоровых сыновей, отвергали советы обратиться в генетическую консультацию и твердили, что происходящее с ними есть воля Бога, знающего их благо лучше их самих. Переживания восторга и всепоглощающей радости, особенно когда они возникают в ситуациях, в которых большинство людей нашли бы негативные стороны, также говорят о действии отрицания.

Большинство из нас до некоторой степени прибегает к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Большинство людей, чьи чувства уязвлены, в ситуации, когда плакать неуместно или неразумно, более охотно откажутся от своих чувств, чем, полностью их осознавая, подавят слезы сознательным усилием. В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия. Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей.

Хуже то, что отрицание может привести и к противоположному исходу. Одна моя знакомая отказывается делать ежегодные гинекологические анализы, словно, игнорируя возможность рака матки и шейки матки, она магическим образом может избежать этих болезней. Жена, отрицающая, что избивающий ее муж опасен; алкоголик, настаивающий, что не имеет никаких проблем с алкоголем; мать, игнорирующая свидетельства о сексуальных домогательствах к ее дочери; пожилой человек, не помышляющий об отказе от вождения машины, несмотря на явное ослабление способностей к этому, – все это знакомые примеры отрицания в его худшем виде.

Данная психоаналитическая концепция более или менее без искажений воспринята повседневным языком, отчасти потому, что слово “отрицание”, так же как “изоляция”, не стало жаргонным. Другая причина популярности этой концепции – ее особая роль в программе “12 шагов” (лечения наркомании) и других мероприятиях, направленных на помощь их участникам в осознании привычного использования ими этой защиты и для того, чтобы помочь им выйти из ада, который они создали для себя.

Компонент отрицания можно найти в большинстве более зрелых защит. Возьмем, например, утешительную веру в то, что отвергший вас человек на самом деле хотел быть с вами, но просто еще не готов отдать себя целиком и оформить ваши отношения. В этом случае мы наблюдаем отрицание отвержения, а также более изощренный прием нахождения оправдания, который называется рационализацией. Аналогично этому, защита путем реактивного формирования, когда эмоция обращается в свою противоположность (ненависть – любовь), является специфическим и более сложным видом отрицания чувства, от которого нужно защититься, чем просто отказ испытывать данное чувство.

Самый очевидный пример психопатологии, обусловленной использованием отрицания, – мания. Пребывая в маниакальном состоянии, люди могут в невероятной степени отрицать свои физические потребности, потребность в сне, финансовые затруднения, личные слабости и даже свою смертность. В то время как депрессия делает совершенно невозможным игнорирование болезненных фактов жизни, мания придает им психологическую незначимость. Люди, для которых отрицание служит основной защитой, маниакальны по своему характеру. Аналитически ориентированные клиницисты относят их к типу гипоманиакальных. (Приставка “гипо”, означающая “мало” или “несколько”, указывает на отличие этих людей от индивидов, переживающих настоящие маниакальные эпизоды.)

Эта категория была охарактеризована также словом “циклотимия” (“чередование эмоций), поскольку в ней наблюдается тенденция чередования маниакальных и депрессивных настроений, обычно не достигающих выраженности клинически диагностируемого биполярного заболевания. Аналитики рассматривают эти перепады как результат периодических использований отрицания, за которыми каждый раз следует неизбежный “обвал”, когда у человека вследствие маниакального состояния наступает истощение.

Проявляется как отказ признавать существование чего-то нежелательного.

Описание

Отрицание - чрезвычайно простая для понимания защита. Её название говорит само за себя - применяющий её человек, собственно, отрицает события или информацию, которую не может принять.

Важным моментом является отличие отрицания от вытеснения , заключающееся в том, что информация, подверженная вытеснению, сначала была осознана , и только потом вытеснена, а информация, подвергнутая отрицанию, в сознание вообще не попадает. На практике это означает, что вытесненную информацию можно при некотором усилии вспомнить, причём субъективно она будет восприниматься именно как забытая. Информацию же, которая подверглась отрицанию, человек, после отказа от данной защиты, не вспомнит, а признает , так как до этого вообще не воспринимал её как существующую или имеющую смысл.

Типичный пример отрицания - это первая реакция на значимую потерю. Первое, что делает человек, получив информацию о потере, например, близкого человека, это отрицает эту потерю: «Нет!» - говорит он, - «Я никого не терял. Вы ошиблись». Однако есть множество и менее трагичных ситуаций, где люди часто применяют отрицание. Это отрицание своих чувств, в ситуациях, где испытывать их непозволительно, отрицание своих мыслей, если они недопустимы. Отрицание также является компонентом идеализации , когда существование недостатков идеализируемого отрицается. Оно может быть полезно в критических ситуациях, где человек может сохранить голову, отрицая опасность.

Проблема с отрицанием состоит в том, что оно не может защитить от реальности. Можно отрицать потерю близкого человека, но потеря от этого не исчезает. Можно отрицать наличие у себя опасного заболевания, но от этого оно не становится менее опасным, скорее наоборот.

Связь с психическими расстройствами и типами личности

Отрицание особенно характерно для мании , гипомании и вообще людей с биполярным аффективным расстройством в маниакальной стадии - в этом состоянии человек может поразительно долго отрицать у себя наличие усталости, голода, отрицательных эмоций и вообще проблем, до тех пор, пока это физически не истощит ресурсы его организма (что обычно приводит к депрессивной фазе).

Психологические защиты. Часть 1.2 Отрицание.

Продолжу начатую тему. Сегодня поговорим еще об одной психологической защите. Как обычно, предупреждение для слабонервных и скудных разумом

Отрицание

В одном из рассказов Роберта Шекли герои попали в очень сложную ситуацию. Галлюциногенный газ вызывал из бессознательного самые ужасные детские страхи. Они довольно быстро догадались, что с чудищами можно справиться «детскими» способами. Одно удалось уничтожить с помощью волшебного слова. Против другого оказался эффективен детский водяной пистолет. Но самое страшное чудовище нельзя было уничтожить. Никакие способы не действовали. Вспомните, как вам удавалось в детстве справляться со многими ночными кошмарами? Правильно! Укрыться с головой под одеялом. Так герои фантастического рассказа и сделали. Монстра нельзя было убить. Но он исчез, стоило забраться с головой под одеяло.
Это пример еще одной психологической защиты, которую можно отнести к примитивным - Отрицание. . Большинство из нас отвечает отрицанием на горе или катастрофу. Первая реакция на смерть близкого человека: «Нет!» Это отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: "Если я не признаю этого, значит, это не случилось". В детстве все мы считаем себя всемогущими. Укрылся одеялом, и монстр исчез.
Мы любим пользоваться этим защитным механизмом. Существует масса устойчивых выражений, в которых сконцентрирована суть этой защиты: «Все, что Бог ни делает - все к лучшему» или «То что нас не убивает делает нас сильнее». Человек, для которого отрицание является его главной защитой, всегда уверяет вас, что все прекрасно. А если не все, то, что не прекрасно, в конечном итоге, тоже приведет к хорошему результату. Переживание ощущений восторга и радости, особенно когда они возникают в ситуациях, в которых большинство людей нашли бы негативные стороны, также говорят о действии отрицания.
Как и любая защита, Отрицание имеет негативные и патологические стороны. Многие из нас, несмотря на серьезную необходимость, избегают посещения стоматолога, некоторые женщины игнорируют гинекологов, будто обладают магическими способностями, как акулы отращивать новые зубы или избегать заболеваний. А уж о том, как при помощи отрицания многие отвергают реальную возможность получить у психотерапевта помощь в решении своих личностных проблем, и говорить не стоит. Это худшие примеры отрицания. Проработка этой защиты очень важна в терапии зависимостей. Ведь при помощи отрицания
Не зря психотерапевты, аналитики и психологи говорят о депрессивных и маниакальных личностях в одной связке. Находясь в мании , люди отрицают свои физически потребности в отдыхе, еде, сне. Они отрицать личные слабости, материальные проблемы. В конце концов, даже собственную смертность. Депрессия - обратная сторона маниакальной медали, мания шиворот-навыворот. Депрессия делает совершенно невозможным не замечать болезненные факты жизни, которые мания отрицала, называя их малозначимыми.
Стоит добавить, что специалисты различают манию и гипоманию, маниакальных и гипоманильных личностей. «Гипо» означает «немного», «несколько». Это делается для того, чтобы отличить настоящие маниакальные эпизоды от эпизодов несколько маниакальных. Когда происходит периодическое использование отрицания, а вслед за ним истощение этой защиты и обвал в депрессию - можно говорить о циклотимии. Конечно, если эти перепады не достигают глубокого уровня биполярного заболевания.
Наличие ничем не модифицированного отрицания у взрослого человека, как и других примитивных защит, является поводом для беспокойства. Однако слегка гипоманиакальные люди бываю очаровательны. Многие люди, достигшие успеха в бизнесе, умеющие без устали работать, да еще и зажигать своей уверенностью в успехе других людей, - гипоманиакальны. Но близкие и друзья нередко замечают и оборотную сторону их характера - тяжелую и депрессивную, и часто нетрудно увидеть психологическую цену их маниакального шарма.

Теперь пришла очередь поговорить о более позитивной, адаптивной стороне защитного механизма Отрицание.

Большинство из нас используют не одну, две защиты, а целый спектр. Как и любая другая защита отрицание находит свое применение. В некоторой степени, почти все люди прибегают к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь более приятной. У многих из нас есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Например, если ваши чувства уязвлены, а вы находитесь в ситуации в ситуации, когда проявлять свои эмоции, тем более плакать неуместно, вы более охотно откажетесь от своих чувств, скажете, что их нет, чем, осознавая их, будете сознательно контролировать проявление эмоций.
Отрицание помогает спасателям, пожарным, военным. В чрезвычайных обстоятельствах, где они оказываются, способность к отрицанию опасности для выживания на уровне эмоций может спасти жизнь. Многие чрезвычайные ситуации демонстрируют нам людей, виртуозно владеющих Отрицанием. Именно они «не потеряли головы и контроля над ситуацией». Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия.