Антигитлеровская коалиция: этапы формирования и её роль в разгроме фашизма. Конференции глав государств антигитлеровской коалиции и их решения. Создание антигитлеровской коалиции, основные этапы. Международные конференции глав держав СССр, Великоьр.и США.

Антиги́тлеровская коали́ция - объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 годов против стран нацистского блока, также называемых Стран Оси: Германии, Италии, Японии.

В годы войны синонимом антигитлеровской коалиции стал термин «Объединённые нации», предложенный Рузвельтом и впервые встречающийся в Декларации Объединённых наций 1942 года (Вашингтонской декларации двадцати шести). Влияние коалиции на военный и послевоенный политический расклад огромно, на её основе была создана Организация Объединённых Наций (ООН).

Основные этапы формирования

Советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии 12 июля 1941 г. Москва

Атлантическая хартия США и Великобритании 14 августа 1941 г., к которой 24 сентября 1941 г. присоединился СССР

Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США 29 сентября - 1 октября 1941 г.

Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США в 1942 году.

Подписание Вашингтонской декларации 26 государствами (Декларация Объединённых Наций) о целях войны против фашизма 1 января 1942 г.

Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии 11 июня 1942 г. Вашингтон

Согласованию планов военных действий и политики союзников по отношению к будущей Европе были посвящены конференции великих Держав, проходившие в 1943 г. Особенное значение имела первая встреча глав трех великих держав – Сталина, Рузвельта и Черчелля в ноябре – декабре 43 г. в Тегеране. Конференция окончательно приняла согласованное решение осуществить высадку англо-американских войск в Северной Франции в мае 44 года и поддержать ее операцией в Южной Франции. Советская делегация не подтвердила согласие по окончанию войны в Европе вступить в войну против Японии. На тегеранской конференции обнаружились противоречия между союзниками относительно послевоенной судьбы Германии. СССР не поддержал предложения Рузвельта и Черчелля о расчленении Германии на несколько государств. Конференция по этому вопросу, не приняла ни каких решений. В целом общий итог Тегеранской конференции был положительным. Она укрепила сотрудничество глав держав антифашистской коалиции и согласовании планов дальнейших военных действий против Германии, открытию второго фронта.



8 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхарсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945 г.) посвящена была послевоенному устройству мира. В ее работе участвовал И.В. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль. Центральным вопросом был – германский. Германия рассматривалась как единое целое демократическое миролюбивое государство. Основным принципом политики в отношении Германии были демилитаризация и демократизация. Берлин подлежал оккупации войсками СССР, США, Франции по соответствующим секторам. Было установлено, что Западная граница Польши пройдет по реке Одеру, тем самым Польше возвращались ее исконные земли. Советскому Союзу передан Кенигсберг с прилегающими районами восточной Пруссии. Был создан первый орган – совет министров иностранных дел, в составе представителей: СССР, США, Великобритании, Франции, Китая для подготовки мирного договора с бывшими союзниками Германии, а так же Международного военного трибунала для суда над главными фашистскими военными преступниками. Главная мысль Потсдамской конференции и соглашение трех держав – партнерство и сотрудничество во имя мира без войны и насилия, на основании баланса законных интересов – согласия в том, что державы – победительницы никогда не допустят повторения агрессии со стороны Германии или любого другого государства. Объединение Германии в 1990 году дало возможность мировому обществу утвердить, что 1990 г. положил конец послевоенному устройству мира, определившемуся в Ялте и Потсдаме. В крымской конференции (февраль 45 г.) были подготовлены соглашения об условиях капитуляции Германии, о зонах оккупации и управления «Большим Берлином», а так же о контроле союзных войск в Германии.

56.Послевоенное развитие страны 1945-1953 гг. Обострение международных отношений и начало «Холодной войны». Создание социалистического лагеря и борьба двух систем. Четвертый пятилетний план восстановления и развития экономики СССР, его итоги. Духовная жизнь советского общества.



История многих государств – это калейдоскоп героических и трагических, радостных и печальных событий, связанных с жизнью народов, развитием экономики и культуры, борьбой за своё настоящее и будущее. Не зная прошлого страны, трудно оценивать настоящее и оценивать будущее.

Одним из грозных испытаний для советского народа была Великая Отечественная война. Нападение гитлеровской Германии на нашу страну прервало мирный созидательный труд много национальной семьи народов СССР – первого на планете социалистического государства. Развязанная фашистами война стала самой жестокой и тяжёлой из всех войн в истории нашей Родины.

В борьбе с фашистскими захватчиками, в восстановлении разрушенного врагом хозяйства Советский Союз опирался на экономическую базу, созданную в годы до военных пятилеток. Перебазирование в начале войны промышленных предприятий на восток страны имело решающее значении для укрепления военной мощи, экономического развития страны, разгрома врага, восстановления народного хозяйства.

Масштабы восстановительных работ были такими, каких не знала наша страна за всю многовековую историю. В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесён невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и 20 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и посёлков, более 70 тыс. сёл и деревень. Только в промышленности были выведении из строя основные фонды стоимостью в 42 млрд. руб. Общий экономический ущерб, нанесённый нашему государству, составил 2,6 трлн. руб.

Заголовком успеха, достигнутого в восстановлении народного хозяйства страны, была мудрая политика Коммунистической партии – инициатора, вдохновителя и руководителя всех важнейших государственный мероприятий; великая дружба советских народов, их интернационализм и взаимопомощь.

Итогом самоотверженного труда рабочих, колхозного крестьянства и интеллигенции всех союзных республик было восстановление городов и сёл, заводов и колхозов – всего народного хозяйства нашей страны.

С завершением Великой Отечественной войны страна вернулась к мирному созидательному труду. Перед государством, всем советским народом стояли главные задачи восстановительного периода - закрепить победу, в кратчайший срок восстановить народное хозяйство, добиться мощного подъема экономики и культуры, обеспечить благосостояние и достойный жизненный уровень советских людей. Эти задачи должен был решить четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы.

Война, расколов мир на два враждующих лагеря, великой победой вновь соединила его, наглядно продемонстрировав приоритет общечеловеческих интересов над классовыми. Обстановка в мире и сам климат международных отношений изменились. Временно межгосударственные отношения между всеми ведущими державами (Германия и Япония надолго выбыли их числа) приобрели партнерский, казалось, даже дружественный характер. Надежды на мирное, гармоничное развитие внушало и создание Организации Объединенных Наций. СССР впервые стал не только полноправным членом мирового сообщества, но и одним из его признанных лидеров. Для десятков и сотен миллионов людей впервые за многие годы исчез образ внешнего врага. Колоссальный вклад в победу Советского Союза вызвал всплеск симпатий на Западе, заставил забыть о раскулачивании и "большом терроре". Благодаря самоотверженной борьбе с фашизмом и роспуску Коминтерна (в 11943 г.) резко возрос авторитет компартий на Западе (с 1939 по 1946 г. их численность возросла в 2,9 раза). Они перестали рассматриваться в качестве подрывных организаций Кремля, а в некоторых странах были близки к приход)/ к власти.

Итоги второй мировой войны открывали возможность демократического обновления мира, крушения деспотических режимов, широкого межгосударственного диалога. Но тогдашние политические лидеры ведущих мировых держав не сумели использовать этот исторический шанс. С исчезновением общего врага лагерь победителей стал раскалываться, постепенно отношения между бывшими союзниками – странами антигитлеровской коалиции, стали эволюционировать от сотрудничества к конфронтации. Борьба с фашизмом сменилась глобальным противостоянием социалистической и капиталистической систем, Востока и Запада, что явилось главной особенностью и устойчивой тенденцией послевоенного мирового развития. Раскол мира, начавшийся в 1917 г., продолжал углубляться, приобретая новый, биполярный характер с наличием двух центров силы - СССР и США.

Одним из первых проявлений «холодной войны» стала предвыборная (в Верховный Совет СССР) речь И.В. Сталина (февраль 1946 г.), в которой говорилось о неизбежности империалистических войн и нарастании мощи Красной Армии, в агрессивной политике обвинялся Запад. Вскоре после окончания Второй мировой войны в США был составлен меморандум об отборе 20-ти наиболее важных целей на территории СССР для их (возможной) атомной бомбардировки.

Одной из наиболее трудных задач послевоенной пятилетки было восстановление и дальнейшее развитие сельского хозяйства. Она осложнялась тем, что в 1946 году страну поразила жесточайшая засуха, охватившая Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области.

Тоталитарно-бюрократическая система в конце 40-х - начале 50-х гг., более укрепилась и окончательно оформилась. По мере угасания энтузиазма, характерного для некоторых городских слоев в 30-е гг., все более проступали черты бюрократического режима с едва ли не абсолютным контролем партийно-государственного аппарата, лично Сталина над телами, душами и помыслами граждан. Культ Сталина достиг своего апогея. Сталин окончательно превратился в живое божество, требующее всеобщего поклонения. Политическая атмосфера последних лет жизни Сталина не позволяла ставить вопросы о вступлении страны на путь реформ.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Н.С. Хрущев, его внутренняя и внешняя политика. XX съезд КПСС. Либерализация общественно-политической системы. Противоречивый характер личности Н.С. Хрущеваи его политического курса.

Период "междуцарствия" долгие годы освещался историографией как бы вскользь и сводился исключительно к кадровым перестановкам. Однако именно весной-летом 1953 г. борьба за власть наверху отличалась наибольшей жесткостью и была тесным образом увязана с определением стратегии развития страны. Все члены политического руководства понимали необходимость преобразований. Но каждый по-своему определял приоритеты и глубину неизбежных перемен. В целом же, направления предстоящих изменений были обусловлены "болевыми точками" общественного развития. Центральное значение имело реформирование репрессивной системы и карательных органов, выведение из тупика аграрной сферы, корректировка внешнеполитического курса.

XX съезд КПСС

Созыв съезда был вызван необходимостью подвести итоги произошедших после смерти Сталина изменений в жизни страны и определить новый курс.

Отчетный доклад ЦК, представленный съезду Н. С. Хрущевым, подтвердил изменение политического курса, разрыв со сталинскими традициями, осуществленный в течение трех предыдущих лет как в области международных отношений, так и во внутренней политике, социальной и экономической.

Хрущев подчеркнул важность международной разрядки, заявив, что столкновение блоков не является исторической неизбежностью и что мирное сосуществование должно стать генеральной линией внешней политики СССР. По его мнению, благодаря новому, благоприятному для социализма соотношению сил в мире завоевание власти в “буржуазных странах” могло отныне происходить конституционным путем.

Перейдя в экономике, докладчик изложил основные направления шестого пятилетнего плана. Особое внимание план уделял сельскому хозяйству, положение в котором оставалось сложным, производству предметов потребления опережающими темпами по сравнению со средствами производства, а также жилищному строительству.

В идейно-политическом плане доклад Н. С. Хрущева был достаточно осторожным. Первый секретарь ЦК КПСС ограничился кратким упоминанием преступлений, совершенных “кликой Берии”, и несколькими критическими замечаниями в адрес В.М. Молотова, Г.М. Маленкова и И.В. Сталина. Восстановить и упорядочить ленинский принцип коллективного руководства - таков был политический лейтмотив большинства выступлений на съезде.

24 февраля Н.А. Булганин в качестве главы правительства представил экономический доклад, а затем Н. С. Хрущев сообщил советским делегатам, что вечером, после официального закрытия съезда, они должны явиться на закрытое заседание, куда иностранные участники не будут допущены.

Хрущёвская либерализация в общественной и экономической жизни не завершилась. Одна из причин - старый тип политического мышления у Н. Хрущёва и его сподвижников. Они были твёрдо убеждены в преимуществах социалистической системы и таких её основ, как монопольное положение государственной собственности в экономике и компартии в политике. Поэтому даже робкие, непоследовательные меры по реформированию государственного социализма вызывали тревогу. Против реформ активно выступал партийный аппарат, чья власть заколебалась с введением системы ротаций партийных кадров. К ним присоединился центральный государственный аппарат, влияние которого заметно ослабло с упразднением отраслевых министерств. Но самое главное заключалось в том, что реформы конца 50-х - начала 60-х гг. проводились в условиях отсутствия фактической демократии в обществе и развития процессов демократизации.

Первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. Эти годы оцениваются как начало <оттепели> (по образному выражению И. Эренбурга), наступившей после долгой сталинской зимы. Начался процесс расконсервации общества - Советский Союз становился все более открытым для мира, учащались культурные международные контакты. В 1957г. в Москве был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов.

В сентябре 1953 г. Хрущёв был избран 1-м секретарём ЦК.

Н.С. Хрущев – неординарная личность, вошедшая в историю, как самый противоречивый политик-реформатор.

В период хрущёвской “оттепели” была предпринята серьёзная попытка модернизации тоталитарной системы. Восстановили справедливость по отношению к миллионам невинно репрессированных людей. Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.

Эта либерализация нашла свое отражение в расцвете литературы и искусств. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о прошлом и светлые мечты о будущем. В развитии культуры в конце 50-х – 60-х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.

Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу. Курс Хрущёва характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. После неудач противоречивой, преобразовательной деятельности Н.С. Хрущёва в обществе возник синдром усталости, стремления к устойчивым формам социальной и личной жизни. Общественное хозяйство не достигло уровня развитого социализма, потому, что все реформы 50-60-х гг. носили противоречивый характер. Экономическая ситуация в целом была не благоприятна, снижались темпы экономического роста, нарушалось единство подходов к решению научно-технических проблем, начались закупки зерна за границей, отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда не было преодолено. После роста цен на продукты, закупки зерна в США и введения карточной системы, Хрущёв был обречён.

В октябре 1964 года Пленум ЦК освободил Хрущёва от занимаемой должности. Решающую роль в смещении Н.С. Хрущёва сыграла партийно-государственная бюрократия.

Антиги́тлеровская коали́ция - объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 годов против стран нацистского блока, также называемых Страны Оси : Германии, Италии, Японии и их сателлитов.

В годы войны синонимом антигитлеровской коалиции стал термин «Объединённые нации», предложенный Рузвельтом и впервые встречающийся вДекларации Объединённых наций

1942 года (Вашингтонской декларации двадцати шести). Влияние коалиции на военный и послевоенный политический расклад огромно, на её основе была создана Организация Объединённых Наций (ООН).

В сентябре 1939 в состоянии войны с Германий находились Польша, Франция, Великобритания и её доминионы (Англо-польский военный альянс 1939 и Франко-польский альянс 1921). В течение 1941 года к коалиции присоединился Советский Союз, Соединённые Штаты и Китай. На январь 1942 года антигитлеровская коалиция насчитывала 26 государств: так называемая Большая четвёрка (США, Великобритания, СССР, Китай), британские доминионы (Австралия, Канада, Индия, Новая Зеландия, Южная Африка), страны Центральной и Латинской Америки и Карибского бассейна, а также правительства в изгнании оккупированных европейских стран. Число участников коалиции в ходе войны увеличивалось; к моменту окончания войны с Японией в состоянии войны с Германией и её союзниками находилось 53 государства мира.

История объединения, действия

Предтеча антигитлеровской коалиции - коалиция «Западных союзников» возникла после вторжения нацистской Германии в Польшу в 1939 году, когда связанные с последней и между собой союзными соглашениями о взаимопомощи вступили в войну Великобритания, Франция и некоторые другие страны.

До нападения Германии в 1941 году СССР не входил в антигитлеровскую коалицию.

Широкая антигитлеровская коалиция сложилась сначала по духу после заявлений правительств США и Великобритании о поддержке Советского Союза после нападения на него Германии, а затем и по дву- и многосторонним документам в результате длительных переговоров правительств трёх держав о взаимной поддержке и совместных действиях .

При этом США до конца 1941 г. (до нападения Японии) формально не были в состоянии войны, но были «невоюющим союзником» антигитлеровской коалиции, оказывая военную и экономическую помощь воюющим странам.

Наиболее значимые события в ходе действия коалиции: Московское совещание (1941), Атлантическая хартия (август 1941), Декларация Объединённых наций (январь 1942), Тегеранская конференция (1943), Бреттон-Вудская конференция (1944), Ялтинская конференция (февраль 1945), Потсдамская конференция.

Вклад участников антигитлеровской коалиции в борьбу с врагом крайне неравномерен: одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально. Так, воинские соединения некоторых стран - Польши, Чехословакии, Югославии, а также Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Новой Зеландии, Филиппин, Эфиопии и других - принимали участие в военных действиях. Отдельные государства антигитлеровской коалиции (например,Мексика

) помогали основным ее участникам главным образом поставками военного сырья.

Помощь, полученная Советским Союзом от участия в антигитлеровской коалиции, в отличие от таковой для других стран, может оцениваться различными источниками как значительная или как незначительная (см. ленд-лиз ).

Основные этапы формирования

§ Советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии 12 июля 1941 г. Москва

§ Атлантическая хартия США и Великобритании 14 августа 1941 г., к которой 24 сентября 1941 г. присоединился СССР

§ Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США 29 сентября - 1 октября 1941 г.

§ Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США

§ Подписание Вашингтонской декларации 26 государствами (Декларация Объединённых Наций ) о целях войны против фашизма 1 января 1942 г.

§ Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии 11 июня 1942 г. Вашингтон

24. Конференции глав антигитлеровской коалиции В Тегеране(1943) и в Ялте(1945):

Политика в отношении Германии и проблемы послевоенного урегулирования

ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1943 г., конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1939–1945 (СССР, США и Великобритании): председателя СНК СССР И.В.Сталина, президента США Ф.Д.Рузвельта и премьер-министра Великобритании У.Черчилля. На конференции, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943, впервые в полном составе собралась «Большая Тройка» – Сталин, Рузвельт и Черчилль.

На конференции четко обозначилось стремление Рузвельта и Сталина договориться. Черчилль первоначально держался прежней стратегии изоляции русских. Рузвельт же предложил, чтобы советский представитель присутствовал на всех англо-американских встречах перед общей беседой. Идея глобального регулирования международных отношений равно импонировала Рузвельту и Сталину. Черчилль в этом отношении был консервативен, не особенно верил в послевоенное сотрудничество с СССР, сомневался в эффективности будущей новой международной Организации Объединенных Наций (ООН) и видел за этой идеей план оттеснить Великобританию на периферию международной политики.

Главное место в работе Тегеранской конференции заняло согласование планов военных действий союзников. Несмотря на решения предшествующих союзных конференций, Черчилль вновь поставил вопрос о том, чтобы отложить высадку англо-американских войск во Франции и вместо нее провести ряд операций на Балканах (надеясь предотвратить разрастание советской сферы влияния). Однако Сталин и Рузвельт воспротивились этому, считая север Франции единственно пригодным местом для открытия второго фронта. Было договорено, что второй фронт будет открыт на севере Франции в мае 1944. Сталин пообещал, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт.

Большая Тройка согласилась попробовать заставить Турцию вступить в войну на стороне союзников.

На конференции обсуждался вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу раздробления Германии на мелкие государства с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин сделал особый упор на том, что объединение Германии должно быть предотвращено любой ценой. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было.

Болезненным на конференции и спорным для советско-британских отношений был вопрос о Польше. К этому времени Сталин порвал отношения с размещавшимся в Лондоне польским правительством в изгнании. Выдвигаемый при поддержке англичан вопрос о расстрелах польских военнослужащих в Катынском лесу под Смоленском Кремль рассматривал как шантаж с целью заставить Москву пойти на территориальные уступки.

В Тегеране Сталин подтвердил, что восточная советско-польская граница должна проходить по линии, установленной в сентябре 1939, и предложил передвинуть западную польскую границу к Одеру. Понимая, что Москва в этом вопросе будет стоять насмерть, Черчилль согласился с этим предложением, заметив, что земли, получаемые Польшей, гораздо лучше земель, которые она отдает. Сталин заявил также, что СССР рассчитывает получить Кенигсберг и передвинуть границу с Финляндией дальше от Ленинграда.

На конференции четко обозначилось согласие западных союзников пойти навстречу Сталину в территориальном вопросе. Здесь же была сделана заявка на то, что послевоенный мир будет управляться четырьмя державами (СССР, США, Англия, Франция), действующими под эгидой новой международной организации. Для СССР это был колоссальный прорыв; США также впервые, после Вильсона, брали на себя глобальные функции; Великобритания, роль которой относительно уменьшалась, должна была довольствоваться уже тем, что не выпала из Большой Тройки.

На конференции была принята «Декларация об Иране», в которой участники заявили «о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана».

В заключение Сталин дал обещание о вступлении СССР в войну против Японии после поражения Германии.

Тегеранская конференция укрепила сотрудничество главных держав антифашистской коалиции и согласовала планы военных действий против Германии. В октябре, воспользовавшись задержкой советских войск на границе Восточной Пруссии, на Висле и у Будапешта, а также затишьем на Западе, немцы решили нанести союзникам контрудар. Собрав в районе Арденн значительные танковые силы, они в середине декабря бросили их против англо-американцев. После двухдневного боя германское наступление было остановлено. Опасаясь повторного германского удара, Черчилль обратился к Сталину с просьбой начать наступление на восточном фронте. Сталин пообещал начать широкое наступление во второй половине января. Более подробное соглашение по этому вопросу было достигнуто на Ялтинской конференции.

Ялтинская конференция

В начале февраля 1945 г. в Ливадии (около Ялты), в бывшем царском дворце, собрались главы трех держав: Рузвельт, Черчилль и Сталин. После утверждения плана общего, решающего наступления, были приняты решения по ряду назревших вопросов. Война близилась к концу, поэтому было необходимо решить участь послевоенной Германии и стран освобожденных от ее оккупации. Прежде всего было решено уничтожить германский милитаризм и нацизм, с тем, чтобы Германия никогда не смогла нарушить мира. Для этого она должна быть разделена на четыре зоны (американскую, английскую, французскую и советскую) и временно оккупирована союзными войсками. Все вопросы, касающиеся союзной политики должны решаться контрольной комиссией, состоящей из четырех командующих оккупационными войсками. Проведение в жизнь намеченной программы должно быть возложено на оккупационные власти соответствующей зоны. Контрольная комиссия должна также заняться распределением репараций между Западом и СССР. Советскому Союзу было предоставлено право временно оккупировать, кроме восточной части Германии, Балканские государства (кроме Греции), Польшу, Венгрию, Чехословакию и Румынию, в которых, после освобождения, должны быть созданы правительства соответствующие воле народа, путем свободных выборов. Временное правительство Польши, созданное в СССР, должно быть расширено путем включения в его состав членов “польского правительства в изгнании. Это коалиционное правительство должно в кратчайший срок провести свободные выборы, на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Югославия должна получить правительство подобное польскому. Так как Рузвельт и Черчилль не были уверены в решающей силе атомной бомбы, они обязали Сталина, в течение 90 дней по окончании войны в Европе, выступить против Японии, рассчитывая таким путем ускорить победу союзников. В виде компенсации за оказанную помощь СССР были обещаны южная часть Сахалина (утерянная Россией по Портсмутскому миру) и Курильские острова. После длительных переговоров между представителями СССР, США и Англии, было решено, как можно скорее произвести репатриацию военнопленных и рабочих, вывезенных в Германию и вообще всех советских граждан. На этом настаивала советская сторона. Американцы и англичане дали свое согласие. Здесь нужно заметить, что в этом соглашении не было упомянуто о насильственной репатриации. В заключение союзники решили в ближайшее время созвать в Сан Франциско представителей всех наций, воевавших против “Оси”, для создания (вместо умершей Лиги Наций) новой международной организации, задачей которой будет поддержание и укрепление мира.

− объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов. Начало антигитлеровской коалиции исторически связывается с заявлениями правительств США и Великобритании о поддержке Советского Союза после нападения на него фашистской Германии, длительными переговорами правительств трех держав о взаимной поддержке и совместных действиях. Наиболее значимые события в ходе действия коалиции - Московское совещание (1941), Декларация двадцати шести (1942) Тегеранская конференция (1943), Ялтинская конференция (1945).

Ленд-лиз − программа, представлявшая собой систему, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Концепция этой программы давала президенту власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США. Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что:

поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);

переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США.

На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента.

Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 г., и сумма - $674 млн.

После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (Ельцин, Козырев), по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн. американских долларов.

Маршал Г. К. Жуков в послевоенных беседах с писателем К. М. Симоновым заявил: «Говоря о нашей подготовленности к войне с точки зрения хозяйства, экономики, нельзя замалчивать и такой фактор, как последующая помощь со стороны союзников. Прежде всего, конечно, со стороны американцев, потому что англичане в этом смысле помогали нам минимально. При анализе всех сторон войны это нельзя сбрасывать со счетов. Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не могли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо. Без американских «студебеккеров» нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт. Выпуск специальных сталей, необходимых для самых разных нужд войны, был тоже связан с рядом американских поставок». При этом Жуков подчеркивал, что «мы вступили в войну, еще продолжая быть отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией»

Проблема открытия второго фронта

После нападения фашистской Германии на СССР одной из главных задач внешнеполитической деятельности Советского правительства стало создание антигитлеровской коалиции. Учитывая противоречия между СССР и капиталистическими странами, решить эту задачу было непросто. В течение года шли дипломатические переговоры, переписка между правительствами СССР, США и Великобритании по вопросу создания антигитлеровской коалиции. Подписанием 26 мая 1942 г. в Лондоне советско-английского договора о союзе в войне против гитлеровской Германии и 11 июня в Вашингтоне советско-американского соглашения о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии, антигитлеровская коалиция сложилась. Следующей задачей внешней политики СССР стало открытие союзниками второго фронта в Европе. Отсутствие второго фронта позволяло командованию вермахта держать на Востоке основные силы, не опасаясь за свой Западный фронт. Советское правительство, исходя из тяжелейшей обстановки на советско-германском фронте в 1941-1942 гг., добивалось от Англии и США открытия второго фронта в 1942 г. со всей настойчивостью. В ходе советско-американских переговоров в июне 1942 г., которые с советской стороны вел в Вашингтоне нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов, между правительствами СССР и США была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 г. Такого же согласия В.М. Молотов добился и от английского правительства, когда он по пути из Вашингтона в Москву остановился в Лондоне. На деле Англия не собиралась выполнять взятые на себя обязательства и выдвигала всевозможные оговорки, чтобы открытие второго фронта перенести на 1943 г. Кроме того премьер-министр Великобритании У. Черчилль делал все возможное, чтобы склонить президента США Ф. Рузвельта к отказу от взятого обязательства и сосредоточить усилия на осуществлении высадки англо-американских войск в Северной Африке. В июле 1942 г. президент США принял точку зрения У. Черчилля. В письме И.В. Сталину 18 июля, а затем в ходе переговоров с главой Советского правительства в Москве в августе 1942 г. У. Черчилль заявил об отказе Англии открыть второй фронт в Европе в 1942 г. Это же подтвердил от имени президента США Ф. Рузвельта и посол США в Москве А. Гарриман, присутствовавший на переговорах У. Черчилля и И.В. Сталина. Обещание союзников об открытии второго фронта не было выполнено и в 1943 г. Затягивание открытия второго фронта было связано с тем, что англо-американская коалиция рассчитывала на ослабление СССР, на то, что после изнурительной войны СССР потеряет значение великой державы. Второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г. с высадки англо - американских войск в Нормандии (Северная Франция) и американских войск в южной Франции 15 августа. К этому времени немцы имели во Франции, Бельгии, Голландии группу армий "Запад" в составе 50 дивизий, против СССР находилось более 200 дивизий и подавляющее большинство танков и авиации противника. Открытие второго фронта мало сказалось на положении Восточного фронта, так как союзники сразу же перешли к затяжному характеру ведения боевых операций. Активность англо - американцев возросла только после того, как они поняли, что СССР в скором времени самостоятельно разгромит фашистскую Германию, возьмет Берлин и освободит страны Западной Европы. Англо - американцы начали срочно оккупировать Австрию, Западную и Южную Германию, но к началу Берлинской операции советских войск они даже не дошли до р. Рейн.


Проблема послевоенного устройства мира

Тегеранская конференция состоялась 28 ноября - 1 декабря 1943 г. в Тегеране. На ней впервые собралась «Большая Тройка» - Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль, И. В. Сталин. Это была первая конференция «Большой Тройки» (СССР, США, Англия) за время Второй Мировой войны

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 - 11 февраля 1945) - вторая из трёх встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции - Великобритании, СССР и США, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце г.Ялта, Крым.

Потсдамская конференция состоялась в Германии - г.Потсдам (дворец Цецилиенхоф) с 17 июля по 2 августа 1945 с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы.

В конференции участвовали главы правительств трёх государств - президент США Гарри Трумэн (председательствовал на всех заседаниях), председатель Совета народных комиссаров СССР И. В. Сталин и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (во время конференции потерпел поражение на выборах, и в Потсдам прибыл его преемник Клемент Эттли).

Открытие второго фронта

Основными были военные вопросы, в особенности вопрос о втором фронте в Европе, к-рый вопреки обязательствам США и Великобритании не был открыт ими ни в 1942, ни в 1943. В новой обстановке, сложившейся в результате побед Сов. Армии, англо-амер. союзники стали опасаться, что Сов. Вооруж. Силы освободят Зап. Европу без участия вооруж. сил США и Великобритании. Вместе с тем в ходе переговоров обнаружилось различие точек зрения глав пр-в США и Великобритании о месте, масштабах и времени вторжения союзников в Европу. По настоянию сов. делегации Т. к. приняла решение об открытии второго фронта во Франции в течение мая 1944 (см. «Оверлорд»). Т. к. приняла также к сведению заявление И. В. Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт. В Теге- ране сов. делегация, идя навстречу просьбам пр-в США и Великобритании, а также учитывая неоднократные нарушения Японией сов.- япон. договора 1941 о нейтралитете и в целях сокращения сроков войны на Д. Востоке, заявила о готовности СССР вступить в войну против Японии по завершении воен. действий в Европе.

Германский вопрос (территориально и политика по отношению к ней

На конференции обсуждался вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу раздробления Германии на мелкие государства с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин сделал особый упор на том, что объединение Германии должно быть предотвращено любой ценой. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было.

В Ялте, как и в 1943 на Тегеранской конференции, вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения.

Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение.

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство – постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения.

Репарации

Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была, т.к. этому воспротивилась британская сторона. Американцы же благожелательно восприняли советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены СССР.

Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса о помощи немцам. Продовольствие же в Германии производилось в большой мере в тех восточных районах, которые Москва уже передала под польскую юрисдикцию.По вопросу о репарациях компромисс все же был достигнут. СССР (обязуясь передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.

Польский вопрос

Болезненным на конференции и спорным для советско-британских отношений был вопрос о Польше. К этому времени Сталин порвал отношения с размещавшимся в Лондоне польским правительством в изгнании. Выдвигаемый при поддержке англичан вопрос о расстрелах польских военнослужащих в Катынском лесу под Смоленском Кремль рассматривал как шантаж с целью заставить Москву пойти на территориальные уступки. В Тегеране Сталин подтвердил, что восточная советско-польская граница должна проходить по линии, установленной в сентябре 1939, и предложил передвинуть западную польскую границу к Одеру. Понимая, что Москва в этом вопросе будет стоять насмерть, Черчилль согласился с этим предложением, заметив, что земли, получаемые Польшей, гораздо лучше земель, которые она отдает. Сталин заявил также, что СССР рассчитывает получить Кенигсберг и передвинуть границу с Финляндией дальше от Ленинграда.

Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени вся территория Польши контролировалась советскими войсками; в этой стране было образовано прокоммунистическое правительство.

Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов. Однако это была уловка, уже обсужденные в Тегеране польские границы западных лидеров не занимали. В действительности на повестке дня стоял другой вопрос – послевоенного политического устройства Польши. Сталин повторил ранее согласованную позицию: западная граница Польши должна быть передвинута, восточная – проходить по линии Керзона. Что же касается правительства Польши, то варшавское с лондонским никаких контактов иметь не будет. Черчилль заявил, что по его сведениям просоветское правительство представляет взгляды не более чем трети поляков, ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям. Сталин в ответ пообещал включить во временное правительство некоторых «демократических» лидеров из польских эмигрантских кругов.

Рузвельт предложил создать президентский совет в Польше, состоящий из представителей различных сил, который бы сформировал польское правительство, однако вскоре снял свое предложение. Последовали долгие дискуссии. В итоге было решено реорганизовать временное польское правительство на «широкой демократической основе» и провести как можно скорее свободные выборы. Все три державы обязались установить дипломатические отношения с реорганизованным правительством. Восточная граница Польши определялась по линии Керзона; территориальные приращения за счет Германии были упомянуты расплывчато. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до следующей конференции.

Фактически решениями по польскому вопросу, о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье – в англо-американской сфере влияния.

На первом же пленарном заседании вновь (как в Тегеране и Ялте) встал вопрос о Польше. Советская делегация отстаивала западную польскую границу по рекам Одеру – Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал полякам эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте. По настоянию советской стороны в Потсдам прибыли польские представители во главе с Болеславом Берутом. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократически выборы. Черчилль и Трумэн предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно «переварить» такую большую территорию.

Польский вопрос, стоивший Черчиллю столько крови, был последним, который он обсуждал как премьер-министр Великобритании. 25 июля Черчилль вместе с министром иностранных дел А.Иденом отбыл в Лондон, где на следующий день подал в отставку. В Потсдам прибыли новый премьер-министр К.Эттли и новый министр иностранных дел Э.Бевин.

Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Окончательное решение вопроса о западной границе Польши было отложено, однако уже сейчас Польше передавались восточногерманские земли. Конференция согласилась на передачу СССР города Кенигсберга и прилегающей территории.

Другие вопросы

Принята «Декларация об Иране», в которой участники заявили «о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана». На конференции обсуждались также др. вопросы, в т. ч. касающиеся послевоен. Организации мира.

Советское предложение о членстве советских республик в будущей ООН было принято, однако их число было ограничено двумя (Молотов предлагал две-три – Украину, Белоруссию и Литву, мотивируя это тем, что Британское Содружество представлено в полном составе). Было решено провести учредительную конференцию ООН в США в апреле 1945. Советская сторона согласилась с американским предложениям, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог принимать участие в голосовании в том случае, если вопрос касался страны-члена СБ. Рузвельт воспринял советскую уступку с воодушевлением.

Рузвельт серьезно относился к принципу опеки ООН над колониальными территориями. Когда американская сторона представила соответствующий документ, Черчилль заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Как, вопрошал Черчилль, апеллируя к СССР, отнесся бы Сталин к предложению интернационализировать Крым? Американская сторона заявила, что имелись в виду территории, отвоеванные у врага, например острова в Тихом океане. Согласились на том, что американское предложение распространяется на подмандатные территории Лиги наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор со стороны ООН.

Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои. В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 в Москве, – рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.

Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, подтвердили паритет в Югославии, где руководитель югославских коммунистов Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. Но практическое урегулирование ситуации в Югославии складывалось не так, как этого хотелось Черчиллю. Англичан беспокоили также вопросы территориального урегулирования между Югославией, Австрией и Италией. Было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.

Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении проблем послевоенного устройства Румынии и Болгарии. Ситуация в Венгрии, где советская сторона также исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.

Италию как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН отказали. Было решено «улучшить» работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии предлагалось осуществлять «упорядоченным и гуманным» образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел – решить вопрос о дальнейшем выводе войск из Ирана.

Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турками. Трумэн предложил свободный режим проливов при гарантиях всех великих держав. В итоге было принято решение о том, что конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким правительством.

Антигитлеровская коалиция - союз государств и народов, сложившийся в ходе второй мировой войны против агрессивного блока Германии, Италии, Японии и их сателлитов.

США+СССР+Великобритания+Франция+Китай+Польша+Чехословакия+Югославия

Этапы складывания:

-12 июля 1941 г. советско-британское соглашение , подписанное в Москве, о совместных действиях в войне против Германии. Сформулированы основные принципы деятельности: взаимная помощь и поддержка в войне против Германии и отказ от переговоров или заключения перемирия с противником без обоюдного согласия союзников.

-14 августа 1941 г. – «Атлантическая хартия» англо-американская декларация. Содержала призывы к формированию антигитлеровской коалиции.

-24 сентября 1941 г. – Лондонская конференция. «Атлантическая хартия» была одобрена и стала первым совместным заявлением СССР, США и Великобритании о целях борьбы против агрессора.

-29 сентября – 1 октября 1941 г. – Московская конференция . США, СССР, Великобритания. Принят ряд конкретных соглашений, направленных на мобилизацию ресурсов союзных стран. (После 7 декабря 1941 г. – Перл-Харбор США стали воюющим государством).

Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США

-1 января 1942 г. – подписание Декларации Объединенных Наций (Вашингтонская декларация) , оформившей союз государств антигитлеровской коалиции. Первыми в нее воли: США, СССР, Великобритания, Китай, затем еще 22 государства.

- 11 июня 1942г. Вашингтон - советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии

Проблема: открытие второго фронта, оттянуть войска от первого фронта (прежде всего заинтересованность СССР).

Причины оттягивания открытия второго фронта: политика истощения СССР и Германии, идеологические противоречия. Открыт 6 июля 1944 г.

Конференции:

1943 г. Тегеранская конференция.

Ялтинская конференция

Роль: - объединение усилий государств

Разгром Германии и Японии, вывод Италии из войны (1943г.)

Главная роль в разгроме Гитлера – СССР

Вклад участников антигитлеровской коалиции в борьбу с фашизмом крайне неравномерен: одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально.

22 июня 1941 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль, а 24 июня президент США Ф.Д. Рузвельт заявили о намерении их стран оказать помощь Советскому Союзу в борьбе против Германии.
12 июля 1941 г. было подписано Англо-советское соглашение о совместном действии в войне против Германии. В августе 1941 г. Рузвельт и Черчилль, встретившись в Атлантическом океане у берегов Канады, подписали хартию, которая излагала официальные цели США и Великобритании в войне и стала одним из программных документов антигитлеровской коалиции. В Атлантической хартии говорилось, что США и Великобритания не стремятся к территориальному или другим преображениям и уважают право всех народов избирать себе форму правления. Хартия была сформулирована в демократическом духе. Но в ней указывались пути ликвидации фашистского порядка. Для выполнения этих взаимных обязательств существовало три формы сотрудничества, государств коалиции: военная, материальная и политическая.
Победа Красной Армии под Москвой в декабре 1941 г. содействовала окончательному оформлению антигитлеровской коалиции. 1 января 1942 г. в Вашингтоне двадцать шесть государств, в том числе Советский Союз, США, Великобритания, подписали Декларацию объединенных наций. Они обязались использовать свои ресурсы для борьбы против агрессоров, сотрудничать в войне и не заключать сепараторного мира.



26 мая 1942 г. в Лондоне был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе. Договор предусматривал также сотрудничество и оказание взаимной помощи после войны. В мае-июне 1942 г. в Вашингтоне состоялись советско-американские переговоры, завершившиеся 11 июня подписанием соглашения о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. Обе стороны обязались снабжать друг друга оборонными материалами, информацией и развивать торговлю и экономическое содружество. Заключение этих документов показало, что различия в общественном устройстве и идеологии преодолимы.
Вообще идея помощи странам, противостоящим нацистской Германии, возникла в министерстве финансов США осенью 1940 г., когда юрисконсульты этого министерства Э. Фоли и О. Кокс обнаружили в архивах закон 1892 г., принятый еще при президенте Бенджамине Гаррисоне. Сдув с него пыль, они прочитали, что военный министр США, «когда по его усмотрению это будет в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». На основании своей находки Фоли и Кокс подготовили билль, то есть законопроект о ленд-лизе (англ. lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду). Уже 11 марта
1941 г. его подписал президент. Поставки по ленд-лизу осуществлялись США в страны-союзницы по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. Помощь оказывалась правительствам 42 стран (включая Великобританию, СССР, Китай, Австралию, Бельгию, Нидерланды, Новую Зеландию и др.) и к концу войны составила в денежном эквиваленте примерно 48 миллиардов долларов.
Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 г. Первые поставки в Советский Союз по ленд-лизу начались уже в октябре 1941 г. Одной из важнейших составных частей западной помощи Советскому Союзу в рамках ленд-лиза были широкомасштабные поставки автомобильной техники из США, Канады и Великобритании. Первые партии автомашин прибыли в СССР осенью 1941 г. В 1942 г. Красная Армия потеряла 66200 автомобилей, а получила 152 900, произвела же отечественная промышленность всего лишь 35 000 новых машин и 79 000 СССР получил по ленд-лизу. В 1943-1945 гг. в армию было направлено 387 300 автомобилей, а по ленд-лизу было получено 398 785. Подавляющее большинство импортных автомашин было отправлено непосредственно на фронт.
Помимо вооружения, боеприпасов и разнообразного военного снаряжения США, Великобритания и Канада поставляли в Советский Союз, сражающийся с гитлеровской Германией, огромное количество товаров промышленного и сельскохозяйственного назначения. Одним из наиболее слабых мест советской экономики накануне грандиозной по своему размаху войны было производство авиационного и, в несколько меньшей степени, автомобильного бензина. Поставленный по ленд-лизу авиабензин вместе со светлыми бензиновыми фракциями составил 46,7 % от советского производства 1941-1945 гг.
Чрезвычайно важным вкладом западных союзников по Антигитлеровской коалиции в нашу общую победу были их ленд-лизовские поставки для нужд советского железнодорожного транспорта. По ленд-лизу же в СССР было поставлено 622,1 тысячи тонн железнодорожных рельс, 11 075 вагонов (в 10,2 раза больше советского производства 1942-1945 гг.).
Американские поставки играли существенную роль и в снабжении СССР автопокрышками. По ленд-лизу было поставлено в Советский Союз 3 606 тысяч автопокрышек, в то время как советское производство их в 1941-1945 гг. составило 8 368 тысяч штук.
Исключительно важное значение для Советского Союза вообще, для Красной Армии в частности, имели ленд-лизовские поставки продовольствия. Острейший продовольственный кризис разразился в 1943 г., когда и без того крайне скудные нормы выдачи продовольствия были негласно сокращены почти на треть. Поэтому продовольственные поставки к середине 1944 г. значительно выросли, потеснив в советских заявках металлы и даже некоторые виды вооружения.



Поистине исключительное значение для ведения вооруженной борьбы имели поставки западными союзниками средств связи и систем управления огнем. К концу войны удельный вес союзного имущества связи в Красной Армии и на флоте составлял 80%. Большое количество импортного имущества связи направлялось в народное хозяйство.
В письме И. Сталина президенту США Г. Трумэну от 11 июня 1945 г. было отмечено, что «соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли СССР в порядке ленд-лиза стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага – гитлеровской Германии».
В деле военного сотрудничества особое значение имело открытие второго фронта в Европе. Летом 1942 г. военное положение СССР резко ухудшилось. Германское наступление на юге поставило Советский Союз в самое трудное положение за весь год войны. 12-16 августа Черчилль провел со Сталиным переговоры, в ходе которых Сталин укрепился в мысли, что союзники ждут, пока Германия будет измотана в борьбе с Советским Союзом, чтобы затем вступить в войну на европейском континенте на последнем этапе.
Второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г. с высадки англо-американских войск в Нормандии (Северная Франция) и американских войск в южной Франции 15 августа. К этому времени немцы имели во Франции, Бельгии, Голландии группу армий «Запад» в составе 50 дивизий, против СССР находилось более 200 дивизий и подавляющее большинство танков и авиации противника. Открытие второго фронта мало сказалось на положении Восточного фронта, так как союзники сразу же перешли к затяжному характеру ведения боевых операций. Активность англо-американских войск возросла только после того, как они поняли, что СССР в скором времени самостоятельно разгромит фашистскую Германию, возьмет Берлин и освободит страны Западной Европы. Англо-американцы начали срочно оккупировать Австрию, Западную и Южную Германию, но к началу Берлинской операции советских войск они даже не до-
шли до р. Рейн.
Согласованию планов военных действий и политики союзников по отношению к будущей Европе были посвящены конференции великих держав, проходившие в 1943-1945 гг. Особенное значение имела первая встреча глав трех великих держав – Сталина, Рузвельта и Черчилля – в Тегеране 28 ноября – 1 декабря 1943 г. По настоянию советской делегации Тегеранская конференция приняла решение об открытии второго фронта во Франции в течение мая 1944 г. Тегеранская конференция приняла также к сведению заявление И. Сталина, что советские
войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт. В Тегеране советская делегация, идя навстречу просьбам правительств США и Великобритании, заявила о готовности СССР вступить в войну против Японии по завершении военных действий в Европе. На Тегеранской конференции была достигнута договорённость об установлении границ Польши. В целом общий итог Тегеранской конференции был положительным.
Вновь «большая тройка» (Сталин, Рузвельт и Черчилль) собралась 4-11 февраля 1945 г. в Ливадийском дворце близ Ялты в период, когда война против фашистской Германии вступила в завершающую стадию. На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, определено отношение к Германии после ее безоговорочной капитуляции, намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенного устройства мира, обсужден ряд других вопросов. Решения Ялтинской конференции во многом предопределили послевоенное устройство Европы и мира почти на пятьдесят лет, вплоть до крушения социалистической системы в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
8 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. А с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме прошла третья конференция великих держав. Советскую делегацию возглавлял
И. Сталин, американскую – Г. Трумэн, английскую – У.Черчилль, а с 28 июля сменивший его на посту премьер-министра К. Эттли. Определяющее место в повестке дня Потсдамской конференции занял германский вопрос. Главы трёх держав договорились осуществлять в период оккупации Германии согласованную политику. Её суть была сформулирована в виде принципов демилитаризации, демократизации и денацификации страны. Три державы подтвердили, что «германский милитаризм и нацизм будут искоренены», с тем чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всём мире. Была достигнута договорённость о полной демилитаризации и разоружении Германии. Намечались конкретные меры по перестройке политической жизни в Германии на демократической основе. Острая борьба велась на Потсдамской конференции по вопросу о репарациях. Делегации решили, что все четыре державы получат репарации из своих зон оккупации и за счёт германских вложений за границей; СССР дополнительно к этому 25% всего изымаемого из западных зон промышленного оборудования, из них 15% в обмен на эквивалентные поставки угля, продовольствия и других материалов. Потсдамская конференция согласилась с советским предложением о передаче СССР г. Кенигсберг с прилегающим к нему районом. Было принято также согласованное решение о предании суду главных немецких военных преступников. По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии Одер-Нейсе, что сократило её территорию на 25% по сравнению с 1937 г. В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к холодной войне.
В целом, антигитлеровская коалиция внесла большой вклад в разгром фашизма, хотя вклад её участников в борьбу с фашизмом крайне неравномерен: одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально. Так воинские соединения некоторых стран – Польши, Югославии, а также Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Новой Зеландии, Филиппин, Эфиопии и других – принимали участие в военных действиях. Отдельные государства антигитлеровской коалиции (например, Мексика) помогали основным ее участникам главным образом поставками военного сырья. Число участников коалиции в ходе войны увеличивалось; к моменту окончания войны с Японией в состоянии войны с Германией и её союзниками находилось 53 государства мира.

Понимание опасности фашистского порабощения отодвинуло традиционные противоречия и подвигло ведущих политиков времени к объединению усилий в борьбе против фашизма. Сразу после начала агрессии правительства Англии и США выступили с заявлениями о поддержке СССР. У.Черчилль выступил с речью, в которой гарантировал поддержку СССР правительством и народом Великобритании. В заявлении правительства США 23 июня 1941 г. говорилось, что фашизм является главной опасностью для американского континента.

Формирование антигитлеровской коалиции было положено началом переговоров между СССР, Великобританией и США. которые завершились подписанием 12 июля 1941 г. советско-английского соглашения о сотрудничестве. Соглашение сформировало два основных принципа коалиции: помощь и поддержка всякого рода в войне против Германии, а также отказ от ведения переговоров или заключения перемирия и сепаратного мира.

16 августа 1941 г. было заключено экономическое соглашение о торговле и кредитах. Союзники СССР обязались поставлять в нашу страну вооружение и продовольствие (поставки по ленд-лизу). Совместными усилиями было оказано давление на Турцию и Афганистан с целью добиться от этих стран нейтралитета. Проведена оккупация Ирана.

Одним из основных шагов в создании антигитлеровской коалиции стало подписание 1 января 1942 г. (по инициативе США), Декларации Объединенных наций о борьбе против агрессора.

В основу соглашения легла Атлантическая хартия. Декларацию поддержали 20 стран.

Основной проблемой антигитлеровской коалиции явились разногласия между союзниками о сроках открытия второго фронта. Впервые этот вопрос обсуждался во время визита Молотова в Лондон и Вашингтон. Однако союзники ограничились боевыми действиями в Северной Африке и высадке войск на Сицилии. Окончательно этот вопрос был решен в ходе встречи глав союзных держав в Тегеране в ноябре-декабре 1943 г.

В договоренности между Сталиным, президентом США Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У.Черчиллем был определен срок открытия второго фронта, а также обсуждались проблемы послевоенного обустройства Европы.

Одним из важнейших этапов в укреплении антигитлеровской коалиции стала Крымская конференция глав союзных государств, которая прошла в Ялте в феврале 1945 г.

Перед началом этой конференции по приказу Сталина было развернуто мощное наступление на фронтах.

Используя этот фактор и сыграв на противоречиях между союзниками, Сталину удалось добиться подтверждения границ Польши по «линии Керзона», принятия решения о передаче СССР Восточной Пруссии и Кенигсберга.

Было принято решение о полном разоружении Германии и определены размеры репарации. Союзники решили взять под контроль военную промышленность Германии, запретили нацистскую партию.

Германия была разделена на четыре оккупационные зоны между США, СССР, Англией и Францией. На конференции было принято секретное соглашение, по которому СССР обязался объявить войну Японии.

17 июля 1945 г. состоялась конференция глав государств антигитлеровской коалиции в Потсдаме. Решались вопросы послевоенного устройства. Во главе делегации СССР был Сталин, английской -Черчилль, американской - Трумэн.

СССР потребовал увеличения репараций и переноса границ Польши по линии Одер-Нейсе, на что получил согласие. Участники конференции приняли решение предать Международному суду нацистских преступников.

Выполняя взятые на себя союзнические обязательства, 8 августа 1945 г. СССР денонсировал договор о нейтралитете с Японией и объявил ей войну.

Тегеранская конференция и ее решения имели большое международное значение. На конференции восторжествовали принципы сотрудничества великих держав антигитлеровской коалиции, направленного на победоносное скорейшее завершение второй мировой войны и установление прочного мира. В подписанной руководителями трех союзных держав декларации подчеркивалось, что СССР, США и Англия «будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время».

Результаты Тегеранской конференции были высоко оценены ее участниками. Президент Рузвельт рассматривал встречу в Тегеране «как важную веху в прогрессе человечества». 4 декабря 1943г. он писал И. В. Сталину, что считает конференцию «весьма успешной» и выражал уверенность, что она является «историческим событием, подтверждающим не только нашу способность совместно вести войну, но также работать для дела грядущего мира в полнейшем согласии».

6 декабря 1943г. глава Советского правительства ответил, что после конференции «имеется уверенность, что наши народы будут дружно совместно действовать и в настоящее время и после завершения войны».

Так же эта встреча оказала положительное влияние на межсоюзнические отношения, укрепила доверие и взаимопонимание между ведущими державами антигитлеровской коалиции.

Второй фронт был открыт 6 июня 1944г. Началась высадка экспедиционных сил на севере Франции, в Нормандии. Они не встречали значительного сопротивления противника. К концу июня в Нормандии было сосредоточено 875 тыс. союзнических войск; они захватили плацдарм около 100 км по фронту и 50 км в глубину, а в августе овладели почти всей северо-западной Францией. 15 августа 1944 г. американские и французские войска высадились на юге Франции и развернули успешное наступление на север.

В результате открытия второго фронта был, наконец, снят с повестки дня этот крайне болезненный вопрос, который в течение долгих трех лет самым серьезным образом осложнял отношения между СССР, Англией и США.

рымская конференция руководителей США, СССР и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений по важным вопросам вновь показало возможность международного сотрудничества государств с различным общественным строем.

Созданный в Ялте биполярный мир и жёсткий раздел Европы на восток и запад сохранились на полвека, вплоть до 1990-х годов, что говорит об устойчивости этой системы.

Ялтинская система рухнула лишь с падением одного из центров, обеспечивавших равновесие сил. Буквально за два - три года на рубеже 1980 - 1990-х годов «Восток», который олицетворял СССР, исчез с карты мира. С тех пор границы сфер влияния в Европе определяются лишь текущей расстановкой сил. В то же время большая часть Центральной и Восточной Европы достаточно спокойно пережила исчезновение прежних демаркационных линий, а Польша, Чехия, Венгрия и страны Балтии даже смогли встроиться в новую картину мира в Европе.

Конференция, на которой присутствовали И. Сталин (СССР), Ф. Рузвельт (США), У. Черчилль (Великобритания), начала свою работу в тот момент, когда, благодаря мощным ударам Красной армии на Восточном фронте и активным действиям англо-американских войск на западе Европы, Вторая мировая война вступила в завершающую стадию. Этим объяснялась и повестка дня конференции - послевоенное устройство Германии и других государств, принимавших участие в войне, создание международной системы коллективной безопасности, которая бы исключила в будущем возникновение мировых военных конфликтов.

Конференция приняла ряд документов, на долгие годы определивших развитие международных отношений.

Было заявлено, в частности, что целью участников конференции является «разоружить и распустить все германские вооруженные силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб; изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа», т.е. уничтожить германский милитаризм и нацизм так, чтобы Германия никогда больше не была в состоянии нарушить мир.

В качестве системы коллективной безопасности было решено создать Организацию Объединенных Наций, определены основные принципы ее устава.

Кроме того, с целью скорейшего завершения Второй мировой войны было достигнуто соглашение по Дальнему Востоку, предусматривавшее вступление СССР в войну с Японией. Дело в том, что Япония - одно из трех основных государств, развязавших Вторую мировую войну (Германия, Италия, Япония), - находилась в состоянии войны с США и Англией с 1941г., и союзники обратились к СССР с просьбой помочь им в ликвидации этого последнего очага войны.

В коммюнике конференции было зафиксировано стремление союзных держав «сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций».

К сожалению, единства целей и действий союзных держав в послевоенный период достичь не удалось: мир вступил в эпоху «холодной войны».

Ялтинская конференция 1945 года почти на полвека предопределила устройство мира, поделив его на Восток и Запад. Этот биполярный мир просуществовал вплоть до начала 1990-х годов и рухнул вместе с СССР, подтвердив тем самым зыбкость мироустройства, основанного на праве победителей над побежденными.

На Потсдамской конференции было принято решение о создании постоянного органа - Совета министров иностранных дел (СМИД) в составе представителей СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. На совет была возложена обязанность подготовить и предложить предстоящей мирной конференции проекты мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, выработать предложения по урегулированию неразрешенных территориальных вопросов, возникших в связи с окончанием войны в Европе, а также наметить условия мирного урегулирования для Германии. В дальнейшем этот совет стал прообразом Совета Безопасности - постоянно действующего органа при Организации Объединенных Наций.

Самым главным в решениях конференции стал вопрос о Германии. При его решении участники конференции исходили из положения, что Германия в период оккупации, несмотря на наличие различных оккупационных зон, должна рассматриваться как единое экономическое и политическое целое (в дальнейшем, однако, вследствие начала «холодной войны» и усилившихся противоречий между сверхдержавами целостность Германии сохранить не удалось). Целями политических и экономических мероприятий союзников в Германии Потсдамская конференция провозгласила ее денацификацию, демилитаризацию, демократизацию и децентрализацию, а также упразднение всех военных и полувоенных организаций и институтов (включая генеральный штаб), ликвидацию вооруженных сил (включая авиацию и флот) и предотвращение производства в Германии всех видов вооружения.

Конференция разрешила также некоторые территориальные споры в послевоенной Европе. В Потсдаме, в частности, была одобрена передача Советскому Союзу одной трети Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом. Небольшая часть этих территорий - часть Куршской косы и город Клайпеда - в 1945 году по решению руководства СССР вошли в состав Литовской ССР.

На Потсдамской конференции США, Англия и Китай обратились к Советскому Союзу с предложением включиться в войну против Японии. В результате Сталин подтвердил обязательства Советского Союза не позднее трех месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии.

25 апреля 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций – крупнейший международный форум того времени, собравший более 800 делегатов от 50 стран. Еще гремела война, советские войска штурмовали Берлин, но человечество стояло на пороге мира. Представители многих стран, участвовавших в войне против фашистской Германии и милитаристской Японии, собрались вместе, чтобы решить вопрос о создании такой международной организации, которая помогла бы обеспечить мир и безопасность всем народам после войны. Сан-францисская конференция была заключительным шагом в создании Организации Объединённых Наций. Она подвела итоги долгой и сложной дипломатической борьбы, отразившей коренные перемены на мировой арене за годы второй мировой войны.

Инициаторами создания международной организации по поддержанию мира и безопасности были великие державы антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритания. Советский Союз первым высказался за необходимость объединения в послевоенный период миролюбивых государств на новых, подлинно демократических началах.

Основы новой международной организации закладывались в ходе войны. Уже в заявлении Советского правительства 3 июля 1947 году были определены цели войны – не только ликвидация опасности, нависшей над Советской страной, но и помощь народам Европы, стонущим под игом фашизма. Ясное заявление СССР о целях войны побудило воевавшую Англию и ещё не воевавшие США также высказаться по этому поводу.

В августе 1941 года президент США Рузвельт и премьер-министр Великобритании Черчель, учитывая размах антифашистских настроений, сформулировали в Атлантической хартии некоторые принципы послевоенного устройства мира: уважение государственного суверенитета и территориальной целостности всех стран, освобождение порабощенных народов и восстановление их суверенных прав, право каждой нации избегать свой общественный строй, равноправное экономическое сотрудничество. Советское правительство в Декларации от 24 сентября 1941 года на межсоюзной конференции в Лондоне заявило о присоединении к основным принципам Атлантической хартии, внеся в нёё существенное дополнение о праве каждого народа не только выбирать, но и устанавливать общественный строй по своему усмотрению. В том же документе Советский Союз постановил “определить путь и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира"". Развивая эту программу, СССР предложил создать всеобщую международную организацию. В советско-польской Декларации о дружбе и взаимной помощи от 4 декабря 1941 года, где была выдвинута эта идея, говорилось: “ Обеспечение прочного и справедливого мира... может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной на объединении демократических стран в прочный союз ”.

Декларация Объединенных Наций (так по предложению Ф. Рузвельта были названы, объявившие войну фашистской “ оси ”), подписанная 26 странами 1 января 1942 года, подтвердила принципы Атлантической хартии и организационно оформила антифашистскую коалицию – ядро будущей организации.

На Московской конференции министров иностранных дел 30 октября 1943 года впервые была принята совместная Декларация трех держав (к которым присоединился и Китай) о необходимости создания международной организации безопасности. Пункт 4. Декларации четырёх государств по вопросу о всеобщей безопасности гласил, что они “признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей Международной Организации для поддержания международного мира и безопасности, основной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые”.

Решения Московской конференции стали отправным пунктом в образовании ООН, а Москва – фактическим местом её рождения. “ После этого, - подчеркивал в своих мемуарах тогдашний государственный секретарь США К. Жэлл, - не осталось никаких сомнений в том, что международная организация для поддержания мира... будет создана после войны”.

Первое обсуждение планов будущей организации на высшем уровне состоялось во время Тегеранской конференции руководителей трех держав в декабре 1943 года. После Тегерана союзники приступили к активной практической разработке основ будущей организации. Для осуждения и выработки общего проекта постановили создать конференцию представителей трех держав в Думбартон – Оксе – старинном имении в районе Вашингтона. Думбартон – Онская встреча, проходившая с 21 августа по 7 октября 1944 года, стала решающим шагом в определении структуры будущей организации. Здесь был выбран проект устава новой организации, определяющей её структуру, цели и принципы, членство, функции главных органов. Ряд вопросов, однако, остался нерешёнными. Главный из них – о порядке голосования в Совете Безопасности – имел огромное значение. Решение этого вопроса и ряд других вопросов было отложено до ялтинской встречи.

На встрече в Ялте в феврале 1945 года руководители трех союзных держав одобрили проект устава, выработанный в Думбартон – Онсе. Был, наконец, развязан узел проблемы голосования в Совете Безопасности. США, уступая требованиям Советского Союза, предложили компромиссный вариант, согласно которому все важнейшие решения в Совете могли приниматься только при полном единогласии всех его постоянных членов. В Ялте же был решен вопрос о вступлении в ООН в качестве самостоятельных членов двух советских республик - Украины и Белоруссии, внёсших огромный вклад в разгром фашизма. Руководители СССР, США и Англии заявили: “ Мы решили в ближайшее время учредить совместно с нашими союзниками всеобщее международную организацию для поддержания мира и безопасности ”. Созыв учредительной конференции был назначен на 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско, и принять в ней участие имели право все члены Объединенных Наций плюс те государства, которые объявили войну странам “ оси “ до 1марта 1945 года.

После торжественной церемонии открытия Сан-францисской конференции в различных комитетах начались долгие и сложные прения по проекту устава. Страны – участники были ознакомлены с проектом предварительно, и к моменту открытия 36 из них успели предложить в общей сложности около 1200 поправок. На последнем этапе Советский Союз не прекращал борьбы за демократические принципы Устава ООН.

25 июня делегаты конференции собрались на заключительное заседание для утверждения окончательного проекта Устава. Ввиду большой исторической важности происходящего председатель конференции отступил от обычной процедуры голосования и выразил свое согласие вставанием. В ответе все делегаты как один поднялись со своих мест. Объявление о единодушном принятии документа было встречено громом рукоплесканий.

Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года, когда его ратифицировало большинство стран- участниц. Эта дата и считается официальным днем создания организации, отмечается повсюду как день ООН.


Похожая информация.