Боюсь целовать иконы и мощи святых. Опасно ли целовать иконы: проведен бактериальный анализ святынь

Студентка провела бактериальный анализ московских икон, который выявил присутствие кишечных палочек, стафилококков и других микробов.

Дарья Федорова - студентка Британской высшей школы дизайна и автор проекта «Путешествие человеческого микробиома», в рамках которого она взяла на анализ смывы с икон из московских церквей. The Village поговорил с ней об идее эксперимента, чувствах верующих и выводах, к которым она пришла.

Первые творческие проекты

C детства мне было близко все, что связано с медициной. У меня был микроскоп, и что только я в него не разглядывала, кровь у себя брала, слюну, кожу. Но в школе у меня не пошла химия, и от идеи поступать в медицинский я отказалась. В итоге я поступила в «Британку», где в первый год обучения нам нужно было придумать концепцию своей выставки и создать какой-то продукт для экспозиции. Сначала я хотела со всего, к чему прикасаюсь в течение дня, собрать микроорганизмы и составить карту своих рутинных перемещений. В итоге на выставке у меня был лайтбокс с фотографиями культур в чашках Петри.

На следующий год я начала работать со слепками и выделкой мицелия, то есть грибницы: заливала культуры силиконом, а потом гипсом, он очень четко передавал все детали и рельефы, и я любовалась тем, какие эти культуры разные - волосатые, липкие, тягучие, обтекаемые, угловатые, извилистые, длинные, короткие - и они все вместе. Мицелий я очищала, сушила, выделывала, как скорняк, и получалось подобие кожаного папируса, из которого можно было делать поделки или использовать как бумагу.

А потом я решила снять слепок со своего лица, залила питательной средой - и получилось мое лицо, густо заросшее разными организмами. Я связалась с Американской ассоциацией микробиологов, она запостила мое лицо в соцсетях, а через некоторое время я получила гневное сообщение от одной художницы с обвинением, что я украла ее идею и ее хлеб.

Слепок с лица, заросший микроорганизмами

Идея эксперимента с иконами

Мысль посмотреть на то, что остается на иконе после поцелуев верующих, но скрыто от наших глаз, возникла совершенно случайно. Я просто подумала, что круто было бы собрать образцы с икон из разных церквей, вырастить эти микроорганизмы и визуализировать. Я верю в Бога и в то, что каждый человек и есть Бог, а значит, и в людей я верю.

Каждый сам выбирает, во что верить. Лично для меня гораздо важнее обращение внутрь себя, в свой собственный храм. Это взращивает чувство ответственности перед самим собой. Ты стоишь и молишься, вдыхая ладан, а через пару часов идешь грешить как никогда. Это неправильно и лживо, в первую очередь по отношению к себе. При этом я верю в то, что есть что-то, нам неподвластное. Во мне всегда борются темы сверхъестественного и реального. Меня влечет к антинаучному, но в то же время я против этого. Я засеиваю чашки Петри, разговаривая с
невидимыми организмами, зная, что они слышат меня. Эти противоборство и контрастность ощущений в том числе породили идею этого проекта.

Мне посчастливилось найти единомышленника - научную сотрудницу из лаборатории, которая вместе со мной ходила по церквям. Изначально я хотела сравнить смывы с икон из храмов в центре города со смывами из более отдаленных и не очень посещаемых, но это вылилось бы в недельное путешествие, а мне хотелось поскорее начать работать с материалом. Поэтому мы просто приехали на «Третьяковскую» и заходили во все попадавшиеся нам на пути церкви.

Fusarium, Aspergillus, Cladosporium, Penicillium, ряд неидентифицированных бактериальных колоний

Как собирали образцы

Сначала мы вызвали недоумение: какие-то непонятные люди с длинными ушными палочками пришли в церковь что-то собрать. Мы решили подойти к служительнице и спросить разрешения взять бактериальный анализ, хотя понимали, что эта идея была обречена на провал. Она посмотрела на нас испуганным взглядом, тут же взяла дезинфектор и салфетку, поняв, что нужно пойти и срочно протереть стекла, и отправила нас за благословением на этот анализ к батюшке.

Батюшки в храме не оказалось, выяснилось, что будет он только через неделю, но мы были настроены решительно и ждать не собирались. У меня уже в одном рукаве был шприц с физраствором, в другом - тупфер и камера наготове. Мы обратились за разрешением к охраннику, который ответил, что наши эксперименты потом выльются в эксперименты с ним, и выпроводил нас с богом. После этого мы решили просто заходить в церкви и, не спрашивая разрешений, брать смывы. Потому что, если я это стекло целую, я имею право знать, что на нем. Тем более что эти следы видны невооруженным взглядом - на одной из икон был даже блеск для губ.

Задача эксперимента

Целью нашего эксперимента не было показать, что церковь - это одна большая бактерия. Этот проект не отрицает Бога, он о вовлеченности людей. Понятное дело, что вера тех, кто каждый день ходит в церковь, сильнее мысли о том, что икона грязная. Моя напарница сама целовала иконы в церквях. После проекта сказала, что в следующий раз дважды перед этим подумает.

Во времена эпидемий иконы считались разносчиками инфекций, и церкви закрывали. Но разносчиком инфекций может быть и вино. Когда ты приходишь на причастие и стоишь в очереди из 20 людей к кагору, ты выпиваешь уже не кагор, а слюни этих 20 людей, допиваешь лжицу, а потом ты целуешь руку - с рук я тоже хотела брать анализ.

К тому же мне был интересен и круговорот людей, где икона выступает как его центр. Этот эксперимент - еще и попытка запечатлеть ситуацию, настоящий момент. Служительница подошла к стеклу и все это смыла, все следы исчезли, потом эти микроорганизмы набираются на нем снова, и так до бесконечности, пока есть образ церкви и иконы. Я просто подумала о том, что передо мной мог кто-то поцеловать икону, оставив свой материал, жидкости на стекле, а через пять секунд к ней подошла я, забрав микроскопические частицы себе. Понятно, что так можно сказать обо всем: никто и ничто не стерильно.

Bacillus cereus с иконы Преподобного Сергия

Micrococcus luteus с иконы Серафима Саровского

Staphylococcus aureus с иконы Воскресения Христа

Какие бактерии живут на иконах и опасны ли они

Всего мы обошли шесть церквей Замоскворечья и взяли смывы с десяти икон: Преподобного Сергия, Воскресения Христа, Серафима Саровского, Святой Елисаветы, Божией Матери, Крещения Господня, Спиридона Тримифунтского, «Неупиваемой Чаши». Когда мы только начали высеивать в лаборатории, было много неудач, ничего не росло - мы даже подумали, что это святые микроорганизмы, которые просто так нам не дадутся. Потом повторно засеяли на нескольких питательных средах, пошел рост, и мы все-таки идентифицировали микроорганизмы. Большинство из них условно-патогенные организмы: стафилококки, стрептококки, синегнойные палочки, кишечные палочки.

Micrococcus luteus - вид грамположительных неподвижных бактерий-кокков. Их роль в возникновении заболеваний минимальна.

Neisseria sicca - считается нормальным обитателем носоглотки, но известно, что эта бактерия способна вызывать сепсис, пневмонию, воспаление сердца, мозговых оболочек и другие заболевания у ослабленных больных.

Bacillus cereus - вид грамположительных, спорообразующих почвенных бактерий, вызывает токсикоинфекции у человека.

Bacillus subtilis - сенная палочка, вид грамположительных спорообразующих аэробных бактерий, представителей рода бациллы (Bacillus). Может вызывать острый гастроэнтерит. В группе риска находятся новорожденные, ослабленные, дети с иммунодефицитными состояниями, а также больные со злокачественными новообразованиями.

Staphylococcus aureus - золотистый стафилококк, наиболее патогенный вид стафилококков, возбудитель гнойно-воспалительных поражений у человека, инфекций кожи и мягких тканей.

Pseudomonas aeruginosa - вид грамотрицательных подвижных палочковидных бактерий. Обитает в воде и почве, условно-патогенна для человека, возбудитель нозокомиальных инфекций. Лечение таких инфекций сложное, ввиду высокой устойчивости к антибиотикам.

Escherichia coli - кишечная палочка, вид грамотрицательных палочковидных бактерий, широко распространенных в нижней части кишечника теплокровных животных.

У нас даже было подозрение на сибирскую язву, но в итоге это оказалась родственная ей палочка. Мы не нашли ни сифилиса, ни каких-то жестких патогенов. Конечно, я не врач, чтобы делать выводы о том, насколько обнаруженные микроорганизмы опасны для здоровья, но, если у тебя слабый иммунитет, они могут навредить. А то, что иконы не стерильны, - факт. Было бы здорово, если бы люди, как в спортзале после тренировки, протирали за собой иконы салфеткой с дезинфектором. Ведь это про отношение к ближнему, а христианство учит любви к нему.

Даже если я захочу выставлять где-то фотографии и результаты этого эксперимента, за это вряд ли возьмутся, потому что, скорее всего, мою работу воспримут как открытую провокацию. Хотя это могло бы быть выставлено и в церкви - как проект, демонстрирующий жизнь в церковной среде, вместе, например, с информацией о составе ладана, который опьяняет прихожан за счет ацетата инценсола, входящего в состав. Я была в Японии в храме Сэнсо-дзи, где есть обряд омовения, при котором благовония тебя абсолютно реально накуривают. Так же и с ладаном.

Как художника воспринимают ученые

Я не медик и могу позволить себе делать что-то неправильно, мое поведение в лаборатории оскорбило бы ученого. Большинство моих идей были бы осуществимы, если бы я была научным сотрудником. Дилемма для меня заключается в том, что я не хочу в лабораторию на полный рабочий день, она мне нужна только для реализации художественных идей, как и экспертиза ученых.

Наше научное сообщество оказалось глухо к моим просьбам об участии. Я приносила им свои наработки, зарисовки, идеи, связанные, например, с клонированием, но так и не нашла заинтересованного человека, который поверил бы в них так же, как я. Я приходила за питательной средой для проекта с лицом на кафедру микробиологии одного института, где надо мной просто посмеялись и предложили прекратить вообще всем этим заниматься. Но когда ты встречаешься с отказом, критикой или насмешками, это тебя еще больше мотивирует. Но я мечтаю о том, чтобы была какая-то большая спонсируемая сайенс-арт-лаборатория в Москве с современным оборудованием, куда бы могли приходить художники и совместно с учеными работать над своими проектами. Я верю, что художник способен совершить открытие, потому что он лишен рамок научного метода.

Новые идеи

Я планирую продолжать свои эксперименты. Есть разумная слизь, которая умеет передвигаться. Она называется Physarum polycephalum, состоит из протоплазмы, питается бактериями, подгнившей древесиной и овсянкой, живет в лесу и не любит свет. У нее нет мозга, но ведет она себя как разумная. Японцы ставили с ней много экспериментов и выяснили, что с ее помощью можно проектировать сети дорожных коммуникаций - она воспроизвела схему токийских железных дорог всего за несколько часов, лучше многих инженеров. Я ходила по лесам и пыталась ее найти, но не обнаружила и теперь ищу другие варианты. Ее можно вырастить в метрового комнатного питомца. В ближайшее время займусь этим.

В Библии сказано, что верующий человек обязан посещать храм, который является домом Господним. Именно в нем можно ощутить святое присутствие Христа и вознести Ему хвалебные слова в виде молитвы. В церквях присутствует особая атмосфера благодати, которую трудно ощутить дома. Поэтому в храм ходить не только нужно, но и полезно. А чтобы не испытывать неловкость и смущение, необходимо четко знать, как вести себя в святых стенах и как правильно приложиться к иконе.

История возникновения икон

В церковных преданиях сказано, что была нарисована апостолом и евангелистом Лукой. Он изобразил на доске от обеденного стола образ Пресвятой Богородицы с младенцем на руках. Когда Божья Матерь увидела творение, она сказала, что с этой иконой всегда будет благодать Ее Сына. Медик и художник Лука считается первым иконописцем. С его легкой руки святые образы Богородицы, Божьих угодников и мучеников стали изображать повсеместно. А также на иконах были запечатлены и главные церковные праздники. Однако с появлением первых картин с изображением святых люди еще не знали, как правильно приложиться к иконе. Правила поведения верующих перед святыми образами были установлены позже.

Иконография

Каждая икона создается в соответствии с церковными канонами. Это значит, что святой образ на ней должен быть узнаваемым и иметь расшифровку изображения или церковного события. В настоящее время существует не один десяток школ иконографии. У каждого мастера имеется свой фирменный стиль. Иконописцы рассказывают, что работа их требует огромной отдачи. Ведь перед началом творения, во время написания икон и по окончании читаются определенные молитвы, то есть на протяжении всей работы по созданию святого образа. Поэтому здесь важен не только творческий подход, но и духовность мастера.

Каждая икона должна быть освящена. Для этого над ней читаются определенные молитвы в зависимости от изображенного Святого, а затем картина окропляется святой водой. Только после освящения образ становится Святым.

Правила прикладывания к иконам

Читая молитву перед иконой, православные верят, что она будет услышана увековеченным на ней Святым. И это действительно так.

Как правильно приложиться к иконе? Вначале нужно 2 раза перекреститься, после чего слегка приложиться губами к краю иконы, а затем лбом. Далее отойти и еще раз перекреститься. Женщины должны усвоить одно правило: перед тем, как подойти к иконе, нужно убрать помаду с губ.

Не следует целовать святой образ несколько раз и по всему периметру стекла. Ни в коем случае нельзя целовать лик святого. Если икона «поясная», нужно прикладываться к благословляющей руке. К написанной картине в полный рост прикладываться следует к ногам. Если верующий сомневается, куда поцеловать икону, лучше приложиться к ее краешку.

У иконы нерукотворного образа Спасителя Иисуса Христа почитать следует изображение Его волос. При поклонении кресту нужно прикладываться к ногам Спасителя.

Можно ли целовать

Многие сомневаются, можно ли целовать иконы в церкви. Вот как отвечает на этот вопрос церковь. В повседневной жизни поцелуем люди выражают свою любовь, доверие. Так же и с иконами. Когда верующий ее целует, тем самым выражает благоговение перед изображенным на ней образом.

Однако все чаще люди, далекие от православия, пытаются научить других, как вести себя в церкви правильно, и доказывают, что иконы нельзя целовать. В качестве аргумента описывают результаты экспериментов, при которых с икон снимались отпечатки. В них учеными было обнаружено много опасных бактерий, которые оставались после многочисленного прикладывания к иконе. Однако священники убеждают, что верующему человеку не стоит этого бояться. Господь охраняет прихожан. Но в качестве альтернативы предлагается просто прикладываться лбом к краю иконы в знак почитания и благоговения святому образу.

Как входить в церковь

Люди, регулярно посещающие храм, знают, как ведут себя в церкви прихожане. Однако правильны ли их действия? Обычно священнослужители разъясняют, Итак:

  1. Перед тем как перешагнуть порог церкви, нужно 3 раза перекреститься у ее дверей, сопровождая действия поясными поклонами.
  2. Мужчины в храм входят без головных уборов. Женщинам положено покрывать голову.
  3. Прихожане покупают свечи и при желании заказывают молитву о здравии или за упокой.
  4. Как одеваться в церковь? У мужчин должны быть брюки и верхняя одежда, не оголяющая их торс. Для женщин главное требование - юбка ниже колена и тоже закрытый верх.

После этих действий верующие подходят к иконам, зажигают свечи и слушают молитвы, читаемые во время литургии.

К каким иконам подходят в первую очередь

Как только верующие заходят в главную часть храма, перед ними предстает аналой с иконой того Святого, чей праздник отмечается. Рядом со Святым образом стоит крест. Перед высоким четырехугольным столиком с покатым верхом следует 2 раза перекреститься с поясным поклоном, после чего приложиться к самой иконе и кресту.

К каким иконам подходить в первую очередь после аналоя? Здесь выбор зависит от желания прихожанина. Например, можно поставить перед ним. Не будет ошибкой, если верующий подойдет к образу конкретного Святого с просьбой о здоровье и поставит там свечку. Лучше выяснить у священника, какие святые в чем помогают, и после этого подходить к конкретной иконе с молитвой.

Например, перед иконой «Неупеваемая чаша» просят избавления от пьянства. Молитва перед образом Целителя Пантелеймона помогает избавиться от серьезных недугов.

Поминать усопших нужно перед специальной иконой. Место это называется канун. Располагается оно в левой части храма и представляет собой столик из 40 свечей. Помянуть умерших разрешается при выходе из церкви. Для этого достаточно одной свечки.

Правила поведения при богослужении

Как вести себя в церкви правильно? Во время богослужения верующие должны спокойно стоять и слушать молитву или читать ее вместе со священником. Нельзя гулять по храму, ходить между царскими вратами и аналоем.

Как ведут себя в церкви вновь пришедшие, когда богослужение уже началось? Если верующий зашел в храм во время проведения службы, лучше поучаствовать в нем, а после поставить свечки Святым. Допустим, у прихожанина нет такой возможности, значит, по церкви он должен передвигаться очень аккуратно, чтобы не отвлекать других от молитвы. По окончании службы верующие выходят из храма, перекрестившись 3 раза с поясным поклоном.

Какую одежду выбрать для храма

Раньше на богослужение мужчины приходили в строгих костюмах, а женщины - в удлиненных платьях. Сейчас же все чаще прихожане приходят в Дом Божий в неформальной одежде, к примеру, мужчины позволяют себе надеть шорты, а женщины - короткие юбки и брюки.

Современная молодежь считает, что главное - не внешний вид, а то, что у человека внутри.

Как одеваться в церковь? Какими хочет видеть нас Бог в своем доме? На первых страницах Библии сказано, что одежда должна прикрывать наготу человека. Священное Писание учит одеваться людей благочестиво. Если прихожане приходят на службу в открытой одежде, они тем самым показывают свое неуважение к святыне. Она отвлекает от молитвы. Люди просто начинают рассматривать тела друг друга. Вызывающие и яркие вещи тоже неприемлемы для церкви, так как отвлекают прихожан от богослужения. Клайв Льюис писал, что мода уводит внимание человека от истинных ценностей. Даже этих слов достаточно, чтобы понять, что в церковь нужно одеваться скромно. Тело прихожан должно быть закрыто, а женщине следует отказаться от брюк на время богослужения.

Иконы в доме

Еще в древности у людей появилась традиция приносить в дом иконы, как правило, две - образ Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Часто их дополняли иконами святых, чьи имена носили хозяева дома.

В современном мире этот обычай сохранился. Священники рекомендуют устроить дома молитвенный уголок. Там можно поместить иконы, небольшую лампадку перед ними. Не желательно приобретать много икон, ведь это не картины и каждому образу придется молиться. Если домашняя икона выцвела, ее нужно предать огню. Святой образ, которому молятся, всегда должен быть четким. А потому нельзя молиться искаженным от старости иконам.

Как правильно приложиться к иконе дома, и нужно ли это делать? Здесь действия верующего аналогичны церковным правилам. Так мы выражаем уважение к Святому, образ которого изображен. Поэтому после молитвы можно поцеловать иконку. В доме рекомендуется иметь иконы со святыми образами Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, мучеников Гурия, Самона и Авива, молитва которым помогает обрести семейное благополучие.

Как правильно прикладываться к иконам

Иконы - это средоточие реального присутствия. Святой Иоанн Златоуст советует перед тем, как начать молиться, встать перед иконой и закрыть глаза. Он говорит: «Закрой очи твои», потому что не от рассматривания иконы подается нам от нее помощь для молитвы.

Вы попробуйте закрыть глаза - и поймете, насколько легче идет молитва, сосредоточеннее, и сами сможете почувствовать присутствие Святого Духа, которое с открытыми глазами вы не чувствовали.

Чествование, воздаваемое иконе, возводится к лицу, изображенному на ней, так что, целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к этому лицу.

Икона - святыня, и к ней следует подходить не спеша, без суеты. Обращение к иконе должно быть уважительным, т. к. на ней изображен святой лик. Произнесите мысленно молитву, перекреститесь дважды с поясными поклонами, приложитесь к иконе, в третий раз осените себя крестным знамением и вновь поклонитесь.

В таком же порядке следует подходить к любым святыням: иконам, Святому Евангелию, Кресту, святым мощам.

Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать Его ноги;

на иконе Божией Матери и святых - руку;

прикладываясь к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - волосы.

Не следует целовать лик на иконах!

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить молитву: «Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице. Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.

Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иные помощи разве Тебе, ни иные предстательницы, ни благая утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрывши во веки веков. Аминь».

Или такую молитву: «О Всепетая Мати, роджшая всех святых Святейшее Слово, приими ныне малое сие моление и, величия ради благости Твоея и бездны щедрот Твоих, не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша, подавающи телу здравие, души спасение, избавляющи от всякия нужды и печали и Царствия Небесного наследники сотворяющи всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа».

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Как правильно креститься «Перекрестись, сынок», – негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. «Во имя Отца, и

Из книги Исцели свою жизнь молитвами автора Золотухина Зоя

Глава 2 Молитвы, обращенные к иконам Пресвятой Богородицы Икона Пресвятой Богородицы Казанская Пресвятая Дева Мария родилась в Галилейском городе Назарете, от родителей праведных и богоугодных Иоакима и Анны.Праведные Иоаким и Анна дожили до старости, не имея детей, но

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Как важно правильно слушать В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:- Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему…

Из книги Жития Святых - месяц август автора Ростовский Димитрий

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

2. Почему люди в храме покланяются иконам? Вопрос:Почему люди в храме покланяются иконам? В Ветхом Завете во Второзаконии 5 глава 8-ой стих Исход 20 глава: 4 и 5 стих, сказано; " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Почему люди в храме покланяются иконам? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПриведенное место из книги «Исход» относится к историческому Израилю - народу, который более 400-х лет жил в Египте среди язычников и был заражен идолопоклонством.

Из книги Как реагировать на несправедливость автора Бивер Джон

3. Как реагировать правильно Мы с вами говорили о том, что Бог хочет, чтобы мы позволили Ему Самому разобраться со случаями несправедливого отношения. Но как же нам реагировать на подобные ситуации? Пытаться разобраться самим - неправильно. А как поступить

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам Так как некоторые порицают нас за то, что мы поклоняемся и почитаем образ Спасителя нашего и образ Матери Божией, а также и образа (иконы) прочих святых рабов Христовых , то пусть знают таковые, что

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Из книги Главные молитвы о здравии и избавлении от бед. Как, в каких случаях и пред какой иконой молиться автора Глаголева Ольга

Как правильно молиться 1. Избери молитвенное правило – утреннее, дневное, вечернее.2. Правило небольшое сначала, чтобы не отвратить непривыкшего к этому деланию и труду духа.3. Совершать его должно всегда со страхом (с благоговением), тщанием (старанием) и

Из книги Догматические сочинения автора Грек Максим

XXIII. Против лютеран - слово о поклонении Святым Иконам Сказал Господь Моисею: не сотвори себе всякого подобия (Исх. 20, 4), но не сказал: не сотвори никакого подобия, а всякого, какие делают еллины, изображая подобия и лица волхвов, прелюбодеев и убийц, зверей и птиц и гадов,

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Как правильно верить? Шалом, уважаемые раввины! У меня вопрос об уровне веры. В двух историях в Торе наши праотцы были наказаны за недостаток веры: Аврам, когда получил обещание от Всевышнего унаследовать землю Израиль и не поверил в это, спросив: «Как я узнаю, что унаследую

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Как правильно молиться Эти вопросы часто задают себе люди, приступающие к чтению молитв: как правильно читать их – вслух или про себя, оставаться ли всегда в рамках канонических текстов, приведенных на страницах молитвословов, или же позволить молитвенным просьбам

Из книги За помощью к Богу. Как молиться и что делать в храме автора Измайлов Владимир Александрович

Как правильно одеваться? Правила для женщинКонечно, в церковь нужно надевать лучшие вещи, но при этом выглядеть скромно и ни в коем случае не вызывающе. Строгая одежда ко многому обязывает и с хорошей стороны характеризует моральный облик человека.Для храма

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Как правильно прикладываться к иконам? Прежде всего нужно зажечь и поставить свечу, затем обратиться с молитвой, дважды перекреститься.К иконам нужно подходить, оставив объемные сумки в стороне, лучше под чьим-то присмотром, подходить степенно и не торопясь, с

Из книги автора

Поклонение святым и иконам «Специализация». В среде прихожан широко распространено убеждение, что святые имеют определенную «специализацию» и в каждой конкретной нужде следует обращаться именно к «специальному» святому, поскольку только он может помочь в данном

В православном храме мы всегда видим святые образы - иконы. По церковному преданию, первую из них нарисовал на доске от обеденного стола сам апостол и евангелист Лука. Надо отметить, что он был образованнейшим человеком своего времени - медиком, художником, а также первым иконописцем.

Первая икона изображала Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках. Увидав это изображение, Божия Матерь сказала, что благодать Сына Ее и помощь да пребудет с этой иконой. С тех пор написано немало святых образов, изображающих не только Пресвятую Богородицу, но и множество святых угодников Божиих. На иконах можно встретить также изображения событий церковных праздников и реальных историй Ветхого и Нового Заветов.

При входе в церковь нас традиционно встречает икона, расположенная на отдельном столике-подставке (он называется аналой). Это икона того святого или церковного праздника, в честь которого был освящен храм. Обычно перед такой иконой нет никаких подсвечников.

В нашем кафедральном соборе в Бобруйске первая икона - это образ святого Николая Чудотворца. Ее можно поцеловать в самом начале.

Как прикладываться к иконам (целовать их)

Есть определенное правило почитания святых предметов храма: икон, мощей в раках (это украшенные гробницы, в которых находятся нетленные тела святых), креста, Распятия, других предметов. Например, в нашем соборе находится часть Туровского креста, который приплыл по реке Припять в древний белорусский город Туров более десяти веков назад.

Правило такое: перед целованием крестимся ДВА РАЗА (это можно сделать, стоя в очереди к святыне), ОДИН РАЗ целуем, отходим и крестимся ЕЩЕ РАЗ. Такая последовательность существует для того, чтобы не затягивать время и не задерживать других людей.

Не надо целовать несколько мест на иконе, многократно прикладываясь к стеклу киота (украшенной рамки, в которую помещена сама икона). Такие действия сильно затягивают время и заставляют других людей, стоящих в очереди, нервничать, а то и осуждать. Особенно это заметно, когда много людей подходят для поклонения к чтимой святыне (иконе или мощам).

Куда прикладываться

Есть несколько мест на иконах, куда мы прикладываемся.

Если изображение святого «поясное», мы целуем благословляющую руку. Если он написан в полный рост - целуем ножки. У нерукотворного образа Спасителя Иисуса Христа особо почитаем изображение волос. Подходя к Кресту, целуем ножки Спасителя, изображенного на кресте.

Если вы теряетесь и не знаете, куда надо прикладываться, - ничего страшного: целуйте краешек иконы!

Распространенная ошибка - целование лика (лица) святого. Этого делать не нужно.

Каждая икона в храме освящена. В богослужебных книгах есть несколько чинопоследований освящения новых образов. В зависимости от того, кто или что на них изображается, читаются различные молитвы. Потом иконы окропляются святой водой с определенными молитвенными словами. До освящения этот предмет является благочестивым изображением. Однако после освящения - это уже святой образ, открывающий нам духовный мир Богопочитания.

В церковной среде встречаются такие понятия, как намоленность и чудотворность икон. Обычно это (намоленность) относится к древним изображениям. Чудотворными же считаются образы, через которые обильно изливается благодать Божия по молитвенным просьбам людей - и происходят множественные чудесные исцеления.

Но надо отметить, что ЛЮБАЯ ИКОНА является святой, и через каждую из них Господь дарует нам Свою помощь и поддержку. Перед ними можно и нужно молиться, почитая их как святыни, дарованные нам свыше.

Иконы в доме

Древний благочестивый обычай предписывает иметь у себя в доме несколько икон. Обычно это образы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых, имена которых носят проживающие в доме люди. Можно иметь и другие иконы.

Расположить святыни желательно с восточной стороны квартиры или дома на какой-либо полочке. Над ними прикрепить крест. Допустимо устанавливать иконы в книжном шкафу. Но в этом случае не надо на той же полке хранить фотографии родных и близких, мирские предметы.

Желательно оформить все в виде молитвенного уголка. Оптимально иметь перед иконами лампадку или маленький подсвечник с церковной свечкой и зажигать их перед молитвой.

Не советую приобретать большое количество святых образов. Ведь перед каждой из икон надо молиться, а не складировать их где-то в тумбочке по той причине, что на полке уже нет места…

Если старые иконы уже выцвели или, наоборот, потемнели до неузнаваемости, по церковным правилам их можно предать огню. Те же правила запрещают молиться перед такими - вышедшими из строя - образами. Потому что мы возносим молитвы не самой иконе, а святому, который изображен на ней.

Известны случаи, когда потемневшие от времени иконы сами обновлялись, вновь становились яркими и красивыми. Встречаются проявления мироточения и даже кровоточения святых образов. Притом изображения могут быть написаны не только на доске, но и на холсте или даже на бумаге. Конечно, это промысел Божий - и трудно объяснить, почему происходят такие чудеса. Бывало, что во время пожара огонь вообще никак не воздействовал на икону, хотя вокруг все пылало и рушилось.

На моем сайте собрано несколько реальных историй о чудесной помощи Бога после усердных молитв перед иконами (http://bolotov.by/all-stories/).

Однажды я сам был свидетелем похожей ситуации. На чердаке одного из домов Бобруйска прорвало трубу отопления, и горячая вода хлынула вниз на квартиры. Все помещения с четвертого до второго этажа были залиты водой. И только в двух комнатах на разных этажах вода обогнула молитвенные уголки, оставив потолок сухим, и иконы совершенно не пострадали!..

Святыня над постелью малыша

Еще с давних времен в книге «Домострой» указывалось, что в каждой палате (комнате) должен находиться святой образ с неугасимой лампадой перед ним. В современной квартире, следуя такому благочестивому обычаю, можно, разделив все свои иконы, установить их в разных местах: в прихожей, спальне, детской комнате и даже на кухне.

Особенно хорошо их иметь в детской комнате. Обычно над постелью малыша с самого его рождения устанавливают образ Пресвятой Богородицы. И ребенок, подрастая, неизменно видит святыню рядом с собой, что благоприятно сказывается на его духовном мире. Конечно же, надо рассказывать детям о «их» иконе  - кто там изображен и какие молитвы ребята уже могут возносить, обращаясь к святым. Тексты таких молитв можно найти в детском молитвослове.

Какие иконы сохраняют дом

Есть такое понятие, относимое к образу Пресвятой Богородицы, как «хранительница семейного благополучия». Безусловно, Царица Небесная помогает всем обращающимся к Ней за помощью. Но не надо приписывать магическую силу иконе как предмету или даже относиться к ней как к оберегу! Семейное благополучие зависит от многих факторов, в том числе от отношений между супругами и от молитв, возносимых мужем и женой. Молитвословие освящает человека, умиряет бурю его чувств - и, конечно, Господь по просьбе святых угодников дарует мир и радость дому сему. Однако есть иконы Пресвятой Богородицы, молитвы перед которыми имеют наиболее быстрый ответ от Бога. Это - среди многих иных известных - такие образы, как «Казанская», «Феодоровская», «Семистрельная», «Достойно есть», «Неопалимая купина».

Есть и святые угодники Божии, которые помогают в обретении семейного благополучия. Это святитель Николай Чудотворец, благоверные князья Муромские Петр и Феврония, мученики Гурий, Самон и Авив, мученики Адриан и Наталия.

Икона на цепочке

В церковных киосках можно встретить небольшие кулоны с изображением святого образа. Такие маленькие иконы носят на шее под одеждой рядом с нательным крестиком. Но нужно отметить, что эти иконки НЕ ЗАМЕНЯЮТ собой нательного креста.

Для освящения крестиков и икон имеются разные чинопоследования. Крест освящается как защита человеку от духовных и телесных опасностей. Икона же освящается как образ, перед которым возносится молитва.

Иконография

Каждая икона написана в соответствии с церковными канонами. Образ должен быть узнаваемым и иметь подпись, кто или какое событие на нем изображается.

Имеются разные школы иконографии, у каждого иконописца есть свои фирменные черты изображения - чувствуется рука мастера. На моем сайте размещено интересное интервью с иконописцем Аллой Мельниченко - автором известных списков чудотворных образов Божией Матери «Барколабовская» и «Юровичская» (http://bolotov.by/interview-with-painter/).

Очень интересно и познавательно было беседовать с Аллой. Мы говорили о том, что составляет внутренний мир мастера, насколько трудна такая работа, как готовиться и какие молитвы читать перед ее началом, насколько сейчас востребована «мерная икона» (то есть икона размером с рост родившегося малыша, имеющая изображение святого, имя которого ребенок получает при Крещении)… Почитайте!

Теперь вы знаете все необходимое об иконопочитании, о молитве перед святыми образами - и эти вопросы уже не будут вас заботить при входе в церковь или при обустройстве домашнего молитвенного уголка.

Иерей Алексий Болотов

Икона с изображением святых, дни памяти которых выпадают не несколько дней седмицы

Икона святителя Кирилла Туровского на холсте

Оформление иконы в праздник Крещения Господня

Иерей АЛЕКСИЙ БОЛОТОВ, Бобруйск

Навигация по записям

Выпуск № 29

Поиск:

Архив выпусков:

Рубрики

Выберите рубрику _Свежий выпуск “Взаимодействие-2018” “ЗАПАД 2013” “Запад-2017” “Рюкзачок” в армии “Славянское братство-2015” “Славянское братство-2017” “Славянское братство-2018” “Танковый биатлон” “Щит Союза – 2011” “Щит Союза-2015” «Авиадартс‑2015» «Армейские международные игры - 2015» «Армейские международные игры - 2016» «Армейские международные игры - 2017» «Армейские международные игры - 2018» «Боевое братство - 2017» «Боевое братство - 2017» «Боевое содружество - 2015» «Взаимодействие-2017» «Взаимодействие‑2014» «Взаимодействие‑2018» «ВоенТВ» представляет «ВОИН СОДРУЖЕСТВА - 2014» «ВОИН СОДРУЖЕСТВА - 2015» «Запад‑2017»: послесловие «мастера автобронетанковой техники - 2015» «Нерушимое братство - 2017» 20 лет журналу “Армия” 2016-й - Год культуры 2017-й - год науки 2018-Год малой родины 90 лет БВГ MILEX – 2017 Publishing EXPO – 2015 А знаете ли вы Абитуриент-2014 Абитуриент-2018 Авиация:особый ракурс Азимут Актуально Актуальное интервью Акценты Акция Акция “Наши дети” Анализируем события Аналитика и цифры Ангольский дневник Анонс Армейская среда Армейская учебка Армейские будни Армейские международные игры Армейский спорт АрМИ-2018: послесловие Армии наших соседей Армия – детям Армия – ступень к карьерному росту Армия в его судьбе Армия в лицах Армия и культура Армия и личность Архивы истории Аукцион Афганский дневник Афиша БВГ-гостиная Без рубрики Безопасность движения Белорусская неделя моды Белорусские колумбы Благое дело Блогеры в армии Боевая подготовка Боевое дежурство Боевое содружество Будь в курсе! В армии В армиях мира В армиях ОДКБ В армиях СНГ В ВВС и войсках ПВО В военкоматах В жизни есть всегда место подвигу В Зарубежье В зеркале времени в мире В мире прекрасного В организациях БСО В организациях ДОСААФ в стране В ЦДО В центре внимания Век и вехи Великие битвы Вести из войск Ветераны в строю Вехи истории Вечные ценности Взаимодействие-2015 Взгляд на проблему Взрослым о детях Визитная карточка – гостеприимство Виртуальный полигон Внимание - конкурс! Во внутренних войсках Военная история городов Военная медицина Военная присяга Военная энциклопедия Военно-патриотическое воспитание Военное образование Военные династии Военные истории Военные профессии Военные тайны Военный архив Воин Содружества Вооружённые Силы Республики Беларусь - на благо общества Вопрос – ответ Воспитать патриотов Воспоминания Время события люди Вслед за событием Встреча для вас Выборы Выборы – 2015 Выпуск Выставки Газетный сериал Гарнизоны Геополитика Герои земли белорусской Год воинской дисциплины и безопасности военной службы Год малой родины Горжусь службой Горячая точка Государственная граница Далёкое-близкое Дата в календаре Династии Директива№1: к исполнению Дневник солдата Домострой Допризывная подготовка Дорогами освободителей ДОСААФ ДОСААФ: подготовка Есть мнение Есть такая профессия Женское лицо белорусской армии Женсоветы Жилищный вопрос Жыццёвiнкi За Веру и Отечество Забытый подвиг Забытый полк Закон и порядок Записки ликвидатора Записки неисторика Зваротная сувязь Здоровье Здравия желаю! Знай наших! Идеологическая работа Из блокнота журналиста Из истории Белорусской военной газеты Из недавнего прошлого Из первых уст Из почты Из района учения Имя в истории Индекс успеха Инновации Интервью Инфографика Испытано на себе Исторические байки История оружия Итоги-2018 К 100-летию Вооружённых Сил Беларуси К 100-летию ВС РБ К 100-летию медицинской службы Вооруженных Сил Беларуси К 100-летию со дня начала Первой мировой войны К 20‑й годовщине гибели Владимира Карвата К 25-летию вывода советских войск из Афганистана К 30-й годовщине аварии на ЧАЭС К 30‑летию Белорусского общественного объединения ветеранов К 30‑летию вывода советских войск из Афганистана К 30‑летию вывода советских войск из Афганистана К 60-летию МСВУ К 70-летию Великой Победы К 70-летию освобождения Беларуси К 71-летию Великой Победы к 75-летию начала великой отечественной войны К 75-летию освобождения Беларуси К 93-летию «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» К 95-летию органов военной контрразведки К 95-летию создания строительно-эксплуатационных организаций ВС РБ К 95‑летию «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» К 95‑летию создания финансовой службы Вооружённых Сил К пятилетию “ВАЯРА” Как это было Калейдоскоп Киберспорт Книжная полка Ко Дню Конституции Республики Беларусь Ко Дню матери Ко Дню танкистов Компетентно Конкурсы Коротко Крупным планом Культурное пространство Литературная страница Личность Личный прием граждан Люди и судьбы Международное военное обозрение Международное военное сотрудничество Международные контакты Мемуары Министерство обороны информирует Минское подполье Миротворцы Мнение Молодежный спектр Молодые офицеры Мысли вслух На житейских перекрестках На заметку читателю На книжную полку На личном приеме НА ПОЛЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРАЖЕНИЙ Наблюдатель Нам пишут Наряд по кухне Наука и армия Национальная безопасность Наша гостиная Наша почта Наше наследие Наши земляки в армии Невыдуманные истории Незабываемое Неизвестные страницы войны Нерушимое братство - ​2015 Ничто не забыто Новости Новости ВПК Новости Центрального Дома Офицеров Нужна помощь! НЦПИ Республики Беларусь сообщает Образование Обратная связь Обращение Общественная безопасность Общество Объявления Один день из жизни Окно в природу Олимпийские чемпионы Они были первые Они защищают Отечество Оружие Оружие Победы Особая служба Особый случай От сердца к сердцу Отечественные предприятия Отечество Офицер милиции предостерегает Офицерские жены Офицерские ритуалы Офицерские семьи Офицерское собрание Офицеры по призыву Официально Охрана труда Память Парламентские выборы-2016 Парламентский вестник Патриотическое воспитание Персона Письмо в редакцию Планета людей По страницам стенной печати Под острым углом Подготовка к “АрМИ-2018” Подготовка к параду Подробности Поздравления Полезная информация Портрет современника Почтовый ящик Поэтическая страница Правопорядок Пресс-служба МО РБ Призыв Призыв 2016 Призыв-2013 Призыв-2014 Присяга Происшествия Профессионалы Прямая линия Путевые заметки Пятое колесо Равнение на лучших Разное Ракурс Расследование Реализация военной техники Реализация имущества Резолюция Родители - о службе сыновей Родная мова Семейная суббота Семейные ценности Семейный архив Слово читателя Современники Солдатская среда Солдаты победы Сотки Сотрудничество Социум Союзники Союзное государство Спадчына Спасибо за службу! Специальная техника Специальный проект: в армиях ОДКБ Специальный репортаж Спорт Спрашивали – отвечаем Становление Страна Страницы истории Субботний рассказ Судьба Судьба человека Сыновья отечества Телемба-2014 Техника и вооружение Точка зрения Требуется помощь Увлечения Увольнение в запас Уик-энд Уникальная профессия Уникальные подразделения Урожай Урожай-2017 Урок мужества Уточнение Учения ФГШ Фельетон Форма одежды Фоторепортаж Хозяину на заметку Хронограф Честь имею Чтобы помнили Школа солдатского актива Щит и меч Эволюция бронетехники Экономика Эксклюзив Это интересно Эхо события Юбилей Юридическая консультация Я горжусь службой в Вооруженных Силах Беларуси

То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину - в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.

Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII - начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи - подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.

Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда - сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.

В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.

В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.

Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь - это милосердие; Церковь - это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные - суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство - лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.

И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы - это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.

По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.

Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг - храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника - это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, - это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое - символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.

Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) - ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием - кануне (кануннике).

Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие - всеочищающее и спасающее.

Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.

Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.

Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме - научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.