Главным предметом изучения является человек. Внутренний мир человека изучает особая наука – психология

Вопрос 1. Какие органы тела человека ответственны за возникновение ощущений?

Органы чувств ответственные за возникновение ощущений. К органам чувств относят глаза, уши, язык, кожу, нос.

Вопрос 2. Почему человека называют биосоциальным существом?

Человек – это часть природы, в то же время он не может без социума, общества.

Человек является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным.

Однако своей деятельностью он создаёт «вторую природу» , надстроенную над естественной средой обитания. Люди, человеческое общество являются как преобразователями природы так и творцами, создателями культуры. Главное качество человека – общественное (социальное) , и состоит оно в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом.

Вопрос 3. Что изучает психология?

Вопрос 4. Как можно представить возникновение духовных запросов человека в процессе эволюции? (Обдумывая ответ, обратите внимание на то, что любознательность – важнейшая черта человека.)

Человек всегда искал поддержку извне, потому что не мог объяснить явления природы и другие события, происходящие с ним. Поэтому человек придумывал себе богов, которых он изображал и покланялся им. Духовные потребности, познание окружающего мира, самовыражение. Каждый человек нуждается в развитии и самореализации. Чем больше информации он получает, тем активнее расширяется его сознание.

Вопрос 5. У всех здоровых людей строение мозга сходно, а психика индивидуальная у каждого. Почему так получается?

Все люди разные и не только в физическом плане, но и по врожденному функционально-ролевому предназначению, каждый из нас носитель неизменного определенного врожденного психотипа. Системная психология дает универсальный ключ к пониманию человеческого предназначения, души, разума, ментального, духовного начал в человеке. Базируясь на выделении восьми психотипов или, точнее, векторов в человеке, дает возможность понять глубинные причины поведения человека, его отношений – внутри себя, в паре, в обществе, в группе, выявить причинно-следственную связь наших поступков и действий. Осознав и приняв свой врожденный векторный набор, мы начинаем максимально использовать весь заложенный в нас потенциал. Понимание себя дает, прежде всего, возможность жить полноценной, здоровой, счастливой и творческой жизнью.

Вопрос 6. Человек учится говорить, значит, речь – приобретённая черта. Но ни одно животное нельзя обучить членораздельной речи. Значит, чего-то врождённого не хватает. Чего?

Нет ни одного млекопитающего, который мог бы освоить все звуки человеческого языка: необходимые для этого движения губ, языка, контроль дыхания – недоступны даже человекообразным обезьянам. Но обезьян можно научить языку жестов, которые использую глухонемые.

Вопрос 7. Чему могут научиться дети-маугли?

Дети-маугли могут научиться имитировать поведение животных, подражать звукам, которые они издают.

Вопрос 1. Кого и что изучает психология?

Психология – наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

Вопрос 2. Что можно назвать материальной основой психических явлений?

Материальной основой психических явлений является головной мозг.

Вопрос 3. Что человек наследует от родителей, а чему учится у них и у других людей в течение жизни?

Человек наследует у родителей внешние признаки, черты характера, возможно даже предрасположенности к различным заболеваниям. А в течение жизни человек приобретает ценный жизненный опыт, стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях.

Вопрос 4. Какие признаки человека отсутствовали, а какие были присущи детям-маугли и почему? До какого возраста ребёнок должен научиться ходить и разговаривать?

Считается, что ребенок должен научиться ходить в период с 8 до 18 месяцев. Существует так называемый активный словарь и пассивный. Активный – это те слова, которые произносит ребёнок, пассивный- это запоминание и удержание в памяти незнакомых слов. Когда эти слова повторяются взрослыми, ребёнок их хорошо запоминает и когда- нибудь произнесёт. В возрасте 2 лет идёт активное запоминание новых слов, накопление пассивного словаря. Для развития речи необходимо взрослым больше разговаривать с малышом, показывать картинки с изображением предметов, пусть он повторяет все названия.

Вопрос 5. На примерах докажите, что психические процессы отражения реального мира субъективны. Проанализируйте для этого ситуации после посещения музея, просмотра театральной постановки или кинофильма и т.д.

У каждого свой взгляд, например, на музыку, картину или кинофильм. Это доказывает, что психические процессы отражения реального мира субъективны. Один человек может искренне восхищаться картиной художника, а для другого эта же картина будет полнейшей безвкусицей.

Вопрос 6. Какие слова будут использовать в разговоре о поведении человека физиологи, а какие – психологи?

Поведение в физиологии – определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой.

Поведение как предмет психологии – это активность человека, которая служит средством удовлетворения его потребностей, относящихся к разным сферам жизни: социальной, физиологической и биологической.





Сознание – это восприятие человеком происходящего в его уме. Это первое определение сознания, данное английским философом Джоном Локком в XVII в. Дж.Локк Сознание – способность человека думать, чувствовать, желать и знать об этом. Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общест- венно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувствен- ных и умственных образов, непосредственно представ- ляющих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.




Психологическая структура моего «Я» Структура личности человека, разработанная советскими психиатрами Надсознательное (не поддающееся волевому контролю уровень психической активности при решении творческих задач, творческая интуиция) Бессознательное (глубинные психические процессы и состояния, которые человек не осознаёт, проявляются, например, в сновидениях) Сознание (осознаваемые человеком чувства и умственные образы)


Психологическая структура моего «Я» Структура личности по Зигмунду Фрейду З.Фрейд Сверх-Я (система моральных норм и требований к поведению человека) Оно (бессознательное сосредоточение инстинктивных побуждений, сексуальных и агрессивных) Я (результат выделения человеком самого себя из окружающей среды) конфликт


Причины разнообразия представлений человека о самом себе Темперамент – психологическое проявление типа нервной системы человека. Тип темперамента Свойства темперамента Холерик Сильный, неуравновешенный тип нервной системы. Отличается высо- кой активностью, инициативностью, повышенной возбудимостью, рез- кой сменой настроений, вспыльчивостью, иногда – агрессивностью. Сангвиник Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Энер- гичен, активен, доброжелателен, спокоен, легко сходится с людьми, привыкает к новой обстановке. Флегматик Сильный, уравновешенный, инертный тип. Высокая работоспособ- ность, выдержка, терпение сочетаются с медлительностью, малой реактивностью и пластичностью. Меланхолик Слабый тип нервной системы, для которого характерны повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, робость, замкну- тость, склонность к глубоким переживаниям.


Причины разнообразия представлений человека о самом себе «Я знаю всё, но только не себя»? «Человек, если прожил долгий век, то пережил много перемен, - был сначала младенцем, потом дитём, потом взрослым, потом старым. Но как не переменялся человек, он всегда говорил про себя «Я». И этот «Я» был в нём всегда один и тот же. Тот же «Я» был и в младенце, и во взрослом, и в старике. Вот это – то неперемен- ное «Я» и есть то, что мы называем душой». Л.Н.Толстой Франсуа Вийон

О разрешите мне загадку жизни,

Мучительно старинную загадку…

Скажите, что такое человек?

Г. Гейне

Кто ты, человек?

Вершина эволюции? Царь природы? Покоритель космоса? Самое Атом во Вселенной? Созидатель или разрушитель? Откуда появился на планете Земля?

Науки, изучающие человека, много лет ищут ответы на эти и другие вопросы, с древних времен ломают головы над ними исследователи и мыслители.

В различных культурах, религиях, философских учениях существует огромное разнообразие взглядов на и взаимодействие его с физическим и ментальным миром. Эту совокупность можно рассматривать как первичное становление наук о человеке.

Почему не одна наука?

Есть наука о человеке антропология, но она не может представить весь спектр знаний, охватывая лишь биологический, эволюционный и в отдельности философский аспекты.

Что представляет собой человекознание?

По классификации В. Г. Борзенкова, можно насчитать до 200 дисциплин, которые представляют собой науки, изучающие человека.

Их можно сгруппировать в несколько блоков:

  • науки о человеке как биологической субстанции (анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.);
  • науки о человечестве (демография, социология, этнография,политология, экономика и др.);
  • наука о человеке и его взаимодействии с природой и космосом (экология, биогеохимия, космическая медицина и др.);
  • науки о человеке как личности (педагогика, этика, психология, эстетика и др.);
  • науки, рассматривающие человека как субъект деятельности (эргономика, эвристика и др.).

Эти дисциплины не существуют сами по себе: они многократно пересекаются, методы одних широко используются в других. Например, изучение физиологии с помощью определенных устройств широко стало использоваться в практической психологии и даже криминалистике (детектор лжи). Также существуют иные подходы к классификации того, какие науки изучают человека.

Человек как объект изучения

Каждая наука о человеке ищет закономерности в многообразии его природы и уникальности индивидуальных проявлений.

Познание человеком самого себя как вида Homo sapiens, как субъекта социальных отношений, как носителя интеллектуальных и эмоциональных способностей, как неповторимой индивидуальности - сложная задача.

У нее никогда не будет единого решения, несмотря на множество знаний, полученных с момента, когда началось становление наук о человеке. Тем интереснее процесс изучения.

Европейский подход

Общественная мысль в XX веке сделала самым своим влиятельным направлением философскую антропологию.

В этом учении человек является центральной осью, вокруг которой происходят все процессы бытия в мире. «Человек есть мера всех вещей» - этот античный принцип философии Протагора дает начало теории антопоцентризма.

Христианская идеология, одна из основ европейской культуры, тоже утверждает человеко-центристскую идею земной жизни. Согласно ей считается, что Всевышний, прежде чем сотворить человека, подготовил на Земле условия для его существования.

А как на Востоке?

Восточные школы философии, наоборот, никогда не ставят человека в центр мироздания, считая его частью, элементом природы, одним из ее уровней.

Человек, согласно этим учениям, не должен противостоять совершенству природы, а лишь следовать ей, прислушиваясь, встраиваясь в ее ритмы. Это позволяет сохранить душевную и физическую гармонию.

Известно всё?

Науки об организме человека при помощи современных технологий развиваются с космической скоростью. Исследования поражают своей смелостью и широтой, а порой пугают отсутствием этических рамок.

Способы продления жизни, тончайшие операции, трансплантология, клонирование, стволовые клетки, вакцины, чипирование, аппараты для диагностики и лечения - такое не могло даже присниться средневековым врачам и анатомам, гибнувшим на кострах инквизиции за свою тягу к знаниям и желание помочь больным!

Кажется, что сейчас в человеке досконально изучено всё. Но почему-то люди продолжают болеть и умирать. Чего же еще не сделала наука в жизни человека?

Геном человека

Ученые-генетики из многих стран несколько лет трудились сообща и почти полностью расшифровали Эта кропотливая работа продолжается, возникают новые задачи, которые предстоит решать нынешним и будущим исследователям.

Колоссальный труд нужен не просто как «чистое» знание, на его основе делаются и будут сделаны новые шаги в медицине, иммунологии, геронтологии.

Сила мысли

Какие науки изучают человека и его способности?

Исследования деятельности мозга показывают, что человек очень мало использует его возможности. Достижения современной нейрофизиологии, психологии, педагогики помогают развить многие скрытые способности.

Методики развития мыслительной деятельности все больше внедряются в повседневную жизнь. То, что казалось чудом, мистификацией (например, способность к быстрому теперь легко осваивают дошкольники на специальных занятиях.

Другие методики, разработанные в научных лабораториях, могут дать человеку сверхвозможности для выживания в экстремальных условиях, например в космическом полете или боевых действиях.

Хватит быть покорителем природы!

Конец прошлого тысячелетия ознаменовался невиданным ростом технического прогресса. Казалось, что человеку подвластно всё: двигать горы, поворачивать вспять реки, безжалостно опустошать недра и уничтожать леса, загрязнять моря и океаны.

Глобальные катаклизмы последних десятилетий показывают, что природа не прощает такого отношения. Для того чтобы сохраниться как виду, человечеству нужно заботиться не только об отдельных жилищах, но и о нашем общем доме - планете Земля.

Одной из важнейших наук становится экология, показывающая, как, разрушая природу, человек вредит самому себе. Зато выполнение рекомендаций, разработанных учеными, позволяет сохранять и восстанавливать окружающую среду.

Человек и общество

Войны, перенаселенность городов, голод, эпидемии, стихийные бедствия подвергают страданиям огромные массы людей.

Общественные науки и институты, занимающиеся вопросами демографии, политологии, религиоведения, философии, экономики, явно не справляются с информацией и не могут сделать свои рекомендации убедительными для политиков, руководителей государств, властей различных уровней.

Мир, покой, благоденствие остаются для большинства людей несбыточной мечтой.

Но в век развития Интернета многие знания становятся гораздо ближе и позволяют имеющим доступ к ресурсу применить их в своей жизни, найти единомышленников, помочь себе и своим близким выжить в сложное время и сохранить в себе Человека.

Обращение к своей истории, к корням, к знаниям, накопленным предыдущими поколениями, возвращение к истокам морали и этики, к природе дает шанс для жизни следующих поколений.

Открытый вопрос

Многогранность проявлений и деятельности каждого отдельного человека, всего людского сообщества в целом делает чрезвычайно сложной задачу их изучения.

И сотен дисциплин мало, чтобы исследовать эти процессы. Наука о человеке - практически неисчерпаемый источник загадок.

Получается, что, несмотря на развитие технологий, человечеству не получилось методами биохимии, физиологии, математической обработкой данных.

Остаются вечными философские вопросы. Мы до сих пор точно не знаем, зачем человек появился, кто был его предком, каков смысл его жизни, возможно ли бессмертие. Кто сможет ответить?

1) Какое современное приспособление используют для розжига Олимпийского огня?

2)Благодаря какой физической силе возникло название "керлинг"?
3)Что сейчас сдают спортсмены для анализа на Доппинг?
4)Как быстро восстанавливается уровень кислорода в мышце после прекращения физической нагрузки?
5)Какие науки с точки зрения Леонардо Да Винчи накладывают "мочлание на языки спортсменов"?Варианты ответов:
1.Астрология 2.Алхимия 3.Астрономия 4.Механика 5.Арифметика 6.Геометрия
6)Кого Чарльз Дарвин изучал около 29 лет и даже пытался приобщить к муз. культуре?
7)Кому принадлежит толкование "Тела стремятся найти свое естественное место на поверхности Земли"?
8)Какое подопытное животное помогло сделать открытие "Пищеварение-химический процесс"?
9)Как менялся уровень ртути при спуске с горы Пью-де-Дом?
10)Что такое эликсир витриола?
11)Что якобы удалось рассмотреть на Луне в 1835 году астрономом Джоном Гершелем?
12)Изолированные в нескольких секторах люди могли использовать только один источник электричества.Какой?
Вопросы олимпиады "Leonardo"-научно познавательный конкурс исследование. Прошу,помогите пожалуйста!

1) чем орудия труда человека отличаются от орудий, которыми пользуются обезьяны? 2) какие особенности строения тела давали человеку возможность играть

роль полудкнного хищника в экосистеме саванн 3)какие мыщцы нам помогают говорить,произносить членораздельные звуки. как развитие речи повлияло на внешность человека разумного, отличая его от предков 4) как ты представляешь разделение труда у кроманьонцев? какие професиональные занятия могли быть в то врямя? перечисли. помогите плиз

Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболееправильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений:

1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение
душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к
речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток
культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все
ответы неверны.
2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов… а)
более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более
многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы
неверны.
3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же: а)
качание головой из стороны в сторону; б) кивок головой вверх-вниз; в) когда
морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят
лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) ответы верны; и) все ответы
неверны.
4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы;
г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб;
б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все
ответы неверны.
6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают в
первую очередь на... а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д)
манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все неверны.
7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод
о его... а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности;
г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все
ответы неверны.
8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у
него... а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза;
д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая
голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.
9. Мужчина сочтет женское поведение призывным и эротическим,
если женщина... а) будет раскачивать на ноге туфельку; б) засунет руки в
передние карманчики тесно облетающих ее джинсов; в) будет посасывать
дужки своих очков; г) обхватит себя обеими руками; д) будет встряхивать
волосами; е) обхватит пальцами свой подбородок; ж) сядет, подобрав одну ногу
под себя; з) станет крутить браслеты на запястье и кольца на пальцах; и) все
ответы верны; к) все ответы неверны.
10. Большинство используемых жестов и поз... а) передаются из
поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у
других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-
культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны.

«Человек и окружающий мир» - … Познает окружающий мир. Сведения об окружающем мире мы получаем через… Познавая окружающий мир … стремиться к установлению … 4. Для достижения поставленной цели человек осуществляет: А) движение; Б) обучение; В) питание; Г) деятельность. Познать окружающий мир помогает опора на …, и использование …

«Человек в мире профессий» - Да толку мало. А рыбака – по улову. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. И кормит, и учит. Конкурс «ПРОФГОЛОВОЛОМКИ». Я и мир профессий. Расшифруйте поговорку. Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Викторина «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ».

«Что изучает география» - Как же называют остальные горизонтальные линии? Западное полушарие и Восточное полушарие. Какую форму имеет глобус? Линии расположены параллельно. Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах. Что вы скажете о вертикальных линиях? Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару.

«Науки изучающие человека» - Хордовые. Гоминиды (человекообразные обезьяны). Науки, изучающие организм человека: (название – что изучает). Многоклеточные животные. Человек. Место человека в системе органического мира. Приматы. Род. Подтип. Методы исследования организма человека. Отряд. Тип. Генетика – наследственность человека.

«Как человек познает мир» - Знание. Мир. Я- идеальное (Приятно себя видеть). Познает мир. Способы познания мира. Познание природы, общества, самого себя. Заниженная самооценка. Познать себя непросто. Я- реальное. Завышенная самооценка. Я- динамическое (Каким хочу быть). Наметьте линии сравнения в сравнительную таблицу. Любознательные люди.

«Окружающий мир организм человека» - Какую роль в организме играет покровная ткань? Кожа – «пограничник» человека. Как называется наименьшая часть живого организма? На солнце кожа темнеет от загара, что делает кожу непрозрачной. В жару кожа краснеет. На холоде происходит всё наоборот. Какова роль перьев и шерсти в жизни птиц и зверей? Кровь отдаёт лишнее тепло и организм охлаждается.