Здоровый человек — здоровая нация. Старт в науке Здоровая нация тема

Размышления на тему

«Здоровый ребенок - здоровая нация!»

педагога дополнительного образования

Федоровой Татьяны Геннадьевны.

Во уже который раз, начиная новый учебный год и встречая новых воспитанников у меня, постоянно закрадывается тревожная мысль: сможет ли адаптироваться ребенок к новым условиям безболезненно; сохранится ли у него интерес к учебе, познавательной деятельности до конца учебного года? Ведь выраженность и длительность процесса адаптации зависит от состояния здоровья ребенка, а моя задача, как руководителя учебным процессом, проследить за состоянием здоровья так же активно, как за творческими достижениями воспитанников.

Очень важно проследить, чтобы процесс адаптации младших воспитанников к новому виду деятельности, к нагрузкам прошел сглажено и поэтому я считаю необходимым шефство старших групп над младшими, т.е. идет стадия знакомства с выраженной коммуникативной активностью. Для этого я провожу мероприятие «Давай познакомимся» и включаю подвижные игры на свежем воздухе.

Когда-то в книге я прочитала фразу советского педиатра, профессора А.А. Кисель: «Худые, бледные, вялые дети- жертвы плохого воздуха». Эту же мысль поддерживает и известный советский педагог В.А. Сухомлинский: « Не допустить кислородного голодания, добиваться полноценного атмосферного режима- в этом заключается одна из очень важных предпосылок заботы о здоровье».Эти слова я взяла за основу для построения своей работы с детьми.

В кружке, в соответствии с программой по воспитательной работе, я веду активную оздоровительную деятельность своих воспитанников через различные воспитательные мероприятия: это различные подвижные игры на свежем воздухе, например с мячом. Подобная игра способствует развитию координации движений, а это пригодиться при обучении рисования, конструированию. Я постепенно пытаюсь усложнить понравившиеся элементы игры, придерживаясь правилу, «как можно меньше принуждения, как можно больше удовольствия и радости».

С целью укрепления здоровья я ввела в практику совместные походы в лес, в бассейн, на каток, на лыжные прогулки и т.д. Эти мероприятия не только положительно отражаются на здоровье, но и на эмоциональное состояние ребенка. Подобные мероприятия вызывает интерес ребят друг к другу, симпатии, товарищеские связи, вот та основа, которая делает объединение более устойчивым и создает большие возможности для формирования коллективных отношений. Выпадающие из коллективной деятельности требуют особой поддержки со стороны взрослых. Моя задача состоит в том, что бы включить их в общую игру, труд, развлечений. Для этого стараюсь разносторонне оценивать каждого ребенка, его сильные и слабые стороны, достоинства. «Не играющий коллектив никогда не будет настоящим детским коллективом, утверждал А.Макаренко.

Я заметила, что в коллективных играх выявляются и формируются дети- организаторы, дети- вожаки. Это только дисциплинирует ребят. Играющие, учатся подчиняться определенным правилам, нормам.

Я считаю, что в моем кружке эффективно проходят подвижные игры. Игры достаточно разнообразны по содержанию – это различные прыжки через скакалку, лапа, салки, боулинг, веселые стары- командные игры и сюжетно- ролевые. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

В своем кружке я также осуществляю разнообразную по содержанию и формам работу с родителями, цель которой выяснить педагогические возможности родителей. Одна из таких работ – это привлечение родителей на спортивные мероприятия. Родители с удовольствием принимают участие в спортивных праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья», активно пропагандируя здоровый образ жизни.

Отдельно хотелось бы остановиться на лете. Лето – благоприятная пора для эффективной оздоровительной работы с детьми. Оздоровление водными процедурами воспитанников кружка также является одним из важных оздоровительных мероприятий. В своем кружке я пропагандирую частые выходы в бассейн «Садко», поездки на озеро на летних каникулах с «Автобусом радости» и многое другое.

Следующая форма оздоровления детей – это выходы, прогулки, походы в лес. Сбор природного материала (интересные формы сухих веток, коряг, шишек, семян, мох и т.д.), для дальнейшего использования на занятиях. При проведении таких экскурсий я провожу мероприятия развлекательного плана. В результате у воспитанников происходит укрепление здоровья, а также формируется бережное отношение к родной природе. Восприятие природы помогает развить такие качества как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое внимательное отношение ко всему живому.

В настоящее время доказано, что для укрепления здоровья и снижения заболеваемости наиболее биологически целесообразным является сочетание адаптации организма к физическим нагрузкам и одновременно к действию факторов внешней среды, в частности к охлаждению. Закаливание повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, и дети становятся более устойчивые к стрессу. Поэтому важным источником здоровья является для нас труд в зимнее время на свежем воздухе, например, построение ледяной горки из снега у детского клуба «Зеленый огонек».

Лыжи – самый доступный и полезный вид зимнего спорта. Оздоровительное влияние лыжных прогулок на организм бесспорно. Зимний чистый, морозный воздух и общение с природой снимают нервные перегрузки воспитанников кружка. Лыжные гонки, катание с горки и по трассе для нашего кружка это уже традиция.

Овладев в детстве навыками ходьбы на лыжах, человек сохраняет их на всю жизнь и это большой вклад в здоровье взрослого.

Оздоровительный эффект пребывания на морозном воздухе вдвойне выше, если человек двигается и если катается не только на лыжах, а еще и на коньках. Оно также развивает такие качества как ловкость, гибкость, равновесие. Дети всегда бывают в восторге от таких выходов на каток, от катания на коньках, даже если многие из них чувствуют себя не уверенно на коньках.

Сухомлинский сказал о зиме: «Какие прекрасные возможности для воспитания и развития детей кроются в этой замечательной поре. Глубоко заблуждаются те, кто считает периодом оздоровления детей только лето. Если не использована для укрепления здоровья зима – с умеренными морозами, мягкими обильными снегами, то и лето не принесет пользы». Я,с ним абсолютно согласна.

В этом учебном я продолжаю свою работу по формированию здорового образа жизни через воспитательные мероприятия, выходы на различные спортивные, игровые мероприятия во время всего учебного года. Выходы в бассейн, лыжню, коньки остается все по плану, а так же экскурсии, походы в лес, катание на роликах, построение снежного городка на территории клуба «Зеленый огонек» силами воспитанников кружка, как воспитательный труд на свежем воздухе и многое другое.

Ведь Здоровый ребенок - здоровая нация!

Данный Проект является продолжением поддержанного Фондом Президентских Грантов Проекта №17-2-005374. Оказание услуг на бесплатной основе и обеспечение доступности дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности детям и подросткам города Владимира из малообеспеченных и многодетных семей, воспитанникам детского дома им. Карла Либкнехта, а также одарённым, талантливым и перспективным в спортивном отношении обучающимся школы дзюдо.
Организация и проведение учебно-тренировочных занятий, спортивно-массовых мероприятий, мастер-классов на основе Олимпийского вида спорта Дзюдо. Повышение уровня общефизической подготовки, приобретение знаний, умений и навыков в Дзюдо, выполнение норм комплекса ГТО и массовых спортивных разрядов. Привитие потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, подготовка юных спортсменов к участию в различных соревнованиях.
До 10 ноября 2019г. будут отобраны не менее 130 чел., соответствующие целевым группам проекта. Реализация проекта будет осуществляться посредством проведения занятий в спортивно-оздоровительных группах общефизической подготовки (ОФП, не менее 30 чел.) и групп начальной и учебно-тренировочной подготовки дзюдо (НП, УТГ не менее 100 чел.), а так же посредством проведения внутришкольных, региональных и межрегиональных физкультурно-спортивных мероприятий. Для повышения мотивации к занятиям спортом у юных спортсменов, будут проведены мастер-классы по дзюдо с участием высококвалифицированых специалистов.
Мероприятия будут проводиться согласно Календарному плану Проекта. Периоды проведения учебно-тренировочных занятий для групп ОФП и групп дзюдо: ноябрь-июнь, сентябрь-декабрь.
Летняя Спартакиада ДЮСШ, с дневным пребыванием и питанием детей в школе дзюдо, включает в себя проведение занятий, турниров по различным видам спорта и культурно-массовых мероприятий. Период проведения июнь месяц. Количество участников не менее 100 чел. Спартакиада является разработкой педагогического коллектива ДЮСШ, поддерживается детьми и их родителями.
Учебно-тренировочные сборы для подготовки перспективных спортсменов к их участию в соревнованиях по дзюдо будут проводиться на базе загородных оздоровительных лагерей. Период проведения июль-август. Количество участников не менее 60 чел.
В период реализации проекта медицинское обеспечение будет осуществляться специалистами областного Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины. Для групп дзюдо будет проведено углублённое медицинское обследование два раза в году (декабрь, май).
Всего в рамках Проекта в физкультурно-спортивных мероприятиях (соревнования, тренировочные сборы, сдача нормативов и тестов по ОФП и комплекса ГТО) примут участие - 4138 чел. Участники целевой группы проекта посетят от 138 до 276 учебно-тренировочных занятий. Все физкультурно-спортивные услуги будут оказаны для 3004 человек на бесплатной основе. Не менее 100 детей (77%) целевой группы, повысят свои спортивные результаты, достижения и интерес к регулярным занятиям спортом.

Цели

  1. Обеспечение доступности дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности детям и подросткам города Владимира из малообеспеченных и многодетных семей, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также одарённым, талантливым и способным в спортивном отношении обучающимся ДЮСШ «Дзюдо-88».

Задачи

  1. Вовлечение представителей целевых групп Проекта в регулярные занятия спортом и оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на бесплатной основе.
  2. Укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических качеств, возможностей и способностей юных спортсменов, обучение технике и тактике дзюдо и других видов спорта.
  3. Повышение мотивации к регулярным занятиям спортом детей и подростков из целевой группы Проекта. Пропаганда здорового образа жизни.

Обоснование социальной значимости

Основной контингент занимающихся школы дзюдо формируется из числа учащихся общеобразовательных организаций города. В радиусе 2-х километров от школы «Дзюдо-88» располагаются 10 общеобразовательных школ, 1 колледж и детский дом им. Карла Либкнехта.
Во Владимире более 35000 обучающихся. Около 40% из них являются членами многодетных, малообеспеченных семей и семей с небольшим бюджетом. Дети из этих семей и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, как правило, не имеют возможности посещать спортивные секции, т.к. большинство из них платные. Вместе с тем, по статистике, лучшие результаты в спортивных видах единоборств демонстрируют дети из таких семей.
Наряду с этим, 75% детей и подростков в городе Владимире имеют факторы риска или конкретные заболевания. Одним из факторов риска является низкая физическая активность детей и подростков, 65% из них не занимаются систематически физической культурой и спортом.
Даже у одаренных и талантливых, в спортивном отношении детей и подростков, пропадает мотивация к регулярным занятиям спортом из-за отсутствия возможности их родителей оплачивать занятия, приобретать спортивную экипировку, оплачивать выездные соревнования и т.п.
Отсутствие возможности заниматься спортом, так же является одной из причин роста подростковой преступности. На 01. 07. 2019 г. на учете в ПДН УМВД России по городу Владимиру состоит 367 подростков.
Недостаточная информированность детей и подростков о принципах и основах здорового образа жизни является проблемой его должного понимания и, как следствие, приводит к формированию неправильного отношения к своему здоровью.
В то же время, школа дзюдо имеет 31-летний опыт по решению вышеуказанных социально значимых проблем посредством вовлечения в регулярные физкультурно-спортивные занятия детей и подростков.
Например, при реализации Проекта «Чемпионами станут лучшие, здоровыми будут все!», с использованием средств Фонда Президентских Грантов 2017-18 г.г., были достигнуты следующие количественные результаты:
- количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта – 3015;
- количество человек, которым оказаны услуги в сфере физической культуры и спорта – 2720, в т.ч. на бесплатной основе – 1641;
- выполнено массовых спортивных разрядов – 301; Сохранность контингента занимающихся спортом детей и подростков, участников целевой группы Проекта, составила 100%;
Полное обоснование в приложении.

География проекта

Город Владимир.

Целевые группы

  1. дети и подростки из многодетных и малообеспеченных семей, дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
  2. одарённые, талантливые и способные в спортивном отношении дети

Введение

Будущее нашего государства определяется нравственным состоянием государствообразующей нации. Часто мы говорим, что дети - это наше будущее. И это не требует доказательств. Но сегодня вопрос о будущем страны более чем серьезный. Общество больно, и естественно счастье и здоровье детей под вопросом. Рассмотрим некоторые аспекты угрожающего состояния нации, которые, наверное, в первую очередь отражаются на детях.

Если люди нравственно и физически здоровы, воодушевлены стремлением к цели. Чувствуют реальную заботу и защиту со стороны государства, то они уверенно смотрят в будущее и способны создать здоровые, дружные, прочные, основанные на любви семьи, которые обеспечивают стабильный темп роста численности населения.

В течение последних восьми лет рождаемость оказалась ниже смертности, численность населения сокращается и после нескольких десятилетий может достигнуть так называемой точки, за которой нет возврата, то есть сокращение населения нашей страны может стать вообще необратимым.

1. Потерянный потенциал

возрождение национальный безопасность народ

В двадцатом веке произошло много потрясений, затронувших глубокие основы жизни народа: Гражданская война; террор, направленный против крестьянства, купечества, аристократии, духовенства; голод. Эти потрясения стали причиной разрушения традиционного быта, нравственных устоев, привели к падению уровня жизни.

Для деморализации целого народа, для того чтобы лишить его стремления активно жить и преодолевать трудности, применяются целенаправленные разрушительные приёмы воздействия на массовое сознание. Например, пропаганда с помощью СМИ провокационных, выдуманных фактов; разнообразное унижение национальной истории и национальных героев и многое другое. Таким образом, для сохранения нации необходимо, чтобы в народе возродились национальное самосознание, законная гордость за свою великую страну и славную историю.

Конечно, у каждого человека, нации, государства, любой социальной общности людей найдутся несовершенства. Но уважение и любовь привлекает не отсутствие недостатков, а величие достижений. Примем это положение в качестве критерия и обратимся к примерам истории.

Здоровые дети обеспечивают здоровую нацию, а здоровая нация - это могущество и процветание государства, которое в тоже время во многом связано с численностью его населения. Вопрос умножения численности российского народа издавна волновал лучшие умы Отечества. Так, Михаил Васильевич Ломоносов находил самым главным делом «сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».

Дмитрий Иванович Менделеев был семнадцатым ребёнком в семье. Так же, как и Михаил Васильевич Ломоносов, Дмитрий Иванович - выдающийся учёный, патриот, человек большого государственного масштаба с необыкновенно широким кругом интересов. Его единомышленниками были Нобелевские лауреаты И.П. Павлов и И.И. Мечников, знаменитый адмирал С.О. Макаров и многие другие современники.

Д.И. Менделеев считал, что «высшая или гуманнейшая цель всякой «политики», яснее, проще и осязательнее всего выражается в выработке условий для размножения людского». В самом конце 19 века, в 1987 году, в России была приведена первая всероссийская перепись населения. Д.И. Менделеев совершил огромный труд по обработке и анализу переписи. Результаты которой обобщил в книге «К познанию России». Он полагал, что приняв «текущий прирост равным 1,5%», «недалеко ушел от действительности». Согласно расчетам Менделеева, к 2052 году численность населения Российской империи должна была вырасти в десять раз по отношению к 1897 году и достичь 1 млрд. 282 млн. человек, то есть практически сравняться с населением Китая. Это было бы государство с колоссальным духовным, экономическим, научным и культурным потенциалом.

2. Возрождение народа - основа национальной безопасности

Чем больше детей, тем быстрее возрождается народ, даже после самых тяжких испытаний. После Первой мировой и Гражданской войн Россия через 15 лет восстановилась, после Великой Отечественной войны - через 12 лет. А сейчас ежегодно теряет более миллиона детей.

Даже при всей технической военной мощи государства главным в армии был и остаётся человек. Только он способен обеспечить боеготовность Вооруженных сил и поддерживать её в состоянии, необходимом для отражения внешней агрессии, подавления террористических угроз внутри государства, выполнения миротворческих миссий за пределами его. При переходе армии на контрактную форму комплектования значение человеческого фактора возрастает.

Если численный состав регулярных Вооружённых сил в стране будет низкого качества, то мы просто не сможем отразить противника. Если в нашей армии будут больные с алкогольной или наркотической зависимостью люди, не способные переносить физические нагрузки военного времени, не патриоты, то это приведёт к поражению. На заседании совета безопасности по вопросу «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и комплекс мер по её реализации» в своем выступлении председатель Совета Безопасности Н.П. Патрушев сказал, что наша национальная безопасность обеспечивается: национальной обороной, повышением качества жизни российских граждан, экономическим ростом, развитием науки, технологий, образования, здравоохранения и культуры.

Впервые во власти заговорили о повышении качества жизни и обеспечении достойных условий её как о составляющей части национальной безопасности. Первым звеном в повышении национальной безопасности страны являются наши дети, ведь именно из них вырастают защитники Родины.

Президент вынужден был обнародовать ужасающие цифры, отражающие в каких условиях живут наши дети. Какими они вырастут в семье неблагополучной, нищей, не имея возможности заниматься спортом и получить квалифицированную медицинскую помощь?

3. Качество жизни человека - основа национальной безопасности

В стране 800 тысяч сирот и детей, чьи родители лишены родительских прав, 700 тысяч детей - инвалидов, 157 тысяч - в коррекционных школах. Это интернаты, в которых обучаются дети с диагнозом «задержка психического развития». Ежегодно прибавляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке, 400 тысяч находятся на учёте в инспекциях по делам несовершеннолетних. В России скоро вырастет поколение преступников и попрошаек, выросших из сегодняшних беспризорников. Только в Москве более 10 тысяч малолетних бродяг.

Детские дома - тоже школы воспитания. Дети живут в них до совершеннолетия. Но, к сожалению, дома эти не выполняют тех задач, которые на них возложены. Негласная статистика говорит о том, что только 10% детдомовцев адаптируются к жизни в обществе, 40% - становятся преступниками, ещё 40% - спиваются, 10% - заканчивают жизнь самоубийством.

4. Национальная катастрофа

По данным Всемирной организации здравоохранения, при употреблении более 8 литров чистого алкоголя на душу населения «наступает необратимое изменение генофонда нации», то есть вырождение народа. В России приходится по 18 литров чистого алкоголя на каждого, включая младенцев. Алкоголь в России является, согласно расчетам экспертов, причиной 700 тысяч смертей в год - четверти от общего количества. Речь идет о жизни и смерти нашего народа. Это горькая-горькая правда. За 45 - 50 лет будет решен вопрос: будут ли народы, населяющие территорию России затоплены водочно - пивным половодьем или им удастся спастись от этой катастрофы, объединенными силами здоровых сил народа и здравомыслящего руководства.

Сегодня продолжительность жизни мужчины в России меньше, чем в бедных странах (Гондурас, Камбоджа, Бангладеш и т.д.). Главная причина тому - алкоголь. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) необратимое угасание этноса наступает тогда, когда среднедушевое годовое потребление этилового спирта достигает критической черты в восемь литров. Алкоголь стал оружием массового поражения населения. По различным официальным сведениям этилового спирта производится в России от 14 до 18 литров на душу населения.

Теневое производство и оборот крепких напитков, по мнению знающих этот бизнес людей, составляет не менее 50% от официально заявленного. 35 тысяч человек в России умирают ежегодно от употребления алкогольных суррогатов. Почти 4 дивизии - из года в год (Сравните: за десять лет войны в Афганистане наши потери составили 13 тысяч человек). Наши потери на алкогольном «фронте» нельзя назвать иначе как национальной катастрофой.

Накрыв черным крылом мужское население России, алкоголизм пытается захватить также женщин и подростков страны. Невиданное для России развитие получило производство пива и различного рода спиртных коктейлей. Повсюду наблюдаем одурманенных юношей и девушек, пьющих алкогольные напитки в общественных местах. Страшные цифры привел на 14 Всемирном русском народном соборе архимандрит Тихон (Шевкунов): 33% мальчиков и 20% девочек в стране начиная с 13 лет каждый день пьют пиво и крепкий алкоголь. От 500 до 700 тысяч смертей в год связано с употреблением алкоголя!

Алкоголизация населения сейчас представляется главной угрозой для национальной безопасности страны. Будущее её страны напрямую связано с этой проблемой. Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей, числу женщин, лишенных материнских прав; алкоголь - лавная причина разрушения семей. Ранняя смертность и деградация мужчин снижает рождаемость. В нашей стране более 700 специальных школ, в которых живут брошенные дети родителей - алкоголиков. Здоровье их с самого зачатия подорвано генетическими аномалиями и врожденными болезнями. Они на всю жизнь обречены, быть больными, обузой для общества.

Например, в Исландии один магазин, торгующий крепкими спиртными напитками, приходится на 15 тысяч населения, в Финляндии - на 7 тысяч, а в Подмосковье - на 400 человек. С древних времен известно: «В здоровом теле - здоровый дух».

Следующей проблемой являются генно - модифицированные продукты. В отличие от всевозможных пищевых красителей, загустителей, эмульгаторов, стабилизаторов, усилителей вкуса и т.д., ГМО - это, условно говоря, никакая не отрава. ГМО - это всего лишь измененные наукой гены, которые, попадая в человеческий организм, внедряются в наш собственный геном и при этом неизбежно изменяют его. Да, безусловно, мы живем на этом свете всего лишь один раз. Но последние 15 лет, то есть как раз с поры внедрения продуктов с ГМО, мы почему-то все чаще и чаще болеем. И почему-то все чаще умираем. А у детей становится все меньше шансов родиться вообще. И все это, вместе взятое, было доказано не только многочисленными опытами с мышами, но еще статистическими замерами, регулярно проводимыми различными службами в течение последних лет.

Трансгенизация. Несколько лет назад все СМИ говорили о поголовной вакцинации, большинство людей, конечно же, доверились прививкам не только сами, но доверили и своих детей. Однако не все СМИ сообщили о том, что входящий в состав вакцин фенол - это высокотоксичное вещество, которое подавляет иммунную систему. И о том, что «зашифрованное» на этикетке препарата вещество метиолят - это на самом деле запрещённые в медицине органические соли ртути, которые поражают почки, головной мозг и другие органы.

В состав вакцин входят такие токсичные компоненты, как формалин, гидроокись алюминия и другие, которые изменяют функции головного мозга. Проведённые в США исследования доказали связь аутизма, нарушения речи и гиперактивности с АКДС - вакцинациями. У нас в стране продолжается вакцинация, даже не подозревая о том, что почти все препараты - импортного производства, что они не проходят контроль качества и что каждая прививка оставляет неизгладимый след в организме.

Заключение

Как замедлить сползание в пучину генетического вырождения? Ждать, когда сам народ протрезвиться, нельзя. Нужно разработать государственную программу, пропагандировать трезвый образ жизни. Капитулировать перед натиском этих проблем - самоубийственно, потому что нация вырождается и качественно, и количественно. Если не будут возрождаться нравственные идеалы, которыми руководствовались наши предки, которые возвышали человека, а не низводили его до уровня потребителя каких-то благ, то процесс вырождения нации станет необратимым. Если народ откажется от пьянства, разврата, злобы, ненависти, зависти - от всего низменного, что унижает достоинство человека, тогда можно надеяться, что произойдут быстрые и благие изменения.

Когда свои интересы ставятся выше общественных и развиваются нравственные пороки, то утрачиваются идеалы, которыми руководствовались наши предки, создавшие великие нравственные и материальные ценности. Традиционно в нашем народе глубоко осознается единственность семьи. Семья - это школа нравственной любви. Именно в семье в первую очередь воспитываются такие нравственные качества, как верность, самоотверженность, мужество, патриотизм. В такой семье дети будут физически и душевно здоровыми и станут основой нации.

Список используемой литературы

1. Богачев О.В. Сценарий - мировой. Финал - трагический? - ж. Русский дом №8, 2010 г. - С. 14

Крутов А.Н. Русский тот, кто не курит и не пьет. - ж. Русский дом

№7, 2009 г. - С. 1 ж.

Бочаров В.А. Замкнутый круг - ж. Русский дом №8, 2009 г. - С. 39

Леонов Н.С. Общее дело - ж. Русский дом №8, 2009 г. - С. 44-45

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Если каждый человек будет

вести здоровый образ жизни,

То вся страна будет здорова!

Лев Толстой

Здоровье - главная ценность человека

Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Здоровье, сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших норм здорового образа жизни.

Меня поражают некоторые люди, которые так беспощадно разрушают свое здоровье, не понимая, что оно для них значит. Одни, зачастую из-за собственной лени, становятся малоподвижными, другие переусердствуют в еде и начинают страдать ожирением, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от различных жизненных забот, часто беспокоятся по пустякам, нервничают, страдают бессонницей. Все это в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям и преждевременному старению, а некоторые люди, поддаваясь пагубным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), вообще активно укорачивают свою жизнь.

Конечно, в молодости, когда здоровье у многих достаточно крепкое, люди не ценят его, не придавая значения пристрастию к вредным привычкам, психическим и физическим перенапряжениям. Пока организм молод, человек не чувствует, как здоровье тратится направо и налево в силу своих огромных ресурсов, которыми нас наградила природа. Но это личное дело каждого, ведь каждый сам кузнец собственного счастья.

Тема проекта «Здоровые дети - здоровая нация» меня заинтересовала, прежде всего, потому, что я сам лично слежу за собственным здоровьем, занимаюсь спортом и считаю, что каждому человеку нужно с самого раннего детства вести здоровый образ жизни.

Цель работы:

- привлечь внимание сверстников к важности ведения здорового образа жизни для того, чтобы наша страна, нация в целом, была здоровой и сильной.

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

Формировать представление о главной ценности человеческой жизни (о здоровье), выделив главные принципы здорового образа жизни;

Рассказать о государственной поддержке развития спорта в России и показать на конкретном примере важность занятия спортом;

Отметить главные задачи родителей и государства в воспитании детей;

Рассказать о собственных спортивных увлечениях и спорте в моей семье, показав важность влияния и поддержки со стороны взрослых;

Определить способы привлечения детей к спорту и привлечь сверстников к ведению здорового образа жизни.

Часть I. Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ) и факторы, влияющие на здоровье человека.

ЧТО ТАКОЕ ЗОЖ?

Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ) - это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие:

осознанная установка на здоровую и продолжительную жизнь

здоровый сон

активная мышечная деятельность (подвижность)

режим труда и отдыха

рациональное питаниеи поддержание веса на индивидуально-нормальном уровне

закаливание организма

знание правил личной гигиены

учет экологии окружающей среды

отсутствие вредных привычек и увлечений

эффективный отдых и культура общения.

«Люди тратят свое здоровье, чтобы

заработать деньги, а затем тратят деньги,

чтобы восстановить здоровье.

Нервно думая о будущем, они забывают

о настоящем, так что не живут

ни в настоящем, ни ради будущего.

Они живут так, как будто никогда не умрут,

а когда умирают, понимают, что никогда и не жили!»

Конфуций

Целых 50% нашего здоровья зависит от нас самих, т.е. от нашего образа жизни. От наших привычек, традиций в питании, профилактических мероприятий и много другого. Конечно, 20% экология и 20% генетика влияет на уровень нашего здоровья — это тоже немалая цифра. Ведь мы сами должны выбирать, где нам жить, что есть и пить, каким воздухом дышать и т.д. И, как ни странно, всего 10% Вашего здоровья зависит от громадной сферы здравоохранения. Подумать только, это же врачи, больницы, поликлиники и так далее, а всего 10% этого делают нас здоровыми.Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Важно помнить, что здоровье нельзя купить за деньги, но можно его сохранить бесплатно. Это актив, который делает жизнь счастливой и, если в него не вкладываться, а только забирать, то надолго не хватит. Не имея хорошего здоровья, нельзя нормально думать, общаться, заниматься спортом, работать и отдыхать, развиваться, иными словами - иметь полное благополучие в жизни. Поэтому по максимуму нужно стараться обходить все то, что могло бы существенно испортить здоровье.

Здоровье - это главная ценность человека. И задача каждого человека

(и детей и их родителей) - укреплять его! Для этого нужно с раннего возраста вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, исключать любые вредные привычки, больше двигаться и быть активным!

Часть ІІ. Государственная поддержка развития спорта в стране.

Многие дети с детства говорят, что мечтают покорять космос, бороздить океаны, стать первооткрывателями. Но, к сожалению, столь великие мечты достаточно сложно осуществить в реальности. Этого достигают единицы из сотен, а то и тысяч желающих. Одной из причин, препятствующих достижению таких великих целей, является недостаточно крепкое здоровье. А ведь известно, что здоровый человек может все, здоровые люди пробегают марафоны, совершают невероятные открытия в науке и технике, покоряют вершину Эвереста.

Важно понимать, что будущее зависит от детей, которые уже сейчас живут в этом мире, и которые уже через некоторое время сами будут править миром! Формирование здорового образа жизни считается одним из главных направлений развития общества и большинстве стран мира. И Россия - не исключение.

Совсем недавно в нашей стране была принята программа «Здоровая нация - здоровая Россия», главной целью которой является формирование у населения бережного отношения к собственному здоровью, психической и физической форме.

Для достижения цели была поставлена задача - сделать здоровый образ жизни, по-настоящему, престижным и модным.

Быть здоровым — это модно!

Дружно, весело, задорно

Становитесь на зарядку.

Организму — подзарядка!

Знают взрослые и дети

Пользу витаминов этих:

Фрукты, овощи на грядке —

Со здоровьем все в порядке!

Также нужно закаляться,

Контрастным душем обливаться,

Больше бегать и гулять,

Не лениться, в меру спать!

Ну а с вредными привычками

Мы простимся навсегда!

Организм отблагодарит —

Будет самый лучший вид!

(А.Никулина)

Как наше правительство пытается реализовать программу?

Программа представляет собой ряд мероприятий, направленных на развитие системы здравоохранения, на социальное развитие общества.

По словам представителей власти, в России начали открываться оздоровительные центры, преобразуется система страхования, улучшается с помощью новых технологий отечественная медицина, организуются различные молодежные спортивные мероприятия. При этом проект "Здоровая нация - здоровая Россия" в большей степени направлен именно на пропаганду здорового образа жизни.

В лидеры всегда выбивались сильные духом люди. Люди, верные своему слову и своему народу. Эти люди ведут нас вперед, являясь примером для других.

Президент России Владимир Владимирович Путин выступает за здоровый образ жизни и подтверждает свои слова собственными действиями и поступками.

К различным видам спорта Путина В.В. притягивает новизна и желание привить соотечественникам интерес к активному образу жизни. «Я просто люблю новизну. Люблю что-то осваивать новое. Сам процесс доставляет мне удовольствие», - говорит он. И я с этим абсолютно согласен!

А о том, что наш президент выступает за ЗОЖ можно убедиться, глядя на фото с ним и видя телерепортажи.

Все прекрасно знают, что Президент РФ В.В.Путин довольно спортивный человек.

Он неоднократно положительно отзывался о спорте, при этом советует всем заниматься спортом. Но, каким видом спорта занимался и занимается Путин? Имеете ли он какие-либо достижения в спорте? На самом деле, да. Он достиг некоторых результатов в свои молодые годы. До того, как стать известным политиком, Путин занимался дзюдо. Это его основной вид спорта. Он заявлял об этом, как вначале своей карьеры, так и сегодня.

Еще Путин занимался самбо. Этим делом он увлекался с 13 до 23 лет совместно с дзюдо. Достоверно известно, что президент страны имеет первый разряд по самбо и является мастером спорта по дзюдо. А во времена правления страной и занятия политикой он также продолжает совершенствоваться, акцентируя внимание на физкультуру, как на собственное хобби.

Неоднократно можно было увидеть по телевидению, как наш Президент, открывая различные спортивные объекты или мероприятия, подчеркивает важность ведения здорового образа жизни и, зачастую, при встречах со спортсменами не упускает проверить и собственные силы на прочность - будь то игра в хоккей (фото 1), борьба на татами (фото2), соревнования в армреслинге (фото 3).

Фото 1. В.В. Путин с известными деятелями культуры и политики после игры в хоккей.

Фото 2. В.В. Путин в Санкт-Петербурге со спортсменами-дзюдоистами.

Фото 3. В.В. Путин принимает участие в конкурсе по армреслингу.

Кроме того, СМИ заявляют, что Владимир Владимирович имеет 9-ый дан по тхэквондо, и восьмой дан по кикусинкай карате, но данные достижения были достигнуты им после того, как он стал известным в политическом мире. Таким образом, Путин личным примером показывает, как надо поддерживать свою форму, несмотря на занятость и возраст. И это существенно влияет на развитие российского спорта в целом.

Я считаю, что каждому ребенку необходимо заниматься физкультурой, выбрать для себя наиболее подходящий вид спорта. Иногда с выбором помогают определиться старшие родственники (бабушки и дедушки, родители, старшие брат или сестра).

Когда я еще ходил в детский сад, мои родители привели меня в спортивную секцию на пробное занятие по айкидо, и вот уже почти пять лет, я еженедельно занимаюсь айкидо в Школе боевых искусств «Дом Укрепления Духа» в г.Подольске, где проводят обучение по ёсинкан айкидо.

Домашняя фотосессия 2016, фото из архива Сидоренко Я.А.

Айкидо (яп. 合気道 айкидо) — современное японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэсибой как результат его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Чаще всего айкидо переводят как «путь слияния с жизненной энергией» или «путь гармонизации духа».

В основу айкидо легла техника одной из школ джиу-джитсу — Дайто-рю Айки-джиуджитсу мастера Такэда Сокаку. Составляющими в программе данной школы были как техники джиу-джитсу, так и айки-джитсу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-джитсу. В "Доме Укрепления Духа" на тренировках предлагают систему становления личности путём познания своих способностей, путём взаимопомощи и общения с партнерами. Дети улучшают свою физическую форму, учатся стремлению, общению со сверстниками, учатся побеждать и проигрывать, получая мотивацию, узнают, как правильно вести себя в различных ситуациях и что необходимо делать, чтобы избежать конфликта, учатся защищать себя. Ведь айкидо — это не спорт в плане выявления сильнейшего в рамках определённых правил. Айкидо — это путь, стиль жизни, который поможет маленьким айкидокам лучше влиться во взрослую жизнь. Целью Морихэя Уэсибы было создание такого искусства, практики которого смогли бы защитить от травм не только себя, но и нападающего, а Джиу джитсу — один из самых безопасных видов контактной борьбы для детей с наименьшим уровнем травматизма.

На сегодняшний день я добился следующих успехов в спорте:

2й кю ёосинкай айкидо - коричневый пояс (всего 10кю, причем отсчет идет от большего числа к меньшему - я близок к цели );

4й кю в джиу-джитсу - оранжевый пояс (всего 6кю, отсчет от большего к меньшему );

Несколько дипломов и медалей.

На фото соревнования по айкидо в "Доме укрепления духа ", октябрь 2017г, победитель Сидоренко Степан.

ЧастьІІІ. Влияние семьи и общества на образ жизни ребенка

Хочу отметить, что в моей семье все выступают за здоровый образ жизни. Сколько себя помню, мои бабушки и дедушки говорили о правильном питании и важности соблюдения режима дня, а родители старались всячески закалять меня и прививать любовь к спорту.

С папой, еще совсем маленьким, я ходил в бассейн, сейчас зимой с папой катаюсь на коньках и играю в хоккей.

С мамой летом катаемся на велосипедах, всей семьей на даче летом играем в баскетбол, бадминтон, волейбол и другие подвижные игры.

Мама, папа, я - спортивная семья!

Со слов моих родителей, именно под таким девизом проходили раньше традиционные веселые старты, в которых довольно часто принимали участие все члены семьи. Соревновались, конечно, по-дружески, а иногда и за символические призы. К сожалению, в наше время такие конкурсы редкость, но все зависит от семьи, воспитания и семейных ценностей.

Я рад, что в моей семье есть место и время для спорта и друг для друга! Мы стараемся больше времени проводить на свежем воздухе независимо от времени года.

При подготовке данного проекта я решил составить список вопросов, провести анкетирование среди своих одноклассников и узнать, что они знают о здоровом образе жизни, как относятся к спорту?

Результаты моего опроса показали, что из 24 человек:

Делают утром зарядку - 14 человек

Едят чипсы или сухарики - 14человек, из них 5 человек редко, остальные - несколько раз в неделю. При этом все знают, что это вредная пища.

Занимаются в спортивных кружках - 16 человек,

Соблюдают режим дня - 17 человек

Чаще всего из напитков предпочитают пить: сок и компот, а 3 человека предпочли бы молоко вместо пепси!

На вопрос «Занимаются ли твои родители спортом?» только 14 человек ответили «да»

А на вопрос «Заставляют ли вас родители заниматься спортом?» - 7человек ответили «да», остальные - «нет»

Завтракаете ли вы утром перед уходом в школу? 18 человек ответили «да», 6 человек - «нет»

Чистите ли вы зубы: а) только утром - 5 человек; б) утром и вечером - 19человек; в) вечером - 0 человек; г) редко - 0 человек

Сколько раз в неделю вы едите овощи и фрукты? Ежедневно - 21 человек, редко - 3 человека

Как вы проводите свободное время: а) смотрите телевизор - 6 человек (но в чередовании с прогулками на улице) ; б) играете на компьютере - 6 человек (но в чередовании с прогулками на улице); в) играете на улице - 20 человек

На вопрос «Что такое здоровый образ жизни?» все ответили - спорт, правильное питание, прогулки на свежем воздухе и соблюдение режима дня.

Результаты опроса показали, что большинство учеников 4 "Б" класса не понаслышке знают о здоровом образе жизни, а стараются его придерживаться: ребята следят за правильным питанием, занимаются спортом, предпочитают проводить свободное время на свежем воздухе, а не сидеть у телевизора или за компьютером. Молодцы ребята - знают, как важно соблюдать режим дня, заниматься спортом и правильно питаться!

Хорошие привычки необходимо вырабатывать с самого детства, и они в дальнейшем станут привычным образом жизни.

Занятие спортом необходимо не только для физического развития мальчиков, но и девочек. Для последних можно выбрать легкую атлетику или танцы.

Привлекая ребенка к спорту, вы заботитесь не только о его физическом здоровье, но и об эмоциональном. Игра в мяч, катание на велосипеде - это способы вызвать радость.

Как привлечь ребенка к занятию спортом?

Родители - пример для подражания

Известно, что дети являют собой отображение родителей. Чтобы привлечь ребенка к занятию спортом, необходимо показать, как это здорово, на собственном примере. Например, найти свободное время и сходить с ребенком в бассейн, выходные проводите в парке или на футбольном поле.

Домашний спортзал

Чтобы привлечь ребенка к занятию спортом, не обязательно посещать секции, можно просто сделать спортзал дома. В квартире (или доме) можно использовать нестационарные приспособления. Например, для девочек подойдет скакалка и обруч, для мальчиков - турник и игровая лестница в детской.

Зарядка, как семейная традиция

Чтобы привлечь ребенка к занятию спортом, начните всей семьей делать зарядку. Это будет на пользу не только ребенку, но и взрослому. Но главное - системность. Делайте простые упражнения под веселую музыку каждый день, просыпайтесь всей семьей.

Свежий воздух

Альтернативу спортивным секциям можно найти на свежем воздухе. И девочкам, и мальчикам интересно кататься на велосипеде, самокате, скейте и т.д.

Поощрения

Чтобы привлечь ребенка к спорту, используйте поощрения за достижения. Например, стимулируйте покупкой нового спортивного оборудования, одежды, походом в кино и т.д.

Вообще любой ребенок может выбрать для себя свой ориентир, пример для подражания. Это могут известные спортсмены, врачи, учителя, тренеры и, конечно же, собственные родители. Очень многое зависит и от семьи, от воспитания.

Заключение.

В заключение, я хочу сказать, что занятия спортом позволяют мне быть уверенным в себе.

Занимаясь айкидо, я по вечерам не трачу время впустую, а провожу его с пользой: укрепляю здоровье, получаю навыки самообороны. Тренировки меня дисциплинируют и учат не бояться трудностей. Не получится сегодня - обязательно получится завтра. Главное - не сдаваться!

Именно спорт помогает вырабатывать такие качества, необходимые человеку на протяжении всей жизни: дисциплинированность, целеустремленность, выдержка, терпение, упорство и труд!

Спорт — это жизнь, и обойтись без него никак нельзя.

Не могу себе представить человека, ни разу, не катавшегося на коньках, не игравшего в футбол или бадминтон. Во время занятий и соревнований есть возможность знакомиться с новыми людьми, с кем-то подружиться.

Спорт поддерживает в человеке бодрость и жизненный тонус, а

в здоровом теле, как известно, здоровый дух! На мой взгляд, если дети следят за своим здоровьем, занимаются спортом и соблюдают режим, а взрослые не только этому способствуют, но и подают личный пример, включая самого Президента - у России безусловно есть будущее!!!

Здоровые дети - здоровая нация!

Список использованных источников и литературы:

  1. Детская энциклопедия «Здоровый образ жизни», Москва, 1992.
  2. Барчуков И. С. Физическая культура. - М., 2003.
  3. Поздняков, А. На зарядку становись! / А. Поздняков // Труд. - 2010.
  4. Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. Здоровый образ жизни и его составляющие - М.: Академия, 2013;
  5. Капитонов, В.А. Ради этого стоит жить; М.: Физкультура и спорт -Москва, 1978
  6. Барин Л.Г. Мама, папа, я - здоровая семья, - СПб.: Питер, 2005
  7. Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005;
  8. Масленков А.Г. Формирование здорового образа жизни - М., 2001
  9. http://mbuzkcrb.ru/zdorove-glavnaya-cennost-cheloveka.html
  10. http://putin.kremlin.ru/interests
  11. http://strongspirit.ru/

Размышления на тему

«Здоровый ребенок - здоровая нация!»

Во уже который раз, начиная новый учебный год и встречая новых воспитанников у меня, постоянно закрадывается тревожная мысль: сможет ли адаптироваться ребенок к новым условиям безболезненно; сохранится ли у него интерес к учебе, познавательной деятельности до конца учебного года? Ведь выраженность и длительность процесса адаптации зависит от состояния здоровья ребенка, а моя задача, как руководителя учебным процессом, проследить за состоянием здоровья так же активно, как за творческими достижениями воспитанников.

Очень важно проследить, чтобы процесс адаптации младших воспитанников к новому виду деятельности, к нагрузкам прошел сглажено и поэтому я считаю необходимым шефство старших групп над младшими, т.е. идет стадия знакомства с выраженной коммуникативной активностью. Для этого я провожу мероприятие «Давай познакомимся» и включаю подвижные игры на свежем воздухе.

Когда-то в книге я прочитала фразу советского педиатра, профессора А.А. Кисель: «Худые, бледные, вялые дети- жертвы плохого воздуха». Эту же мысль поддерживает и известный советский педагог В.А. Сухомлинский: « Не допустить кислородного голодания, добиваться полноценного атмосферного режима- в этом заключается одна из очень важных предпосылок заботы о здоровье».Эти слова я взяла за основу для построения своей работы с детьми.

В кружке, в соответствии с программой по воспитательной работе, я веду активную оздоровительную деятельность своих воспитанников через различные воспитательные мероприятия: это различные подвижные игры на свежем воздухе, например с мячом. Подобная игра способствует развитию координации движений, а это пригодиться при обучении рисования, конструированию. Я постепенно пытаюсь усложнить понравившиеся элементы игры, придерживаясь правилу, «как можно меньше принуждения, как можно больше удовольствия и радости».

С целью укрепления здоровья я ввела в практику совместные походы в лес, в бассейн, на каток, на лыжные прогулки и т.д. Эти мероприятия не только положительно отражаются на здоровье, но и на эмоциональное состояние ребенка. Подобные мероприятия вызывает интерес ребят друг к другу, симпатии, товарищеские связи, вот та основа, которая делает объединение более устойчивым и создает большие возможности для формирования коллективных отношений. Выпадающие из коллективной деятельности требуют особой поддержки со стороны взрослых. Моя задача состоит в том, что бы включить их в общую игру, труд, развлечений. Для этого стараюсь разносторонне оценивать каждого ребенка, его сильные и слабые стороны, достоинства. «Не играющий коллектив никогда не будет настоящим детским коллективом, утверждал А.Макаренко.

Я заметила, что в коллективных играх выявляются и формируются дети- организаторы, дети- вожаки. Это только дисциплинирует ребят. Играющие, учатся подчиняться определенным правилам, нормам.

Я считаю, что в моем кружке эффективно проходят подвижные игры. Игры достаточно разнообразны по содержанию – это различные прыжки через скакалку, лапа, салки, боулинг, веселые стары- командные игры и сюжетно- ролевые. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

В своем кружке я также осуществляю разнообразную по содержанию и формам работу с родителями, цель которой выяснить педагогические возможности родителей. Одна из таких работ – это привлечение родителей на спортивные мероприятия. Родители с удовольствием принимают участие в спортивных праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья», активно пропагандируя здоровый образ жизни.

Отдельно хотелось бы остановиться на лете. Лето – благоприятная пора для эффективной оздоровительной работы с детьми. Оздоровление водными процедурами воспитанников кружка также является одним из важных оздоровительных мероприятий. В своем кружке я пропагандирую частые выходы в бассейн «Садко», поездки на озеро на летних каникулах с «Автобусом радости» и многое другое.

Следующая форма оздоровления детей – это выходы, прогулки, походы в лес. Сбор природного материала (интересные формы сухих веток, коряг, шишек, семян, мох и т.д.), для дальнейшего использования на занятиях. При проведении таких экскурсий я провожу мероприятия развлекательного плана. В результате у воспитанников происходит укрепление здоровья, а также формируется бережное отношение к родной природе. Восприятие природы помогает развить такие качества как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое внимательное отношение ко всему живому.

В настоящее время доказано, что для укрепления здоровья и снижения заболеваемости наиболее биологически целесообразным является сочетание адаптации организма к физическим нагрузкам и одновременно к действию факторов внешней среды, в частности к охлаждению. Закаливание повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, и дети становятся более устойчивые к стрессу. Поэтому важным источником здоровья является для нас труд в зимнее время на свежем воздухе, например, построение ледяной горки из снега у детского клуба «Зеленый огонек».

Лыжи – самый доступный и полезный вид зимнего спорта. Оздоровительное влияние лыжных прогулок на организм бесспорно. Зимний чистый, морозный воздух и общение с природой снимают нервные перегрузки воспитанников кружка. Лыжные гонки, катание с горки и по трассе для нашего кружка это уже традиция.

Овладев в детстве навыками ходьбы на лыжах, человек сохраняет их на всю жизнь и это большой вклад в здоровье взрослого.

Оздоровительный эффект пребывания на морозном воздухе вдвойне выше, если человек двигается и если катается не только на лыжах, а еще и на коньках. Оно также развивает такие качества как ловкость, гибкость, равновесие. Дети всегда бывают в восторге от таких выходов на каток, от катания на коньках, даже если многие из них чувствуют себя не уверенно на коньках.