Икона Иисуса Христа Вседержителя (Пантократора): значение, каноны иконописи. Синайский Спас и синдром поиска глубокого смысла

Христос Пантократор из Синайского монастыря - энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора . Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Это стало общей практикой в более поздней православной иконографии Иисуса Христа , а также стало применяться в иконографии святых .

Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и Небесного Царства . Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб , возможно, имевший инкрустации , ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды» . На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это их значение в последующих иконах Спаса заменили надписи на греческом языке, как развитие этого стиля .

Искусствовед Галина Колпакова отмечает:

Примечания

Литература

  • Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. - М .: Азбука, 2010. - С. 236-240. - (Новая история искусства). - ISBN 978-5-9985-0447-1
  • Жизнь Христа в произведениях живописи. - М., Галарт, Арт-Пресс, 2001. - Стр. 14.
  • Лидов А. М. Византийские иконы Синая. - Москва-Афины: Христианский восток, 1999. - 146 с.
  • Βοκοτόπουλος Π. Λ . Ελληνική Τέχνη: Βυζαντινές Εικόνες. - Αθήνα, 1995. - Σ. 191, εικ. 1-2.
  • Holy image, hallowed ground: icons from Sinai / ed. by Robert S. Nelson and Kristen M. Collins. - Los Angeles: Getty Publications, 2006. - pp. 51–52, fig. 50.
  • Manolis Chatzidakis and Gerry Walters . An Encaustic Icon of Christ at Sinai // The Art Bulletin, Vol. 49, No. 3 (Sep., 1967), pp. 197–208.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Христос Пантократор из Синайского монастыря" в других словарях:

    Иконы Спасителя Спас Вседержитель … Википедия

    ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - [῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίας Αἰκατερίνης τοῦ Θεοβαδίστου ῎Ορους Σινᾶ], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский (подробнее см. в ст.… … Православная энциклопедия

    ЕГИПЕТ - Развалины рим. базилики в Гермополе. V в. Развалины рим. базилики в Гермополе. V в. [Арабская Республика Египет (АРЕ); араб. ; копт. khme], гос во в сев. вост. части Африки и на Синайском п ове в Азии, к его территории также относятся неск.… … Православная энциклопедия

    ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК - [греч. ᾿Ιωάννης τῆς Κλίμακος] (VI VII вв.), прп. (пам. 30 марта и в 4 ю Неделю Великого поста), игум. Синайского монастыря, автор классического произведения визант. аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Житие Основным… … Православная энциклопедия Энциклопедический словарь

    ИОАНН ПРЕДТЕЧА - [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… … Православная энциклопедия

Реставрация 1962 года выявила первоначальный облик древней иконы, которая сохранилась практически полностью за исключением небольшой утраты в правой от нас части нимба. Поздневизан-тийские записи закрывали наиболее необычную деталь ранней иконографии - древний фон с пространственной нишей и золотыми звездами. Была введена и отсутствовавшая первоначально надпись «Иисус Христос Человеколюбец», отразившая позднесредневековое восприятие этого образа Христа, в котором видели милосердие и надежду на спасение.

Предполагают, что источником избранного типа Христа, показанного красивым и величественным мужчиной в пору расцвета, с недлинной окладистой бородой и ниспадающими на плечи волосами, мог послужить облик Зевса Олимпийского, широко известный во всем греко-римском мире по многократно копировавшейся скульптуре работы Фидия. Известность, редкое сходство, свидетельства современников не позволяют усомниться в том, что обращение было сознательным и, по-видимому, образ Христа Пантократора («Вседержителя») должен был вытеснить в представлениях недавних язычников облик царя богов. При этом не исключено, что «аутентичность» изображения могла находить подтверждение в образах древнейших нерукотворных икон, которые, по мнению византийцев, были созданы не волей человека, но промыслом Божьим и соответственно обладали особой подлинностью. В 574 году такой нерукотворный образ Христа из Камулианы был торжественно перенесен в Константинополь, где стал палладиумом империи. В конце VII века образ Христа, восходящий к одной из таких чудотворных икон, впервые появился на золотых монетах Юстиниана П.

Примечательно, что этот главный образ империи, приобретший статус государственного символа, принадлежал к тому же иконографическому типу, что и Христос Пантократор на синайской иконе.


Христос Пантократор. Фрагмент иконы.

В образе Христа иконографически подчеркнуты идеи царства и священства. Он показан в темно-сиреневых (пурпурных) хитоне и гиматии, цвет которых в Византии однозначно ассоциировался с императорской властью. Полуфигура Христа явлена на фоне неба с золотыми звездами - прозрачный символ вечности и космоса. В нижней части фона показана богато украшенная архитектурная ниша с окнами.

На наш взгляд, это необычное сооружение, напоминающее одновременно дворец, портал и церковную апсиду, создавало образ Горнего Иерусалима - небесного царства, в котором правит изображенный Христос Пантократор. В левой руке он держит огромную книгу в драгоценном окладе, украшенном изображением большого креста. Книга воплощает образ Учения, Священного Писания, «Слова Божьего», и через крест напоминает об Искупительной жертве. Кроме того, она представляет не просто кодекс, но богослужебное евангелие, вносимое в храм на Малом входе, и устанавливаемое на алтаре. Знаменательно, что уже ранневизантийские авторы истолковывали это носимое в процессии евангелие как образ Христа, являющегося в мир в величии небесной славы.

Христос с богослужебным евангелием, прижатым лицевой стороной к груди, ассоциировался с первосвященником - архиереем, благословляющим верующих во время службы. Выразителен и жест двуперстного благословения. В эпоху, когда существовали самые разные формы и встречались изображения благословения даже одним указательным перстом, жест синайского Пантократора воспринимается как обретенная на века формула, обладающая глубоким догматическим содержанием.

Как мы знаем из средневековых толкований, три соединенных пальца символизировали Св. Троицу, два поднятых и переплетенных пальца, расположенных один под другим, говорили о мистическом соединении во Христе божественной и человеческой природ. Жесты рук Христа воплощали важнейшие идеи учения о Богочеловеке, воплотившемся на земле Втором лице Святой Троицы.

Сложнейшая задача создания образа, одновременно земного и небесного, решена в синайской иконе при помощи целого ряда художественных приемов. Один из них - сочетание разнонаправленных движений, так называемый контрапост, хорошо разработанный в древнегреческой скульптуре: тело немного повернуто в одну сторону, а голова - в другую. Возникает внутренняя динамика, снимающая впечатление иератичной застылости фронтальной позы и придающая всей пластике фигуры активность и жизненную убедительность.

Другим приемом является сознательно асимметричная трактовка лика Христа, который состоит из двух разнохарактерных половинок. Левая - спокойная, строгая, отрешенная, с естественным абрисом широко раскрытого глаза и ровной дугой бровей. Картина совершенно меняется в правой части лица - бровь приподнята и драматически изогнута, ей вторит гораздо более экспрессивный рисунок глаза, как бы напряженно вглядывающегося. Иконописец стремится создать образ Богочеловека, в котором единовременно и непротиворечиво уживались бы мысли о всемогущем космократоре, строгом судие и человеколюбивом, сострадающем Спасителе. Интересно, что такая асимметричная трактовка лика станет отличительной особенностью изображений Пантократора в куполах византийских храмов.

Более тысячи лет назад отгремели иконоборческие споры, и Церковь утвердила почитание святых икон. Но многие ли наши современники задумываются, кого и что они видят на иконе? А когда задумываются - не получается ли ещё хуже? О том, правду ли говорят искусствоведы о Синайском Спасе - иконописец Дмитрий Марченко.

Образ Спасителя из монастыря св. Екатерины на Синае - один из самых впечатляющих шедевров иконописи. Был написан, как принято считать, в Константинополе в середине VI века при императоре Юстиниане I и передан им в дар Синайскому монастырю, пользовавшемуся покровительством императора.

Какое-то время образ был забыт, его обнаружили только в XIX веке, но оценить всю художественную мощь и духовную глубину этой иконы мир смог лишь в 1962 году, когда поверхность её была очищена от поздних поновлений.

Изначально Синайский Спас был написан в технике энкаустики. Это древняя техника живописи, в которой красочный пигмент смешивается с разогретым воском. В доиконоборческую эпоху энкаустика была самой распространенной техникой исполнения икон.

Синайский образ производит на зрителя очень сильное впечатление - в первую очередь необычной экспрессией, силой и свободой мазка. Не секрет, что современному русскому православному привычнее гладкость и зализанность иконной поверхности - «смиренное» подражание образцам позднего русского средневековья, от Рублёва до Дионисия. Другая бросающаяся в глаза особенность - ярко выраженная асимметрия и даже как бы разнохарактерность черт лика Спасителя.

Эта асимметрия синайской иконы, без упоминания которой не обходится ни один текст о ней, явилась настоящим камнем преткновения для многих современных богословствующих искусствоведов и искусствоведствующих богословов.

Признаюсь честно, мне повезло с Синайским Спасом. Я сперва увидел репродукцию этого прекрасного памятника, а уже потом прочёл о нём. Тут-то я и отдал себе отчёт в том, что знаменитой асимметрии я до знакомства с посвящённой памятнику литературой не замечал. То есть, я её, конечно, видел, но не придавал ей никакого особого, а тем более - символического значения.

На меня глядел Христос, я узнавал Его - это было главное в моём общении с иконой, и я совершенно не был расположен делать наблюдения типа «а-а-а, смотри-ка, глаза-то у Него разные!» или «а левый-то ус правого короче!»

Но есть люди, которые смотрят на образ Спасителя иначе. Им кажется, что их понимание иконы углубится оттого, что они, во-первых, сосредоточат свое внимание на «разноглазости», асимметричности образа и, во-вторых, найдут правильное объяснение этой асимметричности.

Объяснение начинается с истолкования, например, такого: «разные глаза Спасителя, милующий и отвергающий…». При этом утверждение о «разноэмоциональных» глазах подкрепляется ссылкой на Четвёртое деяние VII Вселенского Собора, где идёт речь об изображении героини древнегреческих мифов Медеи: «один глаз показывал в ней гнев, второй, напротив, нежность» (Деяния Вселенских соборов. Т.4. С. 423).

И вот эти разные глаза языческого персонажа, которые в контексте соборных постановлений должны демонстрировать различный, порой прямо противоположный спектр человеческих эмоций, вдруг привязываются к образу Господа нашего Иисуса Христа.

Или ещё закрученней. Вот что пишет о пресловутой асимметрии один израильский экскурсовод:

«И еще одна интереснейшая особенность этой иконы. В ней отразились споры того времени о природе Христа. Незадолго до написания этой иконы диофизиты одержали окончательную победу над арианами и монофизитами.

Монофизиты считали, что в Иисусе есть только Божественная природа, ариане - что Иисус создан Богом и не равен Ему. Диофизиты же утверждают, что в Нём присутствуют одновременно неслиянно и нераздельно две природы- Божественная и человеческая. На иконе отражена эта двойственность.

Правая часть лица торжественна и спокойна, от неё исходит свет, глаз смотрит прямо вперед - это выражение лица Верховного Судии. Левая часть находится в тени, бровь изломана страданием, взгляд направлен вниз - мы видим страдающую человеческую сущность Иисуса. И это все в иконе 6 века! Вот как тогда писались иконы!».

Конечно, это не просто эксурсоводские байки - искусствоведы тоже частенько говорят и пишут в том же ключе. Но чтобы утверждать такое, нужно закрыть глаза на то, что писали об иконе святые отцы.

Напомню. В период иконоборческих гонений противники священного образа обвиняли православных, помимо всего прочего, и в том, что, изображая на иконах человеческую природу Господа, мы тем самым отделяем её от Его Божественной природы, подобно несторианам, о чём говорится в анафематизмах иконоборческого собора:

«Кто старается написать на иконе нераздельное и ипостасное соединение естества Бога-Слова и плоти, то есть, то единое неслиянное и нераздельное, что образовалось из обоих, и называет это изображение Христом, между тем, как имя Христос означает вместе и Бога и человека, да будет ему анафема.

Кто одной мыслью отделяет плоть, соединившуюся с ипостасью Бога-Слова, и вследствие этого старается изобразить её на иконе, да будет анафема.

Кто пишет на иконе плоть, обоготворённую соединением её с Богом-Словом, как будто бы отделяя её от воспринявшего и обоготворившего её Божества и делая её таким образом как бы необоготворённой, да будет ему анафема».

Православие дало свой ответ на эти обвинения: икона отображает не природу, а личность Христа .

И в рамках этой полемики важно одно простое наблюдение: никогда, ни в каком контексте, ни с православной стороны, ни с иконоборческой не всплывало упоминание об изображении в одной иконе разницы двух природ. Ясно как день, что христианский мир просто не был знаком с таким хитрым художественным феноменом, как изображение этой разницы.

Попробуем теперь посмотреть на проблему с чисто искусствоведческой точки зрения. Действительно ли данный приём изображения лика столь уникален, чтобы ему можно было приписать какое-то символическое значение?

Как известно, наиболее близкими к Синайскому Спасу по иконографии, стилистике и технике исполнения памятниками являются погребальные изображения эпохи эллинизма, т.н. «фаюмские портреты». Если мы посмотрим подборку этих изображений, то заметим, что различного рода асимметрии там не редкость:

Проще говоря, в этой группе памятников труднее найти симметричное лицо, чем асимметричное, там десятки куда более грубых нарушений симметрии, чем на Синайской иконе.

Как видим, асимметрия - это всего лишь одно из проявлений стилистики данной школы.

Конечно, невозможно запретить человеку видеть в иконе то, что он желает. Например, в причёске Христа, в зависимости от количества прядок, находить и Святую Троицу, и четыре Евангелия, и семь Страстей. В морщинах на лбу - намёк на небесные сферы. В вертикали носа и горизонтали бровей - Животворящий Крест, и на основе этих углубленных наблюдений погружаться в богословие - иногда православное, а чаще - эзотерическое.

Но православный христианин должен всегда помнить, что икона Христа - это прежде всего прямое Его изображение, и что может быть больше этого? Какие выдумки, какие символические коды, какие «тайные доктрины»? Только те, кому не дорог Сам Христос, милующий и грозный, величественный и смиренный, Спаситель и Судия, - только такие «христиане» станут искать в Его иконе, будь то Синайский Спас или любая другая, дешёвых погремушек для удовлетворения своей потребности пофилософствовать там, где следовало бы лишь созерцать и молиться.

Вконтакте

О.Е. Этингоф *

*)Статья была прочитана в виде доклада на конференциях «Сергий Радонежский и художественная культура Руси XIV–XV веков» в ГИИ г. Москвы в 1992 г., «Выставка икон критской живописи» в Муниципальной библиотеке Викелайа г. Ираклеон 24 октября 1993 г.

«Христос Пантократор». Икона. Вторая четверть XV в. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Икона «Христос Пантократор» из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве – памятник хрестоматийный, давно известный . Вместе с тем он в последнее время незаслуженно оказался на периферии внимания русских византинистов. В данной статье предпринимается попытка новой, более точной, датировки иконы и рассмотрения ее места в контексте позднего византийского искусства накануне падения Константинополя, а также по отношению к истокам стиля критской школы иконописи .

Благодаря разысканиям Ю.А. Пятницкого нам достоверно известно, что этот памятник происходит из Константинополя . В 1914 г. М. Савостин привез его из Стамбула, где и приобрел. В том же году икона перешла в коллекцию И.С. Остроухова, затем до 1929 г. хранилась в Музее иконописи и живописи им. И.С. Остроухова, откуда поступила в ГТГ, а в 1933 г. В.Н. Лазарев, комплектовавший коллекцию византийских икон в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), добился ее передачи в это собрание .

Мнения о датировке иконы в научной литературе существенно расходятся. В статье, посвященной поздним византийским иконам, В.Н. Лазарев датировал ее не ранее первой половины XV в. , а в «Истории византийской живописи» относил ее к рубежу XIV–XV вв. . Подобная же датировка, но еще более широкая, была дана в каталоге выставки 1975– 1977 гг. «Искусство Византии в собраниях СССР»: вторая половина XIV – первая половина XV в. . Г.В. Попов относил икону к более поздней эпохе – ко второй половине XV – первой половине XVI в. .

В киноварных медальонах на золотом фоне в верхних углах иконы расположена монограмма Христа (IС ХС).

Иконографически образ следует традиционному поясному варианту типа Христа Пантократора, средовека с короткой бородой, представленного анфас, с Евангелием перед грудью в левой руке и благословляющим жестом правой. Фигура Христа изображена с чуть более высоким «срезом», чем было принято в классические эпохи византийского искусства, что может свидетельствовать о ее создании в поздний период. Тип лика также соответствует древней традиции, он трактован почти строго фронтально, в то время как прическа, оставляющая полуоткрытыми уши, дана заметно асимметрично с крупной прядью за левым плечом. Голова окружена крестчатым нимбом. Христос облачен в пурпурный хитон с золотой каймой на правом плече, не закрывающий шею, и зеленый плащ, который покрывает левую руку, плечи и грудь под правой рукой, а также перекинут через левое плечо за спину. Евангелие представлено с застежками, золотым обрезом, с изображением инкрустации драгоценными камнями и жемчугом на переплете.

Образ Христа продолжает традицию второй половины XIV в.: сам иконографический тип, трактовка фигуры в целом, монументального торса, крупной головы и лика, скульптурной шеи, пластичных рук на иконе из московского музея следуют классицистическим образам XIV в. Несомненно, одним из центральных памятников этого круга является икона «Христос Пантократор» 1363 г. из ГЭ, происходящая из монастыря Пантократора на Афоне, созданная столичными мастерами по заказу основателей монастыря великих стратопедарха Алексея и примикирия Иоанна .


«Богоматерь Одигитрия». Икона. Начало XV в. ГТГ

Форма доски иконы из ГМИИ им. А.С. Пушкина совершенна и близка по пропорциям к классическому соотношению золотого сечения. Фигура гармонично вписана в поле доски, даже «срез» ее не очень высок, он восходит к пропорциям идеальных образов XIV столетия. Трактовка рисунка фигуры, головы, рук также коренится в палеологовском искусстве. Однако во многих деталях характер рисунка изменился. Он построен так, что в целом классицистическая фигура как бы утрачивает плотность и объемность палеологовских образов. Общий абрис головы тяготеет к единой округлой форме, волосы высоким ореолом обрамляют лик. Очертания бровей, надбровных дуг, глаз и других деталей – носа, губ, ушей, пальцев рук – также трактованы с помощью чрезвычайно активного рисунка, тяготеющего к геометричности и жестко размечающего форму. Жест благословляющей правой руки с отставленным мизинцем имеет чуть заметный оттенок манерности.

Техника многослойного личного письма в иконе виртуозна: темно-зеленая санкирь, темные и светлые охры, легкая подрумянка, которые образуют сплавленные, упругие и светящиеся поверхности, покрытые каллиграфически тонкими белыми движками и крупными «сгустками» светов. Прекрасно выполнено и письмо драпировок с глубокими тенями в складках и пробелами, как и золотой ассист каймы хитона и Евангелия.

Сумрачный колорит, который создан комбинацией темно-пурпурного хитона, не синего, но темно-зеленого с синеватым оттенком плаща, золота, а также киноварных, черных и белильных акцентов сдержан и благороден. Сочетание зеленой карнации в личном письме и зелени плаща, почти черного в тенях, создает общую зеленовато-холодную напряженную гамму, которая подчеркивает по контрасту обилие теплого золотого и белильного светоносного излучения. Подобный холодный колорит не свойствен памятникам XIV в., зато обычен для живописи первой половины XV столетия.

Принцип множественности способов передачи сияния и излучения Божественного света, пронизывающего материальную форму, ярко проявился в искусстве XIV в., начиная с 1360-х годов и на протяжении последующих десятилетий как в иконописи, так и в монументальной живописи . Он воплощен во многих памятниках второй половины века, в частности в иконах «Христос Пантократор» 1363 г. (ГЭ), «Богоматерь Перивлепта» из Троице-Сергиевого монастыря конца XIV в. , а также иконах деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, традиционно приписываемых кисти Феофана Грека .

В иконе «Христос Пантократор» из московского музея также использованы самые разнообразные приемы «материализации» света в живописи: нежные плави, концентрирующиеся в крупных светящихся пятнах на лике и руках, тончайшие штрихи, «графической» сеткой покрывающие лик и руки, светоносность самой фактуры эмалевидной сплавленной живописи, изысканный ассист, светящийся золотыми лучами, крупные мягкие пробела на волосах, хитоне и плаще. Свет пронизывает все: волосы, тело, одеяния, Евангелие, нимб, пространство. Огромное поле золотого фона – это некая светящаяся субстанция, которая словно расширяется, излучая свет. И наконец глаза Христа – еще один источник сияния. «Христос Пантократор» из ГМИИ им. А.С. Пушкина – своего рода собранный в одном произведении «компендиум» художественных приемов передачи свечения Божественной энергии, сообщенной земному миру. Очевидно, что все эти приемы и средства восходят к искусству круга паламитского исихазма XIV в., когда они были разработаны программно в качестве целой системы, соответствовавшей духовным исканиям эпохи.

Но в самой скрупулезной последовательности подбора приемов, некоей артистической «энциклопедичности» есть оттенок ученого систематизаторства, подведения итогов, маньеристической игры, перерабатывающей известные методы. Все эти качества ощущаются как некая ретроспективная стилизация. В это искусство привнесены и новые формальные элементы наряду с последовательным использованием палеологовского художественного арсенала как классицистического, так и воплощающего паламитские идеи. Среди приемов, нетрадиционных для искусства палеологовской эпохи, применявшихся в иконе из московского музея, следует отметить использование едва заметной игры света и тени для моделировки форм и некоторой живописности в трактовке белильных светов на выпуклых частях лика, шеи и рук как и несколько нарочитую заглаженность поверхностей. Данная характеристика стиля не содержит никаких негативных оттенков. Напротив, «Христос Пантократор» из ГМИИ им. А.С. Пушкина – образ непревзойденной сдержанной силы и одухотворенности. Взгляд Христа, властно обращенный к предстоящему, притягивает и вовлекает зрителя в мощное излучение Божественных энергий, исходящих от его свечения. Икона создана не только виртуозным мастером, но и человеком выдающегося духовного дарования.


«Христос Пантократор». Икона. 1363 г. ГЭ

Отмеченные качества стиля свидетельствуют в пользу датировки не ранее XV в., причем, по-видимому, второй его четверти. Подобный стиль свойствен тому искусству заката империи, которое В.Н. Лазарев, например, называл академическим , а М. Хатзидакис – маньеристическим . Значение организующего графического начала, новые детали в очертаниях фигуры, холодный, иногда резкий колорит, сдержанность образов, каллиграфия светов, сглаженность поверхности и суховатость живописи, переработка старых приемов и методов палеологовской живописи – всё это черты последней фазы искусства столичного круга, последнего расцвета незадолго до падения Константинополя. Вехами развития этого стиля могут служить иконы «Богоматерь на троне» из монастыря Св. Екатерины на Синае и «Богоматерь Одигитрия» начала XV в. (ГТГ). Но особенно ярко это искусство конца культуры, конца великой цивилизации проявилось в росписях собора монастыря Богоматери Пантанассы в Мистре, созданных столичными мастерами, которые датируются около 1428 г. . Как отмечали уже многие исследователи, прежде всего, В.Н. Лазарев и М. Хатзидакис, этот последний константинопольский или близкий столице стиль – отправная точка традиции критских иконописцев . Не случайно об иконе «Троица» из собрания ГЭ второй четверти XV в. нет единого мнения, происходит ли она с Крита или Пелопоннеса, будучи сопоставима по стилю с росписями Пантанассы .


«Христос Пантократор». Икона. Начало XV в. Крит, Анатолия

Многие константинопольские художники эмигрировали на Крит задолго до падения Константинополя, по крайней мере, с конца XIV в. Примечательно, что среди икон раннего XV в. на Крите встречаются образы, подобные иконе «Христос Пантократор» из ГМИИ им. А.С. Пушкина, несомненно, связанные с константинопольской традицией. Такова икона Христа из Анатолии близ Иерапетры начала XV в. . Здесь использована та же иконография, общий абрис фигуры, форма головы и прически, трактовка лика с темно- зеленой карнацией и «графической» сеткой светов, жест благословляющей руки с отставленным мизинцем.

Связь между константинопольской и ранней критской художественной традицией особенно отчетливо проявилась в творчестве знаменитого мастера, известного под именем Ангелоса Акотантоса . Иконы, подписанные этим именем, известны давно, они многократно публиковались М. Хатзидакисом и другими авторами в качестве памятников XVI–XVII вв. . Такая поздняя датировка его творчества была принята, поскольку на подписной иконе «Богоматерь Одигитрия» из собрания монастыря Св. Георгия в Каире имелась надпись с датой 1604 г. Благодаря публикации М. Вассилаки и надпись, и дата признаны теперь фальшивыми . После публикации документов и биографических данных о художниках, в том числе об Ангелосе, существенно изменились традиционные представления о хронологии поствизантийского искусства, критской школы и ее взаимодействия с Константинополем . Творчество Ангелоса относится, в основном, ко второй четверти и середине XV в. Критский мастер работал, по-видимому, в течение 1430-х – начала 1450-х годов на Крите в Ираклионе, где у него была мастерская, в 1436 г. ездил в Константинополь оформить завещание. Это первый из знаменитых критских иконописцев, его творчество по времени практически не выходит за хронологические рамки искусства византийской империи. Ангелос Акотантос является своего рода связующим звеном между последним расцветом константинопольского стиля и критской школой. В настоящее время мастеру приписывается более сорока подписных и неподписанных икон.

Ангелос создал целую серию различных образов Христа. К их числу относится «Христос на троне» из музея в Закинтосе на Крите , три иконы в иконографическом типе «Христос виноградная лоза» из монастырей Одигитрии в Кенуриу , Врондизи и Маллон на Крите . Ангелосом написано и несколько икон с изображением Деисуса, в которых образ Христа хотя и значительно варьировался, но следовал той же общей типологии. Среди них две иконы, хранящиеся в монастыре Св. Екатерины на Синае, одна из них подписная . Известно, что Ангелос был связан с Синайской метохией в Ираклионе, неудивительно поэтому, что он мог выполнять заказы для синайского монастыря.



Ангелос. «Христос виноградная лоза».
Икона. Середина XV в. Крит, монастырь Маллон


Ангелос. «Деисус». Икона. Середина XV в.
Синай, монастырь Св. Екатерины

Ангелос. «Христос на троне».
Икона. Середина XV в. Крит, Закинтос


Ангелос. «Деисус».
Икона. Середина XV в. Крит, монастырь Вьянну


На другой из этих икон изображен св. Фанургиос, который многократно встречается в произведениях мастера . Еще два «Деисуса», которые связывают с именем Ангелоса, хранятся в коллекции Каннелопулоса в Афинах и в монастыре Агиа Мони в Вьянну на Крите . При всем разнообразии этих икон тип образа Христа, очертания его головы, детали облачения, жесты, трактовка письма и наложения светов, несомненно, сходны с московской иконой. Особенно поражает близость ликов Христа в Деисусе из монастыря Вьянну и в иконе из ГМИИ.

Это сходство можно проследить и по другим произведениям мастера, например, по иконе «Богоматерь живоносный источник» из монастыря Одигитрии в Кенуриу на Крите . Стиль в целом, миниатюрность и сглаженность приемов письма, разнообразие трактовки светов, использование элементов игры света и тени для моделировки форм, виртуозность техники, гармоничность холодноватого и сумрачного колорита, а также сдержанность образов со светящимся взором, несомненно, указывают на общие истоки. Однако при подобном сравнении обнаруживаются и различия.


Ангелос. «Богоматерь живоносный источник».
Икона. Середина XV в. Крит, монастырь Одигитрии в Кенуриу

В произведениях, подписанных Ангелосом или связанных с его именем, очевидно скрупулезное следование константинопольским образцам. Но большинству икон этого круга свойственно некоторое видоизменение и модификация приемов столичного искусства, в частности, более свободным становится наложение светов и трактовка объемов, мягче рисунок, в некоторых памятниках уже отчетливо ощутимы итальянские влияния, что определялось критской средой. Иконы Ангелоса производят впечатление некоего вторичного искусства по отношению к константинопольской традиции. Образы его, как правило, более мелкие, письмо их значительно суше трактовано. Игра света и тени, едва намеченная в иконе из ГМИИ, превращается в произведениях, приписываемых Ангелосу, в подобие реальной светотени. Кроме того, они отчасти утрачивают и мощь духовного содержания, а также строгость следования столичной художественной традиции палеологовской эпохи, которые еще столь сильны в московской иконе.

Во всяком случае, сопоставление иконы «Христос Пантократор» из ГМИИ им. А.С. Пушкина с памятниками, приписываемыми Ангелосу, которые были созданы в течение 1430–1450-х годов, дает возможность довольно точно датировать ее тем же периодом или чуть раньше, т.е. второй четвертью XV в., возможно, 1420–1430-ми годами. Это же и эпоха росписей церкви Богоматери Пантанассы в Мистре. Можно предположить, что «Христос Пантократор» из ГМИИ им. А.С. Пушкина был создан в среде, выходцем из которой был Ангелос. Вероятно, она принадлежит к кругу памятников, доступных знаменитому критскому мастеру и служивших для него образцами. Сведения о провенансе, достоверно свидетельствующие о приобретении иконы в Константинополе, весьма знаменательны. Икона принадлежит к числу единичных в мире памятников, о которых документально подтверждено, что они происходят из столицы византийской империи. Икона очень крупная, ее размеры – 122,5 на 80 см. Это, несомненно, храмовая икона, предназначенная для иконостаса. В настоящее время известно о значительных перевозках партий икон в XV в. на кораблях, в частности, на Крит. Однако в данном случае нет оснований предполагать, что икону могли написать где-то вне столицы, а затем транспортировать такую большую доску в Константинополь. Скорее всего, икона из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина – редкий пример памятника, происходящего из иконостаса какого-то из константинопольских храмов. Если принять данную версию, то это задает и верхнюю границу для датировки памятника. Более чем сомнительно, что после 1453 г. такого масштаба и качества храмовую икону могли написать в столице поверженной империи. Константинополь, Фессалоники и другие крупные города просто перестали быть очагами христианской культуры, а художники бежали на периферию страны.

Московская икона, по-видимому, создана выдающимся, ярко индивидуальным мастером столичного искусства периода заката империи. Данный памятник чрезвычайно важен для позднего византийского искусства. Эта икона, достоверно происходящая и скорее всего и созданная в Константинополе; икона храмовая, предположительно, из иконостаса. Стиль иконы коренится в художественной и духовной традициях столичного искусства второй половины XIV в.; ее можно сравнительно точно датировать второй четвертью XV в. Икона «Христос Пантократор» может служить отправной точкой творчества знаменитого критского мастера середины XV в., а вместе с ним и всей критской школы, крупнейшей художественной школы поствизантийского искусства.

О.Е. Этингоф


Примечания

1. ГМИИ им. А.С. Пушкина, инв. № 2863. 122,5 на 80 на 5 см. Темпера, левкас, доска составная из трех частей (кипарис), шпонки накладные по диагонали, ковчег накладной, возможно, позднейший, паволока. Оборот покрыт левкасом. Небольшие утраты левкаса и красочного слоя, особенно по месту стыка досок, многочисленные трещины. Потертости красочного слоя и золота. Местами икона поновлена. В целом памятник редкий по сохранности. Икона экспонировалась на выставках: «Искусство Византии в собраниях СССР». - М., ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1977; «Поствизантийская живопись. Иконы XV–XVIII веков из собраний Москвы, Сергиева Посада, Твери и Рязани». – М., ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1991.

2. В краткой форме эта попытка изложена в каталожных описаниях: Εικόνες της κρητικής τέχνης ("Από τον Χάνδακα ως την Μόσχα και την Αγία Πετρούπολη). Κατάλογος έκθεσης στη Βασιλική του Αγίου Μάρκου και στο Ναό της Αγίας Αικατερίνης, Ηράκλειο, 15 Σεπτεμβρίου – 30 Οκτωβρίου 1993. Εισαγωγή Μανόλης Χατζηδάκης, Επιμ. Μανόλης Μπορμπουδάκης, [Βικελαία Βιβλιοθήκη – Πανεπιστημιακές Εκδόσεις Κρήτης]. Ηράκλειον, 1993. Ρ. 435–437. № 85 (далее – Eikones, 1993); Поствизантийская живопись. Иконы XV–XVIII веков из собраний Москвы, Сергиева Посада, Твери и Рязани: Каталог выставки. – Афины, 1995. № 1. С. 189.

Константинопольский мастер, VI век.
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Энкаустика, доска; 84 × 45,5 см.

«Христос Пантократор» - это самая известная икона доиконоборческого периода среди образов, хранящихся в монастыре Св. Екатерины на Синае. Христос, лик Которого обрамлен длинными волосами и бородой и окружен нимбом с крестом, облачен в тунику и пурпурный плащ: фигура помещена в нишу, только частично видимую на фоне голубого неба. Десница Спасителя сложена в жесте благословения. В левой руке - Евангелие в драгоценном, украшенном золотом и каменьями окладе.

Фигуру Христа отличает величественность и в то же время естественность. Гармонично сочетаются между собой иератизм позы, устремленность взгляда с одной стороны, и тонкая асимметрия в чертах лица и в композиции - с другой. Не на одном уровне находятся глаза, брови имеют разную форму, волосы разделены пробором не по центру и ниспадают лишь на правое плечо, усы - разной длины.

Эти особенности, как и естественность моделировки и жестов образа в целом, подчеркивают человеческую природу Христа, сочетающуюся с иератичностью композиции. Перед нами образ Христа, подчеркивающий в Нем одновременно божественность и человечность. В этом художник следовал основным требованиям византийской Церкви, преодолевавшей в те годы острые споры по вопросу о богочеловеческой природе Христа; ведь в этот период монофизиты, настаивавшие на преобладающей божественной природе Христа, получали все больше поддержки в обширных областях империи.

Исследователи сходятся во мнении, что такая иконография возникла в кругах, близких к императорскому двору. Это подтверждает серебрянный крест, пожертвованный Юстином II (565–578) в сокровищницу собора Св. Петра в Риме; чуть позже при Юстиниане II (585–595) стали чеканить образ Христа на лицевой стороне монет, возможно, следуя монументальной мозаике, помещенной над бронзовыми вратами Императорского дворца в Константинополе, уничтоженной иконоборцами в 726 году. Собственно и монастырь Св. Екатерины был основан Юстинианом, поэтому, несмотря на отсутствие точных свидетельств, целесообразно предположить, что икона была послана самим императором вместе с другими вкладами.