Империя мин. Китайская династия Мин: основатель, годы правления, падение

Шестнадцать императоров династии Мин правили Китаем с 1368 года по 1644 год на протяжении 276 лет. Новая империя пришла на смену в результате народного восстания и была свергнута в ходе Крестьянской войны армией Ли Цзычэна и вторгшимися в Китай маньчжурами, ранее создавшими в Маньчжурии .

Человек, под предводительством которого пала династия Юань, был родом из бедной крестьянской семьи, добывавшей себе средства на существование сельским хозяйством и промыванием золотого песка. Чжу Юань-чжану было 40 лет, когда он в результате продолжительного восстания «Красных повязок» сверг монгольскую династию Юань и стал императором под тронным именем Тай Цзу. Своей столицей новый правитель сделал город , окружив его тридцатимильной стеной.

Тридцатилетнее правление императора Тай Цзу было отмечено жестокими репрессиями, когда любой, даже самый незначительный проступок наказывался смертной казнью. Не забыв свое происхождение, император старался защитить крестьян: чиновников, использовавших свою власть для притеснения простого народа, ждала суровая кара от клеймения до конфискации имущества, каторги и казни.

Несмотря на жестокое правление Тай Цзу, внутри страны было установлено относительное спокойствие, экономическая ситуация в стране также улучшилась. Империи удалось укрепить свои позиции в Маньчжурии, освободить провинции Юньнань и Сычуань от монголов и даже сжечь Каракорум. Однако более серьезной проблемой в эту эпоху стали набеги японских пиратов.

После смерти императора в 1398 году у власти недолго продержался законный наследник Цзянь Вэнь, мягкий и образованный человек, убитый в 1402 году высокомерным и властолюбивым князем Чжу Ди, средним сыном первого минского императора. В 1403 году князь провозгласил себя императором. Чтобы доказать свою легитимность как Сына Неба, Чжу Ди приказал ученым переписать историю правящих династий Китая.

В целом, несмотря на узурпацию трона и жестокий террор в самом начале правления, историки оценивают Чжу Ди как блистательного правителя.

Чтобы успокоить настроения населения и бунты, император поощрял буддийские обряды и , придерживался традиционных конфуцианских норм, пересмотрел административную структуру империи, устранив таким образом противоречия между отдельными племенами.

Император уделял особое внимание борьбе против коррупции и тайных обществ. Благодаря вновь восстановленной системе экзаменов в правительство было привлечено новое поколение офицеров и чиновников.

Новый правитель также предпринял меры для восстановления экономики: было увеличено производство продуктов и тканей, освоены новые земли в дельте Янцзы, русла рек были прочищены, а Великий китайский канал перестроен и расширен, что способствовало развитию торговли и мореплавания.

Что касается внешней политики, то правление императора Чжу Ди было более удачным на море, нежели на суше. На верфях Нанкина строили огромные океанские суда - девятимачтовые джонки, достигающие 133 м в длину и 20 м в ширину. Китайский флот, насчитывающий 300 подобных суден, под предводительством адмирала Чжэн Хэ (один из придворных евнухов) совершал походы в Юго-Восточную Азию, Цейлон, Индию и даже Персидский залив, в результате которых многие правители были взяты в плен, и к минскому двору стала поступать дань из далеких государств. Эти экспедиции значительно расширили влияние империи и стали величайшими в истории человечества морскими исследованиями, на несколько десятилетий опередившие европейскую эпоху великих географических открытий.

Именно Чжу Ди перенес столицу минской империи в и приказал построить , работы над которым были завершены в 1420 году. Однако судьба отвела императору лишь несколько лет, чтобы насладиться новым дворцом: в 1424 году правитель умер, возвращаясь из похода против монголов.

Ненадолго трон отошел во власть его старшего сына, умершего меньше чем через год от сердечного приступа. Тогда власть перешла внуку Чжу Ди по имени Сюань Цзун. В стране вновь наступил мир, на границах также стало спокойно. Стали развиваться дипломатические связи с Японией и Кореей. После смерти императора в 1435 году китайские историки назовут его образцом конфуцианского монарха, сведущего в искусствах и склонного к благожелательному управлению.

Наследником императора стал один из двух его сыновей, малолетний Ин Цзун, которому едва минуло 6 лет, поэтому реальная власть находилась в руках регентского совета, состоящего из трех евнухов, среди которых главным был Ван Цзинь. Обстановка в стране стала неспокойной: засухи, наводнения, эпидемии, тяжелый принудительный труд, вновь обрушившийся на крестьян, вынужденных участвовать в масштабных строительных работах, послужили причиной для нескольких восстаний, среди которых два последних были подавлены с трудом.

Одновременно с этим на северные земли Китая стали наступать монгольские войска. Император, которому к тому времени исполнилось 22 года, под руководством Ван Цзиня, не сведущего в военном деле, собрал полумиллионное войско и двинулся на врага. Неподготовленная армия была полностью разбита противником, а Ин Цзун попал в плен. Это стало одним из величайших военных поражений в истории .

Следующим императором стал сводный брат плененного правителя, взявший себе тронное имя Цзин Цзун. Он успешно отразил атаку монголов, в том числе спас Пекин, реформировал армию, провел масштабные восстановительные работы. Однако вскоре из плена был отпущен его брат и в ходе дворцового переворота Ин Цзун вновь был объявлен императором. Цзин Цзун умер через несколько месяцев - по некоторым источникам, он был задушен одним из дворцовых евнухов.

После смерти Ин Цзуна на трон вступил его сын Сянь Цзун (Чжу Цзяншэнь). В период его правления была восстановлена и окончательно достроена . По некоторым оценкам, воплощение в реальность этого величайшего на земле фортификационного сооружения стоило жизни 8 млн. человек. Правление Сянь Цзуна было также примечательно 10-летней войной против монголов, в результате которой ситуация с набегами была стабилизирована.

У императора помимо бездетной официальной супруги была старшая жена - госпожа Вэн, его бывшая нянька, которая была в два раза старше императора. После того как умер единственный ребенок Вэн, она делала все возможное, чтобы предотвратить появление наследника от других наложниц, не останавливаясь даже перед убийствами, но просчиталась. От случайной связи с девушкой из племени яо у императора родился сын, появление которого скрыли от госпожи Вэн. Сянь Цзуну показали мальчика, когда ему уже исполнилось 5 лет. Именно этот ребенок и стал следующим императором.

Как обычно с приходом нового правителя последовали казни и ссылки: новый император избавлялся от алчных евнухов, чиновников, получивших свои должности при помощи денег или интриг, нечестных священнослужителей и развратных любимцев предыдущей императорской четы.

Сяо Цзун (тронное имя императора) строго следовал конфуцианским принципам, заботился о благополучии народа, выполнял все необходимые ритуалы, назначал на высокие должности конфуцианцев и был предан своей единственной жене - госпоже Чань. Собственно, эта госпожа и была его единственной слабостью, нанесшей государственной казне ощутимый урон, т.к. императрица отличалась расточительностью, а титулы и земли доставались ее родственникам и друзьям.

При дворе вновь возросло число евнухов, количество которых превысило 10 тыс. человек. Фактически, этот огромный аппарат стал действовать параллельно с гражданской администрацией, постоянно конкурируя между собой за должности и влияние на императора. Ситуация только ухудшилась вместе после смерти Сяо Цзуна, когда императором стал его 13-летний сын У Цзун.

У Цзуну не досталось положительных качеств его отца: мало того, что он предпочел обществу своей законной супруги компанию евнухов, так он еще и стал настоящим алкоголиком, наводивший ужас на всю страну. Говорят, что, путешествуя по стране, император похищал женщин из домов, и это была лишь одна из немногих его забав. В конце концов У Цзин умер в возрасте 21 года в 1522 г. бездетным, не оставив после себя законного наследника.

После очередных дворцовых интриг на трон взошел 15-летний двоюродный брат императора Ши Цзун. Этот человек отличался мстительностью и крутым нравом: его боялись даже наложницы, а несколько из них даже отважились на покушение, однако, император был спасен, а женщины подвержены мучительной казни.

Император правил на протяжении 44 лет, но никаких особых достижений в этот период не произошло. Ши Цзун вел затворническую жизнь во Дворце Вечной Жизни в западной части Запретного города и продолжал изоляционную политику, опасаясь шпионов и опасных союзов из-за рубежа. Поэтому торговля, которая могла бы поправить экономическую ситуацию в стране, оставалась под запретом, в результате чего восточное побережье страны страдало от набегов японских пиратов и жило контрабандой.

Император Ши Цзун, все больше отдаляясь от дел, стал интересоваться гаданиями и поисками эликсира бессмертия. Главный даосский советник императора прописал ему пилюли, включающие в себя красный свинец и белый мышьяк, которые сильно подорвали здоровье правителя. В 1567 году император, чей разум уже совсем ослаб, умер в Запретном городе.

Наследником стал его старший сын Лун-цин, но его правление продлилось лишь 5 лет и император практически не вмешивался в дела управления страной.

В 1573 году трон занял его сын Шэнь Цзун (Вань-ли), отличавшийся разумностью и трезвым подходом к управлению. Однако с каждым годом его интерес к политике угасал, между монархом и чиновниками увеличивались противоречия. Рассказывают, что во второй половине своего правления император и вовсе стал игнорировать чиновников, которые, пытаясь привлечь его внимание, толпами собирались возле Запретного города и, встав на колени, выкрикивая имя Вань-ли.

Но, помимо плохо слаженной работы правительства, на Китай стала надвигаться угроза с Запада, тогда еще неясная, но впоследствии принесшая Поднебесной непоправимые беды. В конце 60-х годов XVI века в Макао обосновались португальцы, которые с 1578 года стали заниматься торговлей, получив разрешение Китая закупать товары в Кантоне. Это привлекло внимание испанцев к Азии, отправивших экспедицию для колонизации Манилы, где уже было установлено господство китайцев. В 1603 году в Филиппинах разгорелся военный конфликт, и китайцы были изгнаны с архипелага.

Помимо этой войны, унесший жизни 20 тыс. человек, в Китае периодически возникали внутренние восстания, власти предпринимали карательные походы против непокорного племени мяо, а также против японцев, вторгшихся на территорию Кореи. Но решающую роль в падении династии Мин сыграла военная кампания против чжурчжэней, племенного союза монголов и тунгусов, возникшего в XII веке и вытесненного на северо-восточные земли. Смешавшись с мигрантами из Кореи и другими народами, они стали называться маньчжурами.

В конце XVI века один из маньчжурских вождей, 24-летний Нурхаци, объединил под своей властью множество маньчжурских аймаков, создав империю и объявив себя императором. Чтобы избавить Маньчжурию от вассальной зависимости, Нурхаци предпринял ряд удачных военных походов на Китай, что снова повлекло за собой экономический кризис в империи, повышение налогов и народные восстания. Кроме того, неудачи подорвали здоровье императора: Шэнь Цзун умер в 1620 году.

После смерти императора ситуация в стране только ухудшилась. Население к тому времени превысило 150 млн. человек. Постоянное сокращение поступающего в казну серебра, инфляция, перегруженность городов, разрыв между бедными и богатыми, пиратство, стихийные бедствия вновь стали причиной народных восстаний. Особенно тяжело переживали экономический кризис крестьяне: на протяжении нескольких лет на севере Китая бушевали суровые зимы, ставшие причиной жестокого голода, во время которого отмечались случаи каннибализма. Многие семьи были вынуждены продавать в рабство своих детей, молодое поколение искало любые средства к существованию - многие из них хлынули в города, другие стали пополнять ряды разбойников, женщины становились служанками или проститутками.

Кроме внутренних восстаний в Китае оставалась и внешняя угроза: в 1642 году маньчжуры возобновили свои набеги, захватив в итоге 94 города. Власть правящего дома была в конец ослаблена: маньчжуры и мятежники со всех сторон осаждали императора. В 1644 крестьянские повстанцы под предводительством Ли Цзычэна подошли к Пекину. Последний минский император Чунчжэнь отказался бежать и повесился в домике на холме в императорском дворцовом комплексе, чтобы, согласно китайским верованиям, вознестись на небо верхом на драконе. Еще 20 лет спустя маньчжурами был казнен минский князь Юн-ли, бежавший в Бирму. Так закончилась 300-летняя эпоха правления династии Мин.

После завершения эпохи территориальной и государственной раздробленности, в конце VI века в Китае возродился имперский порядок. Первые китайский государства . В период правления династии Тан (VII X вв.), Китайская империя представляла собой государство с централизованным управлением и мощным бюрократическим аппаратом.

В это время в стране происходило множество крестьянских восстаний направленных против политики тиранического правления. Представители династии Тан не имели хорошей материальной базы для ведения войн.

Однако, повышая налогообложение крестьянства, с завидным постоянством организовывали военные походы на соседние территории.

Длительные военные противостояния с тибетцами, а также с южным государством Наньчжао не увенчались успехом. Истощенный голодом и нищетой народ смог свергнуть Танов. Вместе с падением правящей династии начался новый период территориальной раздробленности государства.

Китай накануне монгольского нашествия

К концу XIII века Китай представлял собой две империи Цзинь и Южная Сун. К этому периоду дошел до своего завершения процесс консолидации китайской нации. Несмотря на раздробленность, население двух империй воспринимает себя как единую нацию.

Система управления, которая сложилась в двух империях вошла в классику государственного управления, и в дальнейшим будет перениматься многими странами. Хозяйство Китая было представлено мощнейшим аграрным производством, а также мелкими, но достаточно хорошо организованными мануфактурами ремесленников, в чем государство смогло опередить страны Западной Европы.

Значительную роль в развитии экономики играла внешняя торговля со странами Азии и Японии. Общество, как было характерно для всех государств средневекового периода, было разделено на сословия. Однако низшими классами были отнюдь не крестьяне.

Во многих городах впервые появляется слой так называемых люмпенов обедневшего городского населения, которые часто не имели даже собственного дома. Именно они чаще всего организовывали антиправительственные восстания.

Монгольское владычество в Китае

В течение 70 лет беспрерывной борьбы за независимость собственной государственности, население Китая в 1215 году оказалось под властью монголов. Монгольское господство продержалось в Китае приблизительно столетие. Это было самое трудное для страны время, когда в упадок пришли все раннее процветающие отрасли хозяйства.

Китай был объявлен частью монгольской империи Юань. Монгольские правители эксплуатировали китайское хозяйство тяжелыми работами и взимали налог в 40% от общего количества производимой продукции.

Однако внутреннее междоусобицы не дали возможности монголам долгосрочно закрепить свое господство. Вследствие масштабного крестьянского ополчения, они были свергнуты с престола.

Империя Мин

В 1368 году народ Китая фактически полностью освободился от монгольских захватчиков. К власти пришли представители династии Мин. Первый период их правления ознаменовался глубоким государственным кризисом, который в точности повторится в конце правления монархического рода.

Первый император инициировал масштабные реформы, которые касались государственного строя и экономической жизни страны. Однако все, на первый взгляд лояльные меры императора, сопровождались жестким полицейским режимом: создавались специальные комитеты, главной функцией которых были доносы и политические преследования оппозиционного населения.

Рассвет империи Мин датируется началом XV века, когда значительно расширилась государственная территория, подъем переживала торговля и хозяйство государства. Китайцы под руководством талантливых полководцев смогли пресечь новые попытки завоевания империи монголами.

Основной предпосылкой крушения империи Мин стала попытка ввести демократию как государственную форму правления. Верховная власть сосредоточилась в первую очередь в руках чиновников, которые усилили гнет над крестьянами и ремесленниками. Акции протеста и военные восстания уже в 1644 году спровоцировали падение некогда процветающей империи.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Многоликая Индия: кастовое деление, завоевания
Следующая тема:   В глубинах Азии: империя Чингисхана и держава Тимура

В результате длительной борьбы в середине XIV века монголы были изгнаны из Китая. К власти пришёл один из руководителей восстания - сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин. Китай вновь стал независимым государством. Империя Мин подчинила себе часть чжурчжэньских племен, государство Наньчжао (современные провинции Юньнань и Гуйчжоу), часть современных провинций Цинхай и Сычуань.

Чжу Юаньчжан был образованным человеком, сведущ в китайской истории и философских традициях. У него были свои представления об идеальном общественном устройстве, которые он черпал в китайских традициях. Его идеи основывались на представлении о необходимости могущественной императорской власти, опирающейся на общину, освобожденную от гнета имущественного неравенства. Став правителем, Чжу Юаньчжан предпринял небезуспешную попытку реализовать эти планы.

В период правления Чжу была восстановлена надельная система. Был создан фонд гос. земель из казенных земель эпохи Сун и Юань и из владений приверженцев юаньской династии и тех, кто был репрессирован (а учитывая склонность императора видеть в среде чиновников заговоры, репрессированных было до 40 тысяч). В ходе этих мер в бассейне Янцзы и в северных провинциях Китая были ликвидированы арендные отношения, и основной фигурой в деревне стал самостоятельный крестьянин-землевладелец. Был проведен учет земли и подданных. Так, на следующий год после основания династии был издан императорский указ, повелевавший всем подданным зарегистрироваться при составлении новых подушных реестров.

В 1370 г. была проведена первая перепись населения, имевшая целью не только учесть всех подданных, но и определить размеры имущества каждого двора. В зависимости от имущественного положения дворы облагались земельным налогом и трудовыми повинностями так, что их размер зависел от количества земли, работников, имущества в отдельном хозяйстве.

В 1381 г. в эту систему были внесены изменения, позволившие упорядочить процедуру сбора налогов и отбывания повинностей. Дворы объединялись в группы по 10 единиц (цзя), а каждые 10 цзя составляли Ли. Эти дворы были связаны круговой порукой в уплате налогов и общественных повинностей. Таким образом, Ли составляло 110 дворов: 100 — крестьянских и 10 — старост.

Особые надежды правитель возлагал на институт деревенских старейшин. Их следовало выбирать из лиц, достигших 50 лет и имевших безупречное в нравственном отношении поведение. Старейшины должны были сообщать верховному правителю обо всех случаях предосудительного поведения старост лицзя и местного чиновничества, которому под страхом смерти запрещалось появляться в деревне для сбора налогов. После смерти Чжу институт деревенских старейшин постепенно пришел в упадок, а круговая порука сохранилась.

Сведения об экономическом положении отдельных дворов собирали от Ли, потом от волости (Сян) и о квартале (Фан) и складывали, их следовало обернуть в желтую бумагу («желтые реестры»), а сведения обо всех провинциях – в голубую бумагу («голубые реестры»). Эти сведения служили для определения поземельного налога. Помимо него каждый подданный империи был обязан нести трудовую повинность в пользу государства.

Затем Чжу начал создавать уделы (го). Уделы раздавались членам императорского клана, в первую очередь сыновьям. Целью их создания было укрепление власти императора путем контроля со стороны владельцев уделов над официальной администрацией, то бишь местными чиновниками. Однако, как показала история, ничего хорошего такое нововведение не принесло: его внук благодаря удельным ванам лишился трона.

Чжу Юаньчжан провел также военную реформу. Ранее армия формировалась путем созыва всенародного ополчения. С середины VIII века в Китае перешли к системе наемничества. Чжу Юаньчжан разделил население на «народ» (минь) и «армию» (цзюнь). Это означало, что какая-то часть населения Китая включалась в постоянные территориальные войска, имела приписанные к ним участки, которые и обрабатывала.

Господствующей религией в стране было признано несколько реформированное конфуцианство – чжусианство, основу которого составляло учение о беспрекословном подчинении монарху. Однако населению разрешалось также исповедовать буддийскую, даосскую и мусульманскую религию.

По указам о престолонаследии трон должен был переходить к старшему сыну от старшей жены, а в случае его смерти – к внуку правителя. 16-летний внук императора, вступивший на престол после смерти Чжу Юаньчжана, смог удержать власть лишь в течение 3-х лет, столкнувшись с владельцами уделов из числа сыновей покойного правителя. В 1402 он был свергнут с престола своим дядей Чжу Ди (Чэнцзу, 1403-1424), удел которого был расположен в Северном Китае. По одним сведениям, юный император погиб во время пожара, охватившего дворец, по другим, — остриг волосы, надел рясу и пошел странствовать по Китаю.

Император Юн Лэ (правление Чжу Ди получило наименование Юн Лэ («Вечная радость») – второй и последний после основателя династии сильный правитель. При нем Китай достиг процветания – расширились международные связи, и выросло международное влияние Китая в Индокитае, Юго-Восточной Азии.

Юн Лэ отказался от удельной системы, но отмена ее произошла не сразу. Клан наследников Чжу Юань чжана по-прежнему был привилегированной группой. Их политическое влияние заменили тем, что им передали крупную земельную собственность, т.е. это был своего рода откуп правящего дома от родни. Именно владения аристократов, оказались объектом ударов мощного народного движения, приведшего к падению Минов.

За период правления Минов земледелие в Китае переживало расцвет, благодаря методам ирригации, заимствованным во Вьетнаме; появились новые с/х культуры – сладкий картофель, арахис. В XV в. было установлено разделение земель на «казенные» (гуаньтянь) и «гражданские» (миньтянь). Казенные земли – поместья императоров, членов императорской семьи, титулованной знати должностных лиц, военных поселенцев (до 1/6 от всей площади обрабатываемой земли). Чиновники, получавшие казенное жалование, не несли налоговой повинности.

Развивались города. В Пекине проживало около 1 млн. человек, в Нанкине – более млн. человек. Городское население облагалось налогами и повинностями в пользу казны, а сами ремесленники могли привлекаться к отработкам на казенных предприятиях. Процветали – шелкоткачество, хлопкоткачество, красильное дело, производство керамики, фарфора, бумаги, книгопечатание, кораблестроение, строительство. Крупным центром производства фарфора стал г. Цзиндэчжэнь (пров. Цзянси). Подъем экономики длился до второй половины XV в., после чего начался упадок. Причины – рост народонаселения, обгонявший введение в оборот новых с/х земель, высокие налоги (на содержание гос. аппарата и финансировавшие военные действия).

Особенностью политической жизни этого периода – участие в ней евнухов, обслуживавших императорский гарем. Правитель считал, что евнухи – наиболее лояльная группа приближенных к императорскому двору. В 1420 г. была создана спецшкола, где евнухов обучали гос.управлению. Но евнухов стало слишком много – в XVI в. – 100.000, в XIV в. – 10.000, они стремились к личному обогащению, не профессионалы, склонны к коррупции.

В XVI в. была проведена реформа в налогообложении. Суть реформы, получившей название «единого кнута», состояла в объединении налогов и повинностей в единый налог, а также в коммутации налогов и повинностей, в основу чего была положено серебро. Однако полностью заменить натуральный налог денежным не удалось, но такая цель и не ставилась. Там, где было удобнее продолжать собирать налог в натуральной форме, сохранилась прежняя система (особенно в рисопроизводящих провинциях). Это было проведено во времена канцлерства Чжан Цзюйчжэна. При нем также проводились регулярно проверки деятельности чиновничества. Усилили войско, пограничную стражу, более тщательно стали подбирать офицерские кадры. После смерти Чжан Цзюйчжэна противники обвинили канцлера в гос. преступлении, а члены его семьи были перебиты.

В конце XVI в. реформы пытался продолжить Гу Сяньчэн, опираясь на академиков Дуньлинь, расположенной в Цси (провинция Цзяннань). Эта группировка выражала интересы торгово-предпринимательских кругов, требуя поощрения ремесла, торговли и предпринимательской деятельности, ограждения интересов собственников мануфактур, использующих наемный труд; одновременно выступала за ограничение крупного феодального землевладения, требовала снижения налогов, отмены монополии на разработку полезных ископаемых и др. В 1620 г. реформаторы добились прихода к власти молодого императора, поддерживавшего их планы. Но он был отравлен, и реформы закончились. Дунлиньцы были разгромлены.

Внешняя политика.

Первая половина правления Минов характеризуется активной внешней политикой. Сложилась внешнеполитическая доктрина – весь окружающий мир рассматривался как варварская периферия, с которой возможны лишь вассальные отношения. Задачи – полное изгнание из страны монголов и укрепление сухопутных и морских рубежей страны. К концу XIV в. китайские войска нанесли новые крупные поражения монголам и присоединили Ляодун. У северо-западных границ Китая создавались военные поселения и располагались военные гарнизоны. Достраивалась Великая китайская стена.

В 1398 г. была подтверждена вассальная зависимость Кореи от Китая, которая в значительной степени оставалась номинальной. Чжу Юаньчжан активизировал дипломатические и торговые связи со странами Юго-Восточной Азии, посылая дип. миссии на Яву, в Камбоджу, Японию и другие страны. В первые десятилетия XV в. ведутся наступательные операции против кочевников, были отправлены экспедиции к Индостанскому п-ву, в Персидский залив и к берегам Восточной Африки. В начале XV в. Китай пережил угрозу вторжения Тимура. В XV в. Китай совершил 7 экспедиций (1405-1433 гг.) в страны Юго-Восточной и Южной Азии. Этими экспедициями руководил Чжэн Хэ.

К середине XV в. Китай снизил свою внешнеполитическую активность. К этому времени относятся лишь походы в Северную Бирму (1441-1446 гг.), завершившиеся формальным признанием вассалитета. Но были и неудачи. Так, в 1449 г. китайская армия была разгромлена, а император попал в руки предводителя западных монголов-ойратов Эссена.

К первой половине XVI в. относится первая попытка проникновения европейцев в Китай (1516-1517), когда португальские торговые корабли с товарами подошли к китайским берегам у Кантона. Однако они были изгнаны китайцами с побережья. Попытка португальских купцов обосноваться близ Нинбо (40-е гг. XVI в.) тоже закончилась безуспешно. Только в 1557 г. был захвачен Макао. В 20-х гг.XVII в. появились голландские и английские корабли. В 1624 г. был захвачен юг Тайваня. К концу XVI – началу XVII вв. относится появление в китайских городах монахов – иезуитов (итальянцев, немцев, португальцев), которые были не только миссионерами, но и шпионами, собирая сведения о стране, торговали оружием. В XVII в. появились маньчжуры.

Падение династии Мин

В начале XVII в. в Китае сложилась сложная обстановка. Повышение налогов, коррупция чиновников, обнищание основной части мелких землевладельцев и рост крупного землевладения привели в 1628-1644 годах к народному восстанию. Восставшие, объединившись с маньчжурами захватили Пекин. Династия Мин закончила свое существование.

ДИНАСТИЯ МИН

Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей Востока, хотя бы понаслышке знают о знаменитых на весь мир драгоценных вазах эпохи Мин. Однако вряд ли большинство читателей могут назвать имя хотя бы одного «минского» императора.

Императорская династия Мин не может похвастаться родоначальником-небожителем. Историкам достоверно известно, что ее основателем был человек из плоти и крови, более того, он даже не имел благородного происхождения. В прошлом буддийский монах, выходец из социальных низов, Чжу Юаньчжан, возглавил повстанческую армию во время крестьянского восстания, победа которого и положила начало новой династии. Начавшая это восстание секта Минцзяо проповедовала скорое пришествие восстановителя справедливости, Князя Света, Мин-вана. После захвата Пекина вождь повстанцев Чжу Юаньчжан провозгласил, что отныне Поднебесная будет называться Да Мин - Великая империя Света. Естественно, этим он хотел подчеркнуть, что император - тот самый Князь Света, о котором говорилось в пророчествах. Новая династия получила название Мин - Светлая.

Китайские летописи нередко упоминают Чжу Юаньчжан как жестокого правителя, однако обстановка, в которой ему приходилось действовать, требовала самых решительных, иногда жестоких действий. За короткое время минские войска изгнали с территории Китая монголов и завершили объединение страны. Однако окончательное избавление от власти монгольских феодалов и верных им местных властителей из окраинных провинций произошло лишь почти 20 лет спустя после основания династии Мин. Кроме того, существовала угроза нового вторжения монгольских ханов на территорию Китая. В пределах Поднебесной было неспокойно: чтобы захватить власть, Чжу Юаньчжану пришлось преодолевать сопротивление соперничавших группировок повстанцев, среди которых было немало могущественных феодалов.

Деятельность Чжу Юаньчжана сделала его весьма популярным среди малообеспеченных слоев населения. Прежде всего, как сказали бы сегодняшние политтехнологи, он себя удачно позиционировал. Новый император не скрывал, что он «простой человек с правого берега реки Хуанхэ», а главной своей задачей считал необходимость «охранять народ и привести его к благоденствию». Император часто посещал деревни, иногда сам пахал землю, приглашал во дворец уважаемых старцев и расспрашивал их о жизни крестьян. Ведь в Поднебесной эпохи Мин земледелие, пусть это не покажется странным, считалось наиболее почетным занятием. Крестьянам, в отличие от торговцев, разрешалось носить шелковую одежду, они пользовались всеобщим уважением.

Аграрная политика первого императора династии Мин сводилась к увеличению доли крестьянских дворов и усилению строгого контроля за распределением казенных земель. При нем осуществлялась раздача земли безземельным и малоземельным крестьянам, практиковалось переселение крестьян на пустующие земли, создание опекаемых казной военных и гражданских поселений. Было введено фиксированное налогообложение со сравнительно невысокими налогами, а некоторые категории дворов подчас вообще освобождались от налогов. «Лучшая политика заключается в заботе о народе, а забота о народе выражается в умеренных налогах», - говорил Чжу Юаньчжан. Отдельные указы первого императора династии Мин могут показаться утопическими. Но они вполне соответствовали духу времени и культуре Китая: «В каждой стодворке нужно выбрать старых, либо увечных, не способных работать людей и приказать мальчишкам водить их. Эти люди должны держать в руках деревянный колокольчик и выкрикивать слова, да так, чтобы народ слышал, произносимые ими слова, убеждающие людей быть добрыми и не нарушать законы. Эти слова таковы: будь послушен и покорен отцу и матери, почитай и уважай старших и высших, живи в мире и согласии с односельчанами, воспитывай детей и внуков, спокойно занимайся каждый своим делом, не совершай дурных поступков…»

Все эти меры в немалой степени способствовали тому, что к императорской власти стали относиться с уважением, а государство с каждым годом все более крепло. Сам бывший бедняк, Чжу Юаньчжан не доверял чиновникам - выходцам из помещичьей среды. По данным историков, за годы его правления более 10 тысяч чиновников были казнены за хищения и взяточничество. Впрочем, нельзя считать Чжу Юаньчжана идеальным правителем, ставившим нужды народа превыше собственных. Известно, что родственники императора получали во владение обширные уделы, в которых чувствовали себя практически независимыми. При жизни императора это служило гарантией их лояльности, но после его смерти стало причиной смуты и нового витка борьбы за власть.

В 1398 году, после смерти императора, на престол взошел его внук, Чжу Юнь-вэнь. Он попытался обуздать взбунтовавшиеся уделы и ликвидировать наиболее опасные из них, однако эта политика вызвала волну сопротивления. Властители уделов (ваны) не собирались расставаться ни с богатствами, ни с властью. В результате вспыхнула война центральной власти с мятежниками, получившая название Цзиннань (1399–1402). Победителем в борьбе за трон Поднебесной стал предводитель мятежников, один из сыновей Чжу Юаньчжана, Чжу Ди (1402–1424). В разных источниках встречаются различные имена китайских императоров, что объясняется довольно просто: во-первых, у каждого из них было по нескольку имен, причем настоящее произносить вслух запрещалось. А после смерти они получали еще одно - священное имя. Во избежание путаницы мы будем называть нового императора династии Мин Чэнцзу. Его политика во многом походила на политику отца, и ее идеологическое обоснование было таким: «Небо поставило государя, чтобы он заботился о народе… - говорилось в императорском указе. - Став императором, я думаю о том, чтобы довести народ до всеобщей радости… Если хоть один человек не получит того, что ему необходимо для жизни, то это будет моя вина…» Звучат эти слова крайне привлекательно, но не стоит забывать, что их пишет человек, развязавший гражданскую войну, в ходе которой развитие страны затормозилось… Однако надо отдать должное императору - он стремился (и небезуспешно) исправить положение: запретил все второстепенные работы и даже приказал сократить добычу золота и серебра, поскольку «народу нужны не драгоценности, а пища».

В 1405 году из Китая в Индию был отправлен огромный флот из 60 больших кораблей с 28 тысячами моряков, солдат и купцов. Император Чэнцзу поставил перед адмиралом Чжан Хэ задачу восстановить торговые связи с Западом в обход блокированного монголами Шелкового пути. За тридцать лет Чжан Хэ совершил семь плаваний в Индийский океан, его корабли достигли Аравии и Африки. С этого времени южный морской путь стал основной дорогой, связывавшей Запад (в китайском понимании) и Дальний Восток.

Чэнцзу прославился и обустройством Поднебесной. В годы его правления проводились крупные ирригационные и строительные работы. Большое внимание уделялось системе государственных зернохранилищ, созданной еще при Чжу Юаньчжане. Во время большой засухи 1428 года правительство по низким ценам продавало рис из зернохранилищ. Нехватка продовольствия не сказалась на простых людях, но так не могло продолжаться бесконечно. Рост количества жителей привел к тому, что земля уже не могла прокормить все население страны. По всему Китаю люди были вынуждены бродяжничать в поисках пищи, многие становились разбойниками… Уже при императоре Инцзуне голод превратился в настолько серьезную проблему, что стал темой особых докладов. Императорскому трону угрожало восстания голодающих, которые приобретали угрожающий характер. К примеру, восстание в Хубэе продолжалось три года (1464–1467), а число повстанцев достигло 400 тысяч.

В немалой степени продовольственному кризису способствовало засилье чиновников. Хотя основатель династии изрядно потрудился, изгоняя коррумпированных должностных лиц, бюрократическая машина оставляла массу лазеек, которыми пользовались на местах власть имущие. Император мог издать тысячу указов, запрещающих грабеж крестьян, но реально исполнялось лишь весьма незначительное их количество.

Династия Мин прошла такой же цикл, как и другие царствующие до нее дома. От правителей, действительно пекшихся о народе и государстве, власть переходила к безвольным личностям, не имевшим ни желания, ни сил управлять государством. Со времен Сянь-цзуна (1465–1487) императоры проводили большую часть времени в гаремных покоях, зачастую передав управление делами гаремным евнухам. Сянь-цзун лишь единожды принял секретаря Государственного совета, а Уцзун (1506–1521), пребывавший на троне 16 лет, ни разу не удосужился встретиться с министрами… Многоженство привело к тому, что императорский клан неимоверно разросся, число родственников императора превышало 20 тысяч человек, количество князей и принцесс исчислялось сотнями, а число обслуживавших двор евнухов доходило до ста тысяч. В таких условиях, естественно, и казенные земли, и казна открыто расхищались всеми, кто имел к ним доступ. Особую, крайне влиятельную группу при императорском дворе составляли евнухи, пользовавшиеся такой властью, что до императора не доходили никакие неугодные им доклады. Они жестоко мстили всем, кто осмеливался критиковать коррупцию при дворе. В правление императора Ши-цзуна (1521–1566) некоторые честные чиновники, подавая доклады, заранее готовились к смерти или кончали жизнь самоубийством при передаче послания, чтобы не попасть в руки тех, против кого боролись. Противостояние чиновников с незапятнанной репутацией и евнухов длилось практически всю историю династии Мин.

Таким образом, конец династии был закономерным следствием ее существования. Некоторые современные ученые считают, что причиной упадка стал предшествовавший ему подъем, породивший серьезные демографические проблемы. В период наибольшего расцвета династии Мин развивались мануфактуры, производившие шелк, фарфор и оружие, строились дворцы, мосты, дороги. Государство сохраняло важные позиции в экономике, не только владея землями и предприятиями, но и располагая монополиями в целых отраслях, например в разработке руд. Торговля сосредоточилась в 33 крупных городах, куда привозили товары со всего Китая и из-за границы. Все это способствовало поднятию уровня жизни и резкому увеличению рождаемости, что, в свою очередь, через некоторое время становилось причиной острой нехватки продовольствия. Императоры и чиновники оказывались бессильны перед этой проблемой. Вспыхивали восстания, появлялся очередной претендент на роль основателя новой династии, обещавшей решить все проблемы…

…В Пекине, к северу от бывших императорских дворцов, до сих пор можно увидеть искусственно созданный горный хребет. Когда-то это место назвали Мэйшань (Угольная гора), поскольку здесь ссыпали уголь на случай неприятельской осады. Позже сюда перенесли большое количество земли, из которой образовалась гора с пятью вершинами. На ее склонах посадили сосны и кипарисы, что необыкновенно украсило это место. Отсюда и произошло новое название этого места - Цзиншань (Гора прекрасного вида). С этой рукотворной горой связана наиболее трагическая страница истории династии Мин.

Минская империя под конец своего существования переживала серьезный политический и экономический кризис. Высокая рента, непосильные налоги и всевозможные поборы приводили к обнищанию и разорению китайских крестьян. В некогда цветущих провинциях свирепствовал голод. Распри между феодалами, их междоусобные столкновения еще более накаляли обстановку.

В стране росло недовольство существующим порядком вещей, вспыхивали восстания. Возможно, императорам династии Мин удалось бы справиться с крестьянами, но к ним присоединились правительственные солдаты, прекрасно умеющие обращаться с оружием.

В ходе целой череды восстаний на первый план выдвинулся вождь крестьянской революции Ли Цзычэн (1606–1644). Его повстанческий отряд, вступавший в ожесточенные схватки с регулярной армией, к концу правления династии Мин стал самой крупной военной силой в Китае. Повстанцы расправлялись с наместниками, императорскими родственниками, крупными чиновниками и помещиками, отбирали у них землю и распределяли ее между крестьянами. Неудивительно, что армия Ли Цззычэна не знала недостатка в добровольцах, стремившихся ко всеобщей справедливости и, что вполне естественно, к отстаиванию собственных прав на землю.

Весной 1644 года армия Ли Цзычэна переправилась через реку Хуанхэ, а затем из провинции Шаньси направилась к столице династии Мин (с 1421 года) - Пекину. Подойдя к его главным воротам, повстанцы стали громко кричать императорским солдатам, находившимся на городских стенах: «Открывайте ворота, иначе не ждите пощады!» Не получив ответа, восставшие поднесли лестницы и решили взять штурмом городские ворота. Их усилия увенчались успехом: вскоре они оказались во Внешнем городе.

Эта весть дошла до императора, носившего имя Сыцзун (Чжу Юцзянь). Он совершенно не ожидал внезапного вторжения в Пекин восставших крестьян, поэтому спешно собрал своих приближенных и осведомился, известно ли им, что восставшие уже овладели Внешним городом. Чиновники и придворные не знали, что на это ответить. Тогда император спросил, какой план защиты города от мятежников предлагают сановники, и один из них самоуверенно заявил: «Не беспокойтесь, Ваше величество. Мы будем сражаться даже на улицах и никогда не предадим родины». Тем временем восставшие крестьяне, сминая заслоны императорских войск, неодолимо приближались к Запретному городу.

В эту ночь император не мог уснуть: его не покидала тревога за свою жизнь. Утром к нему явился евнух и принес страшную новость: мятежники проникли во Внутренний город. Императорские войска бежали, и придворные советовали императору последовать их примеру. Однако Сыцзун, воспитанный на примерах из жизни великих предшественников, придерживался другого мнения, считая бегство недостойным правителя.

В то утро впервые в истории династии министры и придворные не явились на звук колокола, означавший начало аудиенции у императора. Тогда он снял с себя все украшения и богатые императорские одеяния, надел простой желтый халат и в сопровождении преданного евнуха Ван Чэнъэня покинул дворец, направившись на гору Цзиншань, где с самого возвышенного места стал наблюдать за происходящим. Пекин произвел на императора страшное впечатление: повсюду пылали пожары, разрозненные императорские войска в беспорядке отступали и разбегались, повстанцы захватывали все новые и новые кварталы…

Возможно, именно тогда Сыцзун понял, что эпоха правления династии Мин ушел в прошлое. Вернувшись во дворец, император выпил несколько чашечек вина и повелел позвать свою семью и любимых наложниц. Положение казалось безвыходным: с минуты на минуту повстанцы могли ворваться во дворец и взять императора и его родных в плен. Сыцзун не питал иллюзий относительно того, как мятежники поступят с ним и его близкими, поэтому он решил не дожидаться смерти, а уйти из жизни добровольно. Своим троим сыновьям император повелел спасаться бегством. Затем, повернувшись к императрице, тихо произнес: «Все кончено». Его жена простилась с Сыцзуном и сыновьями и первая ушла из жизни, повесившись на собственном поясе. Сыцзун понимал, что времени осталось совсем мало. Ему требовалось все мужество, чтобы сделать то, что он собирался… Император послал за своей пятнадцатилетней дочерью. Обращаясь к ней, отец сказал: «Почему ты родилась в таком несчастном отчем доме?» Девочка дрожала от страха, прекрасно понимая, что ее ожидает. Прикрыв рукавом халата глаза, Сыцзун нанес дочери удар мечом, но, как оказалось, не смертельный. Девушка упала и медленно умирала от потери крови. Император был уже не в силах нанести второй удар. Судьба сыграла с ним злую шутку, заставив собственными руками убить тех, кого он любил. Наложница Юань также должна была лишить себя жизни. Она решила повеситься, но не смогла этого сделать: страх смерти сковал ее волю. Император вновь поднял меч… Теперь он остался один.

В ужасе от содеянного и того хаоса, который охватил Пекин, император направился к воротам Аньдин, через которые покинули Запретный город три его сына. Возможно, он еще надеялся спастись. Но ворота были завалены камнями и землей, и открыть их не представлялось возможным.

Сыцзун, последний император династии Мин, известный также как Чжу Юцзянь, понял, что настал его черед. Выйдя из дворца, он направился к подножию горы Цзиншань, сделал из пояса петлю и повесился на кривом стволе ясеня. То же самое сделал евнух Ван Чэнъэнь, оставшийся верным своему повелителю до последней минуты жизни. Это произошло утром 26 апреля (19 марта по лунному календарю) 1644 года.

Впоследствии возникло множество красивых легенд о кончине императора. В одной из них говорится, что к халату императора был пришит кусок шелка, на котором начертано его предсмертное покаяние: «Прошло 17 лет с тех пор, как я взошел на трон, а теперь мятежники вторглись в мою столицу. Так как мои добродетели незначительны и сам я был негодным человеком, я навлек на себя гнев Неба. К тому же я был обманут своими приближенными. И вот после своей земной жизни я, пристыженный, направляюсь к своим предкам в мир теней. Возьмите мою корону, обмотайте мое лицо моими волосами, разрубите тело на куски, если пожелаете этого, но не делайте зла народу. Пусть мои подданные вновь объединятся вокруг наследника».

В том же стиле якобы было написано и послание, адресованное вождю повстанцев Ли Цзычэну. В нем говорилось о том, что во всех бедствиях Китая виновны недобросовестные чиновники. Император будто бы обратился к вождю повстанцев со словами: «Народ не заслуживает наказания, потому что он ни в чем не виноват, и дурное обращение с ним было бы полнейшей несправедливостью. Я потерял государство, наследие моих предков. Со мной заканчивается императорский род, который продолжили столько предков-императоров до меня. Хочу закрыть глаза, чтобы не видеть разрушенной империи или страну под властью тирана. Я отказываюсь от жизни, потому что не желаю быть ею обязанным последнему и самому презренному из моих подданных. Не могу более показывать свое лицо перед теми, которые, будучи моими детьми и моими подданными, являются теперь моими недругами и изменниками».

Жизнь императора прервалась в 36-летнем возрасте. Его гибель вызвала широкий отклик в сердцах все еще хранивших ему верность людей. А поскольку в то время одним из проявлений преданности правителю считалось самоубийство главы семьи вместе со всеми родственниками, то, согласно китайским источникам, со смертью Сыцзуна покончило с собой около 80 тысяч человек.

Через несколько часов после самоубийства императора войска Ли Цзычэна заняли Пекин. Тело правителя Поднебесной было снято с дерева и положено в гроб для нищих, под его голову подсунули камень, а сверху императора накрыли простой циновкой - так восставшие выразили свою ненависть к тирану. Со смертью Сыцзуна закончилось правление китайской династии Мин.

Восставшие недолго радовались своей победе. В Китай вторглись войска маньчжуров. Ли Цзычэн вынужден был оставить столицу, в которой находился около 40 дней. В 1645 году он пал смертью храбрых в бою с врагами.

Правители маньчжурской династии, покорившие Китай, поклонялись духу последнего китайского императора. Кривой ясень, на котором он повесился, старательно оберегался как историческая реликвия. Ствол дерева заковали в железную цепь - так был «наказан» ясень за гибель последнего императора династии Мин.

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Крымская династия В 1481 году в Московском княжестве власть перешла к крымской династии во главе с Нордоулатом (одолевшим Андрея Большого и Бориса), старшим братом Крымского хана Менгли-Гирея, и вместе с новыми правителями из Крыма на Русь пришел иудаизм, но об этом чуть

автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

V династия Новая, V династия древнеегипетских царей, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа, уже не могла строить такие величественные пирамиды.Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) - это всего лишь бледное

автора

IV ДИНАСТИЯ Египет имеет репутацию одного из древнейших очагов цивилизаций. Как свидетельствуют археологические данные, это государство возникло в конце IV тысячелетия до н. э., а окончательно утратило независимость в 525 году до н. э., когда после военного поражения у

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

XIX ДИНАСТИЯ Фараоны XIX династии смогли восстановить былое величие Египта. Первым из них был Рамсес I. В переводе с древнеегипетского это имя означает «Ра [второе имя бога Солнца египтян] родил его». Возможно, этим его родители стремились подчеркнуть свою приверженность

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ СЯ Династия Ся - первая из легендарных «Трех династий», с которых началась история Китая. Ее название легло в основу одного из самоназваний Китая - Хуася. Генеалогическое древо Ся в «Ши цзи» насчитывает семнадцать правителей (вместе с Да Юем). Престол

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ МИН Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ ЦИН Династия Цин, или Маньчжурская династия - последняя царствующая династия в истории Китая. Если во время правления династии Мин был совершен прорыв в области географических открытий, то императоры Маньчжурской династии сделали Китай одним из выдающихся

Из книги Древний Восток автора

I династия Ура Около 2550 г. до н. э. гегемония у Урука была перехвачена династией Ура. Наиболее известным царем-гегемоном из Ура был Месанепада. В это время для Ура были характерны шахтные гробницы и одно уникальное погребение верховной жрицы-правительницы Пуаби; вместе с

автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

XIX династия Хоремхеб происходил из знати небольшого городка Хут-несут в Среднем Египте и по своему жизненному пути был близок к служилым людям, роль которых усилилась накануне и во время амарнской эпохи. Ок. 1325 г. до н. э. он совершил глубокий рейд по Восточному

В результате крестьянского восстания власть монголов была свергнута. На смену (иноземной) пришла династия Мин (1368 - 1644 гг.). С конца XIV в. Китай процветает экономически и культурно. Старые города начинают развиваться, появляются и новые, в которых преобладают торговля и ремесло. Процесс эволюции страны подкрепляется возникновением мануфактур, где внедряется разделение труда. К императорскому двору привлекают лучших ученых, зодчих, художников. Основной упор делается на городское строительство.

Китайская династия Мин: преобразования в сфере экономики

Практически сразу после пришествия этой династии начали внедряться меры для улучшения существующего положения крестьян, так как именно они помогли произвести смену власти. Династия Мин возродила на Севере надельную систему, которая ликвидировала экономическое могущество землевладельческой верхушки (северокитайской), союзнючавшей ранее с Юанямм. А на Юге все обстояло ровно наоборот - помещичье землевладение было сохранено. Модернизация существующей учетно-налоговой системы, а также особое внимание со стороны властей к ирригации - все это поспособствовало быстрому экономическому росту.

Прослеживался рост городской экономики, причина которого - областная специализация (в Цзянси располагалось фарфоровое производство, а в Гуандуне - преимущественно железнодорожное), возникновение новых направлений, особое место среди которых занимало строительство 4-палубных кораблей.

Постепенно развиваются и товарно-денежные взаимосвязи. На основе купеческого капитала появляются частные мануфактуры. Центральный и Южный Китай стал местом появления ремесленных посадов. Впоследствии сформировались предпосылки к созданию общекитайского рынка (количество официальных ярмарок было приближено уже к 38).

Обратная сторона медали

Одновременно с вышеуказанными прогрессивными явлениями присутствовал ряд помех, сдерживающих развитие предпринимательства (это было характерно для всего Востока). К таковым можно отнести госмонополии, казенные мануфактуры, в которых трудилось более 300 тыс. ремесленников, госпоборы с торговой и Именно они не давали экономике возможность перейти на качественно иное производство.

династии Мин

В период экономического подъема и укрепления госвласти проводится преимущественно наступательная политика (вплоть до 1450 г. она называлась «лицом к морю», а после перешла в «лицом к варварам»).

Самое значимое событие данного времени - экспансия Китая, затронувшая государства Южных морей.

Династия Мин, ввиду нарастающей потребности решения проблемы японского, китайского, корейского пиратства, была вынуждена создать флот, который насчитывал 3500 кораблей. Дальнейший экономический подъем способствовал совершению целых семи экспедиций обособленного флота, которым руководил главный евнух Чжен Хэ, до Восточной Африки. У этого флотоводца было в распоряжении 60 крупных 4-палубных кораблей, длина которых достигала 47 метров, они имели такие претенциозные названия, как «Чистая гармония», «Благоденствие и процветание». На каждом находилось по 600 человек экипажа, включая группу дипломатов.

Выдержка из бортовых журналов

Согласно им, по ходу путешествия к побережью Чжен, изъясняясь современным языком, в море действовал спокойно и смиренно. Однако изредка мелкие иноземцы не подчинялись благим намерениям императора.

Правление династии Мин: история

Основной упор Чжу Юаньчжан (первый в период 70-80 гг. сделал на окончательное изгнание монголов из своей страны, пресечение попыток социального протеста среди китайских крестьян посредством процедуры оздоровления экономики и укрепления личной власти. Такого рода задачи решались при помощи увеличения армии, усиления централизации, применения наиболее жестких методов, которые вызвали недовольство во всех слоях населения.

Одновременно с ограничением полномочий местной власти император понадеялся на многочисленных родственников, впоследствии ставших правителями - ванами (титул) удельных княжеств из-за того, что, по его мнению, самыми надежными являются дети и внуки.

Ванства были по всей стране: около периферии они выполняли оборонительную функцию против угрозы с внешней стороны, а в центре выступали в качестве противовеса сепаратизму, мятежам.

В 1398 г. скончался император Чжу Юаньчжан, после чего придворная камарилья, обойдя его прямых наследников, возвела на трон Чжу Юнвэня - одного из его внуков.

Правление Чжу Юнвэня

Он в первую очередь положил глаз на систему уделов, созданную дедом. Это послужило причиной возникновения войны с Цзиннань (1398 - 1402 гг.). Противостояние окончилось захватом столицы империи Нанкин правителем Пекина - старшим сыном Чжу Юаньчжана, Чжу Ди. Она сгорела в пожаре вместе с его противником.

Третий император династии Мин

Чжу-Ди продолжил политику своего отца по централизации государства, при этом отказавшись от существующей системы ванств (в 1426 г. был подавлен мятеж недовольных ванов). Он осадил титульную знать и усилил значимость дворцовых секретных служб в процессе управления государством.

При нем окончательно решился вопрос относительно что существенно влияло на политический вес Юга и Севера. Так, последний, выступающий в качестве колыбели китайской цивилизации, теряет свою весомость в III - V вв. в пользу первого по причине постоянной угрозы кочевников. Эти части страны - носители принципиально разных традиций, менталитетов: южане - благодушные, беспечные, а северяне - решительные, жесткие, имеющие более высокий социальный статус - «хань-жень». Все это подкреплялось существующими языковыми (диалектическими) различиями.

Юани и Суны выбрали политической базой Север, а вот династия Мин, напротив, Юг. Именно это и дало им возможность победить.

В 1403 г. новый император существующий Бейпин (переводится как «Усмиренный Север») переименовал в Бейцзин («Северная столица»). Так вплоть до 1421 г. в Китае было две столицы - императорская на севере и правительственно-бюрократическая на юге. Чжу Ди тем самым избавился от влияния и опеки южан, одновременно лишив излишней самостоятельности южную бюрократию (нанкинскую).

В 1421 г. произошло окончательное закрепление столицы на Севере. В связи с Мин обеспечила себя поддержкой северокитайского населения и укрепила обороноспособность страны.

Императоры Мин

Как уже упоминалось ранее, эта династия правила в Китае с 1368 по 1644 гг. Мин пришла на смену монгольской Юань в ходе народного восстания. Всего шестнадцать императоров этой династии правили в течение 276 лет. Для удобства восприятия императоры династии Мин перечислены в таблице ниже.

Годы правления

Девиз

1. Чжу Юаньчжан

1368 - 1398 гг.

Хунъу («Разлив Воинственности»)

2. Чжу Юньвэнь

1398 - 1402 гг.

Цзяньвэнь («Установление гражданского Порядка»)

1402 - 1424 гг.

Юнлэ («Вечная Радость»)

4. Чжу Гаочи

1424 - 1425 гг.

Хунси («Великое Сияние»)

5. Чжу Чжаньцзи

1425 - 1435 гг.

Сюаньдэ («Распространение Добродетели»)

6. Чжу Цичжэнь

1435 - 1449 гг.

Чжэнтун («Законное Наследие»)

7. Чжу Циюй

1449 - 1457 гг.

Цзинтай («Сверкающее Благоденствие»)

8. Чжу Цичжэнь

1457 - 1464 гг.

Тяньшунь («Небесная Благосклонность»)

9. Чжу Цзяньшэнь

1464 - 1487 гг.

Чэнхуа («Совершенное Процветание»)

10. Чжу Ютан

1487 - 1505 гг.

Хунчжи («Великодушное Правление»)

11. Чжу Хоучжао

1505 -1521 гг.

Чжэндэ («Истинная Добродетель»)

12. Чжу Хоуцун

1521 - 1567 гг.

Цзяцзин («Чудесное Умиротворение»)

13. Чжу Цзайхоу

1567 - 1572 гг.

Лунцин («Возвышнное Счастье»)

14. Чжу Ицзюнь

1572 - 1620 гг.

Ваньли («Бесчисленные Годы»)

15. Чжу Юцзяо

1620 -1627 гг.

Тяньци («Небесное Руководство»)

16. Чжу Юцзянь

1627 - 1644 гг.

Чунчжэнь («Возвышенное Счастье»)

Исход крестьянской войны

Именно она вызвала падение династии Мин. Известно, что в отличие от восстания, не только многочисленна, но и затрагивает разные слои населения. Она более масштабная, длительная, хорошо организованная, дисциплинированная из-за присутствия руководящего центра и наличия идеологии.

Стоит более подробно разобрать это событие, чтобы понять то, как же произошло падение династии Мин.

Первый этап крестьянского движения начался в 1628 г. и продолжался на протяжении 11 лет. Свыше 100 очагов не сумели объединиться, ввиду чего были подавлены. Второй этап пришелся на 1641 г. и длился всего 3 года. Возглавлял объединившиеся силы восставших способный главнокомандующий Ли Цзычен. Он сумел из существующих многочисленных хаотично возникших отрядов сформировать крестьянскую армию, которая отличалась дисциплинированностью, имела четкую тактику и стратегию.

Ли стремительно наступал под популярными в массах лозунгами касательно свержения династии Мин. Он пропагандировал всеобщее равенство, давал обещание относительно невзимания налогов по окончании войны.

Как стало известно, ранним утром 26.04.1644 г. на звон колокола, который призывал министров прибыть к императору Чун Чженю на аудиенцию, совершенно никто не пришел. Тогда он сказал, что это конец, его приближенные стали рыдать. Императрица в последний раз обратилась к своему мужу и сказала ему о том, что на протяжении 18 лет она была предана ему, однако он ни разу не удосужился ее выслушать, что и привело к подобному. После этого императрица повесилась на своем поясе.

Императору ничего не оставалось, как неумело убить дочь и наложницу мечом и повеситься самому на поясе на ясене. Вслед за императором, по обычаям того времени, ушли из жизни все 80 тыс. чиновников. Согласно одной из версий, Великий Государь оставил записку на кусочке шелка, которая адресовалась Ли Цзычену. В ней он говорил, что все чиновники - изменники, ввиду чего заслуживают смерти, их необходимо казнить. Император обосновал свой уход из жизни нежеланием быть обязанным самому последнему, презренному из подданных. По истечении нескольких часов посланцы захватчика сняли тело императора с дерева, а затем поместили его в гроб, который предназначался нищим.

Гробница великой династии Мин

Точнее сказать, гробницы, так как на территории знаменитого мемориала расположены могилы тринадцати императоров этой династии. Гробница династии Мин простирается на 40 кв. км. Она находится приблизительно в 50 км от Пекина (к северу) у подножия великой Горы Небесного Долголетия. Гробница династии Мин внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие приезжают в Пекин именно для того, чтобы увидеть ее.

Заключение

Маньчжурское иго новоиспеченной династии Цин, можно сказать, было навязано стране во времена европейских что обрекло Китай на целых 268 лет политического и социально-экономического застоя перед нарастающей колониальной экспансией со стороны Европы.

Две самые могущественные династии - Мин и Цин. Но отличия между ними колоссальные: первая показала народу возможность выйти на новый, прогрессивный путь, позволила ему почувствовать себя свободным, значимым. Вторая же разрушила все то, что было создано многолетним трудом, сделала государство затворническим.