Испытание термоядерной бомбы кузькина мать

17 сентября 1954 года на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане официально появился советский ядерный полигон. Мы собрали 12 фактов из истории самой большой военной испытательной площадки бывшего СССР.

1. С момента принятия решения о создании полигона до его "дня рождения" прошло всего полтора месяца: закрытое постановление Совмина СССР oб оборудовании на Новой Земле "Объекта-700" вышло 31 июля 1954 г.

2. Место было выбрано, исходя из соображений транспортной доступности (незамерзающие порты в Баренцевом море) и минимального вреда для людей - к 1954 году население архипелага доросло аж до 400 человек, которые были переселены подальше от военного объекта.

3. По площади Новая Земля немного больше ОАЭ и немного меньше Австрии. Официально полигон занимал больше половины острова. То есть ядерные заряды рвались на территории, приблизительно равной площади Нидерландов.

4. Всего на Новой Земле было инициировано 132 ядерных взрыва. Их общая мощность составила 94% всех взрывов, произведенных в СССР.

Cамая мощная в мире термоядерная авиабомба. Испытания проводились на полигоне Новая Земля. Фото: РИА Новости www.ria.ru

5. 30 октября 1961 года на Новой Земле взорвали Царь-бомбу (она же АН602 или "Кузькина мать") - самую мощную из когда-либо созданных человеком. Взрыв термоядерной авиационной бомбы оценивался в 58 мегатонн (примерно в 10 000 раз больше, чем у бомбы, разрушившей Хиросиму). "Гриб" поднялся на высоту 65 км, диаметр "шляпки" разошелся на 95 км, ударная волна взрыва трижды обогнула Землю, звуковая - дошла до острова Диксон в 800 км от Новой Земли. Самолет, с которого была сброшена бомба, к моменту взрыва успел уйти на 250 км, ударная волна его догнала, но катастрофы удалось избежать.

6. 12 сентября 1973 на полигоне были проведен самые масштабные в СССР подземные испытания. Общая мощность четырех зарядов, синхронно взорванных внутри горы Черная, составила 4,2 мегатонны. В результате 80 млн кубометров горной породы сошли вниз лавиной и заблокировали вход в долину и два ледниковых ручья - получилось озеро длиной 2 км.

7. Подземные ядерные взрывы считаются самыми безопасными - в этом случае воздействие на окружающую среду в сотни тысяч раз меньше, чем при подводных, наземных или воздушных взрывах. На Новой Земле инцидентов с попаданием на земную поверхность радиоактивных газообразных и парообразных продуктов было только два.



Административный центр архипелага Новая Земля поселок Белушья Губа. Фото: Н.Малышев/ ИТАР-ТАСС

8. Самая крупная авария случилась на полигоне 14 октября 1969 г. Через час после очередного подземного взрыва через разлом в грунте на поверхность вырвалась струя радиоактивного газа и пара. Уровень гамма-излучения подскочил до нескольких сотен рентген/ч. В течение следующего часа под ним находилась большая часть персонала, обслуживавшего испытание. Плана действий в чрезвычайных ситуациях не было. 344 человека пострадали от высокого уровня радиации.

9. 21 сентября 1955 г. На Новой Земле был проведен первый в СССР подводный ядерный взрыв - в бухте Черная на глубине 12 м.

10 октября 1957 г. на полигоне успешно испытана первая советская торпеда с ядерной боеголовкой. Подлодка, откуда была выпущена торпеда, от ударной волны не пострадала.

10. В сентябре 1957 года произошел очередной инцидент - осечка, заряд не взорвался. Команда специалистов, которая отправилась к неразорвавшейся бомбе, выяснила, что причиной стал сгоревший предохранитель на передатчике. Через несколько дней после происшествия бомба была успешно взорвана. Позже членов группы ликвидации ЧП наградили орденами Красного знамени.

11. Подводные взрывы на Новой Земле перестали проводить в 1961 году. Последний водный состоялся в 1962-м, в том же году были закончены и воздушные ядерные испытания. Последний подземный взрыв был произведен 24 октября 1990 года.

12. Тем не менее, полигон на Новой Земле остается единственным действующим на территории бывшего СССР. Он имеет статус "Центрального полигона Российской Федерации", находится в подчинении 12 Главного управления Минобороны с номером в/ч 31600. На полигоне продолжаются эксперименты "для обеспечения надежности, боеспособности и безопасности хранения ядерных боеприпасов".

Вариант бомбы (прототип боевой термоядерной авиабомбы сверхбольшой мощности, выполненный в корпусе АН602), испытанный сбросом с подрывом в 1962 г.

Характеристики Масса, кг: 26500 Длина, мм: 8000 Ширина, мм: 2100 Мощность взрыва: 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте

Место взрыва

АН602 (она же «Царь-бомба» , а также (ошибочно) РДС-202 и РН202 ) - термоядерная авиационная бомба , разработанная в СССР в - гг. группой физиков -ядерщиков под руководством академика Академии наук СССР И. В. Курчатова . Самое мощное взрывное устройство за всю историю человечества. Полная энергия взрыва , по разным данным, составляла 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте или около 2,4 х 10 17 Дж (что соответствует дефекту массы 2,65 кг).

В группу разработчиков входили А. Д. Сахаров , В. Б. Адамский , Ю. Н. Бабаев , Ю. Н. Смирнов , Ю. А. Трутнев и другие.

Цели проекта

Помимо естественных политических и пропагандистских соображений внутреннего и (важнее) внешнего характера (ответить на ядерный шантаж США встречным ядерным шантажом), создание «Царь-бомбы» укладывалось в концепцию развития стратегических ядерных сил СССР , принятую в период руководства страной Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущёвым . Вкратце она сводилась к тому, чтобы - не гонясь за количественным паритетом с США в ядерных боеприпасах и средствах их доставки - добиться достаточного для «гарантированного возмездия с неприемлемым уровнем ущерба для противника» в случае его ядерного нападения на СССР качественного превосходства советских стратегических ядерных сил . Таким образом - «ядерная доктрина Маленкова-Хрущёва» хоть и означала принятие геополитического и военного вызова США с энергичным участием Советского Союза в ядерной гонке , но предполагала ведение этой гонки со стороны СССР «в выраженно асимметричном стиле».

Техническим воплощением вышеописанной политики (документально не оформленной - во всяком случае соответствующие документы - если они вообще были - до сих пор не опубликованы - но явно отслеживаемой по всей военно-технической политике СССР в сфере ядерного сдерживания в 1953-1964 гг.) было создание и разработка таких ядерных боеприпасов и средств их доставки к целям , которые единичным ударом (одна ракета, один самолёт) могли бы полностью или практически полностью уничтожать даже самые крупные города и более того - целые урбанизированные регионы (например 23 июня 1960 года вышло Постановление Совета Министров СССР о создании орбитальной боевой ракеты Н-1 (индекс ГРАУ - 11А52) стартовой массой 2200 тонн с термоядерной боевой частью массой 75 тонн ; её предполагаемая мощность неизвестна, но - для сравнительной оценки - 40-тонная боевая часть глобальной ракеты УР-500 должна была иметь тротиловый эквивалент 150 мегатонн ). Однако отработка таких боеприпасов требовала обязательного практического воздушного бомбометания по крайней мере им подобными образцами - так как для ядерного/термоядерного взрыва большой и сверхбольшой мощности существует оптимальная высота подрыва (измеряемая километрами), при срабатывании взрывного устройства на которой ударная волна достигает наибольшей силы и дальности распространения. Кроме того, в термоядерных авиабомбах сверхбольшой мощности была заинтересована и непосредственно Дальняя авиация СССР , так как их использование вполне укладывалось в общую концепцию - причинить наибольший ущерб вероятному противнику (прежде всего США) минимальным числом носителей (в данном случае самолётов -бомбардировщиков). Наконец, предстояло проверить и саму практическую осуществимость создания термоядерных зарядов такой мощности с (важная оговорка!) надёжно предсказуемыми характеристиками.

В качестве любопытного факта следует отметить, что до появления в СССР авиационных и ракетных комплексов - носителей термоядерного оружия - с приемлемыми тактико-техническими характеристиками , в качестве «оружия Судного Дня» советскими военно-техническими и военными специалистами рассматривалась гигантская торпеда , запускаемая со специально спроектированной атомной подводной лодки . Подрыв её боевой части должен был инициировать опустошительное цунами на побережье США. Но, по результатам более детального рассмотрения, данный проект был отвергнут - как крайне сомнительный с точки зрения его реальной боевой эффективности (Подробнее см. «Царь-торпеда »).

Название

Стоит заметить, что приведённая выше информация о сроке начала работ находится в частичном противоречии с официальной историей института (ныне это Российский федеральный ядерный центр - /РФЯЦ-ВНИИТФ). Согласно ей, приказ о создании соответствующего НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан только 5 апреля 1955 года , а к работе в НИИ-1011 приступили ещё несколькими месяцами позже. Но в любом случае - распространённый в свое время миф , что «Царь-бомба» была сконструирована по заданию Н. С. Хрущёва в рекордно короткие сроки - якобы вся разработка и изготовление заняли 112 дней - совершенно не соответствует действительности. Хотя финальный этап разработки АН602 (уже в КБ-11 летом-осенью 1961 года) действительно занял 112 дней.

Тем не менее - АН602 не являлась просто переименованной РН202. В конструкцию бомбы был внесён ряд конструктивных изменений - в результате чего, например, заметно изменилась её центровка . АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчётный вклад в мощность взрыва - 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекила-Хайда» (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов , образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (ещё 50 мегатонн мощности), так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн .

Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать . В результате было решено не использовать «реакцию Джекила-Хайда» в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты этой ступени на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчётную общую мощность взрыва почти вдвое (до 58,6 мегатонн).

Первые проработки по «теме 242» начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым (состоялись осенью 1954 года), который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича . Проведённый прочностной анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьёзных изменений в силовой схеме исходного самолёта, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 года был согласован габаритный и весовой чертёж АН602, а также компоновочный чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15 % взлётной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески АН602 новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) был близким по конструкции к БД-206, но значительно грузоподъёмнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим бомбоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы - электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трёх замков (необходимость этого диктовалась условиями безопасности) .

Принять проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о подготовке и проведении испытания изделия 202.

Включить в проект постановления пункты, обязывающие:

а) Министерство среднего машиностроения (т. Завенягина) и Министерство обороны СССР (т. Жукова) по окончании подготовительных работ к проведению испытания изделия 202 доложить ЦК КПСС о положении дел;

б) Министерство среднего машиностроения (т. Завенягина) проработать вопрос о введении в конструкцию изделия 202 специальной ступени предохранения, обеспечивающей несрабатывание изделия при отказе парашютной системы, и свои предложения доложить ЦК КПСС.

Поручить тт. Ванникову и Курчатову окончательную редакцию текста данного постановления.

Испытания

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США , и в «холодной войне» наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин , где он использовался как учебный самолёт и уже не числился как боевая машина. Однако в 1961 году , с началом нового витка холодной войны, испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. На Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе электроавтоматики сброса и сняли створки бомбоотсека - реальная бомба по массе (26,5 т , в том числе вес парашютной системы - 0,8 т ) и габаритам оказалась несколько больше макета (в частности, теперь её вертикальный габарит превышал размеры бомбоотсека в высоту). Самолёт был также покрыт специальной светоотражающей краской белого цвета.

О предстоящих испытаниях 50 мегатонной бомбы объявил лично Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 г. на XXII съезде КПСС .

Испытания бомбы состоялись 30 октября 1961 года . Подготовленный Ту-95В с реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев , штурман И. Н. Клещ , бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю . В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А.

Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос» (73°51′ с. ш. 54°30′ в. д. H G Я O ). Бомба опускалась на основном парашюте площадью 1600 м² , общая масса парашютной системы (включавшей ещё пять вытяжных парашютов, срабатывавших тремя «каскадами» ) составляла 800 кг . Подрыв бомбы был осуществлён барометрически в 11 часов 33 минуты, через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью) (однако есть и другие данные о высоте взрыва - в частности, назывались числа 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) и 4500 м ). Самолёт-носитель к моменту взрыва успел улететь на расстояние 39 км , а лаборатория ещё дальше - примерно на 53,5 км. Ударная волна догнала самолет-носитель на удалении 115 км, действие ударной волны от взрыва ощущалось в виде вибрации и не повлияло на режим полета самолёта . Самолет-лаборатория к моменту прихода ударной волны был на расстоянии 205 км от места взрыва. Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Есть также сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн .

Результаты испытания

Взрыв АН602 по классификации ядерных взрывов был низким воздушным ядерным взрывом сверхбольшой мощности. Результаты его впечатляли:

Последствия испытания

Основной политико-пропагандистской целью, которая ставилась перед этим испытанием (и была полностью достигнута), была наглядная демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения - тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602.

Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем (стоит, однако, отметить, что еще 30 октября 1949 года - за три года до испытания «Майк» - в Дополнении к официальному отчету Общего совещательного комитета Комиссии по атомной энергии США физики-ядерщики Энрико Ферми и Исидор Раби уже сделали вполне однозначный вывод, что термоядерное оружие имеет «неограниченность разрушительной силы»; стоимость увеличения мощности боеприпаса составляла - в ценах финансового года - 60 центов за одну килотонну тротилового эквивалента или около 10

30 октября 1961 года произошло событие, изменившее ход истории. Сейсмографы разных стран зафиксировали необычайной силы колебания. Вскоре мир понял: Советский Союз показал ту самую "кузькину мать", которой так любил пугать Никита Хрущев. СССР взорвал мощнейшую в истории человечества водородную бомбу.

Последствия были шокирующими. Ядерный взрыв почти добрался до космических высот. Взрывная волна трижды обогнула планету. Ходили слухи, что рукотворное солнце полыхало гораздо дольше расчетного времени, и советские ученые испугались, будто началась необратимая ядерная реакция, способная уничтожить Землю. Такую вероятность предсказывал еще датчанин Нильс Бор. В народе термоядерного монстра прозвали Царь-бомбой, на манер огромной кремлевской пушки и колокола.

Это сегодня 61-й ассоциируется с триумфальным полетом Юрия Гагарина в космос. Но уже через несколько месяцев после него разразился новый виток холодной войны. Советский Союз и Запад никак не могли поделить Берлин, поверженный во Второй мировой. Для решения вопроса Джон Кеннеди начал наращивать в Западной Германии свой военный контингент. Могла разгореться третья мировая война. Хрущев считал, что лишь взрыв мощнейшей бомбы - фактически, репетиция конца света - способен переломить ситуацию.

Уникальное изделие создавали в самом засекреченном городе страны Арзамасе-16 за рекордные 112 дней. Курировал работы будущий лауреат Премии мира Андрей Сахаров. Внутренне академик так и не принял серию испытаний, куда вошел взрыв Царь-бомбы, но проекту отдал себя целиком. В то время приказы не обсуждали.

В 1962 году в СССР вынашивали планы боевого применения супербомбы. С ее помощью хотели вызвать волну цунами у берегов США, которая должна была смыть Америку с лица земли. Впервые - эксклюзивное интервью участника исследований, долго жившего под грифом секретности, создателя ядерного оружия для ВМФ Николая Сунцова.

Мощнейшую бомбу взорвали полвека назад. Но и сегодня мир пожинает плоды тех грандиозных испытаний.

В фильме приняли участие:
Юрий Трутнев - один из создателей Царь-бомбы;
Михаил Веллер - писатель, философ;
Николай Сунцов - заместитель начальника Научно-исследовательского института морского специального оружия (1960-1976 гг.);
Рудольф Яловицкий - участник Тоцких войсковых учений (1954 г.);
Евгений Яковлев - первый заместитель главного конструктора Российского федерального ядерного центра.