Одушевленные и неодушевленные имена существительные: примеры слов. Одушевленные и неодушевленные предметы — правило

Форма: комбинированный урок.

Цели для учителя:

  • повторить знания учащихся об имени существительном, полученные в начальных классах;
  • познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности;
  • закрепить умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
  • способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка.

Цели для учащихся:

  • знать о существительных одушевленных и неодушевленных;
  • уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: таблицы, тест, текст, перфокарты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Актуализация

Повторение материала прошлых уроков.

Мини-тест

1. Выберите приставку:

Несколько дней стреляли бе..прерывно.

А. Бес- Б. Без-

2. Выберите приставку:

Наутро решили ра..бить крепость.

А. Рас- Б. Раз-

3. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:

А. Пишется буква з Б. Пишется буква с

4. Выберите пропущенную букву:

Капюш..н, ш..мпол, ш..в, ш..ссе

5. Определите последовательность пропущенных гласных:

Возр..ст, пор..сль, отр..сль, Р..стислав

А. А – а – о – о Б. А – о – а – о

6. Определите последовательность пропущенных гласных:

Изл..гать, сл..гаемое, изл..жение, пол..жение

А. А – а – о – о Б. А – о – о – а

7. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц:

8. Какая буква пишется в словах:

Позиц..я, акац..я, ситуац..я

III. Объяснение нового материала

Рассмотрим рисунок. Перечислите живые существа (мальчик, девочка, мишка, собака – названия игрушек) и вещи (кресла, диван, стол, цветы, пылесос, телевизор, стенка, книги, люстра, подушки, тряпка, шторы, вазы и др.), изображенные на рисунке. Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

Существительные, которые отвечают на вопрос Кто? , называются одушевленными.Существительные, которые отвечают на вопрос Что? , называются неодушевленными.
Рассмотрим таблицу «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». По ней мы видим, какие существительные относятся к одушевленным, какие - к неодушевленным.

Таблица

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Из этой таблицы видно, что деление на «одушевленное» и «неодушевленное» не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на «живое» и «неживое», например игрушки неживые, но одушевленные, мертвец – неживой, но одушевленное существительное. В этом и заключается уникальность русского языка, что он богат исключительно противоречиями, исключениями. Скоро мы в этом убедимся, но до этого рассмотрим таблицу и запишем формулу определения одушевленности / неодушевленности существительных (в тетрадях записывается число, классная работа, тема).

Теперь, на примерах в форме таблицы, посмотрим о несовпадениях в русском языке (заполнение таблицы).

Слова И.п., мн.ч. Р.п., мн.ч. В.п., мн.ч. Одуш. или неодуш. сущ.
Кукла куклы кукол кукол одуш.
Народ народы народов народы неодуш.
Труп трупы трупов трупы неодуш.
Мертвец мертвецы мертвецов мертвецов одуш.

Учащимися делается вывод, что есть слова в русском языке, которые не относятся к «живой» природе, но обладают одушевленностью.

IV. Закрепление темы. Работа с текстом

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!

(По Д.Зуеву.)

Вопросы и задания к тексту:

Стиль, тип речи (Художественный, описание).

Словарная работа:

санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды

Выписать существительные. Определить одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.

ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
в феврале – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
в лесу – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
след – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
дороги – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
тропинка – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
с неба – неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
свет – неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
луны – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
пороша – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
на белизне – неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
мерцание – неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
звезд – неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
в ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
охотники – одуш., м.р., мн.ч., И.п.
засады – неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
на волков – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
на лисиц – одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
на зайцев – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
равнина – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
поляны – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
зал – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.

V. Работа с перфокартами

Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное

Мичман (О) Ветеран (О) Трамвай (Н)
Гирлянда (Н) Дуб (О) Шофер (О)
Плакат (Н) Аппарат (Н) Ровесник (О)
Катер (Н) Почтальон (О) Диспетчер (О)
Пиджак (Н) Клоун (О) Медведь (О)
Гроза (Н) Сестра (О) Мороз (Н)
Петух (О) Юноша (О) Ромашка (Н)
Народ (Н) Ворона (О) Метель (Н)

VI. Домашнее задание: §91, сочинить лингвистическую сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Пример сказки:

Такое удивительное Имя Существительное

В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились и животные. В городе Морфологии есть 3 улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие.
Но вернемся к улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полным-полно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена.
Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я – будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением.
Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к кому-нибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало.
Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.

VI. Подведение итога урока. Выставление оценок

– Что мы прошли с вами на уроке?
– Какие выводы вы сделали?
– Спасибо за урок. До свидания.

Проверка слова:

Письмовник

Грамматика

Изучать микробов или микробы? Одушевленность существительных

1. Что такое одушевленность существительных?

«Категория одушевленности-неодушевленности существительных является грамматическим выражением противопоставления живого и неживого, но понимаемого не в научном плане (в смысле живой и неживой природы, то есть органического и неорганического мира), а в плане бытовом, житейском».

(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.)

2. Как выражается одушевленность?

«Во-первых, одушевленность-неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и родительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и именительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число.

Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в винительном падеже различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников , но нов-ые столы ».

(Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006.)

3. Когда возникают колебания и варианты?

«Все колебания между грамматической одушевленностью и неодушевленностью (обнаруживающиеся в вариативном образовании винительного падежа) объясняются именно неоднозначностью в оценке объекта как живого или неживого.

Часть таких случаев относится к тем объектам, принадлежность которых к животным или растениям может показаться неочевидной: амебы, бактерии, бациллы, вибрионы, вирусы, инфузории, микробы и др. (изучать микробов и микробы ).

Второй типичный случай – название тех живых существ, которые мы склонны воспринимать в первую очередь как пищу: кальмары, креветки, мидии, омары, трепанги, устрицы и др. (поглощать устриц и устрицы ).

Еще один ясный случай – названия неживых предметов, имитирующих живые существа: змей (бумажный), кукла, марионетка, робот, сфинкс и др. (делать кукол и куклы )».

(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., исп. М., 2008.)

О дарах моря следует сказать отдельно. Такие слова, как кальмары, крабы, креветки, мидии, омары, устрицы, согласно большинству справочников, могут употребляться как неодушевленные и одушевленные существительные, если речь идет о пище, но только как одушевленные, если речь идет о живых существах. Однако в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка слова кальмар, краб, мидия, омар даны как одушевленные во всех значениях (рекомендации этого словаря мы воспроизводим ниже в ответах «Справочного бюро»).

Названия рыбных консервов шпроты, бычки, кильки, сардины (во мн. ч.) употребляются как неодушевленные существительные: открыть шпроты , съесть кильки , любить сардины .

ВОПРОСЫ ИЗ «СПРАВОЧНОГО БЮРО»

Анчоус

Как правильно: приготовить анчоус или приготовить анчоуса?

Ответ: Существительное анчоус в значении "пища" неодушевленное. Правильно: приготовить анчоус, засолить анчоусы. Однако о живом существе верно говорить: поймать анчоуса, разводить анчоусов.

Дочка

Будет ли правильной фраза наряду с Газпром решил поддержать своих дочек , если слово дочка употреблено в значении "дочернее предприятие"?

Ответ: Слово дочки в значении "дочерние предприятия" используется как неодушевленное существительное: Газпром решил поддержать свои дочки .

Зайчик

Как правильно: поймать солнечный зайчик или солнечного зайчика?

Ответ: Оба варианта верны. «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово зайчик в значении "световое пятно" может употребляться и как одушевленное, и как

Зародыш

Является ли одушевленным слово зародыш ?

Ответ: Зародыш – неодушевленное существительное.

Змей

В школе было задание составить предложение из слов. Ребенок составил: Мальчик купил воздушного змея . Учительница исправила на Мальчик купил воздушный змей . Кто прав?

Ответ: Согласно словарям, слово змей во всех значениях Дети запустили воздушного змея.

Кальмар

Как правильно: варить кальмары или варить кальмаров?

Ответ: Кальмар – варить кальмаров.

Козел

Как правильно: забить козла или козел (об игре в домино), перепрыгнуть через козла или через козел ?

Ответ : Существительное козел может использоваться как одушевленное и как неодушевленное, в зависимости от значения. В знач. "животное", а также "карточная игра или игра в домино" это одушевленное существительное: кормить козла, забивать козла, играть в козла . В значении "спортивный снаряд" возможны варианты: перепрыгнуть через козел и перепрыгнуть через козла. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Краб

Как правильно: экспортировать крабов или крабы?

Ответ: Краб – существительное одушевленное. Правильно: экспортировать крабов.

Креветка

Как правильно: ел креветки или ел креветок?

Ответ: Существительное креветка является одушевленным, если речь идет о живой креветке (в аквариуме увидел крохотных коричневых креветок ). Если же речь идет о креветке как пище, возможны варианты: слово креветка в этом случае может склоняться и как одушевленное существительное (с удовольствием ел крохотных коричневых креветок ), и как неодушевленное существительное (с удовольствие ел крохотные коричневые креветки ).

Кукла

Как правильно: люблю куклы или люблю кукол?

Ответ: кукла в значении "игрушка" может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. А вот кукла в значении "человек" (куклой можно назвать бездушного и пустого человека, а также человека, слепо действующего по воле другого) – только одушевленное.

Лицо

Как сказать: приглашаем заинтересованные лица или заинтересованных лиц?

Ответ: Слово лицо в значении "человек" – одушевленное существительное. Правильно: приглашаем всех заинтересованных лиц. Н. А. Еськова пишет: Существительное лицо в значении "человек" ведет себя как одушевленное, но в сочетании действующее лицо испытвает колебания между одушевленностью и неодушевленностью (ср. персонаж ).

Лосось

Как правильно: добывают лосося или добывают лосось?

Ответ: Лосось - одушевленное существительное. Правильно: добывают лосося.

Максим

Как правильно о пулемете: ленты вставлены в «максима» или в «максим»?

Ответ: Слво «максим» в значении "пулемет" склоняется как неодушевленное существительное. Это означает, что форма винительного падежа будет совпадать с формой падежа именительного. Поэтому верно: ленты вставлены в «максим» .

Мидия

Кого я ем: мидии или мидий ?

Ответ: Мидия – одушевленное существительное; ем мидий . См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Микроб

Как сказать: изучаю микробы или изучаю микробов?

Ответ: Слово микроб может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. Оба варианта верны.

Москвич

Как правильно, если речь об автомобилях: покушение на «москвичей» или покушение на «москвичи» ?

Ответ: Москвич в значении "автомобиль" – неодушевленное существительное: покушение на «москвичи».

Объект

Как правильно: или рассматривать патогенных биологических объектов ?

Ответ: Слово объект не является одушевленным. Правильно: рассматривать патогенные биологические объекты .

Оскар

Как правильно: фильм получил «Оскар» или фильм получил «Оскара»?

Как написать в сочинении: ввести комический персонаж или ввести комического персонажа?

Ответ: Возможны варианты. Вот что пишет Н. А. Еськова о слове персонаж: Слово персонаж одновременно называет человека и выражает некое литературоведческое понятие. Колебание изображает персонажа, персонажей и изображает персонаж, персонажи связано, очевидно, с тем, что именно пишущему (или говорящему) хочется подчеркнуть (Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008).

Петрушка

Как написать: изготавливать петрушки или петрушек (о куклах)?

Ответ: Существительное петрушка употребляется как одушевленное в значении "кукла; театральный персонаж" (правильно: изготавливать петрушек ). В значениях "кукольный театр; нелепое дело" и "растение" петрушка – неодушевленное существительное.

Полицейский

Как правильно: проехать через лежачий полицейский или через лежачего полицейского (о дорожном препятствии)?

Ответ: Возможны оба варианта (ср.: козел как название спортивного снаряда также может употребляться как одушевленное и неодушевленное).

Привидение

Как лучше написать: верить в привидений или верить в привидения?

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка привидение может быть одушевленным и неодушевленным.

Прототип

Как правильно: создал прототипы или создал прототипов?

Ответ: Прототип – неодушевленное существительное в знач. «первоначальный образец, прообраз чего-л.»: вижу прототип нового оружия. В знач. «лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа» прототип может употребляться как одушевленное существительное.

Робот

Как правильно: или использовать роботы для сварки кузова?

Ответ : Слово робот – одушевленное существительное. Правильно: использовать роботов для сварки кузова .

Снеговик

Как правильно: ребята вылепили снеговик или ребята вылепили снеговика?

Ответ: Снеговик – одушевленное существительное. Правильно: ребята вылепили снеговика.

Субъект

Как быть с субъектом? Вижу подозрительный субъект или вижу подозрительного субъекта?

Ответ: «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово субъект (в философии, в праве) может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. При употреблении в других значениях: субъект (в логике, в грамматике) – только неодушевленное, субъект (личность, человек) – только одушевленное.

Существо

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, слово существо в значении "нечто живое" может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное.

Талант

Как склоняется слово талант ? Как одушевленное или как недушевленное существительное?

Ответ: Талант – неодушевленное существительное (в т. ч. о человеке). Правильно: Он приехал, чтобы поддержать народные таланты.

Туз

Как правильно: вытащить туз или вытащить туза (в карточной игре)?

Ответ: Слово туз – одушевленное существительное в значениях "игральная карта" и "важное лицо". Правильно: вытащить туза, превратиться в финансового туза .

Тунец

Как правильно: нарезать тунец или нарезать тунца?

Ответ: Тунец – одушевленное существительное, правильно: нарезать тунца .

Улитка

Улитка – это одушевленное существительное?

Ответ: Да, даже в том случае, когда речь идет об улитках, употребляемых в пищу. Правильно: ем улиток .

Устрица

Как ведут себя устрицы ? Как одушевленные существительные или как неодушевленные?

Ответ: Существительное устрица является одушевленным, если речь идет о живой устрице (разводить устриц ). Если же речь идет об устрице как пище, возможны варианты: купить устрицы и купить устриц .

Эмбрион

Как правильно: вынашивает эмбрион или эмбриона?

Ответ: Эмбрион – неодушевленное существительное. Правильно: вынашивает эмбрион.

Использованная литература:

    Бельчиков Ю. А. Практическая стилистика современного русского языка. 2-е изд., М., 2012.

    Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. –3-е изд., стер. М., 2008.

    Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

    Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.

    Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.

Урок русского языка в 5 классе

Учебник: «Русский язык: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений»
/Т.А.Ладыженская, Т.М. Баранов и др

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Цель: в результате урока ученики должны научиться:

  • понимать одушевленность и неодушевленность как грамматическую категорию существительных;
  • уметь делить существительные на одушевленные и неодушевленные, определять падеж существительного;

Формируемые УУД: регулятивное (целеполагание)

Коммуникативное (планирование)

Сценарий урока.

1. Актуализация знаний.

Перед вами имена существительные, разделите их на 2 группы и обоснуйте свой выбор.

На доске написаны слова: верба, весна, русалка, грачи, капель, заяц, лесник, труп, покойник.

Учащиеся выдвигают гипотезы, учитель фиксирует их ответы на доске. В результате учащиеся приходят к выводу, что слова надо было сгруппировать по признаку одушевлённости/неодушевлённости. Они называют признаки, по которым определяется одушевлённость/неодушевлённость имени существительного (вопросы КТО? ЧТО?, одушевлённые существительные обозначают живые существа, они дышат, ходят и т.д.)

Скорее всего, учащиеся допустят ошибку при определении одушевлённости слова ПОКОЙНИК.

2. Учащиеся формулируют тему урока , которая записывается на доске и в тетрадях.

3. Создание проблемной ситуации.

Учитель показывает на доске (или на слайде) правильное деление имён существительных на одушевлённые/неодушевлённые. Учащихся должно удивить, что слово ПОКОЙНИК относится к одушевлённым существительным. Учитель спрашивает: «Почему это слово относится к одушевлённым существительным?» Вопроса на этот вопрос у учащихся нет.

Значит, есть ещё какой-то признак, помимо вопросов КТО? ЧТО?, который помогает определить одушевлённость/неодушевлённость существительного.

4. Формирование УУД: целеполагание.

Сформулируйте перед собой учебную цель, продолжив слова: УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ.

Что надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?

5. Изучение нового материала .

1) Чтение текста приёмом инсерт.

Вы не просто должны прочитать текст, но и отметить соответствующими знаками своё понимание текста.

\/ - “уже знал”, + “новое”, (-) –“думал иначе или не знал», ?- не понял, есть вопросы.

ТЕКСТ, который читают учащиеся.

ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть всех на своем уроке! Сегодня мы поговорим об одушевленных и неодушевленных существительных, - этими словами начала свой урок профессор Линк в школе любителей русского языка.

А чего тут говорить? И так все ясно: если слово обозначает живой предмет, то и существительное будет одушевленное, а если неживой - то неодушевленное, - раздался чей-то голос.

Ээээ...не все так просто... - ответила профессор. - Что значит - живой предмет? Вот, например, слова "растение, дерево" куда отнести? У кого повернется язык сказать, что растение - это что-то неживое? А вот в русском языке эти слова относятся к неодушевленным.

Ну, наверное, это из-за того, что растения сами передвигаться не могут. Вот и кажутся, что неживые, - робко предположила девочка, сидящая на первой парте.

Чтобы правильно определять, является существительное одушевлённым или неодушевлённым, надо запомнить несколько правил:

Одушевлённые имена существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО? ;

Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО?

Но есть еще исключения из этого правила. Есть очень удобный способ различения одушевленных и неодушевленных существительных, особенно если точно не знаете, к какому виду относится данное слово. Дело в том, что у одушевленных и неодушевленных существительных разные формы винительного падежа множественного числа. У одушевленных форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных - с формой именительного. Например:

2) Что нового вы узнали из прочитанного? Как определить одушевлённость/неодушевлённость имени существительного?

Т.О. В русском языке деление существительных на одушевленные и неодушевленные происходит по грамматическому признаку.

3) Давайте преобразуем наш вывод в формулу. В результате этой работы должна получиться следующая формула: Одуш: В.п. = Р.п. (мн.ч.)

Неодуш: В.п. = И.п. (мн.ч.)

4) Посмотрим, как работает эта формула на примере слов ТРУП и ПОКОЙНИК.

6. Практическая работа.

Проведение небольшой исследовательской работы в паре.

Сейчас вам надо будет провести небольшое исследование. Вы должны будете определить, являются одушевлёнными или неодушевлёнными существительные, которые вам даны на карточках. В результате работы у нас на доске появится таблица «Одушевлённые и неодушевлённые существительные». А после кто-то из вашей пары защитит свою работу. Но прежде чем приступить к работе, вспомните, как надо работать в паре. Перед вами на партах памятка «Как работать на уроке в паре», прочтите её, а потом приступайте к выполнению задания.

Формирование УУД: планирование.

Памятка «Как работать на уроке в паре»

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений.
  3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Если твой товарищ делает ошибки, тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

МАТЕРИАЛЫ для исследования:

К какому разряду существительных (одушевлённым или неодушевленным) относятся

1 ряд

  • Названия богов и мифических существ: русалка, леший .
  • Названия шахматных и карточных фигур: дама, ферзь.

2 ряд

  • Существительные, называющие игрушки: кукла, матрёшка
  • Существительные, обозначающие совокупность живых существ: батальон, народ.

3 ряд

  • Собирательные существительные: молодежь, человечество.
  • Существительные, обозначающие растения: ромашка, берёза.

По ходу выступления двух пар от каждого ряда на доске заполняется таблица.

7. Осуществление контроля.

1) Рядом с существительным поставить букву О, если существительное одушевлённое, и Н, если неодушевлённое.

компьютер

перепелка

стая

ромашка

пешка

толпа

шпроты

медведь

Домовой

2) Самооценка: 0 ошибок – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3-5 баллов – 3 балла

8. Практическая работа (если позволяет время).

Прочитайте стихотворение С. Есенина. Определите: одушевлёнными они или неодушевлёнными являются существительные, выделенные жирным шрифтом. Почему же о них говорится, как об одушевлённых? Как называется такой приём?

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки ,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

9. Подведение итога урока. Рефлексия

Вернемся к целям урока. Достигнуты ли они?

Ответьте на вопросы:

1. Что для меня самым полезным было на уроке?

2. Что для меня на уроке было самым интересным?

3. Что на уроке для меня было трудным?

10. Домашнее задание (дифференцированное).

Параграф 91 упр. 480, 481

ИЛИ написать рассказ или стихотворение, используя приём олицетворения.


Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цель урока: закрепить знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Задачи урока:

2. Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Организационный момент

Психологический настрой.

Поприветствуйте, ребята гостей,

Улыбнитесь друг другу веселей.

Я желаю всем успехов и добра,

А теперь урок начать пора!

Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы вы повторили и закрепили то, что уже знаете.

2. Мотивация учебной деятельности.

- Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок.

У неё глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём. (сова) картинка совы (на доске)

Развитие мышления

- Почему сову называют мудрой?

Да. Сова очень долго живет, и поэтому ее называют мудрой. Мудрая Сова прилетела к нам не с пустыми руками, она принесла нам много интересных заданий.

3. Определение темы урока. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.

- Посмотрите на доску и прочитайте слова

Яблоко муравей

Метель сорока

Дерево друг

Гриб котёнок

-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные , так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных). Показать запись на доске(напечатано)

- Согласны ли вы, что ко всем словам можно поставить вопрос Кто? (Дети высказывают разные точки зрения.)

- -На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? (что?) (карточка что?)

- На какие вопросы отвечают слова во втором столбике? (кто?) (карточка кто?)

- На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные). (на доске карточка)

_ О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока . (Одушевленные и неодушевлённые имена существительные)

-Это новая у нас тема урока или уже знакома нам?

-Какова же цель нашего урока? (Закрепить знания об одушевлённых и неодушевленных именах существительных).

Сегодня на уроке мы должны: (задачи урока)

1. Знать понятие «имя существительное».

2. Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

4. Изучение нового материала.

Какая у нас первая задача? (повторить)

1. Понятие имени существительного.

Фронтальная работа.

План.

Имя существительное

1. На какие вопросы отвечает.

2. Что обозначает?

3. Приведите примеры…

Физкультминутка для глаз

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз; направо - вверх - налево - вниз. Повторите 4раза.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца: медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленно отводите обратно. Повторите 4 раза.

Самостоятельная работа (в тетрадь записать)

Задание: Прочитайте слова и выпишите только имена существительные: дом, красный, играет, узкий, морковь, сидит, белка, пенал, кричит.

Проверка задания (у учителя напечатаны слова, сверяют)

- Справились мы с 1задачей? (да) +

Физ.минутка.

Имя существительное

Очень удивительное

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Если слово будит отвечать на вопрос кто? - руки вверх, если на вопрос что? - руки вперед и присесть.

Люстра, мальчик, гроза, карась, спортсмен, портфель.

- Какая 2 задача? Прочитайте.

Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? - оно одушевлённое, что? - неодушевлённое.)

Откроем учебник - страница 49, упражнение 81.

Работаем в паре . Не забываем правила работы в паре. Каждая пара выполняет по одной строчке, и записать слова в тетрадочку.

Упражнения для рук.

а) Встряхнуть кистями рук, покрутим, потом потянули за каждый пальчик.

б) Изображаем замочек (открывается и закрывается).

Проверка задания (передают вымпел-сову), по очереди зачитывают слова.

Вывод: Карточка одушевленные…, неодушевленные….

5. Первичная проверка усвоения знаний.

Мудрая Сова желает проверить как вы умеете работать в паре.

Работать будете в парах, ведь недаром говорить «Один ум хорошо, а два лучше»

(НА КАРТОЧКЕ)

Кто быстрее всех прочтёт,

Слово лишнее найдёт.

Задание: прочитайте слова в каждой строчке и подчеркните лишнее.

1 вариант

Котёл, линейка, кофе, кот, картофель.

Ягода, ябеда, арбуз, якорь, яма.

Ветер, весна, ведро, ворон, вокзал.

Задание: прочитайте слова в каждой строчке и подчеркните лишнее

2 вариант

  1. Друг, приятель, дружба, сосед, враг.

    Поход, турист, дорога, костёр, палатка

    Ученик, учительница, школьник, урок, ученица.

Проверка: Объясните, почему лишнее…

Физминутка:

Теперь всех приглашаю на зарядку

Мелкие шажки - 1, 2, 3

Лёгкие прыжки - 1, 2, 3

Звонкие хлопки - 1, 2, 3

Сели - встали,

Сели - встали,

И руками помахали.

Вот и вся зарядка,

Мягкая посадка.

Дополнительные задания:

1. Я читаю слова. 1 вариант выписывает одушевлённые, 2 вариант - неодушевлённые:

(2 ученика работают у доски)

берёза, холод, бабушка, повар, дятел, вторник, лето, девочка, лисица, ворона, дуб, клён

Проверка задания с доски…

2. Игра «Придумай слово»

Запиши однокоренные слова, обозначающие одушевлённый предмет. Добавьте свои варианты.

6. Подведение итогов.

Экспресс-проверка теоретических знаний.

- А что же за задание приготовила для нас сова? Она прислала письмо.

- Если вы согласны с его утверждением, ставьте в тетради +, если нет, ставьте -.

(1 ученик выполняет задание за доской)

1. Имена существительные отвечают на вопросы какой?, какая?

2. К одушевленным именам существительным относятся только люди и животные

3. К одушевленным именам существительным относятся растения и люди

4. Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что?

·5. Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?

Запись в тетради: - + - + -

- Как мы называем группу имён существительных, слова которой отвечают на вопрос что?

- Как мы называем группу имён существительных, слова которой отвечают на вопрос кто?

7.Рефлексия

- Какая была цель урока?

- Выполнили мы её или нет?

- Как отличить одушевленный предмет от неодушевленного?

- Сможете ли вы объяснить маме, какие слова являются одушевленными, а какие - неодушевленными.

(дети на картинку совы приклеивают мордашки)

Мое настроение от урока.

Нашей мудрой сове понравились ваши ответы, ваша работа. Она дарит вам своих друзей- маленьких совят. (детям учитель раздает картинки).

Спасибо за старание,

Ведь главное- желание!

А навыки и знания

С годами к вам придут.

Чему мы научились сегодня на уроке? Какие имена существительные относятся к одушевленным? Неодушевлённым?

- Кому было всё понятно, нарисуйте на полях восклицательный знак (!).

- Кто затрудняется в данной теме, поставьте на полях вопросительный знак (?).

8. Домашнее задание.

Д//з: с.48,50 правила, упр.83,

Конспект «открытого» урока русского языка в условиях реализации ФГОС.

Класс: 5

Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

УМК: учебный комплекс под редакцией Т. А. Ладыженской и др. Русский язык. 5 класс. М., «Просвещение», 2013 г.

Цель деятельности учителя: актуализировать знания обучающихся об имени существительном как части речи; формировать понятие об одушевленности и неодушевленности имен существительных и уметь определять эти категории.

Тип урока: Комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знание основных различий между одушевленными и неодушевленными именами существительными; распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных, понимание их роли в речи, объяснение языковых явлений.

Личностные: приобретение новых знаний, стремление к совершенствованию своих умений, проявление познавательных интересов и творческой активности, осознание своих возможностей в учении.

Метапредметные:

    Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

    Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, выделение и формулирование цели учебного действия, выполнение учебно-познавательных действий, выработка алгоритма действий.

    Коммуникативные: использование речевых средств для решения коммуникативных задач, владение монологической и диалогической формами речи.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация в формате P ower Point по теме «Имена существительные одушевленные и неодушевленные», выполненная учителем.

Основные понятия: грамматические категории, одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Технологическая карта урока.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающегося к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово учителя:

Все ль на месте?

Все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки?

Проверил? Садись!

С усердием трудись!

Предоставляет общий доступ к экрану, демонстрирует слайды.

(слайд 1)

Слушает учителя, участвует в диалоге с ним. Размещает учебные материалы на рабочем месте, демонстрирует готовность к уроку. Читает эпиграф. Отвечает на вопросы учителя.

Познавательные: понимает познавательную задачу.

Регулятивные: планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции.

2. Актуализация знаний. выявление места и причины затруднения.

Воспроизведение ранее

изученного материала,

установление преемственных

связей прежних и новых знаний

и применение их в новых ситуациях. Э Эвристическая беседа с элементами

игры.

На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься. Но сначала давай вспомним, о какой части речи мы говорили на прошлом уроке? В этом нам помогут слова, зашифрованные в ребусах. Попробуй их отгадать (слайд 2)


Слова какой части речи были скрыты в ребусах? Правильно. Все это имена существительные. Как ты это определил?

Отлично! А теперь давай посмотрим, какие признаки существительного спрятаны в стихотворении. Я его прочитаю, а ты внимательно слушай (слайд 3)


А теперь давай объединим все, что мы вспомнили о существительном, назовем определение, грамматические признаки

(слайд 4)


По ходу ответа учитель задает наводящие вопросы, если ученик затрудняется в ответе.

А теперь давай вернемся к нашим разгаданным словам и обозначим у них род, число и попробуем определить живой это или неживой предмет. Остановимся на последнем признаке существительного. Как ты определил живой или неживой предмет?

Отвечает на вопросы. Строит высказывание. Смотрит презентацию, осваивает лингвистические термины. Обдумывает ответы на вопросы и понимает, что знаний недостаточно для полных ответов. В сотрудничестве с учителем делает выводы. Формулирует собственные мысли и обосновывает свою точку зрения. Выполняет упражнение.

Личностные: имеет мотивацию к учебной деятельности, желание осознавать свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции синтеза, устанавливает причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу. Осознает недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задает вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Физкультминутка.

По тропинке мы гуляли (ходьба на месте),

На полянке поскакали (прыжки на месте),

Подружились мы с тобой (руки в стороны),

Нам теперь пора домой (ходьба на

месте).


Выполняет элементарные физические упражнения.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа, обсуждение результатов наблюдения.

Итак, мы вспомнили, что нам уже известно об имени существительном. Теперь можем продолжить изучение этой части речи. Перед тобой новое задание – снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Твоя задача – составить как можно больше слов, используя каждую букву

один раз.

Слов какой части речи

ты составил больше

всего? (существительных).

Распределим их на две группы:

Живые существа и вещи,

предметы. Какие из них будут

отвечать на вопрос КТО? А на

вопрос ЧТО?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность, дополняет ответы. Попробуй сформулировать тему урока. Потом читает слайд (слайд 5).

Запиши тему урока в тетрадь. А теперь прочитай, каковы цели нашего урока (слад 6).


Формулирует цели учебной деятельности вместе с обучающимся, принимающим ее на себя.

(слайд 7).

В первый столбик запиши слова одушевленные, которые отвечают на вопрос – КТО?, а во второй – неодушевленные, которые отвечают на вопрос – ЧТО?

Запись в тетрадях.

Словарный диктант.

Кто? Шофер, герой, тренер, космонавт, офицер.

Что? Гербарий, здоровье, коллекция, вокзал, апельсин.

Проверим (слайд 8). Сначала скажи, как ты распределял слова? Когда ребенок называет слова, учитель щелкает мышкой и слова появляются на экране.

Сравни свое написание слов с тем, как должно быть. Запомни, как пишутся эти слова.


Вывод:

Слова первой группы отвечают на вопрос « кто?». Значит, они одушевленные.

Слова второй группы отвечают на вопрос «что?». Значит, они неодушевленные.

Главный вопрос нашего урока6 почему одни существительные отвечают на вопрос «кто?», другие – на вопрос «что?».

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносит поставленные задачи с текстами, знакомится с материалом. Выделяет главное, устанавливает причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Личностные: осознает свои возможности в учении, способен адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекает необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизирует собственные знания.

Регулятивные: планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, работает по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания.

4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля.

Сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил – одушевленное имя существительное или неодушевленное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считают. Что росток и поросль живые. Наши предки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевленными, Мы же считаем одушевленными людей, зверей, насекомых. А что, по-твоему, значит одушевленный? (живущий, дышащий, имеющий дух). Какой корень в слове одушевленный?

Что означают неодушевленные существительные? (неживую материю).

Продолжим разграничивать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевленных и неодушевленных существительных.

Этот способ ты должен открыть сам. Просклоняй существительные братья, сестры, камни, доски. А теперь давай рассмотрим таблицу (слайд 9).

Какую разницу ты увидел при склонении? Формы каких слов совпадают? Какой делаем вывод?

Вывод: во множественном числе у одушевленных существительных В. п. совпадает с Р. п, а у неодушевленных существительных В. п. совпадает с И. п.

Определение категории одушевленности и неодушевленности не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.

Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному. Поэтому к одушевленным существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, то есть живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кошей, леший, и др.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка и пр.), шахматных и карточных фигур (пешка, валет), что связано с олицетворением этих предметов в игре.

(слайд 10)


К неодушевленным относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун

(слайд 11).

К неодушевленным существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя и при их описании применяют слова, привычные для живых существ – они «рождаются», «дышат», «цветут», «размножаются», и «умирают», но не способны передвигаться).

Одушевленными или неодушевленными являются следующие имена существительные?

Вижу орла - вижу Орел.

Позвать дворника – включить дворники.

Вывод: разграничение одушевленных и неодушевленных существительных зависит от их лексического значения.

Формулирует собственные мысли. Высказывает и обосновывает свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем делает выводы о способах разграничения одушевленных и неодушевленных существительных в трудных случаях. Работает с таблицей, наблюдает, сопоставляет, самостоятельно делает выводы.

Личностные: желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролирует учебные действия, замечает допущенные ошибки, осознает правило контроля и успешно использует его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: умеет задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Выполнение упражнений на основе учебника или книг для внеклассного чтения.

Итак, сделаем общий вывод.

Вывод делается обучающимися.

Вывод : грамматический способ разделения существительных на одушевленные и неодушевленные - это совпадение форм Р. п. и В. п. множественного числа у существительных одушевленных, а

И. п. и В. п. – у неодушевленных.

Одушевленность и неодушевленность – это постоянный признак имени существительного.

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем.

Найди «лишнее» слово, запиши его в тетради и составь с ним предложение.

(слайд 11)


Выполни разбор. Вставь на месте пропусков слова (работа по карточке).

Выполнение тестового задания из ресурсов «Кто или что?»

Работа с напечатанным текстом «Синичкино гнездо» . Укажите имена одушевленные.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Личностные: имеет желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Регулятивные: самостоятельно планирует необходимые действия, операции, работает по плану.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Проверка работ. Обобщение полученных на уроке сведений. Оценивание.

Подведем итоги.

1.Какие имена существительные относятся к одушевленным? (отвечающие на вопрос Кто?)

2.Какие имена существительные относятся к неодушевленным? (Отвечающие на вопрос Что?)

3. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевленных и неодушевленных существительных?

Отвечает на вопросы.

Личностные: понимает, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретает умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивает свою работу, исправляет и объясняет ошибку.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Заключительная беседа по вопросам.

(слайд12).

Обратимся к таблице «ЗХУ», заполним ее третью колонку.

Дай оценку нашей работе: выбери одну из предложенных карточек и покажи мне. Скажи себе: «Я молодец. Я думал, я старался, я делал открытия».

Определяет свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняет дневник достижений.

Познавательные: устанавливает взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных. Исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

8. Объяснение домашнего задания.

Доступное и понятное изложение сути домашней работы, объяснение способа его выполнения.

В качестве домашнего задания предлагаю творческую работу «Угадай сказку Г. Х. Андерсена». Я отправила тебе файл, содержащий карточки, на которых написаны слова. Тебе нужно по ним узнать, о какой сказке Г. Х. Андерсена идет речь. При этом укажи буквой О – одушевленные, буквой Н – неодушевленные имена существительные.

Внимательно слушает задание. Задает вопросы, если что-то непонятно.