Проведение мозгового штурма. Индивидуальный мозговой штурм. Проведение мозгового штурма онлайн

«Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого»
Из законов Мэрфи

…Говорят, что мозговой штурм придумали древние викинги. Когда во время плавания команда дракара попадала в трудную ситуацию, на палубе собирались все - начиная с капитана и заканчивая юнгой. Все они поочередно предлагали свой способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Именно такой порядок исключал влияние авторитета старших на высказывания младших. Принятие решений оставалось прерогативой вождя… Предлагаемая вниманию читателей статья - практическое пособие по проведению мозгового штурма. Не углубляясь в теорию метода, не заостряя внимание на методологических вопросах, не рассматривая подробно возможности специального обучения модератора и участников группы, мы сосредоточимся на типичных ошибках в организации мозгового штурма и правилах его проведения. Безусловно, для лучшего понимания этих правил полезно знать, для чего, собственно, предназначена процедура штурма. Мы предполагаем, что штурм может быть организован в офисе читателя, и для этого не придется приглашать специалистов из консалтингового агентства или специально обученного методолога. Тем не менее, во время процесса генерации идей абсолютно необходима деятельность ведущего, которого называют модератором (иногда - “фасилитатором”).

Интересно, что… В процессе правильно организованного мозгового штурма человек средних интеллектуальных способностей начинает высказывать почти в два раза больше интересных идей, чем в том случае, когда он думает над решением задачи один.
История

Есть история, которая достойна занять свое место в ряду баек о рождении великих идей - про ванну Архимеда, яблоко Ньютона, сон Менделеева и других.

Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду - может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо?.. Но Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым существенно снижается уязвимость судна - торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта…

Психолог А. Осборн считается отцом классического мозгового штурма, brainstorming’а. В 1953 году вышла книга А. Осборна “Управляемое воображение”, в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Что же вызвало к жизни метод мозгового штурма и все его разновидности?

Прежде всего - желание преодолеть стереотипы мышления. Именно на решение этой задачи направлены все известные эвристические методики (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, ТРИЗ и т.д.). В определенный момент становится ясно, что типовые решения не работают, необходимы новые пути, необходимо творчество. Но беда в том, что и осознанно творческая деятельность часто осуществляется по стереотипным, шаблонным схемам. В каждом творце сидит неумолимый внутренний критик - опыт, специальные знания, конформизм… Чем больше новая идея не совпадает с представлениями внутреннего критика - тем больше у нее шансов погибнуть в зародыше. Как правило, все шаблонные идеи лежат на поверхности сознания, они всегда под рукой, так как востребованы в повседневной жизни чаще всего. Известен опыт с “быстрыми аналогиями”: “Фрукт? - Яблоко! Поэт? - Пушкин!”. Как правило, в самом начале процесса генерации участники штурма активно выдают именно шаблонные идеи. Одна из частных задач мозгового штурма - как можно быстрее снять “пласт стереотипов”, дать людям возможность высказать их и забыть.

Второе “ноу-хау” мозгового штурма Осборна - разделение процессов генерации и анализа. Способность к творчеству у различных людей присутствует в различной степени - многим гораздо проще и природосообразней заниматься аналитикой, разбором, развитием, экспертизой идей.

Метод мозгового штурма представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе генерируются идеи, а на втором они анализируются, развиваются. Таким образом, “автор” и “критик” искусственно разводятся - эти функции реализуют разные группы участников и в разное время.

Интересно, что… Подход к решению проблем “в два приема” описан еще Тацитом, исследовавшим быт германцев: “На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и -никогда так не воспламеняется для помыслов о великом… На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не препятствует их здравомыслию”. Этому свидетельству две тысячи лет!

Именно мозговой штурм - наиболее употребительный из всех эвристических методик способ решения проблем. Это не удивительно - для проведения штурма достаточно кабинета с круглым (или овальным) столом, группы сотрудников и пары часов рабочего времени. При этом сплошь и рядом при проведении штурма нарушаются основные “правила игры”, те самые правила, благодаря которым мозговой штурм отличается от производственного совещания…. Главная причина непонимания сути мозгового штурма - это, как ни парадоксально, кажущаяся простота термина. Что такое “синектика” - не каждый знает, а вот, что такое “мозговой штурм”, вроде бы, ясно из названия - это коллективное решение проблемы по принципу “одна голова - хорошо, а две - лучше”. При этом часто сам метод оказывается скомпрометированным в глазах участников, да и организаторов…
Как неправильно

Место действия: офис ООО “Сепулька LTD”, кабинет руководителя. Время действия: 16.00

Так, Лена, собери мне всех к 17-ти! Будет мозговой штурм, ага. Ничего не конкретизируй - сюрпрайз, так сказать! Просто передай - не придут, пусть пеняют на себя. Всех сотрудников из отдела сепуления. Всех - это значит всех, тут места хватит. Будем сидеть, пока не родим решение. Вот такой рабочий день, да…

Все собрались? Кого ждем? Ничего, докурят, придут и включатся - нам тут долго мариноваться… Итак, у нас сейчас будет мозговой штурм. Всем уже ясно, что ваш отдел сепуления работает из рук вон, так дальше нельзя, нужно предлагать новые идеи, нужно что-то менять. Сейчас все будут высказываться смело и открыто. Говорить можно абсолютно все, но по делу. Главное - дать идею, которая позволит улучшить наши сепульгарии и качество сепулек на выходе. Покуда не родим - никто домой не уходит. Начнем с Виктора Палыча, вы у нас самый главный по сепульгариям… Нет соображений? Мы подождем. Сколько надо, столько и подождем, нам ваше мнение крайне важно. Да потерпите вы, Зина, от вас у всех в ушах звенит уже… Что?.. Сережа, вы вообще долго думали, прежде чем сказать-то? Вот же послал Господь сотрудничков… Ага, дадим слово Павлику… Обоснуй, Паша, обоснуй сначала. Вы, Ольга Олеговна, не согласны? А вы вообще что-нибудь в этом понимаете? Не согласны - спорьте, только не деритесь, ха-ха… Теперь Викентий Иваныч, ваша очередь. Вы в сепульном бизнесе еще до кризиса начинали, кто ж нас спасет, если не вы… Это я запишу, это интересно. А вы все - учитесь, пока жив Иваныч!.. Кто считает, что это глупо? Если считаете так - где аргументы? Ну и молчите. Да хоть уходите совсем - от вас толку мало. Остальные - высказывайтесь, я потом скажу, чья идея лучше и как правильно…

Как правильно

«Выдавать глобальные идеи - это удовольствие; искать сволочные маленькие ошибки - вот настоящая работа!»
Фредерик Брукс-мл.

Подготовка и проведение классического мозгового штурма в офисе и силами сотрудников - возможно. Необходимо только следовать правилам:

Для проведения эффективного устного мозгового штурма рекомендуется формировать группу из 6–8 человек.

Если меньше - меньше и количество идей, кроме того, может не возникнуть “критической массы”.
Группа “штурмующих” - это самые разные люди, которые не являются узкими специалистами в исследуемом вопросе. Это должны быть люди разного пола, возраста, профессии, темперамента. Именно разнородный состав и различный опыт участников позволяют надеяться, что они предложат решения, сильно отличающиеся от привычных.
Между участниками и модератором не должно быть отношений субординации. Это понятно - не должно быть зажимов, связанных с реноме участников, с угрозой, реальной или мнимой, их авторитету в коллективе и у начальства.
Крайне желательно, чтобы участники обладали выраженной склонностью к производству идей, определенными творческими способностями. Присутствие именно “творцов” в группе генерации позволит сделать процесс более продуктивным.
Продолжительность штурма необходимо оговорить заранее и придерживаться регламента. Идеальная длительность для дискуссии от 20 до 40 минут. Участники должны знать, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует их, заставит выложиться в отведенное время. Четкий “тайминг” - такое же обязательное условие для участников, как длина дистанции - для бегунов.
До и во время проведения МШ необходимо создать обстановку максимального психологического комфорта - предложить чай и кофе, даже включить негромкую, но не успокаивающую, а бодрую музыку. Это раскрепощает.
В процессе генерации идей необходимо поддерживать непринужденную и доброжелательную атмосферу общения. Идеи могут быть любые - неосуществимые, бредовые, безумные, шутливые. Обоснование идей не требуется Во-первых - на обоснование нет времени. Во-вторых - участники и не способны к грамотному обоснованию, они, по определению, не являются профессионалами.
Недопустима критика, анализ, развитие идей, высказанных участниками. Допустимо лишь комбинирование идей, помощь участников друг другу при формулировке высказываний, моральная поддержка. Критика и анализ - прерогатива группы экспертов!

В задачи модератора входит:

Разослать не позднее, чем за 2 дня всем участвующим оповещение о мозговом штурме и времени его проведении с кратким описанием вопроса обсуждения (проекта), целей, имеющихся препятствий для решения задачи и т.д.
На дискуссии следить за тем, чтобы она проистекала в соответствие с вышеописанными требованиями.
В случае “зависания” процесса, уметь дать новый импульс, направить мысли участников в ином направлении, предложить неожиданные ассоциации - например, с помощью метода контрольных вопросов (см. ниже).
Не давать оценок высказанным идеям и самим участникам, как личностям и специалистам.
Постараться максимально раскрыть творческий потенциал каждого из участников.
Фиксировать (записывать) все поступающие идеи, даже те, которые кажутся абсолютно бесполезными.

Метод контрольных вопросов и аналогии

Контрольные вопросы - это своего рода наводящие вопросы, которые позволяют модератору дать новое направление мыслям участников, проскочить период “зацикливания” на круге схожих между собой идей. Один из классических списков контрольных вопросов принадлежит английскому изобретателю Т. Эйлоарту. В свою очередь рекомендую воспользоваться приемами, которые неплохо себя зарекомендовали на практике. Вот некоторые из них с пояснениями:

Попробовать “национальные” решения
Как бы решил проблему английский лорд? Предложите изящное французское решение, расточительное американское. Что бы сказал по этому поводу горячий испанский мачо? Как бы решили вопрос трудолюбивые китайцы?..
Метод эмпатии
Эмпатия - вживание, представление себя на месте другого. В нашем случае - мы должны сказать себе: “Я и есть объект, о котором идет речь”. Например, если мы придумываем новую упаковку для кефира, мы говорим: “Я и есть кефир. Я стою на полке в магазине. Я холодный, белый, вкусный. Как я выгляжу? Что мне сделать, чтобы эта симпатичная девушка обратила на меня внимание? Что будет, если я вдруг свалюсь с полки?” и т.д.
Прямая аналогия
Рассматриваемый объект, часть нашей проблемы, сравнивается с аналогичным объектом в природе, технике и т.д. Например, для решения вопроса повышения прочности автопокрышек можно рассмотреть копыта лошади, подушечки на лапах кошки и т.п.
Символическая аналогия
Суть проблемы или ее возможные решения предлагается сформулировать в виде метафор, например, для бутылки прохладительного напитка - “удобная прохлада”, “прозрачный призрак”, “пенный овал”…
Фантастическая аналогия
Предложим участникам сформулировать главное неустранимое препятствие, которое мешает решению задачи, а затем - на время “отменим” его! Допустим на какое-то время существование в природе материала с немыслимыми свойствами, отсутствие силы трения, гравитации или наличие волшебных эльфов (вспомним “демонов Максвелла!”)

Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.
Отберите подпроблемы для “атаки”. Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.
Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.
Отберите самые предпочтительные источники информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации, перейдем к принятию решения о том, какие из источников следует изучить в первую очередь.
Придумайте всевозможные идеи - “ключи” к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.
Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.
Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.
Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будем строги и последовательны. Отберем те способы, которые кажутся наиболее убедительными.
Представьте себе все возможные области применения. Даже если наше окончательное решение подтверждено экспериментально, мы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.
Дайте окончательный ответ.

Задачи экспертов

Без последующей экспертизы идей сама процедура мозгового штурма не может считаться продуктивной. Сухой остаток первого этапа - список идей, зафиксированных модератором в краткой форме, часто с сокращениями, торопливо, иногда с элементами субъективной редактуры. Использование техники для фиксации представляется часто проблематичным - оператор с видеокамерой, как включенный наблюдатель, безусловно, разрушает атмосферу, влияет на результат (особенно “зажимаются” в присутствии камеры новички). Аудиозапись грешит наложением голосов друг на друга, что приводит иногда к полной невозможности расслышать некоторые высказывания.

Итак, со списком идей должна работать группа экспертов. Их задача:

Сгруппировать сходные идеи, постараться сформулировать общий принцип, который лежит в основе группы идей.
Классификация принципов.
Оценка перспективности каждого принципа с точки зрения практического воплощения при наличии известных экспертам ограничений.
Развитие перспективных принципов, наполнение их конкретным содержанием.
Формулировка способов решения задачи на профессиональном языке.

Сегодня я расскажу вам о том, что такое мозговой штурм (брейнсторминг) , для чего он нужен, чем он интересен и полезен, и как правильно использовать метод мозгового штурма на практике.

Наверняка вы уже слышали о таком понятии, а прочитав эту статью, получите более четкое и грамотное представление о мозговом штурме и о том, как его провести.

Что такое мозговой штурм?

Термин “мозговой штурм” заимствован из английского языка (brainstorming), и даже в русском языке его часто используют дословно: брейнсторминг. Также можно встретить синонимы этого понятия – мозговая атака, метод круглого стола.

Мозговой штурм – это метод коллективного обсуждения проблемы для выявления оптимального решения, основанный на рассмотрении большого количества креативных идей участников, их коллективном анализе и выборе лучшего варианта.

Метод мозгового штурма разработал американский творческий деятель, основатель рекламного агентства, копирайтер Алекс Осборн еще в первой половине 20 века (оказывается, уже в те времена были люди, занимающиеся ). Он успешно доказал на практике, что люди в одиночку часто боятся высказывать свои оригинальные и нестандартные идеи, опасаясь встретить неодобрение со стороны коллег или начальства. Поэтому проведение мозгового штурма, разработанное им, предполагало полный запрет на критику и осуждение на начальном этапе высказывания идеи.

Технология мозгового штурма заключается в двух основных правилах:

2. Постепенная трансформация количества предложенных идей в качество.

С тех пор метод мозгового штурма многократно подвергался исследованиям и совершенствованию, но основные его принципы и правила остались неизменными. А главное – исследователи пришли к выводу:

Количество креативных идей, получаемых при проведении мозгового штурма существенно превышает количество идей, выдаваемое его участниками по-отдельности.

Поскольку Алекс Осборн впервые применил брейнсторминг в работе своего рекламного агентства для разработки рекламных идей, до сих пор у многих остается стереотип, что метод мозгового штурма подходит только для работы и бизнеса в сфере маркетинга и рекламы, или же только для какой-то творческой работы. Несомненно, в этих сферах мозговая атака действительно приводит к хорошим результатам, однако они отнюдь не являются исключительными для применения этого метода.

Метод круглого стола успешно применяется и в руководстве (менеджменте) бизнесом, и в финансовой сфере, и даже для решения личных или семейных задач (в этом случае семья может собраться на мозговой штурм).

Брейнсторминг – это очень эффективный метод поиска оптимального решения сложившейся проблемы, даже на уровне отдельно взятого человека или семьи.

Ну а проведение мозгового штурма на уровне бизнес-структуры, предприятия, одновременно с нахождением лучшего варианта решения задачи, способствует укреплению командного духа и является одним из способов нематериальной мотивации персонала. Ведь каждый участник мозговой атаки ощущает свою значимость, свое участие в решении общей стратегической задачи.

Рассмотрим подробнее, в чем заключается технология мозгового штурма, и как его правильно проводить.

Правила проведения мозгового штурма.

1. Участников брейнсторминга не должно быть слишком мало и слишком много. Оптимальное количество людей для проведения мозгового штурма – 8-10 человек.

2. Все участники мозговой атаки (или хотя бы какая-то их часть) должны быть экспертами в обсуждаемом вопросе, то есть, иметь хороший уровень теоретической и практической подготовки.

3. При проведении мозгового штурма разрешается высказывать любые, даже самые сумасшедшие идеи, их количество, поступающее от каждого участника, не ограничивается.

4. Участникам круглого стола запрещается критиковать идеи, высказанные другими участниками.

5. Для проведения мозгового штурма выбирается ведущий (модератор), который следит за соблюдением правил и осуществляет координацию действий всех участников.

Как провести мозговой штурм?

Участники брейнсторминга удобно рассаживаются по своим местам (в идеале – за большим круглым столом). Модератор берет слово и ставит перед участниками задачу: проблему, для которой необходимо найти решение. Уже на этом этапе он должен обозначить важность проблемы, и важность мнения по этому поводу каждого из участников круглого стола, тем самым, мотивируя их и стимулируя мыслительные процессы.

Далее модератор должен обозначить регламент проведения мозгового штурма, то есть, выделить определенное время на высказывание одной идеи, а также на последующее обсуждение высказанных идей и поиск оптимального решения.

Затем мозговой штурм начинается, и модератор по очереди дает каждому участнику круглого стола слово для высказывания своих идей. После выступлений он должен подбадривать участников и стимулировать выработку самых креативных идей (для этого желательно заранее подготовить какие-то наводящие вопросы, чтобы запас идей не иссяк слишком быстро).

Модератор должен следить за тем, чтобы все участники соблюдали регламент, тактично пресекать всяческие попытки критики (а они обязательно будут!), демонстрировать свой позитивный настрой и равноправное отношение ко всем участникам. Модератор ни в коем случае не должен быть лицом заангажированным, поддерживающим конкретную идею, и пытающимся навязать ее другим, используя якобы метод мозгового штурма.

Если речь идет о том, как провести мозговой штурм в рабочем коллективе, то роль модератора не должен присваивать себе руководитель – так участники будут чувствовать себя психологически неуютно, и будут бояться высказывать определенные идеи. Лучше всего, если модератором будет избран сотрудник такого же ранга, как и все остальные участники, а руководитель возьмет на себя функцию стороннего наблюдателя, впоследствии примет участие в обсуждении уже всех высказанных идей.

Технология мозгового штурма.

Всю технологию проведения мозгового штурма можно разбить на 3 этапа.

1. Постановка задачи. На начальном этапе мозговой атаки отбираются участники круглого стола, и перед ними ставится задача, для которой они должны найти оптимальное решение. Также на этом этапе назначается модератор, и определяется регламент проведения мозгового штурма.

2. Генерация идей. На втором этапе участники брейнсторминга по очереди высказывают свои идеи, предлагают свои варианты решения задачи. Здесь важно собрать как можно большее количество вариантов, пусть даже абсурдных и сумасшедших (многие гениальные идеи поначалу казались именно такими). Допускается также объединение нескольких идей участников круглого стола в одну.

3. Экспертный анализ. И, наконец, последний, главный этап проведения мозгового штурма, на котором участники начинают обсуждать полученные идеи для выявления лучшего варианта. На этом этапе (только на нем!) уже допускается подвергать идеи анализу, оценке, критике. Так, постепенно, из общей массы высказанных идей формируется группа лучших, они дорабатываются, комбинируются, и в результате получается лучшее решение.

Мозговой штурм не нужно проводить ради самого процесса. Если руководитель уже определил для себя путь решения проблемы, и хочет провести мозговую атаку “для галочки” – это приведет только к негативному эффекту среди сотрудников.

Мозговой штурм необходим именно для того, чтобы найти оптимальный способ решения проблемы, а не для того, чтобы создать видимость участия коллектива или склонить других к своей точке зрения.

В процессе своей эволюции метод мозгового штурма послужил отправной точкой для появления новых методов поиска оптимального решения задач, таких как , в котором можно провести мозговой штурм только с одним участником, или метод синектики, который я еще разберу подробно в одной из следующих публикаций на Финансовом гении.

Думаю, что теперь вы получили более четкое представление о том, что такое мозговой штурм, как его правильно провести, и как с его помощью найти лучшие, нестандартные, а может даже гениальные способы решения возникших проблем и трудностей. Если вы хоть раз попробуете реально провести мозговой штурм – вы увидите, насколько действенный этот метод, какие интересные результаты он вам принесет.

До новых встреч на – сайте, на котором вы найдете множество полезных советов и рекомендаций для того, чтобы стать успешным и финансово-независимым. Присоединяйтесь к числу наших постоянных читателей, рекомендуйте друзьям и участвуйте в обсуждениях в комментариях и на форуме.

Подготовка мозгового штурма

  1. Сформируйте группу генераторов идей (как правило, 5-10 человек). Это должны быть творческие люди, обладающие подвижным, активным умом.
  2. Сформируйте экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты. В рекламных агентствах в роли эксперта выступает креативный директор.
  3. За день-два до штурма разошлите участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи (бриф). Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями.
  4. Подготовьте всё необходимое для записи идей и демонстрации списка. Варианты:
    • Доска и мел
    • Листы бумаги на планшетах и фломастеры
    • Разноцветные стикеры
    • Ноутбук в связке с проектором
  5. Назначьте ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует брейнсторминг.
  6. Выберите одного или двух секретерей, которые будут фиксировать все идеи.
  7. Назначьте продолжительность первого этапа. Обычно около часа, в креативных агентствах, конечно, дольше. Ведь генерация идей - их основная работа.

    Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться. Чёткий тайминг - такое же обязательное условие для участников штурма, как длина дистанции для бегунов.

  8. Поставьте задачу. Что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки? Запишите задачу так, чтобы она всё время была на виду. Формулировка задачи и полезная информация содержатся также в брифе, который роздан в печатном виде.

    Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.

Как минимум, каждую идею желательно протестировать по краткому вопроснику типа:

  • Решение в рамках закона?
  • Идея реализуема до 10 июня?
  • Разумны ли предполагаемые затраты?
  • Каким образом данная идея, если её реализовать, провалится?

Когда есть бриф, общий критерий такой: идея по брифу или не по брифу? Решающее слово в оценке идей принадлежит креативному директору.

Развивайте идеи. Группируйте их в тренды. Пытайтесь «поженить» элементы разных гипотез. Иногда самые лучшие идеи получаются в результате объединения двух менее ярких предложений. Креативность превосходно проявляет себя не только при создании новых идей, но и в работе с уже имеющимися.

Используйте морфологический метод: не поленитесь начертить таблицу по типу таблицы футбольного чемпионата, где каждой команде,.. - то есть идее - предстоит «сыграть» с каждой.

Помечайте идеи вашего списка:

Отбросьте явно банальные, тупиковые, неплодотворные идеи.

Считается, что лишь 10-15% идей оказываются приемлемыми, зато среди них встречаются весьма оригинальные. Ценно, если «выжившие» идеи выстраиваются в логичную цепь - рекламную кампанию.

Ведущий мозговой атаки:

  1. Ведущий (фасилитатор, модератор) поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не галдели все одновременно. Следит, чтобы все участники штурма имели равную возможность высказаться. Ведущий может вносить свои идеи наравне со всеми.
  2. Корректно, но решительно пресекает критику идей, которая почти всегда непроизвольно возникает, особенно поначалу.

    Типичные фразы idea killers (убийц идей), и как на них нужно отвечать:

    • - Из этого ничего не выйдет. - «Конечно, если не развивать эту идею, из неё ничего не получится».
    • - Это не работает - «Но идея ведь неплохая?»
    • - Это чересчур - «И что?»
    • - Клиент никогда это не одобрит - «А что если одобрит?»
    • - Ну и что в этом оригинального? - «То, что это раньше никто не предлагал».
    • - Кто угодно может придумать такое - «Точно!»
  3. Ведущий обеспечивает непрерывность выдвижения идей. Он всеми мерами не допускает зажима «плохих» идей, снимает боязнь участников «ляпнуть что-нибудь не то».

    Доброжелательность ведущего стимулирует рождение новых идей у членов группы. Но он не должен слишком хвалить даже явно удачные гипотезы, чтобы не нарушить равенство участников штурма.

  4. Ведущий следит за регламентом. Напоминает, сколько времени осталось до конца сеанса. Тактично останавливает креатора, который высказывает свою идею дольше полуминуты. Мозговой штурм - это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс.

Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.

Приемы управления брейнстормингом

Для «разогрева» генераторов:

  1. Вбрасывается посторонняя, но животрепещущая тема. Например, пиво, оно какое? - Холодное! - Светлое! - Белопенное! - Наше всё! Ведущий ставит в пример самые оригинальные эпитеты.
  2. У ведущего наготове 300 рублей и он начинает выдавать по червонцу за любую реплику участника. Этот прием - только для разогрева! В штурме поощрять идеи бонусами вредно.
  3. Генераторам идей раздаются беджи, на которых они пишут придуманные тут же псевдонимы - имена исторических личностей, героев фильмов, названия растений. Затем все по очереди обращаются друг к другу на «ты» с любым вопросом. Просто для того, чтобы создать атмосферу «одного круга», где нет ни старших, ни младших, ни начальников, ни подчинённых, ни опытных, ни новичков. Есть «другие» люди, которые могут говорить любые глупости, потому что это не Сидоров выдвигает «такую дурацкую» идею, а «Архимед». Сам выбор псевдонимов - веселая процедура, создающая творческий настрой.
  4. Перед атакой ведущий мотивирует креаторов. Подчёркивает, как важно утереть нос конкурентам и выиграть тендер. Выражает надежду, что, быть может, именно сегодня группа найдет рекламную идею, которая возьмёт «Золотого льва» в Каннах.

Для активизации процесса генерации (по Майклу Михалко, Юдит Рич и др.):

  1. «Национальные» решения. Как бы решил задачу английский лорд? Предложите изящное французское решение, расточительное американское. Что бы сказал горячий испанский мачо? Как бы решили вопрос трудолюбивые китайцы?
  2. Метод эмпатии. Эмпатия - вживание, представление себя на месте другого. Участник штурма должен сказать себе: «Я и есть объект, о котором идёт речь». Так, например, если придумывается реклама пива, креатор говорит: «Я - пиво. Я стою на полке в магазине. Я холодный, золотистый, прозрачный, хмелистый. Что мне сделать, чтобы вон тот мужик обратил на меня внимание? Что будет, если я вдруг начну медленно поворачиваться? Или позвякивать?»
  3. Прямая аналогия. Рекламируемый объект сравнивается с аналогичным объектом в природе, технике и т. д. К примеру, для повышения заметности этикетки можно рассмотреть окраску цветов, бабочек.
  4. Символическая аналогия. Суть задачи или её возможные решения предлагается сформулировать в виде метафор, например, для пива, - «глоток чистой прохлады», «хранитель традиции», «послание в бутылке от самой природы». Красивая метафора может натолкнуть на красивую идею.
  5. Фантастическая аналогия. Участники штурма формулируют главное неустранимое препятствие, которое мешает решению задачи, а затем - на время - «отменяют» его! Допускают существование вечно свежего пива, исчезновение гравитации, вмешательство сказочных гномов.
  6. В шкуре потребителя. Ведущий назначает участников представителями целевой аудитории, например, в случае пива - футбольными болельщиками. При перемене точки зрения на объект приходят новые решения.
  7. Будьте проще. Участники максимально упрощают свои идеи и выражают их минимальным количеством слов. Меньше слов - виднее суть.
  8. Будьте как дети. Исследуйте проблему так, как бы это делал ребенок. Задайте очевидные вопросы. Найдите ответы, которые удовлетворили бы ребёнка.
  9. Вперёд, в будущее! Думайте о том, что будет, а не о том, что есть сегодня. Не ограничивайтесь действительностью. Нафантазируйте будущее!
  10. Что подскажут фигуры? Выберите какую–нибудь фигуру, например, треугольник, и старайтесь определить связь между ним и вашей задачей. То же - с объёмными фигурами (шар, куб, пирамида...), цветами спектра, цифрами и прочими семантически богатыми объектами.
  11. Мудрость великих. Обратитесь к сборникам афоризмов. Афоризмы лучше брать такие, которые содержат ключевые слова по вашей теме.
  12. Ассоциации. Генераторы называют первое слово, которое им пришло на ум при оглашении темы штурма. Или используется «Словарь ассоциаций». Пусть ассоциации свободно развиваются.
  13. Метод от противного. Великие озарения могут наступить, если вместо размышлений о том, как сделать что-то, попробовать решить вопрос, как этого не делать.
  14. Нарисуйте идею. Ведущий просит участников оформить следующее предложение в форме рисунка. И пусть все пытаются истолковать нарисованное.
  15. Интерпретируйте меня! «Как вы поняли слова N.?», - спрашивает ведущий у одного, другого. Затем спрашивает N.: «Насколько верно мы изложили вашу мысль?» Нередко интерпретации хорошо развивают первоначальную идею, что признаёт и автор.
  16. Грудью на амбразуру. Если уровень идей снизился и стали поступать только банальные, практичные предложения без «изюминки», ведущий сам начинает вносить эксцентричные идеи. Или предлагает 5-10 минут генерировать только фантастические идеи.
  17. Активная пауза. Услышав ценное, перспективное, с его точки зрения, высказывание, ведущий объявляет: «Давайте 3-4 минуты помолчим, и потом каждый выразит свое отношение к тому, что сейчас прозвучало». В тишине происходит интенсивная индивидуальная работа, как правило, развивающая высказанную идею.
  18. Время от времени полезно пользоваться групповой саморефлексией, т. е. переосмыслением способов взаимодействия участников. Вопросы: «Как мы работаем? Что нам мешает? Что получается хорошо?» и т. п. Нередко при этом сама группа находит способы улучшения взаимодействия.
  19. Правда - в ногах. Часть мозгового штурма участники проводят стоя. Это встряхивает, не позволяет генераторам откинуться на спинку стула и витать мыслями в областях, не связанных с обсуждаемым вопросом. Либо же генераторы меряют аудиторию шагами, поскольку некоторым в движении лучше думается.
  20. Оживите вещь. Неодушевленный предмет может стать более вдохновляющим, если вообразить его человеком или животным. Придайте ему черты индивидуальности. Как он будет себя вести? Какой у него будет голос? Где он будет жить?
  21. Думайте глобально. Поднимитесь выше предмета штурма. Какие наиболее общие тенденции и концепции можно связать с вашей темой? Нельзя ли из них извлечь пользу для вашей задачи?
  22. Метод контрольных вопросов. Включает в себя ряд вышеизложенных приёмов. Даёт новое направление мыслям участников, позволяет проскочить период «зацикливания» на круге схожих идей. Контрольные вопросы «подогревают» генерацию, служат «крючком», при помощи которого извлекаются идеи.
  23. Стоп, машина! Ведущий берет паузу и перечисляет сходные идеи из числа выдвинутых, там самым давая понять, что данное направление хорошо разработано и желательно поискать на новых путях.

Любая «хитрость» ведущего, направляющая креативность, не ограничивая ее, - хороша. Впрочем, креативность является настолько естественным, спонтанным процессом, что задача ведущего порой сводится к тому, чтобы просто не мешать ей.

Сеансы воображения должны быть счастливыми часами. Мозговой штурм - это когда мы думаем свободно и продуктивно в обстановке комфорта и удовольствия.

Разновидности мозгового штурма

Индивидуальный мозговой штурм

Все роли - генератора, секретаря, ведущего, оценщика идей - берёт на себя один человек. Фиксация на бумаге, компьютере, диктофоне. Оценка идей отложена.

Креативные приёмы «штурмовика»-одиночки:

  • Читая текст, выхватывайте произвольные слова. Не наталкивает ли значение случайного слова на новую идею? Текст подойдёт любой, хоть телефонная книга, но лучше лексически богатый. Руководитель агентства BrandAid Валентин Перция, когда придумывал названия брендов, пролистывал насквозь толстые словари. По его словам, если держать в голове задачу, за два дня такого погружения набираются сотни ассоциаций.
  • Ещё эффективнее генерировать идеи, отталкиваясь от изображений в журналах и фотостоках в интернете. Ведь картинки сами по себе детальны и многозначны.
  • Развивайте найденные образы методом контрольных вопросов, одной их его компактных версий.

Обратный мозговой штурм

Цель его - максимально выявить недостатки рекламируемого объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма составляют список имеющихся или потенциальных дефектов, ограничений, противоречий объекта или идеи. Негативные стороны объекта или идеи усугубляются до крайности. После такого жесткого тестирования идет поиск путей по устранению недостатков.

Мозговой штурм с оценкой идей

Введение критики идей. Фазы «мечтателя» и «реалиста» многократно гибко чередуются. Используется для решения сверхсрочных задач. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение пользоваться методикой мозгового штурма.

  • Генерация идей (может происходить индивидуально и заранее)
  • Ознакомление группы с идеями, комментарии авторов
  • Выбор нескольких (3-5) лучших вариантов, фиксация их достоинств и недостатков
  • Обсуждение каждой идеи с мини-штурмами
  • Сужение списка лучших вариантов, ранжирование идей

Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинство: более целенаправленный поиск, снижен риск проскочить мимо сильного решения.

Мозговая осада

Доказано, что и без явной критики при подаче идей действует механизм «скрытой критики», а именно: нередко новое предложение (которое потом может быть признано неудачным) «забивает» высказанную ранее хорошую идею. Для устранения этого недостатка была предложена «мозговая осада», в которой каждую выдвинутую идею надо развивать до предела. Мозговая осада увеличивает затраты времени на поиск идей, хотя обещает более зрелые результаты.

Метод «635»

Шесть человек выдвигают по три идеи за пять минут. Затем листки с их мнениями передвигаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса готовы 18 проработанных предложений. Следуют обсуждение, усовершенствование и выбор наилучших вариантов.

Высказывания идут в соответствии с иерархией. Первым свою идею вносит «юнга», последним - «капитан». Недостаток: после своей очереди новую идею высказать нельзя.

Мозговой штурм онлайн

Online brainstorming базируется на многопользовательских интернет-сервисах: форуме, чате, блоге, ICQ, Skype. Устраняется «боязнь оценки», т. к. генераторы идей могут быть анонимными. Можно привлечь экстра-специалистов из любых точек мира (или напрячь лучшие умы рекламного холдинга, не срывая их с мест). Правда, теряется будоражащая психологическая атмосфера совместного поиска.

Ноу-хау мозговой атаки

  1. Не становитесь рабами цифр, которые диктуют, сколько «должно быть» людей в группе. Нам известны результативные штурмы с потоком студентов - это больше сотни голов. Правда, преследовалась и педагогическая цель: показать метод в действии.

    С другой стороны, в креативных агентствах часто «штурмуют» в парах, составленных из копирайтера и дизайнера. Законная модель - индивидуальный мозговой штурм.

    Классический состав - малая группа, т. е. около семи человек. Это «критическая масса участников», с такой группой удобно работать.

  2. Там, где штурмы организуются регулярно, группа генераторов состоит из постоянного ядра и временных членов. Ядро креативных людей складывается постепенно при решении различных задач методом мозгового штурма.
  3. Иногда полезно включить в группу генераторов «посторонних», как то: сотрудников смежных отделов и других компаний, врача, повара, водителя, курьера. Таким образом вы привлекаете носителей нетрадиционных идей. Смешанная группа из участников разного возраста и пола работает наилучшим образом.
  4. Включайте в группу генераторов красивых, умных, обаятельных женщин. Женщины весьма практично и оригинально мыслят, кроме того, они очень стимулируют интеллектуальную активность мужчин.
  5. На время штурма участники снимают с себя должностные полномочия. Руководителю, если он «штурмует» вместе с командой, не следует садиться во главе стола.
  6. Создайте удобную обстановку. Помещение выберите по возможности нейтральное (не кабинет директора) и не шумное. Лучше сесть так, чтобы все друг друга видели. Советуют:
    • Проводить штурм при свечах
    • Проводить штурм ночью, после 24:00:-)
    • Перед штурмом всем участникам принять по 30 грамм хорошего коньяка:-))
  7. Запаситесь кофе, чаем, баранками. Установлено, что цитрусовые, особенно грейпфрут, стимулируют работу мозга. Запах грейпфрута рекомендуют вдыхать перед мозговым штурмом.
  8. Чтобы целиком погрузиться в процесс генерации, на время штурма стоит отключить мобильные телефоны, запретить кому бы то ни было беспокоить участников.
  9. Некоторые советуют дать фоном негромкую, но не успокаивающую, а бодрую музыку. Это раскрепощает участников, динамизирует работу.
  10. Перед штурмом ведущий представляет новичков. Дает им лестную характеристику. Знакомит новичков с правилами мозгового штурма.
  11. Начиная штурм, ведущий знакомит группу с готовыми решениями похожей задачи. Например, показывает лучшие рекламные ролики конкурентов, сделанные для сходного продукта.
  12. Хорошо иметь образец рекламируемого продукта, а не только фото. Отлично, если образец можно повертеть в руках, пиво попробовать, туалетную воду понюхать, Hummer"ом порулить... :-)
  13. Часто рекомендуют записывать весь штурм на магнитофон или видеокамеру. Однако на практике редко у кого доходят руки до расшифровки записей, поскольку это дьявольски трудоёмко. Пусть вас успокоит сознание того, что взрывная идея и так не потеряется!
  14. Иногда генераторам полезно в ходе штурма листать иллюстрированные журналы, чтобы черпать из рисунков и фотографий ассоциативные идеи.
  15. Сложите в коробку - «чемодан чепухи» - самые разные предметы: карандаши, оловянных солдатиков, шахматные фигуры, клубок ниток, забавные рисунки - всё, что найдётся в офисе. Приглашая участников на штурм, попросите их принести разные предметы для чемодана чепухи. Когда потребуются новые идеи, достаньте из коробки что попадаётся под руку, установите связи между случайным предметом и задачей.
  16. Перелистайте журналы, газеты. Проведете параллели между заголовками новостей и проблемой.
  17. В разнообразии рождается новизна. Участники предпринимают вылазку из комнаты на 15-30 минут с тем, чтобы найти вовне принести в группу новые идеи.
  18. Вовлечённый человек продолжает думать над задачей и после штурма. Список идей раздаётся участникам, чтобы они могли пополнить его предложениями, возникшими после сессии.
  19. Полезно на следующий день провести повторный мозговой штурм. Замечено, что качество идей, предложенных креаторами на второй день, выше, чем в первый.
  20. В промежутке между штурмами поговорите с вашими друзьями или членами семьи. Прислушайтесь к тому, что они скажут. Позвольте им направить вас в новом направлении.
  21. Худшее, что может сделать ведущий - это превратить штурм в игру «Я выиграл, ты проиграл». Описаны случаи, когда ведущий премировал участников за лучшие идеи. Люди начинали бояться «перехвата» своей хорошей идеи и вообще переставали их высказывать.
  22. Ведущий и на этапе анализа бережно хранит атмосферу сотрудничества. Конструктивную критику он предваряет словами: «Что мне больше всего нравится в этой идее, так это... Не станет ли она лучше, если?..»

Что может и чего не может мозговой штурм

Метод мозгового штурма эффективен:

  • При решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные. Таковы все задачи по созданию рекламного креатива.
  • Когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации.
  • Везде, где нужно получить много идей за короткое время. Методика мозгового штурма универсальна.

Несовершенство метода заключается в том, что поиск идей идёт случайным образом, наобум. Вы никогда не останетесь совсем без идей. Но нет гарантии, что среди ваших решений окажется действительно превосходное.

Метод мозгового штурма - эффективная помощь в генерации идей. Но он не замещает целиком творческий процесс.

Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века Основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.

Нам часто приходится сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил их решение, вычитывать массу литературы, спрашивать совета у друзей и все безуспешно, решение так и не найдено.

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. К примеру, поиск нового названия продукта или компании, поиск нестандартных подходов, — одним словом, когда есть задача, и нет представления, как к ней подступиться, с чего начать.

Примеры тем для мозгового штурма :

Как заработать 1000 евро?

Как назвать собаку?

Почему дела не клеятся?

Что делать с ….?

Где провести выходные?

Какой бизнес открыть?


Этапы метода мозгового штурма

1) Организационные вопросы (пространство, люди), постановка проблемы

  • Находим людей для генерацию идей, (примерное количество 7+- 2)
  • Сообщаем им о том, какая задача стоит.
  • Выбираем модератора группы (модератор – тот, кто будет следить за правилами мозгового штурма на всех его этапах, записывать идеи, предлагать свои). Лучше, если это будет человек энергичный, активный, и, самое главное, знающий особенности метода мозгового штурма.

Сложности Варианты решения

2) Сам мозговой штурм (генерация идей)

  • Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием.
  • Модератор записывает задачу на доске.
  • Участникам группы даётся 1-5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги.
  • Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения:

  • Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи)
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  • Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею).

  • Модератор записывает все идеи . И заканчивает писать, когда они закончились или их количества уже достаточно.

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:

Сложность Вариант решения
У участников группы идей мало или совсем нет. Такое может случиться, если задача слишком глобальна или у участников мозговая блокада.

Большую задачу разбить на много маленьких и решить их поочередно.

Предложить подумать на отвлеченную тему. Сделать разминку, походить, сесть поудобнее, желательно в позу мечтателя, откинувшись на спинку кресла.

Участники вялые ничего не хотят делать. Предложить поиграть в игру: «Как еще можно использовать пластиковую бутылку». Берётся любой простой предмет, например, пластиковая бутылка, стержень от ручки и т.п. Далее задача за 5 минут придумать как можно больше вариантов применения данного предмета (пусть даже самых абсурдных и нереалистичных). Предложить приз за большее количество придуманных вариантов. Далее переходить к основной теме мозгового штурма.
Люди не могут удержаться от критики Модератору нужно чётко отслеживать правила мозгового штурма: сначала идеи, потом все остальное. Нет ни хороших, ни плохих идей. Все идеи хороши по-своему.
Идей очень много, как все успеть записать? Записывает модератор, используя технику ментальных карт. Запись в таком виде подарит еще больше творческих идей, плюс поможет сконцентрироваться на задаче.

3) Выбор подходящей идеи (анализ идей)

  • Перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме.
  • Расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи). Критерии могут быть такие: скорость, время деньги и т д.
  • Наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как делать, кто за что отвечает, сроки, ресурсы, этапы и т д.)

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:

Сложности Варианты решения
Споры по расстановки приоритетов и отсеивания нереалистичных идей. Сделать перерыв на 5-7 минут перед началом выбора идеи. Модератор предлагает критерии оценки идеи (бюджет, сроки исполнения, и.т.п.). Расставляет приоритетность критериев и в соответствии с ними отбирает идеи.
На этапе проработки деталей – идея становиться нереалистичной. Проработать слабые места или взять следующую идею.
Возникает дилемма две идеи, не знаем, какую выбрать.

Использовать метод ментальных карт при решении дилемм.

Сгенерировать 3-ю идею, которая будет иметь сильные стороны первых двух идей.

Модификации метода мозгового штурма

У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-Японски, морфологический метод и метод анализа круга проблем, метод аналогий, случайный импульс, метод «635», метод модераций. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.

1. Обратный мозговой штурм

Его предпочтительно применять при создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две творческие задачи:

  • выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков;
  • максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

«Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика» .

В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

2. Теневой мозговой штурм

Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Одна из них — собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

3. Комбинированный мозговой штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

4. Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

5. Индивидуальный мозговой штурм

Данный метод, по — существу, не отличается от метода коллективного мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие – сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

6.Мозговой штурм на доске

В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

7. Мозговой штурм в стиле «соло»

Этой технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

8. Визуальный мозговой штурм

Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

  • Скорость и гибкость мышления
  • Отсутствие преждевременной критики
  • Быстрая реакция

9. Мозговой штурм по-японски

Существует также японская (кольцевая) система принятия решений -«кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

б) диктатора - за основу берется мнение одного лица.

Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

10. Морфологический метод и метод анализа круга проблем

Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект.

11. Метод аналогий

Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука — синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии называется бионикой.

Для использования метода аналогий необходимо

а) вычленить причину затруднений;

б) предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей;

в) описать цели будущего решения и объективные ограничения;

г) выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по своему смыслу решения;

д) подобрать команду специалистов из выбранной области;

е) организовать и провести мозговой штурм;

ж) интерпретировать для исходной области полученные варианты решений;

з) выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные.

12. Случайный импульс

Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов.

Основные приемы для ускорения этого процесса:

  • объединение множества людей;
  • посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка, библиотека и т.д.);
  • сознательное объединение ранее несвязанных мыслей, например, с помощью случайных слов-подсказок.

13. Метод «635»

Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут.

Затем по часовой стрелке листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы.

Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.

14. Метод модераций

Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно).

Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры).

Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение.

Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность.

Дальнейшим развитием метода мозгового штурма является синектика или «синектический штурм» — наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активации творчества.

Идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в себя целый комплекс инструментов и методов.

«Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации когда люди объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов».

Особенностью синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение, каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.

Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решении творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

  • Превращение незнакомого в знакомое
  • Превращение знакомого в не знакомое

Превратить знакомое в незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию на вещи. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.

Цель синектики – направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы.

Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий.

При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс начала творческого процесса возможен ситуации выбора.

Чтобы идея появилась нужен инсайт или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более ли менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.

Применение аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы и т.д.

В синектике реализуется последовательно следующая цепочка действий:

  • Разбор проблемы;
  • Обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);
  • Определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;
  • Постановка наводящих вопросов;
  • Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;
  • Превращение обычного в привычное;
  • Развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.

Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность.

Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:

  • Первоначальная постановка проблемы;
  • Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации;
  • Выяснение возможностей решения проблемы;
  • Переформулирование проблемы;
  • Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;
  • Выдвижение образных аналогий;
  • Подгонка намеченных участниками синектического штурма подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

В реальной практике проведения синектического штурма на совещании участники, как правило, стремятся немедленно, без соблюдения всех перечисленных синектических процедур найти решение проблемы.

Достоинства и недостатки метода мозгового штурма

Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.

Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговой штурм – это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.

В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи.

Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Недостаточно развитая способность осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.

Проведение мозгового штурма. Приемы. Эффективность. Практические рекомендации. Мозговой штурм он-лайн (10+)

Мозговой штурм - метод преодоления тупиковых ситуаций

Метод мозгового штурма основан на том, что человек нередко мыслит ассоциативно. В процессе мозгового штурма участники высказывают свои ассоциации и идеи. Высказанные идеи вызывают ассоциации у других участников. Те, в свою очередь, высказывают идеи. Такой процесс может привести к возникновению действительно ценных идей и предложений. Мне приходилось участвовать и проводить несколько мозговых штурмов. Эффективность этого процесса бывает разной. Иногда получается решить сложную задачу, иногда время оказывается потраченным впустую. В любом случае, если задача важная, а процесс ее решения зашел в тупик, то попробовать мозговой штурм имеет смысл - мы ничего не теряем, кроме некоторого количества рабочего времени.

Этапы мозгового штурма

Любой мозговой штурм состоит из нескольких этапов. Все они обязательны для получения нужного результата. Если пренебречь хотя бы одним из них, скорее всего, мозговой штурм превратится в потерю времени.

Подготовка . Четкое формулирование цели. Доведение цели в понятной всем форме до всех участников. Это может делаться как в начале штурма, так и за некоторое время, чтобы участники могли обдумать вопрос.

Генерация идей . Участники высказывают свои идеи. Все идеи фиксируются в протоколе. Кроме того, полезно вести аудиозапись этого этапа. На этом этапе важно обеспечить:

  • Вовлеченность всех участников, чтобы каждый высказал предложения.
  • Порядок. Чтобы все предложения высказывались по-очереди, внятно, в понятной форме, пригодной для занесения в протокол.

Если мозговой штурм проводится в очном виде, то длительность этапа генерации идей нужно определить 1 - 2 часа, это оптимально для того, чтобы участники втянулись, но еще не начали зацикливаться. При виртуальном мозговом штурме генерация идей может проходить несколько дней или недель. Бывают постоянно действующие он-лайн мозговые штурмы, где идеи принимаются и обрабатываются непрерывно.

В одном нашем ракетно-космическом НИИ был заведен специальный журнал, разделенный по темам. Все сотрудники записывали туда свои мысли и идеи. Этот журнал регулярно просматривался на предмет ценных предложений. Механизм показал свою эффективность. Вот такой допотопный непрерывно действующий он-лайн мозговой штурм.

Обработка . Ведущий мозгового штурма составляет список высказанных идей в удобочитаемом виде.

Сужение . Выбор наиболее интересных идей.

Обсуждение выбранных идей .

Два подхода к сужению

Штурм может происходить по нескольким сценариям.

Первый вариант . Коллективное сужение. В этом варианте выбор наиболее интересных идей осуществляется голосованием всех участников. Применяется обычно, если все участники являются экспертами в обсуждаемой области. В обсуждении выбранных идей также участвуют все. Второй вариант . Сужение проводится экспертами. Этот вариант применяется, когда экспертная группа зашла в тупик. В мозговом штурме могут участвовать самые разные сотрудники, даже не имеющие необходимых специальных знаний. Их идеи и ассоциации, хотя и не могут дать решение, но могут натолкнуть на нужные мысли экспертов. Мозговой штурм призван набросать идеи для экспертной группы, куда двигаться дальше. Что делать с полученными идеями, решают уже эксперты. Их задача - найти в полученной информации пути выхода из тупика. Обсуждение выбранных идей происходит внутри экспертной группы.

Основное правило

На этапе генерации идей предложения не обсуждаются. Можно высказывать любые предложения, которые приходят в голову, в том числе вызванные ассоциациями на предыдущие предложения или дополнения к предыдущим предложениям. Но нельзя критиковать и обсуждать высказанные предложения.

Обратите внимание! У мозгового штурма (в том числе виртуального) обязательно должен быть ведущий или ведущие, те, кто его организовывает, оповещает участников, проводит, собирает идеи, ведет протокол. Как и любое дело, мозговой штурм удается, если есть лицо, персонально ответственное за его проведение.

Не злоупотребляйте мозговыми штурмами. Они полезны изредка, в сложных ситуациях, в условиях, когда по их итогам предпринимаются конкретные шаги, достигаются поставленные цели. Если проводить штурмы постоянно и никак не использовать их результаты, они превратятся в поглотителей рабочего времени.

Проведение мозгового штурма онлайн

Проведение мозгового штурма он-лайн . Многие специалисты по мозговым штурмам утверждают, что процесс эффективен только при личном контакте участников. На своем опыте могу утверждать, что нередко виртуальные мозговые штурмы (типа форума, где формулируется вопрос, и участники вносят свои и идеи и реплики) оказываются даже более эффективными, чем реальные. Причин тому несколько. Во-первых , у участников есть некоторое время на обдумывание своих предложений. Некоторые люди намного лучше думают, сидя за компьютером, чем в компании коллег. Во-вторых , все идеи и предложения по определению остаются запротоколированными. В-третьих , участники не мешают друг другу, не перебивают, не отвлекают, и в то же время идея каждого сразу становится достоянием всех. В-четвертых , виртуальный мозговой штурм обычно требует для своей организации намного меньше ресурсов. В-пятых , результаты виртуального мозгового штурма намного легче обрабатывать.

Но все сказанное об эффективности виртуальных мозговых штурмов верно, если в виртуале соблюдаются правила штурма, в частности, не ведется обсуждение предложений.

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости , чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи. сообщений.

Как средство для проведения виртуальных мозговых штурмов рекомендую виртуальный офис sococo. www.sococo.ru . Там легко собирать людей для его проведения и наблюдать за ними. Есть личный и групповой чат для высказывания идей, не мешая выступающему. И ещё есть несколько экранов для демонстрации изображений и документов по теме.

Открыть, начать свое, собственное, дело, малый бизнес, предприятие, ст...
Как начать свое дело без больших вложений, надежно, без риска? Советы и рекоменд...

Жалобы, претензии. Типовой порядок, регламент рассмотрения. Положение....
Типовой порядок рассмотрения жалоб и претензий. Шаблон для адаптации....

Ключевые показатели эффективности, kpi, личные качества. Сотрудник, ра...
Перечень показателей эффективности и личных качеств для различных подразделений....