Анализ стихотворения Пушкин А. С. «Погасло дневное светило. «Погасло дневное светило» А. Пушкин

Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдаленный, Земли полуденной волшебные края; С волненьем и тоской туда стремлюся я, Воспоминаньем упоенный... И чувствую: в очах родились слезы вновь; Душа кипит и замирает; Мечта знакомая вокруг меня летает; Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей, Страны, где пламенем страстей Впервые чувства разгорались, Где музы нежные мне тайно улыбались, Где рано в бурях отцвела Моя потерянная младость, Где легкокрылая мне изменила радость И сердце хладное страданью предала. Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья; И вы, наперсницы порочных заблуждений, Которым без любви я жертвовал собой, Покоем, славою, свободой и душой, И вы забыты мной, изменницы младые, Подруги тайные моей весны златыя, И вы забыты мной... Но прежних сердца ран, Глубоких ран любви, ничто не излечило... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

Как часто бывает так, что когда мы вспоминаем о прошлом,и чувства из прошлого пытаются снова проникнуть в душу. Воспоминания порой навевают нам грустные мысли, сожаление о том, что прошлое невозвратимо, желание вернуться к тому, что было, а бывает и так, что мы принимаем невозвратимость прошлого, изменившихся себя, принимаем новый жизненный этап, принимаем, потому что становимся другими и способны отпустить прошлое, какие бы острые переживания оно не вызывало, как это делает лирический герой элегии Пушкина "Погасло дневное светило", которая была написана в 1820 году, во время пребывания поэта в южной ссылке. Лирический герой во время морской прогулки погружается в воспоминания, которые вызывают в нем смешанные чувства- он снова переживает все, что ощущал тогда,но при этом не хочет ничего вернуть и изменить в прошлом, он готов двигаться дальше и становиться мудрее с опытом этих воспоминаний. Таким образом в стихотворении звучит мотив пути,жизненного пути, судьбы, мотив своей-чужой стороны(берега), причем своя сторона оказывается в какой-то мере чужой, потому что именно там прошла "минутная младость",там-прошлое, в которое не хочется возвращаться "Но только не к брегам печальным туманной родины моей".В стихотворении возникает также образ моря и ветра, образ бури, который сопоставлены с состоянием лирического героя- он также угрюм и взволнован,как океан и также послушен воле судьбы, как ветрило." Шуми, шуми послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан"-эти строки повторяются три раза на протяжении всего стиховорения, обозначая собой условный конец каждой из трех частей, на которые можно разделить лирическое произведение.В первой части представлен пейзаж, картина наступления сумерек, вечера на море, которая опять сопоставлена с состоянием лирического героя,но здесь отобразилось не только состояние души в повторяющихся строках, но и вступление его на новый этап жизни,исчезновение прошлого в первых двух строках- "погасло дневное светило"(метафора) символизирует уход юности, "на море синее вечерний пал туман"-наступает другой период в жизни лирического героя, более осмысленный,его символизирует "вечерний туман", а душа его(лир.героя) как романтика сопоставлена с синим морем.Используется прием цветописи: синий цвет, как известно, символизирует глубину,духовность, спокойствие и мудрость-таким становится на другом жизненном этапе лирический герой стихотворения.Во второй части лирического произведения представлены чувства из прошлого, которые возрождают воспоминания в душе лирического субъекта." В очах родились слезы вновь,душа кипит и замирает"-этими метафорами передается ностальгическое настроение, эмоциональность в этой части стихотворения очень высока.В третьей части стихотворения к лирическому герою после ощущений из прошлого приходит осмысление невозвратимого и действительности, осознание того,что он уже другой и готов к чему-то большему, чем " питомцы наслаждений"-"минутная радость","минутные друзья","наперсницы порочных заблуждений",потому что теперь все это кажется ему зыбким и неверным,не тем.Говоря о том, чем лирический герой жертвовал в юности, поэт использует прием климакса(восходящей градации):"Покоем, славою, свободой и душой".Свобода и душа-это то,без чего человек существовать в принципе не может, но почему-то в молодости лирический герой не ценил это,как ценит теперь.

Стихотворение написано высокой традиционно-поэтической лексикой.Используются устаревшие формы слов "ветрило";"брега","златых"," младость"-старославянизмы, не полногласия, традиционно-поэтические слова: "упоенный","томительный!,"страстей","наслаждений","легкокрылая" которые придают стихотворению возвышенный тон. Символика и психологизм пейзажа, который очень тесно переплетается с душевными переживаниями лирического героя,его экспрессивные во второй части размышления, его глубокие философский размышления во второй части, размеренное и медленное звучание, которое придает вольный ямб в сочетании то с перекрестной, то с кольцевой, то со смежной рифмовкой, с преобладанием женских рифм указывают на принадлежность стихотворения к медитативной лирике.Ощущение некой медитации,глубину размышлений передает также ассонанс звуков У Э О.Все это также свидетельствует о том, что перед нами жанр элегии."Погасло дневное светило" одна из первых элегий Пушкина.Элегия-это один из традиционных жанров романтизма,именно в этом направлении творил "Ранний Пушкин".Данное стихотворение написано в романтическом ключе, на что указывает соответствующий направлению жанр, романтические символы(море-душа лир.героя,корабль-судьба и др.),одиночество романтического героя,противопоставление его с обществом из прошлого,.Поиск идеала в мудрости, покое, свободе вообще характерен для лирики Пушкина-данная черта поэтики отражена в этом стихотворении:идеал лирический герой-романтик видит в настоящем и будущем, где он вместе с опытом "минутной младости" становится высокодуховным, мудрым. спокойным человеком.

В своих стихотворениях Александр Сергеевич нередко критиковал царскую власть. Из-за этого поэт в 1820 году был отправлен в южную ссылку. Его стихотворение "Погасло дневное светило", анализ которого представлен ниже, пронизано тоской о родных краях.

Кратко об истории создания

Анализ "Погасло дневное светило" нужно начинать с небольшого описания истории написания этого стихотворения. Поэт плыл на корабле из Керчи в Гурзуф в компании семейства Раевских.

В то время Пушкин уже был отправлен в южную ссылку. Раевский взял с собой Александра Сергеевича, чтобы он поправил свое здоровье (в момент их встречи поэт заболел). И на палубе корабля было написано это стихотворение. Во время плавания море было спокойным, но поэт специально сгустил краски, чтобы возникла картина надвигающейся бури.

Жанр стихотворения

В анализе "Погасло дневное светило" нужно определить жанр и литературное направление произведения. Это стихотворение относится к лирике, написанной в лучших традициях романтизма. В тот период Пушкин находился под впечатлением от творчества Байрона. Это произведение было написано в подражание Байрону, о чем стоит рассказать в анализе "Погасло дневное светило".

Можно найти некоторое сходство с его творчеством, но личные переживания и эмоциональность Александра Сергеевича сильно отличаются от байроновского холодного и бесстрастного героя Чайльд-Гарольда. Творение Пушкина следует отнести к жанру философской элегии. Герой прощается с родными краями, местами, где он провел беззаботную молодость. Он находится во власти тоски и печали. Будучи поклонником романтизма, поэт несколько приукрасил свои переживания.

Тема и композиция элегии

Главная тема произведения - это философские размышления героя об изгнании, его тоска о молодых летах. Поэт в своем стихотворении написал, что герой "убежал" из столь милых его сердцу краев. На самом деле поэт вовсе не сбегал, а попав в немилость императора, был отправлен в ссылку. Но бегство героя - это отголосок течения романтизма.

Произведение можно условно поделить на три части, о чем нужно рассказать в анализе стиха "Погасло дневное светило". Они разделены повтором про шум паруса и морское течение. Первая часть является вступлением, лирической зарисовкой образа героя. Эти строки отличаются торжественностью и напевностью. В следующей части раскрывается внутренний мир героя, его переживания и мысли об оставленных родных краях. В третьей же части он задумывается о том, что ждет его впереди.

И эти мысли перекликаются с его воспоминаниями о прошлом, его отечестве. Герой вспоминает, как он впервые полюбил, как страдал, как проводил молодые годы. Пушкин печалится о том, что ему пришлось расстаться со своими близкими. Главная мысль этих философских размышлений - это осознание и принятие своего прошлого и неизвестность будущего. Любовные порывы не исчезли в душе героя, они являются его стержнем, основой, который не может поколебать никакая ссылка.

Размер и способ рифмования

Далее по плану анализа "Погасло дневное светило" определение стихотворного размера и способ рифмования. Философские размышления написаны разностопным ямбом. Способ рифмования - чередование мужской и женской рифм. Это придает элегии Пушкина живость и делает ее приближенной к доверительной беседе.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения "Погасло дневное светило" по плану следующий пункт - это литературные тропы. В элегии сочетается простота мысли и возвышенность слога, который получается благодаря использованию поэтом устаревших слов (ветрило, младость) и перифразам.

Это стихотворение насыщено эпитетами, в особенности метафоричными, что делает его строки музыкальными и напевными. Сочетание привычных читателю эпитетов и взятых из русского фольклора приближают стихотворную речь к народной. Также поэт использовал метафоры, которые добавили живости языку.

Несмотря на восхищение от морского пейзажа, Пушкин изображает морскую стихию как равнодушную к его страданиям, а в ветриле (это устаревший вариант слова парус) он видит себя. Поэт считает, что он не проявил достаточно упорства в борьбе и поэтому был вынужден покориться императорской воле и отправиться в изгнание. И во время своей ссылки он предается воспоминаниям о родных краях.

В этих преувеличенных переживаниях можно увидеть юношеский максимализм, который был свойственен поэту. Пушкин не знал, насколько долгой будет его ссылка, поэтому он смотрел на все с мрачной точки зрения. Позже Александр Сергеевич поймет, что и во время ссылки его будут окружать друзья, которые будут его поддерживать. Эта элегия о том, что человек должен уметь принимать свое прошлое и будущее как часть жизненного опыта. Личные переживания придают строкам оттенок доверительности, возвышенности. Сочетание философии и романтизма и талант Пушкина создали одно из лучших произведений романтической лирики.

Знакомая многим элегия Пушкина «Погасло дневное светило» открывает цикл крымских элегий, в который также вошли «Редеет облаков летучая гряда…» «Кто видел край, где роскошью природы…», «Простишь ли мне ревнивые мечты» и так далее. Кроме того она является отправной точкой романтического периода в творчестве поэта.

В 1820 году Пушкин за излишне вольнодумные стихотворения был приговорен к ссылке в Сибирь. Но, благодаря его друзьям, наказание смягчили, и, вместо северного плена, поэта перевели на юг в кишиневскую канцелярию.

Немногим позже Пушкин тяжело заболевает, и его друзья Раевские забирают его с собой в путешествие на Кавказ и в Крым, чтобы ускорить выздоровление поэта. 18 августа 1820 года они отбывают в Гурзуф на корабле. Во время этого плавания автор и пишет элегию «Погасло дневное светило».

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Погасло дневное светило» — философская элегия. Оно представляет собой грустные размышления лирического героя о прощании с родными берегами, с рано ушедшей молодостью, с любимыми друзьями.

Элегия излюбленный жанр поэтов-романтиков, в том числе и Байрона, творчество которого Пушкин очень любил. Александр Сергеевич даже пишет в подзаголовке: «Подражание Байрону». Таким образом, «Погасло дневное светило» — образец романтической лирики.

Стихотворение «Погасло дневное светило» зиждется на разностопном ямбе с перекрестной рифмой.

Композиция

Благодаря рефрену (повтору) элегия условно делится на три части.

  1. Первая часть состоит из двух строк и служит своеобразным введением, создающим романтическую атмосферу;
  2. Во второй части лирический герой думает о покинутой родине, вспоминает волнующее прошлое, которое оставляет вместе с родным берегом, но, в то же время, надеется на счастливое будущее в новых местах;
  3. Третья часть — противопоставление желания сбежать из родных краев и воспоминаний, которые так важны для лирического героя. В этой части в последних двух строках перед рефреном также подводится итог стихотворения.

Образы и символы

Основным образом элегии является корабль, несущий лирического героя к новым берегам. Сам корабль является символом новых устремлений героя к неведомому и побег от прошлого. Второй яркий образ – угрюмый океан, который может рассматриваться как символ грусти, мучающей героя, или же поток неприятных событий, окружающих его.

Оба эти образа передают атмосферу грусти, тоски и тревоги, которыми поглощен лирический герой, и в то же время, образ корабля, несущего героя к новым берегам, дает надежду на что-то новое, что-то лучшее, что ожидает его впереди.

Состояние лирического героя столь же неоднозначно, как и окружающий его пейзаж. Он томим тоской и ностальгией, но в то же время вера в лучшее будущее его не покидает.

Темы и настроение

Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.

Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.

Основная идея

Смысл стихотворения выражается в последних строках перед рефреном. Лирический герой понимает, что его жизнь необратимо изменилась, но он готов принять и неизвестность будущего, и свое прошлое. При этом его любовь, которую он оставил позади, не может быть забыта, так как она не подвластна времени и обстоятельствам.

Главная мысль стихотворения указывает на необходимость принятия своей судьбы. Поэт повидал на своем веку много несправедливости, бед и разочарований, но это не мешает ему с улыбкой смотреть в будущее, с норовом препираться с бушующей стихией. Он еще готов побороться за свое счастье. При этом он отдает себе отчет в том, что с ним произошло, принимает это, извлекает необходимые уроки и идет дальше, не зацикливаясь на зле. Да, раны не излечены, но и измен с обидами он не припоминает.

Средства художественной выразительности

В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога. Возвышенный слог выражается в частом использовании старославянизмов (например, ветрило, упоенный, брега) и перифраза (например, дневное светило вместо солнца). Возвышенный слог служит созданию и углублению романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же проста для понимания, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.

Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: угрюмый океан, знакомая мечта, потерянная младость и так далее. Эпитеты автор тоже не обошел стороной: радость у него легкокрылая, заблуждения его порочны, а моря обманчивы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

А.С. Пушкин «Погасло дневное светило» написал в 1820 году, когда отправлялся в свою южную ссылку. Путешествие на корабле из Феодосии в Гурзуф навеяло воспоминания о безвозвратно минувшем времени. Невеселым размышлениям способствовала и окружающая обстановка, ведь стихотворение было написано ночью. Судно быстро передвигалось по морю, которое укрыл непроглядный туман, не позволяющий рассмотреть приближающиеся берега.

Темы «поэзии и поэта», любовную и гражданскую лирику затрагивал в своих произведениях Пушкин. «Погасло дневное светило» - яркий пример поскольку в этом стихотворении автор пытается понять природу мироздания и найти в нем место для человека. По форме написания данное произведение является элегией - жанром романтической поэзии, навевающим на лирического героя размышления о своей судьбе, жизни, собственном предназначении.

Стих Пушкина «Погасло дневное светило» условно делится на три части, отделяет их друг от друга рефрен. Вначале перед читателем возникает картина ночного моря, на которое опустился туман. Это некое введение к основной части философского произведения. Во второй части Александр Сергеевич предается воспоминаниям о давно минувших днях, о том, что приносило ему страдания, о прежней любви, о надеждах и желаниях, томительном обмане. В третьей части стиха поэт описывает свою родину, вспоминает о том, что именно там отцвела его юность, в этой стране остались друзья.

Пушкин «Погасло дневное светило» писал не для того, чтобы жаловаться на свою судьбу или грустить о безвозвратно ушедшей юности. В заключительной части стихотворения содержится основной смысл - герой ни о чем не забыл, он хорошо помнит свое прошлое, но сам он изменился. Александр Сергеевич не принадлежал к романтикам, желающим постоянно оставаться молодыми, он спокойно воспринимает естественные изменения, происходящие с человеком: рождение, взросление, период зрелости, старости и смерти.

Стихотворение Пушкина «Погасло дневное светило» символизирует переход от юности к зрелости, и поэт не видит в нем ничего плохого, ведь с годами приходит мудрость, и человек начинает больше понимать, объективнее оценивать происходящие события. Лирический герой с теплотой вспоминает о прошлом, но и к будущему относится вполне спокойно. Поэт сдается на милость природному ходу вещей, он понимает, что человек не в силах остановить время, которое в стихотворении символизируют океан и ветрило.

А.С. Пушкин «Погасло дневное светило» написал с целью выразить свою покорность перед естественными законами бытия. Именно в этом и заключается гуманистический пафос и основной смысл произведения. В природе все детально продумано, природные процессы, происходящие с человеком, не подвластны ему, он не в силах остановить взросление, старение или перехитрить смерть, но в этом и заключается вечное течение жизни. Поэт преклоняется перед справедливостью и мудростью природы и благодарит ее не только за радостные мгновения, но и за горечь от обид, душевные раны, потому что эти чувства являются частью жизни человека.

“Погасло дневное светило” – это прекрасное подражание Байрону, эта романтическая элегия занимает особое место в творческом наследии Пушкина. Краткий анализ “Погасло дневное светило” по плану можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения материала. Этот разбор содержит всю необходимую информацию о произведении.

Краткий анализ

История создания – элегия написана по впечатлениям морского путешествия из Керчи в Гурзуф в 1820 году. Пушкин впервые видел море, и оно заворожило его.

Тема стихотворения – ощущения изгнанника, который вынужден оставить любимую родину.

Композиция – трехчастная, части отделены друг от друга рефреном. В первой всего две строки, вторая описывает состояние героя, который, с одной стороны, тоскует о родных краях, с другой – надеется на исцеление, которое ему подарят волшебные южные земли.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – разностопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Эпитеты “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая” .

Метафоры “мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела” .

Инверсии “земля полуденная” , “туман вечерний”, “пределы дальние” .

История создания

Молодой поэт совершил путешенствие в Крым с семьей Раевских. Он произвел на него неизгладимое впечатление. Именно там Пушкин впервые увидел море, которому впоследствии посвятил немало стихотворений. Но “Погасло дневное светило” стало одним из лучших. Вот какова его история создания: поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию, сгущает краски, рассказывая о бушующем океане”. Стихотворение написано в августе 1820 года.

Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он все же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.

Тема

Главная тема – невеселые размышления лирического героя, связанные с потерей возможности посещать родные края. Он – изгнанник, который тоскует за родными местами, гонимый не зависящими от него. Таков основной смысл произведения.

Композиция

Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.

Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.

Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, с которой были связаны все чаяния его жизни. В то же время стих показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.

В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.

Жанр

Определит жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям – в молодости Пушкин был очень увлечен творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстраненного прощания Чайлд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.

Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приемы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.

В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает ее.

Средства выразительности

Возвышенный слог, сочетающийся с ясностью и простотой мысли, делает “Погасло дневное светило” совершенным с точки зрения художественных средств. Пушкин использует в элегии следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая” .
  • Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела” .
  • Инверсии – “земля полуденная” , “ туман вечерний”, “пределы дальние” .

Также поэт использует устаревшие слова, создавая таким образом возвышенный слог. Для этого используются и перифразы.