Что такое. Ксенофобия - история, проявления и примеры ксенофобии

Ксенофобия – это навязчивый страх перед незнакомыми лицами; ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному

Эта боязнь не обязательно имеет общественную поддержку или законодательную стимуляцию. Любая традиция, культурная норма, отличающаяся от норм в группе комфорта индивида, воспринимается как враждебная, вредящая и опасная для дальнейшей жизнедеятельности группы.

Ксенофоб болезненно воспринимает все новое и странное. Постоянно сравнивает нововведения с традициями, принятыми в его среде комфорта.

История

В процессе эволюции ксенофобию можно было рассматривать, как средство приспособления, выживания, сохранения своего генофонда и передачи его следующим поколениям. Во времена массовой колонизации и открытия новых земель чужеземцы привозили с собой диковинные вирусы, против которых у туземцев не было иммунитета. Никогда не знавшие болезней, аборигены тысячами гибли от неведомой заразы, против которой в их организме не существовало необходимых антител.

Однако в современном мире ксенофоб найдёт десятки других причин для объяснения своих мотивов и поступков.

Виды и формы ксенофобии

Распространенные ошибки:

  1. Ксенофобия – это расизм. Расизм – форма проявления ненависти к определенной расе, это понятие уже, чем ксенофобия – она подразумевает ненависть ко всему инородному.
  2. Ксенофобия – это национализм. Так нетерпимости придают более презентабельный вид. Разница: националисты не обязательно ненавидят представителей других народов, вероисповеданий, культур.

Скрытая

Человек не проявляет открытой агрессии, ограничиваясь общими фразами относительно народа, социальной группы, представителей профессии: «все женщины – глупые», «все цыгане – воры», «все танцоры мужчины – геи».«все танцоры мужчины – геи».

Агрессивная

В высказываниях ксенофоба будут призывы совершать силовую борьбу против темнокожих, русских, китайцев, мусульман, евреев, геев. На почве агрессии может зародиться экстремизм – приверженность к крайностям в решении проблем. Это – физическое уничтожение, правовая дискриминация.

Критерием классификации ксенофобии выступает направленность человеческого страха и агрессии:

  1. Направленность на расу, этнос.
  • Расизм – ненависть к представителям другой расы.
  • Антисемитизм – ненависть к евреям.
  • Этнофобия – непринятие других народов.
  • Синофобия – фобия, ненависть по отношению к китайцам.

2. Направленность на носителей другой веры. Исламофобия, как проявление страха перед носителями мусульманства.

  • Сексизм – дискриминация по половому признаку.
  • Гандикапизм – презрение, ненависть по отношению к лицам с ограниченными физическими возможностями.
  • Эйджизм – дискриминация по возрастному признаку.

Откуда берется страх к «чужакам»


Что такое ксенофобия

К сожалению, ненависть друг к другу всегда имеет место в жизни общества. Поводами к этому может стать то, что все люди разные, индивидуальные и, соответственно, поступки и взгляды на вещи отличаются.

Зачастую несходство мнений и приводит к ссорам. Такому феномену, как ненависть к человеку, отличающемуся чем-то от всех людей, даже дали название – ксенофобия.

Многие люди привыкли следовать стереотипам, мыслить примитивно и плыть по течению жизни. А вот в те моменты, когда в такой коллектив приходит человек со своими свежими мыслями и пытается их реализовать, тогда у всех остальных участников коллектива первым делом начинает проявляться яркая неприязнь к новичку.

Не исключено, что такая активность сотрудника рано или поздно вызовет ненависть со стороны его коллег. Ведь он ведет себя не так, как им хочется. Тут проявляется еще одна человеческая черта – эгоизм. И от этого никуда не деться, ведь по сути все люди рождаются эгоистами. Отсюда и вытекает запрограммированность людей завидовать и ненавидеть тех, у кого дела идут лучше, чем у них самих.

Признаки страха у ксенофобов

Ксенофобия проявляется тем, что человек воспринимает иностранцев или просто незнакомых людей в качестве врагов, представляющих опасность. В принципе распознать расстройство еще на самом начальном этапе можно довольно просто по следующим признакам:

  • человек боится на улицу, опасаясь столкнуться с проявлениями экстремизма;
  • у него возникает чувство дискомфорта при посторонних взглядах, например в общественном транспорте;
  • даже в очень затруднительном положении ксенофоб не может обратиться за помощью к незнакомым людям;
  • волнение или паника могут проявиться даже от звонка незнакомого человека;
  • возникновение панических атак при столкновении с незнакомцами, иностранцами и т.д.

Если у человека имеется ксенофобия, толерантность для него не существует. Нетерпимость может проявляться довольно ярко или совсем не выражено. Однако чаще всего люди стараются не демонстрировать свои националистические убеждения, так как в современном мире и обществе подобные взгляды не приветствуются.

В наше время

Выполняя функцию изоляции, ксенофобия мешает развитию конструктивного межкультурного диалога и тормозит прогресс человечества. Ее проявления чреваты насилием, конфликтами, конфронтациями, терроризмом. Здесь нас должны чрезвычайно беспокоить не только беспощадные террористические акты (Нью-Йорк, Кашмир, Иерусалим, Москва), но и войны, которых, к сожалению, в современном мире не стало меньше. Начиная с 1980-го года, и уже в новом тысячелетии были или еще идут войны почти в 30 странах мира. Особенно тревожит, что свыше 90% погибающих на этих войнах - гражданское мирное население.

После Второй мировой войны психологи, как и все остальное человечество, были ошеломлены ее последствиями. Осознание ответственности за результаты разрушительной деятельности людей и стремление исследовать ее побудительные причины, а также стремление осмыслить ужасный опыт человечества стали решающей мотивацией исследований авторитарности Теодором Адорно и его коллегами (Adorno et al. , 1950), предубеждений - Гордоном Олпортом (Allport , 1954), конформизма - Соломоном Ашем (Asch , 1955), человеческой деструктивности - Эрихом Фроммом (Fromm , 1973). Результаты этих эпохальных психологических работ заставили задуматься не одно поколение жителей Земли.

В начале третьего тысячелетия, когда появляется все больше поводов для беспокойства за будущее человечества, профессиональный и человеческий долг представителей гуманитарных профессий - пытаться решать реальные проблемы взаимоотношений между людьми и всеми средствами своих наук стремиться к достижению мира на Земле. Проблема природы человека, желание разгадать которую всегда было свойственно гуманитарным наукам, в XX столетии слилась с проблемой межчеловеческих отношений. В результате в контексте жесткой реальности XXI века исследование и профилактика социально опасных форм ксенофобии вышли на первый план и должны открывать перечень самых актуальных научных и практических задач современной психологии.

Какова же в обществе доля людей, о которых можно сказать, что они предрасположены к ксенофобии? Для того чтобы попытаться ответить на этот вопрос, обратимся к сфере межэтнических отношений. Именно здесь ксенофобия обретает наиболее законченное и нередко драматическое выражение, в связи с чем и является одной из центральных тем эмпирических исследований.

Представим некоторые результаты проведенных нами в середине 1990-х гг. в различных регионах Российской Федерации исследований этнической идентичности, включающих изучение ксенофобических установок в межэтнических отношениях у представителей различных национальностей (Солдатова , 1998).

На первый взгляд, они достаточно оптимистичны: число людей, позитивно настроенных на межэтническое взаимодействие в разных этнических группах, практически не опускалось ниже 70%, а в группе русских превышало 80%. Но отметим, что значительная часть этих людей была настроена амбивалентно, то есть одновременно с позитивными установками они продемонстрировали также и негативные. Кроме того, нельзя забывать о социальной желательности выбора «позитивной» позиции. И все же с большинством картина более-менее ясна - оно предпочло выбор «психологической нормы многообразия».

Как избавиться

Ксенофобия – естественный страх, но переход обычной осторожности перед чужаком к нетерпимости и физической расправе должен решаться, как одна их первоочередных социальных проблем государства.

  • Объединение с целью профилактической, образовательной работы . Совершается в рамках образовательного учреждения, места работы, внешкольных образовательных организациях.
  • Изучение неизвестного – культуры народа или группы людей, которые вызывают страх или ненависть. «Знание врага в лицо», понимание его жизни сблизит. То, что человек знает и понимает, вызывает меньший страх.
  • Сотрудничество органов власти и политиков в вопросах борьбы с ксенофобией. Страх может преодолеть общение с лидерами государства – их авторитетная оценка и компетентность заменят непонимание на знания и терпимость.
  • Помните! Никому нельзя запретить ненавидеть темнокожих, толстых, худых, инвалидов или армян, но пропаганда толерантности и терпимости должна сгладить иррациональный страх, не дать ему развиваться в агрессивные формы.
  • Идентификация, изучение и нейтрализация групп, призывающих к действию против определенных социальных и этнических групп.
  • Поддержка жертв проявлений экстремизма.
  • Осуждение ксенофобии . Пояснение ее деструктивности, иррациональности.
  • Выступление против митингов и собраний, разжигающих и пропагандирующих ксенофобию.
  • Воспитание терпимости в семье . Ребенок понимает внешние различия с раннего возраста. От среды воспитания зависит, будет ли он гордиться своей нацией, семьей, зародится ли в нем ненависть и страх к человеку, который отличается от него ростом, весом или цветом кожи.

Ксенофобия в разной мере свойственна каждому. В результате поиска альтернативы фобии перед всем чужим выявляется любопытство. Чувство, позволяющее изучать новое, а не бояться его.

Иррациональный необъяснимый страх перед представителями той или иной национальности или просто незнакомыми людьми подчас переходит в постоянную панику, стимулируемую со стороны собственного государства. Вы спросите, о чем это я? Об одной очень нехорошей фобии! Друзья, в рамках этой статьи мы рассмотрим такое явление, как ксенофобия: что это такое, каковы причины ее появления и методы борьбы с ней. Дело в том, что это одна из самых распространенных проблем в России на сегодняшний день. Но обо всем по порядку.

Ксенофобия - что это?

Происхождение этого термина восходит к греческому языку: "ксенос" - незнакомый, иностранный - и "фобия" - страх, боязнь. Говоря простым языком, ксенофобия - это неприязнь (или нетерпимость) к чему-то или кому-то чужеземному, непривычному, незнакомому. Люди, страдающие этим психическим расстройством, воспринимают все иное как нечто непонятное и непостижимое, видя в этом опасность и враждебность.

А расстройство ли это?

Интересно, что с некоторых пор для большинства людей (преимущественно для россиян) эта фобия стала не психическим отклонением, а целым мировоззрением и породила вражду по принципу религиозного, социального и, самое главное, национального деления. И все это - одна лишь ксенофобия!

Что это - расизм? Национализм? Не совсем так, друзья. Дело в том, что ксенофобию очень часто путают с национализмом, но между двумя этими определениями есть весьма существенное отличие:


Причины ксенофобии

Общее представление

Имеет более путанное происхождение, чем все остальные. Это целый ряд механизмов и факторов, способных пробудить в обычном человеке страх перед незнакомым. Интересно, что причина ксенофобии кроется не в биологической (как у всех других фобий), а в социальной составляющей личности! И всему виной - современный капитализм, который затушевывает в сознании человека фундаментальное представление о равенстве всех людей. Это общая причина, касающаяся всех.

Частный случай

Если говорить об отдельном человеке, то предпосылки к происхождению этого у каждого будут своими. Если провести параллель с другими фобиями, то нетрудно догадаться, что порой причина такого расстройства кроется в детских впечатлениях, которые сохранились на всю жизнь и повлияли на мировоззрение ребенка, а это уже подростковая ксенофобия. Ведь известно, что малыш - это "губка", впитывающая в себя поведение своих родителей и близких людей. И если, к примеру, папа негативно относится к иностранцам, то и ребенок, будучи подростком, перенимает это!

Лечится ли ксенофобия?

Что это за психическое расстройство, которое не может быть вылечено? Запомните, нет ничего невозможного! Эта фобия прекрасно лечится, но при условии, что пациент выказал самостоятельное стремление к этому. Если он осознал, что такие иррациональные страхи весьма серьезно отравляют ему жизнь, превращаются в постоянные конфликты с окружающими людьми, то, вовремя обратившись к доктору, он избавится от них.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Предпосылки

Биологическая основа ксенофобии

По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано .

Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит, очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов .

История

В конце XX века и начале XXI века их вытесняют концепции «исламской угрозы» и «нашествия мигрантов». Однако встречаются и другие варианты использования концепций «великих ксенофобий», например, заявления о том, что «западная цивилизация» во главе с евреями преследует цель подавления «исламского мира» перед дальнейшим противостоянием с «желтой цивилизацией» .

Ксенофобия в России

По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти . Руководитель центра по изучению ксенофобии Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии. По его мнению, это обусловлено лишь существенно меньшим уровнем недоброжелательности к мигрантам другой национальности среди предпринимателей .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ксенофобия"

Примечания

Литература

  • Противодействие ксенофобии и этнической дискриминации - М.: Московская Хельсинкская группа, 2006 (ошибоч.) , ISBN 5-98440-027-8
  • Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. - М .: Альпина Паблишер , 2013. - 415 с. - ISBN 978-5-9614-4438-4 .

Ссылки

  • Владимир Фридман
  • Александр Тарасов . .
  • Волков Ю. Г. , Барбашин М. Ю., Добаев И. П. , Кротов Д. В., Черноус В. В. Ксенофобия: вызов социальной безопасности на Юге России. Колл. монография. Отв. редактор Ю. Г. Волков. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. - 208 с.

Отрывок, характеризующий Ксенофобия

– О, Дон Жуан! О, змея! – послышались голоса.
– Вы не знаете, Болконский, – обратился Билибин к князю Андрею, – что все ужасы французской армии (я чуть было не сказал – русской армии) – ничто в сравнении с тем, что наделал между женщинами этот человек.
– La femme est la compagne de l"homme, [Женщина – подруга мужчины,] – произнес князь Ипполит и стал смотреть в лорнет на свои поднятые ноги.
Билибин и наши расхохотались, глядя в глаза Ипполиту. Князь Андрей видел, что этот Ипполит, которого он (должно было признаться) почти ревновал к своей жене, был шутом в этом обществе.
– Нет, я должен вас угостить Курагиным, – сказал Билибин тихо Болконскому. – Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.
Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих.
– Le cabinet de Berlin ne peut pas exprimer un sentiment d"alliance, – начал Ипполит, значительно оглядывая всех, – sans exprimer… comme dans sa derieniere note… vous comprenez… vous comprenez… et puis si sa Majeste l"Empereur ne deroge pas au principe de notre alliance… [Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, не выражая… как в своей последней ноте… вы понимаете… вы понимаете… впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза…]
– Attendez, je n"ai pas fini… – сказал он князю Андрею, хватая его за руку. – Je suppose que l"intervention sera plus forte que la non intervention. Et… – Он помолчал. – On ne pourra pas imputer a la fin de non recevoir notre depeche du 28 novembre. Voila comment tout cela finira. [Подождите, я не кончил. Я думаю, что вмешательство будет прочнее чем невмешательство И… Невозможно считать дело оконченным непринятием нашей депеши от 28 ноября. Чем то всё это кончится.]
И он отпустил руку Болконского, показывая тем, что теперь он совсем кончил.
– Demosthenes, je te reconnais au caillou que tu as cache dans ta bouche d"or! [Демосфен, я узнаю тебя по камешку, который ты скрываешь в своих золотых устах!] – сказал Билибин, y которого шапка волос подвинулась на голове от удовольствия.
Все засмеялись. Ипполит смеялся громче всех. Он, видимо, страдал, задыхался, но не мог удержаться от дикого смеха, растягивающего его всегда неподвижное лицо.
– Ну вот что, господа, – сказал Билибин, – Болконский мой гость в доме и здесь в Брюнне, и я хочу его угостить, сколько могу, всеми радостями здешней жизни. Ежели бы мы были в Брюнне, это было бы легко; но здесь, dans ce vilain trou morave [в этой скверной моравской дыре], это труднее, и я прошу у всех вас помощи. Il faut lui faire les honneurs de Brunn. [Надо ему показать Брюнн.] Вы возьмите на себя театр, я – общество, вы, Ипполит, разумеется, – женщин.
– Надо ему показать Амели, прелесть! – сказал один из наших, целуя кончики пальцев.
– Вообще этого кровожадного солдата, – сказал Билибин, – надо обратить к более человеколюбивым взглядам.
– Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский.
– Куда?
– К императору.
– О! о! о!
– Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас.
– Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского.
– И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский.
– Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.

На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию.
Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.

Значение слова «ксенофобия» — «боязнь незнакомцев», «боязнь иностранцев». Греческий термин составляют два слова «ксенос» — незнакомый и «фобия» — страх.

Ксенофобия – это разновидность направленного, иррационального, постоянного, неконтролируемого, навязчивого страха перед иностранцами, незнакомыми людьми.

Она основана на боязни утратить национальную, культурную идентичность, индивидуальность, безопасность, комфорт в мире людей, близких по этносу, роду деятельности, религиозным верованиям, профессиональной принадлежности, статусу в обществе, месту жительства.

Эта боязнь не обязательно имеет общественную поддержку или законодательную стимуляцию. Любая традиция, культурная норма, отличающаяся от норм в группе комфорта индивида, воспринимается как враждебная, вредящая и опасная для дальнейшей жизнедеятельности группы.

Ксенофоб болезненно воспринимает все новое и странное. Постоянно сравнивает нововведения с традициями, принятыми в его среде комфорта.

Мышление во время столкновения с объектом фобии:

  • «Я вижу его – он незнакомец, чужак», «Он гей», «Он толстый», «Он темнокожий», «Он уродливый», «Он инвалид». Не имеет значения, в чем суть отличия – в расе, фигуре, росте, типе внешности, уровне достатка, физическом здоровье. Ксенофоба пугает отличие от него самого или от представителей группы комфорта.
  • «Если я не знаю его – это опасно. Неизвестно какие неприятности он может принести», «Он не такой – ничего хорошего от контакта с ним не выйдет».
  • «Я боюсь его – мне нужно защитить себя и «своих» от опасности». Возможные варианты «Я ненавижу его», «Я должен изолировать себя», «Кто-то должен изолировать чужака, чтобы он не навредил никому, не навязал свои вредные идеи, не создал еще таких же – неправильных, странных, других».

Сущность страха – в непринятии любых различий. Различия превращаются в проблему. Деструктивная особенность страха не позволяет решить эту проблему, а лишь усиливает панику перед возможной опасностью.

Глобализация в современном мире порождает больший страх утраты национальной, культурной идентичности. Страх заставляет ставить стену между собой и социумом, между «своими» и «чужаками» — социальное пространство личности сужается до общества единомышленников, семьи или оставляет человека в полной изоляции.

Современное определение ксенофобии – неприязнь, ненависть, страх по отношению к другим народам. Ученые называют ксенофобию – формой архаической защиты своего народа.

Причины появления

Исторические корни ксенофобии – опасение перед чужими народами обусловленное логично. Обычно чужие народы приходили не с миром. Их целями был захват территорий, ресурсов, пленников.

Причины формирования в современном мире более разнообразны:


Любой иррациональный страх не имеет конкретной причины. Самовнушение и непонимание – основы ксенофобии.

Виды

Распространенные ошибки:

  1. Ксенофобия – это расизм. Расизм – форма проявления ненависти к определенной расе, это понятие уже, чем ксенофобия – она подразумевает ненависть ко всему инородному.
  2. Ксенофобия – это национализм. Так нетерпимости придают более презентабельный вид. Разница: националисты не обязательно ненавидят представителей других народов, вероисповеданий, культур.


Формы

Скрытая

Человек не проявляет открытой агрессии, ограничиваясь общими фразами относительно народа, социальной группы, представителей профессии: «все женщины – глупые», «все цыгане – воры», «все танцоры мужчины – геи».«все танцоры мужчины – геи».

Агрессивная

В высказываниях ксенофоба будут призывы совершать силовую борьбу против темнокожих, русских, китайцев, мусульман, евреев, геев. На почве агрессии может зародиться экстремизм – приверженность к крайностям в решении проблем. Это – физическое уничтожение, правовая дискриминация.

Критерием классификации ксенофобии выступает направленность человеческого страха и агрессии:

  1. Направленность на расу, этнос.
  • Расизм – ненависть к представителям другой расы.
  • Антисемитизм – ненависть к евреям.
  • Этнофобия – непринятие других народов.
  • Синофобия – фобия, ненависть по отношению к китайцам.

2. Направленность на носителей другой веры. Исламофобия, как проявление страха перед носителями мусульманства.

  • Сексизм – дискриминация по половому признаку.
  • Гандикапизм – презрение, ненависть по отношению к лицам с ограниченными физическими возможностями.
  • Эйджизм – дискриминация по возрастному признаку.

Способы преодоления

Ситуация в России позволяет говорить о развитии национальной нетерпимости. Проявлениями ксенофобии являются физические увечья, нанесенные представителям других народностей, унижения, убийства. С увеличением количества мигрантов в крупных городах, негативные тенденции усилились.

Для предотвращения экстремизма предлагается профилактика расовой и национальной нетерпимости, воспитание терпимости и толерантности в рамках учебных заведений.

Ксенофобия – естественный страх, но переход обычной осторожности перед чужаком к нетерпимости и физической расправе должен решаться, как одна их первоочередных социальных проблем государства.

  • Объединение с целью профилактической, образовательной работы . Совершается в рамках образовательного учреждения, места работы, внешкольных образовательных организациях.
  • Изучение неизвестного – культуры народа или группы людей, которые вызывают страх или ненависть. «Знание врага в лицо», понимание его жизни сблизит. То, что человек знает и понимает, вызывает меньший страх.
  • Сотрудничество органов власти и политиков в вопросах борьбы с ксенофобией. Страх может преодолеть общение с лидерами государства – их авторитетная оценка и компетентность заменят непонимание на знания и терпимость.
  • Помните! Никому нельзя запретить ненавидеть темнокожих, толстых, худых, инвалидов или армян, но пропаганда толерантности и терпимости должна сгладить иррациональный страх, не дать ему развиваться в агрессивные формы.
  • Идентификация, изучение и нейтрализация групп, призывающих к действию против определенных социальных и этнических групп.
  • Поддержка жертв проявлений экстремизма.
  • Осуждение ксенофобии . Пояснение ее деструктивности, иррациональности.
  • Выступление против митингов и собраний, разжигающих и пропагандирующих ксенофобию.
  • Воспитание терпимости в семье . Ребенок понимает внешние различия с раннего возраста. От среды воспитания зависит, будет ли он гордиться своей нацией, семьей, зародится ли в нем ненависть и страх к человеку, который отличается от него ростом, весом или цветом кожи.

Ксенофобия в разной мере свойственна каждому. В результате поиска альтернативы фобии перед всем чужим выявляется любопытство. Чувство, позволяющее изучать новое, а не бояться его.

Видео: Ксенофобия

Ксенофобия – это ненависть или навязчивая боязнь кого-либо или чего-либо незнакомого, непривычного, понимание всего чужого в качестве непостижимого, враждебного и небезопасного (например, расовая ксенофобия). Идея, вознесенная до ранга мировоззрения, может привести к враждебности, деля людей по национальности, религии или социальному статусу.

Термин ксенофобия является антонимом по отношению к слову толерантность. В биологии понятие «ксенофобия» – это один из важнейших механизмов выживания, направленный на сохранение себя в частности и своего вида в целом. Люди по своей природе изначально рождаются ксенофобами. Ведь младенец после рождения не приемлет никого, кроме матери.

Ксенофобия причины

Ряд ученых указывают на биологическую детерминанту ксенофобии личности. Это связано с тем, что у некоторых животных можно наблюдать феномен этологической изоляции – и неприязнь, которые проявляются в отношении подвидов и близких видов. Биологически это проявляется в запрете на образование смешанных пар.

Различия во внешности и характере представителей разных рас и субкультур более заметны, чем различия между разными представителями животного мира. Хотя все человечество на земле относится к одному виду – человек разумный или Homo sapiens.

Ксенофобия считается заразной. Ведь люди, часто страдающие от ксенофобии, также могут испытывать данный вид фобии по отношению к представителям другой расы, нации и последователям других религиозных воззрений. Однако не стоит путать проявления ксенофобии с ценностным выбором. Если воспитанный человек испытывает неприязнь к хамоватым людям и сводят свое общение с ними к минимуму, только по необходимости, это называется нормальным здоровым предпочтением личности.

Итак, главными объектами ксенофобии всегда считались чужестранцы или незнакомые личности, т.е. посторонние. Причина этого достаточно легко объяснима. Так сложилось исторически, что появление чужаков не приводило ни к чему хорошему. В более плохом случае они выдвигали притязания на пастбища, хозяйство, поля, женщин, а в лучшем – внедрялись в социум, неся за собой перемены. Неважно, были эти перемены хорошими или плохими, но чужаки угрожали определенному и слаженному строю жизни.

Сегодня проявления ксенофобии распространяются на довольно широкую сферу объектов. В зависимости от объекта воздействия ксенофобии, выделяют: этнофобии, которые обуславливают дискриминацию и предубежденность в отношении представителей другой расы или этноса; религиозная ксенофобия, обуславливающая предубежденность и страх в отношении последователей различных религий и верований; фобии в отношении коллективов людей, которые отличаются своими социальными, культурными, материальными и физическими признаками. В эту группу входит большое количество социальных фобий, из которых многие уже давно изучаются учеными и получили определенные, узнаваемые названия. Например, мигрантофобия – страх перед беженцами, предубежденность и дискриминация лиц, которые вынуждены были мигрировать со своей родины и искать убежище за рубежом. Гандикапизм – предубежденность против людей, имеющих физические недостатки и ограничения, эйджизм – предубежденность и страх, вызываемый возрастом человека, сексизм – дискриминация и предубеждение, основываемое на половой принадлежности и др. Число таких дискриминаций и предубеждений может резко вырасти в кризисных и экстремальных ситуациях. В этом случае ксенофобия приобретает массовый характер.

Человеческая устремленность к разделению мира на «чужих» и «своих» неистребима. Данная людская особенность опасна тем, что может быть употреблена в разных целях.

Ксенофобия и расизм

Расизм или расовая ксенофобия – это объединение воззрений, которые базируются на идеях об умственном и физическом неравенстве человеческих рас и на решающем воздействии расовых различий на историческое и культурное развитие.

Существует множество различных определений расизма. В одном источнике, утверждают, что расовые признаки определяют интеллект, способности, нравственные воззрения, поведенческие особенности и свойства характера отдельного индивида, а не социума в целом или конкретной социальной группы. Понятие расизм содержит в себе обязательное изначальное разделение людей на более низшие и высшие расы, из которых высшие являются творцами цивилизации и призваны управлять и доминировать над вторыми.

Ксенофобия имеет много обликов и проявлений. Расизм – это одно из проявлений фобии, приводящий к тяжелым необратимым последствиям в обществе и политическом устройстве государств. Расизм может не иметь ярко выраженного проявления. Так, например, существуют внешне вроде бы толерантные люди, но своего ребенка замуж за «не нашего» не захотят отдавать. Также существуют люди, которые ненавидят всех чужих, но только по-тихому, никак не проявляя свою неприязнь. Существует и другой тип людей, которые будут открыто проявлять свою неприязнь и ненависть.

Для всех перечисленных типов людей существует объединяющая их характеристика или отличительная особенность – они допускают для себя деление людей на «правильных» и «неправильных» (уродов), наряду с этим обязательно причисляя себя к первой категории. Данный параноидальный тип мышления, заключается в неприятии ничего плохого в собственной личности и стопроцентный перенос данного «плохого» на других, или на всех подряд, или на определенные социальные группы.

В связи с нынешней ситуацией, обусловленной интенсивным протеканием процессов глобализации, стиранием государственных границ, этнокультурных и лингвистических рамок, наиболее остро встают проблемные вопросы, связанные с расизмом, национальной дискриминацией и другими видами ксенофобии. Такие проблемы встают из-за различий в физиологических характеристиках людей, принадлежности тому или иному государству, языку общения. Эти проблемы еще больше обостряются, вследствие активного противостояния двух больших коллективов людей: тех, кто борется с любыми проявлениями ксенофобии, и тех, кто подвергается дискриминации.

Ксенофобия и экстремизм

Ксенофобия проявляется в страхе перед иностранцами, а также ненависти, неприязни ко всему чужому, незнакомому, непривычному, непостижимому, воспринимаемого в качестве опасности и поэтому считаемого враждебным. В тех случаях, когда ксенофобия возведена в ранг мировоззрения, тогда она будет выступать причиной национальной вражды, которая может делить людей по социальному (этнофобия) или религиозному признаку (религиозная ксенофобия).

Обычно, ксенофобы, стараются найти тысячу оправданий своему такому поведению, тем самым доказывая, что они страдают данной фобией. Люди, страдающие неприязнью и испытывающие ненависть к иностранцам, другим национальностям, основываются на подсознательном страхе, который может приводить к экстремистским проявлениям.

Ксенофобы характеризуются отсутствием толерантности к чужестранцам, людям, разговаривающим на иностранном языке. Ксенофобия зачастую не всегда бывает четко акцентирована, однако она однозначно не приветствуется властью в любом ее проявлении и окружающие, обычно, относятся негативно к любым формам ксенофобии.

Ксенофобия проявляется непринятием новых людей, отношением к новым событиям с опаской или враждебностью. Довольно часто, такое отношение не имеет под собой никаких оснований – это всего лишь субъективное мнение каждого и персональное мировоззрение.

Опасностью ксенофобии является ее перерождение в экстремизм. Влиянию экстремистского движения более подвержены неокрепшие умы подростков, а также обиженные «жизнью» люди, страдающие отклонениями в психике.

Ксенофобия наблюдается во всех странах мира и проявляется как на мировом уровне в целом, так и в отдельно взятых странах. Она, с одной стороны, выступает как выражение трайбализма, желанием в любом случае сохранить свои изначальные качества, а с другой — как своеобразная идеология, при помощи которой господствующие классы привлекают на борьбу социально уязвимые ряды населения с так называемыми «чужаками». При этом образ мифического врага демонстрируется в качестве основного держателя всевозможных пороков, наделяется всеми возможными негативными качествами.

Ксенофобия в любом ее проявлении, будь то расизм или антисемитизм – неотъемлемая часть любой разновидности экстремизма или фашизма. Для вызывания расового экстремизма правящие классы также используют гомофобию или неприязнь к культурным предпочтениям представителей других этносов. Какой из них будет ведущим, все зависит от политического расчета правящей элиты.

Итак, понятие экстремизм происходит от французского слова «крайний» и означает политическую направленность и приверженность в идеологии к крайним суждениям и действиям.

К факторам, способствующим возникновению экстремизма относят социальные и экономические кризисные ситуации, резкий спад уровня жизни основной массы народонаселения страны, деформации различных политических элементов и институтов, подавление правящей верхушки оппозиционных элементов при помощи тоталитаризма, преследование инакомыслия, чрезмерные политические амбиции партийных лидеров и т.д.

Экстремизм всегда выступает против уже устоявшихся и сложившихся социальных институтов и структур. С целью достижения положительного результата, экстремистские движения и организации применяют лозунги зажигательного и побудительного характера, призывы к действию, демагогию, проводят террористические акции, используют методы партизанской войны, провоцируют всевозможные беспорядки, гражданское неповиновение, страйки.

Лидеры экстремистских движений полностью отрицают любые компромиссы, соглашения или переговоры. В плане идеологии экстремизм отвергает всякое инакомыслие, при этом пытаясь утвердить свою концепцию идеологических, политических и религиозных взглядов при помощи жестких методов.

Экстремизм требует от своих последователей слепого подчинения, исполнения и реализация любых инструкций и приказов. Основной характеристикой экстремистов является то, что они опираются в своей идеологии не на разум, знания и опыт, а на эмоции, предрассудки людей, воздействуя на примитивные инстинкты и необразованность толпы.

Основная черта экстремизма — устремленность к охлократии, т.е. власти толпы. Различают несколько основных форм экстремизма: политическую, религиозную, экологическую и националистическую.

Примеры ксенофобии

Примеров ксенофобии в истории и сегодня достаточно много, но все они показывают одно, что ксенофобия ранее была абсолютно органичной вещью в социуме. С уверенностью можно утверждать, что одним из китов, на котором ранее держалось общество, была ксенофобия. Она содействовала в сохранности стабильности общественного строя и экономики, помогала сохранять неизменность и духовные ориентиры.

Для традиционного социума прошлых лет ксенофобия была совершенно обычным и нормальным состоянием. Однако, в процессе человеческого прогресса и развития, ксенофобия все более стала приобретать экстремальную направленность. Сегодня целью ксенофобии является не защита устоявшегося строя и привычного образа жизни, а уничтожение людей, глобальное порабощение одними субъектами других.

Ярчайшим примером ксенофобии в истории являются религиозные войны, например, Крестовый поход. Ведь Богу в сущности все равно, при помощи какого языка ему молятся и как его величают. Однако это и послужило основной причиной массового кровавого противостояния и сражения между католиками и протестантами. Неужели настолько важно двумя или тремя пальцами совершать крестное знамение?! Однако это тоже стало одним из поводов, спровоцировавших конфронтацию новообрядцев и старообрядцев в древней Руси после проведения церковной реформы.

Не менее ярким примером ксенофобии является фашизм и антисемитизм, который сопровождал идеологию Второй Мировой войны.

Ученые полагают, что ксенофобия будет развиваться и прогрессировать при условии нежелания людей принимать меры по ее устранению. Некоторые люди могут только прикрываться ксенофобией и тем самым объяснять свою неприязнь и проявления ненависти, при этом внося смуту в социум.