Что такое православие и кто такие православные

«и уже не я живу, но живет во мне Христос » [Гал.2:20].

Кто такой православный христианин — очень важный вопрос, и к размышлению над ним надо возвращаться достаточно часто. И мы к нему тоже ещё не раз будем возвращаться.

Краткий ответ всегда будет: «тот, кто живёт по-православному ». Только понимание «по-православному » будет меняться.

«сие надлежит делать, и того не оставлять » [см. Лк.11:42]. Православная жизнь сочетает две стороны:

  • жизнь и дела по Евангелию и
  • сознательное исповедание веры.

Православие не устанавливает каких-то жёстких законов, которые бы позволили точно и однозначно определить, как себя вести и кто является православным. Жизнь бесконечно разнообразна, а человеку дана свобода и воля выбирать, как ему поступить правильно. Уникальная личность позволяет человеку осуществить правильный выбор уникальным личным способом, и этот способ правильного поведения будет у разных людей разным, соответствующим его неповторимой личности.

Более того, и это важно: Православие требует от человека научиться самому делать правильный выбор и правильно себя вести. Именно это умение делает человека православным.

Человеку свойственно ошибаться, даже святым, лишь Господь наш Иисус единственный был безгрешным. И что же, ошибся — и перестал быть православным? - Нет! Человек может покаяться, очиститься, вернуться к православной жизни.

Есть определённые ограничения на исповедание веры, за которые нельзя выйти и остаться православным. Эти ограничения определены Вселенскими и Поместными Соборами и приняты полнотой Православной Церкви. Эти решения так и назывались — «оросы» — «пределы», «границы». Так, мы исповедуем Единого Бога Троицу и Иисуса Христа, Сына Божия, истинного Человека и истинного Бога. Но внутри этих ограничений каждый христианин может иметь своё мнение и менять его по мере духовного роста.

«Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные » .

Если мнение не верно или сомнительно, Церковь через святоотеческое наследие, священноначалие, более духовно опытных своих членов поправит и вразумит, но с большой любовью — где нет любви к человеку, там нет Христа.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы »

Осуждать можно (и нужно) некоторые поступки человека, но не человека — образ Божий.

Таким образом, есть некоторые признаки православного человека. Но жизнь — не геометрия. Почти все эти признаки не необходимы и все эти признаки не достаточны.

Снова вспомним, что надо быть как дети. Ребёнок узнаёт всё постепенно, знает о своём незнании но не впадает от этого в уныние, и всю жизнь учится быть человеком. Так и мы должны.

Сразу всего не узнаешь, но важно стремиться стать и быть православным и стараться вести себя по-православному. Вера — осуществление ожидаемого .

И так. Первый обязательный признак православного — крещение. Любому православному стоит почаще вспоминать чин крещения:

  • Вспоминать вопросы и повторять свои ответы: «Отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его? », «Отреклся ли еси сатаны? », «Сочетаваешися ли Христу? », «Сочетался ли еси Христу и веруеши ли Ему? », — «Сочетахся и верую Ему, яко Царю и Богу »; «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней ». Святитель Игнатий Брянчанинов советовал каждый раз выходя из дома троекратно исповедовать с крестным знамением: «Отрецаюся тебя, сатано, и всея гордыни твоея, и всех дел твоих, и сочетаюся Тебе, Христе, во имя Отца и Сына, и Святого Духа ».
  • Знать Символ Веры.

Другие признаки православного человека. Все эти признаки не обязательны (но желательны) и не достаточны.

Православный человек:

  • Считает себя православным. Это почти обязательный признак, если не обязательный.
  • Посещает службы в храме достаточно регулярно. Вообще-то, каждую неделю. Как некоторый посильный минимум по нашей немощи — хотя бы раз в месяц.
  • Верит в рай, ад, ангелов, дьявола, загробную жизнь, религиозные чудеса [и воскресение мертвых (из Символа)].
  • Участвует в Таинствах, регулярно исповедуется и причащается. По опросам, несколько раз в год причащаются только 20% из тех, кто относит себя к православным. Преподобный Серафим Саровский советовал причащаться не реже 16 раз в году.
  • Постится.
  • Выполняет утреннее и вечернее правило. Молится в течение дня. Или хотя бы ежедневно молится. Всякое дело следует начать молитвой. На эти случаи есть в молитвослове особые псалмы и молитвы.
  • Читал Новый Завет.
  • Читал Псалтирь.
  • Читал Катехизис.
  • Читал Ветхий Завет.
  • Знает некоторый «православный минимум».

При оценке числа православных в опросах обычно используют какую-то подборку из этих признаков. Если использовать их все, число православных будет меньше величины статистической погрешности. Т.е., таких православных у нас ничтожно мало.

В православный минимум входит:

  • Знать наизусть; «Отче наш », Символ Веры, «Достойно есть… », «Богородице Дево, радуйся… »;
  • Знать наизусть или очень близко к тексту: Десять Заповедей Божиих [Исх 20, 1—17]; Заповеди блаженства [Мф 5, 3—11]; утренние и вечерние молитвы по краткому молитвослову.
  • Знать псалмы 31й, 50й, 90й.
  • Помнить число и значение основных таинств. Их семь: Крещение, Евхаристия, или причащение, Миропомазание, Священство, или рукоположение, Покаяние, Брак, Елеосвящение, или соборование.
  • Знать, как вести себя в Храме.
  • Помнить, что к исповеди и причастию надо готовиться.
  • Знать важнейшие праздники и о них.
  • Знать о постах и понимать их смысл.

Православие – это сложившееся в Византии христианское вероучение, одна из главных мировых религий. Православие воплощает каноны восточно-христианской церкви, в отличие от католицизма, сформировавшегося как западное направление христианства.

Название «православие» происходит от греческого «ортодоксия» (оrtho – прямой, правильный, doxa – суждение, слава) и означает «правильное служение». Оформилось православие в первом тысячелетии в Константинополе, который на то время был столицей восточной Римской империи.

Сегодня количество православных в мире составляет около трехсот миллионов человек. Самое широкое распространение православие получило в России, в балканских странах, в странах восточной Европы. Однако православные общины есть и в азиатских странах – Южной Корее, Японии.

Православные – верующие, которые придерживаются канонов православия. Они верят в Отца, Сына и Святого Духа (в Бога-Троицу) и считают, что все три ипостаси Бога находятся в неразрывном единстве. Они также верят, что изначально Всевышний создал безгрешный мир, а первородный грех совершили Адам и Ева. Этот грех впоследствии через земную жизнь и страдания искупил Иисус Христос – сын Божий.

Церковная иерархия

С организационной точки зрения православная церковь – это сообщество множества поместных церквей. На своей территории каждая такая церковь пользуется независимостью и самостоятельностью. На сегодняшний день насчитывается четырнадцать церквей, называемых автокефальными – например, Греческая, Болгарская, Константинопольская.

Церковь православные воспринимают как некий организм, который объединяет верующих Законом Божьим, Святым духом, Таинствами. В церкви установлена иерархия: территории поделены на епархии, каждую епархию возглавляет епископ, который может осуществлять рукоположение священнослужителей (то есть посвящать их в сан).


Выше по иерархии православия находятся архиепископы и митрополиты. Самая же высокая иерархическая ступень – патриарх. Если идти, словно по ступеням, в обратном направлении, то ниже епископов будут пресвитеры. Это священники, которым позволено совершать , кроме рукоположения. Еще ступенью ниже – дьяконы, не совершающие таинств и лишь помогающие в этом епископам и пресвитерам.

Все духовенство в православии делится на черное и белое. Черное духовенство представляют давшие обет безбрачия монахи. Дьяконы в черном духовенстве называются «иеродиаконы», а священники – «иеромонахи». Именно представители черного духовенства становятся епископами. Белое же духовенство – это священники и дьяконы, которым можно иметь семьи.

Принципы православия

Один из основных принципов православия – обретение подлинной свободы от страстей и грехов. Считается, что страсти порабощают человека, а обрести спасение он может под действием Божией благодати. Для этого необходимо приложить усилия на духовном пути, для чего нужно иметь свободное соизволение верующего.

Человек может обрести спасение двумя путями: или посвятив себя служению семье и ведя благочестивый образ жизни. Монахи уединяются, отрекаются от мира и становятся на особый путь служения Богу. Семья же в православной системе ценностей играет очень важную роль, неслучайно ее называют «малая церковь».


Православные стараются жить согласно Священному Преданию, которое включает в себя Священное Писание, толкования Писания от святых отцов, сочинения святых отцов, богослужебные тексты, труды писателей-подвижников, посвященные духовной жизни и деяниям святых. Кроме того, православные чтут заповеди, самые популярные из которых – «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй».

Отношения между духовной и светской властью в православии и католицизме строятся по-разному: католики строго выступают за церковный иммунитет. Папа Римский, глава католической церкви, обладает собственной суверенной светской властью. В православии такого строгого разграничения нет. Православные, в отличие от католиков, не признают догмат о непогрешимости Папы и его главенство над всеми христианами.

В отношении власти православие всегда занимало однозначную позицию: вся власть – от Бога. И даже в те времена, когда церковь подвергалась гонениям от государства, православные молились за здравие царя и почитали его власть, как данную Богом.

Православные таинства

В православии есть ряд таинств. В их числе крещение – обряд приобщения человека к церкви, возможность начать чистую, безгрешную жизнь. Крестят людей обычно в младенчестве, но могут принять крещение и взрослые, осознанно выбрав себе крестных отца и мать.

За крещением следует миропомазание, во время которого верующему передают благословение и Святые дары. Это должно укрепить крещеного в духовной жизни. Евхаристия, или Благословение, означает приобщение человека к Богу.


Еще одно церковное таинство – елеосвящение, в процессе которого тело мажут освященным маслом (елеем), чтобы избавить человека от недугов. Исповедь – таинство, позволяющее очистить душу от греха; таинство покаяния совершается, если человек искренне раскаивается в совершенных грехах.

Таинство соборования обычно совершается перед смертью и означает прощение всех совершенных человеком когда-либо в жизни грехов.

Для соблюдения этических и моральных норм в обществе, а также для урегулирования отношений между отдельным человеком и государством или высшей формой духовности (Космический разум, Бог) были созданы мировые религии. С течением времени внутри каждой большой религии происходили расколы. В результате такого раскола образовалось православие.

Православие и христианство

Многие совершают ошибку, считая всех христиан православными. Христианство и православие - это не одно и то же. Как различать эти два понятия? В чем их суть? Сейчас попробуем разобраться.

Христианство - это которая зародилась в I в. до н. э. в ожидании прихода Спасителя. На ее становление повлияли философские учения того времени, иудаизм (на смену многобожию пришел один Бог) и бесконечные военно-политические стычки.

Православие - это лишь одна из ветвей христианства, зародившаяся в 1-ом тыс. н.э. в восточной Римской империи и получившая свой официальный статус после раскола общехристианской церкви в 1054 году.

История христианства и православия

История православия (ортодоксии) началась уже в I веке н.э. Это было так называемое апостольское вероучение. После распятия Иисуса Христа верные ему апостолы стали проповедовать учения в массы, привлекая в свои ряды новых верующих.

Во II-III веках ортодоксия занималась активным противоборством гностицизму и арианству. Первые отвергали писания Ветхого завета и по-своему интерпретировали Новый завет. Вторые, под предводительством пресвитера Ария, не признавали единосущность Сына Божьего (Иисуса), считая его посредником между Богом и людьми.

Снять противоречия между быстро развивающимися еретическими учениями и христианством помогли семь Вселенских Соборов, созванных при поддержке византийских императоров с 325 по 879 год. Установленные Соборами аксиомы относительно природы Христа и Богородицы, а также утверждение Символа Веры помогли оформиться новому течению в мощнейшую христианскую религию.

Не только еретические концепции способствовали развитию православия. на Западную и Восточную оказал влияние на формирование новых направлений в христианстве. Разные политические и социальные взгляды двух империй дали трещину в единой общехристианской церкви. Постепенно она стала распадаться на Римско-католическую и Восточно-католическую (позже православную). Окончательный раскол между православием и католицизмом произошел в 1054 году, когда и Папа Римский произвели взаимное отлучение друг друга от церкви (анафему). Завершилось разделение общехристианской церкви в 1204, вместе с падением Константинополя.

Русская земля приняла христианство в 988 году. Официально еще не было разделения на Римскую и но в силу политических и экономических интересов князя Владимира на территории Руси было распространено византийское направление - православие.

Суть и основы православия

Основа любой религии - вера. Без нее существование и развитие божественных учений невозможно.

Суть православия заключена в Символе Веры, принятом на втором Вселенском Соборе. На четвертом Никейский Символ Веры (12 догматов) был утвержден как аксиома, не подлежащая никакому изменению.

Православные верят в Бога Отца, Сына и Святого Духа (Святую Троицу). является создателем всего земного и небесного. Божий Сын, воплотившийся от Девы Марии, единосущ и единороден по отношению к Отцу. Святой Дух исходит от Бога Отца через Сына и почитается не менее, чем Отец и Сын. Символ Веры рассказывает о распятии и воскрешении Христа, указывая на вечную жизнь после смерти.

Все православные относятся к единой церкви. Крещение - обязательный ритуал. При его совершении происходит освобождение от первородного греха.

Обязательным является соблюдение нравственных норм (заповедей), которые переданы Богом через Моисея и озвучены Иисусом Христом. Все «правила поведения» основаны на помощи, сострадании, любви и терпении. Православие учит переносить любые тяготы жизни безропотно, принимать их как любовь Бога и испытания за грехи, чтобы затем попасть в рай.

Православие и католицизм (основные различия)

Католицизм и православие имеют ряд отличий. Католицизм - ветвь христианского учения, возникшая, как и православие, в 1 в. н.э. в западной Римской империи. А православие - в христианстве, которое зародилось в восточной Римской империи. Вашему вниманию представлена сравнительная таблица:

Православие

Католицизм

Отношения с властью

Православная церковь, на протяжении двух тысячелетий, то находилась в сотрудничестве со светской властью, то в ее подчинении, то в изгнании.

Наделение Папы Римского властью как светской, так и религиозной.

Дева Мария

Богородица считается носителем первородного греха, потому что ее природа человеческая.

Догмат о непорочности Девы Марии (нет первородного греха).

Святой Дух

Дух Святой идет от Отца через Сына

Дух Святой исходит и от Сына, и от Отца

Отношение к греховной душе после смерти

Душа совершает «мытарства». Земная жизнь определяет вечную.

Существование Страшного Суда и чистилища, где происходит очищение души.

Священное Писание и Священное Предание

Священное Писание - часть Священного Предания

Равноценны.

Крещение

Тройное погружение (или обливание) в воду с причащением и миропомазанием.

Окропление и обливание. Все таинства после 7 лет.

6-8-ми конечный крест с изображением Бога-победителя, ноги прибиты двумя гвоздями.

4-х конечный крест с Богом-мучеником, ноги прибиты одним гвоздем.

Единоверцы

Все братья.

Каждый человек - уникален.

Отношение к обрядам и таинствам

Совершает Господь через священнослужителей.

Совершает священнослужитель, наделенный божественной силой.

В наши дни очень часто встает вопрос о примирении между церквями. Но в силу существенных и мелких различий (например, католики и православные не могут договориться о применении дрожжевого или бездрожжевого хлеба в таинствах) примирение постоянно откладывается. О воссоединении в ближайшее время вообще не может быть и речи.

Отношение православия к другим религиям

Православие - это направление, которое, выделившись из общего христианства как самостоятельная религия, не признает другие учения, считая их ложными (еретическими). Истинно верным вероисповеданием может быть только одно единственное.

Православие - это направление в религии, которое не теряет популярность, а даже наоборот, приобретает. И тем не менее в современном мире спокойно сосуществует в соседстве с другими религиями: исламом, католицизмом, протестантизмом, буддизмом, синтоизмом и другими.

Православие и современность

Наше время дало церкви свободу и оказывает ей поддержку. За последние 20 лет количество верующих, а также тех, кто относит себя к православному вероисповеданию, возросло. Вместе с тем нравственная духовность, которую подразумевает эта религия, наоборот, упала. Огромное количество людей выполняет обряды и посещает церковь механически, то есть без веры.

Возросло число храмов и церковноприходских школ, которые посещают верующие. Увеличение внешних факторов только частично влияет на внутреннее состояние человека.

Митрополит и другие священнослужители надеются, что все-таки те, кто сознательно принял православное христианство, смогут духовно состояться.

Этот не риторический вопрос, наверняка, задавали себе многие. О днажды с ним я обратилась к посетителям одной из социальных сетей. Даже не подозревая, какой бомбой он станет. Ведь обсуждение, скорее, осуждение, было долгим и нелицеприятным.

Первыми откликнулись православные. Лучше бы не откликались. За их как бы формульные ответы типа: надо причащаться, креститься, поститься, венчаться и так далее, зацепились остальные. Да так надолго, что я еле успевала отбиваться. За своих же. Мои деликатные ответы вызывали еще большую злобу.

Народ, отвечая на вопрос, писал, что быть православным, это мучиться, а не жить полноценно, это визжать, запрещая аборты, это подавать жирным попАм на дорогие иномарки, это быть рабами, а не свободными, это любить врагов и ненавидеть своих родных и близких. Ну и так далее.

Скажу сразу - двоякое отношение было к этим комментариям. С одной стороны – обидно за веру, обидно за своих. С другой – не покидало ощущение того, что все это неспроста. И более того, где-то в глубине с чем-то была с ними согласна!

Понимание пришло позднее. Перечитав все комменты, с горестью признала – люди так говорят не от ненависти к самой вере православной. В такой форме пытаются открыть глаза. Нам! Не Бог их раздражает. Они честно возмущались – как это: мы все знаем, и так откровенно попираем!

Конечно, можно парировать в ответ – не суди, да не судим будешь, найди бревно в своем глазу, и так далее. Но ситуация не та. Это ведь о нас, православных, речь. Это мы искушаем настолько, что люди отворачиваются от веры своих отцов, прадедов. Это по нам они судят и о вере, и о Господе…

А нам все равно, что они думают. Мы же соблюдаем посты? Да, думая, что совершаем подвиги. Мы поучаем других? Да, не имея на это никаких прав. Мы судим всех подряд? Да, а другим указуем – не суди! Мы убиваем – словом, делом, мыслью и пр.? Да таких вопросов задать можно много, и каждому из нас. Только сомнительно, что каждый ответит вразумительно. Они по новой начнут, что ходят раз в неделю и по праздникам в храм и так далее. Да! Но все ли признаются в том, что, выходя, мы забываем там веру, запихивая ее вместе с косынкой и благочестивой миной в карман подальше. Чтобы вытащить ее, когда нам этого захочется. Но ведь вера – она или есть, или ее нет! Называя себя православными, мы бываем у исповеди, дерзаем приступить к Таинствам. А все ли делают это достойно? Как видим, проблема не в неверах. Проблема в нас, православных. И она глубоко. Ее, как и корень греха, нужно иссекать долго, терпеливо, с упованием на помощь с Неба.

Безусловно, мы в какой-то момент проходим какой-то период религиозного пыла. Вдохновлены услышанным, прочитанным и прочувствованным от горения сердца от первых попыток искренне молиться, ну и так далее. Мы кардинально меняем свою жизнь. Конечно же, правильно. Но мы это делаем для себя. И потом охладеваем. Потеряв состояние присутствия Божия. На его месте селится гордыня. И мы надмеваемся, демонстрируем показную набожность. Мы - крутые, куда бабулькам до нас. Выполняем все, «что положено». И не видим - в храм-то ходим, как в магазин за сахаром! Без радости. Совершая как обычное дело. Привыкая ко греху и к хладности. Остывая. Оправдывая себя. Забывая напрочь о покаянии.

Покаяние… Что такое для нас оно? Перечисление грехов перед Крестом и Евангелием. Чтение их с листочка. «Каемся», а отойдя от аналоя, забываем об обещании не творить греха. Приспанная душа безмолвствует, так и не приходя в себя: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим 4:1,2). Мы не слышим своего внутреннего человека, совесть и душу. Даже если они стучат тревожно. И мы грешим. Что прикажете о нас думать тем, кто, возможно, и хочет узнать Бога! Только что мы говорили с соседом о Библии, о Христе, о любви и так далее. Но, вот нам наступили на ногу, и мы в ответ - матом. Нам что-то сказали «против шерсти», мы в бочку! Куда девается набожность… На домашних срываемся по любому поводу. Ну что подумает сосед? А то, что в православии все наоборот – как писали ребята из того соцпроекта!

Да, у нас ведь как – упал, поднимись. То есть кайся. Но кайся от всего сердца. Мы не добьемся ничего, если все, что знаем из Евангелия и о вере, останется пустым звуком. Мы – звенящий кимвал без любви. Если вера истинна, она меняет человека, преображая его душу. У нас такой выбор – идти ко Христу или от Него. И не откладывать на потом свой путь к Нему, как уроки, обязанности или работу.

Так что же такое быть православным? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, очень прост. Это значит – любить! Потому что любящий человек при любых обстоятельствах будет одинаково милостивым, долготерпеливым, не завидующим, не гордым, не бесчинствующим, не раздражительным, и так далее. То есть, по слову Апостола: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 1–8).

А вот тут уместен уже другой вопрос - КАК оставаться православным? Конечно же, следить за собой. Тогда мы не искусим других. И они тоже задумаются о себе, о Боге и о вере. Через молитву, покаяние и труды над собой эта жертва будет вознаграждена.

Данная статья посвящена благодатной христианской теме. Как ребенку понять, что значит быть православным человеком? Это, с одной стороны, очень трудный вопрос, а с другой - объяснить все можно только примерами из жизни.

Одних книг и занятий будет недостаточно. Как школьнику привить любовь к Богу, ближнему? Об этом будет рассказано ниже.

Взрослые - это пример для детей

Ребенок рождается без грехов. Ведь не может новорожденный кого-то оскорбить, обидеть и ненавидеть. С трехлетнего возраста, когда малыш уже начинает обращать внимание на окружающий мир, знакомиться с ним, его мировоззрение формируется согласно тому, что есть здесь и сейчас.

После 3-5 лет ребенок начинает познавать и хорошее, и плохое. Нередко дети начинают драться в песочнице, обзываться плохими словами. Откуда это берется? Даже если у одного ребенка семья дружная, но у другого мать и отец постоянно скандалят, то последний может уже сейчас копировать поведение родителей и передать негатив своим друзьям по песочнице. Так и развивается цепочка.

Начиная с 7 лет ребенок должен уметь отличать хорошие поступки от плохих. Что значит быть православным человеком? Ответы на этот вопрос кроются как раз в поступках, действиях любого человека.

Доброе сердце и хорошие поступки

Православный христианин часто приходит к священнику в храм, чтобы покаяться в грехах. Каких именно? Во всех. Под грехами подразумеваются не только плохие поступки (ударил, убил, украл), но и душевное состояние (ненависть, злоба, раздражение, зависть). Родители должны сами быть добрыми, ласковыми и заботливыми людьми. Разве это по-христиански, когда мать кричит на ребенка, лупит, а тот ревет на весь район целый час? Нет, конечно. Если ребенок шалил, то родители должны поступать мудро, наказывать осторожно и без скандалов. Нередко дети наследуют характер и привычки родителей.

Ребенок с семилетнего возраста допускается к исповеди. Что значит быть православным человеком в данном случае? Любить Господа Бога и всех людей, животных, птиц. Ведь любовь проявляется не только в заботе, но и в сострадании, помощи, утешении.

Апостол Павел в свое время объяснил, что такое христианская любовь, в чем она выражается. А именно: любовь не может завидовать, требовать, подстраивать под себя, ненавидеть, превозноситься над кем-то, радоваться печалям ближнего или расстраиваться, когда тот счастлив. Ещё много слов святой апостол сказал на эту тему.

Как написать сочинение

Не в каждой школе учителя затрагивают тему православия. Особенно сложно воспринять это тому ребенку, который вырос в атеистической семье или который воспитан иноверцами, в том числе и старообрядцами. Как в таком случае осторожно объяснить детям, что значит быть православным человеком? Ответ для 4 класса, где дети ещё мало понимают не только в духовной жизни, но и в повседневной, можно дать только действиями. Каким образом? Научить их относиться друг к другу с уважением. Практически в любом классе случаются шалости, ссоры, обиды. Важно научить детей уважать друг друга. Кто в классе постоянно кого-то обижает? Пусть обидчик поймет, что нельзя так поступать. Ему надо объяснить, что такое душевная боль. Обиженному стоит посоветовать не поддаваться, сразу простить, забыть и помириться. Ведь зло имеет свойство распаляться, обжигать очень больно.

Небольшое сочинение "Что значит быть православным человеком?" поможет детям развить чувство осмысления. Что это значит? Далеко не каждый взрослый человек понимает, зачем он живет. Пора задуматься над тем, какой должна быть жизнь, чтобы прожить ее с пользой. Случается, что пожилой человек перед смертью признается в том, что умирать не хочется и страшно, потому что мало хорошего сделал, перед Богом не каялся, да и вообще о Нем не думал никогда. Чувствует душа умирающего, что именно к Господу на суд пойдет она.

Пусть дети с раннего возраста учатся любить Бога и своих родных, друзей и даже врагов. Ведь Иисус Христос любил и любит абсолютно всех, даже тех, кто его убил.

Важность посещения храма

Взрослые люди не всегда задумываются, зачем посещают храм. Разве лишь потому, что так надо? Это неправильное мышление. На просторах интернета есть забавная карикатура: слева и справа нарисован храм, справа - надпись "в храм" - и стоят сотни людей, слева написано "к Богу" - и стоит всего человек пять. О чем это говорит? Сотня людей идут в храм, просто чтобы свечки поставить, записки написать, поболтать. А та небольшая часть людей приходит в храм помолиться Богу.

Детей нужно приучать к общению с Господом, молиться. В этом поможет предварительная подготовка. Например, детская Библия и жития святых. Они прекрасно рассказывают о том, что значит быть православным человеком. Для детей все должно стать интересным, иначе толку не будет.

Послушание

Для христианина важно находиться в послушании кому-то. Невозможно плыть по течению без руководства свыше. Маленький ребенок должен слушаться родителей, воспитателей. Если этого не будет, то он будет в опасности. В опасности находится и душа православного человека, если он возьмется самостоятельно руководить собой в жизни. Чтобы этого не произошло, нужно иметь духовного наставника в лице приходского священника или старца, например.

Детям важно слушаться не только родных, но и батюшку в церкви. Что значит быть православным человеком во время послушания? Например, священник на исповеди скажет ребенку, чтобы он перестал обижать одноклассницу, потому что это плохо, Богу не нравится его поступок. Это и есть послушание от духовника. Родители могут то же самое сказать. И это будет послушанием. Но почему нельзя обижать одноклассницу с духовной точки зрения, может объяснить батюшка.

В очередной раз можно напомнить о важности изложения своих мыслей, идей. Что значит быть православным человеком? Сочинение-рассуждение на подобную тему дети пусть напишут именно о доброте сердечной и любви к Богу.

Жития святых

Прекрасным примером христианской жизни станут жития. Что это? Если быть кратким, то это биография святого человека. Но такое произведение пишется не как простая информация, а как учебник жизни для православных христиан, которые хотят научиться жить по-настоящему. Святой человек в жизни угодил Богу, служил Ему. Об этом рассказывает автор, приводит примеры его подвигов, хороших поступков и, конечно же, рассказывает о чудесах. Современнику важно знать, что значит быть православным человеком. Краткое содержание житий святых поможет разобраться. Не нужно углубляться в аскетические учения, чтобы понять, что такое любовь к Богу и ближнему.

И дети, и взрослые, если захотят, могут стать христианами. Важно помнить, что любовь начинается с малого. Окружающий мир нуждается в хороших людях. О том, что значит быть православным, расскажет Святая Церковь, научит этому через Евангелие, жития святых.