Евфросиния суздальская житие. Евфросинья суздальская - история - познание - каталог статей - роза мира

ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ
княжна (ск. ок. 25.09.1250), в миру Феодулия, старшая дочь св. кн. Михаила Черниговского. Родители просватали ее за суздальского князя Мину. Это было против воли праведницы, мечтавшей об иночестве. Она только молилась Господу о сохранении ее девства. И ее молитвы были услышаны: жених скоропостижно скончался. В Суздальском Ризположенском монастыре, преподобная приняла монашеский постриг. В обители княжну не тяготили никакие послушания. После смерти игуменьи прп. Евфросиния возглавила монастырь. Когда в 1238 татаро-монголы во главе с ханом Батыем ворвались в Суздаль, там сохранился только Ризоположенский монастырь, так как сильна была молитва о нем преподобной. После ее преставления от гроба святой совершались чудеса исцеления болящих. В сентябре 1698 мощи прп. Евфросинии были открыты и совершено ее прославление.
Память прп. Евфросинии отмечается 25 сентября/8 октября.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ" в других словарях:

    ЕВФРОСИНИЯ (в миру Феодулия) Суздальская (1212–50), святая, дочь князя мученика Михаила Черниговского, монахиня Суздальского Ризположенского женского монастыря. Память в Православной церкви 18 и 25 сентября (1 и 8 октября) … Энциклопедический словарь

    ЕВФРОСИНИЯ (в миру Феодулия) Суздальская (1212 50) святая, дочь князя мученика Михаила Черниговского, монахиня Суздальского Ризположенского женского монастыря. Память в Православной церкви 18 и 25 сентября (1 и 8 октября) … Большой Энциклопедический словарь

    Евфросиния Суздальская - – дочь князя черниговского, она 15 лет от роду была обручена с боярином Миной. Но после смерти своего мужа приняла пострижение и поступила в находящийся в Суздале Ризположеннский монастырь, где подвизалась строгой и постнической жизнью.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Преподобная суздальская, в миру Феодулия, дочь великого князя Михаила Всеволодовича черниговского (XIII век). Память 25 сентября … Биографический словарь

    Преподобная суздальская, в миру Феодулия, дочь великого князя Михаила Всеволодовича черниговского (XIII в.). Память 25 сентября. {Брокгауз} … Большая биографическая энциклопедия

    Преподобная суздальская, в миру Феодулия, дочь великого князя Михаила Всеволодовича черниговского (XIII в.). Память 25 сентября … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл. Основан в нач. XIII в. Точное время и обстоятельство устроения Е. м. неизвестны, летописных сведений об этом не сохранилось. Принятая в исторической лит ре дата основания 1207 г … Православная энциклопедия

    И, жен. и ЕФРОСИНЬЯ, и; прост. к Апросинья, и и Афросинья, и; стар. Евфросиния, и.Производные: Ефросиньюшка; Фрося; Фросюша.Происхождение: (Женск. к (см. Ефросин))Именины: 28 февр., 30 мая, 5 июля, 8 июля, 20 июля, 1 окт., 8 окт., 29 окт., 19… … Словарь личных имен

    Тип праздник Русской православной церкви Установл … Википедия

Книги

  • Святые угодницы , Людмила Морозова. Великая княгиня Ольга, византийская принцесса Анна Романовна, владимирская Мария-Ясыня и московская Евдокия-Евфросиния, киевская Анна-Янка, полоцкая Предслава-Евфросиния, суздальская… электронная книга

Преподобная Евфросиния была княжеской дочерью. О ее рождении родители долго молились Богу. И вот, им трижды явилась Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана. И что родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, что значит «угодница Божия». И будет она служительницей Церкви.

У Феодулии было четыре брата и сестра.

Сама она росла необыкновенной девочкой. Однажды ее мать слегка задремала и увидела, что будто бы взлетает к небу и отдает свою дочь Богу. «Что бы это могло значить? - стала думать она. - Неужели мой сон сбудется и дочь моя станет угодницей Божией?»

Между тем шло время, и Феодулия подрастала. Она много читала и хорошо знала книги древних мудрецов, поэтов и врачей. Она была уже девушкой, когда ей приснился удивительный сон. Феодулия увидела Страшный Суд и огненное море, в которое падали грешники. А потом ее взору предстали райские обители, которые сияли необычайной красотой. И туда могли войти только святые и праведные люди. Явилась ей в этом сне Божия Матерь и призывала ее жить достойной Господа жизнью, чтобы радоваться вместе с праведными. Еще увидела Феодулия Самого Христа, Который держал в руке Книгу Жизни, куда записываются все достойные.

А в это же самое время Господь сказал игуменье Суздальского монастыря, что к ней должна придти юная дева, которую нужно обязательно принять в обитель.

Однако Феодулию собирались выдать замуж и уже даже нашли ей жениха. Но она совершенно этого не хотела и горячо молилась Божией Матери о помощи. Ведь Феодулия собиралась стать монахиней. Однако Пресвятая Богородица, снова явившись ей, и велела послушаться родителей.

Делать нечего. Феодулия смирилась. Она отправилась в Суздаль, где должна была состояться свадьба. Съехалось множество гостей. И среди них самые знатные князья. Столы были уставлены яствами и чашами с медовыми напитками. Музыканты с гуслями и дудками уже готовы были играть веселые свадебные песни.

Как вдруг, когда уже все собрались на пир, молодой жених, князь Федор, упал и умер. И все стали плакать и рыдать, и вместо свадьбы устроили похороны.

Феодулия домой не вернулась. Она пошла в монастырь и стала просить игуменью принять ее туда. Та сначала не хотела, а потом вспомнила о повелении свыше.

И Феодулию постригли в монахини, и дали ей имя Евфросиния.

Родители девушки погоревали-погоревали, но потом покорились, понимая, что это - воля Бога.

Евфросиния всех инокинь изумляла своим умом и рассудительностью. И еще она была образцовой монахиней. День она проводила в молитвах, а ночь - за чтением святых книг. Иногда целыми неделями ничего не ела и только пила понемногу воду. Так она училась подчиняться не своим капризам, а Господу. Сестры монастыря ее почитали, хотя Евросиния была еще совсем молодой. Даже сама игуменья постоянно обращалась к ней за советом.

Но вот на Русь обрушилось страшное несчастье. Начались повальные болезни, или эпидемии, когда люди заражаются один от другого и умирают сотнями и тысячами. В те времена не было такой медицины, как сейчас, и врачи ничем не могли помочь заболевшим.

И вновь Евфросинии явилась Божия Матерь и обещала ей дар исцелений. И преподобная начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и всех, приходивших в обитель за помощью.

Потом Евфросиния приняла на себя подвиг. Она изъяснялась с инокинями только жестами или с помощью записок. Так она училась не заниматься пустословием, а внимательно слушать Господа. После этого она получила от Бога дар пророчества. И возвестила, что новая беда идет на Русь. Потому что Сам Господь сказал ей:

Будет жестокое нападение врага. А тебе и тем, кто здесь живет с тобой, обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь.

Действительно, преподобная увидела над монастырем Животворящий Крест и двух ангелов, которые охраняли обитель с натянутыми луками в руках. Ангелы сказали:

Пусть инокини не покидают монастыря, когда настанут ужасные времена. Иначе за стенами обители они пострадают.

И вот грянуло нашествие монголо-татарского войска во главе с ханом Батыем, которое опустошило русские земли, и, в том числе, Суздаль.

Один из братьев Евфросинии, Василько, участвовал в битве против врага. Он был красив и силен и сражался как лев. Хан заметил его и велел взять живым. Татаро-монгольские воины набросили на Василько аркан и стащили с коня. Батый был восхищен красотой и удалью князя.

Переходи ко мне на службу! - предложил он.

Но разве мог молодой князь, любивший свою Родину, стать предателем? Он ответил гневным отказом, и его казнили.

А когда отец Евфросинии, князь Михаил, вынужден был отправиться к Батыю на поклон, та уже заранее знала, что его ждет мученическая смерть. Она написала ему письмо, в котором просила твердо стоять за веру и не отрекаться от Христа. И отец с мужеством принял лютую смерть от рук врагов.

Преподобная Евфросиния вместе с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к нему. Батый был разъярен. Он поднялся на высокий холм, откуда можно было разглядеть монастырь, но ничего не увидел. Обитель чудесным образом скрылась от взора хана.

После смерти своего отца Евфросиния оделась в бедную и ветхую одежду и много дней провела в посте и молитве. Так она училась смирению, просила Господа укрепить ее дух, простить и помиловать русский народ. Один житель Суздаля был потрясен, увидев ее в этом рубище. Он удивился, как же ей не холодно! А она ему и говорит:

Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не смердит, и даже становится вкусной. Так и мы, иноки, если переносим холод, становимся крепче. И Христос охотнее принимает нас в жизнь вечную.

Незадолго до своей кончины Евфросиния предсказала, что в Суздале будет землетрясение. Она видела на небе Пресвятую Богородицу, Которая вместе со святыми умоляла Своего Сына, чтобы город и люди как можно меньше пострадали от этого стихийного бедствия.

Вся жизнь преподобной Евфросинии была одним сплошным подвигом. Она теряла близких, она видела беды родной земли, она постоянно сражалась с нападавшими на нее бесами и со своими собственными страстями. Но при этом никогда не теряла веры, любви к людям и силы духа.

Она показала нам пример полного доверия к Богу и безграничного терпения, без чего так трудно попасть в Царство Небесное.


СПАСЕНИЕ ПРИДЕТ

Пришла беда, идет Батый

с несметным войском в Русь Святую,

он жжет поля, он мнет цветы,

казнит людей напропалую.


Жестокий и коварный враг,

сковать он хочет Русь цепями,

он хочет утвердить свой стяг

над селами и городами.


Грозит их жителям копье,

кривая сабля, лук рогатый.

Горит земля, горит жилье

и церкви пламенем объяты.


Все превращается в пустырь,

повсюду едкий запах дыма.

Но что за чудо? Невредимо

стоит, как камень, монастырь.


Стоит он, словно в берег врытый,

бурь не боящийся, утес,

хранит его Иисус Христос,

хранят его сестер молитвы.


И Евфросиния святая,

хранит его в глухой ночи,

при зыбком пламени свечи

псалмы Давидовы читая.


И просит Господа за всех.

А русские на подвиг ратный

готовят щит и меч булатный,

ржут кони и звенит доспех.


Настанет день: поля, и долы,

и светлых речек берега

освободятся от врага,

и будут изгнаны монголы.

Евфросиния, Фрося.… В наше время это имя почти вышло из употребления. А до революции, еще каких-нибудь 80-90 лет назад, имя это было вполне обычным, расхожим. Особенно употребительным оно было у монахинь. И это понятно, ведь при постриге монахини получали, как правило, имена наиболее прославленных святых, которые становились их небесными покровительницами и примером подражания. А святых Евфросиний у нас было много. Вспомним, ведь и всем известная святая благоверная княгиня Феврония, супруга князя Петра Муромского, в монашеском постриге стала Евфросинией, и святая благоверная княгиня Анна Кашинская тоже преставилась ко Господу с монашеским именем Евфросиния. Особенно же прославились в нашей церкви три Евфросинии – Полоцкая, Московская и Суздальская. О последней, Евфросинии Суздальской, мы и поведем свой рассказ.

Когда у черниговского князя Михаила будущего святого мученика, появилось первое долгожданное дитя – доченька, ее назвали Феодулией, что в переводе с греческого означает “Раба Божия”. И не случайно она получила такое имя. Ведь родители Феодулии долго не имели детей и ходили на богомолье в знаменитую Киево-Печерскую обитель молиться о даровании чада.

И вот однажды ночью обоим супругам одновременно явилась в сонном видении Пресвятая Богородица и сказала: - Господь слышит ваши молитвы, так продолжайте же молиться! А в проведение Моих слов я оставлю вам знак – этот ладан. Возьмите его и покадите им в своем тереме.

Проснувшись супруги увидели у изголовье узелок с ладаном. Взволнованные таким чудом, вознесли они благодарственные молитвы к Царице Небесной и по слову Ее обошли весь дом с кадильницей, положив в нее благоуханный ладан – дар Богородицы. Весь терем наполнился дивным благовонием, а сердца князя с княгинюшкой – радостью и надеждой. А вскоре, тоже ночью, Пречистая Дева явилась им снова и опять с подарком – новым знамением. На этот раз вручила она супругам прекрасную голубицу – в знак того, что дитя, которое у них родится, будет девочкой.

Обрадованные князь с княгиней поспешили в Киево-Печерский монастырь, чтобы продолжить усердное свое моление. Там удостоились они третьего явления Богоматери. На этот раз Ее сопровождали преподобные отцы Киево-Печерские, основатели обители – Антоний и Феодосий. Пресвятая Богородица сказала: - Ступайте домой, совсем уже скоро у вас родится дочь. Назовите ее Феодулией. Святой Дух будет обитать в ней, и станет она служить Мне в Ризоположенском монастыре. (Этот монастырь посвящен положению ризы (одежды) Пресвятой Богородицы в специально выстроенный в V веке храм в Константинополе).

И в этом же году у князя с княгиней родилась девочка, которую назвали Феодулия. Девочка росла, радуя родителей своим добрым нравом и послушанием. Князь Михаил и его мудрый советник боярин Феодор стали обучать ее грамоте. Княжне очень нравилось учиться, и скоро она достигла таких успехов, что все только диву давались – что за ум растет!

Однажды Господь послал Феодулии чудесное видение. Он показал ей, как будет проходить Страшный Суд, который ожидает всех нас в конце времен. В руках у Господа она увидела раскрытые книги, где про каждого было написано все, что он совершил в своей жизни, - все грехи и все добрые дела. По ним Господь судил: наказывать этого человека или помиловать. На востоке княжна увидела цветущий благоухающий райский сад, а на западе кипело адское огненное озеро. Тут явилась Пресвятая Богородица и сказала: - Феодулия! Посмотри, как чудесно в раю Господнем и как ужасен ад. Всегда помни об этом, живи без греха, очищай свою душу покаянием, и тогда наградой тебе будет бесконечное райское блаженство, которое уготовил Господь для любящих Его!

Неудивительно, что после этого видения Феодулия решила всю свою жизнь посвятить Богу.….Прошло несколько лет. Повзрослевшая Феодулия расцвела и стала желанной невестой для многих молодых князей. Редкая красота, доброта, ум, образованиепивлекали к ней самых лучших и знатных женихов. Наконец, отец посватал юную княжну за молодого суздальского князя из старинного знатного рода. Узнав о сватовстве, Феодулия стала молить Пресвятую Богородицу избавить ее от замужества. Богоматерь явилась к ей и сказала: - Чти отца и матерь своих и не противься их родительской воле! Но не бойся: брак твой не состоится. Ты еще будешь на пути в Суздаль, когда жених твой отойдет ко Господу. Назад не возвращайся – в Суздале ты станешь невестой Христовой (монахиней) и будешь жить в девичьем монастыре. И правда: пока Феодулия была в дороге на пути в Суздаль, жених её тем временем тяжко заболел и скоропостижно скончался.

Итак, в далеком 1227 году Феодулия прибыла в Суздаль. Суздаль был очень живописен и сразу полюбился молоденькой княжне. Прибывшую в Суздаль черниговскую княжну сразу же приняла к себе игумения Ризоположенского монастыря, которой незадолго до этого несколько раз были видения. В них она видела красивую девушку, которая просит принять ее в обитель. И когда Феодулия предстала перед игуменией, та сразу же узнала в ней ту красну девицу из своих видений. В монастыре Феодулию вскоре подстригли в монахини с именем Евфросиния, что означает “радующаяся”, “радостная”. Ее небесной покровительницей стала преподобная Евфросиния Александрийская, жившая в V веке, на день памяти которой пришелся постриг. Здесь, в обители, Феодулия – Евфросиния и провела всю оставшуюся жизнь. Здесь она и достигла святости.

Юная княжна, став монахиней, усердно старалась исполнять заповеди Божии, главная из которых любить каждого человека, которого Господь ставит на нашем жизненном пути. По началу нелегко давались ей эти подвиги. Постоянно искушая девушку, дьявол надеялся, что она устанет, выбьется из сил и тогда перестанет бороться, сдастся, оставит монастырь. Но Господь оградил ее от бесовских страхований.

Слава о святой жизни подвижницы стала распространяться за пределы Ризоположенского монастыря. В обитель потянулись люди, которые назидались примером Евфросинии, ее наставлениями, и хотели жить как она. Постепенно благодаря святой жизни подвижницы, в монастыре воцарилась особая атмосфера мира и согласия, дух радости и любви. Когда игумения обители скончалась, на ее место управлять монастырем была поставлена Евфросиния. Господь наделил свою угодницу благодатными дарами прозорливости и чудотворения, в том числе и даром исцеления больных и увечных. О чудотворениях преподобной шла громкая слава.

На Руси тогда появились страшные повальные болезни: оспа, чума, холера. Евфросиния много молилась ко Господу и Пречистой Его Матери, прося у них помощи. И Господь услышал её молитвы. Те, кто призывал Евфросинию, получали исцеление. Слух об этом распространился повсюду, к преподобной стали приносить больных разными недугами, и она исцеляла их именем Господним.

Вскоре напал на Русь монгольский хан Батый. Всю Русь объял страх и трепет. Многие девушки Суздаля шли тогда в Ризоположенскую обитель и принимали здесь монашество – уж если погибнуть от руки чужеземцев, то пусть это будет в монастыре. Когда хан Батый стоял под стенами Владимира, часть его многочисленной армии подступила к Суздалю. На защиту города выступили горожане. Конечно же суздальцы потерпели поражение. Лишь немногие жители смогли спастись от гибели и плена, укрывшись за стенами Ризоположенского монастыря. Евфросиния собрала вокруг себя всех монахинь и городских беженок. Встав на колени, они со слезами молились о спасении города и их святой обители. Тогда Бог открыл преподобной, что город будет разрушен, но обитель по их молитвам останется невредимой: - Обещаю тебе, что знамение креста будет охранять твой монастырь и всех живущих в нем, - сказал ей Господь. В тот же час над монастырем в лучезарном свете появился Животворящий Крест, по обе стороны его стояли в воздухе два огневидных юноши с натянутыми луками в руках, их послал Господь охранять обитель.

Все произошло так, как открыл Евфросинии Господь. Город был сожжен и разграблен. От Суздаля остались развалины и груды пепла. Одна лишь Ризоположенская обитель осталась целой и невредимой. Татары пытались захватить её, но Господь не допустил этого. Когда отряды Батыя, раззорив город, направились к монастырю, они не смогли к нему приблизиться: их попалил огнем чудный свет, сиявший над куполом обители. Попытавшись приблизиться в следующий раз, увидели как нашло на монастырь темное облако, и монастырь утонул во мгле. Так и ушли ордынцы ни с чем.

Когда через два года Батый покорил себе огнем и мечом все земли русские, он заставил подвластные города платить ему богатую дань. Русские князья ездили к хану на поклон. Слуги Батыя, баскакиЮ требовали того же и от отца Евфросинии, князя Михаила Черниговского. Бояре советовали князю ехать в Орду, чтобы продемонстрировать хану свою покорность и не допустить новых набегов на Киев, в котором в это время княжил Михаил. Князь понимал, что для спасения Киева ему придется-таки ехать в Орду, и там его будут пытаться заставить изменить своей православной вере. Когда князь прибыл в Орду, языческие жрецы потребовали, чтобы они прошли сквозь очистительный огонь и поклонились языческим кумирам. Михаил позволить себе этого не мог: - Не подобает христианам поклоняться твари, мы поклоняемся только Творцу!

Батый рассвирипел, либо он поклонится нашим богам и тогда будет спокойно княжить, либо умрет лютой смертью! Князь начал было колебаться и раздумывать, как лучше поступить...В это время Евфросиния, узнав что отец ее в Орде, отправила с гонцом послание отцу:"Ты благий мой отец,послушай меня: держись как добрый воин во славу Христа. А если не послушаешь меня, то знай, что отселе я - чужая, а не дочь твоя. Знай же, что царство Батыя скоро разрушится, ибо кровь православных христиан вопиет на него ко Господу". Это письмо очень поддержало дух князя в трудную минуту и укрепило его волю. Видя их решимость палачи отрезали им головы. Господь, за Которого пострадали мученики, явил Свое знамение в подкрепление веры слабых. Над телами святых образовался столб света, а с неба слышалось ангельское пение. Через несколько дней христиане тайно, под покровом ночи, забрали тела мученников, а затем перевезли их в Чернигов. В XVI веке мощи святых почивают в московском Кремле, в Архангельском соборе (соборе Архангела Михаила, небесного покровителя князя мученика).

После гибели отца и боярина Феодора в знак скорби Евфросиния оделась в рубище, которое и не снимала с тех пор - ходила в нем и зимой и летом, в жару и в стужу....

Вскоре благоверный князь Михаил в видении явился дочери в белой ризе и прекрасном царственном венце: - Чадо мое, - сказал он, - прославил меня Богславою многою, сопричислил к лику мученников, и получил я небесное блаженство. Благословенна ты, чадо мое, у Господа, так как была помощницей моего спасения. Твоим письмом я укрепился на этот подвиг и получил жизнь вченую!

Да, прекрасен мир Божий! Но Евфросиния знала, что это "только отблеск, только тени от незримого очами". О том, что рай еще благоуханней и краше, она знала твердо, всю жизнь вспоминая то, что открылось ей, юной отроковице, в давнем ее видении. Еще она часто вспоминала слова Господа о том, как прекрасны райские обители, которые "приготовил Бог любящим Его". А она любила Господа - на деле любила, не на словах!

Незадолго до кончины преподобная Евфросиния опять увидела во сне своего отца. На этот раз он сказал ей: - Гряди, чадо мое любезное, Христос зовет тебя! Иди насладиться неизреченной радостью и озариться свтом небесным! Преподобная поняла, что день ее кончины приближается, и стала готовиться к смерти. Она исповедалась, причастилась, осенила себя крестным знамением и сказала: - Господи, в руки Твои передаю дух мой! С этит словами она отошла в жизнь вечную.

Преставилась святая Евфросиния Суздальская ко Господу в 1250 гоуд. В 1698 году, когда состоялось прославление Евфросинии в лике святых, ее мощи и даже одежды обретены были нетленными, то есть полностью сохранившимися. В те сентябрьские дни только за 15 дней произошло 56 исцелений при ее мощах! Мы расскажем только об одном из них.

Прослышав о великих чудесах исцелений при гробе преподобной, в Суздаль из города Шуи привезли несчастного калеку Василия. В течение шести лет этот горемыка страдал расслаблением всего тела: он не мог пошевельнуть ни руками, ни ногами, оглох, у него отнялся язык, и он не мог говорить. И вот этого полуживого страдальца-инвалида положили во время литургии у гроба преподобной Евфросинии. Еще шла служба, когда к нему вернулся слух, и он услышал слова богослужения. Затем он почувствовал, что и язык его тоже ожил, и он может вместе со всеми повторять слова молитвы. Пальцы его как бы сами собой сложились в троеперстие, и он осенил себя крестным знамением. После этого Василий смог сам подняться и твердо встать на ноги! Все кто видел это чудо, плакали от радости вместе с исцеленным и прославляли Господа и Его святую угодницу Евфросинию.

В наше время святая Евфросиния так же щедра на помощь всем, кто с верою к ней обращается. Монахини монастыря говорят, что чудеса по молитве к святой угоднице Божией совершаются постоянно. Особенно много чудес связано с появлением
у бездетных супругов долгожданных детишек. Ныне в суздальском Ризоположенском храме по воскпесным дням после Литургии служат молебен с акафистом преподобной Евфросинии Суздальской. Память святой празднуется 25 сентября (8 октября по новому стилю), в один день со святым преподобным Сергием Радонежским.

В нашей мастерской Вы можете Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

П реподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250) (в миру Феодулия) была старшей дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича, мученическая кончина которого отмечается 20 сентября. Она с детства отличалась глубоким благочестием, которое воспитали в ней ее отец и приближенный к нему боярин Феодор. Когда пришло время, родители хотели выдать свою дочь замуж за суздальского князя Мину, потомка благочестивого варяжского князя Шимона. Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молила Господа о сохранении девства, так как к тому времени она уже почувствовала призвание к иноческой жизни. Ее молитвы были услышаны: жених скоропостижно скончался, а сама Феодулия осталась в Суздале, куда она прибыла для заключения брака. Благочестивая княжна поступила в Суздальскую Ризоположенскую женскую обитель (основанную в 1207 году) и приняла постриг с именем Евфросиния. Совсем еще юная инокиня ревностно выполняла правила монашеской жизни, поражая остальных насельниц обители благоразумием, высокой духовной настроенностью и ранней зрелостью ума. На святую обратила внимание сама игумения и, приблизив ее к себе, стала готовить ее своей преемницей по игуменству. По преставлении игумении, преподобная продолжила духовное руководство обителью, сохраняя в ней примерный порядок.

В 1238 году Батый ворвался в город Суздаль и опустошил его. Однако, как свидетельствует летописец того времени, Ризоположенская обитель осталась невредимой по молитвам игумении Евфросинии. Еще при жизни преподобную глубоко почитали в народе за ее материнскую отзывчивость и многочисленные благодатные дарования. 25 сентября 1250 года преподобная Евфросиния преставилась к Богу. При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь чудесным исцелением различных недугов.

18 сентября 1698 года по благословению патриарха Адриана митрополит Суздальский Иларион совершил прославление преподобной.

Житие преподобной Евфросинии, составленное в XVI веке иноком Суздальского Спаса-Евфимиева монастыря Григорием, было написано на основании достоверных рассказов инокинь Суздальского Ризоположенского монастыря, свято чтивших память преподобной Евфросинии.

Святая твоя память Суждальскую страну веселит, верных же вся созывает во всечестный храм твой, идеже ныне совершается всеславная память твоя, Евфросиние преподобная; моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь, глас 4

Вот как можно расчленить историю Киевской Руси на украинскую и российскую? Хотя кое-кто из нынешних украинских историков вслед за М. Грушевским ставит знак равенства между Русью и Украиной. То бишь - древняя Русь это и есть Украина, поэтому древнерусские князья - это князья украинские. Как, например, Олег Вещий. Под мирным договором с Византией (907) он якобы расписался: «Олег, великий князь украинский»... Хотя бы указали источник, откуда это взяли. Широко известно его изречение: «Да будет Киев матерь городам русским». А мы заменим «русским» на «украинским». И вот вам история Украины готова, можно по ней учить детей в школе. «Глубоко» копают! Ну а раз копают, значит, что-то находят, как же без этого? Вот и докопались до истоков «мовы». Оказывается, украинский язык самый-самый... Лежит даже в основе санскрита и занесён на Землю с Венеры. (А. Братко-Кутынский. «Феномен Украины». «Вечерний Киев», 27. 06. 1995.)

Кто-то смотрит на прошлое со своей колокольни, вспоминая личные обиды, касающиеся предков или самого. И находит в нём отклики для своей озлобившейся души. А ведь известно, когда обида застит глаза, человек не слушает доводов разума. Ещё хуже, когда в угоду политическому моменту пишут под заказ и выдают на-гора тонно-километры завзятого вранья. И на этой «невинной» лжи воспитывают подрастающее поколение. Сознательно деформируя сознание молодых, вдалбливая им в головы новую «неадекватную» историю Украины.

* * *

У князя Михаила Черниговского , в XVI в. причисленного к лику святых, и его жены Елены (сестры Даниила Галицкого) была семья, которая по нынешним меркам считается многодетною. В Бархатной книге (1687), где перечислены все знатные российские роды, упоминается пять сыновей князя: Ростислав, Роман, Семен, Мстислав, Юрий. Известно, что у Михаила Всеволодовича был ещё сын, трагически погибший малолетним в Германии, куда князь с ближайшим окружением бежал, спасаясь от монголо-татар. Были у него и две дочери: Феофания и Мария, незаурядные для своего времени русские женщины, оставившие заметный след в памяти современников.

По-разному сложилась судьба детей Михаила Черниговского. Ростислав, старший из сыновей, женился на Анне Венгерской, и род его пустил глубокие корни уже в чужой стороне. А дочь Мария вышла замуж за Василька Константиновича, князя Ростовского, а после его смерти от рук монголо-татар основала в память мужа недалеко от Ростова монастырь, в котором и наша своё упокоение (1271). А вот другие сыновья Михаила Черниговского стали родоначальниками известных на Руси фамилий: Волконских, Долгоруковых, Одоевских, Репниных и многих-многих других. Славному генеалогическому древу князя посвящена вся двенадцатая глава Бархатной книги. А его старшую дочь Ефросинью Суздальскую, так же, как и самого Михаила Черниговского, Русская Православная Церковь причислила к лику святых. Вот такие славные дети были у князя и его лады Елены!

По преданию, Михаил Всеволодич и Елена горячо желали наследников, поэтому усердно посещали Печерский монастырь, молили Бога, чтобы даровал им детей. Жили они тогда в Киеве при дворе великого киевского князя Всеволода Чермного, отца Михаила. По горячим молитвам явилась им Богородица и предсказала рождение дочери, которая ещё в юности станет невестой Христовой - уйдёт в суздальский монастырь, чтобы там посвятить свою недолгую жизнь служению Господу. И когда Елена благополучно разрешилась от бремени, счастливые родители назвали дочь Феодулией (в переводе с греческого - раба Божья). Случилось столь памятное в их жизни событие в 1212 году.

В память о сем приснопамятном происшествии крестили новорожденную в той же Печерской обители, сам игумен окунал ребёнка в купель. Уже с грудного возраста девочка удивляла своих родителей: отказывалась брать грудь кормилицы, если та накануне ела мясное или молочное. А когда Феодулия подросла, отказалась от скоромного и питалась весьма скудно: хлеб, соль и вода стали её повседневной пищей. Епитимья, которую добровольно наложила на свои столь юные плечи дочь, вызывала обоснованную тревогу родителей, но по здравому рассуждению они оставили её в покое.

Семья князя слыла набожной, поэтому нет ничего удивительного, что Феодулия усердно посещала церковь. А домашним её учителем стал боярин Фёдор, товарищ князя по юным летам. Именно под его неусыпным оком девочка рано научилась грамоте и прослыла грамотной не по годам отроковицей.

В окружении любящей семьи и благочестивых молитвах проходили юные годы рабы Божьей Феодулии. Она много читала, постигая премудрости книжные, а сердце её вожделело божественного Откровения, дарованного людям Всевышним во спасение своей души. И однажды случилось чудо, она сподобилась яркого сновидения. Грядущий Судный день красочной картиной явился её взору: всюду пылали костры, ангелы отделяли праведников от грешников - каждому определялось по вере его, а Господь с книгой Жизни в руке и стоящая одесную Матерь Божья манили её к себе. А как-то ей привиделся Киево-Печерский монастырь со всей его братией. Смиренно преклонившись, они возносили хвалу Вседержителю.

А в это же время в северо-восточной русской стороне игуменье суздальского Ризоположенского монастыря тоже было видение, что скоро в обители появится молодая инокиня знатного происхождения, которая своей благочестивой жизнью и свершением богоугодных дел прославится на всю Русь.

За стенами родительского дома жизнь бурлила отнюдь не духовная, подчас диктуя людям свои жёсткие условия, зачастую не совместимые с нормами христианской морали. Они претили набожной девушке, но пока она жила в этом мире, следовать им подобало неукоснительно. И вот в жизни юной Феодулии происходит событие, которое путано трактуют потомки. Можно узнать, что её 15-летнюю (21-летнюю?) сосватали за новгородского (суздальского?) княжича Феодора, сына Ярослава Всеволодича. Жених был младше её на целых семь лет. Если это действительно так, то Михаил Черниговский согласился на этот брак (так часто случалось в прошлом, да не диво и в настоящем), преследуя свои личные, весьма амбициозные цели. Он и Ярослав Всеволодич в это время уже вовсю соперничали из-за Новгорода Великого. И Михаил Черниговский повторно, но ненадолго стал новгородским князем (1229), потом его опять сменил Ярослав Всеволодич (1230-1233).

Брачный союз их детей должен был примирить два наиболее могущественнейших рода на Руси. Однако малолетний княжич внезапно умер, поговаривали, что его смерть была выгодна новгородским боярам, для которых этот брак не сулил корысти. Примирения не произошло, и князья остались заклятыми врагами на всю оставшуюся жизнь. Только их трагическая гибель, к которой были причастны монголо-татары, прекратила многолетнюю вражду между ними. А умерли они в один год (1246) и даже один месяц, с небольшим разрывом во времени. Михаил Черниговский погиб 20 сентября, а 30 сентября скончался Ярослав Всеволодич. Считается, что его отравили в столице монголов Каракоруме, откуда он возвращался в Русь.

По другой же версии женихом Феодулии являлся суздальский княжич с редким именем Мина - потомок известного варяга Шимона, служившего ещё Ярославу Мудрому и его сыну Изяславу. Одним из первых Шимона похоронили в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря.

Провидению было угодно, чтобы Феодулия замуж не вышла, сталось так, как и предначертала Матерь Божья при её рождении. И Феодулия, зная о пророчестве Богородицы, отправляется после трагической гибели жениха в суздальский Ризоположенский женский монастырь. Основал его епископ Ростово-Суздальский Иоанн ещё за пять лет до её рождения (1207). Игуменья, помня предсказание о юной девице из знатной семьи, приняла Феодулию без колебаний. И вот уже здесь начинается новая веха её бытия, наполненная неустанными молитвами и духовными свершениями во славу Божью.

Юную послушницу постригли в день преподобной Ефросиньи Александрийской, и с этого времени она стала инокиней Ефросиньей. Так сбылось предсказание Божьей Матери о жизненном пути юной княгини. И родители восприняли её поступок сердечно, радуясь, что не согрешили против воли Господа и не сломали своей дочери сужденную ей судьбу.

Ефросинья славилась среди монастырских насельниц не своей знатностью и мирным характером, а зрелыми, не по летам, проповедями о греховной сущности человека, обуреваемого страстями, и толкованием Священного Писания. Всё время она проводила в неустанных молитвах и часто постилась, отказываясь даже от хлеба. А во время богослужений пела на клиросе. И слава о Ефросинье, твёрдой молитвеннице, истекла за монастырские стены, докатилась до Суздаля и выплеснулась на просторы Руси. И народ потёк в Ризоположенский монастырь, чтобы улицезреть молодую инокиню и получить её благословение.

Господь наградил стойкую подвижницу Православия даром предвидения и врачевания душевных и телесных ран. Ефросинья стала исцелять страждущих, притекающих к ней из Суздаля, со всей округи и из дальних русских земель. Она исцелила от тяжкого недуга девицу Таисию, та прониклась спасительной верой своей врачительницы и вместе с матерью осталась в монастыре.

О даре предвидения Ефросиньи тоже ходили легенды. Однажды Господь открыл ей, что недалёк день, когда от язычников погибнет земля Русская, а станется так потому, что народ отошёл от своей православной веры, безмерно грешит и не кается.

В ужасе содрогнулась Ефросинья, но открыла монахиням Божье пророчество. И сказала, что Суздаль будет сожжён и разграблен монголо-татарами, но монастырь неустанными молитвами инокинь спасётся. Так оно и случилось. Как повествует предание, монголы осадили город и вырезали его население (1238). А монастырь по горячим молитвам насельниц покрылся туманом, язычники его не заметили и прошли мимо. А монашки, которые усомнились в её предсказании и во время нашествия иноверцев пытались искать спасения вне монастырских стен, погибли.

Открылась ей и мученическая гибель своего отца Михаила Черниговского и наставника Фёдора в Орде. Тогда она написала князю письмо, призвав его крепиться духом, чтобы не посрамить перед язычниками веру свою православную, а если смутится, боярин Фёдор, верный соратник и друг, пусть будет ему помощником.

А когда пришло горестное известие об их гибели, она истово стала молиться. Кто-то из мирян, побывав в монастыре и увидев её ветхое одеяние, поразился её самоотрешённости. На что Ефросинья якобы сказала, что инок только крепче становится от лишений и таким угоден Христу.

А вскоре Ефросинья предрекла кончину настоятельницы монастыря. После смерти игуменьи инокини восхотели главою обители Ефросинью. И не ошиблись: монастырь, несмотря на тяжёлое, гнетущее русскую душу время, содержался новой настоятельницей согласно строгому монастырскому уставу. И уже незадолго до своей кончины она основала рядом со своим монастырём «вдовью» обитель - Троицкий монастырь, так как вдовиц в эти тяжкие годы бродило по Руси многое множество и негде им было преклонить голову. Вот о них и озаботилась преподобная Ефросинья.

А потом она занедужила, и тогда по её горячей молитве предстал перед ней отец вместе с любимым наставником. Они предрекли, чтобы готовилась к смерти. Эту горькую весть Ефросинья встретила кротко, только стала ещё усердней молиться, готовиться к грядущему таинству ухода души из тела. Хворала она недолго и 25 сентября 1250 года ушла из жизни, именно в тот день, когда за 17 лет до кончины приняла постриг и стала монахиней, пережив своего отца всего лишь на четыре года.

История этой выдающейся женщины не забылась, обрастала легендами и получила широкую известность. В Ризоположенском монастыре всегда было изобильно паломников, они-то и разнесли молву о чудесах возле мощей Ефросиньи по всей Руси. А случаи чудесного исцеления были многочисленными. Одержимые злыми духами падали с пеной у рта близ её раки, а потом обретали покой и поднимались в здравом уме. Прозревали незрячие, хромые бросали свои костыли, а безгласные получали дар речи.

Во второй половине XVI века монах суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий собрал все предания о необыкновенной монашке и написал её житие. Епископ же Суздальский Варлаам представил житие митрополиту Московскому и всея Руси Антонию (1572-1581), а тот ознакомил с ним царя Ивана IV Грозного. И Русская Православная Церковь канонизировала Ефросинью Суздальскую, причислила к лику святых в чине преподобной (правда, в других источниках сказано, что прославление состоялось при патриархе Адриане в 1698 году). Так или иначе, дата 18 сентября/1 октября стала днём её поминовения во всех православных храмах России. Вспоминает Церковь о ней и 25 сентября/8 октября, в день её смерти.

Мощи преподобной Ефросиньи Суздальской до революции находились в Ризоположенском монастыре, но в 1923 году его закрыли. С Преподобенской колокольни, названной так в память Ефросиньи, сбросили колокола, а мощи её передали в музей, где они пылились долгие годы. И только в новое время монастырь вернули Русской Православной Церкви (1999). В 2007 году вновь открытая женская обитель торжественно отпраздновала своё 800-летие.

А мощи преподобной Ефросиньи Суздальской и поныне находятся в Суздале, но уже в Цареконстантиновском (царя Константина) храме.

___________

Фото - http://clubs.ya.ru/4611686018427390474/replies.xml?item_no=21626; http://sobory.ru/photo/?photo=46879; http://www.gorod.cn.ua/news_13588.html