Интегрированное занятие по фэмп: закрепление знаний о геометрических фигурах

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. 230
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометрического материала.
Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо прежде всего проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.
Известно, что грудной ребенок по форме бутылочки узнает ту, из которой он пьет молоко, а в последние месяцы первого года жизни ясно обнаруживается тенденция к отделению одних предметов от других и выделению фигуры из фона. Контур предмета есть то общее начало, которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия. Однако вопрос о роли контура в восприятии формы и формировании целостного образа требует еще дальнейшей разработки.
Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны. Малыши стремятся прежде всего захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами. Возникает особый интерес к восприятию формы (перцептивные действия). Однако значение практических действий остается главным. Отсюда следует вывод о необходимости руководить развитием перцептивных действий двухлетних детей. В зависимости от педагогического руководства характер перцептивных действий детей постепенно достигает познавательного уровня. Ребенка начинают интересовать различные признаки предмета, в том числе и форма. Однако он еще долго не может выделить и обобщить тот или иной признак, в том числе и форму разных предметов.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. «Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов — геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.
Когда ребенок начинает различать геометрические фигуры? Экспериментальные данные Л. А. Венгера показали, что такой возможностью обладают дети 3—4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре — свидетельство этому.
Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по
образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4—5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни.
Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, овал — яичком, треугольник — парусом или крышей, прямоугольник — окошечком и т. п. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр — как стакан, треугольник — как крыша и т. п. И наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко — это шар, тарелка, блюдце, колесо круглой формы, а платок квадратный и т. п.).
Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание я ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).
В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины). Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т. д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность между ними.(«У куба есть квадраты», «У бруса — прямоугольники, у цилиндра — круги» и т. д.).
Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
Сенсорное восприятие формы предметов, геометрических фигур, их распознавание и обозначение словом в условиях систематического обучения детей значительно возрастают. Так, по данным Т. Игнатовой, 90% детей 4 лет на ощупь определяли и называли найденную ими в мешочке геометрическую фигуру, в то время как до обучения лишь 47% детей 3—4 лет выполняли это задание и только 7,5% детей могли назвать геометрическую фигуру.
Поэтому задача первого этапа обучения детей 3—4 лет — это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.
Второй этап обучения детей 5—6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».
Выясняя геометрические представления младших школьников, еще не обучавшихся элементарным геометрическим знаниям, А. М. Пышкало, А. А. Столяр приходят к выводу, что «геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.
Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.
На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.
На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.
Аналитическое восприятие геометрической фигуры, умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего более углубленного познания структурных ее элементов, раскрытия существенных признаков как внутри самой фигуры, так и между рядом фигур. Так, на основе выделения в объектах самого главного, существенного формируются понятия (С. Л. Рубинштейн).
Дети все отчетливее усваивают связи между «простыми» и «сложными» геометрическими фигурами, видят в них не только различия, но и находят общность в их построении, иерархию отношений между «простыми» и все более «сложными» фигурами.
Усваивают дети и зависимость между числом сторон, углов и названиями фигур («Треугольник называется так, потому что у него три угла»; «Прямоугольник называется так, потому что у него все углы прямые»). Подсчитывая углы, дети правильно называют фигуры: «Это шестиугольник, это пятиугольник, многоугольник, потому что у него много углов — 3, 4, 5, 6, 8 и больше может быть, тогда он похож уже на круг».
Усвоение принципа обозначения фигур словом формирует у детей общий подход к любой новой фигуре, умение отнести ее к определенной группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума.
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).
Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и начатки геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.
Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.

Составитель: Белова Ольга Юрьевна, воспитатель второй квалификационной категории МКДОУ № 45.

Тема: .

Адресат: воспитанники старшей группы

Объект: познание. Формирование элементарных математических представлений

Предмет: непосредственно-образовательная деятельность с использованием дидактических игр и продуктивной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая (6 – 7 детей) .

Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах» . Он будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками. Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их свойствах.

Образовательная область: познание.

Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.

Интеграция образовательных областей: «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Здоровье» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» .

Аудитория: конспект занятия рассчитан педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также для родителей старших дошкольников, детей 5 -7 лет.

Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.

Задачи:

  • обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.
  • способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
  • воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.

Методические приемы:

Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.

Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.

Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.

Игровые: создание игровой ситуации.

Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.

Интеграция областей:

познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах) ;

здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;

социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета;

художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;

художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.

Оборудование:

  • для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями;
  • для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.

Непосредственная образовательная деятельность.

1. Орг. момент.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.

Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.

1) Загадка:

Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (фигуры)

Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (учитель показывает рисунки фигур и читает стихотворение) .

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник) .
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? -... (треугольник)
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,

Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг) .

Долька арбузная – это полукруг,
Половина круга, часть его, кусочек.
Знание о формах очень важно, друг.
Не зря оно находится среди этих строчек!

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы... (овал)

Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.

Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник (трапеция) .
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:

Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб) .

Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.

Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов? (шестиугольник)
Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:

Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар) .

Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:

Он не ласков и не груб
Потому что это… (куб) .
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили

И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать (цилиндр) .
Вот колпак на голове –

Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.

Как же звать его тогда? (конус) .
Египтяне их сложили
И так ловко смастерили,
Что стоят они веками.

Догадайтесь, дети, сами
Что же это за тела,
Где вершина всем видна?
Догадались? Из-за вида

Всем известна… (пирамида) .
Это, вроде бы, ведро,
Но совсем другое дно:
Не кружок, а треугольник

Или даже шестиугольник.
Очень тело уж капризно,
Потому что это… (призма) .

2) Логические задачи:

Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.

Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?

Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая?

2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)

Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.

Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.

3. Игра «Сложи картинку» .

Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.

4. Загадки от Маши и Медведя.
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник) .
Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,

Потому что я… (квадрат) .
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг… (овал) .
Как тарелка, как венок,

Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (круг)
Чуть приплюснутый квадрат

Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?

Как фигуру назовем? (ромб) .
Эта фигура брат нашему квадрату
Но у него только по две стороны равны,
А углы все одинаковы… (прямоугольник)

Это месяц в облаках
И пол - яблока в руках.
Если круг разломишь вдруг,
То получишь … (полукруг) .

5. Пальчиковая игра «Котята» (

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их) .

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу) .

Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?

Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?

А сколько кружков?

Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.

6. Практическая работа «Геометрическая раскраска» .

Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.

Сколько кружков?

Сколько треугольников?

Сколько квадратов?

Сколько прямоугольников?

7. Проверка знаний.

Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.

Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке)

Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)

В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)

На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)

Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)

Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)

Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги) . Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!

8. Итог занятия, рефлексия.

Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?

Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты) .

Итог статьи.

Надеюсь, что предложенный мною конспект занятия по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах» будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками, и интересен детям. Занятие способствует воспитанию у детей интереса к геометрии, развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения.

Дети старшей группы знакомятся с тем, что геометричес­кие фигуры можно условно разделить ка две группы:плос­кие(круг, квадрат,овал, прямоугольник,четырехуголь­ник)и объемные(шар, куб, цилиндр],учатся обследоватьих форму, выделять характерные особенности этих фигур,находить сходство и отличие, определять форму предметов,сравнивая их с геометрическими фигурами как эталонами.

Методика формирования геометрических знаний в груп­пе детей шестого года жизни принципиально не изменяется.Однако обследование становится более детальным и подроб­ным.Наряду с практическим и непосредственным сравне­нием известных геометрических фигур, накладыванием и прикладыванием широко используется как методический при­ем измерение условной мерой.Вся работа по формированиюпредставлений и понятий о геометрических фигурах строит­ся на сравнении и сопоставлении их моделей.

Для выявления признаков сходства и отличий фигур их модели сначала сравнивают попарно (квадрат и прямоуголь­ник,круг и овал),потом сопоставляют сразу три-четырефигуры каждого вида,например четырехугольники.

Так,знакомя с прямоугольником,детям показываютнесколько прямоугольников,разных по размерам,изготов­ленных из разных материалов(бумаги, картона,пластмас-

сы).«Дети, посмотрите на эти фигуры.Это прямоугольники».Обращается внимание на то, что форма не зависит от разме­ров.Предлагается взять в левую руку фигуру,а указатель­ным пальцем правой руки обвести по контуру.Дети выявля­ют особенности этой фигуры:попарно равны стороны, углы тоже равные.Проверяют это сгибанием,накладыванием од­ного на другой. Считают количество сторон и углов.Потом сопоставляют прямоугольник с квадратом,находят сходстваи отличия в этих фигурах.

У квадрата к прямоугольника по четыре угла и четыре стороны,все углы равны между собой.Однако прямоуголь­ник отличается от квадрата тем, что у квадрата все стороныравны,а у прямоугольника равны только противополож­ные,т.е. попарно.

Особое внимание в этой группе следует уделять изобра­жению геометрических фигур - выкладыванию из счетныхпалочек,из полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным(около стола воспитателя),так и разда­точным материалом.

На одном из занятий воспитатель выкладывает на фланс-леграфе кз полсеок прямоугольник.«Как называется эта фи­гура?Сколько сторон у прямоугольника?Сколько угло.ь?»Дети показывают стороны, углы прямоугольника.Потом вос­питатель спрашивает:«Как я какие фигуры можно получить из прямоугольника(создать меньшие прямоугольники,квад­раты,треугольники)?»При зтом используются дополнитель­ные полоски бумаги.Дети считают стороны а полученныхфигурах.

На основе выявления существенных признаков геометри­ческих фигур подводят к обобщенному понятию четыреху­гольник. Сравнивая между собой квадрат и прямоугольник,дети устанавливают,что у всех этих фигур по четыре сторо­ны и по четыре угла, что количество сторон и углов являет­ся общим признаком,который положен в основу определе­ния понятия четырехугольник.

В старшем дошкольном возрасте формируется способностьпереносить добытые знания в не знакомую ранее ситуацию,использовать эти знания в самостоятельной деятельности.Знания о геометрических фигурах широко используются,уточняются,закрепляются на занятиях по изобразительнойдеятельности,конструированию.

Такие занятия позволяют детям приобретать умения в де­лении сложного рисунка на составные элементы, а также создавать рисунки сложной формы из одного-двух видов гео­метрических фигур разных размеров.

Например,во время одного из занятий детям раздаютконверты с набором моделей геометрических фигур. Воспи­татель показывает аппликацию«робота»,составленного из квадратов и прямоугольников разных размеров и пропорций.Сначала все последовательно рассматривают образец. Уста­навливают,из каких частей(фигур) выполнена каждая де­таль(рис. 24). Потом по образцу выполняется работа. Педагогможет показать еще две-три картинки и предлагает выбрать одну из них, внимательно ее рассмотрев,сложить такую же.

У детей этого возраста важно сформировать пра­ вильные навыки показа эле­ ментов геометрических фи­ гур.При пересчитывании уг­ лов дети указывают только на вершину угла.Им не объясняют,что такое вер­ шина угла, а просто пока­ зывают ее как точку пересе­ чения двух сторон.Стороны показывают,проводя паль­ цем вдоль всего отрезка, от одной вершины угла до дру­ гой.Угол как часть плоско- Рис<24 сти дети показывают одно-

временно двумя пальцами- большим и указательным.

В объемных фигурах (таких,как цилиндр,куб) они выде­ляют и называют боковые стороны и основания.При этом можно показывать несколькими пальцами или всей ладонью.Дети шестого года жизни часто самостоятельно организу­ют дидактические игры, которые позволяют им закрепить иуточнить знания о геометрических фигурах. Так,они орга­низуют игры «Гаражи»,«Кто найдет?»,«Поручения»,«В ка­кую коробку?» и др.

Упражнения для самопроверки

овалом

четырехугольнике задача

Детей шестого года жизни знакомят с новой фигурой- ... и дают понятие о.... Основная... , стоящая перед воспитате­лем этой группы,заключается в том, что-

    -Отгадайте следующую загадку:

    Мне посоветовала мама

    Вести свою дорогу прямо.

    Как сделать линию прямой?

    Никак не получается.

    Фломастер у меня хромой

    Или рука сбивается?

    А вот с линейкой по листу

    Так просто провести черту.

    Смотрите, ровная какая-

    Это линия-ПРЯМАЯ

    Я через них веду дорогу.

    Соединяя точку с точкой

    Я начертил дорожку - строчку.

    Дорожка, изгибаясь, вьется.

    Дорожка ЛИНИЕЙ зовется.

    (Прямая линия )

    (Отрезок )

    (Точка, прямая линия )

    Физкультурная минутка:

    Мы фигуры изучали,

    А теперь все дружно встали!

    Руки в стороны - ПРЯМАЯ!

    Руки так - у нас КРИВАЯ!
    Треугольник, круг, овал!

    Никто, ребята, не устал?

    ТОЧКИ в кулачках сожмем,

    Сядем, думать все начнем!

    Разбудим пальчики:

    Вставай, БОЛЬШОЙ!

    Вставай, УКАЗКА!

    Вствай,Середка!

    Вставай, Сиротка!

    Вставай, МЛАДШОЙ!

    Все пальчики проснулись!

    Ребята улыбнулись!

    4. Закрепление изученного материала. Работа с планшетами.

    Вы хорошо поработали, ребята! А сейчас с помощью наших героев - геометрических фигур и цветных резиночек, на планшетах, каждый из вас нарисует свой кораблик, на котором вы поплывете в дальнейшее путешествие по стране ГЕОМЕТРИИ!

    5. Итог занятия

    Спасибо за узанятие!

    Спасибо всем!

    Вышли из класса.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока. Закрепление знаний о геометрических фигурах. »

Урок: Математика. 1 класс.

Тема: Фрагмент урока. Закрепление знаний о геометрических

фигурах.

Цель: обобщить знания о геометрических фигурах

Решаемые задачи:

    Сформировать способность к описанию результатов наблюдений за свойствами предметов (цвет, форма, размер, материал).

    Сформировать способность к сравнению геометрических фигур по цвету, форме и размеру.

    Сформировать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим признаком.

4. Продолжить работу с геометрическими фигурами: прямая линия, кривая линия, точка, отрезок;

5. Тренировать мыслительные операции, моторику мелких мышц, способность к самоконтролю, развивать навыки общения.

6. создать положительный эмоциональный фон и помочь преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;

7. Развивать коммуникативные навыки, способность договариваться, желание помочь товарищу.

Предметная среда:

Демонстрационный материал, оборудование: Индивидуальный раздаточный материал: наборы геометрического материала, сенсорные доски с наборами цветных резинок.

Ход урока:

    Организационный момент:

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание,

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться!

Учитель : Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости на урок. Повернитесь к гостям, давайте поздороваемся. (ДЕТИ ЗДОРОВАЮТСЯ КИВКОМ ГОЛОВЫ).

Приступаем к уроку .

Сегодня на уроке мы продолжаем с вами путешествовать в страну ГЕОМЕТРИЮ.

    Актуализация знаний

А сейчас отгадайте загадку:

А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры,
Чертит всякие... ФИГУРЫ

Какие геометрические фигуры вы знаете? (Дети называют)

Я попрошу выйти к доске трех учеников. У учителя в руках три карточки – слова – ЦВЕТ, ФОРМА, РАЗМЕР. Дети выбирают карточку. У доски трем ученикам даются геометрические фигуры, которые они должны разложить по цвету, форме и размеру самостоятельно.

Работа в парах:

Учитель работает с классом : на каждой парте в конвертах наборы геометрических фигур. Детям дается задание в парах:

Положите на парту фигуры по цвету;

По форме;

По размеру;

Учитель возвращается к детям, работающим у доски :

Давайте посмотрим, кто и как справился с самостоятельным заданием?

Дети оценивают правильность выполнения работ – хлопком, либо поправляют товарищей.

Вывод : Молодцы ребята, а теперь скажите, на какие группы мы можем разделить фигуры?

Вы молодцы, ребята.

3. Изучение нового материала

Познакомьтесь с другими жителями СТРАНЫ ГЕОМЕТРИИ. Отгадайте загадку:

Пуст сегодня дворик наш, за окошком хмуро.

Я взял фломастер, карандаш, решил чертить фигуры.

Передо мной бумаги лист. До чего ж он бел и чист!

Фломастером ткнешь посредине листочка,

И на листе получается …(ТОЧКА)

    Точка - королева Геометрии, потому что ни одну геометрическую фигуру без неё нельзя построить.

-Отгадайте следующую загадку:

Мне посоветовала мама

Вести свою дорогу прямо.

Как сделать линию прямой?

Никак не получается.

Фломастер у меня хромой

Или рука сбивается?

А вот с линейкой по листу

Так просто провести черту.

Смотрите, ровная какая-

Это линия-ПРЯМАЯ

Прямые линии не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжить, к ним можно приложить линейку.

Пусть точек будет очень много,

Я через них веду дорогу.

Соединяя точку с точкой

Я начертил дорожку – строчку.

Дорожка, изгибаясь, вьется.

Дорожка ЛИНИЕЙ зовется.

Это кривые линии. Они тоже не имеют ни начала, ни конца, но к ним нельзя приложить линейку.

ДЕТИ МОДЕЛИРУЮТ ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ С ПОМОШЬЮ ЦВЕТНЫХ НИТОЧЕК

А здесь засекречена фигура, которую вы сейчас назовёте сами.

Какая геометрическая фигура у меня в руках?

(Прямая линия )

Я отрезаю её небольшую часть и по краям ставлю точки, чтобы её нельзя было продолжить. Получилась новая геометрическая фигура. Как её назвать?

(Отрезок )

Правильно. Это отрезок. Чем он отличается от прямой и кривой линий?

(У него есть начало и конец, его нельзя продолжить.)

Из чего состоит отрезок? Назовите эти геом. фигуры.

(Точка, прямая линия )

Вывод: Какие герои из страны ГЕОМЕТРИИ были у нас в гостях?

Физкультурная минутка:

Мы фигуры изучали,

А теперь все дружно встали!

Руки в стороны – ПРЯМАЯ!

Руки так – у нас КРИВАЯ!
Треугольник, круг, овал!

Никто, ребята, не устал?

ТОЧКИ в кулачках сожмем,

Сядем, думать все начнем!

Разбудим пальчики:

Эй, братец Федя, разбуди соседа,

Вставай, БОЛЬШОЙ!

Вставай, УКАЗКА!

Вствай,Середка!

Вставай, Сиротка!

Вставай, МЛАДШОЙ!

Все пальчики проснулись!

Ребята улыбнулись!

    Закрепление изученного материала. Работа с планшетами.

Вы хорошо поработали, ребята! А сейчас с помощью наших героев – геометрических фигур и цветных резиночек, на планшетах, каждый из вас нарисует свой кораблик, на котором вы поплывете в дальнейшее путешествие по стране ГЕОМЕТРИИ!

Учитель включает музыку. Помогает детям.

    Итог

Учитель вызывает по рядам детей с творческими работами.

Учитель выборочно задает вопросы детям:

-для выполнения рисунка, какие геометрические фигуры ты использовал?

А теперь хочу сказать: что вы (учитель переворачивает надписи на доске, на обратной стороне БУКВЫ) МОЛОДЦЫ!

Спасибо за урок!

Попрощаемся с гостями (поклон головой).

Спасибо всем!

Вышли из класса.

Расширяются и углубляются знания об окружающей дейст­вительности.

Развиваются умственные операции: анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);

синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квад­рат»);

абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»);

обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб - это четы­рехугольники») ;

классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др.

Расширяется и обогащается словарь.

Развивается сенсорика и мелкая моторика.

Способствует развитию изобразительной, трудовой, игро­вой, учебной деятельности.

Подготавливает к успешному овладению в школе знания­ми: математики, геометрии, физики, черчения и др.

Развивается логическое мышление, познавательный инте­рес, расширяется кругозор.

Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов

Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязатель­но-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному воспри­ятию формы предметов.

Механизмы восприятия формы:

Ранний возраст: хватание предметов и манипуляция с ними. Второй год жизни: обследование предмета (направленные действия).

Третий-четвертый годы жизни: ощупывательные движения ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы используем осязательно-двигательный путь).

Пятый-шестой годы жизни: ощупывают предмет обеими ру­ками.

К семи годам: последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.

Первичное познание формы предметов осуществляется в процессе действия с ним (узнавание бутылочки с молоком).

В конце второго года жизни появляются зрительные реакции определения формы предмета, которые предшествуют практиче­ским действиям.

Если малыши стремятся схватить предмет и поманипулировать им, то дети третьего года жизни, прежде чем действовать, подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметом. У них возникает интерес к форме предметов, что не­обходимо использовать в обучении и познакомить детей с этало­нами (геометрическими фигурами).

Этапы восприятия формы:

I. (3-4 года ). Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака).

II. (4-5 лет). Знакомство с эталонами (распознавание, на­зывание геометрических фигур и некоторых их свойств).

III. (5-6 лет). Умение определять форму предметов и их час­тей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометриче­ских фигур.

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах:

В плане сенсорного восприятия и использования как этало­нов в познании форм окружающих предметов;

В смысле познания особенностей структуры фигур, их свойств, основных связей, отношений, закономерностей в их построении (т. е. собственно геометрического мате­риала).

Этапы восприятия геометрических фигур:

I. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр - стаканом, столбиком, треугольник - крышей и т. п.).

II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не ото­ждествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр -- как стакан, шар похож на мячик и т. п.).

III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (пла­ток квадратный, пуговица круглая и т. д.).

Задачей сенсорного развития является формирование у ре­бенка умения узнавать форму различных предметов и соотно­сить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).

Этапы восприятия свойств геометрических фигур :

I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия.

II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине).

III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького).

Переход от одного уровня к другому протекает не самопроиз­вольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр). Отсутствие обучения тормозит развитие.

Особенности развития представлений о форме и геометрических фигурах у детей Методические рекомендации по формированию представле­ний о форме и геометрических фигурах в ДОУ
Самостоятельно не могут выделить форму как пространственный признак предмета По возможности раньше обучаем детей способам обследования формы предметов и называнию ее словом
Для полноты образа необходимо уча­стие нескольких анализаторов При обследовании формы предметов и моделей гео­метрических фигур используем несколько анализа­торов: осязательный, двигательный, зрительный
Опредмечивают геометрические фигуры Рассматриваем большое разнообразие предметов одной формы, различающихся другими признаками (цветом, размером и др.), выделяем их общее свой­ство (форму) и обозначаем ее словом, показывая модель геометрической фигуры
Младшие дошкольники легче воспри­нимают объемные формы С младшими дошкольниками начинаем работу по оз­накомлению с кубом, шаром, цилиндром и др. еще в 1 младшей группе в процессе игр со строительным материалом и конструкторами. Затем знакомим с плоскими фигурами на крупных моделях
У старших дошкольников тяга к мел­ким предметам По мере развития переходим к мелкому раздаточно­му материалу (моделям геометрических фигур пло­ских и объемных)
Легче воспринимают геометрические фигуры в сравнении Изучаем геометрические фигуры в сравнении: «У квадрата есть углы и стороны, у круга нет углов и сторон»
Путают объемные и плоские формы (круг и шар, куб и квадрат и др.) После изучения объемных и плоских фигур прово­дим сравнение и аналогии (изображение объемных предметов и фигур на плоскости)
Не могут обобщить малознакомые предметы по форме Знакомим с геометрическими фигурами, учим назы­вать и различать их независимо от цвета и размера, классифицировать по разным признакам (цвету, форме, размеру) модели геометрических фигур и предметы
Свободно различают контрастные по форме фигуры (круг и квадрат), но затрудняются в тонком анализе (квад­рат, ромб, прямоугольник, четырех­угольник) Учим называть и показывать элементы фигур (углы, стороны), выделять существенные свойства фигур, проводя сравнения и обобщения

Задание для самостоятельной работы студентов

Подобрать дидактические игры на развитие сенсорики и проана­лизировать их воздействие на математическое развитие дошколь­ников.


Лекция № 11

Методика развития дошкольников представлений о

Форме и геометрических фигурах

ПЛАН

1. Анализ программных задач.

2. Методика решения каждой задачи:

а) предварительная работа;

б) особенности наглядного материала;

в) методика обучения;

г) этапы усложнения;

д) дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

1. Учить различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем.

2. Познакомить с признаками плоских геометрических фи­гур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала.

3. Учить различать и называть объемные геометрические фи­гуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, параллеле­пипед.

4. Познакомить с различными видами:

а) треугольников;

б) четырехугольников;

в) многоугольников.

5. Учить определять форму окружающих предметов.

6. Учить моделировать геометрические фигуры, узоры, кар­тинки (рисовать, выкладывать из палочек, составлять из других геометрических фигур).

Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры (задача 1)

Предварительная работа

В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы фигуры.

Наглядный материал

Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные).

Строительный материал, конструкторы, геометрическая мо­заика.

Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой - пуговица, монета, блин; квадратной - платок, салфетка; тре­угольной - косынка и др.

Методика обучения